Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Н аш а Р оди н а — СССР ДОБРЫЙ ДЕНЬ , ИГ НАЦ1 И з б л о к н о т а п и с а т е л я — Бунэ зиуа! —■Добрый день. В доброе время я приехал в Молдавию — начинали сь Дни лит ературы и искусства РСФСР в республике. Писате­ ля, актеры, музыкальные ан­ самбли российских городов встретились- с молдавскими зрителями и слушателями. Мо­ жет, поэтому чаще и звучало приветствие: «Бунэ зиуа!» Этим утром мне захотелось пройти по рассветному Киши­ неву, когда еще шипят на улицах запотевшие поливалки, стрекочат на газонах ручные косилки, покачиваются на клумбах тяжелые, мокрые от росы бутоны цветов. Распахи­ ваются широкие ворота склад-» ских помещений, овоЩехраки- лищ. Сгружаются тяжелые яд­ ра капусты, бурака, вывеши- взются связки горького перца, на деревянных лотках и в кор­ зинах — гроздья винограда, подернутого синеватой измо­ розью. Впрочем, жизнь боль­ шого города начинается везде одинаково, но есть в каждом городе и своеобразие, едва уловимые черточки, которые замечает приезжий. У каж ­ дого города и свой запах. Кишинев по утрам пахнет цветами. Есть даже улица Роз. Она обнимает центр города и выходит на окраину к вино­ градникам. Отсюда открывает­ ся равнина вплоть до Флбрен. Кстати, цветы по-молдавски — флоръ. Окраина столицы своеобраз­ на — сплошные сады. Едва видны белые крыши домиков. И нет уже строго прочерченной улицы с дорогой посредине. Вдоль низеньких плетней бегут тропинки то к одному, то к другому зеленому оазису. Здесь не встретишь ни высоких заборов, ни железных оград. Виноградные лозы оплетаются в причудливых узорах, что так явственно угадываются в ком- ратских знаменитых коврах. Виноградная лоза — неотъем­ лемый компонент молдавско­ го орнамента, будь это фреска на стене сельского Дома куль, туры или сграффито, украшаю­ щее фасад высотного здания в центре. За одной из оград в саду возился пожилой молда­ ванин в островерхой бараньей шапке-кущме. Как н всё кре­ стьяне, долго смотрел на меня, стараясь угадать: чей я и от­ куда? — Буду знать, если ска­ жешь... — Липецк.., Дон... Воронеж, — я мучительно вспоминал еще какие-нибудь опознава­ тельные знаки наших мест, из­ вестных и здесь, на краю на­ шей западной границы. Ион и без того понял меня. Воронеж, Степной фронт... Старик обнажил плечо,' пока­ зывая багровый шрам. Потом вспомнил Мичуринск и, под­ правив усы, указал на свои яб­ лони. А из Липецка, оказывается, у него прошлой осенью оста­ навливались студенты и помо­ гали ему обрабатывать вино­ градники. Тесен мир. А между тем и мы, жители Срёднеру- сья, знаем Молдавию не толь­ ко по зажигательной пляске «Молдованяска» да по вино­ градным винам. Такая уж осо­ бенность русского характера. Братство и дружба — неотъ­ емлемое его качество. С дав­ них пор Молдавию и Россию связывают культурные, обще­ ственные и политические узы. Стефан Великий объединил разрозненные молдавские зем­ ли, Дмитрий Кантемир, отец будущего российского порта, взял курс на сближение с Рос­ сией, в 1812 году Кутузов по­ мог молдаванам самоопреде­ литься. С этой земли пошла легендарная сЛава Григория Котовского. Его сверкающий рейд по тылам конницы Ма­ монтова начинался с небольшо­ го сельца Ганчешты, где он родился. Теперь это город Ко- товсК — крупный промышлен­ ный центр республики. Именем комбрига назван и город на Тамбовщине. В этом году от­ мечалось 95-летие славного героя гражданской войньц На открытие памятника сюда при­ езжала молдавская делегация. На кургане Славы в Дубоссар- ском районе выбиты имена по­ гибших в последнюю войну солдат из Воронежа, Курска, Брянска, Ельца. Прочны и духовные связи двух народов. Алексей Мак­ симович Горький сказал: «На­ род — не только сила, создаю­ щая все материальные ценно­ сти, он — единственный и неис­ сякаемый источник ценностей духовных... создавший все ве­ ликие поэмы, все трагедий зем­ ли и величайшую из них — историю ее всемирной исто­ рии... Мотивы молдавского фольк­ лора встречаются не только в произведениях Крянгэ и>Эми- неску, но и в творениях писа­ телей других народов. В селе, которое когда-то вдохновило А. С. Пушкина на создание «Цыган», есть памят­ ник поэту. Во время бессараб­ ской Ссылки Пушкин интере­ совался молдавскими сказка­ ми. Мотивы их использованы в поэме «Братья-разбойники», в повести о бесстрашном гай­ дуке Кирджали. А. М. Горький начинает свой рассказ «Старуха Изергиль» словами: «Я АлышаЛ эти рас­ сказы под Аккерманом, в Бес­ сарабии...» Его «Легенда о Марко» и «Девушка и смещ-ь» в первых публикациях имели подзаголовки «Валашская сказка», «Румынская легенда». В Дни литературы и искус­ ства в столице республики в живописном’ сквере перед гос­ тиницей «Кишйнэу» хозяева и гости открыли памятник вели­ кому пролетарскому писателю. Стихи, повести и пьесы А. Лунина, Ионы Друцэ знают и любят современники. В 1924 году Э. Багрицкий писал о Молдавии: «Затихли ветры, улеглись пожары, Шумят дожди и Движется туман, Овчарки бегают вокруг оЛары, Жалейкой заливается чабан...» Есть в Молдавии и отары, поет по-прежнему и жалейка. Музыкальный ансамбль «Флу- эр» широко использует в сво­ ем репертуаре Мелодии гор и равнин. Но за прошедшие го­ ды республика стала одним из крупнейших центров радио­ технических исследований страны... Старый молдаванин Ион рассказывает мне о своих сы­ новьях. Судьба их характерна вообще для нашей жизни, где добрые старые традиции пере­ плелись с новыми. Стан — на-, учный сотрудник в АН МССР, Петря — виноградарь, живет в родительском доме, а Иг- нац... — О, Игнац!.. Фильм «Лау- тары» видели? — Живописный фильм! . — Вот там первая скрипка —- Игнац... — Скрипач? — Да, да! виоарэ! — старик согнул левую руку, голову склонил к левому плечу и пра­ вой рукой провел по вообра­ жаемым струнам воображае­ мым смычком... Виоарэ! Скрипка. Звучное слово. Оно сходно по произно­ шению с другим — «вйоря» —• фиалка. Есть здесь тайная связь слов. Мне показалось, да, нНверно, так оно и есть, скрипка в молдавском доме не только желанный инструмент, но и необходимый. С ней че­ ловек рождается, растет, под грустную мелодию его прово­ жают в последний путь. Игнаца мне удалось послу­ шать... Слушаю где-нибудь молдавскую музыку и ухо не­ вольно улавливает виртуозную партию скрипки. А вдруг Иг­ нац? Но послушал я его в дру­ гой обстановке, непривычной л незабываемой. ...Страшены »— уютный горо­ док, укрытый сверху зеленью садов, и автомашины, кажет­ ся, не по асфальту движутся, а плывут по зеленому туннелю, словно рыбы вдоль водорослей. Такое ощущение! Но вот аллея обрывается и на пригорке — чйстёнький домик. Чйстенький — другого слова не подыщешь. Весёлый, акку­ ратный и уютный. Двор обне­ сён плетнем, поскрипывает жу­ равель, неподалеку торчит препеляк — сучковатый кол, увешанный хозяйкой банками и горшками для просуШки. Стай­ ка игривых козлят на лужайке. Дом Называется «Каса Иле- ней». Каса—праздничная ком­ ната, Иленей — персонаж из молдавских сказок, вроде рус­ ской прекрасной Елены. В лю­ бом молдавском доме есть праздничная комната, по-наше­ му горница, . светелка — каса марэ. В комнату проводят гос­ тей, где их и угощают добрым крестьянским вином и пли- . цинтой — пйрогами. В наше время назначение каса марэ несколько видоизменилось. По существу это национальные кафе. ...Мы останавливаемся в при­ хожей, оставляем плащи, зон­ тики, поклажу, нам поливают из кувшина на руки, подают вышитые полотенца. Затем рас. творяют резные двери, й нас встречают радушные хозяева — молодожены в националь­ ных костюмах. Супруга на се­ ребряном подносе угощает бокалом крестьянского вина, супруг — пирогами. Хлеб-соль! — Бине аць венит! Добро пожаловать! Стены комнаты украшаются по-разному, все зависит от за ­ нятий хозяев. Домотканые ковры или же добротно выде­ ланные шкуры Зверей, резьба по дереву или керамические изделия. Но везде можно уви­ деть развешанные тут же на­ циональные костюмы всех вре­ мен, постель со множеством подушек, подушечек, покры­ вал. До сих пор кое-где и у нас в селах сохранился старинный обычай любоваться и оцени­ вать приданое невёсты, уделяя •особое внимание богатству постели (чем набиты подуш­ ки, из какого материала одея­ ла, какие кружева умеет пле­ сти невеста? В Страшенах мы отведала и легкого вина, попробовали и национальные блюда домашне­ го приготовления: токанэ, кыр- нэце, костицу на гратаре. Все эти мясные блюда приправле­ ны острым соусом, травками, специями. Гостей званых и не­ званых, но одинаково желан­ ных, развлекает скрипач — не­ высокий худощавый молдава­ нин. Нет у него ни микрофо­ на, ни усилителей, от которых лопаются барабанные пере­ понки. Негромко беседуют между собой гости, быстро и несуетливо обслуживают (угождают) их парень я де­ вушка. Ненавязчиво под сур­ динку играет Игнац. Он может приходить сюда только один раз в неделю: репетиции, вы­ ступления, эстрада, кино... Но нам повезло! Поражаешь­ ся не только мастерством му­ зыканта, но и его репертуа­ ром, Игнац играет и радуется вместе со слушателями, и ему нравится играть и для себя, и для окружающих его. Вот эта бескорыстная самоотдача, доб­ рота, радость от Того, что гос­ ти получают удовольствие — пожалуй характерная черта и всего трудолюбивого и весело­ го народа Молдавии. Поэтому и не хотелось гово­ рить:, «Ла реведере!» — До свидания! А снова и снова повторять: «Бунэ зиуа!» В. ЗОРИН. Кишинев—Липецк. СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ: 4 - НА ЗЕМЛЕ М О ЛДА ВС КОЙ - 4 НАКАНУНЕ ВС ЕСОЮ ЗНО Й КИНОПРЕМЬЕРЫ 4 - П РА ЗДНИК БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ в стат и п освящаются Недавно гостеприимный зал Дворца культуры профсоюзов был отдан студентам Липец­ кого политехнического инсти­ тута. Здесь состоялось тор ж е­ ственное посвящение перво­ курсников в студенты. ..Занавес поднят. На сцене— палуба корабля. Гостей при­ ветствует «капитан» Андрей Лаврухин и «боцман» Татьяна Руднева. «Боцман» дает сигнал построения. Экипа ж зам ер, равняясь на флаг ЛПИ, подни. мающийся в честь начала пя­ тилетнего похода за знаниями. Дру жн ым «ура!» команда встречает «командующего» — ректора ЛПИ профессора Ю. Д. Железнова, Он тепло приветствовал 900 «юнг» — студентов первого курса, поздравил их с успешной сда­ чей вступительных экзаменов. Ректор выразил наде ж ду, что за время учебы они обретут настоящую гра ж данскую зре­ лость, закалятся, станут хоро­ шими специалистами. «Капитан» командует под­ нять якоря — корабль отправ­ ляется в плавание. Участники его— зрители—стали свидете­ лями увлекательного театрали. зованного представления, по­ священного разнообразной, интересной жизни сту дентов политехнического института. Песни, танцевальные номера стали украшением необычного плавания. Завершилось представление тор жественно: «юнги» присяг­ нули на верность студенческим традициям: «Всегда и везде, в мыслях, словах и в деле быть верными ленинским идеям, коммунистическим принципам жизни, отдать все силы и спо­ собности глубокому овладе­ нию современными знаниями, чтобы, став инженером, исполь­ зовать их для счастья Родины». О. БОРОВСКИХ, сотрудник многотиражной газеты «Политехник». 0 БРАТСТВЕ НАРОДОВ ГОРЬКИЙ. «Вместе — друж­ ная семья» — девиз областной выставки детского творчества, открывшейся в Горьком. Она посвящена 60-летию образова­ ния СССР. Лучшие работы бу­ дут отобраны для республи­ канского смотра детского твор­ чества. (ТАСС). Б ЫВАЯ В Ельце, я вся­ кий раз непременно ста-, раюсь увидеть ту башню с часами, что стоит в самом центре древнего города. Лишь мелькнет она перед глазами, и память воскресит ту давнюю встречу с мастерами, что стро­ или ее и создавали часы. Лет пять назад была эта встреча, а счастливых лиц и натружен­ ных рук мастеров не забыть. Красивый труд надолго остает­ ся в памяти еще и потому, чтб вот он, плод его, перед гла­ зами... За Доном затерялась средь холмов деревенька. И хотя нет вокруг ни озер, ни прудов, на­ звана она почему-то Озерки. Сколько их, похожих друг на друга деревенек-невеличек в Черноземье? И лишь Озерки не спутать ни с одной из них: до­ ма в резных наличниках, кар­ низы замысловатые, ворота сказочные... Оставил все это на радость людям старый мастер. Старожилы помнят, как делал он зимой расписные сани, лег­ кие, красивые, а летом, по­ ка подсыхали на солнце бере­ зовые слеги, вырезал Кузьмич украшения для домов. Давно уж нет мастера, а память о нем и поныне жива. Жива, потому что остался на виду его труд. А хорошую ра­ боту далеко видно—и в .Озер­ ках маленьких, и в городе... У СЛИЯНИЯ двух рек Сосны и Ельчика, ку­ таясь в синеватый дымок печных тр.уб, стоит древний Елец. Издавна славился он ма. стеровыми людьми. Это ими сооружены в разные времена Три десятка архитектурных памятников города, что и по­ ныне делают его городом-му­ зеем. В число этих памятников входит и водонапорная башня, построенная сто лет назад. Со­ оружение, как нынче сказали бы, хозяйственного назначения, но до чего же она хороша! Су. ровый кирпичный столб несет пышный замысловатый верх со строгими пропорциям^ ВЫСТУ­ ПОВ и ниш, а далее — четырех­ гранник маковки, словно рез­ ной венец. Десятки лет башня снабжа­ ла людей водой до тех пор. пока в сорок втором один из вражеских снарядов не угодил в нее. Рухнула верхняя часть, раздавив хрупкую березу, что М а ст е р а БАШНЯ В ЦЕНТРЕ ЕЛЬЦА росла на маковке, ветер раз­ веял пыль и дым. И хотя чис­ лилась 'башня в списке архи­ тектурных достопримечатель­ ностей, за реставрацию не бра­ лись: были дела поважнее. Но пришел и ее черед. Задумались, кто сможет по фотографиям и оставшимся об­ ломкам кладки восстановить памятник? Пока искали масте­ ра, рабочие и технологи Елец­ кого кирпичного завода обжи­ гали специальный кирпич. Там, на заводе, кто-то и вспомнил, что за Ельчиком, недавно до­ мик вырос всем на диво: с ажурной кладкой, резными сводами над окнами. Уточнили, кто мастер. Им оказался изве­ стный в Ельце строитель Вла­ димир Иванович Стюфляев. Ему и предложили реставриро­ вать башню. — Ну, конечно, замешка у меня была. Залёз я, смотрел, обдумывал долго. А один столб я не ломал до тех пор, пока все не вывел. Вот. Вооб­ ще интересная работа: кладка нишами, конус стесывал, ту­ пые углы, острые... 'Все при­ ходилось. Полтора месяца ра­ ботал. Несподручно ведь было на такой высоте. А это лебед­ кой, потихонечку. Да и потом она сама по себе сложная, эта работа. Не -ярямая тебе стена. Но сделал!.. В тот давний день, когда мы встретились, Стюфляев ра­ ботал на , строительстве цеха. Среди кранов, бетономешалок и транспортеров Владимир Иванович вовсе не казался ка­ ким-то особенным, похожим на того умельца, что рисовало во­ ображение. И все-таки я знал: передо мной тот самый особен­ ный мастер. Это он сработал на радость людям башню, да тзч сработал, что и знатоки диву давались; вот это камен­ щик, вот это работа, а говорят, перевелись мастера! Ельчане сказали мастеру спасибо, но не успокоились. На маковке башни решали устано­ вить часы. К ЧАСАМ мы привыкли, они у каждого на руке. Но почему-то всякий раз тянет нас взглянуть на боль­ шие, башенные. Может быть, потбму, что в их неторопли­ вом перезвоне слышатся голоса времен, и, глядя на них, ощу­ щаешь в себе едва уловимую связь дня сегодняшнего и дня минувшего. Первые в мире часы на баш­ не появились много веков на­ зад в немецком городе Магде­ бурге. Вообще часы — меха­ низм древний. Он был приду­ ман испанским монахом Гер­ бертом тысячу лет назад. С тек пор каких только часов не де­ лали мастера, даже деревян­ ные. Сегодня появились часы электронные, работающие от энергии солнца, И казалось, принципиально новой кон­ струкции теперь уже быть не может. Но вот липчанин Ми­ хаил Гребенкин потентует со­ вершенно необычные башенные часы. — Что такое часы? Это жи­ вой организм. Мне не то что ремонтировать какой-то узел приходилось, а случалось даже шестеренки самому рассчиты­ вать и делать. Приносят часы, а шестеренки нет. А клиенту они дороги — память, отца или с фронта они — солдат при­ нес. Сейчас мастерам легче: им Поставляют детали, они сидят в белых халатах. А мы-то тог­ да при коптилке. Потому у ме­ ня со зрением стало плохо. Врачи говорят: «Отдохни, Ми­ хаил Тимофеевич, немного». Ну, я отдыхаю месяц, второй, третий, и вдруг меня приглаша­ ют в горисполком. Привезли часы. Купили их в Ленинграде. А они к нашей башне не под­ ходят Возился я с ними год. Потом думаю: да что если соз­ дать вот такие-то часы! Осе­ нило! Главное, что мои часы смазки не требуют десятиле­ тиями. Там большой вал один оборот в час делает, а осталь­ ные механизмы меньше и мень­ ше —• два в сутки, представ­ ляете? И все это закрыто гер­ метически, залито маслом трансформаторным. На сотни лет механизма хватит. Вот та­ кие часы я придумал... Всю жизнь просидел чело­ век за окном мастерской, в этом маленьком мирке, наеди­ не с шестеренками, колесиками, винтиками, и ежедневно тво­ рил не великие, но чудеса. И даже тогда, когда ушел Гре­ бенкин на пенсию, в нем не угасла жажда, присущая всяко­ му настоящему мастеру. Толь­ ко теперь решил он оставить занятия с часами — годы-не те, зрение не то. — Вот как-то деревня меня тянет. Хочу совершенствовать сельскохозяйственную техни­ ку. Хочу понаблюдать, как свекла, картошка машинами обрабатываются. Машины-то существуют, но наша земля вязкая, тут нужно что-то уду­ мать. А вдруг получится? Несколько неожиданно про­ звучало признание старого ма­ стера в новой квартире, в ко­ торую он переехал тогда. Бы­ ли еще не разобраны коробки, узлы, но рабочий стол хозяина уже стоял у окна, и на нем были аккуратно разложены ин­ струменты, детали, флаконы. А над столом висела маленькая вырезка из газеты с фотогра­ фией елецкой башни с часами, и было написано, что это он, Михаил Тимофеевич Гребенкин, изобрел часы, а изготовил их слесарь - и н струм ен тал ьщ и к Елецкого машиностроительного завода Александр Иванович Алымов. — То, что именно ко мне пришли, тут моей заслуги нет, многие другие могли бы сде­ лать, — сказал Александр Ива. нович. — Вначале я познако­ мился непосредственно с изоб­ ретателем. Он представил эски­ зы, мы их разобрали, посо­ ветовались, кое-что пришлось изменить, потому что человек до, специальности часовщик, а тут вопрос конструкции и Тех­ нологии металлов. Ну, а я, вро­ де, с этими делами связан был. И вот мы пришли к общему согласию и сделали четыре ме­ ханизма для часов. Сложного, по современной технике, осо­ бенного ничего не было. Сей­ час инструменты есть особые, станки появились координатно­ расточные. То, что приходилось когда-то вручную выбирать —профилв»там, канавки,—сей­ час стоит заготовить шаблон и станок уже, пожалуйста,«такой профиль делает». А ведь- и правда, ничего сложного не <5ыло в изготовле­ нии часов. Но это только для него, Александра Ивановича Алымова, потому что он на­ стоящий мастер своего дела, а заключается истина мастерства в том, чтобы делить сложную работу на десятки простых опе­ раций. Постиг ту истину Алек­ сандр Иванович давно, еще когда учился ремеслу на одном из уральских заводов. В П о э т и ч е с к а я р у б р и к а Благослови на повседневный Труд любви. Доверь, хоть самое простое. Светает. У колодца на ветру, как колокол, гудит ведро пустое. И стая птиц потерянно Людмила ПАРЩИКОВА кружит над тишиной забытого сёленья, над памятью, над вздохом сожаленья, над нашим расставаньем у межи. И на душе такая маета, такой простор от радости до грусти!» И вновь над пробуждающейся Русью безбожная сияет высота. «Осенняя пора — очей очарованье!» Фотоэтюды В. Собровина. ЗЕМЛ И НАДЕЖДА И ОПОРА Всесоюзная кинопремьера... Эта новая фор­ ма пропаганды советского киноискусства всё прочнее входит в жизнь. Зрители, конечно, хорошо помнят, как широко в нашей стране прошеп в минувшем году показ художествен­ ного фильма режиссера Е. Матвеева «Особо важное задание», о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны. Всесо­ юзная премьера его, посвященная XXVI съез­ ду КПСС, состоялась одновременно в 1313 лучших кинозалах страны, вместивших мил­ лионы зрителей. В нынешнем году такой же широкий показ ожидает еще одну киноленту, смятую на «Мосфильме» режиссером Виталием Кольцо­ вым «Надежда и опора». Всесоюзная премье­ ра ее состоится 10 октября, в День работни­ ков сельского хозяйства. Накануне выхода на экран мы хотим подробнее познакомить зри­ телей с этим фильмом. Премьера его проводится как конкретное мероприятие по пропаганде средствами кино решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, одобрившего Продовольственную прог­ рамму СССР. Поскольку эта важнейшая тема вызывает, всенародный интерес, то можно ска­ зать с уверенностью —■ новая художественная лента привлечет внимание широкой зритель­ ской аудитории, а особенно тех, кто непосред­ ственно, повседневно сталкивается с насущны­ ми проблемами современного сельскохозяйст­ венного производства — руководителей и специалистов хозяйств, партийных и советских работников, сельских тружеников, представи­ телей сельской интеллигенции. ■* , . м назад. А на ухабы падают, валятся сладкие, налитые со­ ком, корнй—подумаешь, один, два, десяток. ОТ ТАКИМ, кра­ сивым, творческим, и был труд ма­ стеров, построивших в Ельце башню и часы. Работа, прошедшая по живой цепочке, завершилась, и забили елецкие куранты. Ударили часы на елецкой башне, и одних заста­ вили поторопиться, других — успокоили, — не надо спешить, есть еще время. И лишь ма­ стера тот бой восприняли по- особому: память оживила сла­ достные минуты, когда каждый в работе кипел, когда не при­ ходила усталость... И вроде бы работали они для собствен­ ного удовлетворения, но разве может получить человек истин­ ное наслаждение от своего дела, если его никто не увидит и не оценит? ‘Вот и стоит те­ перь башня как памятник их мастерству. , А. МОРГАЧЕВ. ЧАТСЯ по просе- ходит он к своей любви. Видим ваться^ другие проявляют иго­ лочной неровной мы его и в дни радости, и в стое любопытство, третьи л:: — дороге доверху дни повседневных‘забот, и не задумываются. О чем? О том, груженные свеклой машины, всегда столь масштабных, как что не может не тревожить: Уборочная осенняя страда в его главное дело — строитель- каждого: как мы сегодня отно- разгаре. Спешат шоферы! И ство и руководство крупным в ‘ симся к -общему* богатству, вы- никто из них не оглядывается районе свиноводческим ком- ращенному на земле, — свекле плексом. Кстати, живописны и ли, хлебу ли ?'О т кого же, как впечатляющи кадры, снятые не от нас, зависит, чтобы этот оператором - постановщиком урожай был и собран, и сохра- А. Николаевым непосредствен- йен до кбрня, до зернышка?* Лишь один человек, ехавший но в колхозах и совхозах Ка- Фильм «Надежда и опора» мимо на легковой машине, не лужской области, на Кузнецов- отличается острртой, актуаль- только заметил — возмутился, ском животноводческом ком-' носТью поднимаемых вопросов, Попытался остановить очеред- плексе. Стремление авторов полемической направленностью, ной грузовик, усовестить ли- фильма быть ближе к жизни Герой Юрия Демича — Ни- хача-шофера.’ Куда там! Ки- привело их р тесной твЪрческой колай Курков—не созерцает, а нулся тогда’к подвернувшему- дружбе с сельскими жителями именно борется с теми недо- ся под ' руки бульдозеристу, — во многих эпизодах они статками, которые видит вокруг уговорил того своей техникой охотно участвовали в съемках, себя. Секретарь райкома, его сгрести в кучу потерянное. Вы- и все_такй не этим фп^ин шла не куча — гора, которая ляртгя ИИТРП*Г к н о н о й ленте Фомин (Анатолии Васильев) ляется интерес к новой ленте. высоких, показателей рай- Если говорить прямо,^она^не 0На заставляет его сдать лишена недостатков. наглухо перекрыла дорогу. Остановись, шофер, ведь есть же у тебя рабочая совесть?.. Этим человеком на дороге и был главный герой нового фильма «Надежда и опора» — ..... ...... _ ..................... молодой председатель колхоза ^енно это относится к лириче- Николай Курков. ским событиям в жизни главно. Не так давно на экранах го г е р 0 Я _ Однако основной дра. страны с большим успехом про- Матургический конфликт, глубо , ражное зерно •в счет выполне- тии некоторых сюжетных ли- ния обязательств по хлебоза. нии подчас можно заметить и и излишнюю прямолинейность, и некоторую упрощенность —осо- готовкам. Курков принципиаль­ но восстает против «липы». Казалось бы, добился Курков стабильного успеха, и его ком­ плекс стал прибыльным. Ему предлагают его расширить, а он опять «упирается». Как опыт- шел фильм о другом председа-.,кий значительный, искупает йый" теле колхоза, роль которого ЭТи просчеты. ный знающий, спевдаласт,' он блестяще исполнил Михаил Кузнецов — «Таиное «голосова- хочет <хозяйствовать-даейдаю-вче- ^ ___ Зрителям, особенно тем, кто* ?. рашнему, по строго нзучнб ние». Вспомнился он не случай- постоянно следит за развита- обоснованному плану. Кино- но, поскольку новая лента, на ем советского киноискусства в.? герой Юрия Демича подку- мой взгляд, прямо продолжает последние годы, наверное, не- пает нас своей страстнёкПъю.^и и углубляет его тему:' каким мало скажут имена авторов >в то же времяетакими. -чертами быть современному сельскому сценария фильма. Ьудимир М е-: современного«руководитеяя,как руководителю? Чутким к лю- тальников, заж ж ен ны й дея- деловитость,, предельная обос- дям мудрым, опытным психо- тель искусств РСФСР, являет- нованность действий, стремле- логом, любящим землю, одно- ся создателем десятков сцена- ние не любой ценой, ■ценой сельчан — таким показал нам РИ€В известных лент, в том собственных личных усилий, своего героя М. Кузнецов. числе и о проблемах сельской усилий каждого члена^коллек- Именно в умении видеть и жизни, таких, как «Простая тива достичь намеченной цела, ценить каждого человека в об- история», «Близкая даль» и Молодому актеру удалось, как щем деле явно проигрывал в ДРУГИХ. А известного публи- выразился режиссер фильма том фильме старому председа- чиста, посвятившего свое твор- в. Кольцов, «вдохнуть широ- телю его молодой коллега, не- че<:тво вопросам сельского хсъ Кую душу в этот интересный давно окончивший вуз ниже- зяиства, Юрия Черниченко образ». нер. знают буквально все —• на Хочется отметтгим,также, что И вот теперь в «Надежде и Центральном телевидении он в новой ленте есйжш.щругие опоре» мы как будто бы вновь Уже давно остро, заинтересо- заметные образы, интересно встречаемся с тем же молодым ван?° ведет передачу «Сель- сыгранные А, Васильевым?(сек г - скии час». Он — -----* работником сельского хозяист- автор доку- ретарь райкома), народиым»ар- ва. Но теперь у него за плеча- ментального фильма «Сеятель тистом СССР 1В. Санаевым, на ми не только вуз, но и годы твои и хранитель». «Надежда родной артисткой РСФСР учебы в аспирантуре, научной и опора» это его дебют в ху- л . Соколовой и другими, работы. И насколько же это дожественном кино, сценарий Предстоящая премьера со- возмужавший, уверенный в написан им вместе с Б. Металь- стоится одновременно во всех избранном деле специалист! Да ник°вым. Естественно, та^ое крупных кинотеатрах области, и руководитель, если можно содружество, скрепленное^ зна- В этот день ее будут обсуж- так сказать, совсем другой, но- нием жизни современной де- дать зрители, те, кому она ад- вой формации. Именно такой, Ревни> сельских жителей, при- ресована в первую очередь,— какому под силу решать слож- веЛо к УДаче- работники сельского хозяйства, ные задачи по улучшению сё- Эпизод, о котором мы уже годняшнего сельского хозяйст- упоминали, завершает ленту, ва. Молодого председателя колхо- Есть в этом фильме сюжет- за, стоящего на дороге у све- ные линии, которые показывают кольной горы, окружают люди, тельном зале наша газета еще нам Николая Куркова всяким, которые ведут себя по разному, расскажет. Ведь главныещени' Не очень везет, к примеру, ему Одни досадуют, что из-за пу- тели фильма^они — зрители, в личной жизни, и трудно при- егяка приходится останавли- Л . ДУБИНА. представители предприятий, чья продукция необходима се­ лу,^ общественных организа­ ций. Об этом разговоре в зри-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz