Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
ивидшив ! Н Е ПОПА Л А З О Л УШ К А Н А БАЛ ... Итак, жила-была Золушка. Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а в маленьком провинциальном го родке Оханске. Звали Золуш ку Нина Соломатина. Мачеха ее не притесняла, потому что жили они вдвоем с мамой, ко торая работала на фабрике. И все же в Оханске ей нс нра вилось. Она была уверена: в иных краях ей уготована участь принцессы, то бишь — звезды эстрады и экрана. И вот она, наконец, уехала. В Москву. Учиться на актрису. Но — не поступила в теат ральное училище. Пожила не множко в столице, потолка лась по шумным улицам и ма газинам, повстречалась с раз ными людьми, а через полгода вернулась в Оханск, ничуть не обескураженная, не обозлен- ная или удрученная. Просто повзрослевшая. Чем-то став шая похожей на мать, которая дочь без мужа подняла, рабо тала не покладая рук, хворала и снова работала, не позволяя себе унывать, тосковать, жало ваться... Такую вот неожиданную иг ру затеяли с нами авторы фильма «Карнавал». Оки нас все время чуть-чуть разочаро вывают. То и дело обманыва ют наши ожидания. Начинают сказку о Золушке, а в прин цессы ее определить не спешат. Более того — трезво, с жест коватой иронией развязывают сюжетные узелки так, как они скорее всего развязались бы в самой жизни, — без вмеша тельства фей и счастливых случайностей. Вот, скажем, приехал в Оханск отец Нины. Встретил ся со своей совсем уже взрос лой дочерью, о существовании которой, судя по всему, не часто вспоминал. Но теперь решил искупить вину, взять на себя заботы о ней и помочь ей сделать артистическую карье ру- Мы — люди искушенные, стало быть, развитие мело драматических ситуаций пре дугадываем на десять ходов вперед. И тут нам, конечно же, все ясно: папа берет на себя роль феи и вместе с дочкой Золушкой, понятно, не без некоторых усилий и пере живаний, они добиваются три умфального успеха и оваций... Ан. нет! Условная «завяз ка» отнюдь не предопределяет столь же условной, канониче ской развязки. Благородная мелодрама отца, нашедшего дочь и раскаявшегося, и доче ри, обретшей обаятельного и щедрого отца, сперва испод воль, а потом в открытую сни жается и оборачивается почти пародией. Юрий Яковлев превосходно угадал своего героя, который, собственно, отнюдь не герой, а просто незлой, но сла бый человек. Неудавший- ся художник. Не слишком счастливый семьянин, не боль- но-то всемогущая фея. Его хватает на то, чтобы снять для Нины огромную двухком натную квартиру —• сам он с женой и ребенком, к слову сказать, ютится в тесной ава рийной коммуналке — и за платить на месяц вперед. На большее нет у него ни чувства ответственности, ни денег, ни практичности. Пожалуй, он и сам-то нуждается в фее, чтр- бы вернулась к нему вера в себя. Чтобы не плыть так без вольно по морю житейской суеты. И еще одна вариация той же «золушкиной» темы. Нина в Москве. И даже служит в мю зик-холле. Правда, не актри сой, а помощницей костюмер ши. Но все равно: жар-птица —• вот она, только руку про тяни да покрепче ухвати. А тут и случай подходящий не замедлил подвернуться. Тот самый случай, который срод ни чуду: Нине предложили выйти на сцену. И опять мы уверенно прогнозируем, что и как произойдет в дальнейшем: будет оглушительный успех. Шквал оваций. Восторги. Под писание контракта. И замель кают на экране названия сто лиц: Москва, Рим, Токио, Па риж — адреса триумфального гастрольного турне новоявлен ной знаменитости. Не зря же мы смотрели с вами ксгда-то фильмы о Карузо и «Смешную девчонку» — там все было именно так. Наверное, сценарист Анна Родионова и режиссер Татья на Лиознова очень рассчиты вали на то, что мы помним эти и подобные им кйноисто- рии, Иначе заготовленный ими сюрприз не произвел бы впечатления. А сюрприз прост: эксцентрический дебют на эст раде кончается не овациями, а увольнением Золушки — Ни ны из мюзик-холла за нару шение дисциплины и срыв но мера. Чудо опять нс состоя лось. Кажется, теперь-то нам сле дует быть бдительнее и боль ше не попадаться в ловушки. Однако... Нина устроилась в фирме обслуживания «Заря». Она покупает продукты .для старушек, убирает чужие квар- К и н о тиры, ухаживает за чужими детьми и... Ну, на сей раз, го ворим мы себе, ошибки ника кой нет: вон, как привязался к Нине прелестный румяноще- кнй малыш Коля. А симпа тичный папа его, между про чим, развелся с мамой. И уже пригласил юную няню на ве чернюю прогулку. А потом она выглянет в окно и увидит его, одиноко стоящего у пара пета... Чувствуете, к чему дело клонится? Помните в «Звуках музыки» — такая же молодая и скромная особа искренне привязалась к чужому семей ству и завоевала сердце ос тавшегося без жены титуло ванного, богатого и многодет ного мужчины. В нашем слу чае, разумеется, титул и бо гатство ни при чем. И без ти тула с Колиным папой Нина может быть счастлива... И снова, в который раз зрительский опыт нас подво дит. Роман обрывается, не начавшись. Нина, нимало не думая о замужестве и. види мо, не питая никаких особых чувств в Колиному папе, вдруг соберется и уедет в Оханск... Опять нас разочаровали. Толь ко в разочарованиях этих и состоит очарование «Карна вала». Фильма зрелищного, праздничного и вместе с тем не просто развлекательного. Потому что «Карнавал» — изящный и умный выпад в споре — в споре о том, каким должно быть кино, и в споре о жизни, или как любят выра жаться в дискуссиях, о ценно стях подлинных и мнимых. Именно ради этой полемики обратились авторы картины к классической, тысячекратно использованной сюжетной фор муле сказки о Золушке. С кем же или с чем они спорят? Во-первых, с западной тра дицией. Эта традиция небеско рыстно узурпировала права на милую старую «Золушку». Де мократический пафос "фольк лорной сказки, суть которой в том, что человеку никакие пути на земле не заказаны и что Золушка или Иванушка- дурачок часто оказываютя ку да достойнее королевской или царской короны, нежели чисто кровные принцессы и само д ерж цы ,— она незаметно под менила утешительством, розо выми иллюзиями, культивиро ванием снов наяву, надежд на счастливый случай, на чудо, на выигрышный номер в лоте рее. Во-вторых, «Карнавал» в чем-то спорит — по крайней мере, мне так показалось, — даже с иными отечественными фильмами, хотя бы с нашумев шей лентой «Москва следам не верит». Там ведь тоже была своя Золушка — Катя Тихо мирова. Нет, она не выигры вала в лотерею. Ей не помо гали феи и разного рода слу чайные обстоятельства. Она добилась всего- сама упорст вом, трудом; учебой. И в принципе ее жизненные побе ды не вызывают сомнений с точки зрения вероятности их. Естественно, у . нас в стране есть все условия, чтобы чело век мог стать тем, кем хочет, максимально реализовать свой духовный, нравственный, ин теллектуальный потенциал. И все же талантливые авторы переусердствовали, взяв на се бя функции феи Мелюзины и одарив Катю Тихомирову со сказочной щедростью — от роскошной квартиры и долж ности директора комбината до любви необыкновенного, наи- благороднсйшего, стопроцент ного рыцаря без страха и уп река по имени Гоша. Не уди вительно, что зрители и зри тельницы с завистью думали о героине фильма как об исклю чительной счастливице. Так вот: «Карнавал» спорит не с классической Золуш кой, а с издержками совре менных ее трансформаций. И если Катя Тихомирова, укачав маленькую дочь и утомленно отложив учебник, засыпает в маленькой комнатке рабочего общежития, чтобы, по воле сценариста и режиссера, про снуться спустя двадцать лет в прекрасной квартире уже в качестве директора комбината и депутата Моссовета, а будни, проза жизни пропущены, ост роумно сведены на нет эффек тным монтажным переходом, то в «Карнавале» как раз про за и привлекает внимание в первую очередь. Ее-то, прозу реальности, авторы настойчиво сталкивают со всякого рода наивными, штампованными, взращенными на импортных «боевиках» представлениями о «настоящей», «красивой», «ин тересной» жизни. Сталкивают, чтобы, в конечном счете, ут вердить человечность, осмыс ленность, даже, осмелюсь ска зать, поэзию этих будней, этой прозы в сравнении с пош ловатыми, хотя и могущими захватить неопытное вообра жение, выдумками,- Из таких столкновений, со поставлений и возникает сво еобразный стиль фильма, орга нично интегрировавший в бе зудержную эксцентриаду, и тонкий лиризм, и драматиче ские, и комедийные краски. Грустн-о-веселый «Карна вал» иронизирует над сказоч ками и побуждает нас уважи тельно всматриваться в лицо героини, которая постепенно научается жить без пустых- иллюзий и бесплодного само-* обмана, становится взрослым^ хочется сказать — надежным* человеком. Я думаю, что «Карнавал»-то* и можно было бы назвать.- «Москва слезам не верит». Потому что Нина Соломатина ошибается, оступается, больно ушибается, но не жалеет себя и не взыскует жалости у ок ружающих. Эта Золушка не сделалась принцессой, однако^ она не потерпела поражение. В самые горькие минуты, на тыкаясь на расслабленную- доброту отца или на эгоизм-* парня, который ей понравился^ она ведет себя достойно. И до стоинство это не имеет ничего общего ни с заемной романти- чески-гордой позой киноге роинь, ни с покорностью разо чарованного, смирившегося, безответного человека. Нина простилась с грезами (не с моттами, прошу заметить, а именно — с грезами, снами, беспочвенными иллюзиями), но не превратилась в уныло го скептика или в обиженного прагматика, скептичного анти романтика. Она возвращается в Оханск, став зрелее, но не утратив открытости, сердеч ной готовности отозваться — незамедлительно, не взвеши вая «за» и «против», — на зов о помощи, внимании, дружбе... И последний штрих: Нина талантлива. Мы не сомнева емся: она может быть артист кой и, вполне вероятно, будет ею впоследствии. Но актер ский талант у нее лишь след ствие, лишь одно из производ ных куда более прекрасного и высокого дара — таланта человечности. Таланта опти мизма. И независимо от того, выйдет она когда-нибудь йа сцену или не выйдет, талант этот раскроется людям — не может не раскрыться! — и вы зовет встречный, ответный ток интереса, уважения, доброже лательности, душевного тепла... Все это раскованно и точно играет Ирина Муравьева. Она настолько впечатляет в этой роли, что невольно думаешь: а ведь без нее бы фильм просто- напросто не состоялся... Не случайно Татьяна Лиознова, собравшая для «Карнавала»» великолепную группу едино мышленников *— я имею в виду и актеров, и оператора П. Ка таева, и композитора М. Ду наевского, и других мастеров, с блеском продемонстрировав ших в картине свое вдохновен ное умение, — по-особому щедра к Муравьевой. Актрисе дана возможность сыграть, как говорили в старину, бенефис, представ на экране поразитель но разной, показать все, что она умеет, —<• а умеет Му равьева все! Вот неловкая школьница, растопырив руки, катится на роликах по неров ным оханским мостовым, вооб ражая, что она уже оторва лась от Этой скучной земли и уподобилась своим кумирам из кино. При этом Муравьева нс боится показаться некра сивой, смешной, грубоватой. А в другом эпизоде вдруг обна руживает в Нине грацию, тро гательную девичью прелесть. Или появляется уже в каска де темпераментных эстрадных номеров как зрелая женщина и талантливая актриса... Этими кадрами, кстати, за вершается фильм. Они неод нозначны. Пожалуй, есть в них и толика дружеской иро нии к больно уж часто обма нывавшемуся зрителю: ладно, Мол, утешим тебя хоть под ко нец, покажем концерт-апофеоз, ведь ты его с самого начала ждал, ну, вот и дождался. Даром, что он сюжетно никак не мотивирован, ведь Нина актрисой нс стала... А может, все-таки стала? А может, мы — свидетели ее отдаленного, но тем не менее пришедшего к ней успеха? Или — станет, и кадры, вен чающие фильм, предсказывают ее будущие сценические побе ды? Или — это снова только «материализованная» Нинина мечта, а жизнь героине Му равьевой предстоит прожить в мире, не озаренном огнями рампы? Ну. что ж... И тогда она не в накладе. Так же, как не в накладе и мы с вами, ко торых авторы не спешат уба юкать приторно-сладккм «хэп пи-эндом», а изобретательно убеждают в том, что стоит предпочесть маскам и картон ным декорациям призрачного карнавального шествия лица живых людей и настоящие улицы — московские, охан- ские, любые, только бы на стоящие... И. НЕВЕРОВ. Шесть тысяч экспонатов из примерно 50 стран мира при нимают участие в осенней Лейпцигской ярмарке 1982 го- да-.-Ожидается прибытие поч ти 300 тысяч покупателей- оптовиков, экспертов и посе тителей из-* почти сотни госу- дарств. Лейпцигская ярмарка имеет более чем 800-летнюю исто рию, но сегодняшние ее мас штабы поистине грандиозны. Она —• один из крупнейших центров мировой торговли, где представлены товары, от ражающие самые современные достижения науки и техники. В центре внимания нынеш ней ярмарки — микроэлектро ника. Микропроцессоры, микро электронные, запоминающие и вычислительные устройства в Г О Р О Д З О ЛОТЫХ ПЕТУШКОВ Молодой петушок уселся на шаре, венчающем шпиль со бора Якоба в старой Риге. Художники выковали его из металла, покрыли тонким сло ем позолоты. А «взлететь» на 80-метровую высоту ему по могли мастера-рестаьраторы, завершающие здесь восстано вительные работы на соборе. Старому петушку, многие десятилетия противостоявшему ветрам и штормам; пришлось уйти на заслуженный отдых. Предполагается, что он зай мет место в крестовой гале рее Домского собора, где уже «доживает» свой зек его со брат с башни собора Петра. Многие века золотые пе тушки венчают шпили четырех главных соборов старой Риги — Петра и Домского, Яна и Якоба. История не сохранила нам точной даты, когда на са мых высоких строениях Риги появились эти птицы — сим волы бдительности и благоче стия. (Корр. ТАСС). У Н А Р О И НФОРМАЦ И Я Осенняя ярмарка в Лейпциге О Т РОБО Т О В Д О И ГРУШЕК состоянии ныне точнее и бы стрее, чем все прежние техни ческие средства, управлять производственными процесса ми. Они способствуют эко номному использованию энер гии, сырья и материалов, по вышают производительность труда. В различных разделах экс позиции показаны варианты использования микроэлектро ники в металлургии и маши ностроении, автомобилестро ении и технике связи, свароч ной, вентиляционной, холо дильной и медицинской техни ке. Свои достижения здесь представляют, кроме промыш ленных комбинатов ГДР, экс поненты из других стран—чле нов СЭВ, а также большое число фирм из стран Запад ной Европы и Америки. «Палитра» Лейпцига пере ливается всевозможными крас ками и оттенками. В прямом и переносном смысле. В вы ставке «Бытовая химия, лаки и краски, косметика^ участву ют экспортеры из 18 стран и Западного Берлина. Напри мер, советские внешнеторговые организации «Медэкспорт» и «Союзхимэкспорт» демонстри руют широкий ассортимент товаров, включающий сырье для производства искусствен ного волокна, химические ре активы, красители, разнооб разную косметику для жен щин, мужчин и... автомобилей. Особое место на осенней Лейпцигской ярмарке этого года уделено средствам защи ты растений и борьбы с вре дителями, удобрениям, а так же препаратам для управле ния биологическими процесса ми. Предприятия химической промышленности почти из 20 стран прислали сюда как но винки, так и уже хорошо за рекомендовавшую себя про дукцию, способствующую по вышению эффективности рас тениеводства и животноводст ва. Не забыты организаторами ярмарки и малыши. Каких только игрушек здесь не уви дишь: куклы, автомобили, же лезные дороги с полным на бором вагонов, локомотивов и полустанков, корабли, тракто ра, миниатюрная мебель и по суда... Ярмарка шумит, улыбается, торгует. Здесь есть поистине все. И на любой вкус. А . ПОЛО ЦКИЙ, соб. корр. АПН. Они носят полувоенную форм у, вооружены последними об разцами американского оружия и не скрывают своей главной цели: добиться ни больше, ни меньше, как свержения закон ного правительства 'Кубы. Умберто Альварадо (на снимке слева) и ему подобные свили себе гнездо под крылышком у американски х властей в числе контрреволюционных элемен тов, беж авших из латиноамериканских стран , предателей ро дины и международн ых террористов. И х лагерь , официально принадлежащий террористической группировке кубински х контрреволюционеров «Альфа-66» , расположен в болотистой местности Иверглейдс во Флориде. Несмотря на кажущуюся скрытость лагеря от посторонних глаз , его обитатели ни сколько не стесняются фотокамер и с удовольствием дают интервью, в которы х откровенно заявляют , что «готовят сво и х людей не только зде сь, но и в Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре и Коста-Рике». Почти круглосуточно под руко водством Альварадо боевики «Альфы» отрабатывают приемы рукопашного боя, бесшумно «снимают» часовы х , учатся об ращаться с магнитными минами и средствами радиосвязи. Разработанная руководством лагеря тактика предусматри вает высадку на Кубу групп по 6—8 человек, перед кото рыми ставится задача закрепиться на острове, осуществлять операции по поджогу плантаций сахарного тростника , выво дить из строя транспортные магистрали и организовывать диверсии на завода х и фабриках. Цель одна: дес табилизиро вать экономическую жизнь .острова Свободы , нанести ему максимальный материальный (ущерб. ' 4 | (Фотохроника ТАСС). Ш И Р И Т С Я С О Р Е В Н О В А Н И Е ГАВАНА, 13 сентября. (Корр. ТАСС). Все шире раз вертывается на Кубе соревно вание в честь 65-й годовщины Великого Октября и 60-летия образования СССР. Дополни тельные конкретные обязатель ства, выполнение которых при урочено к знаменательным да там, принимают в эти дни мно гие производственные коллек тивы всех отраслей экономики республики. На флагмане национальной металлургии — комбинате «Хо се Марти» — набирает силу движение сталеваров, цель ко торого — добиться к концу де кабря стабильной выплавки предприятием ЮОО тони ме талла в сутки. Передовые комплексные бригады докеров рыбного пор та Гаваны обязались ускорить разгрузку промысловых судов, а рабочие порта Сантьяго-де- Ку.ба — .досрочно обслуживать швартующиеся у его причалов советские теплоходы.,. 'Б напряженном” ритме идет работа на плантациях западных провинций страны, где трудя щиеся, занятые выращиванием табака и цитрусовых, решили ликвидировать к концу года ущерб, нанесенный недавними ураганными ливнями и навод нениями. Рабочие, техники и инжене ры, сооружающие никелевый комбинат в Пунта-Горда, реши ли совместно ^советскими спе циалистами досрочно сдать в четвертом квартале несколько вспомогательных объектов и жилых домов. Ю. БЕРЕЖНОЙ. Там , где правит капитал П И СЬМО М И Н И СТРУ ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕНГКСТУ ХАЙЛЕ МАРИАМА АДДИС-АБЕБА, 12 сентяб ря. (ТАСС). Сохранение и уп рочение всеобщего мира — наиболее насущная задача со временности, которая нераз рывно связана с борьбой за национальное освобождение, новый международный эконо мический порядок, за демокра тию и социальный прогресс, заявил председатель Времен ного воецного административ ного совета (ВВАС) и комис сии по организации партии трудящихся Эфиопии (КОПТЭ) Менгисту Хайле Мариам. Выступая сегодця здесь на торжествах по случаю 8-й го довщины эфиопской револю ции, он подчеркнул, что все миролюбивые народы, воз главляемые Советским Сою зом, рассматривают борьбу за углубление процесса раз рядки и сокращение гонки во оружений как непременное ус ловие окончательной ликвида ции на земле системы эксплу^ атации и угнетения. Советский Союз, указал Менгисту Хайле Мариам, не только официаль но объявил, что не применит первым ядерное оружие, но и проявил добрую волю по ог раничению производства ядер- ных вооружений как в каче ственном, так и в количествен ном отношении, что служит наглядным доказательством приверженности лагеря социа лизма принципам мира и бе зопасности. США не только создали свои военные базы на террито рии Сомали в непосредствен ной близости от границ с Эфи опией, но и предоставили ре жиму Могадишо самое совре менное вооружение. Вместе с тем хорошо изве стно, отметил Менгисту Хайле Мариам, что именно амери канский империализм и реак ционные силы в регионе в тесном взаимодействии с ре жимом Могадишо и сепара тистскими бандами не оста навливаются ни перед чем, чтобы подорвать эфиопскую революцию. В этих условиях перед трудящимися страны встают ответственные задачи по укреплению национального единства, обороноспособности Неэкономического потенциала, чтобы быть готовыми в „упо- б'бйГ момент дать отпор проис кам империализма и реакций. Заметки политического обозревателя В Ч ЕМ ЖЕ ИСТОКИ КРИЗИСА? «Господин министр! Я пока еще могу кое-как существо вать благодаря заработкам, которые перепадают мне в рамках программы оказания помощи безработным. Но по новому бюджету правительст во планирует сократить ассиг нования по этой статье на 10 процентов. Это значит, что многие, подобно мне, практи чески будут лишены возмож ности заработать на жизнь. Вместе с другими такими же неустроенными людьми мы решили начать у министерства сидячую забастовку, с тем, чтобы получить от вас ответ: как нам жить дальше?». Это письмо, приведенное в профсоюзной газете «Дзиката- бн», направил министру труда Такиитиро Хацумуре житель токийского района Синдзюку — Кикуэ Сэкигути. Вместе с большой группой своих товарищей по несчастью Сэкигути начал забастовку. «Мы хотим увеличения ассиг нований на социальное обеспе чение, а не на покупку новых пушек!», «Мы требуем улуч шить систему здравоохране ния!», «Обеспечьте нас рабо той!» — такие лозунги они вывесили перед главным вхо дом в министерство труда, которым пользуется и ми нистр. Однако поговорить с безработными участниками за бастовки он так и не захо тел: видимо, ему нечего бы ло им сказать. Впрочем, «ответ» на требо вания японских трудящихся об улучшении жизни, обеспе чении всех постоянной рабо той правительство либераль но-демократической партии уже дало раньше—когда оно приняло проект государствен ного бюджета, по которому под предлогом финансового кризиса резко сократило рас ходы на соцобеспечение. Под тем же предлогом оно умень шило и ассигнования на об разование, здравоохранение и другие гражданские статьи. Лишь одной статье нового бюджета отдано предпочтение —■военным расходам. Несмот ря на растущий государст венный. долг, достигший аст рономической суммы — 84 триллиона иен, на усиление экономической депрессии, пра вительство Д. Судзуки реши ло увеличить военный бюджет страны на 7,35 проц., доведя его до 2,8 триллиона пен. В эту же рекордную за все пос левоенные годы сумму воен ных расходов вошли и те деньги, которые ранее специ ально выделялись правитель ством с целью создания вре менных рабочих мест для та ких безработных, как Сэкигу ти. Откровенное игнорирование правительством насущных нужд трудящихся в угоду своим военным планам и ин тересам , военно-промышлен ного комплекса вызывает ра стущее сопротивление со сто роны широких народных масс «Причина ухудшения поло жения трудящихся масс од на. Она кроется в том, что правительство жертвует их жизненными интересами ради осуществления своих планов наращивания военных приго товлений»,— заявил на состо явшемся перед зданием мини стерства труда митинге пред седатель Всеяпонского проф союза поденных и строитель ных рабочих С. Наканиси. Он призвал сорвать эти антина родные планы. В. ЗАЦЕ ПИН, корр. ТАСС. Токио. Давно отработан набор сте реотипов, какими пользуются британская «большая» пресса и многие политики _ в оценке ольстерских событий. На пер вом месте, как водится, идет критика «террористов», на них возлагается вина за драму, продолжающуюся вот уже второе десятилетие. Немало претензий предъявляется и к различного рода политическим группировкам Ольстера, кото рые не могут найти согласия ни между собой, ни с Лондо ном. Ну, а социальные корни кризиса? Не они ли в конеч ном счете являются причина ми и терроризма и политиче ской нестабильности в Ольсте ре? Вот об этом меньше всего говорят и в прессе, и в бри танском парламенте. Что же касается практической полити ки Лондона, то она этот кри зис углубляет год от года. В Северной Ирландии, на пример, усиливается процесс разорения промышленных предприятий, и происходит это именно под воздействием мер жесткой «экономии», принятых кабинетом тори. О закрытии фабрики искусственного во локна и увольнении сотен ра бочих объявила фирма «Бри тиш энкалон», на грани бан кротства находится автомо бильная компания «Де Ло- реан», серьезные трудности испытывает крупнейшая в Бел фасте судоверфь «Харлэнд энд Вулф»— се администра ция намерена уволить четыре тысячи рабочих и служащих. Ясно, что массовые увольне ния еще больше осложняют острейшую социальную проб лему Ольстера — без работы сейчас почти 20 процентов на селения провинции. Это почти вдвое превышает средние по казатели по стране! В Белфа сте безработицей охвачено около 35 процентов жителей, а в католических гетто горо дов Северной Ирландии более половины населения не имеет работы. Рост безработицы в Северной Ирландии — верней шее свидетельство того, что движущие силы ольстерского кризиса остались прежними, что по прошествии многих лет не сделано никаких серьезных шагов к его преодолению. Северная Ирландия, как из вестно, никогда" не была про цветающей провинцией Бри тании. Стоимость жизни, обес печение жильем, занятость — эти проблемы здесь всегда особенно остры. Уровень дет ской смертности в североир ландском графстве Тирон, на пример, вчетверо выше, чем в Англии и Уэллсе. Причины? Бедность, безработица, плохое медицинское обслуживание. Уже начало эпохи борьбы за гражданские права в Ольсте ре показало — люди требуют перемен, требуют от Лондона реалистического отношения к действительным причинам кри зиса. Английские политики, однако, так и остались глухи к требованиям движения за гражданские права. И как прежде, особую тя жесть социальной несправед ливости несет на своих плечах католическое меньшинство Се верной Ирландии. Через не сколько лет после начала оль стерских событий социолог из белфастского университета До- рита Филдс писала о Бэлли- морфи, этом «типичном като лическом гетто»: «Кризис сде лал жизнь здесь еще более беспросветной». Уровень без работицы здесь стал выше, увеличилось число хронически больных и инвалидов среди взрослых, велико число умст венно отсталых и пораженных врожденными физическими не достатками детей. Я не раз бывал в Бэллимор- фи и могу подтвердить: без работица и болезни — глав ные источники социального не благополучия в этом районе. Дети, вырастают здесь с мыс лью о том, что безработица— нормальное и неискоренимое явление. Более чем в полови не здешних семей кормильцы безработны, больны или эми грировали в поисках работы. Деморализующий эффект дол говременной безработицы хо рошо известен: одни постепен но утрачивают квалификацию, другие — способность адапти роваться к требованиям про изводства, у третьих снижа ются физические и умственные способности, пропадает само желание работать. Трудно переоценить эффект воздействия безработицы на отношения между католиками и протестантами. Ведь на протяжении полувека сущест вовало положение, при кото ром инвестиции в создание новых рабочих мест приходи лись на протестантские рай оны, католики же страдали от отсутствия работы и от недо статочной профессиональной подготовки. Это всегда было одним из главных факторов, питавших враждебность двух общин, враждебность, углуб ленную и обостренную ныне деятельностью экстремистских банд. Роберт Каркон, дирек тор одной из белфастских ком паний, говорит: «Кто-то по звонил нам и сказал, что все работающие у нас католики будут убиты, если не уволят ся сами». Католики — 20 че ловек из 250 сотрудников компании — ушли. Кто-то из них сказал: «Мы получили предупреждение.... Особенно трудно будет пожилым, они уже, наверное, не найдут рабо ту. Но все же это лучше, чем потерять жизнь». Система социального обес печения в Северной Ирландии, система распределения посо бий >по безработице скопиро вана с английской и потому не эффективна в обществе, где, как правило, большие се мьи. Эта система прямо-таки заставляет главу семейства действовать иррационально. Ведь предполагается, что он должен ухватиться за работу в той части города — как правило, протестантской,— где он чувствует себя в опасно сти, за работу, которая опла чивается значительно ниже, чем он получил бы в качестве пособия по безработице. В итоге человек вынужден от казаться от такой работы. Те же, кто защищает существую щую систему, обвиняют его в «лени», на него сыпятся фи нансовые наказания. Тогдг глава семьи нередко оставляв! свой дом, ищет работу в Анг лии. Мы говорим сейчас всегс лишь о некоторых проявлени ях социального кризиса в Оль стере. Но и они, как мне ка жется, дают, представление с его Серьезности. Пытается ли правящая Британия найти вы ход из этого кризиса? Нет Лондон игнорирует лежащш в основе кризиса социально- экономические проблемы. Э. ЧЕПОРОВ. (АПН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz