Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)

----------------------------------------- ПАМЯ ТЬ -------------------------------------- УКРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЫ Чем дальше уходят в исто­ рию великие события октяб­ ря 1917 года, тем больше мы стараемся узнать о лю­ дях, которые, не щадя жиз­ ни, боролись за власть Со­ ветов. К их числу принадле­ жит и уроженец Липецкой области Константин Тихоно­ вич Очкасов, похороненный 10 ноября 1917 года у Кремлевской стены... Бои за установление Со­ ветской власти на улицах Москвы начались 27 октября и продолжались семь дней. Первыми в схватку с юнке­ рами на Красной площади вступили революционные солдаты — двинцы. Так на­ зывали солдат Двинского участка Северного фронта, арестованных и заключенных в Двинскую крепость за от­ каз продолжать войну и тре­ бование передачи власти Со­ ветам. Упорные бои шли в центре Москвы. Особенно ожесточенными они были после захвата юнкерами Кремля и расстрела ими ре­ волюционных солдат арсе­ нальной команды и 56-го за­ пасного пехотного полка, нес­ ших гарнизонную службу в Кремле. На помощь восставшим Москвы прибывало подкреп­ ление из Иваново-Вознесенс­ ка, Коврова, Тулы, Павлов­ ского посада, Серпухова, Мытищ и других городов Подмосковья. Прибыли два отряда балтийских моряков и бронепоезд из Петрограда. В боях участвовали и солда­ ты Московского гарнизона. Храбро сражались солдаты телеграфно - прожекторного и 192-го запасного пехотно­ го полков. Эти полки, одни­ ми из первых вставшие на сторону революции, были в основном укомплектованы' выписанными из московских госпиталей фронтовиками. Благодаря самоотверженным и отважным действиям этих подразделений, кольцо во­ круг контрреволюционных сил сжималось. Установив на Никольской улице (ныне улица имени 25 октября) орудие, артиллеристы 2-го ноября прямой наводкой об­ стреляли Никольские ворота Кремля. Засевшие там юнке­ ра сдались. К исходу того же дня, приняв условия без­ оговорочной капитуляции, прекратил свое существова­ ние контрреволюционный «Комитет общественной без­ опасности». Революция победила. Но победа досталась дорогой ценой: погибло более 300 красногвардейцев и солдат, госпитали были переполнены ранеными. Газеты первых дней рево­ люции печатали списки уби­ тых и раненых, солдат и красногвардейцев. В газете «Утро России» за 9 ноября сообщалось и об умершем от ран солдате 192 запасно­ го пехотного полка Констан­ тине Тихоновиче Очкасове, героически сражавшемся с юнкерами. В одном из архи­ вов нам удалось установить, что солдат Константин Тихо­ нович Очкасов является уро­ женцем Раненбургского уез­ да Рязанской губернии—ны­ не Зто земли Липецкой об­ ласти. К сожалению, ни на­ звания села, где он родился, ни его возраста, ни состава семьи не указано. Возможно, на родине Очкасова в одном из неизвестных нам сел жи­ вут его родственники. Не ис­ ключено, что у них есть и фотография героя. Мы обращаемся к липча­ нам с просьбой: сообщите, пожалуйста, все, что извест­ но о К. Т. Очкасове. Мате­ риалы направляйте по адре­ су: 103050, Москва, ул. Горь­ кого, д. 21. Центральный му­ зей революции СССР — клуб юных историков и краеведов. „я В. ФИРСОВ, член совета клуба юных историков н краеведов Центрального музея революции СССР. Се годня в выпуске: А ЗА УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ А ЭПИЗОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ А СОЛДАТЫ ЗОВУТ ЕЕ МАТЕРЬЮ ВОЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКАЯ | СТРАНИЦА МОРСКАЯ ДУША Те из липчан, кому дово­ дилось бывать у нас в Ле­ нинграде, несомненно, пом­ нят величественный архитек­ турный памятник на улице Ленсовета, именуемый Чес­ менской церковью. Она бы­ ла построена в честь исто­ рической победы русского флота над турецким. Конеч­ но, многие из вас заходили в нее, ибо теперь здесь раз­ мещается филиал Централь­ ного военно-морского музея, экспонаты которого расска­ зывают о чесменской победе. Но далеко не каждый из липчан мог знать, что весь этот материал по крупицам собран вашим земляком, ка­ питаном первого ранга И. М. Кулешовым. Ему принадле­ жит и сама идея реставра­ ции памятника истории . О ТОМ, что на фронт с Урала прибывает артиллерийская ди­ визия, полковник Ко­ лесников узнал от генера­ ла Слышкина. Они давние сослуживцы: генерал вот уже год командовал Сивашской дивизией, а полковник диви­ зионной артиллерией. Ко­ лесников хотя и был лет на двадцать моложе Слышкина, но генерал любил поговорить с ним, поспорить. Вот и сейчас Слышкин, сообщив о предстоящем при­ бытии пушкарей, спросил: — Как вы полагаете, пол­ кос, заросший кустарником. Конвоиры палили, орали, но мальчишка ушел. Это было боевое крещение. С тех пор вся его жизнь связана с Красной Армией: был бой­ цом, курсантом, командо­ вал взводом, батареей, диви­ зионом, полком. Он вышел к ожидавшим его командирам полков и дивизионов, вызванным на командный пункт бригады, поздоровался и без преди­ словий сообщил о предуп­ реждении ставки Верховно­ го Главнокомандования. Сде­ лал паузу, давая возмож­ Из ф р о нтового блокнота К РЕПЧЕ СТАЛИ ковник, это простой рост на­ шей боевой мощи или Вер­ ховный что-то задумал? На­ пример, генеральное наступ­ ление на Курск — Харьков — Киев? — Слышкина осо­ бенно манило это направле­ ние. — Видите ли, Афанасий Никитич, думать и знать это разные вещи. Наступать мы все равно будем: иначе вра­ га не выгонишь с захвачен­ ной территории. А наступать с пушками, сами знаете, и надежнее, и веселее. — Ко­ лесников новость восприняв без особых эмоций, тогда еще не зная, что факт при­ бытия подкрепления коснется его самого и внесет сущест­ венную поправку в судьбу. Не прошло и недели,' как его назначили командиром одной из бригад, входящих в состав прибывающей диви­ зии. Человек он был опыт­ ный и еще до знакомства с личным составом ’ бригады предвидел, что из глубоко­ го тыла прибыли люди не обстрелянные. Сразу взялся учить новичков'. За весну и лето Колесников сделал все возможное, чтобы подгото­ вить бригаду к любым ис­ пытаниям. Занятия не прек­ ращал и тогда, когда под­ разделение заняло боевые порядки в первом эшелоне в районе Поныри-Малоархан- гельск. Изменился лишь ха­ рактер занятий. Если во втором эшелоне батареи стреляли по площадям, где располагался условный про­ тивник, и по макетам тан­ ков, то теперь впереди на­ ходился настоящий враг. Настал июнь. Фронтовики понимали: коль два лета подряд немцы наступали, а зимой оборонялись, значит теперь скоро вновь двинутся вперед. А ставка Верховного Главнокомандования преду­ преждала, что между вторым и шестым июля возможен переход немцев в наступле­ ние. Перед сражением вспоми­ нается прошлое. Память как бы подводит итог пройден­ ному, как строгий судья, спрашивает: все ли ты сде­ лал, что должен был сделать, и так ли сделал, как следо­ вало? Вспомнилось, как пят­ надцатилетним парнишкой, он, Сережа Колесников, от­ правился в разведку на станцию, занятую колчаков­ цами. Все высмотрел: где пушки стоят, где обозы, ку­ да тянутся телефонные про­ вода, где склады. Но на об­ ратном пути его задержали дозорные и повели в леа Зачем и куда ведут — он не знал. Может, и на рас­ стрел? Но Сережка улучил момент и спрыгнул под от- ность осознать все значение этой новости. — По 'данным разведки, намечаются удары с двух выступов: с севера и юга. Стало быть, мы будем на направлении главного уда­ ра. — По штабной карте скользнул конец указки. Сергей Георгиевич отошел от карты, всмотрелся в лица товарищей. — Проверьте еще раз боевую готовность, усильте бдительность, обо всем замеченном немедленно докладывайте... Немцы под­ готовили мощный брониро­ ванный кулак из танков но­ вых конструкций. Товарищ Бураков, покажите макеты фашистских «зверей», — сказал Колесников началь­ нику штаба. Подполковник Бураков поставил на стол небольшой фанерный ящик, вытащил из него крохотный танк, похо­ жий на игрушку из детского магазина. — Это — макет танка «Пантера», — начал Бура­ ков. — Сам танк весит со­ рок три с половиной тонны. — Ого! — протянул Куп- рий, качнув головой. — Ка­ кая нужна упряжка, чтобы сдвинуть его с места? — Из ста тридцати ло­ шадей... Колесников понимал, что Куприй своими иронически­ ми вопросами создает опре­ деленное настроение — сни­ мает напряжение и страх. — Для пушек из ураль­ ской стали и «Пантеры» не страшны, —заметил в тон ему капитан Чикуров. — Одолеем! «Ну, что же, — подумал Колесников. — моральный дух людей крепок, а это важнее, чем крепость ста­ ли». I — Советую подпускать танки на 500—400 метров и поражать прямым выстре­ лом с открытых позиций, — сказал он, закрывая сове­ щание. В 2 часа 20 минут 600 орудий одновременно удари­ ли по позициям 9-й немец­ кой армии, готовившейся к наступлению на Курск. В числе этих 600 были и 72 орудия бригады Колеснико­ ва. Огонь советских бата­ рей нанес немцам огромный урон, деморализовал вой­ ска, задержал начало их на­ ступления, намеченное на 3 часа утра 5 июля. Но на­ ступление противника, хотя и с опозданием, началось. Фашисты не сломили сопро­ тивления советских войск, и наша армия перешла в на­ ступление. К ночи следующего дня наступающие достигли рубе­ жа у небольшой речушки Свапа. Некоторые подразде­ ления успели переправиться на правый берег и закре­ питься там. Командир батальона ка­ питан Юрченко высмотрел удобную площадку для пу­ шек. — Батарейку бы сюда, — мечтательно сказал он май­ ору Коваленко. — Как ее сюда, через реку, доставишь? Моста-то нет, — возразил Коваленко. — На руках. Весь ба­ тальон подниму! — загорел­ ся Юрченко. — Лично я — за, а вот с командованием дивизиона надо поговорить. В дивизионе только что получили приказ о дальней­ шем наступлении и обдумы­ вали разные варианты ар­ тиллерийского обеспечения, когда в землянку вошли Коропец и Юрченко. Рас­ сказали о своей затее. Она всем понравилась. — Мы нашли целый склад толстых веревок, при­ вяжем к пушке и потянем, — выкладывал детали Юр­ ченко. — Плот можно сде­ лать из бревен. На берегу их много, видимо, кто-то приготовил для блиндажей и не успел использовать. Все обдумали, взвесили и решили переправить первую батарею. Народ там здоро­ вый, выносливый, коллектив спаянный. Вслед за первой потянули вторую. Затем — третью и четвертую. Снаряды приш­ лось передавать по цепочке из рук в руки. Рано утром батарея раз­ вернулась на правом берегу Свапы. Когда на востоке по­ казался багровый солнечный диск, с запада, со стороны Саборовки, донесся рев тан­ ковых моторов. Этот специ­ фический цул, который ни с чем нельзя спутать, первым на батарее услышал часовой Бирюков. Шли танки до­ вольно нахально, на боль­ шой скорости, не открывая огня. Артиллеристы подпу­ стили их на расстояние пя­ тисот метров. — Первому взводу, по головному танку, два снаря­ да беглым, огонь! После первого выстрела танк вздрогнул, после вто­ рого из него посыпались искры, и он вспыхнул пламе­ нем. — Горит! — крикнул ко­ мандир орудия Ляпунов. — Второму взводу, по следующему танку, два сна­ ряда беглым, огонь! Вражеские машины за­ медлили ход, словно коле­ бались: идти им дальше или вернуться? С разных сторон слышались окающие коман­ ды «огонь!» — Ипатова, ака­ ющие — «а-а-гонь!» — Ляпунова; резкие, краткие, словно пистолетные выст­ релы «огонь!» — Дубинина: протяжные, на украинский манер «о-о-гонь!» — Ивана Черненко. В течение какой-нибудь четверти часа на окраине Саборовки запылали шесть немецких танков. Седьмой танк и бронетранспортер были подбиты сосредото­ ченным огнем двух других батарей. Увидев, как го­ рят хваленые немецкие ма­ шины от огня наших пушек, артиллеристы почувствова­ ли себя совсем уверенно и твердо. Волна за волной шли танки, волна за волной гремели выстрелы, а поле превращалось в кладбище исковерканного металла... Немцы снова откатывались на исходные позиции. Подписывая боевое доне­ сение о том, что бригада от­ била атаки двухсот пятиде­ сяти танков, Колесников го­ ворил: — Пройдут годы, и мы с гордостью будем вспоми­ нать, что были участниками величайшего в истории сра­ жения. т. ТИМИН, участник боев за осво­ бождение липецкого края от фашистских за­ хватчиков, ветеран 1 2-й артиллерийской дивизии. Их именами названы улицы СОЛДАТСКИЕ ПИСЬМА Всякий раз, когда в часы же купать лошадей. Она отдыха выхожу на улицы родного города, непременно. заглядываю на тихую улоч­ ку имени Юрия Смирнова. Нет, самого Юрия я не зна­ ла, и не могла знать, но однажды случай свел меня с его матерью. И я полюби­ ла этого человека... Было это несколько лет назад, когда я работала за­ ведующей клубом в одной из воинских частей страны. К нам приехала по приглаше­ нию солдат отличного под­ разделения мать Героя Со­ ветского Союза Юрия Смир­ нова. Мы, конечно, все зна- . ли биографию легендарного танкиста, который добро­ вольцем ушел на фронт, что­ бы отомстить за погибшего отца. Юра *храбро дрался, был отважным, находчивым бойцом. Ко однажды его танк загорелся, и раненого Юрия схватили фашисты. Начали пытать. Немцам бы­ ло важно получить сведения о расположении танковых войск и наличии техники. Но Смирнов молчал. Тогда немецкий генерал приказал сколотить крест и прибить к нему гвоздями советского солдата... Фашистские из­ верги распяли Юру Смирно­ ва... Принимая нечеловече­ ские муки, он молчал. За геройский поступок, за пример мужественного слу­ жения Родине Юрию пос­ мертно было присвоено зва­ ние Героя Советского Союза. Мария Федоровна Смир­ нова, получив весть о гибе­ ли Юрия, была потрясена. Она потеряла единственного сына. И все, что оставалось от него — солдатские треу­ гольники писем. «Дорогая мама, я тебя очень прошу, не расстраивайся, береги свое здоровье. Мне тоже нелегко, но я все время ду­ маю о том, как бы отом­ стить за папу». И Юра ге­ ройски сражался, мстил вра­ гу за гибель отца. В жесто­ ких боях на Витебском на­ правлении он был ранен в лицо. «Ранение легкое, — успокаивает он мать в своем письме из госпиталя. — Слушай, мама! Мы дали немцу крепко по зубам и отбросили его на 18 км. Вы­ лечусь и снова на фронт. Скорее хочется попасть в свою часть — она мой вто­ рой долг... Если бы ты зна­ ла, как я рвусь туда! Буду мстить, мстить!». Письма с фронта. В них и сынрвья ласка, и вести об успехах наших войск, и при­ веты знакомым девушкам. Мать читает, читает их, и кажется ей, что сын жив. Она закрывает глаза и видит своего Юру. То он босоно­ гий, светловолосый маль­ чишка пускает бумажные кораблики, то скачет к Ун- дала ему жизнь, она стара­ лась, чтобы он рос здоровым и счастливым. Но пришли фашисты, и сын сделал все, что мог сделать во имя Ро­ дины. А потом пошли письма от боевых друзей Юры. Они клялись беспощадно мстить за муки своего товарища. Каждый обещал воевать за двоих: за себя и за Юру. «Единственное мое утеше­ ние, — отвечала бойцам Мария Федоровна, — что сын сумел молчать под пыт­ ками, не предал Родину. Милые мои, прошу отом­ стить фашистам за Юру, за его страдания и страшную боль, за мое неутешное го­ ре...». «Приезжайте к нам, и вы найдете верных и любящих сыновей», —написали в од­ ном из писем гвардейцы. Мария Федоровна собралась и поехала на фронт. И только там, в суровой фрон­ товой обстановке, в кругу боевых друзей Юрия, она словно очнулась от оцепене­ ния .ощутила в себе новую силу, возвращающую ее к жизни. И чем больше вгля­ дывалась она в суровые, об- \ ветренные лица солдат, тем больше казалось ей, что в этих молодых бойцах она узнает черты своего сына. Да, все они были ее сы­ новья, а она был$ для них мать, заботливая и лю­ бящая. После войны М. Ф. Смир­ нову пригласили в Москву. В беседе с ней Михаил Ивано­ вич Калинин сказал: «Я знаю, солдаты зовут вас ма­ терью. Это хорошо! Если не очень трудно, рассказывайте молодежи о сыне. Ей очень нужны светлые, чистые при­ меры жизни». И мать нашла в себе си­ лы преодолеть сжимающую сердце боль. Она пошла " к молодежи, стала рассказы­ вать о сыне, о его подвиге. — В своем служении Ро­ дине будем такими же му­ жественными, каким был ваш сын Юрий, — клянут­ ся и сегодня воины-комсо­ мольцы, глядя в глаза мате­ ри Героя. На Витебщине, где совер­ шил свой подвиг Ю. Смир­ нов. свято чтут его память. В Дубровинском районе его именем назван совхоз, на центральной усадьбе которо­ го сооружена мемориальная арка в честь война-героя. На мраморной плите высече­ на краткая биография Юрия и описание его подвига. Имя героя-комсомольца носят многие пионерские дружины. На могиле Юрия всегда све­ жие живые цветы. Н. МОРОЗОВА. г .Липецк. Родился Иван Михайлович Кулешов в дерезне Знаменка Даиковского района. С дет­ ских лет его отличали тяга к знаниям, ж и е я я любозна­ тельность. Это поначалу и определило выбор профес­ сии. После окончания педа­ гогического техникума де­ вятнадцатилетний комсомо­ лец руководил начальной школой в селе Вязово. Спу­ стя три года Иван был при­ зван на военную службу в Балтийский флот. Здесь он быстро освоил основы мор­ ского дела и решил навсег­ да связать свою судьбу с морем. Отлично окончив школу в Кронштадте, был направлен на подводную лодку. Иван становится вожаком комсо­ мольской организации ко­ рабля. В 1940 году, успеш­ но выдержав конкурсные экзамены, он был зачислен в Военно-политическую ака­ демию имени В. И. Ленина. Великая Отечественная война застала Ивана Ми­ хайловича на линкоре «Ма­ рат», где он проходил ста­ жировку. Затем был переве­ ден на быстроходный траль­ щик и как дублер военкома корабля участвовал в бое­ вых действиях, а потом служил в политотделе Волж­ ской военной флотилии. На­ ходясь на различных долж­ ностях в политорганах, ком­ мунист Кулешов освобождал Кавказ, Крым, Севастополь, Одессу, принимал участие в сражениях Азовской и Ду­ найской флотилий. С 1954 года капитан пер­ вого ранга И. М. •Кулешов возглавляет отдел пропаган­ ды и агитации флота на Балтике. Потом был назна­ чен начальником политот­ дела Севастопольского Выс-1 шего военно-морского учили­ ща. Спустя четыре года после окончания высших академических курсов, стал начальником Центрального военно-морского музея в Ленинграде. Более 14-ти лет он руководил коллективом научных работников сокро­ вищницы морской славы нашей Родины. Уйдя по возрасту в запас, Кулешов активно взялся за реставра­ цию и восстановление Чес­ менской церкви. В этом по­ мещении он создал экспо­ зицию «Чесменская победа», которая была открыта в де­ кабре 1977 года. Теперь фи­ лиал ожидает миллионного посетителя! Как член общества «Зна­ ние» И. М. Кулешов ведет большую лекторскую работу по пропаганде боевых и ре­ волюционных традиций оте­ чественного флота не толь­ ко в Ленинграде, но и в дру­ гих городах страны. Все свои знания ветеран отдает делу воспитания нового поколе­ ния в духе любви и предан­ ности Родине. М. ЕФИМОВ, зав. сектором ЦВМ. На снимке: И. М. Куле­ шов. * ВЕТЕРАН ОСТАЕТСЯ В С Т Р О Ю Славная биография у ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Сою­ за Николая Федоровича Жуковского. О его подвиге, совершенном в суровые годы войны, знают многие в производственном объедине­ ния «Липецкий тракторный завод». Знают здесь н о его умении работать. Недаром ве­ теран за выдающиеся успехи в социалистиче­ ском соревновании награжден орденом Ок­ тябрьской революции. Сегодня Николай Федорович много сил н энергии отдает работе с молодежью. Он—ча­ стый гость заводских комсомольско-молодеж­ ных бригад. Его можно видеть на слетах при­ зывников, на конкурсах мастерства выпускни­ ков ПТУ. Ветеран'и сегодня в строю. На снимке: Н. Ф. Жуковский. Фото В. Лузукова. МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ КТО ПЛАТИТ ЖИЗНЬЮ «Наши чувства — это единственное, что у нас есть», — говорит художник Машу в спектакле по пьесе Ива Жамиака «Месье Амиль- кар, или человек, который платит», поставленном ре­ жиссером И. Райхельгаузом в Липецком областном дра­ матическом театре имени Л. Н. Толстого. Эти слова по праву можно считать лейтмотивом всей пьесы 'И. Жамиака, французского драматурга, чье творчество направлено на изобличение пороков буржуазного общест­ ва, где все подлежит купле- продаже, где на деньги мож­ но приобрести любовь, при­ вязанность, дружбу. ...Высококвалифицирован­ ный бухгалтер Александр' Амилькар (артист Ю. Ша­ пиро), обделенный дружбой, не имеющий семьи, хочет ку­ пить себе «полный комп­ лект»: жену, дочь, друга. Несомненно, что его покуп­ ка делалась с надеждой на то, что люди, к которым он обратится со своим предло­ жением, категорически отка­ жутся от него, и он, Алек­ сандр Амилькар поверит, что в этом мире существует иск­ ренность, что истинные чело­ веческие чувства выше де­ нег. Небезынтересна трактовка образа Амилькара, которую создал Ю. Шапиро. Его Амилькар, безусловно, по­ следователен в своем замыс­ ле, тверд, расчетлив но, возможно, подлинная идея своеобразного эксперимента А. Амилькара глубже и многоплановее, чем ее вопло­ щает актер. Ведь замысел героя спектакля — это свое­ образная игра, в чем-то же­ стокая, бесчеловечная, но все-таки игра. В исполнении Ю. Шапиро Амилькар — законченный делец, покупа­ тель, даже не испытываю­ щий и малой радости от по­ купки. Итак, решительного отка­ за предложение Амилькара не получает. Машу (заел, арт. РСФСР В. Пономарев) голоден, у девушки с улицы (арт. М. Боброва) нет при­ личного крова и постоянного заработка, и они на 15 часов в сутки становятся в доме Амилькара Леоном и Вир- жинией. Немногим дольше сопротивляется актриса Эле­ онора Дюрок. Но и она за определенную мзду согла­ шается играть роль «возлюб­ ленной» месье Амилькара. А поскольку он платит всем км деньги, то требует того, чего хочет сам: сначала «прокрутить» снова и снова сцену встречи «возлюблен­ ной» своего супруга, потом доказать дружескую привя­ занность и нуждаемость в его персоне. Идет игра. Элеонора Дюрок, талантли­ вая актриса (арт. С. Погреб, няк) объясняется в любви Амилькару так, что он верит ей, но бьют часы, отмеряю- !(щие «рабочее» время, и он Iпонимает, что «возлюблен- I ная» действовала по контрак­ ту... 1 В комедии довольно про- ! зрачно показан характер «протеста» так называемой ультралевой революционно­ сти (течение, которое иаби- ; рало на Западе силу в годы | работы автора над пьесой). Это приятель Виржини По­ ло (артист В. Зинов). В мо­ мент прихода в дом Амилька­ ра он бросает «благополуч­ ному» буржуазному семейст­ ву резкие обвинения в потре­ бительском отношении к жиз­ ни. Когда же обозначается проблеск надежды на возлгож- Iное обогащение, связанное с женитьбой на Виржииии, то новоявленный «революцио­ нер» довольно быстро пере­ ходит от обличения к призы­ ву исполнять требования «ро­ дителя» — работодателя. Это еще один немаловажный штрих к картине современно­ го буржуазного общества. Актер В. Зинов выполняет авторские и режиссерские требования, хотя сама роль, выписанная несколько прямо­ линейно, не смогла дать ак­ теру широких возможностей для творчества. Вся «честная» компания, нанятая Амилькаром, зани­ мается распродажей своих чувств, но вот появляется Мелия, мать Элеоноры, и ставит все точки над «и». Она единственный человек, который не может поверить в то, что ее дочь за деньги торгует своей душой, что внучка — не ее внучка, что друг, совсем не друг, а че­ ловек, которому платят. Ме­ лия уезжает из дома Амиль­ кара, но, пожалуй, именно она переворачивает с таким трудом налаженный «семей­ ный» быт. Здесь надо отдать должное заслуженной артист­ ке РСФСР Ю. И. Ганиной, которая очень органично по­ казывает человека, совершен­ но неприемлющего покупно­ го счастья, человека, который даже поверить не может в возможность подобных взаи­ моотношений. Даже обижен­ ная Мелия остается по-преж­ нему любящей матерью, за­ ботливой бабушкой... . Первым от Амилькара, ухо­ дит Машу, но прежде' он бросает ему вызов тем, что дарит портрет Элеоноры. Да­ рит, потому что истинный друг не продает своих сок­ ровенных чувств, своего-серд­ ца, собственного таланта.. За­ служенный артист РСФСР В. Пономарев глубоко про­ чувствовал свою роль. Его герой — трагикомическая личность, это человек, кото­ рый признает только подлин­ ные чувства, но ради куска хлеба принужденный при­ творяться и лгать. Контракт кончается. Алек­ сандр Амилькар , остается один. Эксперимент завершен. Он, небогатый служащий, признается своему хозяину, что использовал в личных целях служебную кассу. Ему грозит суд, но и это не пу­ гает Амилькара. Ему нечего и некого терять. К Амилька­ ру приходит Элеонора. Она просит его поверить ей, пред­ лагает жизнь вдвоем «не по контракту», но теперь Алек­ сандр, как недавно Элеонора, с усмешкой прерывает ее речь. Человек, однажды про- дазший свои чувства, не мо­ жет быть до конца правди­ вым. Также как и купивший чувства не верит никому и ничему. Ложь и деньги —г. вот тот страшный порок бур­ жуазного общества, который засасывает всех, независимо от положения, звания и вос­ питания. Оскорбленная Элеонора (действительно оскорблен­ ная?) в сердцах бросает Амилькару: «Вас надо убить!». Убить? — Выстрел. Александр Амилькар, чело­ век, который платит, конча­ ет жизнь самоубийством. В мире денег нечего ждать истинных чувств, истинной любви, истинной дружбы. И если в начале пьесы Амиль- ' кар еще немного верит в победу духовного начала в человеке, то в конце всем его надеждам приходит крах. Пусть Машу уходит, не дож­ давшись окончания контрак­ та, ведь он согласился на него. Пусть Элеонора теперь говорит о своей любви, она говорила о ней п «по кон­ тракту», и ее слезы были слезами талантливой актри­ сы. Несомненной актерской уда­ чей является исполненная ар­ тисткой С. Погребняк роль Элеоноры. Актриса сумела передать противоречие в характере героини, ее сомне­ ния во время заключения контракта и разыгрываемого в доме Амилькара пред­ ставления. С. Погребняк удалось показать в сущности горькое одиночество Элео­ норы, которая соглашается исполнять свою роль, мо­ жет быть по тем же моти­ вам, по которым Амилькар пытается купить себе спут­ ников жизни. Шанр спектакля определен как комедия. Что ж, необыч­ ный сюжет, тонкий юмор, ярко выписанные главные роли, гротесковые ситуации действительно отвечают ко­ медийному жанру. Но что это за комедия? Смех в ней идет от безысходности чело­ века в мире, где правит чи­ стоган. Это смех сквозь сле­ зы! Многоаспектную нравст­ венную проблему поставил Липецкий областной драма­ тический театр имени Л. Н. Толстого в своем новом спек­ такле. Проблему, которая в условиях обострения идеоло­ гической борьбы двух систем занимает особое место. Это— проблема ценности человека, его мировосприятия, его чест­ ности, искренности. Мир, где власть и собственность при­ надлежат избранным, форми­ рует человека, способного на любое предательство ради денег, ради успеха в жизни. Но даже в этих условиях человек может остаться са­ мим собой, сохранить свою индивидуальность, не подчи­ ниться всесильной власти де­ нег. И тогда он жестоко су­ дит продажный мир, учит нас видеть за яркой витриной су­ щество буржуазного общест­ ва. Таким образом, на быто­ вом фоне спектакля подни­ маются крупные социально- политические вопросы. Выбор комедии «Месье Амилькар, или человек, ко­ торый платит» — показатель зрелости нашего театра, его возросших творческих ' воз­ можностей. Взята непростая для советского зрителя пьеса, где переплетаются, перепу­ тываются жизнь и игра, где игра оказывается жизнью, а жизнь игрой, где людям не остается ничего более, как уход от действительности в атмосферу фальши. Спектакль интересно оформ­ лен, удачны костюмы. Хо­ чется верить, что липецкий зритель сумеет по достоинст­ ву оценить работу коллекти­ ва нашего театра. О. РУДНЕВА, г. Липецк. ПРЕДЛАГАЕТ С выставки, развернутой в Вологодском областном крае­ ведческом музее, отправились в магазины изделия народных промыслов. Путь к прилавку им обеспечило созданное в го­ роде объединение «Надомник». «НАДОМНИК» Новому предприятию — всего месяц, но покупатели уже смогли оценить его первую продукцию — сувенирные де­ ревянные ложки, тканые по­ ловички. (Корр. ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz