Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
. 3 1НОБИ БОРЬББ ВЫНЕСЛИ МЕН19 НАРОДНОСТЬ МОЯ, ЯЗЫК НОЙ МАТЕ1РИНСКИЙ, ЧУВСТВ! 3 РОДИНЫ" ж М. Приш вин ) П М ИХАИЛУ Михайлови чу Пришвину — од ному из зачинателей русской советской литературы, писателю-гуманисту, тонкому художнику, глубокому мысли телю — посвящается откры вающийся завтра большой тор жественный праздник — Дни советской литературы в Ли пецкой области, проводимые по решению Союза писателей СССР, бюро областного коми тета партии и облисполкома. Наша земля—родина Приш вина. К ней обращено творче ское внимание писателя в са мых первых его художествен ных набросках. Ее образами завершился полувековой пи сательский путь и большая, трудная благородная челове ческая судьба Пришвина, — за несколько часов до кончи ны он поставил точку в новом варианте автобиографическо го романа «Кащеева цепь», об ращенного к жизненным исто кам, к нашим местам, — по словам Паустовского, «очень русским, очень простым». Здесь берет начало всеобъ емлющее пришвинское чувство БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА родины, которым проникнуто все его творчество — от мно гоплановых романов до фило софской миниатюры. Пришвинские Дни литерату ры в Липецкой области — продолжение большой, имею щей неоценимое нравственное значение работы, по сбереже нию высоких культурных тра диций нашего края, увековече нию памяти выдающихся рус ских писателей, прошедших по нашей земле. Эта благородная работа встретила горячую поддержку общественности, творческих союзов. Председатель правле ния Союза писателей РСФСР, Герой Социалистического Тру да С. В. Михалков писал по этому поводу: «Мы с глубоким удовлетворением отмечаем ту большую работу, которую про водят липецкие областные ор ганизации по сохранению за вещанных нам традиций отече ственной культуры, по увекове чению памяти выдающихся рус ских писателей, к числу кото рых относится и М. М. Приш вин. Имя Пришвина, чьи про изведения вошли в золотой фонд советской многонацио нальной культуры, дорого нам как имя писателя, утверждаю щего гуманистические начала литературы социалистического реализма, страстного защитни ка природных богатств родной земли». В мае нынешнего года при нято' решение о сооружении памятника М. М. Пришвину на его родине, в Становлянском районе, в честь 110-й годов щины со дня рождения писа теля. Пришвинские Дни литерату ры в Липецкой области откро ют целый ряд юбилейных ме роприятий—вузовских научных конференций, тематических уроков и чтений в школах, ли тературных вечеров в библио теках и Домах культуры. На Дни литературы в Липецк прибывает делегация Союза писателей СССР. В ее составе прозаики и поэты из Москвы и соревнующихся с нами Вин ницкой, Воронежской и Тамбов ской областей. Вместе с липец кими литераторами они прове дут творческие встречи с ра бочими заводов «Свободный сокол» и «Центролит», большой литературный вечер в читаль ном зале областной научной библиотеки. Писатели побывают в Л. Толстовском районе, возло жат цветы к памятнику Л. Н. Толстому, посетят его музей. Состоится литературный вечер в районном Доме культуры. В Ельце, у здания средней школы № 1 пройдет митинг, посвященный юбилейным пришвинским торжествам. На здании школы установлены ме мориальные доски Н. А. Се машко, И. А. Бунину, М. М. Пришвину, учившимся здесь в восьмидесятых годах прошло го века. Гости посетят истори ко-литературную экспозицию Елецкого краеведческого му зея. В Становлянском районе, на родине писателя, состоится торжественная закладка па мятника Пришвину. В Пальна- Михайловской средней школе будет открыт музей писателя. В районном Доме культуры пройдет литературный вечер. ...Начало октября. На роди не Пришвина — зрелая осен няя красота природы. «Даль черноземная в полях и овра гах». С этой землей Пришвин не расставался в своем твор честве. Здесь он жив нашей с вами благодарной памятью. И. ЗАВРАЖИН, ответственный секретарь Липецкой писательской организации; П Е В Е Ц Р О С С И И «Подоспело, накатило время Михаила Пришвина...» Эги слова елецкого литературоведа В. Н. Турбина, невольно вспо минающиеся в преддверии пришвинского юбилея, тонко характеризуют то обстоятель ство, что творчество Пришвина, удаляясь во времени, не толь ко не становится достоянием прошлого, но с течением лет приобретает новую силу зв у -■ чания, все больше восприни мается как слово глубокого художника - мыслителя, иссле дователя внутреннего мира личности, осознающей и страст но формирующей нравственные основы своего поведения, гар монически согласованного с жизнью народа и окружающе го мира, В пятнадцати километрах севернее Ельца на взгорке, за полевой речкой Пальной нахо дится небольшое село Хруще- во. Несколько домов у пруда, за которым раскинулась «даль черноземная в полях и овра гах». Старые яблони и груши, одичавший вишенник на краю села обозначают места, где бы-* ла расположена небольшая усадьба с двумя каменными столбами вместо ворот н дере вянным домом с белым балко ном. Здесь без малого сто де сяти лет назад родился Михаил Михайлович Пришвин. Много численная семья «с пятью деть ми мал мала меньше» рано осталась на руках вдовы разо рившегося купца, совершенно без средств, в поместье, зало женном «до двойной заклад ной». Первые полвека своей жизни Пришвин был связан с Хру- щевом самыми тесными узами. Здесь прошли годы детства и ранней юности, сюда он был выслан под гласный надзор полиции, после одиночного заключения в Митавской тюрь ме за участие -в марксистских кружках, сюда возвратился из-за границы в 1902 году по окончании Лейпцигского уни верситета, отсюда отправлялся в путешествие по стране в 1908, 1909, 1910 годах, здесь жил после смерти матери (умерла в 1914 г.) и здесь по селился оседло, получивши в 1915 году «по разделе с бра тьями» 30 десятин земли. Па хал, сеял, по-крестьянски об рабатывал свой надел, а ''Ъ 1917 году выстроил дом на средства, . заработанные лите ратурным трудом. Отсюда в 1918 году перебрался в Елец, часто навещая Хрущево, и лишь в 1920 году навсегда расстался с «родным гнездом», постоянно, до конца своих дней, до последних дневнико вых записей творчески воз вращаясь к хрущевским вос поминаниям. Осознавая «тайну» своего писательства как талант «об ращать всерьез жизнь свою в слово, Михаил. Михайлович не^ однократно подчеркивал, что истоки его творчества восхо дят к родине, к детству, к «то му языку, каким мать мне го ворила и учила меня 'его пер вым словам». ... .. . Ученый агроном, по необ ходимости занимавшийся’" при^' кладной наукой, автор книги «Картофель в полевой и ого родной культуре», к писа тельскому труду Пришвин об ратился довольно «поздно. Воз вращаясь однажды из Москвы в Елец и пытаясь скоротать время ожидания на глухом полустанке, когда транспорт был охвачен первой рёйолю-' ционной волной забастовок, Пришвин стал записывать на случайно^' листке мелькавшие в воображении хрущевские картины, «выбрал самое прос тое, самое любимое в своем детстве». Этот изначальный творческий родничок, как бы случайно пробившийся, стал не только «целебным источником обретенного таланта», но и питал собою мощный художе ственный пласт — роман «Ка щеева цепь», которым открыл ся и которым замкнулся дол гий путь в искусстве нашего писателя-земляка. Выросший «из Ъчень точного материала, биографического, поэтически преображенного», этот роман* высоко оцененный Горьким, отражает общерус ские экономические и соци альные проблемы конца 19 ве ка в знакомых местных реали ях елецкой деревни. «Кащеева цепь» по наглядному анализу сельской экономики того вре мени является прекрасным ху дожественным комментарием и образной иллюстрацией книги В. И. Ленина «Развитие капи тализма в России». Это сопо ставление тем более естествен но, что В. Й. Ленин обращает ся к Елецкому уезду за рядом примеров капиталистических форм хозяйства и социального разложения крестьянства, при чем времени, отраженного Пришвиным, — конца 80-х — начала 90-х годов. Самые острые противоречия .капитализирующейся деревни находят художественное вы ражение в автобиографическом романе Пришвина — отобра- дем — И. А. Бунина. Оба в жении предреволюционной двадцатые годы обращаются к эпохи, осмыслении судьбы рус- автобиографическим полотнам ского интеллигента. Внимание крупного плана — «Жизнь Ар- юного Алпатова-Пришвина сеньева» и «Кащеева цепь» не постоянно приковывает зава- художественным воспомина- дочный в своем кипении дере- ниям о Елецком крае, темати- венский люд, елецкие чернозем- ческая общность которых с ные дали. Они пробуждают в удивительной отчетливостью его душе самые высокие свет- обнаруживает самобытность лые образные ассоциации. К этих писателей, оригиналь- елецкому крестьянству воз- ность творческого почерка и вращается он и в своем вооб- различия в мировосприятии ражении, стоя перед мадонной Бунина и Пришвина. Рафаэля в Дрезденской тале- . В первые годы революции рее: «И когда он нечаянно пристрастился Пришвин к вошёл в комнату, назначенную ^щкрдуюму делу, учительство- однс$„, только , «Сикстинской'^ дал, д, Хрущево. в той самой мадонне», то сразу узнал в церковно-приходской школе, ней что-то очень знакомое и... где когда-то учился сам, и в совершенно простое и прек- Ельце, в бывшей мужской гим- расиое. Подумав немного, он назии, откуда некогда был ие- вспомнил, это было в жаркий ключей за свободомыслие, ра- день на опушке дубового леса, ботает инспектором народного жнея подошла к люльке, ви- образования, севшей под деревом, взяла в архивных материалах име- ребенка, ртала кормить и ос-, ется следующий- документ-: «От- талась в. памяти светлая, как» -дел по народному образованию •мадонна Сикстинская... И опять Елецкбго уезда видит в граж- рассматривая мадонну, стал данине Пришвине очень полез- вспоминать святую жнею, чу- ного работника по просвеще- десную бабу под Ельцом, у нию народных масс. Неукосни- колыбели под дубом». тельно местной* власти оказы- Через познание крестьян- ®ать ему всяческое содействие ской жизни постепенно демо- и поддержку. (1 октября кратизируется и сливается с 1918 г.). реальной деревенской средой романтическая мечта Пришви на-Алпатова о прекрасном Образами родного края Пришвин постоянно проверяет на прочность граждански осо Пока еще в неясном, но жи- зиаваемое чувство родины, его вом ощущении предстоящих взлеты и расцвет. Становление социальных боев ищет герой этого чувства —■главная тема подлинных революционных Пришвина. «Чувство родины путей в народную сферу жизни, в моем опыте есть основа и «необходимость» самой жиз- творчества», — пишет он в но- ни сближает его с подпольной велле «Родина», марксистской организацией. Незадолго до- смерти писате- Активным деятелем ее был ля ег0 сын *^ев принес ему Ефим Несговоров, прототипом картину «Хрущево», написан- , которого стал один из друзей НУЮ их родственницей М. Г. Пришвина по Елецкой гим- Игнатовой, о чем существует назии Н. А. Семашко, буду- несколько дневниковых ■ запи- щий нарком здравоохранения, сей Пришвина. Вот одна из академик, заслуженный дея- них от 21 апреля 1953 года, тель науки РСФСР. ' «Лежу и днями смотрю на картину «Хрущево», и все не на гляжусь, и кажется, так много в ней чего-то, и мое4духовное С Н. А. Семашко очень значимые связаны в периоды жизни М. М. Пришвина, начи- “ пис няя г оп иовоем пш ого ттпебы- ПИТЗНИе этои ^ртинои никог да не кончится. Когда же опомнишься и подумаешь: ая с одновре енного преб вания в Елецкой мужской гимназии, а позже, ц-яонце * “ —Г ““- 90-х годов, продолжаясь в сов- 4 ' т к е. ДпРогое пред метной певолюнионной оаботе 'ставлено ® Э1ЧЙ картинке?», то “о г д Г о б К ы Г Елец под гласный надзор по- - от^^опот* липни и где Пришвин, револю- ™ лб*л ака' пионер-романтик, \ встретился В " х уже с Семашко-адарксистом. ^ ‘ е™’ ни’?ег0 1 ‘ для постороннего глаза_Для Елецкая мужская гимназия себя же неисчерпаемое богат- 80-х годов, Елец^ и Елецкий ство и, каждую минуту все уезд связывают Пришвина с именем другого однокашника* ставшего впоследствии про славленны» русским писате- новое...» С КРАСНОВА, преподаватель Елецкого педагогического- института. М. М. Пришвин в Дунине. П А В Е Л Ш У Б И Н М. М. Пришвину Да здравствует осени Промельк утиный, Заснувший на оэими День паутинный, Лесная дорожка, Дрозды на рябине И заячья лежка В полынной ложбине! Просторы родные! Видал за войну я Приметы иные И землю иную — Нарядней, быть может, Цветистей, быть может, Но сердце мне Память о них не тревожит. А вы и ночами Мерещились, снились, Кричали грачами, Ручьями светились... Пунцовою Тетеревиною бровью Заря пламенеет В лесах Подмосковья, Березы над гатью — Серебряным братством, И снова богат я Несметным богатством! Разносит щегленок Репей по ворсинке... А сколько опенок! А сколько брусники! А листьев кленовых В садах непочатых — Оранжевых, новых Гусиных перчаток! Дорогому, самому дорогому Михаилу Михайловичу Приш вину. Краснобровый тетерев токует*. Я забыть об этом не могу: Ведь встречали ж мы зарю такую — И не раз, на мартовском снегу. Ну, а если не сходились вместе, Если- по следам я не кружил, — В том краю, в тетеревином месте, С Вами я всегда душою жил! С лово о Пришвине А. М . ГОРЬКИЙ: «Писать о Вас, Михаил Ми хайлович, нелегко, потому что надобно писать так же ма стерски, как пишете (Вы, а это, я знаю, не удастся мне. И есть какая-то неловкость в том, что М. Горький пишет нечто вроде пояснительной статьи к сочинениям М. Приш вина, оригинальнейшего ху дожника, который». почти уже двадцать пять лет отлично ра ботает в русской -- литературе. Как будто я подозреваю чита телей в невежестве, в неуме нии понимать. Неловко мне писать еще и потому, что хотя работать я начал раньше Вас, но, внима тельный читатель, я многому учился по Вашим книгам. Не думайте, что я сказал этб из любезности или из- «ложной скромности». Нет, это правда, учился. Учусь и по сей день, и не только .у Вас, законченно го мастера... -Вы привлекли меня к себе целомудренным я чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением ■ при давать гибкими сочетаниями простых слов почти физцче скую ощутимость всему, что Вы изображаете. Не многие наши писатели обладают этим умением в такой полноте, и силе, как Вы. > - ...Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармониче ского сочетания любви к Зем ле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас... По Вашим книгам, Михаил Михайлович, очень хорошо ви дишь, что Вы человеку друг. Не о многих художниках можно сказать это так легко н без оговорок, как говоришь о Вас. Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к Земле, из «геофилии» Вашей из «геоонтимиз-ма». Иногда ка жется, что Вы стоите на ка кую-то одну ступень выше че ловека, но это отнюдь не уни жает его. Это вполне оправда но Вашей сердечно зоркой дружбой к нему...» К. А. Ф ЕД И Н : « «Вот в чем я вполне ,убеж ден — это в том, что новая повесть («Корабельная чаща» — ред.) вобрала в себя все качества, какими обладал Пришвин издавна, все искус ство, которое выработал, при обрел он на своем пути, и по весть стала в своем роде кри сталлязованной припгаинакой прозой еще небывалой насы щенности». V ■• • К. Г. ПАУСТОВСКИЙ : «Это был писатель, рожден ный единой и всепоглощающей страстью — любовью к своей стране. ...Величайшей ценностью пришвинского таланта было то, что он, пожалуй, единствен ный из всей блистательной плеяды старых русских писа телей нашел путь к тому, что бы свое поразительное ощу щение природы выразить единственно возможных точности словах и с легкостью передать читателям удивитель ную поэзию, которой налолне на наша земля. Пришвин — певец не только природы, но и человека. 'Весь его жизненный порыв был на правлен к дружбе с новым чс ловеком-созидателем, человеком нашего советского времени. ...Пришвин умер на пор весны не только в природе, и на пороге нового расцвета своего родного народа. К это му расцвету он звал всем сво им творчеством, всей силой своего исключительного стерства». по ма ИЗ ДНЕВНИКОВ М. М. ПРИШВИНА Л \ / Чувство родины в моем опыте есть основа творчества. V „ ♦ \ Вода в пруду перед грозой как ртуть. Она здесь зеркало: все отражает—и дом, и ивы... Земля как развернутая зеленая книга. Земля — для меня это родина, это черноземная рав нина. А потом и всякая земля. Но без роди ны — нет земци. , ' ло , л.» г Ъ . *•' ' ' г'.'-V * I Брожу весь день между липами, и вдруг вспомнилось Хрущево. Там тоже был такой легкий для дыхания воздух. С тех пор я не дышал таким воздухом, я не жил в здоровой природе, и мало-помалу забыл, что она су ществует. Я жил в болотах, в комарах, прини мая такую природу кай девственную, как са мую лучшую... И вот почему, когда я вышел из болот и стал здесь на глубокую почву, где липы ра стут и нет комаров, мне кажется, будто я вер нулся в Хрущево, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете. ♦ Рожь подымается, ударил перепел. Боже мой! Это ведь тот самый, какой мне в дет стве а Хрущеве причал,,. Семьдесят лет все «пить-лолоть». Как Бунин любил крик перепела! Он восхи щался всегда моим рассказом о перепелах— Шаляпин так искренне, по-детски улыбался, когда я рассказывал о перепелах, и Максим Горький... Сколько нас прошло, а он сейчас все живет и бьет во ,ржи: «пить-полоть». Мы поодиночке прошли, а он не один, он един — весь перепел, в себе самом и для всех нас проходящих. И думаешь, слушая: вот бы и нам тоже так: нет нас проходящих —- Горький, Шаляпин, Бунин, тот, другой, тре т и й , а все это — один бессмертный человек с разными песнями. Ф Лев Толстой мечтал писать так же просто и ясно, чтобы строчки его на бумаге были по хожи на борозды пахаря. Ему этого так хо телось, что при разочаровании от своих по пыток писать он брал соху и пахал. ♦ Крупные русские писатели не пером пи шут, а плугом пашут по бумаге, пробивая ее, вывертывая на белом черную землю. Вот по чему легкое писание, беллетристика русскому кажется пошлостью, и русский писатель кон чает свой путь непременно той или другой формой учительства и объявляет дело своей прошлой жизни «художественной болтов- - ней». ♦ Если талант у тебя и ты делаешь все без труда •— это значит, множество людей рабо тало для твоего освобождения. Пользуясь свободой, не угашай духа, не зарывай та лант в землю, но помни, что ты произошел от тех. кто в поте лица добывал свой хлеб на земле, и ты несешь в своем таланте их пору чение. У нас понимают под реалистом обыкно венно художника, способного видеть одинако во и темные и светлые стороны жизни, не по правде говоря, что это за реализм! Настоящий реалист, по-моему, это кто с*м видит одинаково и темное и светлое, но дело СЪое Вбдет в светлую сторону, и только прой денный в эту светлую сторону путь считает реальностью. ♦ Мы потому современны, что нас всех сое диняет какая-то мысль. Во всяком времени проходит особая мысль, и в этой' мысли со держится путь, по которому в это время над лежит нам идти. Можно ли знать эту мысль? — это вопрос, но чувствовать сердцем эту мысль, как наш путь, может каждый, кто хочет заглянуть в свою совесть, и это чувство истинного нашего пути совестливые люди называют правдой. Впрочем, конечно, есть и бессовестные.- Но у кого совести нет, у того скорей всего нет и правды. V ♦ Художник должен чувствовать вечность и в то же самое время быть современным. Без чувства вечности невозможны прочные зещи, без чувства современности —‘ художник оста нется непризнанным. Ф Поэт не свободен в своей поэзии — его держит жизнь, он не свободен и в жизни — его держит поэзия. Ф Только в правде великие художники черпа ли силу для своих великих произведений, и это наивно-младенческое преклонение перед правдой, бесконечное смирение художника пе ред величием правды создало в нашей литературе наш реализм; да, в этом и есть сущность нашего реализма: это подвижничв: ское смирение художника перед правдой. ❖ Слова Белинского, что Россия скажет миру новое слово — это тема моей повести. Моя родная страна скажет новое слово и им ука жет путь всему миру. ♦ Все время думаю о простоте Ленина, о пол ном разрушении всякой позы и иллюзии. Ф Любое хорошее дело имеет свою вечную сторону, и все, что строится человеком, стро ится надолго: и для себя и для других. И от того каждый из нас, прикасаясь к творчеству жизни, сам радуется, оживает и молодеет. Создание книги похоже на посев семян: трудно посеять, но радостно вырастить. В се менах урожай от погоды, а в словах —■от народа. У лесного озера. Рис. И. Степанова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz