Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
11 января 1983 г„ № 8 (16 505) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАСТЕРА Заметки о новой книге из серии «Отчий край» У Андрея Платонова есть особое право встретиться с читателем популярной книжной серии «Отчий кр ай», в которой представлены литераторы, так или иначе связанные с россий ским Черноземьем. Безуслов но, его художественные откры тия и прозрения не вмещают ся ни в какие региональные тр&йицы. Это был писатель первого ряда советской литера туры. О н писал обо всей России и для всей России. Но шел-то он к России и челове честву через поля, села и го рода Черноземья. И то, что он родился вблизи Воронежа, в той самой Ямской слободе, о которой потом рассказывал в одной из лучших своих пове стей, и то, что он долгие годы жил именно на этой земле, работал здесь мелиоратором, построил сотни прудов н колодцев, публиковался в мест ной печати, — никак нельзя считать всего лишь фактом личной его биографии. Обстоя те льства эти сыграли столь же активную роль в его творчестве, так же отразились на страницах его книг, как, допустим, доскональное зна ние Шолоховым жизни дон ского казачества — на созда нии «Тихого Дона» и «Подня той целины». Томик, выпущенный в ми нувшем году Центрально черноземным издательством и названный «Повести. Расска зы. Из писем», составлен М. А. Платоновой так, чтобы перед нами развернулась па норама всего творческого пути Платонова. На страницах кни ги сошлись фрагменты из писем и ранняя статья Плато нова «О ку льтуре запряжен ного света и познанного элект ричества» (это, кстати, в тра дициях наиболее удачных из даний серии: знакомить чи тателя не только с текстами, ставшими хрестоматийными, но и с сочинениями, мало пока известными), и «Епифанские шлюзы», и «Сокрове нный чело век», и «Родина электричест ва» — вплоть до завершенной писателем за несколько дней до смерти сказки-были «Неиз вестный цветок». Конечно, в среднем по объему однотомни ке невозможно было избежать подчас весьма существенных пропусков. Нет в нем, к сожа лению, ни «Происхождения мастера», ни знаменитого рас сказа «фро», ни «Такыра», ни «Джан». Последнее особенно обидно, поскольку большинст во из нас знает многократно переиздавшийся сокращенный вариант этого шедевра, между тем как сравнительно недавно увидел свет принципиально дополненный его текст. Про белы эти в определенной мере компенсирует обстоятельное и серьезное предисловие критика и литературоведа В. А. Сви- тельского, постаравшегося дать целостную картину нравствен ных и эстетических исканий художника. Рассказы и очерки военной поры, включенные в сборник, привели мне на память слова другого выдающегося советско го художника — писателя и кинематографиста Александра Довженко. Однажды он сказал, что хотел бы, чтобы в социа листическом искусстве «че ловек как бы встал над тво римым, посмотрел на мир и помыслил о своих поступ ках», ибо именно в нем, «ма леньком», «среднем», «про стом», «может и должен уме щаться весь наш мир». Вот мысль, которая, по-моему, имеет самое непосредственное отношение к творческому кредо Платонова. Вчитайтесь: даже стилистически, интона ционно это звучит почти по- платоновски. Платонова в пер вую очередь остро, кровно ин тересует как раз процесс прев ращения повседневности, иног да удручающе серого, грубого, обедненного до скудости су ществования в высшее, истин но достойное человека духов ное бытие. Именно об этом,\ черным по белому, сказано в «Афродите». Герой рассказа — техник- строитель Назар Фомин харак теризуется так: «Все матери альное, серое и обыкновенное он принял столь близко к сердцу, что оно стало для него духовным и питало его страсть к работе. Сейчас он уже не помнил — сознавал ли он в то время, что все действительно возвышенное рождается лишь из житейской нужды, но он своими руками делал тогда это превращение материально^ го в духовное, и он верил в правду революции, потому что сам совершал ее и видел ее действие на судьбе народа». В коротком этом отрывке —чуть ли не весь Платонов. Вся его этика и практическая эстетика. Все то, что дорого было ему в людях и в литературе, что неразделимо сплавило в его книгах бытовую жизнь и исто рическое бытие России... Так вот: человек для Плато нова — человек, прежде все го, одухотворенный и одухо творяющий. Преображающий силой своего ума, сердца, ра бочих рук косное, инертное в подлинно человечное, способ ное давать радость и свет всем. А если кто-то лишен этого дара, подобно безответ ному Филату из «Ямской сло боды», то вина за то ложится на несправедливый, жестокий, неистинный в омертвелости своей мир Ямской слободы, конец которой предрешен. Быть может, в книгах писа теля слова, производные от «духа» и «души», встречаются чаще других. Они — ключе вые в понимании им движения истории и предназначения че ловека. Причем, подчеркну еще раз, он не боится впря мую сталкивать одухотворен ность, возвышенность любимых своих героев с грубостью, грязью, жестокостью, с горем, написанными просто и откро венно, чуть ли не натуралисти чески. Он не боится этого, ибо твердо знает и верит: в столкновении Этом дух челове ка переболит и, укрепившись, возродится для дальнейшей жизни, труда и борьбы, пре одолев неодухотворенное, за стойное, тягостное. Так происходит и в «Родине электричества».. И в «Джан». И в «Реке Потудани» — этом поразительном рассказе о любви, преображающей геро ев, открывающей им и богат ство собственных их сердец, и высокую участь человека на земле. И во «Взыскание по гибших» — трагической поэме о женщине, потерявшей на войне всю семью, троих де тей. Ей уже нечем жить, но она думает о том, «что если она умрет, то где сохранится память о ее детях и кто их сбережет в своей любви, ког да ее -сердце тоже перестанет дышать?» И когда ее уже нет, красноармеец-танкист оста навливается около умершей, чувствуя себя ее осиротевшим сыном. «Красноармеец пошел обратно, и скучно ему стало жить без мертвых. Однако он почувствовал, что жить ему теперь стало тем более необ ходимо. Нужно не только ист ребить намертво врага жизни людей, нужно еще суметь жить после победы той выс шей жизнью, которую нам без молвно завещали мертвые... ...И нам надо так жить те перь, чтобы смерть наших лю дей была оправдана счастли вой и свободной судьбой на шего народа и тем была взы скана их гибель». Вот как «перерабатывает» дух народный утраты и боли, кажется, превышающие все его силы, все его терпение. Человек и народ, человек и общество, идеальные устрем ления человека и далеко не идеальная реальность вокруг него — об этом Платонов ду мал неотступно. Он справедли во искал залог одухотворен ности, осмысленности жизни в единении людей, в гармонии между человеком и общест вом. Но единение это ни в коем случае не роевое, как в улье. Оно основано на макси мальном проявлении личност ной самобытности, на полном достоинства сознании, что я без моего народа слаб и ник чемен, но и народ без меня не полон... Спор с теми, кто готов без остатка растворить личное, не повторимость индивидуальной судьбы в абстрактно-государст венном, для Платонова прин ципиален. В рассказе «Государ ственный житель» герой как будто бы многим напоминает тех, кто всегда притягивал сердце Платонова. Он не чужд размышлений о масштабах го сударственных забот, он вро де бы ощущает животворные связи всех со всеми. Даже способностью сочувствовать «мучениям машины», подни мающей в гору тяжелый со став, наделял Платонов Петра Евсеевича Веретенникова, — а это для автора «Машиниста Мальцева» и «Происхождения мастера» своеобразная и близ кая черта, свойственная чело веку трудовому, созидающему. И все-таки Веретенников — ложный двойник Мальцева или Захара Павловича. Персона жи, любимые Платоновым, ищут соответствия между серд цем одного и сердцами мно гих, сердцем народа. Веретен ников же хочет «расточить» личность в толпе, в массе, пре вратить ее в винтик, в песчин ку, которая сама по себе не важна и не ценна для целого — государства. «Веретенни- ковщина», по-Платонову, — опасное зло, отнимающее у нас право на активность, на самореализацию духовного по тенциала, обрекающее на бес сильное ожидание, что нужды наши будут удовлетворены «автоматически», помимо нас... В Веретенникове Платонов са тирически высмеивает эту по зицию, чуждую истинной гар монии в общежитии людей. Он убежден: «государственные жители» — плоть от плоти Ямской слободы, того старого, умирающего мира, где истори ческое существование дозволе но немногим, а эти немногие, даже обладая силой и умом, как, например, Петр I, спо собны были лишь превратить все «в чудесную бронзу, око ло которой дрожали бы разлу ченные, потерявшие друг дру га люди». Я здесь процитиро вал строки из разбора «Медно го всадника» в замечательной платоновской статье о Пушки не. В ней он, по существу, повел речь о том же: о не обходимости соединить две ветви «великой исторической работы» — уничтожить конф ликт между человеком и об ществом, организованным в го сударство. Для этого нужно, чтобы каждый почувствовал себя государственным челове ком (а не «государственным жителем», то есть лишенным инициативы обывателем), а государство бы стало подлин но человечным... Лишь социа лизм способен обеспечить эту гармонию, дать людям цель ное, целостное существование, сформировать условия, в ко торых дух сможет проявиться с предельной полнотой, пре ображая и возвышая все, что вне его... Этой верой, этим пафосом питалось творчество большого русского, советского писателя Андрея Платонова. Этим он бесконечно волнует современ ного читателя и будет волно вать наших детей, внуков, правнуков... И. НЕВЕРОВ. V Ч* А Ч е л о в е к и з а к о н Р Я Д О В О Е Д Е Л О Т ЕМНАЯ ОСЕННЯЯ ночь. Перелески Ямай ского заказника. Свет автомобильных фар вреза ется в темноту. Но вот в луч света попал заяц-русак. Прогремел выстрел. Через не- котброе время в другом месте заказника снова звучат вы стрелы. Под утро на окраине Ли пецка майор милиции О. Ко четов и сержант С. Володин остановили автомашину УАЗ-469, принадлежащую уп равлению жилищно-коммуналь ного хозяйства НЛМЗ. У води теля путевого листа не оказа лось. В кабине лежали три убитых кабана и четыре зай ца, двухствольное ружье, то пор. Сомнений не было — за держаны браконьеры. Водителем автомашины ока зался Петр Рапельский, вто рым «охотником» — Василий Покачалов. Оба работают в управлении жилищно-комму нального хозяйства НЛМЗ. Они признались в браконьер стве и недавно предстали пе ред Грязинским городским на родным судом. Покачалов при говорен к двум, Рапельский — в полутора годам лишения свободы с обязательным при влечением к труду в местах, определяемых органами мили ции. Кроме этого, конфиско вано ружье. Браконьеры воз местили ущерб в сумме 687 рублей госохотфонду, оплати ли услуги адвокатов. Суд, как и положено, учитывал при на казании виновных как опас ность совершенного преступ ления, так и обстоятельства, смягчающие вину подсудимых. У каждого из них— по двое несовершеннолетних детей, ра нее не судились, в содеянном раскаялись. Насколько искрен ни их обещания — покажет будущее. Но сейчас хочется пораз мыслить о другом. О микро климате в коллективе, где ра ботали осужденные. Следует сказать прямо: обстановка, сложиватяся в управлении, в какой-то мере способствова ла тому, что произошло. На работе Покачалов и Рапель ский договорились поехать в Яманский заказник. В восемь вечера, то есть после оконча ния рабочего дня, Рапельский подошел к машине, спокойно сел в кабину. Никто не оста новил машину, которая покш пула в сумерках стоянку. Уже по одному этому случаю мож но судить о порядках в гара же управления жилищно-ком мунального хозяйства. Наши моральные принципы здесь то ж е толкуются несколько своеобразно. Начальник управ ления А. С. Буркова и предсе датель месткома профсоюза Р. Н. Гладких подписали бли стательные характеристики Покачалову и Рапельскому. Из этих документов следова ло, что они честные, автори тетные люди, прямо-таки об разцовые. А эти «образцовые» беспардонно солгали работни кам милиции, пытаясь убедить их, что убитых кабанов они подобрали на дороге. В харак теристике утверждается, что шофер Рапельский не был за мечен в самовольном исполь зовании автомашины. А в ту сентябрьскую ночь он разве не самовольно угнал ее и всю ночь гонял по территории за казника, жег государственный бензин? После ареста злостных бра коньеров в управлении жи лищно-коммунального хозяй ства НЛМЗ состоялось общее собрание рабочих. Многие ду мали, что пойдет серьезный, обстоятельный разговор о мо ральном облике Покачалова и Рапельского, выступающие строго осудят их неблаговид ный поступок. Но ничего по добного не произошло. Вы ступающие экономист Н. Кар пова, электрик А. Тонких, на чальник планового отдела В. Сячкова, тракторист В , Ми тин говорили больше о том, как...- избавить от наказания преступников и передать их на поруки для воспитания. Участковый инспектор Грязин- ского РОВД Н. Солодухин, присутствовавший на собра-. нии, рекомендовал избрать и послать в судебный процесс общественного обвинителя. Но куда там! Председатель мест кома Р. Гладких, наоборот, предложил избрать обществен ного защитника. Эта мысль так понравилась некоторым, что избрали сразу двух защит ников — заместителя началь ника управления В. Голисаева и начальника службы ремонта и эксплуатации мехоборудова- ния М. Новикова. Народный суд, выслушав их, не согласился с их просьбами не лишать подсудимых свобо ды. Не согласился потому, •что действия браконьеров но сили общественно опасный характер. Уголовно-процес суальный кодекс РСФСР пре доставляет право обществен ным организациям или коллек тивам трудящихся ходатайст вовать об освобождении от судебной ответственности лиц и передаче их на перевоспита ние коллектива. И это пра вильно. Но, к сожалению, мы еще сталкиваемся с фактами, когда некоторые лица и даже коллективы пытаются брать под защиту людей, совершив ших опасные преступления. Псевдогуманность таких «хо датаев», естественно, наносит вред борьбе с преступностью. Нет, не во всепрощении про является советский гуманизм! На собрании многие высту пающие делали упор на то, что Покачалов и Рапельский полностью признали себя ви новными и это является смяг чающим вину обстоятельст вом. Но пришли преступники к этому не по своей инициа тиве, а под давлением неопро вержимых доказательств, кото рые были представлены след ствием, а затем и судом. Им, в сущности, ничего иного не оставалось, как согласиться с неопровержимыми фактами. Все, чем богата наша Роди на,— неповторимая красота ее природы, леса и воды, расти тельный и животный мир — общее достояние. Поэтому ох рана природы — поистине всенародное дело. Беречь при роду — значит защищать ее от любых посягательств. Бра коньеры Покачалов и Рапель ский применяли варварский метод охоты, используя свет фар автомобиля. Причем, зани мались браконьерством в за казнике. Необходимо извлечь серьезные уроки из этого «ря дового»,— так его пытались представить на собрании в уп равлении жилищно-комму нального хозяйства НЛМЗ, — дела... Н. УСИК, зам. председателя облсуда. КОНСУЛЬТИРУЮТ РАБОЧИХ В ЦЕХАХ Михайловского горно-обо гатительного комбината про фессора и доценты Курского медицинского института. З а ключив договор с предприя тием, ученые взяли шефство над горняками. Б преддверии нового года медики отчитались перед же- яезногорцами о работе, про деланной за шесть лет сот рудничества. Тщательно изу чив условия труда горняков, они составили программу профилактики профессио нальных заболеваний. Ком бинату даны рекомендации по снижению уровня шума, вибрации, запыленности в цехах. В выездных кабине тах, оснащенных разнообраз ной диагностической аппара турой, вузовские ученые ос мотрели более пяти тысяч рабочих, рекомендовали ме стным врачам способы лече ния, профилактические меро приятия. По их совету пост роен воднооздоровительный комплекс. Внедрены также некоторые новые научные разработки института: при ставка для массовых электро кардиографических обследо ваний, ингаляционные препа раты для профилактики пы левого бронхита. Итогом шестилетнего сот рудничества стало значитель ное сокращение случаев про фессиональных заболеваний. Опытом совместной работы курских и железногорских врачей заинтересовались и другие горнодобывающие предприятия Курской маг нитной аномалии О. КУЗЬМИН. (ТАСС). Курск. ИНФОРМАЦИЯ Прага Успешно завершились испы тания нового конвертора на Битковицком металлургиче ском и машиностроительном комбинате имени К. Готвальда в Остраве. Конструкция 70- тонного конвертора и передо вая технология выплавки металла в нем разработана чехословацкими специалиста ми. Благодаря этой технологии процесс выплавки стали сокра щается до 35 минут. При этом значительно снижаются мате риальные затраты. Управление работой агрегата полностью автоматизировано. Еще одно важное достоинство таких конверторов в том, что их можно устанавливать в цехах, не приостанавливая работы. Кабул Напряженная обстановка складывается в местечке Лан- ди-Коталь (Пакистан) в районе расселения пуштунских пле мен. По поступившим в Кабул сообщениям, в этом городе проходят массовые демонст рации с требованием прекратить вмешательство пакистанских властей во внутренние дела пуштунов, нарушение их тра диций и обычаев. На разгон демонстраций брошены войска. Власти Исламабада арестовали одного из вождей пуштунско го племени Хаджи Голаб Шин- вари — бывшего члена парла мента Пакистана, Нью-Йорк Прогнозы американских эко номистов относительно роста безработицы в 1983 году в США станут мрачной дейст вительностью для нескольких тысяч граждан страны уже в самое ближайшее время. Горнодобывающая компания «Аиакоида» объявила о реше нии уволить в течение бли жайших месяцев около тысячи трудящихся в штате Монтана. Свое решение администрация мотивирует тем, что большин ство шахт в штате «перестали быть рентабельными». В иаступившом году о своем решении уволить 2500 человек уже объявила автомобиле- строительвая компания «Форд мотор». Армию безработных пополнят также более тысячи служащих различных авиаком паний Соединенных штатов. Токио Дать решительный отпор эко номической политике прави тельства либерал-демократов призвал трудящихся Японии председатель генерального со вета профсоюзов страны М. Макиэда. Выступая на пресс-конференции в городе Сидзуока, руководитель круп нейшего японского профцентра заявил, что трудящиеся долж ны сконцентрировать усилия на борьбе против политики массовых увольнений, против планов властей и предприни мателей «заморозить» заработ ную плату. Необходимо до биваться сурового наказания тех деятелей правящей пар тии, которые замешаны в кор рупции, подчеркнул М. Макиэ- да. (ТАСС). КАТАСТРОФА КАИРУ ГРОЗИТ КАИР, 10 января. (Корр. ТАСС). Крупнейшему горо ду Ближнего Востока и Аф рики Каиру в недалеком бу дущем грозит катастрофа, пишет египетская газета «Аль-Ахрам», призывая объ явить его «закрытым горо дом». Ссылаясь на данные цент рального статистического,бю ро, газета указывает, что в египетской столице в настоя щее время проживает более четверти 45-миллионного населения страны. Если со хранятся темпы роста чис ленности жителей Каира, вызванные демографическим взрывом и рЬстом миграции, то Ас 2000 году здесь будут проживать более 20 миллио нов человек. Огромный город на бере гах Нила уже сейчас задыха ется под тяжелым бременем многочисленных проблем. Как и во всей стране, в сто лице Египта свирепствует 'жестокий жилищный кризис. Проблему транспорта здесь относят к категории неразре шимых. А. СИЛАЕВ. В ПЕРВЫХ РЯДАХ РЕВОЛЮЦИОННОЙ КАМПАНИИ АДДИС-АБЕБА, 10 янва ря. (Корр. ТАСС). Трудящи еся Эфиопии полны решимо сти приложить максимум усилий для практического осуществления целей и задач национально - демократиче ской революции, в деле пост роения в стране основ социа листического общества, зая вил здесь председатель Все- эфиопского профсоюза (ВЭП) Тадессе Тамират. Выступая по случаю ше стой годовщины создания ВЭП, он подчеркнул, что чле ны профсоюзов идут в пер вых рядах участников обще национальной революцион ной кампании развития и центрального планирования, бдительно стоят на страже революционных завоеваний. Под руководством Комиссии по организации партии тру дящихся Эфиопии (КОПТЭ) профсоюзы также ведут ак тивную работу среди широ ких народных масс по повы шению их политического и общеобразовательного уров ня. В настоящее время Эфи опия вступила в завершаю щий этап создания авангард ной марксистско-ленинской партии трудящихся, отметил Тадессе Тамират. В этой связи на ВЭП ложится осо бая-ответственность по про паганде и реализации реше ний II съезда КОПТЭ, опре делившего основные направ ления внутренней и внешней политики страны на период до созыва учредительного съезда партии. В международном плане, подчеркнул он, ВЭП будет и дальше стремиться к разви тию отношений дружбы и сотрудничества со всеми про грессивными силами мира, прежде всего с профсоюзны ми организациями стран со циалистического содружест ва. Эфиопские трудящиеся видят свою основную задачу в укреплении единого анти империалистического фронта в интересах всеобщего мира, демократии и социализма. 30. ПИЧУГИН. НЬЮ-ЙОРК. «Мы сильны в объединении!» — гласит ло зунг участников демонстрации за право на труд. В Соединенных Штатах все сильнее звучит голос трудово го парода в защиту своих жизненных интересов. Амери канские трудящиеся все больше понимают, что только в со юзе, объединив свои силы, они могут добиться удовлетворе. ния справедливых требований. Борьба за право на жизнь, про тив растущей нищеты и безработицы объединяет сегодня людей разных возрастов и профессий, разного цвета кожи и политических убеждений. (Фотохроника ТАСС). БИРМА: НОВЫЙ ЗАКОН 0 ГРАЖДАНСТВЕ Принятие Народным собра нием Бирмы нового закона о гражданстве стало важным со бытием в жизни страны. Население Бирмы составляет около 35 миллионов человек, больше 72 процентов из кото рых —• бирманцы. Кроме них в стране большое количество различных национальностей и национальных групп: тканы, индийцы, китайцы, непальцы, бенгальцы и другие. В большинстве своем они не имели бирманского гражданст ва, проживали на правах ино странцев.*Они не имели права быть избранными на высшие руководящие посты, испыты вали серьезные 'трудности при поступлении на работу, в учеб ные заведения, не пользова лись никакими государствен ными льготами. Это обостряло и без того сложные нацио нальные отношения, ухудшало внутриполитическую обстанов ку, являлось постоянным ис точником недовольства нацио нальных меньшинств. Сложив шееся положение активно ис пользовалось заинтересован ными силами для поддержания не утихающей с 1947 года ан типравительственной борьбы. В соответствии с новым за коном бирманское гражданство могут получить около пяти миллионов человек, рассматри вавшихся ранее как иностран цы. Закон исключает возмож ность двойного гражданства. По новому закону имя рож денного ребенка будет зано ситься в соответствующий до кумент родителей. По дости жении 18-летнего возраста мо лодой человек автоматически получает такое же, как у ро дителей, гражданство. Но он также имеет право в течение года обратиться в соответству ющее учреждение с просьбой о предоставлении ему иного гражданства. Если лицо, достигшее 19-лет него возраста, по каким-то причинам не обратится в ука занную инстанцию, на него ежегодно до исполнения 22 лет будет накладываться символи ческий штраф — 50 ’кьятт. Во время этого периода за ним сохраняется право запросить себе бирманское гражданство. После истечения этого срока право стать гражданином страны утрачивается, и он ос тается с гражданством, кото рое имели родители. Это положение имеет важ ное значение. В соответствии с предыдущими законами ли цо, не подавшее заявление в течение одного года после ис полнения 18 лет, утрачивало право на гражданство. Новый закон дает на размышления четыре года: Закон 1982 года, как счита ют бирманцы, призван частич но решить острую националь ную проблему страны. Е. ПОПОВ, соб. корр. АПН. Рангун. РАСЧЕТЫ И ПРОСЧЕТЫ ГОСПОДИНА РЕЙГАНА Чем заметнее в Польше ре альные результаты нормализа ции, тем резче нападают на нашу страну Соединенные Штаты Америки. Если опери ровать категориями этического порядка, то это выглядит так: поднимающийся после падения получает очередной удар. Когда в Польше был разгул анархии, а жизнь человека становилась все труднее, Сое диненные Штаты усердно при зывали, не будем вмешиваться, судьба Польши в руках самих поляков. Рассчитывая при этом, что Польша совсем ос лабнет, что, может быть, даже прольется кровь, и что — са мое главное — это нанесет ущерб всему социалистическо му содружеству. А то, что са мую высокую цену заплатят за это сами поляки — так это их, мол, а не наше американ. ское дело. Потом, когда в декабре 1981 года поляки действительно взяли судьбу страны в свои руки, когда было твердо заяв лено, что Польша не станет жертвой американской полити ческой игры, — на Польщу обрушился град ударов. Напомним об этом хотя бы коротко. Под звуки мелодии песни «Пусть Польша останет ся Польшей», что должно бы ло, видимо, означать «заботу» о нас, президент Рейган одно временно приостановил фи нансирование" закупок компо нентов для кормов и таким об разом «решил проблему» фак тической остановки польских бройлерных фабрик — про изводство птицы в стране упа ло в общем производстве мяса с 19 процентов до 3,1 процен та! Да что там цыплята! Ведь есть еще рыба. И, лицемеря в духе той же «заботы» о Поль ше, Рейган лишил польских рыбаков права на лов в 200_ мильной американской зоне в Атлантике. Далее Рейган поспешил в духе «заботы» о поляках за претить полеты самолетов польских линий в США. За тем администрация США прервала переговоры о предо ставлении ей кредитов. Затем следующий удар — введение ограничений в ис пользовании американских тех нологий и лицензий. Цель — остановить польские конвейе ры, а то и целые предприятия, где работало приобретенное на Западе оборудование. Однако, несмотря на все яв но подрывные усилия США, экономика Польши не разва лилась. Более того, благодаря помощи Советского Союза и других братских социалистиче ских стран удалось остановить спад производства. А промыш ленность в целом начала ожи вать. Ну, а как реагируют на это власти США? Как можно было и предпо. ложить, они начинают новую атаку. Польше отказано в ре жиме наибольшего благопри ятствования в торговле с США. Конечно же, администрация США и на этот раз дала по нять, что она руководствова лась «заботой» о поляках. Цель всех этих санкций и нажима — ослабить Польшу, затруднить ей выход из эко номического кризиса, натра вить поляков на собственное правительство. Однако напрас но американская администра ция, президент Рейган счита ют поляков настолько прими тивными, что они не способны понять что к чему. Рядовой по ляк уже разобрался, в чьих же интересах действуют вла сти в столице на Висле и в чьих — администрация на По томаке. Рональд Рейган в течение многих месяцев требовал от мены военного положения, восстановления деятельности «Солидарности» и так далее, вел себя так-, будто Польша была его'марионеточным госу дарством.. Он явно не рассчи тывал, что сравнительно быст ро проявятся признаки норма лизации в стране. Впрочем, это не первая ошибка в по добных расчетах. Такой же не ожиданностью было для Рейга на введение военного положе ния. — Известно, что в политике ничего не делается случайно. И ни Уайнбергер, ни Рейган не позволили бы оскорбитель ных выпадов по отношению к Польше и полякам, противоре чащих общепринятым прави лам дипломатии, если бы не требовала этого политическая линия американской админист рации. Не раз уже открывались нам вероломство, лицемерие и аг рессивность империалистиче ской политики США. Давно известно, чтр США хотят иг рать роль мирового» жандарма и вводить везде те порядки, которые им выгодны. Но Чи ли, Ливан, 'Сальвадор далеки от Польши. И не всегда, может быть, рядовым полякам было понятно, какие манипуляции проделывало там ЦРУ. Сейчас лее каждый в Польше, можно сказать, воочию убедился, что означает на практике амери канская политика диктата, по литика, так или иначе наце ленная против социалистиче ского строя. Теперь это для поляков бесспорный факт. И что маниакальный антикомму низм хозяина Белого дома от ражается сейчас непосредст венно на жителе Гданьска или Люблина — это тоже факт. Ибо, по существу, судьба по ляка и Польши трогает прези дента Рейгана так же, как прошлогодний снег. Его инте ресует Польша, только как объект .политической игры. Но, к счастью, решать свою судьбу твердо намерены сами поляки. Е. ВАЧИНЬСКИи, польский публицист. (АПН}. Гданьск, - - . .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz