Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

. 3 1НОБИ БОРЬББ ВЫНЕСЛИ МЕН19 НАРОДНОСТЬ МОЯ, ЯЗЫК НОЙ МАТЕ1РИНСКИЙ, ЧУВСТВ! 3 РОДИНЫ" ж М. Приш вин ) П М ИХАИЛУ Михайлови­ чу Пришвину — од­ ному из зачинателей русской советской литературы, писателю-гуманисту, тонкому художнику, глубокому мысли­ телю — посвящается откры­ вающийся завтра большой тор­ жественный праздник — Дни советской литературы в Ли­ пецкой области, проводимые по решению Союза писателей СССР, бюро областного коми­ тета партии и облисполкома. Наша земля—родина Приш­ вина. К ней обращено творче­ ское внимание писателя в са­ мых первых его художествен­ ных набросках. Ее образами завершился полувековой пи­ сательский путь и большая, трудная благородная челове­ ческая судьба Пришвина, — за несколько часов до кончи­ ны он поставил точку в новом варианте автобиографическо­ го романа «Кащеева цепь», об­ ращенного к жизненным исто­ кам, к нашим местам, — по словам Паустовского, «очень русским, очень простым». Здесь берет начало всеобъ­ емлющее пришвинское чувство БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА родины, которым проникнуто все его творчество — от мно­ гоплановых романов до фило­ софской миниатюры. Пришвинские Дни литерату­ ры в Липецкой области — продолжение большой, имею­ щей неоценимое нравственное значение работы, по сбереже­ нию высоких культурных тра­ диций нашего края, увековече­ нию памяти выдающихся рус­ ских писателей, прошедших по нашей земле. Эта благородная работа встретила горячую поддержку общественности, творческих союзов. Председатель правле­ ния Союза писателей РСФСР, Герой Социалистического Тру­ да С. В. Михалков писал по этому поводу: «Мы с глубоким удовлетворением отмечаем ту большую работу, которую про­ водят липецкие областные ор­ ганизации по сохранению за­ вещанных нам традиций отече­ ственной культуры, по увекове­ чению памяти выдающихся рус­ ских писателей, к числу кото­ рых относится и М. М. Приш­ вин. Имя Пришвина, чьи про­ изведения вошли в золотой фонд советской многонацио­ нальной культуры, дорого нам как имя писателя, утверждаю­ щего гуманистические начала литературы социалистического реализма, страстного защитни­ ка природных богатств родной земли». В мае нынешнего года при­ нято' решение о сооружении памятника М. М. Пришвину на его родине, в Становлянском районе, в честь 110-й годов­ щины со дня рождения писа­ теля. Пришвинские Дни литерату­ ры в Липецкой области откро­ ют целый ряд юбилейных ме­ роприятий—вузовских научных конференций, тематических уроков и чтений в школах, ли­ тературных вечеров в библио­ теках и Домах культуры. На Дни литературы в Липецк прибывает делегация Союза писателей СССР. В ее составе прозаики и поэты из Москвы и соревнующихся с нами Вин­ ницкой, Воронежской и Тамбов­ ской областей. Вместе с липец­ кими литераторами они прове­ дут творческие встречи с ра­ бочими заводов «Свободный сокол» и «Центролит», большой литературный вечер в читаль­ ном зале областной научной библиотеки. Писатели побывают в Л. Толстовском районе, возло­ жат цветы к памятнику Л. Н. Толстому, посетят его музей. Состоится литературный вечер в районном Доме культуры. В Ельце, у здания средней школы № 1 пройдет митинг, посвященный юбилейным пришвинским торжествам. На здании школы установлены ме­ мориальные доски Н. А. Се­ машко, И. А. Бунину, М. М. Пришвину, учившимся здесь в восьмидесятых годах прошло­ го века. Гости посетят истори­ ко-литературную экспозицию Елецкого краеведческого му­ зея. В Становлянском районе, на родине писателя, состоится торжественная закладка па­ мятника Пришвину. В Пальна- Михайловской средней школе будет открыт музей писателя. В районном Доме культуры пройдет литературный вечер. ...Начало октября. На роди­ не Пришвина — зрелая осен­ няя красота природы. «Даль черноземная в полях и овра­ гах». С этой землей Пришвин не расставался в своем твор­ честве. Здесь он жив нашей с вами благодарной памятью. И. ЗАВРАЖИН, ответственный секретарь Липецкой писательской организации; П Е В Е Ц Р О С С И И «Подоспело, накатило время Михаила Пришвина...» Эги слова елецкого литературоведа В. Н. Турбина, невольно вспо­ минающиеся в преддверии пришвинского юбилея, тонко характеризуют то обстоятель­ ство, что творчество Пришвина, удаляясь во времени, не толь­ ко не становится достоянием прошлого, но с течением лет приобретает новую силу зв у -■ чания, все больше восприни­ мается как слово глубокого художника - мыслителя, иссле­ дователя внутреннего мира личности, осознающей и страст­ но формирующей нравственные основы своего поведения, гар­ монически согласованного с жизнью народа и окружающе­ го мира, В пятнадцати километрах севернее Ельца на взгорке, за полевой речкой Пальной нахо­ дится небольшое село Хруще- во. Несколько домов у пруда, за которым раскинулась «даль черноземная в полях и овра­ гах». Старые яблони и груши, одичавший вишенник на краю села обозначают места, где бы-* ла расположена небольшая усадьба с двумя каменными столбами вместо ворот н дере­ вянным домом с белым балко­ ном. Здесь без малого сто де­ сяти лет назад родился Михаил Михайлович Пришвин. Много­ численная семья «с пятью деть­ ми мал мала меньше» рано осталась на руках вдовы разо­ рившегося купца, совершенно без средств, в поместье, зало­ женном «до двойной заклад­ ной». Первые полвека своей жизни Пришвин был связан с Хру- щевом самыми тесными узами. Здесь прошли годы детства и ранней юности, сюда он был выслан под гласный надзор полиции, после одиночного заключения в Митавской тюрь­ ме за участие -в марксистских кружках, сюда возвратился из-за границы в 1902 году по окончании Лейпцигского уни­ верситета, отсюда отправлялся в путешествие по стране в 1908, 1909, 1910 годах, здесь жил после смерти матери (умерла в 1914 г.) и здесь по­ селился оседло, получивши в 1915 году «по разделе с бра­ тьями» 30 десятин земли. Па­ хал, сеял, по-крестьянски об­ рабатывал свой надел, а ''Ъ 1917 году выстроил дом на средства, . заработанные лите­ ратурным трудом. Отсюда в 1918 году перебрался в Елец, часто навещая Хрущево, и лишь в 1920 году навсегда расстался с «родным гнездом», постоянно, до конца своих дней, до последних дневнико­ вых записей творчески воз­ вращаясь к хрущевским вос­ поминаниям. Осознавая «тайну» своего писательства как талант «об­ ращать всерьез жизнь свою в слово, Михаил. Михайлович не^ однократно подчеркивал, что истоки его творчества восхо­ дят к родине, к детству, к «то­ му языку, каким мать мне го­ ворила и учила меня 'его пер­ вым словам». ... .. . Ученый агроном, по необ­ ходимости занимавшийся’" при^' кладной наукой, автор книги «Картофель в полевой и ого­ родной культуре», к писа­ тельскому труду Пришвин об­ ратился довольно «поздно. Воз­ вращаясь однажды из Москвы в Елец и пытаясь скоротать время ожидания на глухом полустанке, когда транспорт был охвачен первой рёйолю-' ционной волной забастовок, Пришвин стал записывать на случайно^' листке мелькавшие в воображении хрущевские картины, «выбрал самое прос­ тое, самое любимое в своем детстве». Этот изначальный творческий родничок, как бы случайно пробившийся, стал не только «целебным источником обретенного таланта», но и питал собою мощный художе­ ственный пласт — роман «Ка­ щеева цепь», которым открыл­ ся и которым замкнулся дол­ гий путь в искусстве нашего писателя-земляка. Выросший «из Ъчень точного материала, биографического, поэтически преображенного», этот роман* высоко оцененный Горьким, отражает общерус­ ские экономические и соци­ альные проблемы конца 19 ве­ ка в знакомых местных реали­ ях елецкой деревни. «Кащеева цепь» по наглядному анализу сельской экономики того вре­ мени является прекрасным ху­ дожественным комментарием и образной иллюстрацией книги В. И. Ленина «Развитие капи­ тализма в России». Это сопо­ ставление тем более естествен­ но, что В. Й. Ленин обращает­ ся к Елецкому уезду за рядом примеров капиталистических форм хозяйства и социального разложения крестьянства, при­ чем времени, отраженного Пришвиным, — конца 80-х — начала 90-х годов. Самые острые противоречия .капитализирующейся деревни находят художественное вы­ ражение в автобиографическом романе Пришвина — отобра- дем — И. А. Бунина. Оба в жении предреволюционной двадцатые годы обращаются к эпохи, осмыслении судьбы рус- автобиографическим полотнам ского интеллигента. Внимание крупного плана — «Жизнь Ар- юного Алпатова-Пришвина сеньева» и «Кащеева цепь» не­ постоянно приковывает зава- художественным воспомина- дочный в своем кипении дере- ниям о Елецком крае, темати- венский люд, елецкие чернозем- ческая общность которых с ные дали. Они пробуждают в удивительной отчетливостью его душе самые высокие свет- обнаруживает самобытность лые образные ассоциации. К этих писателей, оригиналь- елецкому крестьянству воз- ность творческого почерка и вращается он и в своем вооб- различия в мировосприятии ражении, стоя перед мадонной Бунина и Пришвина. Рафаэля в Дрезденской тале- . В первые годы революции рее: «И когда он нечаянно пристрастился Пришвин к вошёл в комнату, назначенную ^щкрдуюму делу, учительство- однс$„, только , «Сикстинской'^ дал, д, Хрущево. в той самой мадонне», то сразу узнал в церковно-приходской школе, ней что-то очень знакомое и... где когда-то учился сам, и в совершенно простое и прек- Ельце, в бывшей мужской гим- расиое. Подумав немного, он назии, откуда некогда был ие- вспомнил, это было в жаркий ключей за свободомыслие, ра- день на опушке дубового леса, ботает инспектором народного жнея подошла к люльке, ви- образования, севшей под деревом, взяла в архивных материалах име- ребенка, ртала кормить и ос-, ется следующий- документ-: «От- талась в. памяти светлая, как» -дел по народному образованию •мадонна Сикстинская... И опять Елецкбго уезда видит в граж- рассматривая мадонну, стал данине Пришвине очень полез- вспоминать святую жнею, чу- ного работника по просвеще- десную бабу под Ельцом, у нию народных масс. Неукосни- колыбели под дубом». тельно местной* власти оказы- Через познание крестьян- ®ать ему всяческое содействие ской жизни постепенно демо- и поддержку. (1 октября кратизируется и сливается с 1918 г.). реальной деревенской средой романтическая мечта Пришви­ на-Алпатова о прекрасном Образами родного края Пришвин постоянно проверяет на прочность граждански осо Пока еще в неясном, но жи- зиаваемое чувство родины, его вом ощущении предстоящих взлеты и расцвет. Становление социальных боев ищет герой этого чувства —■главная тема подлинных революционных Пришвина. «Чувство родины путей в народную сферу жизни, в моем опыте есть основа и «необходимость» самой жиз- творчества», — пишет он в но- ни сближает его с подпольной велле «Родина», марксистской организацией. Незадолго до- смерти писате- Активным деятелем ее был ля ег0 сын *^ев принес ему Ефим Несговоров, прототипом картину «Хрущево», написан- , которого стал один из друзей НУЮ их родственницей М. Г. Пришвина по Елецкой гим- Игнатовой, о чем существует назии Н. А. Семашко, буду- несколько дневниковых ■ запи- щий нарком здравоохранения, сей Пришвина. Вот одна из академик, заслуженный дея- них от 21 апреля 1953 года, тель науки РСФСР. ' «Лежу и днями смотрю на картину «Хрущево», и все не на­ гляжусь, и кажется, так много в ней чего-то, и мое4духовное С Н. А. Семашко очень значимые связаны в периоды жизни М. М. Пришвина, начи- “ пис няя г оп иовоем пш ого ттпебы- ПИТЗНИе этои ^ртинои никог­ да не кончится. Когда же опомнишься и подумаешь: ая с одновре енного преб вания в Елецкой мужской гимназии, а позже, ц-яонце * “ —Г ““- 90-х годов, продолжаясь в сов- 4 ' т к е. ДпРогое пред­ метной певолюнионной оаботе 'ставлено ® Э1ЧЙ картинке?», то “о г д Г о б К ы Г Елец под гласный надзор по- - от^^опот* липни и где Пришвин, револю- ™ лб*л ака' пионер-романтик, \ встретился В " х уже с Семашко-адарксистом. ^ ‘ е™’ ни’?ег0 1 ‘ для постороннего глаза_Для Елецкая мужская гимназия себя же неисчерпаемое богат- 80-х годов, Елец^ и Елецкий ство и, каждую минуту все уезд связывают Пришвина с именем другого однокашника* ставшего впоследствии про­ славленны» русским писате- новое...» С КРАСНОВА, преподаватель Елецкого педагогического- института. М. М. Пришвин в Дунине. П А В Е Л Ш У Б И Н М. М. Пришвину Да здравствует осени Промельк утиный, Заснувший на оэими День паутинный, Лесная дорожка, Дрозды на рябине И заячья лежка В полынной ложбине! Просторы родные! Видал за войну я Приметы иные И землю иную — Нарядней, быть может, Цветистей, быть может, Но сердце мне Память о них не тревожит. А вы и ночами Мерещились, снились, Кричали грачами, Ручьями светились... Пунцовою Тетеревиною бровью Заря пламенеет В лесах Подмосковья, Березы над гатью — Серебряным братством, И снова богат я Несметным богатством! Разносит щегленок Репей по ворсинке... А сколько опенок! А сколько брусники! А листьев кленовых В садах непочатых — Оранжевых, новых Гусиных перчаток! Дорогому, самому дорогому Михаилу Михайловичу Приш­ вину. Краснобровый тетерев токует*. Я забыть об этом не могу: Ведь встречали ж мы зарю такую — И не раз, на мартовском снегу. Ну, а если не сходились вместе, Если- по следам я не кружил, — В том краю, в тетеревином месте, С Вами я всегда душою жил! С лово о Пришвине А. М . ГОРЬКИЙ: «Писать о Вас, Михаил Ми­ хайлович, нелегко, потому что надобно писать так же ма­ стерски, как пишете (Вы, а это, я знаю, не удастся мне. И есть какая-то неловкость в том, что М. Горький пишет нечто вроде пояснительной статьи к сочинениям М. Приш­ вина, оригинальнейшего ху­ дожника, который». почти уже двадцать пять лет отлично ра­ ботает в русской -- литературе. Как будто я подозреваю чита­ телей в невежестве, в неуме­ нии понимать. Неловко мне писать еще и потому, что хотя работать я начал раньше Вас, но, внима­ тельный читатель, я многому учился по Вашим книгам. Не думайте, что я сказал этб из любезности или из- «ложной скромности». Нет, это правда, учился. Учусь и по сей день, и не только .у Вас, законченно го мастера... -Вы привлекли меня к себе целомудренным я чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением ■ при­ давать гибкими сочетаниями простых слов почти физцче скую ощутимость всему, что Вы изображаете. Не многие наши писатели обладают этим умением в такой полноте, и силе, как Вы. > - ...Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармониче­ ского сочетания любви к Зем­ ле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас... По Вашим книгам, Михаил Михайлович, очень хорошо ви­ дишь, что Вы человеку друг. Не о многих художниках можно сказать это так легко н без оговорок, как говоришь о Вас. Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к Земле, из «геофилии» Вашей из «геоонтимиз-ма». Иногда ка­ жется, что Вы стоите на ка­ кую-то одну ступень выше че­ ловека, но это отнюдь не уни жает его. Это вполне оправда но Вашей сердечно зоркой дружбой к нему...» К. А. Ф ЕД И Н : « «Вот в чем я вполне ,убеж ден — это в том, что новая повесть («Корабельная чаща» — ред.) вобрала в себя все качества, какими обладал Пришвин издавна, все искус ство, которое выработал, при обрел он на своем пути, и по весть стала в своем роде кри сталлязованной припгаинакой прозой еще небывалой насы щенности». V ■• • К. Г. ПАУСТОВСКИЙ : «Это был писатель, рожден ный единой и всепоглощающей страстью — любовью к своей стране. ...Величайшей ценностью пришвинского таланта было то, что он, пожалуй, единствен ный из всей блистательной плеяды старых русских писа телей нашел путь к тому, что бы свое поразительное ощу щение природы выразить единственно возможных точности словах и с легкостью передать читателям удивитель ную поэзию, которой налолне на наша земля. Пришвин — певец не только природы, но и человека. 'Весь его жизненный порыв был на правлен к дружбе с новым чс ловеком-созидателем, человеком нашего советского времени. ...Пришвин умер на пор весны не только в природе, и на пороге нового расцвета своего родного народа. К это му расцвету он звал всем сво им творчеством, всей силой своего исключительного стерства». по ма ИЗ ДНЕВНИКОВ М. М. ПРИШВИНА Л \ / Чувство родины в моем опыте есть основа творчества. V „ ♦ \ Вода в пруду перед грозой как ртуть. Она здесь зеркало: все отражает—и дом, и ивы... Земля как развернутая зеленая книга. Земля — для меня это родина, это черноземная рав­ нина. А потом и всякая земля. Но без роди­ ны — нет земци. , ' ло , л.» г Ъ . *•' ' ' г'.'-V * I Брожу весь день между липами, и вдруг вспомнилось Хрущево. Там тоже был такой легкий для дыхания воздух. С тех пор я не дышал таким воздухом, я не жил в здоровой природе, и мало-помалу забыл, что она су­ ществует. Я жил в болотах, в комарах, прини­ мая такую природу кай девственную, как са­ мую лучшую... И вот почему, когда я вышел из болот и стал здесь на глубокую почву, где липы ра­ стут и нет комаров, мне кажется, будто я вер­ нулся в Хрущево, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете. ♦ Рожь подымается, ударил перепел. Боже мой! Это ведь тот самый, какой мне в дет­ стве а Хрущеве причал,,. Семьдесят лет все «пить-лолоть». Как Бунин любил крик перепела! Он восхи­ щался всегда моим рассказом о перепелах— Шаляпин так искренне, по-детски улыбался, когда я рассказывал о перепелах, и Максим Горький... Сколько нас прошло, а он сейчас все живет и бьет во ,ржи: «пить-полоть». Мы поодиночке прошли, а он не один, он един — весь перепел, в себе самом и для всех нас проходящих. И думаешь, слушая: вот бы и нам тоже так: нет нас проходящих —- Горький, Шаляпин, Бунин, тот, другой, тре­ т и й , а все это — один бессмертный человек с разными песнями. Ф Лев Толстой мечтал писать так же просто и ясно, чтобы строчки его на бумаге были по­ хожи на борозды пахаря. Ему этого так хо­ телось, что при разочаровании от своих по­ пыток писать он брал соху и пахал. ♦ Крупные русские писатели не пером пи­ шут, а плугом пашут по бумаге, пробивая ее, вывертывая на белом черную землю. Вот по­ чему легкое писание, беллетристика русскому кажется пошлостью, и русский писатель кон­ чает свой путь непременно той или другой формой учительства и объявляет дело своей прошлой жизни «художественной болтов- - ней». ♦ Если талант у тебя и ты делаешь все без труда •— это значит, множество людей рабо­ тало для твоего освобождения. Пользуясь свободой, не угашай духа, не зарывай та­ лант в землю, но помни, что ты произошел от тех. кто в поте лица добывал свой хлеб на земле, и ты несешь в своем таланте их пору­ чение. У нас понимают под реалистом обыкно­ венно художника, способного видеть одинако­ во и темные и светлые стороны жизни, не по правде говоря, что это за реализм! Настоящий реалист, по-моему, это кто с*м видит одинаково и темное и светлое, но дело СЪое Вбдет в светлую сторону, и только прой­ денный в эту светлую сторону путь считает реальностью. ♦ Мы потому современны, что нас всех сое­ диняет какая-то мысль. Во всяком времени проходит особая мысль, и в этой' мысли со­ держится путь, по которому в это время над­ лежит нам идти. Можно ли знать эту мысль? — это вопрос, но чувствовать сердцем эту мысль, как наш путь, может каждый, кто хочет заглянуть в свою совесть, и это чувство истинного нашего пути совестливые люди называют правдой. Впрочем, конечно, есть и бессовестные.- Но у кого совести нет, у того скорей всего нет и правды. V ♦ Художник должен чувствовать вечность и в то же самое время быть современным. Без чувства вечности невозможны прочные зещи, без чувства современности —‘ художник оста­ нется непризнанным. Ф Поэт не свободен в своей поэзии — его держит жизнь, он не свободен и в жизни — его держит поэзия. Ф Только в правде великие художники черпа­ ли силу для своих великих произведений, и это наивно-младенческое преклонение перед правдой, бесконечное смирение художника пе­ ред величием правды создало в нашей литературе наш реализм; да, в этом и есть сущность нашего реализма: это подвижничв: ское смирение художника перед правдой. ❖ Слова Белинского, что Россия скажет миру новое слово — это тема моей повести. Моя родная страна скажет новое слово и им ука­ жет путь всему миру. ♦ Все время думаю о простоте Ленина, о пол­ ном разрушении всякой позы и иллюзии. Ф Любое хорошее дело имеет свою вечную сторону, и все, что строится человеком, стро­ ится надолго: и для себя и для других. И от­ того каждый из нас, прикасаясь к творчеству жизни, сам радуется, оживает и молодеет. Создание книги похоже на посев семян: трудно посеять, но радостно вырастить. В се­ менах урожай от погоды, а в словах —■от народа. У лесного озера. Рис. И. Степанова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz