Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

1 августа 1982 г., № 179 (16 376) 3 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Сегодня —День железнодорожника ...Один за другим мелькают на щитке разноцветные огоньки железно­ дорожных стрелок. За ними внимательно следит дежурный по станции Та­ тьяна Федоровна Коростелева. Закончив школу, она стала работать опе­ ратором при дежурном по станции, заочно училась в Воронежском желез­ нодорожном техникуме. И вот уже шесть лет несет ответственную вахту де­ журного по станции Липецк, обеспечивая бесперебойное движение составов. Тридцать три года после окончания Елецкого железнодорожного учи­ лища водит по стальным магистралям поезда машинист маневрового теп­ ловоза Иван Григорьевич Мухин. Он — член Правобережного райкома/ партии, общественный инспектор железнодорожного транспорта, награж­ ден за ударный труд многими правительственными наградами. На снимках: дежурная по станции Липецк Т. Ф. Коростелева; маши­ нист тепловоза И. Г. Мухин. Фото Ю. Клюева. /-"Ч КАК И В ПОРУ МОЛОДОСТИ БОЕВОЙ В тот день, как и всегда, Борис Михайлович Батищев привычно застегнул на все пу­ говицы китель с двумя звез­ дочками на рукаве, поправил галстук, снял с вешалки фор­ менную фуражку. И вот уже снова пахнуло в лицо до боли знакомым запахом, лязгнул на стрелке тепловоз... Родной мир локомотивного депо, от­ куда начинаются все дороги. —Здравствуй, Михалыч. Го­ воришь, на пенсию вышел? Хорошего здоровья тебе. —- Спасибо... Комната дежурного по депо— «проходная» железной дороги. Здесь никогда не бывает пу­ сто. Заходят присесть перед рейсом машинисты, заглядыва. ют те, кто только что возвра­ тился из поездки. Все как всегда: шум, разговоры, суета, но Борис Михайлович вдруг почувствовал, что ему сейчас не справиться с накатившейся грустью. Почти сорок лет чуть лй не каждый день забегал он в дежурку на минутку, весь в заботах о предстоящем рейсе, а вот теперь уже не придется больше увидеть, как на ветре, чу распахиваются просторы земли. — Привет пенсионерам! —■ нарочито бодро поздоровался дежурный по депо Павел Ни­ китович Дунаев. Теперь-то ты не умчишь от меня за три- девять земель. Не грусти, ста­ рина, мы свое отъездили. Пусть теперь молодые поко­ ряют пространства и время, а нам с тобой и здесь, дел хва­ тит. Пойдем-ка, вверю тебе новое хозяйство. В дороге локомотив — что птица, а здесь, в депо, он грузен, неподвижен и требует к себе неотлучного внимания^. И не один он такой передает­ ся под временную опеку ре­ зервному машинисту. Чтобы проверить каждую машину, поддерживать на нужном уровне температуру двигателя, приходится целую сМену сно­ вать вверх-вниз по ступеням. Вроде бы и увлекся новой ра­ ботой Борис Михайлович, и удовлетворение приходит, ког­ да машинист, принимая тепло­ воз, одобрительно кивает голо, вой, но когда нужно пе­ регнать локомотив с одного места на другое и рука при­ вычно ложится на рычаг, снова щемит душу желанное чувство дороги. В такие минуты и наплывают воспоминания. ...Еще гремела Великая Оте­ чественная, еще шли воинские эшелоны, когда он, Борис Ба­ тищев, семнадцатилетним па­ реньком пришел в Депо. Начал слесарем, а через год стал ко­ чегаром. Исполнилась завет­ ная мечта — проехать мимо родного села в кабине паро­ воза. Правда, смог, лишь на, минуту выглянуть в окно: про. жорливая топка требовала уП- ля. Сколько тонн его перегру­ зили неокрепшие мальчишечьи руки! В ту пору в Грязинском локомотивном депо разверну, лось широкое движение Ком­ сомольске - молодежных кол. лективов. Борис Батищев вско­ ре выучился на помощника машиниста, а через 50 тысяч километров пробега возглавил поездную бригаду. И в этой должности не затерялся он среди других: инструктор М. А. .Симонов сразу заметил его самостоятельность, акку - ратность в работе. А тут вско­ ре молодые железнодорож­ ники загорелись желанием создать еще одну комсомоль. ско-молодежную бригаду, ру­ ководить которой доверили ему, Борису Батищеву. Тот паровоз, «1622», который об­ служивала бригада, занимает в его судьбе особое место. — Существовавшая тогда норма грузоподъемности 2600 тонн на состав нас не устраи­ вала, — вспоминает сейчас Борис Михайлович. — Мы на­ чали ее увеличивать: три тыся. чи тонн, три с половиной... О наших успехах стало известно по всей Юго-Восточной же­ лезной дороге. Опыт комсомольско-моло­ дежной бригады Б. М. Бати­ щева быстро разошелся по стране. Благодаря этому су­ ществовавшая норма грузо­ подъемности составов была значительно увеличена. А они шли дальше, нередко водили и «пятитысячники». В те годы за комсомольско- молодежным коллективом Б. М. Батищева числился и еще один рекорд. Тридцать дней «кочевали» они однажды по Юго-Восточной железной до­ роге, не останавливаясь на межпоездной ремонт. Однаж­ ды потекла дымогарная труба. Казалось бы —- все, надо ту­ шить топку. Но это было не в обычае передового коллекти­ ва. И парни нашли другой вы­ ход. Засыпали топку влажным углем, Борис Батищев, преодо­ левая жару, ловким движени­ ем, чтобы не выпустить пар, вбил в прогоревшее отвер­ стие... деревянную пробку. Целую неделю потом работал с ней паровоз. Когда, нако­ нец, вернулись в депо, масте­ ра только головой покачали: «Ну и смельчаки!». — Неуемные мы были, го­ рячие, — вспоминает Бори’с Михайлович, — и еще, навер­ ное, везучие. ,Л. Они и сейчас еще в строю, члены того героического ком- сомольско-молодежного эки­ пажа. Трудится на маневрах нынче Евгений Борисович Аникин, инструктирует моло­ дых Борис Серафимович Ба­ тищев. Это и их заслуга в том, что в 1959 году ко Дню желез­ нодорожника руководителю бригады Б. М. Батищеву при­ своили звание Героя Социали­ стического Труда. В 1965 году на смену «ФД» пришли тепловозы и электро­ возы. С этого времени до ми­ нувшей весны Борис Михайло­ вич водил пассажирские по­ езда по ветке от Грязей до Поворино. Двести сорок ки­ лометров, сложный рельеф. А тут еще поезда, идущие из Москвы, нередко прибывали в Грязи с опозданием, и ' надо было успеть наверстать упу­ щенные 20-—30 минут. Опыт вождения поездов Б. М. Ба­ тищева не раз обобщался в депо, на нем учились другие. А скольких Мастеров вожде­ ния выпестовал Борис Ми­ хайлович лично! Уже давно водят пассажирские поезда В. П. Сбратов, В. Н. Калачев— они, как и многие другие, на­ чинали у Батищева помощника­ ми машиниста. Ушел на само­ стоятельную работу и Генна­ дий Ширяев. Они вместе по­ кидали тепловоз — учитель и ученик. Борис Михайлович — на пенсию, Геннадий— на по­ вышение. Герой Социалистического Труда, кавалер ордена «Друж­ бы народов», почетный желез­ нодорожник Борис Михайлович Батищев и сейчас в гуще дел. Он — член бюро горкома партии, член райпрофсожа. И ничего, что уже не доводится ему водить поезда: молодые машинисты по-прежнему рав­ няются на Б. М, Батищева и его мастерство. Каждый чело­ век в депо при встрече ува­ жительно кланяется, и формен­ ная фуражка так же идет ему, как и в пору боевой молодо­ сти. С. БРОВАШОВ, «МУЗА» И «ВЕРИТОН» — ЛИПЧАНАМ Открытие в Липецке фир­ менного магазина «Мелодия» дало возможность любителям музыки и коллекционерам грампластинок приобретать записи не только советской все­ союзной фирмы «Мелодия», но и зарубежных фирм. С большим успехом в мага­ зине проходили выставки-про­ дажи пластинок, выпущенных в Германской Демократической Республике и .других социали­ стических странах, — они ста­ ли настоящими праздниками для любителей классической, национальной и эстрадной му­ зыки. ‘И вот коллектив магази­ на-салона готовит для лип­ чан новую выставку-продажу грампластинок — Польской Народной Республики. С 3-го по 12-е августа в «Мелодии» можно будет ознакомиться с продукцией ведущих фирм — «Муза», «Польске Награня», «Пропил», «Веритон». 70 процентов выпускаемых в Польше пластинок принадле­ жит фирме «Польске Награня». Один из самых популярных в республике циклов грамзаписи «Национальная фонотека» включает в себя и полное соб­ рание сочинений Фридери- ка Шопена. Подготовле­ но полное собрание про­ изведений Кароя Шиманов­ ского, чье 100-летие со дяя рождения скоро будет отме­ чаться в республике. Фирма . издала также все оперы Ста­ нислава Монюшки, продолжает , выпуск пластинок популярного цикла старинной, дошопенов- ской музыки. Надо отметить, что для художественного оформления этого издания ис­ пользуются работы известных польских мастеров живописи. В августе прошлого года в Познани состоялся фестиваль музыки П. И. Чайковского. Польские фирмы осуществили выпуск пластинок с записями симфонических произведений великого композитора для лю­ бителей русской классической музыки. Предлагают они и не­ мало грамзаписей джазовой и легкой музыки. «Мелодия» ждет в дни вы­ ставки-продажи в своем сало­ не липчан. М. СУСЛОВА. * Наши слав­ ные земляки * Песня сталь­ ных магистра­ лей * Заметки пе­ дагога « Д ЕЛ У РЕВОЛЮЦИИ П РЕД А Н . . . » Из ленинской гвардии Делегаты I Всесоюзного съезда Советов горячими апло­ дисментами приветствовали Декларацию об образовании Союза ССР и Союзный договор. Вместе с ними за принятие этих исторических документов голосовал и молодой комму­ нист, наш земляк Иван Геор­ гиевич Данковцев. Ему тогда только исполнилось 25 лет, но он ужё был опытным партий­ ным работником. Родители И. Г. Данковцева, потомственные крестьяне, ни­ когда не вылезали из нужды, хотя и работали всю жизнь, не покладая рук. Нужда я заставляла отца часто уезжать в Донбасс. Гам он работал на Енакиевеком металлургиче­ ском заводе н присылал чаедъ скудного жалованья семье, в Трубетчино. В этом селе и ро­ дился Иван Георгиевич. Вско­ ре отец покончил с землепа­ шеством, поступил на Соколь­ ский завод и перевез се­ мью в Липецк В авто­ биографии Данковцев поэтому писал: «Рос и учился в семье рабочею». Гордость за детство, Проведенное в пролетарской семье, Данковцев ощущал всю жизнь. А вот учиться много не довелось. Окончив Лебедян­ ское двухклассное училище, он был вынужден идти на С о к о л ь ­ с к и й металлургический завод учеником слесаря, затем рабо­ тать там в качестве электро­ монтера. Об Этом периоде сво­ ей жизни. И. Г. Данковцев вспоминал: «С 1910 года я ра­ ботал на заводе, а весною 1915 года меня уволили за оскорбле­ ние начальства. Уехал на ме­ таллургический завод в Ена- кие>во. где работали мои родст­ венники. Трудиться пришлось немного, так как летом 1915 года на заводе вспыхнула, за­ бастовка, Молодежь активнича­ ла. я был в ее числе. После .подавления этой забастовки многих арестовали и повыгоня­ ли. с .-завода, .в том числе и ме­ ня^ Работу на заводах Дочбас- еа-нам .не давали. Проскитав­ шись некоторое время без ра­ боты, вернулся в . семью отца. Когда сменялось начальство ка Сокольском заводе, мне в 1916 году удалось опять поступить на работу. Революция 1917 го­ да меня застала в городе Ли­ пецке, где я вел активную ра­ боту. Был избран от рабочей части в Управление заводами (рабочий контроль)». В это время умер отец Данковцева и на руках юноши остались три младших брата и сестренка. После революции Иван Ге­ оргиевич продолжал работать электромонтером. В июне 1918 года он стал членом РКП (б) и получил назначение в 72-й запасной стрелковый полк ко­ миссаром. Там он организовал коммунистическую ячейку и был первым ее секретарем. Когда в январе 1919 года полк направили на защиту социали­ стической революции в Прибал­ тику, И. Г. Данковцев вынуж­ ден был остаться в Липецке: ухудшилось здоровье, и врачи настояли на освобождении от службы. Он возглавил соколь- скую партийную организацию, которая в июле 1919 года на­ правила его в органы борьбы с контрреволюцией (ЧК). Без остатка отдавал Иван Георгие­ вич себя новой, трудной рабо­ те. В характеристике начальни­ ка Липецкого политбюро (так в 1921 году называлась ЧК) И. Г. Данковцева читаем: «Ру­ ководить работой самоетоя- тельно может. Инициативен и аккуратен в выполнении зада­ ний. Обладает способностью подбирать работников и руко­ водить ими. Проявляет умение работать, с работой справляет­ ся. На работе использован це­ лесообразно. Спокойный, дис­ циплинированный. Стойкий. Тверд и уравновешен». В, конце июля 1921 года Ле­ бедянский уездный комитет РКП (б) сообщал, что «рабо­ та Лебедянского уполитбюро становится на правильные рельсы только с приходом то­ варища Данковцева, и что, во­ обще говоря, до приезда по­ следнего Лебедянского уполит­ бюро не существовало. Рабо­ тать в Лебедяни приходилось в неимоверно трудных условиях. Дел было много, а здоровье ухудшалось. Лебедянский уком довел до сведения Там­ бовского губчека, что Данков­ цева «было бы полезно снять с теперешней работы хотя бы на несколько месяцев». По мнению товарищей, Данковцев, относя­ щийся к своей работе', чрезвы­ чайно добросовестно, измотался . и ем:у требовалось лечение. Однако И. Г. Данковцев про­ работал чекистом еще несколь­ ко месяцев. Наконец, в декаб­ ре 1921 юда он получил на­ значение, на Должность, заве­ дующего Липецким уездным отделом управления. Отдел контролировал выполнение ре­ шений органов власти в городе и уезде, вел борьбу с саботаж­ никами и провокаторами. 6 личной карточке ответствен­ ных работников отдела на Дан­ ковцева имеется краткая ха­ рактеристика: «Стойкий и энергичный товарищ, делу ре­ волюции предан»: Он избирает­ ся членом президиума, а с мая 1922 года — заместителем председателя уисполкома .. В. том же году, 29 ноября, 'Дан­ ковцев стаяонятся кДсгекретареи уездного комитета партии/-- Тремя днями раньше его из­ бирают делегатом Тамбовского губернского съезда Советов, который направил его в Моск­ ву на X Всероссийский съезд. Все его делегаты, в том числе и наш земляк, участвовали в ра­ боте I Всесоюзного съезда Со­ ветов, принявшего решение об образовании СССР. Возвратившись в родные ме­ ста, Данковцев вел широкую разъяснительную работу в мас­ сах о политике партии и Со­ ветского правительства По на­ циональному вопросу. Он вы­ ступал перед рабочими заво­ дов, служащими учреждений, крестьянами сельскохозяйст­ венных обществ. О том, с какой энергией ра­ ботал в те дни И. Г. Данков- цев, вспоминал член КПСС с 1920 года С. И. Поляков: «...Он, беспредельно преданный своему делу, чутко и бережно относился к людям, брался за любые трудные Дела и старал­ ся их выполнять. 1924 год. Умер Ленин. Пер­ вым весть об этом нам принес Данковцев. На побледневшем лице были написаны скорбь и печаль. На следующий день мы выехали в разные села уезда вести агитационную работу». Данковцев рос вместе со страной. Партия оказывала ему высокое доверие, выдвигая на руководящие посты. Заве­ дующий агитационно-пропаган­ дистским отделом райкома пар­ тии г. Тамбова, заведующий общим отделом и заместитель председателя Борисоглебского уисполкома, председатель Кир­ сановского уисполкома — та­ ковы вехи жизни и деятельно­ сти Ивана Георгиевича после выезда из Липецка. В мае 1928 года И. Г. Дан­ ковцев назначается директором тамбовского завода «Ревтруд». С этого момента он — хозяй­ ственный работник. Страна приступила к выполнению пер­ вого пятилетнего плана. Тре­ бовались знающие, образован­ ные специалисты. И, отработав на заводе два года, Данковцев По направлению ЦК партии уехал учиться в Ленинград. В декабре 1933 года он, выпуск­ ник электротехнического фа­ культета Ленинградской акаде­ мии, мобилизован Центральным Комитетом на строительство Московского метрополитена. Через год И. Г. Данковцев — главный инженер-механик все­ народной стройки, затем—заме­ ститель начальника. Позднее он вспоминал; «Помимо основ­ ной работы занимался научно- исследовательскими вопросами в области подбора, изготовле­ ния и внедрения новых и усо­ вершенствованных горнопро­ ходческих машин, щитов и ме­ ханизмов на строительстве мет­ ро, обеспечивающих повышен­ ную производительность и тем­ пы проходки тоннелей». Дая- козцеву принадлежат два ав­ торских свидетельства: на изо­ бретения; одно—в области пнев­ матических машин, второе — в электротехнике. Заслуги его при сооружении Метрополитена были велики. Он внес большой вклад в механи­ зацию многих трудоемких про­ цессов, во внедрение принципи­ ально новой щитовой проходки. За эти заслуги, а также переводы на русский язык за­ рубежных технических изданий (Иван Георгиевич • прекрасно владел немецким языком) в 1947 году ему было присвоено звание лауреата Государствен­ ной премии. В том же году И. Г. Данковцева наградили орденом Ленина. Это была не первая и не последняя награда нашего земляка. Ранее за ус­ пешное строительство метропо­ литена Данковцев был отмечен орденом Трудового Красного Знамени, а в грозном 1942 го­ ду за образцовое выполнение правительственного задания по организации добычи угля, про­ изводства боеприпасов — орде­ ном «Знак Почета». В июле 1947 года, когда И. Г. Данковцеву исполнилось 50 лет, его назначили замести­ телем министра угольной про­ мышленности СССР по во­ сточным районам страны. Через три года Ивана Геор- гиевича не стало... Жизнь нашего Замечательно­ го земляка, делегата ( Все­ союзного съезда Советов, была ярким образцом беззаветного служения Родине. В. ЛАНИКИН, научный сотрудник Госархива. Н А СТЕНЕ конторы мо­ дель^ о - инструменталь- * ного цеха завода «Сво­ бодный сокол» висит гравюра- портрет М. Ю. Лермонтова. Все, видевшие эту работу, лю­ бовались ей, но мало кто зна­ ет, что сделана она не профес­ сиональным художником, а любителем — токарем цеха А. А. Немцовым. . Увлечение граверным делом у рабочего появилось лет пять назад, неожиданно. Как-то встретил он своего школьного товарища А. Гончарова. Разго­ ворились. Гончаров пригласил Анатолия к себе домой. Пока­ зал ему свои граверные работы, И Анатолий, впечатлительный по натуре» решил испытать себя в Мир твоих увлечений ЧЕКАНЩИК И ГРАВЕР ПРАЗДНИК НА БАМе БРАТСК (Иркутская область). Фестиваль искусств «О г­ ни магистрали-82» начал­ ся на з а п а д н о м уча­ стке БАМ. Его открытие состоялось на городском ста­ дионе, собравшем петь тысяч зрителей. В фестивале прини­ мают участие многие популяр­ ные артисты и музыкальные коллективы, которые выступят во всех поселках магистрали. (ТАСС). этом виде искусства, хотя раньше ничем подобным не за­ нимался. А дело это требует не толь­ ко увлеченности, но и умения. 'Выполнить при помощи рез­ цов, игл, травления на метал­ ле, дереве, линолеуме рельеф­ ный рисунок удается не каж­ дому, тем более человеку, не державшему штихеля в руках — инструмента по нарезке штрихов на дереве. Пришлось учиться: читать специальную литературу, запоминать прие­ мы и способы гравировки свое­ го школьного друга. С упорством Анатолий по­ стигал азы этого сложного вида искусства. Долго не по­ лучалось у него что-либо стоя­ щего. Но постепенно рука по­ чувствовала твердость, глаз стал наметаянее. Наконец, на­ чали удаваться немудрые пей­ зажи: горы, море. Их уже не стыдно было показать товари­ щам. А когда пришел опыт, из- под резца умельца появились портреты В. И. Ленина, С. Есе-. нйна, А. Пушкина, А. Горького,! В| них уже чувствовался соб­ ственный почерк самодеятель­ ного художника. И, как всегда бывает у бескорыстных людей, Немцов свои произведения да­ рил товарищам. Освоив граверное дело, Ана­ толий Алексеевич увлекся дру­ гим, не менее интересным — чеканкой. И овладел ею, опять- таки не без помощи того же А. Гончарова. Получение рельефных изоб­ ражений на листовом металле вроде бы дело не сложное. Но для этого надо иметь специаль­ ный инструмент —- чеканы. А их требуются десятки. А. А. Немцов сам изготовил их. Первая удачно выполненная работа «Русский воин» была подарена мастеру цеха А. Н. Шахову. Более четырех меся­ цев потратил чеканщик на из­ готовление парусника доволь­ но-таки внушительного размера —- 1000 на 800 миллиметров. Парусное судно, выполненное на латуни, хорошо сочетается с тихой гладью моря, облака­ ми. Рядом с парусом располо­ жилась «Роза ветров», которая эффектно дополняет ансамбль всего произведения. Парусник Анатолий Алексеевич подарил другу детства Виктору Меш­ кову. Много разных по сюжету и замыслу работ уже вышло из- под рук самодеятельного че­ канщика. Сейчас А. А. Немцов работает над ансамблем «Куликовская битва». п. мысин. С ч а с т л и в тот, кто, слу­ шая серьезную классиче­ скую музыку, умеет от­ ветить на нее волнением своей души. Такой человек, говорим мы, музыкально воспитан. В нашей области имеются десятки музыкальных школ — хорошая база для развития способностей детей. Йо, рабо­ тая многие годы преподавате­ лем, замечаю слабый интерес отдельных ребят к занятиям. Одна из причин этого — об­ щая неподготовленность ребен­ ка к восприятию музыки. В этой связи мне хочется рассказать об опыте Людмилы Семеновны Третьяковой, кото­ рая сумела привить музыкаль­ ный вкус сыну Андрюше, хотя сама и не имела специального образования. Она, например, всегда включала радиоприем­ ник, когда передавалась музы­ ка — доступная и интересная детям. Заранее зная программу таких передач, Людмила Семе­ новна старалась «связать» их со знакомыми Андрюше сказ­ ками, вызвать у мальчика ас­ социации. Просматривая и прослуши­ вая с сынишкой телепередачи, мать обращала его внимание на связь музыкального сопро­ вождения с тем, что происхо- ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР З Н А К О М С Т В О С Ч А Й К О В С К И М В Не 167 «Ленинского знамени» от 18 июля с. г. были опубликованы отклики наших чи­ тателей на статью В. Вандышева «Неуютно музыке в городе» (Не 82 «Ленинского знаме­ ни»). Судя по их содержанию, разговор о пр опаганде классической музыки, эстетическом воспитании молодежи вызвал интерес. Предл ожения, которые вносят авторы писем, за­ служивают внимания, и редакция адресовала их в соответствующие организации. Сегодня мы публикуем письмо преподавате ля Липецкой музыкальной школы № 1 А. А. Калгина, адресованное большей частью родит елам, так как речь в нем идет о вопросах приобщения детей, школьников к прекрасному миру музыки. дило на экране. В других слу­ чаях, показывая мальчику книжные иллюстрации, Людми­ ла Семеновна проигрывала пластинки с разной по харак­ теру музыкой и спрашивала: «Андрюша, а какая мелодия лучше подходит вот к этой картинке?» Все это обостряло у мальчика интерес к музыке, развивало его восприимчивость и наблюдательность.* Со временем Людмила Семе­ новна купила баян и сама ста­ ла заниматься с сыном по са­ моучителю. Андрюша первое время только наблюдал и при­ слушивался. Но однажды сам взял в руки инструмент. А вскоре мальчику захотелось иг­ рать по нотам. Старания матери, подгото­ вившей почву для развития музыкальных способностей сы­ на, оправдали себя. Андрюша поступил учиться в Липецкую музыкальную школу № 1, ус­ пешно окончил ее по классу баяна. Был призван в армию. -Там возглавил художествен­ ную самодеятельность. Словом, Музыка стала частичкой его жизни. ...В семье родился ребенок. Сколько в связи с этим при­ бавляется забот у родителей! И вместе с материальными — забота, о его нравственном, эс­ тетическом воспитании. Роди­ тель — тоже профессия! И тем обиднее, что к этой профессии относятся порой несерьезно. Конечно, не все родители умеют петь и играть на музы- « кальном инструменте. Но это и не обязательно. Папам и ма­ мам надо всегда помнить, что в каждом ребенке заложен род­ ничок творчества, и их зада­ ча — вовремя открыть его, пользуясь для этого всем прекрасным, что есть в нашей жизни,—книгами, живописью, музыкой. Помню эксперимент, прове­ денный в филиале Липецкой музыкальной школы № 1 в поселке Сырский. Однажды мое внимание привлекла первая глава «Повести о лесах» Паус­ товского. Творчество поэтич­ нейшего из прозаиков всегда было мне близко и дорого. Но на сей раз почему-то подума­ лось: а как бы этот отрывок прозвучал вместе с музыкаль­ ным сопровождением? Показа­ лось, что вторая часть Первой симфонии Чайковского подо­ шла бы: такие там светлые, за­ душевные и чисто русские ме­ лодии, так хорошо они слива­ ются в сознании с картинами родной природы. И текст, чи­ тающийся, как стихотворение, с его свободным и размеренным дыханием — какая находка! «Дом рассохся от старо­ сти. А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сос­ новом лесу и от сосен все лето тянуло жаром. Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. Он только шумел в вершинах со­ сен и проносил над ним вере­ ницы кучевых облаков. Чайковскому нравился этот деревянный дом...» Извлеченная из домашней фонотеки пластинка заняла свое место на проигрывателе. Осторожно, целомудренно и нежно вступил оркестр, и по­ весть преобразилась. Слова за­ звучали с особенной проникно­ венностью, словно теперь мы читали их «крупным планом». Темп речи интуитивно под­ страивался к течению музыки, сами собой возникали необхо­ димые паузы в чтении, тогда симфония начинала звучать чуть громче... Так родилась мысль о ли­ тературно-музыкальной компо­ зиции. А осуществить ее на сцене нам помогли не только учащиеся, но и родители. Мы постарались избежать наиболее известных мелодий, чтобы по­ становка была во всех отноше­ ниях познавательной. «Повесть о лесах» завоевала симпатию у учащихся и роди­ телей. Она произвела на них впечатление чего-то нового, не­ ожиданного. Во всяком слу­ чае, и писатель, и музыкант стали нм намного понятней, ближе, и они, по сути, открыли для себя Паустовского. Позднее я провел с учащи­ мися и родителями схожий опыт со «Степью» Чехова. Вновь обратились к Чайков­ скому, памятуя о том, * как внутренне созвучны были эти художники. И Чехов открылся в слиянии с музыкой многим по-новому, а для ребят это было вообще открытие. Дети есть дети. В любом деле им нужны элементы игры, Зага­ дочности. В совместной деятельности с родителями мы, учителя-му­ зыканты, можем приобрести надежных союзников. А ведь нам так нужны единомышлен­ ники! Самое ценное — под­ держка, агитация за музыку внутри семь-и. Не секрет, что во многих семьях и общеобразовательных школах еще бытует иногда этакий пренебрежительно­ снисходительный взгляд на эс­ тетическое воспитание: «Это все эмоции!» Или: «Лирика!» Как будто эмоции и лирика — последнее дело, и богат чело­ век одними рациональными знаниями, житейской неуязви­ мостью, проходным баллом в институт... Сами незаметно для себя мы порой растим страш­ ный практицизм в детях! «Да будет тебе с твоими репетиция­ ми! Музыкальная школа по­ дождет! Математику подтяги­ вай...» Школьное расписание всегда перепружено — это объектив­ ная трудность, но сознательно оттеснять на задний план за­ нятия музыкой, совместную ра­ боту музыкальной школы с об­ щеобразовательной неразумно. Музыка «не подождет». И если в юности не дать человеку за­ ряда определенных чувств, не распахать его эмоционально­ интеллектуальный слой, он мо­ жет так и зачерстветь, огру­ беть, до седых волос остаться обиженным судьбою, глухим к каким-либо проявлениям красо­ ты мира. Замечательный совет­ ский педагог В. А. Сухомлин- ский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека. Без музыкального воспитания невозможно полноценное ум­ ственное развитие». Человек по своей природе многое может. Но первые шаги к любому делу весьма и весь­ ма трудны. Кто возьмет ма­ ленькую ладошку ребенка и поведет его 1в богатый, слож­ ный и интересный мир, напол­ ненный звуками? Конечно, доб­ рая рука мамы, папы. И тогда эти звуки сольются для ребен­ ка в добрую песню. А. КАЛГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz