Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
27 марта 1983 г. , № 70 (16 567) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 Т П А Н И Н В ЛИПЕЦКОЙ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В До бровском районе прошли Дни литера туры, организованные районным комитетом партии и областной писательской организа цией. Члены Союза писателей СССР И. С. Завражин и С. В. Мекшен встретились с тру жениками районного центра, с учащейся мо лодежью, провели литературные вечера в селах Ратчино и Замартынье, возложили цве ты к памятнику известному русскому писа телю А. И. Левитову на его родине. В Правлении Союза писателей РСФСР на заседании совета по сатире и юмору состоя лось обсуждение рукописи литературных па родий липецкого журналиста и литератора Иго ря Безбородова, участника 2 Всероссийского семинара молодых сатириков и юмористов. В обсуждении приняли участие известные со ветские писатели, мастера сатирического жан ра. Рукопись И. Безбородова рекомендована из дательству «Современник». НЕДЕ ЛЯ ДЕТСКОЙ К Н И Г И Добрый праздник пришел к детворе в дни весенних кани кул — «Неделя детской дниги». В Домах пионеров, библи отеках и школах области проходят в эти дни творческие встречи липецких писателей с юными читателями. Только за год, прошедший с предыдущих «книжкиных именин», в Цент рально-Черноземном издательстве вышли новые книги для детей и юношества А. Баюканского, А. Владимирова, Т. Дмит риева. Стихи липецких авторов С. Брейзман и Р. Дергуновой вошли в коллективный сборник для малышей «Я сегодня очень рад». Сегодня мы публикуем новые стихи липецких литераторов для детей. Р. ДЕРГУНОВА. Т. ДМИТРИЕВ. М арт Радость в доме поселилась В светлой комнате большой, В свежей шторе отразилась, В чистой раме голубой, В пестрой юбке, в синей чашке, В добрых маминых глазах, И у Игоря с Наташкой На веснушчатых носах. Грибно й дож дь _ Тучка, тучка! Правда, дождь Ты грибной на землю льешь? Дождь грибной, дождь грибной, Длинноногий, проливной! — Вот тебе мое лукошко, Влей в него грибов немножко! — Я с дождем не лью грибы. Загляни-ка под дубы, Под березки, под осинки, Чуть сойди с лесной тропинки — Под ореховым кустом Гриб накрыт сухим листом. Снеговик Снеговик был очень весел, Нас всю зиму веселил. А вчера он нос повесил, Грустно голову склонил. И стоит как полусонный, В луже шляпа и метла. Он не знал, что с птичьим звоном К нам уже весна пришла. К то я? Постригла мама Яшу, Все локоны сняла. Теперь ему не скажут: — Вот девочка пришла. Охотник Дед Илья тропой знакомой В лес приходит не с ружьем! С кистью, с красками, с альбомом И простым карандашом. Из норы лисичка выйдет, Птица сядет на гнездо. И на дедушку в обиде Не останется никто. Даже волк — лесной разбойник — Не боялся встречи с ним. Он красуется в альбоме Жив, здоров и невредим. М. МИ ХАЛЕВА . В лесу Утром летним тихо поднялась в лесу и прошлась лосиха* отряхнув росу. Рядом по дороге, несмышлен и рыж, топал длинноногий сын ее, малыш. Добрый заповедник охраняет их. Рыженький наследник задремал, притих. Дож дь Налетел холодный ветер, Тучу темную принес. Под навесом скрылись дети, С ними наш дворовый пес. Никого на мокрой горке, Разбежались со двора. Лишь котенок смотрит зорко Из-под старого ведра. С. БРЕЙЗМА Н. М ы рисуем • Я цветы рисую всюду. На асфальте тоже буду. Острой палкой на песке, белым мелом на доске. А какое это счастье, если красный есть фломастер! Брат рисует красным крыши, на березе красной вишни, дым над красною трубой, деда с красной бородой, к дому красные дорожки, двери красные, окошки. — Это в доме, — говорит, — вечер, и огонь горит. Друж ба Мой щенок ко мне привык. Понимает мой язык. Так меня он полюбил! Даже в школу приходил.-. Н о в<ые к н и геи Т В О Р Ч Е С К И Й П У Т Ь З Е М Л Я К А Воронежская областная на учная библиотека имени И. С. Никитина и научная библио тека Воронежского университе та подготовили и издали седь мой выпуск из серии библио графических указателей «Во ронежские писатели и литера туроведы». Он посвящен круп ному русскому писателю-де- мократу, уроженцу деревни Ксизово Задонского уезда Александру Ивановичу Эртелю. Примечательно это издание прежде всего тем, что соста витель указателя В. П. Серге ев предпринял первую попыт ку библиографическими средст вами всесторонне осветить би ографию и творческий путь А. И. Эртеля — задача боль шая, трудоемкая, но зато и достойная признательности. Со ставитель для ее решения вы явил все художественные и публицистические произведе ния писателя, его немалое эпи столярное наследие, а также литературу о его жизни и твор- .честве, выходившую на про тяжении ста лет. Весь библиографический ма териал в указателе размещен в хронологической последова тельности и по годам, а в пре делах года — в алфавитном порядке. Такое расположение дает наглядное представление об эволюции творчества писа теля, об интересе и внимании к его личности и его произве дениям читателей и исследо вателей. Примечателен, напри мер, тот важный факт, что уже в 1918 году в Москве предпринято было издание соб рания сочинений А. И. Эртеля в семи томах. И хотя оно, в силу материальных трудностей того времени, осталось неза вершенным (вышли в свет только первые два тома), само начинание свидетельствует о положительном отношении но вого, советского строя к худо жественному наследию писате- ля-демократа. Материалы указателя позволя ют сделать ряд широких на учных обобщений. Есть осно вания считать, что не все пись ма А. И. Эртеля сохранились до нашего времени, да, на верное. не все они пока и об наружены. Но и те, которые зафиксированы в указателе, имеют значительный историко- литературный и биографический интерес, дают довольно пол ное представление о его пе реписке со многими виднейши ми деятелями русской культу ры: Л. Н. Толстым, М. Е. Сал тыковым-Щедриным, В. Г. Ко роленко, В. Г. Чертковым, Г. И. Успенским, П. В. Засодим- ским, А. П. Чеховым, И. А. Бу ниным и другими. Раздел четвертый указателя — «Литература о жизни и твор честве А. И. Эртеля» — са мый большой. Он содержит 316 названий книг и статей, опубликованных с 1880 по 1 сентября 1980 года. Даже простой просмотр этого ши рокого библиографического по лотна убеждает, что личностью и творчеством писателя инте ресовались многие, Изучая этот раздел, имеющи еся в нем аннотации, узнаем, что Г. В. Плеханова, например, интересовал в повести А. И. Эртеля «Волхонская барышня» образ марксиста. В статье В. П. Кранихфельда дается краткий разбор положения по реформенного крестьянства, со держащегося в большом цикле эртелевских очерков и расска зов «Записки степняка», а в 37-м томе «Литературного нас ледства»—отзыв Л. Н. Толстого о творчестве А. И. Эртеля. Материалы этого раздела поз воляют прийти к тому важному обобщению, что подавляющая часть литературы о жизни и творчестве писателя была соз дана при Советской власти. Если за 37 дореволюционных лет в указателе зарегистрирова но 62 названия такой литера туры, то за советский период-!— 254 названия. Особенно много литературы об А. И. Эртеле появилось в последние два де сятилетия. Резко выделяется большим количеством литерату ры (26 названий) 1980-й год, когда отмечалось 125-летие со дня рождения писателя. В особом разделе указателя учтены воспоминания об А. ,И. Эртеле таких известных рус ских писателей, как П. В. За- содимский, И. А. Бунин, Н. <Н. Златовратский и другие. Необходимо отметить хоро шее библиографическое редак тирование книга, квалифици рованно выполненное на уров не современных требований ра ботником Воронежской област ной библиотеки Т. Г. Евлако- вой. Заканчивая разбор указателя, подчеркнем, что ученые, кра- еведыГ, все, интересующиеся жизнью и творчеством писате- ля-демократа А. И. Эртеля, по лучили хорошее справочное по собие. А. ГАЙВОРОНСКИЙ, кандидат исторических наук, Г. Воронеж. В . ОСКО ЛКОВ . В Е С Н А У весны — тяжелая работа: Шутка ль — столько снега растопить! У весны — веселая работа: Всю природу к жизни пробудить, Снять зимы тяжелые оковы С рек, озер — такая - благодать! Любо с чувством радостным и новым Утро дня погожего встречать. Все весне-затейнице по силам, Всем достанет от ее щедрот. Даже самым мрачным и унылым В жилы хмель живительный вольет. Вся в цветах, улыбках и забавах, Вот она, нарядная, — встречай! Люди цвета красного добавят В наш цветистый праздник -— Первомай. А. ПАРЩИКО ВА . Разве что-то не так происходит? Мне ли новых бояться потерь! Да никто не ушел. Это холод распахнул заскрипевшую дверь. Это день догорает неспешно за домами, в пыли снеговой. И снова нагрянет, закружит, обнимет за плечи дневными заботами весь этот мир обжитой. Но что же мне делать с моей человеческой речью, с такой вековою, древесной моей немотой? Я буду разлюблена трижды, но трижды — любима. Я мир перестрою по собственной воле своей, но что же мне делать с моей одинокой рябиной, тревожно горящей в заснеженных далях полей? Это ветер печали нездешней прошумел над моей головой. Это горечь, как высшее благо, снизошла. И о том ли тужить, что от радости хочется плакать, / как в минуты отчаянья — жить. И что же мне делать с моей золотой несвободой, , с последней свободой, в которой не будет тебя, и будет зима с переменчивой русской погодой, и зимние ветры неведомо что натрубят. И солнечный свет, как всегда, упадет в изголовье, и солнечный иней бесшумно слетит с тополей... Но что же мне делать с бессмертной моею любовью, и что же мне делать с невечной душою моей? Х У Д О Ж Н И К ИЗ СЕЛА СОШКИ Дмитрия Ивановича Толчеева, самодеятельного художник ^ ОШки Липецкого района, знают далеко за пределам: нашей области. Он неоднократно участвовал во Бсероссий ских и Всесоюзных выставках изобразительного и декоратив но-прикладного искусства, работы его в составе передвижны экспозиций побывали во многих странах мира. Дмитрий Иванович—неоднократный участник областных вь; ставок, где всегда был в числе победителей. И на недавн закончившейся выставке работ самодеятельных художника! посвященной 60-летию образования СССР, которая проходил в Липецке в помещении выставочного зала, Толчеев натра» ден дипломом первой степени и ценным призом. Сейчас сельский художник готовится к персональной вы ставке, которая будет проходить летом в Липецке. Организа торы этой экспозиции — Липецкая организация Союза ху дожяиков РСФСР и областной научно-методический цент народного творчества и культпросветработы. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей две новые ра боты Д. И. Толчеева. В. КУЛИК. V * 'т'' 1ЩШ& " %. - , Й Г V Г *■ . А . чШШШШШшштШ У*Г* ■ Э. ПОПОВА. Д ОЖДЬ шел с самого ве чера. Очень мелкий,-как густой туман,- теплый и бесшумный. Не перестал он и утром. По утрам я обычно жду почту. Письма и газеты мне приносят в квартиру. Я думаю о том, как, наверное, неприятно Вере Ивановне шагать с тяжелой сумкой по мокрым, неуютным улицам. Мы знакомы.много лет. И Ве ра Ивановна не считает за труд подняться на третий этаж и позвонить, а не заталкивать мою почту в тесный ящик на площадке второго этажа. И я жду два знакомых коротких звонка. Но в это утро раздался один длинный звонок. В дверях стояла девушка с откинутым капюшоном блестящего от дождя плаща и с рассыпавши, мися по плечам волосами. В руке V нее была довольно то щая почтовая сумка. словно пустая. Она протянула пакет: — Распишитесь, пожалуйста, — и взглянула на меня радо стно, будто встретила близко знакомого человека. — Зайдите. Я не умею на ходу расписываться, — сказала я, чувствуя, что взгляд ее ме ня встревожил. Уже давно ме ня не волнуют ни лица, ни встречи, но эта девушка как бы сердца взглядом костилась. Где я могла видеть ее? Я пы таюсь вспомнить, и вдруг она сама помогает мне! , — Вы жили ра улице Гага рина! Жиля? Так вы- моя пер вая учительница музыки. Я — Ирина! Ипинка — рыжая! Помните? Я теперь заканчиваю музыкальное чччлише. — Но я никого не могла учить музыке Я сама мало и плохо играю, — осторожно сказала я. — Но постойте... вы — Ирина? Ах, боже мой! Иринка! — память вдруг вы свечивает маленького рыжего заморыша, и я с трудом верю, что это она. хотя уже знаю, но еще не м о г у совместить того ребенка и эту милую девушку в одно лицо. Она улыбается и переспра шивает: — Что почему? Почему раз ношу? Подрабатываю на кани кулах. Увидела вам пакет и напросилась занести. Все это она говорит весе ло. быстро, и я постепенно уз. наю и привыкаю: да. это она. Но кто бы мог предсказать такую метаморфозу? Моя ла донь еще помнит ее детскую худенькую, словно всю из уг лов, спинку... — У вас еше было пианино, старенькое такое, с подсвеч никами. — Зайди! Посмбтри, Ирина! Она вбегает оглядывается, приникает к инструменту, как к живомV существу. На ресни цах засветились то ли дожде вые капли, то ли слезы. Я обняла ее. и она прильну ла ко мне. Как в далеком детстве. И не так уж далеком. — Ты ничего не хочешь мне рассказать? — Ой, очень хочу! Но нет времени. Я так хотела вас ви деть. Очень хотела, но малень кая была — не могла, а вы росла — вы потерялись. Как увидела сегодня ваш адрес и ваш пакет, попросила, чтоб да ли мне отнести. И она засмеялась. — А стипендию получаешь? — А как же! Я еще рабо таю в детском саду. Учу дети шек петь. Зарплата небольшая, но малыш определен. — Ты замужем? — я оторо пела. — Ой, что вы! Это братишка мой. Я все расскажу, теперь знаю адрес. Она вытащила из сумки и признательно протянула мне два роскошных цветка канны. — Когда ты придешь? — нетерпеливо спросила я. — Только с Васильком. Так мы братишку назвали... В честь бабушки Василисы. Пом ните бабушку? Я стараюсь отшелушить эти десять лет... ...Я жила на втором этаже большого дома в квартире с окнами во двор. Двор был очень уютный. Наш дом примы кал к трем другим, и созда вался уютный дворик. В одном его углу густо росли деревья. Когда-то здесь стояли личные домишки, но их снесли. вла дельцев переселили в много этажные коробки, а деревья остались. Широкие, развеси стые кроны, как низкие тучи. Этой живой беседкой овладели доминошники. Они без устали колотили костяшками по столу с утра до вечера. И с утра до вечера из-поа густых крон неслись такие забористые сло ва, что прохожие с опаской обегали угол. И каждый ве чер там, поа этими пышными кронами, была пьянка. Со второго этажа двор хорошо просматривался. Я замечала: каждый раз в гастроном ходил один и тот же человек. И что меня ранило особенно, к нему всегда цеплялась девочка лет семи, рыженькая, веснушчатая. Цеплялась, будто тянула назад, не пускала. Он с неодолимой силой влек ее за собой, и девочка бежала как-то боком, оттягивая его руку. Меня интересовала девочка. Я часто видела ее с бабушкой. Однажды я спросила бабушку, что это за мужчина. — Ох, да сын мой! Пьет на пропалую. А сноха — и того пуще... Пропащие люди. Уме реть бы мне, закрыть глазаст сраму, да ее вот. Иринку, жаль. — Они работают? — Работают, — вздохнула старушка. — На птицефабрике получили триста рублей и за два дня все, как в прорву. Даже обутку Ирке не купили. А чего бы им пить? Что за напасть такая? Чем я перед богом провинилась? В сентябре девочка пошла в первый класс. Это был первый сентябрь, когда я не торопилась в шко лу: у всех наступает такой грустный день, когда торо питься некуда. Ко мне заходила старая приятельница Софья Петровна, Иринкина учительни ца, успокаивала, рассказывала новости. ^ Как-то Софья Петровна за шла ко мне встревоженная. — Вы знаете, Иринкину ба бушку отправили в больницу. А родители где-то на птице фабрике работают. Дала знать, но адрес какой-то зыбкий. Я бы взяла девочку к себе. да сама срочно уезжаю к сыну... В тот вечер Иринка перешла жить ко мне. У меня была однокомнатная квартира. Стол, диван, кровать, пианино, эта жерка с книгами. Все это она с интересом рассматривала. — Иринка, после школы пойдем к бабушке. За обедом я заметила, что она оглядывается на меня и что-то прячет. — Не надо, — сказала я ей тихо, — я приготовила ба бушке гостинец. — И котлетку понесем? — Даже две. В больнице она сразу нашла бабушку и стала рассказы вать, что живет у меня. что скоро приедут родители. — Дай-то бог, — сказала бабушка. — Я бы уже сда лась, да вот мать-то у тебя непутевая. Нельзя мне поми- рать-то. — Что ты бабушка? Она добрая, хорошая, только глупая, не понимает. Она боль ше девочка, чем я. — Вот-вот... Не понимает! Одно понятие V нее — вино. И сына моего погубила и те бя. . Ох-хо... Ирина шла из больницы до мой. На лицр ее была заста релая печаль и усталость взрослого человека. Дома она немного посидела за уроками и вдруг заплакала: — Х о чу к мам е... — Но мы только что были у бабушки. А мама вот-вот приедет. —■Что бабушка? Она маму ругает! А мама такая добрая и красивая! — Ну, ну... Хочешь, я тебе поиграю? Я раскрыла пианино и* сыграла ей знакомую песенку «Пусть всегда будет солнце!». Она оживилась. — А я так смогу? — Попробуй! Она села и что-то пыталась подобрать, но не получилось. Я сыграла «Широка страна моя родная». Личико ее порозовело, глаза сверкали. Она отталкивала ме ня от пианино, садилась и снова пыталась подобрать что- то. — Завтра начнем с тобой гаммы учить, — сказала я. Музыке она училась при лежно. Не бренчала, а играла то, что я показывала. Как-то я пришла домой и в коридоре услышала совершен но ясные звуки мелодии «Ши рока страна моя родная». Це лая музыкальная фраза. Я обомлела: да у нее же абсо лютный слух! Ее надо учить музыке! Музыкальная школа была у нас во дворе, В одном из трех домов. Я попросила учительни цу послушать Иринку. Два раза приходила учи тельница, и Иринка охотно за нималась с ней. заглядывая ей в глаза. Но как-то она прибе жала, теряя лыхание: — Мои приехали! Где мои вещи? У?ожу домой. Даже не попрощалась, одним духом. Я ей успела все же крикнуть: — Не забудь, через неделю прием в музыкальную школу. Поздно вечером ко мне в комнату зашла мать Ирины. Лицо ее было воспалено или заплакано. Красивая, светло волосая женщина. — Что же это вы мою доч ку от меня отвращаете? — осевшим голосом заговорила она. — Рвется к вам на какую- то музыку. На кой ей музы ка? — Сядьте, давайте погово рим, — поставила я ей стул. — Разве такой у нас должен быть разговор? Она способная, школа во дворе, что еще на до? Вы радоваться должны. — Радоваться? А кто будет за вашу музыку платить? — А вы и будете... Два здо ровых человека и не зара ботаете? И вы вообще должны о многом подумать. Сесть с мужем и подумать. Вам надо переменить жизнь. Иначе вы погубите дочь. — Моду взяли в жизнь чу жую лезть. Сама меняй свою жизнь, если хочешь... Голос странно дребезжал, от нее разило водкой. Что-то еще говорила, но я не слушала. — Вот так, если вы не из мените свое поведение, Ирин ку придется устраивать в ин тернат, а вас лишить роди тельских прав. И тут раздался крик. В дверях стояла Ирина. Она все слышала. Ее лицо изменилось до неузнаваемости. Глаза ее мрачно и сухо горели. В них клокотала ярость. — Я буду учиться музыке, — упрямо сказала она матери. — Иди, я сейчас. — Она ко мандовала, мать послушалась. —- Почему вы так с мамой го ворили? Она такая слабая, и мне ее так жалко... Но тут вернулась мать Ири ны. — Что ж вы привораживае те ребенка? Настраиваете про тив матери! Не пущу и не пу щу! У вас есть чем приворо жить! Чисто, сытно, музыка! Благородные, грамотные. И мы проживем не хуже людей! — Мама, пойдем! Не надо кричать на Анну Власьевну! Пойдем! Ни в какой интернат от мамы не уйду! —- зло при щурила глаза Ирина. — И не думайте! Буду с ней жить! Я была ошеломлена. И дол го еще слышала, как бежала Иринка по лестнице... Софья Петровна, встретив меня, сказала, .что у Ирины умерла бабушка. Я несколько дней не искала Ирину. Не зна ла, как она перенесла эту ут рату. Но я встретила ее. Она выглядела истерзанной, удив ленной, видимо, не столько страдала, сколько не могла по нять происшедшего. Глаза удивленно застывшие. — Бабушка померла, как же играть после этого? Личико ее было землисто- серым. — Обязательно учись музы ке. Бабушка велела. Приходи. Ира смотрела на меня стро го и безучастно. Я поднимаюсь на второй этаж и с трудом сдерживаю слезы. Почему слезы? Жаль, что умерла, отмучившись, от- страдавшись, старушка? Жаль, что будет совсем заброшена Ирина? А может, обидно, что она меня возненавидела, буду чи не в силах разобраться в этой странной жизни взрос лых? Дома гадаю: придет или не придет? Ирина не пришла. И снова я увидела ее во дворе, она не успела спрятаться, я ее привлекла к себе. — Что вы делаете? Мамка увидит и снова будет ругать. — Почему же ты не при шла? Тебя учительница ждала. ( — Мамка говорит: кому нуж но это бренчание? Мне было важно, чтоб де вочка поступила в музыкаль ную школу. Я решила довести дело до конца. * Слух у нее был хороший. В школу ее приняли. Я усадила пить чай, пригласила Софью Петровну. Мы сидели, два учи теля и она, Иринка, радостно взволнованные. Девочка при нята в школу, будет учиться музыке. Говорить не хотелось. — Мамка спохватится, бу дет бить. Не велят музыке учиться. Как же я буду? Она села и горько заплака ла. Я прижала Иринку к себе. И вдруг дверь резко откры лась и на пороге — Иринки на мама. — Угощаете? Кормите тор тами, улещиваете, чтоб от родной матери отвадить? — говорила она каким-то склоч ным с подвьгаом голосом. — Звдиа-аю!.. Нас прав лишить, а бабкину квартиру к рукам прибрать? Недаром обхаживае те Иринку. Предо мной стояла красивая женщина с хорошо промыты ми волосами цвета пшеницы, с искаженным от злости лицом. Иринку она толкнула к двери, но та не уходила. — Бессовестные! Ребенка завлечь и через нее дела свои обделать? — Это безобразие, — ска зала Софья Петровна. — Не медленно уходите отсюда. — Подождите, Софья Пет ровна, пусть скажет, что хо чет, — говорю я, а губы у меня трясутся. — Чего говорить? Чего го ворить? — с визгом кричала мать Ирины. — Я на вас уп раву найду! , — Мама, пойдем! Не надо ссориться... ...Мне хочется знать, как жила Иринка, как воспитыва ла братишку, как’ преодолела родительскую неприязнь к музыке? Где они теперь, ее родители? Я улыбаюсь этому прекрас ному девичьему лицу. — Ты придешь? — Только с братишкой, мож но? —• Я провожу тебя. Мы выходим на улицу. Ти хо, пахнет дождем. Я обни маю Ирину, она обнимает ме ня. — Спасибо! — Спасибо тебе, девочка! За то, что веру в человека у меня сохранила... Как удивительно мирно и свежо было это дождливое утро! М О Й У родного дома, Прямо у крыльца Поднялась черемуха С домиком скворца. Снежно-белой россыпью Посыплет на балкон. То милая черемушка Мне мамин шлет поклон. д О - м А в мае ветер ласковый Примчит мне аромат, И я увижу мамин И дом, и белый сад, Черемушку душистую, Звенящего скворца, И маму мою старую У нашего крыльца.-. - - - - - - Ю. ШИФРИНА У ТРОМ ШЕЛ ДОЖДЬ = Рассказ .. .. ...... . ' ""....
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz