Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

РАСТИТЬ ГРАЖДАНИНА С Александром Афанасьевичем Голубевым я знаком давно. Лет пятнадцать назад, когда он еще не работал в Тербунской средней школе, а был директором Мало-Бор- ковской восьмилетки, меня заинтересовала его неутоми­ мая поисковая деятельность. Помню, жена его не раз сетовала: —* Только настанет лето, а он уже в походе. Вместе с ребятами колесит на велосипедах по всему району. И каждый год так. А вернется — новые заботы: пишет за­ просы, оформляет стенды. С годами у Александра Афанасьевича не угасла страсть к краеведению. И сейчас, работая организатором внеклассной работы в школе, Голубев по-прежнему ув­ лечен любимым делом. Много сделал он для воспитания мальчишек и девчонок. И когда недавно в Липецке про­ ходила областная научно-практическая конференция по патриотическому и интернациональному воспитанию уча. щейся молодежи, имя педагога Голубева называлось не раз с теплотой, благодарностью. Их в нашей области немало, таких энтузиастов, у кото­ рых молодежь учится любить свой край, чтить историю Родины, героические и трудовые подвиги народа. Формы работы их с учащимися разные, а цель одна: как можно ярче, убедительнее донести до сознания каждого высокий смысл социальных свершений в нашей стране, раскрыть суть советского образа жизни. Вот уже несколько лет в Липецком машиностроитель­ ном техникуме под руководством преподавателя Г. Г. Ней­ ман и других выпускается устный журнал «Образ жизни — советский». Что является основными чертами совет- .-^чского образа жизни? Как ты понимаешь активную жиз­ ненную позицию? Свободное время, как мы его прово­ дим? На эти вопросы в недавнем выпуске журнала отве­ чали учащиеся. По совету педагогов они обратились к конкретному материалу, рассказывающему о жизни ли­ пецких тракторостроителей. Ребята многое узнали о сов­ ременном производстве, лучших людях труда, перед ними ярче раскрылся социальный образ советского рабочего. Выступая на конференции, о которой я сказал выше, организатор Липецкой средней школы № 39 А. С. Вла­ сова привела интересное высказывание бывшей ученицы, ныне студентки Московского университета Татьяны Фи­ латовой. Таня пишет: «Все мы, по существу, воспитанники нашего клуба интернациональной дружбы. Многим мы обязаны ему: и эрудированностью, и самостоятельностью мнений, и умением жить среди людей и мыслить вне уз­ ких рамок своего личного мирка...» Хорошо сказано.. Действительно, на счету клуба интер­ национальной дружбы 39-й школы много полезных и ув­ лекательных дел. Большая заслуга в этом рут§оводнтелей КИДа — учителей иностранного языка В. П. Суховой и Е. С. Малининой. За десять лет* существования клуб на­ гражден девятью почетными грамотами. По итогам Все­ союзного смотра ему вручен специальный диплом. Сей­ час в этой школе проводится поисковая операция под на­ званием «Судьба семьи в судьбе страны». Учащимся да­ но задание — записать историю своих семей, проследить, какое участие в жизни страны приняли их деды, бабуш­ ки. отцы, матери. Нельзя не сказать добрых слов в адрес замечательного краеведа из Усманской средней школы X? 2 Б. И. Бор­ зунова. С глубоким знанием дела и большой любовью выполняет он свой долг. Где только он ни побывал со своими ребятишками! Вместе обследовал татарский вал, бывший когда-то частью защитной полосы от набегов кц_ чевников, собрал большой материал о первых усманских комсомольцах — Героях Советского Союза, разыскал земляков, встречавшихся с В. И. Лениным, провел боль­ шую работу по увековечению памяти бывших учащихся школы, погибших на фронтах Отечественной »©йны. Пят­ надцать лет в школе работает историко-краеведческий музей. За плодотворную деятельность по патриотическо­ му воспитанию молодежи он награжден Почетной грамо­ той ЦК ВЛКСМ. Среди экспонатов школьного музея хранятся фотогра­ фии многих космонавтов с автографами, в том числе и Юрия Алексеевича Гагарина. Как-то Борис Иванович рассказал об интересном поис­ ке «огненного тракториста» Петра Дьякова, о котором так задушевно поется в известной песне: По дорожке неровной, по тракту ли, Все равно нам с тобой по пути: Прокати нас, Петруша, на тракторе До околицы нас прокати! В «Комсомольской правде» появилась однажды замет­ ка о нем. Оказалось, Что Петр Дьяков живет в Тюменской области. Тогда следопыты обратились в редакцию газеты «Тюменский комсомолец». Оттуда пришел ответ с указа­ нием точного адреса. На уроке в четвертых классах изучают тему «Органи­ зация колхозов». В школьном учебнике есть всего не­ сколько строк, посвященых легендарному трактористу: «Пахал трактором колхозное поле комсомолец Петр Дья­ ков. Кулаки напали на него, избили, облили керосином и подожгли. Герой сильно обгорел, но" остался жив». Когда ребята узнали, что есть точный адрес героя, они решили написать ему. Через месяц пришел ответ. Петр Дьяков прислал ребятам свою фотографию и письмо с добрыми пожеланиями хорошо учиться, во всем выпол­ нять заветы Ильича. Так музей пополнился еще одним экспонатом. В воспитательном аспекте он просто неоце­ ним. Много маленьких и больших «открытий» на счету дол­ горуковских следопытов, И все благодаря тому, что руко- - водит ими неутомимый краевед Николай Иванович Фи- лимонов. Краеведческий музей, созданный при его непо­ средственном участии, стал центром патриотического и интернационального воспитания молодежи района. Не одну тысячу километров проехал и прошел со сво­ ими учащимися другой известный краевед Михаил Мен­ делеевит Виленский. Дважды он совершал походы по местам боевой славы 81-й кавалерийской дивизии. Сейчас он готовится в третий поход — до Майкопа, где 11-я кав- дивизия закончила свой боевой путь, разгромив Деникина. Большой благодарности заслуживают эти и многие дру. гие педагоги-энтузиасты. Их неутомимая повседневная ра­ бота по патриотическому воспитанию молодежи приносит хорошие плоды: история Родины, края перестает быть для ребят только страницами учебника, она приближается к нйм, обретая живые черты, пробуждает активное отноше­ ние к жизни, учебе, труду. ^ Ф. РОМАННИКОВ, зав. внештатным отделом школ «Ленинского знамени». У РОК— У ОБЪЕКТИВА В соответствии с послови­ цей «Луч ше оди н раз увидеть, че м сто раз услышать» препо- I даватели Ми нского педагоги че - ского и нст итута разработали новый ку рс педагогики, куда вклю чили з а нят и я в вузовском Телец ентре. Теперь первый урок будущий учитель проводит не в классе, а у объектива видеомагнито­ фона. Затем пленка несколько Л Ю Б И М Ы Е С Т Р А Н И Ц Ы Когда беспричинна кручина, А мысли у грусти в плену, Я книгу волшебника Грина Как в детстве, V опять распахну. Мир станет добрее и шире И я в нем теперь не один— В моей беспечальной квартире Шумят паруса бригантин. А. ФИСЕНКО. ВИДЕОМАГНИТОФОНА раз просматривается, и мето­ дист оценивает: умеет ли сту­ дент наладить контакт, с уча­ щимися, правильно ли исполь­ зует наглядные пособия. Тут же ему укажут на ошибки и помогут их исправить. Урок повторяется до тех пор, пока у стажера не появится уверен­ ность и не исчезнет так назы­ ваемый «барьер боязни ауди­ тории». (Корр. ТАСС). + ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ♦ ОТКУДА БЕРУТСЯ «ТРУДНЫЕ»? ----- К н и г и о в о с п и т а н и и --------- У РОК в школе. Иногда очень много может он рассказать об учителе. С урока началось и мое знаком­ ство с Ириной Георгиевной Цапковой, преподавателем рус­ ского языка и литературы ли­ пецкой школы № 30. Было несколько встреч. И всегда Ирина Георгиевна вхо­ дила в класс с приветливой улыбкой, подтянутая, даже что- то неуловимо праздничное бы­ ло во Всем ее облике. А мо­ жет быть, такое, несколько приподнятое, ощущение воз­ никало и от обстановки каби­ нета, где она занимается с ребятами русским языком и литературой. Окна его обрам­ лены красивыми шторами, на подоконниках — зелень ухо­ женных цветов в нарядных плошках. Картину дополняют оригинально оформленные стен­ ды и плакаты, посвященные литературе, театру. Быстро включаются в рабо­ ту ребята. Они, я заметил, много читают на уроке наи­ зусть и по тексту. С удоволь­ ствием потом обсуждают про­ изведение. Умело помогает Ирина Георгиевна, не мешает высказаться ученику, редко, но вовремя задает вопросы, цель которых — заставить живее работать мысль ученика, под­ вести его к самостоятельному выводу. Случаются на уроках и кон­ фликтные ситуации, от кото­ рых не застрахован ни один педагог: ученик может нару­ шить дисциплину, не выпол­ нить домашнее задание. Что скрывать, иногда такую ситуа­ цию невольно создает сам учи­ тель несдержанностью, бес­ тактностью, несправедливо вы­ ставленной оценкой за ответ, письменную работу. И как же важна в таком конфликте пра­ вильная реакция педагога, его умение найти тот единственный выход, который поможет вос­ становить справедливое равно­ весие в отношениях с учени­ ком. На уроках Ирины Георгиев­ ны также (дети ведь всегда остаются детьми) у кого-то обнаруживается невыполнен­ ное домашнее задание, не все сразу и гладко отвечают на поставленный вопрос... Но как учительница реагирует на это! Ни одного раздраженного за­ мечания. Добрый человек Ирина Ге­ оргиевна Цапкова, но доброта ее требовательна, взыскатель­ на, идет от глубокого уваже­ ния к воспитанникам. Ведь при всем том она очень строга в оценках, порой даже кажется слишком строга. Но вот что думают на этот счет сами уче­ ники: — Очень я люблю литерату­ ру, — признается восьмиклас­ сница Надя Есаулова. — Ин­ тересно, увлеченно ведет урок Ирина Георгиевна. Она добрая, чуткая, отзывчивая. Всегда по­ нимает нас... Обратите внимание: школь­ ница, с похвалой отзываясь об уроках любимого учителя, тут же говорит, и о наиболее, на ее взгляд, ценных свойствах его личности. В ее представле­ нии составляют единое целое — любимый предмет и учи­ тель, который ведет его. Не­ легко соответствовать такому представлению. Ирине Георги- евне это удается: так велика сила обаяния ее личности. Она от природы мягка, деликатна, настроена на участливое вни­ мание к людям. С детства у нее и тяга к искусству. Одна­ ко всего этого мало, чтобы стать хорошим педагогом, спо­ собным влиять на детей силой своего авторитета. Для этого надо много работать над собой. И эта работа началась, ког­ да, закончив вуз, Ирина Геор­ гиевна переступила порог шко­ лы дипломированным специа­ листом. Ежегодно она дает от­ личные открытые уроки на областных семинарах. Увлечен­ но продолжает изучать теат­ ральное искусство и живопись — какое подспорье для сло­ весника! Много дет, когда из­ бираюсь членом профкома школы, вела она культурно- массовую работу. Занимается Ирина Георгиевна ею и теперь. И вот все это: и врожден­ ная деликатность, и тонкое вос­ приятие искусства, и кипучий общественный темперамент, и большое трудолюбие — все, помноженное на огромную лю­ бовь к детям, как мне кажет­ ся, и питает учительский авто­ ритет. Приведу еще один пример. 6 -й «в», где Ирина Георгиевна классным руководита\ем, «за­ болел» одно время легкой ат­ летикой. Напомню, сама учи­ тельница больше предпочитает театр и живопись, но все-та­ ки... Со свойственным ей ж а­ ром она подхватила и это ув­ лечение своих воспитанников, помогала, в чем могла, интере­ совалась их спортивными ус­ пехами. В результате, участ­ вуя в игре «Старты надежд», класс Ирины Георгиевны вы­ шел на первое место в школе. Честь класса. Для ребят Ири­ ны Георгиевны это далеко не абстрактное понятие. Оно оду­ хотворено всем строем их жиз­ ни, в которой они учатся быть настоящими людьми, отвечаю­ щими за свои поступки, за де- ла общие. Подвела, скажем, одна из девочек одноклассни­ ков — срочно собрались, обсу­ дили проступок, вынесли очень строгое решение, да в послед­ ний момент смягчились: в пер­ вый раз ошиблась одноклас­ сница. Заметьте, совсем в духе Ирины Георгиевны: доброта в сочетании с требовательностью. Рано привыкают к самостоя­ тельности ее ребята. Помню один из сборов, посвященный дружбе. Говорили на нем ше­ стиклассники о том, как сое­ диняются в их представлении слово и дело, почему не всег­ да удается выполнить то, что наметили. Нелегкий предмет для обсуждения. Тем более, что Ирину Георгиевну задержали родители, и она пришла попоз­ же, когда сбор уже начался. Ребята серьезно анализировали работу звеньев, Еще учились в четвертом классе ее ребята, а Ирина Ге­ оргиевна добровольно «нагру­ зила» себя и тем, что решила приобщать их к театру, всех без исключения. Надо сказать, ей многое удалось. Главное— разбужен искренний, глубокий интерес к искусству сцены. Об этом свидетельствуют отзывы ребят на просмотренные спек­ такли, бережно оформленные альбомы. Родители отмечают: сыновья и дочери стали тща­ тельно следить и за внешним своим видом, и к таким «лег­ ким» предметам, как рисова­ ние и музыка, уважительнее относиться. Ребята хорошо ус­ певают, нет среди них ни од­ ного с оценкой «удовлетвори­ тельно» по поведению. Много забот у классного ру­ ководителя. Но и сверх того Ирина Георгиевна успевает немало. Три года назад, напри­ мер, начала вести факульта­ тив для старшеклассников «Ос­ новы театрального искусства». Программа его посложнее, и коллектив немалый: посещают факультатив 23 человека. На занятиях старшеклассники раз­ бирают такие интересные те­ мы, как «Итальянский театр масок», «Театр Мольера»... При. чем, говоря о театре, Ирина Георгиевна стремится решать вопросы не только эстетиче­ ского, но и нравственного ха­ рактера. Факультатив — не са­ моцель для нее, а средство воспитания. «Совсем нет вре­ мени бездельничать, — гово­ рит одна из участниц факуль­ татива. — И кто знает, если бы не Ирина Георгиевна, воз­ можно, и не была бы моя жизнь столь интересной: труд­ ной, но и радостной». ...Совсем неслучайно расска­ зал я об Ирине Георгиевне Цапковой. В последнее время любят обсуждать вопрос: «С чего начинается школа?». Од­ ни говорят, что лицо школы определяют ученики, другие уверяют, что многое зависит от директора... Правы, наверное, и те, и другие. Но все-таки важнее всех в школе — это учитель. Его профессиональное умение, общественный, темпе­ рамент, живое, неравнодушное отношение ко всему, что каса­ ется воспитания детей, — это как раз и есть то главное, что определяет лицо школы. С учи­ теля, только с учителя начина­ ется школа. п . ПЛОХИХ, наш внештатный корреспондент. В№№ б и 7 журнала «Юность» за 1982 год опубликована по­ весть Игоря Минутко «Шест­ надцать зажженных свечей». Я с большим удовольствием прочитал ее, и захотелось по­ делиться теми мыслями, кото­ рые навеяло это произведение, обратив их к коллегам-педаго- гам. Чем подкупает это произве­ дение? Во-первых, в нем жиз­ ненно правдиво, в типических обстоятельствах показана жизнь городских подростков Разве мало родителей, кото­ рые чрезмерно оберегают сво­ их детей от влияния улицы, двора? Именно такими в по­ вести показаны н родители Кости Пчелкина — Лариса Петровна и Виталий Захаро­ вич. С самого раннего возраста, почта с младенчества, родители пытались изолировать его от двора, как говорится, «огоро­ дить от дурного влияния». Ше­ стнадцатилетний Костя был со_- вершенно равнодушен к свое­ му двору, к его проблемам, страданиям, людям. Нет, он, конечно, знал многих ребят, но ни с кем из них не дружил — у него была своя компания, «свой круг». Но в результате такого изолированного воспита­ ния возник неожиданный конфликт:, двор оказался не­ равнодушным к Косте. Заслуга автора повести в том, что он глубоко исследует характер каждого персонажа, дает образы в развитии. Идет детальное исследование при­ чин, приведших к преступле­ нию несовершеннолетних. Поучительно разобраться в том, что же заставляет соби­ раться ребят во дворе, а в не­ настную погоду на квартире Савохиной, которую звали в доме, где она жила, Эфирным Созданием и которую за при­ страстие к спиртным напит­ кам должен был судить това­ рищеский суд. На вопрос Кос­ ти «Ты у них часто бываешь?» — Лена Макарова ответила: «Бываю. Мы все бываем. Ведь негде собираться. Особенно осенью. А Эфирное Создание всем рада. Магнитофон кру­ тим. Песни поем. Знаешь, как Муха на гитаре играет». Конечно, неизвестно, как да. леко зашла бы компания Му­ хи, если бы все жители дома заняли розицию сторонних на­ блюдателей. Но, к счастью, нашлись и такие, для которых судьба ребят стала близка и дорога. Это и учитель Влади­ мир Георгиевич Говорухин, ко­ торый организует водный по­ ход под парусами по Клязьме и берет с собой ребят и с это­ го двора. Это и бывший мо­ ряк, а сейчас инвалид Влади­ мир Константинович Спивак, увлекающий ребят моделиро­ ванием, а если образно гово­ рить, умеющий поддерживать романтические мечты ребят о настоящем мужском деле. Это и участковый милиционер — старший лейтенант Николай Павлович Воробьев. Все они показали себя уме­ лыми наставниками. Автор повести избежал нарочитости, искусственности в показе по­ ложительного влияния взрос­ лых на подростков. Поэтому- то наставничество восприни­ мается в произведении как типичное явление, характерное для нашего общества. В повести «Шестнадцать зажженных свечей» затронуто много других важных проблем. Во дворе дома растет старая липа. По-разному относятся к ней. Для ребят она своя, она всегда была связана с их дет­ ством. Но, к сожалению, на­ шлись люди, которым старая липа помешала. Таковы на­ чальник дирекции по эксплуа­ тации зданий Метелкин и тор­ говый работник Мамонтов. И только самоотвержен­ ность ребят двора и поддержка их участковым милиционером Воробьевым помогают спасти липу от уничтожения. История эта, на первый взгляд не «масштабная», очень поучительна. Она заставит многих задуматься, и не толь­ ко об отношении к нашему «зеленому другу», но и о при­ роде людского равнодушия, черствости. И. Минутко подробно анали­ зирует поведение взрослых, родителей, которых уж никах не назовешь воспитателями. Это и мать Лены Макаровой, заведующая меховым ателье, живущая по принципу «Ты — мне, я — тебе». Вокруг нее всегда царит атмосфера купли- продажи. Откуда появился такой труд­ ный подросток, как Муха? Об озлобленности этого парня в жизни красноречиво говорят «лозунги», которыми он окле­ ил свою комнату: «Хочешь жить — умей вертеться», «Че­ ловек человеку — друг, това­ рищ и волк». Во многом не лучшую роль сыграла в воспи­ тании его семья. У Мухи рано умерла мать, которую он очень любил, а через две недели отец привел в .квартиру Ларису Васильевну. На людях отец разыгрывал из себя образцово-показатель­ ного, а в семье развивал свою философию собственника, ме­ щанина. Лариса Васильевна во всем вторила ему. Повесть «Шестнадцать за­ жженных свечей» Игоря Ми­ нутко с интересом прочитают не только подростки, но и их родители, а также учителя, наставники, бойцы педагогиче­ ских отрядов. Много полезного и поучительного они из нее извлекут. П. КАШМЕНСКИЙ, педагог. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ТВОРЧЕСТВА - -■..П еда г о г и ч е с к и е р а з д у м ь я ......................... ^ .. ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ I ' Г ................... Н а м п и ш ут - . у Среди авторов, пишущих в адрес «Семьи и школы», немало наших постоянных чи­ тателей. Люди разных профессий делятся тем, что волнует их в воспитании детей, становлении молодого характера. В последней почте нас заинтересовало письмо за­ местителя директора по учебно-воспитательной работе Домачевской 'школы Лев-Тол- стовского района Николая Григорьевича Попова. Он с гордостью называет имена комсомольцев, решивших связать судьбу с родным селом. Это — Юрий Савичев, Николай Тихонов, молодые коммунисты Александр Разживин, Николай Зуйков и дру­ гие. Но с особым удовольствием рассказывает педагог о Петре Лаврове, оставшемся в совхозе «Домачевский» работать дояром. П. Лавров — один из тех, чья судьба мо­ жет быть достойным примером. «И, КОНЕЧНО, РАСПЕВАТЬЛУЧШЕ ХОРОМ»... Звонко льются ребячьи голо­ са из-за неплотно прикрытой двери одной из комнат липец­ кого детского сада № 3. Ти­ хонько, чтобы не помешать певцам, заглянул туда наш внештатный фотокорреспон­ дент В. И. Базылев и понял — попал как раз по адресу, ко­ торый дали ему в редакции. Одно удовольствие наблю­ дать, как ведет занятия с ребя­ тишками замечательный педа­ гог, музыкальный руководи­ тель Надежда Алексеевна Афонина. Если справедливы слова, что. любовь к музыке начинается с детства, то сколько же бывших питомцев детского сада, теперь уже, ко­ нечно, взрослых людей на­ всегда остались благодарными Надежде Алексеевне за то, что она познакомила их с миром искусства. Их было немало за ее многолетний педагогический путь. Не случайно в этом детском саду так весело, интересно проходят праздники, утренни­ ки, новогодние елки. Побыва­ ешь на н и х , и кажется, что буквально все ребятишки уме­ ют прекрасно петь и танце.- вать, общительны. На занятиях у Надежды Алексеевны Афониной часто можно видеть молодых педа­ гогов дошкольных учрежде­ ний — приходят учиться у нее, посоветоваться, как лучше строить свою работу. Н. А. Афонина тоже уже многие годы является бессменным ме- тодистом-наставником секции музыкальных руководителей города. Недавно Надежде Алексеев­ не исполнилось шестьдесят лет. Товарищи то работе теп­ ло поздравили ее, пожелали ей здоровья, счастья, новых твор­ ческих успехов в ее благород­ ном труде на благо эстетиче­ ского воспитания детей. Редак­ ция газеты тоже присоеди­ няется к этим поздравлениям. В этот день в Ксизовскую среднюю школу Задонского района пришли почетные гости: председатель колхоза Н. Ф. Стуров, главный инженер А. В. Иванов, главный агроном В. И. Мишин, а также секретарь парткома хозяйства И. Я. Гамеев. Эта встреча со старшеклассниками, выпуск­ никами школы вылилась в большой разговор о земле, об отношении к ней, о сельскохозяй­ ственных профессиях, которые так нужны современному селу. — Приглашаем вас, ребята, к нам после школы, — сказал, обращаясь к школьникам, А. В. Иванов. — Коллектив механизаторов у нас хороший, поможем вам стать классными специалистами. Кстати, я и сам прошел этот путь — от рабочего до инженера! О благородной профессии сельского агро­ нома тепло рассказал В. И. Мишин. Конечно, выпускников горячо интересовали перспективы развития хозяйства, дальнейшее преобразование села. Об этом подробно рас­ сказал председатель колхоза Н. Ф. Стуров, и о том, как много делается в хозяйстве по подготовке нужных кадров. Многие специа­ листы, ныне работающие в селе, -окончили техникумы, вузы, училища, будучи колхозны­ ми стипендиатами. — Нам нужны и культработники, и работ­ ники службы быта, и медсестры. Колхоз го­ тов направить вас на учебу в специальные учебные заведения, — сказал Н. Ф. Стуров. Эта встреча оставила глубокий след в ду­ шах ребят. Некоторые из них уже твердо изъявили желание остаться в родном селе или поехать на учебу в сельскохозяйственные учебные заведения. А. АЛЕХИНА. П ЕТР вместе со своим друж­ ком Анатолием Калиновым с утра торчали на фер­ ме. Здесь было интересно. Отсюда доярки уезжали на выгон доить коров, частенько брали они с собой ребят. Только скотник дядя Володя привычно ворчал: — Опять эти мальцы под ногами пута­ ются. Выручала сестра Пети, доярка, которая защищала ребят. — Да нс мужское это дело — доить ко­ рову! — упрямился скотник В. Холев. А ребятам и в самом деле нравилось: коровы постепенно к ним привыкли, для них у ребят была всегда припасена короч­ ка вкусно пахнущего хлеба. Однажды Петр подошел к доярке Анне Степановне Хухриной. — Теть Ань, я попробую подоить Милку. — Ладно. уж, учись, может, дояром бу­ дешь, — то ли в шутку, то ли всерьез ска­ зала женщина, а оказалось, попала, что на­ зывается, в точку. После восьмилетки, Лав­ ров с охотой откликнулся на приглашение бригадира молочнотоварной фермы. По­ обещал, что через несколько дней выйдет на работу. Слово сдержал. Только пришел тта ферму не один, а с другом, Анатолием Калиновым. Так, нарушив давние традиции, появи­ лись в женском коллективе двое парней. А доярки — народ лукавый: все посмеива­ лись да подшучивали. Но когда видели, что трудно ребятам, спешили помочь. Особен­ но Анна Степановна Хухрина. — Не огорчайтесь, хлопцы, — успокаи­ вала. — Мне тоже тяжко приходилось по­ началу: Рук, бывало, не поднять... Многому ребят научила. А когда в от­ пуск уходила, попросила бригадира, чтобы ее коров передали Лаврову, больше ни­ кому не доверила. Так за молодым дояром закрепили на время лучшую группу. И ни­ как нельзя было ему ’ударить * лицом в грязь. Петр не чжалел времени, старался все делать па совесть: и почистить хорошо коров, и накормить их. Не гнушался ника­ кой работы. В первый же год добился хо­ роших результатов. Взял обязательство на­ доить от каждой коровы по 2250 килограм­ мов молока, по намного перешагнул этот рубеж, опередив даже опытных доярок. Шло время., Росло умение молодого жи­ вотновода. Его портрет появился на Доске почета, потом пришла и более высокая на­ града — медаль «За доблестный труд». После службы в армии Петр вернулся к любимой работе. Одно огорчало: друг, Ана­ толий, в город уехал... А Петр, как и прежде, привычно вставал до солнца и шел на ферму. Возвращался домой поздно, но всегда находил в.ремя посидеть за книж­ кой. Заочно окончил среднюю школу, стал членом ленинской партии. — Коммуниста Петра Ивановича Лавро­ ва, — с большим уважением говорит сей­ час секретарь парткома совхоза «Домачев- ский» Н. Ил Киселев, —• отличает, преж­ де всего, ответственность за порученное дело. Он очень старательный. Глубоко пе­ реживает общие неудачи, душой болеет за весь коллектив. Партком порекомендовал в свое время Петра Лаврова на должность бригадира Ор­ ловской фермы, самой отстающей в совхо­ зе. И парень понимал, что он должен оп­ равдать доверие. Мне приходилось не раз. слышать его выступления на партсобрани­ ях, всегда деловые, конкретные, говорящие о том, что человек болеет за общее дело. До прошлого года бригада животноводов Орловской фермы числилась отстающей. Сейчас положение изменилось. С начала го­ да здесь получено молока от коровы на 602 килограмма больше; чем за соответст­ вующий период прошлого года. -— Орловские животноводы в социалисти­ ческом соревновании оставили позади фер­ мы Центрального и второй бригады Кар- иовского отделений, — говорит председа­ тель рабочкома совхоза «Домачевский» Лю­ бовь Михайловна Котова. — Такого еще не бывало в совхозе. А секретарь парткома Н. И. Киселев счи­ тает, что успе* достигнут, прежде всего, за счет улучшения организации труда, в чем заслуга бригадира фермы коммуниста П. И. Лаврова. — Петру Ивановичу Лаврову есть чем гордиться, — отмечает и директор совхоза «Домачевский» Анатолий Дмитриевич Ма­ каров. — С хорошим подарком пришли к празднику 60-летия СССР орловские жи­ вотноводы. Многие из них и сейчас идут в авангарде районного социалистического со­ ревнования. ...Такова короткая судьба молодого ком­ муниста Петра Лаврова. Нелегкая, но счас** ливая, Н. ПОПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz