Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
17 октября 19В2 г„,№ 241 (16 438)' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ К И Н О Л Е К Т О Р И Й -М О Л О Д Е Ж И У ж е бо лее пяти лет во з главляет ки н о л е кто р и й право вых знаний «М ол од ой человек и закон» в Д о м е культуры Ч а пл ы ги нского завода агрега тов ю рист, адвокат С Н. Л у ч ников. Н едавно состоявш ееся о ч е р е д н ое занятие ки н о л е ктор и я бы ло посвящ ено тем е «С о ветская дем ократия». М ол од ы е рабочие прослуш али бесед у «Труд — свящ енная об язан ность И ;ве л и ко е право гр а ж дан СССР», затем посм отрели докум ентал ьны й ф ильм «Я д р у го й такой страны не знаю». Вечер был заверш ен тем атиче ски м ко н ц ер то м , которы й подготовил и участники завод ско й худ ож еств ен ной сам од ея тельности и во ка л ьно -и нстр у м ентал ьного ансамбля «Э кс пром т» под р уко в о д ств о м С ергея Танчука. • М. НИКОЛАЕВ. КОЛЛЕКЦИЯ РАБОЧЕГО Н еобы чную ко л л е кц и ю с о бирает у ж е м н о го лет р а б о чий - го р н о в о й завода «Сво бод ны й сокол » Владимир А натольевич Панин. В ней на считывается более с о р о ка и з делий: посуда из ф арф ора, предм еты д е ко р ати вн о -п р и кл ад н ого искусства из фаянса р усски х и евр о пе й ски х за во дов, а та кж е кн иги, д р уги е различны е печатны е издания по истории ке р а м и ки . С интересной кол л екцией р а б о ч е го м о гут ознаком иться все ж ел аю щ ие — в эти дни она выставлена в о д н о м из за лов обл астного кр а е в е д че ско го м узея. Н. ЧАБАН. П о э т и ч е с к а я р у б р и к а О С Е Н ь За сел ом у ко л х о зн о го сада Вечер ткет полотно тем ноты . Золотая метель листопада О сы пает тр о п и н ки , кусты . С тудят зо р и на о зе р е . воду. Слыш ен гу д тракторов на ветру, — Э то русская наша природ а, Это осень стоит на посту. П окры вает тум ан ом равнины, И зу м р у д н ую о зи м ь полей, К расны м плам енем спелой СИ рябины П ров ож ает на ю г ж уравлей. В сердц е вспы хнула светлая радость, С ко л ько , осень, в тебе д об роты ! Золотая метель листопада О сы пает тр о п и н ки , кусты ,„ г. Усмань.- А. СУРОВ. В МОСКВЕ, НА ВДНХ СССР, БОЛЬШИМ УС П Е Х ОМ ПОЛЬ ЗУЕТСЯ ЮБИЛЕЙНАЯ Э КСПО ЗИЦИЯ , ПОСВЯЩЕННАЯ 60-ЛЕ- ТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР. (Фотохроника ТАСС), О В Г О Д ЮБИЛЕЯ СТРАНЫ О СЛАВНЫЕ З ЕМ ЛЯКИ Д О ЛГОРУКОВ " ЦЕВ О ХРО Н И КА к у л ь т у р н о й ж и з н и Н а ш а Р о д и н а — С С С Р О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ЭКСПОНАТЫ Каждый денег к нам в музей приходят сотни И вер с интересом знакомятся с историей Д ол горуковского района, узнаю т о его славном прошлом и прекрасном нынешнем-дне. О чем ж е конкретно рассказывают им экспонаты м узея! П О М О Г А Л Г Р У З И Н АМ Старику Андропову перева лило на девятый десяток. В се. ле Долгуша он „ известный долгожитель. А когда-то в мо лодости лихо мчал Андропов в лаве кавалеристов одиннадца той армии.. — На помощь грузинам шли. Чтобы помочь им защитить Советскую власть... Сейчас, под прессом десяти летий, рассказы старика неред ко ограничиваются только эти. ми двумя сло-вами: «Помогал грузинам». Сижу в его доме... Андропов попенял жене за то, что третьего дня прибрала куда-то «документ». Открывает сундук, долго роется в бума гах, находит, наконец, нужный пакет. На удостоверении — фотография Андропова в мо лодости. Тут же значится: «Андропов Сергей Федорович — участник гражданской и Великой Отечественной войн». — И в Отечественную вое вал? — Довелось. — Кем же был? — Стрелком. Среди его наград —- и ме даль «За взятие Кенигсберга». Дед вспоминает, что их ко мандиром в боях за этот го род был грузин. Вспоминаю и я... Мне изве стно, что через ‘ четверть века после гражданской войны и другой наш земляк Михаил Алябьев из деревни Теплинка. был связан с Грузией. Она вы лечила его и поставила на но ги после фронтовых ранений. ' — Больше тебе, солдат, на фронт нельзя, — сказали ему тогда врачи. — Я все равно буду вое вать! — твердо ответил Аля бьев. И через год он стал шах тером в Ткварчели. Ударно «воевал» на трудовом фронте бывший солдат. Пяти летку выполнил за 2 года 7 месяцев. И удостоили его за это в 1946 году звания Героя Социалистического Труда. Сол дат, шахтер. Герой... . Однажды скажутся фронто вые раны... Вместе с углем поднимут на-гора и его... И вот стоит обелиск на улице его имени в го роде Ткварчели. Это тот самый город, через который в годы гражданской войны мчал в ря_ дах кавалеристов одиннадца той армии Сергей Андропов... К А К Д Е Л А Л И ГЕРБ —К октябрьским праздникам 1929 года наша кузнечно-сле сарная школа пришла с хоро шими успехами, — рассказы вает бывший ее заведующий, ветеран партии Василий Ефи мович Пашков. Из района тогда сообщили: пришлют в школу фотографа, чтобы запечатлеть передовой коллектив. О приезде фотогра фа, человека редкой в ту пору профессии, знала вся Стега- ловка. К его приезду готови лись.., • Было решено для фотогра фии в первом ряду среди ра ботников школы поместить герб СССР. Делали его из ме ди и железа. С большой лю бовью и увлеченностью изго товили звезду," '• «земной Шар», серп и молот, колосья, обвитые лентами с названиями Союзных республик. Только начали соединять час ти герба в единое целое, как на пороге появился фотограф. Приехал раньше назначенного времени. Как быть? Решение пришло такое. В первом ряду посадили 'лучшего' выпускника школы, укрепив ему на грудь пятиконечную звезду. Дали ему в руки «земной Шар», что бы он держал‘его чуть ниже звезды. Товарищи, которые си дели справа и слева, прислони ли к «земному шару» коло сья. Получился герб... / Эта фотография была, сдела на в год ' великого перелома, когда на всех фронтах со циалистического строительст. ва шла невиданная борьба -за развитие экономики страны. Время Днепрогэса, Уралма ша, Магнитогорска... Смотрят люди в музее на эту удивительную фотографию и мыслями —. с той знамени той .эпохой, с теми людьми, ко торые под живительными лу чами герба Союза Советских Социалистических Республик перестраивали жизнь по-ново. му. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИ К Первой национальной опе рой узбекского народа была опера «Буран». Написали ее русский и узбек — профессор Московской консерватории Сергей Никифорович (Василенко и его ученик Мухтар Ашрафи. Детство и юношеские годы С. Н. Василенко прошли на долгоруковской земле, в де ревне Царевка. Сергей Ники форович особенно любил здеш нюю природу. В башенке над флигелем, где он жил, был да. же снят верх, чтобы шум ок рестных лесов и парка входил в рабочий кабинет, в партиту ру, чтобы плывущие в небе облака тоже помогали сочи нять музыку... •Еще в ранней молодости долгоруковский паренек побы вал в Средней Азии. С тех пор музыкальная тема Востока по- особому волновала его. Он на. писал много произведений, используя музыкальный фольк лор узбеков, таджиков, турк менов, азербайджанцев. Од нажды взялся за создание опе ры — первой национальной оперы узбекского народа. В со авторы русский композитор пригласил своего лучшего уче. ника Мухтара Ашрафи, буду щего. народного артиста СССР. - Опера «Буран» была написа- - ■ г .ха г *, на в 1938 году. А уже > через ход вместе с Ашрафи Василен- . ко создает другую оперу — ■ «Великий канал». Посвятили ее учитель и ученик ■> Большому • Ферганскому каналу. Опера «Буран» пережила авторов. В прошлом году ч. ее поставили на сцене Кремлев- ского Дворца съездов. у Мухтар Ашрафи, кстати, был не единственным учеником на родного артиста РСФСР и Узбекской ССР С. Н. Василен. ко. У него занимался и про славленный композитор, сын Армении Арам Ильич Хачату рян. Когда в 1972 году отмеча лось столетие со дня рожде ния С. Н. Василенко, мы обра. тились к Араму Ильичу с просьбой поделиться воспоми наниями об учителе. В ответ ном письме Хачатурян с боль шой теплотой рассказал о про фессоре С. Н. Василенко. ГО Л О С УЮ Т «ЗА » ... Наш земляк из села Слепуха Иван Владимирович Космин — член-корреспондент Ака-' демии художеств СССР, заслу женный деятель искусств РСФСР. Когда проходил VIII Чрезвы. чайный съезд Советов, худож нику поручили запечатлеть в рисунках и портретах,его де легатов. Космин присутство вал почти на всех заседаниях съезда, сделал множество за рисовок. Сейчас они находятся в Музее Революции СССР. В Долгоруково имеются их фото, копии. Натурные зарисовки на съезде — одна из лучших ра бот художника. С большой выразительностью удалось ему запечатлеть прекрасные дица лучших людей Страны Советов. Вот осетинка Элита Даурова. На рисунке она как бы вслу шивается в ритм удивительного времени, времени созидания и роста. Портрет женщины из Киргизии... Высокий, с орна ментом головной убор, косы... Облик колхозницы сел 1 #эзар- тели «Социализм» Боголие. вой Турунги запоминается на долго. Она из тех, кто шел в ногу со временем революцион ных преобразований. Есть сре ди зарисовок Космина и такой: делегаты Узбекистана голосуют за принятие решений ■ съезда. Счастливые, гордые лица... Го лосуют люди некогда отста лой окраины России, люди, уве ренные в торжестве коммуни стических идеалов. ИЗ ПЛЕМЕНИ Д Е Р С У -У З А Л А Солдат Разничев после де мобилизации вернулся в род_ ную Лутовку не один; Привез с берегов Амура и ввел в свой дом молодую жену. Хрупкую, статную девушку из нанайско го рода. При первой встрече там, на Дальнем Востоке, озарила она солдата ослепительной улыб, кой; Станцевали первый вальс, так познакомились. Зина по-русски звали ее. Здесь, на долгоруковской земле, с удивлением .смотрит Зина на быструю Сосну, столь маленькую по сравнению с Амуром -г- -могучей рекой ее родины. На- -берегах русской . реки родились- ее дети: два : мальчика и девочка. Аккуратная; стройная, в бе лой кофточке, оттеняющей смуглость ее лица; повела она потом детей в школу. Отец в тот день был занят — убирал урожай. Он, Леонид Тихоно вич, один из лучших механиза. торов колхоза имени Кирова, удостоен за труд ордена и медалей. Его родина стала и роди ной Зины. С А Д У ЦВЕСТЬ По весне над садами совхоза имени Тимирязева стрекочут вертолеты. Не первый раз присылает сюда Молдавия один из своих авиаотрядов. Как-то в один из нелетных дней пилоты пришли в музей... " В зале, где представлены материалы, посвященные герои ческим подвигам наших зем ляков в годы Великой Отечест венной войны, им рассказали о долгоруковцах, воевавших против немецко-фашистских захватчиков на их родной зем. ле. Узнали летчики,что в числе первых на государственную границу СССР в Молдавии вы шло подразделение И. С. Де шина. удостоенного звания Ге роя Советского Союза. Осталась в книге отзывов музея такая запись: «Район ваш мы, летчики, наблюдаем с высоты полета. Красив он, как красива Россия. Здесь, в музее, мы видим его духовную красоту. Спасибо!» ЧУВСТВО РОДИНЫ Для Инны Германовны Уфимцевой долгоруковская земля особенно близка: здесь сражался и погиб ее отец Герман Иванович. За тысячи километров, из Ташкента при езжает она сюда. Однажды в качестве символа дружбы уз бекского и русского народов привезла в дар долгоруковцам национальный головной убор. Заслуженный работник куль, туры Узбекской ССР Алексей Михайлович Алябьев (родст венник Михаила Ивановича Алябьева, удостоенного звания Героя Социалистического Тру да в Грузии) прислал из Фер ганы веточку хлопка и письмо, в котором сказано, что Родина для него это и деревня Теп линка, где родился, и Фергана, где сейчас живет. ...Много в нашем музее экс понатов. И каждый из них рас сказывает о том, как жили и живут люди, неразрывными ни тями связанные со своей Ро диной — Союзом ССР. И. ХРИСТЕНКО, заведующий Долгоруковским ' историко-революционным музеем — филиалом областного краеведческого музея. И З БЛО КНО ТА ПИСАТЕЛЯ Я Н Т А Р Ь В. Зорин Кусочек янтаря — малень кое солнышко на ладони. И — наоборот: солнце называют ян тарным. Й разгар курортного сезона ранним утром по по бережью Балтики бродят от дыхающие, особенно после шторма. Взволнованное суровое и се- Ъое море иной раз и выбросит под ноги счастливчику ойаме. невшую смолу, веками лежав шую в тайниках холодной пу чины. Есть на Балтике и город — Янтарный. Здесь и добывается солнечный камень, и умельцы- мастера используют его в сво их изделиях., Он — не только украшение для женщин. Нужен он и нащей промышленности, применяется он и в медицине. Но одно дело походить по знаменитому музею янтаря в Калининграде, полюбоваться янтарными шахматами или ян тарными ожерельями, другое дело—страстно поверить, что и ты найдешь на Песчаной косе, нечаянный подарок Балтийске, го моря. Мне повезло — то ли пото му;,; что это мой. Камейв, то ли потому; что берег в этих мес тах оказался пустынным ■—■ волна, еще неуспокоенная пос. ле Ночного ураган , По уже ус тавшая;'; бросила'4'Жне черный бесформенный куеОкГ покрытый ракушечной слиз'ью й водорос- лями,___ ^Отполированный. йотом, он засверкал звездочками, от ко торых вспыхнули тОненысие ни ти лучей. И я вдруг почувст вовал его тепло. Но и это еще не все. Спе- ■циалйсты назвали мой камень — инклюз. Мало ли какие профессиональные слова есть на земле! Но, оказывается, внутри, там, где будто шеве лились звезды, был замурован комарик. Длинноносое насе комое, дошедшее к нам сквозь тысячелетия. Невольно начинаешь волно ваться, разглядывая «допотоп ного» насекомого, жившего, когда нао и впомине не было. А вот комарик дал о себе знать. * * * История Балтики настолько сложна и удивительна, что порой диву даешься: сколько пережили всего и эта земля, и это море на северо-западе на шей страны! По какой-то трагической случайности три наших земля ка, Герои Советского Союза погибли в Прибалтике. Три го. рода; Гурьев, Гусев, Нестеров носят славные имена урожен цев Липецкой области. При освобождении литовско го села Титувенай,погиб Иван Михайлович Алексеев, обере гая литовскую девочку, кото рой прикрывался фашист. Ле гендарная Балтика хранит многие и многие имена липчан, которые отдали жизни за ос вобождение Прибалтийских на родов. Матросы дважды Крас нознаменного флота с желез. нЬй решимостью отбивали пер вые ожесточенные атаки гитле ровских оккупантов, насмерть стояли у стен Ленинграда, а потом вырезали на стене рейх, стага слова, ставшие крылаты ми: «Мы из Кронштадта!» Мне часто , приходилось бы вать на строительстве ЦХП. Среди строителей немало демо. билизованных воинов. Но с особой гордостью произносится: «Я — балтийский моряк!» И особая теплота появляется во взгляде. Да, о Балтике есть что вспомнить. Одни названия звучат, как музыка: Тракай, Паланга, Неринга, Юрмала. В один из осенних погожих дней решено было отправиться по Куршской косе. Мы поездом добрались до Клайпеды, и па ром переправил нас в край зо. лотых дюн и величественных сосен. О косе много сказано в специальной .литературе. Пока зывались эти места и в «Клубе кинопутешествий» и в, переда че «В мире- животных»- расска зал об этом уникальном угол, ке природы Василий Песков. Раскачиваются верхушки со сен, внизу — сумрачно. Под ногами податливый ковер из толстого слоя хвои. К запаху смолы примешивается запах морских водорослей. Удиви, гельно успокаивающий, величе ственный и неторопливый шум леса. Становится понятным, по чему литовские писатели лю бят сюда приезжать порабо тать. У них здесь длинный приземистый дом, скорее похо жий на барак, разделенный небольшими комнатами, где стол, стул и деревянный ле жак. Здесь часто рабо тал Теперь покойный известный художник я график С. Кра- саускас. Чуть в стороне от Дома творчества сТойт небольшой деревянный домик •— цель На шего путешествия. Нида — уютный городок — центр Куршской косы. Живут в нем члены рыболовецкой арте ли. Каждое утро они уходят в море на быстроходных лодках— дорках. Вечером уставших ры баков на берегу встречают се мьи. Выгружается рыба, пусте. ет берег. И кажется, что этот будничный ритм строго опреде лило само море. До войны встречать рыбаков приходил к дюнам крепкий мо лодой мужчина. Его узнавали, почтительно здоровались, да рили рыбу. Это и был Томас Манн, ав тор знаменитых «Будденбро- кбв», романов «Волшебная го ра». «Доктор Фаустус», тетра логии «Иосиф и его братья». Было бы нелегко молодому автору подчинить замыслу ис торию четырех поколений име. нитого купеческого рода. Но его воодушевляло и поддер живало чтение Л. Н. Толстого, как потом признавался сам Томас Манн. В Ниде писатель ’ построил небольшой домик среди дюн и сОсен. Здесь рождались многие замыслы его книг. Мы чтим его и как страстного политиче ского борца, который посвятил столько времени и сил пропа ганде, направленной против гитлеровского режима и борь бе за мир во всем мире. Домик сейчас реставрирован, здесь открыт музей,- где со браны материалы о жизни п- творчестве Манна, ' черновики книг, статей, речей. Мы оста вили здесь небольшой букет осенних цветов. На следующий день * плани ровался выход в море с литов скими рыбаками. Но .цо.чью мо ре зашумело, надвинулись низ,, кие тяжелые тучи, пошел про ливной холодный дождь. Такая она уж суровая, Балтика. Но зато мы познакомились с уди. вительным литовцем Слокасом. Он всю жизнь рыбачил, теперь на пенсии, работает вахтером в гостинице, где мы останови лись. Говорят, северные народы уг рюмы, необщительны. Конечно, грозное и опасное море нало жило какой-то отпечаток на характер: серьезное отношение к делу, ответственность, стро гость. Но это применительно к любому народу. Слокас начинал войну меха, ником на торпедном катере. А катер назывался «Тамбовский комсомолец» (сейчас он Стоит на постаменте в Балтийске). Во время войны молодежь на шего края бросила клич: со брать средства для постройки ТК. Сейчас, при современной боевой технике это Суденыш ко выглядит скромно, а между тем немцы, как огня, боялись именно эти катера: в них трудно попасть, они ма невренные, а на борту у них два грозных торпедных аипа'4 рата. Сколько послали гвардей цы на дно вражеских тран спортников, сторожевиков, эс минцев! ...Тогда они вышли «на свободный поиск». Неожиданно в тумане обозначились еилуэ. ты вражеских кораблей. Они пытались пробраться к Выбор гу, чтобы ударить с фланга нашим наступающим частям. «Атаковать!» — принимает' ре шение командир. Торпеда рва нулась из люка. Немецкий эс. минец идет ко дну... Вражеский снаряд врезался в моторный отсек и разорвал ся. Взрывная волна цгвырнула механика на перегородку, он ударился головой и потерял сознание. Помощник возился у бензолюка, стараясь оградить его от огня. Но все крутом было объято пламенем. Уце левшие перевязывали раны товарищам, надевали на них спасательные круги. Взрыв раздался, когда все уже были далекб от судна. Морская во да разъедала раны. Всю ночь моряки держались на воде, по могая раненым. Их подобрали на другой день. У Слокоса вра- . чи насчитали 2 0 осколочных ра- 'нений........ ‘ .............. ..... *— Но я тогда' был молодой. — Грустно улыбнулся старый литовец. — И все равно тянет в море. ’ -Я слушал деда в думал: как н& трудна морская служба, но редко кто из моряков променя ет*’ее на другую.- Недаром поэт Алексей Лебе дев, родившийся в Суздале, уходя на свое последнее боевое задание, оставил пронзитель ные строчки: «...И если пенные объятья Нас захлестнут в урочный час И ты в конверте за печатью Получишь весточку о нас, — Не плачь, мы жили жизнью смелых, Умели храбро умирать — Ты на штабной бумаге . белой Об этом сможешь ■ прочитать. Переживи внезапный холод, Полгода замуж не спеши, А я останусь вечно молод Там, в тайниках твоей души. А если сын родится вскоре, Ему одна стезя и цель, Ему одна дорога — море, Моя могила и купель». ...Янтарь — маленькое солн це, которому тепло и свет пе редало Большое солнце, объе диняющее всех людей на ЗЕМ ЛЕ! 1111 « 111111111111111111 | | | | | | | 111111 | | |||П 1111111111111111 | | | 1111111 | | | | | | 11 | | | | | | Н 1 | | | 111 | | | | | | 1 | | | | | 11111111 | | | | | | | | | | | 1111 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | | | Выставки Если, посетив эту выставку, вы измените традиционному принципу ознакомления с ху дожественной экспозицией и сразу пройдете в конец зала, вашим глазам предстанет большое полотно. Автор К. Бри тов озаглавил его «Базар». Прозаическое название, да, впрочем, и сюжет незатейлив: рыночные ряды изображены на фоне старой постройки домов, белеющей церкви. И все-таки вы сразу оказываетесь в плену изображенного — в о з н и к а е т ощущение праздника, пере дается оживление этих людей, торгующих и покупающих, ох ватывает необъяснимо радо стное чувство. И возникает во прос — чем «окрлдовал» ху дожник, как, за счет чего удалось ему всколыхнуть зри тельские чувства? Цвет? Да, конечно! Он безраздельно царствует на полотне, полно демонстрируя все свое могущество. Жарким золотрм затопило небеса солнце, в лучах его тепло крас неют дома, белизной сверкает церковь. Художник не стре мится к приглушенным тонам, смело пользуется открытым цветом, его яркостью, сочно стью, контрастно сочетает краски. Не случайно мы пбдробно остановились на картине К. Бритова «Базар». На наш ХУ Д ОЖ Н И К И ВЛ А Д И М И РА взгляд, она — своеобразный символ экспозиции владимир ских художников, концентри рует в себе основное 'принципы их творчества. В самом деле, познакомившись со всеми жи вописными работами, отме чаешь, что в подавляющем большинстве в основе их ле жит сюжет простой, знакомый, но рассказанный своеобразно, по-владимирски, неравнодуш но, поэтично, очень эмоцио нально.. «Цветовкки» — так со вершенно справедливо называ ют владимирцев, имея ввиду то значение, которое они придают цвету, виртуозно используя его декоративную и психологи ческую функций в художест венном полотне, Экспозиция— убедительное тому свидетель ство. Вместе с тем, выставка де монстрирует и разнообразие творческих почерков, пристра стий. Она, как мощный аккорд, звуки которого, храня свою не повторимость, сливаясь, рожда ют гармоник). Говоря о не повторимости творческого голо са, мы имеем ввиду тихие, уютные пейзажи Н. Морозова, эпическое звучание «Влади мирских ополченцев» В. Егоро ва, тонкий лиризм М. Левина. Друг друга.оттеняют и в чем- то дополняют произведения В. Кокурина и Н. Мокрова. Для полотен В. Кокурина ха рактерно яркое разноцветье красок. В «Борисоглебском мо настыре» его полыхает малино вый цвет в смелом контрасте с сочным изумрудным. В сосед ней работе — тревожно, как кровь, алеют гроздья квлины. Неожиданна его. «Осень в де ревне» — оказывается, она может быть и такой: желто- розово-фиолетовой. И вместе с тем, простенькая, ситцевая. Совсем по-другому пишет В. Кокурин «Осень в Горках», передавая ее торжество, вели чие. Трудно оторваться и от «Иван-чая», настолько велика охватывающая вас радость от его буйного цветения, симво лизирующего красоту, торжест во жизни. От полотен Н. Мокрова на оборот — как бы холодком веет. Тянет холодом от осен ней, Словно отяжелевшей, воды в реке, от фиолетовых, глубо ких теней на снегу, от непри ступной красоты деревьев в осеннем золоте. Строги, пе чальны, по-своему поэтичны пейзажи этого художника. Соседствуют друг с другом также пейзажи Е. Телегина и В. Юкина. Зимние сумерки пи шут оба, но у одного они нежны и прозрачны, у другого — более заземлены, и по-своему привлекательны. И это в кото рый раз наводит на мысль о том, как многолика, богата природа, сколь изменчивы, не повторимы в своей красоте мгновения ее жизни. Перечисленными здесь имена ми художников не ограничи вается владимирская экспо зиция. И о каждом есть Ос нования говорить отдельно. Но нельзя никак умолчать о графике, столь же достойно представленной в нынешней экспозиции. >В ней также мож но отметить общее—поэтичный взгляд на мир — и найти чер ты, свойственные каждому из художников. Так, например, за метно стремление В. Шумова передать невидимые связи внут реннего мира человека и при роды.' А. Бочкина больше инте ресует человек и его труд на земле. В. Бакин романтично повествует о рыбаках Балтики. Н. Баранов тяготеет к произ водственной теме. Умело поль зуется символикой В. Рыбаков. Серией листов представлен П. Дик. Работы его поэтичны, их отличает острый психологи ческий рисунок, выразитель ность деталей. Интересным оказалось знакомство и с офор тами Б. Французова — каждый из них открывает художника ( новой стороны. Он мож«® увидеть и точно передать ш* ззию самого обыденного. Впрочем, так можно сказгйС и обо всей выставке. Т. СПАССКАЯ. V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz