Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
Г РОМОВА отругал заме ститель начальника цеха Бондаренко. Громов по спешно вышел из будки газов щика, чтобы остаться одному и немного успокоиться. Всего третий день, как стал мастером на второй печи, я захолодил горн. Правда, металл не по шел в брак, но от слабого про грева густой массой натужно выползал из летки. И Бондаренко спросил... Да гак, что Громов вспотел: Без скидок на молодость. Виктор чуть было не огрызнулся; По нимал, что, конечно, виноват; не уловил сползания печи к похолоданию, но выпла'влять ванадиевый чугун — дело сложное, тут и старые мастера дают прокол. Громов хотел побольше металла и потому рискнул; вел печь с небольшим запасом тепла, чтобы она гло тала больше рудных подач. Виноват... И все-таКи заме стителю стоило бы быть по сдержанней... 'Виктор вздохнул и остановился у горна. Из хо лодильников в колодцы с шу мом падала вода. С литейного двора несло горьковатым дым ком, от желобов поднимался и таял легкий пар. Вдали у огромного вороха песка копо шились горновые: лопатами нагружали песок в контейнеры. Громов обошел вокруг гор на, заглядывая через синее стекло в фурмы.. На многих плескался желтовато-розовый расплав «Почему не выпуска ют верхний шлак?> — с недо умением подумал мастер, под ходя к летке. Горнового здесь не оказалось, и Громов взял шуровку — длинный, немного загнутый железный стержень с Заостренным концом, и тремя привычными, ловкими ударами проткнул отверстие в шлаковой летке. Оттуда, как бы нехотя, вылезла красноватая огненная змейка и медленно поползла по желобу. Вспомнив, что не за глянул предварительно в тон нель, чтобымубедиться, на ме сте ли шлаковые1ковши, Гро мов б р о с и л с я п е р и л а м ' которой выглядывал машинист. В обычном своем состоянии Виктор немедленно закрыл бы механическим стопором фур- мочку, благо, шлак еле полз. Сейчас же мастер, наклонив шись в провал тоннеля, заорад, энергично махая рукой; «Сдай назад! Сдай назад!» Составите ля Громов не видел, только слышал трели его свистка, зна чит и находился он где-то вни зу у ковшей, совсем близко и в свою очередь, не видел масте- Жущегося ковша и с хлюпань ем хлынула в его чашу. — Ну и ну... Чуть не сжег тепловоз с машинистом,—Вик тор враз ослабел, бессильно опершись на барьер, постоял немного и, глядя на утолщаю щуюся, раскаленную струю шлака, бессознательно отметил; «Печь прогревается». Струя с нарастающим гудением, бес нуясь в клубах белых газов, вырвалась из летки. Газ, ши бая едкой серой, тянулся квер- ности. Не то беда! Густые брови и широкова тый нос Виктора припорошены темной пылью. В серых с голу бинкой, глубоко посаженных глазах задумчивость. Иногда в них пробегали веселые искор ки! Из недавнего прошлого выплыл маленький эпизод. Еще студентом Виктор ' тру дился у горна на заводах Украйны. И все-таки после института здесь, на Средне- уральском заводе, в первый фурмы, потом., повернулся и сказал с легкой досадой: —Норма-ально... Там плещет ся шлачок розоватый. Ну-ка взгляни еще раз. Виктор и во второй раз не увидел «розоватого шлачка», и ему стало неудобно. Однако он признался, что ничего не заметил. Наконец, разглядел розоватую, колышащуюся пленку в нижней части фурмы и воскликнул уверенно, даже радостно: Л ип е цкий литератор Д. Яковлев написал повесть о металлургах-до- менщиках «Крутые ступени». Один из главных его героев — молодой спе циалист Виктор Громов, о становле нии которого, как руководителя кол лектива и производства, и рассказы вает автор. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей одну из глав повести. Д. ЯКОВЛЕВ. С М Е Н А Глава из повести ра, а из-за шума медленно движущихся ковшей не слышал его команды. До горновой пло щадки Снизу доносился визг тормозов, металлический стук вагонных тарелок. А желтова то-розовая змейка расплавлен ного шлака с тихим зловещим шипением коварно приближа лась к носку желоба. Виктор, похолодев, побежал на свисток составителя вдоль барьера. На счастье тепловоз остановился, шум и лязг прекратились, и мастер .увидел составителя. Тот расцепил шлаковозы и спокойно готовился подать сигнал блекло-зеленым . флаж ком, опустив его к ноге. — Э-эй1 — закричал Громов, вниз. — Сдай назад! Сдай на зад! — и махнул несколько раз рукой, давая понять, куда нужно двигаться. Составитель услышал, мгновенно ухватил команду и быстро замахал у ноги флажком. Тепловоз ко ротко, сипло прогудел и толь ко-только отъехал от опасного места, как тонкая струя шлака и : плеснула в тоннель^ сьйгануДа обомлел: вн'йзу'стоял тепловоз, • огненными брызгам-иг и,Срасте- точ-нее, под самым жёлобом каясь по земле, п а д т ^ ^ Ц о как раз находилась кабина, из забарабанила по лафету дви- ху и тут же растворялся в воздухе. Облегченно вздохнув, Гро мов двинулся к пульту управ ления домной и вдруг остано вился, пораженный внезапной догадкой: «Стол, что за чертов щина? Почему же я сразу, как только увидел тепловоз, не за крыл летку стопором? Ну фо кусник! Ну мастерюга! Тебе не только чугун, а и суп варить нельзя доверить!». Мягкий свет люминесцентных ламп заливал помещение. На световом табло беспрерывно мигали белые, зеленые и оран жевые лампочки, Громов смот рел на приборы, и успокаивал ся: печь улучшала ход. До конца дневной смены остава лось около часа. Теперь насту пил такой момент, когда мож но чуточку отдохнуть. Виктор снял черную суконную куртку, повесил на спинку стула, кеп ку бросил на стол. Сел, позво ляя себе на минутку рассла биться и стараясь освободиться от неприятного чувства пере житого. Оно беспокоило созна ние, мешало сосредоточит&ёя. Хорошо, конечно, что никте^из бригады не заметил его оплош- день волновался; как сложатся у него дела? Прежде всего, на до победить самого себя; внут ренне заставить спокойно при выкать к горячему металлу, чтобы стал он тебе другом, а не врагом. На литейном дворе, как будто, все привычно и знакомо. От желобов после вы пуска металла струится кверху жаркое марево. Ощущается кислых запах сернистого газа. — Да, да! Вижу! — То-то и оно. А то- нор ма-ально... — Федосеев снисхо дительно усмехнулся. В тот день Виктор очищал шлаковые желоба, заправлял их песком, следил за наполне нием шлаковых ковшей и передвигал их лебедкой. Само по себе такое дело не сложно. Но именно тогда Громов по чувствовал, как тяжел труд Бригада на утренней пересмен- горнового. Домну остановили ке принимает домну: осматри ваются охлаждение печи, чу гунные и шлаковые летки... Но именно из-за того, что он, Громов, -входит сюда надолго, может быть, навсегда, все здесь выглядит как-то по-особому, кажется уже не сторонним, а своим, близким. Подойдя к горну в ту первую утреннюю смену, Громов заглянул в од ну, потом в другую фурмы. — Ну, и как они работают? — услышал он над ухом сквозь шум вдуваемого в печь воздуха. Повернувшись, увидел розоватое, с пухлыми щеками, усталое лицо мастера смены Федосеева. — Нормально. Федосеев прильнул к глазку на смену сгоревшей фурмы. Из печи плыл палящий зной, он изнурял и обессиливал.' Небло кислятиной горнового газа с примесью запаха тлеющего де рева. Горновые, как муравьи палку, облепили тяжеловесную выбивную машину — шести метровый толстый стальной стержень, на который была на дета тяжелая болванка с дву мя полукольцами — ручками. Заканчивался стержень массив ным крюком. Просунув крюк в печь, рабочие зацепили им за устье фурмы. Громов и гор новой, схватив полукольца болванки, скользившей по сма занному стержню, били со все го .размаха по хвостовику ма шины. — И рраз! Раз!'Еще раз! — звонко командовал мастер. Виктор напрятал последние си лы. В глазах потемнело, по лицу струился пот. Дышать бы ло трудно. Хотелось выскочить с литейного дв-ора на свежий воздух, вдохнуть полной пру- дью и дышать, дышать беско нечно долго. Но он продолжал бить и бить. «Бом! Бом» — оглушительно звонко отдава лось в голове, и она, разбухай, становилась тяжелой. Виктора сменили. Отойдя от горна в сторону, он часто и трудно дышал, хотелось пить. Зайдя в комнату отдыха, с жадностью выйил подряд три стакана хо лодной газированной воды и почувствовал, как приятная щекочущая прохлада бодрит и восстанавливает силы. Ему стало легче, и он вернулся на площадку. Горновые продол жали деловито суетиться у ма шины, снимая с ее стержня1 сгоревшую фурму. Было видно, они меньше, чем Виктор, уста ли и будто не так сильно ощу щали одуряющее воздействие духоты и газов. Только так же, как и Громов, взмокли от по та... Минул всего только год, а кажется, промелькнуло с того времени уже много лет. А иногда, совсем наоборот, Гро мову почему-то представля лось, что случилось это с ним буквально вчера... ...Виктор встал, намереваясь выйти на литейный двор, и тут торопливо вошел началь ник смены, плотный мужчина средних лет, и прямо от дзерей громко спросил: — Что у тебя тут, Громов? Едва тепловоз не спалил. Громов объяснил. — Ничего себе трюк! — на чальник смены ошарашенно посмотрел на мастера. — За такие дела Покровский может поддать коленом. Так вот и загремишь с печи. Ладно, что все обошлось, и хороший по пал парняга -г- составитель; я упросил его, чтобы он молчал. Понял, Громов? Так что не громыхай-тут, будь осторожен. — С дружелюбной усмешкой скаламбурил начальник смены. Ни слова не сказано всуе— хоть в этом-то совесть чиста. Прохлада ль твоих поцелуев к молчанью склонила уста? Ну что ж, помолчим напоследок в проветренном нашем лесу. Я капли, упавшие с веток, в своих волосах унесу. Возможно, не стану моложе от счастья. И вс^таки — пусть все будет ужасно похоже на радость, а, может, на грусть. Пускай себе дни уплывают, Людмила ПАРЩИКОВА. как эти дымки за рекой. А осень порою бывает и долгой, и теплой такой., Принимать решения спешу, зряшной откровенностью грешу, тем непозволительных касаюсь. Приживаюсь с видимым трудом: обитаю меж добром и злом, ошибаюсь, в крайности бросаюсь. То любовь захватит, то вражде*» А в лесах под музыку дождя засыпают дерева и травы. Ли'стья осыпаются, шурша... Жизнь сама собою хороша— и без позолоченной оправы. Жизнь сама собою хороша, ежели бессмертная душа замирает в радости минутной; А судьба на вырост мне дана. Может быть, поэтому она не вполне удобна и уютна?.. * ** * Это просто вода дождевая расшумелась в лесистом краю, просто новая боль обживает неуютную душу мою. Тишина опустевших гнездовий. Перелетная нежность твоя... Что мне надо, живой и бездомной, от великих щедрот бытия? Что мне надо в моем захолустье, в этих рощах, лишенных тепла, где хмельно, и мятежно, и грустно пахнет Русью сырая ветла? Просто яростный всплеск непогоды, просто памяти яростный вскрик, — и бессмысленно чувство свободы без ее драгоценных вериг. Книги липецких авторов ПОДАРОК МАЛЫШАМ Борис КАПУСТА. В С Т Р Е Ч А В «Чайной» было накурено. И хотя курить не полагалось, о чем предупреждала вывеска над буфетом, курили мужики самозабвенно, распивали вино, ели и говорили без умолку. Чаю не пил никто. Кисло пахло пивом, щами, еще чем-то придорожным, временным и не основательным, — может, ма зутом спецовок, бензином шо ферских тяжелых пиджаков — привезенным издалека запахом, который только тут, в' этих сте нах, смешавшись с ароматом немудреной стряпни, стал есте ственным, своим и многолет ним. Двое мужиков, «залетных», как окрестили их сразу за всегдатаи чайной, оба борода тые, тонколицые, с какими-то ящиками через плечо, пахну щие скипидаром и краской, пи ли желтый никчемный чай по полам с коньяком, закусывали салом, маринованной мойвой и окаменевшими пряниками, и разговор их долетел сюда, до стола, за которым сидел врач Петр Храпов с двенадцатилет ним сыном своим Константином и пил чай, почему-то никого не удивляя этим. Весь персонал их больницы полол свеклу в под шефном колхозе, и Костик увя зался ‘еше с утра с отцом, по тому что ему было интересно увидеТь поле и весь тот огром ный простор земли, который в городе застроен до небес ка менными многоэтажками, за водскими трубами, высотными сооружениями, между которы ми даже облака, кажется, про тискиваются порой, теряя дож ди, разрываясь в клочья. Петр Храпов не осуждал этих двух бородатых, еще сов сем молодых горожан за их разговор, потому что еще совсем близко, недавно совсем думал (чего греха таить!) точ но так же. Просто чувство со жаления и горечи поселилось в нем от слов их, еше до недав него времени казавшихся ему вполне основательными и пра вильными. Художники в запальчивости говорили о том, что почему-де они должны ездить на поле, работать там за кого-то, кому положено-де заниматься землей и что тот другой, пускай-ка за менит их за мольбертом, попро бует встать на их место. Ведь не см ожет? А отчего они должны делать непривычное им дело?1 Бороздка Храпову досталась длинная, до синеющей вдали ро щицы, и кое-как приспособив шись к тяпке, он начал работу, приказав сыну собирать в куч ки порубленные сорняки, укла дывая их между борозд. День выдался не жаркий, об лачный. Но легкость первых сотен метров вскоре сменилась непривычной усталостью. Не заметно намокла рубаха, и пот лез в глаза. Храпов, разогнув шись, увидел, что далеко обо гнал других и они с сыном стоят посеред п о л ^ с прибли зившейся, но еще дальней все же рощей, а несколько позади него, нагоняя, шла пожилая женщина, размеренно взмахи вая тяпкой. Голос за его спиной раздал ся вдруг удивительно чисто и неожиданно в тишине поля. — Бог на помощь, мужики! Оглянувшись, Храпов уви дел ее перед собой. Жилистую закопченную многодневным за гаром. — Спасибо, спасибо! — отве тил Храпов, радуясь и разго вору, и маленькой передышке. — Здрасьте, — поздоровался и Костик. — Ты, милай, чай, отцу помо гаешь? Правильное дело роди телю помочь, А я вот свой гектар доканчиваю, гляжу — городских пригнали. Хоть и медленные вы, да все помога. — Уж как умеем, — ответил Храпов старухе, почему-то раз дражившись ее словами. — А ты не серчай, милок. Я бабка старая, чего вижу, то и скажу. Землнца-то ведь она всем нам одна: и кормилица, и лиходейка. Стара я вот, — она, не прекращая работы, взгляну ла на Храпова, — а, вишь, че го думаю про себя, что ежели мне уйтить — грех на душе будет. Она, землица-то, спро сит, зачем, мол, бросила поле? Почему детей да внуков по чу жим мостам разогнала? Ты в Яблоновку нашу, мил человек, сходи, не поленись. Почитай, треть сёла досками крест-на крест забита. Опосля войны корневище деревенское попор тилось и народ навроде пере кати-поля носит, а может и не права я?.. А мне вот перед кормилицей этой ответ дер жать. Тут и молодость моя, и старость. Ведь вот дела-то ка кие, далее во сне снится — к смерти, что ли?, — вроде спра шивает кто; «Где внуки-то твои, сыновья и дочь Нюра? Отчего вслед за тобой не идут?» Проснусь, страшно. И поплачу так-то, и письмецо составлю, чтоб, значит, возвертались бы они, дети кровные-то. Э! Да куда там! Приезжай к нам, пишут, дом бросай, мы тебя в старости одну не оставим. Да ведь как землю бросишь? Мо жет, я по старости глупые сло ва говорю, да только, веришь- нет, гляжу я на то, что народ, вроде бы как снова в поле являться стал, и думаю про се бя: «Неужели не научатся они землицу понимать?» А коли нс научатся, пущай уж живут в домах каменных своих, на еле- ктричестве ездят. А то, немое, оно лютым станет, чертополо хом зарастет, а нам, какие в не го уйдут, не отдохновение, а злой сон да тяжкий будет. Костик, инстинктивно при жавшись к отцу, слушал слова старой женщины и вдруг выго ворил тихо, вроде как про се бя: — Ты, бабушка, не бойся, мы еще приедем. А Храпов, потрепав его по вихрастой Макушке, сказал; — Да. Как же! Обязательно! Никак нельзя, чтобы земля бы ла в обиде. — Землица, — поправила его старуха. — Землица! — непривычно и ладно для себя повторил Храпов. — Эй! Сынок, сгоняй-ка до бочки, да принеси нам с ба бушкой воды. Еще работы-то вон сколько. — Я мигом! — бросился мальчуган. — Экий он у тебя, — улыб нулась старуха.—Ну да ладно! Солнце вон в макушку под пирает. И, привычно взмахнув своей тяпкой, пошла вдоль .бо розды, умело, чисто убирая сор с Полевой груди, как только что с души человеческой. И словом, и кистью Жатва... Страда... Красота золотого под солнцем пше ничного поля. Красота тру да тех, кто недосыпая, не считаясь со временем уби рает хлеб. Издавна жатва, самая страдная, самая ответствен ная, вместе с тем и самая радостная пора в жизни хлебопашца, становилась предметом пристального внимания. Художник Игорь Маляв- кин побывал на днях в лебе дянском колхозе «Звезда». В его набросках, сделан ных накоротке, как бы несу, щмх в себе дух нынешней трудной жатвы, отражен напряженный труд земле дельцев, поставивших целью убрать без потерь выращенный богатый уро жай. На рисунках: на кол хозном току; страда в по ле; лучший комбайнер $ов. хоза В. А. Межевов. Стало' уже банальностью го ворить о тбм, что для детей надо писать так же хорошо, как и для взрослых, только еше лучше. И наверно, легче напи сать детскую книгу, которая может понравиться взрослым. Труднее, — которая понравит ся детЯм. Тихон Николаевич Дмитриев, мне кажется, напй- писал такую книгу. Она нра вится и взрослым, и детям, симпатичная, умная и веселая книжка для малышей — «Уса тое солнышко». Может быть, когда-то поэт увидел на рисунке котенка, в котором легко было угадать солнышко. А детям теперь со всем нетрудно, используя под сказку поэта, рисовать крут рыжего солнца, в котором так легко угадывается мордочка котенка! И вовсе не беда, что иногда, на рисунке взрослые люди мо гут вместо, например, лихого коня увидеть «настоящую ко ровку» (стихотворение «Лихой конь»). Надо просто смотреть на мир открытыми глазами ре бенка, и тогда увидишь, как под дождиком купаются (со всем как ребятня!) лягушата, и «струйки им бока щекочут, а сши вовсю хохочут». («Лятуш- ки-хохотушкй»). Т. Дмитриев умеет не просто смотреть, он умеет видеть и помогает своим друзьям-малышам разглядеть, как На каждой былинке, На каждой травинке Развесило утро Цветные росинки. На каждой иголке Зеленого бора Росинки горят, Как огни светофора. Когда ребенок начинает от крывать для себя мир, он ста рается незнакомым предметам придать знакомые черты. Од на из задач поэта — помочь увидеть в знакомом и привыч ном нечто новое, дать толчок воображению. По весне набухли почки Й проклюнулись листочки. Посмотри нД ветки клена — Сколько носиков зеленых! Это коротенькое стихотворе ние «Весна пришла» ассоци ируется и с ПТенцом, только что пробившим оконце в скорлупе, и со сказочной щукой, выгля дывающей из тёмной проруби, и со ётайкой любопытных ребя тишек, которым до всего есть дело и которые повсюду суют свой нос. Сколько раз сравнивали подъемный кран с птицей, но Т. Дмитриев нашел свои, очень простые слова; Краны сталью зазвенели, Заворочались вдали, Будто в гнезда прилетели Великаны-журавли. («Краны-великаны»). Добрый юмор — отличитель ное свойство этой книжки. Вот чудесное стихотворение «Две ноги»: По тропинке на лугу За козленком я бегу. А козленок обернется, Топ копытцем и смеется: — Не догонишь, не беги, У тебя лишь Две ноги! А чего стоит обиженная на СоЛице лягушка, которая, не смотря на все старания, никак Не может загореть? («Зеленый загар»). Нельзя не улыбнуться, Прочитав стихотворение «Млад шая сёстрёнка», в котором Аленка посадила в грядку шо коладку и ждет-не дождется, когда же пробьется росток... Большое достоинство книги и в ее простоте. Т. Дмитрие ву хватает нескольких строчек, чтобы нарисовать запоминаю щуюся картину, ясно выразить свои чувства или вызвать улыбку и смех читателя. Под стать стихам и рисунки, отлично выполненные художни ком С. Калачевым. Централь но-Черноземное книжное изда тельство сделало хороший по дарок детям, выпустив массо вым тиражом первую книгу Т.- Н. Дмитриева «Усатое сол нышко». В. БОГДАНОВ. В Центрально-Черноземном издательстве скоро выйдет в Н- ЕМЕЛЬЯНОВ. свет книга басен, сатирических и юмористических Дбпик1ем липецкого литератора Николая Емельянова. Мы публикуем несколько стихотворений из этого сборника. А ведь работники иные, Как те дрова сырые! ТЯЖЕЛЫЙ ГРУЗ Мы кантовали, мы тащили юзом, Мы надрывались... Горе с этим грузом! Но все равно решили не сдаваться. «Доставим на работу тунеядца!» ДАЖЕ. СХОДСТВО Дымила печь, Дрова сырые тлели. Озябших грели еле-еле. Все может трактор-работяга Доставить в слякоть и в мороз стройматериалы, корм, навоз Он даже пачку папирос Легко довозит-до сельмага. Распахана весенняя Зёмпл.: Приправив на плечах тугие лямки, бросаю клубни — восьмилетний—я в расплуженные маленькие ямки. А пар над огородом будто, дым. Я за отцом иду, меняя руки: Срубил Василий старую ракйту, увез жену, а через месяц мать. А мы К земле прилипли, как к магниту, Нас от нее ничем не оторвать, В сердцах отец махнул во след рукою и, тронув лошадь, зашагал быстрей. И в такт ему за быстрою рекою тоскливо отозвался соловей, Тер шею на ухабах потный ворот, Дул ветерок. И мыслилось одно, что и меня когда-то Загрущу, и рябина попутно, в унисон мне, возьмет и замрет.* улыбнусь — и погожее утро заблестит у тесовых ворот. Только ты, как всегда, безучастно кур скликая, Невзрачный день, а помнится Поныне, как занимать ходила деньги мать: в-тот день далекий в нашем магазине— хлеб настоящий стали продавать. И, боже правый, спозаранку — давка... Зажав трояк, потрепанный в руке, стою я — восьмилетний — у прилавка в суконном, не по росту, пиджаке. И, выдирая из толпы рученки, как ясень ветвь из тесноты лесной, * С трудом когда-то пробивался свет через листву, ложась на пол устало. Но яблонь тех в неразберихе лет под низеньким окошейком не стало. Как я живу? О том ли разговор, когда стоят всю жизнь перед глазами— в стволе застрявший Иван ХАРИН. :----:4ЫЧ'П................ .СЛЖЯем мы квадратно* ...I гнездовым - по всем дотошном правилам г науки. р Теперь все делб только за дождем— за влагою живитёльно- •. ядреной, А мы уж как-нибудь.* мы переждем— на лебеде, на лебеде зеленой. встретит город-* с пшеничным хлебом и дневным кино. И я тогда не понимал бабусю: зачем она — поникшая* в слез ах— все медлила расстаться с захолустьем, в который раз «Прощайте!» нам сказав.* И лишь теперь дошла до сердца стужа, морозом будоража кровь и плоть, когда я стал вдруг никому не нужен — от мест родных отломленный ломоть. по стоишь на крыльце. И покоится тихое счастье на твоем загорелом лице. Словно смерч над избушкой кружится, крик роняя с небес, воронье. Если что-то с тобою случится, то не выдержит сердце мое. вдруг слышу голос: — Отпусти мальчонке! Глухой, с надрывом, где-то надо мной. С буханкой хлеба я иду и плачу, не разбирая луж и ручейков: ведь я-то думал, ничего не значу для хмурых, бородатых земляков. В накинутой, залатанной, шинели ко мне спешил встревоженный отец... И радуясь чему-то, ошалелый, на крыше хлопал крыльями скворец. старенький топор и на коленях мать пред образами. Но страха нет: . ни в мыслях, ни в душе. Лишь только сердце кровью обольется, когда вдруг память, старая уже, горящим тем поленьям отзовется. &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz