Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

з ш о Н ЕСКОЛЬКО дней прошло уже с тех пор, как мы побывали в Данковском сельском про­ фессионально - техническом училище № 9, а до сих пор так ярко ощущение, что приняли участие в большом, объединившем многих и многих людей празднике. Да и как могло быть иначе — учебное заведение, одно из старейших в области, от­ метило свое пятидесятиле­ тие. Фотостенды, портреты мас- теров-иаставникоё, препода­ вателей — ветеранов учили­ ща; стенные газеты со сним­ ками давних лет, трудовые рапорты, с любовью оформ­ ленные руками нынешних пи­ томцев ОПТУ... Мы вгля­ дывались в пожелтевшие от времени снимки, ныне осо­ бенно ценные, с интересом разбирались в Диаграмме, показывающей, в какие годы и сколько специалистов вы­ пустило училище. Специа­ листов самых нужных на селе профессий — механи­ заторов и животноводов, шо­ феров и электриков, газо­ сварщиков и мелиораторов... Цифры весомы. Только ме­ ханизаторов широкого про­ филя, например, за полвека училище подготовило более двадцати тысяч. В поисках наиболее красноречивых фактов из истории училища нам помо­ гали все. И.все-таки больше всего рассказали встречи с гостями праздника. Радост­ ные лица, теплые рукопо­ жатия, воспоминания, заду­ шевный разговор. И — ис­ тория, уже не в цифрах — в судьбах, трудовых биогра­ фиях. ...Не успел Иван Теренть­ евич Цукзленков войти в класс, на дверях которого висела табличка «30—40», как его окружили юноши и девушки (на снимке вверху справа). Их интерес был по­ нятен. Коммунист, ветеран Великой Отечественной вой­ ны и труда, старейший ме- ть села . ханизатор совхоза имени Ле­ нина, Иван Терентьевич был одним из первых учащихся Данковской школы механи­ зации. Эта школа, созданная в 1933 году, и стала осно­ вой будущего СПТУ-9. Удивляются ребята, слу­ шая рассказ: как же в то время сельские парни, по­ сланцы первых колхозов, осваивали трактор, если он был единственным? Осваи­ вали. Учились всему вза­ хлеб, с охотой, а выпуска ждали с нетерпением: ведь они были первыми механи­ заторами седа, гордостью коллективных хозяйств, их надеждой. Надежды возлагали пар­ тийные, советские организа­ ции в то время и на свое сельское учебное заведение. Таких школ было тогда ма­ ло в стране, и поэтому сюда стекалась молодежь не толь­ ко ближайших районов, но и со всех уголков России и да­ же союзных республик. В Книге почета училища смотрят с фотографий 40—50-х годов лица нб под­ ростков, почти взрослых. Это были те, кому в суровое военное время пришлось за­ менить в своих колхозах от­ цов, братьев, ушедших на фронт. Мальчишки мужали рано. Именно в 40—50 е годы складывался костяк инже­ нерно-педагогического кол­ лектива. В. учебное заведе­ ние пришли люди, имеющие специальную подготовку, трудовой стаж — агронома и инженера, зоотехника и ве­ теринара, умелые, опытные мастера, готовые к освоению любой новой сельскохозяйст­ венной техники. Среди них Зоя Александровна Шапо­ вал, Яков Акимович Шапо­ вал, Октябрина Ивановна Голякова, Василий Евгенье­ вич Золотарев и многие дру­ гие. Авторитет учебного заве­ дения рос год от года. И никто не удивился тому, что в состав первых комсомоль­ ско-молодежных коллекти­ вов — посланцев централь­ но-черноземного края на це­ линные земли были включе­ ны выпускники СПТУ-9. Один из первоцелинииков, мастер производственного обучения Михаил Василье­ вич Малахов вспоминает: — Приехали мы с ребята­ ми, помню, в один из совхо­ зов Семипалатинской облас­ ти. Чувствую, смотрят на моих мальчишек испытываю- ще: можно ли им доверить комбайны? А я доказываю: «Можно!» У нас к тому^вре- мени уже в училище свой машинно-тракторный парк сложился, ребята технику не по чертежам изучали. Поверили. Все лето мои парни работали комбайнера­ ми. Жили в палатках, вста­ вали с зарей, а работали так, что я и то диву давал­ ся. Когда пришло время уезжать, отпускать не хоте­ ли, говорили, что только та­ кие кадры на целине и нуж­ ны. • у Добрую славу училища под­ держивали его выпускники. В каждом хозяйстве района, во многих колхозах и совхо­ зах области трудятся они сегодня. Выпускники СПТУ-9 разных лет... Их так много! Вот только те, кто приехал из одного хозяйства. Их оказалось шестеро — луч­ ших механизаторов совхоза имени Куйбышева. Николай Николаевич Камушкин окон­ чил СПТУ-9 в 1961 году, а его сын, тоже Николай, — в 1982 году. Рядом с ними выпускники 50-х годов Н. В. Егоров и Н. И. Уша­ ков. Оба передовики социа­ листического соревнования района, имеют трудовые на­ грады — ордена и медали. Еще двое — б р а т ь я Кирилловы. Сергей и Миха­ ил. К сожалению, на общий праздник не смогли при­ ехать все шестеро братьев во главе с отцом, Героем Социалистического Труда Иваном Алексеевичем Ки­ рилловым. Все мужчины в семье — механизаторы, вы­ пускники СПТУ. Тепло встретил своих бывших воспитанников, братьев Фонякиных, Алек­ сандра, Виктора, Анатолия и Владимира, их наставник, преподаватель Александр Родионович Якушев. Так получилось, что они прихо­ дили к нему учиться пооче­ редно. А сейчас все братья трудятся трактористами на птицефабрике «Данковская». Разговорились и мы с братьями: как им живется, работается, не пожалели ли о выборе сельской профес­ сии? За всех ответил стар­ ший, Александр: — Не были на нашей фабрике? Приезжайте, есть что посмотреть. А о про­ фессии... Раз все выбрали технику, значит, по любви... Профтехучилище, не­ сколько лет назад справив­ шее новоселье, становится все авторитетнее для сегод­ няшних выпускников сель­ ских школ. Оно ежегодно вы­ полняет планы набора. Юно­ шей и девушек привлекает сюда многое: хорошие обще­ житие и столовая, богатая библиотека, различные спор­ тивные секции, коллективы художественной самодеятель­ ности. Отлично оборудован­ ные учебные кабинеты, ла­ боратории, мастерские, боль­ шой машинно-тракторный парк, учебное хозяйство. Всем этим располагает СПТУ-9. Учебное хозяйство, кстати, лучшее среди сель­ ских училищ области. О СПТУ-9 можно было бы рассказывать много. Но пусть лучше это сделают нынешние его учащиеся. Юрий Пасечников: — Будущая моя профес­ сия шофер-газоэлектросвар- щик, тем хороша, что она универсальная.В нашем от- кормсовхозе «Куликовский» такие специалисты очень нужны. В училище мне, честное слово, все нравится. Больше всего люблю спорт. Я — ка­ питан команды баскетболи­ стов. Таня Панфилова: —, Нынешним летом на каникулах я впервые работа­ ла поваром (это моя буду­ щая профессия) в своем совхозе «Березовский». Мне поручили важное дело •— кормить механизаторов в по­ ле. И вот когда они говори­ ли «Спасибо!» за обед, это и было самым радостным. После училища буду рабо­ тать в родном селе. Нина Иванова: — КОС-22М — коммута­ тор оперативной связи. Та­ кую технику приобрел наш совхоз «Барятинский». А работать пока на ней неко­ му, наверное, буду я. Свя­ зистов на селе еще мало, но это — дело будущего. Больше всего в училище мне нравится библиотека: очень люблю читать. А наш библиотекарь Валентина Ивановна Короткова всегда такую книжку найдет — не оторвешься. Миша Якушев: — Я пришел в училище после десятилетки. Буду шофером — трактористом и вернусь в свой совхоз име­ ни Куйбышева. У нас в селе много молодежи, и большин­ ство окончили СПТУ-9. Хо­ роший Дом культуры, где есть свой вокально-инстру­ ментальный ансамбль. Кста­ ти, я в нем сам играю. Есть такой* же и в училище, так что скучать не приходится. А выпускникам ■школ ска­ зал бы так: не пожалеете, если придете к нам. Л. ДУБИНА. Фото Е. Самохвалова. НОВИН К И С ЕРВ ИСА Н овую форму обслуживания медицинских работников внед­ рили сотрудники областной на­ учно-медицинской библиотеки. Здесь организован выездной абонемент. Библиотекари К. Н. Лаушкива, Н. А. Есико- ва и другие регулярно выез­ жают в поликлиники и больни­ цы с новинками медицинской литературы. Их постоянными клиентами уж е стали больница Студеновского рудоуправления, цервая городская поликлиника и медсанчасть . треста «Пром- сгрой». Для размещения книг й брошюр выделены отдель­ ные помещения. «Очень цен­ ная инициатива, — так охарак­ теризовала доброе начинание врач Г. Н. Ларкина. — Мы те­ перь всегда в курсе послед­ них новинок {медицинской ли­ тературы». Инициатором этого дела выступила старейший работник библиотеки А. П. Лепченко. ■4“ В Липецке на улице Остров­ ского появилось красивое- зда­ ние. Броская наружная от­ делка, с выдумкой и изобре­ тательностью оформлен внут­ ренний интерьер — замыслова­ то расположенные зеркала, изящная чеканка на стенах, удобная нестандартная, мебель. Представляем вам новый са­ лон-парикмахерскую № 15. Все работы выполнили рабочие строительно-монтажного уп­ равления № 4 домостроитель­ ного комбината. Особенно ста­ рательно поработали бригады, возглавляемые Н. И, Резовым и Н. В. Логуновым. В парикмахерской работают люди молодые, но опытные. Всем им присвоена квалифика­ ция «мастер первого класса». Заведует новым салоном Н. М. Буракова,—одна из лучших ра­ ботниц сервиса. Вот только одна неувязка. Салон распо­ ложен в глубине квартала, а соответствующего указателя нет. И поэтому клиентов пока мало. Управлению парикма­ херских услуг надо позабо­ титься о рекламе. Для многих жителей областного центра работники «Союзпечати» стали добрыми знакомыми. Часто приходится наблюдать, как киоскер, не спрашивая, что кому надо, од- КАК МАГНИТ, ЕГО Д УША О Н ВОШЕЛ в кабинет: худощавый, с веселыми, внимательными глаза­ ми н а ' живом лице, и улыбнулся, как старому знакомому. И я вспомнил, что уж е видел мельком этого человека вчера, когда он за­ нес в редакцию свои стихи. Дело было в конце рабочего дня. я положил лист, исписан­ ный четверостишьями, в кар­ ман, пообещав посмотреть... * * * Прочел название — «Мой за­ вод». Каюсь, подумалось, что оно ничего хорошего не пред­ вещает. Гляжу на подпись: Б. П. Волынчиков, рабочий инструментального завода. Вчитываюсь в первые строки и... облегченно вздыхаю. Опре­ деленно, мне сегодня повезло: виден человек думаюи&ш, чувствующий слово... Здесь в работе прошли дни за днями, Словно гулкие струны звеня. Здесь на каждом шагу за станками Моя юность глядит на меня. С автором надо непременно встретиться еще раз, без сом­ нения — человек интересней­ ший... Н АЧАЛЬНИК цеха Нико­ лай Кузьмич Будаев так сказал о Волынчикове: «В любом деле видит главное, в самом хорошем понимании слова — труженик. Правда, характер у него сложный... В свое время был на руководя­ щей должности, да сам при­ знался: «Мягковат я, Кузь­ мич, не гожусь' в командиры» и ушел из заместителей на­ чальника цеха в токари-уни­ версалы. Не могу, мол: по станкам соскучился, меня к ним, как магнитом, тянет...» * * * Участок пластмасс. Пахнет, будто горящими патронами в электролюстре, шумно отду­ ваются, выстукивая затейли­ вую дробь, прессы. Здесь те­ перь Борис Павлович осваи­ вает с л о ж н у ю , начиненную электроникой технику. — Интересуетесь нашим Палычем?—спросил меня прес­ совщик Владимир Косенков.— Плохого о нем на заводе V нас никто не скажет. Доброй души человек. Я поопытнее его прессовщик, а посмотрю, как он у пресса Управляется, душа радуется. Из разговора с другим уз­ нал, что Борис Павлович лич­ но знал первого космонавта Земли — 'гчплся с ним в од­ ном ремесленном училище ( н ы н р ГПТУ имени Ю. Гагари­ на). Собеседник заметил: «Иной на этом мог себе авто­ ритет сделать, а он помалки­ вает...» О с т о р о ж н о коснулся этой темы в доверитель­ ной беседе, но сам Во- ВИЛЬНЮС, 10. Комплексная программа охраны окружаю­ щей среды успешно осущест­ вляется в Вильнюсе. Движение лынчиков поначалу раз­ говора не поддержал. Сказал только: — Было... Вместе с Гагари­ ным в Люберцах учился. Меня избрали комсоргом, Юра... Юрий Алексеевич тоже в комсомольском активе был. На турнике, бЬшало, «финты» такие крутил! Авиаторы из До­ ма офицеров с ним, как с ровней были. Шлем ему пода­ рили. На аэродром к ним за­ просто... И не важничал. Улыбка добрая, та самая — гагаринская. . Мы вроде все одинаковые, были, а его выделяли, уважа­ ли за прямоту, бескорыстие. В красном уголке каждый го­ тов был ему место уступить, с ним нам легко и просто бы­ ло... , И тут вдруг вспомнились строчки из стихотворения, ко­ торое хозяин домщ где ведем беседу, прочитал мне накану­ не: Только мне твоя буйная сила Не для детских забав нужна, А затем, чтоб она приносила Людям счастье. И в бой звала. Стихи назывались «Мятеж­ ный ветер». Когда Борис Пав­ лович их читал, то я видел, как зажглись глаза у его сы­ на, третьеклассника Павлуш­ ки. А когда отец начал декла­ мировать стихи о неизвестном солдате, звонкий мальчишес­ кий голос вдруг вклинился, как свежий ветер. Павел по памяти читал строки о грозо­ вом времени, и его голос дро­ жал от волнения за судьбу солдата. Павлуша сердцем — добрым и неравнодушным к чужим бедам — в отца... К АК-ТО V нас возник раз­ говор на газетныр. темы. Выслушал я такое за­ мечание: — Вы, корреспонденты, бы­ вает, скучно о человеке труда пишете. Почему? У вас этот самый работяга-герой уж е в робота превратился. А каков он, Волынчиков, на рабочем месте? Обеден,ный перерыв еще не закончился, но цех уж е про­ бует голос: шумят прессы, свистя, закручивается спи­ ралью стружка. Волынчиков уж е на мес­ те. Стрелка измерительного прибора резко ползет вверх, с характерным цоканьем вы­ скакивает очередная партия горячих заготовок. Дело вро­ де и не мудрое — отштампо­ вать столько то тысяч загото­ вок в сутки. Но если учесть, что каждую «припойку» заго­ товки надо обрезать хотя бы раз, да найти дефект, да на­ низать все детали на держа­ тели, то п о л у ч и т с я , что, как минимум, девять тысяч сило­ вых ударов и взмахов делает Борис Павлович за день! по средневековым улицам го­ рода разрешено с сегодняшне­ го дня лишь автомобилям, ра­ ботающим на бездымном топ- И, видя Волынчикова за ра­ ботой, не придет на у м срав­ нивать его с роботом. И у пресса Борис Павлович прояв­ ляет свою творческую натуру: постоянно з поиске, целеуст­ ремлен, пытлив. Словом, его труд по-настоящему осмыслен и подкреплен опытом, часть которого он перенял у това­ рищей. А о них он отзывается с теплотой: — Иван Фомич , Костркжов, Володя Косенков, Петр Серге­ евич Романов, да мало лк V нас опытных, отлично подго­ товленных мастеров. У них и учусь постоянно. Работаем-то бригадой, а значит, не обой­ дись без взаимозаменяемости, которая требует больших знаний. С п р о с и л у волынчикова, как он понимает выра­ жение «Общественно ак­ тивный человек». Он отложил в сторону тет­ радь со стихами и, не мудр­ ствуя лукаво, ответил: «Чело­ век, который хочет быть ну­ жным как можно большему чи­ слу людей». И тут вспомнил я один эпи­ зод. Как-то мы проходили ми­ мо первой школы, и почти каждый ученик кивал Волын- чикову, как старому знакомо­ му. Поймав мой недоумеваю­ щий взгляд, Борис Павлович ответил: — Так я же здесь «свой че­ ловек»! На каждое заседание поискового отряда получаю приглашение. Ребята воссоз­ дают биографию стрелковой дивизии, а я вроде как... со­ служивец. Сказал и озорно улыбнулся, словно загадку загадал. И сам ответил: — В нашем доме в войну штаб дивизии размещался. Ж и­ ли мы с военными дружно, одной семьей, что называется. И вот полушутя-полусерь­ езно сначала начальник штаба Курсов, а затем и комиссар дивизии фуров стали меня на­ зывать «сын дивизии». А вот и фотография: вете­ раны дивизии здесь, в Лебе­ дяни, у меня в гостях... Пере­ писываемся, держим связь. Улыбается: «Нет, я богатый человек: друзей на заводе мно­ го, дети хорошими людьми ра­ стут, есть и любимая работа, и увлечение по душе...» И пришли на память нехит­ рые строки: Мои дети, Отчизна родная— Вот богатство и счастье мое! Да, поистине счаст,лив этот увлеченный человек! А. ЕЛЕЦКИХ, корр. газеты «Путь Октября», г. Лебедянь. ливе — сжиженном газе. На­ ряду с этим в старых кварта­ лах ликвидированы мелкие ко­ тельные, отреставрированные дома присоединены к тепло­ централи. (ТАСС). ПО КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ гу& схрес/ш ц В Ы П У С К + Сег одня в выпуске : + ♦Д л я в а с , л и п ч а н е ♦Эти р а з в е с е л ы е сп ек т ак л и .* . ♦С ч а с т л и в у в л е ч е н н ы й ч е л о в е к ! «/ ♦Популярная кузница кадров МУЗЫКАЛЬНАЯ . СЮИТА В Е Т Е Р АНА . БИРОБИДЖАН, Первопро­ ходцам дальневосточной це­ лины посвятил музыкальную сюиту старейший самодеятель­ ный композитор из Биробид­ жана — Макс Эпштейн. Вете­ ран был в числе тех, кто ос­ ваивал плодородные земли среднего Приамурья, строил го­ род на реке Бире, принимал активное участие в формиро­ вании еврейской советской культуры. Новое произведение, в котором широко использова­ ны национальные мелодии, на­ полнено трудовым пафосом и романтикой первых пятилеток. Его включили в свой реперту­ ар Биробиджанская хоровая ка­ пелла, народный ансамбль скри­ пачей, коллективы художест­ венной самодеятельности. ному дает газеты, другому — журнал, третий’ уходит со спор­ тивными изданиями. Но в каж­ дом учреждении газетный ки­ оск не поставишь. Действуют полуавтоматы. Однако одно­ го-двух наименований газет, что продаются здесь, часто бывает недостаточно. И вот работница киоска № 16 В. И. Колесникова взяла на себя до­ полнительную нагрузку. Она выкраивает время и несет в приемный покой областной больницы № 1 полную сумку газет и журналов, канцеляр­ ские и парфюмерные товары. Такую ж е форму обслужива­ ния применяет работница ки­ оска № 57, взявшая под опе­ ку областную больницу № 2 . А вот Г. И. Костяхина из ки­ оска № 38 проявила такую ини­ циативу. В аэропорту нет поч­ тового отделения, а кому-то надо телеграмму отправить, бандероль сдать. Едет Галина Ивановна в город по служеб­ ным делам, а заодно и на | почту завернет. Не велик труд, а людям приятно. Н е д а в н о я встретился с удивительной книгой «Записки петрушечни­ ка». Ее написада Нина Яковлевна Симонович-Ефи- мова — энтузиаст «куколь­ ного дела», увлеченный худож ­ ник, страстный защитник рус­ ского народного героя ярма­ рок, всяческих увеселений — Петрушки. Художественное наследие Ни­ ны Яковлевны бог&то и разно­ образно: портреты, в том чи­ сле липецких и тамбовских крестьян (живопись и рису­ нок) ; документальные зари­ совки раненых бойцов — за­ щитников Москвы в 1941 — 42 гг., пейзажи нашего края и окрестностей Новгорода, гор Восточного Крыма, океанского побережья Франции, десятки альбомов с рисунками и на­ бросками; офорты, гравюры... Работы художницы находятся в Государственной Третьяков­ ской галерее и в Русском му­ зее. Но главная заслуга автора «Записок» в другом. Вместе с мужем Иваном Семеновичем Ефимовым с первых же дней Советской власти Нина Яков­ левна включается в перестрой­ ку детских театров республи­ ки. «Записки» — интересней­ ший памятник истории нашей культуры, отразивший первый и самый важный этап стано­ вления советского театра ку­ кол. Теперь с высоты наших лет . трудно себе представить, ка­ кая шла борьба вокруг теат­ ра старого русского Петруш­ ки. Наши дети запросто хо­ дят на представления, радуют­ ся, переживают вместе с ге­ роями спектаклей. Всемирную известность обрел театр Сер­ гея Владимировича Образцова. А между тем С. В. Образцов, будучи молодым человеком, однажды робко позвонил в квартиру у Красных ворот. «Я видел ваш спектакль и пришел, чтобы узнать, как делать Пет­ рушек». Позже Нина Яков­ левна подарит Образцову свою к н и г у с надписью: «Юноше из третьей главы». Это как раз та глава, где описываются пер­ вые шаги современных кукол. Шаги были нелегкие. Кое-кто и покрикивал: «Долой доре­ волюционных Петрушек!» На­ родный любимец на время был загнан в угол сундука с рек­ визитами. 11 ноября 1917 года Госу­ дарственная комиссия по на­ родному просвещению под председательством А. В. Луна­ чарского поставила одной из первоочередных задач «созда­ ние нового театра, в связи с перестройкой государственно­ сти и общественности на на­ чалах социализма». Среди пионеров советского театра кукол одно из самых почетных мест принадлежит художникам Нине Яковлевне и Ивану Семеновичу Ефимовым. Не случайно в 1958 году в Бухаресте Нина Яковлевна по­ смертно была избрана почет­ ным членом Междуна;родного союза деятелей театра кукол в знак «творческой деятельности в д у х е гуманизма» и за ее заслуги в деле развития и про­ паганды кукольного искусства. Имя ее связано с нашим кра­ ем. На нашей земле жили ее родственники, сын. Она часто наезжала в наши края. В письмах, воспоминаниях, стать­ ях часто мелькают географи­ ческие названия, всем нам из­ вестные с эпитетами «милый край», «родней» и т. д. Но нам прежде всего интересно, как видел художник людей, села, города нашего края в те да­ лекие двадцатые годы. Театр Ефимовых был перед­ вижной. За трудные тяжелые годы (война, разруха, холод и голод) актерам пришлось ис­ колесить почти всю республи­ ку. Только что вернувшись из пятинедельного путешествия по Подмосковью, она пишет пись­ мо сыну Андриану, который работал в то время на стан­ ции Грязи: «...и вот мы думаем, что те­ перь с Петрушками мы можем отважиться ехать куда угодно, в самы« даже ваши Грязи... Мы с завтрашнего дня начнем хлопотать об отъезде к тебе...» Поездка состоялась. Прак­ тические результаты ее тако­ вы: обслужили тридцать девять сел, записано множество на­ родных песен, частушек, сде­ ланы наброски к портретам крестьян, эскизы, пейзажи. Но предоставим слово авто­ ру «Записок». «В Тамбовской губернии по­ ложение наше с театром было иное. Население здесь ни о каких спектаклях нР слыхи­ вало, да и ездить пришлось ле­ том, когда крестьяне черно­ земных этих мест ни о чем не помышляют, как только о зем­ ле, земле и работе... А тут еще голод и разгром после не­ давнего набега Мамонтова...» Спектакли ставились в не- отопленных школах, в избах, в сараях, а то и Просто на открытом воздухе. Но люди шли и шли. Для школьников это были праздники. В одном из сел пришлось играть в большой избе. Не было со­ ответствующего освещения. Од- жать лампу над ширмои, «только пели бы и плясали». Полтора часа действия дер­ жать лампу над головой! «Существование наше держа­ лось все время на острие но­ жа, но мы все-таки ездили, так манила родная степь. Играли только по воскресеньям. Уез­ ды были Липецкий и Лебедян­ ский. Деревни — Студенки, Сокольское, Даренка, Теле- женка, Тюшевка, Боринские сахарные заводы, Студенские хутора, Дикое, Вшивка, Веше- ловка, Кистонева Дубрава. Есть угроза в самом звуке этих на­ званий. Спектаклей дали двадцать. Семь из них в Липецке». Трудно, невероятно трудно представить себе положение кукольников. Их работа дер­ жалась почти на энтузиазме. Разумеется, билетов на пред­ ставления никаких не было. Самой высшей платой счита­ лось, если покормят артистов. О силе своего искусства ав­ тор вспоминает еще раз, ког­ да они приехали в одно село под Липецком и показом своих «картин» предотвратили пре­ ступление. Итак, Петрушка шествует По липецкой земле... Вместе со своими героями артисты ви­ дят ростки нового, связь вре­ мен. «...О «зрелище» вообще крестьяне знают больше наше­ го. Такие глухие места (со­ рок верст от Лебедяни) суть местопребывания великих при­ рожденных декораторов, вели­ ких композиторов празднеств, великих, изначальных 'драма­ тургов. Каждая свадьба, по­ хороны, да что — каждый обед, каждый поклон встреч­ ной бабы — произведение ис­ кусства. Во всем — врож­ денный ритм, декоративная осанка..., рассчитанный поко­ лениями безошибочный эф ­ фект, глубина смысла...» Это — в книге. А с какой любовью исполнены портреты крестьян Лебедянского уезда! И как бы ни было трудно под­ вижникам во время их поез­ док, зоркий глаз художника умел подметить то сокровен­ ное дорогое, что не может исчезнуть никогда в народе. Культура, складывающаяся ве­ ками на наших землях. Язык очерков, статей, за­ меток Н. Я. Симонович-Ефи- мовой несколько романтически приподнятый. Рубленые стро­ ки напоминают телеграфный стиль двадцатых годов. К со­ жалению, каждую игру кукол можно увидеть только один раз, когда еЩе живы актеры. Игру и время действия мож ­ но лишь представить по ос­ тавшимся воспоминаниям, га­ зетным вырезкам, рассказам современников. Никак нз могу сдержаться, чтобы не привести отрывок из «Записок», где Нина Яковлев­ на воссоздает быт одного на­ шего села: «...Там есть село Куймань, которое состоит из потомков половцев. Мужики в нем вы­ ше человеческого роста, а ж ен­ щины — архаическая греческая скульптура. Они величавы и обряжены, как идол, как свя­ тыня. У них ассирийские по­ яса, египетские головы и убо­ ры, греческие живые складки юбок. У них медные голоса и дикие дивные песни...» Ко­ нечно, описание дано в не­ сколько п ри п о д н я т о м стиле, но уж таково зрение художника. Самым впечатлительным и восприимчивым зрителем ока­ зывались ребятишки. Артисты со своим кукольным скарбом перебирались пешком или на подводе в соседнее село, а мальчишки на том же самом месте организовывали свой театр из корней подсолну­ хов, шапок и зипунов. И вот еще одно воспомина­ ние о нашем крае. «...Когда V нас все было го­ тово, я выг.\янула и, если бы мне недолжно играть, просто­ яла бы час, как вкопанная. Я увидела картину такой компо­ зиции, перед которой надо бы опуститься на колени. Живописно стояли группами парни; живописно сидели полу­ кругом степенные мужики в коричневых, пушистых, души­ стых свитах, набивая трубки из кисетов; бабы и девки в пыш­ ных белых рубахах чинно, с торжественными лицами сиде­ ли на лавках именно там, где это выходило наиболее тор­ жественно и декоративно — посередине — и венчали всю группу; сзади, на дерновой крыше низенького ледничка, лежа на жхгвоте и подняв головы в виде пары сфинксов, два парня в белых рубахах и черных гречневиках... Пейзаж венэциановского времени. А это — 1920 год!». Еще не раз возвращалась Ни­ на Яковлевна к родным местам. «А сколько она знала! — восклицает народная артистка СССР, лауреат Государствен­ ной премий СССР Наталия Сац. — По-французски говорила, как на родном языке, глубоко и тонко понимала мир искусст­ ва России и... самоотвержен­ но шагала по родной земле с ящиками своих удивительных кукол, на один шаг великана- мужа делая два —три гра­ циозных шажка». Сейчас в Липецке успешно работает свой кукольный те­ атр. В. ЗОРИН. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Из прошлого нашего края- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - «П ЕТ Р УШ К А » В Л И П Е Ц К Е на из женщин вызвалась дер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz