Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

— — — О Ч Е Р К - ■ - — — — — = НАДЕЖДА И ОПОРА Н ОВО СТР ОЙКИ ЛИПЕЦКА д о ДЛ Я СТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ Весной, когда после дол­ гого зимнего сна пробужда­ ется земля, им овладевают одновременно и радость, и какая-то острая тревога. Он не может не размять на ла­ дони комок земли, не подер­ жать в руках бледный росток озими. И обязательно побы­ вает на машинном дворе, потолкует с механизаторами, придирчиво осмотрит тех­ нику. В «Колыбельеком,» подоб­ ному «чудачеству» началь­ ника молочного комплекса никто не удивляется, не уп­ рекает за то, что вникает он не в свои дела. Тот, кто оказался однажды во влас­ ти земли, уже никогда не может от нее освободиться. Так вот и случилось с Вла­ димиром Михайловичем Во- ронежцевым. Десять лет воз­ главляет он крупный молоч­ ный комплекс чаплыгинско- ро совхоза «Колыбельский», а все никак не может пре­ одолеть в себе тягу к полю, которому отданы десятки лет и которое подарило столько волнений и надежд. В 1970 году управляюще- чгу Центральным отделением Ъвхоза «Колыбельский» В. М. Воронежцеву было присвоено звание Героя Со­ циалистического Труда. Две­ надцать лет руководил он отделением и успел многое сделать. Средняя урожай­ ность зерновых при нем под­ нялась до 32 центнеров, са­ харной свеклы до 300 цент­ неров брали с гектара, а ку­ курузы и того больше. Ра­ довался Владимир Михайло­ вич и вспоминал о трудных первых годах своего предсе­ дательства здесь же, в род­ ном селе. Война. Она оставила в его судьбе глубокий след. Сам Владимир Михайлович от­ воевал, остался жив, но возвращение домой было не­ радостным: погиб старший брат, умерла мать, с тяже­ лым ранением лежал в гос­ питале отец, и несмотря на усилия врачей, вернулся после лечения совершенно слепым. Кроме отца-инвали­ да, на попечении Владимира Михайловича остались млад­ шие брат и сестра. — Отдыхать было неког­ да, — вспоминает Воронеж­ цев. — Сходил на могилу матери — и за работу. Десять лет председатель­ ства стали хорошей школой. Они научили Владимира Михайловича всем премуд­ ростям хозяйствования, но самое главное — работе с людьми. И когда на базе мелких колхозов был создан в 1960 году совхоз «Колы­ бельский», то руководить Центральным отделением на­ значили В. М. Воронежцева. Двадцать лет трудился он в этой должности, стал Героем Социалистического Труда, и ни о каких переменах в своей жизни и не думал. Да и поздновато в 50 лет начи­ нать что-либо заново. Но... в 1970 году в сов­ хозе был построен молочный комплекс. Так называемая- «фабрика молока» с первых дней своего существования явно не оправдывала возла­ гавшихся на нее надежд. А с течением времени дела здесь даже ухудшились. Положение было прямо- таки отчаянное. Вот тогда-то директор совхоза решил обратиться к В. М. Воронежцеву. Впрочем, та­ кие предложения были и прежде. Но Владимир Ми­ хайлович их отклонял. Шут­ ка сказать — комплекс: од­ них только коров полторы тысячи. Но директор был настой­ чив. — Пойми, Михалыч, нель­ зя же прямо на корню дать погибнуть такому делу. Два года уже > мучаемся, а ни сдвигов, ни перспектив. Кро­ ме тебя кандидатуры не вижу. Людей ты знаешь. Ав­ торитет у тебя. Да и опыта не занимать. Владимир Михайлович и сам уже понимал, что на комплексе нужен человек с твердой рукой. Начал с кадров. Заменил несколько бригадиров молоч­ ного стада, уволил недобро­ совестных доярок и скотни­ ков, механизаторов. Бывшая доярка М. Е. Воронежцева (здесь это распространенная фамилия) стала бригадиром, а сейчас уже работает стар­ шим зоотехником. Человек энергичный и работоспо­ собный, делегат XXIII съез­ да КПСС, Мария Егоровна по праву считается правой рукой Владимира Михайло­ вича. Она заменяет его во время отпусков или болезни. Ее муж Анатолий Дмитрие­ вич работает техником-осе- менатором. Старшим бухгалтером Во­ ронежцев пригласил бывше­ го агронома Центрального отделения Л. А. Чаукину. Ее муж Анатолий Лукич возглавляет тракторную бригаду комплекса. Одновременно Владимир Михайлович укрепил коллек­ тив надежными кадрами ра­ бочих. Пришла на комплекс одна из старейших механи­ заторов , А. К. Михалева. Она села на трактор еще в начале 50-х годов, когда Воронежцев был председате­ лем колхоза. Кстати, Анна Кузьминична и сейчас рабо­ тает, хотя ей уже за шесть­ десят. Влились в трактор­ ную бригаду И. И. Русин, Д. Н. Даньшин и другие ме­ ханизаторы и животноводы. Это были люди, которых Воронежцев мйого лет знал, которым верил. Они, в свою очередь, знали начальника комплекса и доверяли ему. С каждым днем, все глуб­ же вникая в положение дел, Владимир Михайлович при­ шел к выводу, что при су­ ществующем уровне трудо­ вой дисциплины, комплекс ничего не даст. «Если не на­ вести настоящий порядок, — думал он, — то через год и мне придется подавать в от­ ставку». Жесткость требо­ ваний нового начальника комплекса многим пришлась не по вкусу. Прогульщики и разгильдяи приуныли, на­ чали ловчить. Но от всеви­ дящего ока Воронежцева невозможно скрыться. И се­ годня он постоянен в своих требованиях. Недавно, к примеру, че­ тыре доярки и телятницы пытались похитить фураж, но были уличены. «Плата» ока­ залась дорогой: провинив­ шиеся лишены всех преми­ альных за год, им понижена классность. Одна из доярок, за которой и раньше име­ лись провинности, освобож­ дена от работы. — Конечно, наказывать людей не очень приятно, — говорит Владимир Михай­ лович,—но если этого тре­ буют интересы дела... А все- прощенчество ведет к непо­ правимым последствиям. Создание коллектива, ук­ репление трудовой дисципли­ ны были далеко не единст­ венными заботами Воронеж­ цева в трудный период ста­ новления комплекса. Больше всего тревожили его органи­ зация труда, ответственность людей за конечный резуль­ тат. — Так дальше продол­ жаться не может, — заявил он директору. — Все живот­ новоды у нас на окладе, доярки не имеют постоян­ ных групп. Сплошная обез­ личка, никто ни за что не отвечает. Нерадивые и доб­ росовестные получают оди­ наково. Первых это вполне устраивает, работают они по принципу: лишь бы день прошел. Хороших животно­ водов такая организация рас­ холаживает, они опускают руки. — Да, но ведь у нас не простая ферма, а современ­ ный молочный комплекс, — не совсем уверенно возразил директор. — Мы должны ис­ кать новые формы организа­ ции труда, соответствующие индустриальной технологии. — Конечно. Только де­ лать это нужно продуманно и осторожно. Пока же дол­ жен вам доложить: все эти эксперименты на протяже­ нии двух лет и связанная с ними обезличка привели к тому, что мы загубили чуть ли ие половину коров. Воронежцев не из тех, кто бросает слова на ветер. То, в чем Владимир Михайлович твердо уверен, последова­ тельно претворяет в жизнь. Он добился, чтобы все пого­ ловье коров было распре­ делено по группам и за­ креплено за доярками. От­ менили на комплексе пресло­ вутые оклады. Теперь зара­ боток животноводов нахо­ дится в прямой зависимости от продуктивности коров. В стиле руководства Во­ ронежцева как самые харак­ терные черты выделяются твердая воля и последова­ тельность, уверенность в се­ бе. Но все же, думается, он не многого бы достиг, если бы не опирался на людей. Он всегда среди них. И не только следит, руководит, а вместе с ними размышляет, анализирует. Стали обязательными еже­ дневные утренние планерки в его кабинете. А погово­ рить всегда есть о чем. После того, как все ра­ зойдутся, Владимир Михай­ лович, определив для себя главное на сегодняшний день, отправляется в обход «владений». Подходит к группе М. А. Скороваровой. Одна из старейшие доярок — 25 лет стажа. А рядом с ней хлопочет Надя Черных — совсем молодая, всего второй год на комплексе. Помогает Марии Арсентьев­ не управиться с делами. Все правильно. Еще совсем недавно Мария Арсентьевна помогала Наде, учила секре­ там профессии, вот и сдру­ жились... В кормоцехе сегодня пол­ ный порядок, даром что старшим тут молодой' Алек­ сандр Беляков. На него можно положиться. Хоро­ шую школу прошел он у своего более опытного това­ рища В. К. Портова. Да, прошли времена, ког­ да бежали люди с так назы­ ваемой «фабрики молока». А нынче — вон сколько молодежи! Значит, крепко встал коллектив на ноги. В прошлом году от каждой коровы по 2500 килограм­ мов молока надоили. План заготовок животноводческой продукции перевыполнен. Нет, не зря столько труда и сил положил начальник комплекса. Не зря, как го­ ворят про него, — рабо­ тал и работает без праздни­ ков и выходных. Однако сам Владимир Михайлович полного удов­ летворения не испытывает. Живы в памяти те годы, когда в возглавляемом им отделении по 3 тысячи кило­ граммов молока от коровы получали. И сегодня гене­ тический потенциал дойного стада довольно высок. Толь­ ко вот земледельцы подво­ дят: нет тех кормов, что раньше были. Да и кормоцех на комп­ лексе больше для свиновод­ ства подходит. Предназначен он. лишь для запаривания концентратов. Об обработке грубых кормов и приготов­ лении питательных смесей говорить не приходится. — А это ведь тоже ре­ зерв, и немалый, — вздыха­ ет Владимир Михайлович. —Только за счет кормосме- сей можно дополнительно получать 15—20 процентов продукции. Вся его долгая, нелегкая жизнь, будто большой холст, соткана из бесчисленных за­ бот, трудностей, волнений, Были, конечно, и радости, и удачи, но не часто, гораздо реже, чем надо бы... Ему немного грустно от того, что разъехались по большим го­ родам дети, и деду редко приходится видеть внуков. Но когда они приезжают в гости, для него это самая большая радость. Но больше всего радуется Владимир Михайлович, ког­ да малыши работают с ним в саду или огороде. Не в помощи дело. Главное — чтобы внуки научились це­ нить труд, любить землю. Так же, как ценит и любит все это он... А. МЕРЛЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». , Как известию, жилые дома, детские сады, школы, боль н и­ цы, дворцы культуры, ки но­ т еатры, составл яющ ие основу з астройки любого города, соо­ ружаютс я по типовым проек­ там. От того, н асколько они со верше нны, во многом з ави­ сит характер окружающей н ас городской среды, ее свое­ образие и красота. Тех нолог и я зд есь проста. Кака я-л ибо це нт раль н а я про­ ект н а я орга н изаци я созд ает ти­ повой проект без ко нк рет ного адреса, а друга я — м ест н а я— приме ня ет его в ко нк рет ной г радостроитель ной ситуации. Поэтому ка чест во архитектур­ но-ст роитель ных реше н ий впр ямую з ависит от достои нств и н едостатков типового проек­ та. В н асто ящ ее врем я л ипецки­ ми архитекторами, как, впро­ чем, и архитекторами других городов, ведутся интенсивные поиски способов индивидуали­ зации облика жилых и общест­ венных зданий. В работе над индивидуальным проектом, ко­ торый выполняется только в особых случаях или при от­ сутствии подходящего типово­ го проекта (и по разрешению Госстроя РСФСР) архитектор может творчески использовать многообразные приемы проек­ тирования в зависимости «г конкретной ситуации и своего мастерства. В типовом же про­ ектировании исходные данные проекта определены еще до начала работы: этажность зда­ ния, его протяженность, ши­ рина, расход основных конст­ рукций и материалов, норма­ тивная стоимость. Затем вы­ полняется «привязка» типового проекта к местности, но уже с учетом в первую очередь мощ­ ности строительной индустрии и наличия местных материалов. Если посмотреть на наши крупнопанельные здания из элементов заводского изготов­ ления, то легко заметить, что они отличаются друг от друга только отделкой своих фасадов: рисунком рельефа панелей, различными экранами огражде­ ния балконов, отделочными материалами. Более разнооб­ разно решаются здания, возво­ димые из кирпича. Они могут иметь более интересную пла­ стику фасадов. Здесь уже возможно и большее разнооб­ разие в наружной отделке, за­ висящее от возможностей за­ стройщика и качества «при­ вязки» того или иного здания. В разных случаях один и тот же типовой проект получает неодинаковое решение. Примером такого индивиду­ ального подхода к конкретной «привязке» является новый жи­ лой дом, сооружение которого начато в Липецке на углу улиц Советской и Крайней, вблизи станкозавода. Проект разработан на базе типовых блок-секций серии «86» спе­ циалистами «Липецкграждан- проекта» под руководством ав­ тора проекта «привязки» архи­ тектора Г. М. Александрова, с творческим почеркам кото­ рого липчане уже знакомы по пристройке к зданию горис­ полкома, Дому союзов на ули­ це Фрунзе, 16-этажному дому- трилистнику на площади име­ ни 50-летия ВЛКСМ и многим другим проектам. Уже обозначились контуры новостройки. Это будет девя­ тиэтажный 216-квартириый жилой дом общей площадью свыше двенадцати тысяч квад­ ратных метров. Он предназна­ чен для рабочих и служащих станкостроительного завода. В доме предусмотрены в основном двух- и трехкомнат­ ные квартиры улучшенной пла­ нировки с просторными лод­ жиями. В угловой части дома архитектор предложил инже­ нерную новинку: несколько четырехкомнатных квартир в двух уровнях, т- е. квартиры, расположенные в двух этажах — в первом размещаются кух­ ня и общая комната, во вто­ ром — спальни. Внутренняя деревянная лестница соединит эти два этажа. Фасады здания решены в крупном ритме закругленных лоджий, подчеркнутого угла и козырька первого этажа, где расположатся ЖЭК и помеще­ ния для работы с детьми. На­ ружная отделка дома предус­ матривается в сочетании де­ коративной штукатурки и об­ лицовки керамической плиткой двух цветов. В целях снижения уровня уличного шума внутри квар­ тир и затрат на отопление, проектом предусматривается остекление лоджий, выходящих на улицу Советскую, что в наших условиях является впол­ не рациональным, а затраты на такое остекление, по подсчетам специалистов, окупятся в тече­ ние восьми лет. Строительство ведется хо­ зяйственным способом. К кон­ цу пятилетки планируется вве­ сти в строй часть дома на 144 квартиры, расположенную вдоль улицы Советской. В. ТЯГУНОВ, архитектор. На снимке: общий вид дома. Фоторепродукция Н. Клокова. Д РУЗЬЯ прислали в подарок книгу — «Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Липецкая область». Порадовался: впер­ вые в Москве, да еще под громкой вывеской солидного научного учреждения (НИИ культуры Министерства культуры РСФСР) вышел сборник, содержащий 55 статей о памятниках, связан­ ных с историей моего родно­ го края! Это не факт — со­ бытие!.. Само собой, сборник был буквально «проглочен»: я ждал счастливого свидания с дорогими моему сердцу уголками. Но радость оказа­ лась преждевременной: сви­ дание вышло тусклое, горь­ кое даже. Причин было мно­ го. Гордость липчан — древ­ ний, старше даже Москвы, город Елец, судьбой которо­ му вся его почти тысячелет­ няя история определила, по выражению одной из летопи­ сей, «бысть... защита земле Рустей». В сборнике (стр. 3). приво­ дится цитата русского исто­ рика С. Ф. Платонова о том, что во время татаро- монгольского нашествия враг «...полонил, грабил и пусто­ шил страну...» Да, пусто­ шил. Да, грабилГ В том числе и те края, где теперь Липецкая область. Но соста­ вители и авторы почему-то не сочли нужным отметить, что Елец не давал поло­ нить себя и не один раз грудью вставал на защиту Руси от завоевателей. В книге нет ни слова, напри­ мер, об известном каждому сведущему историку нашест­ вии хана Тамерлана в 1395 году — ельчане тогда не сдались на милость врага, а приняли бой — неравный, не на жизнь, а на смерть. В память о тех событиях в на­ чале прошлого века в городе была построена на пожерт­ вования граждан Ельца ча­ совня в виде богатырского шлема на могиле воинов — ныне одно из самых почита­ емых мест в древнем Ельце. И как-то странно, что сбор­ ник умалчивает об этом. Ведь и исторический факт— битва ельчан с полчищами Тамерлана. и часовня — знак благодарности, почте­ ния к героизму далеких предков. Книга не скупа на многие достаточно любопытные фак­ ты. Узнаем, например, что в нашем крае в начале прош­ лого века жил некий сахаро­ заводчик Шишков, который построил здесь сахарный за­ вод, «сыгравший большую роль в становлении сахар­ ной промышленности Рос­ сии» (стр. 5). Даже сын его, ученый-химик, не забыт: он организовал у себя в усадь­ бе «домашнюю лабораторию По анализу молока» Что ж. подобные сведения кое-что прибавляют к зна­ нию истории Липецкой об­ ласти. Но ума не приложу: да как же могло случиться, что наряду с ними даже и не упоминается о том, на­ пример, что в Липецке в 1879 году проходил съезд «Народной воли», а ведь об этом рассказывают не один даже, а два памятника в областном центре: дом-музей выдающегося революционера Георги* Валентиновича Пле­ ханова, нашего земляка, и установленный в Нижнем парке, на месте, где собира­ лись народовольцы, мону­ мент с выбитыми на нем именами участников съезда Есть в сборнике статья о здании железнодорожного вокзала в Ельце, которое связано с-именем писателя- революционера Александра Александровича Вермишева. замученного в 1919 году мамонтовцами. В ней строки: «Здание елецкого вокзала... сохранилось до наших дней. Это двухэтажное каменное здание, сложное в плане. Центр главного фасада вы­ делен фигурным фронтоном, углы отделаны под руст. Ок­ на первого этажа, имеющие полуциркулярное заверше­ ние, декорированы налични­ ками» (стр. 76). И ни слова о писателе-ре- волюционере А. А. Вермн- шеве. Больше того, здесь, в районе вокзала, в декабре 1941 года шли ожесточенные бои с фашистами, и наши бойцы, продолжая традиции комиссара Вермишева. сдер­ живали огненный фашист­ ский вал — речка Быстрая Сосна, рядом с которой стоит вокзал, оказалась не­ приступной для фашистской армии — дальше гитлеров­ цы не прошли. Стоит ли говорить, что книжку эту я закрыл с болью в сердце, даже с обидой. А после снял с пол­ ки другую книгу, нашел: «...город гордился своей древностью и имел на это право: он... лежал впереди великих черноземных Полей Подстепья, на той роковой черте, за которой некогда простирались «земли дикие, незнаемые», а во времена княжеств Суздальского и Владимирского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по словам лето­ писцев, первые вдыхали бу­ рю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые видели зарева страш­ ных ночных и дневных по­ жарищ, ими запаляемых, первые давали знать Москве о грядущей беде и первыми ложились костьми за нее». Так писал о Ельце наш земляк Иван Алексеевич Бунин. Конечно, Бунин — это Бунин. И все же сбор­ нику, о котором шла речь выше, недостает страстности. А ведь книга — о памятни­ ках. Значит — о Памяти. Она должна обратить мысли, чувства и взоры наши к то­ му, что особенно дорого нам. Историческое мировоззре­ ние людей во многом фор­ мирует литература о памят­ никах. В ней, безусловно, есть книги яркие, высоко­ идейные, заставляющие ду­ мать, страдать, восхищать­ ся... Но — это, к сожале­ нию, редкость. Вспомните замечательный очерк покой­ ного теперь писателя Анато­ лия Елкина «Память», опуб­ ликованный несколько лет назад в журнале «Москва», (№ 11, 1979 г.), — блек­ лость, субъективный «исто­ ризм», однобокость большин­ ства путеводителей, справоч­ ников, проспектов, буклетов, посвященных памятным мес­ там, в очерке показаны до­ статочно убедительно. Пуб­ ликация тогда вызвала бурю откликов, смысл которых сводился к одному: велик интерес наш к прошлому — и' экскурсы в него должны формировать объективное, но страстное отношение к про­ шлому... Хотя «Материалы Свода памятников истории и куль­ туры. Липецкая область» имеют небольшой тираж, но ими будут пользоваться учи­ теля, краеведы, следопыты подвига. И в этой связи как не посетовать, что до сих пор Липецк не имеет настоя­ щего сборника, изданного массовым тиражом, красоч­ ного, яркого и взволнованно­ го, побуждающего обратить­ ся к памятникам, как к род­ никам живой’ воды, к кото­ рым тянет припасть и в сча­ стливый час. и в трудную минуту За кем тут первое слово? За писательской ор­ ганизацией? За областным правлением Общества охра­ ны памятников истории и культуры? За энтузиастами- краеведами? В. ШИРЯЕВ. В м е ст о п о сл е сл о в и я ЧТОБЫ ПАМ ЯТ Ь ВОСПИТЫВАЛА З А КРОЙЩ ИК -ЭВМ Раскрой полотна в Таллин­ ском объединении «Марат» стали теперь проводить с по­ мощью ЭВМ. Прежде эту опе­ рацию выполняли высококва­ лифицированные работники, и все же оставалось значитель­ ное количество обрезков, ЭВМ выбирает наиболее ра­ циональные варианты исполь­ зования полотна, предлагает такую раскладку лекал, при которой привычные лоскуты «соединились», увеличившись в размере. Несмотря на этот ка­ жущийся парад,оке, отходы трикотажного производства уменьшились. Остатки кроя пошли на изготовление изде­ лий домашнего обихода. л . ФИРСОВ, корр. ТАСС. ПОБЕДНЫЙ У Л О В На днях один из прудов Грязинского района стал ме­ стом соревнований новолипец­ ких металлурге» по подледно­ му лову рыбы. Около пятиде­ сяти участников из десяти цеховых команд закинули удочки на счастье... А оно улыбнулось слесарю ККЦ-2 Вячеславу Налабину, улов ко­ торого составил около 700 граммов плотвы и окуней. А. АДПОСТЕНКОВ. Как уже сообщалось, в областном выставочном зале от­ крылась новая экспозиция «Липецкая Магнитка в творчестве художников». Она приурочена к двум знаменательным собы­ тиям: 50-летию ордена Ленина Новолипецкого металлургиче­ ского завода и 25-летию Липецкой организации Союза ху­ дожников РСФСР. ней. Производственная тема доминирует. Но от этого эк­ спозиция не кажется однооб­ разной и суховатой. Благодаря умелому и тонкому включению в нее и психологического порт- Н. И. Звонарева («Монтаж наг­ ревательных печей НЛМЗ» и «Перед пуском домны»). Клас­ сически точные, выверенные цветные гравюры М. А. Вино­ градова и А. Н. Дюженковаиз ГЛАВНАЯ ТЕМА ЕТВЕРТЬ века назад началось это содру­ жество. На строитель­ ные площадки металлур­ гического гиганта пришла группа молодых художников, чтобы рассказать языком изо­ бразительного искусства о Ли­ пецкой Магнитке. Позже бо­ лее половины из них стали чле­ нами Союза художников РСФСР именно благодаря про­ изведениям, посвященным ме­ таллургам. Да, это их главная тема — красота труда, героизм рабоче­ го человека. И не случайно в центре новой экспозиции скульптура «Прокатчик» (автор — заслуженный скульп­ тор РСФСР Ю. Д. Гришко). Сильная, мужественная, оду­ хотворенная фигура молодого рабочего сфокусировала в се­ бе все характерное, что при­ суще рабочему творцу: стремление к активному дейст­ вию, целеустремленность, вы­ сокое сознание величия своей миссии созидателя. Специально хочется сказать о продуманной, эмоциональной композиции выставки. Работы размещены так, что, уже вой­ дя в зал, ощущаешь особый— торжественный и светлый — настрой. Создатели экспозиции под­ черкнули нерасторжимую пре­ емственную связь между те­ ми, кто отстоял свободу и мир Родины, героями, павши­ ми на полях Великой Отечест­ венной войны, и нашими сов­ ременниками, законными на­ следниками подвига старших поколений. Устремленность в будущее—такова идея скульп­ туры Ю. Д. Гришко «Комис­ сар А. А. Вермишев». Пре­ дельно проста ее пластическая форма. Никаких лишних от­ влекающих деталей. Сосредо­ точенность, напряженность героя выдают руки, крепко стиснувшие корешок книги. Комиссаром движет не слепая вера, но — знание, глубокое понимание неизбежности побе­ ды коммунистических идеалов. Перед нами несгибаемый бо­ рец и вдохновенный поэт, мысль которого опережает время. Незримая, но неразрывная связь времен ощущается и в картине заслуженного худож­ ника РСФСР В. С. Сорокина «9 Мая». Как символ неугасимо­ го пламени человеческого серд­ ца, капелькой крови рдеет у открытого в зеленый весенний мир окна первый майский цве­ ток — тюльпан. Такие же яр­ кие цветы пламенеют в День Победы у подножия памятни­ ков погибшим воинам в Вол­ гограде, Одессе, Курске, Орле, Липецке. Солнечным светом озарены лица наших современников на полотнах М. Н. Сапрыки­ ной. Работы художницы «Мон­ тажник С. Попов», «Слесарь- наладчик А. Деревягин», «Д. Кольгбелкин» и другие глу­ боко поэтичны. Такие разные люди — задумчивые, решатель ные, веселые. Они выписаны мягко, без нажима. Разные ха­ рактеры, разные судьбы, но невозможно не уловить того, что роднит их всех, — внутреннюю потребность об­ рести высший смысл жизни в труде, служении Родине. Эти портреты создавались непос­ редственно на производстве, в короткие минуты отдыха рабо­ чих. Произведения выставки вос­ певают героику трудовых буд- Вы ст а в к и рета, и лирического пейзажа, и натюрморта, она на редкость многообразна, многозвучна. Подолгу стоят липчане пе­ ред картинами. Вот залитые отблесками золотисто-красной плавки полотна В. Д. Дворян- чикова: «Бригада 1-й электро­ сталеплавильной печи», «Стале­ вар Александр Ламонов», «Гор­ новой Лев Хлопков». Герои их схвачены в момент высшего напряжения — ожидания, ка­ ков будет итог их труда. И такие же золотые точки огня в окнах домов на картине Н. И. Даньшина «Липецк вечерний». По-разному видят родные ме­ ста художники. В сиренево-го­ лубом романтическом тумане весенний Липецк у А. М. Со- рочкина: «Голубой завод», «Весна», «Липецк». А вот пей­ зажи В. И. Королева и И. В. Малявкина. Они на этой вы­ ставке просто необходимы и как лирические отступления, и как еще Одна ипостась в раск­ рытии душевного мира героев. Пейзаж — та среда, в которой формируется эстетическое чувство и рабочего, и худож­ ника. Интересны работы И. В. Ко­ лесникова — «Домна строит­ ся», А. А. Новоселова — «Краны», «Котлован», «Опоры», И. В. Малявкина — «Коксо- хим», «Конверторный», В. П. Слушника — «Газопровод», «Восстановление завода после войны», «Работа кипит». И опять-таки — предельное мно­ гообразие решений. Мажорно­ декоративная гамма цветов у серии «История Липецкой Маг­ нитки»... Ряд выразительных остро-ха­ рактерных психологических портретов рабочих и служа­ щих НЛМЗ создал скульптор Е. А. Вольфсон. Нарочитая не­ пропорциональность пластиче­ ских масс в произведениях А. Е. Вагнера «Строители», «Арматурщик» усиливает впе­ чатление и символизирует сложность и трудоемкость процессов, которыми управля­ ет человек. Жаль, что только по одной работе представили на выставку молодые скульп­ торы И. М. Мазур и В. П. Сапрыкин. Вглядываясь в полотна В. С. Сорокина «Строительство дом­ ны № 4», В. М. Лузаиова «В операционной медобъединения НЛМЗ», Е. П. Сальникова «Бригада», «Перерыв», «Дина­ стия металлургов Новиковых», «Комсомольский штаб НЛМЗ», думаешь о том, что они шире традиционного понятия «про­ изводственная» тематика, ибо отражают общечеловече­ скую тему созидания, творче­ ства. Как всегда богата оттенками палитра заслуженного худож­ ника РСФСР В. С. Сорокина. Теплый и глубокий, густой и звучный цвет его полотен во­ брал тончайшие нюансы че­ ловеческих чувств и устремле­ ний. Художники настойчиво вы­ являют внутренний мир людей, объединенных одной целью, одной идеей. Такое единство прослеживается в композицион­ ном решении картины «Брига­ да» Е. П. Сальникова. Группо­ вой портрет рабочих сложен и в цветовом решении. Густые, напряженные тона контрасти­ руют с некоторой отрешенно­ стью поз сидящих. На какое- то время они отключились от общего дела, объединяю­ щего их во времени и пространстве, и ушли каж­ дый в свое.. Но цветовой ритм, построенный на взаимодейст­ вии то вспыхивающих, то затухающих малиново-си­ них тонов, музыкален, и мы почти физиче­ ски чувствуем его непрерыв­ ность^ Если проследить эволюцию графических работ А. А. Но­ воселова и А. Л. Жданова, то можно заметить, что они ста­ ли более эмоциональными, оду­ хотворенными. Это особенно чувствуется в листах «Моло­ дежная бригада», «Монтажник Сережа», «В перерью». Интересно отметить, что 64 произведения из 108 представ­ ленных на выставке побывали за последние десять лет на шести всесоюзных, восьми республиканских и нескольких зональных выставках. Многие работы приобретены Мини­ стерством культуры РСФСР, выставочными комитетами Союза художников СССР и РСФСР, Липецким област­ ным управлением культуры, Липецким областным краевед­ ческим музеем. Будем надеяться, что плодо­ творное содружество творче­ ских работников Липецкой ор­ ганизации Союза художников и липецких металлургов будет продолжаться. Ведь «...чем теснее связь художника со всей многогрешной жизнью со­ ветского народа,—подчеркива­ лось на XXVI съезде КПСС, — тем вернее путь к творческим достижениям и удачам». Н. ЧАБАН, заведующая художественным отделом областного краеведческого музея.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz