Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
— — — О Ч Е Р К - ■ - — — — — = НАДЕЖДА И ОПОРА Н ОВО СТР ОЙКИ ЛИПЕЦКА д о ДЛ Я СТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ Весной, когда после дол гого зимнего сна пробужда ется земля, им овладевают одновременно и радость, и какая-то острая тревога. Он не может не размять на ла дони комок земли, не подер жать в руках бледный росток озими. И обязательно побы вает на машинном дворе, потолкует с механизаторами, придирчиво осмотрит тех нику. В «Колыбельеком,» подоб ному «чудачеству» началь ника молочного комплекса никто не удивляется, не уп рекает за то, что вникает он не в свои дела. Тот, кто оказался однажды во влас ти земли, уже никогда не может от нее освободиться. Так вот и случилось с Вла димиром Михайловичем Во- ронежцевым. Десять лет воз главляет он крупный молоч ный комплекс чаплыгинско- ро совхоза «Колыбельский», а все никак не может пре одолеть в себе тягу к полю, которому отданы десятки лет и которое подарило столько волнений и надежд. В 1970 году управляюще- чгу Центральным отделением Ъвхоза «Колыбельский» В. М. Воронежцеву было присвоено звание Героя Со циалистического Труда. Две надцать лет руководил он отделением и успел многое сделать. Средняя урожай ность зерновых при нем под нялась до 32 центнеров, са харной свеклы до 300 цент неров брали с гектара, а ку курузы и того больше. Ра довался Владимир Михайло вич и вспоминал о трудных первых годах своего предсе дательства здесь же, в род ном селе. Война. Она оставила в его судьбе глубокий след. Сам Владимир Михайлович от воевал, остался жив, но возвращение домой было не радостным: погиб старший брат, умерла мать, с тяже лым ранением лежал в гос питале отец, и несмотря на усилия врачей, вернулся после лечения совершенно слепым. Кроме отца-инвали да, на попечении Владимира Михайловича остались млад шие брат и сестра. — Отдыхать было неког да, — вспоминает Воронеж цев. — Сходил на могилу матери — и за работу. Десять лет председатель ства стали хорошей школой. Они научили Владимира Михайловича всем премуд ростям хозяйствования, но самое главное — работе с людьми. И когда на базе мелких колхозов был создан в 1960 году совхоз «Колы бельский», то руководить Центральным отделением на значили В. М. Воронежцева. Двадцать лет трудился он в этой должности, стал Героем Социалистического Труда, и ни о каких переменах в своей жизни и не думал. Да и поздновато в 50 лет начи нать что-либо заново. Но... в 1970 году в сов хозе был построен молочный комплекс. Так называемая- «фабрика молока» с первых дней своего существования явно не оправдывала возла гавшихся на нее надежд. А с течением времени дела здесь даже ухудшились. Положение было прямо- таки отчаянное. Вот тогда-то директор совхоза решил обратиться к В. М. Воронежцеву. Впрочем, та кие предложения были и прежде. Но Владимир Ми хайлович их отклонял. Шут ка сказать — комплекс: од них только коров полторы тысячи. Но директор был настой чив. — Пойми, Михалыч, нель зя же прямо на корню дать погибнуть такому делу. Два года уже > мучаемся, а ни сдвигов, ни перспектив. Кро ме тебя кандидатуры не вижу. Людей ты знаешь. Ав торитет у тебя. Да и опыта не занимать. Владимир Михайлович и сам уже понимал, что на комплексе нужен человек с твердой рукой. Начал с кадров. Заменил несколько бригадиров молоч ного стада, уволил недобро совестных доярок и скотни ков, механизаторов. Бывшая доярка М. Е. Воронежцева (здесь это распространенная фамилия) стала бригадиром, а сейчас уже работает стар шим зоотехником. Человек энергичный и работоспо собный, делегат XXIII съез да КПСС, Мария Егоровна по праву считается правой рукой Владимира Михайло вича. Она заменяет его во время отпусков или болезни. Ее муж Анатолий Дмитрие вич работает техником-осе- менатором. Старшим бухгалтером Во ронежцев пригласил бывше го агронома Центрального отделения Л. А. Чаукину. Ее муж Анатолий Лукич возглавляет тракторную бригаду комплекса. Одновременно Владимир Михайлович укрепил коллек тив надежными кадрами ра бочих. Пришла на комплекс одна из старейших механи заторов , А. К. Михалева. Она села на трактор еще в начале 50-х годов, когда Воронежцев был председате лем колхоза. Кстати, Анна Кузьминична и сейчас рабо тает, хотя ей уже за шесть десят. Влились в трактор ную бригаду И. И. Русин, Д. Н. Даньшин и другие ме ханизаторы и животноводы. Это были люди, которых Воронежцев мйого лет знал, которым верил. Они, в свою очередь, знали начальника комплекса и доверяли ему. С каждым днем, все глуб же вникая в положение дел, Владимир Михайлович при шел к выводу, что при су ществующем уровне трудо вой дисциплины, комплекс ничего не даст. «Если не на вести настоящий порядок, — думал он, — то через год и мне придется подавать в от ставку». Жесткость требо ваний нового начальника комплекса многим пришлась не по вкусу. Прогульщики и разгильдяи приуныли, на чали ловчить. Но от всеви дящего ока Воронежцева невозможно скрыться. И се годня он постоянен в своих требованиях. Недавно, к примеру, че тыре доярки и телятницы пытались похитить фураж, но были уличены. «Плата» ока залась дорогой: провинив шиеся лишены всех преми альных за год, им понижена классность. Одна из доярок, за которой и раньше име лись провинности, освобож дена от работы. — Конечно, наказывать людей не очень приятно, — говорит Владимир Михай лович,—но если этого тре буют интересы дела... А все- прощенчество ведет к непо правимым последствиям. Создание коллектива, ук репление трудовой дисципли ны были далеко не единст венными заботами Воронеж цева в трудный период ста новления комплекса. Больше всего тревожили его органи зация труда, ответственность людей за конечный резуль тат. — Так дальше продол жаться не может, — заявил он директору. — Все живот новоды у нас на окладе, доярки не имеют постоян ных групп. Сплошная обез личка, никто ни за что не отвечает. Нерадивые и доб росовестные получают оди наково. Первых это вполне устраивает, работают они по принципу: лишь бы день прошел. Хороших животно водов такая организация рас холаживает, они опускают руки. — Да, но ведь у нас не простая ферма, а современ ный молочный комплекс, — не совсем уверенно возразил директор. — Мы должны ис кать новые формы организа ции труда, соответствующие индустриальной технологии. — Конечно. Только де лать это нужно продуманно и осторожно. Пока же дол жен вам доложить: все эти эксперименты на протяже нии двух лет и связанная с ними обезличка привели к тому, что мы загубили чуть ли ие половину коров. Воронежцев не из тех, кто бросает слова на ветер. То, в чем Владимир Михайлович твердо уверен, последова тельно претворяет в жизнь. Он добился, чтобы все пого ловье коров было распре делено по группам и за креплено за доярками. От менили на комплексе пресло вутые оклады. Теперь зара боток животноводов нахо дится в прямой зависимости от продуктивности коров. В стиле руководства Во ронежцева как самые харак терные черты выделяются твердая воля и последова тельность, уверенность в се бе. Но все же, думается, он не многого бы достиг, если бы не опирался на людей. Он всегда среди них. И не только следит, руководит, а вместе с ними размышляет, анализирует. Стали обязательными еже дневные утренние планерки в его кабинете. А погово рить всегда есть о чем. После того, как все ра зойдутся, Владимир Михай лович, определив для себя главное на сегодняшний день, отправляется в обход «владений». Подходит к группе М. А. Скороваровой. Одна из старейшие доярок — 25 лет стажа. А рядом с ней хлопочет Надя Черных — совсем молодая, всего второй год на комплексе. Помогает Марии Арсентьев не управиться с делами. Все правильно. Еще совсем недавно Мария Арсентьевна помогала Наде, учила секре там профессии, вот и сдру жились... В кормоцехе сегодня пол ный порядок, даром что старшим тут молодой' Алек сандр Беляков. На него можно положиться. Хоро шую школу прошел он у своего более опытного това рища В. К. Портова. Да, прошли времена, ког да бежали люди с так назы ваемой «фабрики молока». А нынче — вон сколько молодежи! Значит, крепко встал коллектив на ноги. В прошлом году от каждой коровы по 2500 килограм мов молока надоили. План заготовок животноводческой продукции перевыполнен. Нет, не зря столько труда и сил положил начальник комплекса. Не зря, как го ворят про него, — рабо тал и работает без праздни ков и выходных. Однако сам Владимир Михайлович полного удов летворения не испытывает. Живы в памяти те годы, когда в возглавляемом им отделении по 3 тысячи кило граммов молока от коровы получали. И сегодня гене тический потенциал дойного стада довольно высок. Толь ко вот земледельцы подво дят: нет тех кормов, что раньше были. Да и кормоцех на комп лексе больше для свиновод ства подходит. Предназначен он. лишь для запаривания концентратов. Об обработке грубых кормов и приготов лении питательных смесей говорить не приходится. — А это ведь тоже ре зерв, и немалый, — вздыха ет Владимир Михайлович. —Только за счет кормосме- сей можно дополнительно получать 15—20 процентов продукции. Вся его долгая, нелегкая жизнь, будто большой холст, соткана из бесчисленных за бот, трудностей, волнений, Были, конечно, и радости, и удачи, но не часто, гораздо реже, чем надо бы... Ему немного грустно от того, что разъехались по большим го родам дети, и деду редко приходится видеть внуков. Но когда они приезжают в гости, для него это самая большая радость. Но больше всего радуется Владимир Михайлович, ког да малыши работают с ним в саду или огороде. Не в помощи дело. Главное — чтобы внуки научились це нить труд, любить землю. Так же, как ценит и любит все это он... А. МЕРЛЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». , Как известию, жилые дома, детские сады, школы, боль н и цы, дворцы культуры, ки но т еатры, составл яющ ие основу з астройки любого города, соо ружаютс я по типовым проек там. От того, н асколько они со верше нны, во многом з ави сит характер окружающей н ас городской среды, ее свое образие и красота. Тех нолог и я зд есь проста. Кака я-л ибо це нт раль н а я про ект н а я орга н изаци я созд ает ти повой проект без ко нк рет ного адреса, а друга я — м ест н а я— приме ня ет его в ко нк рет ной г радостроитель ной ситуации. Поэтому ка чест во архитектур но-ст роитель ных реше н ий впр ямую з ависит от достои нств и н едостатков типового проек та. В н асто ящ ее врем я л ипецки ми архитекторами, как, впро чем, и архитекторами других городов, ведутся интенсивные поиски способов индивидуали зации облика жилых и общест венных зданий. В работе над индивидуальным проектом, ко торый выполняется только в особых случаях или при от сутствии подходящего типово го проекта (и по разрешению Госстроя РСФСР) архитектор может творчески использовать многообразные приемы проек тирования в зависимости «г конкретной ситуации и своего мастерства. В типовом же про ектировании исходные данные проекта определены еще до начала работы: этажность зда ния, его протяженность, ши рина, расход основных конст рукций и материалов, норма тивная стоимость. Затем вы полняется «привязка» типового проекта к местности, но уже с учетом в первую очередь мощ ности строительной индустрии и наличия местных материалов. Если посмотреть на наши крупнопанельные здания из элементов заводского изготов ления, то легко заметить, что они отличаются друг от друга только отделкой своих фасадов: рисунком рельефа панелей, различными экранами огражде ния балконов, отделочными материалами. Более разнооб разно решаются здания, возво димые из кирпича. Они могут иметь более интересную пла стику фасадов. Здесь уже возможно и большее разнооб разие в наружной отделке, за висящее от возможностей за стройщика и качества «при вязки» того или иного здания. В разных случаях один и тот же типовой проект получает неодинаковое решение. Примером такого индивиду ального подхода к конкретной «привязке» является новый жи лой дом, сооружение которого начато в Липецке на углу улиц Советской и Крайней, вблизи станкозавода. Проект разработан на базе типовых блок-секций серии «86» спе циалистами «Липецкграждан- проекта» под руководством ав тора проекта «привязки» архи тектора Г. М. Александрова, с творческим почеркам кото рого липчане уже знакомы по пристройке к зданию горис полкома, Дому союзов на ули це Фрунзе, 16-этажному дому- трилистнику на площади име ни 50-летия ВЛКСМ и многим другим проектам. Уже обозначились контуры новостройки. Это будет девя тиэтажный 216-квартириый жилой дом общей площадью свыше двенадцати тысяч квад ратных метров. Он предназна чен для рабочих и служащих станкостроительного завода. В доме предусмотрены в основном двух- и трехкомнат ные квартиры улучшенной пла нировки с просторными лод жиями. В угловой части дома архитектор предложил инже нерную новинку: несколько четырехкомнатных квартир в двух уровнях, т- е. квартиры, расположенные в двух этажах — в первом размещаются кух ня и общая комната, во вто ром — спальни. Внутренняя деревянная лестница соединит эти два этажа. Фасады здания решены в крупном ритме закругленных лоджий, подчеркнутого угла и козырька первого этажа, где расположатся ЖЭК и помеще ния для работы с детьми. На ружная отделка дома предус матривается в сочетании де коративной штукатурки и об лицовки керамической плиткой двух цветов. В целях снижения уровня уличного шума внутри квар тир и затрат на отопление, проектом предусматривается остекление лоджий, выходящих на улицу Советскую, что в наших условиях является впол не рациональным, а затраты на такое остекление, по подсчетам специалистов, окупятся в тече ние восьми лет. Строительство ведется хо зяйственным способом. К кон цу пятилетки планируется вве сти в строй часть дома на 144 квартиры, расположенную вдоль улицы Советской. В. ТЯГУНОВ, архитектор. На снимке: общий вид дома. Фоторепродукция Н. Клокова. Д РУЗЬЯ прислали в подарок книгу — «Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Липецкая область». Порадовался: впер вые в Москве, да еще под громкой вывеской солидного научного учреждения (НИИ культуры Министерства культуры РСФСР) вышел сборник, содержащий 55 статей о памятниках, связан ных с историей моего родно го края! Это не факт — со бытие!.. Само собой, сборник был буквально «проглочен»: я ждал счастливого свидания с дорогими моему сердцу уголками. Но радость оказа лась преждевременной: сви дание вышло тусклое, горь кое даже. Причин было мно го. Гордость липчан — древ ний, старше даже Москвы, город Елец, судьбой которо му вся его почти тысячелет няя история определила, по выражению одной из летопи сей, «бысть... защита земле Рустей». В сборнике (стр. 3). приво дится цитата русского исто рика С. Ф. Платонова о том, что во время татаро- монгольского нашествия враг «...полонил, грабил и пусто шил страну...» Да, пусто шил. Да, грабилГ В том числе и те края, где теперь Липецкая область. Но соста вители и авторы почему-то не сочли нужным отметить, что Елец не давал поло нить себя и не один раз грудью вставал на защиту Руси от завоевателей. В книге нет ни слова, напри мер, об известном каждому сведущему историку нашест вии хана Тамерлана в 1395 году — ельчане тогда не сдались на милость врага, а приняли бой — неравный, не на жизнь, а на смерть. В память о тех событиях в на чале прошлого века в городе была построена на пожерт вования граждан Ельца ча совня в виде богатырского шлема на могиле воинов — ныне одно из самых почита емых мест в древнем Ельце. И как-то странно, что сбор ник умалчивает об этом. Ведь и исторический факт— битва ельчан с полчищами Тамерлана. и часовня — знак благодарности, почте ния к героизму далеких предков. Книга не скупа на многие достаточно любопытные фак ты. Узнаем, например, что в нашем крае в начале прош лого века жил некий сахаро заводчик Шишков, который построил здесь сахарный за вод, «сыгравший большую роль в становлении сахар ной промышленности Рос сии» (стр. 5). Даже сын его, ученый-химик, не забыт: он организовал у себя в усадь бе «домашнюю лабораторию По анализу молока» Что ж. подобные сведения кое-что прибавляют к зна нию истории Липецкой об ласти. Но ума не приложу: да как же могло случиться, что наряду с ними даже и не упоминается о том, на пример, что в Липецке в 1879 году проходил съезд «Народной воли», а ведь об этом рассказывают не один даже, а два памятника в областном центре: дом-музей выдающегося революционера Георги* Валентиновича Пле ханова, нашего земляка, и установленный в Нижнем парке, на месте, где собира лись народовольцы, мону мент с выбитыми на нем именами участников съезда Есть в сборнике статья о здании железнодорожного вокзала в Ельце, которое связано с-именем писателя- революционера Александра Александровича Вермишева. замученного в 1919 году мамонтовцами. В ней строки: «Здание елецкого вокзала... сохранилось до наших дней. Это двухэтажное каменное здание, сложное в плане. Центр главного фасада вы делен фигурным фронтоном, углы отделаны под руст. Ок на первого этажа, имеющие полуциркулярное заверше ние, декорированы налични ками» (стр. 76). И ни слова о писателе-ре- волюционере А. А. Вермн- шеве. Больше того, здесь, в районе вокзала, в декабре 1941 года шли ожесточенные бои с фашистами, и наши бойцы, продолжая традиции комиссара Вермишева. сдер живали огненный фашист ский вал — речка Быстрая Сосна, рядом с которой стоит вокзал, оказалась не приступной для фашистской армии — дальше гитлеров цы не прошли. Стоит ли говорить, что книжку эту я закрыл с болью в сердце, даже с обидой. А после снял с пол ки другую книгу, нашел: «...город гордился своей древностью и имел на это право: он... лежал впереди великих черноземных Полей Подстепья, на той роковой черте, за которой некогда простирались «земли дикие, незнаемые», а во времена княжеств Суздальского и Владимирского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по словам лето писцев, первые вдыхали бу рю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые видели зарева страш ных ночных и дневных по жарищ, ими запаляемых, первые давали знать Москве о грядущей беде и первыми ложились костьми за нее». Так писал о Ельце наш земляк Иван Алексеевич Бунин. Конечно, Бунин — это Бунин. И все же сбор нику, о котором шла речь выше, недостает страстности. А ведь книга — о памятни ках. Значит — о Памяти. Она должна обратить мысли, чувства и взоры наши к то му, что особенно дорого нам. Историческое мировоззре ние людей во многом фор мирует литература о памят никах. В ней, безусловно, есть книги яркие, высоко идейные, заставляющие ду мать, страдать, восхищать ся... Но — это, к сожале нию, редкость. Вспомните замечательный очерк покой ного теперь писателя Анато лия Елкина «Память», опуб ликованный несколько лет назад в журнале «Москва», (№ 11, 1979 г.), — блек лость, субъективный «исто ризм», однобокость большин ства путеводителей, справоч ников, проспектов, буклетов, посвященных памятным мес там, в очерке показаны до статочно убедительно. Пуб ликация тогда вызвала бурю откликов, смысл которых сводился к одному: велик интерес наш к прошлому — и' экскурсы в него должны формировать объективное, но страстное отношение к про шлому... Хотя «Материалы Свода памятников истории и куль туры. Липецкая область» имеют небольшой тираж, но ими будут пользоваться учи теля, краеведы, следопыты подвига. И в этой связи как не посетовать, что до сих пор Липецк не имеет настоя щего сборника, изданного массовым тиражом, красоч ного, яркого и взволнованно го, побуждающего обратить ся к памятникам, как к род никам живой’ воды, к кото рым тянет припасть и в сча стливый час. и в трудную минуту За кем тут первое слово? За писательской ор ганизацией? За областным правлением Общества охра ны памятников истории и культуры? За энтузиастами- краеведами? В. ШИРЯЕВ. В м е ст о п о сл е сл о в и я ЧТОБЫ ПАМ ЯТ Ь ВОСПИТЫВАЛА З А КРОЙЩ ИК -ЭВМ Раскрой полотна в Таллин ском объединении «Марат» стали теперь проводить с по мощью ЭВМ. Прежде эту опе рацию выполняли высококва лифицированные работники, и все же оставалось значитель ное количество обрезков, ЭВМ выбирает наиболее ра циональные варианты исполь зования полотна, предлагает такую раскладку лекал, при которой привычные лоскуты «соединились», увеличившись в размере. Несмотря на этот ка жущийся парад,оке, отходы трикотажного производства уменьшились. Остатки кроя пошли на изготовление изде лий домашнего обихода. л . ФИРСОВ, корр. ТАСС. ПОБЕДНЫЙ У Л О В На днях один из прудов Грязинского района стал ме стом соревнований новолипец ких металлурге» по подледно му лову рыбы. Около пятиде сяти участников из десяти цеховых команд закинули удочки на счастье... А оно улыбнулось слесарю ККЦ-2 Вячеславу Налабину, улов ко торого составил около 700 граммов плотвы и окуней. А. АДПОСТЕНКОВ. Как уже сообщалось, в областном выставочном зале от крылась новая экспозиция «Липецкая Магнитка в творчестве художников». Она приурочена к двум знаменательным собы тиям: 50-летию ордена Ленина Новолипецкого металлургиче ского завода и 25-летию Липецкой организации Союза ху дожников РСФСР. ней. Производственная тема доминирует. Но от этого эк спозиция не кажется однооб разной и суховатой. Благодаря умелому и тонкому включению в нее и психологического порт- Н. И. Звонарева («Монтаж наг ревательных печей НЛМЗ» и «Перед пуском домны»). Клас сически точные, выверенные цветные гравюры М. А. Вино градова и А. Н. Дюженковаиз ГЛАВНАЯ ТЕМА ЕТВЕРТЬ века назад началось это содру жество. На строитель ные площадки металлур гического гиганта пришла группа молодых художников, чтобы рассказать языком изо бразительного искусства о Ли пецкой Магнитке. Позже бо лее половины из них стали чле нами Союза художников РСФСР именно благодаря про изведениям, посвященным ме таллургам. Да, это их главная тема — красота труда, героизм рабоче го человека. И не случайно в центре новой экспозиции скульптура «Прокатчик» (автор — заслуженный скульп тор РСФСР Ю. Д. Гришко). Сильная, мужественная, оду хотворенная фигура молодого рабочего сфокусировала в се бе все характерное, что при суще рабочему творцу: стремление к активному дейст вию, целеустремленность, вы сокое сознание величия своей миссии созидателя. Специально хочется сказать о продуманной, эмоциональной композиции выставки. Работы размещены так, что, уже вой дя в зал, ощущаешь особый— торжественный и светлый — настрой. Создатели экспозиции под черкнули нерасторжимую пре емственную связь между те ми, кто отстоял свободу и мир Родины, героями, павши ми на полях Великой Отечест венной войны, и нашими сов ременниками, законными на следниками подвига старших поколений. Устремленность в будущее—такова идея скульп туры Ю. Д. Гришко «Комис сар А. А. Вермишев». Пре дельно проста ее пластическая форма. Никаких лишних от влекающих деталей. Сосредо точенность, напряженность героя выдают руки, крепко стиснувшие корешок книги. Комиссаром движет не слепая вера, но — знание, глубокое понимание неизбежности побе ды коммунистических идеалов. Перед нами несгибаемый бо рец и вдохновенный поэт, мысль которого опережает время. Незримая, но неразрывная связь времен ощущается и в картине заслуженного худож ника РСФСР В. С. Сорокина «9 Мая». Как символ неугасимо го пламени человеческого серд ца, капелькой крови рдеет у открытого в зеленый весенний мир окна первый майский цве ток — тюльпан. Такие же яр кие цветы пламенеют в День Победы у подножия памятни ков погибшим воинам в Вол гограде, Одессе, Курске, Орле, Липецке. Солнечным светом озарены лица наших современников на полотнах М. Н. Сапрыки ной. Работы художницы «Мон тажник С. Попов», «Слесарь- наладчик А. Деревягин», «Д. Кольгбелкин» и другие глу боко поэтичны. Такие разные люди — задумчивые, решатель ные, веселые. Они выписаны мягко, без нажима. Разные ха рактеры, разные судьбы, но невозможно не уловить того, что роднит их всех, — внутреннюю потребность об рести высший смысл жизни в труде, служении Родине. Эти портреты создавались непос редственно на производстве, в короткие минуты отдыха рабо чих. Произведения выставки вос певают героику трудовых буд- Вы ст а в к и рета, и лирического пейзажа, и натюрморта, она на редкость многообразна, многозвучна. Подолгу стоят липчане пе ред картинами. Вот залитые отблесками золотисто-красной плавки полотна В. Д. Дворян- чикова: «Бригада 1-й электро сталеплавильной печи», «Стале вар Александр Ламонов», «Гор новой Лев Хлопков». Герои их схвачены в момент высшего напряжения — ожидания, ка ков будет итог их труда. И такие же золотые точки огня в окнах домов на картине Н. И. Даньшина «Липецк вечерний». По-разному видят родные ме ста художники. В сиренево-го лубом романтическом тумане весенний Липецк у А. М. Со- рочкина: «Голубой завод», «Весна», «Липецк». А вот пей зажи В. И. Королева и И. В. Малявкина. Они на этой вы ставке просто необходимы и как лирические отступления, и как еще Одна ипостась в раск рытии душевного мира героев. Пейзаж — та среда, в которой формируется эстетическое чувство и рабочего, и худож ника. Интересны работы И. В. Ко лесникова — «Домна строит ся», А. А. Новоселова — «Краны», «Котлован», «Опоры», И. В. Малявкина — «Коксо- хим», «Конверторный», В. П. Слушника — «Газопровод», «Восстановление завода после войны», «Работа кипит». И опять-таки — предельное мно гообразие решений. Мажорно декоративная гамма цветов у серии «История Липецкой Маг нитки»... Ряд выразительных остро-ха рактерных психологических портретов рабочих и служа щих НЛМЗ создал скульптор Е. А. Вольфсон. Нарочитая не пропорциональность пластиче ских масс в произведениях А. Е. Вагнера «Строители», «Арматурщик» усиливает впе чатление и символизирует сложность и трудоемкость процессов, которыми управля ет человек. Жаль, что только по одной работе представили на выставку молодые скульп торы И. М. Мазур и В. П. Сапрыкин. Вглядываясь в полотна В. С. Сорокина «Строительство дом ны № 4», В. М. Лузаиова «В операционной медобъединения НЛМЗ», Е. П. Сальникова «Бригада», «Перерыв», «Дина стия металлургов Новиковых», «Комсомольский штаб НЛМЗ», думаешь о том, что они шире традиционного понятия «про изводственная» тематика, ибо отражают общечеловече скую тему созидания, творче ства. Как всегда богата оттенками палитра заслуженного худож ника РСФСР В. С. Сорокина. Теплый и глубокий, густой и звучный цвет его полотен во брал тончайшие нюансы че ловеческих чувств и устремле ний. Художники настойчиво вы являют внутренний мир людей, объединенных одной целью, одной идеей. Такое единство прослеживается в композицион ном решении картины «Брига да» Е. П. Сальникова. Группо вой портрет рабочих сложен и в цветовом решении. Густые, напряженные тона контрасти руют с некоторой отрешенно стью поз сидящих. На какое- то время они отключились от общего дела, объединяю щего их во времени и пространстве, и ушли каж дый в свое.. Но цветовой ритм, построенный на взаимодейст вии то вспыхивающих, то затухающих малиново-си них тонов, музыкален, и мы почти физиче ски чувствуем его непрерыв ность^ Если проследить эволюцию графических работ А. А. Но воселова и А. Л. Жданова, то можно заметить, что они ста ли более эмоциональными, оду хотворенными. Это особенно чувствуется в листах «Моло дежная бригада», «Монтажник Сережа», «В перерью». Интересно отметить, что 64 произведения из 108 представ ленных на выставке побывали за последние десять лет на шести всесоюзных, восьми республиканских и нескольких зональных выставках. Многие работы приобретены Мини стерством культуры РСФСР, выставочными комитетами Союза художников СССР и РСФСР, Липецким област ным управлением культуры, Липецким областным краевед ческим музеем. Будем надеяться, что плодо творное содружество творче ских работников Липецкой ор ганизации Союза художников и липецких металлургов будет продолжаться. Ведь «...чем теснее связь художника со всей многогрешной жизнью со ветского народа,—подчеркива лось на XXVI съезде КПСС, — тем вернее путь к творческим достижениям и удачам». Н. ЧАБАН, заведующая художественным отделом областного краеведческого музея.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz