Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

ивидшив ! Н Е ПОПА Л А З О Л УШ К А Н А БАЛ ... Итак, жила-была Золушка. Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а в маленьком провинциальном го­ родке Оханске. Звали Золуш­ ку Нина Соломатина. Мачеха ее не притесняла, потому что жили они вдвоем с мамой, ко­ торая работала на фабрике. И все же в Оханске ей нс нра­ вилось. Она была уверена: в иных краях ей уготована участь принцессы, то бишь — звезды эстрады и экрана. И вот она, наконец, уехала. В Москву. Учиться на актрису. Но — не поступила в теат­ ральное училище. Пожила не­ множко в столице, потолка­ лась по шумным улицам и ма­ газинам, повстречалась с раз­ ными людьми, а через полгода вернулась в Оханск, ничуть не обескураженная, не обозлен- ная или удрученная. Просто повзрослевшая. Чем-то став­ шая похожей на мать, которая дочь без мужа подняла, рабо­ тала не покладая рук, хворала и снова работала, не позволяя себе унывать, тосковать, жало­ ваться... Такую вот неожиданную иг­ ру затеяли с нами авторы фильма «Карнавал». Оки нас все время чуть-чуть разочаро­ вывают. То и дело обманыва­ ют наши ожидания. Начинают сказку о Золушке, а в прин­ цессы ее определить не спешат. Более того — трезво, с жест­ коватой иронией развязывают сюжетные узелки так, как они скорее всего развязались бы в самой жизни, — без вмеша­ тельства фей и счастливых случайностей. Вот, скажем, приехал в Оханск отец Нины. Встретил­ ся со своей совсем уже взрос­ лой дочерью, о существовании которой, судя по всему, не часто вспоминал. Но теперь решил искупить вину, взять на себя заботы о ней и помочь ей сделать артистическую карье­ ру- Мы — люди искушенные, стало быть, развитие мело­ драматических ситуаций пре­ дугадываем на десять ходов вперед. И тут нам, конечно же, все ясно: папа берет на себя роль феи и вместе с дочкой Золушкой, понятно, не без некоторых усилий и пере­ живаний, они добиваются три­ умфального успеха и оваций... Ан. нет! Условная «завяз­ ка» отнюдь не предопределяет столь же условной, канониче­ ской развязки. Благородная мелодрама отца, нашедшего дочь и раскаявшегося, и доче­ ри, обретшей обаятельного и щедрого отца, сперва испод­ воль, а потом в открытую сни­ жается и оборачивается почти пародией. Юрий Яковлев превосходно угадал своего героя, который, собственно, отнюдь не герой, а просто незлой, но сла­ бый человек. Неудавший- ся художник. Не слишком счастливый семьянин, не боль- но-то всемогущая фея. Его хватает на то, чтобы снять для Нины огромную двухком­ натную квартиру —• сам он с женой и ребенком, к слову сказать, ютится в тесной ава­ рийной коммуналке — и за­ платить на месяц вперед. На большее нет у него ни чувства ответственности, ни денег, ни практичности. Пожалуй, он и сам-то нуждается в фее, чтр- бы вернулась к нему вера в себя. Чтобы не плыть так без­ вольно по морю житейской суеты. И еще одна вариация той же «золушкиной» темы. Нина в Москве. И даже служит в мю­ зик-холле. Правда, не актри­ сой, а помощницей костюмер­ ши. Но все равно: жар-птица —• вот она, только руку про­ тяни да покрепче ухвати. А тут и случай подходящий не замедлил подвернуться. Тот самый случай, который срод­ ни чуду: Нине предложили выйти на сцену. И опять мы уверенно прогнозируем, что и как произойдет в дальнейшем: будет оглушительный успех. Шквал оваций. Восторги. Под­ писание контракта. И замель­ кают на экране названия сто­ лиц: Москва, Рим, Токио, Па­ риж — адреса триумфального гастрольного турне новоявлен­ ной знаменитости. Не зря же мы смотрели с вами ксгда-то фильмы о Карузо и «Смешную девчонку» — там все было именно так. Наверное, сценарист Анна Родионова и режиссер Татья­ на Лиознова очень рассчиты­ вали на то, что мы помним эти и подобные им кйноисто- рии, Иначе заготовленный ими сюрприз не произвел бы впечатления. А сюрприз прост: эксцентрический дебют на эст­ раде кончается не овациями, а увольнением Золушки — Ни­ ны из мюзик-холла за нару­ шение дисциплины и срыв но­ мера. Чудо опять нс состоя­ лось. Кажется, теперь-то нам сле­ дует быть бдительнее и боль­ ше не попадаться в ловушки. Однако... Нина устроилась в фирме обслуживания «Заря». Она покупает продукты .для старушек, убирает чужие квар- К и н о тиры, ухаживает за чужими детьми и... Ну, на сей раз, го­ ворим мы себе, ошибки ника­ кой нет: вон, как привязался к Нине прелестный румяноще- кнй малыш Коля. А симпа­ тичный папа его, между про­ чим, развелся с мамой. И уже пригласил юную няню на ве­ чернюю прогулку. А потом она выглянет в окно и увидит его, одиноко стоящего у пара­ пета... Чувствуете, к чему дело клонится? Помните в «Звуках музыки» — такая же молодая и скромная особа искренне привязалась к чужому семей­ ству и завоевала сердце ос­ тавшегося без жены титуло­ ванного, богатого и многодет­ ного мужчины. В нашем слу­ чае, разумеется, титул и бо­ гатство ни при чем. И без ти­ тула с Колиным папой Нина может быть счастлива... И снова, в который раз зрительский опыт нас подво­ дит. Роман обрывается, не начавшись. Нина, нимало не думая о замужестве и. види­ мо, не питая никаких особых чувств в Колиному папе, вдруг соберется и уедет в Оханск... Опять нас разочаровали. Толь­ ко в разочарованиях этих и состоит очарование «Карна­ вала». Фильма зрелищного, праздничного и вместе с тем не просто развлекательного. Потому что «Карнавал» — изящный и умный выпад в споре — в споре о том, каким должно быть кино, и в споре о жизни, или как любят выра­ жаться в дискуссиях, о ценно­ стях подлинных и мнимых. Именно ради этой полемики обратились авторы картины к классической, тысячекратно использованной сюжетной фор­ муле сказки о Золушке. С кем же или с чем они спорят? Во-первых, с западной тра­ дицией. Эта традиция небеско­ рыстно узурпировала права на милую старую «Золушку». Де­ мократический пафос "фольк­ лорной сказки, суть которой в том, что человеку никакие пути на земле не заказаны и что Золушка или Иванушка- дурачок часто оказываютя ку­ да достойнее королевской или царской короны, нежели чисто­ кровные принцессы и само­ д ерж цы ,— она незаметно под­ менила утешительством, розо­ выми иллюзиями, культивиро­ ванием снов наяву, надежд на счастливый случай, на чудо, на выигрышный номер в лоте­ рее. Во-вторых, «Карнавал» в чем-то спорит — по крайней мере, мне так показалось, — даже с иными отечественными фильмами, хотя бы с нашумев­ шей лентой «Москва следам не верит». Там ведь тоже была своя Золушка — Катя Тихо­ мирова. Нет, она не выигры­ вала в лотерею. Ей не помо­ гали феи и разного рода слу­ чайные обстоятельства. Она добилась всего- сама упорст­ вом, трудом; учебой. И в принципе ее жизненные побе­ ды не вызывают сомнений с точки зрения вероятности их. Естественно, у . нас в стране есть все условия, чтобы чело­ век мог стать тем, кем хочет, максимально реализовать свой духовный, нравственный, ин­ теллектуальный потенциал. И все же талантливые авторы переусердствовали, взяв на се­ бя функции феи Мелюзины и одарив Катю Тихомирову со сказочной щедростью — от роскошной квартиры и долж­ ности директора комбината до любви необыкновенного, наи- благороднсйшего, стопроцент­ ного рыцаря без страха и уп­ река по имени Гоша. Не уди­ вительно, что зрители и зри­ тельницы с завистью думали о героине фильма как об исклю­ чительной счастливице. Так вот: «Карнавал» спорит не с классической Золуш­ кой, а с издержками совре­ менных ее трансформаций. И если Катя Тихомирова, укачав маленькую дочь и утомленно отложив учебник, засыпает в маленькой комнатке рабочего общежития, чтобы, по воле сценариста и режиссера, про­ снуться спустя двадцать лет в прекрасной квартире уже в качестве директора комбината и депутата Моссовета, а будни, проза жизни пропущены, ост­ роумно сведены на нет эффек­ тным монтажным переходом, то в «Карнавале» как раз про­ за и привлекает внимание в первую очередь. Ее-то, прозу реальности, авторы настойчиво сталкивают со всякого рода наивными, штампованными, взращенными на импортных «боевиках» представлениями о «настоящей», «красивой», «ин­ тересной» жизни. Сталкивают, чтобы, в конечном счете, ут­ вердить человечность, осмыс­ ленность, даже, осмелюсь ска­ зать, поэзию этих будней, этой прозы в сравнении с пош­ ловатыми, хотя и могущими захватить неопытное вообра­ жение, выдумками,- Из таких столкновений, со­ поставлений и возникает сво­ еобразный стиль фильма, орга­ нично интегрировавший в бе­ зудержную эксцентриаду, и тонкий лиризм, и драматиче­ ские, и комедийные краски. Грустн-о-веселый «Карна­ вал» иронизирует над сказоч­ ками и побуждает нас уважи­ тельно всматриваться в лицо героини, которая постепенно научается жить без пустых- иллюзий и бесплодного само-* обмана, становится взрослым^ хочется сказать — надежным* человеком. Я думаю, что «Карнавал»-то* и можно было бы назвать.- «Москва слезам не верит». Потому что Нина Соломатина ошибается, оступается, больно ушибается, но не жалеет себя и не взыскует жалости у ок­ ружающих. Эта Золушка не сделалась принцессой, однако^ она не потерпела поражение. В самые горькие минуты, на­ тыкаясь на расслабленную- доброту отца или на эгоизм-* парня, который ей понравился^ она ведет себя достойно. И до­ стоинство это не имеет ничего общего ни с заемной романти- чески-гордой позой киноге­ роинь, ни с покорностью разо­ чарованного, смирившегося, безответного человека. Нина простилась с грезами (не с моттами, прошу заметить, а именно — с грезами, снами, беспочвенными иллюзиями), но не превратилась в уныло­ го скептика или в обиженного прагматика, скептичного анти­ романтика. Она возвращается в Оханск, став зрелее, но не утратив открытости, сердеч­ ной готовности отозваться — незамедлительно, не взвеши­ вая «за» и «против», — на зов о помощи, внимании, дружбе... И последний штрих: Нина талантлива. Мы не сомнева­ емся: она может быть артист­ кой и, вполне вероятно, будет ею впоследствии. Но актер­ ский талант у нее лишь след­ ствие, лишь одно из производ­ ных куда более прекрасного и высокого дара — таланта человечности. Таланта опти­ мизма. И независимо от того, выйдет она когда-нибудь йа сцену или не выйдет, талант этот раскроется людям — не может не раскрыться! — и вы­ зовет встречный, ответный ток интереса, уважения, доброже­ лательности, душевного тепла... Все это раскованно и точно играет Ирина Муравьева. Она настолько впечатляет в этой роли, что невольно думаешь: а ведь без нее бы фильм просто- напросто не состоялся... Не случайно Татьяна Лиознова, собравшая для «Карнавала»» великолепную группу едино­ мышленников *— я имею в виду и актеров, и оператора П. Ка­ таева, и композитора М. Ду­ наевского, и других мастеров, с блеском продемонстрировав­ ших в картине свое вдохновен­ ное умение, — по-особому щедра к Муравьевой. Актрисе дана возможность сыграть, как говорили в старину, бенефис, представ на экране поразитель­ но разной, показать все, что она умеет, —<• а умеет Му­ равьева все! Вот неловкая школьница, растопырив руки, катится на роликах по неров­ ным оханским мостовым, вооб­ ражая, что она уже оторва­ лась от Этой скучной земли и уподобилась своим кумирам из кино. При этом Муравьева нс боится показаться некра­ сивой, смешной, грубоватой. А в другом эпизоде вдруг обна­ руживает в Нине грацию, тро­ гательную девичью прелесть. Или появляется уже в каска­ де темпераментных эстрадных номеров как зрелая женщина и талантливая актриса... Этими кадрами, кстати, за­ вершается фильм. Они неод­ нозначны. Пожалуй, есть в них и толика дружеской иро­ нии к больно уж часто обма­ нывавшемуся зрителю: ладно, Мол, утешим тебя хоть под ко­ нец, покажем концерт-апофеоз, ведь ты его с самого начала ждал, ну, вот и дождался. Даром, что он сюжетно никак не мотивирован, ведь Нина актрисой нс стала... А может, все-таки стала? А может, мы — свидетели ее отдаленного, но тем не менее пришедшего к ней успеха? Или — станет, и кадры, вен­ чающие фильм, предсказывают ее будущие сценические побе­ ды? Или — это снова только «материализованная» Нинина мечта, а жизнь героине Му­ равьевой предстоит прожить в мире, не озаренном огнями рампы? Ну. что ж... И тогда она не в накладе. Так же, как не в накладе и мы с вами, ко­ торых авторы не спешат уба­ юкать приторно-сладккм «хэп­ пи-эндом», а изобретательно убеждают в том, что стоит предпочесть маскам и картон­ ным декорациям призрачного карнавального шествия лица живых людей и настоящие улицы — московские, охан- ские, любые, только бы на­ стоящие... И. НЕВЕРОВ. Шесть тысяч экспонатов из примерно 50 стран мира при­ нимают участие в осенней Лейпцигской ярмарке 1982 го- да-.-Ожидается прибытие поч­ ти 300 тысяч покупателей- оптовиков, экспертов и посе­ тителей из-* почти сотни госу- дарств. Лейпцигская ярмарка имеет более чем 800-летнюю исто­ рию, но сегодняшние ее мас­ штабы поистине грандиозны. Она —• один из крупнейших центров мировой торговли, где представлены товары, от­ ражающие самые современные достижения науки и техники. В центре внимания нынеш­ ней ярмарки — микроэлектро­ ника. Микропроцессоры, микро­ электронные, запоминающие и вычислительные устройства в Г О Р О Д З О ЛОТЫХ ПЕТУШКОВ Молодой петушок уселся на шаре, венчающем шпиль со­ бора Якоба в старой Риге. Художники выковали его из металла, покрыли тонким сло­ ем позолоты. А «взлететь» на 80-метровую высоту ему по­ могли мастера-рестаьраторы, завершающие здесь восстано­ вительные работы на соборе. Старому петушку, многие десятилетия противостоявшему ветрам и штормам; пришлось уйти на заслуженный отдых. Предполагается, что он зай­ мет место в крестовой гале­ рее Домского собора, где уже «доживает» свой зек его со­ брат с башни собора Петра. Многие века золотые пе­ тушки венчают шпили четырех главных соборов старой Риги — Петра и Домского, Яна и Якоба. История не сохранила нам точной даты, когда на са­ мых высоких строениях Риги появились эти птицы — сим­ волы бдительности и благоче­ стия. (Корр. ТАСС). У Н А Р О И НФОРМАЦ И Я Осенняя ярмарка в Лейпциге О Т РОБО Т О В Д О И ГРУШЕК состоянии ныне точнее и бы­ стрее, чем все прежние техни­ ческие средства, управлять производственными процесса­ ми. Они способствуют эко­ номному использованию энер­ гии, сырья и материалов, по­ вышают производительность труда. В различных разделах экс­ позиции показаны варианты использования микроэлектро­ ники в металлургии и маши­ ностроении, автомобилестро­ ении и технике связи, свароч­ ной, вентиляционной, холо­ дильной и медицинской техни­ ке. Свои достижения здесь представляют, кроме промыш­ ленных комбинатов ГДР, экс­ поненты из других стран—чле­ нов СЭВ, а также большое число фирм из стран Запад­ ной Европы и Америки. «Палитра» Лейпцига пере­ ливается всевозможными крас­ ками и оттенками. В прямом и переносном смысле. В вы­ ставке «Бытовая химия, лаки и краски, косметика^ участву­ ют экспортеры из 18 стран и Западного Берлина. Напри­ мер, советские внешнеторговые организации «Медэкспорт» и «Союзхимэкспорт» демонстри­ руют широкий ассортимент товаров, включающий сырье для производства искусствен­ ного волокна, химические ре­ активы, красители, разнооб­ разную косметику для жен­ щин, мужчин и... автомобилей. Особое место на осенней Лейпцигской ярмарке этого года уделено средствам защи­ ты растений и борьбы с вре­ дителями, удобрениям, а так­ же препаратам для управле­ ния биологическими процесса­ ми. Предприятия химической промышленности почти из 20 стран прислали сюда как но­ винки, так и уже хорошо за­ рекомендовавшую себя про­ дукцию, способствующую по­ вышению эффективности рас­ тениеводства и животноводст­ ва. Не забыты организаторами ярмарки и малыши. Каких только игрушек здесь не уви­ дишь: куклы, автомобили, же­ лезные дороги с полным на­ бором вагонов, локомотивов и полустанков, корабли, тракто­ ра, миниатюрная мебель и по­ суда... Ярмарка шумит, улыбается, торгует. Здесь есть поистине все. И на любой вкус. А . ПОЛО ЦКИЙ, соб. корр. АПН. Они носят полувоенную форм у, вооружены последними об­ разцами американского оружия и не скрывают своей главной цели: добиться ни больше, ни меньше, как свержения закон­ ного правительства 'Кубы. Умберто Альварадо (на снимке слева) и ему подобные свили себе гнездо под крылышком у американски х властей в числе контрреволюционных элемен ­ тов, беж авших из латиноамериканских стран , предателей ро­ дины и международн ых террористов. И х лагерь , официально принадлежащий террористической группировке кубински х контрреволюционеров «Альфа-66» , расположен в болотистой местности Иверглейдс во Флориде. Несмотря на кажущуюся скрытость лагеря от посторонних глаз , его обитатели ни­ сколько не стесняются фотокамер и с удовольствием дают интервью, в которы х откровенно заявляют , что «готовят сво­ и х людей не только зде сь, но и в Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре и Коста-Рике». Почти круглосуточно под руко­ водством Альварадо боевики «Альфы» отрабатывают приемы рукопашного боя, бесшумно «снимают» часовы х , учатся об­ ращаться с магнитными минами и средствами радиосвязи. Разработанная руководством лагеря тактика предусматри­ вает высадку на Кубу групп по 6—8 человек, перед кото­ рыми ставится задача закрепиться на острове, осуществлять операции по поджогу плантаций сахарного тростника , выво­ дить из строя транспортные магистрали и организовывать диверсии на завода х и фабриках. Цель одна: дес табилизиро­ вать экономическую жизнь .острова Свободы , нанести ему максимальный материальный (ущерб. ' 4 | (Фотохроника ТАСС). Ш И Р И Т С Я С О Р Е В Н О В А Н И Е ГАВАНА, 13 сентября. (Корр. ТАСС). Все шире раз­ вертывается на Кубе соревно­ вание в честь 65-й годовщины Великого Октября и 60-летия образования СССР. Дополни­ тельные конкретные обязатель­ ства, выполнение которых при­ урочено к знаменательным да­ там, принимают в эти дни мно­ гие производственные коллек­ тивы всех отраслей экономики республики. На флагмане национальной металлургии — комбинате «Хо­ се Марти» — набирает силу движение сталеваров, цель ко­ торого — добиться к концу де­ кабря стабильной выплавки предприятием ЮОО тони ме­ талла в сутки. Передовые комплексные бригады докеров рыбного пор­ та Гаваны обязались ускорить разгрузку промысловых судов, а рабочие порта Сантьяго-де- Ку.ба — .досрочно обслуживать швартующиеся у его причалов советские теплоходы.,. 'Б напряженном” ритме идет работа на плантациях западных провинций страны, где трудя­ щиеся, занятые выращиванием табака и цитрусовых, решили ликвидировать к концу года ущерб, нанесенный недавними ураганными ливнями и навод­ нениями. Рабочие, техники и инжене­ ры, сооружающие никелевый комбинат в Пунта-Горда, реши­ ли совместно ^советскими спе­ циалистами досрочно сдать в четвертом квартале несколько вспомогательных объектов и жилых домов. Ю. БЕРЕЖНОЙ. Там , где правит капитал П И СЬМО М И Н И СТРУ ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕНГКСТУ ХАЙЛЕ МАРИАМА АДДИС-АБЕБА, 12 сентяб­ ря. (ТАСС). Сохранение и уп­ рочение всеобщего мира — наиболее насущная задача со­ временности, которая нераз­ рывно связана с борьбой за национальное освобождение, новый международный эконо­ мический порядок, за демокра­ тию и социальный прогресс, заявил председатель Времен­ ного воецного административ­ ного совета (ВВАС) и комис­ сии по организации партии трудящихся Эфиопии (КОПТЭ) Менгисту Хайле Мариам. Выступая сегодця здесь на торжествах по случаю 8-й го­ довщины эфиопской револю­ ции, он подчеркнул, что все миролюбивые народы, воз­ главляемые Советским Сою­ зом, рассматривают борьбу за углубление процесса раз­ рядки и сокращение гонки во­ оружений как непременное ус­ ловие окончательной ликвида­ ции на земле системы эксплу^ атации и угнетения. Советский Союз, указал Менгисту Хайле Мариам, не только официаль­ но объявил, что не применит первым ядерное оружие, но и проявил добрую волю по ог­ раничению производства ядер- ных вооружений как в каче­ ственном, так и в количествен­ ном отношении, что служит наглядным доказательством приверженности лагеря социа­ лизма принципам мира и бе­ зопасности. США не только создали свои военные базы на террито­ рии Сомали в непосредствен­ ной близости от границ с Эфи­ опией, но и предоставили ре­ жиму Могадишо самое совре­ менное вооружение. Вместе с тем хорошо изве­ стно, отметил Менгисту Хайле Мариам, что именно амери­ канский империализм и реак­ ционные силы в регионе в тесном взаимодействии с ре­ жимом Могадишо и сепара­ тистскими бандами не оста­ навливаются ни перед чем, чтобы подорвать эфиопскую революцию. В этих условиях перед трудящимися страны встают ответственные задачи по укреплению национального единства, обороноспособности Неэкономического потенциала, чтобы быть готовыми в „упо- б'бйГ момент дать отпор проис­ кам империализма и реакций. Заметки политического обозревателя В Ч ЕМ ЖЕ ИСТОКИ КРИЗИСА? «Господин министр! Я пока еще могу кое-как существо­ вать благодаря заработкам, которые перепадают мне в рамках программы оказания помощи безработным. Но по новому бюджету правительст­ во планирует сократить ассиг­ нования по этой статье на 10 процентов. Это значит, что многие, подобно мне, практи­ чески будут лишены возмож­ ности заработать на жизнь. Вместе с другими такими же неустроенными людьми мы решили начать у министерства сидячую забастовку, с тем, чтобы получить от вас ответ: как нам жить дальше?». Это письмо, приведенное в профсоюзной газете «Дзиката- бн», направил министру труда Такиитиро Хацумуре житель токийского района Синдзюку — Кикуэ Сэкигути. Вместе с большой группой своих товарищей по несчастью Сэкигути начал забастовку. «Мы хотим увеличения ассиг­ нований на социальное обеспе­ чение, а не на покупку новых пушек!», «Мы требуем улуч­ шить систему здравоохране­ ния!», «Обеспечьте нас рабо­ той!» — такие лозунги они вывесили перед главным вхо­ дом в министерство труда, которым пользуется и ми­ нистр. Однако поговорить с безработными участниками за­ бастовки он так и не захо­ тел: видимо, ему нечего бы­ ло им сказать. Впрочем, «ответ» на требо­ вания японских трудящихся об улучшении жизни, обеспе­ чении всех постоянной рабо­ той правительство либераль­ но-демократической партии уже дало раньше—когда оно приняло проект государствен­ ного бюджета, по которому под предлогом финансового кризиса резко сократило рас­ ходы на соцобеспечение. Под тем же предлогом оно умень­ шило и ассигнования на об­ разование, здравоохранение и другие гражданские статьи. Лишь одной статье нового бюджета отдано предпочтение —■военным расходам. Несмот­ ря на растущий государст­ венный. долг, достигший аст­ рономической суммы — 84 триллиона иен, на усиление экономической депрессии, пра­ вительство Д. Судзуки реши­ ло увеличить военный бюджет страны на 7,35 проц., доведя его до 2,8 триллиона пен. В эту же рекордную за все пос­ левоенные годы сумму воен­ ных расходов вошли и те деньги, которые ранее специ­ ально выделялись правитель­ ством с целью создания вре­ менных рабочих мест для та­ ких безработных, как Сэкигу­ ти. Откровенное игнорирование правительством насущных нужд трудящихся в угоду своим военным планам и ин­ тересам , военно-промышлен­ ного комплекса вызывает ра­ стущее сопротивление со сто­ роны широких народных масс «Причина ухудшения поло­ жения трудящихся масс од­ на. Она кроется в том, что правительство жертвует их жизненными интересами ради осуществления своих планов наращивания военных приго­ товлений»,— заявил на состо­ явшемся перед зданием мини­ стерства труда митинге пред­ седатель Всеяпонского проф­ союза поденных и строитель ных рабочих С. Наканиси. Он призвал сорвать эти антина­ родные планы. В. ЗАЦЕ ПИН, корр. ТАСС. Токио. Давно отработан набор сте­ реотипов, какими пользуются британская «большая» пресса и многие политики _ в оценке ольстерских событий. На пер­ вом месте, как водится, идет критика «террористов», на них возлагается вина за драму, продолжающуюся вот уже второе десятилетие. Немало претензий предъявляется и к различного рода политическим группировкам Ольстера, кото­ рые не могут найти согласия ни между собой, ни с Лондо­ ном. Ну, а социальные корни кризиса? Не они ли в конеч­ ном счете являются причина­ ми и терроризма и политиче­ ской нестабильности в Ольсте­ ре? Вот об этом меньше всего говорят и в прессе, и в бри­ танском парламенте. Что же касается практической полити­ ки Лондона, то она этот кри­ зис углубляет год от года. В Северной Ирландии, на­ пример, усиливается процесс разорения промышленных предприятий, и происходит это именно под воздействием мер жесткой «экономии», принятых кабинетом тори. О закрытии фабрики искусственного во­ локна и увольнении сотен ра­ бочих объявила фирма «Бри­ тиш энкалон», на грани бан­ кротства находится автомо­ бильная компания «Де Ло- реан», серьезные трудности испытывает крупнейшая в Бел­ фасте судоверфь «Харлэнд энд Вулф»— се администра­ ция намерена уволить четыре тысячи рабочих и служащих. Ясно, что массовые увольне­ ния еще больше осложняют острейшую социальную проб­ лему Ольстера — без работы сейчас почти 20 процентов на­ селения провинции. Это почти вдвое превышает средние по­ казатели по стране! В Белфа­ сте безработицей охвачено около 35 процентов жителей, а в католических гетто горо­ дов Северной Ирландии более половины населения не имеет работы. Рост безработицы в Северной Ирландии — верней­ шее свидетельство того, что движущие силы ольстерского кризиса остались прежними, что по прошествии многих лет не сделано никаких серьезных шагов к его преодолению. Северная Ирландия, как из­ вестно, никогда" не была про­ цветающей провинцией Бри­ тании. Стоимость жизни, обес­ печение жильем, занятость — эти проблемы здесь всегда особенно остры. Уровень дет­ ской смертности в североир­ ландском графстве Тирон, на­ пример, вчетверо выше, чем в Англии и Уэллсе. Причины? Бедность, безработица, плохое медицинское обслуживание. Уже начало эпохи борьбы за гражданские права в Ольсте­ ре показало — люди требуют перемен, требуют от Лондона реалистического отношения к действительным причинам кри­ зиса. Английские политики, однако, так и остались глухи к требованиям движения за гражданские права. И как прежде, особую тя­ жесть социальной несправед­ ливости несет на своих плечах католическое меньшинство Се­ верной Ирландии. Через не­ сколько лет после начала оль­ стерских событий социолог из белфастского университета До- рита Филдс писала о Бэлли- морфи, этом «типичном като­ лическом гетто»: «Кризис сде­ лал жизнь здесь еще более беспросветной». Уровень без­ работицы здесь стал выше, увеличилось число хронически больных и инвалидов среди взрослых, велико число умст­ венно отсталых и пораженных врожденными физическими не­ достатками детей. Я не раз бывал в Бэллимор- фи и могу подтвердить: без­ работица и болезни — глав­ ные источники социального не­ благополучия в этом районе. Дети, вырастают здесь с мыс­ лью о том, что безработица— нормальное и неискоренимое явление. Более чем в полови­ не здешних семей кормильцы безработны, больны или эми­ грировали в поисках работы. Деморализующий эффект дол­ говременной безработицы хо­ рошо известен: одни постепен­ но утрачивают квалификацию, другие — способность адапти­ роваться к требованиям про­ изводства, у третьих снижа­ ются физические и умственные способности, пропадает само желание работать. Трудно переоценить эффект воздействия безработицы на отношения между католиками и протестантами. Ведь на протяжении полувека сущест­ вовало положение, при кото­ ром инвестиции в создание новых рабочих мест приходи­ лись на протестантские рай­ оны, католики же страдали от отсутствия работы и от недо­ статочной профессиональной подготовки. Это всегда было одним из главных факторов, питавших враждебность двух общин, враждебность, углуб­ ленную и обостренную ныне деятельностью экстремистских банд. Роберт Каркон, дирек­ тор одной из белфастских ком­ паний, говорит: «Кто-то по­ звонил нам и сказал, что все работающие у нас католики будут убиты, если не уволят­ ся сами». Католики — 20 че­ ловек из 250 сотрудников компании — ушли. Кто-то из них сказал: «Мы получили предупреждение.... Особенно трудно будет пожилым, они уже, наверное, не найдут рабо­ ту. Но все же это лучше, чем потерять жизнь». Система социального обес­ печения в Северной Ирландии, система распределения посо­ бий >по безработице скопиро­ вана с английской и потому не эффективна в обществе, где, как правило, большие се мьи. Эта система прямо-таки заставляет главу семейства действовать иррационально. Ведь предполагается, что он должен ухватиться за работу в той части города — как правило, протестантской,— где он чувствует себя в опасно­ сти, за работу, которая опла­ чивается значительно ниже, чем он получил бы в качестве пособия по безработице. В итоге человек вынужден от­ казаться от такой работы. Те же, кто защищает существую­ щую систему, обвиняют его в «лени», на него сыпятся фи­ нансовые наказания. Тогдг глава семьи нередко оставляв! свой дом, ищет работу в Анг­ лии. Мы говорим сейчас всегс лишь о некоторых проявлени­ ях социального кризиса в Оль­ стере. Но и они, как мне ка жется, дают, представление с его Серьезности. Пытается ли правящая Британия найти вы­ ход из этого кризиса? Нет Лондон игнорирует лежащш в основе кризиса социально- экономические проблемы. Э. ЧЕПОРОВ. (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz