Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
Д Е Й С Т В О В А Т Ь Сегодня — н ач ал о учебного года в сист еме политического и эконом ического образования Накануне нового учебного года в Доме политического просвещения обкома партии прошел областной День про пагандиста. На снимке (слева направо): его участники — заведующая кабинетом политического про свещения Грязинского горко ма КПСС _Н. В. Горюнова, главный инженер Воловского районного производственного объединения «Сельхозхимия» В. В. Воробьев, экономист совхоза «Маяк» Елецкого района Л. А. Савина, дирек тор Добринского розничного торгового предприятия А. П. Шаповалов. Фото Ю. Клюева. В УЮТНОМ цеховом красном уголке утом ленные напряженной сменой люди, забыв об уста лости, слушают пропагандиста. Полгода назад они в школе основ марксизма-ленинизма начали изучать ,историю пар тии. Руководитель занятий Со фья Поликарповна Чуканова рассказывала им о первых ра бочих организациях в России. Вместе с нею осмысливали слушатели перипетии борьбы за создание пролетарской пар тии нового типа. Сегодняшнее же занятие — по теме «Пар тия большевиков в годы ново го революционного подъема». Причем открытое: присутству ют пропагандисты других школ. Совладав с волнением, Софья Поликарповна очерчива ет грани событий, вскрывает суть явлений. Рассказ подкреп ляет выдержками из первоис точников и художественных произведений, кадрами диа фильма. И перед слушателями вырисовывается сложная об становка в тогдашней России. Накануне занятия машини сту тепловоза Седых было по- оучено побывать в заводском музее, подобрать там матери ал к изучаемой теме. — Послушаем Михаила Пет ровича, — Говорит пропаган дист. В 1911 году группа бель гийских капиталистов создал-а взамен лопнувшего в годы кри зиса Тамбовского горного и металлургического общества новое, но под старым названи ем. Липецкая городская упра ва охотно одобрила кабальный договор. Снова задымили тру бы Сокольского завода.. Не щадно эксплуатируя рабочих, бельгийцы клали себе в карма ны огромные прибыли, совер шенно не заботясь об услови ях труда. При поступлении на работу от них брали подпис ку. «Не буду иметь никакой претензии за могучий быть со мной на заводе I несчастный случай», — зачитывает доку мент Седых. В 1912 году бы ло 514, а в следуюшем — 622 несчастных случая, каждый третий рабочий завода .полу чил тяжелую травму, Новые факты, цифры... Кто- то оглашает заметку из газе ты «Тамбовский край» за 1913 год. «Трудно минуту провести в таких «свинарах-казармах», которые насыщены испарения ми. Здесь дышат и спят, отды хая от тяжелой работы, сотни людей, здесь очаг заразы, ко торый все растет и растет». Какой разительный контраст с тем, «что было» и «что есть». «Цех высокой производствен ной культуры» — -звание, при-, своенное первому труболитей ному министерством. 3 жилом, районе — многоэтажные дома, прекрасный Дворец культуры, больница и поликлиники, про филакторий и кинотеатр, пред приятия быта... Трижды - в месяц собирают ся в красном уголке машина-, сты тепловозов и их, помощ ники,- ..составители поездов. И рода» и как они воюют про тив социал -демократов?». Изучала Чуканова и дру гие золотыми буквами впи санные в историю места горо да на Неве. Так одна за дру гой рождались первые страни цы ее будущих лекций, расска зов, собеседований. Спустя годы,, когда инжене ру железнодорожного цеха «Свободного сокола». Цукано вой поручили вести крмсомоль- гозор. «С молодости помнятся слова Довженко: «Для то го, чтобы потрясать, ты дол жен быть сам потрясенным». Эмоциональность слова, по ее мнению, должна включать в себя и эмоциональность действия. -Если, поясняет свою мысль Чуканова, я вызываю у слушателя волнующее чувство причастности к тому, о чем веду речь, это уже «действие». Если все мои слушатели мно- В „ * ЭНТУЗИАСТЫ жЖ ...................................... .. .......... I. § ИД ЕО ЛО ГИ Ч ЕС КО Й «а г | РАБОТЫ ПО МАНДАТУ я • щ 8 в ж § в ж в ;1ПШтШ11ШШ1ШШт11Пт11ПШ111ПН1П111Н1т1Ш1Ш111111111Ш11111Ш111ШШН1ШШ1ШШ11; чего она складывается, разго релся спор. Озабоченно говори ли слушатели о порченых шпа лах, упущениях при ремонте пути, многих других недостат ках. А в итоге вместе, сообща нашли конкретные воз можности снизить ссбестои мость работ. Прошел неболь шой срок, и эти возможности стали реальностью. Многолетний опыт убе дил Чуканову, что в практи ческой работе нет вопросов сугубо личных, чисто произ водственных. Есть вопросы чс Я ловеческие, и решать чх нуж- В но, проявляя отзывчивость, не Я откладывая в долгий ящик. В Решил машинист Голосов по- Я ступить заочником в техникум В После занятия не раз — к Я пропагандисту: В — Софья Поликарповна! Я Помогите разобраться! 5 Чуканова и в своем личном Я творческом плане всегда на- В мечает, кому именно, какую и Я когда нужно оказать помощь.' В Она щедро дарит людям теп- Я лоту своего сердца, и они от- В вечают ей тем же. Пришла в Я цех более тридцати лет назад. В И хотя был у нее диплом ин- Я женера железнодорожного В транспорта, в жизни многого Я нс знала. Поначалу робко, а В потом все увереннее входила Я в мир пропагандистской рабо- Я ты, настойчиво училась В «Убеждена, что без коллекти- ■ ва я не* смогла бы сложиться и как гвопагандист, и как че ловек. Он меня воспитал!». от занятия к занятию волей, стараниями, мастерством про пагандиста перед слушателями раскрываются все новые и но вые страницы героической ис тории .партии, жизни, и борь бы ее создателя В. И. Ленина» Широко известна страстная приверженность Чукановой к ленинской теме. «Без нее не мыслю своей работы», — гово рит она. Бережно хранит память про пагандиста годы, прожитые в колыбели революции, где «каждый камень Ленина зна ет». Студенческое общежитие •находилось на Петербургской стороне, рядом с осцбняком Кшесинскехй. Софье Чукановой приходилось каждый день про ходить мимо балкона, с кото рого в ночь на 3 апреля 1917 года обратился к рабочим и., солдатам с речью Владимир Ильич. Когда изучался петер бургский период его деятель ности, студенты шли в,переу лок Ильича. Здесь в одной из комнат дома в бывшем Ка зачьем переулке Ленин созда вал свой гениальный труд «Что такое «друзья на- ский политкружок, затем шко лу коммунистического труда, и позже — школу основ марк сизма-ленинизма, язвенно встали перед нею дорогие сердцу воспоминания о горо де -Ленина. Идейной зрелости, убежденности прибавляли эк скурсии по другим ленинским местам и туристские поездки' в зарубежные страны, где в годы эмиграции жил и рабо тал Владимир Ильич. «Я еха ла только в те государства, которые давали мне новые материалы для пропагандист ской работы». При всем том Софья Поли карповна, готовясь к встрече со своими слушателями в шко ле или кинолектории, йа агит- гплощадке или в народном университете культуры, преж д е всего вновь обращается к трудам великого учителя, к неисчерпаемому. богатству его мыслей, опыту революционной борьбы. «Мне хочется, чтобы слушатели приобщались к этой сокровищнице; черпали в ней силы для успехов в труде». Привлекают в ней та убеж денность, что опирается на знания и опыт, широкий кру- гократно подтверждают зва ние ударников коммунистиче ского труда, если портрет мо лодого рабочего Седых на за водской Доске почета, если Голосова коммунисты избира ют членом цехового партбюро —- это также не что иное как «действие», результат и учебы, и воспитания». Давно знающие Софью По- ликарповну утверждают: она хо. рошнй психолог. Что ж, это качество, без которого трудно стать настоящим пропаганди стом. — Общительна, отзывчива, чуткая ко всем и всему, — характеризует ее предцехко- ма, машинист тепловоза П. Д. Антипов. Еще несколько лет назад, когда вела курс «Основы эко номических знаний», Чуканова особенно почувствовала, что значат для успешной работы взаимопонимание, соучастие, дружеские взаимоотношения. Одно время, к примеру, не благополучно было с себестои мостью работ в службе пути. После того, как на занятии сформулировала понятие «се бестоимость», объяснила, из ...В красных переплетах хра нятся в квартире Чукановой Почетные гоамоты Липецкого обкома КПСС и Правобереж ного райкома партии, партко ма и завкома «Свободного со кола», ВЦСПС и облсовпрофа. Удостоена их Чуканова за активное участие в пропаган де революционной теории, эко номическнх знаний, передово го опыта, коммунистическом воспитании трудящихся. Вме сте с грамотами — свидетель ства о занесении ее портрета на галерею лучших идеологи ческих работников в Доме по литического просвещения. Имя Чукановой — в городской Л с иинской книге Трудовой славы А недавно на собрании в честь Дня пропагандиста секретарь обкома партии Н. Ф. Богаты рев вручил С. П. Чукановой грамоту Президиума Верхов ного Совета РСФСР о - при своении ей за заслуги в про паганде марксистско-ленин ской теории и политики КПСС высокого звания «Заслужен ный работник культуры РСФСР». Зал взорвался апло- дисментзми... Г. ЛЕБЕДИНСКИЙ. Д Р У Ж И М с э к о н о м и к о й Десять лет я руковожу шко лой коммунистического труда в четвеотом тракторном цехе. В ней сейчас 22 слушателя, в основном рабочие участка пластмасс. 19 из них — удар ники коммунистического труда, одиннадцать — наставники мо лодежи, многие активнее ра ционализаторы. За этими циф рами — месяцы, годы упорной учебы, овладения слуша телями политическими и эко номическими знаниями, пере довым производственным опы том, заботы о расширении культурного кругозора и нрав ственной закалке каждого. В прошлом учебном году в школе изучался курс «Береж ливость—черта коммунистиче ская». На занятиях исходили из того, что бережливость—кате гория нравственная. Строили их так, чтобы учеба способство вала развитию у каждого чувства хозяина, творческой инициативы и заинтересованно сти в наиболее экономном ис пользовании трудовых и ма териальных ресурсов. По традиции с началом за нятий в школе начинается подготовка социалистических обязательств на следующий календарный год. К этому вре мени уже в основном выяс няется, как будут ««выполнены обязательства текущего года и на чем нужно сосредоточить внимание, определяя рубежи будущего. Работая над прак тическими заданиями, слуша тели анализируют, взвешива ют, формулируют предвари тельные наметки. На очеред но^ же занятии рассматриваем их, уточняем, намечаем пути реализации планов и обяза тельств, обосновываем их эко номическую эффективность. В этом большую помощв нам оказывают руководители цехо вых служб, технологи, норми ровщики. Специалисты помо гают глубже вникнуть в экономику. Сошлюсь на такой пример. « Имя токаря Марии Павлов ны Буевой хорошо известно во всем объединении. Она од ной из первых стала работать по личному плану повышения производительности труда. На одном из занятий М, П. Буева поделилась опытом разработ ки и выполнения своих лич ных планов. Старший инженер- нормировщик М. В. Смыкова дополнила ее рассказ, проде монстрировала экран ежеднев ного подведения итогов со ревнования по динамовскому методу. Все присутствующие на занятии увидели: на рабо чим календаре Буевой уже лБсгда, в конце 1981 года — март 1982. Она из-отовила дополнительно к плану изде лий на сумму более пяти ты сяч рублей, а средний зарабо ток у нее составил 210—220 рублей, да еще премиальных ежемесячно 60—65 рублей. Так вот на близких, понят ных примерах слушатели уяс няют экономические катего рии. В данном случае — соот ношение между ростом про изводительности труда и фон дом заработной платы. Для них стало яснее ясного: боль ше дал обществу, больше и получишь от него. Коллектив нашего цеха од ним из первых в объединении взялся за внедрение бригад ной организации труда с оп латой по конечному результа ту. Дело непростое. Надо бы ло не только подготовиться организационно и термически, но и преодолеть определен ный психологический барьер. Партбюро и профком цеха по советовали пропагандистам об ратить особое внимание на внедрение новшества. Мы внимательно следили за ре зультатами работы бригады, которой руководит опытный наладчик, кавалер ордэна Сла вы III степени А. И. Провото- ров. Неоднократно приходил он на занятия школы и каж дый раз рассказывал с делах в бригаде, о том, как форми руются новые взаимоотноше ния между ее членами, повы шается их ответственность, как улучшаются технико-экономи ческие показатели. Станови лось ясно, где и что мешает в нормальной работе коллек тива, и, наоборот, какие мо менты способствуют становле нию его как единого произ водственного организма. И на предстоящих занятиях будем не раз говорить о до стоинствах бригадной органи зации труда, настойчиво изу чать и внедрять опыт лучших из них и прежде всего брига ды А. И. Провоторова. В ходе ударной вахты в честь 60-ле тия образования СССР она неоднократно выходила по бедителем. Многотысячный коллектив липецких тракторостроите лей готовит достойную встре чу юбилею СССР. Более трех тысяч передовиков производ ства досрочно выполнили лич ные планы девяти месяцев и социалистические обязатель ства, а на трудовом календаре пятидесяти лучших рабочих — I квартал 1983 года. Мы, про пагандисты, свою задачу видим в том, чтобы еще шире рас пространять опыт передови ков, ярче раскрыть гоендиоз- ную картину свершений совет ского народа. И. НИКУЛЬШИНА, пропагандист школы ком мунистического труда трак торного цеха № 4 производственного объеди нения «Липецкий тракторный завод». ПАСПОРТ СЛУШ АТЕЛЯ Как повысить уровень об щественно-политической прак тики слушателей? У нас каж дый из них имеет личный учебный паспорт. В нем опре делены виды такой практики В конце года дается оценка работе. Э. ИЛЬИНА. «Липецкий трубный завод. ОБОГАЩАТЬ ДУХОВНО Наступила пора занятий в системе поли тического и экономического образования. | С какими мыслями и чувствами приступают I к учебе пропагандисты! Пом ещ аем их отве ты на этот вопрос ▲ Л. А. ОВСЯННИКОВА, руководитель теоретического семинара в липецком санатории «Восходя, заслуженный учитель школы РСФСР. Новый год — новая высота, сердца». В жарком споре за- Кек ее достичь? Мною тропи- каляется мысль, обнажается нок ведут к успеху. Главное истина. Дискуссия — душа се же зависит от руководителя 'минара. Следовательно, будем занятий, его принципиаль- развивать, совершенствовать ности, знаний, умения убеж- выдержавший проверку вре- дать, влиять на собеседника, менем этот метод, средствами, позволит прово- Мы, пропагандисты, должны Наш музей пополнился но- дить занятия еще еодержа- постоянно совершенствовать выми экспонатами. Использо- тельнее, эмоциональней, сле- свое умение «глаголом жечь вание их, наряду с другими дов'ательно, результативнее. • Г л В. И. ЧЕРНЫХ, пропагандист школы основ марксизма-ленинизма в совхозе «Дубовскойя Чаплыгинского района Пропагандистом работаю давно. И каждый раз передо мною, да уверен, что и перед моими коллегами, встает, ко нечно же, по-новому вопрос: как лучше всего донести до слушателя программный мате риал, добиться, чтобы он глу боко его усвоил. Решает эту проблему каждый по-своему. Я же на опыте убедился: луч ший результат получается, когда используешь живые при меры, факты, взятые из реаль ной жизни. Мои слушатели — в основ ном рабочие — активно уча ствуют в собеседовании, если оперируешь ф азами , несущи ми новую информацию. Срав нения и сопоставления, поче му, скажем, при одинаковых условиях одно отделение по показателям намного опере жает другое, всегда вызыва ют интерес, стремление вы сказаться. Занятия нашей школы ос нов марксизма-ленинизма про ходят в Истобенской средней школе. Там есть Ленинский зал. И его экспонаты помогут слушателям лучше уяснить, как воплощаются в жизнь за веты Ильича, Все слушатели школы — политинформаторы, агитаторы. Выступают е бесе дами, а бывает и с лекциями в бригадах, на фермах. Будем сообща добиваться, чтобы эта работа приносила результаты еще весомее. В. В. Д УШ К И Н , заведующий кабинетом политического просвещения Усманского райкома КПСС Самообразование — основ ной метод овладения марк систско-ленинской теорией. Что у нас делается для того, чтобы оно было целенаправ ленным? Участники четырех теорети ческих семинаров решили изу чать тему «В. И. Ленин, КПСС о строительстве социа лизма и коммунизма». Каждый слушатель имеет ин дивидуальный план, в котором определено, какие именно первоисточники он будет изучать в новом учебном году. Планами предусмотрена подготовка слушателями реф е ратов с последующим исполь зованием их в докладах и бе седах в трудовых коллекти вах. Слушателям всех форм уче бы большую помощъ окажут кабинеты политического про свещения, действующие на общественных началах в кол хозах, совхозах и на пред приятиях. К 16 такйм кабине там недавно прибавились еще два — в колхозе имени Лени на и на швейной фабрике. Пе реоборудован применительно к современным требованиям кабинет в совхозе «Ударник». Сейчас идет районный смотр кабинетов политического про свещения. Они пополняются политической литературой, Средствами наглядности. Раз вернуты книжные выставки в помощь изучающим историю партии, Продовольственную программу. Для пропаганди стов подготовлен набор диа фильмов и диапозитивов. А Б. Н. ЖБАНОВ, руководитель школы коммунистического труда колхоза «Свободный сокол» Д обровского района Слушатели школы, которой развитие у слушателей эконо- я руковожу, —доярки и скот- мического мышления. Буду ники, ранее изучали курсы нацеливать их внимание на «Научно-технический прогресс глубокое понимание задач, и эффективность произведет- содержащихся в Прсдоволь- ва», «Бережливость — черта ственной программе, путей их коммунистическая», а также успешного решения на кон- решения Пленумов ЦК партии кретных практических дейст- по вопросам развития сель- виях каждого на своем участ- скохозяйственного производ- ке производства, ства. В нынешнем учебном го- Не стоит говорить с значе- ких технических средств про- ду будем изучать Продоволь- ним наглядности для повыше- паганды. Надеемся, что реше- ственную программу СССР, ния уровня занятий, их эф- ние данной проблемы возьмут Думается, в учебе поможет фективнбети, Это всем ясно, на себя правление и партком накопленный опыт. Глазное — Но вот беда— у нас нет ника- колхоза. О . А . П ЕНДЮ РИНА , пропагандист школы основ марксиэма-лаиинмэма в колхозе имени Ленина З ад онского района ^огласитесь, что «освоение» пропагандистом методики, да же блестящее, не принесет ему должного успеха, если он не разбирается основательно в изучаемой слушателями проблеме. Речь веду вот к чему: руководитель занятия должен быть человеком, хо рошо информированным в вопросах политических, эко номических, социально-куль турных, в делах своего кол лектива, района, области. Я получаю нужную инфор мацию у начальника участка, в правлении колхоза и партко ме, на семинарах в райкоме партии. Надеюсь, что в новом учебном году информирова ние нас будет еще системнее, по более широкому кругу вопросов, что перед пропа гандистами регулярно будут выступать руководители отде- тового обслуживания, торгов- лов райисполкома, служб бы- ли, здравоохранения. В ПОВЕСТКЕ ДНЯ— УЧЕБА КАДРОВ Пленум Воловского райкома партии обсудил вопрос о за дачах районной парторганиза ции по дальнейшему улучше нию марксистско-ленинского образования, повышению его эффективности в деле выпол нения решений XXVI съезда партии, майского (1982 г.) Пле нума ЦК КПСС. Докладчик первый секретарь райкома пар тии Л. Е. Бояков и выступив шие в прениях отмечали, что партийная организация стала больше уделять внимания по вышению идейной закалки коммунистов и беспартийных. При райкоме партии повыша ют свои знания секретари пар тийных организаций, замести тели по идеологической рабо те. руководители агитколлек тивов, политинформаторы, лек торы и докладчики. Создана школа молодых коммунистов. Сотни партийцев учатся в шко лах основ марксизма-лениниз ма. В последнее время улучши лась работа с пропагандистами. Все они утверждаются бюро райкома партии, являются слу шателями постоянно действую- шего семинара. На пленуме приводились примеры, свидетельствующие о том, что овладение марк систско-ленинской теорией, экономическими знаниями по* могают рабочим и колхозни кам уверенно находить пути улучшения работы. Об этом, в частности, говорил бригадир тракторной бригады колхоза «Заря коммунизма», Герой Со циалистического Труда В. Д. Потапов. — Сложившаяся у ню систе ма политической учебы, — подчеркнул он, — помогает кадрам добиться .хороших по казателей в труде, развивать дух творчества, крепить дис циплину и организованность. Поучительный опыт органи зации учебы есть во многих других партийных организаци ях. Так, слушатели школы ос нов марксизма-ленинизма в колхозе имени Куйбышева ре гулярно выступают перед тру жениками, активно участвуют в подготовке и проведении партийных собраний, активно выполняют производственные задания. Вместе с тем пленум отме тил ряд серьезных упущений- В партийных организациях колхозов «Свобода», имени Ленина, совхоза «Набере- жанский» ослаблен контроль за ходрм учебы кадров. Имели место факты несерьезного от ношения к подбору пропаган дистов. На занятиях недоста точно использовались нагляд ные пособия, художественная литература, технические сред ства пропаганды. Имеется еше много недостатков в организа ции комсомольской учебы. В колхозе имени Ленина, напри мер, часть юношей и девушек не охвачена учебой. Занятия в комсомольской сети проходят на низком идейно-теоретиче- Ском уровне. Выступившие отметили упу щения в экономическом обу чении трудящихся. Качество и эффективность экономическо го образования, говорилось на пленуме, еще не соответствуют требованиям интенсивного хо зяйствования. На занятиях не находит широкого распростра нения опыт передовиков и но ваторов производства, ведутся они нередко в отрыве от про изводства. Пленум наметил конкретные меры по улучшению марксист ско-ленинского образования кадров. Ж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz