Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

пя т и л е т к а : г о д в т о р о й П артийная жизнь: руководство соревнованием с т в о Е Н И И В ц ех ах 'зайода «Свобод­ ный сокол» обращают на себя внимание стенды, нз которых показывается ход социалисти­ ческого соревнования в честь 60-летия образования СССР. Они привлекают и ярким оформлением, и обилием ин­ формации о трудовых буднях сокояъйкик металлургов. Вместе с инженером отдела труда Зинаидой Ивановной Барановой, возглавляющей производственно-массовую ко­ миссию заводского комитета профсоюза, мы заглянули в ремонтно-механический цех. Не стенде, помещенном у вхо­ да, светилась алая звезда в честь победителей соревнова­ ния по итогам очередной ударной недели — смены ма­ стера Ю. Н. Уткина и брига­ ды кузнецов ручной ковки С. Г. Дубинина. — Удостоиться такой чести, — заметила 3. И. Баранова,— нелегко, ведь победителем становится только тот коллек­ тив, который добьется отлич­ ных конечных результатов. Причем при условии, что ни один рабочий смены или бригады не будет иметь по­ средственных показателей. Такой критерий избран на заводе с первых же дней со­ ревнования за достойную встречу 60-летия образования СССР. Выступив с инициати­ вой посвятить знаменательно­ му юбилею шестьдесят удар­ ных недель, металлурги вы­ двинули девиз «От высоких показателей в работе каждого — к высокой производитель­ ности труда коллектива». — Одним словом, — сказал заместитель секретаря партко­ ма завода Василий Афанась­ евич Юров,— для нас важны не случайные успехи, а сла­ женная работа коллективов больших я малых подразделе­ ний завода, которая обеспечи­ вала бы высокий ритм всего производства. Следует заметить, что завод постоянно наращивает выпуск продукции. В партийном ко­ митете с гордостью назвали такие цифры: за шесть ми­ нувших месяцев потребите­ лям было отгружено сверх плана 2053 тонны труб, 1060 экм отопительных радиато­ ров, а план по реализации продукции был превышен "'на миллион рублей. Почти на де­ сять процентов возрос удель­ ный вес продукции с государ­ ственным Знаком качества. От снижения себестоимости чугу­ на, труб я другой продукции завод сэкономил 700 тысяч рублей. Сбережено 936 тонн металлошихты, 491 тысяча ки­ ловатт-часов электроэнергии, 3295 гигакалорий тепловой энергии... И какую цифру ни возьми, она намного опережа­ ет график выполнения обяза­ тельств. Поэтому металлурги недавно определили новые/ бо­ лее высокие рубежи в честь 60-летия СССР. Е с ли раньше брали обязательства произве­ сти сверх годового плана 2000 тонн чугуна, 2700 тони труб и 1000 экм радиаторов, то те­ перь решено выдать на 200 и 300 тонн чугуна и труб, на 590 экм радиаторов больше. При таком «скачке», казалось бы, неизбежно пойдут на убыль показатели экономии. Но на заводе и в этом не на­ мерены снижать взятый ритм. Только, например, за счет со­ кращения потерь металла на­ мечено сберечь до конца года 1200 тонн чугуна и металло- шнхты. В основе всех успехов кол­ лектива лежит действенное соревнование. Как же партком добивается этой действенно­ сти, как реализует девиз «От высоких показателей в рабо­ те каждого — к высокой про­ изводительности труда коллек­ тива»?. Партком возложил функции оперативного подведения ито­ гов соревнования и контроля за выполнением обязательств на производственно-массовую комиссию. Сюда ежедневно поступает информация о ре­ зультатах работы бригад, участков и цехов. Они анали­ зируются и обобщаются ко­ миссией, а затем по селектор­ ной связи, через экраны сорев­ нования, «боевые листки» и «молнии» на места идет «об­ ратная» информация: называ­ ются лучшие коллективы и отстающие, сообщается вы­ ставленная каждому коллекти­ ву подразделения завода оценка труда — так называе­ мый «коэффициент соревнова­ ния». — Этот коэффициент,— по­ ясняет 3. И. Баранова,— как бы суммирует выполнение всех условий соревнования, а глав­ ное — исключает необъектив­ ность в определении передо­ вика. Довелось присутствовать при подведении итогов соревнова­ ния, и невольно подумалось о высокой требовательности про­ изводственно-массовой комис­ сии к кандидатам в лидеры соревнования. Наряду с выра­ боткой каждого рабочего и коллектива в целом, качеством продукции, учитывается и то, в полную ли меру использова­ лись возможности для повы­ шения производительности труда. Достаточно, скажем, на сотую долю процента завы­ сить допустимый брак, как почти на четверть снижается коэффициент. Разумеется, оперативность в подведении итогов и требо­ вательность к участникам со­ ревнования — это лишь не­ большая частица богатого ар­ сенала средств организацион­ ного и идеологического обес­ печения трудового соперниче­ ства. Партком завода регу­ лярно интересуется условиями работы соревнующихся, тем, как выполняют они свои обя­ зательства. При этом непре­ менно учитываются экономиче­ ский и воспитательный аспек­ ты соревнования. Вспомним обязательное условие соревно­ вания, по которому у коллек- тива-победителя не должно быть рабочих с посредственны­ ми показателями. А ведь это­ го можно достигнуть в том случае, если в коллективе ут­ вердилась атмосфера товари­ щества и взаимопомощи, здо­ ровый моральный климат. О значении такой атмосферы, та­ кого морального климата убе­ дительно свидетельствует при­ мер первого труболитейного цеха, который несколько меся­ цев подряд лнднру'ет в сорев­ новании. Этот цех отличается высо­ кой культурой, порядком. Труболитейщики гордятся этим. Но особую гордость вы­ зывает у них то, что все они сделали или усовершенствова­ ли своими руками. В процессе напряженной работы происхо­ дило сближение людей, спла­ чивался коллектив. —- У нас,— говорит предсе­ датель цехового комитета профсоюза Виктор Георгиевич Поляков,— нет ни одной от­ стающей бригады, а многие удостоены звания' «Бригада отличного качества». Примечательно, что за^уПра- во называться коллективом отличного качества ныне/ со­ ревнуются все бригады. Но получить такое звание нелег­ ко: надо пройти настоящую школу мастерства. И Ьдесь очень кстати приходится опыт лучших труболитейщиков. — Нас всегда волновала проблема распространения опыта,— говорит В. Г. Поля­ ков,— более наглядного его сопоставления, а на этой ос­ нове и усиления воспитатель­ ной роли примера. Так появи­ лась у нас мысль проводить встречи за «круглым столом». Прямо скажем, очень заин­ тересованно обсуждаются в ходе таких Встреч передовые приемы работы, изучаются на­ выки лучших труболитейщиков. Добавим, что поощрение пе­ редовиков соревнования в тор­ жественной обстановке, прина­ родно — широко распростра­ ненный ритуал на заводе, и он стал составной частью мас­ сово-политической работы пар­ тийного комитета. Раздумья о том, как улучшить ее в ходе подготовки к 60-летию СССР, привели партком и к такой интересной форме, как идеоло­ гические планерки. — Идеологические планерки, — говорит заместитель секре­ таря парткома В. А. Юров,— помогли нам значительно по­ высить активность руководя­ щих кадров в политико-воспи­ тательной работе, поднять их ответственность за нравствен­ ный климат в коллективах. Теперь не услышишь от хо­ зяйственников, что их дело только обеспечивать выполне­ ние плана. Они проводят с ра­ бочими политические беседы, выступают с лекциями, инте­ ресуются запросами и нуж­ дами участников соревнова­ ния. Партком стал лучше знать обстановку на местах, настроение рабочих, получил возможность оперативнее реа­ гировать на недостатки. Все это лишний раз убеж­ дает в том, что вдумчивая организация соревнования в честь 60-летия образования СССР позволила партийной организации завода еще боль­ ше сплотить коллектив и объ единить его единым стремле­ нием к новым трудовым до­ стижениям. М. ШИРКОВ. Д Н Е В Н И К С О Ц И а Л И С Т И Ч Е С К О Г О с о Р Е В н о в а н и я Июль 1982 г о д Коллектив автоколонны М5 1493 Липецкого транс­ портного управления — един из инициаторов обла­ стного социалистического соревнования под деви­ зом: «60-летию образова­ ния СССР — 60 недель ударного труда!» Автомо­ билисты дали слово до­ срочно выполнить годовую программу грузоперево­ зок, перевезти сверх плана 50 тысяч тонн различных грузов, сберечь 3 процен­ та горюче-смазочных ма­ териалов, сэкономить 12 тысяч рублей от внедрения предложений новаторов. В первом полугодии основ­ ные эксплуатационные и технико-экономические по­ казатели выполнены ус­ пешно. Особенно высокие результаты в бригаде во­ дителей А. Н. Гранкина, работающей по методу подряда. Однажды Анатолий Ники­ форович Гранкин после обыч­ ного рейса вернулся на своем самосвальном КамАЗе в гараж, и взгляд его нечаянно задер­ жался на сиротливо стоящем у забора полуприцепе. Вместо передней ходовой тележки — подпорка.;. Шофер призаду­ мался. Почему такая вмести­ тельная «телега» стоит на приколе? Что за причина? В металлический кузов, если на­ растить борта, тонн десять щебня наверняка войдет. А что, если сделать из него са­ мосвальный прицеп и зацепить за КамАЗ?. Большая экономия начина­ ется иногда, казалось бы, с мелочей. Ну, простаивает по­ луприцеп. Мало ли разных причин? Изношен, списан или нет для него тягача-автомоби­ ля. Но надо уметь ценить все, что мы имеем. Вот и для Ана­ толия Никифоровича такое убеждение оказалось решаю­ щим: мысль об автопоезде нс давала ему покоя. А. Н. Гранкин — шофер бы­ валый. Двадцать лет трудово- КОПИЛКА БРИГАДЫ ГРАНКИНА го стажа отмечены знаками отличия за безаварийность: Значит, он с, любовью ухажи­ вает за автомобилем, не теря­ ется в сложных ситуациях на дороге. И вот опытный шофер в свободное от работы время по собственной инициативе занялся переделкой полупри­ цепа в прицеп. В помощники пригласил Василия Алексееви­ ча Миронова — электросвар­ щика ремонтной службы, большого энтузиаста, любите­ ля всяких новинок. Вдвоем ко­ пались и «колдовали» у полу­ прицепа. Рассчитывали, приме­ ряли, приваривали... — Не получится, — утвер­ ждали скептики. — Чтобы КамАЗ потянул за собой та­ кую махину? — По нормальной дороге— пойдет, никуда не денется,— не сдавался А. Н. Гранкин. Что мог тогда ответить бри­ гадир тем, кто сомневался в затее? Он и сам в жизни не прочь побалагурить, » но за шутками дела не прятал. Твер­ до решил найти такие средст­ ва, чтобы доказать: десятитон­ ный КамАЗ может работать с десятитонным прицепом. о Испытать пришлось многое. Надо было усилить рессоры подкатной тележки, изготовить для прицепа «дышло» нужной конфигурации, «обуть» целых восемь дополнительных колес резиной! Нарастили борта ку­ зова. Долго возились с рас­ пределительным устройством раздаточной коробки двигате­ ля: прицепу тоже нужна без­ отказная работа систем гид­ равлики и тормозов. Знание тонкостей своей про­ фессии помогло А. Н. Гранки­ ну и В. А. Миронову доказать свое. Вскоре первый автопоезд вышел из ворот гаража. В нынешнем году с легкой руки А. Н. Гранкина в брига­ де уже шесть из десяти авто­ мобилей работают с прицепа­ ми, переоборудованными из полуприцепов. Без дополни­ тельных затрат горючего во­ дители перевозят двойной груз. Эю очень выгодно авто­ колонне. Экономисты подсчи­ тали: если, к примеру, еже­ дневная работа на линии од­ ного КамАЗа даст 22 рубля прибыли, то такой же автомо­ биль с прицепом «привозит» автохозяйству уже 45 рублей. Сегодня водители бригады А. Н. Гранкина участвуют в строительстве дорог в Грязин- ском районе. С коллективом дорожно-строительного управ­ ления № 1 треста «Липецк- автодор» заключен договор бригадного подряда. За счет уплотнения рабочего дня шоферы делают дополни­ тельные рейсы, постоянно пе­ ревыполняют нормы выработ­ ки. Песок, щебень, шлак по­ ступают к грязинским дорож­ никам непрерывным потоком. Результаты такой организа­ ции труда в бригаде говорят сами за себя. Бригада водите­ лей А. Н. Гранкина прочно удерживает лидерство в со­ циалистическом соревновании юбилейного года. Уже по ито­ гам работы в первом кварта­ ле на счету коллектива было около 10 тысяч тонн сверхпла­ новых грузов. А за первое по­ лугодие копилка бригады Гранкина значительно попол­ нилась. Водители дополнитель­ но к плану и обязательствам перевезли 16 тысяч тонн раз­ личных грузов. И в этом, без сомнения, велика заслуга бри­ гадира, неутомимого новато­ ра, который по-настоящему болеет за конечные результа­ ты труда своего коллектива. И не случайно А. Н. Гранки­ на в третий раз избрали в Липецкий горсовет. ...На часах только семь ут­ ра, а Анатолий Никифорович уже подруливает к шлаковому откосу Новолипецкого метал­ лургического завода под экс­ каватор. Загружает свой ав­ топоезд шлаком одним из пер­ вых. А к восьми часам А. Н. Гранкина можно встретить уже в районе Грязей— Ю. ЛАХОВ. На снимке: водитель А. В. Бугаков (слева) и бригадир водителей А. Н. Гранкин пе­ ред очередным рейсом. Фото автора. I V '' 1 О п ы т в з я т н а в о о р у ж е н и й Практическое внедрение сквозного бригадного подряда на стройках Минтяжстроя СССР началось со строитель­ ством цеха жести Караган­ динского металлургического комбината, где в октябре прошлого года была проведе­ на Всесоюзная школа по изу­ чению этого передового опы­ та. В нынешнем году в ли­ пецком тресте «Жилстрой» то­ же началось внедрение сквоз­ ного подряда. В основу этой работы был положен опыт карагандинцев и материалы Всесоюзной школы, но с уче­ том особенностей жилищного строительства. Для первого эксперимента было выбрано сооружение в пятнадцатом микрорайоне об­ ластного центра общежития М» 344 места, предназначенно­ го для сотрудников вступаю­ щей в строй водогрязелечебнк- ПРЕИМУЩЕСТВА СКВОЗНОГО ПОДРЯДА цы (к общежитию примыкает ещё блок комбината бытового обслуживания). Наше пред­ ложение было одобрено обл- соВпрОфом. После тщательных согласо­ ваний, уточнений и поправок, предложенных всеми предпри­ ятиями и организациями, при­ нимающими участие в соору­ жении общежития, был под­ писан генеральный график производства строительно­ монтажных работ и договор на соревнование по принципу «рабочей эстафеты». Этот гра­ фик стал основой всей рабо­ ты по организации сквозного подряда. Исходя из него, бы­ ли составлены локальные гра­ фики поставки кирпича с си­ ликатного завода, сборных железобетонных конструкций с предприятий треста «Желе­ зобетон», раствора с комбина­ та подсобных предприятий треста. Не стало проблем и со сроками доставки. В авто­ базе № 3 треста «Липецк- стройтранс» и в автоколонне № 1498 все — от диспетчера до водителя — ознакомлены с единым на весь период строительства графиком до­ ставки кирпича и раствора. С первого дня строительст­ ва очень активно включилось в сквозной подряд управление механизации треста «Юговос- токстальконструкция», отве­ чающее за работу башенного крана. Этому способствовало и то обстоятельство, что брига­ да каменщиков Барсукова включила двух машинистов крана в свой состав. Теперь их заработок зависит от ре­ зультатов работы бригады, и они прямо заинтересованы, чтобы каменщики не простаи­ вали, а всегда имели под рукой все необходимое. Других субподрядчиков на объекте пока нет. Их работа еще впереди. Сейчас идет со­ ответствующая подготовка, уточняются проектные реше­ ния, размещаются заказы на изделия и материалы. А пока на объекте в точном соответствии с графиком идет кладка пятого этажа. Благо­ устроен городок строителей, обеспечена наглядность ре­ зультатов работы. Развернуто действенное социалистическое соревнование. Разработаны его условия, предусматриваю­ щие балльную систему оценки результатов с учетом показа­ телей выработки, соблюдения графиков, качества работ. Итоги работы коллективов, принимающих участие в стро­ ительстве, подводятся ежеме­ сячно. О результатах выполне­ ния принятых договорных обя­ зательств сообщает доска по­ казателей на объекте. За ис­ текшее время наибольшее ко­ личество баллов завоевали ма­ шинисты башенного крана.. Хуже выглядят показатели силикатного завода из-за не­ скольких срывов поставки1 кирпича. Подробный анализ резуль­ татов организации сквозного подряда предстоит сделать в будущем. Основная работа на объекте начнется с приходом на площадку бригад монтаж­ ников. Но результаты первых месяцев уже обнадеживают. Ход строительства общежития находится под контролем ин­ женерных служб треста. Ре­ шается задача по распростра­ нению сквозного подряда на другие объекты. А. ЧЛОЯН, начальник отдела труда и заработной платы треста «Жилстрой». 11 П 1 ПП 1 и 11 ППП! 1 П 1 П 1 ! 1 и 1 !! 111111 П 11 ! 1 !Г 11 П 1 П 111 ! 111111111 П 1111111111111111111111 ( 11111 П« 11111 П 1 ( | 1 и 1 П 1111 П 111 П 11111 Т 111 ! 11 Т| 111111111111 ! 1111111 ! 1111 П 1111 П 111111111 !и ! 11111 М 111 ГП 1111111 П 1 П 1 ГГ 1111 (П и 11 ! и 1 Пи 1 ! 1 и 1 ! 11 П !и 11 Н!! 1 и 11111111 иП 11111 ! 1 иП 1111 П 1 ( 11111 Т!!! 1 ! 11 П!ПШ 1 ! ЧУВСТ ВО ПЕРСПЕК Т ИВЫ «В честь 60-летия со дня образования СССР выполнить годовой план по выпуску продукции к 29 декабря, допол­ нительно реализовать ее на 30 тысяч рублей. На основе дальнейшей механизации и автоматизации производства снизить трудоемкость выпускаемой продукции на 0,5 про­ цента. На допускать брака и рекламаций», (Из социалистических обязательств коллектива Елецкого гормолзавода на 1982 год). А с с о р т и м е н т продук­ ция, выпускаемой гор- молзаводом, чрезвы­ чайно широк: различные сор­ та масла, молоко фасованное и фляжное, кефиры и творог, плавленые сырки... — За сутки перерабатыва­ ем сто двадцать тонн молока, — рассказывает главный ин­ женер Елецкого гормолзавода Н. А. Иванова,— в три раза больше, чем ^позволяла перво­ начальная 'проектная мощ­ ность завода. С заданиями по основным показателям справ­ ляемся успешно. Так, за шесть месяцев дополнительно произ­ вели продукции на четыреста тысяч рублей — на одиннад­ цать процентов больше плана. Весь прирост ее обеспечили за счет повышения производи­ тельности труда... — Что особенно важно,— вступает в разговор сотрудник областного управления гос­ торгинспекции Д. П. Двуре- ченская.— качество продукции завода на хорошем уровне. За три последних года мы ни разу не забраковали здесь ни одной партии изделий. По-на- стояшему оценить этот Факт можно только в сравнении. Так. иа Липецком молочном заводе — а это новое высоко­ механизированное предприя­ тие — наши инспектора очень часто составляют акты на за- браковку продукции. Ельчане работают в гораздо худших условиях — помещения ста­ рые, тесные, а претензий к ним, между тем, у нас нет никаких. Что же обеспечивает успех коллектива? Прежде всего сказывается точное соблюдение технологии. Контроль за ней осуществля­ ют главный инженер, руково­ дители цехов и мастера, народ­ ные контролеры и комсомоль­ ские «прожектористы». Регу­ лярно проводятся рейды с по­ следующим тщательным ана­ лизом всех выявленных нару­ шений. Стали традицией Дни качества, на которых обсуж­ дается широкий круг вопро­ сов, касающихся соблюдения технологии, повышения потре­ бительских свойств продукции. Улучшение технологии со­ провождается на предприятии внедрением новой техники, механизацией и автоматизаци­ ей производственных процес­ сов. К примеру, раньше «уз­ ким» местом на предприятии считалась фасовка плавлено­ го сыра, требовавшая больших затрат ручного труда. Ликви­ дировать его позволил новый фасовочный автомат, установ­ ленный в цехе. Он один заме­ нил нескольких человек. Та­ кую же отдачу принес шприц- автомат для изготовления колбасного сыра, новый само- разгружаюшийся сепаратор автоматизированная установка для пастеризации и охлажде­ ния молока. Увеличению выпуска про­ дукции, повышению ее Качест­ ва способствовали и перемены в организации труда. В прош­ лом году на участке диетпро­ дуктов создали первую на предприятии комплексную бригаду во главе с опытной работницей Г. Д. Прокофье­ вой. Работа на единый наряд сразу же повысила заинтере­ сованность людей в результа­ тах своего труда, ответствен­ ность за качество. В короткий срок коллектив участка вы­ двинулся в число лучших на заводе. Ясно, что его пример не мог остаться незамеченным. Сейчас здесь создано семь бригад, объединивших почти 150 человек — 60 процентов всего промышленно-производ­ ственного персонала. Разумеется, есть у коллек­ тива свои трудности, нерешен­ ные проблемы и упущения. К сожалению, не выполнен план первого полугодия по ассорти­ менту. Потребителям недодано более сорока тонн масла, око­ ло девяноста тонн кефира. Допускаются простои авто­ транспорта сдатчиков молока под разгрузкой. Не всегда своевременно охлаждается сданное сырье. Предпринимаются меры по дальнейшей механизации и автоматизации производствен­ ных процессов, внедрению но­ вых высокоэффективных тех­ процессов. Если сейчас плав­ ление сыра производится в ва­ куум-котлах, что требует мно­ го времени и больших затрат ручного труда, то в ближай- П РОВЕРЯЕМ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯ З А ТЕЛЬСТВ У СОПЕРНИКОВ БЫ ПОУЧИТЬСЯ • • • шем будущем эту операцию, а также размол н подачу сырковой массы на конвейер возьмет на себя специальный агрегат. Благодаря этому для других работ высвободятся четыре человека. Приступили на заводе и к механизации по­ грузки фасованной молочной продукции на автотранспорт. Целенаправленно занимаясь совершенствованием произ­ водства и организации труда, руководство, партийная, проф­ союзная организации предпри­ ятия многое делают для на­ лаживания боевого соревнова­ ния в коллективе. Особый размах оно приобрело после майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, одобрившего Про­ довольственную программу. Рабочие М. Г, Попкова, 3. В. Титяева, В. А. Маслобоев, Е. Д. Казаков, В. И. Назаров, 3. А. Проскуряков и многие их товарищи по труду еже­ дневно перекрывают сменные нормы, добиваются высокого качества труда. Все это соз­ дает хорошие предпосылки для выполнения социалистиче­ ских обязательств второго го­ да пятилетки. Хорошие перспективы у коллектива и на будущее. Ут­ вержден проект строительства нового молочного завода, спо­ собного перерабатывать за сутки 173 тонны молока. К сооружению завода трест «Елеитяжстрой» приступит уже в следующем году. А. КОЛЯДОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». У ПРАВЛЕНИЯ добрин-/ ского колхоза имени Крупской стоял авто­ кран, и его водитель, вихра­ стый парень с лукавыми глазами изнывал от жары и безделья. Портативный магни­ тофон, пристроенный в каби­ не, уже который раз прокру­ чивал обойму каких-то песен, а председатель колхоза В. П. Карташов все не появлялся. — Ж ду еще полчаса и уез­ жаю, — сказал водитель ав­ токрана. — Чья машина? — поинте­ ресовался я. — Колхоза имени Чапаева. Наши хозяйства соревнуются, вот мы и помогаем, чем мо­ жем. Но иногда и выручать не хочется! Сами кран проси­ ли, бросил работу на строй­ ке — мы школу хозспособом возводим — приехал сюда я, пожалуйста, полдня простоял без дела. — А для чего кран просили? — спрашиваю. — Какие-то кормушКи уста­ навливать. Я догадался, о каких кор­ мушках идет речь. Они лежат сваленными в кучу у ферм первой бригады, и вся эта бе­ тонная груда из восьмидесяти лотков мешает всякому, кому надо пройти или проехать. Ле­ жат давно, а их бы, не мед­ ля ни минуты, установить на место, поскольку зеленую мас­ су для подкормки скота здесь высыпают прямо в варки, иа навоз,.. Но водитель автокрана из колхоза имени Чапаева, где все отлажено до мелочей, где по­ луденный простой его маши­ ны воспринимается как беда, всего, этого не видел и пото­ му, безнадежно махнув ру­ кой, уехал. Уверен, если бы он услышал, как беспокоятся в варках коровы, как втапты­ вают в навоз зеленый корм телята, наверняка бы задер­ жался еще и непременно дож­ дался В. П. Карташова — молодого демшинского предсе­ дателя. Вскоре у колхозной конторы появились председатель и парторг. Речь сразу зашла о животноводстве, о его пробле­ мах и перспективах. — Мы за последний год столько сил и средств вложи­ ли в животноводство, что вот- вот будут результаты, — го­ ворил В. П. Карташов и при­ водил цифры, факты. — Обя­ зательство взяли в этом году получить по 2500 килограм­ мов молока от каждой коровы. Это для нас реально, посколь­ ку кормов много. Кукуруза наверняка по 400 центнеров зеленой массы даст! Ну что ж, знакомясь с по­ ложением дел в колхозе име­ ни Крупской, прежде всего, отмечаешь, что сделано дейст­ вительно немало. И тем до­ саднее просчеты, о которых я, собственно, уже начал расска­ зывать. Известно, что зимний период животноводы называ­ ют трудным. И потому все ждут не дождутся, когда на­ ступит май и стадо можно будет вывести на пастбише. Но в колхозе имени Крупской почему-то решили зимний ва­ риант содержания скота прод­ лить. На ферме первой брига­ ды содержатся сейчас 75 ко­ ров. После обильных дождей в варках скопилась жижа, животные вынуждены сутками стоять. Кормят их до сих пор измельченной массой озимой пшеницы, хотя это практиче­ ски уже солома. Ее, естествен­ но, скот не поедает, а лишь втаптывает в грязь. Оказывается, о зеленом кон­ вейере, который нужно было спланировать загодя, здесь и речи не было. В колхозе есть поля, занятые горохом, куку­ рузой. Почему бы их не обка­ шивать для подкормки скота? Уже который месяц не появ­ ляются в красном уголке ли­ стки с расписанием суточного рациона животных. О бесхозяйственности гово­ рит и тот факт, что овцы то­ же до сих пор содержатся на подворье, тут же, рядом с бычками и коровами. Неужто нет пастбищ? Паст­ бища есть. Небольшие, прав­ да, но есть. Семьдесят про­ центов стада держат в летних лагерях. Можно было бы по­ тесниться, поскольку для жи­ вотных одна только прогулка и то многое значит. В соседнем хозяйстве, колхозе имени Чапаева, именно так и поступили. Почему бы дем- шинским животноводам не по­ следовать примеру соперни­ ков по соревнованию? Кстати, на той же самой ферме пер­ вой бригады 60 бычков со­ держат под небольшим наве­ сом. Привесы их — мизер­ ные. Пастух А. Л. Ильин от­ вечает за 117 телочек. Это, так сказать, завтрашнее дой­ ное стадо хозяйства. Но и в разгар лета телочки выглядят худыми. — А с чего им быть справ­ ными? — говорит А. Л. Иль­ ин. — Пасу на вытоптанном Поле пятый месяц. Им бы зе­ леной массы дать, да концен­ тратов. А так... — он махнул рукой. — Посмотрите, как корм втаптывается в грязь. Его бы телочкам дать, все бы добро не пропало. — А в самом деле, Владимир Петрович, — спрашиваю председателя, — почему даже элементарных кормушек нет? — Вы знаете, подъемный кран никак выбить не можем, Я невольно усомнился и этом, вспомнив недавнюю встречу с шофером из колхоза имени Чапаева. Говоря о серьезных просче­ тах специалистов колхоза име­ ни Крупской, нельзя не упо­ мянуть и о том, что до енх пор здесь проводят по две дойки. Отметим еще, что в Демшинке довольно часто отключают электроэнергию, из- за чего даж е два раза подо­ ить животных не удается. И станет понятным, почему се­ годня надои в хозяйстве со­ ставляют 6,7 килограмма в день от коровы, почему полу­ годовое задание по продаже молока государству колхоз имени Крупской выполнил лишь на 60 процентов. ...Возвращаясь под вечер из Демшинки, на узком проселке вновь увидел знакомый авто­ кран. Вихрастый водитель высунулся из кабины и попро­ сил: — Обязательно напишите, что у них все лето без дела «Фрегат» стоит. Это на много- летних-то травах! Какие же они хозяева?.. А. МОРГАЧЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени». Добринский район. ■ваза !

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz