Ленинское знамя. 1983 г. (г. Липецк)
----------------------------------------- ПАМЯ ТЬ -------------------------------------- УКРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЫ Чем дальше уходят в исто рию великие события октяб ря 1917 года, тем больше мы стараемся узнать о лю дях, которые, не щадя жиз ни, боролись за власть Со ветов. К их числу принадле жит и уроженец Липецкой области Константин Тихоно вич Очкасов, похороненный 10 ноября 1917 года у Кремлевской стены... Бои за установление Со ветской власти на улицах Москвы начались 27 октября и продолжались семь дней. Первыми в схватку с юнке рами на Красной площади вступили революционные солдаты — двинцы. Так на зывали солдат Двинского участка Северного фронта, арестованных и заключенных в Двинскую крепость за от каз продолжать войну и тре бование передачи власти Со ветам. Упорные бои шли в центре Москвы. Особенно ожесточенными они были после захвата юнкерами Кремля и расстрела ими ре волюционных солдат арсе нальной команды и 56-го за пасного пехотного полка, нес ших гарнизонную службу в Кремле. На помощь восставшим Москвы прибывало подкреп ление из Иваново-Вознесенс ка, Коврова, Тулы, Павлов ского посада, Серпухова, Мытищ и других городов Подмосковья. Прибыли два отряда балтийских моряков и бронепоезд из Петрограда. В боях участвовали и солда ты Московского гарнизона. Храбро сражались солдаты телеграфно - прожекторного и 192-го запасного пехотно го полков. Эти полки, одни ми из первых вставшие на сторону революции, были в основном укомплектованы' выписанными из московских госпиталей фронтовиками. Благодаря самоотверженным и отважным действиям этих подразделений, кольцо во круг контрреволюционных сил сжималось. Установив на Никольской улице (ныне улица имени 25 октября) орудие, артиллеристы 2-го ноября прямой наводкой об стреляли Никольские ворота Кремля. Засевшие там юнке ра сдались. К исходу того же дня, приняв условия без оговорочной капитуляции, прекратил свое существова ние контрреволюционный «Комитет общественной без опасности». Революция победила. Но победа досталась дорогой ценой: погибло более 300 красногвардейцев и солдат, госпитали были переполнены ранеными. Газеты первых дней рево люции печатали списки уби тых и раненых, солдат и красногвардейцев. В газете «Утро России» за 9 ноября сообщалось и об умершем от ран солдате 192 запасно го пехотного полка Констан тине Тихоновиче Очкасове, героически сражавшемся с юнкерами. В одном из архи вов нам удалось установить, что солдат Константин Тихо нович Очкасов является уро женцем Раненбургского уез да Рязанской губернии—ны не Зто земли Липецкой об ласти. К сожалению, ни на звания села, где он родился, ни его возраста, ни состава семьи не указано. Возможно, на родине Очкасова в одном из неизвестных нам сел жи вут его родственники. Не ис ключено, что у них есть и фотография героя. Мы обращаемся к липча нам с просьбой: сообщите, пожалуйста, все, что извест но о К. Т. Очкасове. Мате риалы направляйте по адре су: 103050, Москва, ул. Горь кого, д. 21. Центральный му зей революции СССР — клуб юных историков и краеведов. „я В. ФИРСОВ, член совета клуба юных историков н краеведов Центрального музея революции СССР. Се годня в выпуске: А ЗА УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ А ЭПИЗОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ А СОЛДАТЫ ЗОВУТ ЕЕ МАТЕРЬЮ ВОЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКАЯ | СТРАНИЦА МОРСКАЯ ДУША Те из липчан, кому дово дилось бывать у нас в Ле нинграде, несомненно, пом нят величественный архитек турный памятник на улице Ленсовета, именуемый Чес менской церковью. Она бы ла построена в честь исто рической победы русского флота над турецким. Конеч но, многие из вас заходили в нее, ибо теперь здесь раз мещается филиал Централь ного военно-морского музея, экспонаты которого расска зывают о чесменской победе. Но далеко не каждый из липчан мог знать, что весь этот материал по крупицам собран вашим земляком, ка питаном первого ранга И. М. Кулешовым. Ему принадле жит и сама идея реставра ции памятника истории . О ТОМ, что на фронт с Урала прибывает артиллерийская ди визия, полковник Ко лесников узнал от генера ла Слышкина. Они давние сослуживцы: генерал вот уже год командовал Сивашской дивизией, а полковник диви зионной артиллерией. Ко лесников хотя и был лет на двадцать моложе Слышкина, но генерал любил поговорить с ним, поспорить. Вот и сейчас Слышкин, сообщив о предстоящем при бытии пушкарей, спросил: — Как вы полагаете, пол кос, заросший кустарником. Конвоиры палили, орали, но мальчишка ушел. Это было боевое крещение. С тех пор вся его жизнь связана с Красной Армией: был бой цом, курсантом, командо вал взводом, батареей, диви зионом, полком. Он вышел к ожидавшим его командирам полков и дивизионов, вызванным на командный пункт бригады, поздоровался и без преди словий сообщил о предуп реждении ставки Верховно го Главнокомандования. Сде лал паузу, давая возмож Из ф р о нтового блокнота К РЕПЧЕ СТАЛИ ковник, это простой рост на шей боевой мощи или Вер ховный что-то задумал? На пример, генеральное наступ ление на Курск — Харьков — Киев? — Слышкина осо бенно манило это направле ние. — Видите ли, Афанасий Никитич, думать и знать это разные вещи. Наступать мы все равно будем: иначе вра га не выгонишь с захвачен ной территории. А наступать с пушками, сами знаете, и надежнее, и веселее. — Ко лесников новость восприняв без особых эмоций, тогда еще не зная, что факт при бытия подкрепления коснется его самого и внесет сущест венную поправку в судьбу. Не прошло и недели,' как его назначили командиром одной из бригад, входящих в состав прибывающей диви зии. Человек он был опыт ный и еще до знакомства с личным составом ’ бригады предвидел, что из глубоко го тыла прибыли люди не обстрелянные. Сразу взялся учить новичков'. За весну и лето Колесников сделал все возможное, чтобы подгото вить бригаду к любым ис пытаниям. Занятия не прек ращал и тогда, когда под разделение заняло боевые порядки в первом эшелоне в районе Поныри-Малоархан- гельск. Изменился лишь ха рактер занятий. Если во втором эшелоне батареи стреляли по площадям, где располагался условный про тивник, и по макетам тан ков, то теперь впереди на ходился настоящий враг. Настал июнь. Фронтовики понимали: коль два лета подряд немцы наступали, а зимой оборонялись, значит теперь скоро вновь двинутся вперед. А ставка Верховного Главнокомандования преду преждала, что между вторым и шестым июля возможен переход немцев в наступле ние. Перед сражением вспоми нается прошлое. Память как бы подводит итог пройден ному, как строгий судья, спрашивает: все ли ты сде лал, что должен был сделать, и так ли сделал, как следо вало? Вспомнилось, как пят надцатилетним парнишкой, он, Сережа Колесников, от правился в разведку на станцию, занятую колчаков цами. Все высмотрел: где пушки стоят, где обозы, ку да тянутся телефонные про вода, где склады. Но на об ратном пути его задержали дозорные и повели в леа Зачем и куда ведут — он не знал. Может, и на рас стрел? Но Сережка улучил момент и спрыгнул под от- ность осознать все значение этой новости. — По 'данным разведки, намечаются удары с двух выступов: с севера и юга. Стало быть, мы будем на направлении главного уда ра. — По штабной карте скользнул конец указки. Сергей Георгиевич отошел от карты, всмотрелся в лица товарищей. — Проверьте еще раз боевую готовность, усильте бдительность, обо всем замеченном немедленно докладывайте... Немцы под готовили мощный брониро ванный кулак из танков но вых конструкций. Товарищ Бураков, покажите макеты фашистских «зверей», — сказал Колесников началь нику штаба. Подполковник Бураков поставил на стол небольшой фанерный ящик, вытащил из него крохотный танк, похо жий на игрушку из детского магазина. — Это — макет танка «Пантера», — начал Бура ков. — Сам танк весит со рок три с половиной тонны. — Ого! — протянул Куп- рий, качнув головой. — Ка кая нужна упряжка, чтобы сдвинуть его с места? — Из ста тридцати ло шадей... Колесников понимал, что Куприй своими иронически ми вопросами создает опре деленное настроение — сни мает напряжение и страх. — Для пушек из ураль ской стали и «Пантеры» не страшны, —заметил в тон ему капитан Чикуров. — Одолеем! «Ну, что же, — подумал Колесников. — моральный дух людей крепок, а это важнее, чем крепость ста ли». I — Советую подпускать танки на 500—400 метров и поражать прямым выстре лом с открытых позиций, — сказал он, закрывая сове щание. В 2 часа 20 минут 600 орудий одновременно удари ли по позициям 9-й немец кой армии, готовившейся к наступлению на Курск. В числе этих 600 были и 72 орудия бригады Колеснико ва. Огонь советских бата рей нанес немцам огромный урон, деморализовал вой ска, задержал начало их на ступления, намеченное на 3 часа утра 5 июля. Но на ступление противника, хотя и с опозданием, началось. Фашисты не сломили сопро тивления советских войск, и наша армия перешла в на ступление. К ночи следующего дня наступающие достигли рубе жа у небольшой речушки Свапа. Некоторые подразде ления успели переправиться на правый берег и закре питься там. Командир батальона ка питан Юрченко высмотрел удобную площадку для пу шек. — Батарейку бы сюда, — мечтательно сказал он май ору Коваленко. — Как ее сюда, через реку, доставишь? Моста-то нет, — возразил Коваленко. — На руках. Весь ба тальон подниму! — загорел ся Юрченко. — Лично я — за, а вот с командованием дивизиона надо поговорить. В дивизионе только что получили приказ о дальней шем наступлении и обдумы вали разные варианты ар тиллерийского обеспечения, когда в землянку вошли Коропец и Юрченко. Рас сказали о своей затее. Она всем понравилась. — Мы нашли целый склад толстых веревок, при вяжем к пушке и потянем, — выкладывал детали Юр ченко. — Плот можно сде лать из бревен. На берегу их много, видимо, кто-то приготовил для блиндажей и не успел использовать. Все обдумали, взвесили и решили переправить первую батарею. Народ там здоро вый, выносливый, коллектив спаянный. Вслед за первой потянули вторую. Затем — третью и четвертую. Снаряды приш лось передавать по цепочке из рук в руки. Рано утром батарея раз вернулась на правом берегу Свапы. Когда на востоке по казался багровый солнечный диск, с запада, со стороны Саборовки, донесся рев тан ковых моторов. Этот специ фический цул, который ни с чем нельзя спутать, первым на батарее услышал часовой Бирюков. Шли танки до вольно нахально, на боль шой скорости, не открывая огня. Артиллеристы подпу стили их на расстояние пя тисот метров. — Первому взводу, по головному танку, два снаря да беглым, огонь! После первого выстрела танк вздрогнул, после вто рого из него посыпались искры, и он вспыхнул пламе нем. — Горит! — крикнул ко мандир орудия Ляпунов. — Второму взводу, по следующему танку, два сна ряда беглым, огонь! Вражеские машины за медлили ход, словно коле бались: идти им дальше или вернуться? С разных сторон слышались окающие коман ды «огонь!» — Ипатова, ака ющие — «а-а-гонь!» — Ляпунова; резкие, краткие, словно пистолетные выст релы «огонь!» — Дубинина: протяжные, на украинский манер «о-о-гонь!» — Ивана Черненко. В течение какой-нибудь четверти часа на окраине Саборовки запылали шесть немецких танков. Седьмой танк и бронетранспортер были подбиты сосредото ченным огнем двух других батарей. Увидев, как го рят хваленые немецкие ма шины от огня наших пушек, артиллеристы почувствова ли себя совсем уверенно и твердо. Волна за волной шли танки, волна за волной гремели выстрелы, а поле превращалось в кладбище исковерканного металла... Немцы снова откатывались на исходные позиции. Подписывая боевое доне сение о том, что бригада от била атаки двухсот пятиде сяти танков, Колесников го ворил: — Пройдут годы, и мы с гордостью будем вспоми нать, что были участниками величайшего в истории сра жения. т. ТИМИН, участник боев за осво бождение липецкого края от фашистских за хватчиков, ветеран 1 2-й артиллерийской дивизии. Их именами названы улицы СОЛДАТСКИЕ ПИСЬМА Всякий раз, когда в часы же купать лошадей. Она отдыха выхожу на улицы родного города, непременно. заглядываю на тихую улоч ку имени Юрия Смирнова. Нет, самого Юрия я не зна ла, и не могла знать, но однажды случай свел меня с его матерью. И я полюби ла этого человека... Было это несколько лет назад, когда я работала за ведующей клубом в одной из воинских частей страны. К нам приехала по приглаше нию солдат отличного под разделения мать Героя Со ветского Союза Юрия Смир нова. Мы, конечно, все зна- . ли биографию легендарного танкиста, который добро вольцем ушел на фронт, что бы отомстить за погибшего отца. Юра *храбро дрался, был отважным, находчивым бойцом. Ко однажды его танк загорелся, и раненого Юрия схватили фашисты. Начали пытать. Немцам бы ло важно получить сведения о расположении танковых войск и наличии техники. Но Смирнов молчал. Тогда немецкий генерал приказал сколотить крест и прибить к нему гвоздями советского солдата... Фашистские из верги распяли Юру Смирно ва... Принимая нечеловече ские муки, он молчал. За геройский поступок, за пример мужественного слу жения Родине Юрию пос мертно было присвоено зва ние Героя Советского Союза. Мария Федоровна Смир нова, получив весть о гибе ли Юрия, была потрясена. Она потеряла единственного сына. И все, что оставалось от него — солдатские треу гольники писем. «Дорогая мама, я тебя очень прошу, не расстраивайся, береги свое здоровье. Мне тоже нелегко, но я все время ду маю о том, как бы отом стить за папу». И Юра ге ройски сражался, мстил вра гу за гибель отца. В жесто ких боях на Витебском на правлении он был ранен в лицо. «Ранение легкое, — успокаивает он мать в своем письме из госпиталя. — Слушай, мама! Мы дали немцу крепко по зубам и отбросили его на 18 км. Вы лечусь и снова на фронт. Скорее хочется попасть в свою часть — она мой вто рой долг... Если бы ты зна ла, как я рвусь туда! Буду мстить, мстить!». Письма с фронта. В них и сынрвья ласка, и вести об успехах наших войск, и при веты знакомым девушкам. Мать читает, читает их, и кажется ей, что сын жив. Она закрывает глаза и видит своего Юру. То он босоно гий, светловолосый маль чишка пускает бумажные кораблики, то скачет к Ун- дала ему жизнь, она стара лась, чтобы он рос здоровым и счастливым. Но пришли фашисты, и сын сделал все, что мог сделать во имя Ро дины. А потом пошли письма от боевых друзей Юры. Они клялись беспощадно мстить за муки своего товарища. Каждый обещал воевать за двоих: за себя и за Юру. «Единственное мое утеше ние, — отвечала бойцам Мария Федоровна, — что сын сумел молчать под пыт ками, не предал Родину. Милые мои, прошу отом стить фашистам за Юру, за его страдания и страшную боль, за мое неутешное го ре...». «Приезжайте к нам, и вы найдете верных и любящих сыновей», —написали в од ном из писем гвардейцы. Мария Федоровна собралась и поехала на фронт. И только там, в суровой фрон товой обстановке, в кругу боевых друзей Юрия, она словно очнулась от оцепене ния .ощутила в себе новую силу, возвращающую ее к жизни. И чем больше вгля дывалась она в суровые, об- \ ветренные лица солдат, тем больше казалось ей, что в этих молодых бойцах она узнает черты своего сына. Да, все они были ее сы новья, а она был$ для них мать, заботливая и лю бящая. После войны М. Ф. Смир нову пригласили в Москву. В беседе с ней Михаил Ивано вич Калинин сказал: «Я знаю, солдаты зовут вас ма терью. Это хорошо! Если не очень трудно, рассказывайте молодежи о сыне. Ей очень нужны светлые, чистые при меры жизни». И мать нашла в себе си лы преодолеть сжимающую сердце боль. Она пошла " к молодежи, стала рассказы вать о сыне, о его подвиге. — В своем служении Ро дине будем такими же му жественными, каким был ваш сын Юрий, — клянут ся и сегодня воины-комсо мольцы, глядя в глаза мате ри Героя. На Витебщине, где совер шил свой подвиг Ю. Смир нов. свято чтут его память. В Дубровинском районе его именем назван совхоз, на центральной усадьбе которо го сооружена мемориальная арка в честь война-героя. На мраморной плите высече на краткая биография Юрия и описание его подвига. Имя героя-комсомольца носят многие пионерские дружины. На могиле Юрия всегда све жие живые цветы. Н. МОРОЗОВА. г .Липецк. Родился Иван Михайлович Кулешов в дерезне Знаменка Даиковского района. С дет ских лет его отличали тяга к знаниям, ж и е я я любозна тельность. Это поначалу и определило выбор профес сии. После окончания педа гогического техникума де вятнадцатилетний комсомо лец руководил начальной школой в селе Вязово. Спу стя три года Иван был при зван на военную службу в Балтийский флот. Здесь он быстро освоил основы мор ского дела и решил навсег да связать свою судьбу с морем. Отлично окончив школу в Кронштадте, был направлен на подводную лодку. Иван становится вожаком комсо мольской организации ко рабля. В 1940 году, успеш но выдержав конкурсные экзамены, он был зачислен в Военно-политическую ака демию имени В. И. Ленина. Великая Отечественная война застала Ивана Ми хайловича на линкоре «Ма рат», где он проходил ста жировку. Затем был переве ден на быстроходный траль щик и как дублер военкома корабля участвовал в бое вых действиях, а потом служил в политотделе Волж ской военной флотилии. На ходясь на различных долж ностях в политорганах, ком мунист Кулешов освобождал Кавказ, Крым, Севастополь, Одессу, принимал участие в сражениях Азовской и Ду найской флотилий. С 1954 года капитан пер вого ранга И. М. •Кулешов возглавляет отдел пропаган ды и агитации флота на Балтике. Потом был назна чен начальником политот дела Севастопольского Выс-1 шего военно-морского учили ща. Спустя четыре года после окончания высших академических курсов, стал начальником Центрального военно-морского музея в Ленинграде. Более 14-ти лет он руководил коллективом научных работников сокро вищницы морской славы нашей Родины. Уйдя по возрасту в запас, Кулешов активно взялся за реставра цию и восстановление Чес менской церкви. В этом по мещении он создал экспо зицию «Чесменская победа», которая была открыта в де кабре 1977 года. Теперь фи лиал ожидает миллионного посетителя! Как член общества «Зна ние» И. М. Кулешов ведет большую лекторскую работу по пропаганде боевых и ре волюционных традиций оте чественного флота не толь ко в Ленинграде, но и в дру гих городах страны. Все свои знания ветеран отдает делу воспитания нового поколе ния в духе любви и предан ности Родине. М. ЕФИМОВ, зав. сектором ЦВМ. На снимке: И. М. Куле шов. * ВЕТЕРАН ОСТАЕТСЯ В С Т Р О Ю Славная биография у ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Сою за Николая Федоровича Жуковского. О его подвиге, совершенном в суровые годы войны, знают многие в производственном объедине ния «Липецкий тракторный завод». Знают здесь н о его умении работать. Недаром ве теран за выдающиеся успехи в социалистиче ском соревновании награжден орденом Ок тябрьской революции. Сегодня Николай Федорович много сил н энергии отдает работе с молодежью. Он—ча стый гость заводских комсомольско-молодеж ных бригад. Его можно видеть на слетах при зывников, на конкурсах мастерства выпускни ков ПТУ. Ветеран'и сегодня в строю. На снимке: Н. Ф. Жуковский. Фото В. Лузукова. МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ КТО ПЛАТИТ ЖИЗНЬЮ «Наши чувства — это единственное, что у нас есть», — говорит художник Машу в спектакле по пьесе Ива Жамиака «Месье Амиль- кар, или человек, который платит», поставленном ре жиссером И. Райхельгаузом в Липецком областном дра матическом театре имени Л. Н. Толстого. Эти слова по праву можно считать лейтмотивом всей пьесы 'И. Жамиака, французского драматурга, чье творчество направлено на изобличение пороков буржуазного общест ва, где все подлежит купле- продаже, где на деньги мож но приобрести любовь, при вязанность, дружбу. ...Высококвалифицирован ный бухгалтер Александр' Амилькар (артист Ю. Ша пиро), обделенный дружбой, не имеющий семьи, хочет ку пить себе «полный комп лект»: жену, дочь, друга. Несомненно, что его покуп ка делалась с надеждой на то, что люди, к которым он обратится со своим предло жением, категорически отка жутся от него, и он, Алек сандр Амилькар поверит, что в этом мире существует иск ренность, что истинные чело веческие чувства выше де нег. Небезынтересна трактовка образа Амилькара, которую создал Ю. Шапиро. Его Амилькар, безусловно, по следователен в своем замыс ле, тверд, расчетлив но, возможно, подлинная идея своеобразного эксперимента А. Амилькара глубже и многоплановее, чем ее вопло щает актер. Ведь замысел героя спектакля — это свое образная игра, в чем-то же стокая, бесчеловечная, но все-таки игра. В исполнении Ю. Шапиро Амилькар — законченный делец, покупа тель, даже не испытываю щий и малой радости от по купки. Итак, решительного отка за предложение Амилькара не получает. Машу (заел, арт. РСФСР В. Пономарев) голоден, у девушки с улицы (арт. М. Боброва) нет при личного крова и постоянного заработка, и они на 15 часов в сутки становятся в доме Амилькара Леоном и Вир- жинией. Немногим дольше сопротивляется актриса Эле онора Дюрок. Но и она за определенную мзду согла шается играть роль «возлюб ленной» месье Амилькара. А поскольку он платит всем км деньги, то требует того, чего хочет сам: сначала «прокрутить» снова и снова сцену встречи «возлюблен ной» своего супруга, потом доказать дружескую привя занность и нуждаемость в его персоне. Идет игра. Элеонора Дюрок, талантли вая актриса (арт. С. Погреб, няк) объясняется в любви Амилькару так, что он верит ей, но бьют часы, отмеряю- !(щие «рабочее» время, и он Iпонимает, что «возлюблен- I ная» действовала по контрак ту... 1 В комедии довольно про- ! зрачно показан характер «протеста» так называемой ультралевой революционно сти (течение, которое иаби- ; рало на Западе силу в годы | работы автора над пьесой). Это приятель Виржини По ло (артист В. Зинов). В мо мент прихода в дом Амилька ра он бросает «благополуч ному» буржуазному семейст ву резкие обвинения в потре бительском отношении к жиз ни. Когда же обозначается проблеск надежды на возлгож- Iное обогащение, связанное с женитьбой на Виржииии, то новоявленный «революцио нер» довольно быстро пере ходит от обличения к призы ву исполнять требования «ро дителя» — работодателя. Это еще один немаловажный штрих к картине современно го буржуазного общества. Актер В. Зинов выполняет авторские и режиссерские требования, хотя сама роль, выписанная несколько прямо линейно, не смогла дать ак теру широких возможностей для творчества. Вся «честная» компания, нанятая Амилькаром, зани мается распродажей своих чувств, но вот появляется Мелия, мать Элеоноры, и ставит все точки над «и». Она единственный человек, который не может поверить в то, что ее дочь за деньги торгует своей душой, что внучка — не ее внучка, что друг, совсем не друг, а че ловек, которому платят. Ме лия уезжает из дома Амиль кара, но, пожалуй, именно она переворачивает с таким трудом налаженный «семей ный» быт. Здесь надо отдать должное заслуженной артист ке РСФСР Ю. И. Ганиной, которая очень органично по казывает человека, совершен но неприемлющего покупно го счастья, человека, который даже поверить не может в возможность подобных взаи моотношений. Даже обижен ная Мелия остается по-преж нему любящей матерью, за ботливой бабушкой... . Первым от Амилькара, ухо дит Машу, но прежде' он бросает ему вызов тем, что дарит портрет Элеоноры. Да рит, потому что истинный друг не продает своих сок ровенных чувств, своего-серд ца, собственного таланта.. За служенный артист РСФСР В. Пономарев глубоко про чувствовал свою роль. Его герой — трагикомическая личность, это человек, кото рый признает только подлин ные чувства, но ради куска хлеба принужденный при творяться и лгать. Контракт кончается. Алек сандр Амилькар , остается один. Эксперимент завершен. Он, небогатый служащий, признается своему хозяину, что использовал в личных целях служебную кассу. Ему грозит суд, но и это не пу гает Амилькара. Ему нечего и некого терять. К Амилька ру приходит Элеонора. Она просит его поверить ей, пред лагает жизнь вдвоем «не по контракту», но теперь Алек сандр, как недавно Элеонора, с усмешкой прерывает ее речь. Человек, однажды про- дазший свои чувства, не мо жет быть до конца правди вым. Также как и купивший чувства не верит никому и ничему. Ложь и деньги —г. вот тот страшный порок бур жуазного общества, который засасывает всех, независимо от положения, звания и вос питания. Оскорбленная Элеонора (действительно оскорблен ная?) в сердцах бросает Амилькару: «Вас надо убить!». Убить? — Выстрел. Александр Амилькар, чело век, который платит, конча ет жизнь самоубийством. В мире денег нечего ждать истинных чувств, истинной любви, истинной дружбы. И если в начале пьесы Амиль- ' кар еще немного верит в победу духовного начала в человеке, то в конце всем его надеждам приходит крах. Пусть Машу уходит, не дож давшись окончания контрак та, ведь он согласился на него. Пусть Элеонора теперь говорит о своей любви, она говорила о ней п «по кон тракту», и ее слезы были слезами талантливой актри сы. Несомненной актерской уда чей является исполненная ар тисткой С. Погребняк роль Элеоноры. Актриса сумела передать противоречие в характере героини, ее сомне ния во время заключения контракта и разыгрываемого в доме Амилькара пред ставления. С. Погребняк удалось показать в сущности горькое одиночество Элео норы, которая соглашается исполнять свою роль, мо жет быть по тем же моти вам, по которым Амилькар пытается купить себе спут ников жизни. Шанр спектакля определен как комедия. Что ж, необыч ный сюжет, тонкий юмор, ярко выписанные главные роли, гротесковые ситуации действительно отвечают ко медийному жанру. Но что это за комедия? Смех в ней идет от безысходности чело века в мире, где правит чи стоган. Это смех сквозь сле зы! Многоаспектную нравст венную проблему поставил Липецкий областной драма тический театр имени Л. Н. Толстого в своем новом спек такле. Проблему, которая в условиях обострения идеоло гической борьбы двух систем занимает особое место. Это— проблема ценности человека, его мировосприятия, его чест ности, искренности. Мир, где власть и собственность при надлежат избранным, форми рует человека, способного на любое предательство ради денег, ради успеха в жизни. Но даже в этих условиях человек может остаться са мим собой, сохранить свою индивидуальность, не подчи ниться всесильной власти де нег. И тогда он жестоко су дит продажный мир, учит нас видеть за яркой витриной су щество буржуазного общест ва. Таким образом, на быто вом фоне спектакля подни маются крупные социально- политические вопросы. Выбор комедии «Месье Амилькар, или человек, ко торый платит» — показатель зрелости нашего театра, его возросших творческих ' воз можностей. Взята непростая для советского зрителя пьеса, где переплетаются, перепу тываются жизнь и игра, где игра оказывается жизнью, а жизнь игрой, где людям не остается ничего более, как уход от действительности в атмосферу фальши. Спектакль интересно оформ лен, удачны костюмы. Хо чется верить, что липецкий зритель сумеет по достоинст ву оценить работу коллекти ва нашего театра. О. РУДНЕВА, г. Липецк. ПРЕДЛАГАЕТ С выставки, развернутой в Вологодском областном крае ведческом музее, отправились в магазины изделия народных промыслов. Путь к прилавку им обеспечило созданное в го роде объединение «Надомник». «НАДОМНИК» Новому предприятию — всего месяц, но покупатели уже смогли оценить его первую продукцию — сувенирные де ревянные ложки, тканые по ловички. (Корр. ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz