Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

29 я нваря 1982 г., Лг? 24 (16 221) ' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ а Н ОВОЛИПЕЦКИЕ м етал­ лурги по праву гордятся родным заводом. Славен он не тольк о трудовыми свер ­ шениями. Липецкая М агнитка— одно из лучших предприятий отрасли по созданию наилуч­ ших условий труда рабочих, эстетич ескому оформлению цехов и заводской территории. И заслуга в этом, преж де всего, самих металлургов. В ремонт­ ном цехе прокатного о бо р удо . вания по-хозяйски заботятся о повышении к ультуры тр уда, о том, чтобы в цехе всегда было чисто, ую тно. Ремонтники своими силами озеленили прицеховую тер р и ­ торию . И теперь пирамидаль­ ные тополя, стройные клены создаю т зеленый заслон от шума и пыли. Летом приятно отдохнуть в обеденный п ере­ рыв в тени дер евьев, посидеть в беседк е, построенной своими руками. Зеленых насаж дений возле цеха с к аж дым годом становится все больше. Толь­ ко в минувшем го ду здесь п о ­ саж ена тысяча кустов сирени. ............... , Тут ж е сооруж ена семиметр э- вая стела с барельефом В. И. Ленина, на которой алею т сло­ ва великого вож дя: «Мы при­ дем к победе коммунистич е­ ск ого тр уда!» Во всем, что сделано и дела, ется в ремонтном цехе по по- сом и, что самое главное, ак ­ туальна. Часть ее посвящена технике безопасности. Все это дает полож ительные результа- ты: уж е неск ольк о лет в цехе не быдо ни одного случая трав­ матизма. Всегда своевременно отра­ работы своих товарищей, до ­ биваться новых успехов. Наглядная агитация отраж ает не только производственную ж изнь. Она расск азывает о лучших наставниках, о спортив­ ной и к ультурной ж изни к ол­ лектива, о шефской работе, об Т Р У Д В Р А Д О С Т Ь вышекию к ультуры производст­ ва, эстетич ескому офо рм ле­ нию , — частица тр уда к аж дого рабочего. Несмотря на то, что в штате числится всего одна уборщица, в помещениях чи­ сто, прекрасно оборудованы бытовки, много цветов, а в центре цеха — небольшой б ас­ сейн-аквариум. Привлекает внимание нагляд­ ная агитация. Она отвечает сов­ ременным требованиям : яркая, доходчивая, выполнена со вк у. ж аю тся итоги социалистическ о­ го соревнования. На специаль­ ном стенде вывешены о бяза­ тельства коллектива цеха, бригад на пятилетк у, на тек у­ щий месяц , названы победи­ тели, имена лучших по про­ фессии. Такая гласность, к о н к р ет. ность, оперативное подведение и освещение итогов тр удового соперничества помогаю т рабо­ чим быть в к урсе п роизводст­ венных дел, знать р езультаты отдыхе тр удящи хся. М ного сил и времени отдает о фо р м ле^ ю цеха плотник Николай Ивано­ вич Леденев. Ему охотно помо. таю т все рабочие: и лю бители- фо то гр афы, и самодеятель- ные худож ник и, и те, кто умеет выращивать цветы. Ср еди п о . мощников Н. И. Леденева — ветеран цеха М. М . Торшин, молодой рабочий В. В. Стук а- лов и многие др угие, к ото ­ рые знаю т: хорошее настрое­ ние помогает тр удиться лучше, с большей отдачей. Недаром коллектив цеха систематически завоевывает первенство в за­ водском социалистическом со­ ревновании. Плодотворно трудиться по­ могаю т и занятия спортом. В свободное от работы время эн. тузиасты построили рядом с цехом отличную спортплощад. ку, на которой зимой заливаю т лед для игры в хоккей, а в летнее время здесь в о беден­ ный перерыв сраж аю тся во­ лейболисты. Популярны и та­ кие виды спорта, как лыж и, шашки. Не раз цеховые сп орт­ смены показывали свое мастер , ство в заводских соревновани­ ях. Полнокровной, интересней ж изнью ж ивет коллектив р е­ монтного цеха прокатного обо­ рудования. Здесь каж дый вно­ сит свою лепту в то, чтобы р а­ бочее место было ую тным, красивым, чтобы тр уд был по­ истине радостным, приносил к аж дому чувство удовлетвор е­ ния. А. ЕМАШЕВА. Сегодня в выпуске: А ДЕРЕВЬЯ У ЗА­ ВОДСКИХ ЦЕХОВ А 12 РАЦ ПРЕДЛО­ ЖЕНИЙ ЗА ГОД А ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗДУМЬЯ А ЗА ОКНОМ — МИНУС ПЯТНАД­ ЦАТЬ, А В НАШИХ КВАРТИРАХ! Ч ел овек и его дело НОВАТОР Есть в поселке Лебедянского машиностроительного завода улица Заводская, не похожая на другие: одноэтажные до­ мики разбросаны там и сям. Вокруг много зелени, рядом плещется Дон, а далее—поля, поля... — Поэтому я свое жилье на любую квартиру многоэтажно­ го дома не сменяю. Тут мне легко дышится, хорошо дума­ ется. Сказав это, Николай Василь­ евич Соломатин пригласил меня зайти в дом. В комнате, куда мы вошли, ничего лишнего, но уютно. «А где же его рабочее место? Где же стол, чертежная доска?» — подумал я. Словно угадав мои мысли, хозяин пояснил: — Тут я занимаюсь. Сначала вынашиваю идею, а потом уже на бумагу переношу. И он рас­ сказывает, как родилось первое его предложение. Давно это было, в послевоен­ ные годы. Только что демобили­ зованный из армии молодой слесарь-наладчик одного из цехов Липецкого тракторного завода вот уже в который раз подходил к группе специали­ стов, что собрались у нового токарного станка, прислуши­ вался к их спору. А потом, уяс­ нив суть дела, вдруг предло­ жил: — Считаю, надо изменить процесс обработки деталей. А сделать это можно за счет установки двух резцов вот с этой стороны..: Стоявшие у станков специа­ листы удивленно посмотрели на парня в солдатской гимнастер­ ке: — А что, это идея! Попробу­ ем. И дело пошло. А на том местё, где прежде складывали брак, теперь стало пусто. Сле- сарю-наладчкку Соломатину 'посоветовали оформить пред­ ложение в БРИЗс, потом выда­ ли денежное вознаграждение. — С этого всё и началось,— вспоминает Николай Басилье- •вич. — Много задумок я внед­ рил на тракторном, еще боль­ ше на Лебедянском машино­ строительном заводе, где рабо. таю уже двадцать четвертый год. Соломатин утверждает, что большинство предложений, а их зарегистрировано на маши­ ностроительном больше сотни, в основном родились на участ­ ках, где что-то не ладилось, где были заметны недоработки, низ­ ка производительность труда и нередко перерасходовались ма­ териалы. Иногда предложения появлялись по просьбе рабочих. Одно время у инженера-тех- иолога Н. В. Соломатина воз­ никла мысль: нельзя ли токар­ но-винторезные станки осна­ стить пневматическим устрой­ ством? От этого не только по­ высится производительность труда, но и улучшится культу­ ра производства. Вынашивал долго эту идею, перечитал не­ мало литературы. «А что, если поставить фальшшпиндель? — размышлял Николай Василье­ вич. — Пожалуй, выйдет». С того особенно удачливого дня, как называет его сам ав­ тор новшества, прошло четыре года, а в памяти все свежо: и волнения перед пуском станка, и радость успешного опробова­ ния его, и самое приятное — поздравления товарищей. Благодарность рабочих окры­ ляла новатора. Все свободное время он стал отдавать поис­ кам: нс успеет одно предложе­ ние найти прописку, как на оче­ реди второе. Прошедший год для Соломатина стал своего ро­ да рекордным. Двенадцать предложений зарегистрировано в БРИЗе, из них внедрено че­ тыре и еще три на выходе. Да какие! Николай Васильевич говорит, что одно новшество из четырех внедренных дало условную го­ довую экономию в сорок во­ семь тысяч рублей! Только од­ ного чугуна экономится девя­ носто три тонны. А я добавлю, что предложение обеспечило не только экономию материалов, но и повысило производитель­ ность труда, улучшило внешний вид изделий. Много принесет пользы заво- ду, а может быть, и другим предприятиям, выпускающим однотипные изделия, одно из последних его предложений. Каждый раз, проходя по заго­ товительному цеху, он неволь­ но обращал внимание на нелег­ кую работу слесарей, изготав­ ливающих щеки к барабанам насосов, на которые наматыва­ ется электрокабель. Прежде чем закрепить их, надо было из толстого металлического листа вырубить заготовки, проделать в них отверстия. При такой технологии не добьешься вы­ сокой производительности и хорошего качества. Соломатин предложил изго­ тавливать детали из заранее от­ штампованных сегментов. Что это дает? Во-первых, экономию стального листа—32 кнлограм. ма на изделие, во-вторых, сни­ жение трудовых затрат почти на три тысячи нормо-часов в гол. Николай Васильевич увлечен­ но рассказывает, над чем он сейчас работает, что намечает на будущее, И удивительно, не обмолвился и словом об отды­ хе, хотя в заводском отделе главного технолога, где он ра­ ботает, недавно отпраздновали его шестидесятилетие. Возраст солидный, а человек каждый день в заботах. Своим кровным делом считает Николай Василь, евич помогать молодым рацио­ нализаторам. — А как же? — говорит он. — Ведь я уполномоченный БРИЗа в своем отделе, а лю­ дям поддержка и дельный со­ вет всегда нужны. Труд Николая Васильевича Соломатина оценен по достоин­ ству. В ящике его стола акку­ ратной стопкой сложены почет­ ные грамоты, благодарствен ные письма, о незаурядных спо­ собностях свидетельствует и значок «Отличник ВОИР». — Но главное для меня удов­ летворение, — говорит Солома тин,— это облегчение труда лю­ дей, с которыми я работаю. Ну что ж, лучше не скажешь К. НАЗАРОВ. Лебедянский машиностроительный завод. В И З И Т В Ш К О Л У «Мой сын, ученик первого класса, недавно отказался ид­ ти в школу. Сколько ни пыта­ лась я выяснить у него, в чем дело, ничего не добилась. По- ,моему, его оби дела учнтельни. ца. Мальчик он непоседливый, живой. Да и вся «вина» его, как рассказываю т его товари­ щи, в том, что он «вертелся» на уроке. И учительница выстави­ ла его из класса... Не слишком ли это ж естоко по отношению к ребенку!» (Из письма в редакцию Н. Самохиной). Мы попросили ответить на вопрос учителя В. Д. Федюни­ на. Одна из родительниц с жа­ ром доказывала моим коллегам во время перерыва общешколь­ ного родительского собрания, что у ее сына очень плохи де­ ла в школе: никакого контакта с учителями, все к нему приди­ раются, и парень в свои три­ надцать лет готов бросить уче­ бу. В ее словах было полно уп­ реков в адрес учителей: «Не сумели, не заинтересовали»... , Первое чувство от разговора — жалость к матери и мальчи­ ку. Но стоило внимательнее вслушаться, как начинали на­ стораживать некоторые детали. На уроке сын играл резинкой. Учительница, увидев это, пот­ ребовала прекратить баловст­ во. Мальчик не послушался, и она его отчитала. «А ребенок очень обидчивый, легкорани­ мый», —- подчеркивает мать. Дальше следуют длинные пе­ речисления обид на учителей. Налицо мамина необъектив­ ность: очень много претензий к школе и полное отсутствие са­ мокритичного отношения к : себе и сыну. Если между школой и домом, между учителями и родителя­ ми, как в известной крылов­ ской басне, -«согласья нет», ес­ ли они действуют вразнобой, стараясь переложить друг на друга вину, то драматичные ситуации, подобные описанной выше, неизбежны. Да, встречаются еще плохие учителя, нс стремящиеся про- На темы воспитания никнуть в тайны детской ду­ ши, не пользующиеся авторите. том у учеников. Точно так же, как есть и родители, нс знаю­ щие собственных детей, не имеющие у них авторитета. Кстати, я позволю себе выска­ зать опасение за ту рассержен­ ную на учителей мать: таким способом вряд ли завоюет она авторитет у своего ребенка. У родителей очень часто на­ блюдается потребительское отношение к школе: «Учителя должны, школа обязана»... Вер­ но. Но ведь в первую голову за воспитание Детей отвечают родители. Некоторые об этом забывают, интересуются школь­ ной жизнью весьма формально, ■— в школу заходят лишь по вызову учителей, не считаются даже с самыми элементарными требованиями педагогики. Для примера приведу один эпизод. Дело было после уро­ ков, когда родители приходят за малышами. Одна мама бук­ вально силком тащила за руку своего сына-первоклассника. Мальчик упирался: — Нельзя домой! Меня учи­ тельница наказала, велела остаться после уроков. — Подумаешь, наказала! — пренебрежительно ответила ма­ ма. — Скажешь, что мама торо­ пилась, и ей некогда было ждать, пока ты отсидишь там... «Сражение» длилось несколь­ ко минут на громких тонах. В конце концов мама победила— ведь на ее стороне сила. Она «сэкономила» несколько минут, тех, что ее сын должен был провести в классе. Но тем са­ мым она преподала ему урок пренебрежительного отношения к школе, к учительнице, к за­ конам школьной жизни. И этот урок не пройдет бесследно для ребенка. Такие случаи, к сожалению,— не редкость. Во многих семьях постоянно в присутствии детей «разбираются по косточкам» учителя. Одна нехороша, пото. му что слишком молода и «ни­ чего не знает», другой плох, по. тому что не прощает шалостей, третья оказываете^ не­ справедливой по отношению к ребенку, «такому умному, та­ кому способному...» / День за днем они подрыва­ ют авторитет, учителя. А ведь учитель в жизни ребенка з н а ­ чит бесконечно много. Если школьник постоянно слышит в семье отрицательные разгово­ ры о своем учителе, в его душу непременно проникает скепсис, который потом обернется и про­ тив родителей. Каждый родитель, хотя бы по роду своей деятельности, -мо­ жет внести лепту в воспитание школьника. Я имею в виду нс только работу родительских ко­ митетов, которая, увы, иногда носит формальный характер, а живое творческое участие пап и мам в нашей школьной жиз­ ни. Если вы, к примеру, врач, то помогите научить ребят оказы­ вать первую помощь, привейте им элементарные навыки лич­ ной гигиены. Если вы работае­ те на заводе, разве так уж трудно приобщить детей к сто­ лярному, слесарному или то­ карному делу? Если вы меха­ низатор, то привейте ребятам любовь к технике. К тому же, если дети видят, как старается для них чей-то папа, который ведет в школе ин­ тересный кружок, — это не только вызывает у них жела ние участвовать в кружке, не только помогает определить свое призвание, но и дает наг­ ляднейший пример доброжела­ тельного, высоконравственно­ го отношения к людям. В общем, товарищи родите­ ли, почаще заходите в школу, почаще интересуйтесь, как учатся- ваши дети, побольше советуйтесь с учителями. В. ФЕДЮНИН, учитель Талицкой средней школы Елецкого района. Р е п л и к а н й п рй в п ен и е ИЙИ С ЦЕЛЕНИЕ О врачах написано не­ мало благодарных слов. Их самоотверженный благородный труд всегда вызывает чувство глубокого уважения. Об этом в редакцию газеты пи­ шут сотни наших читателей. Например, шофер объединения сахарной промышленности С. М. Лучинкин с восхищением отзы­ вается о враче Ищеинской сель­ ской участковой , больницы Краснянского района С. П. На- Сухове, спасшем жизнь его ма­ тери. Душевное отношение к больным, постоянная забота об их быте, настроении характер­ ны для работников этой боль­ ницы. Слесарь Новолипецкого ме­ таллургического завода П. Я. Дударев просит рассказать в газете о благородном поступке врача Федора Григорьевича Гараева, который сам, будучи госпитализированным, прини­ мал участие в борьбе за жизнь тяжело больного человека. Их много, подобных приме­ ров высокого гражданского долга, подлинного профессио­ нального, мастерства. На их фоне, как пятно на солнце, выглядит возмутительный слу­ чай, происшедший с работни­ ком Сырского отделения «Сель- хозтехннки» Ю. Н. Сидорки- ным. Болезнь и предстоящая операция заставили его обра­ титься к лечащему врачу рай­ онной больницы в поселке Сыр- ском. После нескольких часов ожидания на приеме пациент получил направление в больни­ цу на операцию. В приемном покое его снова осмотрел хи­ рург и дал направление в по­ ликлинику областной больни­ цы. Прибыв по указанному адре­ су, Ю. Н. Сидоркин, опять-таки после долгого ожидания в оче­ реди, вдруг узнает, что нужно­ го ему специалиста в поликли­ нике нет. Больного послали в поликлинику НЛМЗ. «Прихожу туда, — пишет т. Сидоркин, — и слышу: «У нас своих больных много, вас принять не можем». Спраши­ ваю, как быть? В ответ: «Иди­ те в областную». Больной снова идет в област­ ную поликлинику, обращается к заведующей. Та, выслушав па циента, звонит в поликлинику треста «Жилстрой», просит при­ нять и обследовать больного. Но по новому адресу в этот день попасть на прием не уда­ лось. Наутро из поликлиники треста «Жилстрой» Ю. Н. Си- доркина отослали в больницу треста «Липецкстрой». Хирург, осмотревший его там, дал на­ правление для сдачи анализов в любой городской поликлини­ ке. — Доктор, — взмолился больной, — я уже девятый день хожу по направлениям, а ведь у меня никаких документов для оправдания на работе нет. Врач посоветовал взять справки у тех, кто давал на­ правления. А их много, тех, кто «отфутболивал» пациента. Это сколько же нужно справок! «Нервы мои не выдержаж:,— заключает автор письма, — и я вышел на работу. Может, удастся вызвать «Скорую по­ мощь» и через нее попасть больницу». С письмом мы познакомили заведующую Липецким гор- здравотделом М. .В Дромашко и почти через месяц получили официальный ответ: «Госпита­ лизация и обследование боль­ ного были отсрочены в связи с тем, что по месту работу он от носится к районной больнице, а по месту жительства — к горо ду Липецку... В районной боль­ нице нет специалиста, что при­ вело к отказу в госпитализации и направлению больного в об­ ластную поликлинику...» Дальнейшие мытарства боль­ ного нам уже'известны. А вот вывод, который из этого сдела. ли руководители горздравотде- ла, по мейьшей мере странный.. В. САФОНОВ. « С НЕЛ ЕГК ИМ ПАР ОМ» С давних пор о русской бане говорят: «Который день паришь­ ся, тот день не старишься», «Ба­ ня без пара, что щичбез навара» и так далее. Врачи придают большое значение бане в борьбе за укрепление нашего здоровья. В последние годы во всех городах расширяется сеть бан­ ных лечебно-профилактических отделений. Знают толк в бане и многие липчане. Да, попасть в парную в нашем городе трудно, как на концерт прославленного джаза или эстрадного артиста. Попробуйте достать билет на воскресенье или субботу. Вряд ли без определенных навыков и связей это удастся. Вот и при­ спосабливаются некоторые лю­ бители посещать парную в буд­ ний день, используя обеденный перерыв, а то и урывая время от работы. Почему дефицитным стал би­ летик? Дело не в моде. Хотя, конечно, реклама сыграла свою роль. Дело в другом. Растет Липецк. Увеличивается число его жителей. А вот бани прак­ тически не строятся. Сегодня в Липецке всего три бани на 440 мест. Есть ,правда еще ведомственные в поселке «Свободного сокола», в районе «Центролита», на Сырском руд'- нике. Но они старые, с очень ма­ лой пропускной способностью, без лечебно-профилактических отделений и сегодняшним тре­ бованиям не отвечают. Поэтому горожане, любители попарить­ ся, устремляются на улицу Не­ делина. Здесь имеются лечебно- профилактические отделения, оборудованные циркулярным, восходящим, навесным душем. Но при всем хорошем и здесь сервис нуждается в улучшении. И это в лучшей нашей бане. А что говорить о других? В Липецкий банно-прачечный трест входит комбинат № 1, рас­ положенный в поселке тракто­ ростроителей. При нем нет ле­ чебно-профилактического отде­ ления, хотя его при желании можно было бы создать рядом. Но желания, видимо, нет, нс только с т р о и т ь от­ деление, но и с д е л а т ь ремонт. Не лучше дела в ком­ бинате № 2 НЛМЗ. Баня в по­ селке построена еще 48 лет назад и уже вросла в • землю. Давно пора.снести старое Зда­ ние да построить новое, совре­ менное, со всеми удобствами. Много поступает устных и пись­ менных жалоб на неустроен­ ность, отсутствие уюта, на вся­ кого рода «мелочи». — А что я могу сделать, — поясняет заведующая А. Д. Будюкина, — если банно-пра­ чечный трест не помогает, да­ же кранов и тазиков не выде­ ляет. В тресте же в свою оче­ редь сетуют на плохое снабже­ ние, на то, что ре получают требуемых запасных частей, ма­ териалов, инвентаря. Министерство коммунального хозяйства РСФСР уделяет большое внимание развертыва­ нию широкого строительства банных лечебно-профилактиче­ ских отделений с просторными залами, комнатами отдыха. Они давно действуют в Воронеже, Казани и других городах. Чем же Липецк хуже? Как сообщил директор треста банно-прачечного хозяйства Н. Н. Бузуев, в одиннадцатой пятилетке строительство бань в Липецке не планируется. Д у­ маю, это неправильное решение. Надо их строить в новых мик­ рорайонах, в поселках ЛТЗ и НЛМЗ. Вопрос о бане — это вопрос о благе человека, о его здо­ ровье. Не случайно рабочие до­ менного цеха № 1 НЛМЗ, об­ суждая на профсоюзном собра­ нии бытовое обслуживание, особо говорили о бане. Газов­ щик Евгений Пивоваров сказал: «Прошу в решение собрания за­ писать пункт о строительстве бани по проектам, отвечающим сегодняшнему времени». Рабочие не считают баню роскошью. Хотелось бы знать: что думают в Липецком горис­ полкоме на этот счет? И. БУРКОВ. Алла Сапельникова (на снимке справа), как и ее подруги Людмила Козлова, Раиса Скорикова, Марина Сушкова и другие, закончила техническое училище № 3 в прошлом году и пришла работать в магазин «Сказка» Липецкого булочно­ кондитерского комбинат управления пищевой промышленно­ сти. Покупатели довольны работой молодых продавцов. Фото Ю. Клюева. Читатель ставит в о п р о с В одном из многочисленных писем, которые за последнее время получила редакция^ на ставшую уже хронической тему тепла в Липецке, жилец двад­ цатого дома по улице 8 Марта М. А. Сорахман категорически заявляет: «Много писалось в вашей газете в 1981 году по вопросу отопления квартир. Устраивался день открытого письма, на котором ответствен­ ные работники давали обеща­ ния, заверяли. Оказывается, эго была пустая писанина и безот­ ветственные заявления ответст­ венных лиц». Автор не просит помощи. Он уже не верит в от­ радные перемены, в то, что работники ЖЭКа № 1 объеди­ ненного управления быта и жи­ лищно-коммунального хозяйст­ ва Главлипецкстроя и тепловых сетей найдут между собой об. щий язык и отрегулируют тем­ пературный режим в его и со­ седних квартирах. И все-таки мы снова возвра­ щаемся к вопросу об отопле­ нии в Липецке, веря в древнюю мудрость о том, что «капля камень долбит», надеясь общи­ ми усилиями энергетиков, ком­ мунальников, строителей, жиль­ цов исправить, где это еще воз­ можно, положение и предотвра­ тить грозящие нам в будущем осложнения. Вернемся к дню открытого письма, проведенному газетой вместе с Липецким горисполко­ мом. После него немало было сделано по реконструкции теп­ ловых сетей, подготовке к ото­ пительному сезону. И как ре­ зультат — в подавляющем большинстве квартир липчан пока тепло. Но уже тогда спе­ циалисты-энергетики предуп­ реждали о дефиците тепла и о том, что по этой причине в случае двадцатипятиградус­ ных морозов в квартирах лип­ чан будет не выше 15 граду­ сов. Зима пока не испытывает наше теплоснабжение такими холо дами. Однако выборочная про верка домов на улицах Совет екая, 63, Космонавтов, 90, Про летарская, 5, Гагарина, 34, Не долина, 23, 8 Марта, 22, в дсвя том микрорайоне, откуда по ступили тревожные сигналы, по казала, что в жилых помете ниях в январе температура бы ла ниже установленной нормы Холодно в пятнадцатом и шестнадцатом микрорайонах города. Такое положение руководите­ ли Липецких тепловых сетей объясняют нехваткой тепла. Из-за перегрузки котельной, что на улице Толстого, дома на ули­ це Первомайской подключены к северо-западной котельной и сюда поступает недостаточно теплоносителя. Из-за сниженно­ го давления воды в магистраль­ ных трубопроводах не обеспе­ чивается необходимая цирку­ ПРОПАВШЕЕ ТЕ П Л. О ляция в домовых системах отопления пятнадцатого и шестнадцатого микрорайонов. Надо строить насосные станции в 23-м микрорайоне, по улице Индустриальной * * и ускорить сдачу в эксплуатацию третьего котла северо-западной ко­ тельной. Все котельные города работают на пределе, а котель­ ные на улицах Депутатской, Угловая, Толстого перегружены в среднем в полтора раза. Ре­ зервных энергетических, мощ­ ностей нет. Между тем к уже имеТощимся котельным подсое­ диняются все новые дома. По плану в первом квартале нуж­ но дополнительно обогреть 184 тысячи квадратных метров жилья. По плану. Значит, это заранее предусмотрено. По расчетам энергетиков, на все 230 тысяч квадратных метров жилья, за­ планированного к сдаче в Ли­ пецке в 1981 году, надо иметь дополнительное количество теп­ ла. Его город получил бы с пу­ ском третьего котла северо-за­ падной котельной. В тресте «Жилстрой» (управляющий Л. М. Шляпников) при попу­ стительстве руководителей Главлипецкстроя рассудили по- своему. Всячески оттягивая ра. боты, жнлетроевцы сорвали и без того неоднократно перено­ сившиеся сроки пуска. Пусть знают липчане, по чьей вине некоторые из них уже се­ годня мерзнут и из-за кого могут произойти в будущем ос­ ложнения. Года не хватило тре­ сту «Липецкстроймеханизацня», чтобы выкопать котлован под третий котел. Начальник управ­ ления механизации № 3 Ю. Л. Белянин отрапортовал, а в тресте «Жилстрой» приняли подписанные нм документы о выполнении земляных работ. Когда же на днях на строи­ тельную площадку пришла ком. плексная бригада СУ-2 «Ли- пецкметаллургстроя», которой передано строительство котла, то оказалось,'что котлован не- докопан в глубину и заужен в ширину. Вот тебе и отрапорто­ вали! Теперь, нс доверяя строите­ лям, Липецкий горисполком на специальных оперативках, где обсуждается ход сооружения важнейших объектов комму­ нального хозяйства, еженедель­ но заслушивает отчеты о делах на северо . западной котель­ ной. На этих заседаниях так­ же под особым контролем на­ ходится строительство водово­ дов, имеющих прямое отноше­ ние к улучшению централизо­ ванного теплоснабжения и бесперебойной работе котель­ ных города. За эти объекты несет личную ответственность главный инженер треста «Спец, строй» О. П. Бабин. Но как не­ сет? По пятому водоводу срок пуска в прошлом году сорван. Здесь уместно сказать, что в основном по вине треста «Спец­ строй» в 1981 году на объектах коммунального хозяйства в Липецке недоосвоен миллион рублей капитальных вложений. Следствием такой безответст­ венности является и ослабле­ ние теплового хозяйства об­ ластного центра. Рассчитывая потребности и возможный дефицит тепла, специалисты делили общее ко­ личество получаемого городски, ми котельными тепла на всех потребителей. При этом прини­ малось во внимание и вновь вводимое жилье. Однако кор­ рективы оказались очень су­ щественными. Их внесли как' строители, ‘нарушившие плано­ мерность ввода домов и до­ пускающие плохое качество ра­ бот, так и сами потребители — ЖЭКи вместе с жильцами, неб. режно подготовившие жилье к зимнему сезону. Редакционная почта содер­ жит немало жалоб на некачест­ венное строительство. Много времени проходит, пока ликви­ дируются недоделки. А они ча­ сто связаны с небрежно при­ гнанными оконными и дверны­ ми блоками, течью кровли и другими факторами, которые приводят к большим потерям тепла. Около пятнадцати про­ центов тепла теряется по вине ЖЭКов и самих жильцов. Так, оказались неотремонтирован- ными двери подъездов, не за­ стеклены подвальные помеще­ ния в доме № 23*на улице Не­ делина, который принадлежит УЖКХ Новолипецкого завода. При горячих батареях холодно в домах №№ 79,81, 83,85, 119 на улице Первомайской. Причи. ны—-те же. ЖЭК № 5 УЖКХ НЛМЗ не позаботился об утеп­ лении подъездов, герметизации дверей и окон. В свою очередь, работники этого и других ЖЭКов выска­ зываются против увлечения в жилых домах стеклянными вит­ ражами и дверьми с огромными стеклами. В эксплуатации они очень ненадежны: часто бьются. Это тоже приводит к потерям тепла. Неудачен в этом смысле и проект переходных площадок между этажами в домах повы­ шенной этажности по улице Ле. нина. Наверное, проектировщи­ кам и заказчикам следует при­ слушаться к этим замечаниям. В общей борьбе за экономное расходование энергоресурсов определенное место занимает рациональное отопление наше­ го жилья. Улицу все равно не отопить. Поэтому в ЖЭКах надо учить жильцов по-хозяй­ ски относиться к жилью. В на­ ших домах редко увидишь пла­ кату, объявления, призываю­ щие экономить тепло. Бесконтрольность со стороны ЖЭКов приводит к тому, что кое-где жильцы самовольно за­ меняют сопла в элеваторных узлах. «Утепляя» таким путем свой дом или свой подъезд, они осложняют жизнь соседних до­ мов. Те в свою очередь приме­ няют подобные меры. И так идет цепная реакция, приводя­ щая к разрегулированию систе­ мы теплоснабжения целого микрорайона. О том, как неуютно чувству­ ют себя люди, живущие в хо­ лодных квартирах, пишут в редакцию жильцы дома № 26 по улице Мичурина, № 44 — по улице Неделина, № 3 «а» на площади Победы и многие дру­ гие. Они просят газету повли­ ять на горжилуправление и теплосети, помочь решить боль­ ной вопрос. Их хождения по инстанциям не увенчались ус­ пехом. Например, в ЖЭК-7 гор- жилуправления на жалобы пен­ сионера, ветерана Великой Оте­ чественной войны И, П. Мед­ ведева просто не реагируют. Позицию стороннего наблюда­ теля занимает начальник ЖЭК-1 3. В. Буянкова. Хотя в принадлежащем этой клиторе доме № 73 по улице 9 Мая на верхнем этаже тепло, а на пер­ вом этаже люди страдают от холода. Безответственность отдель­ ных руководителей приводит к тому, что люди нс знают, куда нм обращаться со своей бедой. Жильцы домов Главлипецк­ строя идут в свой ЖЭК-1- Но там разводят руками: «У нас все нормально. Звоните в теп­ ловые сети». Обращаются в аварийную службу облэнерго- управления —- получают теле­ фон другой организации. А там посылают обратно в облэнерго. Словом, невозможно достучать­ ся, дозвониться до тех работни­ ков, которые конкретно отвеча­ ют за тепло в их доме. Культура коммунального об­ служивания нуждается в повы­ шении. Это касается и инфор­ мации о том, по какому теле­ фону человеку звонить в слу­ чае того или иного поврежде­ ния. А. К. Захаров сигнализи­ рует о том, что в их доме по проспекту Мира, 13 длительное время подвалы залиты горячен водой. В подъездах скаплива­ ется пар. А заместитель началь­ ника объединенного управле­ ния быта и жилищно-комму­ нального хозяйства Главли­ пецкстроя Н. М. Мсдинцев от­ вечает, что факты, изложенные в письме, имеют место. Но о том, какие принимаются меры, молчит. Подобное отношение к критическим замечаниям тру­ дящихся >и порождает повтор­ ные жалобы. Тепло в квартире нельзя расценивать всего лишь как коммунальную' услугу. Холод­ ная квартира, снижая самочув­ ствие людей, их работоспосбб- ность, вырастает в фактор об­ щественного значения. Г. ШЕВЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz