Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
Наш советский образ жизни с р о ч н ы й в ы л е т Самолет болтало нещадна Виктор Тонин вытер со лба крупные капли пота. Жизнь ма. ленького человека угасала с каждой минутой, и он, Тонин, не в силах был сдержать этот неумолимый отсчет времени. Через четверть часа в его руках останется лишь последнее, но крайне рискован ное средство... Потянувшись за очередным шприцем, он заме тил, как напряженно, теряя на дежду, ловит его взгляд отец ребенка. Тонин молча отвел глаза, с трудом нащупал опа дающую жилку. Казалось, это длится уже целую вечность... полетом, полный сил и желания действовать, как вдруг... слов но споткнулся о напряженный, полный страха взгляд молодой женщины, застывшей у двери. Не замечая ничего вокруг, она вслушивалась в какой-то стран ный шелест, доносившийся из палаты. Тошин секунду помед лил на пороге и отворил дверь. Шелест стал явственнее, к нему примешивался слабый хрип. Это дышал мальчик. Началась трудная работа. Все возможное было пущено в ход, и на какое-то время ребен ку стало лучше. Усталое лицо матери засветилось надеждой. — Лететь в такую погоду — дело трудное,—произнес он,— рискованное, В наступившем молчании стало слышно, как громко ти кают часы на руке Владислава Гатченко, и подгоняемый этим тиканьем, первый пилот сказал: — Запросите еще раз метео службу. Второй пилот, Владимир Бол- хвитов, понимающий команди ра с полуслова, стал застеги вать куртку. ...Сколько это продолжается? Счет времени Тонин уже поте рял. — Доктор, садимся!—Из пи- Поэтическая рубрика День в отделении областной Звонко застучали по коридору лотской кабины выглянул Гат ченко, — подержитесь еще не много! - ■ Едва самолет остановился, к нему подкатила «скорая». Андрюшу бережно перенесли в машину, и она помчалась ’ по темнеющим липецким улицам. Заслышав звук ее сирены, останавливались встречные гру зовики, работники ГАИ спешно освобождали дорогу. В больнице наготове ждали детской больницы начинался обычно: пятиминутка у заве дующего, оценка результатов лечения, рекомендации. Тонин сделал обход в своих палатах и пошел готовиться к плановой операции. Вдруг в процедур ную заглянула медсестра: Доктор, к телефону! Са нитарная авиация. Немедленно вылетайте в Чаплыгин, — голос в трубке звучал встревоженно. — Маши на за вами вышла. Такие срочные вызовы не в новинку врачам областной дет ской больницы, редкий день обходится без них. Недолгие сборы, взяты необходимые ле карства, инструменты, аппара тура. Через полчаса он был уже в воздухе. В то время Тонин еще не знал, какими трудными будут у него следующие четы ре часа... Двумя днями раньше в моло дой семье работников Чаплы- гинского завода агрегатов На дежды и Сергея Дворянкиных, казалось, ничто не предвещало несчастья. Маленький Андрю ша, ступая еще не окрепшими ножками, держался за папин палец и весело щебетал, что-то на своем, понятном только ро дителям языке. Под вечер не много захандрил, повысилась температура. Что, Андрюшка, небось зубки растут? — Сергей Нико лаевич, играя с сыном, высоко подбрасывал его под потолок, и оба смеялись. Между тем к ребенку кра лась беда. Всю ночь бесстраст ный столбик термометра упря мо полз вверх. Пока еще дума ли: немножко простудился, пе регулял на холоде. Утром схо дили к детскому врачу, но ле карства помогли ненадолго. Одышка становилась все силь нее. Во второй половине дня мальчика положили в больницу. Теперь уже было ясно, что у Андрюши развивается сужение дыхательного горла, заболева ние. грозное, трудно поддающе еся лечению. Остаток дня и ночь чаплыгинские педиатры боро лись за жизнь мальчика. Но бо лезнь не отступала. Утром собрали консили ум. Мнение было единым: ну жен специалист из областного центра. ...Да, Тонин тогда и не по дозревал, какими долгими по кажутся ему следующие четыре часа. Он, как обычно, проводил пилота в обратный путь. В Чаплыгинской больнице жизнь текла своим чередом. То нин сразу направился в палату к больному. Он быстро шел по коридору, еще возбужденный каблучки медсестры, повеселе ли заботливые нянечки. И толь ко Тонин, да еще доктор, сто явший в конце коридора, пони мали, что кризис не миновал. Спасти ребенка, не поставив его под угрозу тяжелых осложне ний, возможно только в усло виях специализированного от деления областной больницы. — Вызывайте самолет, — не громко бросил Тонин. Через десять минут «скорая» ‘заведующий отделением Виктор уже мчалась к аэродрому. Ма шину то и дело подбрасывало на ухабах, и с каждым толчком все труднее дышал ребенок. «Только бы не опоздать, — ли хорадочно думал врач. — Сра зу — в самолет, в свою больни цу. Там справимся...». • Но взлетная площадка ока залась пуста. Шофер приоткрыл дверцу, всмотрелся в хмурое небо и безнадежно махнул ру кой: • — Какие уж тут полеты, вон что делается... Над землей неслись низкие, рваные облака, ветер яростно трепал мокрые клены... Несколько часов назад раз бушевавшаяся стихия повалила бетонные опоры электропередач, десятки сел остались без света, умолкло радио... И судьба ма ленького Андрюшки, втянутая в этот грозный водоворот, те перь зависела уже не только от искусства врача, а от десятков людей — пилотов, диспетчеров, радистов, медиков, которые противопоставят стихии свое мужество, волю, энергию. В тесной кабине «скорой» не слышали воя ветра. Здесь бы ли настроены на одну волну—■ неровное дыхание ребенка. А неподалеку радист тщетно вы зывал Липецк. Но рация молча ла. Тогда решили поднять в воздух самолет сельхозавиации. На высоте пилот сумел связать ся с Липецким аэропортом и передал вниз: — Полеты запрещены! Силь ный боковой ветер на полосе. Эта новость подействовала на Тонина так, словно его на пол ном ходу вышибло из седла. Полеты запрещены, значит, по мощь не придет. В эти мгновенья врач Чаплыгинской больницы вновь и вновь накру чивал телефонный диск. Нако нец, ему удалось соединиться с диспетчерской санавиации, и тревожная весть пришла по проводам в Липецк: погибает ребенок. Командир авиаотряда приг ласил к себе пилотов, коротко обрисовал положение. Тяжело шагнул к окну, вгляделся в су меречное поле, где ветер рвал на мачте флажок. Иванович Моренко, хирург Лукьян Сергеевич Макацария, педиатр Тамара Федоровна Кондратьева, главная сестра Анна Алексеевна Бессонова. Подготовлены операционная, персонал. Начались долгие ча сы борьбы за жизнь Андрюши. Только поздней ночью Вик тор Тонин вышел на улицу. Полной грудью вдохнул све жий воздух и почувствовал, как свинцовая усталость сковы вает тело. Окна больницы были темны, только одно мерцало теплым светом. Там, в палате, спокойно и ровно дышал Андрюшка. Мне довелось встретиться с Андрюшей и его мамой, когда все тревоги остались позади. Их выписывали из больницы. Проводить их вышло едва ли не все отделение, и румяный, живой малыш охотно тянулся к улыбчивым тетям и дядям в белых халатах. Мама незамет но смахнула непрошенную сле зинку. —Не знаю, как н благодарить вас, родные. На днях, листая газетную подшивку, случайно наткнулся на короткое сообщение из США. Тридцатилетний американец Литлл в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Вра чи запросили за операцию 1000 долларов. Но родные не сумели собрать такую сумму, и Литлл остался инвалидом. За хотелось узнать, во что обош лось государству лечение Андрюши Дворянкина. Главный врач Анна Александровна Но викова удивленно пожала пле чами: — Нам и в голову не прихо дило лечение больного перево- главный дить, на деньги. Впрочем, давай- районной те подсчитаем. Оказывается, набежала нема, лая сумма — около тысячи пя тисот рублей. Родители, конеч но, ничего нс платили. Мы при выкли к бесплатному лечению, это норма нашей жизни. Да и может ли быть иначе в нашей стране, где главная цель — счастье простых людей? С РОЖМАНОВ, врач, внешт. корр. «Ленинского знамени». УТРО Б ыл в лесу В ЛЕСУ с соловьями вместе Пил рассвета неж ный аромат. И, хмелея от игристых песен, Ш ел тропинкой из ж ивых маслят. Будто свечи, новые побеги Елочек — зелененьк их еж ей— Загорелись и светили в небе Сказочной республики своей. Сосны над сыпучими песками Строились в послушные полки— Их стволы гранеными штыками Отраж ались в омуте реки. Над водой тумана сняли сети, Ветерок очнулся в камышах— И дер ж ал я солнце утром этим, Как пиои огромный, на рук ах. Е. ВИКУЛИН. ' * * * Над водой, затянутою ряской, то ли миг, то ль вечность простою . Не вспугни нечаянною лаской душу присмиревшую мою . Этот бер ег ж елтый и безлю дный, этот в небо уходящий лес — самое бесхитростное чудо в мире расшифрованных ч удес М ож ет, чья-то память растолк ует птицы крик, росу на стебельк е и меня, счастливую такую , на вселенском стылом ск во зняк е— Л. ПАРЩИКОВА. ПОЭЗИЯ НЕ ТАК ЛЕГКА Давай, собрат, забудем об обидах, О к олк о стях словесной шелухи. Поэзия не так легк а, как выдох. Как горлом кровь, Подчас идут стихи. Ты тешишься: в столице , издавался, Преодолел издательств рубеж и. Но в чьих сердцах надолго отозвался Стоэвучный голос твой, скаж и? Естественно мечтать о громкой славе. Со временем пройдет и этот сон. Наш до лг — отдаться делу, не забаве, Сердца заставить биться в унисон, Учить лю дей, чтоб не хватать чуж ого. И не давить того, кто послабей. Певцов и рифмоплетов ныне много, Но стало ль больше Истинных лю дей? Давай, собрат, забудем об обидах, О к олк остях словесной шелухи. Поэзия не так легк а, как выдох. Как горлом кровь, Подчас идут стихи. А. ВАСИЛЬЕВ. ЖИВУТ ТРАДИЦИИ В СЕЛЕ В , становлянском селе Ламское не найти человека, который не посетил бы м у. зея, созданного в комнате боевой м трудовой Славы местного Дома к ультуры. Здесь собраны фотографии и док ументы, к оторые ши. роко и разнообразно осве щаю т интересную , богатую событиями историю села. Особенно частые гости в м узее — молодеж ь. Ш к о ль, ники и молодые производ ственники с большим инте ресом изучаю т историю ж изни своих односельчан. Юношей и девушек здесь принимаю т в к омсомол, по. свящаю т в хлеборобы, про вож аю т на воинскую служ бу, для них в м узее органи зую тся встречи со знатными лю дьми села, ВСТРЕЧА С ПОЭТАМИ Два года на базе о бще ж итий Новолипецкого м е таллургич еского завода действует народный универ ситет литературы и иск усст ва. Его слушатели, м етал лурги встречаю тся с п р ед ставителями разных творч е. ских организаций области. Так, недавно в общеж итии по улице М ира, 12, на оче редном занятии универси. тета молодые рабочие встретились с липецкими поэтами И. С. Завраж иным и И. Н. Хариным. ДЛЯ ю н ы х ЛЕБЕДЯНЦЕВ Веселый, интересный спек такль из ж изни шк оль ников поставил детск ий др а. матический коллектив Л ебе. дянск ого районного Дома к ультуры. «Ничегошек» —- ХРОНИКА К УЛЬТУ РНО Й Ж И З НИ так называется пьеса, над которой с большим удо во ль. ствием работали учащиеся четвертых-пятых классов во главе со своим рук ово дителем А. Н. Колыхалоаым. Премьера состоялась в на чале нового года, с усп е хом шла она на сцене Дома к ультуры в дни школьных к аникул. А теперь, в сво бодное от учебы время, м а. ленькие артисты пок азыва ют ее сверстникам близле ж ащих сел. УРОКИ СТУДИИ «юность» Состоялось отк рытое за нятие театральной студии «Юность», третий год дей ствую щей в липецкой шк оле № 44. Руководит ее рабо той п едагог А. И. Борисо ва. На отк рытое занятие сту дии пришли педагоги ли пецких шк ол, артисты, ра ботники областного др ам а тическ ого театра. Они по знакомились с выставкой детск их рисунков, с мате риалами стенных газет, по священных театру. Затем состоялось занятие. Оно называлось «Человек всту пает в ж изнь». Учащиеся старших классов читали сти . хи, анализировали просмот ренные спек такли. А. И. Бо рисова познак омила гостей студии с результатами оп роса ребят после спек такля «Страсти по Варваре». За тем выступили ак теры, ис полнители главных ролей Л М унирова и Т. Павлова. ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ КАЗАНЬ. (Корр. ТАСС). Певцу русской природы Ива ну Шишкину посвящена мемо риальная доска, установленная в Казани на доме Ла 10 по улице К. Маркса. Здесь нахо дилась первая мужская гим назия, где в 1844—1848 годах учился будущий живописец. На этой же улице, в музее изобразительных искусств, раз. вернут^ экспозиция «Пейзаж в произведениях русских худож ников». Центральное место в ней занимают работы И. Шиш кина — «Полянка», «Вечер в сосновом лесу», «Пейзаж с озером» и другие. Они запе чатлели природу родного края — нижней Камы, где родился живописец, 150-летие со дня рождения которого отмечается в эти дни. Рядом с полотна ми И. Шишкина — пейзажи его современников и друзей А. Саврасова, А. Куинджи, Ф. Васильева. А*' ■% * 1 _ В городе — зима— Рис. М. Ковалева. С ТОЯЛ погожий осен ний день. Мягкие солнечные лучи вы свечивали четкие грани обе лиска у Вечного огня на пло щади Героев. Здесь, на посту № 1, очередной наряд старше классников нес свою почетную вахту. Мимо тихо проплывали автобусы, прогуливались про хожие. Они приостанавлива лись, когда к обелиску подхо дила очередная машина, укра шенная цветами и лентами. Взволнованный жених, бережно поддерживая девушку в белом платье, поднимался с ней по ступеням к Вечному огню. По доброй традиции молодо жены приходят поклониться отваге и мужеству тех, кто защитил нашу мирную, счаст ливую жизнь. День субботний, все новые свадебные кортежи подъезжа ют на площадь. Я стоял не сколько поодаль и любовался красотой молодости. Прозрач ный воздух бодрил свежестью, под ноги ложились ажурные листья, и, глядя на безоблач ное счастье молодых, верилось, что и для них судьба не поскупится на хорошие дни. Задумавшись, я повернулся, чтобы продолжить свой путь, и вдруг ощутил какую-то смут ную тревогу. Та женщина, что так странно взглянула сейчас, кто она? Или мне кажется? Неужели Катя? Я шагнул ей навстречу и услышал знакомый голос, звучный, чуть глухова тый, как у сошедших с про винциальной сцены актрис. — Что, узнаете? Я вгляделся еще раз, уже пристальнее. Старая,, натертая кожанка, какие носят авиато ры, стоптанные каблуки когда- то модных лодочек, сетка мор щин на лице... Но глаза — все такие же, иссиня-черные, пу гающие своей бездонной глу биной. Я узнал ее, не мог не узнать, хотя в выражении лица за эти два десятка лет так много изменилось. Какое-то душевное смятение, глубокая тоска проглядывали во всем ее облике. Наше знакомство имело свою историю. Словно угадав, куда обратились мои мысли, она вновь заговорила. Губы преда тельски вздрагивали, но голос звучал на прежней деланно- дился глухой стон. Екатерина Львовна оцепенело всматрива лась в лица молодых, не ути рая катившихся по лицу слез. Наконец, машина умчала ново брачных по широкой улице. — Теперь вы понимаете ме ня? Это пытка, но я не могу не приходить сюда. Может, это рину Львовну Д. материнства в отношении сына Владимира лишить...» Торопливо, словно боясь, что я прерву ее, она за говорила: — Нет, судей я не виню. По нимаю, сама виновата. Вот ес ли бы начать все заново... Той Катьки не было бы. Это я о бодрой и слегка вызывающей ноте: — Чего вспоминать? Какой была — такой осталась. Ведь вы мне тогда не помогли. А как я умоляла вас там, в Данкове, где разыскала вас в команди ровке! — Это упрек? — Нет. Грустный факт из вашей биографии. Я недавно читала где-то, что профессия адвоката предполагает творче ство. Вот вы и сотворили по молодости... отказ в моей просьбе. Разговор обострялся. Пожа луй, следовало уйти. Я знал ее импульсивный характер с вечными перепадами настрое ния, способностью мгновенно взорваться руганью или залить ся слезами. Но мне хотелось узнать, как сложилась ее жизнь, и я попросил: — Давайте не будем ссо риться. Лучше пройдемся не много. Как-никак, мы — люди почтенного возраста. Кажется, последние слова она не расслышала. Вся она была уже не-со мной, а там, у обелиска, где темноволосый юноша улыбался хрупкой, за стенчивой невесте. Мне почу- мой сын был здесь сейчас с невестой! Я не видела Вовку семнадцать лет и два месяца. Ну хоть сейчас скажите, где он? Под ногами шелестели опав шие листья, эти первые ла сточки близкой зимы. Как буд то почувствовав ее приближе ние, Екатерина Львовна зябко передернула плечами. — А может, зайдете ко мне? Вы никогда у меня не бывали. Она жила недалеко, в част- себе. Эх, какой же была моло дость! Казалось, все впереди. В школе твердили о моей ода ренности, способностях к язы кам. Соседи ахали: красавица! И все рухнуло. Я ведь ему по верила, любила его. Когда Вов ка родился, мне восемнадцати не было. А он... Мать вскоре умерла, и остались мы с Вов кой вдвоем вот в этой комнате. А как хотелось жить! Бегать на танцы... Она вновь полезла в сун- ном домике за старым кладби- ДУК> достала фотографию; щем. Дворик оказался чисто убран, комната опрятна, но на стоящего уюта и того тепла, которое придают простым ве щам женские заботливые руки, не было. На стене висела ог ромная фотография маленького Вовки, под ней на гвоздике болтались пинетки. — Вот, — с горечью указала она на них, — все, что у меня осталось на память о сыне. — Она помедлила. — Да вот еще дополнение. Вы-то с ним зна комы. Она вынула из старого, око ванного железом сундука по желтевшее от времени судеб ное решение. Я вновь прочел эти короткие строки: «Екате- — Это я в десятом Пышная коса, мягкие черты слегка округлого девичьего ли ца... Мне вспомнился другой архив, судебный. В том деле хранились такие свидетельства се молодости, что и рассказы вать тяжело. Случалось, маль чонку чужая мама приведет из детсада домой, а родная — Катя в пьяном угаре не слы шит, как он стучится в дверь. Сколько раз забирали его к себе соседи, сердобольные ня нечки. Инспектор детской ком наты рассказывала, что Катя была «экстравагантной» — любила шумно погулять. Добрые люди говорили ей: остановись. — Пугаете, — отвечала она, — да вы мне не указ. Я Вовке и мать, и отец, мое это дело. Однажды мальчик с тяже лым воспалением легких попал в больницу. У Катерины слов но руки развязались — пошла гулять напропалую. За четыре месяца ни разу не наведалась к сыну. Из больницы его заби рала уже другая женщина, ставшая ему настоящей мате рью. Я взял судебное решение, вновь перечел его. Старался, но не мог найти слов утешения. Екатерина Львовна резко под нялась, достала начатую пачку «Беломора». Кольца дыма мед ленно поплыли к невысокому потолку. Невесело усмехнулась: •— Не удивляйтесь, в колонии научилась. Три года отсидела по воровскому делу. Все пови дала. Она старалась говорить спо койно, словно не о себе, а о чужой, искореженной жизни. — Что-то я разговорилась Ко мне ведь редко кто заходит Отца с матерью давно нет, ни брата, ни сестры... Мне бы сы на вернуть! Ну, скажите, где он? Что я мог ответить? Воло дя усыновлен! Его новые роди тели — добрые, честные люди Они уехали из Липецка, как только оформили усыновление Не стоит тревожить его. Ветре титься с сыном ей не удастся Разглашение тайны усыновле ния запрещено законом. И это справедливо. Я чувствовал, что во мне вновь просыпается не приязнь к этой женщине. Даже сейчас она думала 6 себе, а не о сыне, которому встреча ней причинит нестерпимую боль. — Ничем не могу вам по мочь. Я вышел из домика, оглянул ся. В окне ее комнаты зияла темнота. С. БАСИС, адвокат. Л ЕТОПИСЬ ХУД ОЖ Н И К А УЫГ'ТЪ.МЛ ТАМБОВ. Живописную ле- К И С I ЬШ топись родного края создала художница Таисия Емельяно ва, выставка произведений ко торой открылась в Тамбове. Большое место в творчестве мастера кисти занимает пат риотическая тема. В годы Ве ликой Отечественной войны она активно сотрудничала в «Ок- го произведений, включенных - в экспозицию, рассказывает нах ТАСС», работала над се- делах сельских тружеников. рией картин, посвященных подвигу советских людей. Мно- (ТАСС). ЕСЛИ ТЫ МУЖ ЧИНА • • • Только что на экраны вы шла новая картина, снятая на студии «Мосфильм» режиссе ром Искрой Бабич по ее же сценарию, написанному совме стно с В. Михайловым «Му жики!...» И хотя этот фильм не только назван прямолиней но, но и по своему настрою откровенно адресован больше к мужской половине зрителей, мне все же хочется начать рассказ о нем с разговора... о женщинах. Сколько прекрасных лент появилось за последние при мерно десять лет в нашем ки но, раскрывающих облик жен щины-современницы: «Стран ная женщина», «Поздние сви дания», «Впервые замужем», Осенний марафон», «Дамы приглашают кавалеров»... Она того и заслуживает. На все- то ее хватает: и детей растит, и в доме уют создает, и в де ле любом управляется. Только почему-то часто в одном не везет: не удается решить для себя самую ста рую, как мир, но вечно акту альную проблему — как стать счастливой? Конечно, существуют на то свои объективные Есть в экранном отражении, как говорят социологи, от звук далекой войны. Отзвук того времени, когда приходи лось «на десять девчонок по статистике девять ребят». В чем-то, возможно, переусерд ствовали и кинематографисты, уж *очень дружно штурмую щие «личную» тему. Тем не менее на экране как- то неожиданно возник диссо нанс: рядом с интересной, зна чительной современницей не оказалось достойного спутни ка. Пожалуй, с трудом при помнишь в этих фильмах муж ские образы, так же полно сочетающие в себе лучшие че ловеческие качества, какими наделены женские образы. Скорее можно домыслить, что повезло, например, героине ленты «Впервые замужем»: встретившийся ей герой, кажет ся, неплохой человек, однако, его характер лишь обозначен, но не раскрыт. Рыцарским от ношением к женщине вызыва ет симпатию к себе герой фильма «Белый ворон» — ра бочий, которого показал нам актер В. Гостюхин. Блиста тельно предстал перед люби мой полусказочный интеллек туальный слесарь Гоша, та лантливо сыгранный А. Бата ловым в картине «Москва сле зам не верит».. шат подобные картины. Сняли мелодраматическую ленту в строго реалистической манере, с тонко психологически раз работанными и воплощенны ми характерами героев. Фильм тем самым не только вызыва ет естественное сопережива ние, но и содержит как бы по лемическое обращение к зрите лям. Не часто встречаются в жизни ситуации, с которой столкнулся герой фильма Па вел Зубов, но такая история возможна. И все-таки она для авторов — не самоцель, а ско рее возможность проверки нравственных качеств героя. Вместе с тем это и способ вы звать размышления. Павел Зу бов повел себя в выпавших на его долю испытаниях таким образом. А что на его месте сделал бы кто-нибудь другой, из тех же мужчин, сидящих в зрительном зале? Расположить к сочувствию где двое, там и троим не тесно. Полйна, оставшись за старшую, взяла на себя все домашние дела. Очень хорошо сыграла эту неулыбчивую, рано повзрослев шую не внешне, а умом и сердцем девочку Ирина Ива нова. В ее Полине угадывает ся мудрость и рассудитель ность будущей женщины, хра нительницы добрых устоев большой семьи. А пока Поли на твердо заявила представи телю общественной комиссии, что поедет в интернат или детдом только вместе с двумя малышами, разлучаться с ни ми не хочет?' Сюжет. фильма не исклю чал возможность для его авто ров, как говорится, «поиграть» на чувствах зрителей. Задав шись такой целью, наверное, можно было бы снять немало бьющих на эффект я эмоции эпизодов, способных вызвать, как и положено в мелодраме, «слезу». Однако эта картина захватывает и покоряет дру гим: абсолютной достоверно стью поведения в реальных жизненных обстоятельствах главного героя в исполнения удается довольно легко. Кто причины, же не пожалеет троих ребяти- Александра ’Михайлова. Имен У которых умерла мать? но он оказывается в центре шск, Когда-то давно Настю считали в селе невестой Павла. Но ушел он в армию, а к Насте зачастил заезжий художник. Не разобралась мать Павла, да и поспешила написать сы ну, что невеста ему неверна. Взыграло уязвленное самолю бие и в нем, со службы даже в дом родной не заглянул, укатил на Север. С тех пор в село лишь письма слал. Опять же домой, а не к любимой, у которой теперь была своя жизнь, без него. Каким показался сын роди телям после стольких лет ски таний? Обыкновенным. Звезд с неба не хватает.. Шахтер, на хорошем счету в своем дале ком городе. Не женат, но что- то вроде семьи имеется. Так, считает, и удобнее, все равно «никому из баб» не верит, и свободен от всякого долга. Все это начистоту о себе Павел и выкладывает старому отцу, недоумевая, зачем тот вызвал его телеграммой до мой. Хоть и небольшая .роль в этом фильме у Петра Глебова (отец), но сумел он вложить в нее, наверное, и свой бога тый жизненный опыт, показав вам человека, главу семейства, который во всем верен себе, И это все. Явно маловато, а , своей совести. Не любящий ведь речь идет о важном: что отстаивают, что утверждают кинематографисты, га какие моральные, нравственные ка чества современника борются в фильмах камерного звуча ния, в фильмах о личном, без которого, как известно, утра чивается и общественное. Пра вомерно ли, что «настоящие мужчины» в сегодняшнем кино уверенно чувствуют себя в ос новном в картинах на любую другую тему, кроме гой, что обращена непосредственно к его жизни «в свободное от ра боты время»? И вот, словно попытавшись восполнить этот пробел, авто ры фильма «Мужики!...» реши ли форсировать проблему. Они избрали для этого любимый зрителями жанр мелодрамы, избежав многих типичных про счетов, которыми нередко гре- лишних слов, он, как настоя щий мужчина, предпочитает, чтобы слово всегда соответст вовало делу: «Я тебя спросил, ты мне ответил, и не о чем больше разговаривать!»— в сердцах хлопнет он дверью после трудного мужского раз говора с сыном. Раз Па^ел от ветил отказом, стало быть, нечего от него и дела ждать. Разговор же между отцом и сыном касался серьезного вопроса. Рядом с отцовским домом, на одной сельской ули це стоит другой, в котором хозяйкой теперь, после смерти матери, стала двенадцатилет няя дочь Павла — Полина, а с ней еше двое малышей. Пав лик — сын незадачливого му жа Насти, а Степку, брошен ного кем-то еще в роддоме, Настя по доброте душевной выкормила и в дом приняла: внимания, он проходит путь нравственного выбора, кото рый оказывается необходи мым, прежде всего, ему же самому, очищая Павла от се бялюбия, эгоизма, нажитого равнодушия к людям. Павел Зубов, как человек обыкновенный (это актер все время подчеркивает в нем), ш ведет себя так, как повел бы себя любой другой. Не герои ческий поступок он совершает, беря на себя заботу о всех троих ребятишках. К этому он приходит последовательно, пе режив естественные раздумья и сомнения и даже чувство боязни: а хватит ли сил? Он в самом себе перебирает все возможные варианты, прежде чем выбрать единственно ло гичный и справедливый. Им руководит совесть пробудив шейся за многие годы души. «Я ведь, как до этого жил, — признается он другу,— и не знал вовсе, что душа болеть может». Не теряет Павел, как мо жет рассудить иной обыва тель, а приобретает гораздо больше того, что имел раньше. Приобретает, несмотря на то, что не выдерживает житейско го испытания трудностями близкая ему женщина, поки дает его, что впереди у него не только сплошные радости в кругу новой семьи. Обыкновенный человек в исполнении А. Михайлова приобретает черты значитель ной личности, с честью и до стоинством пройдя нелегкое ис пытание на прочность. Может, фильм в чем-то и ве избежал-еентиментальности, но в этом нет перебора. Несмот ря на «женскую» режиссуру, соблюдена точная мера, в от боре изобразительных деталей чувствуется высокий профес сионализм мастера-психолога. И, посмотрев новую карти ну, по-новому воспринимаешь ее бодро-шутливое название «Мужики!..». Так ведь в раз говоре исстари обращались к мужскому братству — совсем не пренебрежительно или сни сходительно, а уважителыю. Л. ДУБИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz