Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Из блокнота журналиста отцовский п Много раз мне приходилось колесить по добринским боль­ шакам и проселкам. Недавно решил заглянуть в Моисеевку. Этого небольшого степного хуторка, стоявшего возле ши­ рокой суходольной балки, соб­ ственно, давно уже нет. Око ло старого колодца, где топор­ щится желтая крапива, валя­ ется изъеденный ржавчиной ве­ дерный чугун без дна, кото­ рый, должно быть, венчал ды­ мовую трубу, да воет в при­ дорожном кустарнике зимний ветер, Я был свидетелем последних минут Моисеевки. В то яркое июньское утро колхозный ко­ нюх, подвижный бойкий ста­ рикан, уложив в телегу не­ мудреный скарб пожилой жен­ щины, сказал: — Ну, голубушка, прощай­ ся с хуторком. Теперь тут ■»— ни души. Ко нчилась Моисеев- ка. Женщина закрыла лицо платком. — Вот те на! — засмеялся старик. — На цейтралной усадьбе вон какие хоромы отгрохали — живи, радуйся. А она — в слезы... Хорошо живут в колхозе имени К арла Маркса. Построе­ ны здесь в последние годы, кроме многих хозяйственных помещений, больше тридцати домов, школа, магазин, рекон­ струирован Дом культуры. Уже стала будничной даже та­ кая новинка, как свой, колхоз­ ный коммунхоз. Об наружилась неисправность, скажем, в сан­ технике — вызывай слесаря. Поломку устранит быстро, причем, за счет колхоза. Действительно, живи, радуй­ ся. Но я понимал хуторянку. С амое дорогое, что было в ее жизни, связано с этим милым ей фолком. Здесь она вырос­ ла, вышла замуж, родила сы­ на, отсюда проводила мужа на фронт. Тут могила ее отца и матери, деда и прадеда. Нелег­ ко человеку вот так, одним махом вырвать те глубокие корни, какими прирос он к родной стороне. Но жизнь берет свое. Все чаще встречаешь людей, кото­ рые, не без грусти вздыхая о своих уютных малодворках, идущих под плуг, хорошо по­ нимают: иначе нельзя, эконо­ мические выгоды, перспектива, диктуют свое. В грязинском совхозе « Коробовский», где в последнее время появилась но­ вая улица красивых и удоб­ ных домов, механизаторы из тех, кто помоложе, гово­ рили мне: — Ко нечно, жаль мест, где прошли детство и юность, а радости от новоселья больше. И нельзя было не заметить, что у многих новоселов на­ строение такое, как у горожан, которые переехали из старых квартир в новые. Смотре л я на гостеприимных хозяек, сдер­ жанных мужчин, в которых перво-наперво все-таки чувст­ вовалась врожденная крестьян­ ская жилка: основательность, верность исконному укладу отцов и дедов — людей от земли. И невольно подумалось: не напрасна ли тревога неко­ торых писателей-«деревенщи- ков» за судьбу традиций рус­ ского села? В той тревоге как бы звучит призыв: перестраи­ вая деревню, не упустите то доброе и прекрасное, что соз­ давалось в ней веками, не рас­ теряйте народное творчество — наше богатство, не поза­ будьте дорогие обычаи. Слов нет, время стремитель­ но и необратимо меняет облик села. Но того обновления, что О Р О происходит сейчас, там ждали. И как бы жаль не было мало- дворок, в решении их судьбы возьмет верх здравый смысл, производственная необходи­ мость. Новь наглухо заколачи­ вает окна старых деревушек. Только, уходя в большие села, основная примета которых в эти дни — леса новостроек, большинство людей не теряют кровной связи с самым глав­ ным, ради чего 5кивут,—с ро­ димым полем, с предназначе­ нием своим — творить Хлеб. Процесс этот естественный, безусловно прогрессивный, но тонкий, сложный и его нельзя подталкивать искусственно. На памяти то время, когда по во­ ле некоторых местных Советов многие деревни были объявле­ ны, «неперспективными». Там ликвидировали даже автобус­ ные остановки, закрывали поч­ товые отделения и магазины. •И торопили, подгоняли сселе­ ние. Соображения-то вроде были благие: в малодворках невыгодно строить хозяйствен­ ные объекты, прокладывать коммуникации, развивать сер­ вис. Наконец, при нынешней технике и быстро растущей сети внутрихозяйственных до­ рог десять — пятнадцать ки­ лометров до поля или фермы разве расстояние? Можно ту­ да ездить и из центральных усадеб. , Все это так. Но темпы ссе­ ления пришлось резко поуме­ рить. Многие колхозы и сов­ хозы тогда просто «не потя­ нули» новое дело экономиче­ ски, да и дорог пока еще не столько, сколько требуется. Убедились и в другом: челове­ ку куда сподручнее, если мес­ то его работы — поблизости,_ под рукой. К тому же разве можно сбросить со счетов ты­ сячи таких, как та пожилая колхозница, что не сдержала слез по исчезавшему хутор­ ку? Для многих дюдей ее по­ коления житье-бытье в малень­ ких деревнях, на зеленом просторе не просто привычно, оно естественно, как потреб­ ность дышать. И очень правильно, что те­ перь слова «неперспективная деревня» почти исчезают из лексикона. Разумеется, это не значит, что повсюду стали ук­ реплять малодворки. Замеча­ тельная программа, осуще­ ствляемая в нашей области, — построить на селе только в текущей пятилетке миллион квадратных метров жилья — непрерывно и верно подтачи­ вает их. Но этот процесс те­ перь вошел в естественное русло, стал более безболез­ ненным. Люди сами решают, когда и куда им переселяться. А тем временем малодворки- труженицы продолжают исправно служить общему благу. — В последние годы у нас, — рассказывал председатель Ксизовского сельсовета За­ донского района И. Д. Абанин, — благодаря заботам депута­ тов окрепли подворья колхоз1 ников. Активно участвуя в об­ щественном производстве, они откармливают птицу, свиней, покупают коров. Снабжают продуктами не только себя, но и членов семьи, работающих в городе. Словом, материальный доста­ ток на малодворках пошел в гору быстрее. Понятно, люди хотят полнее реализовать свои возможности. Но нередко ока­ зываются в тупике. Редакци­ онная почта не обходится без горьких нареканий на торго­ вых работников. Они не очень балуют малые деревушки свои­ ми визитами даже в пору го­ рячих полевых работ. А насту­ пает осень, зима, и следа ав- Г толавок не увидишь на здеш­ них дорогах. Не то чтобы ку­ пить дефицитный товар — за хлебом, спичками и керосином приходится людям шагать по нескольку километров до центральных усадеб. Да и бы­ товики нередко обходят мало- дворку. — Живем будто на отшибе, — резонно сетуют жители Со- ловьевки, что в Липецком рай­ оне. А ведь она лишь в трех ки­ лометрах от большого села Боринское, где расположены крупные совхоз и сахарный завод, и соловьевцы там рабо­ тают. Как-то в одной из жур­ нальных статей довелось про­ читать, что хорошее настрое­ ние повышает производитель­ ность труда почти на 17 про­ центов. Так откуда же ему быть, этому настроению, ес­ ли люди обделены заботой? Видно, сильна еще инерция старого отношения к малым деревням. Неустроенность, бы­ товые неурядицы кое-кто скло­ нен считать здесь просто не­ избежными. Но мы и не ве­ дем речь о том, чтобы тут бы­ ли предприятия сервиса или универсальные магазины. Но сделать для людей можно мно­ гое. Хотя бы как следует на­ ладить торговое и бытовое обслуживание с помощью пе­ редвижных лавок и мастер­ ских. Резон и медикам почаще заглядывать на хутора и дере­ вушки, в которых нет меди­ цинских пунктов, а иногда даже телефона. Малодворкам еще жить. Они пока нужны и в эконо­ мическом, и в социальном от­ ношении уже потому, что по мере роста жилищного строи­ тельства в крупных селах — центрах колхозов и совхозов — становятся своеобразными родниками, питающими их людьми. Нынче новостройки — пока привилегия, в основ­ ном, центральных усадеб. Ду­ мается, пора развертывать его и в деревнях, средних по величине, — бригад­ ных центрах, многие из которых тоже были «не­ перспективными», и немало от того пострадали. А между тем эти населенные пункты наи­ более многочисленны. Именно здесь живет большая часть земледельцев и животноводов. Миграция отсюда меньше, чем из малодворок. А резкое улуч­ шение жизнённых условий и вовсе приостановит ее. В Добринском районе такое строительство уже началось. По-хозяйски решают здесь и «дорожный вопрос». Новые большаки как бы придвигают дальние деревни к районному центру. Люди получают воз­ можность шире пользоваться благами сервиса, помощью ква­ лифицированных врачей, при необходимости посещать круп­ ные районные магазины. Од­ нажды я спросил председателя прославленного колхоза имени Чапаева, депутата областного Совета А. Е. Глазьева, что не­ сут эти перемены производст­ ву. — Нынешний хлебороб, — ответил он,—стремясь жить по- современному, остается чело­ веком вечного крестьянского корня. Получая новые блага, он еще крепче привязывается к земле. — Александр Ефи­ мович на минуту задумался, потом добавил: — В неболь­ шой деревне и дети пахаря ближе всего к ней, кормилице. Потому и чаще повторяют путь отцов, становятся их на­ дежной сменой. А. ЗАМЯТИН, спец. корр. «Ленинского знамени». К ТО СЛЕДИТ за новин­ ками липецкой сцены, не может не пом­ нить премьеры спектакля «На бойком месте» по пьесе А. Островского. Спектакль сразу пришелся по душе зри­ телям. Успеху этому можно найти много объяснений, и одно из главных — это прек­ расный дуэт исполнителей главный ролей Бессудного и его жены Евгении — заслу­ женного артиста РСФСР В. Пономарева и актрисы Р. Каревой. Если В. Понома­ рева зрители хорошо знали, то имя дебютантки было но­ вым. Но смотришь спектакль, и кажется, что дуэт этот дав­ ний: настолько актеры пони­ мали друг друга с полуслова, долужеста. Раисе Никитичне Каревой удалось создать образ глубокий, показать характер сильный, яркий. Позже, в беседе, актриса готова была, что называется, все лавры отдать режиссеру. И это в какой-то мере оп­ равданно: постановщик Б. Голубицкий во время под­ готовки спектакля смог создатй атмосферу, в которой актеры охотно следуют режиссерской воле, проникаясь его мыслями, идеями. И все же, все же... Свободное, раскованное су­ ществование на сцене, убеди­ тельность в мотивировке по­ ступков героини — это, глав­ ным образом, заслуга актри­ сы. Совсем другая роль, в кото­ рой мы вскоре увидели Р. Кареву, — Лилечка в спек­ такле по пьесе О. Павловой «Страсти по Варваре». По сюжету — безотказная меди­ цинская сестра и самоотвер­ женная мать дочери-подрост­ ка. Роль скорее всего второго плана, ведь драматург сосре­ доточила основное внимание именно на этой девочке, на Варваре, на ее «страстях», столь характерных для детей в переходном возрасте. Но зрители с неменьшим интере­ сом следили и за характером, который постепенно «раскру­ чивала» на наших глазах Ка­ рева. Актриса сумела своей ролью сказать о многом. О том, как трудно, напряженно живет современная женщина, в чем-то подчиняясь воле об­ стоятельств, но в критические, главные минуты своей жизни отстаивающая выношенные нравственные принципы. О ее тоске, как .по синей птице, лю­ бить и быть любимой. О не­ обходимости быть чуткой и мудро терпеливой, коли дело касается твоего собственного ребенка... Словом, мы полю­ били Лилечку и, благодаря ис­ полнительнице, другой ее уже не представляем. Но самое интересное, — ге­ роиня эта, действительно, бы­ ла совсем иной — там, в пье­ се. Драматург О. Павлова вы­ писала роль Лилечки жестко: это мать, которая живет лишь своими, пусть и несколько оправдывающими ее, нелег­ кими заботами взрослых лю­ дей, и за всем бременем пов­ седневности ей не до душев- заданности характера. Она-то увидела Лилечку другой — одинокой, ранимой, по-своему любящей дочь. Думая над ролью, она старалась объяс­ нить, в первую очередь себе, поведение героини. И посте­ пенно первое ощущение пере­ шло в убеждение: Лилечку на­ до играть иначе, раскрывая душу ее, тем самым добива­ ясь не осуждения ее отноше­ ния к дочери, а понимания, сочувствия. Актриса как бы «спасала» свою героиню от запланированого автором одно­ значного толкования — спа­ сала интонацией, словно слу­ чайно вырвавшимся вздохом. Не следует думать, что вот роль, риск был оправдан. К такому типу актеров, в работе над ролью изначально Идущих от своего ощущения ее сценического существова­ ния, думается, принадлежит и Карева. Она склонна больше доверять собственной интуи­ ции, долго думает над ролью, не очень рассчитывая на «под­ сказки» режиссера во время будущих репетиций, порой, что скрывать, вступая и в поле­ мику с постановщиком. Но, по собственному признанию, гото­ ва охотно принять режиссер­ скую трактовку, если пока­ жется она убедительной. Прав­ дивость, естественность, или, как говорят в театре, досто- ных переживаний дочери. Все зрительские симпатии, пред­ полагалось, должны быть от­ даны Варьке. Актриса позна­ комилась с ролью, и все в ней как бы восстало против такой такой несколько «волевой», идущий от своих ощущений, подход к решению роли дает­ ся актеру легко. Это всегда сомнения, всегда — риск, и если зритель тепло принял Творческий портрет д о р о г о й П О И С К А п. -игг- ♦ Актеры и р е я м ♦О творчестве писателя- демократа ♦ Наше интервью верность сценического поведе­ ния — вот та цель, которую ставит перед собой актриса. Цель, кстати, не всегда лег­ ко достижимая. Если в Лилеч­ ке, скажем, актриса узнава­ ла себя, своих современниц, го ключ к характеру Серафи- ны из «Татуированной розы» Т. Уильямса подбирался не сразу. Удивительную силу обаяния этого женского обра­ за Карева почувствовала сразу — секрет же этого обаяния постичь не во всем удавалось. Чем глубже' входила в роль актриса, тем больше у нее воз­ никало вопросов. На некото­ рые она до сих пор ищет ответ, и это означает, что роль жива, по-прежнему волнует. Зна­ чит, и нам ждать новых инте­ ресных встреч с Серафиной. Работа в «Татуированной ро­ зе» потребовала огромной эмоциональной отдачи. Актри­ са и сейчас относится к ней нежно, трепетно. И в то же время пришлось открывать для себя другой образ — Кароза была назначена на роль Сера­ фимы Давыдовны в спектакле «Блажь» по пьесе А. Остров­ ского. Это немолодая, одино­ кая помещица, которую судьба свела с молодым, явно неглу­ пым, но лишенным цели и ха­ рактера человеком, проводя­ щим дни в праздной блажи. Цинично пользуясь благо­ склонностью своей попечитель­ ницы, герой пьесы, Баркалов, хладнокровно проматывает ее состояние. Как относится к этому Серафима Давыдовна? Сознательно потворствует? Блажит? Или терпит? В пер­ вом случае, она достойна осуждения, во втором — со­ чувствия. Следуя жанру, избранному1 постановщиком, она в работе над ролью пошла путем ко­ медийной характерности, чего давно не пробовала на сцене. Вот оттого ее Серафима Да­ выдовна смешна и нелепа в своем неловком чувстве к Бар­ калову. Пожалуй, достойна ос­ меяния. И мы, конечно, сме­ емся, но ловим себя на том, что делаем это как-то не зло, а снисходительно. И повинна в этом Карева: нет-нет да и приоткроет одинокую душу своей героини. Чуть-чуть при­ откроет, не нарушая общего замысла спектакля. , ...Вот и закончилось наше короткое знакомство с одной из ведущих актрис областного драматического театра. Можно было, конечно, рассказать о ее биографии, о том, как склады­ валась творческая судьба Ра­ исы Никитичны Каревой до приезда в Липецк, и это было бы по-своему интересно, не­ сомненно, дополнило бы ее портрет. Но мы решили оста­ новиться на ее последних ро­ лях не случайно: думается, ими достаточно четко обозна­ чен уровень достигнутого про­ фессионального мастерства, а также своеобразный творче­ ский почерк актрисы, вырабо­ танный годами труда, поисков, сомнений. Т. СПАССКАЯ. ПРИГЛАШАЕТ «АНТОШКА» Уже больше года при липец­ ком кинотеатре «Октябрь» действует школьный пионер­ ский кинотеатр «Антошка». В нем все делают сами ребята. Есть даже свой директор — восьмиклассник первой сред­ ней школы Гриша Подзоров, он возглавляет совет киноте­ атра, который состоит из пяти человек. Есть свои кассиры, контролеры, дежурные по за­ лу. В кинотеатр ребята прихо­ дят как на праздник: в пио­ нерской форме, пилотках, у каждого повязка на рукаве с пометкой, какие обязанности возложены на ее владельца. «Антошка» работает каждое воскресенье. Ребята сами выбирают филь­ мы, которые хотели бы по­ смотреть. Нередко организуют вместе с учителями обсужде­ ния. В минувшем году в школь­ ном кинотеатре прошли лите­ ратурно-музыкальная компо­ зиция «Комсомол, наш стар­ ший брат», встречи с работни­ ками детской областной биб­ лиотеки, милиции, с артистами кукольного театра города, вик­ торины, конкурсы, посвящен­ ные 60-летию образования СССР. в .дни зимних каникул дет­ ский кинотеатр работает еже­ дневно. С удовольствием по­ смотрели школьники города новые художественные филь­ мы «Клякса на сказке», «Там, на неведомых дорожках», «Чу­ десная дубрава» и другие. Е. ГУСЕВА, сотрудник облрадиокомитета. ПРАВДА НЕРАВНОДУШНОГО СЛОВА Н о в а я к н и г а Сделав первые шаги к звез­ дам, перелив первые потрясе­ ния от встречи с космосом, че­ ловек как-то по-новому ощутил близость свою к земле, открыл невиданные ранее грани разу­ ма, души. Может быть, поэто­ му с особой обостренностью воспринимаются нами на этом фоне вековые суеверия, кото­ рые поколеблены, но еще не утратили своей разрушитель­ ной силы. Многим представляется, что весь наш образ жизни объективно содействует фор­ мированию материалистическо­ го мировоззрения, преодолению пережитков религиозного «дурмана» в сознании людей. Содействует — несомненно, но сам по себе, так сказать, авто­ матически не решает всех про­ блем атеистического воспита­ ния, научно-атеистической про­ паганды. Идеологические диверсанты и в наш космический век де­ лают ставку на религию, рас­ сматривают ее как важней­ шую составную часть своих антисоветских. антикоммуни­ стических «теорий». Какие бы при этом фальшивые лозунги ни выдвигались, на самом деле речь идет о затмении созна­ ния, подмене идеалов, сниже­ нии общественной активности личности. Не следует преувеличивать, но, вместе с тем, и опасно при­ уменьшать тлетворную роль расчетливого союза церковни­ ков и реакционных политика­ нов. В борьбе с ним человече­ ство на пути к социальному и духовному раскрепощению на­ копило огромный положитель­ ный опыт, обобщенный и в не­ писаных нравственных запове­ дях, народной этике и эстети­ ке, в •многочисленных научных исследованиях. Ярко отразился этот опыт в лучших достиже­ ниях художественной мысли, незаменимых в деле воспита­ ния нового человека. К таким размышлениям при­ водит небольшая по объему, но емкая по содержанию книга Н. В. Карпова «Атеистические и антиклерикальные идеи в творчестве Г. И. Успенского», выпущенная Приокским книж­ ным издательством и поступив­ шая в библиотеки области. Ав­ тор исследования — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Калужского педин­ ститута имени К. Э. Циолков- кого, в свое время многие го­ ды работал в Липецке, был активным лектором общества «Знание». Новая его книга ана­ лизирует разработку атеисти­ ческой темы в творчестве рус­ ских писателей-демократов. Объектом пристального вни- . мания ученого не случайно стало художественно-публици­ стическое наследие Г. И. Ус­ пенского, одного из любимей- ших авторов прогрессивно на­ строенной молодежи 70—80-х годов XIX века. Его высоко ценил В. И. Ленин за свободо­ любивый пафос, незыблемую веру в силу разума и величие народного труда, ненависть к «купонному образу жизни» и ложной мудрости религии, об­ рекавшей народ на вечное рабство. Ненавидя пережитки кре­ постничества, писатель при­ стально всматривался в «дра­ му деревенской избы», в' «без­ доннейший океан мучений де­ ревенских», спускался «к са­ мым недрам и корням^ народ­ ной жизни». Н. В. Карпов убедительно развивает мысль о том. что творчество Г. И. Ус­ пенского и сегодня восприни­ мается как правдивая, эмоцио­ нальная летопись пореформен­ ной русской деревни, отразив­ шая острейшую дисгармонию социальных отношений. С одной стороны — из глу­ бин веков идущая поэзия кре­ стьянской души, жизнетворче­ ского труда земледельца, с другой — «мамаев плен» бед­ ности в деревнях Босоногово, Засухино, Оплеухино, Треухо- во. С одной стороны — любовно выписанные образы народных праведников Тяпушкина, Абри­ косовой. фельдшера Кузьми­ чева, с другой — хищные ли­ ки помещиков-крепостников. С одной стороны1— трезвый ум, природная смекалка «му­ жицкой Руси». стойкость в перенесении трудностей, сти­ хийно-материалистическое вос­ приятие мира, с другой- — суе­ верные страхи, боязнь нечистой силы, ожидание «конца света». Исследователь вскрывает реак­ ционную сущность этого союза церкви и полицейского госу­ дарства, антигуманность хри­ стианской морали, невежество и мракобесие «пророков» терпе­ ния и покаяния на примере рассказов и очерков «Вдова», «Прекрасная партия». «Пятни­ ца», «Неизлечимый», «Шила в мешке не утаишь», «Парамон юродивый». Автор выявляет скрытый подтекст образов, сцен, эпизо­ дов, публицистических отступ­ лений противорелигиозного ха­ рактера, органично входящих в художественную ткань многих других сочинений Г. И. Успен­ ского. Факты убеждают читате­ ля, что церковники поклоня­ ются не столько богу, сколько «золотому тельцу». В очерке «Наблюдения одного лентяя» голосистый протодьякон назы­ вает купца-грабителя «разбой­ ником», но охотно идет «разди­ рать» перед ним горло «из-за желания получить «красную». В рассказе «Неизлечимый» бывший дьякон характеризует стяжателя отца Ивана: «Рубль, гривенник, «бумажка» — сло­ вом, деньги во всех видах и качествах, это был его бог, это была его подлинная вера, на­ дежда, любовь — все! Он, отец Иван, есть не более, как кошелек... кошелек одушевлен­ ный». Попы с «обжорно - сладо­ страстной душой», монахи, ко­ торые, «несмотря на свой ан­ гельский чин, живут как во­ сточные сатрапы», представляя своими особами «жирных уст­ риц, приросших к подножию монастырей», кулаки-мироеды с «религиозно-нравственным об­ личьем», заглушающие голос совести «стопудовым колоко­ лом или пудовой свечкой мест­ ному образу», — все это бес­ численное племя проповедников «слова божьего» предстает пе­ ред нами в своем истинном неприглядном виде. Еще более неприглядны по­ пы •— доносчики, изображен­ ные писателем в очерках «Ма­ лые ребята», «Без определен­ ных занятий». И уж вовсе крайнюю грань гражданского и морального вырождения де­ монстрирует выпускник духов­ ной семинарии Сладкопевцев (очерк «Случайный разговор»). Бывший семинарист ретиво служит урядником. В деревне он «крыши ломал, людей бил», а когда сил поубавилось, в церковь вернулся. Урядник в полицейском мундире легко становится урядником в рясе! Исследователь постоянно подчеркивает, что в антиклери­ кальных произведениях Г. И. Успенского раскрывается нравственное превосходство народа над паразитическим ду­ ховным сословием. Служители бога с их путаной дидактикой, корыстной проповедью аскетиз­ ма враждебно относились к здоровым проявлениям народ­ ного духа, природному юмору и мудрому народному смеху. Церковники внушали, что «пес­ ни и пляски — от сатаны», что смех — «дьявольское наваж­ дение». Народ же думал и го­ ворил: «Веселье лучше богатст­ ва», «Смеются только силь­ ные». Поэтому притеснителей народа всех чинов и рангов, в мундирах и рясах, Успенский казнит то едкой иронией, то гневным сарказмом. К чести Н. В. Карпова сле­ дует заметить, что он не поль­ стился на модный ныне среди ученых «наукообразный» стиль письма и сумел в своей акту­ альной работе раскрыть слож­ ные мировоззренческие про­ блемы, донести до читателя не только глубокие оригинальные мысли талантливого писателя— демократа, но и само живое звучание его неравнодушного, -правдивого, любовью и болью рожденного слова. Тем боль­ шего внимания заслуживает это исследование злободневной, общественно значимой темы. Тем большую пользу принесет оно учителям-словесникам, лек- торам-атеистам, всем, кого волнуют проблемы нравствен­ ного воспитания. Б. ШАЛЬНЕВ, кандидат филологических наук. Д О М Централизованная библио­ течная система Липецка одна из пионеров этого важно­ го дела в республике. Она ор­ ганизована в 1966 году, тогда как большинство систем в РСФСР начали создаваться в 1974 года, после выхода в свет постановления ЦК КПСС «О повышении роли библио­ тек в коммунистическом вос­ питании трудящихся и научно: техническом прогрессе». С тех пор прошло шестнадцать лет. Что изменилось в библиотеч­ ном обслуживании города за это время?. С таким вопросом наш внештатный корреспон­ дент В. Ланикин обратился к директору ЦБС Липецка, • за­ служенному работнику куль­ туры РСФСР С. Е. Ляховой. •— Изменений много. И са­ мое главное — значительно улучшилась материальная база городских библиотек, их книго- обеспечеиность. Так, в 1966 году книжный фонд разрознен­ ной сети библиотек составлял 180 тысяч томов, ныне ЦБС насчитывает 760 тысяч. Книго- выдача равнялась 380 тысячам томов в год, сегодня этот по­ казатель возрос до 1 миллио­ на 774 тысяч. Если в 1966 году в библиотеках было записано 32 тысячи читателей, то те­ перь услугами ЦБС пользуются 77 тысяч липчан. Мы рады отметить, что чис­ ло найих читателей возросло, но не менее интересно просле­ дить изменение их социально­ го состава. В библиотеках все чаще можно видеть представи­ телей рабочих профессий, больше стали читать и жен­ щины. Немало сделано для привле­ чения в массовые библиотеки специалистов различных обла­ стей народного хозяйства. При разрозненной сети библи­ отеки получали 4 тысячи на­ званий книг в год, и специали­ сты вынуждены были пользо­ ваться только узкопрофильны­ ми библиотеками. Теперь" же число названий книг, получае­ мых централизованной систе­ мой увеличилось до 15 тысяч, причем, все больше поступает отраслевой литературы. Это обстоятельство и «притягива­ ет» специалистов. Сегодняшний читатель •— человек образованный, эруди­ рованный, с возросшей куль­ турой, он живо интересуется книжными новинками. Замет­ но растет его интерес к об­ щественно-политической- лите­ ратуре, мемуарам. При этом не снижается популярность серий «Жизнь замечательных людей» и «Эврика». Проще говоря, сейчас мы имеем; дело с читателем-универсалом, с ко­ торым работать и интересно, и сложно. В условиях централизации заметно возрастает ответствен­ ность библиотечного работника перед читателем. Нас строже судят, с' нас больше спраши­ вают. И следует сказать о проблемах, до конца нерешен­ ных, мешающих строить наши взаимоотношения с читателем на качественно более высокой основе. Главное, что нас бес­ покоит сегодня, ■— неполная обеспеченность библиотечных учреждений помещениями. Ряд филиалов ЦБС до сих пор раз­ мещается в подвалах, .среди них три библиотеки — детские. О какой должной сохранности книг тут можно говорить? Вопрос о библиотечных по­ мещениях в Липецке постепен­ но решается, но все еще не снят с повестки дня. Бурно растет наш город, появляются и новые микрорайоны. Обид­ но, что жители многих из них лишены возможности регу­ лярно пользоваться услугами библиотеки. Второе обстоятельство, кото­ рое очень осложняет нашу работу и о котором уже не первый раз с болью говорю в газете, — это нерадивое отно­ шение некоторых читателей к книгам. Много задолжников, случаются и хищения литера­ туры. Бывает, скажем, такое: взял человек дефицитную кни­ гу в библиотеке, вклеил в ее обложки листы из другой и в таком виде сдал, а текст «де­ фицита» оставил себе. Отло­ жив дела, библиотекари ходят по домам этих, с позволения сказать, «читателей», возвра­ щают книги на свое место. Если же говорить о плацах, то нас ждет напряженная, но и интересная работа. В 1983 году исполняется 80 лет со дня проведения II съезда РСДРП — эта важная веха в жизни Коммунистической партии на­ шей страны и всего советско­ го народа непременно найдет свое отражение в деятельно­ сти липецких библиотек. Пла­ нируем улучшить работу в по­ мощь промышленности, строи, гельству, сельскому хозяйству. Библиотекари внесут свой вклад в успешную реализа­ цию Продовольственной про­ граммы СССР, решений XXVI съезда КПСС, Пленумов ЦК партии. Новый год — это но­ вые книги, новые мероприя­ тия и, конечно, новые читате­ ли. Беседу записал В. ЛАНИКИН. ФИЛЬМ О БРАТСТВЕ КИШИНЕВ, 8. Многолетней дружбе сельских тружеников Молдавии ( и Украины посвя­ щен документальный фильм «Прочность», созданный кине­ матографистами двух респуб­ лик. Лента рассказывает о братской взаимопомощи кол­ хозников Фалещтского района в Молдавии и Шаргородского — в Винницкой области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz