Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
+ Сем ья и школа + Читатель продолж а ет разго вор ПЕДС О ВЕТ + Растить хлебороб ск ую смену + Урок для учителей С е л ь с к а я школа... Велика ее роль в подготовке буду щей рабочей смены совре менного села. Опираясь на заинтересованную помощь хозяйств, педагоги ищут и находят немало интересных форм воспитания у ребят осознанного отношения 1 к выбору сельских профессий, чувства уважения и любви к родному, краю, нашей об щей кормилице-земле. Но как трудно бывает по рой измерить эффективность этой кропотливой повседнев ной педагогической работы! Нередко встречаешься и с парадоксом: сельская школа на хорошем сче!у в районе по всем показателям, славит ся й постановкой трудового обучения, а 'состоится оче редной выпуск, — юноши и девушки уезжают в город. Даже те, кого считали на деждой села. Кто же тут не доработал? Школа?' Хозяйств во? А, может, одержало верх мнение родителей? В этой цепочке важно ведь любое звено... Недавно пришлось мне по бывать в совхозе «Буревест ник» Данковского района. Разговорились с директором, секретарем парткома. Оба они сказали: — Ну, нашим учителям грех на совхоз жаловаться. Да и мы на них не в обиде. В самом деле, немало ин тересного и даже оригиналь ного в воспитательной рабо те небольшого коллектива сельских учителей увидела я в Перехвальской средней школе. Начнем хотя бы с того, .что само двухэтажное здание сверкает первосентябрьской чистотой. Ни царапины на стеках и партах. Спрашиваю директора школы Николая Васильевича Ряховского, до рого ли обошелся ремонт нынешним летом. Оказалось, ремонта уже три года не было. В некоторых школах бур но дискутируют, как лучше воспитывать у ребят чувст во бережливости. А в этой маленькой школе проблему решают конкретно. Однаж ды в зал, где шло общее собрание учащихся, из школьной столовой принесли и показали всем ведра... с хлебными отходами. Нагляд ный урок: будь побережли вее к общему достоянию. Об этом же идет речь на клас сных. часах в начале каждо го учебного года. В школь ной столовой мне сказали: «У нас ни крошки хлеба те перь не пропадает». Ребята учатся быть эко номными еще и потому, что видят результаты своего тру да. Урожаем плодов и ово щей с пришкольного участ ка и сада они полностью обеспечивают свою столовую. Всем ребячьим коллекти вом обсуждали в школе, ка- отношение к труду, к зем ле составляет суть работы учителей. Ну, а результаты? То, что школа добилась сов сем неплохих результатов в воспитании у ребят осознан ного выбора сельских про фессий, несомненно. Вместе с' завучем Ниной Алексеевной Титеевой мы анализируем за несколько последних лет, куда пошли учиться выпуск* ники. Есть такие, хоть и немного, кто стал студен том сельскохозяйственного вуза, учащимся сельхозтех- одна: школа более или ме нее добросовестно выполни ла свою задачу, а дальше тоненькая нить, протянув шаяся от ее порога в жизнь, оборвалась. И большая ви на тут как раз совхоза, его руководства, общественных организаций. Мы не будем сейчас го ворить о трудностях совхо за. За многие годы в ны нешнем он впервые срабо тал рентабельно. Надо учи тывать и то, что долгое вре мя в хозяйстве мало строи- щиком Виктором К. Кстати, он уже успел одно лето по работать в совхозе, отзыва ются о нем неплохо. А вот дальнейшие планы он с се лом пока не связывает. «Решу после армии...». Не уверенно, неопределенно. Да и откуда взяться увереннос ти? Виктор не знает, где конкретно будет трудиться после училища, какие перс пективы есть у него, под черкиваю, у него лично, чтобы получить квартиру, расти профессионально. Ч Т ОБЫ НЕ Р В АЛАСЬ НВТЬ ■ЯШ Заметки о трудовом воспитании в сельско й школе кой вклад можно внести в выполнение Продовольст венной программы. В ны нешнем году он оказался вот таким. Убрали урожай картофеля в совхозе с пло щади 45 гектаров. Десять ртаршеклассников работали во время жатвы помощника ми комбайнеров, все помо гали на току. Ребята собра ли и сдали в аптеку свыше двухсот килограммов ягод рябины. Несколько лет школьники дружат с мест ным лесничеством, посадили 5 гектаров саженцев ело чек, а еще на 8 гектарах произвели так называемое осветление саженцев. Начали заниматься и кро лиководством. Ежегодно школьники за рабатывают в совхозе око ло трех тысяч рублей. На эти средства ребята путеше ствуют. — Наше село, можно ска зать, глубинное, — сказал директор школы Н. В. Ря- ховский. — Вот и решили мы ребятам «мир показать». Школьники побывали уже в Орле и Брянске,* Ленин граде и Волгограде, на Ку ликовом поле. На эти же трудовые день ги отлично оформлено зда ние школы, учебные кабине ты, в том числе и кабинет механизации. Как видим, уважительное никума. Поступили не от совхоза, по'собственному же ланию. Охотно, можно ска зать, даже дружно идут ре бята в Данковское СПТУ-9. Достаточно сказать, что сей час среди ‘“учащйхся этого училища 16 перехвальских выпускников. Учитывая, что всего-то в школе 88 учащих ся, это очень хороший ре зультат. ■ Но, к великому сожалению, это одна сторона медали. А вот другая: среди ныне ра ботающих в совхозе бывших выпускников школы — еди ницы. Мы обратились к спискам только тех, кто после шко лы учился в ОПТУ, немного поработал в хозяйстве, за тем ушел в армию и в родное село.... не вернулся. Начали с 1976 года. Алек сандр Аносов стал москви чом, Василий Ряховский трудится в Данкове, Алек сандр Соседов — в Липец ке. Сергей Пономарев, Вла димир Фролов, Михаил Ано сов... Каждого в школе знают, помнят, отзываются как о трудолюбивом парне, но каждый, заметим, полу чив сельскую профессию, живет в городе. Да если бы даже половина выпускников осталась дома, проблемы кадров в совхозе давно не было бы! В чем дело? А причина ли жилья, что лишь недав но пролегла в село асфаль тированная дорога, стал курсировать автобус из рай центра. Совхоз благоустра ивается. За последние годы построено много квартир, а до конца пятилетки намече но сдать еще тридцать. А молодежь все-таки уез-. жает... Думаю, что в нема лой степени это происходит потому, что в совхозе, , в отличие от школы, где каж дый — на виду, внимания к каждому конкретному мо лодому человеку проявляет ся мало, Меня удивило, например, что директор совхоза А. И. Фролов не смог назвать фамилии совхозных стипен диатов. Есть такие, то ли два, то ли три.:. Интересуюсь, есть ли в совхозе льготы тем, кто уходит служить в армию? Нет, откуда же? И так хо зяйство в числе слабых. I Ну, а какие поощрения во обще предусмотрены для мо лодежи? Вопрос тоже остал ся без ответа. 16 парней скоро вернут ся в село, окончив училище. Нужны ли они совхозу? Конечно. Не хватает семь трактористов, десять шофе ров. Но вот разговорились мы откровенно с одним из учащихся СПТУ, будущим йюфером - газоэлектросвар- Руководители совхоза на деются, что кадровый во прос решится сам собой с расширением строительства жилья. Дадим, мол, кварти ру —любой приедет. И едут, между прочим, — из сосед них хозяйств района: в од ном месте латаем, в другом — прореха образуется. Свои же, коренные, покидают се ло. Разве это логично? Нет лучшей агитации, чем не формальный, а живой, искренний интерес именно к коннретной судьбе. Тоже не так давно мне пришлось по бывать в колхозе имени Лермонтова Становлянского района. Признаться, впер вые в сельской школе уви дела я такой уголок проф ориентации. Его материалы рассказывали не только о каждой сельской профессии, но и о том, где именно мож но ее получить. Адреса учебных заведений, есть ли подготовительные отделе ния... «Нашему колхозу сейчас требуются»... В списке под этим заголовком значатся не только шоферы и механи заторы, но и повара, медра ботники, связисты, животно воды, врачи, учителя, культ просветработники. Указано, какое требуется число спе циалистов. В любое учебное заведение колхоз пригла шает поступать выпускников по своим путевкам. Тут же приведены условия для по ступающих, льготы тем, кто учится заочно. Выбор широк, перспекти вы для ребят ясны. По на правлениям колхоза учатся только в высших и средних учебных заведениях сейчас более десяти человек. А многие уже вернулись спе циалистами, возглавили ос новные производственные участки. Целая система моральных и материальных поощрений для молодых разработана в х<*зяйстве. Из двадцати новых квартир за последние три года восемнадцать за селили молодожены. Молодым доверяют но вую технику — это обяза тельное правило. Тем, кто приходит из армии или об- заводитая семьей, выделя ются денежные пособия. Неплохо работает мест ный Дом культуры. В этом мы сами убедились, побывав там на вечере чествования лучших людей села. Среди героев вечера почетные мес та заняли и молодые. В Становлянском райко ме партии сообщили, что колхоз имени Лермонтова -в нынешнем году сработал прибыльно, и это •результат конкретной работы с людь ми, закрепления молодежи в хозяйстве. Два села, а такой конт раст. И обусловлен он од ним. -Там,, где воспитатель ная работа, которой в пр- следние годы учителя села отдают немало сил, не за канчивается порогом школы, где она как эстафета про должается в трудовом кол лективе, и результаты нали цо. Кстати, учителям Пере хвальской школы есть и еще за что обижаться на руководство совхоза. Трак тор, выделенный школе, старенький. Да и второй давно нужен. Нет в распо ряжении ученической про изводственной бригады и своего прицепного инвента ря. А для того, чтобы тех ника была в порядке, не обходим школе и гараж. Требования к трудовому обу чению растут, и надо это учитывать. Л. ДУБИНА. Выпускники Куйманской средней школы, что в Лебе дянском районе, после окончания ее умеют водить трак тор, автомашину, хорошо знают прицепные и навесные сельхозорудия. Все эти знания они получают на произ водственных занятиях в специально оборудованном каби нете и во время практики в мастерских и на полях совхо за «Куйманский». На снимке: занятия с девятиклассницей Галей Ушако вой проводит выпускник индустриально-педагогического факультета Липецкого пединститута, мастер производст венного обучения С. В. Уваров. Фото А. Козина. Д А В А Й Т Е ВСТРЕТИМСЯ... 1 947 год, нелегкое послево енное время. Именно в этот год в'' селе Кривей Добровско- го района нашей области от крылся детский дом для^ де тей, потерявших родителей в годы войны. Первым директо ром его стал бывший офицер, не успевший снять погоны. Сергей Яковлевич Терехов. Педагогический коллектив во главе с ним сделал все, чтобы мы, воспитанники, почувство вали себя хозяевами своего об щего дома. Наше детство бы. до светлым, заполненным хоро шими общими делами. У нас было большое подсобное хо зяйство, где мы с удовольст вием выращивали картофель, капусту, огурцы, помидоры и другие овощи, был сад. С увлечением работали мы в мастерских: столярной — для мальчиков и швейной — для девочек. Мы с энтузиазмом учились в школе, V нас почти не было троечников. А как умели отдыхать! До сих пор с восхищением вспоминаю на ши концерты художественной самодеятельности. Много лет прошло с тех пор. По всей стране «разлетелись» бывшие питомцы детского до ма — от Калининграда до Дальнего Востока. Ныне они — рабочие и служащие, ма стера и бригадиры, инженеры и прорабы, агрономы и врачи. Все мы благодарны своим вос питателям и учителям, своему народу, нёшей партии за за боту о нас, детях послевоен ного времени. Теперь мы, повзрослевшие, думаю, каждый в меру своих сил, далаем все для того, что бы внести свою лепту в дело укрепления мира на земле. Мы знаем, что такое война, и мы не допустим, чтобы ее узнали и наши дети, и наши ВНУКИ. Бывшие воспитанники детско го дома приняли коллективное решение — собраться всем вместе в Международный день защиты детей — первого июня 1984 года в Кривецкой спе циальной школе. Мы создали штаб в составе бывших директора детдома С. Я. Терехова, заведующей А. С. Тереховой, воспитатель ницы 3. А. Тереховой и вос питанника детдома М. С. Ка наева. Просим откликнуться на предложение всех питомцев нашего общего дома по адресу: 398032, г. Липецк, ул. Космо навтов, д. 56/3, кв. 39. Кана еву М. С. Д в а письма на одн у тем у к т о « Т Р У Д Н Ы Й » ? Статья «Из семьи ушел отец...», напечатанная в «Ле нинском знамени» в апреле с. г., бесспорно, взволновала многих. В неменьшей, если не большей, степени нас, ра ботников милиции. Верно по ставил автор вопрос: неоп равданно мягко относимся мы порой к родителям, дав шим обществу «трудных» ребят. Случилась с подрост ком беда, ступил он на кри вую стежку -— и начинается поиск виновных. Вспоминаем школу, общественность, «улицу», дружинников, до моуправление. Вот так,, как бывает, когда бросишь ка мень в воду и разбегаются от него волны кругами. * А волны-то разные. Самая вы сокая, самая мощная первая. Родители, на наш взгляд, и есть то первое, главное звено, от которого зависит воспитание детей. С появлением нового ма ленького человека в семью входят не только радость и счастье, но и огромная ответ ственность. Воспитать малы ша настоящим чело веком, полезным членом общества — святейший долг родителей. Именно долг, пря мая обязанность, а не только право. Кажется, аксиома. Тем не менее на поверку выходит иначе. Некоторые родители не только уклоняются от воспитания своих детей, пре доставляют их — с неуста- новившейся еще психикой, несложившимся мировоззре нием — самим себе, но и зачастую воздействуют на ре бят в направлении, прямо противоположном желанному. Эти родители, конечно же, сами из категории «труд ных». ' Вот берем мы мальчишку на учет в милицию: на его счету уже ряд серьезных проступков. ЧП в школе, тревога в детской комнате. И лишь родители — равно душны. Поневоле задумаешь, ся: кого раньше воспиты вать? На территории нашего Со. ветского района проживает семья Красниковых. Глава семьи направлен на прину дительное лечение от алкого лизма. Д мать, вместо того, чтобы взять й материнские, и отцовские обязанности на себя, чувствовать двойную ответственность за воспита ние детей — сына Игоря, учащегося СПТУ-4, н дочери Ирины, учащейся средней школы № 47 , пошла по пути наименьшего сопротивления, сама злоупотребляла спирт ными напитками, на этой почве совершала прогулы на работе. Дети были предостав лены сами себе. Игорь вмес те с такими же подростками, у которых, кстати сказать, также не все благополучно в% семьях, совершил квартир ную кражу. Как правило, такие «ни чейные» ребята ничем не за няты в свободное время. До ма им противно, а порой да же страшно. Пойти к школь ным друзьям? Там их не очень-то привечают. Слава человека из плохой -семьи тянется за ними, как шлейф. Да и только ли это мешает? Как--то так случается, что во многих семьях друзья де тей вообще гости нежелан ные. Родители рассуждают так: у нас в квартире поли рованная мебель, ковры, уют, а набьются дети в дом — убирай потом за ними, да и полировку исцарапают. Кста ти, однажды в беседе одна женщина рассказала, что пока подрастали ее мальчиш ки, гарнитуров в доме она не заводила. Зато ребята могли строгать и пилить, и собирать «железки», и во дить друзей. Обязательное условие было одно: убирать за собой. Какими же умелы ми, общительными, трудолю бивыми выросли ее сыновья! Мы не выдаем это за ре цепт от всех болезней. Каж дая семья строит быт по- своему. Но нужно всегда помнить о детях. Еще хуже тем ребятам, кому друзей в дом привести стыдно. Они и идут на улицу, и постепенно начинают жить по худшим ее законам. Право нее, трудно маленькому человеку проти востоять и морали семьи, и морали уличных компаний. Тут не согнется только са мый сильный. И десятилетнего Олега — друга Игоря —- соучастника в краже, конечно же, силь ным не назовешь. Живет он не в плохих условиях, в до вольно опрятной квартире. Но поражает безучастность матери, ее безразличие к по ведению и судьбе сына. Да же совершенная им кража не- встревожила ее по-на стоящему. Сравнительно мо лодая женщина пребывает в заботе лишь о себе, о своей внешности. Сыну недостает ни тепла, ни внимания. Даже присмотреть, чтоб допоздна по улицам не бегал, — и на это мамы не хватало. А отец ушел из семьи, когда сыну было шесть лет. Как бы ни была огромна роль общественности в вос питании подрастающего поко ления, главными воспитате лями остаются родители. И пожалуй, было бы сегодня правильным предъявлять к ним больше требований как к гражданам, отвечающим за будущие поколения наше го общества. В. БЕЛЬЧЕВА, Н. ЧЕРНЫХ, сотрудники Советского РОВД, капитаны милиции. У Б Е Р Е Ч Ь ОТ П Р О С Т У П К А Подросток совершил пре ступление. Всегда тяжело слышать, знать об этом. И всякий раз вновь и вновь задаешься вопросом: как это могло случиться? Недавно довелось присутствовать на встрече в конференц-зале Ли пецкого тракторного завода. Ее участники — молодые рабочие, учащиеся ГПТУ № 23, работники милиции, представители парткома и комсомольской организации завода, школьные- педагоги — пытались сообща отыс кать ответ на этот нелегкий вопрос. Особенно горячо го ворили все о необходимости правильной подготовки под ростков к, жизни, к труду. Пожалуй, нет сейчас на пе дагогическом меридиане те мы более острой, горячо и со всех сторон обсуждаемой. Высказываются справед ливые упреки в адрес се мьи, утрачивающей подчас естественную роль очага тру дового воспитания. Особенно достается школе, в которой долгое время бытовало (и еще бытует!) мнение, что функции трудового воспита ния здесь должен выполнять приоритетно учебный труд, а все остальное, в том числе труд рукотворческий, произ водительный —■ приложение к нему. В выступлениях участни ков встречи на тракторном заводе отчетливо прозвучала мысль о более энергичном, деловом объединении усилий школы и профтехобразова ния. Не просто содружество1, подразумевающее проведе ние совместных мероприятий и редкие контакты по торже ственным случаям, а практи ческое взаимодействие, тру довая кооперация на базе общих производственных мастерских, на базе совмест ного дела — выполнения за казов народного хозяйства. У некоторых подростков сейчас заметен опасный на строй иждивенчества, рож денный невзыскательностью, бездумными родительскими потаканиями. Дети нередко вырастают нахлебниками. Сколько сердобольных пап и мам прививают своим не наглядным чадам «привычку» жить без трудностей! Как тут не напомнить: честное, сознательное отношение к труду является первоосновой социалистического образа жизни. Забвение этой истины и рождает ситуацию: сами родители трудятся, сил не жалеют, а детей своих обере гают от работы, а значит, и от настоящей жизни. Не случайно и то, *то большинство выступавших говорили о важной роли жен щины в воспитании детей. Женщина —■бабушка, мать, сестра — это нравственный камертон семьи. Всем нам необходимо по мочь общественным пунктам охраны порядка, органам ми. лиции создать такой микро климат, который исключал бы тунеядство, хулиганство. Потому-то и волнует пове дение тех людей, кому из-за занятости на работе быть ак тивными в' собственном' до ме просто некогда, не под силу. Пора от слов перей-' ти к - делу, быть последова тельными в наведении поряд ка — в семье ли, в рабочем коллективе, на улице. Не. последовательность позиции, я бы добавила, поиски «край него» ослабляют борьбу с правонарушителями. Часто ] качестве «крайнего» высту пает милиция. Не обошлось и в разговоре тракторозавод чан без ссылок на нее: дес кать, она обязана пресекать хулиганство! Разумеется, обязаны стражи порядка этот самый порядок наводить Только нам с вами поза мол чаливых наблюдателей* к ли цу ли? На закрепленных зг участковыми инспекторами участках проживает до де сяти тысяч человек. Спра внтся ли милиция без нашей помощи со всеми правонару. шителями? Мы много говорим и пи шем о преступности среди несовершеннолетних. Но она сама по себе не исчезнет, дух ее сам по себе не вы ветрится. Нужна для' этого серьезная, умная, нелегкая работа. И не следует) думать, что предстоит она только преподавателям училищ, школ да работникам право порядка. Эти «загадочные» подростки с их «немотиви рованными», на первый взгляд, поступками словно предупреждают нас: в каж додневной педагогической ра боте нет мелочей. А педагоги — это все мы, взрослые. Л. САДОВНИКОВА. Д Е Л О В О Й Р А З ГОВ ОР За многолетнюю свою ра боту в школе довелось мне быть участником сотен педа гогических советов — дело вых, творческих и формаль ных. С одних уходил как бы окрыленным, обогащенным опытом коллег, ощущая же лание еще лучше работать. Другие вызывали горечь, до саду за впустую потраченное время да еще боль за тех педагогов, что незаметно для себя и окружающих переро дились в бездушных уроко: дателей, формально испол няющих свой профессиональ ный долг. Особая боль воз никает от того, что делу-то нашему педагогическому как раз' прямо противопоказан формализм. Давно уже я на пенсии; Но школа .— главное дело моей жизни — не отпускает. Тянет к коллегам расспро сить о новом, поговорить о проблемах, по-прежнему с удовольствием общаюсь с ре-* бятами. И особую радость приносит встреча с педагоги ческим коллективом, рабо тающим энергично, интерес но, творчески. Об одном из них хочу сегодня рассказать. Школа № 55 несколько лет работает над проблемой воспитания сознательно го отношения к учению, развития познавательной ак тивности и культуры умст венного труда учащихся, их эстетического воспитания . Об этом пришлось вспомнить во время одного из послед них заседаний ее педагогиче ского совета. Первое, на что я обратил внимание, среди собравших ся учителей — ни одного унылого ^лица, На заседании царила непринужденная ат мосфера, в которой шло го рячее, заинтересованное об суждение серьезных вопро сов, таких йак «Сознатель ное усвоение, нового мате риала — основа глубоких и прочных знаний учащихся», «О профориентационной ра боте...», «О воспитании соз нательной дисциплины у уча щихся и чувства ответствен ности за свои поступки...». Педагогический совет от крылся в точно назначенное время и работал более трех часов, в течение которых члены его проявили абсолют ное внимание к выступав шим. И перед каждым учи телем на столах лежали не классные журналы и пись менные работы учащихся для проверки, а тетради по само образованию, в которые пе дагоги записывали наиболее важное из доклада и выступ лений. С докладом выступила за ведующая . учебной частью А. П. Русинова. Она задала тон последующему обсужде нию, насытив содержание не только теорией, но и множе ством примеров из школьной жизни, с указанием фамилий учителей и классных руково дителей. Первая четверть нынешне го учебного года была слож ной, возникали трудности, не все вопросы решались так, как хотелось бы. И доклад чик, и выступавшие в прени ях не скрывали своих недо статков и промахов, давали рекомендации для их устра нения, ставили вопросы для обсуждения.. Так, заслужен ный учитель школы РСФСР А. Н. Пивоваров обратил серьезное внимание на то, что дисциплина в десятых классах не так крепка, как хотелось бы, хотя внешне все выглядит благополучно: учатся выпускники хорошо. И сделал вывод: знания еще не перешли в убежденность. А. Н. Пивоваров предложил вовлечь ребят во вне классную работу, подготовить и провести конференцию по ответам Ю. В. Андропова на вопросы газеты «Правда». А классный руководитель 8 «а» класса Т. И. Окороко- ва поделилась с коллегами мнением, что главное в профориентационной работе с учащимися — это система тически, постоянно нацели вать их на практические де ла: в классе ли, на при школьном участке, при сборе макулатуры, на сельхозрабо тах... Учительница математики А. С. Лунева рассказала о своей методике опроса уча щихся, помогающей разгруз ке домашних заданий. В заключение выступила директор школы А. И. Сиро тина, которая обобщила ра боту педсовета, дала советы, как избежать во второй чет верти недостатков, допущен ных в первой. Вот так прошло это засе дание, на котором выступило одиннадцать человек, при чем, из них шесть — комму нисты. И не было это засе дание исключением. Так про ходят здесь педсоветы всег да. И это одно из свиде тельств того, что в школе № 55 сложилась прочная си стема повседневной творче ской работы по обучению и воспитанию детей, по дело- , вому и активному обсужде нию наболевших вопросов. Знакомясь с материалами заседаний педагогических со ветов, проходивших в послед ние годы, я обратил внима ние на то, как чутко реаги рует администрация школы на выступление педагогов, внимательно относится к за мечаниям, поддерживает дельные предложения. Два года назад учительни ца К). Ф. Ловецких в своем выступлении обратила внима ние на слабую начитанность учащихся и подчеркнула не обходимость усиления рабо ты над книгой. И уже в но ябре на педсовете основным вопросом обсуждается — «Работа с книгой как основ* ная деятельность учащихся. Формирование умения само стоятельного приобретения знаний». На январском учительском совещании было рекомендо вано создать условия для 'Со вершенствования работы пио нерской и комсомольской ор ганизаций. Буквально спустя несколько дней этот вопрос обсуждался на педагогиче ском совете в школе № 55 . Намечены конкретные меро приятия. Из них многие уже осуществлены. Вот так пос ледовательно педагогический коллектив борется за претво рение в жизнь своих реше ний. Хорошая традиция. О многом могут рассказать документы с заседаний п . ча- гогических советов. В них, как в зеркале, отражены уси лия коллектива по совершен ствованию воспитательной работы во всем ее многооб 4 разии, по выполнению плана всеобуча, по улучшению профориентации и т. д. Большая, очень большая,' творческая в своей основе работа по обучению и ком мунистическому воспитанию учащихся ведется коллекти вом преподавателей школы Кв 55. И за всем этим у каждого учителя чувствуется огромная любовь к детям, к своей профессии. И все же хочется обратить внимание на некоторые, с моей точки зрения, сущест венные недостатки в работе педагогического совета. Установление, например, традиционного временного режима для выступлений (5 минут) не даёт возможности в полной мере осветить набо левший вопрос или расска зать об удачном опыте. Не все выступления рождают желание обсудить их, поспо рить. Нередко все сводится к простой ( информации, не сталкиваются разные мето дики. Думается, эта «тради ция» переходит в школы с августовских и январских конференций учителей. На педсоветах руководите ли школы отмечают положи тельное и отрицательное в работе учителей, классных руководителей. Это хорошо. Но ни на одном педсовете выступающие не отметили ни одного недостатка в ра боте директора и завучей. Неужели все так бесспорно? За два года ни на одном педагогическом совете не об суждался вопрос о внешколь ной жизни, быте, духовном росте учителя. Лучший опыт по использованию свободного времени педагогов не обоб щается. Могут возразить, что этого требования нет в По ложении о педсовете. Да, ес ли подходить к делу фор мально, но ведь »жизнь тре бует постановки этого вопро са. И где же его решать, как не на педсовете? На январском заседании педсовета в докладе А. П. Русиновой прозвучали слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Что , значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, нахо дит радость в общении с ни ми, верит в то, что каждый ребенок может стать хоро шим человеком, умеет дру жить с детьми, принимать близко к сердцу детские ра дости и горести, знает душу ребенка, никогда не забыва ет, что и сам был ребенком». Коллектив школы № 55 всей своей повседневной творче ской деятельностью, в уроч ное и внеурочное время, бо рется, и не безуспешно, за то, чтобы каждый педагог имел право называться на стоящим учителем. п. ПЛОХИХ, внешт. корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz