Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

+ Сем ья и школа + Читатель продолж а­ ет разго вор ПЕДС О ВЕТ + Растить хлебороб­ ск ую смену + Урок для учителей С е л ь с к а я школа... Велика ее роль в подготовке буду­ щей рабочей смены совре­ менного села. Опираясь на заинтересованную помощь хозяйств, педагоги ищут и находят немало интересных форм воспитания у ребят осознанного отношения 1 к выбору сельских профессий, чувства уважения и любви к родному, краю, нашей об­ щей кормилице-земле. Но как трудно бывает по­ рой измерить эффективность этой кропотливой повседнев­ ной педагогической работы! Нередко встречаешься и с парадоксом: сельская школа на хорошем сче!у в районе по всем показателям, славит­ ся й постановкой трудового обучения, а 'состоится оче­ редной выпуск, — юноши и девушки уезжают в город. Даже те, кого считали на­ деждой села. Кто же тут не­ доработал? Школа?' Хозяйств во? А, может, одержало верх мнение родителей? В этой цепочке важно ведь любое звено... Недавно пришлось мне по­ бывать в совхозе «Буревест­ ник» Данковского района. Разговорились с директором, секретарем парткома. Оба они сказали: — Ну, нашим учителям грех на совхоз жаловаться. Да и мы на них не в обиде. В самом деле, немало ин­ тересного и даже оригиналь­ ного в воспитательной рабо­ те небольшого коллектива сельских учителей увидела я в Перехвальской средней школе. Начнем хотя бы с того, .что само двухэтажное здание сверкает первосентябрьской чистотой. Ни царапины на стеках и партах. Спрашиваю директора школы Николая Васильевича Ряховского, до­ рого ли обошелся ремонт нынешним летом. Оказалось, ремонта уже три года не было. В некоторых школах бур­ но дискутируют, как лучше воспитывать у ребят чувст­ во бережливости. А в этой маленькой школе проблему решают конкретно. Однаж­ ды в зал, где шло общее собрание учащихся, из школьной столовой принесли и показали всем ведра... с хлебными отходами. Нагляд­ ный урок: будь побережли­ вее к общему достоянию. Об этом же идет речь на клас­ сных. часах в начале каждо­ го учебного года. В школь­ ной столовой мне сказали: «У нас ни крошки хлеба те­ перь не пропадает». Ребята учатся быть эко­ номными еще и потому, что видят результаты своего тру­ да. Урожаем плодов и ово­ щей с пришкольного участ­ ка и сада они полностью обеспечивают свою столовую. Всем ребячьим коллекти­ вом обсуждали в школе, ка- отношение к труду, к зем­ ле составляет суть работы учителей. Ну, а результаты? То, что школа добилась сов­ сем неплохих результатов в воспитании у ребят осознан­ ного выбора сельских про­ фессий, несомненно. Вместе с' завучем Ниной Алексеевной Титеевой мы анализируем за несколько последних лет, куда пошли учиться выпуск* ники. Есть такие, хоть и немного, кто стал студен­ том сельскохозяйственного вуза, учащимся сельхозтех- одна: школа более или ме­ нее добросовестно выполни­ ла свою задачу, а дальше тоненькая нить, протянув­ шаяся от ее порога в жизнь, оборвалась. И большая ви­ на тут как раз совхоза, его руководства, общественных организаций. Мы не будем сейчас го­ ворить о трудностях совхо­ за. За многие годы в ны­ нешнем он впервые срабо­ тал рентабельно. Надо учи­ тывать и то, что долгое вре­ мя в хозяйстве мало строи- щиком Виктором К. Кстати, он уже успел одно лето по­ работать в совхозе, отзыва­ ются о нем неплохо. А вот дальнейшие планы он с се­ лом пока не связывает. «Решу после армии...». Не­ уверенно, неопределенно. Да и откуда взяться увереннос­ ти? Виктор не знает, где конкретно будет трудиться после училища, какие перс­ пективы есть у него, под­ черкиваю, у него лично, чтобы получить квартиру, расти профессионально. Ч Т ОБЫ НЕ Р В АЛАСЬ НВТЬ ■ЯШ Заметки о трудовом воспитании в сельско й школе кой вклад можно внести в выполнение Продовольст­ венной программы. В ны­ нешнем году он оказался вот таким. Убрали урожай картофеля в совхозе с пло­ щади 45 гектаров. Десять ртаршеклассников работали во время жатвы помощника­ ми комбайнеров, все помо­ гали на току. Ребята собра­ ли и сдали в аптеку свыше двухсот килограммов ягод рябины. Несколько лет школьники дружат с мест­ ным лесничеством, посадили 5 гектаров саженцев ело­ чек, а еще на 8 гектарах произвели так называемое осветление саженцев. Начали заниматься и кро­ лиководством. Ежегодно школьники за­ рабатывают в совхозе око­ ло трех тысяч рублей. На эти средства ребята путеше­ ствуют. — Наше село, можно ска­ зать, глубинное, — сказал директор школы Н. В. Ря- ховский. — Вот и решили мы ребятам «мир показать». Школьники побывали уже в Орле и Брянске,* Ленин­ граде и Волгограде, на Ку­ ликовом поле. На эти же трудовые день­ ги отлично оформлено зда­ ние школы, учебные кабине­ ты, в том числе и кабинет механизации. Как видим, уважительное никума. Поступили не от совхоза, по'собственному же­ ланию. Охотно, можно ска­ зать, даже дружно идут ре­ бята в Данковское СПТУ-9. Достаточно сказать, что сей­ час среди ‘“учащйхся этого училища 16 перехвальских выпускников. Учитывая, что всего-то в школе 88 учащих­ ся, это очень хороший ре­ зультат. ■ Но, к великому сожалению, это одна сторона медали. А вот другая: среди ныне ра­ ботающих в совхозе бывших выпускников школы — еди­ ницы. Мы обратились к спискам только тех, кто после шко­ лы учился в ОПТУ, немного поработал в хозяйстве, за­ тем ушел в армию и в родное село.... не вернулся. Начали с 1976 года. Алек­ сандр Аносов стал москви­ чом, Василий Ряховский трудится в Данкове, Алек­ сандр Соседов — в Липец­ ке. Сергей Пономарев, Вла­ димир Фролов, Михаил Ано­ сов... Каждого в школе знают, помнят, отзываются как о трудолюбивом парне, но каждый, заметим, полу­ чив сельскую профессию, живет в городе. Да если бы даже половина выпускников осталась дома, проблемы кадров в совхозе давно не было бы! В чем дело? А причина ли жилья, что лишь недав­ но пролегла в село асфаль­ тированная дорога, стал курсировать автобус из рай­ центра. Совхоз благоустра­ ивается. За последние годы построено много квартир, а до конца пятилетки намече­ но сдать еще тридцать. А молодежь все-таки уез-. жает... Думаю, что в нема­ лой степени это происходит потому, что в совхозе, , в отличие от школы, где каж­ дый — на виду, внимания к каждому конкретному мо­ лодому человеку проявляет­ ся мало, Меня удивило, например, что директор совхоза А. И. Фролов не смог назвать фамилии совхозных стипен­ диатов. Есть такие, то ли два, то ли три.:. Интересуюсь, есть ли в совхозе льготы тем, кто уходит служить в армию? Нет, откуда же? И так хо­ зяйство в числе слабых. I Ну, а какие поощрения во­ обще предусмотрены для мо­ лодежи? Вопрос тоже остал­ ся без ответа. 16 парней скоро вернут­ ся в село, окончив училище. Нужны ли они совхозу? Конечно. Не хватает семь трактористов, десять шофе­ ров. Но вот разговорились мы откровенно с одним из учащихся СПТУ, будущим йюфером - газоэлектросвар- Руководители совхоза на­ деются, что кадровый во­ прос решится сам собой с расширением строительства жилья. Дадим, мол, кварти­ ру —любой приедет. И едут, между прочим, — из сосед­ них хозяйств района: в од­ ном месте латаем, в другом — прореха образуется. Свои же, коренные, покидают се­ ло. Разве это логично? Нет лучшей агитации, чем не формальный, а живой, искренний интерес именно к коннретной судьбе. Тоже не так давно мне пришлось по­ бывать в колхозе имени Лермонтова Становлянского района. Признаться, впер­ вые в сельской школе уви­ дела я такой уголок проф­ ориентации. Его материалы рассказывали не только о каждой сельской профессии, но и о том, где именно мож­ но ее получить. Адреса учебных заведений, есть ли подготовительные отделе­ ния... «Нашему колхозу сейчас требуются»... В списке под этим заголовком значатся не только шоферы и механи­ заторы, но и повара, медра­ ботники, связисты, животно­ воды, врачи, учителя, культ­ просветработники. Указано, какое требуется число спе­ циалистов. В любое учебное заведение колхоз пригла­ шает поступать выпускников по своим путевкам. Тут же приведены условия для по­ ступающих, льготы тем, кто учится заочно. Выбор широк, перспекти­ вы для ребят ясны. По на­ правлениям колхоза учатся только в высших и средних учебных заведениях сейчас более десяти человек. А многие уже вернулись спе­ циалистами, возглавили ос­ новные производственные участки. Целая система моральных и материальных поощрений для молодых разработана в х<*зяйстве. Из двадцати новых квартир за последние три года восемнадцать за­ селили молодожены. Молодым доверяют но­ вую технику — это обяза­ тельное правило. Тем, кто приходит из армии или об- заводитая семьей, выделя­ ются денежные пособия. Неплохо работает мест­ ный Дом культуры. В этом мы сами убедились, побывав там на вечере чествования лучших людей села. Среди героев вечера почетные мес­ та заняли и молодые. В Становлянском райко­ ме партии сообщили, что колхоз имени Лермонтова -в нынешнем году сработал прибыльно, и это •результат конкретной работы с людь­ ми, закрепления молодежи в хозяйстве. Два села, а такой конт­ раст. И обусловлен он од­ ним. -Там,, где воспитатель­ ная работа, которой в пр- следние годы учителя села отдают немало сил, не за­ канчивается порогом школы, где она как эстафета про­ должается в трудовом кол­ лективе, и результаты нали­ цо. Кстати, учителям Пере­ хвальской школы есть и еще за что обижаться на руководство совхоза. Трак­ тор, выделенный школе, старенький. Да и второй давно нужен. Нет в распо­ ряжении ученической про­ изводственной бригады и своего прицепного инвента­ ря. А для того, чтобы тех­ ника была в порядке, не­ обходим школе и гараж. Требования к трудовому обу­ чению растут, и надо это учитывать. Л. ДУБИНА. Выпускники Куйманской средней школы, что в Лебе­ дянском районе, после окончания ее умеют водить трак­ тор, автомашину, хорошо знают прицепные и навесные сельхозорудия. Все эти знания они получают на произ­ водственных занятиях в специально оборудованном каби­ нете и во время практики в мастерских и на полях совхо­ за «Куйманский». На снимке: занятия с девятиклассницей Галей Ушако­ вой проводит выпускник индустриально-педагогического факультета Липецкого пединститута, мастер производст­ венного обучения С. В. Уваров. Фото А. Козина. Д А В А Й Т Е ВСТРЕТИМСЯ... 1 947 год, нелегкое послево­ енное время. Именно в этот год в'' селе Кривей Добровско- го района нашей области от­ крылся детский дом для^ де­ тей, потерявших родителей в годы войны. Первым директо­ ром его стал бывший офицер, не успевший снять погоны. Сергей Яковлевич Терехов. Педагогический коллектив во главе с ним сделал все, чтобы мы, воспитанники, почувство­ вали себя хозяевами своего об­ щего дома. Наше детство бы. до светлым, заполненным хоро­ шими общими делами. У нас было большое подсобное хо ­ зяйство, где мы с удовольст­ вием выращивали картофель, капусту, огурцы, помидоры и другие овощи, был сад. С увлечением работали мы в мастерских: столярной — для мальчиков и швейной — для девочек. Мы с энтузиазмом учились в школе, V нас почти не было троечников. А как умели отдыхать! До сих пор с восхищением вспоминаю на­ ши концерты художественной самодеятельности. Много лет прошло с тех пор. По всей стране «разлетелись» бывшие питомцы детского до­ ма — от Калининграда до Дальнего Востока. Ныне они — рабочие и служащие, ма­ стера и бригадиры, инженеры и прорабы, агрономы и врачи. Все мы благодарны своим вос­ питателям и учителям, своему народу, нёшей партии за за­ боту о нас, детях послевоен­ ного времени. Теперь мы, повзрослевшие, думаю, каждый в меру своих сил, далаем все для того, что­ бы внести свою лепту в дело укрепления мира на земле. Мы знаем, что такое война, и мы не допустим, чтобы ее узнали и наши дети, и наши ВНУКИ. Бывшие воспитанники детско­ го дома приняли коллективное решение — собраться всем вместе в Международный день защиты детей — первого июня 1984 года в Кривецкой спе­ циальной школе. Мы создали штаб в составе бывших директора детдома С. Я. Терехова, заведующей А. С. Тереховой, воспитатель­ ницы 3. А. Тереховой и вос­ питанника детдома М. С. Ка­ наева. Просим откликнуться на предложение всех питомцев нашего общего дома по адресу: 398032, г. Липецк, ул. Космо­ навтов, д. 56/3, кв. 39. Кана­ еву М. С. Д в а письма на одн у тем у к т о « Т Р У Д Н Ы Й » ? Статья «Из семьи ушел отец...», напечатанная в «Ле­ нинском знамени» в апреле с. г., бесспорно, взволновала многих. В неменьшей, если не большей, степени нас, ра­ ботников милиции. Верно по­ ставил автор вопрос: неоп­ равданно мягко относимся мы порой к родителям, дав­ шим обществу «трудных» ребят. Случилась с подрост­ ком беда, ступил он на кри­ вую стежку -— и начинается поиск виновных. Вспоминаем школу, общественность, «улицу», дружинников, до­ моуправление. Вот так,, как бывает, когда бросишь ка­ мень в воду и разбегаются от него волны кругами. * А волны-то разные. Самая вы­ сокая, самая мощная первая. Родители, на наш взгляд, и есть то первое, главное звено, от которого зависит воспитание детей. С появлением нового ма­ ленького человека в семью входят не только радость и счастье, но и огромная ответ­ ственность. Воспитать малы­ ша настоящим чело­ веком, полезным членом общества — святейший долг родителей. Именно долг, пря­ мая обязанность, а не только право. Кажется, аксиома. Тем не менее на поверку выходит иначе. Некоторые родители не только уклоняются от воспитания своих детей, пре­ доставляют их — с неуста- новившейся еще психикой, несложившимся мировоззре­ нием — самим себе, но и зачастую воздействуют на ре­ бят в направлении, прямо противоположном желанному. Эти родители, конечно же, сами из категории «труд­ ных». ' Вот берем мы мальчишку на учет в милицию: на его счету уже ряд серьезных проступков. ЧП в школе, тревога в детской комнате. И лишь родители — равно­ душны. Поневоле задумаешь, ся: кого раньше воспиты­ вать? На территории нашего Со. ветского района проживает семья Красниковых. Глава семьи направлен на прину­ дительное лечение от алкого­ лизма. Д мать, вместо того, чтобы взять й материнские, и отцовские обязанности на себя, чувствовать двойную ответственность за воспита­ ние детей — сына Игоря, учащегося СПТУ-4, н дочери Ирины, учащейся средней школы № 47 , пошла по пути наименьшего сопротивления, сама злоупотребляла спирт­ ными напитками, на этой почве совершала прогулы на работе. Дети были предостав­ лены сами себе. Игорь вмес­ те с такими же подростками, у которых, кстати сказать, также не все благополучно в% семьях, совершил квартир­ ную кражу. Как правило, такие «ни­ чейные» ребята ничем не за­ няты в свободное время. До­ ма им противно, а порой да­ же страшно. Пойти к школь­ ным друзьям? Там их не очень-то привечают. Слава человека из плохой -семьи тянется за ними, как шлейф. Да и только ли это мешает? Как--то так случается, что во многих семьях друзья де­ тей вообще гости нежелан­ ные. Родители рассуждают так: у нас в квартире поли­ рованная мебель, ковры, уют, а набьются дети в дом — убирай потом за ними, да и полировку исцарапают. Кста­ ти, однажды в беседе одна женщина рассказала, что пока подрастали ее мальчиш­ ки, гарнитуров в доме она не заводила. Зато ребята могли строгать и пилить, и собирать «железки», и во­ дить друзей. Обязательное условие было одно: убирать за собой. Какими же умелы­ ми, общительными, трудолю­ бивыми выросли ее сыновья! Мы не выдаем это за ре­ цепт от всех болезней. Каж­ дая семья строит быт по- своему. Но нужно всегда помнить о детях. Еще хуже тем ребятам, кому друзей в дом привести стыдно. Они и идут на улицу, и постепенно начинают жить по худшим ее законам. Право нее, трудно маленькому человеку проти­ востоять и морали семьи, и морали уличных компаний. Тут не согнется только са­ мый сильный. И десятилетнего Олега — друга Игоря —- соучастника в краже, конечно же, силь­ ным не назовешь. Живет он не в плохих условиях, в до­ вольно опрятной квартире. Но поражает безучастность матери, ее безразличие к по­ ведению и судьбе сына. Да­ же совершенная им кража не- встревожила ее по-на­ стоящему. Сравнительно мо­ лодая женщина пребывает в заботе лишь о себе, о своей внешности. Сыну недостает ни тепла, ни внимания. Даже присмотреть, чтоб допоздна по улицам не бегал, — и на это мамы не хватало. А отец ушел из семьи, когда сыну было шесть лет. Как бы ни была огромна роль общественности в вос­ питании подрастающего поко ления, главными воспитате­ лями остаются родители. И пожалуй, было бы сегодня правильным предъявлять к ним больше требований как к гражданам, отвечающим за будущие поколения наше­ го общества. В. БЕЛЬЧЕВА, Н. ЧЕРНЫХ, сотрудники Советского РОВД, капитаны милиции. У Б Е Р Е Ч Ь ОТ П Р О С Т У П К А Подросток совершил пре­ ступление. Всегда тяжело слышать, знать об этом. И всякий раз вновь и вновь задаешься вопросом: как это могло случиться? Недавно довелось присутствовать на встрече в конференц-зале Ли­ пецкого тракторного завода. Ее участники — молодые рабочие, учащиеся ГПТУ № 23, работники милиции, представители парткома и комсомольской организации завода, школьные- педагоги — пытались сообща отыс­ кать ответ на этот нелегкий вопрос. Особенно горячо го­ ворили все о необходимости правильной подготовки под­ ростков к, жизни, к труду. Пожалуй, нет сейчас на пе­ дагогическом меридиане те­ мы более острой, горячо и со всех сторон обсуждаемой. Высказываются справед­ ливые упреки в адрес се­ мьи, утрачивающей подчас естественную роль очага тру­ дового воспитания. Особенно достается школе, в которой долгое время бытовало (и еще бытует!) мнение, что функции трудового воспита­ ния здесь должен выполнять приоритетно учебный труд, а все остальное, в том числе труд рукотворческий, произ­ водительный —■ приложение к нему. В выступлениях участни­ ков встречи на тракторном заводе отчетливо прозвучала мысль о более энергичном, деловом объединении усилий школы и профтехобразова­ ния. Не просто содружество1, подразумевающее проведе­ ние совместных мероприятий и редкие контакты по торже­ ственным случаям, а практи­ ческое взаимодействие, тру­ довая кооперация на базе общих производственных мастерских, на базе совмест­ ного дела — выполнения за­ казов народного хозяйства. У некоторых подростков сейчас заметен опасный на­ строй иждивенчества, рож­ денный невзыскательностью, бездумными родительскими потаканиями. Дети нередко вырастают нахлебниками. Сколько сердобольных пап и мам прививают своим не­ наглядным чадам «привычку» жить без трудностей! Как тут не напомнить: честное, сознательное отношение к труду является первоосновой социалистического образа жизни. Забвение этой истины и рождает ситуацию: сами родители трудятся, сил не жалеют, а детей своих обере­ гают от работы, а значит, и от настоящей жизни. Не случайно и то, *то большинство выступавших говорили о важной роли жен­ щины в воспитании детей. Женщина —■бабушка, мать, сестра — это нравственный камертон семьи. Всем нам необходимо по­ мочь общественным пунктам охраны порядка, органам ми. лиции создать такой микро­ климат, который исключал бы тунеядство, хулиганство. Потому-то и волнует пове­ дение тех людей, кому из-за занятости на работе быть ак­ тивными в' собственном' до­ ме просто некогда, не под силу. Пора от слов перей-' ти к - делу, быть последова­ тельными в наведении поряд­ ка — в семье ли, в рабочем коллективе, на улице. Не. последовательность позиции, я бы добавила, поиски «край­ него» ослабляют борьбу с правонарушителями. Часто ] качестве «крайнего» высту пает милиция. Не обошлось и в разговоре тракторозавод чан без ссылок на нее: дес­ кать, она обязана пресекать хулиганство! Разумеется, обязаны стражи порядка этот самый порядок наводить Только нам с вами поза мол­ чаливых наблюдателей* к ли цу ли? На закрепленных зг участковыми инспекторами участках проживает до де сяти тысяч человек. Спра внтся ли милиция без нашей помощи со всеми правонару. шителями? Мы много говорим и пи шем о преступности среди несовершеннолетних. Но она сама по себе не исчезнет, дух ее сам по себе не вы­ ветрится. Нужна для' этого серьезная, умная, нелегкая работа. И не следует) думать, что предстоит она только преподавателям училищ, школ да работникам право­ порядка. Эти «загадочные» подростки с их «немотиви­ рованными», на первый взгляд, поступками словно предупреждают нас: в каж­ додневной педагогической ра­ боте нет мелочей. А педагоги — это все мы, взрослые. Л. САДОВНИКОВА. Д Е Л О В О Й Р А З ГОВ ОР За многолетнюю свою ра­ боту в школе довелось мне быть участником сотен педа­ гогических советов — дело­ вых, творческих и формаль­ ных. С одних уходил как бы окрыленным, обогащенным опытом коллег, ощущая же­ лание еще лучше работать. Другие вызывали горечь, до­ саду за впустую потраченное время да еще боль за тех педагогов, что незаметно для себя и окружающих переро­ дились в бездушных уроко: дателей, формально испол­ няющих свой профессиональ­ ный долг. Особая боль воз­ никает от того, что делу-то нашему педагогическому как раз' прямо противопоказан формализм. Давно уже я на пенсии; Но школа .— главное дело моей жизни — не отпускает. Тянет к коллегам расспро­ сить о новом, поговорить о проблемах, по-прежнему с удовольствием общаюсь с ре-* бятами. И особую радость приносит встреча с педагоги­ ческим коллективом, рабо­ тающим энергично, интерес­ но, творчески. Об одном из них хочу сегодня рассказать. Школа № 55 несколько лет работает над проблемой воспитания сознательно­ го отношения к учению, развития познавательной ак­ тивности и культуры умст­ венного труда учащихся, их эстетического воспитания . Об этом пришлось вспомнить во время одного из послед­ них заседаний ее педагогиче­ ского совета. Первое, на что я обратил внимание, среди собравших­ ся учителей — ни одного унылого ^лица, На заседании царила непринужденная ат­ мосфера, в которой шло го­ рячее, заинтересованное об­ суждение серьезных вопро­ сов, таких йак «Сознатель­ ное усвоение, нового мате­ риала — основа глубоких и прочных знаний учащихся», «О профориентационной ра­ боте...», «О воспитании соз­ нательной дисциплины у уча­ щихся и чувства ответствен­ ности за свои поступки...». Педагогический совет от­ крылся в точно назначенное время и работал более трех часов, в течение которых члены его проявили абсолют­ ное внимание к выступав­ шим. И перед каждым учи­ телем на столах лежали не классные журналы и пись­ менные работы учащихся для проверки, а тетради по само­ образованию, в которые пе­ дагоги записывали наиболее важное из доклада и выступ­ лений. С докладом выступила за­ ведующая . учебной частью А. П. Русинова. Она задала тон последующему обсужде­ нию, насытив содержание не только теорией, но и множе­ ством примеров из школьной жизни, с указанием фамилий учителей и классных руково­ дителей. Первая четверть нынешне­ го учебного года была слож­ ной, возникали трудности, не все вопросы решались так, как хотелось бы. И доклад­ чик, и выступавшие в прени­ ях не скрывали своих недо­ статков и промахов, давали рекомендации для их устра­ нения, ставили вопросы для обсуждения.. Так, заслужен­ ный учитель школы РСФСР А. Н. Пивоваров обратил серьезное внимание на то, что дисциплина в десятых классах не так крепка, как хотелось бы, хотя внешне все выглядит благополучно: учатся выпускники хорошо. И сделал вывод: знания еще не перешли в убежденность. А. Н. Пивоваров предложил вовлечь ребят во вне­ классную работу, подготовить и провести конференцию по ответам Ю. В. Андропова на вопросы газеты «Правда». А классный руководитель 8 «а» класса Т. И. Окороко- ва поделилась с коллегами мнением, что главное в профориентационной работе с учащимися — это система­ тически, постоянно нацели­ вать их на практические де­ ла: в классе ли, на при­ школьном участке, при сборе макулатуры, на сельхозрабо­ тах... Учительница математики А. С. Лунева рассказала о своей методике опроса уча­ щихся, помогающей разгруз­ ке домашних заданий. В заключение выступила директор школы А. И. Сиро­ тина, которая обобщила ра­ боту педсовета, дала советы, как избежать во второй чет­ верти недостатков, допущен­ ных в первой. Вот так прошло это засе­ дание, на котором выступило одиннадцать человек, при­ чем, из них шесть — комму­ нисты. И не было это засе­ дание исключением. Так про­ ходят здесь педсоветы всег­ да. И это одно из свиде­ тельств того, что в школе № 55 сложилась прочная си­ стема повседневной творче­ ской работы по обучению и воспитанию детей, по дело- , вому и активному обсужде­ нию наболевших вопросов. Знакомясь с материалами заседаний педагогических со­ ветов, проходивших в послед­ ние годы, я обратил внима­ ние на то, как чутко реаги­ рует администрация школы на выступление педагогов, внимательно относится к за­ мечаниям, поддерживает дельные предложения. Два года назад учительни­ ца К). Ф. Ловецких в своем выступлении обратила внима­ ние на слабую начитанность учащихся и подчеркнула не­ обходимость усиления рабо­ ты над книгой. И уже в но­ ябре на педсовете основным вопросом обсуждается — «Работа с книгой как основ* ная деятельность учащихся. Формирование умения само­ стоятельного приобретения знаний». На январском учительском совещании было рекомендо­ вано создать условия для 'Со­ вершенствования работы пио­ нерской и комсомольской ор­ ганизаций. Буквально спустя несколько дней этот вопрос обсуждался на педагогиче­ ском совете в школе № 55 . Намечены конкретные меро­ приятия. Из них многие уже осуществлены. Вот так пос­ ледовательно педагогический коллектив борется за претво­ рение в жизнь своих реше­ ний. Хорошая традиция. О многом могут рассказать документы с заседаний п . ча- гогических советов. В них, как в зеркале, отражены уси­ лия коллектива по совершен­ ствованию воспитательной работы во всем ее многооб 4 разии, по выполнению плана всеобуча, по улучшению профориентации и т. д. Большая, очень большая,' творческая в своей основе работа по обучению и ком­ мунистическому воспитанию учащихся ведется коллекти­ вом преподавателей школы Кв 55. И за всем этим у каждого учителя чувствуется огромная любовь к детям, к своей профессии. И все же хочется обратить внимание на некоторые, с моей точки зрения, сущест­ венные недостатки в работе педагогического совета. Установление, например, традиционного временного режима для выступлений (5 минут) не даёт возможности в полной мере осветить набо­ левший вопрос или расска­ зать об удачном опыте. Не все выступления рождают желание обсудить их, поспо­ рить. Нередко все сводится к простой ( информации, не сталкиваются разные мето­ дики. Думается, эта «тради­ ция» переходит в школы с августовских и январских конференций учителей. На педсоветах руководите­ ли школы отмечают положи­ тельное и отрицательное в работе учителей, классных руководителей. Это хорошо. Но ни на одном педсовете выступающие не отметили ни одного недостатка в ра­ боте директора и завучей. Неужели все так бесспорно? За два года ни на одном педагогическом совете не об­ суждался вопрос о внешколь­ ной жизни, быте, духовном росте учителя. Лучший опыт по использованию свободного времени педагогов не обоб­ щается. Могут возразить, что этого требования нет в По­ ложении о педсовете. Да, ес­ ли подходить к делу фор­ мально, но ведь »жизнь тре­ бует постановки этого вопро­ са. И где же его решать, как не на педсовете? На январском заседании педсовета в докладе А. П. Русиновой прозвучали слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Что , значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, нахо­ дит радость в общении с ни­ ми, верит в то, что каждый ребенок может стать хоро­ шим человеком, умеет дру­ жить с детьми, принимать близко к сердцу детские ра­ дости и горести, знает душу ребенка, никогда не забыва­ ет, что и сам был ребенком». Коллектив школы № 55 всей своей повседневной творче­ ской деятельностью, в уроч­ ное и внеурочное время, бо­ рется, и не безуспешно, за то, чтобы каждый педагог имел право называться на­ стоящим учителем. п. ПЛОХИХ, внешт. корр. «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz