Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
(Ок ончание. Начало на 1-й стр.) энергии отвечала бы разработ ка мер по обеспечению безо пасного развития ядерной энергетики, недопущению на падения на мирные ядерные объекты' с использованием любых средств. Учитывая непрерывное со вершенствование и возрастаю щую мощь обычного оружия, необходимо приложить новые усилия для существенного по нижения нынешних уровней обычных вооружений и воору женных сил как в глобальном масштабе, так и в отдельных районах и вести в этих целях соответствующие переговоры. Целесообразно также возобно вить переговоры об ограниче нии продажи и поставок обыч ных вооружений. С учетом повышения роли военных флотов участники со вещания высказываются за то, чтобы были начаты перегово ры об ограничении военно- морской деятельности, об ог раничении и сокращении воен но-морских вооружений, о рас пространении мер доверия на акватории морей и океанов. О ни выступают за вывод из Средизем ного моря кораблей- носителей ядерного оружия,, за отказ от размещения ядер ного оружия на территории средиземноморских неядерных стран. Участники совещания под тверждают также свою неиз менную позицию в пользу то го; чтобы были предприняты новые усилия в международ ном масштабе в целях ликви дации иностранных военных баз и вывода войск с чужих территорий. Государства, представлен ные на совещании, исходят из того, что любые соглашения в области сокращения вооруже- П О Л И Т И Ч Е С К А Я Д Е К Л А Р А Ц И Я Г О С У Д А Р С Т В - У Ч А С Т Н И К О В В А Р Ш А В С К О Г О Д О Г О В О Р А нии и разоружения должны предусматривать соответству ющие меры контроля за их выполнением, включая, когда это необходимо, и междуна родные процедуры. Принимая во внимание, что нарастающие военные расходы непосредственно связаны с усилением гонки вооружений, участники совещания призыва ют страны НА ТО достичь прак тической договоренности о не- увеличении военных расходов и об их последующем сокра щении в процентном или аб солютном выражении. Догово ренность по этому вопросу, разумеется, должна охватывать все государства, обладающие крупным военным потенциа лом. Средств а, высвобождае мые в результате сокращения военных расходов, были бы ис пользованы для целей эконо мического и социального раз вития, в том числе для содей ствия развивающимся странам в этом направлении. Участники совещания напо минают, что предложения их государств о неувеличении и существенном сокращении во енных расходов, выдвинутые совместно или индивидуально, остаются в силе. О ни предла гают безотлагательно начать непосредственные переговоры между государствами—участ никами Варшавского Договора и государствами — членами НАТ О. В свете созд авшейся обста новки высшие представители государств, принявших настоя щую политическую деклара цию, заявляют: нет сейчас задачи более важной для на родов, чем сохранение мира, прекращение гонки вооруже ний. Решить ее — долг всех правительств, всех государст венных деятелей, определяю щих политику своих стран. III Важнейшей составной ча стью задачи устранения воен ной опасности, упрочения все общего мира является укреп ление безопасности в Европе. Это определяется прежде все го тем, что на европейском континенте сосредоточено ог ромное количество вооружений как ядерных, так и обычных, и непосредственно соприкаса ются друг с другом вооружен ные силы двух военных сою зов. Вместе с тем в Европе сов местными усилиями государств создан фундамент для после довательного развития отно шений добрососедства и со трудничества между ними, взаимного уважения и дове рия. На своем опыте все ев ропейские государства убеди лись в преимуществах, кото рые несет с собой разрядка. Среди них нет таких, интере сам которых не отвечало бы сохранение и приумножение достижений разрядки. В этом плане участники со вещания напоминают о том значении, которое имеет стро гое соблюдение договоров и соглашений, определяющих территориально - политические реальности сегодняшней Евро пы. О ни особо подчеркивают важность сообща выработан ных, тщательно согласованных принципов и положений хель синкского Заключительного акта, которые должны строго уважаться и последовательно претворяться в жизнь. Анализируя складывающуюся в данный момент обстановку в Европе, участники совеща ния привлекли внимание к серьезнейшей опасности для европейских народов, которую несет с собой намерение блока НА ТО ре ализовать свое реше ние о размещении на терри тории ряда стран Западной Европы новых американских ракет средней дальности, вновь подтвержденное в де кабре 1982 года. Осуществ ле ние этого решения неизбежно приведет к уменьшению дове рия и ухудшению обстановки на европейском континенте. Со своей сторо ны государст ва, представленные на сове щании, считают ключевой за дачей не допустить разверты вания в Европе нового цикла гонки ядерных вооружений, добиться их сокращения и ог раничения. Это важно для ук репления безопасности в Евро пе, положительного развития межгосударственных отноше ний на континенте, оздоров ления всей международной об становки. Государства — участники Варшавского Договора счита ют, что наилучшим решением явилось бы полное освобожде ние Европы от ядерного ору жия как средней дальности, так и тактического. О ни исхо дят из того, что если достиг нуть такого подлинно «нулево го» решения в настоящее вре мя невозможно, то целесооб разно пойти по пути радикаль ного сокращения ядерных средств средней дальности в Европе на основе принципа ра венства и одинаковой безопас ности. В этом отношении исключительно важно значе ние советско-американских пе реговоров об ограничении ядерных вооружений в Европе. На совещании был отмечен вклад, сделанный Советским Союзом в его предложениях, обнародованных в Москве 21 декабря 1982 года. Эти переговоры проходят, однако, в условиях, когда стра ны НА ТО з аявляют о намере нии приступить уже в конце 1983 г. к размещению в За падной Европе новых амери канских ракет средней дально сти, еслщ до этого времени на переговорах не будет достигну та договоренность. При таком подходе, равнозначном уста новлению искусственного срока завершения перегово ров, его сторонникам доста точно и дальше их затягивать, чтобы затем, сославшись . на отсутствие договоренности, начать практическое развер тывание американских ракет. Участники совещания счи тают настоятельно необходи мым, чтобы переговоры по ог раничению ядерных вооружений в Европе велись в конструктив ном духе и чтобы прилагались максимальные усилия для бы стрейшего достижения на них конкретных договоренностей. Для успеха переговоров необ ходимо, чтобы не предприни мались действия, которые мог ли бы их осложнить, а, напро тив, осуществлялись шаги, спо собствующие созданию благо приятной атмосферы для их прогресса. Учитывая жизненную важ ность сокращения и ограниче ния ядерного оружия средней дальности в Европе для всех европейских народов, участни ки совещания выражают на дежду, что все европейские государства будут содейство вать продвижению вперед на советско - американских пере говорах по этому вопросу и их успешному завершению. Участники совещания вы ступают за освобождение Ев ропы от такого оружия мас сового уничтожения, как хи мическое. Их государства го товы изучить вместе с други ми заинтересованными госу дарствами все возможные пу ти и средства, ведущие к ре шению этой задачи, и всту пить в соответствующие пере говоры. Решительно выступая за ра дикальное сокращение ядерных арсеналов на европейской зем ле, за освобождение Европы от химического оружия, госу дарства, представленные на совещании, отмечают также опасность, которую создает для европейского мира сосредото чение на континенте большо го количества обычных воору жений. Эта опасность намного увеличится в случае осуществ ления планов наращивания в Западной Европе новейших ви дов таких вооружений, что еще больше подстегнет гонку вооружений. О ни снова высказываются за сокращение вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе и считают особенно не обходимым добиться продвиже ния венских переговоров, про должающихся уже многие го ды. По мнению участников со вещания, есть все предпосыл ки для того, чтобы договорен ность на переговорах в Вене была выработана как можно скорее, в течение не более од ного-двух лет, и важно, что бы это было сделано. О ни со своей стороны будут всемер но содействовать этому. В этом контексте участники совещания выступают за осу ществление практического ша га по сокращению вооружен ных сил и вооружений Совет ским Союзом и США в Це нт ральной Европе на основе взаимного примера. За претво рением этого шага в жизнь могло бы быть организовано наблюдение представителей обеих сторон. После его за вершения уровни вооруженных сил и вооружений прямых участников венских перегово ров с той и с другой стороны были бы заморожены до до стижения соглашения на пере говорах. Участники совещания исходят из того, чтобы после первого взаимного сокращения вооруженных сил и вооруже ний в Центральной Европе про должить эти переговоры и бы стрее перейти к дальнейшим, более крупным сокращениям. Государства, представленные на совещании, высказываются в пользу предложений о соз дании безъядерных зон на се вере Европы, на Балканах и в других районах континента, о превращении Средизем ного моря в зону мира и сотрудни чества. О ни выступают за про ведение соответствующих пе реговоров по этим вопросам. Существующ ая в Европе об становка требует более чем когда-либо объединения усилий государств в целях последова тельного проведения политики разрядки, мира и разоружения. Поэтому особую значимость приобретают продолжение и углубление многостороннего процесса, начатого совещанием по безопасности и сотрудниче ству в Европе. ‘Исходя из этого, государст ва, представленные на совеща нии, выступают за результа тивное завершение мадридской встречи представителей стран— участниц Общеевро пейского совещания принятием содер жательного и сбалансированно го заключительного документа. Особое место они отводят достижению на встрече в Мад риде договоренности о созыве конференции по мерам укреп ления доверия и безопасности и разоружению в Европе, при званной внести крупный вклад в ослабление военного проти востояния, в уменьшение недо верия, в решение вопросов сокращения вооруженных сил и вооружений в этом районе мира. О ни придают большое зна чение тому, чтобы мадридская встреча подтвердила реши мость участвующих в ней го сударств уважать и применять принятые в Хельсинки принци пы межгосударственных отно шений, определила в соответ ствии с буквой и духом Заклю чительного акта меры по раз витию сотрудничества в поли тической, экономической, гу манитарной и других облас тях, обеспечила преемствен ность общеевропейского про цесса и его организационных рамок, включая установление времени и места проведения следующей встречи представи телей государств—участников Общеевро пейского совещания. О ни подтверждают свою по зицию в пользу проведения этой встречи в Бухаресте. Успех, мадридской встречи в равной мере — с точки зре ния настоящего и будущего— отвечал бы интересам всех государств — участников Об щеевро пейского совещания. Поэтому решения, которые должна принять встреча, мо гут быть только такими, кото рые основываются на этой реальности и являются при емлемыми для всех. Участники совещания заявля ют, что их государства бу дут, как и до сих пор, все мерно содействовать скорей шему завершению согласования на мадридской встрече ее за ключительного документа. Они ожидают от других участников встречи такого же конструктив ного подхода. Государства, представленные на совещании, 'готовы к разви тию взаимовыгодных связей со всеми государствами Евро пы. В соответствии с этим они выступают: за поддержание и углубле ние политического диалога и консультаций на всех уров нях, за возможно более широ кое политическое общение. При этом имеется в виду также развитие контактов на двусторонней и многосторонней основе по линии парламентов, политических партий, профсо юзов, молодежных, женских и других организаций в интере сах мира и безопасности в Европе; за всемерное расширение делового сотрудничества в торговой, промышленной, сель скохозяйственной, научно-тех нической областях без какой- либо дискриминации, за меры укрепления доверия в эконо мических отношениях. Здесь открывается поистине необъят ное поле для взаимодействия на основе равноправия и обоюдной пользы; за углубление взаимного ду ховного обогащения народов Европы, обмен художественны ми ценностями, распростране ние правдивой и честной ин формации, за культивирование чувств взаимного доброжела тельства и уважения. Государства, представленные на совещании, разделяют по зицию Польской Народной Рес публики в том, что любые по пытки вмешательства извне в вопросы, которые относятся к ее исключительной компетен ции, идут вразрез с общепри нятыми нормами международ ных отношений и будут и дальше встречать твердый от пор. Они решительно осужда ют «санкции», введенные США и некоторыми другими запад ными странами против Поль ши. Польские внутренние дела будут, как и до сих пор, ре шаться только Польшей. Со циалистическая Польша может всегда рассчитывать на мора льную, политическую и эконо мическую поддержку братских социалистических стран. В Европе, где на протяжении уже многих десятилетий сосу ществуют государства с различ ным общественным строем, мо жет быть жизнеспособной только политика мирного со существования. I V При обмене мнениями по другим международным воп росам делегации Народной Республики Болгарии, Венгер ской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народ ной Республики, Социалисти ческой Республики Румынии, Союза Советских Социалисти ческих Республик и Чехосло вацкой Социалистической Рес публики отметили, что оздо ровление обстановки в мире в значительной мере связано с ликвидацией существующих и предотвращением появления новых очагов военных конф ликтов в Азии, Африке, Ла тинской Америке и других рай онах. Нет таких проблем, общеми ровых или региональных, ко торые не могли бы быть спра ведливо решены мирными средствами. Главное состоит в том, чтобы всеми на деле при знавалось законное право на рода каждой страны самому, без вмешательства извне, ре шать свои внутренние дела и на равноправной основе уча ствовать в международной жизни; чтобы всеми уважались независимость, территориаль ная целостность и нерушимость границ государств, соблюдался принцип отказа от применения силы или угррзы силой; чтобы ни одна держава не пыта лась проводить политику ге гемонии, устанавливать «сферы интересов» либо «сферы влия ния». По убеждению участников совещания, для устранения причин многих конфликтов не обходимы окончательная лик видация всех остатков коло ниализма и расизма, отказ от политики неоколониализма, уг нетения и эксплуатации дру гих народов. Это со всей оче видностью подтверждает опасная ситуация на юге Аф рики, где Намибия, незаконно оккупируемая расистами ЮАР, служит базой для агрессии про тив соседних африканских стран. Новым доказательством явился вооруженный конфликт в Южной Атлантике весной 1982 г. Опасность перерастания ло кальных конфликтов в воору женное столкновение мирового масштаба в большой мере свя зана с попытками прямого или косвенного вовлечения госу дарств Азии. Африки, Латин ской Америки и Океании в военно-политические союзы, распространения на них сферы действия блоков. Подтверж дая, что у государств—участни ков Варшавского Договора нет намерений расширить сферу действия своего союза, участ ники совещания призывают и государства—члены НАТО от казаться от распространения зоны действия своего блока на какие бы то ни было рай оны мира, в частности на Пер сидский залив. Растущий вклад в ликвида цию и предотвращение кри зисных ситуаций вносит дви жение неприсоединения, прак тические шаги которого в этом направлении заслуживают при знания ц поддержки со сторо ны всех государств. Позитив ную роль в этом плане приз ваны сыграть такие региональ ные межгосударственные объ единения, как Организация аф риканского единства, Лига арабских стран. Перспективный путь к устра нению напряженности в раз личных районах Азии, Аф рики, Латинской Америки от крывают, по мнению участни ков совещания, инициативы государств этих районов, на правленные на установление и развитие добрососедских от ношений, создание зон мира и сотрудничества. Особенно актуально предложение о пре вращении в зону мира Индий ского океана. Важную роль сыграло бы также возобновле ние и успешное завершение советско-американских пере говоров об ограничении и по ношений на справедливой и демократической основе, уста новления нового международ ного экономического порядка, обеспечения полного суверени тета стран Азии, Африки, Ла тинской Америки, Океании над своими природными ре сурсами. Они высказываются за скорейшее начало глобаль ных переговоров по важнейшим экономическим проблемам в соответствии с решениями ООН. Государства — участники со вещания выступают за повы шение роли Организации Объединенных Наций в между народной жизни как важного форума для объединения уси лий государств в целях укреп ления мира и международной безопасности, содействия ре шению насущных мировых проблем.; Участники совещания По литического . консультативного комитета, считают необходимым еще раз выразить свое убеж дение: сохранение всеобщего мира неотделимо в наше вре мя от признания равноправия всех народов и государств. Прочным миром может быть только мир справедливый, в котором каждое государство признает и уважает законные права и интересы всех других. За Народную Республику Болгарию ТОДОР ЖИВКОВ Генеральный секретарь ЦК Болгарской коммунистической партии, Председатель Государственного совета Народной Республики Болгарии За Венгерскую Народную Республику ЯНОШ КАДАР Первый секретарь ЦК Венгерской социалистической рабочей партии следующем сокращении воен ной деятельности в Индийском океане. Необходимо добивать ся политическими средствами разрешения проблем, сущест вующих в Карибском бассейне, в Юго-Восточной Азии, содей ствовать упрочению мира в Азии и районе Тихого океана. Особое значение участники совещания придают задаче раз решения самого затяжного и опасного конфликта — ближ невосточного: Они сурово осу ждают вторжение Израиля в Ливан, израильскую ах,.ессию против палестинского и ли ванского народов, зверское истребление гражданского на селения Западного Бейрута. При этом Израиль был поощ рен на осуществление своих агрессивных акций теми, кто оказывал ему помощь и под держку извне. Участники совещания тре буют немедленного и полного вывода израильских войск из Ливана, обеспечения незави симости, суверенитета, единст ва и территориальной целост ности этой страны. Они положительно относятся к принципам решения проб лемы ближнеросточного урегу лирования, выдвинутым сове щанием глав арабских госу дарств и правительств в Фесе, и высказывают свое убеждение, что всеобъемлющее урегулиро вание на Ближнем Востоке должно предусматривать: пол ный вывод израильских войск со всех оккупированых с 1967 года арабских территорий, в том числе, из восточной часта Иерусалима; признание закон ных прав арабского народа Па лестины, включая его право на создание собственного незави симого государства; обеспече ние права всех государств это го района на безопасное и не зависимое существование и развитие; прекращение со-, стояния войны и установление мира между арабскими госу дарствами и Израилем; разра ботку и принятие международ ных гарантий мирного урегу лирования. Для решения этих задач не обходимо созвать международ ную конференцию с участием всех заинтересованных сторон, включая Организацию осво бождения Палестины как един ственного законного предста вителя арабского палестинско го народа. Важную роль в этом может и должна сыграть Ор ганизация Объединенных На ций. Государства, представленные на совещании, выступают за прекращение войны между Ираном и Ираком и урегули рование спорных вопросов между ними путем перегово ров; за мирное решение кон фликта между странами Аф риканского Рога и других спо ров в Африке на основе вза имного уважения независимо сти и территориальной цело стности; решение политически - ми средствами конфликтных ситуаций в Центральной и Южной Америке. Должна быть прекращена по литика постоянных угроз и про вокаций против Кубы и Ни карагуа, положен конец лю бым попыткам вмешательства извне в их внутренние дела. Участники совещания по ложительно оценивают начало переговоров между Афганиста ном и Пакистаном через лич ного представителя Генерально го секретаря ООН. Одним из фундаментальных факторов экономической ста бильности и оздоровления международного политическо го климата является ликвидация слаборазвитости, постепенное сокращение разрыва в уровне экономического развития, обе спечение условий для гармо ничного роста международных связей в области экономики, науки и техники. В этой связи участники совещания подтверждают свою позицию в пользу перестройки между народных экономических от Ослабленне военной угрозы невозможно без создания кли мата доверия в отношениях между государствами. Это требует — наряду с развитием политического диалога, при нятием соответствующих мер в экономической и военной обла стях — распространения прав дивой информации, отказа от претензий на великодержавие, пропаганды расизма, шовиниз ма и национальной исключи тельности, от попыток поучать другие народы, как им устраи вать свою жизнь, от пропове ди насилия, раздувания воен ного психоза. Государства — участники со вещания считают принципиаль но важным последовательное соблюдение принципов и поло жений хельсинкского Заключи тельного акта, касающихся со трудничества в области инфор мации в интересах укрепления мира и взаимопонимания меж ду народами, отмечают акту альность декларации ЮНЕСКО по этим вопросам, принятой в 1978 году. Они решительно осуждают использование тако го мощного инструмента воз действия на сознание людей и формирование общественного мнения, каким являются печать, радио % телевидение, для рас пространения тенденциозных и прямо клеветнических сооб щений, в искаженном свете представляющих положение в тех или иных странах и их политику, сеющих отчужден ность и вражду. Ни одно го сударство не должно допу скать, чтобы с его территории велась подобная подрывная деятельность. Спекулируя на вопросе , о правах человека, реакционные, империалистические круги стремятся таким способом при крыть свое пренебрежение к Элементарным правам трудя щихся и жизненным интере сам народов. В последнее вре мя ими развязана щирокая кампания против социалисти ческих стран, национально-ос вободительного и других про грессивных движений, цель ко торой — оправдать политику конфронтации и гонки воору жений, попрания независимости различных государств, вмеша тельства в их внутренние дела, осложнения условий их эконо мического развития, противо действия процессу разрядки. Эта политика идет вразрез с законными, общепризнанными правами всех людей и народов, и прежде всего — их правом на з^изнь. Уроки истории напоминают, что антикоммунизм всегда был составной частью наступления на демократические свободы и права народов, политики агрес сии и войны. Попытки органи зовать новый антикоммунисти ческий поход ведут к нагнета нию международной напря женности, угрожающей инте ресам всех стран. Никому не удастся подорвать социалистический строй с по мощью дезинформации и кле веты. Социализм добился вы дающихся достижений в эконо мике и кул$ьтуре, в утвержде нии равноправия и дружбы наций, создании благоприятных условий для расцвета лично сти, обеспечивает участие ши роких народных масс в управ лении страной, постоянное раз витие демократии. Одним из .крупнейших до стижений социализма явилось формирование нового типа международных отношений, ос нованного на добровольном равноправном «сотрудничестве и интернациональной солидарно сти суверенных социалистиче ских государств. Участники со вещания, выражая волю своих коммунистических партий и народов, подтверждают реши мость и дальше крепить спло ченность стран! социализма, развивать и углублять полити ческое, экономическое, куль турное сотрудничество, объ единять усилия в борьбе за дело мира и прокресса. Они подчеркнули необходи мость расширения экономиче ского и научно-технического сотрудничества и коопериро вания на долговременной осно ве между социалистическими странами в рамкак Совета эко номической взаимопомощи в целях содействия экономическо му и социальному развитию каждой страны, решению воз никающих экономических про блем, осуществлению программ социалистического щ коммуни стического строительства, по вышению материального и ду ховного уровня жизни их на родов. Это явится важным вкладом во взаимодействие со циалистических страт в эконо мической облаете. Государства — участники со вещания подчеркивают, что каждый народ имеет суверен ное право свободно, без како го-либо вмешательства извне решать, как ему жить, какой устанавливать общественный строй, равно как законное пра во защищать свой выбор. Сознавая ответственность за дело мира и международной безопасности, социалистические страны в своей политике стро го отделяют идеологические вопросы от проблем межгосу дарственных отношений, строят свои отношения с капиталисти ческими государствами на ос нове мирного сосуществования, последовательно выступают за широкое сотрудничество с раз вивающимися странами. Со трудничество государств, неза висимо от их общественного строя, отвечает интересам всех народов, жизненному требова нию укрепления всеобщего ми ра. 1 VI При всей многоплановости современных международных проблем перспективы развитая обстановки в Европе и мире в целом в очень большой степе ни зависят от того, удастся ли устранить недоверие, снизить уровень противостояния меж ду двумя самыми крупными военно-политическими союза ми — Варшавским Договором и НАТО, которые обладают ог ромной мощью, особенно в области ядерного оружия. Во оруженное столкновение меж ду ними имело бы пагубные последствия для всех народов. Государства — участники Варшавского Договора давно выступают за роспуск обоих союзов, а в качестве первого шага — за ликвидацию их во енных организаций. Это пред ложение остается в силе, и они подчеркивают свою готов ность вступить в переговоры с государствами — участника ми НАТО для достижения со ответствующего соглашения, начиная с вопроса о взаимном сокращении военной деятель ности. Однако нынешняя острая об становка не позволяет ждать. Нужны неотложные действен- ные меры, способные уже сей час уменьшить недоверие меж ду государствами — участни ками Варшавского Договора и государствами — членами НАТО, ослабить опасения пе ред возможностью агрессии. Государства — участники Варшавского Договора не стре мятся к военному превосходст ву. над государствами—членами НАТО и не имеют намерения нападать на них, как и на лю бую другую страну в Европе или за ее пределами. Госу дарства — члены НАТО так^ке заявляют об отсутствии у них агрессивных намерений. В этих условиях не должно быть при чин, мешающих принятию на себя государствами, входящими в оба союза, соответствующих взаимных обязательств между народно-правового характера. В контексте нынешней обстанов ки это оказало бы особенно благотворное воздействие на все дальнейшее развитие меж дународных событий. Исходя из этих соображе ний, государства — участники Варшавского Договора, в лице своих высших представителей обращаются к государствам — участникам североатлантиче ского договора с предложени ем заключить договор о взаим ном неприменении военной си лы и поддержании отношений мира. Сердцевиной договора могло бы стать взаимное обяэате**» ство государств — участников обоих союзов не’ применять ^ первыми друг против друга ни ядерных, ни обычных вооруже ний и, следовательно, Не при менять первыми друг против друга военную силу вообще. Это обязательство распростра нялось бы на территории всех государств—участников догово ра, а также на их военный и гражданский персонал, мор ские, воздушные и космиче ские корабли и другие при надлежащие им объекты, где бы они ни находились. Представляется уместным предусмотреть в договоре ана логичное обязательство о не применении силы государства ми—членами обоих союзов про тив третьих стран, будь то на ходящихся в двусторонних со юзных отношениях с ними, либо неприсоединившйхся или нейтральных. Существенной частью догово ра могло бы стать обязательст во государств—членов обоих со юзов не угрожать безопасно- / ста международных морских, воздушных и космических ком муникаций, проходящих через пространства, на которые не распространяется. ничья нацио нальная юрисдикция. Обязательство о непримене нии военной силы представля ется желательным: дополнить в договоре обязательством вести в духе доброй воли перегово ры об эффективных мерах по прекращению гонки вооруже-. ний, ограничению и сокраще нию вооружений и разоруже нию, либо содействовать дру гими доступными средствами успеху таких переговоров с целью достижения на нжх практических результатов. В этом же направлении мог ло бы идти обязательство сов местно рассмотреть практиче ские меры по предотвращению опасности внезапного нападе ния, а также содействовать развитию взаимных обменов военными делегациями, визита ми военных кораблей и авиа ционных подразделений. Обязательство о непримене нии военной силы важно соче тать в договоре также с поло жениями об укреплении Орга низации Объединенных, На ций как всемирного инстру мента коллективной безопас ности. В этом плане целесооб разно выразить в договоре го товность к сотрудничеству в повышении эффективности ООН при выполнении, в соот ветствии с ее Уставом, задач по мирному урегулированию международных споров и кон фликтных ситуаций, подавле нию актов агрессии, устране нию угрозы международному миру и безопасности. Договор между государства ми—участниками Варшавско го Договора и государствами — членами североатлантического договора о - взаимном непри менении военной силы и под держании отношений мира не ограничивал бы, разумеется, неотъемлемое право его участ ников на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Ус тава ООН. В то же время он освободил бы членов обоих со юзов от опасений, что союзт; обязательства, действующи внутри каждого из них, могут быть применены в агрессивных целях против государств —уча стников другого союза и что, следовательно, эта обязатель ства создают угрозу их безо пасности. Хотя договор о взаимном неприменении военной силы и поддержании отношений мира предлагается заключить между государствами двух военно-по литических союзов, другие за интересованные европейские го сударства имели бы право уча- , ствовать в его разработке к подписании. Договор с самого начала был бы также открыт для присое динения к нему в качестве равноправных участников дру гих государств мира, которые того пожелают. Участники совещания Поли тического консультативного комитета убеждены, что ?■' ключение такого договора сг. собствовало бы преодолений» разделения Европы на проти востоящие военные группиров ки, отвечало бы желанию на родов жить в мире и безопас ности. Они призывают государ ства—члены североатлантиче ского союза со всем вниманр ем отнестись к данной новок— инициативе и ответите на нее конструктивно. Изложив в настоящей по литической декларации свои представления о путях и сред ствах укрепления мира, сохра нения и углубления разрядки международной напряженно сти в современных условиях, государства — участники Вар шавского Договора заявляют о своей готовности к диалогу и сотрудничеству со всеми, кто стремится к достижению этой великойщели. За Германскую Демократическую Республику ЭРИХ ХОНЕККЕР Генеральный секретарь ЦК Социалистической единой партии Германии, Председатель Государственного совета Германской Демократической Республики За Польскую Народную Республику ВОЙ ЦЕХ ЯРУЗЕЛЕЬСКИЙ Первый секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии, Председатель Совета Министров Польской Народной республики За Социалистическую Республику Румынию НИКОЛАЕ ЧАУШЕСКУ Генеральный секретарь Румынской коммунистической партии, Президент Социалистической Республики Румынии За Союз Советских Социалистических Республик Ю. В. АНДРОПОВ Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Советского Союза За Чехословацкую Социалистическую Республику ГУСТАВ ГУСАК Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Чехословакии, Президент Чехословацкой Социалистической Республики г. Прага, 5 яййваря 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz