Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

6 феврал я 1983 г., № 31 (16 528) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Ис полнилось НО лет со дня рождения писателя- земляка М .М . Пришвина «УДИВИТЕЛЬНО РУССКИЙ»... / Есть писатели, чьи книги становятся друзьями человека с ранних лет. К ним относится Михаил Михайлович Пришвин. М. М. Пришвин отдал литературе около пятидесяти лет своей жизни. Освежающим дыханием Октябрьской револю­ ции проникнуты его лучшие произведения. А. М. Горький безошибочно предсказал, что творчество Пришвина, «удиви- тельно русского» и «удивительно оригинального» писателя, бу­ дет приносить радость читателям грядущих поколений. Часть жизни М. М. Пришвина прошла на его родине в Елецком уезде и,.конечно же, нашла отражение в докумен­ тах, хранящихся в Государственном архиве Липецкой облас­ ти. Сегодня мы публикуем обзор этих документов, подготов­ ленный нашими внештатными авторами — сотрудниками обл- госархива. Ч ИТАВШИМ автобиогра­ фическую повесть Приш­ вина «Кащеева цепь» известно, что он обучался в Елецкой мужской гимназии и был исключен за отчаянную дерзость, сказанную учителю. Об этом событии в архиве имеются три документа: до­ кладная записка учителя гео­ графии Василия Розанова ди­ ректору гимназии, донесение директора попечителю учеб­ ного округа и свидетельство об увольнении. В 1890 году семнадцатилет­ ний М. Пришвин приезжает в Тюмень. В делах Александ­ ровского реального училища сохранилась «Ведомость о вновь поступающих в число учеников в 1889/90 учебном году». В графах ведомости за­ писано, что М. Пришвин — сын потомственного почетного гражданина и*что при поступ­ лении в училище он предста­ вил следующие документы: прошение купца Игнатова (его дядя, крупный сибирский про­ мышленник), метрическую вы­ пись, удостоверение Елецкой управы о звании. Особый интерес вызывает сочинение М. М. Пришвина, написанное по предложенной 4-му классу экзаменационной теме: «Гулявши много смо­ лоду, умрешь под старость с голоду». М. Пришвин написал его оригинально, не по-школь­ ному, чем вызвал удивление экзаменаторов. В рецензии ко­ миссия отмечала, что «такой слог в ученической работе не­ уместен. В году в семестровых работах ничего подобного не встречалось». Это сочинение хранится ныне в Государствен­ ном архиве Тюменской обла­ сти. Окончив шесть классов ре­ ального училища и сдав экс­ терном за седьмой класс, осе­ нью 1893 года М. \Пришвин поступил в Рижский политех­ никум на химико-агрономиче­ ское отделение. Здесь он ув­ лекся политикой. «...Револю­ ционный опыт прошел через мою кровь, через мою ду­ шу...», — говорил он впослед­ ствии. М. Пришвин был ак­ тивным участником социал- демократического кружка, чи­ тал с рабочими «Капитал» Маркса и перевел на русский язык «Анти-Дюринг» Энгельса и книгу Бебеля «Женщина *и социализм». За революционную ПАМЯТИ М. ПРИ Ш ВИНА деятельность он отбывал за­ ключение в Митавской тюрь­ ме, а затем был сослан в Елец под гласный надзор полиции. Известный большевик, пер­ вый нарком здравоохранения Н. А. Семашко писал в своих воспоминаниях, что в Ельце, куда был сослан и он за учас­ тие в революционных студен­ ческих выступлениях, к воз- ■ главляемой им марксистской группе примкнул его старый товарищ по «гимназии Приш­ вин. Не имея возможности учить­ ся в высших учебных заведе­ ниях России, Пришвин в 1900 году вынужден был уехать в Германию, где поступил в Лейпцигский университет на агрономическое отделение фи- * лософского факультета. Вер­ нувшись в .1902 году на роди­ ну, он работал , агрономом в Клинском уезде, а затем в ла­ боратория < профессора Д. Н. Прянишникова в Петровской у сельскохозяйственной акаде­ мии в Москве, в Луге — на опытной станции, одновремен­ но сотрудничал в агрономиче­ ских журналах. «Близость общения с наро­ дом в это время, в связи с ка­ кой-то неудовлетворенностью, похожей на тоску по Родине, пережитой мною за границей, обратила мое острое внима­ ние к народной речи», — пи­ сал об этом времени М. Приш­ вин. Он оставляет агрономию и становится корреспонден­ том петербургских газет «Рус­ ские ведомости», «Речь», «Ут­ ро России», «День» и других. Первыми литературными произведениями М. Пришвина были книги своеобразных крае­ ведческих очерков «В краю не­ пуганых птиц» и «За волшеб­ ным колобком»; написанные после пеших странствований автора по малоисследованно­ му Северу. Любовь к народ­ ной речи, близость к людям труда — рыбакам, охотникам, пахарям и удивительно тонкое мастерство в изображении природы принесли писателю известность и признание. Настоящий писательский ус­ пех пришел к Пришвину пос­ ле Великой Октябрьской со­ циалистической революции, но не сразу и не легко принял ее писатель. Не поняв сначала революции, отталкиваясь от ее неотвратимо суровых дейст­ вий, Пришвин стремится найти опору «в гуще родного наро­ да». Первым его естественным движением явилось возвраще­ ние в Хрущева и Елец. «Как хочется жить на земле, — пи­ сал он, — где старые деревья видели моего деда и прадеда еще маленькими... Впрочем, хочется видеть эти деревья, но никак не дедов и прадедов — елецких купцов». По документам, книгам и воспоминаниям современников можно судить о разного рода начинаниях писателя в родном городе Ельце, где он пробыл ■ до середины 1920 года. Перво­ го октября 1918 года ему был выдан мандат, в котором гово­ рилось: «Отдел по народному образованию Елецкого уеэда видит в гражданине Пришвине очень полезного работника по просвещению народных масс... Неукоснительно местной влас­ ти оказывать ему всяческое содействие и поддержку». • Полтора месяца спустя Пришвин был назначен заве­ дующим библиотекой в село Стегаловку. Документов, под­ тверждающих его работу там, нет, хоти 27 января 1919 года писателю был выдан мандат, разрешающий производить экспертизу всех библиотек Елецкого уезда. В протоколб заседания рабочей коллегии школьного подотдела Елёцкого уездного отдела народного об­ разования от 15 ноября 1919 года имеются сведения, что М. М. Пришвин утверждается школьным работником 3-й Со­ ветской школы 2 -й ступени, которая располахалась в быв­ шей гимназии Павловского. В н?м также указывается, что М. М. Пришвин уже к но­ ябрю 1919 года работал в Елецком уездном отделе на­ родного образования по крае­ ведению. С января 1920 года он организовывал в Ельце и уезде архивное дело, которое находилось в ведении отделов народного образования. ...Отразив нашествие четыр­ надцати империалистических держав, подавив внутреннюю контрреволюцию, молодая Со­ ветская Республика приступи­ ла к мирному социалистическо­ му строительству. С этого времени* особенно быстро рас­ тет и развивается литератур­ ное мастерство М. М. 'Приш­ вина. То, что раньше казалось писателю далекой сказкой, становилось явью, воплощалось в советской действительности. Бурный рост страны, преобра­ зование ее природы искренне радовали и воодушевляли пи­ сателя. В таких произведениях, как «Календарь природы», «Корень жизни», «Фацелия», «Лесная капель» и целой се­ рии охотничьих рассказов Пришвин открывает нам вели­ чие и красоту родной страны. Поэтично и тонко изображая природу своей Родины, Приш­ вин главное место в ней от­ водит человеку. Человеку с большой 'буквы, который вхо­ дит в лес «учеником», а выхо­ дит «учителем». Ценность литературного нас­ ледства М. М. Пришвина в его глубоком научном, познава­ тельном и воспитательном зна­ чении. Книги его наполнены яркими картинами живой.рус­ ской природы, они учат не только любить, но знать и бе­ речь ее. В. ПОЛЯКОВ, В. ЛАНИКИН, сотрудники Государ­ ственного архива Липецкой области. ---------------- 1 ----------------------------- Михаилу Михайловичу Пришвину — одному из зачи­ нателей русской советской ли­ тературы—посвящаются твор­ ческие встречи, литературные вечера, проходящие в эти дни в Ельце и Становлянском рай­ оне, на родине писателя. Перед трудящимися города и района, учащимися школ и профтехучилищ выступили пи­ сатели И. С. Завражин, С. В. Мекшен, заведующая отделом • областного краеведческого му­ зея С. И. Кукрак. Торжественный юбилейный вечер состоится в становлян­ ском районном Доме культуры. Представители общественности района, писатели возложили цветы к памятному знаку М. М. Пришвину на его роди­ не, посетили музей в Пальна- Михайловской средней школе, носящей иМя выдающегося пи- сателя-эемляка. И. СЕРГЕЕВ. Нина Боева — художник комбината «Липецкие узоры». Она работает в творческой группе, возглавляемой В. В. Петрищевой. Вместе с колле­ гами Нина вносит свою лепту в добрую славу изделий ли­ пецкой хохломы. На снимке: Нина Боева. Фото Г. Костылева. ОБЫ КНОВЕННОЕ Ч У Д О Р а с с к а з о театральном х у д о ж н и к е Художнику, наверное, очень трудно «давать интервью». В самом деле — о чем говорить? О своих работах? О раздумьях, тревогах и радостях, которыми они рождены? Но все это должно быть выражено в са­ мих произведениях. И тогда не нужно пространных словес­ ных дополнений... Я отчетливо понял это, по­ терпев жестокое поражение в попытках «разговорить» главного художника областно­ го театра кукол, заслуженного работника культуры РСФСР А. Ф. Бобылкина. Не то, что­ бы он вообще уклонялся от беседы. Нет, пока речь хила об искусстве актеров, режиссеров, о месте театра в жизни чело­ века, Александр Федорович охотно делился своими мыс­ лями, интересными, накоплен­ ными за многие годы наблю­ дениями, но как только я пы­ тался приблизить разговор к тому главному, к сокровенно­ му, что составляет лаборато­ рию художника, таинство его искусства, он умолкал. А, может, просто не искал слов, вполне резонно полагая гово­ рить за себя своим краскам. А красок — ярких, впечат­ ляющих — множество... 1 Около четырех десятилетий отдал А. ф. Бобылхин липец­ ким театрам, оформил десят­ ки спектаклей, многие из кото­ рых надолго запомнились зри­ телям не только благодаря ис­ кусству актеров и режиссуре. Вспомним хотя бы сценогра-- фию постановок «Вей, вете­ рок!», «Океан», «Иркутская история», «Люди, которых я видел». Давно прошли они на сцене областного театра, а липчане и сейчас нередко вспоминают их добрым словом. Чем отличалось их оформле­ ние? Прежде всего ярким ко­ лоритом, своеобразием реше­ ния. Художник никогда не повторял себя. Чутко прислу­ шиваясь к внутреннему ритму, пластике пьесы, он упорно искал соответствие им в сво­ их выразительных средствах. Так, суровая простота, заост­ ренность красок «Океана» энергично . подчеркивали на­ пряженность сюжета, убеди­ тельно дополняли рассказ о сложной жизни военных мо­ ряков. А помните спектакль «Вей, ветерок!»? Зрительный зал взорвался аплодисментами, ед­ ва раздвинулся занавес. Еще не прозвучало ни одной реп­ лики, мы не познакомились ни с одним героем, а уже оказа­ лись во власти художника, создавшего удивительно роман­ тичный и прекрасный пейзаж латвийской равнины. Однако подумаем: только ли эта цель двигала его мыс­ лью и кистью? Позднее, когда зритель стал уже свидетелем трагедии, составившей сущест­ во пьесы Яниса Райниса (и, добавим, типичной для капи­ талистической Латвии), он, не­ сомненно, понял, к чему стре­ мился оформитель: эмоцио­ нально обострив наше вос­ приятие, он противопоставил гармонии и великолепию при­ роды неблагополучие челове­ ческого бытия, омраченного социальной несправедливос­ тью, и тем помог нам гораздо глубже пережить судьбы геро­ ев, не только умом, но и сердцем принять идейный за­ мысел спектакля. Это надо* подчеркнуть осо­ бо. Какие бы краски ни изби­ рал А. Ф. Бобылкин, какой план решения новой постанов­ ки ни принимал, мысль его всегда подчинена стремлению своими средствами способст­ вовать полному раскрытию со­ циальной и нравственной идеи пьесы, ее общественного зву­ чания, то есть того главного, ради чего мы, собственно, и ходим в театр. Цвет, световые эффекты, сценография — все средства оформителя призваны активно воздействовать на зри­ теля, вызывать многослойные, сложные ассоциации. И когда, к примеру, в спектакле «Люди, которых я видел» из тьмы не­ бытия световой луч выхваты­ вает одну за другой молчали­ вые, напряженные фигуры солдат, приготовившихся к, мо­ жет быть, последнему бою в своей жизни, мы явственно ощущаем, как художник взы­ вает к нашей Памяти. Памяти о днях Великой Отечествен­ ной войны. Священной памяти о павших героях. Этот при­ зыв, выраженный. пластически с поразительной силой, и за­ ставляет нас с огромным вол­ нением отнестись к сцениче­ скому повествованию. Но оставим давние работы А. Ф. Бобылкина. Как ни важны они в его творческой биографии, а все же наиболее яркие ее страницы, как мне кажется, «написаны» позднее, в период работы в областном театре кукол. — Я всегда с .особенным удовольствием работал над детскими спектаклями, — рас­ сказывает Александр Федоро­ вич.—Отчасти потому, что они, как правило, дают широкие возможности для творческой фантазии оформителя. Но главное — дети все-таки реже, чем взрослые, бывают в теат­ ре, и каждое его посещение хочется сделать празд­ ником для ребят. Та­ ким праздником, после кото­ рого он уйдет, обогащенный новыми понятиями, новыми чувствами. В этом плане для меня те$тр кукол — и ра­ дость, и счастье, и, конечно, муки. Муки... Ох, как трудно да­ ется сложное искусство про­ стоты! А ведь они должны быть простыми и понятными ребенку — каждая кукла, каждая декоративная деталь. Не примитивной, не упрощен­ ной до схемы, а яркой, впе­ чатляющей, будоражащей во­ ображение детей и дающей им возможность «оживить» ее этим воображением. Тем, кто видел спектакль «Ищи ветра в поле», к приме­ ру, надолго запомнились вели­ колепные Огурцы, каждое появление * на сцене которых вызывало радостный и друж­ ный смех зрителей. Но совер­ шенно изумительным был об­ раз самого Ветра. Как настоя­ щий ветер соткан из непере­ даваемого движения воздуха, так и кукла его — мимолет­ ное, узнаваемое, но вместе с тем поражающее мысль дви­ жение света. Народный артист СССР Сер­ гей Образцов, крупнейший спе­ циалист в области . кукольных представлений, просмотрев спектакль нашего театру, не скрывал восхищения: — Такая кукла приходит к художнику один раз в сто лет! Как пришла она к Алек­ сандру Федоровичу? Он разво­ дит руками: обыкновенно... Ра­ ботали, искали, отвергали и снова искали... Вот так в «обыкновенной» работе (А не­ устанный поиск? А трудное умение не удовлетворяться сделанным? А тончайшее мас­ терство художника?) ревидлет- ся «чудо театра». Автору этих строк не раз доводилось видеть, как появ­ ление той или иной куклы мгновенно и точно рождает в зале именно ту реакцию, на которую рассчитан характер ге­ роя. Это вовсе не значит, что положительный персонаж вы­ глядит этаким писаным кра­ савцем, а отрицательный — злой карикатурой. Но для каждого из них найдены та­ кие краски, такие формы, та­ кое, накоиец, выражение фи­ зиономии, которое соответст­ вует образу его действий, его роли в представлении. Куклы легко узнаваемы детьми, по тому что характер определен точно найденными деталями, задан уже внешним рисунком. К какому бы спектаклю мы ни обратились, будь это фан­ тастический «Звездоход Федя», спектакль-плакат «Большой Иван»,, героический «Град Ле бединец», сказки «Волшебная лампа Аладдина», «Красная Шапочка» и многие другие каждый из них — всегда яр­ кое, эмоционально насыщен­ ное зрелище, несущее детям радость познания жизни. Да, жизни, потоку что главным в творчестве художника-комму- ниста прочно сохраняется стремление не столько увлечь детей феерией фантастиче­ ских образов и красок, сколько в доступной им форме нена­ вязчиво, но убедительно при вить им понимание социально­ го смысла добра и зла, това­ рищества, любви к Родине. Иначе говоря, здесь, в театре заложить в ребенке те основы, которые впоследствии станут убеждениями. Отнюдь не умаляя труда всегда интересно и плодотвор­ но работающего коллектива театра, позволю себе думать, что значительная доля успеха постановок определена талан­ том его главного художника Роль его в театре огромна каждая кукла — это плод его фантазии, умения, дело его рук. Впрочем, не только та лантом. Но и огромным тру­ дом, и вечными исканиями, и неустанным желанием быть полезным, очень нужным свое­ му маленькому зрителю. Уди­ вительно, насколько творчески неукротим и моло^ этот давно уже не молодой, внешне мед лительный, добродушный, мяг­ ко улыбающийся человек. Не каждому дано сразу най ти свое главное Дело в жизни Иной долго и трудно ищет его меняя профессии, должности но так и остается неудовлет­ воренным. А. Ф. Бобылкину повезло: он вырос в семье которая всеми корнями свои­ ми была тесно связана с театром — его отец был ар­ тистом, а дядя — театральным художником. Семейная атмос фера, насыщенная творческим поиском, обсуждениями актер ских работ, трепетной страстью личного участия в том слож­ ном, неуловимом процессе который венчается «чудом те­ атра», увлекли мальчика. Здесь впервые приобщился он своему Делу и остается вер ным ему всю жизнь. ...По журналистской своей профессии я частенько бываю в театре кукол. Но каждый раз, направляясь на новую по­ становку, иду с волнующим чувством ожидания встречи тем самым чудом. Оно обяза тельно придет.. К. ГУРЕНОК. Фото В. Базылева. ПО ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ» От причала Клайпедского торгового порта отправился в рейс теплоход «Капитан Дуби­ нин» — судно с оздоровитель­ ным комплексом. Здесь обору­ дованы зал лечебной гимнасти­ ки, сауна, действует кабинет психологической разгрузки. Свободные от вахты моряки могут по предписанию врача пользоваться жемчужными ваннами, пройти курс физио-’ терапии. Комплекс оборудован в соответствии с программой «Здоровье», разработанной ко­ митетом профсоюза Литовско­ го морского пароходства. Техническое переоснащение судов облегчило труд моряков, оставило им время для актив­ ного отдыха. Проведенные профсоюзными активистами совместно с медиками социо­ логические исследования под­ сказали пути улучшения этой работы. По примеру «Капитана Ду­ бинина» оздоровительные ком­ плексы создаются на всех теп­ лоходах, совершающих дли­ тельные рейсы. (Корр. ТАСС). Литовская ССР. Маленький фельетон ВЕЗЕТ ЧЕЛОВЕКУ . . . Директор Елецкого горкооп- торга А. П. Двойных — чело­ век удивительно везучий. Будь кто другой на его месте — давно бы попал в неприятную историю, а с Александра Пав­ ловича все, как с гуся вода. К примеру, два года назад небо над его головой обложи­ ли грозовые тучи. В одном из выпусков клуба «Золотой те­ ленок» в «Ленинском знамени» был опубликован фельетон «Мясной навар». Среди «геро­ ев» его — работников ряда магазинов и ларьков торга — и А. П. Двойных. Нет, сам лично он не обвешивал поку­ пателей и не завышал произ­ вольно цены на продукций). Это делали за Александра Павловича его подчиненные. Его скромная роль сводилась к тому, чтобы не замечать их проделок и по возможности оберегать от наказания. После публикации фельетона гром грянул, но лишь слегка испу­ гал Александра Павловича. От­ делавшись выговором, он ни на йоту не изменил своего отношения к подчиненным, а те — своего привычного «сти­ ля» работы. Не удивительно, что в сле­ дующем году молнии сверкали над ним неоднократно. Сна­ чала городская газета «Крас­ ное знамя» напечатала фелье­ тон о ловких продавщицах торга, умудрявшихся на вся­ кой, даже самой маленькой покупке, весьма существенно обсчитать покупателей (герои те же, что и в «Мясном на­ варе»). Затем коопторг прове­ рила областная лаборатория Государственного надзора за стандартами и измерительной техникой. Строгий язык доку­ мента зафиксировал: «Мяс­ ная продукция хранится в складе навалом при темпера­ туре 18—20 градусов тепла, что ведет к ее порче (такой факт имел место в день про­ верки). Подготовка мяса к реа­ лизации осуществляется с на­ рушением требований ГОСТа». И, наконец, уже в конце года районный комитет народного контроля констатировал: «Вко- опторге нарушаются правила торговли и допускается обсчет покупателей. На свиное и го вяжье мясо, сало, корейку от­ сутствовали накладные. Сани тарное состояние торговых точек неудовлетворительное» Казалось бы, после этого Александру Павловичу так легко, как прежде, не отде латься. Ведь должен кто-то от ветить за порчу мяса, жульни чество и бесхозяйственность Увы! Если не считать еще од ного, на сей раз строгого, вы говора, А. П. Двойных опять вышел сухим из воды. Вот уж, действительно, везу чий человек... В. ДЕМИН, А. КОЛЯДОВ. Гастроли НА СЦЕНЕ- 3 0 Н Г- 0 И ЕР А В середине февраля далеко ве рядовое событие ожидает любителей музыки: впервые в Липецке в исполнении вокаль­ но-инструментального ансамб­ ля «Поющие гитары» прозву­ чит эонг-опера «Орфей и аЭв- ркдика». Популярному ленинград­ скому коллективу довелось стать дважды на советской эстраде первооткрывателями новых музыкальных направле­ ний. В 1966 году в Ленингра­ де состоялся первый концерт «Поющих гитар», открывший историю отечественных про­ фессиональных вокально-ин­ струментальных ансамблей. А в 1975 году в том же городе на Неве впервые появились афиши, извещающие о том, что «Поющие гитары» пред­ ставляют зонг-оперу «Орфей и Эвридика». Постановке круп­ ного музыкально-драматиче­ ского произведения предшест­ вовала большая подготовка. Ансамбль и раньше умело ис­ пользовал элементы театрализа­ ции, нередко выстраивал ла­ коничные мизансцены. Кол­ лектив добивался создания не только музыкального, но и зрительного образа песни. Тем не менее, обращение к жанру оперы знаменовало собой но-' вый этап в его творчестве. «Зонг-опера» буквально оз­ начает «песенная». Термин этот был введен крупнейшим поэтом и драматургом XX ве­ ка Бертольдом Брехтом, кото­ рый считал синтез искусств в опере механической смесью, приводящей отдельные виды искусств к полной деградации. Он предлагал раз и навсегда решить извечный конфликт между текстом, музыкой и сценическим действием путем .четкого разделения этих ком­ понентов музыкального спек­ такля. Непосредственным от­ кликом на брехтовское пред­ ложение была знаменитая «Трехгрошовая опера» К. Вай­ ля, где песни, баллады и зон- ги (особый род песни) обособ­ ляются от действия. Создавая «Орфея и Эвридику», компо­ зитор Александр Журбин, драматург Юрий Димитрии и # ВИА «Поющие гитары» предло­ жили свою трактовку жанра, позаимствовав у Брехта и Вай­ ля лишь принцип «зонта», то есть не просто песни, а песни от имени актера, который, вы­ ходя из образа, обращается в зал и как бы впрямую ком­ ментирует авторский замысел. Таких зонтов в «Орфее и Эв- ридике» несколько, и все они отмечают кульминационные точки действия. В то же вре­ мя новая опера основана на развитой музыкальной драма­ тургии, когда через музыку раскрываются характеры пер­ сонажей, разрабатываются сю­ жетные положения. И этим зонг-опера в исполнении «Пою­ щих гитар» приближается к опере классической. С 1975 года «Орфей и Эври­ дика» была показана более тысячи раз, с успехом про­ шла в ряде зарубежных стран, а в Перми на эту музыку да­ же был поставлен балет. И сегодня она вызывает большой интерес у публики, спектакль не утратил своей свежести. «Орфей и Эвридика» и дру­ гие подобные спектакли пред­ ставляют разумнуф альтерна­ тиву пустой развлекательно­ сти, которой порой грешат не­ которые наши вокально-инст­ рументальные ансамбли. «Пою- ... щие гитары» привлекают к оперному жанру новые труп- ; пы слушателей, помогая им ■ отрешиться от потребительско- , го отношения к музыке, от­ крывая им путь внимательно-, го, вдумчивого ее постиже­ ния. Подобные произведения лишний раз доказывают, что не так уж полярны классиче­ ская и эстрадная музыка, если мы имеем дело с настоящим искусством. При этом, конечно, музы­ кальный язык и постановка оперы существенно отличаются от классических форм. Спек­ такль почти целиком решен средствами вокально-инстру­ ментального жанра, с его броским, запоминающимся ме­ лодизмом, привычными песен­ ными интонациями и звуковы­ ми красками. Нарядная, по-эст­ радному эффектная режиссу­ ра Марка Розовского, необыч­ ные костюмы, сочная световая игра, участие большой балет­ но-пантомимической группы усиливают впечатление. Отмечу и мастерство исполнителей глав­ ных партий. С первого спек­ такля в партии Орфея, высту­ пает талантливый певец А. Асадуллин. Первой испол­ нительницей роли Эвридики бы­ ла тогда еще студентка Ле­ нинградской консерватории, а ныне известная эстрадная пе­ вица И. Понаровская. Сейчас эту партию исполняет Л. Ко­ жевникова. Появившиеся в Липецке афиши «Орфея и Эвридики», несомненно, привлекли уже внимание. Уверен, что и сам яркий, оригинальный, совре­ менный спектакль не оставит равнодушными любителей му­ зыки, каковы бы ни были их вкусы и привязанности. И. РЕЗНИКОВ. 1 I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz