Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
РАСТИТЬ ГРАЖДАНИНА С Александром Афанасьевичем Голубевым я знаком давно. Лет пятнадцать назад, когда он еще не работал в Тербунской средней школе, а был директором Мало-Бор- ковской восьмилетки, меня заинтересовала его неутоми мая поисковая деятельность. Помню, жена его не раз сетовала: —* Только настанет лето, а он уже в походе. Вместе с ребятами колесит на велосипедах по всему району. И каждый год так. А вернется — новые заботы: пишет за просы, оформляет стенды. С годами у Александра Афанасьевича не угасла страсть к краеведению. И сейчас, работая организатором внеклассной работы в школе, Голубев по-прежнему ув лечен любимым делом. Много сделал он для воспитания мальчишек и девчонок. И когда недавно в Липецке про ходила областная научно-практическая конференция по патриотическому и интернациональному воспитанию уча. щейся молодежи, имя педагога Голубева называлось не раз с теплотой, благодарностью. Их в нашей области немало, таких энтузиастов, у кото рых молодежь учится любить свой край, чтить историю Родины, героические и трудовые подвиги народа. Формы работы их с учащимися разные, а цель одна: как можно ярче, убедительнее донести до сознания каждого высокий смысл социальных свершений в нашей стране, раскрыть суть советского образа жизни. Вот уже несколько лет в Липецком машиностроитель ном техникуме под руководством преподавателя Г. Г. Ней ман и других выпускается устный журнал «Образ жизни — советский». Что является основными чертами совет- .-^чского образа жизни? Как ты понимаешь активную жиз ненную позицию? Свободное время, как мы его прово дим? На эти вопросы в недавнем выпуске журнала отве чали учащиеся. По совету педагогов они обратились к конкретному материалу, рассказывающему о жизни ли пецких тракторостроителей. Ребята многое узнали о сов ременном производстве, лучших людях труда, перед ними ярче раскрылся социальный образ советского рабочего. Выступая на конференции, о которой я сказал выше, организатор Липецкой средней школы № 39 А. С. Вла сова привела интересное высказывание бывшей ученицы, ныне студентки Московского университета Татьяны Фи латовой. Таня пишет: «Все мы, по существу, воспитанники нашего клуба интернациональной дружбы. Многим мы обязаны ему: и эрудированностью, и самостоятельностью мнений, и умением жить среди людей и мыслить вне уз ких рамок своего личного мирка...» Хорошо сказано.. Действительно, на счету клуба интер национальной дружбы 39-й школы много полезных и ув лекательных дел. Большая заслуга в этом рут§оводнтелей КИДа — учителей иностранного языка В. П. Суховой и Е. С. Малининой. За десять лет* существования клуб на гражден девятью почетными грамотами. По итогам Все союзного смотра ему вручен специальный диплом. Сей час в этой школе проводится поисковая операция под на званием «Судьба семьи в судьбе страны». Учащимся да но задание — записать историю своих семей, проследить, какое участие в жизни страны приняли их деды, бабуш ки. отцы, матери. Нельзя не сказать добрых слов в адрес замечательного краеведа из Усманской средней школы X? 2 Б. И. Бор зунова. С глубоким знанием дела и большой любовью выполняет он свой долг. Где только он ни побывал со своими ребятишками! Вместе обследовал татарский вал, бывший когда-то частью защитной полосы от набегов кц_ чевников, собрал большой материал о первых усманских комсомольцах — Героях Советского Союза, разыскал земляков, встречавшихся с В. И. Лениным, провел боль шую работу по увековечению памяти бывших учащихся школы, погибших на фронтах Отечественной »©йны. Пят надцать лет в школе работает историко-краеведческий музей. За плодотворную деятельность по патриотическо му воспитанию молодежи он награжден Почетной грамо той ЦК ВЛКСМ. Среди экспонатов школьного музея хранятся фотогра фии многих космонавтов с автографами, в том числе и Юрия Алексеевича Гагарина. Как-то Борис Иванович рассказал об интересном поис ке «огненного тракториста» Петра Дьякова, о котором так задушевно поется в известной песне: По дорожке неровной, по тракту ли, Все равно нам с тобой по пути: Прокати нас, Петруша, на тракторе До околицы нас прокати! В «Комсомольской правде» появилась однажды замет ка о нем. Оказалось, Что Петр Дьяков живет в Тюменской области. Тогда следопыты обратились в редакцию газеты «Тюменский комсомолец». Оттуда пришел ответ с указа нием точного адреса. На уроке в четвертых классах изучают тему «Органи зация колхозов». В школьном учебнике есть всего не сколько строк, посвященых легендарному трактористу: «Пахал трактором колхозное поле комсомолец Петр Дья ков. Кулаки напали на него, избили, облили керосином и подожгли. Герой сильно обгорел, но" остался жив». Когда ребята узнали, что есть точный адрес героя, они решили написать ему. Через месяц пришел ответ. Петр Дьяков прислал ребятам свою фотографию и письмо с добрыми пожеланиями хорошо учиться, во всем выпол нять заветы Ильича. Так музей пополнился еще одним экспонатом. В воспитательном аспекте он просто неоце ним. Много маленьких и больших «открытий» на счету дол горуковских следопытов, И все благодаря тому, что руко- - водит ими неутомимый краевед Николай Иванович Фи- лимонов. Краеведческий музей, созданный при его непо средственном участии, стал центром патриотического и интернационального воспитания молодежи района. Не одну тысячу километров проехал и прошел со сво ими учащимися другой известный краевед Михаил Мен делеевит Виленский. Дважды он совершал походы по местам боевой славы 81-й кавалерийской дивизии. Сейчас он готовится в третий поход — до Майкопа, где 11-я кав- дивизия закончила свой боевой путь, разгромив Деникина. Большой благодарности заслуживают эти и многие дру. гие педагоги-энтузиасты. Их неутомимая повседневная ра бота по патриотическому воспитанию молодежи приносит хорошие плоды: история Родины, края перестает быть для ребят только страницами учебника, она приближается к нйм, обретая живые черты, пробуждает активное отноше ние к жизни, учебе, труду. ^ Ф. РОМАННИКОВ, зав. внештатным отделом школ «Ленинского знамени». У РОК— У ОБЪЕКТИВА В соответствии с послови цей «Луч ше оди н раз увидеть, че м сто раз услышать» препо- I даватели Ми нского педагоги че - ского и нст итута разработали новый ку рс педагогики, куда вклю чили з а нят и я в вузовском Телец ентре. Теперь первый урок будущий учитель проводит не в классе, а у объектива видеомагнито фона. Затем пленка несколько Л Ю Б И М Ы Е С Т Р А Н И Ц Ы Когда беспричинна кручина, А мысли у грусти в плену, Я книгу волшебника Грина Как в детстве, V опять распахну. Мир станет добрее и шире И я в нем теперь не один— В моей беспечальной квартире Шумят паруса бригантин. А. ФИСЕНКО. ВИДЕОМАГНИТОФОНА раз просматривается, и мето дист оценивает: умеет ли сту дент наладить контакт, с уча щимися, правильно ли исполь зует наглядные пособия. Тут же ему укажут на ошибки и помогут их исправить. Урок повторяется до тех пор, пока у стажера не появится уверен ность и не исчезнет так назы ваемый «барьер боязни ауди тории». (Корр. ТАСС). + ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ♦ ОТКУДА БЕРУТСЯ «ТРУДНЫЕ»? ----- К н и г и о в о с п и т а н и и --------- У РОК в школе. Иногда очень много может он рассказать об учителе. С урока началось и мое знаком ство с Ириной Георгиевной Цапковой, преподавателем рус ского языка и литературы ли пецкой школы № 30. Было несколько встреч. И всегда Ирина Георгиевна вхо дила в класс с приветливой улыбкой, подтянутая, даже что- то неуловимо праздничное бы ло во Всем ее облике. А мо жет быть, такое, несколько приподнятое, ощущение воз никало и от обстановки каби нета, где она занимается с ребятами русским языком и литературой. Окна его обрам лены красивыми шторами, на подоконниках — зелень ухо женных цветов в нарядных плошках. Картину дополняют оригинально оформленные стен ды и плакаты, посвященные литературе, театру. Быстро включаются в рабо ту ребята. Они, я заметил, много читают на уроке наи зусть и по тексту. С удоволь ствием потом обсуждают про изведение. Умело помогает Ирина Георгиевна, не мешает высказаться ученику, редко, но вовремя задает вопросы, цель которых — заставить живее работать мысль ученика, под вести его к самостоятельному выводу. Случаются на уроках и кон фликтные ситуации, от кото рых не застрахован ни один педагог: ученик может нару шить дисциплину, не выпол нить домашнее задание. Что скрывать, иногда такую ситуа цию невольно создает сам учи тель несдержанностью, бес тактностью, несправедливо вы ставленной оценкой за ответ, письменную работу. И как же важна в таком конфликте пра вильная реакция педагога, его умение найти тот единственный выход, который поможет вос становить справедливое равно весие в отношениях с учени ком. На уроках Ирины Георгиев ны также (дети ведь всегда остаются детьми) у кого-то обнаруживается невыполнен ное домашнее задание, не все сразу и гладко отвечают на поставленный вопрос... Но как учительница реагирует на это! Ни одного раздраженного за мечания. Добрый человек Ирина Ге оргиевна Цапкова, но доброта ее требовательна, взыскатель на, идет от глубокого уваже ния к воспитанникам. Ведь при всем том она очень строга в оценках, порой даже кажется слишком строга. Но вот что думают на этот счет сами уче ники: — Очень я люблю литерату ру, — признается восьмиклас сница Надя Есаулова. — Ин тересно, увлеченно ведет урок Ирина Георгиевна. Она добрая, чуткая, отзывчивая. Всегда по нимает нас... Обратите внимание: школь ница, с похвалой отзываясь об уроках любимого учителя, тут же говорит, и о наиболее, на ее взгляд, ценных свойствах его личности. В ее представле нии составляют единое целое — любимый предмет и учи тель, который ведет его. Не легко соответствовать такому представлению. Ирине Георги- евне это удается: так велика сила обаяния ее личности. Она от природы мягка, деликатна, настроена на участливое вни мание к людям. С детства у нее и тяга к искусству. Одна ко всего этого мало, чтобы стать хорошим педагогом, спо собным влиять на детей силой своего авторитета. Для этого надо много работать над собой. И эта работа началась, ког да, закончив вуз, Ирина Геор гиевна переступила порог шко лы дипломированным специа листом. Ежегодно она дает от личные открытые уроки на областных семинарах. Увлечен но продолжает изучать теат ральное искусство и живопись — какое подспорье для сло весника! Много дет, когда из бираюсь членом профкома школы, вела она культурно- массовую работу. Занимается Ирина Георгиевна ею и теперь. И вот все это: и врожден ная деликатность, и тонкое вос приятие искусства, и кипучий общественный темперамент, и большое трудолюбие — все, помноженное на огромную лю бовь к детям, как мне кажет ся, и питает учительский авто ритет. Приведу еще один пример. 6 -й «в», где Ирина Георгиевна классным руководита\ем, «за болел» одно время легкой ат летикой. Напомню, сама учи тельница больше предпочитает театр и живопись, но все-та ки... Со свойственным ей ж а ром она подхватила и это ув лечение своих воспитанников, помогала, в чем могла, интере совалась их спортивными ус пехами. В результате, участ вуя в игре «Старты надежд», класс Ирины Георгиевны вы шел на первое место в школе. Честь класса. Для ребят Ири ны Георгиевны это далеко не абстрактное понятие. Оно оду хотворено всем строем их жиз ни, в которой они учатся быть настоящими людьми, отвечаю щими за свои поступки, за де- ла общие. Подвела, скажем, одна из девочек одноклассни ков — срочно собрались, обсу дили проступок, вынесли очень строгое решение, да в послед ний момент смягчились: в пер вый раз ошиблась одноклас сница. Заметьте, совсем в духе Ирины Георгиевны: доброта в сочетании с требовательностью. Рано привыкают к самостоя тельности ее ребята. Помню один из сборов, посвященный дружбе. Говорили на нем ше стиклассники о том, как сое диняются в их представлении слово и дело, почему не всег да удается выполнить то, что наметили. Нелегкий предмет для обсуждения. Тем более, что Ирину Георгиевну задержали родители, и она пришла попоз же, когда сбор уже начался. Ребята серьезно анализировали работу звеньев, Еще учились в четвертом классе ее ребята, а Ирина Ге оргиевна добровольно «нагру зила» себя и тем, что решила приобщать их к театру, всех без исключения. Надо сказать, ей многое удалось. Главное— разбужен искренний, глубокий интерес к искусству сцены. Об этом свидетельствуют отзывы ребят на просмотренные спек такли, бережно оформленные альбомы. Родители отмечают: сыновья и дочери стали тща тельно следить и за внешним своим видом, и к таким «лег ким» предметам, как рисова ние и музыка, уважительнее относиться. Ребята хорошо ус певают, нет среди них ни од ного с оценкой «удовлетвори тельно» по поведению. Много забот у классного ру ководителя. Но и сверх того Ирина Георгиевна успевает немало. Три года назад, напри мер, начала вести факульта тив для старшеклассников «Ос новы театрального искусства». Программа его посложнее, и коллектив немалый: посещают факультатив 23 человека. На занятиях старшеклассники раз бирают такие интересные те мы, как «Итальянский театр масок», «Театр Мольера»... При. чем, говоря о театре, Ирина Георгиевна стремится решать вопросы не только эстетиче ского, но и нравственного ха рактера. Факультатив — не са моцель для нее, а средство воспитания. «Совсем нет вре мени бездельничать, — гово рит одна из участниц факуль татива. — И кто знает, если бы не Ирина Георгиевна, воз можно, и не была бы моя жизнь столь интересной: труд ной, но и радостной». ...Совсем неслучайно расска зал я об Ирине Георгиевне Цапковой. В последнее время любят обсуждать вопрос: «С чего начинается школа?». Од ни говорят, что лицо школы определяют ученики, другие уверяют, что многое зависит от директора... Правы, наверное, и те, и другие. Но все-таки важнее всех в школе — это учитель. Его профессиональное умение, общественный, темпе рамент, живое, неравнодушное отношение ко всему, что каса ется воспитания детей, — это как раз и есть то главное, что определяет лицо школы. С учи теля, только с учителя начина ется школа. п . ПЛОХИХ, наш внештатный корреспондент. В№№ б и 7 журнала «Юность» за 1982 год опубликована по весть Игоря Минутко «Шест надцать зажженных свечей». Я с большим удовольствием прочитал ее, и захотелось по делиться теми мыслями, кото рые навеяло это произведение, обратив их к коллегам-педаго- гам. Чем подкупает это произве дение? Во-первых, в нем жиз ненно правдиво, в типических обстоятельствах показана жизнь городских подростков Разве мало родителей, кото рые чрезмерно оберегают сво их детей от влияния улицы, двора? Именно такими в по вести показаны н родители Кости Пчелкина — Лариса Петровна и Виталий Захаро вич. С самого раннего возраста, почта с младенчества, родители пытались изолировать его от двора, как говорится, «огоро дить от дурного влияния». Ше стнадцатилетний Костя был со_- вершенно равнодушен к свое му двору, к его проблемам, страданиям, людям. Нет, он, конечно, знал многих ребят, но ни с кем из них не дружил — у него была своя компания, «свой круг». Но в результате такого изолированного воспита ния возник неожиданный конфликт:, двор оказался не равнодушным к Косте. Заслуга автора повести в том, что он глубоко исследует характер каждого персонажа, дает образы в развитии. Идет детальное исследование при чин, приведших к преступле нию несовершеннолетних. Поучительно разобраться в том, что же заставляет соби раться ребят во дворе, а в не настную погоду на квартире Савохиной, которую звали в доме, где она жила, Эфирным Созданием и которую за при страстие к спиртным напит кам должен был судить това рищеский суд. На вопрос Кос ти «Ты у них часто бываешь?» — Лена Макарова ответила: «Бываю. Мы все бываем. Ведь негде собираться. Особенно осенью. А Эфирное Создание всем рада. Магнитофон кру тим. Песни поем. Знаешь, как Муха на гитаре играет». Конечно, неизвестно, как да. леко зашла бы компания Му хи, если бы все жители дома заняли розицию сторонних на блюдателей. Но, к счастью, нашлись и такие, для которых судьба ребят стала близка и дорога. Это и учитель Влади мир Георгиевич Говорухин, ко торый организует водный по ход под парусами по Клязьме и берет с собой ребят и с это го двора. Это и бывший мо ряк, а сейчас инвалид Влади мир Константинович Спивак, увлекающий ребят моделиро ванием, а если образно гово рить, умеющий поддерживать романтические мечты ребят о настоящем мужском деле. Это и участковый милиционер — старший лейтенант Николай Павлович Воробьев. Все они показали себя уме лыми наставниками. Автор повести избежал нарочитости, искусственности в показе по ложительного влияния взрос лых на подростков. Поэтому- то наставничество восприни мается в произведении как типичное явление, характерное для нашего общества. В повести «Шестнадцать зажженных свечей» затронуто много других важных проблем. Во дворе дома растет старая липа. По-разному относятся к ней. Для ребят она своя, она всегда была связана с их дет ством. Но, к сожалению, на шлись люди, которым старая липа помешала. Таковы на чальник дирекции по эксплуа тации зданий Метелкин и тор говый работник Мамонтов. И только самоотвержен ность ребят двора и поддержка их участковым милиционером Воробьевым помогают спасти липу от уничтожения. История эта, на первый взгляд не «масштабная», очень поучительна. Она заставит многих задуматься, и не толь ко об отношении к нашему «зеленому другу», но и о при роде людского равнодушия, черствости. И. Минутко подробно анали зирует поведение взрослых, родителей, которых уж никах не назовешь воспитателями. Это и мать Лены Макаровой, заведующая меховым ателье, живущая по принципу «Ты — мне, я — тебе». Вокруг нее всегда царит атмосфера купли- продажи. Откуда появился такой труд ный подросток, как Муха? Об озлобленности этого парня в жизни красноречиво говорят «лозунги», которыми он окле ил свою комнату: «Хочешь жить — умей вертеться», «Че ловек человеку — друг, това рищ и волк». Во многом не лучшую роль сыграла в воспи тании его семья. У Мухи рано умерла мать, которую он очень любил, а через две недели отец привел в .квартиру Ларису Васильевну. На людях отец разыгрывал из себя образцово-показатель ного, а в семье развивал свою философию собственника, ме щанина. Лариса Васильевна во всем вторила ему. Повесть «Шестнадцать за жженных свечей» Игоря Ми нутко с интересом прочитают не только подростки, но и их родители, а также учителя, наставники, бойцы педагогиче ских отрядов. Много полезного и поучительного они из нее извлекут. П. КАШМЕНСКИЙ, педагог. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ТВОРЧЕСТВА - -■..П еда г о г и ч е с к и е р а з д у м ь я ......................... ^ .. ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ I ' Г ................... Н а м п и ш ут - . у Среди авторов, пишущих в адрес «Семьи и школы», немало наших постоянных чи тателей. Люди разных профессий делятся тем, что волнует их в воспитании детей, становлении молодого характера. В последней почте нас заинтересовало письмо за местителя директора по учебно-воспитательной работе Домачевской 'школы Лев-Тол- стовского района Николая Григорьевича Попова. Он с гордостью называет имена комсомольцев, решивших связать судьбу с родным селом. Это — Юрий Савичев, Николай Тихонов, молодые коммунисты Александр Разживин, Николай Зуйков и дру гие. Но с особым удовольствием рассказывает педагог о Петре Лаврове, оставшемся в совхозе «Домачевский» работать дояром. П. Лавров — один из тех, чья судьба мо жет быть достойным примером. «И, КОНЕЧНО, РАСПЕВАТЬЛУЧШЕ ХОРОМ»... Звонко льются ребячьи голо са из-за неплотно прикрытой двери одной из комнат липец кого детского сада № 3. Ти хонько, чтобы не помешать певцам, заглянул туда наш внештатный фотокорреспон дент В. И. Базылев и понял — попал как раз по адресу, ко торый дали ему в редакции. Одно удовольствие наблю дать, как ведет занятия с ребя тишками замечательный педа гог, музыкальный руководи тель Надежда Алексеевна Афонина. Если справедливы слова, что. любовь к музыке начинается с детства, то сколько же бывших питомцев детского сада, теперь уже, ко нечно, взрослых людей на всегда остались благодарными Надежде Алексеевне за то, что она познакомила их с миром искусства. Их было немало за ее многолетний педагогический путь. Не случайно в этом детском саду так весело, интересно проходят праздники, утренни ки, новогодние елки. Побыва ешь на н и х , и кажется, что буквально все ребятишки уме ют прекрасно петь и танце.- вать, общительны. На занятиях у Надежды Алексеевны Афониной часто можно видеть молодых педа гогов дошкольных учрежде ний — приходят учиться у нее, посоветоваться, как лучше строить свою работу. Н. А. Афонина тоже уже многие годы является бессменным ме- тодистом-наставником секции музыкальных руководителей города. Недавно Надежде Алексеев не исполнилось шестьдесят лет. Товарищи то работе теп ло поздравили ее, пожелали ей здоровья, счастья, новых твор ческих успехов в ее благород ном труде на благо эстетиче ского воспитания детей. Редак ция газеты тоже присоеди няется к этим поздравлениям. В этот день в Ксизовскую среднюю школу Задонского района пришли почетные гости: председатель колхоза Н. Ф. Стуров, главный инженер А. В. Иванов, главный агроном В. И. Мишин, а также секретарь парткома хозяйства И. Я. Гамеев. Эта встреча со старшеклассниками, выпуск никами школы вылилась в большой разговор о земле, об отношении к ней, о сельскохозяй ственных профессиях, которые так нужны современному селу. — Приглашаем вас, ребята, к нам после школы, — сказал, обращаясь к школьникам, А. В. Иванов. — Коллектив механизаторов у нас хороший, поможем вам стать классными специалистами. Кстати, я и сам прошел этот путь — от рабочего до инженера! О благородной профессии сельского агро нома тепло рассказал В. И. Мишин. Конечно, выпускников горячо интересовали перспективы развития хозяйства, дальнейшее преобразование села. Об этом подробно рас сказал председатель колхоза Н. Ф. Стуров, и о том, как много делается в хозяйстве по подготовке нужных кадров. Многие специа листы, ныне работающие в селе, -окончили техникумы, вузы, училища, будучи колхозны ми стипендиатами. — Нам нужны и культработники, и работ ники службы быта, и медсестры. Колхоз го тов направить вас на учебу в специальные учебные заведения, — сказал Н. Ф. Стуров. Эта встреча оставила глубокий след в ду шах ребят. Некоторые из них уже твердо изъявили желание остаться в родном селе или поехать на учебу в сельскохозяйственные учебные заведения. А. АЛЕХИНА. П ЕТР вместе со своим друж ком Анатолием Калиновым с утра торчали на фер ме. Здесь было интересно. Отсюда доярки уезжали на выгон доить коров, частенько брали они с собой ребят. Только скотник дядя Володя привычно ворчал: — Опять эти мальцы под ногами пута ются. Выручала сестра Пети, доярка, которая защищала ребят. — Да нс мужское это дело — доить ко рову! — упрямился скотник В. Холев. А ребятам и в самом деле нравилось: коровы постепенно к ним привыкли, для них у ребят была всегда припасена короч ка вкусно пахнущего хлеба. Однажды Петр подошел к доярке Анне Степановне Хухриной. — Теть Ань, я попробую подоить Милку. — Ладно. уж, учись, может, дояром бу дешь, — то ли в шутку, то ли всерьез ска зала женщина, а оказалось, попала, что на зывается, в точку. После восьмилетки, Лав ров с охотой откликнулся на приглашение бригадира молочнотоварной фермы. По обещал, что через несколько дней выйдет на работу. Слово сдержал. Только пришел тта ферму не один, а с другом, Анатолием Калиновым. Так, нарушив давние традиции, появи лись в женском коллективе двое парней. А доярки — народ лукавый: все посмеива лись да подшучивали. Но когда видели, что трудно ребятам, спешили помочь. Особен но Анна Степановна Хухрина. — Не огорчайтесь, хлопцы, — успокаи вала. — Мне тоже тяжко приходилось по началу: Рук, бывало, не поднять... Многому ребят научила. А когда в от пуск уходила, попросила бригадира, чтобы ее коров передали Лаврову, больше ни кому не доверила. Так за молодым дояром закрепили на время лучшую группу. И ни как нельзя было ему ’ударить * лицом в грязь. Петр не чжалел времени, старался все делать па совесть: и почистить хорошо коров, и накормить их. Не гнушался ника кой работы. В первый же год добился хо роших результатов. Взял обязательство на доить от каждой коровы по 2250 килограм мов молока, по намного перешагнул этот рубеж, опередив даже опытных доярок. Шло время., Росло умение молодого жи вотновода. Его портрет появился на Доске почета, потом пришла и более высокая на града — медаль «За доблестный труд». После службы в армии Петр вернулся к любимой работе. Одно огорчало: друг, Ана толий, в город уехал... А Петр, как и прежде, привычно вставал до солнца и шел на ферму. Возвращался домой поздно, но всегда находил в.ремя посидеть за книж кой. Заочно окончил среднюю школу, стал членом ленинской партии. — Коммуниста Петра Ивановича Лавро ва, — с большим уважением говорит сей час секретарь парткома совхоза «Домачев- ский» Н. Ил Киселев, —• отличает, преж де всего, ответственность за порученное дело. Он очень старательный. Глубоко пе реживает общие неудачи, душой болеет за весь коллектив. Партком порекомендовал в свое время Петра Лаврова на должность бригадира Ор ловской фермы, самой отстающей в совхо зе. И парень понимал, что он должен оп равдать доверие. Мне приходилось не раз. слышать его выступления на партсобрани ях, всегда деловые, конкретные, говорящие о том, что человек болеет за общее дело. До прошлого года бригада животноводов Орловской фермы числилась отстающей. Сейчас положение изменилось. С начала го да здесь получено молока от коровы на 602 килограмма больше; чем за соответст вующий период прошлого года. -— Орловские животноводы в социалисти ческом соревновании оставили позади фер мы Центрального и второй бригады Кар- иовского отделений, — говорит председа тель рабочкома совхоза «Домачевский» Лю бовь Михайловна Котова. — Такого еще не бывало в совхозе. А секретарь парткома Н. И. Киселев счи тает, что успе* достигнут, прежде всего, за счет улучшения организации труда, в чем заслуга бригадира фермы коммуниста П. И. Лаврова. — Петру Ивановичу Лаврову есть чем гордиться, — отмечает и директор совхоза «Домачевский» Анатолий Дмитриевич Ма каров. — С хорошим подарком пришли к празднику 60-летия СССР орловские жи вотноводы. Многие из них и сейчас идут в авангарде районного социалистического со ревнования. ...Такова короткая судьба молодого ком муниста Петра Лаврова. Нелегкая, но счас** ливая, Н. ПОПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz