Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
УЧЕБА И Т РУ Д -В РАДОСТЬ! Прошел год с того времени, как педагогические коллекти вы нескольких школ и детских учреждений приняли обраще ние ко всем учителям области работать под девизом «Каждо му детскому учреждению -—высокий уровень учебно - воспи тательной работы». В числе инициаторов и Паршииовская средняя школа Добринского района. Накануне нового учебного года мы обратились к «дирек тору этой школы, отличнику народного просвещения РСФСР В. П. Коткову с просьбой рассказать о том, что сде лано коллективом - инициатором за прошедшее время, по делиться опытом работы. В СЕГО три года назад наша школа выгля дела, скажем пря мо, неказисто. Она располага лась в пяти зданиях, приспо собленных под учебные классы н мастерские. Понятно, что учителям было нелегко, здания находились далеко друг от друга, и попробуй за короткую перемену буквально перебежать по улице с урока на урок, пе ренести необходимые приборы н таблицы, приготовить техниче ские средства. Все это сказы валось и на успеваемости, и на качестве занятий, и на пове дении учащихся. Но вот в ноябре 1979 года школа справила новоселье. Пе дагогический коллектив решил, что в новом здании надо при ложить максимум стараний и усилий, чтобы работать инте ресней н содержательней., что бы ребятам было радостно учиться и проводить время после уроков. Прежде всего, критически ос мыслив опыт многих школ по созданию учебных кабинетов, мы решили осуществить пере ход на кабинетную систему обучения в максимально ко- рвткий срок. Полностью приоб рели оборудование. Радовались каждой новинке: кодоскопы, магнитофоны, проигрыватели, телевизоры, диапроекторы, киноаппараты, оборудова ние д л я , лингафонных кабине тов — все это покупали и в Липецке, и во многих городах страны. Нам хотелось, чтобы сельская школа в этом плане ничем не уступала городским. Новоселье и почти полный пе реход на кабинетную систему обучения наши учителя празд новали одновременно. Семь классных комнат по основным предметам; располагали автома тизированными пультами уп равления. Показать диафильм, кинофильм, включить магнито фон, проигрыватель — на все это учитель отныне тратил ми нимум драгоценного времени урока. Мы постарались навести в новом здании с первых же дней уют: оборудовали и заселили живой уголок, оформили шах матный клуб, украсили стенда ми, цветами коридоры. Во всех этих работах самое активное участие принимали ребята. Они помогали устанавливать и ме бель, порой сами вносили пред ложения по оформлению. Это очень важно, чтобы ре бята сами ощутили, что именно они — хозяева школы. С увле чением весной следующего года они вместе с учителями сажали вокруг Здания берёзки, туи,то поля, рябины, ели, кустарник, разбивали цветники. И прият но отметить, что уже сейчас на ша школа утопает в зелени, в ярких красках цветов. Конечно, не сразу, но посте пенно повышалась успевае мость. Многие учителя быстро и в совершенстве освоили тех нические средства обучения. Выступив с обращением «Каждому детскому учреж дению — высокий уро вень учебно - воспитатель ной работы», наш педаго гический коллектив уделил серьезное внимание ориентации учащихся на сельские профес сии. Школа приобрела трактор и автомобиль. Чтобы сохранить эту технику и сельскохозяйст венный инвентарь, построили гараж на три бокса. Для прак тики по вождению соорудили большой трактородром. Теперь рега реки. За активную работу ежегодно более сорока старше- по бережному отношению к классников приобретают навы- природе школа награждена ки тракториста и шофера. грамотой обкома профсоюза и Год назад наше учебное за- областного общества охраны ведение стало школой полного природы. дня. Восемьдесят процентов Свой вклад вносят учащиеся учащихся Г—8 классов целый и учителя и в решение Продо- день находятся рядом с учите- вольственной программы. На лями. Чтобы не было одяообра- своем опытном участке посади- зия и скуки в занятиях, мы ли картошку, огурцы, помидо- построили для группы продлен- ры, лук, капусту, морковь и ного дня спортивный городок, другие овощи. Сейчас их кон- Для малышей организована сервируют, солят с тем, чтобы игровая комната. Ребята с в течение всего учебного года удовольствием посещают круж- использовать в школьной сто ки «Умелые руки», «Юный пче- ловой. Тридцать девятиклас* ловод», «Юннат», хоровой, фо- сников в летние каникулы ра- токружок, шахматный клуб, ботали и отдыхали в лагере спортивные секции. «Колосок». Они очистили от Для улучшения материальной примеси ржи около 300 гекта- базы по занятиям военной под- ров пшеницы. Сейчас во время готовки оборудованы площад- уборки урожая многие работы ка, караульный городок, по- на току осуществляют старше- строен стрелковый тир. Теперь классники. Некоторые из них школа держит первые места на работают штурвальными, па- райояных соревнованиях по стухами. Младшие ребята все лето помогали прогуливать скот на свиноводческом ком плексе. На заработанные сред ства ребята по традиции поедут в конце нового учебного года в один из гефодов-героев. Школа уже первого июня бы- стрельбе. Сельские ребята очень любят футбол, волейбол. Но вот сво его стадиона ни в школе, ни в селе не имелось. Поэтому сов местно с колхозом ^Красный Октябрь» мы начали строить свой стадион. Отведен участок, ла готова' к занятиям. Прове- засеяли травяной газон, ны- ден своими силами текущий нешней осенью общими усилия- ремонт, все учителя завезли ми установим все необходимое для своих нужд уголь, учащие- для спортивного городка. ся обеспечены учебниками. Весной этого года по инициа- *^°яеЧн0’ нам ещем многое тйве трех сельских советов: пРеДстоит сделать. Не уком- Каверинского Липецкой обла- плектована пока опытными по сти, Больше-Самовецкого Во- ваРами школьная столовая. По ронежской и Шмаровского Тамбовской области в нашем родных депутатов в этом нам должен помочь Добринский общепит. Но там заявляют, селе состоялся сход граждан по сохранению полноводности _ _______ реки Битюг. Была разработана что кадРами не располагают. и начала осуществляться кон кретная программа. В этом ак- <В новом учебном году наше му коллективу придется нема- тивное участие приняла и на- ло поработать над повышением ша школа. Учащиеся высадили качества знаний учащихся. Но по берегам реки более 20 ты- я думаю, наши педагоги спра- сяч кустарников и деревьев, вятся с этими задачами и вы> ухаживали за Посадками в лет- полнят все те обязательства, ние каникулы. Создано лесни- которые были приняты нами, чество. Ребята заложили свой питомник, который дал в этом В. КОТКОВ, году дружные всходы. Эти де~ директор Паршиновской ревья школьники через некого- средней школы рое время высадят вдоль 6е- Добринского района. П О ДЕЛАМ обществен- кие почетные стенды? В каж- общественных организаций це- нят только о небольшому их ным довелось мне побы- дой школе сотни учеников, не ха. числе, да и то из недавних!Бы вать в ряде школ Липец- все друг друга знают по фа- В средней школе № 9 по пра- пусков. А в одной ,из шкодад в а, , ка. Как всегда, обращал вни- милии, тем более по делам. Ну, ву гордятся выпускниками убеленных сединами педадага в 4 мание на то, как они оформле- полюбуются на фотографии, на В. Шведовым, А. Пилипчуком, беседе со мной заявили: тсСле-у ны. И заметил распространен- незнакомые фамилии. Что это Н. АвериноД. Наташа Аверина дить за жизнью выпускников?*^’ ную картину: много стендов, даст им? ‘Вряд ли даже заду- окончила школу в 1977 году с Это не наше дело. И так*«дох-(Г| рассказывающих о лучших уча- маются, за что такой по^ет то- золотой медалью. Учится на путь некогда». К сожалению^, щихся школы. Это. само по се- варищам. Посмотрят и равно- пятом курсе Воронежского тех- это нередкое явление, бе очень хорошо. Насторажи- душно отойдут... А что почерп- нологического института. От- Беседовал я и со знапньвмн ; вает несколько формальный нут родители, посещающие личяица, мастер спорта по ху- выпускниками некоторьшшкюл. подход к тому, что составляет школу? Думается, неплохо бы дожественной гимнастике, де- На мой вопрос: «Давно ли^выл их содержание. Например, по- под каждой фотографией и фа- путат Воронежского горбдеко- были в родной школе?» ^ о т -4 нятно, чьи фотографии поме шать под заголовками: «Отлич ник учебы», «Лучшие пионеры», «Лучшие комсомольцы». Тут разных мнений быть не может. Другое дело — стенды, озаглавленные «Гордость шко лы» и «Ими гордится школа». Как правило, на них замеча ешь фотографии только отлич ников учебы, с чем согласиться никак нельзя. Не секрет, что . _ тг есть и такие учащиеся, и их милией кратко написать об го Совета народных депутатов, вечали: «Давно. Как-то-закру- / немало, которые по разным об- учебе школьника, трудовой и Сейчас проходит стажерскую тились, да и не приглашают:.- стоятельствам усваивают прог- общественной его деятельности, практику во Франции. Можно нас». Горько было слышать иД раммный материал йена сплош- Можнп и н у ж н о гооазпо ши- много пРквести подобных при- такие ответы: «Пришел я в | ные «пятерки», но во всех от- ре смотреть на само ? понятие ШК0ЛУ’ пРошелся по ,КОРИДО“ К А К Ж ИВЕШ Ь , ВЫПУСКНИК? З а м ет к и о н а гл я д н о й а г и т а ц и и в ш кол е ношениях являются высоко- «гоплосфь школы» Неплохо бы ГоРДятся школы своими вы- рам, заглянул в класс,4в кото- нравственными юношами „ де- и своих выпуски,,- ков, с помощью стендов рас сказать о них. Каждая школа ТАКОЕ У НЕЕ ПРИЗВАНИЕ — Поздравляем с наградой! —хором произнес класс. — Спасибо, мои хорошие! На ребячьих лдцах торжест венность. Валентина Михай ловна Францишина, завуч Та лийкой средней школы, препо даватель математики, растеря лась от неожиданности: когда это ребята успели узнать, что ей присвоено звание заслужен ного учителя школ РСФСР? Коллеги по работе только ут ром ей самой об этом сообщи ли, тепло поздравили ее. Она улыбнулась в ответ на ребячьи улыбки, помолчала н, сдерживая радостные чувства, начала урок. Сколько их было, таких уроков за тридцать пять лет работы в школе! А какие ИА них выделить? А надо ли выделять, если каждый был по-своему неповторим при ка жущейся схожести? Вот и нынче у девяти классников обычный урок гео метрии. Ребята записывают тему: «Признак перпендшеу- ляриости прямой и плоскости». Уроки Валентины Михайловны веегда проходят с использова нием наглядных пособий и тех нических средств. Ребята вни мательно знакомятся с моде лями прямых и плоскостей, куба, плакатами. Рассматрива ют чертежи с помощью кодо- скопа. Тянутся руки, одно определе ние сменяется другим, уже не раз стираются с доски записи. Бьется в классе пытливая ребячья мысль. Новый матери ал усвоен учащимися, а до звонка еще есть время. Тогда начинается повторение прой денного на предыдущих уро ках. У доски отвечает Валя Карасева, отвечает бойко, чет ко, осмысленно. И вдруг, уже направляясь к своей парте, ре шительно останавливается. — Валентина Михайловна, а почему угол называют фигу рой? Он ведь только с двух сторон ограничен, а с третьей свободное пространство?.. Учительница рада такому неожиданному вопросу, значит, анализируют ребята, а не про сто «зубрят». А это, по ее мне нию, самая высокая отдача сложного педагогического тру да. — Я знаю учителей, — ска зала как-то в беседе В. М. Францишина, —- для которых, едва ли не главная цель — воспитать в ученике своего .преемника. Математикам это особенно свойственно. У тако го, смотришь, подкласса на физмат пошло. Конечно., по хвально привить молодежи лю бовь к науке, которую прево даешь. Но если взглянуть ши ре и глубже, то интерес к предмету и желание вызвать у школьников поклонение ему — разные вещи. Нам надо доби ваться такого положения, что бы любая дисциплина привле кала внимание всего класса. ...Приветливо заглядывает в широкие окна солнце. Строгую тишину нарушает стук мелка о доску да шелест перевернуто го тетрадного листа. Класс .ре шает алгебраическую задачу. Если у кого вышла заминка не беда: ошибка будет обнару^. жена общими усилиями. На уроках В. М. Францишиной понимаешь, что ее ученики ис пытывают настоящее удоволь ствие от путешествия в мир цифр. Она умеет вызвать интерес к учебе. Приятно видеть и слышать, как ее школьники да ют четкие определения, как свободно и уверенно иллюстри руют ответы чертежами на доске и в тетрадях. Валентина Михайловна внимательно сле дит за обфим настроением класса: захватывает ли их очередное задание? У нее действительно нет аб солютно одинаковых уро{шв. Сама Валентина Мкхайлогаа однажды в разговоре с моло дыми коллегами объяснила $то тйк: — Никогда нельзя повто ряться! Ведь, подумайте сами, завтрашняя ваша аудитория станет на целый день взрос лее, если хотите — ученее. Да и сами вы станете другими в неповторимом школьном дне. Поэтому ищите, пробуйте, та кое уж у нас призвание... В. М. Францишина ие толь ко учит и воспитывает детей. Она ведет большую обществен ную работу на селе, несет взрослым людям знания, как лектор. И ее всегда ждут в клубе, в механической мастер ской, на молочнотоварной фер ме. Ждут с таким же интере сом, как и ее ученики. В. ФЕДЮНИН, учитель. с. Талйца, Елецкий район. З ТО БЫЛО весной. Доб- ническое самоуправление, со- ровский колхоз «Свобод- ревнование. В поле выходили ный сокол» выделил под- вместе с ребятами и педагоги, шефной Замартыновской шко- Словом, делом, доброй улыб- ле 102 гектара свеклы — для кой подбадривала своих вос- обработки. Небывалая по ве- питанников директор школы личине площадь: на каждого М . М. Маркова, Очень верили Д О К А ЗА Л И ДЕЛОМ из 90 членов ученической замартыновцы в успех, и он бригады приходилось более пришел. Заработано более де вушками, они — первые в об щественно полезном труде, ак тивные общественники, отзыв чивые, принципиальные в сво их отношениях с товарищами... Разве такие учащиеся не явля ются гордостью школы? ’ ники родной школой, учителя- обратил внимания». Как»видим^ ми, классными руководителями, бывает и такое. выпускает из своих стен в жизнь сотни юношей и девущек, учителя долго помнят их. В средней школе № 3 готовы бы- При встречах обмениваются теплыми воспоминаниями о зо лотых годах школьной юности, застенчиво говорят о детских шалостях, с восхищением — о хирдочши шлилш. ЛИ первЧИСЛИТЬ ДеСЯТКИ имен, В г ’ й богатой ПО СО- Стал под таким углом смот- частиости с гоодостью говори- разнообразной, богатой по со- частности, с юрщдлвдх гов } держанию школьной жизни. реть на школьные стенды и ли 0 бывших выпускниках увидел довольно неприглядную в А_ Затонском :и Т. А. Зна- И вот здесь у меня опять появляется тревожащее «но». Исключение, на мой • взгляд,/ составляет коллектив школы' № 9, где ведется интересная работа. Здесь существуют, как / их называют, специальные «карты выпускников». На •каж дой из них оформляются све дения о том или ином выпуск ном классе, записывается год картину. В- средней школе№ 52 м; нщИкове. Ш ойя, мгя - м.и е1Яе оаз по на стенде «Гордость-школы» по- ..................... .. . Пройдемся с вами еще ра по окончания учебы, есть иифото- мещены 72 фотографии. Из .них .Владимир/ Андреевич работал_ школьным коридорам и остано- ф и _ общая> классного по первым-седьмым классам 68 газовщиком, слесарем, а ныне вимся в зале профориентации. руК0В0ДИтелЯ) комсомольского фотографий, восьмым и деся- трудится заливщиком в трубо- -Мы увидим здесь портреты, актива" каждого ученика в от- гым — только по две. В стар- литейном цехе № 1 завода групповые и индивидуальные, дельности_ Под фамилиями 4 ших классах, выходит, только «Свободный сокол», имеет пя- передовых бригад, 1ероев Со- краткая характеристика: ука-« четырьмя учениками можно тый разряд, член КПСС, явля- циадиетического I руда — со зано^ Где учился после школы, гордиться? Значит, воспитате- ется заместителем секретаря всех крупных_ промышлен- кем работает_ в январе-февра-Г ли .работали вхолостую? Конеч- партийной организации цеха, ,ных предприятии города. Они ле каждого года перед тради- I но, этовще так. награжден орденом «Знак По- изготовлены по инициативе го- Илишвкфедней школе № 2 на чета», многими грамотами, как роно, роно. Это хорошо, не подобном' стенде помещено 67 победитель социалистического добно и полезно. Вот перед на- фотографий. Из них по вось- соревнования. Скромный, оо- ми стенды цементного завода и мым классам •—■3, по двум де- щительйый, он пользуется все- завода «Свободный циолными встречами и во вре- % мл их данные обновляются. Создается как бы история сокол», школы на примере жизни каж -т вятым —* 5 и по двум десятым общим уважением — избран Их, прекрасно оформленные, дого выпускника, Это замена- / — только одна! депутатом Верховного Совета можно перенести в любое учеб- тельное начинание. Руководство/ Кому принесет пользу такая РСФСР. ное заведение, и они сыграют школы думает сейчас над т е м ,. практика поощрения учащихся? Тихон Ажаресвич в 1953 году свою положительную пропаган- как бы оформить все эти кар- Обращает на себя внимание окончил в средней школе № 3 дистскую роль. Но ведь в этой ты так, чтобы они были нов- и такой факт. Под фотография- семь классов. Затем поступил же школе имеются выпускники, седневно доступны и учащимся, 1 п уи I пи и у с п. 1 лии ш ам . 1ту цу и1VI у и н V***▼*«» —~ *— ^ ^ ^ ^ чем по гектару. Новость быстро сяти тысяч рублей. Совет 8 ми- чаще найдешь лишь фами- в ремесленное училище, после которые раоотают на тех же и родителям. (Дни будут очень -г 1 ' .. “ • 1 1 .......... . .. __ туч "* Vполил о пп почни тэ ппопитя.итш гго-глиг иго, облетела и другие школы рай- бригады решил наградить луч- она, многие, даже умудренные ших ребят туристическими пу- опытом педагоги сомневались: «Не справятся замартыновцы». Но бри.гада все-таки победи ла казавшийся иным недося гаемый рубеж. В коллективе было хорошо организовано уче- тевками в города-герои. Луч шими оказались все 90 чело век. Словом, и потрудились, и отдохнули замартыновцы ны нешним летом на славу. Т. ТАЯКИНА. лию ученика его класс — и окончания которого работает заводах, работают ударно, в полезны в воспитании детей на<ч больше ничего. А в средней токарем в ремонтно - механи- бригадах коммунистического конкретных, зримых примерах школе № 3 под заголовком ческом цехе завода «Свободный труда, активные общественни- доказательствах преимуществам? «Лучшие пионеры» под шест- сокол». Имеет пятый разряд, ки, уважаемые в городе, обла- нашего советского образа жиз-- надцатью фотографиями нет ни неоднократный победитель со- сти люди... А их фотографий на ни. _ п п т н т фамилий, ни классов. , циалистического соревнования, стендах нет. Почему? Ответ Н. ПЛОХИ а , Ну, скажите, выполяйхтг ли пользуется авторитетом у то- прост: забыли в некоторых внешт. .корр. «Ленинского свою\оспитательнуйХГрЮДь та- варищей по работе и- партийно^ школах о своих питомцах,, пом- . __ 1111»П11П11ПЯ»11ППИ8Ш11«11П11П»ЯПП1ЖтД«81»ИТО111Пт»тПП1ИИП1»И1Птт1111Я»1»»»ИтГО1Нтат»ГОШ»11ШИ1ИЖ1«ЯШ111»Я»1»<*Ц»Я«»1ИГО*«™т | ^ 1 * ^ * ивД*я *а1*****1тП1ВВаИ1ЯЯ«ШЯ ,1| В 0 С П И Т Ы В А Е М ИНТЕРНАЦИОНАЛ ИСТОВ УРОК АННЫ ДМИТРИЕВНЫ В первом классе липецкой школы № 44 шел урок русско го йзыка. Выборочному дик танту предшествовал рассказ учительницы Анны Дмитриевны Селивановой 6 лучшем произ водственнике Л1Ш-2 НЛМЗ А. А. Никитине. Показала Ан на Дмитриевна детям и фото графию передовика, вырезан ную из газеты. Мальчики и девочки сами составили рассказ о рабочем, они говорили: «У Алексея Андреевича очень нужное де ло. Он варит сталь. Алексей Андреевич — лучший рабочий завода». Потом малыши скло нились над тетрадями: из со ставленного рассказа они вы писывали словарные слова. «А вы знаете, дети, — за ключила урок Анна Дмитриев на, — ведь сын передового рабочего учится в нашем клас се. Это Игорь Никитин». Реак цию малышей надо было ви деть, и на перемене мальчишки старались оказаться рядом Игорем. М. БОРИСОВ. В ЗАДОНСКЕ в канул учебного года открылась новая средняя школа на 1176 мест. Этому событию был посвящен митинг. Открыл его председатель райисполко ма А. И. Золотухин. Он предо ставил слово первому секре тарю районного комитета пар тии, начальнику партийного штаба стройки Н. Г. Наумову. От имени бюро районного ко- Н О В О С Е Л Ь Е В З А Д О Н С К Е М ы н е з а б у д ем тебя , «П ром ет ей» ! Далеко за пределами области знают о кругло годичном пионерском лагере «Прометей» Ново- липецкого металлургического завода. Здесь одно временно отдыхают и поправляют здоровье около полутора тысяч ребят. Особенно увлекательно в «Прометее» летом — и лес, и рыбалка. А кроме того — песни у костра, веселые игры, походы. Уезжая, ребята говорят: «До свидания, лагерь! Мы не забудем тебя, «Прометей»! На снимках: у нас в «Прометее»... Фото Н. Ткаченко. митета партии, исполкомов районного и городского Сове тов народных депутатов И. Г. Наумов сердечно поздравил собравшихся с большим собы тием в жизни районного цент ра, высказал слова искренней благодарности областному ко митету партии, облисполкому за большую помощь в строи тельстве средней школы. Начальник подрядной орга низации ПМК-226 управления «Липецксельстрой» М. Ю. Гу- наев вручил символический ключ директору школы В. А. Севастьянову, который сердеч но поблагодарил строителей за отличный подарок ребятам и учителям. С приветствиями- выступила группа учащихся школы. Первый секретарь рай кома КПСС Н. Г. Наумов под аплодисменты собравшихся перерезал ленточку: школа приняла своих хозяев — педа гогов, учащихся, их родителей. В. ПЕРВЕЕВ. Воспитание будущих моло дых рабочих патриотами и ин тернационалистами — одна из зажнейших задач инженерно- тедагосического коллектива, эольшие возможности для это го заложены в программах и учебниках, особенно по об ществоведению, в Конституции СССР, политической экономии. Изучая политическую эконо мию на семинарских занятиях, /чащиеся последовательно рас крывают роль народных масс, как подлинных творцов исто рии, создателей материальных и духовных ценностей. Умело, творчески ведется и внекласс ная работа преподавателями общественных дисциплин. Так, Н. К. Прокофьева вместе с библиотекой училища провела музыкально - литературную композицию «Союз неруши мый республик свободных», на которой ребята познакомились с традициями союзных респуб лик, их культурой, искусством, Большую работу ведет лек торская группа, созданная преподавателем Л. И. Панковой при кабинете эстетики. Под ростки выполняют творческие работы, посвященные союзным республикам: раскрывают их историческое прошлое и герои ческое настоящее, знакомятся с древней архитектурой горо дов, искусством художников, музыкантов. Таким образом воспитывается интернациональ ный интерес, чувство любви к братскому народу. Большое значение для ин тернационального воспитания имеют уроки специальных предметов, где учащиеся уз нают о вкладе в науку отече ственных и зарубежных ученых, убеждаются в том, что прог ресс в науке и технике связан с трудом ученых всего мира. Преподаватель спецтехнологии А. С. Малютина знакомит вос питанников с достижениями в технологии Рижского, Киевско го, Вильнюсского, Таллинского Домов моделей. В нашем училище обучаются ребята семи национальностей: среди них литовцы, украинцы, белорусы, немцы, армяне. Это — убедительное свидетельст во интернационализма в дей ствии, Задачи интернационального воспитания сложны и много гранны, они требуют исполь зования богатого арсенала средств. 200 воспитанников на-</ шего училища посещали кина. * клуб «Подвиг», где встреча-/ лись с ветеранами войны и труда, клуб «В мире прекрас ного», где знакомились с твор чеством деятелей искусств Ук раины, Прибалтики, познакоми лись с оркестром классической музыки из г. Варна. Надолго запомнится ребйтам выступление делегата XVII съезда профсоюзов, нашей вы пускницы Н. Челядиной, кото рая побывала в Бельгии, де монстрировала наши, елецкие, кружева на международной выставке. Л. Петушкова — так же выпускница нашего учили ща, воспитанница мастера А. М. Степкиной, делегат XIX съезда ВЛКСМ. Удивительно интерес ной была встреча с ней наших учащихся. Такие встречи вос питывают у ребят чувство дол га, гордости за свой труд, свою страну. Важное средство интернацио нального воспитания — рас сказ, беседа о передовиках производства, о лучших людях базового предприятия — пред ставителях разных националь ностей. Группе № 4 было дано а задание собрать материал и.® подготовить альбом о настав никах производства, среди ко торых люди из братских рес публик нашей страны. Это и« В. А. Степаненко, награжден ная орденом Трудовой Славь»- III степени, и М. В. Ярумяйви- чуте — швея фабрики индиви дуального поШива. Внеклассная культурно - мас совая работа во многом обо гащает, дополняет работу по интернациональному воспита нию. Массовая форма интернацио нального воспитания — участив юношей и девушек в подготов ке и проведении революцион ных и международных праздни ков, В нашем училище тради ционными стали тематические вечера «Люди с горячими сердцами», «Вперед наследни ки несут отцами поднятое зна мя!», устные журналы. Духом интернационализма проникну ты и другие праздники: посвя щение в резерв рабочего клас са, коллективное празднование дня рождения учащихся раз ных национальностей. Л. ПРОКОФЬЕВА, заместитель директора ТУ № 30, г. Елец.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz