Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

20 ноября 1983 г., № 267 ( 16 764) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 М ЕН ЬШ Е С Л О В - БО Л ЬШ Е Д Е Л А ------------ С П Л Е Н У М А О Б Л С О В П Р О Ф А ---------- В ажные вопросы обсужде­ ны на очередном пленуме облсовпрофа. Как добиться высокой действенности соци­ алистического соревнования, повысить эффективность при ^ менения бригадных форм ор-> л ганизации труда? Рассмот­ рение в едином контексте этих взаимодополняющих друг друга проблем имеет глубокий смысл. Как изве­ стно, развитие производствен­ ных отношений, практика трудовых коллективов на­ стоятельно предъявляют но­ вые, повышенные требования к организации соревнования. Наличие соперничающих сто­ рон да выявление среди них лучших уже не могут быть критерием, определяющим ка­ чественную работу органи­ заторов соревнования. Теперь важнее другое — какие цели преследуют участники сорев­ нования, как они решают ключевые проблемы экономи­ ки, велико ли влияние этого процесса на трудовую и со­ циальную активность трудя­ щихся? Вот почему, говоря сегодня о действенности тру­ дового соперничества, невоз­ можно обойти стороной проб- 1 лемы внедрения коллектив­ ных форм организации тру­ да, при которых, как извест­ но, полнее раскрываются не только лучшие человеческие качества, но и выявляются наиболее острые проблемы производства. В докладе, с которым вы­ ступил на пленуме председа­ тель облсовпрофа И. А. Чунихин, со всей откровенно­ стью было подчеркнуто, что накопленный профсоюзными организациями опыт не всегда подвергается ревизии, кри­ тическому анализу, и потому формы трудового состязания во многом отстали от требо­ ваний дня. Усилия участников соревнования все еще на­ правляются на достижение главным образом количествен­ ных показателей, промежу­ точных целей. Продолжается увлечение парадной сторо­ ной дела, из-за чего в поле зрения профкомов, админист­ рации оказываются лучшие работники и коллективы, а те, которые трудятся не с полной отдачей или доволь­ ствуются средними результа­ тами, — вниманием обделе­ ны. Было время, когда по­ добные просчеты в глаза не бросались. Считалось, что на производстве свои пробле­ мы, а у тех, «кто отвечает за соревнование», — свои. Но вот какая закономерность отчетливо проявилась в пос­ ледние годы. Там, где умеют стимулировать труд людей, поощрить творческую актив­ ность, с помощью передови­ ков подтянуть отстающих, внедрить ценное новшество — там и экономические по­ казатели высокие. А если хозяйственники, профсоюзные активисты с головой ушли в производство и ничего, кроме производства, вокруг не замечают, — там и эко­ номика хромает, и текучесть кадров велика. Выходит, стиль и методы руководства соревнованием прямо влияют на результаты хозяйственной деятельности. Вот примеры, подтвержда­ ющие этот вывод. 13 промышленных пред­ приятий области не выполни­ ли план десяти месяцев по реализации и нормативно-чи­ стой продукции. На каждом щ отстающих заводов ос­ новными причинами срывов являются низкий уровень хо­ зяйствования нарушения дисциплины, снижение пер­ сональной ответственности кадров за порученный уча­ сток работы. Но.— обратите внимание — здесь редко при­ бегают к испытанным фор­ мам повышения творческой активности людей. То, что помогает на передовых заво­ дах добиваться успехов, здесь предано забвению. Со­ ревнование ведется формаль­ но, бригадные формы орга­ низации труда не использу­ ются, ход выполнения при­ нятых обязательств никем не анализируется и не контро­ лируется, договора между администрацией и рабочими коллективами постоянно на­ рушаются. Та же закономерность про­ слеживается и в капиталь­ ном строительстве, где уже не отдельные коллективы, а целая отрасль срывает пла­ новые задания. Естественно, здесь иной спрос и с обкома отраслевого профсоюза, ко­ торому надлежит вдумчиво и настойчиво вести работу в низовых коллективах, подни­ мать людей на устранение недостатков, на борьбу за укрепление порядка на про­ изводстве. А что на практи­ ке? Соревнование среди строителей ведется по давно сложившейся, застывшей схеме, оно лишено своих ос­ нов—гласности, действеннос­ ти, практического повторения опыта. На стройках свыклись с авралами, штурмовщиной, с низким качеством работ. Даже результаты соперниче­ ства в большинстве органи­ заций не анализируются. При нескольких оценочных пока­ зателях, включенных в ус­ ловия соревнования, победи­ тели определяются только по двум: выполнение планов строймонтажа и выработки. А обком профсоюза спокой­ но взирает на эти недостат­ ки... Немало острых проблем возникло в последние годы в сельском хозяйстве. В усло­ виях перестройки методов управления, осуществления мероприятий Продовольст­ венной программы жизнь по­ требовала перестройки и в деятельности профсоюзных органов. К сожалению, ни обком отраслевого профсою­ за, ни райкомы, ни профсо­ юзные комитеты на местах не меняют стиль работы, и потому не стали организато­ рами действенного соревно­ вания между коллективами, входящими в агропромыш­ ленный комплекс. Действуя по старинке, они бумаготвор­ чеством заменяют живую ор­ ганизаторскую работу, слабо влияют на внедрение в прак­ тику ценных починов и про­ грессивных форм организа­ ции труда. Точно и принципиально все эти проблемы были по­ ставлены докладчиком. По­ тому и критика в адрес ра­ ботников обкомов профсоюза прозвучала резкая, но спра­ ведливая. Логично было пред­ положить, что в прениях по докладу деловой и конструк­ тивный разговор будет про­ должен. Ведь повестка дня пленума была всем известна заранее, значит, от выступа­ ющих прежде всего требова­ лись мысли о путях совер­ шенствования организатор­ ской работы профсоюзов, анализ практики, конкрет­ ные предложения. К сожалению, обсуждение пошло по привычному сцена­ рию: ораторы вынимали за­ готовленные тексты и нето­ ропливо их зачитывали, по­ рой даже не делая поправок на те критические замечания, которые прозвучали в докла­ де. Причем отличались этим как раз выступления проф­ союзных работников... С трибун всевозможных совещаний постоянно льются речи о том, что соревнова­ ние — дело живое, творче­ ское. Так оно, конечно, и есть. Но почему же те, кто обязан по-настоящему это живое дело организовывать, не находят. простых челове­ ческих слов, чтобы выразить свое отношение к нему, по­ критиковать или поделиться опытом? Ведь когда в речах ораторов повторяются одни и те же абзацы известных постановлений, когда вместо дельных мыслей в них скво­ зит одно самодовольство, о каком творческом подходе можно говорить? Стандарт­ ные, заштампованные мысли, громкие, но от частого и бездумного употребления по­ терявшие первоначальный смысл призывы, — разве они совместимы с действи­ тельно живой и творческой работой по организации со­ ревнования? Дело, разумеется, не толь­ ко в том, как говорят с три­ бун профсоюзных совеща­ ний. Что говорят — важнее. Содержание речей профсоюз­ ных активистов — тоже по­ казатель их осведомленнос­ ти, компетентности. И очень жаль, что некоторым из них в разговоре о проблемах со­ ревнования, об уроках внед­ рения бригадного метода не хватало конкретных фактов, почерпнутых из практики. Этот пробел на пленуме был компенсирован выступ­ лениями тех, кто знает жизнь трудовых коллективов не по справкам, кто сам перестраи­ вает ее в .будничной и на­ пряженной работе. А. Е. Бар­ суков — бригадир из треста «Жилстрой», В. И. Нисен- ман — директор Липецкого станкостроительного завода, М. П. Логачев — бригадир из колхоза «Россия» Измал- ковского района, Н. Т. Ба- зыкир — бригадир Елецкого объединения грузового авто­ транспорта и другие выска­ зали немало ценных замеча­ ний, поделились накоплен­ ным опытом. И хотя говори­ ли они о разных проблемах, стержнем их выступлений оставалась мысль о добросо­ вестном, упорном труде каж­ дого на своем месте — и участников, и организаторов социалистического соревнова­ ния. Формализм, бездумное применение рекомендован­ ных к внедрению новшеств, словесная трескотня вместо решения насущных жизнен­ ных проблем—такой «стиль» может погубить любое доб­ рое дело. Й, разумеется, ему не должно быть места в по­ вседневной организаторской работе профсоюзных комите­ тов, хозяйственных руково­ дителей, тем более, когда дело касается социалистиче­ ского соревнования. В принятом постановлении пленум облсовпрофа наме­ тил конкретные меры по уст­ ранению имеющихся недо­ статков в организации со­ ревнования и практике внед­ рения бригадных форм ор­ ганизации труда. В работе пленума приняли участие секретарь обкома КПСС Н. Ф. Богатырев и заместитель председателя облисполкома А. С. Губанов. В. САВЕЛЬЕВ. В СЕЛЕ Назаново — центральной усадьбе воловского колхоза имени XX партсъезда — со­ хранились остатки, судя по всему, роскошного когда-то барского имения. Время не пощадило постройки, еще более сурово обошлось оно с памятью о тех, кто в этих хоромах жил: никто в кол­ хозе не знает ни имен, ни фамилий последних владель­ цев этой усадьбы. Ведь имя человека обычно связывают с его делами. А какие дела могли быть у бар, которые после утомительных зимних петербургских балов выезжа­ ли летом на лоно природы, чтобы отдохнуть на берегу тихой речки Дубравчика? А вот фамилию Сулохи- ных в селе знают все. Люди возрастом постарше хорошо помнят Андрея Петровича Сулохина, ровесника века, одним из первых вступивше­ го в создавшийся здесь кол­ хоз. Помнят, как провожала его жена на войну, оставаясь с семерыми малолетними ре­ бятишками. Помнят, как после тяжелых ранений вер­ нулся Андрей Петрович в родное село и, превозмогая недуг, пахал, сеял, чтобы на­ кормить хлебом и фронт, и- тыл. Старики помнят и отца Андрея Петровича — Петра. А дальше корни семьи Су- лохиных теряются где-то у истоков прошлого века, в дебрях крепостничества. Од­ но бесспорно: во все века Сулохины были земледель­ цами, хлебопашцами, кор­ мильцами своего народа. Семью сыновьями одарила судьба Андрея Петровича. И ни один из них не изменил отцовскому делу, семейной традиции — все стали хле­ боробами. Лишь время внес­ ло свои поправки в исконную крестьянскую профессию, во­ оружив братьев мощной тех­ никой. Все Сулохины стали механизаторами. По-разному складываются у людей жизненные пути. Четырех братьев увели эти дороги из родного села в со­ седние хозяйства, другие районы и даже далекие об­ ласти. Трое остались в Каза­ кове — Василий, Александр и Павел. Первые двое — трактористы, третий — шо­ фер. У каждого — семья, взрослые сыновья, дочери, невестки, зятья. Ветви суло- хинского родового древа раз­ растаются, выбрасывая все новые и новые молодые по­ беги. Но главная традиция сохраняется свято: все оста­ ются работать на земле, все так или иначе связаны с хлебом. Владимир и Василий — сыновья Василия Андрееви­ ча Сулохина, закончив деся­ тилетку, остались в колхозе, пошли по стопам отца, стали механизаторами. В нынеш­ нюю уборочную страду Ва­ силий, работая на комбайне, намолотил шесть тысяч центнеров зерна, заняв чет­ вертое место в хозяйстве. —Приболел я в самую на­ пряженную пору, — сокру­ шается он. — Несколько дней в больнице пришлось пролежать. А то бы — побе­ дителям не уступил... СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ РОДНОЕ ГНЕЗДО Василий молод, но за свое трудолюбие. основатель­ ность, надежность пользует­ ся большим уважением одно­ сельчан. Небольшой штрих: все — даже старики — на­ зывают его только по имени, отчеству: Василий Василье­ вич. А у деревенских патри­ архов отчество в обращении заслужить не так-то просто. Василий-младший живет уже своим домом, В день свадь­ бы председатель колхоза вручил молодоженам ключи от новой квартиры и пода­ рок от правления — телеви­ зор. Добрым механизатором слывет в колхозе и Влади­ мир. — Но до бати нам еще далеко, — говорит Василий — Одно слово: мастер! И дочери Василия Андре­ евича Сулохина не отрыва­ ются от родного гнезда. По­ лучив диплом сельскохозяй­ ственного техникума. вер- згулась в колхоз Надежда. Вместе с нёй в хозяйстве работает и Антонина, вы­ шедшая замуж за колхозно­ го шофера. В воскресный день тесно и шумно в родительском до­ ме: на традиционный обед собирается вся большая су- лохинская семья. Хлопочет на кухне хозяйка дома На­ талья Сергеевна — простая русская женщина с прекрас­ ным и добрым лицом. Ей весело помогают дочери. На­ талье Сергеевне не довелось читать ни трудов Ушинского, ни книг Макаренко, а о док­ торе Споке она вообще не слышала, воспитывала детей так, как воспитывала ее мать: просто, без затей. Шла в поле (Наталья Сергеевна всю жизнь проработала свек­ ловичницей) — и брала . с собой дочерей, собирался муж в мастерскую — и она укладывала в торбешку обед на троих — Василию Анд­ реевичу и обоим сыновьям. Дети видели, что мать никог­ да не сидит без дела, всегда в работе ее умелые руки. И брали с нее пример, любили ее, уважали, старались по­ мочь. Никогда они не слыша­ ли в доме бранного слова, не видели, искаженных злобой лиц. Й выросли душевно здоровыми, приветливыми к людям, уважительными к старшим, не чурающимися никакой работы, делающими эту работу охотно, ладно, со вкусом. Во главе стола усаживает­ ся Василий Андреевич, а остальные занимают места как придется, без соблюде­ ния возрастных рангов. Спор только об одном: к кому на руки пойдет всеобщая лю­ бимица Танюшка — дочка Василия и его жены Нины, тоже работающей в колхозе. Как-то взяли в семье и под­ считали, сколько же их, Су- лохнных, растит сейчас хлеб. Получилось: 36 человек. — Будешь тридцать седь­ мой! — подхватил Василий Андреевич внучку. — Но не последней! — под общий смех заключила Наталья Сергеевна, появля­ ясь в дверях с пышущим жа­ ром караваем домашнего хлеба в руках. Б. СЕМЕНОВ, спец. корр. «Ленинского знамени». НА СНИМКАХ: за семейным столом Суло хиных; Танюшка — бу­ дущая наследница су- лохинских традиций; Антонина. Фото А. Козина. ИСПЫТАНИЕ ПРОФЕССИЕЙ В научно-технической биб­ лиотеке Липецкого" политех­ нического института состоял­ ся конкурс. «Испытание про­ фессией». Его цель — повы­ шение общественной актив­ ности и профессионального мастерства библиотечных ра­ ботников. Весь коллектив принял участие в этом свое­ образном творческом экзаме­ не. Во время конкурса биб­ лиотекари продемонстрирова­ ли свое умение обслуживать читателей, быстро и качест­ венно выдавать библиогра­ фические справки, оформ­ лять книжно-иллюстративные выставки и так далее. В качестве домашнего за­ дания команды получили те­ му «Библиотека будущего». С выдумкой и фантазией показали они, какими же бу­ дут библиотеки XXI века. Интересно отвечали члены команд на вопрос по искус­ ству и литературе, успешно справились с заданием соста­ вить юмористический рассказ из пословиц, поговорок наро­ дов СССР. В паузах между конкурс­ ными заданиями звучали песни, стихи, музыкальные произведения. Этим конкурсом начался ме­ сячник, который проводится в библиотеке в честь 25-летая движения за коммунистиче­ ское отношение к труду. Е. ШТРАХМАН, директор научно-технической библиотеки Липецкого политехнического института. д ОЛГО и медленно шел Никита Михалков к сов­ ременной теме. К сов­ ременному материалу. И вдруг — прорыв плотины. Горячая до запальчивости «Род­ ня». Фильм весь в углах и изломах. Раздражающе резкий. Провоцирующий на спор. На­ тянутой струной звенела в нем тревога за человека последней трети двадцатого века. За че­ ловека, который, подхвачен­ ный потоком, может попасть Во власть суетности и суеты, при­ няв их за истинный дух вре- ' меня. То была комедия. Смех сме­ шивался с горечью, а то и с надсадой. Сатирические крас­ ки были положены г у с т о . Следующий фильм Михалко­ ва сделан в совершенно ином ключе. «Без свидетелей» — камерная психологическая дра­ ма. Два человека. Коробочка стандартной квартиры, отде­ лившая их от улиц и толп. Тишина. Вечерний свет (опера­ тор П. Лебешев). Но и в этом уют* угадывается то Же беспо­ койство. Пульсирует та ж е боль. И в этом фильме вновь Михалков и его соавторы (сценарий написан им вместе с Софьей Прокофьевой и Рами­ зом Фаталиевым) открыто, от­ кровенно, не боясь курсива, говорят все о том же: сколь опасно забыть о запрета-* со­ вести. Сколь необратимы по­ следствия измены себе. В кадре — постоянно два человека. Он и Она. Когда-то они были мужем и женой. Не­ скончаемый, тягостный, мучи­ тельный диалог. В нем, каж ет­ ся, представлен весь спектр интонаций, эмоций, состояний души, какие только возможны в общении. Перепады: из по­ лушепота — в крик, от состра­ дания — к насмешке, от уста­ лого равнодушия — к обиде, от угрозы — к мольбе. Лишь одного нет: понима­ ния. Между этими двумя оно ужё не мыслимо. Их отталки­ вает, разводит, отчуждает си­ ла, может, пострашнее нена­ висти и вражды. Они — в раз­ ных измерениях. Ритмы нравст­ венной их жизни упрямо не совпадают. И чем дольше длится диалог, тем дальше они друг от друга. Тем острее и ет... И он с этим легко согла­ сился . Но привел веские осно­ вания, почему Ульянову необ­ ходимо было сыграть именно так. Не сыграть — переиграть, пережать. Да, тут не просчет, а —рас­ чет. И, по-моему, оправдав­ шийся. Собственно, переигрывает-то не Ульянов. Это его герой, точно клеймом, отмечен мело- оя искренен, когда он вспоми­ нает о дочери, которую бого­ творит, интонация его фальши­ ва — слишком слащава. Ложь вошла в кровь, она его не отпустит... Дерзкое решение Ульянова поддержано всеми средствами. Оптика на крупных планах искажает его лицо. Режиссер дает ему чисто театральные, обращенные с экрана непо- мет сына. Короче — на войне, как на войне. Все-таки: не чересчур ли? Зачем такое нарочитое сгуще­ ние красок? Надо ли столь быстро, спустя несколько ми­ нут после его появления на экране разоблачать, изобли­ чать подлеца? Разве не худо­ жественнее, не тоньше было бы постепенно, исподволь об­ наружить истинное его лицо? пировать смысл слов с интона­ цией и жестом. Фокус, центр, бьющийся нерв фильма — это вопрос, ко­ торый все явственнее звучит в тишине камерной этой исто­ рии: да как ж е с человеком могло такое статься? То, что умирает или уже умерло в этом человеке, его прошлое остается настоящим в бывшем его доме, куда он при- К И Н О МОНОЛОГ О ДИАЛОГЕ отчетливее эта предельная не­ совместимость. Она с естественным инстинк­ том душевного самосохранения отшатывается от его фальши. Фиглярства. Уцененной досто- евщинки. А Он, в свой черед, не спо­ собен понять, как чужд ей рас­ четливый его эгоизм. И все выпытывает. с иезуитской вкрадчивостью пробует раз­ гадать: воспользуется она шансом подставить ему под­ ножку или не воспользуется? Ее играет Ирина Купченко. Его — Михаил Ульянов. Ж анр роли Ульянова — именно роли, а не всего филь­ ма — мелодрама. Взвинченная, надрывная. Актер на экране еретически театрален, если угодно — антикинематографи- чен. Все — на передержках. На переигрыше. Это ошелом­ ляет. Может смутить. В одном из интервью у Михалкова прямо спросили: есть мнение, что Ульянов у вас переигрыва- драматической неорганично­ стью всего своего существова­ ния. Это он обречен никогда не быть самим собой, лишен способности сохранить хотя бы видимость уравновешеннос­ ти, естественности, нормы. Ульянов, если позволительно так сказать, играет в ключе мелодраматического гротеска. Средства, которыми создан об­ раз. как бы заимствуются V самого героя: тот превратил в дешевую мелодраму свою жизнь, и актер воспользовал­ ся этим, чтобы гневно, беспо­ щадно, но и с болью показать вопиющую неисганность его установок и поступков. Похоже, и сам герой этим томится. Он все время будту ищет нужный тон. И не нахо­ дит. Новая маска еще не при­ росла окончательно к лицу, но и лица уже нет. Отсюда — эта развязанность и дешевое шутовство. Эта бьющая в гла­ за фальшь — в слове, жесте, взгляде, улыбке. Даже когда средстаенно в кинозал моноло­ ги, — мы слышим голос его тайных мыслей, его страхов, его страстишек. А главное, конечно же, драматургия — четко ориентированная ка ме­ лодраму. На изобличение зло­ дейского нутра несимпатично­ го персонажа. В само^ деле: человек яв­ ляется к бывшей своей жене— зачем бы, вы думаете? Сына проведать? Нет. Он к нему яв­ но безразличен. Является раз­ ведать: в курсе ли она одной его давней подлости. Под­ лость, видите ли, давняя, да может повлиять на тепереш­ нюю его карьеру. Так вот, надо, стало быть, прощупать: знает ли она, помнит ли, как писал он тогда тайком на кух­ не анонимку? Хорошо, если не знает. Вроде ей не до того было: в это время ребенок тя­ жело болел. А вдруг? Чтобы не дать ей проговориться, о« готов на все. На шантаж, до­ пустим. Пригрозить, что отни­ Убежден: в этом фильме найден наиболее верный путь к цели. Потому что он преду­ преждает не о том, что вот, мол, нехорошие люди часто бывают по наружности вполне благопристойные и обаятель­ ные. им не занимать умения маскирозэться, так что научи­ тесь Их распознавать... Речь — о другом. Если сформулировать «в лоб», вот о чем: смотрите — он предал. Друга. Женщину. Сына. Себя. Смотрите — чем это оберну­ лось. Смотрите — как страш­ но, когда из души выдернули нравственный стержень... По воле художников изуродован­ ная душа, умирающая — прав­ да, все-таки еще умирающая, еще напоминающая о себе — совесть накладывают отпеча­ ток даже на его внешность. Нравственное опустошение «материализуется» в остекле­ ней™ глаз, в жутковатой гри­ масе вместо улыбки, в неспо­ собности согласовать, скоорди- ходит время от времени, точно убийца на место убийства. Оно сохраняется в старых фотогра­ фиях, остановивших какие-то давни*, счастливые мгновения его той, прежней, жизни, от которой он добровольно отпал. Снимки долго, с завораживаю­ щей медлительностью сменя­ ются в кадре. Мы всматрива­ емся: он? Кажется, он. Но и почти не ой. Тогда V него бы­ ло другое лицо.- Другая улыб­ ка. И глаза — не остекленело холодные, а живые.. - Утраченное им не утрачено женщиной, некогда его любив­ шей. Героиней Ирины Куп­ ченко. У Купченко все, что она делает, отмечено редкой цельностью, преемственностью. У нее всегда чисто и сильно звучит главная ее сквозная те* ма, впервые на экране вопло­ щенная ею в образе Айзы Ка- литиной из тургеневского «Дворянского гнезда». Потом менялись эпохи, имена, ко­ стюмы, обстоятельства. Не ме­ нялась суть ее героинь. Жена декабриста, школьная учитель­ ница из провинциального го­ родка, «странная женщина» Женя Шевелева... Все они бы­ ли — через годы, через века, через расстояния — сестрами. Все они хранили в душе свет высокой духовности. В каж ­ дой из пит соединялись хруп­ кость, беззащитность, рани­ мость — и сила. Негромкая, без котурнов и декламации, способность к самопожертвова­ нию. Такой она и вошла в новый свой фильм. С невесомым, но прекрасным багажом прежних своих ролей. Такой нужна бы­ ла она режиссеру. Ее героиня здесь — воплощение духовной нормы. Если угодно — нравст­ венного эталона. Женщине, которую играет Купченко, свойственна гармо­ ния не внешней, но нравствен­ ной ее природы. Способность в жизненной сутолоке не терять и не разменивать ценности, данные ей на вечное хране­ ние. Итак, сталкиваются, вступа­ ют в конфликт не только герои фильма, чьи позиции, мораль­ ные ориентиры полярны, но и сама «фактура», актерских ре­ шений, жанровое наполнение ролей. «Мелодрама» Ульянова напряженно соседствует, про­ тивоборствует жанру — нет, не душевного благополучия, но душевного здоровья, нравствен­ ного достоинства, жанру «нор­ мы» героиня Купченко... В этом столкновении — дер­ зость и новизна поэтики филь­ ма, который Никита Михалков вместе со своими соратниками выстроил уверенно, твердой рукой мастера. И. НЕВЕРОВ. МУ З ЫК А СБЛИЖАЕТ НАРОДЫ КОСТЮМА, 19 ноября. (Корр. ТАСС В, Пашин). Де­ визом открывшегося сегодня нового, юбилейного концертно­ го сезона Костромской народ­ ной филармонии стали слова «Музыка сближает народы». Вот уж е двадцать лет суще­ ствует это творческое объеди­ нение профессиональных му­ зыкантов и лучших сил худо­ жественной самодеятельности. Сейчас оно координирует дея­ тельность 115 коллективов, представляющих все виды и жанры музыкального творчест­ ва. Это — академические и народные хоры, ансамбли пес­ ни и танца, оперно-вокальные студия, камерный оркестр, фольклорные группы и другие коллективы. Более девятисот любителей удостоились звания артистов народной филармонии. Музыкально - просветитель­ ская деятельность народной фи­ лармонии широка и многообраз­ на. Она включает лекции и концерты в народных универ­ ситетах культуры, творческие отчеты в рабочих аудиториях и на селе. Костромская фи­ лармония пропагандирует луч­ шие образцы отечественной и мировой музыки, фольклорные произведения, которых так много родилось на берегах Вол­ ги. К юбилею подведены некото­ рые итоги. Шесть тысяч раз встречались артисты народной филармонии со своими слушате­ лями в клубах и домах куль­ туры. Опыт, накопленный ко­ стромскими энтузиастами, ре­ комендован для распростране­ ния в автономных республиках и областях Российской Феде­ рации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz