Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
20 ноября 1983 г., № 267 ( 16 764) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 М ЕН ЬШ Е С Л О В - БО Л ЬШ Е Д Е Л А ------------ С П Л Е Н У М А О Б Л С О В П Р О Ф А ---------- В ажные вопросы обсужде ны на очередном пленуме облсовпрофа. Как добиться высокой действенности соци алистического соревнования, повысить эффективность при ^ менения бригадных форм ор-> л ганизации труда? Рассмот рение в едином контексте этих взаимодополняющих друг друга проблем имеет глубокий смысл. Как изве стно, развитие производствен ных отношений, практика трудовых коллективов на стоятельно предъявляют но вые, повышенные требования к организации соревнования. Наличие соперничающих сто рон да выявление среди них лучших уже не могут быть критерием, определяющим ка чественную работу органи заторов соревнования. Теперь важнее другое — какие цели преследуют участники сорев нования, как они решают ключевые проблемы экономи ки, велико ли влияние этого процесса на трудовую и со циальную активность трудя щихся? Вот почему, говоря сегодня о действенности тру дового соперничества, невоз можно обойти стороной проб- 1 лемы внедрения коллектив ных форм организации тру да, при которых, как извест но, полнее раскрываются не только лучшие человеческие качества, но и выявляются наиболее острые проблемы производства. В докладе, с которым вы ступил на пленуме председа тель облсовпрофа И. А. Чунихин, со всей откровенно стью было подчеркнуто, что накопленный профсоюзными организациями опыт не всегда подвергается ревизии, кри тическому анализу, и потому формы трудового состязания во многом отстали от требо ваний дня. Усилия участников соревнования все еще на правляются на достижение главным образом количествен ных показателей, промежу точных целей. Продолжается увлечение парадной сторо ной дела, из-за чего в поле зрения профкомов, админист рации оказываются лучшие работники и коллективы, а те, которые трудятся не с полной отдачей или доволь ствуются средними результа тами, — вниманием обделе ны. Было время, когда по добные просчеты в глаза не бросались. Считалось, что на производстве свои пробле мы, а у тех, «кто отвечает за соревнование», — свои. Но вот какая закономерность отчетливо проявилась в пос ледние годы. Там, где умеют стимулировать труд людей, поощрить творческую актив ность, с помощью передови ков подтянуть отстающих, внедрить ценное новшество — там и экономические по казатели высокие. А если хозяйственники, профсоюзные активисты с головой ушли в производство и ничего, кроме производства, вокруг не замечают, — там и эко номика хромает, и текучесть кадров велика. Выходит, стиль и методы руководства соревнованием прямо влияют на результаты хозяйственной деятельности. Вот примеры, подтвержда ющие этот вывод. 13 промышленных пред приятий области не выполни ли план десяти месяцев по реализации и нормативно-чи стой продукции. На каждом щ отстающих заводов ос новными причинами срывов являются низкий уровень хо зяйствования нарушения дисциплины, снижение пер сональной ответственности кадров за порученный уча сток работы. Но.— обратите внимание — здесь редко при бегают к испытанным фор мам повышения творческой активности людей. То, что помогает на передовых заво дах добиваться успехов, здесь предано забвению. Со ревнование ведется формаль но, бригадные формы орга низации труда не использу ются, ход выполнения при нятых обязательств никем не анализируется и не контро лируется, договора между администрацией и рабочими коллективами постоянно на рушаются. Та же закономерность про слеживается и в капиталь ном строительстве, где уже не отдельные коллективы, а целая отрасль срывает пла новые задания. Естественно, здесь иной спрос и с обкома отраслевого профсоюза, ко торому надлежит вдумчиво и настойчиво вести работу в низовых коллективах, подни мать людей на устранение недостатков, на борьбу за укрепление порядка на про изводстве. А что на практи ке? Соревнование среди строителей ведется по давно сложившейся, застывшей схеме, оно лишено своих ос нов—гласности, действеннос ти, практического повторения опыта. На стройках свыклись с авралами, штурмовщиной, с низким качеством работ. Даже результаты соперниче ства в большинстве органи заций не анализируются. При нескольких оценочных пока зателях, включенных в ус ловия соревнования, победи тели определяются только по двум: выполнение планов строймонтажа и выработки. А обком профсоюза спокой но взирает на эти недостат ки... Немало острых проблем возникло в последние годы в сельском хозяйстве. В усло виях перестройки методов управления, осуществления мероприятий Продовольст венной программы жизнь по требовала перестройки и в деятельности профсоюзных органов. К сожалению, ни обком отраслевого профсою за, ни райкомы, ни профсо юзные комитеты на местах не меняют стиль работы, и потому не стали организато рами действенного соревно вания между коллективами, входящими в агропромыш ленный комплекс. Действуя по старинке, они бумаготвор чеством заменяют живую ор ганизаторскую работу, слабо влияют на внедрение в прак тику ценных починов и про грессивных форм организа ции труда. Точно и принципиально все эти проблемы были по ставлены докладчиком. По тому и критика в адрес ра ботников обкомов профсоюза прозвучала резкая, но спра ведливая. Логично было пред положить, что в прениях по докладу деловой и конструк тивный разговор будет про должен. Ведь повестка дня пленума была всем известна заранее, значит, от выступа ющих прежде всего требова лись мысли о путях совер шенствования организатор ской работы профсоюзов, анализ практики, конкрет ные предложения. К сожалению, обсуждение пошло по привычному сцена рию: ораторы вынимали за готовленные тексты и нето ропливо их зачитывали, по рой даже не делая поправок на те критические замечания, которые прозвучали в докла де. Причем отличались этим как раз выступления проф союзных работников... С трибун всевозможных совещаний постоянно льются речи о том, что соревнова ние — дело живое, творче ское. Так оно, конечно, и есть. Но почему же те, кто обязан по-настоящему это живое дело организовывать, не находят. простых челове ческих слов, чтобы выразить свое отношение к нему, по критиковать или поделиться опытом? Ведь когда в речах ораторов повторяются одни и те же абзацы известных постановлений, когда вместо дельных мыслей в них скво зит одно самодовольство, о каком творческом подходе можно говорить? Стандарт ные, заштампованные мысли, громкие, но от частого и бездумного употребления по терявшие первоначальный смысл призывы, — разве они совместимы с действи тельно живой и творческой работой по организации со ревнования? Дело, разумеется, не толь ко в том, как говорят с три бун профсоюзных совеща ний. Что говорят — важнее. Содержание речей профсоюз ных активистов — тоже по казатель их осведомленнос ти, компетентности. И очень жаль, что некоторым из них в разговоре о проблемах со ревнования, об уроках внед рения бригадного метода не хватало конкретных фактов, почерпнутых из практики. Этот пробел на пленуме был компенсирован выступ лениями тех, кто знает жизнь трудовых коллективов не по справкам, кто сам перестраи вает ее в .будничной и на пряженной работе. А. Е. Бар суков — бригадир из треста «Жилстрой», В. И. Нисен- ман — директор Липецкого станкостроительного завода, М. П. Логачев — бригадир из колхоза «Россия» Измал- ковского района, Н. Т. Ба- зыкир — бригадир Елецкого объединения грузового авто транспорта и другие выска зали немало ценных замеча ний, поделились накоплен ным опытом. И хотя говори ли они о разных проблемах, стержнем их выступлений оставалась мысль о добросо вестном, упорном труде каж дого на своем месте — и участников, и организаторов социалистического соревнова ния. Формализм, бездумное применение рекомендован ных к внедрению новшеств, словесная трескотня вместо решения насущных жизнен ных проблем—такой «стиль» может погубить любое доб рое дело. Й, разумеется, ему не должно быть места в по вседневной организаторской работе профсоюзных комите тов, хозяйственных руково дителей, тем более, когда дело касается социалистиче ского соревнования. В принятом постановлении пленум облсовпрофа наме тил конкретные меры по уст ранению имеющихся недо статков в организации со ревнования и практике внед рения бригадных форм ор ганизации труда. В работе пленума приняли участие секретарь обкома КПСС Н. Ф. Богатырев и заместитель председателя облисполкома А. С. Губанов. В. САВЕЛЬЕВ. В СЕЛЕ Назаново — центральной усадьбе воловского колхоза имени XX партсъезда — со хранились остатки, судя по всему, роскошного когда-то барского имения. Время не пощадило постройки, еще более сурово обошлось оно с памятью о тех, кто в этих хоромах жил: никто в кол хозе не знает ни имен, ни фамилий последних владель цев этой усадьбы. Ведь имя человека обычно связывают с его делами. А какие дела могли быть у бар, которые после утомительных зимних петербургских балов выезжа ли летом на лоно природы, чтобы отдохнуть на берегу тихой речки Дубравчика? А вот фамилию Сулохи- ных в селе знают все. Люди возрастом постарше хорошо помнят Андрея Петровича Сулохина, ровесника века, одним из первых вступивше го в создавшийся здесь кол хоз. Помнят, как провожала его жена на войну, оставаясь с семерыми малолетними ре бятишками. Помнят, как после тяжелых ранений вер нулся Андрей Петрович в родное село и, превозмогая недуг, пахал, сеял, чтобы на кормить хлебом и фронт, и- тыл. Старики помнят и отца Андрея Петровича — Петра. А дальше корни семьи Су- лохиных теряются где-то у истоков прошлого века, в дебрях крепостничества. Од но бесспорно: во все века Сулохины были земледель цами, хлебопашцами, кор мильцами своего народа. Семью сыновьями одарила судьба Андрея Петровича. И ни один из них не изменил отцовскому делу, семейной традиции — все стали хле боробами. Лишь время внес ло свои поправки в исконную крестьянскую профессию, во оружив братьев мощной тех никой. Все Сулохины стали механизаторами. По-разному складываются у людей жизненные пути. Четырех братьев увели эти дороги из родного села в со седние хозяйства, другие районы и даже далекие об ласти. Трое остались в Каза кове — Василий, Александр и Павел. Первые двое — трактористы, третий — шо фер. У каждого — семья, взрослые сыновья, дочери, невестки, зятья. Ветви суло- хинского родового древа раз растаются, выбрасывая все новые и новые молодые по беги. Но главная традиция сохраняется свято: все оста ются работать на земле, все так или иначе связаны с хлебом. Владимир и Василий — сыновья Василия Андрееви ча Сулохина, закончив деся тилетку, остались в колхозе, пошли по стопам отца, стали механизаторами. В нынеш нюю уборочную страду Ва силий, работая на комбайне, намолотил шесть тысяч центнеров зерна, заняв чет вертое место в хозяйстве. —Приболел я в самую на пряженную пору, — сокру шается он. — Несколько дней в больнице пришлось пролежать. А то бы — побе дителям не уступил... СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ РОДНОЕ ГНЕЗДО Василий молод, но за свое трудолюбие. основатель ность, надежность пользует ся большим уважением одно сельчан. Небольшой штрих: все — даже старики — на зывают его только по имени, отчеству: Василий Василье вич. А у деревенских патри архов отчество в обращении заслужить не так-то просто. Василий-младший живет уже своим домом, В день свадь бы председатель колхоза вручил молодоженам ключи от новой квартиры и пода рок от правления — телеви зор. Добрым механизатором слывет в колхозе и Влади мир. — Но до бати нам еще далеко, — говорит Василий — Одно слово: мастер! И дочери Василия Андре евича Сулохина не отрыва ются от родного гнезда. По лучив диплом сельскохозяй ственного техникума. вер- згулась в колхоз Надежда. Вместе с нёй в хозяйстве работает и Антонина, вы шедшая замуж за колхозно го шофера. В воскресный день тесно и шумно в родительском до ме: на традиционный обед собирается вся большая су- лохинская семья. Хлопочет на кухне хозяйка дома На талья Сергеевна — простая русская женщина с прекрас ным и добрым лицом. Ей весело помогают дочери. На талье Сергеевне не довелось читать ни трудов Ушинского, ни книг Макаренко, а о док торе Споке она вообще не слышала, воспитывала детей так, как воспитывала ее мать: просто, без затей. Шла в поле (Наталья Сергеевна всю жизнь проработала свек ловичницей) — и брала . с собой дочерей, собирался муж в мастерскую — и она укладывала в торбешку обед на троих — Василию Анд реевичу и обоим сыновьям. Дети видели, что мать никог да не сидит без дела, всегда в работе ее умелые руки. И брали с нее пример, любили ее, уважали, старались по мочь. Никогда они не слыша ли в доме бранного слова, не видели, искаженных злобой лиц. Й выросли душевно здоровыми, приветливыми к людям, уважительными к старшим, не чурающимися никакой работы, делающими эту работу охотно, ладно, со вкусом. Во главе стола усаживает ся Василий Андреевич, а остальные занимают места как придется, без соблюде ния возрастных рангов. Спор только об одном: к кому на руки пойдет всеобщая лю бимица Танюшка — дочка Василия и его жены Нины, тоже работающей в колхозе. Как-то взяли в семье и под считали, сколько же их, Су- лохнных, растит сейчас хлеб. Получилось: 36 человек. — Будешь тридцать седь мой! — подхватил Василий Андреевич внучку. — Но не последней! — под общий смех заключила Наталья Сергеевна, появля ясь в дверях с пышущим жа ром караваем домашнего хлеба в руках. Б. СЕМЕНОВ, спец. корр. «Ленинского знамени». НА СНИМКАХ: за семейным столом Суло хиных; Танюшка — бу дущая наследница су- лохинских традиций; Антонина. Фото А. Козина. ИСПЫТАНИЕ ПРОФЕССИЕЙ В научно-технической биб лиотеке Липецкого" политех нического института состоял ся конкурс. «Испытание про фессией». Его цель — повы шение общественной актив ности и профессионального мастерства библиотечных ра ботников. Весь коллектив принял участие в этом свое образном творческом экзаме не. Во время конкурса биб лиотекари продемонстрирова ли свое умение обслуживать читателей, быстро и качест венно выдавать библиогра фические справки, оформ лять книжно-иллюстративные выставки и так далее. В качестве домашнего за дания команды получили те му «Библиотека будущего». С выдумкой и фантазией показали они, какими же бу дут библиотеки XXI века. Интересно отвечали члены команд на вопрос по искус ству и литературе, успешно справились с заданием соста вить юмористический рассказ из пословиц, поговорок наро дов СССР. В паузах между конкурс ными заданиями звучали песни, стихи, музыкальные произведения. Этим конкурсом начался ме сячник, который проводится в библиотеке в честь 25-летая движения за коммунистиче ское отношение к труду. Е. ШТРАХМАН, директор научно-технической библиотеки Липецкого политехнического института. д ОЛГО и медленно шел Никита Михалков к сов ременной теме. К сов ременному материалу. И вдруг — прорыв плотины. Горячая до запальчивости «Род ня». Фильм весь в углах и изломах. Раздражающе резкий. Провоцирующий на спор. На тянутой струной звенела в нем тревога за человека последней трети двадцатого века. За че ловека, который, подхвачен ный потоком, может попасть Во власть суетности и суеты, при няв их за истинный дух вре- ' меня. То была комедия. Смех сме шивался с горечью, а то и с надсадой. Сатирические крас ки были положены г у с т о . Следующий фильм Михалко ва сделан в совершенно ином ключе. «Без свидетелей» — камерная психологическая дра ма. Два человека. Коробочка стандартной квартиры, отде лившая их от улиц и толп. Тишина. Вечерний свет (опера тор П. Лебешев). Но и в этом уют* угадывается то Же беспо койство. Пульсирует та ж е боль. И в этом фильме вновь Михалков и его соавторы (сценарий написан им вместе с Софьей Прокофьевой и Рами зом Фаталиевым) открыто, от кровенно, не боясь курсива, говорят все о том же: сколь опасно забыть о запрета-* со вести. Сколь необратимы по следствия измены себе. В кадре — постоянно два человека. Он и Она. Когда-то они были мужем и женой. Не скончаемый, тягостный, мучи тельный диалог. В нем, каж ет ся, представлен весь спектр интонаций, эмоций, состояний души, какие только возможны в общении. Перепады: из по лушепота — в крик, от состра дания — к насмешке, от уста лого равнодушия — к обиде, от угрозы — к мольбе. Лишь одного нет: понима ния. Между этими двумя оно ужё не мыслимо. Их отталки вает, разводит, отчуждает си ла, может, пострашнее нена висти и вражды. Они — в раз ных измерениях. Ритмы нравст венной их жизни упрямо не совпадают. И чем дольше длится диалог, тем дальше они друг от друга. Тем острее и ет... И он с этим легко согла сился . Но привел веские осно вания, почему Ульянову необ ходимо было сыграть именно так. Не сыграть — переиграть, пережать. Да, тут не просчет, а —рас чет. И, по-моему, оправдав шийся. Собственно, переигрывает-то не Ульянов. Это его герой, точно клеймом, отмечен мело- оя искренен, когда он вспоми нает о дочери, которую бого творит, интонация его фальши ва — слишком слащава. Ложь вошла в кровь, она его не отпустит... Дерзкое решение Ульянова поддержано всеми средствами. Оптика на крупных планах искажает его лицо. Режиссер дает ему чисто театральные, обращенные с экрана непо- мет сына. Короче — на войне, как на войне. Все-таки: не чересчур ли? Зачем такое нарочитое сгуще ние красок? Надо ли столь быстро, спустя несколько ми нут после его появления на экране разоблачать, изобли чать подлеца? Разве не худо жественнее, не тоньше было бы постепенно, исподволь об наружить истинное его лицо? пировать смысл слов с интона цией и жестом. Фокус, центр, бьющийся нерв фильма — это вопрос, ко торый все явственнее звучит в тишине камерной этой исто рии: да как ж е с человеком могло такое статься? То, что умирает или уже умерло в этом человеке, его прошлое остается настоящим в бывшем его доме, куда он при- К И Н О МОНОЛОГ О ДИАЛОГЕ отчетливее эта предельная не совместимость. Она с естественным инстинк том душевного самосохранения отшатывается от его фальши. Фиглярства. Уцененной досто- евщинки. А Он, в свой черед, не спо собен понять, как чужд ей рас четливый его эгоизм. И все выпытывает. с иезуитской вкрадчивостью пробует раз гадать: воспользуется она шансом подставить ему под ножку или не воспользуется? Ее играет Ирина Купченко. Его — Михаил Ульянов. Ж анр роли Ульянова — именно роли, а не всего филь ма — мелодрама. Взвинченная, надрывная. Актер на экране еретически театрален, если угодно — антикинематографи- чен. Все — на передержках. На переигрыше. Это ошелом ляет. Может смутить. В одном из интервью у Михалкова прямо спросили: есть мнение, что Ульянов у вас переигрыва- драматической неорганично стью всего своего существова ния. Это он обречен никогда не быть самим собой, лишен способности сохранить хотя бы видимость уравновешеннос ти, естественности, нормы. Ульянов, если позволительно так сказать, играет в ключе мелодраматического гротеска. Средства, которыми создан об раз. как бы заимствуются V самого героя: тот превратил в дешевую мелодраму свою жизнь, и актер воспользовал ся этим, чтобы гневно, беспо щадно, но и с болью показать вопиющую неисганность его установок и поступков. Похоже, и сам герой этим томится. Он все время будту ищет нужный тон. И не нахо дит. Новая маска еще не при росла окончательно к лицу, но и лица уже нет. Отсюда — эта развязанность и дешевое шутовство. Эта бьющая в гла за фальшь — в слове, жесте, взгляде, улыбке. Даже когда средстаенно в кинозал моноло ги, — мы слышим голос его тайных мыслей, его страхов, его страстишек. А главное, конечно же, драматургия — четко ориентированная ка ме лодраму. На изобличение зло дейского нутра несимпатично го персонажа. В само^ деле: человек яв ляется к бывшей своей жене— зачем бы, вы думаете? Сына проведать? Нет. Он к нему яв но безразличен. Является раз ведать: в курсе ли она одной его давней подлости. Под лость, видите ли, давняя, да может повлиять на тепереш нюю его карьеру. Так вот, надо, стало быть, прощупать: знает ли она, помнит ли, как писал он тогда тайком на кух не анонимку? Хорошо, если не знает. Вроде ей не до того было: в это время ребенок тя жело болел. А вдруг? Чтобы не дать ей проговориться, о« готов на все. На шантаж, до пустим. Пригрозить, что отни Убежден: в этом фильме найден наиболее верный путь к цели. Потому что он преду преждает не о том, что вот, мол, нехорошие люди часто бывают по наружности вполне благопристойные и обаятель ные. им не занимать умения маскирозэться, так что научи тесь Их распознавать... Речь — о другом. Если сформулировать «в лоб», вот о чем: смотрите — он предал. Друга. Женщину. Сына. Себя. Смотрите — чем это оберну лось. Смотрите — как страш но, когда из души выдернули нравственный стержень... По воле художников изуродован ная душа, умирающая — прав да, все-таки еще умирающая, еще напоминающая о себе — совесть накладывают отпеча ток даже на его внешность. Нравственное опустошение «материализуется» в остекле ней™ глаз, в жутковатой гри масе вместо улыбки, в неспо собности согласовать, скоорди- ходит время от времени, точно убийца на место убийства. Оно сохраняется в старых фотогра фиях, остановивших какие-то давни*, счастливые мгновения его той, прежней, жизни, от которой он добровольно отпал. Снимки долго, с завораживаю щей медлительностью сменя ются в кадре. Мы всматрива емся: он? Кажется, он. Но и почти не ой. Тогда V него бы ло другое лицо.- Другая улыб ка. И глаза — не остекленело холодные, а живые.. - Утраченное им не утрачено женщиной, некогда его любив шей. Героиней Ирины Куп ченко. У Купченко все, что она делает, отмечено редкой цельностью, преемственностью. У нее всегда чисто и сильно звучит главная ее сквозная те* ма, впервые на экране вопло щенная ею в образе Айзы Ка- литиной из тургеневского «Дворянского гнезда». Потом менялись эпохи, имена, ко стюмы, обстоятельства. Не ме нялась суть ее героинь. Жена декабриста, школьная учитель ница из провинциального го родка, «странная женщина» Женя Шевелева... Все они бы ли — через годы, через века, через расстояния — сестрами. Все они хранили в душе свет высокой духовности. В каж дой из пит соединялись хруп кость, беззащитность, рани мость — и сила. Негромкая, без котурнов и декламации, способность к самопожертвова нию. Такой она и вошла в новый свой фильм. С невесомым, но прекрасным багажом прежних своих ролей. Такой нужна бы ла она режиссеру. Ее героиня здесь — воплощение духовной нормы. Если угодно — нравст венного эталона. Женщине, которую играет Купченко, свойственна гармо ния не внешней, но нравствен ной ее природы. Способность в жизненной сутолоке не терять и не разменивать ценности, данные ей на вечное хране ние. Итак, сталкиваются, вступа ют в конфликт не только герои фильма, чьи позиции, мораль ные ориентиры полярны, но и сама «фактура», актерских ре шений, жанровое наполнение ролей. «Мелодрама» Ульянова напряженно соседствует, про тивоборствует жанру — нет, не душевного благополучия, но душевного здоровья, нравствен ного достоинства, жанру «нор мы» героиня Купченко... В этом столкновении — дер зость и новизна поэтики филь ма, который Никита Михалков вместе со своими соратниками выстроил уверенно, твердой рукой мастера. И. НЕВЕРОВ. МУ З ЫК А СБЛИЖАЕТ НАРОДЫ КОСТЮМА, 19 ноября. (Корр. ТАСС В, Пашин). Де визом открывшегося сегодня нового, юбилейного концертно го сезона Костромской народ ной филармонии стали слова «Музыка сближает народы». Вот уж е двадцать лет суще ствует это творческое объеди нение профессиональных му зыкантов и лучших сил худо жественной самодеятельности. Сейчас оно координирует дея тельность 115 коллективов, представляющих все виды и жанры музыкального творчест ва. Это — академические и народные хоры, ансамбли пес ни и танца, оперно-вокальные студия, камерный оркестр, фольклорные группы и другие коллективы. Более девятисот любителей удостоились звания артистов народной филармонии. Музыкально - просветитель ская деятельность народной фи лармонии широка и многообраз на. Она включает лекции и концерты в народных универ ситетах культуры, творческие отчеты в рабочих аудиториях и на селе. Костромская фи лармония пропагандирует луч шие образцы отечественной и мировой музыки, фольклорные произведения, которых так много родилось на берегах Вол ги. К юбилею подведены некото рые итоги. Шесть тысяч раз встречались артисты народной филармонии со своими слушате лями в клубах и домах куль туры. Опыт, накопленный ко стромскими энтузиастами, ре комендован для распростране ния в автономных республиках и областях Российской Феде рации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz