Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Наш советский образ жизни с р о ч н ы й в ы л е т Самолет болтало нещадна Виктор Тонин вытер со лба крупные капли пота. Жизнь ма. ленького человека угасала с каждой минутой, и он, Тонин, не в силах был сдержать этот неумолимый отсчет времени. Через четверть часа в его руках останется лишь последнее, но крайне рискован­ ное средство... Потянувшись за очередным шприцем, он заме­ тил, как напряженно, теряя на­ дежду, ловит его взгляд отец ребенка. Тонин молча отвел глаза, с трудом нащупал опа­ дающую жилку. Казалось, это длится уже целую вечность... полетом, полный сил и желания действовать, как вдруг... слов­ но споткнулся о напряженный, полный страха взгляд молодой женщины, застывшей у двери. Не замечая ничего вокруг, она вслушивалась в какой-то стран­ ный шелест, доносившийся из палаты. Тошин секунду помед­ лил на пороге и отворил дверь. Шелест стал явственнее, к нему примешивался слабый хрип. Это дышал мальчик. Началась трудная работа. Все возможное было пущено в ход, и на какое-то время ребен­ ку стало лучше. Усталое лицо матери засветилось надеждой. — Лететь в такую погоду — дело трудное,—произнес он,— рискованное, В наступившем молчании стало слышно, как громко ти­ кают часы на руке Владислава Гатченко, и подгоняемый этим тиканьем, первый пилот сказал: — Запросите еще раз метео­ службу. Второй пилот, Владимир Бол- хвитов, понимающий команди­ ра с полуслова, стал застеги­ вать куртку. ...Сколько это продолжается? Счет времени Тонин уже поте­ рял. — Доктор, садимся!—Из пи- Поэтическая рубрика День в отделении областной Звонко застучали по коридору лотской кабины выглянул Гат­ ченко, — подержитесь еще не­ много! - ■ Едва самолет остановился, к нему подкатила «скорая». Андрюшу бережно перенесли в машину, и она помчалась ’ по темнеющим липецким улицам. Заслышав звук ее сирены, останавливались встречные гру­ зовики, работники ГАИ спешно освобождали дорогу. В больнице наготове ждали детской больницы начинался обычно: пятиминутка у заве­ дующего, оценка результатов лечения, рекомендации. Тонин сделал обход в своих палатах и пошел готовиться к плановой операции. Вдруг в процедур­ ную заглянула медсестра: Доктор, к телефону! Са­ нитарная авиация. Немедленно вылетайте в Чаплыгин, — голос в трубке звучал встревоженно. — Маши­ на за вами вышла. Такие срочные вызовы не в новинку врачам областной дет­ ской больницы, редкий день обходится без них. Недолгие сборы, взяты необходимые ле­ карства, инструменты, аппара­ тура. Через полчаса он был уже в воздухе. В то время Тонин еще не знал, какими трудными будут у него следующие четы­ ре часа... Двумя днями раньше в моло­ дой семье работников Чаплы- гинского завода агрегатов На­ дежды и Сергея Дворянкиных, казалось, ничто не предвещало несчастья. Маленький Андрю­ ша, ступая еще не окрепшими ножками, держался за папин палец и весело щебетал, что-то на своем, понятном только ро­ дителям языке. Под вечер не­ много захандрил, повысилась температура. Что, Андрюшка, небось зубки растут? — Сергей Нико­ лаевич, играя с сыном, высоко подбрасывал его под потолок, и оба смеялись. Между тем к ребенку кра­ лась беда. Всю ночь бесстраст­ ный столбик термометра упря­ мо полз вверх. Пока еще дума­ ли: немножко простудился, пе­ регулял на холоде. Утром схо­ дили к детскому врачу, но ле­ карства помогли ненадолго. Одышка становилась все силь­ нее. Во второй половине дня мальчика положили в больницу. Теперь уже было ясно, что у Андрюши развивается сужение дыхательного горла, заболева­ ние. грозное, трудно поддающе­ еся лечению. Остаток дня и ночь чаплыгинские педиатры боро­ лись за жизнь мальчика. Но бо­ лезнь не отступала. Утром собрали консили­ ум. Мнение было единым: ну­ жен специалист из областного центра. ...Да, Тонин тогда и не по­ дозревал, какими долгими по­ кажутся ему следующие четыре часа. Он, как обычно, проводил пилота в обратный путь. В Чаплыгинской больнице жизнь текла своим чередом. То­ нин сразу направился в палату к больному. Он быстро шел по коридору, еще возбужденный каблучки медсестры, повеселе­ ли заботливые нянечки. И толь­ ко Тонин, да еще доктор, сто­ явший в конце коридора, пони­ мали, что кризис не миновал. Спасти ребенка, не поставив его под угрозу тяжелых осложне­ ний, возможно только в усло­ виях специализированного от­ деления областной больницы. — Вызывайте самолет, — не­ громко бросил Тонин. Через десять минут «скорая» ‘заведующий отделением Виктор уже мчалась к аэродрому. Ма­ шину то и дело подбрасывало на ухабах, и с каждым толчком все труднее дышал ребенок. «Только бы не опоздать, — ли­ хорадочно думал врач. — Сра­ зу — в самолет, в свою больни­ цу. Там справимся...». • Но взлетная площадка ока­ залась пуста. Шофер приоткрыл дверцу, всмотрелся в хмурое небо и безнадежно махнул ру­ кой: • — Какие уж тут полеты, вон что делается... Над землей неслись низкие, рваные облака, ветер яростно трепал мокрые клены... Несколько часов назад раз­ бушевавшаяся стихия повалила бетонные опоры электропередач, десятки сел остались без света, умолкло радио... И судьба ма­ ленького Андрюшки, втянутая в этот грозный водоворот, те­ перь зависела уже не только от искусства врача, а от десятков людей — пилотов, диспетчеров, радистов, медиков, которые противопоставят стихии свое мужество, волю, энергию. В тесной кабине «скорой» не слышали воя ветра. Здесь бы­ ли настроены на одну волну—■ неровное дыхание ребенка. А неподалеку радист тщетно вы­ зывал Липецк. Но рация молча­ ла. Тогда решили поднять в воздух самолет сельхозавиации. На высоте пилот сумел связать­ ся с Липецким аэропортом и передал вниз: — Полеты запрещены! Силь­ ный боковой ветер на полосе. Эта новость подействовала на Тонина так, словно его на пол­ ном ходу вышибло из седла. Полеты запрещены, значит, по­ мощь не придет. В эти мгновенья врач Чаплыгинской больницы вновь и вновь накру­ чивал телефонный диск. Нако­ нец, ему удалось соединиться с диспетчерской санавиации, и тревожная весть пришла по проводам в Липецк: погибает ребенок. Командир авиаотряда приг­ ласил к себе пилотов, коротко обрисовал положение. Тяжело шагнул к окну, вгляделся в су­ меречное поле, где ветер рвал на мачте флажок. Иванович Моренко, хирург Лукьян Сергеевич Макацария, педиатр Тамара Федоровна Кондратьева, главная сестра Анна Алексеевна Бессонова. Подготовлены операционная, персонал. Начались долгие ча­ сы борьбы за жизнь Андрюши. Только поздней ночью Вик­ тор Тонин вышел на улицу. Полной грудью вдохнул све­ жий воздух и почувствовал, как свинцовая усталость сковы­ вает тело. Окна больницы были темны, только одно мерцало теплым светом. Там, в палате, спокойно и ровно дышал Андрюшка. Мне довелось встретиться с Андрюшей и его мамой, когда все тревоги остались позади. Их выписывали из больницы. Проводить их вышло едва ли не все отделение, и румяный, живой малыш охотно тянулся к улыбчивым тетям и дядям в белых халатах. Мама незамет­ но смахнула непрошенную сле­ зинку. —Не знаю, как н благодарить вас, родные. На днях, листая газетную подшивку, случайно наткнулся на короткое сообщение из США. Тридцатилетний американец Литлл в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Вра­ чи запросили за операцию 1000 долларов. Но родные не сумели собрать такую сумму, и Литлл остался инвалидом. За­ хотелось узнать, во что обош лось государству лечение Андрюши Дворянкина. Главный врач Анна Александровна Но­ викова удивленно пожала пле­ чами: — Нам и в голову не прихо­ дило лечение больного перево- главный дить, на деньги. Впрочем, давай- районной те подсчитаем. Оказывается, набежала нема, лая сумма — около тысячи пя­ тисот рублей. Родители, конеч­ но, ничего нс платили. Мы при­ выкли к бесплатному лечению, это норма нашей жизни. Да и может ли быть иначе в нашей стране, где главная цель — счастье простых людей? С РОЖМАНОВ, врач, внешт. корр. «Ленинского знамени». УТРО Б ыл в лесу В ЛЕСУ с соловьями вместе Пил рассвета неж ный аромат. И, хмелея от игристых песен, Ш ел тропинкой из ж ивых маслят. Будто свечи, новые побеги Елочек — зелененьк их еж ей— Загорелись и светили в небе Сказочной республики своей. Сосны над сыпучими песками Строились в послушные полки— Их стволы гранеными штыками Отраж ались в омуте реки. Над водой тумана сняли сети, Ветерок очнулся в камышах— И дер ж ал я солнце утром этим, Как пиои огромный, на рук ах. Е. ВИКУЛИН. ' * * * Над водой, затянутою ряской, то ли миг, то ль вечность простою . Не вспугни нечаянною лаской душу присмиревшую мою . Этот бер ег ж елтый и безлю дный, этот в небо уходящий лес — самое бесхитростное чудо в мире расшифрованных ч удес М ож ет, чья-то память растолк ует птицы крик, росу на стебельк е и меня, счастливую такую , на вселенском стылом ск во зняк е— Л. ПАРЩИКОВА. ПОЭЗИЯ НЕ ТАК ЛЕГКА Давай, собрат, забудем об обидах, О к олк о стях словесной шелухи. Поэзия не так легк а, как выдох. Как горлом кровь, Подчас идут стихи. Ты тешишься: в столице , издавался, Преодолел издательств рубеж и. Но в чьих сердцах надолго отозвался Стоэвучный голос твой, скаж и? Естественно мечтать о громкой славе. Со временем пройдет и этот сон. Наш до лг — отдаться делу, не забаве, Сердца заставить биться в унисон, Учить лю дей, чтоб не хватать чуж ого. И не давить того, кто послабей. Певцов и рифмоплетов ныне много, Но стало ль больше Истинных лю дей? Давай, собрат, забудем об обидах, О к олк остях словесной шелухи. Поэзия не так легк а, как выдох. Как горлом кровь, Подчас идут стихи. А. ВАСИЛЬЕВ. ЖИВУТ ТРАДИЦИИ В СЕЛЕ В , становлянском селе Ламское не найти человека, который не посетил бы м у. зея, созданного в комнате боевой м трудовой Славы местного Дома к ультуры. Здесь собраны фотографии и док ументы, к оторые ши. роко и разнообразно осве­ щаю т интересную , богатую событиями историю села. Особенно частые гости в м узее — молодеж ь. Ш к о ль, ники и молодые производ­ ственники с большим инте­ ресом изучаю т историю ж изни своих односельчан. Юношей и девушек здесь принимаю т в к омсомол, по. свящаю т в хлеборобы, про­ вож аю т на воинскую служ ­ бу, для них в м узее органи­ зую тся встречи со знатными лю дьми села, ВСТРЕЧА С ПОЭТАМИ Два года на базе о бще­ ж итий Новолипецкого м е­ таллургич еского завода действует народный универ­ ситет литературы и иск усст­ ва. Его слушатели, м етал­ лурги встречаю тся с п р ед­ ставителями разных творч е. ских организаций области. Так, недавно в общеж итии по улице М ира, 12, на оче­ редном занятии универси. тета молодые рабочие встретились с липецкими поэтами И. С. Завраж иным и И. Н. Хариным. ДЛЯ ю н ы х ЛЕБЕДЯНЦЕВ Веселый, интересный спек такль из ж изни шк оль­ ников поставил детск ий др а. матический коллектив Л ебе. дянск ого районного Дома к ультуры. «Ничегошек» —- ХРОНИКА К УЛЬТУ РНО Й Ж И З НИ так называется пьеса, над которой с большим удо во ль. ствием работали учащиеся четвертых-пятых классов во главе со своим рук ово­ дителем А. Н. Колыхалоаым. Премьера состоялась в на­ чале нового года, с усп е­ хом шла она на сцене Дома к ультуры в дни школьных к аникул. А теперь, в сво­ бодное от учебы время, м а. ленькие артисты пок азыва­ ют ее сверстникам близле­ ж ащих сел. УРОКИ СТУДИИ «юность» Состоялось отк рытое за­ нятие театральной студии «Юность», третий год дей ­ ствую щей в липецкой шк оле № 44. Руководит ее рабо­ той п едагог А. И. Борисо­ ва. На отк рытое занятие сту­ дии пришли педагоги ли­ пецких шк ол, артисты, ра­ ботники областного др ам а­ тическ ого театра. Они по­ знакомились с выставкой детск их рисунков, с мате­ риалами стенных газет, по­ священных театру. Затем состоялось занятие. Оно называлось «Человек всту­ пает в ж изнь». Учащиеся старших классов читали сти . хи, анализировали просмот­ ренные спек такли. А. И. Бо­ рисова познак омила гостей студии с результатами оп­ роса ребят после спек такля «Страсти по Варваре». За­ тем выступили ак теры, ис­ полнители главных ролей Л М унирова и Т. Павлова. ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ КАЗАНЬ. (Корр. ТАСС). Певцу русской природы Ива­ ну Шишкину посвящена мемо­ риальная доска, установленная в Казани на доме Ла 10 по улице К. Маркса. Здесь нахо­ дилась первая мужская гим­ назия, где в 1844—1848 годах учился будущий живописец. На этой же улице, в музее изобразительных искусств, раз. вернут^ экспозиция «Пейзаж в произведениях русских худож­ ников». Центральное место в ней занимают работы И. Шиш­ кина — «Полянка», «Вечер в сосновом лесу», «Пейзаж с озером» и другие. Они запе­ чатлели природу родного края — нижней Камы, где родился живописец, 150-летие со дня рождения которого отмечается в эти дни. Рядом с полотна­ ми И. Шишкина — пейзажи его современников и друзей А. Саврасова, А. Куинджи, Ф. Васильева. А*' ■% * 1 _ В городе — зима— Рис. М. Ковалева. С ТОЯЛ погожий осен­ ний день. Мягкие солнечные лучи вы­ свечивали четкие грани обе­ лиска у Вечного огня на пло­ щади Героев. Здесь, на посту № 1, очередной наряд старше­ классников нес свою почетную вахту. Мимо тихо проплывали автобусы, прогуливались про­ хожие. Они приостанавлива­ лись, когда к обелиску подхо­ дила очередная машина, укра­ шенная цветами и лентами. Взволнованный жених, бережно поддерживая девушку в белом платье, поднимался с ней по ступеням к Вечному огню. По доброй традиции молодо­ жены приходят поклониться отваге и мужеству тех, кто защитил нашу мирную, счаст­ ливую жизнь. День субботний, все новые свадебные кортежи подъезжа­ ют на площадь. Я стоял не­ сколько поодаль и любовался красотой молодости. Прозрач­ ный воздух бодрил свежестью, под ноги ложились ажурные листья, и, глядя на безоблач­ ное счастье молодых, верилось, что и для них судьба не поскупится на хорошие дни. Задумавшись, я повернулся, чтобы продолжить свой путь, и вдруг ощутил какую-то смут­ ную тревогу. Та женщина, что так странно взглянула сейчас, кто она? Или мне кажется? Неужели Катя? Я шагнул ей навстречу и услышал знакомый голос, звучный, чуть глухова­ тый, как у сошедших с про­ винциальной сцены актрис. — Что, узнаете? Я вгляделся еще раз, уже пристальнее. Старая,, натертая кожанка, какие носят авиато­ ры, стоптанные каблуки когда- то модных лодочек, сетка мор­ щин на лице... Но глаза — все такие же, иссиня-черные, пу­ гающие своей бездонной глу­ биной. Я узнал ее, не мог не узнать, хотя в выражении лица за эти два десятка лет так много изменилось. Какое-то душевное смятение, глубокая тоска проглядывали во всем ее облике. Наше знакомство имело свою историю. Словно угадав, куда обратились мои мысли, она вновь заговорила. Губы преда­ тельски вздрагивали, но голос звучал на прежней деланно- дился глухой стон. Екатерина Львовна оцепенело всматрива­ лась в лица молодых, не ути­ рая катившихся по лицу слез. Наконец, машина умчала ново­ брачных по широкой улице. — Теперь вы понимаете ме­ ня? Это пытка, но я не могу не приходить сюда. Может, это рину Львовну Д. материнства в отношении сына Владимира лишить...» Торопливо, словно боясь, что я прерву ее, она за­ говорила: — Нет, судей я не виню. По­ нимаю, сама виновата. Вот ес­ ли бы начать все заново... Той Катьки не было бы. Это я о бодрой и слегка вызывающей ноте: — Чего вспоминать? Какой была — такой осталась. Ведь вы мне тогда не помогли. А как я умоляла вас там, в Данкове, где разыскала вас в команди­ ровке! — Это упрек? — Нет. Грустный факт из вашей биографии. Я недавно читала где-то, что профессия адвоката предполагает творче­ ство. Вот вы и сотворили по молодости... отказ в моей просьбе. Разговор обострялся. Пожа­ луй, следовало уйти. Я знал ее импульсивный характер с вечными перепадами настрое­ ния, способностью мгновенно взорваться руганью или залить­ ся слезами. Но мне хотелось узнать, как сложилась ее жизнь, и я попросил: — Давайте не будем ссо­ риться. Лучше пройдемся не­ много. Как-никак, мы — люди почтенного возраста. Кажется, последние слова она не расслышала. Вся она была уже не-со мной, а там, у обелиска, где темноволосый юноша улыбался хрупкой, за­ стенчивой невесте. Мне почу- мой сын был здесь сейчас с невестой! Я не видела Вовку семнадцать лет и два месяца. Ну хоть сейчас скажите, где он? Под ногами шелестели опав­ шие листья, эти первые ла­ сточки близкой зимы. Как буд­ то почувствовав ее приближе­ ние, Екатерина Львовна зябко передернула плечами. — А может, зайдете ко мне? Вы никогда у меня не бывали. Она жила недалеко, в част- себе. Эх, какой же была моло­ дость! Казалось, все впереди. В школе твердили о моей ода­ ренности, способностях к язы­ кам. Соседи ахали: красавица! И все рухнуло. Я ведь ему по­ верила, любила его. Когда Вов­ ка родился, мне восемнадцати не было. А он... Мать вскоре умерла, и остались мы с Вов­ кой вдвоем вот в этой комнате. А как хотелось жить! Бегать на танцы... Она вновь полезла в сун- ном домике за старым кладби- ДУК> достала фотографию; щем. Дворик оказался чисто убран, комната опрятна, но на­ стоящего уюта и того тепла, которое придают простым ве­ щам женские заботливые руки, не было. На стене висела ог­ ромная фотография маленького Вовки, под ней на гвоздике болтались пинетки. — Вот, — с горечью указала она на них, — все, что у меня осталось на память о сыне. — Она помедлила. — Да вот еще дополнение. Вы-то с ним зна­ комы. Она вынула из старого, око­ ванного железом сундука по­ желтевшее от времени судеб­ ное решение. Я вновь прочел эти короткие строки: «Екате- — Это я в десятом Пышная коса, мягкие черты слегка округлого девичьего ли­ ца... Мне вспомнился другой архив, судебный. В том деле хранились такие свидетельства се молодости, что и рассказы­ вать тяжело. Случалось, маль­ чонку чужая мама приведет из детсада домой, а родная — Катя в пьяном угаре не слы­ шит, как он стучится в дверь. Сколько раз забирали его к себе соседи, сердобольные ня­ нечки. Инспектор детской ком­ наты рассказывала, что Катя была «экстравагантной» — любила шумно погулять. Добрые люди говорили ей: остановись. — Пугаете, — отвечала она, — да вы мне не указ. Я Вовке и мать, и отец, мое это дело. Однажды мальчик с тяже­ лым воспалением легких попал в больницу. У Катерины слов но руки развязались — пошла гулять напропалую. За четыре месяца ни разу не наведалась к сыну. Из больницы его заби рала уже другая женщина, ставшая ему настоящей мате­ рью. Я взял судебное решение, вновь перечел его. Старался, но не мог найти слов утешения. Екатерина Львовна резко под­ нялась, достала начатую пачку «Беломора». Кольца дыма мед­ ленно поплыли к невысокому потолку. Невесело усмехнулась: •— Не удивляйтесь, в колонии научилась. Три года отсидела по воровскому делу. Все пови­ дала. Она старалась говорить спо койно, словно не о себе, а о чужой, искореженной жизни. — Что-то я разговорилась Ко мне ведь редко кто заходит Отца с матерью давно нет, ни брата, ни сестры... Мне бы сы­ на вернуть! Ну, скажите, где он? Что я мог ответить? Воло­ дя усыновлен! Его новые роди тели — добрые, честные люди Они уехали из Липецка, как только оформили усыновление Не стоит тревожить его. Ветре титься с сыном ей не удастся Разглашение тайны усыновле ния запрещено законом. И это справедливо. Я чувствовал, что во мне вновь просыпается не­ приязнь к этой женщине. Даже сейчас она думала 6 себе, а не о сыне, которому встреча ней причинит нестерпимую боль. — Ничем не могу вам по мочь. Я вышел из домика, оглянул ся. В окне ее комнаты зияла темнота. С. БАСИС, адвокат. Л ЕТОПИСЬ ХУД ОЖ Н И К А УЫГ'ТЪ.МЛ ТАМБОВ. Живописную ле- К И С I ЬШ топись родного края создала художница Таисия Емельяно­ ва, выставка произведений ко­ торой открылась в Тамбове. Большое место в творчестве мастера кисти занимает пат­ риотическая тема. В годы Ве­ ликой Отечественной войны она активно сотрудничала в «Ок- го произведений, включенных - в экспозицию, рассказывает нах ТАСС», работала над се- делах сельских тружеников. ­ рией картин, посвященных подвигу советских людей. Мно- (ТАСС). ЕСЛИ ТЫ МУЖ ЧИНА • • • Только что на экраны вы­ шла новая картина, снятая на студии «Мосфильм» режиссе­ ром Искрой Бабич по ее же сценарию, написанному совме­ стно с В. Михайловым «Му­ жики!...» И хотя этот фильм не только назван прямолиней­ но, но и по своему настрою откровенно адресован больше к мужской половине зрителей, мне все же хочется начать рассказ о нем с разговора... о женщинах. Сколько прекрасных лент появилось за последние при­ мерно десять лет в нашем ки­ но, раскрывающих облик жен­ щины-современницы: «Стран­ ная женщина», «Поздние сви­ дания», «Впервые замужем», Осенний марафон», «Дамы приглашают кавалеров»... Она того и заслуживает. На все- то ее хватает: и детей растит, и в доме уют создает, и в де­ ле любом управляется. Только почему-то часто в одном не везет: не удается решить для себя самую ста­ рую, как мир, но вечно акту­ альную проблему — как стать счастливой? Конечно, существуют на то свои объективные Есть в экранном отражении, как говорят социологи, от­ звук далекой войны. Отзвук того времени, когда приходи­ лось «на десять девчонок по статистике девять ребят». В чем-то, возможно, переусерд­ ствовали и кинематографисты, уж *очень дружно штурмую­ щие «личную» тему. Тем не менее на экране как- то неожиданно возник диссо­ нанс: рядом с интересной, зна­ чительной современницей не оказалось достойного спутни­ ка. Пожалуй, с трудом при­ помнишь в этих фильмах муж­ ские образы, так же полно сочетающие в себе лучшие че­ ловеческие качества, какими наделены женские образы. Скорее можно домыслить, что повезло, например, героине ленты «Впервые замужем»: встретившийся ей герой, кажет­ ся, неплохой человек, однако, его характер лишь обозначен, но не раскрыт. Рыцарским от­ ношением к женщине вызыва­ ет симпатию к себе герой фильма «Белый ворон» — ра­ бочий, которого показал нам актер В. Гостюхин. Блиста­ тельно предстал перед люби­ мой полусказочный интеллек­ туальный слесарь Гоша, та­ лантливо сыгранный А. Бата­ ловым в картине «Москва сле­ зам не верит».. шат подобные картины. Сняли мелодраматическую ленту в строго реалистической манере, с тонко психологически раз­ работанными и воплощенны­ ми характерами героев. Фильм тем самым не только вызыва­ ет естественное сопережива­ ние, но и содержит как бы по­ лемическое обращение к зрите­ лям. Не часто встречаются в жизни ситуации, с которой столкнулся герой фильма Па­ вел Зубов, но такая история возможна. И все-таки она для авторов — не самоцель, а ско­ рее возможность проверки нравственных качеств героя. Вместе с тем это и способ вы­ звать размышления. Павел Зу­ бов повел себя в выпавших на его долю испытаниях таким образом. А что на его месте сделал бы кто-нибудь другой, из тех же мужчин, сидящих в зрительном зале? Расположить к сочувствию где двое, там и троим не тесно. Полйна, оставшись за старшую, взяла на себя все домашние дела. Очень хорошо сыграла эту неулыбчивую, рано повзрослев­ шую не внешне, а умом и сердцем девочку Ирина Ива­ нова. В ее Полине угадывает­ ся мудрость и рассудитель­ ность будущей женщины, хра­ нительницы добрых устоев большой семьи. А пока Поли­ на твердо заявила представи­ телю общественной комиссии, что поедет в интернат или детдом только вместе с двумя малышами, разлучаться с ни­ ми не хочет?' Сюжет. фильма не исклю­ чал возможность для его авто­ ров, как говорится, «поиграть» на чувствах зрителей. Задав­ шись такой целью, наверное, можно было бы снять немало бьющих на эффект я эмоции эпизодов, способных вызвать, как и положено в мелодраме, «слезу». Однако эта картина захватывает и покоряет дру­ гим: абсолютной достоверно­ стью поведения в реальных жизненных обстоятельствах главного героя в исполнения удается довольно легко. Кто причины, же не пожалеет троих ребяти- Александра ’Михайлова. Имен У которых умерла мать? но он оказывается в центре шск, Когда-то давно Настю считали в селе невестой Павла. Но ушел он в армию, а к Насте зачастил заезжий художник. Не разобралась мать Павла, да и поспешила написать сы­ ну, что невеста ему неверна. Взыграло уязвленное самолю­ бие и в нем, со службы даже в дом родной не заглянул, укатил на Север. С тех пор в село лишь письма слал. Опять же домой, а не к любимой, у которой теперь была своя жизнь, без него. Каким показался сын роди­ телям после стольких лет ски­ таний? Обыкновенным. Звезд с неба не хватает.. Шахтер, на хорошем счету в своем дале­ ком городе. Не женат, но что- то вроде семьи имеется. Так, считает, и удобнее, все равно «никому из баб» не верит, и свободен от всякого долга. Все это начистоту о себе Павел и выкладывает старому отцу, недоумевая, зачем тот вызвал его телеграммой до­ мой. Хоть и небольшая .роль в этом фильме у Петра Глебова (отец), но сумел он вложить в нее, наверное, и свой бога­ тый жизненный опыт, показав вам человека, главу семейства, который во всем верен себе, И это все. Явно маловато, а , своей совести. Не любящий ведь речь идет о важном: что отстаивают, что утверждают кинематографисты, га какие моральные, нравственные ка­ чества современника борются в фильмах камерного звуча­ ния, в фильмах о личном, без которого, как известно, утра­ чивается и общественное. Пра­ вомерно ли, что «настоящие мужчины» в сегодняшнем кино уверенно чувствуют себя в ос­ новном в картинах на любую другую тему, кроме гой, что обращена непосредственно к его жизни «в свободное от ра­ боты время»? И вот, словно попытавшись восполнить этот пробел, авто­ ры фильма «Мужики!...» реши­ ли форсировать проблему. Они избрали для этого любимый зрителями жанр мелодрамы, избежав многих типичных про­ счетов, которыми нередко гре- лишних слов, он, как настоя­ щий мужчина, предпочитает, чтобы слово всегда соответст­ вовало делу: «Я тебя спросил, ты мне ответил, и не о чем больше разговаривать!»— в сердцах хлопнет он дверью после трудного мужского раз­ говора с сыном. Раз Па^ел от­ ветил отказом, стало быть, нечего от него и дела ждать. Разговор же между отцом и сыном касался серьезного вопроса. Рядом с отцовским домом, на одной сельской ули­ це стоит другой, в котором хозяйкой теперь, после смерти матери, стала двенадцатилет­ няя дочь Павла — Полина, а с ней еше двое малышей. Пав­ лик — сын незадачливого му­ жа Насти, а Степку, брошен­ ного кем-то еще в роддоме, Настя по доброте душевной выкормила и в дом приняла: внимания, он проходит путь нравственного выбора, кото­ рый оказывается необходи­ мым, прежде всего, ему же самому, очищая Павла от се­ бялюбия, эгоизма, нажитого равнодушия к людям. Павел Зубов, как человек обыкновенный (это актер все время подчеркивает в нем), ш ведет себя так, как повел бы себя любой другой. Не герои­ ческий поступок он совершает, беря на себя заботу о всех троих ребятишках. К этому он приходит последовательно, пе­ режив естественные раздумья и сомнения и даже чувство боязни: а хватит ли сил? Он в самом себе перебирает все возможные варианты, прежде чем выбрать единственно ло­ гичный и справедливый. Им руководит совесть пробудив­ шейся за многие годы души. «Я ведь, как до этого жил, — признается он другу,— и не знал вовсе, что душа болеть может». Не теряет Павел, как мо­ жет рассудить иной обыва­ тель, а приобретает гораздо больше того, что имел раньше. Приобретает, несмотря на то, что не выдерживает житейско­ го испытания трудностями близкая ему женщина, поки­ дает его, что впереди у него не только сплошные радости в кругу новой семьи. Обыкновенный человек в исполнении А. Михайлова приобретает черты значитель­ ной личности, с честью и до­ стоинством пройдя нелегкое ис­ пытание на прочность. Может, фильм в чем-то и ве избежал-еентиментальности, но в этом нет перебора. Несмот­ ря на «женскую» режиссуру, соблюдена точная мера, в от­ боре изобразительных деталей чувствуется высокий профес­ сионализм мастера-психолога. И, посмотрев новую карти­ ну, по-новому воспринимаешь ее бодро-шутливое название «Мужики!..». Так ведь в раз­ говоре исстари обращались к мужскому братству — совсем не пренебрежительно или сни­ сходительно, а уважителыю. Л. ДУБИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz