Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
з ш о Н ЕСКОЛЬКО дней прошло уже с тех пор, как мы побывали в Данковском сельском про фессионально - техническом училище № 9, а до сих пор так ярко ощущение, что приняли участие в большом, объединившем многих и многих людей празднике. Да и как могло быть иначе — учебное заведение, одно из старейших в области, от метило свое пятидесятиле тие. Фотостенды, портреты мас- теров-иаставникоё, препода вателей — ветеранов учили ща; стенные газеты со сним ками давних лет, трудовые рапорты, с любовью оформ ленные руками нынешних пи томцев ОПТУ... Мы вгля дывались в пожелтевшие от времени снимки, ныне осо бенно ценные, с интересом разбирались в Диаграмме, показывающей, в какие годы и сколько специалистов вы пустило училище. Специа листов самых нужных на селе профессий — механи заторов и животноводов, шо феров и электриков, газо сварщиков и мелиораторов... Цифры весомы. Только ме ханизаторов широкого про филя, например, за полвека училище подготовило более двадцати тысяч. В поисках наиболее красноречивых фактов из истории училища нам помо гали все. И.все-таки больше всего рассказали встречи с гостями праздника. Радост ные лица, теплые рукопо жатия, воспоминания, заду шевный разговор. И — ис тория, уже не в цифрах — в судьбах, трудовых биогра фиях. ...Не успел Иван Теренть евич Цукзленков войти в класс, на дверях которого висела табличка «30—40», как его окружили юноши и девушки (на снимке вверху справа). Их интерес был по нятен. Коммунист, ветеран Великой Отечественной вой ны и труда, старейший ме- ть села . ханизатор совхоза имени Ле нина, Иван Терентьевич был одним из первых учащихся Данковской школы механи зации. Эта школа, созданная в 1933 году, и стала осно вой будущего СПТУ-9. Удивляются ребята, слу шая рассказ: как же в то время сельские парни, по сланцы первых колхозов, осваивали трактор, если он был единственным? Осваи вали. Учились всему вза хлеб, с охотой, а выпуска ждали с нетерпением: ведь они были первыми механи заторами седа, гордостью коллективных хозяйств, их надеждой. Надежды возлагали пар тийные, советские организа ции в то время и на свое сельское учебное заведение. Таких школ было тогда ма ло в стране, и поэтому сюда стекалась молодежь не толь ко ближайших районов, но и со всех уголков России и да же союзных республик. В Книге почета училища смотрят с фотографий 40—50-х годов лица нб под ростков, почти взрослых. Это были те, кому в суровое военное время пришлось за менить в своих колхозах от цов, братьев, ушедших на фронт. Мальчишки мужали рано. Именно в 40—50 е годы складывался костяк инже нерно-педагогического кол лектива. В. учебное заведе ние пришли люди, имеющие специальную подготовку, трудовой стаж — агронома и инженера, зоотехника и ве теринара, умелые, опытные мастера, готовые к освоению любой новой сельскохозяйст венной техники. Среди них Зоя Александровна Шапо вал, Яков Акимович Шапо вал, Октябрина Ивановна Голякова, Василий Евгенье вич Золотарев и многие дру гие. Авторитет учебного заве дения рос год от года. И никто не удивился тому, что в состав первых комсомоль ско-молодежных коллекти вов — посланцев централь но-черноземного края на це линные земли были включе ны выпускники СПТУ-9. Один из первоцелинииков, мастер производственного обучения Михаил Василье вич Малахов вспоминает: — Приехали мы с ребята ми, помню, в один из совхо зов Семипалатинской облас ти. Чувствую, смотрят на моих мальчишек испытываю- ще: можно ли им доверить комбайны? А я доказываю: «Можно!» У нас к тому^вре- мени уже в училище свой машинно-тракторный парк сложился, ребята технику не по чертежам изучали. Поверили. Все лето мои парни работали комбайнера ми. Жили в палатках, вста вали с зарей, а работали так, что я и то диву давал ся. Когда пришло время уезжать, отпускать не хоте ли, говорили, что только та кие кадры на целине и нуж ны. • у Добрую славу училища под держивали его выпускники. В каждом хозяйстве района, во многих колхозах и совхо зах области трудятся они сегодня. Выпускники СПТУ-9 разных лет... Их так много! Вот только те, кто приехал из одного хозяйства. Их оказалось шестеро — луч ших механизаторов совхоза имени Куйбышева. Николай Николаевич Камушкин окон чил СПТУ-9 в 1961 году, а его сын, тоже Николай, — в 1982 году. Рядом с ними выпускники 50-х годов Н. В. Егоров и Н. И. Уша ков. Оба передовики социа листического соревнования района, имеют трудовые на грады — ордена и медали. Еще двое — б р а т ь я Кирилловы. Сергей и Миха ил. К сожалению, на общий праздник не смогли при ехать все шестеро братьев во главе с отцом, Героем Социалистического Труда Иваном Алексеевичем Ки рилловым. Все мужчины в семье — механизаторы, вы пускники СПТУ. Тепло встретил своих бывших воспитанников, братьев Фонякиных, Алек сандра, Виктора, Анатолия и Владимира, их наставник, преподаватель Александр Родионович Якушев. Так получилось, что они прихо дили к нему учиться пооче редно. А сейчас все братья трудятся трактористами на птицефабрике «Данковская». Разговорились и мы с братьями: как им живется, работается, не пожалели ли о выборе сельской профес сии? За всех ответил стар ший, Александр: — Не были на нашей фабрике? Приезжайте, есть что посмотреть. А о про фессии... Раз все выбрали технику, значит, по любви... Профтехучилище, не сколько лет назад справив шее новоселье, становится все авторитетнее для сегод няшних выпускников сель ских школ. Оно ежегодно вы полняет планы набора. Юно шей и девушек привлекает сюда многое: хорошие обще житие и столовая, богатая библиотека, различные спор тивные секции, коллективы художественной самодеятель ности. Отлично оборудован ные учебные кабинеты, ла боратории, мастерские, боль шой машинно-тракторный парк, учебное хозяйство. Всем этим располагает СПТУ-9. Учебное хозяйство, кстати, лучшее среди сель ских училищ области. О СПТУ-9 можно было бы рассказывать много. Но пусть лучше это сделают нынешние его учащиеся. Юрий Пасечников: — Будущая моя профес сия шофер-газоэлектросвар- щик, тем хороша, что она универсальная.В нашем от- кормсовхозе «Куликовский» такие специалисты очень нужны. В училище мне, честное слово, все нравится. Больше всего люблю спорт. Я — ка питан команды баскетболи стов. Таня Панфилова: —, Нынешним летом на каникулах я впервые работа ла поваром (это моя буду щая профессия) в своем совхозе «Березовский». Мне поручили важное дело •— кормить механизаторов в по ле. И вот когда они говори ли «Спасибо!» за обед, это и было самым радостным. После училища буду рабо тать в родном селе. Нина Иванова: — КОС-22М — коммута тор оперативной связи. Та кую технику приобрел наш совхоз «Барятинский». А работать пока на ней неко му, наверное, буду я. Свя зистов на селе еще мало, но это — дело будущего. Больше всего в училище мне нравится библиотека: очень люблю читать. А наш библиотекарь Валентина Ивановна Короткова всегда такую книжку найдет — не оторвешься. Миша Якушев: — Я пришел в училище после десятилетки. Буду шофером — трактористом и вернусь в свой совхоз име ни Куйбышева. У нас в селе много молодежи, и большин ство окончили СПТУ-9. Хо роший Дом культуры, где есть свой вокально-инстру ментальный ансамбль. Кста ти, я в нем сам играю. Есть такой* же и в училище, так что скучать не приходится. А выпускникам ■школ ска зал бы так: не пожалеете, если придете к нам. Л. ДУБИНА. Фото Е. Самохвалова. НОВИН К И С ЕРВ ИСА Н овую форму обслуживания медицинских работников внед рили сотрудники областной на учно-медицинской библиотеки. Здесь организован выездной абонемент. Библиотекари К. Н. Лаушкива, Н. А. Есико- ва и другие регулярно выез жают в поликлиники и больни цы с новинками медицинской литературы. Их постоянными клиентами уж е стали больница Студеновского рудоуправления, цервая городская поликлиника и медсанчасть . треста «Пром- сгрой». Для размещения книг й брошюр выделены отдель ные помещения. «Очень цен ная инициатива, — так охарак теризовала доброе начинание врач Г. Н. Ларкина. — Мы те перь всегда в курсе послед них новинок {медицинской ли тературы». Инициатором этого дела выступила старейший работник библиотеки А. П. Лепченко. ■4“ В Липецке на улице Остров ского появилось красивое- зда ние. Броская наружная от делка, с выдумкой и изобре тательностью оформлен внут ренний интерьер — замыслова то расположенные зеркала, изящная чеканка на стенах, удобная нестандартная, мебель. Представляем вам новый са лон-парикмахерскую № 15. Все работы выполнили рабочие строительно-монтажного уп равления № 4 домостроитель ного комбината. Особенно ста рательно поработали бригады, возглавляемые Н. И, Резовым и Н. В. Логуновым. В парикмахерской работают люди молодые, но опытные. Всем им присвоена квалифика ция «мастер первого класса». Заведует новым салоном Н. М. Буракова,—одна из лучших ра ботниц сервиса. Вот только одна неувязка. Салон распо ложен в глубине квартала, а соответствующего указателя нет. И поэтому клиентов пока мало. Управлению парикма херских услуг надо позабо титься о рекламе. Для многих жителей областного центра работники «Союзпечати» стали добрыми знакомыми. Часто приходится наблюдать, как киоскер, не спрашивая, что кому надо, од- КАК МАГНИТ, ЕГО Д УША О Н ВОШЕЛ в кабинет: худощавый, с веселыми, внимательными глаза ми н а ' живом лице, и улыбнулся, как старому знакомому. И я вспомнил, что уж е видел мельком этого человека вчера, когда он за нес в редакцию свои стихи. Дело было в конце рабочего дня. я положил лист, исписан ный четверостишьями, в кар ман, пообещав посмотреть... * * * Прочел название — «Мой за вод». Каюсь, подумалось, что оно ничего хорошего не пред вещает. Гляжу на подпись: Б. П. Волынчиков, рабочий инструментального завода. Вчитываюсь в первые строки и... облегченно вздыхаю. Опре деленно, мне сегодня повезло: виден человек думаюи&ш, чувствующий слово... Здесь в работе прошли дни за днями, Словно гулкие струны звеня. Здесь на каждом шагу за станками Моя юность глядит на меня. С автором надо непременно встретиться еще раз, без сом нения — человек интересней ший... Н АЧАЛЬНИК цеха Нико лай Кузьмич Будаев так сказал о Волынчикове: «В любом деле видит главное, в самом хорошем понимании слова — труженик. Правда, характер у него сложный... В свое время был на руководя щей должности, да сам при знался: «Мягковат я, Кузь мич, не гожусь' в командиры» и ушел из заместителей на чальника цеха в токари-уни версалы. Не могу, мол: по станкам соскучился, меня к ним, как магнитом, тянет...» * * * Участок пластмасс. Пахнет, будто горящими патронами в электролюстре, шумно отду ваются, выстукивая затейли вую дробь, прессы. Здесь те перь Борис Павлович осваи вает с л о ж н у ю , начиненную электроникой технику. — Интересуетесь нашим Палычем?—спросил меня прес совщик Владимир Косенков.— Плохого о нем на заводе V нас никто не скажет. Доброй души человек. Я поопытнее его прессовщик, а посмотрю, как он у пресса Управляется, душа радуется. Из разговора с другим уз нал, что Борис Павлович лич но знал первого космонавта Земли — 'гчплся с ним в од ном ремесленном училище ( н ы н р ГПТУ имени Ю. Гагари на). Собеседник заметил: «Иной на этом мог себе авто ритет сделать, а он помалки вает...» О с т о р о ж н о коснулся этой темы в доверитель ной беседе, но сам Во- ВИЛЬНЮС, 10. Комплексная программа охраны окружаю щей среды успешно осущест вляется в Вильнюсе. Движение лынчиков поначалу раз говора не поддержал. Сказал только: — Было... Вместе с Гагари ным в Люберцах учился. Меня избрали комсоргом, Юра... Юрий Алексеевич тоже в комсомольском активе был. На турнике, бЬшало, «финты» такие крутил! Авиаторы из До ма офицеров с ним, как с ровней были. Шлем ему пода рили. На аэродром к ним за просто... И не важничал. Улыбка добрая, та самая — гагаринская. . Мы вроде все одинаковые, были, а его выделяли, уважа ли за прямоту, бескорыстие. В красном уголке каждый го тов был ему место уступить, с ним нам легко и просто бы ло... , И тут вдруг вспомнились строчки из стихотворения, ко торое хозяин домщ где ведем беседу, прочитал мне накану не: Только мне твоя буйная сила Не для детских забав нужна, А затем, чтоб она приносила Людям счастье. И в бой звала. Стихи назывались «Мятеж ный ветер». Когда Борис Пав лович их читал, то я видел, как зажглись глаза у его сы на, третьеклассника Павлуш ки. А когда отец начал декла мировать стихи о неизвестном солдате, звонкий мальчишес кий голос вдруг вклинился, как свежий ветер. Павел по памяти читал строки о грозо вом времени, и его голос дро жал от волнения за судьбу солдата. Павлуша сердцем — добрым и неравнодушным к чужим бедам — в отца... К АК-ТО V нас возник раз говор на газетныр. темы. Выслушал я такое за мечание: — Вы, корреспонденты, бы вает, скучно о человеке труда пишете. Почему? У вас этот самый работяга-герой уж е в робота превратился. А каков он, Волынчиков, на рабочем месте? Обеден,ный перерыв еще не закончился, но цех уж е про бует голос: шумят прессы, свистя, закручивается спи ралью стружка. Волынчиков уж е на мес те. Стрелка измерительного прибора резко ползет вверх, с характерным цоканьем вы скакивает очередная партия горячих заготовок. Дело вро де и не мудрое — отштампо вать столько то тысяч загото вок в сутки. Но если учесть, что каждую «припойку» заго товки надо обрезать хотя бы раз, да найти дефект, да на низать все детали на держа тели, то п о л у ч и т с я , что, как минимум, девять тысяч сило вых ударов и взмахов делает Борис Павлович за день! по средневековым улицам го рода разрешено с сегодняшне го дня лишь автомобилям, ра ботающим на бездымном топ- И, видя Волынчикова за ра ботой, не придет на у м срав нивать его с роботом. И у пресса Борис Павлович прояв ляет свою творческую натуру: постоянно з поиске, целеуст ремлен, пытлив. Словом, его труд по-настоящему осмыслен и подкреплен опытом, часть которого он перенял у това рищей. А о них он отзывается с теплотой: — Иван Фомич , Костркжов, Володя Косенков, Петр Серге евич Романов, да мало лк V нас опытных, отлично подго товленных мастеров. У них и учусь постоянно. Работаем-то бригадой, а значит, не обой дись без взаимозаменяемости, которая требует больших знаний. С п р о с и л у волынчикова, как он понимает выра жение «Общественно ак тивный человек». Он отложил в сторону тет радь со стихами и, не мудр ствуя лукаво, ответил: «Чело век, который хочет быть ну жным как можно большему чи слу людей». И тут вспомнил я один эпи зод. Как-то мы проходили ми мо первой школы, и почти каждый ученик кивал Волын- чикову, как старому знакомо му. Поймав мой недоумеваю щий взгляд, Борис Павлович ответил: — Так я же здесь «свой че ловек»! На каждое заседание поискового отряда получаю приглашение. Ребята воссоз дают биографию стрелковой дивизии, а я вроде как... со служивец. Сказал и озорно улыбнулся, словно загадку загадал. И сам ответил: — В нашем доме в войну штаб дивизии размещался. Ж и ли мы с военными дружно, одной семьей, что называется. И вот полушутя-полусерь езно сначала начальник штаба Курсов, а затем и комиссар дивизии фуров стали меня на зывать «сын дивизии». А вот и фотография: вете раны дивизии здесь, в Лебе дяни, у меня в гостях... Пере писываемся, держим связь. Улыбается: «Нет, я богатый человек: друзей на заводе мно го, дети хорошими людьми ра стут, есть и любимая работа, и увлечение по душе...» И пришли на память нехит рые строки: Мои дети, Отчизна родная— Вот богатство и счастье мое! Да, поистине счаст,лив этот увлеченный человек! А. ЕЛЕЦКИХ, корр. газеты «Путь Октября», г. Лебедянь. ливе — сжиженном газе. На ряду с этим в старых кварта лах ликвидированы мелкие ко тельные, отреставрированные дома присоединены к тепло централи. (ТАСС). ПО КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ гу& схрес/ш ц В Ы П У С К + Сег одня в выпуске : + ♦Д л я в а с , л и п ч а н е ♦Эти р а з в е с е л ы е сп ек т ак л и .* . ♦С ч а с т л и в у в л е ч е н н ы й ч е л о в е к ! «/ ♦Популярная кузница кадров МУЗЫКАЛЬНАЯ . СЮИТА В Е Т Е Р АНА . БИРОБИДЖАН, Первопро ходцам дальневосточной це лины посвятил музыкальную сюиту старейший самодеятель ный композитор из Биробид жана — Макс Эпштейн. Вете ран был в числе тех, кто ос ваивал плодородные земли среднего Приамурья, строил го род на реке Бире, принимал активное участие в формиро вании еврейской советской культуры. Новое произведение, в котором широко использова ны национальные мелодии, на полнено трудовым пафосом и романтикой первых пятилеток. Его включили в свой реперту ар Биробиджанская хоровая ка пелла, народный ансамбль скри пачей, коллективы художест венной самодеятельности. ному дает газеты, другому — журнал, третий’ уходит со спор тивными изданиями. Но в каж дом учреждении газетный ки оск не поставишь. Действуют полуавтоматы. Однако одно го-двух наименований газет, что продаются здесь, часто бывает недостаточно. И вот работница киоска № 16 В. И. Колесникова взяла на себя до полнительную нагрузку. Она выкраивает время и несет в приемный покой областной больницы № 1 полную сумку газет и журналов, канцеляр ские и парфюмерные товары. Такую ж е форму обслужива ния применяет работница ки оска № 57, взявшая под опе ку областную больницу № 2 . А вот Г. И. Костяхина из ки оска № 38 проявила такую ини циативу. В аэропорту нет поч тового отделения, а кому-то надо телеграмму отправить, бандероль сдать. Едет Галина Ивановна в город по служеб ным делам, а заодно и на | почту завернет. Не велик труд, а людям приятно. Н е д а в н о я встретился с удивительной книгой «Записки петрушечни ка». Ее написада Нина Яковлевна Симонович-Ефи- мова — энтузиаст «куколь ного дела», увлеченный худож ник, страстный защитник рус ского народного героя ярма рок, всяческих увеселений — Петрушки. Художественное наследие Ни ны Яковлевны бог&то и разно образно: портреты, в том чи сле липецких и тамбовских крестьян (живопись и рису нок) ; документальные зари совки раненых бойцов — за щитников Москвы в 1941 — 42 гг., пейзажи нашего края и окрестностей Новгорода, гор Восточного Крыма, океанского побережья Франции, десятки альбомов с рисунками и на бросками; офорты, гравюры... Работы художницы находятся в Государственной Третьяков ской галерее и в Русском му зее. Но главная заслуга автора «Записок» в другом. Вместе с мужем Иваном Семеновичем Ефимовым с первых же дней Советской власти Нина Яков левна включается в перестрой ку детских театров республи ки. «Записки» — интересней ший памятник истории нашей культуры, отразивший первый и самый важный этап стано вления советского театра ку кол. Теперь с высоты наших лет . трудно себе представить, ка кая шла борьба вокруг теат ра старого русского Петруш ки. Наши дети запросто хо дят на представления, радуют ся, переживают вместе с ге роями спектаклей. Всемирную известность обрел театр Сер гея Владимировича Образцова. А между тем С. В. Образцов, будучи молодым человеком, однажды робко позвонил в квартиру у Красных ворот. «Я видел ваш спектакль и пришел, чтобы узнать, как делать Пет рушек». Позже Нина Яков левна подарит Образцову свою к н и г у с надписью: «Юноше из третьей главы». Это как раз та глава, где описываются пер вые шаги современных кукол. Шаги были нелегкие. Кое-кто и покрикивал: «Долой доре волюционных Петрушек!» На родный любимец на время был загнан в угол сундука с рек визитами. 11 ноября 1917 года Госу дарственная комиссия по на родному просвещению под председательством А. В. Луна чарского поставила одной из первоочередных задач «созда ние нового театра, в связи с перестройкой государственно сти и общественности на на чалах социализма». Среди пионеров советского театра кукол одно из самых почетных мест принадлежит художникам Нине Яковлевне и Ивану Семеновичу Ефимовым. Не случайно в 1958 году в Бухаресте Нина Яковлевна по смертно была избрана почет ным членом Междуна;родного союза деятелей театра кукол в знак «творческой деятельности в д у х е гуманизма» и за ее заслуги в деле развития и про паганды кукольного искусства. Имя ее связано с нашим кра ем. На нашей земле жили ее родственники, сын. Она часто наезжала в наши края. В письмах, воспоминаниях, стать ях часто мелькают географи ческие названия, всем нам из вестные с эпитетами «милый край», «родней» и т. д. Но нам прежде всего интересно, как видел художник людей, села, города нашего края в те да лекие двадцатые годы. Театр Ефимовых был перед вижной. За трудные тяжелые годы (война, разруха, холод и голод) актерам пришлось ис колесить почти всю республи ку. Только что вернувшись из пятинедельного путешествия по Подмосковью, она пишет пись мо сыну Андриану, который работал в то время на стан ции Грязи: «...и вот мы думаем, что те перь с Петрушками мы можем отважиться ехать куда угодно, в самы« даже ваши Грязи... Мы с завтрашнего дня начнем хлопотать об отъезде к тебе...» Поездка состоялась. Прак тические результаты ее тако вы: обслужили тридцать девять сел, записано множество на родных песен, частушек, сде ланы наброски к портретам крестьян, эскизы, пейзажи. Но предоставим слово авто ру «Записок». «В Тамбовской губернии по ложение наше с театром было иное. Население здесь ни о каких спектаклях нР слыхи вало, да и ездить пришлось ле том, когда крестьяне черно земных этих мест ни о чем не помышляют, как только о зем ле, земле и работе... А тут еще голод и разгром после не давнего набега Мамонтова...» Спектакли ставились в не- отопленных школах, в избах, в сараях, а то и Просто на открытом воздухе. Но люди шли и шли. Для школьников это были праздники. В одном из сел пришлось играть в большой избе. Не было со ответствующего освещения. Од- жать лампу над ширмои, «только пели бы и плясали». Полтора часа действия дер жать лампу над головой! «Существование наше держа лось все время на острие но жа, но мы все-таки ездили, так манила родная степь. Играли только по воскресеньям. Уез ды были Липецкий и Лебедян ский. Деревни — Студенки, Сокольское, Даренка, Теле- женка, Тюшевка, Боринские сахарные заводы, Студенские хутора, Дикое, Вшивка, Веше- ловка, Кистонева Дубрава. Есть угроза в самом звуке этих на званий. Спектаклей дали двадцать. Семь из них в Липецке». Трудно, невероятно трудно представить себе положение кукольников. Их работа дер жалась почти на энтузиазме. Разумеется, билетов на пред ставления никаких не было. Самой высшей платой счита лось, если покормят артистов. О силе своего искусства ав тор вспоминает еще раз, ког да они приехали в одно село под Липецком и показом своих «картин» предотвратили пре ступление. Итак, Петрушка шествует По липецкой земле... Вместе со своими героями артисты ви дят ростки нового, связь вре мен. «...О «зрелище» вообще крестьяне знают больше наше го. Такие глухие места (со рок верст от Лебедяни) суть местопребывания великих при рожденных декораторов, вели ких композиторов празднеств, великих, изначальных 'драма тургов. Каждая свадьба, по хороны, да что — каждый обед, каждый поклон встреч ной бабы — произведение ис кусства. Во всем — врож денный ритм, декоративная осанка..., рассчитанный поко лениями безошибочный эф фект, глубина смысла...» Это — в книге. А с какой любовью исполнены портреты крестьян Лебедянского уезда! И как бы ни было трудно под вижникам во время их поез док, зоркий глаз художника умел подметить то сокровен ное дорогое, что не может исчезнуть никогда в народе. Культура, складывающаяся ве ками на наших землях. Язык очерков, статей, за меток Н. Я. Симонович-Ефи- мовой несколько романтически приподнятый. Рубленые стро ки напоминают телеграфный стиль двадцатых годов. К со жалению, каждую игру кукол можно увидеть только один раз, когда еЩе живы актеры. Игру и время действия мож но лишь представить по ос тавшимся воспоминаниям, га зетным вырезкам, рассказам современников. Никак нз могу сдержаться, чтобы не привести отрывок из «Записок», где Нина Яковлев на воссоздает быт одного на шего села: «...Там есть село Куймань, которое состоит из потомков половцев. Мужики в нем вы ше человеческого роста, а ж ен щины — архаическая греческая скульптура. Они величавы и обряжены, как идол, как свя тыня. У них ассирийские по яса, египетские головы и убо ры, греческие живые складки юбок. У них медные голоса и дикие дивные песни...» Ко нечно, описание дано в не сколько п ри п о д н я т о м стиле, но уж таково зрение художника. Самым впечатлительным и восприимчивым зрителем ока зывались ребятишки. Артисты со своим кукольным скарбом перебирались пешком или на подводе в соседнее село, а мальчишки на том же самом месте организовывали свой театр из корней подсолну хов, шапок и зипунов. И вот еще одно воспомина ние о нашем крае. «...Когда V нас все было го тово, я выг.\янула и, если бы мне недолжно играть, просто яла бы час, как вкопанная. Я увидела картину такой компо зиции, перед которой надо бы опуститься на колени. Живописно стояли группами парни; живописно сидели полу кругом степенные мужики в коричневых, пушистых, души стых свитах, набивая трубки из кисетов; бабы и девки в пыш ных белых рубахах чинно, с торжественными лицами сиде ли на лавках именно там, где это выходило наиболее тор жественно и декоративно — посередине — и венчали всю группу; сзади, на дерновой крыше низенького ледничка, лежа на жхгвоте и подняв головы в виде пары сфинксов, два парня в белых рубахах и черных гречневиках... Пейзаж венэциановского времени. А это — 1920 год!». Еще не раз возвращалась Ни на Яковлевна к родным местам. «А сколько она знала! — восклицает народная артистка СССР, лауреат Государствен ной премий СССР Наталия Сац. — По-французски говорила, как на родном языке, глубоко и тонко понимала мир искусст ва России и... самоотвержен но шагала по родной земле с ящиками своих удивительных кукол, на один шаг великана- мужа делая два —три гра циозных шажка». Сейчас в Липецке успешно работает свой кукольный те атр. В. ЗОРИН. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Из прошлого нашего края- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - «П ЕТ Р УШ К А » В Л И П Е Ц К Е на из женщин вызвалась дер-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz