Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

ТЕАТР ИМЕНИ Л. И. ТОЛ С ТОГО: С ЕЗОН 6 2 -ой АКТЕРЫ И РОЛИ За втра Липецкий догматический театр имени Л. Н. Тол* стого начнет свой шестьдесят второй сезон. Событие в культурной жиз н и области всегда тор же с твенное и вол­ нующее. В канун его за «круглым столом» собрались по просьбе редакции ведущие артисты и р ежи сс е р ы театра. Собрались, чтобы поделиться с вами, ув ажа ем ые читатели, своими мыслями, наде ж дами, раздумьями, то есть- всем, чем и сопрово ждается нелегкая работа актера над ролью. - У ЧА СТН ИКИ «круг­ лого стола» пред­ ставляют сегодня все поколения театра. Заслу­ женный артист Р СФСР М. Н. Соболев — один из ветеранов липецкой сцены. Пилипенко в спектакле «А поутру они про ­ снулись», коммунист Шилов в « Превышении власти» , Баляс­ ников в «Сказках старого Ар ­ бата», и, наконец, образ Л. Н. Толстого .— вот последние ро­ ли актера. Ему слово. — Н а ч ало нового т е атраль­ ного сезона всегда восприни­ малось мной как предвкуше­ ние трудной, напряженной ра­ боты. Так было раньше, так и сегодня. За плечами — годы, п они принесли опыт жизнен­ ный и профессиональный, но по-прежнему я испытываю сча­ стье только на сцене, когда у ^ е вышел к зрителю. Ощу­ щение взаимопонимания с ним — вот в чем это счастье. Очень трудно работал над Балясниковым. Сыграл 140 спектаклей, и только в самых последних пришло ко мне убеждение, что я, наконец-то, на правильном пути. Долго, очень долго работал над об­ разом Л. Н. Толстого. Снача­ ла я больше внимания уделял внешнему^риСунку роли. Меня интересовали такие «мелочи», как жест, походка, голос, но постепенно шло глубинное про­ никновение в суть образа ве­ ликого писателя, постижение его отношений с окружающим миром. Вопросы, над которы­ ми он бился: как жить? как сделать людей счастливыми?— стали моими. Пришел ли я, наконец, к верному понима­ нию роли? Не знаю... Да и может ли когда-нибудь закон­ читься работа над такой, по­ истине. великой, ролью? ■— А вместе с тем надо осва ­ ивать и новый материал? — Да, в новом сезоне мне поручены роли Серебрякова в пьесе А. Чехова «Дядя Ваня» и Вырина в «Пролетарской мельнице счастья» В. Мережко. О Серебрякове говорить пока преждевременно, а вот Вырин — фигура своеобразная. Это кулак, но как пишет автор, человек он добродушный, весьма умный, хваткий, пра­ вильно оценивающий обста­ новку. Он — главная проти­ водействующая сила председа­ телю комбеда. —■ В спектакле «Пролета р­ ская мельница счастья» заня­ ты несколько участников на­ шей беседы. Среди них — Людмила Николаевна Муни ­ рова, представляющая самое молодое поколение актеров. Ее дебют на сцене нашего те ­ атра состоялся в прошлом го­ ду в спектакле « Страсти по Варваре». Зритель сразу полю ­ бил вашу Варьку. Расскажите подробнее об этой работе. —* В прошлом году я закон­ чила Горьковское театральное училище и весной приехала в Липецк. Получила роль Вар­ вары. Дебют состоялся на га­ стролях в Жданове. Было трудно. Начинать всегда трудно. Но в Варьке я во многом узнавала себя. Эта девочка стремится к тому, чтобы ее поняли, и сама хо­ чет понять людей, согреться душой. Но воплотить это на сцене все же было нелегко: ведь первая роль. Очень помог режиссер. — Вводить актрису на эту роль пришлось мне,— поясня­ ет режиссер Б. Н. Голубицкий. — На гастролях с нами, есте­ ственно, не было постановщи­ ка спектакля Е. Курицыной. И мы шли От своего понимания роли. Людмила легко входи­ ла в спектакль. Видимо, она внутренне уже была готова к этой роли. Надо сказать, что она и раньше репетировала роль Варьки наряду с другой исполнительницей. Однако ее точка зрения не совпала с ре­ жиссерской, поэтому мы не увидели ее сразу в спектакле. Но когда прежняя исполни­ тельница ушла из театра, Л. Мунирова ' получи/а:такн возможность _ доказать свою правоту, и это осуществилось. Дебют удался. — У Людмилы Мунировой, ■— вступает в разговор глав­ ный режиссер театра, заслу­ женный деятель искусств РСФСР В. М. Пахомов,—был затем не менее удачный ввод в «Снежную королеву». Ус­ пешно выступила она и в спек­ такле «Татуированная роза». Сейчас на подступе — работа над ролью Насти в спектакле А. Островского «Блажь» и еще одна Настя — в «Проле­ тарской мельнице счастья». — Настя из спектакля «Блажь» пока мне больше по­ нятна. Мы начали репетиро­ вать еще в Калуге, на гастро­ лях. Это юная помещица, не­ давно закончившая пансион и приезжающая в свое разорен­ ное имение. Думаю, главное, что ею движет,-2-’ это голый расчет. Все только для себя. Другая Настя гораздо стар­ ше меня, красноармейская вдова, с тремя детьми. Назна­ чение на эту роль — полная для меня неожиданность. Я эту Настю пока со стороны вижу. Работа предстоит боль­ шая. И еще мне предстоит ввод в спектакль «Малыш и Карл­ сон, который живет на кры­ ше». Такое разнообразие, что глаза разбегаются, и .признать­ ся, немного страшно. — Мы познакомились с творческими планами молодой актрисы. Было бы интересно услышать от главного режис­ сера, как складывается в этом сезоне судьба тех , для кого он в Липецке — самый пер­ вый? — К нам,— говорит В. М. Пахом ов, — пришли, на мой взгляд, интересные актеры. Например, недавний выпуск­ ник Андрей Светоиосов. Он репетирует в «Пролетарской мельнице счастья». Будем вводить его и в «Веселые сказки Маршака». Юрий Борисович Ильин при­ шел к нам в конце прошлого сезона. Первая его. работа — Сагадеев в «Тринадцатом председателе». С ней уже по­ знакомились сельские труже­ ники во время наших весен­ них гастролей. На гастролях заболел ис­ полнитель роли Треплева. И мы предложили ее Ю. Ильину. По-моему, это очень интерес­ ная работа. У прежних испол­ нителей был Треплев-мальчик, который делает первые шаги в литературе, но не было Треплевй-писателя, мучительно переживающего творческий процесс. Жизненный и актер­ ский опыт Ю. Ильина помог нам за короткое время этого достичь. Хотел бы подчерк­ нуть, что приглашение Ю. Иль­ ина в наш театр связано именно с Чеховым — ему пред­ ложена роль дяди Вани в од­ ноименной пьесе. Наш театр в последнее вре­ мя довольно интенсивно осваи­ вает классику, стремясь и на ее материале поднимать акту­ альные вопросы дня. Особая роль здесь принадлежит акте­ ру, который, впрочем, всегда был главным человеком в те­ атре. Правда, мы помним и примеры, когда театр концеп­ ций, театр режиссуры загнал, было, актера в определенные рамки. Сегодня, на мой взгляд, театр продолжает быть ре­ жиссерским, но уже в новом качестве — в пристальном внимании к актеру, который, если чувствует пульс времени, если находится на уровне се­ годняшних художественных устремлений, может очень многое сделать в классике. •— Из слов главного режис­ сера можно заключить, что он, как постановщик «Чайки», весьма доволен вводом на роль Треплева Ю. Ильина. Ему же он поручил и главную роль в новой своей работе — спектакле «Дядя Ваня». А между тем , для липецкого зрителя это имя совсем новое. Расскажите, пожалуйста, о себе, Юрий Борисович. — Закончил Ленинградский театральный институт, студию профессора 3. Я. Корогодско- го. Работал на сцене Ленин­ градского ТЮЗа, затем — в Киеве, в театре русской дра­ мы имени Леси Украинки, по­ том в Москве — в драматиче­ ском театре, что на Малой Бронной. С радостью принял приглашение от В. М. Пахо­ мова репетировать роль Вой­ ницкого в пьесе А. Чехова «Дядя Ваня». Первая сыгранная в Липец­ ке роль — Сагадеев в «Три­ надцатом председателе». Вы­ ступая в ней впервые, к попал в удивительную аудиторию, это была сельская публика, со свежими реакциями, чисты­ ми, в чем-то немного наивны­ ми. Выходить к таким людям очень ответственно — они осо­ бенно чутки к фальши, не­ правде. Больше 20 раз сыграл в этой роли, сейчас мы с Са- гадеевым дружим. Работать над ролью Трепле­ ва начал с радостью: это ма­ териал, о котором я давно мечтал. Но были и трудности: войти в готовый спектакль за короткое время — непросто. Актера тут подстерегает опас­ ность пойти легким путем — отбирать средства выражения роли, лежащие на поверхно­ сти. Но легко взятое и най­ денное — это обычно штамп. В спектакле, как в жизни: че­ ловек, получающий все слиш­ ком легко, никогда не достиг­ нет высот. Сказать о новых работах — роли Войницкого в «Дяде Ване» и Степана Бобы­ ля из «Пролетарской мельни­ цы счастья» что-либо пока нельзя: тут еще и для меня много неясного. — В руках у меня про ­ граммка с перечнем спектак­ лей, которые зритель сможет увидеть в октябре. Среди ав­ торов дважды упоминается имя молодого драматурга С. Злотникова. Со спектаклем «Пришел мужчина к женщи­ не» зритель уже знаком. Н о­ вая работа—«Трипти х для дво ­ и х» — объединяет три пьесы. Во всех трех главную роль исполняет Светлана Павловна Погребняк. Кто они , ваши ге­ роини? — У драматурга эти три женщины — разные. Режиссер И. Л. Райхельгауз счел нуж­ ным выстроить пьесы так, что­ бы получился рассказ об од­ ном человеке. Видимо, ему хотелось проследить женскую судьбу. В соответствия с этим и определенное развитие полу­ чает характер моей героини: сначала мы видим ее молодой, несколько категоричной, с твердыми жизненными принци­ пами. Но жизнь заставляет идти на определенные ком- ■ промиссы. Моя героиня то, за­ мыкается, то ищет нравствен­ ную точку опоры, меняется ее былое отношение к жизни, любви. — Ваших героинь отличает интенсивность , напряженность внутренней жизни. — Почему они так напря­ женно живут? А почему мы так напряженно живем? Я живу трудно, а героиня — часть меня. Всегда стараюсь передать личное восприятие тех обстоятельств, в которых мой персонаж находится. Ста­ раюсь не осудить, а разобрать­ ся, понять. Кого бы ни игра­ ла — непременно пропускаю образ через себя. Роль застав­ ляет как бы в себя вгляды­ ваться, в чем-то разобраться, раскрывать раньше неведомое. — Каждая роль,— вступает в разговор артист Михаил Ле ­ онидович Я нко ,— в душе не просто легкую зарубку, глубо­ кий след оставляет. Хочу ска­ зать о моем Михаиле из «По­ следнего срока» В. Распутина. Михаил близок какой-то скры­ той нравственностью его су­ ществования на земле. Он уна­ следовал от матери, простой деревенской женщины, нрав­ ственные традиции народа. По ней он и выверяет свою жизнь. В сцене сна ей призна­ ется: «Легкий человек стал, мать...» А в недавнем расска­ зе В. Распутина «Не могу» герой кричит собеседнику: «Порожняк ты! Порожняк!». Эта тема беспокоит писателя. Мой Михаил — не «порож­ няк». — Мне вначале казалось,— заметил режиссер Б. Н. Го лу­ бицкий,—• что Михаил старше актера Янко. Да, он младший сын старухи Анны, но в нем есть какая-то внутренняя взрослость. Я приготовился к очень длительному процессу— подготовке актера к роли. Но получилось удивительное: в Две-три репетиции вся основ­ ная работа была закончена. Внутренний мир актера был как бы подготовлен к этой роли. Мне памятно и содружество с актором в спектакле «На бойком месте». На мой взгляд, Миловидов (Янко) — одна из лучших работ спектакля. Он сыграл ее уже 143 раза, но роль не утратила ни обаяния, ни содержания. — Как Вам это удается, Михаил Леонидович? — Кроме того, что роль эта дорога, есть и чисто професси­ ональная ответственность. Роль, как хорошая дружба: обновляются отношения, обо­ гащаются. Поручена сейчас роль Б ар­ калова в пьесе «Блажь». Опять Островский. Я для се­ бя не перестаю открывать мир этого драматурга: он очень много нам, нынешним-, дает, многое обнажает, помогает ос­ мысливать. Наполняет нас и наполняется сам. В школе, институте изучают, порой, Островского какого-то недвиж­ ного, застывшего. И у меня такой 'период был: живого, от­ ношения не было, до первой подлинной встречи с ним. Пьесу «Блажь» — кто ее знал? А ведь замечательная, все роли как на подбор! Ка­ кие характеры! Играть их —1 одно наслаждение: огромное поле приложения сил, можно выразить себя, время... — М. Л. Я нко совершенно справедливо замети л, что пьеса «Блажь» совсем неизве­ стна зрителю. Ставит ее 5. Н. Голубицкий. Какими сообра ­ жениями Вы руководство ва­ лись, выбирая пьесу? С П А С И Б О , Л Е Н И Н Г Р АД ! Да, «Блажь» не самая популярная пьеса Островско­ го. Не играют ее, а по-моему, напрасно: в ней есть герой, который может многое сказать современнику. Островский опи­ сывает время конца 70-х — начала 80-х годов прошлого столетия. Переходная эпоха. Драматурга интересуют ее лю­ ди. Жизнь ведь можно прожить честно и мужественно— для людей, а можно и проблажить, растратить ее так, как сделал наш герой. — Новая встреча с Остров ­ ским — это новая встреча и с актрисой Раисой Никитичной Каревой , исполняющей роль Сарытовой. На нашей сцене актриса дебютировала в роли Евгении тоже в пьесе А. Ост ­ ровского «На бойком месте»... — С Островским я в самом деле встречаюсь не первый раз. Но раньше я его не очень любила. Может быть, виной тому обычно традиционное прочтение его пьес режиссера­ ми. Я считала его устаревшим, полагая, что есть более проб­ лематичный материал для сов­ ременной сцены. Словом, радости большой я не испытала, получив роль Евгении. Но так было до пер­ вой репетиции, когда, главным образом, благодаря режиссеру, поняла, что Островского мож­ но интересно играть. 8 замыс­ ле спектакля было много не­ обычного. Как, я, актриса, это почувствовала? Скажем, идет у меня сцена, когда предсто­ ит встреча с внезапно приехав­ шим мужем. «Ах, ты, батюш­ ки! Вот страх-то!» Что играть? Страх? «Да»,— говорит ре­ жиссер. Но тут же предлагает взглянуть на ту же ситуацию иначе. И я, Евгения, уже сме­ юсь над собой: «Во, дела!». От эпизода к эпизоду — словно маленькие кружева плету в своей роли. Легко игралось. Интересно и легко. — Ваши героини — разные. По характера м, социальному проис хождению. Взять Сера- фину в «Татуированной розе» и Лилечку из «Страстей по Варваре» — совсем полярные характеры. И все-таки жен­ щины эти одинаково обаятель­ ны, сильны... — Лилечка возрастав и си­ туационно легла в мою соб­ ственную жизненную ситуацию. Поэтому просто не отделяю ее от себя, вложила в этот об­ раз много личного. Серафину очень люблю, может быть, по­ тому и говорить о ней труд­ но. Скажу только, что пора­ жает меня в этом удивитель­ ном характере, его жизнестой­ кость. Играю и до сих пор удивляюсь, откуда черпает столько душевных сил женщи­ на, способная так долго жить прошлым? Роль эта требует . особой со б ранн ости Перед сп ек так лем . — За что Вы любите свою работу? — За вечный внутренний тренаж, не позволяющий рас* слабиться. Так, сейчас мне предстоит нелегкий сезон, я немного устала. И в то же время в руках —* новая роль. Она меня волнует, беспокоит. И вот это чувство постоянной неуспокоенности, даже с от­ рицательным знаком, — и есть главная сила, что вечно тянет сюда, в театр..; * ■*' Беседу записала " Т. СПАССКА Я . Посещение Ленинграда —• всегда событие. Впервые за всю свою историю Липецкий театр летом этого года полу­ чил высокое право выступить на театральных подмостках го­ рода на Неве. Конечно, все мы волнова­ лись. Знали, что нам предсто­ ит серьезный творческий эк­ замен, принимать который бу­ дет сдержанный, строгий ле­ нинградский зритель, взыска­ тельный, высокий театральный вкус которого знаком лучшим мастерам сцены у нас в стране и за рубежом. Мы вез­ ли в Ленинград восемь наших спектаклей: «Чайку» А. Чехо­ ва, «Возвращение на круги своя» И. Друце, «На бойком месте» А. Островского, «Сказ­ ки старого Арбата» А. Арбу­ зова, «Страсти по Варваре» О. Павловой, «А все-таки она вертится?, или Гуманоид в небе мчится» А. Хмелика и два спектакля по пьесам мо­ лодого ленинградского драма­ турга С. Злотникова 1— «При­ шел мужчина к женщине» и «Триптих для двоих». Второго июля гастроли от­ крылись на сцене ДК имени Ф. Дзержинского спектаклем главного режиссера театра В. Пахомова «Чайка». Прибы­ ло ленинградское телезидение, чтобы снять сюжет для инфор­ мационного выпуска, театр пришли приветствовать товари­ щи из областного управления культуры. Волновались все: и те, кто занят был в спек­ такле и те, кто оставался за кулисами. Но когда в финале актеры вышли на поклон и зазвучали нескончаемые апло­ дисменты, мы поняли: «Ус­ пех!». На подмостки ленинград­ ской сцены я выходила дваж ­ ды в образе Софьи Андреевны. Толстой в спектакле «Возвра­ щение на круги своя», кото­ рый явился своеобразной ви­ зитной карточкой театра. На плечи актеров, занятых в нем, лег, по-моему, груз особой творческой ответственности, ибо впервые коллектив выехал на гастроли под сенью высо­ кого имени Л. Толстого. «Возвращением на круги своя» театр прощался с городом, в котором можно идти на этот спектакль мимо дома, где ос­ танавливался Лев Толстой и прочитать на Фонтанке рядом с Шереметьевским дворцом мемориальную доску об этом. Мы провели в Ленинграде 20 театральных вечеров. 20 спектаклей — 20 встреч с пуб­ ликой знающей, тонко чувству­ ющей, публикой, которой не­ важно, чью марку имеет спек­ такль — ленинградскую, мос­ ковскую или липецкую. И приятно сознавать, что мы, липецкие артисты, заслужили ее признательность. В эти 20 дней состоялись теплые встречи с трудящимися легендарного объединения «Кировский завод» и других предприятий города. Спек­ такль режиссера Б. Голубиц­ кого «На бойком месте» был показан по ленинградскому телевидению. Состоялась и встреча труп­ пы театра с ленинградскими критиками и журналистами, освещавшими ход наших га­ стролей. Отрадно отметить, что наша работа получила по­ ложительные оценки, одобрен репертуар, поддержаны твор­ ческие искания коллектива. И в подтверждение сказанного хочется привести здесь выдер­ жку из обзорной рецензии га­ зеты «Вечерний Ленинград» на спектакли нашего театра: «В нашем городе с успехом про­ ходят гастроли лауреата пре­ мии Ленинского комсомола Липецкого драматического те­ атра имели Л. Толстого. С момента, когда коллектив воз­ главил заслуженный деятель искусств РСФСР В. Пахомов, прошло не так много времени, но уже можно судить о свое­ образии художественного об­ лика театра». Словом, творческие итоги этих гастролей весомы, но се­ годня хочется сказать, что в нашей памяти' Ленинград — не только 20 театральных вечеров, но и поэтические «бе­ лые ночи», и все то, чем ода­ рил нас этот удивительный го­ род, в котором отражены яр­ кие страницы истории нашего государства. Мы посетили монумент ге­ роическим защитникам Ленин­ града в период Великой Оте­ чественной войны, возложили цветы к мемориальной плите в честь защитников полуострова Ханко, побывали на мемори­ альном Пискаревском кладби­ ще. Когда стояла там, на этом поле скорби, перед монумен­ том Матери-Родины, невольно возвращалась в годы Великой Отечественной войны. Как тре­ вожила всю страну судьба блокадного героического Ле­ нинграда! И вот я здесь, и могу прочесть на мемориаль­ ной доске у Вечного огня зо­ лотыми буквами написанные простые сдержаннке .слова, от которых комок подкатывает к горлу: «Их имен благородных мы здесь перечислить не смо­ жем. Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: ни­ кто не забыт и ничто не за ­ быто». Скоро мне опять выходить на сцену в спектакле «Балла­ да о солдате» в роли матери Алеши Скворцова. И я думаю: все, что запало тогда в па­ мять сердца моего у величе­ ственного памятника всем ма­ терям войны, проводившим и не встретившим назад сыновей своих, отзовется на сцене, как отзовется все, что . запечатле­ лось в этот праздник, длив­ шийся в течение тех двадцати дней, что мы провели в Л е­ нинграде. М. ЯК УШК И НА , заел, артистка Р СФСР , секретарь парторганизации облдрамтеатра. Ш ЛИ гастроли я Калуге. Обычны! как будто гастро­ ли. Липецкий театр показывал свои спектакли и сам знако­ мился с городом, его жителя­ ми. Но все знали — зде сь, на этой земле, есть место, где они, липецкие артисты, долж­ ны непременно побывать. Это место — Мелихово. Там нахо­ дится, говоря официальным языком, Государственный ли­ тературно-мемориальный му­ зей-заповедник А. П. Чехова. А если проще — там, в Мели­ хово, была написана и впер­ вые прочитана близким и друзьям пьеса «Чайка». Как не побывать в Мелихово? А может, и выступить там? И вот пришел день, когда состоялся этот удивительный спектакль — показ липецкой «Чайки» среди чеховских цве­ тов, деревьев, на чеховской веранде. Сначала была экскур­ сия по дому писателя. А потом томительное ожидание — при­ дет ли зритель? С утра моро­ сил дождь. Но зритель был — пришли жители Мелихово, приехали гости из Калуги, че- ховеды из Москвы. Об этой особой, счастливой атмосфере встречи с Мелихово рассказали, вернувшись в Ли­ пецк, артисты своим друзьям — педагогам, ведущим в шко­ лах театральные факультати­ вы. Сегодня мы публикуем фо­ тографии нашего внештатного корреспондента В. И. Базыле­ ва, восстанавливающие от­ дельные эпизоды встречи на­ ших артистов с Мелихово. На снимках: у дома, где была на­ писана «Чайка»; сцены из спектаклей, в ролях: Аркадина (С. Погребняк), Треплев (Ю. Ильин), Маша (Т. Фир­ сова). ТИШЕ, ИДЕТ РЕПЕТИЦИЯ! Действие в этой пьесе проиехбдит вроде бы я давно — на пятом году Советской власти, — вроде бы и в захо­ лустье — в иском безымянном селе, -г- и люди в нем живут вроде бы совсем обыкно­ венные, простые, но, тем не менее, речь идет о тех вели­ ких, непреходящих идеалах, ради достижения которых со­ вершалась революция, созда­ валось и существует наше об­ щество. Событиям, на первый взгляд имеющим местный, легальный характер, придается всеобщее Историческое значение. И вы­ вод, сделанный, казалось бы, для частного случая, звучит глобально: пролетарская мель­ ница счастья все оавио будет построена, пусть даже Ценой больших Жертв, вопреки лю­ бой силе противодействия: че­ ловек не может не быть .счаст­ ливым, потому как вера в свет, лое завтра идет от сути ха­ рактера наших сограждан. Вся эта сложнейшая пробле­ матика «Завернута» драматур­ гом в изящную, всегда привле. нательную для зрителя «упа­ ковку» героической комедии, как сам автор определил жанр произведения. Так, Иосиф Леонидович Райхельгауз, постановщик но­ вого спектакля, представил мне пьесу В. Мережко «Пролетар­ ская мельница счастья», одно­ временно объяснив и причину своего интереса к ней. Но по­ чему именно на липецкой сце­ не ставит он ее? Да и вооб­ ще, чем привлекает известного московского режиссера твор­ ческое сотрудничество с ли­ пецким театром? Ведь это не первая его работа здесь. Спросить я не успел: на лю­ минесцентной Лампе вспыхнуло строгое предупреждение: «Ти­ ше, идет репетиция!». Весь репетиционный период условно можно разбить на два этапа: первый — спек­ такль «разбирается», второй —*■- спектакль «собирается». Первый период проходит в ре­ петиционном зале, второй — на сцене. В первом—режиссер решает с актёрами, что надо играть, во втором — как Иг­ рать. Тот день был одним из за­ вершающих первый этап. Все актеры собрались в репетици­ онной комнате. Вначале ‘все было буднично. привычно: обыкновенные люди, в обыкно­ венных костюмах выполняли обыкновенную актёрскую ра­ боту, За каждым словом тек­ ста они искали, пытливо и вдумчиво, взгляд, интонацию и жест' своего героя, пытаясь разобраться в том, что он дол­ жен чувствовать, думать, де­ лать в каждую последующую минуту. И режиссер напоми­ нал обыкновенного художника в работе над обыкновенной картиной, когда тот метнет мазок — отойдет ог холста, посмотрит издали, потом снова нанесет мазок, другой, третий... Так и здесь: бросит режиссер реплику, патом слушает, смот­ рит, и снова — репЛика, заме­ чание и просьба к актерам «играть подробнее». Он как бы высматривает пробелы, шероховатости, узлы в узорча­ той 1к анн тончайших психоло­ гических связей, взаимоотно­ шений действующих лиц. На глазах образы ожива­ ют, наполняются страстями, идеями, затем уже сами, под­ чиняясь своей внутренней ло­ гике, ведут за собой людей, их создавших. Сбивается ритм, смещается пространство, за­ мирает дыхание... и репетици­ онный зал превращается в «машину времени». Из приот­ крытого окна не слышно боль­ ше уличного шума — мы пе­ реносимся в эпоху до нашегб рождения.’ ...Только что они, интелли­ гентные люди, мило беседова­ ли друг с другом — Михаил Никифорович Соболев и Ви­ талий Васильевич Пономарев. Теперь это — смертельные враги, идейные антиподы: ку­ лак Вырин и председатель комбеда. Вожди противостоя­ щих лагерей. Они еще не мо­ гут уничтожить друг друга, вынуждены быть обходитель­ ными и вежливыми в обще­ нии, но сколько кипящей нена­ висти скрывается за блеском глаз, за дрожью голосов, за судорожностью губ. И в каж ­ дой следующей ситуации все по-новому: верх берет то один, то другой — в схватке сошлись равные по силе про­ тивники. Логика проткя логи­ ки, вера против веры, жизнь против жизни. Только поста­ новщик изредка «внедряется» в атмосферу действия и пре­ образует ее. напоминая тем са­ мым, что идет репетиция. Она закончилась, и я вспом­ нил про вопросы, которые не успел задать. Впрочем, поду­ малось, необходимость в них отпала. Режиссер московского театра на Таганке и коллек­ тив липецких артистов в хо­ де репетиции предстали едино­ мышленниками, хорошо пони­ мающими друг друга, устрем­ ленными к единой цели. Рабо­ ту свою они покажут зрите­ лям впепвые 15 октября. А пока... «Тише, идет репетиция!». С. ЩЕТИНИН. . С В Е Т МЕЛИХОВСКОЙ В Е С Н Ы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz