Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Д Е Й С Т В О В А Т Ь Сегодня — н ач ал о учебного года в сист еме политического и эконом ического образования Накануне нового учебного года в Доме политического просвещения обкома партии прошел областной День про­ пагандиста. На снимке (слева направо): его участники — заведующая кабинетом политического про­ свещения Грязинского горко­ ма КПСС _Н. В. Горюнова, главный инженер Воловского районного производственного объединения «Сельхозхимия» В. В. Воробьев, экономист совхоза «Маяк» Елецкого района Л. А. Савина, дирек­ тор Добринского розничного торгового предприятия А. П. Шаповалов. Фото Ю. Клюева. В УЮТНОМ цеховом красном уголке утом­ ленные напряженной сменой люди, забыв об уста­ лости, слушают пропагандиста. Полгода назад они в школе основ марксизма-ленинизма начали изучать ,историю пар­ тии. Руководитель занятий Со­ фья Поликарповна Чуканова рассказывала им о первых ра­ бочих организациях в России. Вместе с нею осмысливали слушатели перипетии борьбы за создание пролетарской пар­ тии нового типа. Сегодняшнее же занятие — по теме «Пар­ тия большевиков в годы ново­ го революционного подъема». Причем открытое: присутству­ ют пропагандисты других школ. Совладав с волнением, Софья Поликарповна очерчива­ ет грани событий, вскрывает суть явлений. Рассказ подкреп­ ляет выдержками из первоис­ точников и художественных произведений, кадрами диа­ фильма. И перед слушателями вырисовывается сложная об­ становка в тогдашней России. Накануне занятия машини­ сту тепловоза Седых было по- оучено побывать в заводском музее, подобрать там матери­ ал к изучаемой теме. — Послушаем Михаила Пет­ ровича, — Говорит пропаган­ дист. В 1911 году группа бель­ гийских капиталистов создал-а взамен лопнувшего в годы кри­ зиса Тамбовского горного и металлургического общества новое, но под старым названи­ ем. Липецкая городская упра­ ва охотно одобрила кабальный договор. Снова задымили тру­ бы Сокольского завода.. Не­ щадно эксплуатируя рабочих, бельгийцы клали себе в карма­ ны огромные прибыли, совер­ шенно не заботясь об услови­ ях труда. При поступлении на работу от них брали подпис­ ку. «Не буду иметь никакой претензии за могучий быть со мной на заводе I несчастный случай», — зачитывает доку­ мент Седых. В 1912 году бы­ ло 514, а в следуюшем — 622 несчастных случая, каждый третий рабочий завода .полу­ чил тяжелую травму, Новые факты, цифры... Кто- то оглашает заметку из газе­ ты «Тамбовский край» за 1913 год. «Трудно минуту провести в таких «свинарах-казармах», которые насыщены испарения­ ми. Здесь дышат и спят, отды­ хая от тяжелой работы, сотни людей, здесь очаг заразы, ко­ торый все растет и растет». Какой разительный контраст с тем, «что было» и «что есть». «Цех высокой производствен­ ной культуры» — -звание, при-, своенное первому труболитей­ ному министерством. 3 жилом, районе — многоэтажные дома, прекрасный Дворец культуры, больница и поликлиники, про­ филакторий и кинотеатр, пред­ приятия быта... Трижды - в месяц собирают­ ся в красном уголке машина-, сты тепловозов и их, помощ­ ники,- ..составители поездов. И рода» и как они воюют про­ тив социал -демократов?». Изучала Чуканова и дру­ гие золотыми буквами впи­ санные в историю места горо­ да на Неве. Так одна за дру­ гой рождались первые страни­ цы ее будущих лекций, расска­ зов, собеседований. Спустя годы,, когда инжене­ ру железнодорожного цеха «Свободного сокола». Цукано­ вой поручили вести крмсомоль- гозор. «С молодости помнятся слова Довженко: «Для то­ го, чтобы потрясать, ты дол­ жен быть сам потрясенным». Эмоциональность слова, по ее мнению, должна включать в себя и эмоциональность действия. -Если, поясняет свою мысль Чуканова, я вызываю у слушателя волнующее чувство причастности к тому, о чем веду речь, это уже «действие». Если все мои слушатели мно- В „ * ЭНТУЗИАСТЫ жЖ ...................................... .. .......... I. § ИД ЕО ЛО ГИ Ч ЕС КО Й «а г | РАБОТЫ ПО МАНДАТУ я • щ 8 в ж § в ж в ;1ПШтШ11ШШ1ШШт11Пт11ПШ111ПН1П111Н1т1Ш1Ш111111111Ш11111Ш111ШШН1ШШ1ШШ11; чего она складывается, разго­ релся спор. Озабоченно говори­ ли слушатели о порченых шпа­ лах, упущениях при ремонте пути, многих других недостат­ ках. А в итоге вместе, сообща нашли конкретные воз­ можности снизить ссбестои мость работ. Прошел неболь­ шой срок, и эти возможности стали реальностью. Многолетний опыт убе­ дил Чуканову, что в практи ческой работе нет вопросов сугубо личных, чисто произ водственных. Есть вопросы чс Я ловеческие, и решать чх нуж- В но, проявляя отзывчивость, не Я откладывая в долгий ящик. В Решил машинист Голосов по- Я ступить заочником в техникум В После занятия не раз — к Я пропагандисту: В — Софья Поликарповна! Я Помогите разобраться! 5 Чуканова и в своем личном Я творческом плане всегда на- В мечает, кому именно, какую и Я когда нужно оказать помощь.' В Она щедро дарит людям теп- Я лоту своего сердца, и они от- В вечают ей тем же. Пришла в Я цех более тридцати лет назад. В И хотя был у нее диплом ин- Я женера железнодорожного В транспорта, в жизни многого Я нс знала. Поначалу робко, а В потом все увереннее входила Я в мир пропагандистской рабо- Я ты, настойчиво училась В «Убеждена, что без коллекти- ■ ва я не* смогла бы сложиться и как гвопагандист, и как че­ ловек. Он меня воспитал!». от занятия к занятию волей, стараниями, мастерством про­ пагандиста перед слушателями раскрываются все новые и но­ вые страницы героической ис­ тории .партии, жизни, и борь­ бы ее создателя В. И. Ленина» Широко известна страстная приверженность Чукановой к ленинской теме. «Без нее не мыслю своей работы», — гово­ рит она. Бережно хранит память про­ пагандиста годы, прожитые в колыбели революции, где «каждый камень Ленина зна­ ет». Студенческое общежитие •находилось на Петербургской стороне, рядом с осцбняком Кшесинскехй. Софье Чукановой приходилось каждый день про­ ходить мимо балкона, с кото­ рого в ночь на 3 апреля 1917 года обратился к рабочим и., солдатам с речью Владимир Ильич. Когда изучался петер­ бургский период его деятель­ ности, студенты шли в,переу­ лок Ильича. Здесь в одной из комнат дома в бывшем Ка­ зачьем переулке Ленин созда­ вал свой гениальный труд «Что такое «друзья на- ский политкружок, затем шко­ лу коммунистического труда, и позже — школу основ марк­ сизма-ленинизма, язвенно встали перед нею дорогие сердцу воспоминания о горо­ де -Ленина. Идейной зрелости, убежденности прибавляли эк­ скурсии по другим ленинским местам и туристские поездки' в зарубежные страны, где в годы эмиграции жил и рабо­ тал Владимир Ильич. «Я еха­ ла только в те государства, которые давали мне новые материалы для пропагандист­ ской работы». При всем том Софья Поли­ карповна, готовясь к встрече со своими слушателями в шко­ ле или кинолектории, йа агит- гплощадке или в народном университете культуры, преж­ д е всего вновь обращается к трудам великого учителя, к неисчерпаемому. богатству его мыслей, опыту революционной борьбы. «Мне хочется, чтобы слушатели приобщались к этой сокровищнице; черпали в ней силы для успехов в труде». Привлекают в ней та убеж­ денность, что опирается на знания и опыт, широкий кру- гократно подтверждают зва­ ние ударников коммунистиче­ ского труда, если портрет мо­ лодого рабочего Седых на за­ водской Доске почета, если Голосова коммунисты избира­ ют членом цехового партбюро —- это также не что иное как «действие», результат и учебы, и воспитания». Давно знающие Софью По- ликарповну утверждают: она хо. рошнй психолог. Что ж, это качество, без которого трудно стать настоящим пропаганди­ стом. — Общительна, отзывчива, чуткая ко всем и всему, — характеризует ее предцехко- ма, машинист тепловоза П. Д. Антипов. Еще несколько лет назад, когда вела курс «Основы эко­ номических знаний», Чуканова особенно почувствовала, что значат для успешной работы взаимопонимание, соучастие, дружеские взаимоотношения. Одно время, к примеру, не­ благополучно было с себестои­ мостью работ в службе пути. После того, как на занятии сформулировала понятие «се­ бестоимость», объяснила, из ...В красных переплетах хра­ нятся в квартире Чукановой Почетные гоамоты Липецкого обкома КПСС и Правобереж­ ного райкома партии, партко ма и завкома «Свободного со­ кола», ВЦСПС и облсовпрофа. Удостоена их Чуканова за активное участие в пропаган­ де революционной теории, эко номическнх знаний, передово­ го опыта, коммунистическом воспитании трудящихся. Вме­ сте с грамотами — свидетель­ ства о занесении ее портрета на галерею лучших идеологи­ ческих работников в Доме по­ литического просвещения. Имя Чукановой — в городской Л с иинской книге Трудовой славы А недавно на собрании в честь Дня пропагандиста секретарь обкома партии Н. Ф. Богаты рев вручил С. П. Чукановой грамоту Президиума Верхов­ ного Совета РСФСР о - при­ своении ей за заслуги в про­ паганде марксистско-ленин ской теории и политики КПСС высокого звания «Заслужен ный работник культуры РСФСР». Зал взорвался апло- дисментзми... Г. ЛЕБЕДИНСКИЙ. Д Р У Ж И М с э к о н о м и к о й Десять лет я руковожу шко­ лой коммунистического труда в четвеотом тракторном цехе. В ней сейчас 22 слушателя, в основном рабочие участка пластмасс. 19 из них — удар­ ники коммунистического труда, одиннадцать — наставники мо­ лодежи, многие активнее ра­ ционализаторы. За этими циф­ рами — месяцы, годы упорной учебы, овладения слуша­ телями политическими и эко­ номическими знаниями, пере­ довым производственным опы­ том, заботы о расширении культурного кругозора и нрав­ ственной закалке каждого. В прошлом учебном году в школе изучался курс «Береж­ ливость—черта коммунистиче­ ская». На занятиях исходили из того, что бережливость—кате­ гория нравственная. Строили их так, чтобы учеба способство­ вала развитию у каждого чувства хозяина, творческой инициативы и заинтересованно­ сти в наиболее экономном ис­ пользовании трудовых и ма­ териальных ресурсов. По традиции с началом за­ нятий в школе начинается подготовка социалистических обязательств на следующий календарный год. К этому вре­ мени уже в основном выяс­ няется, как будут ««выполнены обязательства текущего года и на чем нужно сосредоточить внимание, определяя рубежи будущего. Работая над прак­ тическими заданиями, слуша­ тели анализируют, взвешива­ ют, формулируют предвари­ тельные наметки. На очеред­ но^ же занятии рассматриваем их, уточняем, намечаем пути реализации планов и обяза­ тельств, обосновываем их эко­ номическую эффективность. В этом большую помощв нам оказывают руководители цехо­ вых служб, технологи, норми­ ровщики. Специалисты помо­ гают глубже вникнуть в экономику. Сошлюсь на такой пример. « Имя токаря Марии Павлов­ ны Буевой хорошо известно во всем объединении. Она од­ ной из первых стала работать по личному плану повышения производительности труда. На одном из занятий М, П. Буева поделилась опытом разработ­ ки и выполнения своих лич­ ных планов. Старший инженер- нормировщик М. В. Смыкова дополнила ее рассказ, проде­ монстрировала экран ежеднев­ ного подведения итогов со­ ревнования по динамовскому методу. Все присутствующие на занятии увидели: на рабо­ чим календаре Буевой уже лБсгда, в конце 1981 года — март 1982. Она из-отовила дополнительно к плану изде­ лий на сумму более пяти ты­ сяч рублей, а средний зарабо­ ток у нее составил 210—220 рублей, да еще премиальных ежемесячно 60—65 рублей. Так вот на близких, понят­ ных примерах слушатели уяс­ няют экономические катего­ рии. В данном случае — соот­ ношение между ростом про­ изводительности труда и фон­ дом заработной платы. Для них стало яснее ясного: боль­ ше дал обществу, больше и получишь от него. Коллектив нашего цеха од­ ним из первых в объединении взялся за внедрение бригад­ ной организации труда с оп­ латой по конечному результа­ ту. Дело непростое. Надо бы­ ло не только подготовиться организационно и термически, но и преодолеть определен­ ный психологический барьер. Партбюро и профком цеха по­ советовали пропагандистам об­ ратить особое внимание на внедрение новшества. Мы внимательно следили за ре­ зультатами работы бригады, которой руководит опытный наладчик, кавалер ордэна Сла вы III степени А. И. Провото- ров. Неоднократно приходил он на занятия школы и каж­ дый раз рассказывал с делах в бригаде, о том, как форми­ руются новые взаимоотноше­ ния между ее членами, повы­ шается их ответственность, как улучшаются технико-экономи­ ческие показатели. Станови­ лось ясно, где и что мешает в нормальной работе коллек­ тива, и, наоборот, какие мо­ менты способствуют становле­ нию его как единого произ­ водственного организма. И на предстоящих занятиях будем не раз говорить о до­ стоинствах бригадной органи­ зации труда, настойчиво изу­ чать и внедрять опыт лучших из них и прежде всего брига­ ды А. И. Провоторова. В ходе ударной вахты в честь 60-ле­ тия образования СССР она неоднократно выходила по­ бедителем. Многотысячный коллектив липецких тракторостроите­ лей готовит достойную встре­ чу юбилею СССР. Более трех тысяч передовиков производ­ ства досрочно выполнили лич­ ные планы девяти месяцев и социалистические обязатель­ ства, а на трудовом календаре пятидесяти лучших рабочих — I квартал 1983 года. Мы, про­ пагандисты, свою задачу видим в том, чтобы еще шире рас­ пространять опыт передови­ ков, ярче раскрыть гоендиоз- ную картину свершений совет­ ского народа. И. НИКУЛЬШИНА, пропагандист школы ком­ мунистического труда трак­ торного цеха № 4 производственного объеди­ нения «Липецкий тракторный завод». ПАСПОРТ СЛУШ АТЕЛЯ Как повысить уровень об­ щественно-политической прак тики слушателей? У нас каж дый из них имеет личный учебный паспорт. В нем опре делены виды такой практики В конце года дается оценка работе. Э. ИЛЬИНА. «Липецкий трубный завод. ОБОГАЩАТЬ ДУХОВНО Наступила пора занятий в системе поли­ тического и экономического образования. | С какими мыслями и чувствами приступают I к учебе пропагандисты! Пом ещ аем их отве ­ ты на этот вопрос ▲ Л. А. ОВСЯННИКОВА, руководитель теоретического семинара в липецком санатории «Восходя, заслуженный учитель школы РСФСР. Новый год — новая высота, сердца». В жарком споре за- Кек ее достичь? Мною тропи- каляется мысль, обнажается нок ведут к успеху. Главное истина. Дискуссия — душа се­ же зависит от руководителя 'минара. Следовательно, будем занятий, его принципиаль- развивать, совершенствовать ности, знаний, умения убеж- выдержавший проверку вре- дать, влиять на собеседника, менем этот метод, средствами, позволит прово- Мы, пропагандисты, должны Наш музей пополнился но- дить занятия еще еодержа- постоянно совершенствовать выми экспонатами. Использо- тельнее, эмоциональней, сле- свое умение «глаголом жечь вание их, наряду с другими дов'ательно, результативнее. • Г л В. И. ЧЕРНЫХ, пропагандист школы основ марксизма-ленинизма в совхозе «Дубовскойя Чаплыгинского района Пропагандистом работаю давно. И каждый раз передо мною, да уверен, что и перед моими коллегами, встает, ко­ нечно же, по-новому вопрос: как лучше всего донести до слушателя программный мате­ риал, добиться, чтобы он глу­ боко его усвоил. Решает эту проблему каждый по-своему. Я же на опыте убедился: луч­ ший результат получается, когда используешь живые при­ меры, факты, взятые из реаль­ ной жизни. Мои слушатели — в основ­ ном рабочие — активно уча­ ствуют в собеседовании, если оперируешь ф азами , несущи­ ми новую информацию. Срав­ нения и сопоставления, поче­ му, скажем, при одинаковых условиях одно отделение по показателям намного опере­ жает другое, всегда вызыва­ ют интерес, стремление вы­ сказаться. Занятия нашей школы ос­ нов марксизма-ленинизма про­ ходят в Истобенской средней школе. Там есть Ленинский зал. И его экспонаты помогут слушателям лучше уяснить, как воплощаются в жизнь за­ веты Ильича, Все слушатели школы — политинформаторы, агитаторы. Выступают е бесе­ дами, а бывает и с лекциями в бригадах, на фермах. Будем сообща добиваться, чтобы эта работа приносила результаты еще весомее. В. В. Д УШ К И Н , заведующий кабинетом политического просвещения Усманского райкома КПСС Самообразование — основ­ ной метод овладения марк­ систско-ленинской теорией. Что у нас делается для того, чтобы оно было целенаправ­ ленным? Участники четырех теорети­ ческих семинаров решили изу­ чать тему «В. И. Ленин, КПСС о строительстве социа­ лизма и коммунизма». Каждый слушатель имеет ин­ дивидуальный план, в котором определено, какие именно первоисточники он будет изучать в новом учебном году. Планами предусмотрена подготовка слушателями реф е­ ратов с последующим исполь­ зованием их в докладах и бе­ седах в трудовых коллекти­ вах. Слушателям всех форм уче­ бы большую помощъ окажут кабинеты политического про­ свещения, действующие на общественных началах в кол­ хозах, совхозах и на пред­ приятиях. К 16 такйм кабине­ там недавно прибавились еще два — в колхозе имени Лени­ на и на швейной фабрике. Пе­ реоборудован применительно к современным требованиям кабинет в совхозе «Ударник». Сейчас идет районный смотр кабинетов политического про­ свещения. Они пополняются политической литературой, Средствами наглядности. Раз­ вернуты книжные выставки в помощь изучающим историю партии, Продовольственную программу. Для пропаганди­ стов подготовлен набор диа­ фильмов и диапозитивов. А Б. Н. ЖБАНОВ, руководитель школы коммунистического труда колхоза «Свободный сокол» Д обровского района Слушатели школы, которой развитие у слушателей эконо- я руковожу, —доярки и скот- мического мышления. Буду ники, ранее изучали курсы нацеливать их внимание на «Научно-технический прогресс глубокое понимание задач, и эффективность произведет- содержащихся в Прсдоволь- ва», «Бережливость — черта ственной программе, путей их коммунистическая», а также успешного решения на кон- решения Пленумов ЦК партии кретных практических дейст- по вопросам развития сель- виях каждого на своем участ- скохозяйственного производ- ке производства, ства. В нынешнем учебном го- Не стоит говорить с значе- ких технических средств про- ду будем изучать Продоволь- ним наглядности для повыше- паганды. Надеемся, что реше- ственную программу СССР, ния уровня занятий, их эф- ние данной проблемы возьмут Думается, в учебе поможет фективнбети, Это всем ясно, на себя правление и партком накопленный опыт. Глазное — Но вот беда— у нас нет ника- колхоза. О . А . П ЕНДЮ РИНА , пропагандист школы основ марксиэма-лаиинмэма в колхозе имени Ленина З ад онского района ^огласитесь, что «освоение» пропагандистом методики, да­ же блестящее, не принесет ему должного успеха, если он не разбирается основательно в изучаемой слушателями проблеме. Речь веду вот к чему: руководитель занятия должен быть человеком, хо­ рошо информированным в вопросах политических, эко­ номических, социально-куль­ турных, в делах своего кол­ лектива, района, области. Я получаю нужную инфор­ мацию у начальника участка, в правлении колхоза и партко­ ме, на семинарах в райкоме партии. Надеюсь, что в новом учебном году информирова­ ние нас будет еще системнее, по более широкому кругу вопросов, что перед пропа­ гандистами регулярно будут выступать руководители отде- тового обслуживания, торгов- лов райисполкома, служб бы- ли, здравоохранения. В ПОВЕСТКЕ ДНЯ— УЧЕБА КАДРОВ Пленум Воловского райкома партии обсудил вопрос о за­ дачах районной парторганиза­ ции по дальнейшему улучше­ нию марксистско-ленинского образования, повышению его эффективности в деле выпол­ нения решений XXVI съезда партии, майского (1982 г.) Пле­ нума ЦК КПСС. Докладчик первый секретарь райкома пар­ тии Л. Е. Бояков и выступив­ шие в прениях отмечали, что партийная организация стала больше уделять внимания по­ вышению идейной закалки коммунистов и беспартийных. При райкоме партии повыша­ ют свои знания секретари пар­ тийных организаций, замести­ тели по идеологической рабо­ те. руководители агитколлек­ тивов, политинформаторы, лек­ торы и докладчики. Создана школа молодых коммунистов. Сотни партийцев учатся в шко­ лах основ марксизма-лениниз­ ма. В последнее время улучши­ лась работа с пропагандистами. Все они утверждаются бюро райкома партии, являются слу­ шателями постоянно действую- шего семинара. На пленуме приводились примеры, свидетельствующие о том, что овладение марк­ систско-ленинской теорией, экономическими знаниями по* могают рабочим и колхозни­ кам уверенно находить пути улучшения работы. Об этом, в частности, говорил бригадир тракторной бригады колхоза «Заря коммунизма», Герой Со­ циалистического Труда В. Д. Потапов. — Сложившаяся у ню систе­ ма политической учебы, — подчеркнул он, — помогает кадрам добиться .хороших по­ казателей в труде, развивать дух творчества, крепить дис­ циплину и организованность. Поучительный опыт органи­ зации учебы есть во многих других партийных организаци­ ях. Так, слушатели школы ос­ нов марксизма-ленинизма в колхозе имени Куйбышева ре­ гулярно выступают перед тру­ жениками, активно участвуют в подготовке и проведении партийных собраний, активно выполняют производственные задания. Вместе с тем пленум отме­ тил ряд серьезных упущений- В партийных организациях колхозов «Свобода», имени Ленина, совхоза «Набере- жанский» ослаблен контроль за ходрм учебы кадров. Имели место факты несерьезного от­ ношения к подбору пропаган­ дистов. На занятиях недоста­ точно использовались нагляд­ ные пособия, художественная литература, технические сред­ ства пропаганды. Имеется еше много недостатков в организа­ ции комсомольской учебы. В колхозе имени Ленина, напри­ мер, часть юношей и девушек не охвачена учебой. Занятия в комсомольской сети проходят на низком идейно-теоретиче- Ском уровне. Выступившие отметили упу­ щения в экономическом обу­ чении трудящихся. Качество и эффективность экономическо­ го образования, говорилось на пленуме, еще не соответствуют требованиям интенсивного хо­ зяйствования. На занятиях не находит широкого распростра­ нения опыт передовиков и но­ ваторов производства, ведутся они нередко в отрыве от про­ изводства. Пленум наметил конкретные меры по улучшению марксист­ ско-ленинского образования кадров. Ж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz