Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран , соединяйтесь! 66 - й год и з д а н и я Л енинск ое М а н л и я А Н Н 1 У 1# 1 Ор ган Липец к ого о б к о м а К П С С и областного Совета народных депутатов № 296 (16 793) ♦ ВТОРНИК, 27 декабря 1983 года. ♦ Выходят ежедневно, кроме понедельника ♦ Цена 3 коп. I Вчера в Москве начал работу Пленум Централь- ного Комитета Коммунисти ческой партии Советского Союза И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е С О О БЩ Е Н И Е О П Л Е Н У М Е Ц Е Н Т Р А Л Ь Н О Г О К О М И Т Е Т А К О М М У Н И С ТИ Ч Е С К О Й П А Р Т И И С О В Е Т С К О ГО С ОЮ З А 26 дек абря 1983 года начал работу очередной Пле- . нум Ц ентрального Комитета К П СС. Пленум заслушал доклады зам естителя П редседа теля Совета М инистров СССР, П редседателя Госплана СССР Н. К . Байбакова «О Государственном плане эк оно мическ ого и социального развития СССР на 1984 год» г министра финансов СССР В. Ф . Гарбузова «О Государ ственном бюдж ете СССР на 1984 год». Участники Пленума с большим вниманием ознак оми лись с тек стом выступления Генерального сек ретаря ЦК К П СС Ю . В. Андропова. Выступившие в прениях вы разили полную поддерж к у полож ений и выводов этого важ ного политического док умента, отметив, что они имеют принципиальное значение и долж ны быть поло ж ены в основу деятельности всех партийных, советских и хозяйственных органов, общ ественных организаций, всех трудовых коллек тивов. Тек ст выступления товарищ а Ю . В. Андропова публи к уется в печати. В прениях выступили: тт. В. В. Гришин — первый сек ретарь М оск овск ого горк ома К П СС, А. П. Ляшко — председатель Совета М инистров Ук раинск ой ССР, Н. Н. Слюньк ов — первый сек ретарь ЦК Компартии Бело руссии, К. М . Багиров — первый сек ретарь Ц К К ом пар тии Азербайдж ана, П. П. Гришкявичус — первый сек ре тарь Ц К Компартии Литвы, Л. Н. Зайк ов — первый сек ретарь Ленинградск ого обк ома К П СС, А. Аск аров — первый сек ретарь Чимк ентск ого обк ома Компартии Ка захстана, М . С. Горбачев — сек ретарь ЦК К П СС, С. А. Афанасьев — министр тяж елого и транспортного ма шиностроения, А. В. Власов — первый сек ретарь Чече но- И нгушск ого обк ома К П СС, Л. А. Горшков — пер вый сек ретарь К ем еровск ого обк ома К П СС. Пленум ЦК К П СС рассм отрел организационные воп росы. Пленум Ц К / юревел из к андидатов в члены Полит бюро ЦК К П СС товарищ ей В. И. Воротникова и М . С. Солом енцева. Пленум Ц К избрал члена Ц К К П СС товарищ а В. М . Чебрикова к андидатом в члены Политбюро ЦК К П СС. Пленум ЦК избрал члена Ц К К П СС товарищ а. Е. К . Лигачева сек ретарем Ц К К П СС. . Пленум продолж ает работу. Те к ст выступ лен и я Ген ер альн о го сек р етар я Ц К К П СС то в ар и щ а Ю . В . А Н Д РО П О ВА Дорогие товарищи! К большому сожалению., в силу временных причин мне не удастся присутствовать на заседании Пленума. Но я внимательно ознакомился со всеми материалами, которые легли в основу плана буду щего года. Много думал над ними, готовился высту пить и изложить некоторое свои соображения. Поэтому направляю членам и канди датам в члены ЦК КПСС, членам Центральной ревизи онной комиссии, участникам Пленума ЦК КПСС текст своего выступления. Как вы знаете. Политбюро ЦК с учетом состоявшегося обмена мнениями приняло решение внести подготовлен ные Советом Министров СССР ‘Проекты плана и бюджета на 1984 год на ваше обсуждение. Вопросы, которые пред стоит рассмотреть Пленуму, являются жизненно важны ми для страны. Большую политическую значимость имеет то, что одновременно с постановкой задач на бу дущее мы оцениваем, как выполняются решения XXVI съезда, подводим итоги ра боты за период, прошедший после ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК, анализируем достижения и недостатки, чтобы сделать правильные выводы на дальнейшее. В текущем году в стране начали осуществляться неко торые меры по совершенст вованию нашего хозяйствова ния, повышению организо ванности, укреплению госу дарственной. трудовой и пла новой дисциплины. Это во многом способство вало тому, что за сравни тельно короткое время на ря де участков удалось' попра вить положение дел, повы сить инициативу и ответст венность кадров, их уверен ность в своих силах, Поднять творческую активность масс. Намеченный курс получил полное одобрение и поддерж ку коммунистов, всех трудя щихся. Люди стали с лучшим на строением работать. Возрос ли темпы экономического роста, несколько повысились качественные показатели. В общем наметился положи тельный сдвиг в народном хозяйстве. Все это подтверж дает правильность вырабо танной линии, реальность и обоснованность поставлен ных партией задач по разви тию экономики, преодоле нию имеющихся трудностей. Как видим, результаты есть. Но это только начало. Теперь самое важное не по терять набранный темп, об щий положительный настрой на дела, активнее разви вать позитивные процессы. Анализ заданий плана на 1984 год показывает, что на меченные в нем темпы и пропорции в основном соот ветствуют этим задачам, за крепляют положительные тенденции текущего года. Думаю, что товарищи с этим согласятся. План в большей мере, чем раньше, ориенти рован на повышение эффек тивности производства. Уси ливается его социальная на правленность. Предусмотрено все необходимое для поддер жания на должном уровне обороноспособности страны. Таким образом, Проект плана отвечает политической и эко номической стратегии партии и, полагаю, может быть одобрен Пленумом. Через несколько дней пос ле утверждения сессией Вер ховного Совета СССР план станет законом хозяйствен ной жизни всех отраслей экономики, тысяч предприя тий, объединений и органи заций. По нему будет опре деляться трудовой ритм ра боты цехов, участков, произ водственных бригад, миллио нов трудящихся, всех, кто самоотверженным трудом создает материальные и ду ховные ценности, укрепляет могущество нашей Родины. В условиях резко обост рившейся по вине агрессив ных империалистических кругов международной об становки неукоснительное выполнение Государствен ного плана'становится не только обязанностью, но и* патриотическим долгом каж дого советского человека, каждого трудового коллекти ва, каждой партийной и об щественной организации. Очень важно с первых же дней нового года взять хоро ший старт, настроиться на дальнейшее повышение на пряжения в работе, без ски док на трудности, которых впереди немало. Прежде всего необходимо сконцентрировать внимание на наиболее острых вопро сах, так называемых узких местах, от решения которых будет зависеть, успех дела. Товарищи знают, что план 1984 года формировался не просто. Он сбалансирован с определенным^ напряжением. На это, конечно, в значи тельной степени повлияли известные недоработки в на родном хозяйстве, да. и ка чество самого планирования. Но какими бы причинами это ни объяснялось, мы обя заны обеспечить успешное выполнение плана. И первей шее условие этого — четкая организация всей работы и в центре, и на местах. Очевидно, уже на первом этапе следует иметь в каж дой отрасли, в каждом тру довом коллективе полную яс ность, какими путями, сред ствами и методами будут достигаться заложенные в Проекте высокие задания по экономии всех видов ресур сов, материалов, сырья и энергии, росту производи тельности труда, увеличению выпуска товаров народного потребления. Надо еще и еще раз все это тщательно взвесить и в ходе реализации плана . по стоянно и настойчиво изы скивать дополнительные ре зервы для того, чтобы обес печить бесперебойную работу народного хозяйства. По-партийному задача мо жет ставиться только так: надо обеспечить безусловное выполнение плана, но при этом использовать все воз- мояшости для его перевыпол нения. На это должны быть нацелены вся хозяйственная деятельность, социалистиче ское соревнование, экономи ческая, организационная, идейно-воспитательная рабо та партийных, профсоюзных, комсомольских органов, мест ных Советов. Самое главное после того, как выработан план, говорил В. И. Ленин, «...уметь вызвать и соревно вание и самодеятельность МАСС для того, чтобы они тотчас принялись за дело», (псс, т. 52, с. 39). Хотелось бы отметить, что за последнее время принят ряд документов, направлен ных на дальнейшее развитие инициативы трудящихся. Это прежде всего Закон о трудовых коллективах, поста новления об укреплении дис циплины, развитии бригад ной формы организации тру да и другие. По тому, как на каждом предприятии и объединении решения партии будут вопло щаться в практические дела, нужно судить об умении хозяйственных руководите лей, общественных организа ций мобилизовать людей, добиваться высоких конеч ных результатов работы. При обсуждении Проекта плана Политбюро ЦК КПСС .поддержало предложение о том, чтобы поставить перед партийными, профсоюзными организациями и трудовыми коллективами конкретную за дачу — добиться сверхпла нового повышения произво дительности труда, скажем, на 1 процент и снизить себе стоимость продукции допол нительно на 0 ,5 процента. Это надо рассматривать как дополнительное задание пар тии к плану. Товарищи В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, В. В. Щер- бицкий, В. И, Воротников, Э. А. Шеварднадзе сообщи ли, что передовые коллекти вы Москвы и Ленинграда, Украины, Казахстана, Гру зии, других городов готовы выступить инициаторами та кого движения. Это заслуживает самого горячего одобрения. На та кой основе следовало бы по всеместно организовать раз работку и принятие обяза тельств, открыть специаль ные счета экономии. для предприятий; строек, совхо зов, всех организаций и ак тивно поощрять тех, кто добьется наилучших резуль татов. Хорошим дополнительным вкладом в выполнение плана 1984 года и пятилетки в це лом могут стать и другие многообразные формы на родной инициативы. В свое время в стране, например, было широко раз вернуто движение за повы шение сменности работы оборудования. Впоследствии оно неоправданно стало за тухать. А веДЬ здесь лежат огромные резервы роста и эффективности производства и производительности труда. В самом деле, какую сей час можно наблюдать кар тину? Взять крупнейший в стране Харьковский ' трак торный завод. За 1930— 1982 годы станочный парк на этом предприятии попол нился на 9 процентов, а коэффициент сменности сни зился с 1,5 до 1,41. Объяс няют это недостатком трудо вых ресурсов, а тем време нем с завидной настойчиво стью требуют все больше оборудования и не особенно беспокоятся, как оно будет использоваться. Но есть и другие приме ры. На Днепропетровском комбайновом заводе, кстати, подведомственном тому же Министерству тракторного и сельскохозяйственного ма шиностроения, ввели обяза тельный порядок аттестации рабочих мест на соответствие ,правилам научной организа ции труда. В результате за три года при увеличении выпуска продукции сокраще но около 600 рабочих мест, иначе говоря, без особых ка питальных затрат найдены немалые трудовые ресурсы у себя на заводе. Несомненно, что в сочета нии с энергичной автомати зацией производства именно такой подход к делу позво ляет вскрывать огромные возможности роста произво дительности труда. К сожалению, за последние годы практически забыто движение за быстрейшее до стижение проектной трудо емкости продукции. Нужно прямо сказать, что должной заботы о снижении затрат труда в ряде отраслей по ка нет. А ведь если вспом нить, то в довоенные годы шла активная борьба за ус корение выхода на проект ный уровень трудоемкости. Нам следовало бы возро дить и движение за повыше ние коэффициента сменно сти работы оборудования и достижение проектной трудо емкости. И, конечно, сделатЬ это на новой, организацион ной и технической основе. Вряд ли нужны доказатель ства, что за этот счет можно существенно увеличить вы пуск продукции и сократить затраты на производство. Ми-» ннстерства и ведомства, пла нирующие органы должны серьезно поразмыслить над тем, как осуществить связан ные с этим мероприятия. Следующий* вопрос. В си стеме мер по укреплению дисциплины важное значение имеет постановление ЦК и Совета Министров СССР о соблюдении договорных обязательств по поставкам продукции. По всему видно, что такая мера несколько улучшила обстановку в на родном хозяйстве. Но факты свидетельствуют и о том, что эта принципиальная проблема пока до конца не решена. Спрос с хозяйственных ру ководителей за выполнение договоров и заказов повы шен. Это. так. ‘ Но все таки есть еще «лазейки», кото- ■ рые позволяют выплачивать премии при неполном • вы полнении заданий по,постав кам. Плановыми органами узаконен даже специальный термин: «предельный про цент недовыполнения». Прав да, инструкцией сделана оговорка, что этот показа тель недисциплинированно сти, — иначе его назвать ни как нельзя, — должен быть в пределах одного-двух про центов и лищь в исключи тельных случаях — трех процентов. Но раз позволено в прин ципе нарушать договора, то некоторые руководители ис пользуют это «право» в пол ную силу. Скажем, ряд ми нистерств машиностроения в, текущем году применили максимальный предел недо выполнения договорных обя зательств почти для полови ны предприятий. Вполне понятно, что дис циплина .поставок зависит не только от предприятий, но и от работы органов матери ально-технического снабже ния, транспорта, всех тех звеньев управления, которые призваны обеспечить беспе ребойность и ритмичность пооизводственного процесса. И каждый из участников этого процесса пои наруше нии договорных обязательств должен отвечать в меру сво ей вины. Совету Министров СССР следует * рассмотреть эти вопросы, подработать соот ветствующие предложения и навести должный порядок. Самого серьезного внима; ния заслуживает’ и такая проблема. ‘ Наши плановые органы, министерства и ве домства пока не нашли не обходимых решений для того, чтобы задействовать полно стью, с высокой отдачей имеющийся производствен ный и научно-технический потенциал страны. Взять, к примеру, огромные мощности, созданные за последние годы в химической и нефте химической промышленно сти, да и в машинострое нии. Многие из них длитель ное время недоиспользуются из-за внутриотраслевых и межотраслевых несопряже'н- ностей и диспропорций. Представляется, что каж дое министерство, Госплан СССР, Госснаб СССР долж ны в кратчайшее время раз работать специальные меро приятия по ликвидации узких мест и диспропорций, снижа ющих эффективность ис пользования производствен ного потенциала. И, конечно же, мы обяза ны постоянно и настойчиво заниматься ускорением науч но-технического прогресса. В этом решающем направлении многие отрасли индустрии теперь продвигаются вперед быстрее и увереннее. Хоро ший толчок дали принятые после ноябрьского Пленума новые решения, важные эксперименты по стимулиро ванию создания и внедрения новой техники. Однако организация все го комплекса научно-техни ческих работ пока далеко не отлажена. В ряде отраслей наблюдается ’ топтание на месте, не выполняются пла ны по новой технике, да и масштабность этих планов оставляет желать лучшего. Положение дел в народном хозяйстве требует решитель ного поворота министерств, ведомств, Академии наук СССР к повышению техни ческого уровня производства, качества продукции: Многое будет зависеть от трго, как мы мобилизуем на .ускорение научно-техни ческого прогресса коллек тивы предприятий, научно- исследовательских и конст рукторских организаций, ин женерно-технические и на учные кадры. Это задача первостепенной важности. Мы обязаны и можем ее решить. Ежегодно при обсужде нии . планов социально- экономического развития „ мы вынуждены останавли ваться на проблемах капи тального строительства. Это можно понять. Масшта бы капитального строитель ства в стране огромные. С ним прямо связана реализа ция наших планов по на ращиванию промышленного производства, укреплению материально - технической базы сельского хозяйства, улучшению жилищных и культурно-бытовых «условий трудящихся, К сожалению, состояние дел в этой важнейшей отрасли по-прежнему не может нас удовлетворить. Ввод ряда мощностей и объектов не обеспечивается в срок. Руководители строитель ных организаций часто пу скаются в пространные объ яснения провалов в работе, ищут объективные причи ны. Однако нужны не объяснения, а реальное улучшение дел в строитель стве. Ведь в эту отрасль вложены огромные народ ные средства, создана мощ ная индустриальная база, имеются квалифицирован ные проектные организации, стройки лучше оснащены техникой. Ключ к успеху здесь, впрочем, как и .везде, — в повышении ответственности* кадров, в высокой требова тельности к ним за безуко ризненное исполнение сво их обязанностей, четкость и инициативу, безусловное выполнение стоящих задач. Именно под этим углом надо оценивать деятель ность наших строительных министерств и их коллегий, территориальных органов, работу руководителей. Осо бенно строго нужно спросить за выполнение планов по строительству жилья, школ, больниц, детских • дошколь ных учреждений, коммуналь но-бытовых объектов. Неослабного внимания хозяйственных, партийных и советских органов требует работа транспорта. Конеч но, за последнее время* здесь наметились положи тельные тенденции. Но, пожалуй, на транспорте больше чем где-либо резер вов и неиспользуемых воз можностей, которые можно в короткие сроки привести в действие. Прежде всего это отно сится к сокращению нера циональных перевозок гру зов. Видимо, надо ' доско нально разобраться с этим вопросом и разработать не обходимые меры по наведе нию должного порядка в размещении, специализации и кооперировании производ ства, ликвидации многих встречных,' ненужных пере возок, обременительных для. всей экономики. Современные масштабы и темпы развития производи тельных сил требуют изме- нения отношения к вопро сам, связанным с охраной окружающей среды и ра циональным использовани ем природных ресурсов. Это задача большой эконо мической и социальной зна чимости. Ведь речь по су ществу идет о здоровье лю дей и о бережном, хозяй ском подходе к националь ному богатству страны. Бо лее того, это вопросы и будущего. От их решения зависят условия, в которых будут жить последующие по коления. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на серьезные усилия, которые нами пред принимаются, острота про блемы не снимается с по вестки дня. Это говорит о том, что нужно более настойчиво и целеустремленно проводить работу по охране природы. Здесь, пожалуй, как ни в какой другой сфере, нетер пим ведомственный под ход. Он резко снижает эф фективность использования капитальных вложений, пре пятствует проведению еди ной политики в осуществле нии природоохранных ме роприятий, порождает без ответственность за экологи ческие последствия прини маемых решений, ведет к . мнимой экономии, которая в конечном с,чете оборачи вается большими потерями. Словом, нужно подходить к этой проблеме комплексно, с общегосударственных ‘пози ций, решительно улучшить всю систему управления и контроля за состоянием ок ружающей среды. Товарищи! В се наши уси лия в экономике в конечном счете направлены на повы шение уровня жизни народа. Это главная социально-по литическая цель наших планов. Любые успехи в развитии производства по достоинству оцениваются тогда, когда они сказывают ся на улучшении благосо стояния людей. У нас - в этом отношении делается немало. Постоян но растут реальные доходы населения, широко ведется жилищное, культурно-быто вое строительство, успешно развиваются образование, здравоохранение, культура. И в плане на 1984 год пре дусматривается дальнейший рост жизненного уровня. Как и прежде, большого внимания требует реализа ция Продовольственной программы. Осуществлен ные в текущем году меры позволили несколько улуч шить обеспечение населе ния рядом продуктов пи тания. Впервые за последнее время заметен сдвиг в та кой важной отрасли, как животноводство. Увеличились закупки молока, мяса, яиц. Укрепилась кормовая база. Это позволяет рассчитывать на дальнейшие изменения к лучшему и в будущем году. Для этого необходимо, чтобы ЦК компартий и Советы Министров союзных респуб лик, местные партийные, советские и хозяйственные органы, труженики села обеспечили успешное про ведение зимовки скота, ве сеннего севд, словом, сде лали еще один шаг в увели чении производства йро- дукции подей и ферм. Настойчиво повышать использование ’ созданного в сельском хозяйстве потен циала, отдачу ресурсов, направляемых на развитие агропромышленного комп лекса, в целях полного решения проблемы снаб жения населения продукта ми питания — первейшая обязанность партийных и советских органов респуб лик, краев, областей, мини стерств и ведомств. Одной из неотложных за дач остается насыщение рынка необходимыми про мышленными товарами. В условиях роста покупа тельной способности насе ления и уровня обеспечен ности людей различными товарами в последнее время значительно возросли тре бования к ассортименту и качеству изделий. Однако промышленность крайне медленно перестраивается на выпуск современных то варов народного потребле ния. На оптовой ярмарке из делий культурно-бытового и хозяйственного назначе ния, предназначенных для продажи в 1984 году, из-за несоответствия качества и ассортимента покупатель скому спросу торгующие ор ганизации отказались за купить 500 тысяч телеви зоров, 115 тысяч радио приемников, почти 250 тысяч фотоаппаратов, пол тора миллиона часов, 160 тысяч холодильников и ряд других товаров. Разве можно мириться с тем, что при недостатке в продаже многих изделий добротное сырье и матери алы .переводятся на про дукцию, которая не будет находить сбыта, станет ле- (Окончание на 2-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz