Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

У Вечного огня в Липецке возвышается стена, на которой 07чекгкены мужественные и волевые лица особо почитаемых липчан: ...Антипов, Меркулов, Гусев, Константинов, Панин, Лапшов, Литаврин. Возглавляет эту своеобразную галерею Героев Советского Союза Гурьев. Это место на скрещении улиц Андрея Желябова, Артура Зегеля и Юрия Гагарина во­ лею липчан названо площадью Героев. Об одном из них — Степане Савельевиче Гурьеве, 80-летний юбилей которого отмечают его земляки, я и решил поведать. цы! Так мы ж — доброволь- —■Все равно. — Ну что ж,—озорно сверк­ нул глазами Гурьев, — и без вашей помощи на фронте бу­ дем! — Степан крепко стис­ нул военкому руку. — Э-э, медведь... У тебя не Великая Отечественная война застает его в Прибалтике. Там части под его командованием ведут тяжелые оборонитель­ ные бои. Позднее стоя#и на­ смерть под Москвой воины ге­ нерал-майора Гурьева. Когда гитлеровцы рвались в Сталинград, Гурьев сражался ЗАМЕТКИ ПЕДАГОГА К ЛЮБОВЬ РОДНОМУ СЛ ОВУ В этом году в Липецкий государственный педагогический институт пришло новое пополнение, большинство — выпуск­ ники школ области. Они сдавали экзамены по разным пред­ метам, но на какой бы факультет ни поступал вчерашний школьник или имеющий трудовой стаж молодой человек, они не избежали одного экзамена .— экзамена по русскому язьь ку и литературе. Экзамен этот особый. Человек может трудиться в разных областях, заниматься разным делом, но без знания языка, без речевой культуры ему не обойтись. Доцент Липецкого пединститута О. Г. Мельниченко, воз­ главляющая в этом году приемную комиссию по литературе, делится сегодня размышлениями о постановке преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных школах области на основе итогов вступительных экзаменов. Н Е ПРИХОДИТСЯ дока- риенты проявляли, например, зыватъ, какое важное полную растерянность и бес- место в жизни каж- помощность при встрече с ко­ лото человека занимает ли- медной Н. В. Гоголя «Реви- тература — сгусток духовных зор», романом А. С. Пушкина сокровищ народа, выразитель- «Капитанская дочка», сказками ■лица его мыслей, чувств, стремлений. Поэтому посту­ пающий в высшее учебное за ­ ведение пишет не просто дик­ тант, а сочинение';' в котором обязан показать, что он вла­ деет достижениями литерату­ ры своего народа, что ему М. Е. Салтыкова-Щедрина и другими произведениями. Види­ мо, учителя школ не уделяют должного внимания повторе­ нию курса русской литературы XIX века в десятом классе. Выпускники часто лишь приблизительно знакомы с тек доступны ее богатства, что они стами художественных произ- стали составной частью его личности. В этом году поступающие в наш институт писали сочинения начразные темы: и по истории литературы прошлого века (творчество Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. С. Пушкина), и по советской (А. М. Горький, М. А. Шоло­ хов, Н. ОстрбВсКйй). Каждому предоставлялась возможность избрать и одну из свободных тем. Они были посвящены при­ ближающейся дате 60-летия образование Союза. Советских Соцналистн-ческих Республик: «Создание Союза ССР — жи­ вое воплощение идей Владими­ ра Ильича Ленина, ленинских принципов национальной пом - тики», «Союз нерушимый рес­ публик свободных», «Мы — со­ ветский народ». Сочинения, ответы на устных экзаменах дают возможность сделать вывод, что большинст­ во абитуриентов твердо вла­ деет программным материалом, умеет выразить глубокие суж­ дения, правильно оценить то или иное литературное и жиз­ ненное явление. Учителя многих школ стали серьезно изучать литературу народов СССР на факульта­ тивных, внеклассных занятиях ведений. При таком Лоложении трудно говорить о творческом подходе К избранной теме. Со­ чинения не отличаются ориги­ нальностью мыслей, абитуриен ты находят ответы на вопросы в готовых работах. «Книжность» письменных ра­ бот во многих случаях стано­ вится недостатком в них, и что самое досадное, отсутствуют живые чувства. Думается, пра­ вомерно говорить о необходи­ мости, важности воспитания высокой культуры чувств у учащихся, способности сопере­ живать, сострадать, возмущать­ ся, негодовать, сердцем откли­ каться на человеческое горе, радость. А эту задачу возмож­ но выполнить лишь при самом внимательном отношении на уроках литературы к художе­ ственному слову. Сейчас в школах Много внимания уделя­ ется техническим средствам обучения. Да, они необходимы, но учитель-словесник ни в коем случае не должен забывать о первостепенном значении слова на уроках литературы, слова звучащего, слова, восприни­ маемого сердцем. Итоги экзаменов наводят на тревожную мысль, что в шко­ лах некоторые учители не ис­ пользуют всех возможностей Думаю, что именно это вызва- при изучении материалов XXV ло охотное обращение юношей и XXVI съездов КПСС по воп- и девушек к темам сочинений, росам литературы и искусства, связанных с национальной по- Не все делается в педагог,иче- литикой КПСС, е 60-летием ских коллективах и в плаце СССР. В них проявилось осно- изучения книг Леонида Ильи- вательное знакомство выпуск- ча Брежнева, представляющих ников с произведениями В. Бы- благодатный материал для рас- кова, Чингиза Айтматова, крьггия тем героического под- Э. Межелайтиса и других. вига комсомола в годы коллек- Глубоко были раскрыты мно- тивизации и индустриализации, гие темы классической литера- мужества советских людей в годы Великой Отечественной войны и послевоенного перио­ да. Выпускники испытывают трудности при освещении воп­ росов, требующих изложения основных положений работ В. И. Ленина «Партийная ор­ ганизация н партийная лите­ ратура», «Лев Толстой, как зеркало русской революции», критических статен В. Г. Бе­ линского, Н. А. Добролюбова. На эти разделы школьной программы учителя должны обращать особо пристальное внимание, поскольку они ка­ саются не только отдельных произведений, а имеют прин­ ципиальное методологическое значение для изучения лите­ ратуры, для выработки у школьников основ марксистско­ го мировоззрения. Одно из особых мест школь­ ного обучения — методика ра­ боты над сочинением. Многие поступавшие в институт не умеют определить границы те­ мы, не умеют выделить в со­ ответствии е формулировкой основную мысль сочинения и подчинить ей доказательства. Учителям-словесникам необ. холимо больше внимания обра­ щать на живое непосредствен­ ное восприятие произведении как созданий искусства, разви­ вать у учеников способность самостоятельно мыслить. Как видим, итоги экзаме­ нов по литературе, предмету, имеющему особое значение в процессе формирования лично­ сти, свидетельствуют о том, что перед школой стоят большие и сложные задачи, что учителям в предстоящей работе необхо­ димо неустанно совершенство­ вать как идейно-теоретический уровень, так и методику пре­ подавания. О. МЕЛЬН ИЧ ЕНК О, доиент Липецкого государственного педагоги­ ческого института. туры XIX века. Запомнилось сочинение выпускницы липец­ кой школы № 45 Л. Шишкиной'. Тема Родины в поэме Гоголя «Мертвые души», требовавшая не только глубокого знания текста, но и умения обобщать суждения автора, детали ху­ дожественного изображения Жизни, раскрыта полно, инте­ ресно. Свежо, свободно и убеди­ тельно, привлекая жизненный и литературный материал, пи­ шет о союзе нерушимом рес­ публик свободных выпускница школы рабочей молодежи № 9 Я. Рассолова. О Родине, о ме­ сте этой темы в литературе ин­ тересно пишет И. Нехлюдова (липецкая средняя школа № 60). Способностью рассуж­ дать и четко излагать свои мысли порадовало сочинение выпускницы школы № 44 г. Липецка Н. Болдыревой. Порадовали отличные рабо­ ты, устные ответы многих вы­ пускников сельских школ: Е. Корнеевой и Л. Полуниной из Долгорукове, В, Малютина из села Плоское, Л. Лариной из Дрязгинской школы Усман- ского района. Все это радует, но сегодня мне бы хотелось сказать и о существенных пробелах в под­ готовке выпускников наших школ, которые выявили экза­ мены в вузе. Значительная часть абитуриентов получили неудовлетворительные оценки, как на устном, так и на пись­ менном экзаменах. Юноши и девушки более уверенно чувствуют себя при ответах на вопросы по совет­ ской литературе, изучаемой в десятом классе. Определенный схематизм, ограниченность учебным пособием без точного анализа текстов художествен­ ных произведений и умения их проанализировать сказываются в ответах по курсу литературы XIX века. Некоторые абиту- ПРАЗДН ИК СЕНТ ЯБРЯ Торжественно и ярко начал­ ся учебный год в новой ли­ пецкой школе № 60, открыв­ шейся в девятом микрорайоне Липецка. Под четкую дробь барабанов нарядные, с цветами, учащи­ еся заняли свои места в ко­ лоннах. Это был общий празд­ ник. Конечно, в первую оче­ редь тех, кто построил новую школу для ребят. Горячими аплодисментами и цветами приветствовали школьники строителей треста «Жилстрой». Звонко прозвучали в исполне­ нии юных чтецов стихи, по­ священные всем, кто принимал участие в стройке. Немалую помощь оказали в этом и сами ребята, и их родители. На торжественное открытие школы пришли почетные го­ сти: первый секретарь горкома КПСС В. И. Мар-ков, предсе­ датель горисполкома В. И. Бу­ лахов, первый секретарь Со­ ветского райкома партии В. И. Еремов, представители Советского райисполкома. Под их постоянным партийным и государственным контролем росла школа и была сдана в срок. И потому так близки и поняты всем слова первого секретаря горкома КПСС В. Н. Маркова о том, что только в нашей стране, где забота о воспитании и образовании де­ тей поставлена в ранг самых важных государственных задач, возможно строительство таки- ми высокими темпами. В. Н. Марков выразил уверенность в том, что ребята будут на­ стоящими хозяевами здания. Директор школы № 60 В. И. Байрачный от имени педагоги­ ческого коллектива и учащих­ ся заверил, что они оправдают это высокое доверие, и пять лет школа постарается обой­ тись без текущего и капиталь­ ного ремонтов. Тепло приветешовал уча­ щихся ветеран партии, участ­ ник Великой Отечественной войны П. С. Цупрунов. Немало добрых слов прозвучало в ад­ рес тех, кто только готовился переступить школьный порог, — первоклассников и шестиде­ сяти ребят-шестилеток из двух «нулевых» классов. ' И вот самые торжественные минуты. Начальник строитель­ ства 'В. И. Азарин вручил ди­ ректору школы символический ключ. Разрезается красная лен­ та на дверях школы. Десятиклассник В, Олессв вносит большую коробку-по- сылку. Взгляды всех присут­ ствующих устремлены к ней. Маленькая девочка-перво­ классница с белыми огромны­ ми бантами выходит из нее и... в ее руках звенит первый школьный звонок. О. БОРОВСКИХ, учительница. И ЮНЬ семнадцатого го­ да. Петроград бурлит. МуЖиюи села Романово пока об этом не знают. Они сошлись на пойме реки Воро­ неж делить покосы. Тут и са­ мый главный житель села — священник Иван. Ему, конеч­ но, — лучший участок. В круг ссорившихся мужи­ ков шагнул пятнадцатилетий Степа Гурьев, тряхнул начесан­ ными кудрями и, подмигнув своим дружкам Пашке и Вань­ ке, сказал ломким баском: — Мы вот все покосы обе­ гали. За Гнилой Корягой тра­ ва во — по пояс, да густа — мышь не проскочит. Ее и надо батюшке выделить... • Поп встрепенулся и потру­ сил за ребятами в сторону Гнилой Коряги. Заманив попа в чащу, под­ ростки скрутили ему руки и давай «отрубать банки». Паш­ ка держит за плечи, Ванька захватывает пятерней кожу на жирном животе, оттягивает, а Степка бьет ребром ладони. Поп дико блажит, а Степан приговаривает: — Вот те, отче, один учас­ ток! Вот те другой! Третий™ На крик сбежались мужики, отбили охрипшеГЪ батюшку, проклиная безбожнкх охаль­ ников. Страдая за опозоренный сан, батюшка ретировался. Му­ жики, насупясь, обступили дерзких проказников. Степан выдвинулся вперед: — Царя спихнули, а вы с попом, как с царьком, вож­ жаетесь! Все опешили и разом загу­ дели: — А ну его, голь перекат­ ную! — В участок их, разбойни­ ков! —• Нет, мужики, надо обмоз­ говать... Из толпы к Степану протис­ нулся худощавый, с жилисты­ ми руками Михайло, по проз­ вищу Смутьян. — Граждане! — Он сощу­ рил подслеповатые глаза. — Меня знаете. Коногон я в шах­ те. Третий год вместе с лоша­ дью под землей вагонетки с рудой таскаю. Скоро совсем ослепнем. Хозяева выгонят: слепым под землей делать не- ча! Придется оттудова выби­ раться* А вот из нужды, вид­ но, не выберешься!.. Он стал искать кого-то ,в толпе глазами, уставился на СЕРГЕЙ ПАНЮШКИН И М ГОРД ИЛА С Ь ВСЯ АРМИЯ Очерк о нашем знатном земляке Герое Советского Союза *4 генерале С . С. Гурьеве Больше часа просидел Сте­ пан у Жени Адамова. В село вернулся комсомольцем. Пер­ выми его однокашниками по комсомольской ячейке стали преданные друзья Пашка и Ванька. ...Как-то дождливой авгу­ стовской ночью сельчан раз­ будил конский топот. Ворва­ лись мамонтовцы. Протер Степан глаза спро­ сонья и — к окошку. Видит, белогвардеец выводит со двора единственного кормильца Гнед­ ко. Выбежал он, не помня се­ бя, схватился за повод: — Не тронь! Мамонтовец обнажил кли­ нок. — Сопротивляться?—взвизг­ нул он. — Это для освободи­ тельной армия! А ты комму­ нист? — Пока нет. —• Ах* пока? Стало быть, будешь? Мамонтовец занес клинок для удара, Степан отскочил, хотел »было выдернуть врытый у чггопаг столбик. Тот не под­ дался^®* парень юркнул под стогсоломы. подул на вы за де- Бедогвардеец пытался под­ дородного бородатого мужика, жечь стог, но отсыревшие обутого в сапоги, и надрывно спички . ломались и шипе'ли. рука — клещи! пальцы военком. — Шахтерская. А ти-шек принимаете! — Что же мне с вами де­ лать? Зачислил бы в конницу Буденного. Заявка пришла на пЪполнение. Да ведь руку ис­ портил, и документы теперь заполнить не смогу!.. С этого дня и ■началась их служба. Из военкомата комсо­ молец Гурьев попал в четвер­ тую дивизию кавалерийского корпуса Семена Михайловича Буденного. Под Воронежем мо­ лодой боец получил боевое крещение. В Воронеже, в Ка­ сторном, под Курском Степан все надеялся поквитаться с тем самым мамонтовцем, кото­ рый увел Гнедко. Да так и не встретил ни того бандита, ни своего Гнедко. Как-то вызывает отважного буденовца командир: —- Говорят, ты, Гурьев, гра­ мотный! — Четыре класса церковно­ приходской. •— О-о! А нам, понимаешь, позарез нужны свои красные офицеры. Пошлем тебя учить­ ся. — Да как же, товарищ ? С Деникиным еще крикнул: — Эх, вы!... По командир Чертыхаясь, он скинул с пле- не покончено! какому та- ча карабин. Тетка Степана — Покончим! Езжай. Смель- бросилась к стогу: чаков у нас много, а грамрт- — Стреляй меня! Не троясь ных раз-два — и обчелся. Да- малого!.. *. вай учись, чтоб с умом руко- Беляк грубо оттолкнул ее, водить боем... выругался, вскочил в седло Так попал комсомолец Сте- кому праву попу лучший уча­ сток? Я. тоже против надруга­ тельства, но парней надо... то­ го, простить... Савелия сын, хоть и годами не вышел, а дельные вещи говорят: делить надо, по совестя! С рбманов- щияой в Петрограде поконче­ но, а мы что? На следующий день кре- со своими дружками Иваном стьдаский сын Степан Гурьев Афонасовым и Павлом Мнги- спустился в шахту и ‘стал ко- пым исчезли. и, держа за повод Гнедко, по­ трусил к дому попа, где раз­ местился штаб. Этой ночью Степан Гурьев погоном. ^ Через несколько месяцев пришла весть о революции. Позже услышал Степан, что в Липецке ребята создали свою комсомольскую ячейку. Решил организовать такую же ячей­ ку в своем селе. В укоме КСМ встретил его коренастый, в красноармейской гимнастерке, парень. — Адамов, — назвался он. — Не могу евдеть дома, когда у порога враг. Прощай, отец, -плохо не думай!., пел шепнуть он. Они добрались до Грязей и прямо к военному комиссару: Хотим бить беляков! — (Возраст? — Все второго года. — Маловато... Семнадцати­ летних мобилизовать не имею права. пан Гурьев на курсы военных телеграфистов, а потом в Ива­ ново-Вознесенскую пехотную школу. Перед нападением японских милитаристов у Халхин-Гола молодой красный командир окончил военно-политическое училище, в боях проявились ус- командирские способности май­ ора Гурьева. Здесь он, коман­ дир стрелкового полка, был на­ гражден Двумя орденами Крас­ ного Знамени: советским и монгольским. И снова учеба. Успел пол­ ковник Гурьев окончить воен­ ную академию командного и штурманского состава ВВС и— в 62-й армии. В самые напря­ женные дн,и боев подполковник Павел Митин сообщил Гурьеву, что майор авиации Иван Афа­ насов геройски погиб под Во­ ронежем. Разметала война трех друзей из села Ленино... — Товарищ генерал! — до­ ложил растерявшийся телефо­ нист, — на нашем проводе не­ мец кричит: «Рус^буль-буль...» — Что? Буль-буль? Ах, да! Позади Волга! Хорошо.-, Гурьев покинул блиндаж, пробрался в один из подков и лично повел солдат в атаку. Гитлеровцы были выбиты из цехов завода «Красный Ок­ тябрь». Командующий 62-й армией пригласил Гурьева к себе: — Это что за мальчишество! Думаешь, мне. не хочется са­ мому пойти в атаку? Кто поз­ волил партизанщину разво­ дить?.. — Виноват, товарищ коман­ дующий! Кто знает, может быть, в этой моей атаке и была кульминация боя?.. — Может быть... — задум­ чиво сказал командарм. — Только впредь не нарушай приказа. Это не только мой приказ. Ты об этом знаешь, приказ Сталина... Василий Иванович Чуйков выдвинул ящик стола и протя­ нул Гурьеву «вальтер», в руко­ ятку которого была вмонтиро­ вана их совместная фотогра­ фия, а с другой стороны сде­ лана надпись: «Лучшему другу по боям цод Сталинградом С. С, Гурьеву от В. И. Чуйко­ ва». Позже, в Большой Совет­ ской Энциклопедии в очерке «Сталинградская битва» по­ явятся такие' слова: «В ожесто­ ченной борьбе за город особо отличились солдаты и офицеры 13-й гвардейской дивизии под командованием Героя Совет­ ского ..Союза А. И. Родимцева, соединения и части под коман­ дованием генералов С. С. Гу­ рьева, И. И. Людникова...» После разгрома армии фельдмаршала Паулюса соеди­ нение генерала Гурьева с боя­ ми продвигается на запад, про­ ходит по родному Черноземью, участвует в битве на Курско- Орловской дуге. И, наконец, снова в Прибалтике. 16-й гвардейский корпус, которым командует Гурьев, форсировав Неман, подошел в Кенигсбер­ гу, После изнурительных боев, продолжавшихся свыше двух месяцев, утром 6 апреля на­ чался штурм Кенигсберга. К вечеру 9 апреля гвардейцы ге­ нерала Гурьева первыми во­ рвались в город. В Королев­ ском замке пленного гитлеров­ ского генерала Отто Лаша привели к Степану Савельеви­ чу. —- Ваше наступление, — на­ чал высокий и худощавый ко­ мендант Кенигсберга, — было такой мощи, какой я еще не встречал. Ваши снаряды и бомбы целыми днями беспре­ рывно засыпали крепость. Бом­ бардировщики и штурмовики шли волна за волной. Все на­ ши линии связи оказались пре­ рванными, и только пешие связ­ ные ощупью пробирались че­ рез поля развалин на свои командные пункты или к вой­ скам. Невозможно было пред-* положить, что такая крепость, как Кенигсберг, падет так бы­ стро. Вы хорошо разработали и осуществили эту операцию... — Ну, это вы оставьте для мемуаров, — перебил Степан Савельевич. — Где гауляйтер Восточной Пруссии? — Эрих Кох бежал на ледо- , коле в Данию™ — Когда? — Сегодня ночью. Гурьев обратился к своему * адъютанту капитану Лузину: —• Телеграмму морикам-бал- тийцам. Перехватить гауляйте- ра, а сейчас переведите герман­ скому генералу: готов ли он подписать акт о капитуляции? — Да™ - В наградном листе, подпи­ санном командующим 3-м Бе­ лорусским фронтом, сказано: «За успешные боевые действия и проявленные исключительное мужество, отвагу и героизм в боях на территории Восточной Пруссии при штурме города и крепости Кенигсберг и при форсировании реки Прегель гвардии генерал-майор Гурьев достоин присвоения звания Героя Советского Союза». Ко­ мандующий спешил вручить Степану Савельевичу звезду Героя и генерал-лейтенантекие погоны. Спешил, но... не ушел. 22 апреля, когда войска 1-го Белорусского фронта уже , на­ ходились на окраинах Берлина, Гурьев погиб. Генерал был на наблюдательном пункте близ Пиллау, на берегу Балтийско­ го моря. Его так и нашли с< телефонной трубкой в руке™ «...погиб Герой Советского Союза генерал С. С. Гурьев —• прославленный командир 16-го гвардейского стрелкового кор­ пуса, которым гордилась вся армия». Так о нем сказал в своей книге мемуаров Иван Христофорович Баграмян. Я побывал й Гурьевске — городе, названном именем на­ шего славного земляка. Это один из . крупнейших городов Калининградской области. Дол­ го стоял у бронзового бюста Гурьева. К боли и грусти примешалось чувство великой ? гордрсти. за липчанина, рост которого — от коногона до полководца — был возможен только в стране, рожденной Октябрем. На снимке: генерал Гурьев В дни битвы за Москву. Фото из архива журнала «Советский воин». Фоторепродукция А. Мартынова. «ЧУВСТВО СЕМЬИ ЕДИНОЙ» В м и р еинтересного Давняя творческая дружба связывает писательские органи­ зации Липецкой м Винницкой областей. Итогом совместной работы стали Дни советской литературы на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах соревнующихся областей, взаимные переводы произведений, совместные публикации. В плене работы на ближайшие месяца — литературные вече­ ра в Липецке и Виннице под девизом «Чувство семьи еди­ ной», посвященные 60-летию образования СССР. Сегодня мы публикуем стихи винницких поэтов в перево­ дах липецких коллег. Владимир РАБЕНЧУК АНДРОНОВЫ Т Р А В Ы Б а л л а д а Травы целебные, Связки в рядок на столе. Добрая сила подольских полян и полей. Лекарь, старик, над травою нахмурил чело, — Все ли собрал, не забыл ли в дорогу чего? Белый, слоистый, качнется над Бугом туман. Горькие вести дошли до подольских крестьян. Лекарь, приладив котомку с травой у плеча, В Кремль подается: «Дозвольте лечить Ильича! Ну, разрешите, меня снарядило село». Клялся, сердился, а в Кремль попасть не везло. Всем растолковывал, скинув котомку с плеча: «Травы помогут! Дозвольте лечить Ильича!» Вроде, добился: - «Поскольку вы издалека, так уж и быть, Александр ВАСИЛЬЕВ КТО ЛЮБИТ РАССВЕТ... обратитесь, папаша, в ЦК». ...Дней через несколько радость достигла села — «Ленину лучше!» «Мы знали, кого посылать!» Члены коммуны придут, самосадом чадя. Только посланец их так и не видел вождя. Поздней пургой донесло горемычного в дом. Спросят о Ленине, что он расскажет о нем? Травы под лавкой, нетронута завязь мешка... «Как там наш Ленин? И как там столица Москва?» «Ленин поправился? Ты его, дядька, лечил?» Как оправданье Андрон им бумагу вручил: «Ленин поправился, трудится, шлет вам привет, просит писать о работе коммуну, Совет». Ленин здоров! Он страну молодую ведет. Скоро — за летом — ,и осень с хлебами придет! И до глубокой зимы — молотилки натруженный клич... Весть среди ночи, , как молния — «Умер Ильич...» Все почернело, застыло от лютой беды. Слышно Андрону — зима заметает скирды. Злая, крестьянская, сжала за горло печаль. «Как же я... Что ж я не спас Ильича! Был же так близко, почти что у самых дверей. Как теперь жить, Как глядеть мне теперь на людей! Как теперь солнцу и хлебу всходить, не пойму! Хоть бы те травы тогда я оставил ему». Ленин. Бессмертье. Напутствие вольной стране, Травы Андроновы к Бугу бегут по весне, блещут, шумят, колосятся, сникают в пыли. Сохнут на ранах и болях родимой земли. Перевод с украинского И. ЗАВРАЖИНА. Валентина КОЗАК С Е Я Л А МАТЬ... Сеяла мать просо — А уродились сыны рослые. Сажала розы в часы погожие — А уродились девчата пригожие. Сеяла маки, ч Сеяла лен, А уродился внучат эскадрон. Вихрем дела закружили мать. Пора уже матери отдыхать. Да где там! Опять с ее добрых посевов— рождения, свадьбы, огни новоселий. Отплываешь во сне. О, как ты удаляешься.., И зовешь не меня, Окликаешь упрямо: — Мама!.. Я склоняюсь: — Что тебе, сын мой? Ты снова зовешь. И к тебе сквозь мираж не пробиться. Окликаешь: — Сестрица! Я склоняюсь: — Что тебе, брат мой? Улибку на спящем лице уловила я. — Милая! Я встрепенулась, подавшись на свет: Меня или нет?.. Перевод с украинского А. ТАМБОВСКОЙ. Увидеть, как солнце встает Улыбчивое над простором, Как в радужной капле росы Весь мир отражается ярко. В рассветные эти часы Прекраснее нету подарка! Чего нам недостает, Чтоб видеть, как мир наш чудесен! Услышать, как »*олга льет Капель своих трепетных песен. Подслушать, как травы растут, На цыпочки встав на пригорке. И голуби в лужице пьют, Воркуя на утренней зорьке. Стремитесь же радость встречать, Когда она в гости стучится! И песни для вас зазвучат, И светлое что-то случится, И где б ни пришлось Вам бывать, Живите вот так. Не иначе. Кто любит рассвет открывать, Того повстречают удачи. У многих народностей Юго-Восточной Азии па­ поротник — такой же распространенный про­ дукт пйтания, как у нас грибы. Кстати, молодые побеги папоротника-ор­ ляка в приготовленном виде по вкусу напомина­ ют опята. Кооператоры Горно-Алтайского обл­ потребсоюза организо­ вали сбор молодых побе­ гов орляка. Собирают папортник жители сел, отпускники и учащиеся, приехавшие на отдых. На снимке: учащаяся Горно-Алтайского тех­ нологического технику­ ма Ирина Печерских по­ казывает молоДые побеги папоротника-орляка. Фото В. Садчикова. ХУБЗ-И «ХЛЕБ», И «ЖИЗНЬ» Руки, словно в белых пер- традиционные иракские леяеш- чатках от муки, снуют с быст- ки под названием хубз (на ротой конвейерного робота, арабском означает и «хлеб», и ', Мгновение — и кусок бесфор- «жизнь»). Настоящий хубз, ко- менного теста превращается торый испокон веков едят • в тонкий желтоватый блин, иракцы, выпекается в старин- Несколько таких блинов на де- ных печках — таннурах. Та- ревянной лопатке отправляется кая печка не музейная ред- в печь. Теперь главное — не кость, и.ми и сейчас еще поль- упустить момент, и пекарь не зуются в семьях любители спускает глаз с огнедышащей домашнего хлеба. Устройство форсунки. Затем ловкое дви- таннура незамысловатое: ку- жение — и е лопатки на при- полообразной формы с отвер- лавок летит порция пышных стием для выхода дыма, изго- лепешек. товлен из глины. Дважды в день такую кар- На растопку идет все: и тину можно наблюдать в баг- щепки, и сухие сучья. Когда дадских пекарнях. У их око- жар накалит глиняные стенки, шек как по расписанию: в их обкладывают кругами тон- полдень, перед обедом, и вече- ко раскатанного теста. Лепещ- ром, часов с шести, выстраи- ка, приготовленная в таннуре, вается народ. Звенят монеты, долго не черствеет даже в падающие на прилавок, кое- жарком и сухом багдадском кто из покупателей, обжигаясь, климате. пытается ухватить самые горя- Сероватый, с неповторимым чие и аппетитные на вид ле- запахом дыма хубз остается пешки. для иракцев основным и при- Небольщие пекарни, обслу- вычным продуктом питания, живаемые 3— 4 работниками, Ю. ЗИНИН, есть в каждом квартале Баг- соб. корр. АПН. лада. В них пекут и продают Багдад.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz