Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
Н аш а Р оди н а — СССР ДОБРЫЙ ДЕНЬ , ИГ НАЦ1 И з б л о к н о т а п и с а т е л я — Бунэ зиуа! —■Добрый день. В доброе время я приехал в Молдавию — начинали сь Дни лит ературы и искусства РСФСР в республике. Писате ля, актеры, музыкальные ан самбли российских городов встретились- с молдавскими зрителями и слушателями. Мо жет, поэтому чаще и звучало приветствие: «Бунэ зиуа!» Этим утром мне захотелось пройти по рассветному Киши неву, когда еще шипят на улицах запотевшие поливалки, стрекочат на газонах ручные косилки, покачиваются на клумбах тяжелые, мокрые от росы бутоны цветов. Распахи ваются широкие ворота склад-» ских помещений, овоЩехраки- лищ. Сгружаются тяжелые яд ра капусты, бурака, вывеши- взются связки горького перца, на деревянных лотках и в кор зинах — гроздья винограда, подернутого синеватой измо розью. Впрочем, жизнь боль шого города начинается везде одинаково, но есть в каждом городе и своеобразие, едва уловимые черточки, которые замечает приезжий. У каж дого города и свой запах. Кишинев по утрам пахнет цветами. Есть даже улица Роз. Она обнимает центр города и выходит на окраину к вино градникам. Отсюда открывает ся равнина вплоть до Флбрен. Кстати, цветы по-молдавски — флоръ. Окраина столицы своеобраз на — сплошные сады. Едва видны белые крыши домиков. И нет уже строго прочерченной улицы с дорогой посредине. Вдоль низеньких плетней бегут тропинки то к одному, то к другому зеленому оазису. Здесь не встретишь ни высоких заборов, ни железных оград. Виноградные лозы оплетаются в причудливых узорах, что так явственно угадываются в ком- ратских знаменитых коврах. Виноградная лоза — неотъем лемый компонент молдавско го орнамента, будь это фреска на стене сельского Дома куль, туры или сграффито, украшаю щее фасад высотного здания в центре. За одной из оград в саду возился пожилой молда ванин в островерхой бараньей шапке-кущме. Как н всё кре стьяне, долго смотрел на меня, стараясь угадать: чей я и от куда? — Буду знать, если ска жешь... — Липецк.., Дон... Воронеж, — я мучительно вспоминал еще какие-нибудь опознава тельные знаки наших мест, из вестных и здесь, на краю на шей западной границы. Ион и без того понял меня. Воронеж, Степной фронт... Старик обнажил плечо,' пока зывая багровый шрам. Потом вспомнил Мичуринск и, под правив усы, указал на свои яб лони. А из Липецка, оказывается, у него прошлой осенью оста навливались студенты и помо гали ему обрабатывать вино градники. Тесен мир. А между тем и мы, жители Срёднеру- сья, знаем Молдавию не толь ко по зажигательной пляске «Молдованяска» да по вино градным винам. Такая уж осо бенность русского характера. Братство и дружба — неотъ емлемое его качество. С дав них пор Молдавию и Россию связывают культурные, обще ственные и политические узы. Стефан Великий объединил разрозненные молдавские зем ли, Дмитрий Кантемир, отец будущего российского порта, взял курс на сближение с Рос сией, в 1812 году Кутузов по мог молдаванам самоопреде литься. С этой земли пошла легендарная сЛава Григория Котовского. Его сверкающий рейд по тылам конницы Ма монтова начинался с небольшо го сельца Ганчешты, где он родился. Теперь это город Ко- товсК — крупный промышлен ный центр республики. Именем комбрига назван и город на Тамбовщине. В этом году от мечалось 95-летие славного героя гражданской войньц На открытие памятника сюда при езжала молдавская делегация. На кургане Славы в Дубоссар- ском районе выбиты имена по гибших в последнюю войну солдат из Воронежа, Курска, Брянска, Ельца. Прочны и духовные связи двух народов. Алексей Мак симович Горький сказал: «На род — не только сила, создаю щая все материальные ценно сти, он — единственный и неис сякаемый источник ценностей духовных... создавший все ве ликие поэмы, все трагедий зем ли и величайшую из них — историю ее всемирной исто рии... Мотивы молдавского фольк лора встречаются не только в произведениях Крянгэ и>Эми- неску, но и в творениях писа телей других народов. В селе, которое когда-то вдохновило А. С. Пушкина на создание «Цыган», есть памят ник поэту. Во время бессараб ской Ссылки Пушкин интере совался молдавскими сказка ми. Мотивы их использованы в поэме «Братья-разбойники», в повести о бесстрашном гай дуке Кирджали. А. М. Горький начинает свой рассказ «Старуха Изергиль» словами: «Я АлышаЛ эти рас сказы под Аккерманом, в Бес сарабии...» Его «Легенда о Марко» и «Девушка и смещ-ь» в первых публикациях имели подзаголовки «Валашская сказка», «Румынская легенда». В Дни литературы и искус ства в столице республики в живописном’ сквере перед гос тиницей «Кишйнэу» хозяева и гости открыли памятник вели кому пролетарскому писателю. Стихи, повести и пьесы А. Лунина, Ионы Друцэ знают и любят современники. В 1924 году Э. Багрицкий писал о Молдавии: «Затихли ветры, улеглись пожары, Шумят дожди и Движется туман, Овчарки бегают вокруг оЛары, Жалейкой заливается чабан...» Есть в Молдавии и отары, поет по-прежнему и жалейка. Музыкальный ансамбль «Флу- эр» широко использует в сво ем репертуаре Мелодии гор и равнин. Но за прошедшие го ды республика стала одним из крупнейших центров радио технических исследований страны... Старый молдаванин Ион рассказывает мне о своих сы новьях. Судьба их характерна вообще для нашей жизни, где добрые старые традиции пере плелись с новыми. Стан — на-, учный сотрудник в АН МССР, Петря — виноградарь, живет в родительском доме, а Иг- нац... — О, Игнац!.. Фильм «Лау- тары» видели? — Живописный фильм! . — Вот там первая скрипка —- Игнац... — Скрипач? — Да, да! виоарэ! — старик согнул левую руку, голову склонил к левому плечу и пра вой рукой провел по вообра жаемым струнам воображае мым смычком... Виоарэ! Скрипка. Звучное слово. Оно сходно по произно шению с другим — «вйоря» —• фиалка. Есть здесь тайная связь слов. Мне показалось, да, нНверно, так оно и есть, скрипка в молдавском доме не только желанный инструмент, но и необходимый. С ней че ловек рождается, растет, под грустную мелодию его прово жают в последний путь. Игнаца мне удалось послу шать... Слушаю где-нибудь молдавскую музыку и ухо не вольно улавливает виртуозную партию скрипки. А вдруг Иг нац? Но послушал я его в дру гой обстановке, непривычной л незабываемой. ...Страшены »— уютный горо док, укрытый сверху зеленью садов, и автомашины, кажет ся, не по асфальту движутся, а плывут по зеленому туннелю, словно рыбы вдоль водорослей. Такое ощущение! Но вот аллея обрывается и на пригорке — чйстёнький домик. Чйстенький — другого слова не подыщешь. Весёлый, акку ратный и уютный. Двор обне сён плетнем, поскрипывает жу равель, неподалеку торчит препеляк — сучковатый кол, увешанный хозяйкой банками и горшками для просуШки. Стай ка игривых козлят на лужайке. Дом Называется «Каса Иле- ней». Каса—праздничная ком ната, Иленей — персонаж из молдавских сказок, вроде рус ской прекрасной Елены. В лю бом молдавском доме есть праздничная комната, по-наше му горница, . светелка — каса марэ. В комнату проводят гос тей, где их и угощают добрым крестьянским вином и пли- . цинтой — пйрогами. В наше время назначение каса марэ несколько видоизменилось. По существу это национальные кафе. ...Мы останавливаемся в при хожей, оставляем плащи, зон тики, поклажу, нам поливают из кувшина на руки, подают вышитые полотенца. Затем рас. творяют резные двери, й нас встречают радушные хозяева — молодожены в националь ных костюмах. Супруга на се ребряном подносе угощает бокалом крестьянского вина, супруг — пирогами. Хлеб-соль! — Бине аць венит! Добро пожаловать! Стены комнаты украшаются по-разному, все зависит от за нятий хозяев. Домотканые ковры или же добротно выде ланные шкуры Зверей, резьба по дереву или керамические изделия. Но везде можно уви деть развешанные тут же на циональные костюмы всех вре мен, постель со множеством подушек, подушечек, покры вал. До сих пор кое-где и у нас в селах сохранился старинный обычай любоваться и оцени вать приданое невёсты, уделяя •особое внимание богатству постели (чем набиты подуш ки, из какого материала одея ла, какие кружева умеет пле сти невеста? В Страшенах мы отведала и легкого вина, попробовали и национальные блюда домашне го приготовления: токанэ, кыр- нэце, костицу на гратаре. Все эти мясные блюда приправле ны острым соусом, травками, специями. Гостей званых и не званых, но одинаково желан ных, развлекает скрипач — не высокий худощавый молдава нин. Нет у него ни микрофо на, ни усилителей, от которых лопаются барабанные пере понки. Негромко беседуют между собой гости, быстро и несуетливо обслуживают (угождают) их парень я де вушка. Ненавязчиво под сур динку играет Игнац. Он может приходить сюда только один раз в неделю: репетиции, вы ступления, эстрада, кино... Но нам повезло! Поражаешь ся не только мастерством му зыканта, но и его репертуа ром, Игнац играет и радуется вместе со слушателями, и ему нравится играть и для себя, и для окружающих его. Вот эта бескорыстная самоотдача, доб рота, радость от Того, что гос ти получают удовольствие — пожалуй характерная черта и всего трудолюбивого и весело го народа Молдавии. Поэтому и не хотелось гово рить:, «Ла реведере!» — До свидания! А снова и снова повторять: «Бунэ зиуа!» В. ЗОРИН. Кишинев—Липецк. СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ: 4 - НА ЗЕМЛЕ М О ЛДА ВС КОЙ - 4 НАКАНУНЕ ВС ЕСОЮ ЗНО Й КИНОПРЕМЬЕРЫ 4 - П РА ЗДНИК БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ в стат и п освящаются Недавно гостеприимный зал Дворца культуры профсоюзов был отдан студентам Липец кого политехнического инсти тута. Здесь состоялось тор ж е ственное посвящение перво курсников в студенты. ..Занавес поднят. На сцене— палуба корабля. Гостей при ветствует «капитан» Андрей Лаврухин и «боцман» Татьяна Руднева. «Боцман» дает сигнал построения. Экипа ж зам ер, равняясь на флаг ЛПИ, подни. мающийся в честь начала пя тилетнего похода за знаниями. Дру жн ым «ура!» команда встречает «командующего» — ректора ЛПИ профессора Ю. Д. Железнова, Он тепло приветствовал 900 «юнг» — студентов первого курса, поздравил их с успешной сда чей вступительных экзаменов. Ректор выразил наде ж ду, что за время учебы они обретут настоящую гра ж данскую зре лость, закалятся, станут хоро шими специалистами. «Капитан» командует под нять якоря — корабль отправ ляется в плавание. Участники его— зрители—стали свидете лями увлекательного театрали. зованного представления, по священного разнообразной, интересной жизни сту дентов политехнического института. Песни, танцевальные номера стали украшением необычного плавания. Завершилось представление тор жественно: «юнги» присяг нули на верность студенческим традициям: «Всегда и везде, в мыслях, словах и в деле быть верными ленинским идеям, коммунистическим принципам жизни, отдать все силы и спо собности глубокому овладе нию современными знаниями, чтобы, став инженером, исполь зовать их для счастья Родины». О. БОРОВСКИХ, сотрудник многотиражной газеты «Политехник». 0 БРАТСТВЕ НАРОДОВ ГОРЬКИЙ. «Вместе — друж ная семья» — девиз областной выставки детского творчества, открывшейся в Горьком. Она посвящена 60-летию образова ния СССР. Лучшие работы бу дут отобраны для республи канского смотра детского твор чества. (ТАСС). Б ЫВАЯ В Ельце, я вся кий раз непременно ста-, раюсь увидеть ту башню с часами, что стоит в самом центре древнего города. Лишь мелькнет она перед глазами, и память воскресит ту давнюю встречу с мастерами, что стро или ее и создавали часы. Лет пять назад была эта встреча, а счастливых лиц и натружен ных рук мастеров не забыть. Красивый труд надолго остает ся в памяти еще и потому, чтб вот он, плод его, перед гла зами... За Доном затерялась средь холмов деревенька. И хотя нет вокруг ни озер, ни прудов, на звана она почему-то Озерки. Сколько их, похожих друг на друга деревенек-невеличек в Черноземье? И лишь Озерки не спутать ни с одной из них: до ма в резных наличниках, кар низы замысловатые, ворота сказочные... Оставил все это на радость людям старый мастер. Старожилы помнят, как делал он зимой расписные сани, лег кие, красивые, а летом, по ка подсыхали на солнце бере зовые слеги, вырезал Кузьмич украшения для домов. Давно уж нет мастера, а память о нем и поныне жива. Жива, потому что остался на виду его труд. А хорошую ра боту далеко видно—и в .Озер ках маленьких, и в городе... У СЛИЯНИЯ двух рек Сосны и Ельчика, ку таясь в синеватый дымок печных тр.уб, стоит древний Елец. Издавна славился он ма. стеровыми людьми. Это ими сооружены в разные времена Три десятка архитектурных памятников города, что и по ныне делают его городом-му зеем. В число этих памятников входит и водонапорная башня, построенная сто лет назад. Со оружение, как нынче сказали бы, хозяйственного назначения, но до чего же она хороша! Су. ровый кирпичный столб несет пышный замысловатый верх со строгими пропорциям^ ВЫСТУ ПОВ и ниш, а далее — четырех гранник маковки, словно рез ной венец. Десятки лет башня снабжа ла людей водой до тех пор. пока в сорок втором один из вражеских снарядов не угодил в нее. Рухнула верхняя часть, раздавив хрупкую березу, что М а ст е р а БАШНЯ В ЦЕНТРЕ ЕЛЬЦА росла на маковке, ветер раз веял пыль и дым. И хотя чис лилась 'башня в списке архи тектурных достопримечатель ностей, за реставрацию не бра лись: были дела поважнее. Но пришел и ее черед. Задумались, кто сможет по фотографиям и оставшимся об ломкам кладки восстановить памятник? Пока искали масте ра, рабочие и технологи Елец кого кирпичного завода обжи гали специальный кирпич. Там, на заводе, кто-то и вспомнил, что за Ельчиком, недавно до мик вырос всем на диво: с ажурной кладкой, резными сводами над окнами. Уточнили, кто мастер. Им оказался изве стный в Ельце строитель Вла димир Иванович Стюфляев. Ему и предложили реставриро вать башню. — Ну, конечно, замешка у меня была. Залёз я, смотрел, обдумывал долго. А один столб я не ломал до тех пор, пока все не вывел. Вот. Вооб ще интересная работа: кладка нишами, конус стесывал, ту пые углы, острые... 'Все при ходилось. Полтора месяца ра ботал. Несподручно ведь было на такой высоте. А это лебед кой, потихонечку. Да и потом она сама по себе сложная, эта работа. Не -ярямая тебе стена. Но сделал!.. В тот давний день, когда мы встретились, Стюфляев ра ботал на , строительстве цеха. Среди кранов, бетономешалок и транспортеров Владимир Иванович вовсе не казался ка ким-то особенным, похожим на того умельца, что рисовало во ображение. И все-таки я знал: передо мной тот самый особен ный мастер. Это он сработал на радость людям башню, да тзч сработал, что и знатоки диву давались; вот это камен щик, вот это работа, а говорят, перевелись мастера! Ельчане сказали мастеру спасибо, но не успокоились. На маковке башни решали устано вить часы. К ЧАСАМ мы привыкли, они у каждого на руке. Но почему-то всякий раз тянет нас взглянуть на боль шие, башенные. Может быть, потбму, что в их неторопли вом перезвоне слышатся голоса времен, и, глядя на них, ощу щаешь в себе едва уловимую связь дня сегодняшнего и дня минувшего. Первые в мире часы на баш не появились много веков на зад в немецком городе Магде бурге. Вообще часы — меха низм древний. Он был приду ман испанским монахом Гер бертом тысячу лет назад. С тек пор каких только часов не де лали мастера, даже деревян ные. Сегодня появились часы электронные, работающие от энергии солнца, И казалось, принципиально новой кон струкции теперь уже быть не может. Но вот липчанин Ми хаил Гребенкин потентует со вершенно необычные башенные часы. — Что такое часы? Это жи вой организм. Мне не то что ремонтировать какой-то узел приходилось, а случалось даже шестеренки самому рассчиты вать и делать. Приносят часы, а шестеренки нет. А клиенту они дороги — память, отца или с фронта они — солдат при нес. Сейчас мастерам легче: им Поставляют детали, они сидят в белых халатах. А мы-то тог да при коптилке. Потому у ме ня со зрением стало плохо. Врачи говорят: «Отдохни, Ми хаил Тимофеевич, немного». Ну, я отдыхаю месяц, второй, третий, и вдруг меня приглаша ют в горисполком. Привезли часы. Купили их в Ленинграде. А они к нашей башне не под ходят Возился я с ними год. Потом думаю: да что если соз дать вот такие-то часы! Осе нило! Главное, что мои часы смазки не требуют десятиле тиями. Там большой вал один оборот в час делает, а осталь ные механизмы меньше и мень ше —• два в сутки, представ ляете? И все это закрыто гер метически, залито маслом трансформаторным. На сотни лет механизма хватит. Вот та кие часы я придумал... Всю жизнь просидел чело век за окном мастерской, в этом маленьком мирке, наеди не с шестеренками, колесиками, винтиками, и ежедневно тво рил не великие, но чудеса. И даже тогда, когда ушел Гре бенкин на пенсию, в нем не угасла жажда, присущая всяко му настоящему мастеру. Толь ко теперь решил он оставить занятия с часами — годы-не те, зрение не то. — Вот как-то деревня меня тянет. Хочу совершенствовать сельскохозяйственную техни ку. Хочу понаблюдать, как свекла, картошка машинами обрабатываются. Машины-то существуют, но наша земля вязкая, тут нужно что-то уду мать. А вдруг получится? Несколько неожиданно про звучало признание старого ма стера в новой квартире, в ко торую он переехал тогда. Бы ли еще не разобраны коробки, узлы, но рабочий стол хозяина уже стоял у окна, и на нем были аккуратно разложены ин струменты, детали, флаконы. А над столом висела маленькая вырезка из газеты с фотогра фией елецкой башни с часами, и было написано, что это он, Михаил Тимофеевич Гребенкин, изобрел часы, а изготовил их слесарь - и н струм ен тал ьщ и к Елецкого машиностроительного завода Александр Иванович Алымов. — То, что именно ко мне пришли, тут моей заслуги нет, многие другие могли бы сде лать, — сказал Александр Ива. нович. — Вначале я познако мился непосредственно с изоб ретателем. Он представил эски зы, мы их разобрали, посо ветовались, кое-что пришлось изменить, потому что человек до, специальности часовщик, а тут вопрос конструкции и Тех нологии металлов. Ну, а я, вро де, с этими делами связан был. И вот мы пришли к общему согласию и сделали четыре ме ханизма для часов. Сложного, по современной технике, осо бенного ничего не было. Сей час инструменты есть особые, станки появились координатно расточные. То, что приходилось когда-то вручную выбирать —профилв»там, канавки,—сей час стоит заготовить шаблон и станок уже, пожалуйста,«такой профиль делает». А ведь- и правда, ничего сложного не <5ыло в изготовле нии часов. Но это только для него, Александра Ивановича Алымова, потому что он на стоящий мастер своего дела, а заключается истина мастерства в том, чтобы делить сложную работу на десятки простых опе раций. Постиг ту истину Алек сандр Иванович давно, еще когда учился ремеслу на одном из уральских заводов. В П о э т и ч е с к а я р у б р и к а Благослови на повседневный Труд любви. Доверь, хоть самое простое. Светает. У колодца на ветру, как колокол, гудит ведро пустое. И стая птиц потерянно Людмила ПАРЩИКОВА кружит над тишиной забытого сёленья, над памятью, над вздохом сожаленья, над нашим расставаньем у межи. И на душе такая маета, такой простор от радости до грусти!» И вновь над пробуждающейся Русью безбожная сияет высота. «Осенняя пора — очей очарованье!» Фотоэтюды В. Собровина. ЗЕМЛ И НАДЕЖДА И ОПОРА Всесоюзная кинопремьера... Эта новая фор ма пропаганды советского киноискусства всё прочнее входит в жизнь. Зрители, конечно, хорошо помнят, как широко в нашей стране прошеп в минувшем году показ художествен ного фильма режиссера Е. Матвеева «Особо важное задание», о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны. Всесо юзная премьера его, посвященная XXVI съез ду КПСС, состоялась одновременно в 1313 лучших кинозалах страны, вместивших мил лионы зрителей. В нынешнем году такой же широкий показ ожидает еще одну киноленту, смятую на «Мосфильме» режиссером Виталием Кольцо вым «Надежда и опора». Всесоюзная премье ра ее состоится 10 октября, в День работни ков сельского хозяйства. Накануне выхода на экран мы хотим подробнее познакомить зри телей с этим фильмом. Премьера его проводится как конкретное мероприятие по пропаганде средствами кино решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, одобрившего Продовольственную прог рамму СССР. Поскольку эта важнейшая тема вызывает, всенародный интерес, то можно ска зать с уверенностью —■ новая художественная лента привлечет внимание широкой зритель ской аудитории, а особенно тех, кто непосред ственно, повседневно сталкивается с насущны ми проблемами современного сельскохозяйст венного производства — руководителей и специалистов хозяйств, партийных и советских работников, сельских тружеников, представи телей сельской интеллигенции. ■* , . м назад. А на ухабы падают, валятся сладкие, налитые со ком, корнй—подумаешь, один, два, десяток. ОТ ТАКИМ, кра сивым, творческим, и был труд ма стеров, построивших в Ельце башню и часы. Работа, прошедшая по живой цепочке, завершилась, и забили елецкие куранты. Ударили часы на елецкой башне, и одних заста вили поторопиться, других — успокоили, — не надо спешить, есть еще время. И лишь ма стера тот бой восприняли по- особому: память оживила сла достные минуты, когда каждый в работе кипел, когда не при ходила усталость... И вроде бы работали они для собствен ного удовлетворения, но разве может получить человек истин ное наслаждение от своего дела, если его никто не увидит и не оценит? ‘Вот и стоит те перь башня как памятник их мастерству. , А. МОРГАЧЕВ. ЧАТСЯ по просе- ходит он к своей любви. Видим ваться^ другие проявляют иго лочной неровной мы его и в дни радости, и в стое любопытство, третьи л:: — дороге доверху дни повседневных‘забот, и не задумываются. О чем? О том, груженные свеклой машины, всегда столь масштабных, как что не может не тревожить: Уборочная осенняя страда в его главное дело — строитель- каждого: как мы сегодня отно- разгаре. Спешат шоферы! И ство и руководство крупным в ‘ симся к -общему* богатству, вы- никто из них не оглядывается районе свиноводческим ком- ращенному на земле, — свекле плексом. Кстати, живописны и ли, хлебу ли ?'О т кого же, как впечатляющи кадры, снятые не от нас, зависит, чтобы этот оператором - постановщиком урожай был и собран, и сохра- А. Николаевым непосредствен- йен до кбрня, до зернышка?* Лишь один человек, ехавший но в колхозах и совхозах Ка- Фильм «Надежда и опора» мимо на легковой машине, не лужской области, на Кузнецов- отличается острртой, актуаль- только заметил — возмутился, ском животноводческом ком-' носТью поднимаемых вопросов, Попытался остановить очеред- плексе. Стремление авторов полемической направленностью, ной грузовик, усовестить ли- фильма быть ближе к жизни Герой Юрия Демича — Ни- хача-шофера.’ Куда там! Ки- привело их р тесной твЪрческой колай Курков—не созерцает, а нулся тогда’к подвернувшему- дружбе с сельскими жителями именно борется с теми недо- ся под ' руки бульдозеристу, — во многих эпизодах они статками, которые видит вокруг уговорил того своей техникой охотно участвовали в съемках, себя. Секретарь райкома, его сгрести в кучу потерянное. Вы- и все_такй не этим фп^ин шла не куча — гора, которая ляртгя ИИТРП*Г к н о н о й ленте Фомин (Анатолии Васильев) ляется интерес к новой ленте. высоких, показателей рай- Если говорить прямо,^она^не 0На заставляет его сдать лишена недостатков. наглухо перекрыла дорогу. Остановись, шофер, ведь есть же у тебя рабочая совесть?.. Этим человеком на дороге и был главный герой нового фильма «Надежда и опора» — ..... ...... _ ..................... молодой председатель колхоза ^енно это относится к лириче- Николай Курков. ским событиям в жизни главно. Не так давно на экранах го г е р 0 Я _ Однако основной дра. страны с большим успехом про- Матургический конфликт, глубо , ражное зерно •в счет выполне- тии некоторых сюжетных ли- ния обязательств по хлебоза. нии подчас можно заметить и и излишнюю прямолинейность, и некоторую упрощенность —осо- готовкам. Курков принципиаль но восстает против «липы». Казалось бы, добился Курков стабильного успеха, и его ком плекс стал прибыльным. Ему предлагают его расширить, а он опять «упирается». Как опыт- шел фильм о другом председа-.,кий значительный, искупает йый" теле колхоза, роль которого ЭТи просчеты. ный знающий, спевдаласт,' он блестяще исполнил Михаил Кузнецов — «Таиное «голосова- хочет <хозяйствовать-даейдаю-вче- ^ ___ Зрителям, особенно тем, кто* ?. рашнему, по строго нзучнб ние». Вспомнился он не случай- постоянно следит за развита- обоснованному плану. Кино- но, поскольку новая лента, на ем советского киноискусства в.? герой Юрия Демича подку- мой взгляд, прямо продолжает последние годы, наверное, не- пает нас своей страстнёкПъю.^и и углубляет его тему:' каким мало скажут имена авторов >в то же времяетакими. -чертами быть современному сельскому сценария фильма. Ьудимир М е-: современного«руководитеяя,как руководителю? Чутким к лю- тальников, заж ж ен ны й дея- деловитость,, предельная обос- дям мудрым, опытным психо- тель искусств РСФСР, являет- нованность действий, стремле- логом, любящим землю, одно- ся создателем десятков сцена- ние не любой ценой, ■ценой сельчан — таким показал нам РИ€В известных лент, в том собственных личных усилий, своего героя М. Кузнецов. числе и о проблемах сельской усилий каждого члена^коллек- Именно в умении видеть и жизни, таких, как «Простая тива достичь намеченной цела, ценить каждого человека в об- история», «Близкая даль» и Молодому актеру удалось, как щем деле явно проигрывал в ДРУГИХ. А известного публи- выразился режиссер фильма том фильме старому председа- чиста, посвятившего свое твор- в. Кольцов, «вдохнуть широ- телю его молодой коллега, не- че<:тво вопросам сельского хсъ Кую душу в этот интересный давно окончивший вуз ниже- зяиства, Юрия Черниченко образ». нер. знают буквально все —• на Хочется отметтгим,также, что И вот теперь в «Надежде и Центральном телевидении он в новой ленте есйжш.щругие опоре» мы как будто бы вновь Уже давно остро, заинтересо- заметные образы, интересно встречаемся с тем же молодым ван?° ведет передачу «Сель- сыгранные А, Васильевым?(сек г - скии час». Он — -----* работником сельского хозяист- автор доку- ретарь райкома), народиым»ар- ва. Но теперь у него за плеча- ментального фильма «Сеятель тистом СССР 1В. Санаевым, на ми не только вуз, но и годы твои и хранитель». «Надежда родной артисткой РСФСР учебы в аспирантуре, научной и опора» это его дебют в ху- л . Соколовой и другими, работы. И насколько же это дожественном кино, сценарий Предстоящая премьера со- возмужавший, уверенный в написан им вместе с Б. Металь- стоится одновременно во всех избранном деле специалист! Да ник°вым. Естественно, та^ое крупных кинотеатрах области, и руководитель, если можно содружество, скрепленное^ зна- В этот день ее будут обсуж- так сказать, совсем другой, но- нием жизни современной де- дать зрители, те, кому она ад- вой формации. Именно такой, Ревни> сельских жителей, при- ресована в первую очередь,— какому под силу решать слож- веЛо к УДаче- работники сельского хозяйства, ные задачи по улучшению сё- Эпизод, о котором мы уже годняшнего сельского хозяйст- упоминали, завершает ленту, ва. Молодого председателя колхо- Есть в этом фильме сюжет- за, стоящего на дороге у све- ные линии, которые показывают кольной горы, окружают люди, тельном зале наша газета еще нам Николая Куркова всяким, которые ведут себя по разному, расскажет. Ведь главныещени' Не очень везет, к примеру, ему Одни досадуют, что из-за пу- тели фильма^они — зрители, в личной жизни, и трудно при- егяка приходится останавли- Л . ДУБИНА. представители предприятий, чья продукция необходима се лу,^ общественных организа ций. Об этом разговоре в зри-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz