Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
Из блокнота журналиста отцовский п Много раз мне приходилось колесить по добринским боль шакам и проселкам. Недавно решил заглянуть в Моисеевку. Этого небольшого степного хуторка, стоявшего возле ши рокой суходольной балки, соб ственно, давно уже нет. Око ло старого колодца, где топор щится желтая крапива, валя ется изъеденный ржавчиной ве дерный чугун без дна, кото рый, должно быть, венчал ды мовую трубу, да воет в при дорожном кустарнике зимний ветер, Я был свидетелем последних минут Моисеевки. В то яркое июньское утро колхозный ко нюх, подвижный бойкий ста рикан, уложив в телегу не мудреный скарб пожилой жен щины, сказал: — Ну, голубушка, прощай ся с хуторком. Теперь тут ■»— ни души. Ко нчилась Моисеев- ка. Женщина закрыла лицо платком. — Вот те на! — засмеялся старик. — На цейтралной усадьбе вон какие хоромы отгрохали — живи, радуйся. А она — в слезы... Хорошо живут в колхозе имени К арла Маркса. Построе ны здесь в последние годы, кроме многих хозяйственных помещений, больше тридцати домов, школа, магазин, рекон струирован Дом культуры. Уже стала будничной даже та кая новинка, как свой, колхоз ный коммунхоз. Об наружилась неисправность, скажем, в сан технике — вызывай слесаря. Поломку устранит быстро, причем, за счет колхоза. Действительно, живи, радуй ся. Но я понимал хуторянку. С амое дорогое, что было в ее жизни, связано с этим милым ей фолком. Здесь она вырос ла, вышла замуж, родила сы на, отсюда проводила мужа на фронт. Тут могила ее отца и матери, деда и прадеда. Нелег ко человеку вот так, одним махом вырвать те глубокие корни, какими прирос он к родной стороне. Но жизнь берет свое. Все чаще встречаешь людей, кото рые, не без грусти вздыхая о своих уютных малодворках, идущих под плуг, хорошо по нимают: иначе нельзя, эконо мические выгоды, перспектива, диктуют свое. В грязинском совхозе « Коробовский», где в последнее время появилась но вая улица красивых и удоб ных домов, механизаторы из тех, кто помоложе, гово рили мне: — Ко нечно, жаль мест, где прошли детство и юность, а радости от новоселья больше. И нельзя было не заметить, что у многих новоселов на строение такое, как у горожан, которые переехали из старых квартир в новые. Смотре л я на гостеприимных хозяек, сдер жанных мужчин, в которых перво-наперво все-таки чувст вовалась врожденная крестьян ская жилка: основательность, верность исконному укладу отцов и дедов — людей от земли. И невольно подумалось: не напрасна ли тревога неко торых писателей-«деревенщи- ков» за судьбу традиций рус ского села? В той тревоге как бы звучит призыв: перестраи вая деревню, не упустите то доброе и прекрасное, что соз давалось в ней веками, не рас теряйте народное творчество — наше богатство, не поза будьте дорогие обычаи. Слов нет, время стремитель но и необратимо меняет облик села. Но того обновления, что О Р О происходит сейчас, там ждали. И как бы жаль не было мало- дворок, в решении их судьбы возьмет верх здравый смысл, производственная необходи мость. Новь наглухо заколачи вает окна старых деревушек. Только, уходя в большие села, основная примета которых в эти дни — леса новостроек, большинство людей не теряют кровной связи с самым глав ным, ради чего 5кивут,—с ро димым полем, с предназначе нием своим — творить Хлеб. Процесс этот естественный, безусловно прогрессивный, но тонкий, сложный и его нельзя подталкивать искусственно. На памяти то время, когда по во ле некоторых местных Советов многие деревни были объявле ны, «неперспективными». Там ликвидировали даже автобус ные остановки, закрывали поч товые отделения и магазины. •И торопили, подгоняли сселе ние. Соображения-то вроде были благие: в малодворках невыгодно строить хозяйствен ные объекты, прокладывать коммуникации, развивать сер вис. Наконец, при нынешней технике и быстро растущей сети внутрихозяйственных до рог десять — пятнадцать ки лометров до поля или фермы разве расстояние? Можно ту да ездить и из центральных усадеб. , Все это так. Но темпы ссе ления пришлось резко поуме рить. Многие колхозы и сов хозы тогда просто «не потя нули» новое дело экономиче ски, да и дорог пока еще не столько, сколько требуется. Убедились и в другом: челове ку куда сподручнее, если мес то его работы — поблизости,_ под рукой. К тому же разве можно сбросить со счетов ты сячи таких, как та пожилая колхозница, что не сдержала слез по исчезавшему хутор ку? Для многих дюдей ее по коления житье-бытье в малень ких деревнях, на зеленом просторе не просто привычно, оно естественно, как потреб ность дышать. И очень правильно, что те перь слова «неперспективная деревня» почти исчезают из лексикона. Разумеется, это не значит, что повсюду стали ук реплять малодворки. Замеча тельная программа, осуще ствляемая в нашей области, — построить на селе только в текущей пятилетке миллион квадратных метров жилья — непрерывно и верно подтачи вает их. Но этот процесс те перь вошел в естественное русло, стал более безболез ненным. Люди сами решают, когда и куда им переселяться. А тем временем малодворки- труженицы продолжают исправно служить общему благу. — В последние годы у нас, — рассказывал председатель Ксизовского сельсовета За донского района И. Д. Абанин, — благодаря заботам депута тов окрепли подворья колхоз1 ников. Активно участвуя в об щественном производстве, они откармливают птицу, свиней, покупают коров. Снабжают продуктами не только себя, но и членов семьи, работающих в городе. Словом, материальный доста ток на малодворках пошел в гору быстрее. Понятно, люди хотят полнее реализовать свои возможности. Но нередко ока зываются в тупике. Редакци онная почта не обходится без горьких нареканий на торго вых работников. Они не очень балуют малые деревушки свои ми визитами даже в пору го рячих полевых работ. А насту пает осень, зима, и следа ав- Г толавок не увидишь на здеш них дорогах. Не то чтобы ку пить дефицитный товар — за хлебом, спичками и керосином приходится людям шагать по нескольку километров до центральных усадеб. Да и бы товики нередко обходят мало- дворку. — Живем будто на отшибе, — резонно сетуют жители Со- ловьевки, что в Липецком рай оне. А ведь она лишь в трех ки лометрах от большого села Боринское, где расположены крупные совхоз и сахарный завод, и соловьевцы там рабо тают. Как-то в одной из жур нальных статей довелось про читать, что хорошее настрое ние повышает производитель ность труда почти на 17 про центов. Так откуда же ему быть, этому настроению, ес ли люди обделены заботой? Видно, сильна еще инерция старого отношения к малым деревням. Неустроенность, бы товые неурядицы кое-кто скло нен считать здесь просто не избежными. Но мы и не ве дем речь о том, чтобы тут бы ли предприятия сервиса или универсальные магазины. Но сделать для людей можно мно гое. Хотя бы как следует на ладить торговое и бытовое обслуживание с помощью пе редвижных лавок и мастер ских. Резон и медикам почаще заглядывать на хутора и дере вушки, в которых нет меди цинских пунктов, а иногда даже телефона. Малодворкам еще жить. Они пока нужны и в эконо мическом, и в социальном от ношении уже потому, что по мере роста жилищного строи тельства в крупных селах — центрах колхозов и совхозов — становятся своеобразными родниками, питающими их людьми. Нынче новостройки — пока привилегия, в основ ном, центральных усадеб. Ду мается, пора развертывать его и в деревнях, средних по величине, — бригад ных центрах, многие из которых тоже были «не перспективными», и немало от того пострадали. А между тем эти населенные пункты наи более многочисленны. Именно здесь живет большая часть земледельцев и животноводов. Миграция отсюда меньше, чем из малодворок. А резкое улуч шение жизнённых условий и вовсе приостановит ее. В Добринском районе такое строительство уже началось. По-хозяйски решают здесь и «дорожный вопрос». Новые большаки как бы придвигают дальние деревни к районному центру. Люди получают воз можность шире пользоваться благами сервиса, помощью ква лифицированных врачей, при необходимости посещать круп ные районные магазины. Од нажды я спросил председателя прославленного колхоза имени Чапаева, депутата областного Совета А. Е. Глазьева, что не сут эти перемены производст ву. — Нынешний хлебороб, — ответил он,—стремясь жить по- современному, остается чело веком вечного крестьянского корня. Получая новые блага, он еще крепче привязывается к земле. — Александр Ефи мович на минуту задумался, потом добавил: — В неболь шой деревне и дети пахаря ближе всего к ней, кормилице. Потому и чаще повторяют путь отцов, становятся их на дежной сменой. А. ЗАМЯТИН, спец. корр. «Ленинского знамени». К ТО СЛЕДИТ за новин ками липецкой сцены, не может не пом нить премьеры спектакля «На бойком месте» по пьесе А. Островского. Спектакль сразу пришелся по душе зри телям. Успеху этому можно найти много объяснений, и одно из главных — это прек расный дуэт исполнителей главный ролей Бессудного и его жены Евгении — заслу женного артиста РСФСР В. Пономарева и актрисы Р. Каревой. Если В. Понома рева зрители хорошо знали, то имя дебютантки было но вым. Но смотришь спектакль, и кажется, что дуэт этот дав ний: настолько актеры пони мали друг друга с полуслова, долужеста. Раисе Никитичне Каревой удалось создать образ глубокий, показать характер сильный, яркий. Позже, в беседе, актриса готова была, что называется, все лавры отдать режиссеру. И это в какой-то мере оп равданно: постановщик Б. Голубицкий во время под готовки спектакля смог создатй атмосферу, в которой актеры охотно следуют режиссерской воле, проникаясь его мыслями, идеями. И все же, все же... Свободное, раскованное су ществование на сцене, убеди тельность в мотивировке по ступков героини — это, глав ным образом, заслуга актри сы. Совсем другая роль, в кото рой мы вскоре увидели Р. Кареву, — Лилечка в спек такле по пьесе О. Павловой «Страсти по Варваре». По сюжету — безотказная меди цинская сестра и самоотвер женная мать дочери-подрост ка. Роль скорее всего второго плана, ведь драматург сосре доточила основное внимание именно на этой девочке, на Варваре, на ее «страстях», столь характерных для детей в переходном возрасте. Но зрители с неменьшим интере сом следили и за характером, который постепенно «раскру чивала» на наших глазах Ка рева. Актриса сумела своей ролью сказать о многом. О том, как трудно, напряженно живет современная женщина, в чем-то подчиняясь воле об стоятельств, но в критические, главные минуты своей жизни отстаивающая выношенные нравственные принципы. О ее тоске, как .по синей птице, лю бить и быть любимой. О не обходимости быть чуткой и мудро терпеливой, коли дело касается твоего собственного ребенка... Словом, мы полю били Лилечку и, благодаря ис полнительнице, другой ее уже не представляем. Но самое интересное, — ге роиня эта, действительно, бы ла совсем иной — там, в пье се. Драматург О. Павлова вы писала роль Лилечки жестко: это мать, которая живет лишь своими, пусть и несколько оправдывающими ее, нелег кими заботами взрослых лю дей, и за всем бременем пов седневности ей не до душев- заданности характера. Она-то увидела Лилечку другой — одинокой, ранимой, по-своему любящей дочь. Думая над ролью, она старалась объяс нить, в первую очередь себе, поведение героини. И посте пенно первое ощущение пере шло в убеждение: Лилечку на до играть иначе, раскрывая душу ее, тем самым добива ясь не осуждения ее отноше ния к дочери, а понимания, сочувствия. Актриса как бы «спасала» свою героиню от запланированого автором одно значного толкования — спа сала интонацией, словно слу чайно вырвавшимся вздохом. Не следует думать, что вот роль, риск был оправдан. К такому типу актеров, в работе над ролью изначально Идущих от своего ощущения ее сценического существова ния, думается, принадлежит и Карева. Она склонна больше доверять собственной интуи ции, долго думает над ролью, не очень рассчитывая на «под сказки» режиссера во время будущих репетиций, порой, что скрывать, вступая и в поле мику с постановщиком. Но, по собственному признанию, гото ва охотно принять режиссер скую трактовку, если пока жется она убедительной. Прав дивость, естественность, или, как говорят в театре, досто- ных переживаний дочери. Все зрительские симпатии, пред полагалось, должны быть от даны Варьке. Актриса позна комилась с ролью, и все в ней как бы восстало против такой такой несколько «волевой», идущий от своих ощущений, подход к решению роли дает ся актеру легко. Это всегда сомнения, всегда — риск, и если зритель тепло принял Творческий портрет д о р о г о й П О И С К А п. -игг- ♦ Актеры и р е я м ♦О творчестве писателя- демократа ♦ Наше интервью верность сценического поведе ния — вот та цель, которую ставит перед собой актриса. Цель, кстати, не всегда лег ко достижимая. Если в Лилеч ке, скажем, актриса узнава ла себя, своих современниц, го ключ к характеру Серафи- ны из «Татуированной розы» Т. Уильямса подбирался не сразу. Удивительную силу обаяния этого женского обра за Карева почувствовала сразу — секрет же этого обаяния постичь не во всем удавалось. Чем глубже' входила в роль актриса, тем больше у нее воз никало вопросов. На некото рые она до сих пор ищет ответ, и это означает, что роль жива, по-прежнему волнует. Зна чит, и нам ждать новых инте ресных встреч с Серафиной. Работа в «Татуированной ро зе» потребовала огромной эмоциональной отдачи. Актри са и сейчас относится к ней нежно, трепетно. И в то же время пришлось открывать для себя другой образ — Кароза была назначена на роль Сера фимы Давыдовны в спектакле «Блажь» по пьесе А. Остров ского. Это немолодая, одино кая помещица, которую судьба свела с молодым, явно неглу пым, но лишенным цели и ха рактера человеком, проводя щим дни в праздной блажи. Цинично пользуясь благо склонностью своей попечитель ницы, герой пьесы, Баркалов, хладнокровно проматывает ее состояние. Как относится к этому Серафима Давыдовна? Сознательно потворствует? Блажит? Или терпит? В пер вом случае, она достойна осуждения, во втором — со чувствия. Следуя жанру, избранному1 постановщиком, она в работе над ролью пошла путем ко медийной характерности, чего давно не пробовала на сцене. Вот оттого ее Серафима Да выдовна смешна и нелепа в своем неловком чувстве к Бар калову. Пожалуй, достойна ос меяния. И мы, конечно, сме емся, но ловим себя на том, что делаем это как-то не зло, а снисходительно. И повинна в этом Карева: нет-нет да и приоткроет одинокую душу своей героини. Чуть-чуть при откроет, не нарушая общего замысла спектакля. , ...Вот и закончилось наше короткое знакомство с одной из ведущих актрис областного драматического театра. Можно было, конечно, рассказать о ее биографии, о том, как склады валась творческая судьба Ра исы Никитичны Каревой до приезда в Липецк, и это было бы по-своему интересно, не сомненно, дополнило бы ее портрет. Но мы решили оста новиться на ее последних ро лях не случайно: думается, ими достаточно четко обозна чен уровень достигнутого про фессионального мастерства, а также своеобразный творче ский почерк актрисы, вырабо танный годами труда, поисков, сомнений. Т. СПАССКАЯ. ПРИГЛАШАЕТ «АНТОШКА» Уже больше года при липец ком кинотеатре «Октябрь» действует школьный пионер ский кинотеатр «Антошка». В нем все делают сами ребята. Есть даже свой директор — восьмиклассник первой сред ней школы Гриша Подзоров, он возглавляет совет киноте атра, который состоит из пяти человек. Есть свои кассиры, контролеры, дежурные по за лу. В кинотеатр ребята прихо дят как на праздник: в пио нерской форме, пилотках, у каждого повязка на рукаве с пометкой, какие обязанности возложены на ее владельца. «Антошка» работает каждое воскресенье. Ребята сами выбирают филь мы, которые хотели бы по смотреть. Нередко организуют вместе с учителями обсужде ния. В минувшем году в школь ном кинотеатре прошли лите ратурно-музыкальная компо зиция «Комсомол, наш стар ший брат», встречи с работни ками детской областной биб лиотеки, милиции, с артистами кукольного театра города, вик торины, конкурсы, посвящен ные 60-летию образования СССР. в .дни зимних каникул дет ский кинотеатр работает еже дневно. С удовольствием по смотрели школьники города новые художественные филь мы «Клякса на сказке», «Там, на неведомых дорожках», «Чу десная дубрава» и другие. Е. ГУСЕВА, сотрудник облрадиокомитета. ПРАВДА НЕРАВНОДУШНОГО СЛОВА Н о в а я к н и г а Сделав первые шаги к звез дам, перелив первые потрясе ния от встречи с космосом, че ловек как-то по-новому ощутил близость свою к земле, открыл невиданные ранее грани разу ма, души. Может быть, поэто му с особой обостренностью воспринимаются нами на этом фоне вековые суеверия, кото рые поколеблены, но еще не утратили своей разрушитель ной силы. Многим представляется, что весь наш образ жизни объективно содействует фор мированию материалистическо го мировоззрения, преодолению пережитков религиозного «дурмана» в сознании людей. Содействует — несомненно, но сам по себе, так сказать, авто матически не решает всех про блем атеистического воспита ния, научно-атеистической про паганды. Идеологические диверсанты и в наш космический век де лают ставку на религию, рас сматривают ее как важней шую составную часть своих антисоветских. антикоммуни стических «теорий». Какие бы при этом фальшивые лозунги ни выдвигались, на самом деле речь идет о затмении созна ния, подмене идеалов, сниже нии общественной активности личности. Не следует преувеличивать, но, вместе с тем, и опасно при уменьшать тлетворную роль расчетливого союза церковни ков и реакционных политика нов. В борьбе с ним человече ство на пути к социальному и духовному раскрепощению на копило огромный положитель ный опыт, обобщенный и в не писаных нравственных запове дях, народной этике и эстети ке, в •многочисленных научных исследованиях. Ярко отразился этот опыт в лучших достиже ниях художественной мысли, незаменимых в деле воспита ния нового человека. К таким размышлениям при водит небольшая по объему, но емкая по содержанию книга Н. В. Карпова «Атеистические и антиклерикальные идеи в творчестве Г. И. Успенского», выпущенная Приокским книж ным издательством и поступив шая в библиотеки области. Ав тор исследования — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Калужского педин ститута имени К. Э. Циолков- кого, в свое время многие го ды работал в Липецке, был активным лектором общества «Знание». Новая его книга ана лизирует разработку атеисти ческой темы в творчестве рус ских писателей-демократов. Объектом пристального вни- . мания ученого не случайно стало художественно-публици стическое наследие Г. И. Ус пенского, одного из любимей- ших авторов прогрессивно на строенной молодежи 70—80-х годов XIX века. Его высоко ценил В. И. Ленин за свободо любивый пафос, незыблемую веру в силу разума и величие народного труда, ненависть к «купонному образу жизни» и ложной мудрости религии, об рекавшей народ на вечное рабство. Ненавидя пережитки кре постничества, писатель при стально всматривался в «дра му деревенской избы», в' «без доннейший океан мучений де ревенских», спускался «к са мым недрам и корням^ народ ной жизни». Н. В. Карпов убедительно развивает мысль о том. что творчество Г. И. Ус пенского и сегодня восприни мается как правдивая, эмоцио нальная летопись пореформен ной русской деревни, отразив шая острейшую дисгармонию социальных отношений. С одной стороны — из глу бин веков идущая поэзия кре стьянской души, жизнетворче ского труда земледельца, с другой — «мамаев плен» бед ности в деревнях Босоногово, Засухино, Оплеухино, Треухо- во. С одной стороны — любовно выписанные образы народных праведников Тяпушкина, Абри косовой. фельдшера Кузьми чева, с другой — хищные ли ки помещиков-крепостников. С одной стороны1— трезвый ум, природная смекалка «му жицкой Руси». стойкость в перенесении трудностей, сти хийно-материалистическое вос приятие мира, с другой- — суе верные страхи, боязнь нечистой силы, ожидание «конца света». Исследователь вскрывает реак ционную сущность этого союза церкви и полицейского госу дарства, антигуманность хри стианской морали, невежество и мракобесие «пророков» терпе ния и покаяния на примере рассказов и очерков «Вдова», «Прекрасная партия». «Пятни ца», «Неизлечимый», «Шила в мешке не утаишь», «Парамон юродивый». Автор выявляет скрытый подтекст образов, сцен, эпизо дов, публицистических отступ лений противорелигиозного ха рактера, органично входящих в художественную ткань многих других сочинений Г. И. Успен ского. Факты убеждают читате ля, что церковники поклоня ются не столько богу, сколько «золотому тельцу». В очерке «Наблюдения одного лентяя» голосистый протодьякон назы вает купца-грабителя «разбой ником», но охотно идет «разди рать» перед ним горло «из-за желания получить «красную». В рассказе «Неизлечимый» бывший дьякон характеризует стяжателя отца Ивана: «Рубль, гривенник, «бумажка» — сло вом, деньги во всех видах и качествах, это был его бог, это была его подлинная вера, на дежда, любовь — все! Он, отец Иван, есть не более, как кошелек... кошелек одушевлен ный». Попы с «обжорно - сладо страстной душой», монахи, ко торые, «несмотря на свой ан гельский чин, живут как во сточные сатрапы», представляя своими особами «жирных уст риц, приросших к подножию монастырей», кулаки-мироеды с «религиозно-нравственным об личьем», заглушающие голос совести «стопудовым колоко лом или пудовой свечкой мест ному образу», — все это бес численное племя проповедников «слова божьего» предстает пе ред нами в своем истинном неприглядном виде. Еще более неприглядны по пы •— доносчики, изображен ные писателем в очерках «Ма лые ребята», «Без определен ных занятий». И уж вовсе крайнюю грань гражданского и морального вырождения де монстрирует выпускник духов ной семинарии Сладкопевцев (очерк «Случайный разговор»). Бывший семинарист ретиво служит урядником. В деревне он «крыши ломал, людей бил», а когда сил поубавилось, в церковь вернулся. Урядник в полицейском мундире легко становится урядником в рясе! Исследователь постоянно подчеркивает, что в антиклери кальных произведениях Г. И. Успенского раскрывается нравственное превосходство народа над паразитическим ду ховным сословием. Служители бога с их путаной дидактикой, корыстной проповедью аскетиз ма враждебно относились к здоровым проявлениям народ ного духа, природному юмору и мудрому народному смеху. Церковники внушали, что «пес ни и пляски — от сатаны», что смех — «дьявольское наваж дение». Народ же думал и го ворил: «Веселье лучше богатст ва», «Смеются только силь ные». Поэтому притеснителей народа всех чинов и рангов, в мундирах и рясах, Успенский казнит то едкой иронией, то гневным сарказмом. К чести Н. В. Карпова сле дует заметить, что он не поль стился на модный ныне среди ученых «наукообразный» стиль письма и сумел в своей акту альной работе раскрыть слож ные мировоззренческие про блемы, донести до читателя не только глубокие оригинальные мысли талантливого писателя— демократа, но и само живое звучание его неравнодушного, -правдивого, любовью и болью рожденного слова. Тем боль шего внимания заслуживает это исследование злободневной, общественно значимой темы. Тем большую пользу принесет оно учителям-словесникам, лек- торам-атеистам, всем, кого волнуют проблемы нравствен ного воспитания. Б. ШАЛЬНЕВ, кандидат филологических наук. Д О М Централизованная библио течная система Липецка одна из пионеров этого важно го дела в республике. Она ор ганизована в 1966 году, тогда как большинство систем в РСФСР начали создаваться в 1974 года, после выхода в свет постановления ЦК КПСС «О повышении роли библио тек в коммунистическом вос питании трудящихся и научно: техническом прогрессе». С тех пор прошло шестнадцать лет. Что изменилось в библиотеч ном обслуживании города за это время?. С таким вопросом наш внештатный корреспон дент В. Ланикин обратился к директору ЦБС Липецка, • за служенному работнику куль туры РСФСР С. Е. Ляховой. •— Изменений много. И са мое главное — значительно улучшилась материальная база городских библиотек, их книго- обеспечеиность. Так, в 1966 году книжный фонд разрознен ной сети библиотек составлял 180 тысяч томов, ныне ЦБС насчитывает 760 тысяч. Книго- выдача равнялась 380 тысячам томов в год, сегодня этот по казатель возрос до 1 миллио на 774 тысяч. Если в 1966 году в библиотеках было записано 32 тысячи читателей, то те перь услугами ЦБС пользуются 77 тысяч липчан. Мы рады отметить, что чис ло найих читателей возросло, но не менее интересно просле дить изменение их социально го состава. В библиотеках все чаще можно видеть представи телей рабочих профессий, больше стали читать и жен щины. Немало сделано для привле чения в массовые библиотеки специалистов различных обла стей народного хозяйства. При разрозненной сети библи отеки получали 4 тысячи на званий книг в год, и специали сты вынуждены были пользо ваться только узкопрофильны ми библиотеками. Теперь" же число названий книг, получае мых централизованной систе мой увеличилось до 15 тысяч, причем, все больше поступает отраслевой литературы. Это обстоятельство и «притягива ет» специалистов. Сегодняшний читатель •— человек образованный, эруди рованный, с возросшей куль турой, он живо интересуется книжными новинками. Замет но растет его интерес к об щественно-политической- лите ратуре, мемуарам. При этом не снижается популярность серий «Жизнь замечательных людей» и «Эврика». Проще говоря, сейчас мы имеем; дело с читателем-универсалом, с ко торым работать и интересно, и сложно. В условиях централизации заметно возрастает ответствен ность библиотечного работника перед читателем. Нас строже судят, с' нас больше спраши вают. И следует сказать о проблемах, до конца нерешен ных, мешающих строить наши взаимоотношения с читателем на качественно более высокой основе. Главное, что нас бес покоит сегодня, ■— неполная обеспеченность библиотечных учреждений помещениями. Ряд филиалов ЦБС до сих пор раз мещается в подвалах, .среди них три библиотеки — детские. О какой должной сохранности книг тут можно говорить? Вопрос о библиотечных по мещениях в Липецке постепен но решается, но все еще не снят с повестки дня. Бурно растет наш город, появляются и новые микрорайоны. Обид но, что жители многих из них лишены возможности регу лярно пользоваться услугами библиотеки. Второе обстоятельство, кото рое очень осложняет нашу работу и о котором уже не первый раз с болью говорю в газете, — это нерадивое отно шение некоторых читателей к книгам. Много задолжников, случаются и хищения литера туры. Бывает, скажем, такое: взял человек дефицитную кни гу в библиотеке, вклеил в ее обложки листы из другой и в таком виде сдал, а текст «де фицита» оставил себе. Отло жив дела, библиотекари ходят по домам этих, с позволения сказать, «читателей», возвра щают книги на свое место. Если же говорить о плацах, то нас ждет напряженная, но и интересная работа. В 1983 году исполняется 80 лет со дня проведения II съезда РСДРП — эта важная веха в жизни Коммунистической партии на шей страны и всего советско го народа непременно найдет свое отражение в деятельно сти липецких библиотек. Пла нируем улучшить работу в по мощь промышленности, строи, гельству, сельскому хозяйству. Библиотекари внесут свой вклад в успешную реализа цию Продовольственной про граммы СССР, решений XXVI съезда КПСС, Пленумов ЦК партии. Новый год — это но вые книги, новые мероприя тия и, конечно, новые читате ли. Беседу записал В. ЛАНИКИН. ФИЛЬМ О БРАТСТВЕ КИШИНЕВ, 8. Многолетней дружбе сельских тружеников Молдавии ( и Украины посвя щен документальный фильм «Прочность», созданный кине матографистами двух респуб лик. Лента рассказывает о братской взаимопомощи кол хозников Фалещтского района в Молдавии и Шаргородского — в Винницкой области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz