Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

17 октября 19В2 г„,№ 241 (16 438)' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ К И Н О Л Е К Т О Р И Й -М О Л О Д Е Ж И У ж е бо лее пяти лет во з­ главляет ки н о л е кто р и й право­ вых знаний «М ол од ой человек и закон» в Д о м е культуры Ч а пл ы ги нского завода агрега­ тов ю рист, адвокат С Н. Л у ч ­ ников. Н едавно состоявш ееся о ч е ­ р е д н ое занятие ки н о л е ктор и я бы ло посвящ ено тем е «С о­ ветская дем ократия». М ол од ы е рабочие прослуш али бесед у «Труд — свящ енная об язан­ ность И ;ве л и ко е право гр а ж ­ дан СССР», затем посм отрели докум ентал ьны й ф ильм «Я д р у го й такой страны не знаю». Вечер был заверш ен тем атиче­ ски м ко н ц ер то м , которы й подготовил и участники завод­ ско й худ ож еств ен ной сам од ея­ тельности и во ка л ьно -и нстр у­ м ентал ьного ансамбля «Э кс­ пром т» под р уко в о д ств о м С ергея Танчука. • М. НИКОЛАЕВ. КОЛЛЕКЦИЯ РАБОЧЕГО Н еобы чную ко л л е кц и ю с о ­ бирает у ж е м н о го лет р а б о ­ чий - го р н о в о й завода «Сво­ бод ны й сокол » Владимир А натольевич Панин. В ней на­ считывается более с о р о ка и з ­ делий: посуда из ф арф ора, предм еты д е ко р ати вн о -п р и ­ кл ад н ого искусства из фаянса р усски х и евр о пе й ски х за во ­ дов, а та кж е кн иги, д р уги е различны е печатны е издания по истории ке р а м и ки . С интересной кол л екцией р а б о ч е го м о гут ознаком иться все ж ел аю щ ие — в эти дни она выставлена в о д н о м из за­ лов обл астного кр а е в е д че ско ­ го м узея. Н. ЧАБАН. П о э т и ч е с к а я р у б р и к а О С Е Н ь За сел ом у ко л х о зн о го сада Вечер ткет полотно тем ноты . Золотая метель листопада О сы пает тр о п и н ки , кусты . С тудят зо р и на о зе р е . воду. Слыш ен гу д тракторов на ветру, — Э то русская наша природ а, Это осень стоит на посту. П окры вает тум ан ом равнины, И зу м р у д н ую о зи м ь полей, К расны м плам енем спелой СИ рябины П ров ож ает на ю г ж уравлей. В сердц е вспы хнула светлая радость, С ко л ько , осень, в тебе д об роты ! Золотая метель листопада О сы пает тр о п и н ки , кусты ,„ г. Усмань.- А. СУРОВ. В МОСКВЕ, НА ВДНХ СССР, БОЛЬШИМ УС П Е Х ОМ ПОЛЬ­ ЗУЕТСЯ ЮБИЛЕЙНАЯ Э КСПО ЗИЦИЯ , ПОСВЯЩЕННАЯ 60-ЛЕ- ТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР. (Фотохроника ТАСС), О В Г О Д ЮБИЛЕЯ СТРАНЫ О СЛАВНЫЕ З ЕМ ­ ЛЯКИ Д О ЛГОРУКОВ " ЦЕВ О ХРО Н И КА к у л ь т у р н о й ж и з н и Н а ш а Р о д и н а — С С С Р О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ЭКСПОНАТЫ Каждый денег к нам в музей приходят сотни И вер с интересом знакомятся с историей Д ол горуковского района, узнаю т о его славном прошлом и прекрасном нынешнем-дне. О чем ж е конкретно рассказывают им экспонаты м узея! П О М О Г А Л Г Р У З И Н АМ Старику Андропову перева­ лило на девятый десяток. В се. ле Долгуша он „ известный долгожитель. А когда-то в мо­ лодости лихо мчал Андропов в лаве кавалеристов одиннадца­ той армии.. — На помощь грузинам шли. Чтобы помочь им защитить Советскую власть... Сейчас, под прессом десяти­ летий, рассказы старика неред­ ко ограничиваются только эти. ми двумя сло-вами: «Помогал грузинам». Сижу в его доме... Андропов попенял жене за то, что третьего дня прибрала куда-то «документ». Открывает сундук, долго роется в бума­ гах, находит, наконец, нужный пакет. На удостоверении — фотография Андропова в мо­ лодости. Тут же значится: «Андропов Сергей Федорович — участник гражданской и Великой Отечественной войн». — И в Отечественную вое­ вал? — Довелось. — Кем же был? — Стрелком. Среди его наград —- и ме­ даль «За взятие Кенигсберга». Дед вспоминает, что их ко­ мандиром в боях за этот го­ род был грузин. Вспоминаю и я... Мне изве­ стно, что через ‘ четверть века после гражданской войны и другой наш земляк Михаил Алябьев из деревни Теплинка. был связан с Грузией. Она вы­ лечила его и поставила на но­ ги после фронтовых ранений. ' — Больше тебе, солдат, на фронт нельзя, — сказали ему тогда врачи. — Я все равно буду вое­ вать! — твердо ответил Аля­ бьев. И через год он стал шах­ тером в Ткварчели. Ударно «воевал» на трудовом фронте бывший солдат. Пяти­ летку выполнил за 2 года 7 месяцев. И удостоили его за это в 1946 году звания Героя Социалистического Труда. Сол­ дат, шахтер. Герой... . Однажды скажутся фронто­ вые раны... Вместе с углем поднимут на-гора и его... И вот стоит обелиск на улице его имени в го­ роде Ткварчели. Это тот самый город, через который в годы гражданской войны мчал в ря_ дах кавалеристов одиннадца­ той армии Сергей Андропов... К А К Д Е Л А Л И ГЕРБ —К октябрьским праздникам 1929 года наша кузнечно-сле­ сарная школа пришла с хоро­ шими успехами, — рассказы­ вает бывший ее заведующий, ветеран партии Василий Ефи мович Пашков. Из района тогда сообщили: пришлют в школу фотографа, чтобы запечатлеть передовой коллектив. О приезде фотогра­ фа, человека редкой в ту пору профессии, знала вся Стега- ловка. К его приезду готови­ лись.., • Было решено для фотогра­ фии в первом ряду среди ра­ ботников школы поместить герб СССР. Делали его из ме­ ди и железа. С большой лю­ бовью и увлеченностью изго­ товили звезду," '• «земной Шар», серп и молот, колосья, обвитые лентами с названиями Союзных республик. Только начали соединять час­ ти герба в единое целое, как на пороге появился фотограф. Приехал раньше назначенного времени. Как быть? Решение пришло такое. В первом ряду посадили 'лучшего' выпускника школы, укрепив ему на грудь пятиконечную звезду. Дали ему в руки «земной Шар», что­ бы он держал‘его чуть ниже звезды. Товарищи, которые си­ дели справа и слева, прислони­ ли к «земному шару» коло­ сья. Получился герб... / Эта фотография была, сдела­ на в год ' великого перелома, когда на всех фронтах со­ циалистического строительст. ва шла невиданная борьба -за развитие экономики страны. Время Днепрогэса, Уралма­ ша, Магнитогорска... Смотрят люди в музее на эту удивительную фотографию и мыслями —. с той знамени­ той .эпохой, с теми людьми, ко­ торые под живительными лу­ чами герба Союза Советских Социалистических Республик перестраивали жизнь по-ново. му. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИ К Первой национальной опе­ рой узбекского народа была опера «Буран». Написали ее русский и узбек — профессор Московской консерватории Сергей Никифорович (Василенко и его ученик Мухтар Ашрафи. Детство и юношеские годы С. Н. Василенко прошли на долгоруковской земле, в де­ ревне Царевка. Сергей Ники­ форович особенно любил здеш­ нюю природу. В башенке над флигелем, где он жил, был да. же снят верх, чтобы шум ок­ рестных лесов и парка входил в рабочий кабинет, в партиту­ ру, чтобы плывущие в небе облака тоже помогали сочи­ нять музыку... •Еще в ранней молодости долгоруковский паренек побы­ вал в Средней Азии. С тех пор музыкальная тема Востока по- особому волновала его. Он на. писал много произведений, используя музыкальный фольк­ лор узбеков, таджиков, турк­ менов, азербайджанцев. Од­ нажды взялся за создание опе­ ры — первой национальной оперы узбекского народа. В со­ авторы русский композитор пригласил своего лучшего уче. ника Мухтара Ашрафи, буду­ щего. народного артиста СССР. - Опера «Буран» была написа- - ■ г .ха г *, на в 1938 году. А уже > через ход вместе с Ашрафи Василен- . ко создает другую оперу — ■ «Великий канал». Посвятили ее учитель и ученик ■> Большому • Ферганскому каналу. Опера «Буран» пережила авторов. В прошлом году ч. ее поставили на сцене Кремлев- ского Дворца съездов. у Мухтар Ашрафи, кстати, был не единственным учеником на­ родного артиста РСФСР и Узбекской ССР С. Н. Василен. ко. У него занимался и про­ славленный композитор, сын Армении Арам Ильич Хачату­ рян. Когда в 1972 году отмеча­ лось столетие со дня рожде­ ния С. Н. Василенко, мы обра. тились к Араму Ильичу с просьбой поделиться воспоми­ наниями об учителе. В ответ­ ном письме Хачатурян с боль­ шой теплотой рассказал о про­ фессоре С. Н. Василенко. ГО Л О С УЮ Т «ЗА » ... Наш земляк из села Слепуха Иван Владимирович Космин — член-корреспондент Ака-' демии художеств СССР, заслу­ женный деятель искусств РСФСР. Когда проходил VIII Чрезвы. чайный съезд Советов, худож­ нику поручили запечатлеть в рисунках и портретах,его де­ легатов. Космин присутство­ вал почти на всех заседаниях съезда, сделал множество за­ рисовок. Сейчас они находятся в Музее Революции СССР. В Долгоруково имеются их фото, копии. Натурные зарисовки на съезде — одна из лучших ра­ бот художника. С большой выразительностью удалось ему запечатлеть прекрасные дица лучших людей Страны Советов. Вот осетинка Элита Даурова. На рисунке она как бы вслу­ шивается в ритм удивительного времени, времени созидания и роста. Портрет женщины из Киргизии... Высокий, с орна­ ментом головной убор, косы... Облик колхозницы сел 1 #эзар- тели «Социализм» Боголие. вой Турунги запоминается на­ долго. Она из тех, кто шел в ногу со временем революцион­ ных преобразований. Есть сре­ ди зарисовок Космина и такой: делегаты Узбекистана голосуют за принятие решений ■ съезда. Счастливые, гордые лица... Го­ лосуют люди некогда отста­ лой окраины России, люди, уве­ ренные в торжестве коммуни­ стических идеалов. ИЗ ПЛЕМЕНИ Д Е Р С У -У З А Л А Солдат Разничев после де­ мобилизации вернулся в род_ ную Лутовку не один; Привез с берегов Амура и ввел в свой дом молодую жену. Хрупкую, статную девушку из нанайско­ го рода. При первой встрече там, на Дальнем Востоке, озарила она солдата ослепительной улыб, кой; Станцевали первый вальс, так познакомились. Зина по-русски звали ее. Здесь, на долгоруковской земле, с удивлением .смотрит Зина на быструю Сосну, столь маленькую по сравнению с Амуром -г- -могучей рекой ее родины. На- -берегах русской . реки родились- ее дети: два : мальчика и девочка. Аккуратная; стройная, в бе­ лой кофточке, оттеняющей смуглость ее лица; повела она потом детей в школу. Отец в тот день был занят — убирал урожай. Он, Леонид Тихоно­ вич, один из лучших механиза. торов колхоза имени Кирова, удостоен за труд ордена и медалей. Его родина стала и роди­ ной Зины. С А Д У ЦВЕСТЬ По весне над садами совхоза имени Тимирязева стрекочут вертолеты. Не первый раз присылает сюда Молдавия один из своих авиаотрядов. Как-то в один из нелетных дней пилоты пришли в музей... " В зале, где представлены материалы, посвященные герои­ ческим подвигам наших зем­ ляков в годы Великой Отечест­ венной войны, им рассказали о долгоруковцах, воевавших против немецко-фашистских захватчиков на их родной зем. ле. Узнали летчики,что в числе первых на государственную границу СССР в Молдавии вы­ шло подразделение И. С. Де­ шина. удостоенного звания Ге­ роя Советского Союза. Осталась в книге отзывов музея такая запись: «Район ваш мы, летчики, наблюдаем с высоты полета. Красив он, как красива Россия. Здесь, в музее, мы видим его духовную красоту. Спасибо!» ЧУВСТВО РОДИНЫ Для Инны Германовны Уфимцевой долгоруковская земля особенно близка: здесь сражался и погиб ее отец Герман Иванович. За тысячи километров, из Ташкента при­ езжает она сюда. Однажды в качестве символа дружбы уз­ бекского и русского народов привезла в дар долгоруковцам национальный головной убор. Заслуженный работник куль, туры Узбекской ССР Алексей Михайлович Алябьев (родст­ венник Михаила Ивановича Алябьева, удостоенного звания Героя Социалистического Тру­ да в Грузии) прислал из Фер­ ганы веточку хлопка и письмо, в котором сказано, что Родина для него это и деревня Теп­ линка, где родился, и Фергана, где сейчас живет. ...Много в нашем музее экс­ понатов. И каждый из них рас­ сказывает о том, как жили и живут люди, неразрывными ни­ тями связанные со своей Ро­ диной — Союзом ССР. И. ХРИСТЕНКО, заведующий Долгоруковским ' историко-революционным музеем — филиалом областного краеведческого музея. И З БЛО КНО ТА ПИСАТЕЛЯ Я Н Т А Р Ь В. Зорин Кусочек янтаря — малень­ кое солнышко на ладони. И — наоборот: солнце называют ян­ тарным. Й разгар курортного сезона ранним утром по по­ бережью Балтики бродят от­ дыхающие, особенно после шторма. Взволнованное суровое и се- Ъое море иной раз и выбросит под ноги счастливчику ойаме. невшую смолу, веками лежав­ шую в тайниках холодной пу­ чины. Есть на Балтике и город — Янтарный. Здесь и добывается солнечный камень, и умельцы- мастера используют его в сво­ их изделиях., Он — не только украшение для женщин. Нужен он и нащей промышленности, применяется он и в медицине. Но одно дело походить по знаменитому музею янтаря в Калининграде, полюбоваться янтарными шахматами или ян­ тарными ожерельями, другое дело—страстно поверить, что и ты найдешь на Песчаной косе, нечаянный подарок Балтийске, го моря. Мне повезло — то ли пото­ му;,; что это мой. Камейв, то ли потому; что берег в этих мес­ тах оказался пустынным ■—■ волна, еще неуспокоенная пос. ле Ночного ураган , По уже ус­ тавшая;'; бросила'4'Жне черный бесформенный куеОкГ покрытый ракушечной слиз'ью й водорос- лями,___ ^Отполированный. йотом, он засверкал звездочками, от ко­ торых вспыхнули тОненысие ни­ ти лучей. И я вдруг почувст­ вовал его тепло. Но и это еще не все. Спе- ■циалйсты назвали мой камень — инклюз. Мало ли какие профессиональные слова есть на земле! Но, оказывается, внутри, там, где будто шеве­ лились звезды, был замурован комарик. Длинноносое насе­ комое, дошедшее к нам сквозь тысячелетия. Невольно начинаешь волно­ ваться, разглядывая «допотоп­ ного» насекомого, жившего, когда нао и впомине не было. А вот комарик дал о себе знать. * * * История Балтики настолько сложна и удивительна, что порой диву даешься: сколько пережили всего и эта земля, и это море на северо-западе на­ шей страны! По какой-то трагической случайности три наших земля­ ка, Герои Советского Союза погибли в Прибалтике. Три го. рода; Гурьев, Гусев, Нестеров носят славные имена урожен­ цев Липецкой области. При освобождении литовско­ го села Титувенай,погиб Иван Михайлович Алексеев, обере­ гая литовскую девочку, кото­ рой прикрывался фашист. Ле­ гендарная Балтика хранит многие и многие имена липчан, которые отдали жизни за ос­ вобождение Прибалтийских на­ родов. Матросы дважды Крас­ нознаменного флота с желез. нЬй решимостью отбивали пер­ вые ожесточенные атаки гитле­ ровских оккупантов, насмерть стояли у стен Ленинграда, а потом вырезали на стене рейх, стага слова, ставшие крылаты­ ми: «Мы из Кронштадта!» Мне часто , приходилось бы­ вать на строительстве ЦХП. Среди строителей немало демо. билизованных воинов. Но с особой гордостью произносится: «Я — балтийский моряк!» И особая теплота появляется во взгляде. Да, о Балтике есть что вспомнить. Одни названия звучат, как музыка: Тракай, Паланга, Неринга, Юрмала. В один из осенних погожих дней решено было отправиться по Куршской косе. Мы поездом добрались до Клайпеды, и па­ ром переправил нас в край зо. лотых дюн и величественных сосен. О косе много сказано в специальной .литературе. Пока­ зывались эти места и в «Клубе кинопутешествий» и в, переда­ че «В мире- животных»- расска­ зал об этом уникальном угол, ке природы Василий Песков. Раскачиваются верхушки со­ сен, внизу — сумрачно. Под ногами податливый ковер из толстого слоя хвои. К запаху смолы примешивается запах морских водорослей. Удиви, гельно успокаивающий, величе­ ственный и неторопливый шум леса. Становится понятным, по­ чему литовские писатели лю­ бят сюда приезжать порабо­ тать. У них здесь длинный приземистый дом, скорее похо­ жий на барак, разделенный небольшими комнатами, где стол, стул и деревянный ле­ жак. Здесь часто рабо­ тал Теперь покойный известный художник я график С. Кра- саускас. Чуть в стороне от Дома творчества сТойт небольшой деревянный домик •— цель На­ шего путешествия. Нида — уютный городок — центр Куршской косы. Живут в нем члены рыболовецкой арте­ ли. Каждое утро они уходят в море на быстроходных лодках— дорках. Вечером уставших ры­ баков на берегу встречают се­ мьи. Выгружается рыба, пусте. ет берег. И кажется, что этот будничный ритм строго опреде­ лило само море. До войны встречать рыбаков приходил к дюнам крепкий мо­ лодой мужчина. Его узнавали, почтительно здоровались, да­ рили рыбу. Это и был Томас Манн, ав­ тор знаменитых «Будденбро- кбв», романов «Волшебная го­ ра». «Доктор Фаустус», тетра­ логии «Иосиф и его братья». Было бы нелегко молодому автору подчинить замыслу ис­ торию четырех поколений име. нитого купеческого рода. Но его воодушевляло и поддер­ живало чтение Л. Н. Толстого, как потом признавался сам Томас Манн. В Ниде писатель ’ построил небольшой домик среди дюн и сОсен. Здесь рождались многие замыслы его книг. Мы чтим его и как страстного политиче­ ского борца, который посвятил столько времени и сил пропа­ ганде, направленной против гитлеровского режима и борь­ бе за мир во всем мире. Домик сейчас реставрирован, здесь открыт музей,- где со­ браны материалы о жизни п- творчестве Манна, ' черновики книг, статей, речей. Мы оста­ вили здесь небольшой букет осенних цветов. На следующий день * плани­ ровался выход в море с литов­ скими рыбаками. Но .цо.чью мо­ ре зашумело, надвинулись низ,, кие тяжелые тучи, пошел про­ ливной холодный дождь. Такая она уж суровая, Балтика. Но зато мы познакомились с уди. вительным литовцем Слокасом. Он всю жизнь рыбачил, теперь на пенсии, работает вахтером в гостинице, где мы останови­ лись. Говорят, северные народы уг­ рюмы, необщительны. Конечно, грозное и опасное море нало­ жило какой-то отпечаток на характер: серьезное отношение к делу, ответственность, стро­ гость. Но это применительно к любому народу. Слокас начинал войну меха, ником на торпедном катере. А катер назывался «Тамбовский комсомолец» (сейчас он Стоит на постаменте в Балтийске). Во время войны молодежь на­ шего края бросила клич: со­ брать средства для постройки ТК. Сейчас, при современной боевой технике это Суденыш­ ко выглядит скромно, а между тем немцы, как огня, боялись именно эти катера: в них трудно попасть, они ма­ невренные, а на борту у них два грозных торпедных аипа'4 рата. Сколько послали гвардей­ цы на дно вражеских тран­ спортников, сторожевиков, эс­ минцев! ...Тогда они вышли «на свободный поиск». Неожиданно в тумане обозначились еилуэ. ты вражеских кораблей. Они пытались пробраться к Выбор­ гу, чтобы ударить с фланга нашим наступающим частям. «Атаковать!» — принимает' ре­ шение командир. Торпеда рва­ нулась из люка. Немецкий эс. минец идет ко дну... Вражеский снаряд врезался в моторный отсек и разорвал­ ся. Взрывная волна цгвырнула механика на перегородку, он ударился головой и потерял сознание. Помощник возился у бензолюка, стараясь оградить его от огня. Но все крутом было объято пламенем. Уце­ левшие перевязывали раны товарищам, надевали на них спасательные круги. Взрыв раздался, когда все уже были далекб от судна. Морская во­ да разъедала раны. Всю ночь моряки держались на воде, по­ могая раненым. Их подобрали на другой день. У Слокоса вра- . чи насчитали 2 0 осколочных ра- 'нений........ ‘ .............. ..... *— Но я тогда' был молодой. — Грустно улыбнулся старый литовец. — И все равно тянет в море. ’ -Я слушал деда в думал: как н& трудна морская служба, но редко кто из моряков променя­ ет*’ее на другую.- Недаром поэт Алексей Лебе­ дев, родившийся в Суздале, уходя на свое последнее боевое задание, оставил пронзитель­ ные строчки: «...И если пенные объятья Нас захлестнут в урочный час И ты в конверте за печатью Получишь весточку о нас, — Не плачь, мы жили жизнью смелых, Умели храбро умирать — Ты на штабной бумаге . белой Об этом сможешь ■ прочитать. Переживи внезапный холод, Полгода замуж не спеши, А я останусь вечно молод Там, в тайниках твоей души. А если сын родится вскоре, Ему одна стезя и цель, Ему одна дорога — море, Моя могила и купель». ...Янтарь — маленькое солн­ це, которому тепло и свет пе­ редало Большое солнце, объе­ диняющее всех людей на ЗЕМ­ ЛЕ! 1111 « 111111111111111111 | | | | | | | 111111 | | |||П 1111111111111111 | | | 1111111 | | | | | | 11 | | | | | | Н 1 | | | 111 | | | | | | 1 | | | | | 11111111 | | | | | | | | | | | 1111 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | | | Выставки Если, посетив эту выставку, вы измените традиционному принципу ознакомления с ху­ дожественной экспозицией и сразу пройдете в конец зала, вашим глазам предстанет большое полотно. Автор К. Бри­ тов озаглавил его «Базар». Прозаическое название, да, впрочем, и сюжет незатейлив: рыночные ряды изображены на фоне старой постройки домов, белеющей церкви. И все-таки вы сразу оказываетесь в плену изображенного — в о з н и к а е т ощущение праздника, пере­ дается оживление этих людей, торгующих и покупающих, ох­ ватывает необъяснимо радо­ стное чувство. И возникает во­ прос — чем «окрлдовал» ху­ дожник, как, за счет чего удалось ему всколыхнуть зри­ тельские чувства? Цвет? Да, конечно! Он безраздельно царствует на полотне, полно демонстрируя все свое могущество. Жарким золотрм затопило небеса солнце, в лучах его тепло крас­ неют дома, белизной сверкает церковь. Художник не стре­ мится к приглушенным тонам, смело пользуется открытым цветом, его яркостью, сочно­ стью, контрастно сочетает краски. Не случайно мы пбдробно остановились на картине К. Бритова «Базар». На наш ХУ Д ОЖ Н И К И ВЛ А Д И М И РА взгляд, она — своеобразный символ экспозиции владимир­ ских художников, концентри­ рует в себе основное 'принципы их творчества. В самом деле, познакомившись со всеми жи­ вописными работами, отме­ чаешь, что в подавляющем большинстве в основе их ле­ жит сюжет простой, знакомый, но рассказанный своеобразно, по-владимирски, неравнодуш­ но, поэтично, очень эмоцио­ нально.. «Цветовкки» — так со­ вершенно справедливо называ­ ют владимирцев, имея ввиду то значение, которое они придают цвету, виртуозно используя его декоративную и психологи­ ческую функций в художест­ венном полотне, Экспозиция— убедительное тому свидетель­ ство. Вместе с тем, выставка де­ монстрирует и разнообразие творческих почерков, пристра­ стий. Она, как мощный аккорд, звуки которого, храня свою не­ повторимость, сливаясь, рожда­ ют гармоник). Говоря о не­ повторимости творческого голо­ са, мы имеем ввиду тихие, уютные пейзажи Н. Морозова, эпическое звучание «Влади­ мирских ополченцев» В. Егоро­ ва, тонкий лиризм М. Левина. Друг друга.оттеняют и в чем- то дополняют произведения В. Кокурина и Н. Мокрова. Для полотен В. Кокурина ха­ рактерно яркое разноцветье красок. В «Борисоглебском мо­ настыре» его полыхает малино­ вый цвет в смелом контрасте с сочным изумрудным. В сосед­ ней работе — тревожно, как кровь, алеют гроздья квлины. Неожиданна его. «Осень в де­ ревне» — оказывается, она может быть и такой: желто- розово-фиолетовой. И вместе с тем, простенькая, ситцевая. Совсем по-другому пишет В. Кокурин «Осень в Горках», передавая ее торжество, вели­ чие. Трудно оторваться и от «Иван-чая», настолько велика охватывающая вас радость от его буйного цветения, симво­ лизирующего красоту, торжест­ во жизни. От полотен Н. Мокрова на­ оборот — как бы холодком веет. Тянет холодом от осен­ ней, Словно отяжелевшей, воды в реке, от фиолетовых, глубо­ ких теней на снегу, от непри­ ступной красоты деревьев в осеннем золоте. Строги, пе­ чальны, по-своему поэтичны пейзажи этого художника. Соседствуют друг с другом также пейзажи Е. Телегина и В. Юкина. Зимние сумерки пи­ шут оба, но у одного они нежны и прозрачны, у другого — более заземлены, и по-своему привлекательны. И это в кото­ рый раз наводит на мысль о том, как многолика, богата природа, сколь изменчивы, не­ повторимы в своей красоте мгновения ее жизни. Перечисленными здесь имена­ ми художников не ограничи­ вается владимирская экспо­ зиция. И о каждом есть Ос­ нования говорить отдельно. Но нельзя никак умолчать о графике, столь же достойно представленной в нынешней экспозиции. >В ней также мож­ но отметить общее—поэтичный взгляд на мир — и найти чер­ ты, свойственные каждому из художников. Так, например, за­ метно стремление В. Шумова передать невидимые связи внут­ реннего мира человека и при­ роды.' А. Бочкина больше инте­ ресует человек и его труд на земле. В. Бакин романтично повествует о рыбаках Балтики. Н. Баранов тяготеет к произ­ водственной теме. Умело поль­ зуется символикой В. Рыбаков. Серией листов представлен П. Дик. Работы его поэтичны, их отличает острый психологи­ ческий рисунок, выразитель­ ность деталей. Интересным оказалось знакомство и с офор­ тами Б. Французова — каждый из них открывает художника ( новой стороны. Он мож«® увидеть и точно передать ш* ззию самого обыденного. Впрочем, так можно сказгйС и обо всей выставке. Т. СПАССКАЯ. V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz