Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
1 августа 1982 г., № 179 (16 376) 3 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Сегодня —День железнодорожника ...Один за другим мелькают на щитке разноцветные огоньки железно дорожных стрелок. За ними внимательно следит дежурный по станции Та тьяна Федоровна Коростелева. Закончив школу, она стала работать опе ратором при дежурном по станции, заочно училась в Воронежском желез нодорожном техникуме. И вот уже шесть лет несет ответственную вахту де журного по станции Липецк, обеспечивая бесперебойное движение составов. Тридцать три года после окончания Елецкого железнодорожного учи лища водит по стальным магистралям поезда машинист маневрового теп ловоза Иван Григорьевич Мухин. Он — член Правобережного райкома/ партии, общественный инспектор железнодорожного транспорта, награж ден за ударный труд многими правительственными наградами. На снимках: дежурная по станции Липецк Т. Ф. Коростелева; маши нист тепловоза И. Г. Мухин. Фото Ю. Клюева. /-"Ч КАК И В ПОРУ МОЛОДОСТИ БОЕВОЙ В тот день, как и всегда, Борис Михайлович Батищев привычно застегнул на все пу говицы китель с двумя звез дочками на рукаве, поправил галстук, снял с вешалки фор менную фуражку. И вот уже снова пахнуло в лицо до боли знакомым запахом, лязгнул на стрелке тепловоз... Родной мир локомотивного депо, от куда начинаются все дороги. —Здравствуй, Михалыч. Го воришь, на пенсию вышел? Хорошего здоровья тебе. —- Спасибо... Комната дежурного по депо— «проходная» железной дороги. Здесь никогда не бывает пу сто. Заходят присесть перед рейсом машинисты, заглядыва. ют те, кто только что возвра тился из поездки. Все как всегда: шум, разговоры, суета, но Борис Михайлович вдруг почувствовал, что ему сейчас не справиться с накатившейся грустью. Почти сорок лет чуть лй не каждый день забегал он в дежурку на минутку, весь в заботах о предстоящем рейсе, а вот теперь уже не придется больше увидеть, как на ветре, чу распахиваются просторы земли. — Привет пенсионерам! —■ нарочито бодро поздоровался дежурный по депо Павел Ни китович Дунаев. Теперь-то ты не умчишь от меня за три- девять земель. Не грусти, ста рина, мы свое отъездили. Пусть теперь молодые поко ряют пространства и время, а нам с тобой и здесь, дел хва тит. Пойдем-ка, вверю тебе новое хозяйство. В дороге локомотив — что птица, а здесь, в депо, он грузен, неподвижен и требует к себе неотлучного внимания^. И не один он такой передает ся под временную опеку ре зервному машинисту. Чтобы проверить каждую машину, поддерживать на нужном уровне температуру двигателя, приходится целую сМену сно вать вверх-вниз по ступеням. Вроде бы и увлекся новой ра ботой Борис Михайлович, и удовлетворение приходит, ког да машинист, принимая тепло воз, одобрительно кивает голо, вой, но когда нужно пе регнать локомотив с одного места на другое и рука при вычно ложится на рычаг, снова щемит душу желанное чувство дороги. В такие минуты и наплывают воспоминания. ...Еще гремела Великая Оте чественная, еще шли воинские эшелоны, когда он, Борис Ба тищев, семнадцатилетним па реньком пришел в Депо. Начал слесарем, а через год стал ко чегаром. Исполнилась завет ная мечта — проехать мимо родного села в кабине паро воза. Правда, смог, лишь на, минуту выглянуть в окно: про. жорливая топка требовала уП- ля. Сколько тонн его перегру зили неокрепшие мальчишечьи руки! В ту пору в Грязинском локомотивном депо разверну, лось широкое движение Ком сомольске - молодежных кол. лективов. Борис Батищев вско ре выучился на помощника машиниста, а через 50 тысяч километров пробега возглавил поездную бригаду. И в этой должности не затерялся он среди других: инструктор М. А. .Симонов сразу заметил его самостоятельность, акку - ратность в работе. А тут вско ре молодые железнодорож ники загорелись желанием создать еще одну комсомоль. ско-молодежную бригаду, ру ководить которой доверили ему, Борису Батищеву. Тот паровоз, «1622», который об служивала бригада, занимает в его судьбе особое место. — Существовавшая тогда норма грузоподъемности 2600 тонн на состав нас не устраи вала, — вспоминает сейчас Борис Михайлович. — Мы на чали ее увеличивать: три тыся. чи тонн, три с половиной... О наших успехах стало известно по всей Юго-Восточной же лезной дороге. Опыт комсомольско-моло дежной бригады Б. М. Бати щева быстро разошелся по стране. Благодаря этому су ществовавшая норма грузо подъемности составов была значительно увеличена. А они шли дальше, нередко водили и «пятитысячники». В те годы за комсомольско- молодежным коллективом Б. М. Батищева числился и еще один рекорд. Тридцать дней «кочевали» они однажды по Юго-Восточной железной до роге, не останавливаясь на межпоездной ремонт. Однаж ды потекла дымогарная труба. Казалось бы —- все, надо ту шить топку. Но это было не в обычае передового коллекти ва. И парни нашли другой вы ход. Засыпали топку влажным углем, Борис Батищев, преодо левая жару, ловким движени ем, чтобы не выпустить пар, вбил в прогоревшее отвер стие... деревянную пробку. Целую неделю потом работал с ней паровоз. Когда, нако нец, вернулись в депо, масте ра только головой покачали: «Ну и смельчаки!». — Неуемные мы были, го рячие, — вспоминает Бори’с Михайлович, — и еще, навер ное, везучие. ,Л. Они и сейчас еще в строю, члены того героического ком- сомольско-молодежного эки пажа. Трудится на маневрах нынче Евгений Борисович Аникин, инструктирует моло дых Борис Серафимович Ба тищев. Это и их заслуга в том, что в 1959 году ко Дню желез нодорожника руководителю бригады Б. М. Батищеву при своили звание Героя Социали стического Труда. В 1965 году на смену «ФД» пришли тепловозы и электро возы. С этого времени до ми нувшей весны Борис Михайло вич водил пассажирские по езда по ветке от Грязей до Поворино. Двести сорок ки лометров, сложный рельеф. А тут еще поезда, идущие из Москвы, нередко прибывали в Грязи с опозданием, и ' надо было успеть наверстать упу щенные 20-—30 минут. Опыт вождения поездов Б. М. Ба тищева не раз обобщался в депо, на нем учились другие. А скольких Мастеров вожде ния выпестовал Борис Ми хайлович лично! Уже давно водят пассажирские поезда В. П. Сбратов, В. Н. Калачев— они, как и многие другие, на чинали у Батищева помощника ми машиниста. Ушел на само стоятельную работу и Генна дий Ширяев. Они вместе по кидали тепловоз — учитель и ученик. Борис Михайлович — на пенсию, Геннадий— на по вышение. Герой Социалистического Труда, кавалер ордена «Друж бы народов», почетный желез нодорожник Борис Михайлович Батищев и сейчас в гуще дел. Он — член бюро горкома партии, член райпрофсожа. И ничего, что уже не доводится ему водить поезда: молодые машинисты по-прежнему рав няются на Б. М, Батищева и его мастерство. Каждый чело век в депо при встрече ува жительно кланяется, и формен ная фуражка так же идет ему, как и в пору боевой молодо сти. С. БРОВАШОВ, «МУЗА» И «ВЕРИТОН» — ЛИПЧАНАМ Открытие в Липецке фир менного магазина «Мелодия» дало возможность любителям музыки и коллекционерам грампластинок приобретать записи не только советской все союзной фирмы «Мелодия», но и зарубежных фирм. С большим успехом в мага зине проходили выставки-про дажи пластинок, выпущенных в Германской Демократической Республике и .других социали стических странах, — они ста ли настоящими праздниками для любителей классической, национальной и эстрадной му зыки. ‘И вот коллектив магази на-салона готовит для лип чан новую выставку-продажу грампластинок — Польской Народной Республики. С 3-го по 12-е августа в «Мелодии» можно будет ознакомиться с продукцией ведущих фирм — «Муза», «Польске Награня», «Пропил», «Веритон». 70 процентов выпускаемых в Польше пластинок принадле жит фирме «Польске Награня». Один из самых популярных в республике циклов грамзаписи «Национальная фонотека» включает в себя и полное соб рание сочинений Фридери- ка Шопена. Подготовле но полное собрание про изведений Кароя Шиманов ского, чье 100-летие со дяя рождения скоро будет отме чаться в республике. Фирма . издала также все оперы Ста нислава Монюшки, продолжает , выпуск пластинок популярного цикла старинной, дошопенов- ской музыки. Надо отметить, что для художественного оформления этого издания ис пользуются работы известных польских мастеров живописи. В августе прошлого года в Познани состоялся фестиваль музыки П. И. Чайковского. Польские фирмы осуществили выпуск пластинок с записями симфонических произведений великого композитора для лю бителей русской классической музыки. Предлагают они и не мало грамзаписей джазовой и легкой музыки. «Мелодия» ждет в дни вы ставки-продажи в своем сало не липчан. М. СУСЛОВА. * Наши слав ные земляки * Песня сталь ных магистра лей * Заметки пе дагога « Д ЕЛ У РЕВОЛЮЦИИ П РЕД А Н . . . » Из ленинской гвардии Делегаты I Всесоюзного съезда Советов горячими апло дисментами приветствовали Декларацию об образовании Союза ССР и Союзный договор. Вместе с ними за принятие этих исторических документов голосовал и молодой комму нист, наш земляк Иван Геор гиевич Данковцев. Ему тогда только исполнилось 25 лет, но он ужё был опытным партий ным работником. Родители И. Г. Данковцева, потомственные крестьяне, ни когда не вылезали из нужды, хотя и работали всю жизнь, не покладая рук. Нужда я заставляла отца часто уезжать в Донбасс. Гам он работал на Енакиевеком металлургиче ском заводе н присылал чаедъ скудного жалованья семье, в Трубетчино. В этом селе и ро дился Иван Георгиевич. Вско ре отец покончил с землепа шеством, поступил на Соколь ский завод и перевез се мью в Липецк В авто биографии Данковцев поэтому писал: «Рос и учился в семье рабочею». Гордость за детство, Проведенное в пролетарской семье, Данковцев ощущал всю жизнь. А вот учиться много не довелось. Окончив Лебедян ское двухклассное училище, он был вынужден идти на С о к о л ь с к и й металлургический завод учеником слесаря, затем рабо тать там в качестве электро монтера. Об Этом периоде сво ей жизни. И. Г. Данковцев вспоминал: «С 1910 года я ра ботал на заводе, а весною 1915 года меня уволили за оскорбле ние начальства. Уехал на ме таллургический завод в Ена- кие>во. где работали мои родст венники. Трудиться пришлось немного, так как летом 1915 года на заводе вспыхнула, за бастовка, Молодежь активнича ла. я был в ее числе. После .подавления этой забастовки многих арестовали и повыгоня ли. с .-завода, .в том числе и ме ня^ Работу на заводах Дочбас- еа-нам .не давали. Проскитав шись некоторое время без ра боты, вернулся в . семью отца. Когда сменялось начальство ка Сокольском заводе, мне в 1916 году удалось опять поступить на работу. Революция 1917 го да меня застала в городе Ли пецке, где я вел активную ра боту. Был избран от рабочей части в Управление заводами (рабочий контроль)». В это время умер отец Данковцева и на руках юноши остались три младших брата и сестренка. После революции Иван Ге оргиевич продолжал работать электромонтером. В июне 1918 года он стал членом РКП (б) и получил назначение в 72-й запасной стрелковый полк ко миссаром. Там он организовал коммунистическую ячейку и был первым ее секретарем. Когда в январе 1919 года полк направили на защиту социали стической революции в Прибал тику, И. Г. Данковцев вынуж ден был остаться в Липецке: ухудшилось здоровье, и врачи настояли на освобождении от службы. Он возглавил соколь- скую партийную организацию, которая в июле 1919 года на правила его в органы борьбы с контрреволюцией (ЧК). Без остатка отдавал Иван Георгие вич себя новой, трудной рабо те. В характеристике начальни ка Липецкого политбюро (так в 1921 году называлась ЧК) И. Г. Данковцева читаем: «Ру ководить работой самоетоя- тельно может. Инициативен и аккуратен в выполнении зада ний. Обладает способностью подбирать работников и руко водить ими. Проявляет умение работать, с работой справляет ся. На работе использован це лесообразно. Спокойный, дис циплинированный. Стойкий. Тверд и уравновешен». В, конце июля 1921 года Ле бедянский уездный комитет РКП (б) сообщал, что «рабо та Лебедянского уполитбюро становится на правильные рельсы только с приходом то варища Данковцева, и что, во обще говоря, до приезда по следнего Лебедянского уполит бюро не существовало. Рабо тать в Лебедяни приходилось в неимоверно трудных условиях. Дел было много, а здоровье ухудшалось. Лебедянский уком довел до сведения Там бовского губчека, что Данков цева «было бы полезно снять с теперешней работы хотя бы на несколько месяцев». По мнению товарищей, Данковцев, относя щийся к своей работе', чрезвы чайно добросовестно, измотался . и ем:у требовалось лечение. Однако И. Г. Данковцев про работал чекистом еще несколь ко месяцев. Наконец, в декаб ре 1921 юда он получил на значение, на Должность, заве дующего Липецким уездным отделом управления. Отдел контролировал выполнение ре шений органов власти в городе и уезде, вел борьбу с саботаж никами и провокаторами. 6 личной карточке ответствен ных работников отдела на Дан ковцева имеется краткая ха рактеристика: «Стойкий и энергичный товарищ, делу ре волюции предан»: Он избирает ся членом президиума, а с мая 1922 года — заместителем председателя уисполкома .. В. том же году, 29 ноября, 'Дан ковцев стаяонятся кДсгекретареи уездного комитета партии/-- Тремя днями раньше его из бирают делегатом Тамбовского губернского съезда Советов, который направил его в Моск ву на X Всероссийский съезд. Все его делегаты, в том числе и наш земляк, участвовали в ра боте I Всесоюзного съезда Со ветов, принявшего решение об образовании СССР. Возвратившись в родные ме ста, Данковцев вел широкую разъяснительную работу в мас сах о политике партии и Со ветского правительства По на циональному вопросу. Он вы ступал перед рабочими заво дов, служащими учреждений, крестьянами сельскохозяйст венных обществ. О том, с какой энергией ра ботал в те дни И. Г. Данков- цев, вспоминал член КПСС с 1920 года С. И. Поляков: «...Он, беспредельно преданный своему делу, чутко и бережно относился к людям, брался за любые трудные Дела и старал ся их выполнять. 1924 год. Умер Ленин. Пер вым весть об этом нам принес Данковцев. На побледневшем лице были написаны скорбь и печаль. На следующий день мы выехали в разные села уезда вести агитационную работу». Данковцев рос вместе со страной. Партия оказывала ему высокое доверие, выдвигая на руководящие посты. Заве дующий агитационно-пропаган дистским отделом райкома пар тии г. Тамбова, заведующий общим отделом и заместитель председателя Борисоглебского уисполкома, председатель Кир сановского уисполкома — та ковы вехи жизни и деятельно сти Ивана Георгиевича после выезда из Липецка. В мае 1928 года И. Г. Дан ковцев назначается директором тамбовского завода «Ревтруд». С этого момента он — хозяй ственный работник. Страна приступила к выполнению пер вого пятилетнего плана. Тре бовались знающие, образован ные специалисты. И, отработав на заводе два года, Данковцев По направлению ЦК партии уехал учиться в Ленинград. В декабре 1933 года он, выпуск ник электротехнического фа культета Ленинградской акаде мии, мобилизован Центральным Комитетом на строительство Московского метрополитена. Через год И. Г. Данковцев — главный инженер-механик все народной стройки, затем—заме ститель начальника. Позднее он вспоминал; «Помимо основ ной работы занимался научно- исследовательскими вопросами в области подбора, изготовле ния и внедрения новых и усо вершенствованных горнопро ходческих машин, щитов и ме ханизмов на строительстве мет ро, обеспечивающих повышен ную производительность и тем пы проходки тоннелей». Дая- козцеву принадлежат два ав торских свидетельства: на изо бретения; одно—в области пнев матических машин, второе — в электротехнике. Заслуги его при сооружении Метрополитена были велики. Он внес большой вклад в механи зацию многих трудоемких про цессов, во внедрение принципи ально новой щитовой проходки. За эти заслуги, а также переводы на русский язык за рубежных технических изданий (Иван Георгиевич • прекрасно владел немецким языком) в 1947 году ему было присвоено звание лауреата Государствен ной премии. В том же году И. Г. Данковцева наградили орденом Ленина. Это была не первая и не последняя награда нашего земляка. Ранее за ус пешное строительство метропо литена Данковцев был отмечен орденом Трудового Красного Знамени, а в грозном 1942 го ду за образцовое выполнение правительственного задания по организации добычи угля, про изводства боеприпасов — орде ном «Знак Почета». В июле 1947 года, когда И. Г. Данковцеву исполнилось 50 лет, его назначили замести телем министра угольной про мышленности СССР по во сточным районам страны. Через три года Ивана Геор- гиевича не стало... Жизнь нашего Замечательно го земляка, делегата ( Все союзного съезда Советов, была ярким образцом беззаветного служения Родине. В. ЛАНИКИН, научный сотрудник Госархива. Н А СТЕНЕ конторы мо дель^ о - инструменталь- * ного цеха завода «Сво бодный сокол» висит гравюра- портрет М. Ю. Лермонтова. Все, видевшие эту работу, лю бовались ей, но мало кто зна ет, что сделана она не профес сиональным художником, а любителем — токарем цеха А. А. Немцовым. . Увлечение граверным делом у рабочего появилось лет пять назад, неожиданно. Как-то встретил он своего школьного товарища А. Гончарова. Разго ворились. Гончаров пригласил Анатолия к себе домой. Пока зал ему свои граверные работы, И Анатолий, впечатлительный по натуре» решил испытать себя в Мир твоих увлечений ЧЕКАНЩИК И ГРАВЕР ПРАЗДНИК НА БАМе БРАТСК (Иркутская область). Фестиваль искусств «О г ни магистрали-82» начал ся на з а п а д н о м уча стке БАМ. Его открытие состоялось на городском ста дионе, собравшем петь тысяч зрителей. В фестивале прини мают участие многие популяр ные артисты и музыкальные коллективы, которые выступят во всех поселках магистрали. (ТАСС). этом виде искусства, хотя раньше ничем подобным не за нимался. А дело это требует не толь ко увлеченности, но и умения. 'Выполнить при помощи рез цов, игл, травления на метал ле, дереве, линолеуме рельеф ный рисунок удается не каж дому, тем более человеку, не державшему штихеля в руках — инструмента по нарезке штрихов на дереве. Пришлось учиться: читать специальную литературу, запоминать прие мы и способы гравировки свое го школьного друга. С упорством Анатолий по стигал азы этого сложного вида искусства. Долго не по лучалось у него что-либо стоя щего. Но постепенно рука по чувствовала твердость, глаз стал наметаянее. Наконец, на чали удаваться немудрые пей зажи: горы, море. Их уже не стыдно было показать товари щам. А когда пришел опыт, из- под резца умельца появились портреты В. И. Ленина, С. Есе-. нйна, А. Пушкина, А. Горького,! В| них уже чувствовался соб ственный почерк самодеятель ного художника. И, как всегда бывает у бескорыстных людей, Немцов свои произведения да рил товарищам. Освоив граверное дело, Ана толий Алексеевич увлекся дру гим, не менее интересным — чеканкой. И овладел ею, опять- таки не без помощи того же А. Гончарова. Получение рельефных изоб ражений на листовом металле вроде бы дело не сложное. Но для этого надо иметь специаль ный инструмент —- чеканы. А их требуются десятки. А. А. Немцов сам изготовил их. Первая удачно выполненная работа «Русский воин» была подарена мастеру цеха А. Н. Шахову. Более четырех меся цев потратил чеканщик на из готовление парусника доволь но-таки внушительного размера —- 1000 на 800 миллиметров. Парусное судно, выполненное на латуни, хорошо сочетается с тихой гладью моря, облака ми. Рядом с парусом располо жилась «Роза ветров», которая эффектно дополняет ансамбль всего произведения. Парусник Анатолий Алексеевич подарил другу детства Виктору Меш кову. Много разных по сюжету и замыслу работ уже вышло из- под рук самодеятельного че канщика. Сейчас А. А. Немцов работает над ансамблем «Куликовская битва». п. мысин. С ч а с т л и в тот, кто, слу шая серьезную классиче скую музыку, умеет от ветить на нее волнением своей души. Такой человек, говорим мы, музыкально воспитан. В нашей области имеются десятки музыкальных школ — хорошая база для развития способностей детей. Йо, рабо тая многие годы преподавате лем, замечаю слабый интерес отдельных ребят к занятиям. Одна из причин этого — об щая неподготовленность ребен ка к восприятию музыки. В этой связи мне хочется рассказать об опыте Людмилы Семеновны Третьяковой, кото рая сумела привить музыкаль ный вкус сыну Андрюше, хотя сама и не имела специального образования. Она, например, всегда включала радиоприем ник, когда передавалась музы ка — доступная и интересная детям. Заранее зная программу таких передач, Людмила Семе новна старалась «связать» их со знакомыми Андрюше сказ ками, вызвать у мальчика ас социации. Просматривая и прослуши вая с сынишкой телепередачи, мать обращала его внимание на связь музыкального сопро вождения с тем, что происхо- ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР З Н А К О М С Т В О С Ч А Й К О В С К И М В Не 167 «Ленинского знамени» от 18 июля с. г. были опубликованы отклики наших чи тателей на статью В. Вандышева «Неуютно музыке в городе» (Не 82 «Ленинского знаме ни»). Судя по их содержанию, разговор о пр опаганде классической музыки, эстетическом воспитании молодежи вызвал интерес. Предл ожения, которые вносят авторы писем, за служивают внимания, и редакция адресовала их в соответствующие организации. Сегодня мы публикуем письмо преподавате ля Липецкой музыкальной школы № 1 А. А. Калгина, адресованное большей частью родит елам, так как речь в нем идет о вопросах приобщения детей, школьников к прекрасному миру музыки. дило на экране. В других слу чаях, показывая мальчику книжные иллюстрации, Людми ла Семеновна проигрывала пластинки с разной по харак теру музыкой и спрашивала: «Андрюша, а какая мелодия лучше подходит вот к этой картинке?» Все это обостряло у мальчика интерес к музыке, развивало его восприимчивость и наблюдательность.* Со временем Людмила Семе новна купила баян и сама ста ла заниматься с сыном по са моучителю. Андрюша первое время только наблюдал и при слушивался. Но однажды сам взял в руки инструмент. А вскоре мальчику захотелось иг рать по нотам. Старания матери, подгото вившей почву для развития музыкальных способностей сы на, оправдали себя. Андрюша поступил учиться в Липецкую музыкальную школу № 1, ус пешно окончил ее по классу баяна. Был призван в армию. -Там возглавил художествен ную самодеятельность. Словом, Музыка стала частичкой его жизни. ...В семье родился ребенок. Сколько в связи с этим при бавляется забот у родителей! И вместе с материальными — забота, о его нравственном, эс тетическом воспитании. Роди тель — тоже профессия! И тем обиднее, что к этой профессии относятся порой несерьезно. Конечно, не все родители умеют петь и играть на музы- « кальном инструменте. Но это и не обязательно. Папам и ма мам надо всегда помнить, что в каждом ребенке заложен род ничок творчества, и их зада ча — вовремя открыть его, пользуясь для этого всем прекрасным, что есть в нашей жизни,—книгами, живописью, музыкой. Помню эксперимент, прове денный в филиале Липецкой музыкальной школы № 1 в поселке Сырский. Однажды мое внимание привлекла первая глава «Повести о лесах» Паус товского. Творчество поэтич нейшего из прозаиков всегда было мне близко и дорого. Но на сей раз почему-то подума лось: а как бы этот отрывок прозвучал вместе с музыкаль ным сопровождением? Показа лось, что вторая часть Первой симфонии Чайковского подо шла бы: такие там светлые, за душевные и чисто русские ме лодии, так хорошо они слива ются в сознании с картинами родной природы. И текст, чи тающийся, как стихотворение, с его свободным и размеренным дыханием — какая находка! «Дом рассохся от старо сти. А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сос новом лесу и от сосен все лето тянуло жаром. Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. Он только шумел в вершинах со сен и проносил над ним вере ницы кучевых облаков. Чайковскому нравился этот деревянный дом...» Извлеченная из домашней фонотеки пластинка заняла свое место на проигрывателе. Осторожно, целомудренно и нежно вступил оркестр, и по весть преобразилась. Слова за звучали с особенной проникно венностью, словно теперь мы читали их «крупным планом». Темп речи интуитивно под страивался к течению музыки, сами собой возникали необхо димые паузы в чтении, тогда симфония начинала звучать чуть громче... Так родилась мысль о ли тературно-музыкальной компо зиции. А осуществить ее на сцене нам помогли не только учащиеся, но и родители. Мы постарались избежать наиболее известных мелодий, чтобы по становка была во всех отноше ниях познавательной. «Повесть о лесах» завоевала симпатию у учащихся и роди телей. Она произвела на них впечатление чего-то нового, не ожиданного. Во всяком слу чае, и писатель, и музыкант стали нм намного понятней, ближе, и они, по сути, открыли для себя Паустовского. Позднее я провел с учащи мися и родителями схожий опыт со «Степью» Чехова. Вновь обратились к Чайков скому, памятуя о том, * как внутренне созвучны были эти художники. И Чехов открылся в слиянии с музыкой многим по-новому, а для ребят это было вообще открытие. Дети есть дети. В любом деле им нужны элементы игры, Зага дочности. В совместной деятельности с родителями мы, учителя-му зыканты, можем приобрести надежных союзников. А ведь нам так нужны единомышлен ники! Самое ценное — под держка, агитация за музыку внутри семь-и. Не секрет, что во многих семьях и общеобразовательных школах еще бытует иногда этакий пренебрежительно снисходительный взгляд на эс тетическое воспитание: «Это все эмоции!» Или: «Лирика!» Как будто эмоции и лирика — последнее дело, и богат чело век одними рациональными знаниями, житейской неуязви мостью, проходным баллом в институт... Сами незаметно для себя мы порой растим страш ный практицизм в детях! «Да будет тебе с твоими репетиция ми! Музыкальная школа по дождет! Математику подтяги вай...» Школьное расписание всегда перепружено — это объектив ная трудность, но сознательно оттеснять на задний план за нятия музыкой, совместную ра боту музыкальной школы с об щеобразовательной неразумно. Музыка «не подождет». И если в юности не дать человеку за ряда определенных чувств, не распахать его эмоционально интеллектуальный слой, он мо жет так и зачерстветь, огру беть, до седых волос остаться обиженным судьбою, глухим к каким-либо проявлениям красо ты мира. Замечательный совет ский педагог В. А. Сухомлин- ский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека. Без музыкального воспитания невозможно полноценное ум ственное развитие». Человек по своей природе многое может. Но первые шаги к любому делу весьма и весь ма трудны. Кто возьмет ма ленькую ладошку ребенка и поведет его 1в богатый, слож ный и интересный мир, напол ненный звуками? Конечно, доб рая рука мамы, папы. И тогда эти звуки сольются для ребен ка в добрую песню. А. КАЛГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz