Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

УЧЕБА И Т РУ Д -В РАДОСТЬ! Прошел год с того времени, как педагогические коллекти­ вы нескольких школ и детских учреждений приняли обраще­ ние ко всем учителям области работать под девизом «Каждо­ му детскому учреждению -—высокий уровень учебно - воспи­ тательной работы». В числе инициаторов и Паршииовская средняя школа Добринского района. Накануне нового учебного года мы обратились к «дирек­ тору этой школы, отличнику народного просвещения РСФСР В. П. Коткову с просьбой рассказать о том, что сде­ лано коллективом - инициатором за прошедшее время, по­ делиться опытом работы. В СЕГО три года назад наша школа выгля­ дела, скажем пря­ мо, неказисто. Она располага­ лась в пяти зданиях, приспо­ собленных под учебные классы н мастерские. Понятно, что учителям было нелегко, здания находились далеко друг от друга, и попробуй за короткую перемену буквально перебежать по улице с урока на урок, пе­ ренести необходимые приборы н таблицы, приготовить техниче­ ские средства. Все это сказы­ валось и на успеваемости, и на качестве занятий, и на пове­ дении учащихся. Но вот в ноябре 1979 года школа справила новоселье. Пе­ дагогический коллектив решил, что в новом здании надо при­ ложить максимум стараний и усилий, чтобы работать инте­ ресней н содержательней., что­ бы ребятам было радостно учиться и проводить время после уроков. Прежде всего, критически ос­ мыслив опыт многих школ по созданию учебных кабинетов, мы решили осуществить пере­ ход на кабинетную систему обучения в максимально ко- рвткий срок. Полностью приоб­ рели оборудование. Радовались каждой новинке: кодоскопы, магнитофоны, проигрыватели, телевизоры, диапроекторы, киноаппараты, оборудова­ ние д л я , лингафонных кабине­ тов — все это покупали и в Липецке, и во многих городах страны. Нам хотелось, чтобы сельская школа в этом плане ничем не уступала городским. Новоселье и почти полный пе­ реход на кабинетную систему обучения наши учителя празд­ новали одновременно. Семь классных комнат по основным предметам; располагали автома­ тизированными пультами уп­ равления. Показать диафильм, кинофильм, включить магнито­ фон, проигрыватель — на все это учитель отныне тратил ми­ нимум драгоценного времени урока. Мы постарались навести в новом здании с первых же дней уют: оборудовали и заселили живой уголок, оформили шах­ матный клуб, украсили стенда­ ми, цветами коридоры. Во всех этих работах самое активное участие принимали ребята. Они помогали устанавливать и ме­ бель, порой сами вносили пред­ ложения по оформлению. Это очень важно, чтобы ре­ бята сами ощутили, что именно они — хозяева школы. С увле­ чением весной следующего года они вместе с учителями сажали вокруг Здания берёзки, туи,то­ поля, рябины, ели, кустарник, разбивали цветники. И прият­ но отметить, что уже сейчас на­ ша школа утопает в зелени, в ярких красках цветов. Конечно, не сразу, но посте­ пенно повышалась успевае­ мость. Многие учителя быстро и в совершенстве освоили тех­ нические средства обучения. Выступив с обращением «Каждому детскому учреж­ дению — высокий уро­ вень учебно - воспитатель­ ной работы», наш педаго­ гический коллектив уделил серьезное внимание ориентации учащихся на сельские профес­ сии. Школа приобрела трактор и автомобиль. Чтобы сохранить эту технику и сельскохозяйст­ венный инвентарь, построили гараж на три бокса. Для прак­ тики по вождению соорудили большой трактородром. Теперь рега реки. За активную работу ежегодно более сорока старше- по бережному отношению к классников приобретают навы- природе школа награждена ки тракториста и шофера. грамотой обкома профсоюза и Год назад наше учебное за- областного общества охраны ведение стало школой полного природы. дня. Восемьдесят процентов Свой вклад вносят учащиеся учащихся Г—8 классов целый и учителя и в решение Продо- день находятся рядом с учите- вольственной программы. На лями. Чтобы не было одяообра- своем опытном участке посади- зия и скуки в занятиях, мы ли картошку, огурцы, помидо- построили для группы продлен- ры, лук, капусту, морковь и ного дня спортивный городок, другие овощи. Сейчас их кон- Для малышей организована сервируют, солят с тем, чтобы игровая комната. Ребята с в течение всего учебного года удовольствием посещают круж- использовать в школьной сто­ ки «Умелые руки», «Юный пче- ловой. Тридцать девятиклас* ловод», «Юннат», хоровой, фо- сников в летние каникулы ра- токружок, шахматный клуб, ботали и отдыхали в лагере спортивные секции. «Колосок». Они очистили от Для улучшения материальной примеси ржи около 300 гекта- базы по занятиям военной под- ров пшеницы. Сейчас во время готовки оборудованы площад- уборки урожая многие работы ка, караульный городок, по- на току осуществляют старше- строен стрелковый тир. Теперь классники. Некоторые из них школа держит первые места на работают штурвальными, па- райояных соревнованиях по стухами. Младшие ребята все лето помогали прогуливать скот на свиноводческом ком­ плексе. На заработанные сред­ ства ребята по традиции поедут в конце нового учебного года в один из гефодов-героев. Школа уже первого июня бы- стрельбе. Сельские ребята очень любят футбол, волейбол. Но вот сво­ его стадиона ни в школе, ни в селе не имелось. Поэтому сов­ местно с колхозом ^Красный Октябрь» мы начали строить свой стадион. Отведен участок, ла готова' к занятиям. Прове- засеяли травяной газон, ны- ден своими силами текущий нешней осенью общими усилия- ремонт, все учителя завезли ми установим все необходимое для своих нужд уголь, учащие- для спортивного городка. ся обеспечены учебниками. Весной этого года по инициа- *^°яеЧн0’ нам ещем многое тйве трех сельских советов: пРеДстоит сделать. Не уком- Каверинского Липецкой обла- плектована пока опытными по­ сти, Больше-Самовецкого Во- ваРами школьная столовая. По ронежской и Шмаровского Тамбовской области в нашем родных депутатов в этом нам должен помочь Добринский общепит. Но там заявляют, селе состоялся сход граждан по сохранению полноводности _ _______ реки Битюг. Была разработана что кадРами не располагают. и начала осуществляться кон­ кретная программа. В этом ак- <В новом учебном году наше­ му коллективу придется нема- тивное участие приняла и на- ло поработать над повышением ша школа. Учащиеся высадили качества знаний учащихся. Но по берегам реки более 20 ты- я думаю, наши педагоги спра- сяч кустарников и деревьев, вятся с этими задачами и вы> ухаживали за Посадками в лет- полнят все те обязательства, ние каникулы. Создано лесни- которые были приняты нами, чество. Ребята заложили свой питомник, который дал в этом В. КОТКОВ, году дружные всходы. Эти де~ директор Паршиновской ревья школьники через некого- средней школы рое время высадят вдоль 6е- Добринского района. П О ДЕЛАМ обществен- кие почетные стенды? В каж- общественных организаций це- нят только о небольшому их ным довелось мне побы- дой школе сотни учеников, не ха. числе, да и то из недавних!Бы­ вать в ряде школ Липец- все друг друга знают по фа- В средней школе № 9 по пра- пусков. А в одной ,из шкодад в а, , ка. Как всегда, обращал вни- милии, тем более по делам. Ну, ву гордятся выпускниками убеленных сединами педадага в 4 мание на то, как они оформле- полюбуются на фотографии, на В. Шведовым, А. Пилипчуком, беседе со мной заявили: тсСле-у ны. И заметил распространен- незнакомые фамилии. Что это Н. АвериноД. Наташа Аверина дить за жизнью выпускников?*^’ ную картину: много стендов, даст им? ‘Вряд ли даже заду- окончила школу в 1977 году с Это не наше дело. И так*«дох-(Г| рассказывающих о лучших уча- маются, за что такой по^ет то- золотой медалью. Учится на путь некогда». К сожалению^, щихся школы. Это. само по се- варищам. Посмотрят и равно- пятом курсе Воронежского тех- это нередкое явление, бе очень хорошо. Насторажи- душно отойдут... А что почерп- нологического института. От- Беседовал я и со знапньвмн ; вает несколько формальный нут родители, посещающие личяица, мастер спорта по ху- выпускниками некоторьшшкюл. подход к тому, что составляет школу? Думается, неплохо бы дожественной гимнастике, де- На мой вопрос: «Давно ли^выл их содержание. Например, по- под каждой фотографией и фа- путат Воронежского горбдеко- были в родной школе?» ^ о т -4 нятно, чьи фотографии поме­ шать под заголовками: «Отлич­ ник учебы», «Лучшие пионеры», «Лучшие комсомольцы». Тут разных мнений быть не может. Другое дело — стенды, озаглавленные «Гордость шко­ лы» и «Ими гордится школа». Как правило, на них замеча­ ешь фотографии только отлич­ ников учебы, с чем согласиться никак нельзя. Не секрет, что . _ тг есть и такие учащиеся, и их милией кратко написать об го Совета народных депутатов, вечали: «Давно. Как-то-закру- / немало, которые по разным об- учебе школьника, трудовой и Сейчас проходит стажерскую тились, да и не приглашают:.- стоятельствам усваивают прог- общественной его деятельности, практику во Франции. Можно нас». Горько было слышать иД раммный материал йена сплош- Можнп и н у ж н о гооазпо ши- много пРквести подобных при- такие ответы: «Пришел я в | ные «пятерки», но во всех от- ре смотреть на само ? понятие ШК0ЛУ’ пРошелся по ,КОРИДО“ К А К Ж ИВЕШ Ь , ВЫПУСКНИК? З а м ет к и о н а гл я д н о й а г и т а ц и и в ш кол е ношениях являются высоко- «гоплосфь школы» Неплохо бы ГоРДятся школы своими вы- рам, заглянул в класс,4в кото- нравственными юношами „ де- и своих выпуски,,- ков, с помощью стендов рас сказать о них. Каждая школа ТАКОЕ У НЕЕ ПРИЗВАНИЕ — Поздравляем с наградой! —хором произнес класс. — Спасибо, мои хорошие! На ребячьих лдцах торжест­ венность. Валентина Михай­ ловна Францишина, завуч Та­ лийкой средней школы, препо­ даватель математики, растеря­ лась от неожиданности: когда это ребята успели узнать, что ей присвоено звание заслужен­ ного учителя школ РСФСР? Коллеги по работе только ут­ ром ей самой об этом сообщи­ ли, тепло поздравили ее. Она улыбнулась в ответ на ребячьи улыбки, помолчала н, сдерживая радостные чувства, начала урок. Сколько их было, таких уроков за тридцать пять лет работы в школе! А какие ИА них выделить? А надо ли выделять, если каждый был по-своему неповторим при ка­ жущейся схожести? Вот и нынче у девяти­ классников обычный урок гео­ метрии. Ребята записывают тему: «Признак перпендшеу- ляриости прямой и плоскости». Уроки Валентины Михайловны веегда проходят с использова­ нием наглядных пособий и тех­ нических средств. Ребята вни­ мательно знакомятся с моде­ лями прямых и плоскостей, куба, плакатами. Рассматрива­ ют чертежи с помощью кодо- скопа. Тянутся руки, одно определе­ ние сменяется другим, уже не раз стираются с доски записи. Бьется в классе пытливая ребячья мысль. Новый матери­ ал усвоен учащимися, а до звонка еще есть время. Тогда начинается повторение прой­ денного на предыдущих уро­ ках. У доски отвечает Валя Карасева, отвечает бойко, чет­ ко, осмысленно. И вдруг, уже направляясь к своей парте, ре­ шительно останавливается. — Валентина Михайловна, а почему угол называют фигу­ рой? Он ведь только с двух сторон ограничен, а с третьей свободное пространство?.. Учительница рада такому неожиданному вопросу, значит, анализируют ребята, а не про­ сто «зубрят». А это, по ее мне­ нию, самая высокая отдача сложного педагогического тру­ да. — Я знаю учителей, — ска­ зала как-то в беседе В. М. Францишина, —- для которых, едва ли не главная цель — воспитать в ученике своего .преемника. Математикам это особенно свойственно. У тако­ го, смотришь, подкласса на физмат пошло. Конечно., по­ хвально привить молодежи лю­ бовь к науке, которую прево даешь. Но если взглянуть ши­ ре и глубже, то интерес к предмету и желание вызвать у школьников поклонение ему — разные вещи. Нам надо доби­ ваться такого положения, что­ бы любая дисциплина привле­ кала внимание всего класса. ...Приветливо заглядывает в широкие окна солнце. Строгую тишину нарушает стук мелка о доску да шелест перевернуто­ го тетрадного листа. Класс .ре­ шает алгебраическую задачу. Если у кого вышла заминка не беда: ошибка будет обнару^. жена общими усилиями. На уроках В. М. Францишиной понимаешь, что ее ученики ис­ пытывают настоящее удоволь­ ствие от путешествия в мир цифр. Она умеет вызвать интерес к учебе. Приятно видеть и слышать, как ее школьники да­ ют четкие определения, как свободно и уверенно иллюстри­ руют ответы чертежами на доске и в тетрадях. Валентина Михайловна внимательно сле­ дит за обфим настроением класса: захватывает ли их очередное задание? У нее действительно нет аб­ солютно одинаковых уро{шв. Сама Валентина Мкхайлогаа однажды в разговоре с моло­ дыми коллегами объяснила $то тйк: — Никогда нельзя повто­ ряться! Ведь, подумайте сами, завтрашняя ваша аудитория станет на целый день взрос­ лее, если хотите — ученее. Да и сами вы станете другими в неповторимом школьном дне. Поэтому ищите, пробуйте, та­ кое уж у нас призвание... В. М. Францишина ие толь­ ко учит и воспитывает детей. Она ведет большую обществен­ ную работу на селе, несет взрослым людям знания, как лектор. И ее всегда ждут в клубе, в механической мастер­ ской, на молочнотоварной фер­ ме. Ждут с таким же интере­ сом, как и ее ученики. В. ФЕДЮНИН, учитель. с. Талйца, Елецкий район. З ТО БЫЛО весной. Доб- ническое самоуправление, со- ровский колхоз «Свобод- ревнование. В поле выходили ный сокол» выделил под- вместе с ребятами и педагоги, шефной Замартыновской шко- Словом, делом, доброй улыб- ле 102 гектара свеклы — для кой подбадривала своих вос- обработки. Небывалая по ве- питанников директор школы личине площадь: на каждого М . М. Маркова, Очень верили Д О К А ЗА Л И ДЕЛОМ из 90 членов ученической замартыновцы в успех, и он бригады приходилось более пришел. Заработано более де вушками, они — первые в об­ щественно полезном труде, ак­ тивные общественники, отзыв­ чивые, принципиальные в сво­ их отношениях с товарищами... Разве такие учащиеся не явля­ ются гордостью школы? ’ ники родной школой, учителя- обратил внимания». Как»видим^ ми, классными руководителями, бывает и такое. выпускает из своих стен в жизнь сотни юношей и девущек, учителя долго помнят их. В средней школе № 3 готовы бы- При встречах обмениваются теплыми воспоминаниями о зо­ лотых годах школьной юности, застенчиво говорят о детских шалостях, с восхищением — о хирдочши шлилш. ЛИ первЧИСЛИТЬ ДеСЯТКИ имен, В г ’ й богатой ПО СО- Стал под таким углом смот- частиости с гоодостью говори- разнообразной, богатой по со- частности, с юрщдлвдх гов } держанию школьной жизни. реть на школьные стенды и ли 0 бывших выпускниках увидел довольно неприглядную в А_ Затонском :и Т. А. Зна- И вот здесь у меня опять появляется тревожащее «но». Исключение, на мой • взгляд,/ составляет коллектив школы' № 9, где ведется интересная работа. Здесь существуют, как / их называют, специальные «карты выпускников». На •каж­ дой из них оформляются све­ дения о том или ином выпуск­ ном классе, записывается год картину. В- средней школе№ 52 м; нщИкове. Ш ойя, мгя - м.и е1Яе оаз по на стенде «Гордость-школы» по- ..................... .. . Пройдемся с вами еще ра по окончания учебы, есть иифото- мещены 72 фотографии. Из .них .Владимир/ Андреевич работал_ школьным коридорам и остано- ф и _ общая> классного по первым-седьмым классам 68 газовщиком, слесарем, а ныне вимся в зале профориентации. руК0В0ДИтелЯ) комсомольского фотографий, восьмым и деся- трудится заливщиком в трубо- -Мы увидим здесь портреты, актива" каждого ученика в от- гым — только по две. В стар- литейном цехе № 1 завода групповые и индивидуальные, дельности_ Под фамилиями 4 ших классах, выходит, только «Свободный сокол», имеет пя- передовых бригад, 1ероев Со- краткая характеристика: ука-« четырьмя учениками можно тый разряд, член КПСС, явля- циадиетического I руда — со зано^ Где учился после школы, гордиться? Значит, воспитате- ется заместителем секретаря всех крупных_ промышлен- кем работает_ в январе-февра-Г ли .работали вхолостую? Конеч- партийной организации цеха, ,ных предприятии города. Они ле каждого года перед тради- I но, этовще так. награжден орденом «Знак По- изготовлены по инициативе го- Илишвкфедней школе № 2 на чета», многими грамотами, как роно, роно. Это хорошо, не­ подобном' стенде помещено 67 победитель социалистического добно и полезно. Вот перед на- фотографий. Из них по вось- соревнования. Скромный, оо- ми стенды цементного завода и мым классам •—■3, по двум де- щительйый, он пользуется все- завода «Свободный циолными встречами и во вре- % мл их данные обновляются. Создается как бы история сокол», школы на примере жизни каж -т вятым —* 5 и по двум десятым общим уважением — избран Их, прекрасно оформленные, дого выпускника, Это замена- / — только одна! депутатом Верховного Совета можно перенести в любое учеб- тельное начинание. Руководство/ Кому принесет пользу такая РСФСР. ное заведение, и они сыграют школы думает сейчас над т е м ,. практика поощрения учащихся? Тихон Ажаресвич в 1953 году свою положительную пропаган- как бы оформить все эти кар- Обращает на себя внимание окончил в средней школе № 3 дистскую роль. Но ведь в этой ты так, чтобы они были нов- и такой факт. Под фотография- семь классов. Затем поступил же школе имеются выпускники, седневно доступны и учащимся, 1 п уи I пи и у с п. 1 лии ш ам . 1ту цу и1VI у и н V***▼*«» —~ *— ^ ^ ^ ^ чем по гектару. Новость быстро сяти тысяч рублей. Совет 8 ми- чаще найдешь лишь фами- в ремесленное училище, после которые раоотают на тех же и родителям. (Дни будут очень -г 1 ' .. “ • 1 1 .......... . .. __ туч "* Vполил о пп почни тэ ппопитя.итш гго-глиг иго, облетела и другие школы рай- бригады решил наградить луч- она, многие, даже умудренные ших ребят туристическими пу- опытом педагоги сомневались: «Не справятся замартыновцы». Но бри.гада все-таки победи­ ла казавшийся иным недося­ гаемый рубеж. В коллективе было хорошо организовано уче- тевками в города-герои. Луч­ шими оказались все 90 чело­ век. Словом, и потрудились, и отдохнули замартыновцы ны­ нешним летом на славу. Т. ТАЯКИНА. лию ученика его класс — и окончания которого работает заводах, работают ударно, в полезны в воспитании детей на<ч больше ничего. А в средней токарем в ремонтно - механи- бригадах коммунистического конкретных, зримых примерах школе № 3 под заголовком ческом цехе завода «Свободный труда, активные общественни- доказательствах преимуществам? «Лучшие пионеры» под шест- сокол». Имеет пятый разряд, ки, уважаемые в городе, обла- нашего советского образа жиз-- надцатью фотографиями нет ни неоднократный победитель со- сти люди... А их фотографий на ни. _ п п т н т фамилий, ни классов. , циалистического соревнования, стендах нет. Почему? Ответ Н. ПЛОХИ а , Ну, скажите, выполяйхтг ли пользуется авторитетом у то- прост: забыли в некоторых внешт. .корр. «Ленинского свою\оспитательнуйХГрЮДь та- варищей по работе и- партийно^ школах о своих питомцах,, пом- . __ 1111»П11П11ПЯ»11ППИ8Ш11«11П11П»ЯПП1ЖтД«81»ИТО111Пт»тПП1ИИП1»И1Птт1111Я»1»»»ИтГО1Нтат»ГОШ»11ШИ1ИЖ1«ЯШ111»Я»1»<*Ц»Я«»1ИГО*«™т | ^ 1 * ^ * ивД*я *а1*****1тП1ВВаИ1ЯЯ«ШЯ ,1| В 0 С П И Т Ы В А Е М ИНТЕРНАЦИОНАЛ ИСТОВ УРОК АННЫ ДМИТРИЕВНЫ В первом классе липецкой школы № 44 шел урок русско­ го йзыка. Выборочному дик­ танту предшествовал рассказ учительницы Анны Дмитриевны Селивановой 6 лучшем произ­ водственнике Л1Ш-2 НЛМЗ А. А. Никитине. Показала Ан­ на Дмитриевна детям и фото­ графию передовика, вырезан­ ную из газеты. Мальчики и девочки сами составили рассказ о рабочем, они говорили: «У Алексея Андреевича очень нужное де­ ло. Он варит сталь. Алексей Андреевич — лучший рабочий завода». Потом малыши скло­ нились над тетрадями: из со­ ставленного рассказа они вы­ писывали словарные слова. «А вы знаете, дети, — за­ ключила урок Анна Дмитриев­ на, — ведь сын передового рабочего учится в нашем клас­ се. Это Игорь Никитин». Реак­ цию малышей надо было ви­ деть, и на перемене мальчишки старались оказаться рядом Игорем. М. БОРИСОВ. В ЗАДОНСКЕ в канул учебного года открылась новая средняя школа на 1176 мест. Этому событию был посвящен митинг. Открыл его председатель райисполко­ ма А. И. Золотухин. Он предо­ ставил слово первому секре­ тарю районного комитета пар­ тии, начальнику партийного штаба стройки Н. Г. Наумову. От имени бюро районного ко- Н О В О С Е Л Ь Е В З А Д О Н С К Е М ы н е з а б у д ем тебя , «П ром ет ей» ! Далеко за пределами области знают о кругло­ годичном пионерском лагере «Прометей» Ново- липецкого металлургического завода. Здесь одно­ временно отдыхают и поправляют здоровье около полутора тысяч ребят. Особенно увлекательно в «Прометее» летом — и лес, и рыбалка. А кроме того — песни у костра, веселые игры, походы. Уезжая, ребята говорят: «До свидания, лагерь! Мы не забудем тебя, «Прометей»! На снимках: у нас в «Прометее»... Фото Н. Ткаченко. митета партии, исполкомов районного и городского Сове­ тов народных депутатов И. Г. Наумов сердечно поздравил собравшихся с большим собы­ тием в жизни районного цент­ ра, высказал слова искренней благодарности областному ко­ митету партии, облисполкому за большую помощь в строи­ тельстве средней школы. Начальник подрядной орга­ низации ПМК-226 управления «Липецксельстрой» М. Ю. Гу- наев вручил символический ключ директору школы В. А. Севастьянову, который сердеч­ но поблагодарил строителей за отличный подарок ребятам и учителям. С приветствиями- выступила группа учащихся школы. Первый секретарь рай­ кома КПСС Н. Г. Наумов под аплодисменты собравшихся перерезал ленточку: школа приняла своих хозяев — педа­ гогов, учащихся, их родителей. В. ПЕРВЕЕВ. Воспитание будущих моло­ дых рабочих патриотами и ин­ тернационалистами — одна из зажнейших задач инженерно- тедагосического коллектива, эольшие возможности для это­ го заложены в программах и учебниках, особенно по об­ ществоведению, в Конституции СССР, политической экономии. Изучая политическую эконо­ мию на семинарских занятиях, /чащиеся последовательно рас­ крывают роль народных масс, как подлинных творцов исто­ рии, создателей материальных и духовных ценностей. Умело, творчески ведется и внекласс­ ная работа преподавателями общественных дисциплин. Так, Н. К. Прокофьева вместе с библиотекой училища провела музыкально - литературную композицию «Союз неруши­ мый республик свободных», на которой ребята познакомились с традициями союзных респуб­ лик, их культурой, искусством, Большую работу ведет лек­ торская группа, созданная преподавателем Л. И. Панковой при кабинете эстетики. Под­ ростки выполняют творческие работы, посвященные союзным республикам: раскрывают их историческое прошлое и герои­ ческое настоящее, знакомятся с древней архитектурой горо­ дов, искусством художников, музыкантов. Таким образом воспитывается интернациональ­ ный интерес, чувство любви к братскому народу. Большое значение для ин­ тернационального воспитания имеют уроки специальных предметов, где учащиеся уз­ нают о вкладе в науку отече­ ственных и зарубежных ученых, убеждаются в том, что прог­ ресс в науке и технике связан с трудом ученых всего мира. Преподаватель спецтехнологии А. С. Малютина знакомит вос­ питанников с достижениями в технологии Рижского, Киевско­ го, Вильнюсского, Таллинского Домов моделей. В нашем училище обучаются ребята семи национальностей: среди них литовцы, украинцы, белорусы, немцы, армяне. Это — убедительное свидетельст­ во интернационализма в дей­ ствии, Задачи интернационального воспитания сложны и много­ гранны, они требуют исполь­ зования богатого арсенала средств. 200 воспитанников на-</ шего училища посещали кина. * клуб «Подвиг», где встреча-/ лись с ветеранами войны и труда, клуб «В мире прекрас­ ного», где знакомились с твор­ чеством деятелей искусств Ук­ раины, Прибалтики, познакоми­ лись с оркестром классической музыки из г. Варна. Надолго запомнится ребйтам выступление делегата XVII съезда профсоюзов, нашей вы­ пускницы Н. Челядиной, кото­ рая побывала в Бельгии, де­ монстрировала наши, елецкие, кружева на международной выставке. Л. Петушкова — так­ же выпускница нашего учили­ ща, воспитанница мастера А. М. Степкиной, делегат XIX съезда ВЛКСМ. Удивительно интерес­ ной была встреча с ней наших учащихся. Такие встречи вос­ питывают у ребят чувство дол­ га, гордости за свой труд, свою страну. Важное средство интернацио­ нального воспитания — рас­ сказ, беседа о передовиках производства, о лучших людях базового предприятия — пред­ ставителях разных националь­ ностей. Группе № 4 было дано а задание собрать материал и.® подготовить альбом о настав­ никах производства, среди ко­ торых люди из братских рес­ публик нашей страны. Это и« В. А. Степаненко, награжден­ ная орденом Трудовой Славь»- III степени, и М. В. Ярумяйви- чуте — швея фабрики индиви­ дуального поШива. Внеклассная культурно - мас­ совая работа во многом обо­ гащает, дополняет работу по интернациональному воспита­ нию. Массовая форма интернацио­ нального воспитания — участив юношей и девушек в подготов­ ке и проведении революцион­ ных и международных праздни­ ков, В нашем училище тради­ ционными стали тематические вечера «Люди с горячими сердцами», «Вперед наследни­ ки несут отцами поднятое зна­ мя!», устные журналы. Духом интернационализма проникну­ ты и другие праздники: посвя­ щение в резерв рабочего клас­ са, коллективное празднование дня рождения учащихся раз­ ных национальностей. Л. ПРОКОФЬЕВА, заместитель директора ТУ № 30, г. Елец.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz