Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
У Вечного огня в Липецке возвышается стена, на которой 07чекгкены мужественные и волевые лица особо почитаемых липчан: ...Антипов, Меркулов, Гусев, Константинов, Панин, Лапшов, Литаврин. Возглавляет эту своеобразную галерею Героев Советского Союза Гурьев. Это место на скрещении улиц Андрея Желябова, Артура Зегеля и Юрия Гагарина во лею липчан названо площадью Героев. Об одном из них — Степане Савельевиче Гурьеве, 80-летний юбилей которого отмечают его земляки, я и решил поведать. цы! Так мы ж — доброволь- —■Все равно. — Ну что ж,—озорно сверк нул глазами Гурьев, — и без вашей помощи на фронте бу дем! — Степан крепко стис нул военкому руку. — Э-э, медведь... У тебя не Великая Отечественная война застает его в Прибалтике. Там части под его командованием ведут тяжелые оборонитель ные бои. Позднее стоя#и на смерть под Москвой воины ге нерал-майора Гурьева. Когда гитлеровцы рвались в Сталинград, Гурьев сражался ЗАМЕТКИ ПЕДАГОГА К ЛЮБОВЬ РОДНОМУ СЛ ОВУ В этом году в Липецкий государственный педагогический институт пришло новое пополнение, большинство — выпуск ники школ области. Они сдавали экзамены по разным пред метам, но на какой бы факультет ни поступал вчерашний школьник или имеющий трудовой стаж молодой человек, они не избежали одного экзамена .— экзамена по русскому язьь ку и литературе. Экзамен этот особый. Человек может трудиться в разных областях, заниматься разным делом, но без знания языка, без речевой культуры ему не обойтись. Доцент Липецкого пединститута О. Г. Мельниченко, воз главляющая в этом году приемную комиссию по литературе, делится сегодня размышлениями о постановке преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных школах области на основе итогов вступительных экзаменов. Н Е ПРИХОДИТСЯ дока- риенты проявляли, например, зыватъ, какое важное полную растерянность и бес- место в жизни каж- помощность при встрече с ко лото человека занимает ли- медной Н. В. Гоголя «Реви- тература — сгусток духовных зор», романом А. С. Пушкина сокровищ народа, выразитель- «Капитанская дочка», сказками ■лица его мыслей, чувств, стремлений. Поэтому посту пающий в высшее учебное за ведение пишет не просто дик тант, а сочинение';' в котором обязан показать, что он вла деет достижениями литерату ры своего народа, что ему М. Е. Салтыкова-Щедрина и другими произведениями. Види мо, учителя школ не уделяют должного внимания повторе нию курса русской литературы XIX века в десятом классе. Выпускники часто лишь приблизительно знакомы с тек доступны ее богатства, что они стами художественных произ- стали составной частью его личности. В этом году поступающие в наш институт писали сочинения начразные темы: и по истории литературы прошлого века (творчество Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. С. Пушкина), и по советской (А. М. Горький, М. А. Шоло хов, Н. ОстрбВсКйй). Каждому предоставлялась возможность избрать и одну из свободных тем. Они были посвящены при ближающейся дате 60-летия образование Союза. Советских Соцналистн-ческих Республик: «Создание Союза ССР — жи вое воплощение идей Владими ра Ильича Ленина, ленинских принципов национальной пом - тики», «Союз нерушимый рес публик свободных», «Мы — со ветский народ». Сочинения, ответы на устных экзаменах дают возможность сделать вывод, что большинст во абитуриентов твердо вла деет программным материалом, умеет выразить глубокие суж дения, правильно оценить то или иное литературное и жиз ненное явление. Учителя многих школ стали серьезно изучать литературу народов СССР на факульта тивных, внеклассных занятиях ведений. При таком Лоложении трудно говорить о творческом подходе К избранной теме. Со чинения не отличаются ориги нальностью мыслей, абитуриен ты находят ответы на вопросы в готовых работах. «Книжность» письменных ра бот во многих случаях стано вится недостатком в них, и что самое досадное, отсутствуют живые чувства. Думается, пра вомерно говорить о необходи мости, важности воспитания высокой культуры чувств у учащихся, способности сопере живать, сострадать, возмущать ся, негодовать, сердцем откли каться на человеческое горе, радость. А эту задачу возмож но выполнить лишь при самом внимательном отношении на уроках литературы к художе ственному слову. Сейчас в школах Много внимания уделя ется техническим средствам обучения. Да, они необходимы, но учитель-словесник ни в коем случае не должен забывать о первостепенном значении слова на уроках литературы, слова звучащего, слова, восприни маемого сердцем. Итоги экзаменов наводят на тревожную мысль, что в шко лах некоторые учители не ис пользуют всех возможностей Думаю, что именно это вызва- при изучении материалов XXV ло охотное обращение юношей и XXVI съездов КПСС по воп- и девушек к темам сочинений, росам литературы и искусства, связанных с национальной по- Не все делается в педагог,иче- литикой КПСС, е 60-летием ских коллективах и в плаце СССР. В них проявилось осно- изучения книг Леонида Ильи- вательное знакомство выпуск- ча Брежнева, представляющих ников с произведениями В. Бы- благодатный материал для рас- кова, Чингиза Айтматова, крьггия тем героического под- Э. Межелайтиса и других. вига комсомола в годы коллек- Глубоко были раскрыты мно- тивизации и индустриализации, гие темы классической литера- мужества советских людей в годы Великой Отечественной войны и послевоенного перио да. Выпускники испытывают трудности при освещении воп росов, требующих изложения основных положений работ В. И. Ленина «Партийная ор ганизация н партийная лите ратура», «Лев Толстой, как зеркало русской революции», критических статен В. Г. Бе линского, Н. А. Добролюбова. На эти разделы школьной программы учителя должны обращать особо пристальное внимание, поскольку они ка саются не только отдельных произведений, а имеют прин ципиальное методологическое значение для изучения лите ратуры, для выработки у школьников основ марксистско го мировоззрения. Одно из особых мест школь ного обучения — методика ра боты над сочинением. Многие поступавшие в институт не умеют определить границы те мы, не умеют выделить в со ответствии е формулировкой основную мысль сочинения и подчинить ей доказательства. Учителям-словесникам необ. холимо больше внимания обра щать на живое непосредствен ное восприятие произведении как созданий искусства, разви вать у учеников способность самостоятельно мыслить. Как видим, итоги экзаме нов по литературе, предмету, имеющему особое значение в процессе формирования лично сти, свидетельствуют о том, что перед школой стоят большие и сложные задачи, что учителям в предстоящей работе необхо димо неустанно совершенство вать как идейно-теоретический уровень, так и методику пре подавания. О. МЕЛЬН ИЧ ЕНК О, доиент Липецкого государственного педагоги ческого института. туры XIX века. Запомнилось сочинение выпускницы липец кой школы № 45 Л. Шишкиной'. Тема Родины в поэме Гоголя «Мертвые души», требовавшая не только глубокого знания текста, но и умения обобщать суждения автора, детали ху дожественного изображения Жизни, раскрыта полно, инте ресно. Свежо, свободно и убеди тельно, привлекая жизненный и литературный материал, пи шет о союзе нерушимом рес публик свободных выпускница школы рабочей молодежи № 9 Я. Рассолова. О Родине, о ме сте этой темы в литературе ин тересно пишет И. Нехлюдова (липецкая средняя школа № 60). Способностью рассуж дать и четко излагать свои мысли порадовало сочинение выпускницы школы № 44 г. Липецка Н. Болдыревой. Порадовали отличные рабо ты, устные ответы многих вы пускников сельских школ: Е. Корнеевой и Л. Полуниной из Долгорукове, В, Малютина из села Плоское, Л. Лариной из Дрязгинской школы Усман- ского района. Все это радует, но сегодня мне бы хотелось сказать и о существенных пробелах в под готовке выпускников наших школ, которые выявили экза мены в вузе. Значительная часть абитуриентов получили неудовлетворительные оценки, как на устном, так и на пись менном экзаменах. Юноши и девушки более уверенно чувствуют себя при ответах на вопросы по совет ской литературе, изучаемой в десятом классе. Определенный схематизм, ограниченность учебным пособием без точного анализа текстов художествен ных произведений и умения их проанализировать сказываются в ответах по курсу литературы XIX века. Некоторые абиту- ПРАЗДН ИК СЕНТ ЯБРЯ Торжественно и ярко начал ся учебный год в новой ли пецкой школе № 60, открыв шейся в девятом микрорайоне Липецка. Под четкую дробь барабанов нарядные, с цветами, учащи еся заняли свои места в ко лоннах. Это был общий празд ник. Конечно, в первую оче редь тех, кто построил новую школу для ребят. Горячими аплодисментами и цветами приветствовали школьники строителей треста «Жилстрой». Звонко прозвучали в исполне нии юных чтецов стихи, по священные всем, кто принимал участие в стройке. Немалую помощь оказали в этом и сами ребята, и их родители. На торжественное открытие школы пришли почетные го сти: первый секретарь горкома КПСС В. И. Мар-ков, предсе датель горисполкома В. И. Бу лахов, первый секретарь Со ветского райкома партии В. И. Еремов, представители Советского райисполкома. Под их постоянным партийным и государственным контролем росла школа и была сдана в срок. И потому так близки и поняты всем слова первого секретаря горкома КПСС В. Н. Маркова о том, что только в нашей стране, где забота о воспитании и образовании де тей поставлена в ранг самых важных государственных задач, возможно строительство таки- ми высокими темпами. В. Н. Марков выразил уверенность в том, что ребята будут на стоящими хозяевами здания. Директор школы № 60 В. И. Байрачный от имени педагоги ческого коллектива и учащих ся заверил, что они оправдают это высокое доверие, и пять лет школа постарается обой тись без текущего и капиталь ного ремонтов. Тепло приветешовал уча щихся ветеран партии, участ ник Великой Отечественной войны П. С. Цупрунов. Немало добрых слов прозвучало в ад рес тех, кто только готовился переступить школьный порог, — первоклассников и шестиде сяти ребят-шестилеток из двух «нулевых» классов. ' И вот самые торжественные минуты. Начальник строитель ства 'В. И. Азарин вручил ди ректору школы символический ключ. Разрезается красная лен та на дверях школы. Десятиклассник В, Олессв вносит большую коробку-по- сылку. Взгляды всех присут ствующих устремлены к ней. Маленькая девочка-перво классница с белыми огромны ми бантами выходит из нее и... в ее руках звенит первый школьный звонок. О. БОРОВСКИХ, учительница. И ЮНЬ семнадцатого го да. Петроград бурлит. МуЖиюи села Романово пока об этом не знают. Они сошлись на пойме реки Воро неж делить покосы. Тут и са мый главный житель села — священник Иван. Ему, конеч но, — лучший участок. В круг ссорившихся мужи ков шагнул пятнадцатилетий Степа Гурьев, тряхнул начесан ными кудрями и, подмигнув своим дружкам Пашке и Вань ке, сказал ломким баском: — Мы вот все покосы обе гали. За Гнилой Корягой тра ва во — по пояс, да густа — мышь не проскочит. Ее и надо батюшке выделить... • Поп встрепенулся и потру сил за ребятами в сторону Гнилой Коряги. Заманив попа в чащу, под ростки скрутили ему руки и давай «отрубать банки». Паш ка держит за плечи, Ванька захватывает пятерней кожу на жирном животе, оттягивает, а Степка бьет ребром ладони. Поп дико блажит, а Степан приговаривает: — Вот те, отче, один учас ток! Вот те другой! Третий™ На крик сбежались мужики, отбили охрипшеГЪ батюшку, проклиная безбожнкх охаль ников. Страдая за опозоренный сан, батюшка ретировался. Му жики, насупясь, обступили дерзких проказников. Степан выдвинулся вперед: — Царя спихнули, а вы с попом, как с царьком, вож жаетесь! Все опешили и разом загу дели: — А ну его, голь перекат ную! — В участок их, разбойни ков! —• Нет, мужики, надо обмоз говать... Из толпы к Степану протис нулся худощавый, с жилисты ми руками Михайло, по проз вищу Смутьян. — Граждане! — Он сощу рил подслеповатые глаза. — Меня знаете. Коногон я в шах те. Третий год вместе с лоша дью под землей вагонетки с рудой таскаю. Скоро совсем ослепнем. Хозяева выгонят: слепым под землей делать не- ча! Придется оттудова выби раться* А вот из нужды, вид но, не выберешься!.. Он стал искать кого-то ,в толпе глазами, уставился на СЕРГЕЙ ПАНЮШКИН И М ГОРД ИЛА С Ь ВСЯ АРМИЯ Очерк о нашем знатном земляке Герое Советского Союза *4 генерале С . С. Гурьеве Больше часа просидел Сте пан у Жени Адамова. В село вернулся комсомольцем. Пер выми его однокашниками по комсомольской ячейке стали преданные друзья Пашка и Ванька. ...Как-то дождливой авгу стовской ночью сельчан раз будил конский топот. Ворва лись мамонтовцы. Протер Степан глаза спро сонья и — к окошку. Видит, белогвардеец выводит со двора единственного кормильца Гнед ко. Выбежал он, не помня се бя, схватился за повод: — Не тронь! Мамонтовец обнажил кли нок. — Сопротивляться?—взвизг нул он. — Это для освободи тельной армия! А ты комму нист? — Пока нет. —• Ах* пока? Стало быть, будешь? Мамонтовец занес клинок для удара, Степан отскочил, хотел »было выдернуть врытый у чггопаг столбик. Тот не под дался^®* парень юркнул под стогсоломы. подул на вы за де- Бедогвардеец пытался под дородного бородатого мужика, жечь стог, но отсыревшие обутого в сапоги, и надрывно спички . ломались и шипе'ли. рука — клещи! пальцы военком. — Шахтерская. А ти-шек принимаете! — Что же мне с вами де лать? Зачислил бы в конницу Буденного. Заявка пришла на пЪполнение. Да ведь руку ис портил, и документы теперь заполнить не смогу!.. С этого дня и ■началась их служба. Из военкомата комсо молец Гурьев попал в четвер тую дивизию кавалерийского корпуса Семена Михайловича Буденного. Под Воронежем мо лодой боец получил боевое крещение. В Воронеже, в Ка сторном, под Курском Степан все надеялся поквитаться с тем самым мамонтовцем, кото рый увел Гнедко. Да так и не встретил ни того бандита, ни своего Гнедко. Как-то вызывает отважного буденовца командир: —- Говорят, ты, Гурьев, гра мотный! — Четыре класса церковно приходской. •— О-о! А нам, понимаешь, позарез нужны свои красные офицеры. Пошлем тебя учить ся. — Да как же, товарищ ? С Деникиным еще крикнул: — Эх, вы!... По командир Чертыхаясь, он скинул с пле- не покончено! какому та- ча карабин. Тетка Степана — Покончим! Езжай. Смель- бросилась к стогу: чаков у нас много, а грамрт- — Стреляй меня! Не троясь ных раз-два — и обчелся. Да- малого!.. *. вай учись, чтоб с умом руко- Беляк грубо оттолкнул ее, водить боем... выругался, вскочил в седло Так попал комсомолец Сте- кому праву попу лучший уча сток? Я. тоже против надруга тельства, но парней надо... то го, простить... Савелия сын, хоть и годами не вышел, а дельные вещи говорят: делить надо, по совестя! С рбманов- щияой в Петрограде поконче но, а мы что? На следующий день кре- со своими дружками Иваном стьдаский сын Степан Гурьев Афонасовым и Павлом Мнги- спустился в шахту и ‘стал ко- пым исчезли. и, держа за повод Гнедко, по трусил к дому попа, где раз местился штаб. Этой ночью Степан Гурьев погоном. ^ Через несколько месяцев пришла весть о революции. Позже услышал Степан, что в Липецке ребята создали свою комсомольскую ячейку. Решил организовать такую же ячей ку в своем селе. В укоме КСМ встретил его коренастый, в красноармейской гимнастерке, парень. — Адамов, — назвался он. — Не могу евдеть дома, когда у порога враг. Прощай, отец, -плохо не думай!., пел шепнуть он. Они добрались до Грязей и прямо к военному комиссару: Хотим бить беляков! — (Возраст? — Все второго года. — Маловато... Семнадцати летних мобилизовать не имею права. пан Гурьев на курсы военных телеграфистов, а потом в Ива ново-Вознесенскую пехотную школу. Перед нападением японских милитаристов у Халхин-Гола молодой красный командир окончил военно-политическое училище, в боях проявились ус- командирские способности май ора Гурьева. Здесь он, коман дир стрелкового полка, был на гражден Двумя орденами Крас ного Знамени: советским и монгольским. И снова учеба. Успел пол ковник Гурьев окончить воен ную академию командного и штурманского состава ВВС и— в 62-й армии. В самые напря женные дн,и боев подполковник Павел Митин сообщил Гурьеву, что майор авиации Иван Афа насов геройски погиб под Во ронежем. Разметала война трех друзей из села Ленино... — Товарищ генерал! — до ложил растерявшийся телефо нист, — на нашем проводе не мец кричит: «Рус^буль-буль...» — Что? Буль-буль? Ах, да! Позади Волга! Хорошо.-, Гурьев покинул блиндаж, пробрался в один из подков и лично повел солдат в атаку. Гитлеровцы были выбиты из цехов завода «Красный Ок тябрь». Командующий 62-й армией пригласил Гурьева к себе: — Это что за мальчишество! Думаешь, мне. не хочется са мому пойти в атаку? Кто поз волил партизанщину разво дить?.. — Виноват, товарищ коман дующий! Кто знает, может быть, в этой моей атаке и была кульминация боя?.. — Может быть... — задум чиво сказал командарм. — Только впредь не нарушай приказа. Это не только мой приказ. Ты об этом знаешь, приказ Сталина... Василий Иванович Чуйков выдвинул ящик стола и протя нул Гурьеву «вальтер», в руко ятку которого была вмонтиро вана их совместная фотогра фия, а с другой стороны сде лана надпись: «Лучшему другу по боям цод Сталинградом С. С, Гурьеву от В. И. Чуйко ва». Позже, в Большой Совет ской Энциклопедии в очерке «Сталинградская битва» по явятся такие' слова: «В ожесто ченной борьбе за город особо отличились солдаты и офицеры 13-й гвардейской дивизии под командованием Героя Совет ского ..Союза А. И. Родимцева, соединения и части под коман дованием генералов С. С. Гу рьева, И. И. Людникова...» После разгрома армии фельдмаршала Паулюса соеди нение генерала Гурьева с боя ми продвигается на запад, про ходит по родному Черноземью, участвует в битве на Курско- Орловской дуге. И, наконец, снова в Прибалтике. 16-й гвардейский корпус, которым командует Гурьев, форсировав Неман, подошел в Кенигсбер гу, После изнурительных боев, продолжавшихся свыше двух месяцев, утром 6 апреля на чался штурм Кенигсберга. К вечеру 9 апреля гвардейцы ге нерала Гурьева первыми во рвались в город. В Королев ском замке пленного гитлеров ского генерала Отто Лаша привели к Степану Савельеви чу. —- Ваше наступление, — на чал высокий и худощавый ко мендант Кенигсберга, — было такой мощи, какой я еще не встречал. Ваши снаряды и бомбы целыми днями беспре рывно засыпали крепость. Бом бардировщики и штурмовики шли волна за волной. Все на ши линии связи оказались пре рванными, и только пешие связ ные ощупью пробирались че рез поля развалин на свои командные пункты или к вой скам. Невозможно было пред-* положить, что такая крепость, как Кенигсберг, падет так бы стро. Вы хорошо разработали и осуществили эту операцию... — Ну, это вы оставьте для мемуаров, — перебил Степан Савельевич. — Где гауляйтер Восточной Пруссии? — Эрих Кох бежал на ледо- , коле в Данию™ — Когда? — Сегодня ночью. Гурьев обратился к своему * адъютанту капитану Лузину: —• Телеграмму морикам-бал- тийцам. Перехватить гауляйте- ра, а сейчас переведите герман скому генералу: готов ли он подписать акт о капитуляции? — Да™ - В наградном листе, подпи санном командующим 3-м Бе лорусским фронтом, сказано: «За успешные боевые действия и проявленные исключительное мужество, отвагу и героизм в боях на территории Восточной Пруссии при штурме города и крепости Кенигсберг и при форсировании реки Прегель гвардии генерал-майор Гурьев достоин присвоения звания Героя Советского Союза». Ко мандующий спешил вручить Степану Савельевичу звезду Героя и генерал-лейтенантекие погоны. Спешил, но... не ушел. 22 апреля, когда войска 1-го Белорусского фронта уже , на ходились на окраинах Берлина, Гурьев погиб. Генерал был на наблюдательном пункте близ Пиллау, на берегу Балтийско го моря. Его так и нашли с< телефонной трубкой в руке™ «...погиб Герой Советского Союза генерал С. С. Гурьев —• прославленный командир 16-го гвардейского стрелкового кор пуса, которым гордилась вся армия». Так о нем сказал в своей книге мемуаров Иван Христофорович Баграмян. Я побывал й Гурьевске — городе, названном именем на шего славного земляка. Это один из . крупнейших городов Калининградской области. Дол го стоял у бронзового бюста Гурьева. К боли и грусти примешалось чувство великой ? гордрсти. за липчанина, рост которого — от коногона до полководца — был возможен только в стране, рожденной Октябрем. На снимке: генерал Гурьев В дни битвы за Москву. Фото из архива журнала «Советский воин». Фоторепродукция А. Мартынова. «ЧУВСТВО СЕМЬИ ЕДИНОЙ» В м и р еинтересного Давняя творческая дружба связывает писательские органи зации Липецкой м Винницкой областей. Итогом совместной работы стали Дни советской литературы на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах соревнующихся областей, взаимные переводы произведений, совместные публикации. В плене работы на ближайшие месяца — литературные вече ра в Липецке и Виннице под девизом «Чувство семьи еди ной», посвященные 60-летию образования СССР. Сегодня мы публикуем стихи винницких поэтов в перево дах липецких коллег. Владимир РАБЕНЧУК АНДРОНОВЫ Т Р А В Ы Б а л л а д а Травы целебные, Связки в рядок на столе. Добрая сила подольских полян и полей. Лекарь, старик, над травою нахмурил чело, — Все ли собрал, не забыл ли в дорогу чего? Белый, слоистый, качнется над Бугом туман. Горькие вести дошли до подольских крестьян. Лекарь, приладив котомку с травой у плеча, В Кремль подается: «Дозвольте лечить Ильича! Ну, разрешите, меня снарядило село». Клялся, сердился, а в Кремль попасть не везло. Всем растолковывал, скинув котомку с плеча: «Травы помогут! Дозвольте лечить Ильича!» Вроде, добился: - «Поскольку вы издалека, так уж и быть, Александр ВАСИЛЬЕВ КТО ЛЮБИТ РАССВЕТ... обратитесь, папаша, в ЦК». ...Дней через несколько радость достигла села — «Ленину лучше!» «Мы знали, кого посылать!» Члены коммуны придут, самосадом чадя. Только посланец их так и не видел вождя. Поздней пургой донесло горемычного в дом. Спросят о Ленине, что он расскажет о нем? Травы под лавкой, нетронута завязь мешка... «Как там наш Ленин? И как там столица Москва?» «Ленин поправился? Ты его, дядька, лечил?» Как оправданье Андрон им бумагу вручил: «Ленин поправился, трудится, шлет вам привет, просит писать о работе коммуну, Совет». Ленин здоров! Он страну молодую ведет. Скоро — за летом — ,и осень с хлебами придет! И до глубокой зимы — молотилки натруженный клич... Весть среди ночи, , как молния — «Умер Ильич...» Все почернело, застыло от лютой беды. Слышно Андрону — зима заметает скирды. Злая, крестьянская, сжала за горло печаль. «Как же я... Что ж я не спас Ильича! Был же так близко, почти что у самых дверей. Как теперь жить, Как глядеть мне теперь на людей! Как теперь солнцу и хлебу всходить, не пойму! Хоть бы те травы тогда я оставил ему». Ленин. Бессмертье. Напутствие вольной стране, Травы Андроновы к Бугу бегут по весне, блещут, шумят, колосятся, сникают в пыли. Сохнут на ранах и болях родимой земли. Перевод с украинского И. ЗАВРАЖИНА. Валентина КОЗАК С Е Я Л А МАТЬ... Сеяла мать просо — А уродились сыны рослые. Сажала розы в часы погожие — А уродились девчата пригожие. Сеяла маки, ч Сеяла лен, А уродился внучат эскадрон. Вихрем дела закружили мать. Пора уже матери отдыхать. Да где там! Опять с ее добрых посевов— рождения, свадьбы, огни новоселий. Отплываешь во сне. О, как ты удаляешься.., И зовешь не меня, Окликаешь упрямо: — Мама!.. Я склоняюсь: — Что тебе, сын мой? Ты снова зовешь. И к тебе сквозь мираж не пробиться. Окликаешь: — Сестрица! Я склоняюсь: — Что тебе, брат мой? Улибку на спящем лице уловила я. — Милая! Я встрепенулась, подавшись на свет: Меня или нет?.. Перевод с украинского А. ТАМБОВСКОЙ. Увидеть, как солнце встает Улыбчивое над простором, Как в радужной капле росы Весь мир отражается ярко. В рассветные эти часы Прекраснее нету подарка! Чего нам недостает, Чтоб видеть, как мир наш чудесен! Услышать, как »*олга льет Капель своих трепетных песен. Подслушать, как травы растут, На цыпочки встав на пригорке. И голуби в лужице пьют, Воркуя на утренней зорьке. Стремитесь же радость встречать, Когда она в гости стучится! И песни для вас зазвучат, И светлое что-то случится, И где б ни пришлось Вам бывать, Живите вот так. Не иначе. Кто любит рассвет открывать, Того повстречают удачи. У многих народностей Юго-Восточной Азии па поротник — такой же распространенный про дукт пйтания, как у нас грибы. Кстати, молодые побеги папоротника-ор ляка в приготовленном виде по вкусу напомина ют опята. Кооператоры Горно-Алтайского обл потребсоюза организо вали сбор молодых побе гов орляка. Собирают папортник жители сел, отпускники и учащиеся, приехавшие на отдых. На снимке: учащаяся Горно-Алтайского тех нологического технику ма Ирина Печерских по казывает молоДые побеги папоротника-орляка. Фото В. Садчикова. ХУБЗ-И «ХЛЕБ», И «ЖИЗНЬ» Руки, словно в белых пер- традиционные иракские леяеш- чатках от муки, снуют с быст- ки под названием хубз (на ротой конвейерного робота, арабском означает и «хлеб», и ', Мгновение — и кусок бесфор- «жизнь»). Настоящий хубз, ко- менного теста превращается торый испокон веков едят • в тонкий желтоватый блин, иракцы, выпекается в старин- Несколько таких блинов на де- ных печках — таннурах. Та- ревянной лопатке отправляется кая печка не музейная ред- в печь. Теперь главное — не кость, и.ми и сейчас еще поль- упустить момент, и пекарь не зуются в семьях любители спускает глаз с огнедышащей домашнего хлеба. Устройство форсунки. Затем ловкое дви- таннура незамысловатое: ку- жение — и е лопатки на при- полообразной формы с отвер- лавок летит порция пышных стием для выхода дыма, изго- лепешек. товлен из глины. Дважды в день такую кар- На растопку идет все: и тину можно наблюдать в баг- щепки, и сухие сучья. Когда дадских пекарнях. У их око- жар накалит глиняные стенки, шек как по расписанию: в их обкладывают кругами тон- полдень, перед обедом, и вече- ко раскатанного теста. Лепещ- ром, часов с шести, выстраи- ка, приготовленная в таннуре, вается народ. Звенят монеты, долго не черствеет даже в падающие на прилавок, кое- жарком и сухом багдадском кто из покупателей, обжигаясь, климате. пытается ухватить самые горя- Сероватый, с неповторимым чие и аппетитные на вид ле- запахом дыма хубз остается пешки. для иракцев основным и при- Небольщие пекарни, обслу- вычным продуктом питания, живаемые 3— 4 работниками, Ю. ЗИНИН, есть в каждом квартале Баг- соб. корр. АПН. лада. В них пекут и продают Багдад.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz