Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

1 Р ассказы о коммунистах и з нашит и с т о р и к | Мне посч астливил ось в течение мног их лет др ужить с че ловеком большой души и нелег­ кой судьбы. Я говорю о Григории Семеновиче Зимине. Вот и захотелось рассказать о нем. Тем более, что представился и подходящий для этого повод: недавно Григорию Семенови­ чу был вручен нагрудный знак «50 лет пребы вания в КПСС». Д ЕСЯ ТЬ окт ябрьских дней, которые по­ трясли мир... Буря революций, достигнув и земель воронежских, столкнула, сшиб­ ла друг с другом в селе Мар-' ки различные социальные силы. Охрипли мужики в бесконеч­ ных спорах. Постепенно начи­ нали понимать, что жить по- старому уже нельзя... В 1918 году двенадцатилет­ ний Гришка Зимин из много­ детной бедняцкой семьи Семе­ на Лукьяновича и Феонии Ивановны, людей дружных и старательных, но всегда пребы­ вающих в нужде, не мог еще ясно представить, что проис­ ходит в селе. Чувствовал толь­ ко; что-то серьезное и большое. В семье в это время пошли беда за бедой. И первая из них — смерть отца от тифа. Похоронили Лукьйныча, и Феонии Ивановне .женщине ти­ хой, безропотной, пришлось одной вести немудреное хозяй­ ство. Седьмой по счету из две­ надцати детей Зиминых Гриш­ ка — боевой и горячий в лю­ бом мальчишеском деле. Но те­ перь не до игр было. Матери ведь помощь нужна. Вместе с братьями Федотом, который тремя годами старше, и Тихо­ ном Гришка называл себя со­ лидно мухчиком. Остальные в большой семье — девчонки — были не в счет. Из всех братьев и сестер Зиминых только Гришка сумел в основном закончить четырех­ классную сельскую школу. В «основном» потому, что не до учебы тогда было. Одолевая четырехлетку, мальчик одновре. менно пас телят (своих и со­ седских), постигал работу мо­ лотобойца в кузнице, а по­ том и слесаря в мастерской винзавода и совхоза «Ок­ тябрь». В голодные годы — опять горести. Брат Федот отправил-. Ся на Кубань заработать хлеба и соли. Ушел и пропал навсег­ да. Ушли из родных мест в на­ дежде на сытую жизнь брат Тихон, сестры Лена и Миля. Гриша держался за родные Марки, где земля дедов взрас." тила не одно поколение Зими­ ных и Где, мечталось маль­ чишке, и ему, быть может улыбнется счасяье- Тогда он еще не знал, что счастье само не приходит, что за него надо бороться. Навсегда, наверное, сохра­ нился в сердце Григория пере­ дававшийся в Марках из уст в уста страшный рассказ о том, как местный помещик Станке­ вич обменял одного из праде­ дов Зимина на борзую собаку. Взрослея, Григорий начинал понимать, какая звезда светит для него в жизни. Пятиконеч­ ная, взошедшая на небосклон истории в те самые десять дней, которые потрясли мир в октябре 1917 года. И вот в пятнадцать лет юноша вступил в комсомол, а пять лет спустя стал членом Коммунистической партии. Комсомольца зачислили в отряд части особого назначения (ЧОН) Острогожской уездной партийной организации. И на­ чалась у Григория новая, ки­ пучая жизнь. Партия требоза- ла, чтобы все коммунисты, а с ними И комсомольцы, в совер­ шенстве овладевали оружием. И вместе со своими товарища­ ми Григорий учился военному делу. А, кроме того, сельские комсомольцы с помощью учи­ телей репетировали и ставили спектакли, собирали деньги в фонд МОПР'а, учились по­ литграмоте. Бойцы ЧОНа, вооруженные винтовками, ох­ раняли массовые мероприятия, В том числе и спектакли, от налетов кулацко-эсеровских банд. Жизнь складывалась так, что Григорий всегда что-то начи­ нал. Причем, как говорится, с нуля. Сделает одно, ему — другое поручение. И опять но­ вое, необычное. Проводился первый набор в школу кре­ стьянской молодежи — и Гри­ горий становится там секрета­ рем бюро РКСМ. В Каменке создается одно из первых в Центральном Черноземье райпо — Зимин избирается председа­ телем его правления. В Воро­ неже открыт первый в стране институт потребительской ко­ операции — Григорий учится в нем и возглавляет в вузе ком­ сомольское бюро. На его долю выпало многое. Пришлось участвовать в кол­ лективизации сельского хозяй­ ства. В одном из сел видели уполномоченного партийного комитета Зимина, спокойно стоявшего под занесенными над ним вилами. Его бесстрашие образумило толпу, которая рвалась к амбару с обществен­ ным семенным зерном. Позднее Григорий Зимин — секретарь Воронежского .обко­ ма партии. В 1942 году вместе с Военным советом 38-й армии он осуществляет переселение жителей из прифронтовой по­ лосы, занимается- Эвакуацией народно-хозяйственных цен­ ностей, имущества колхозов и совхозов. В январе 1943 года село Марки было освобождено советскими войсками. В пер­ вые же часы среди земляков оказался н секретарь обкома партии. Радостно забилось его сердце, когда женщины, вы­ шедшие из укрытий, крикнули: — Да ведь это же наш, Зи- минчихин сын! Бросился он на улицу, где стоял дом Феонии Ивановны, а там от дома и следа нет. Мать и сестер нашел в другом селе. Старый русский город Воро­ неж стоял в развалинах. Надо было срочно восстанавливать его. Принимается решение на­ править Г. С. Зимина замести­ телем председателя облисполко­ ма и председателем облплана. На него возлагается также контроль за работой строитель, но-восстановйтельных органи­ заций, промышленности строй­ материалов, ряда других служб. Под руководством Зимина разрабатывается пятилетннй план восстановления и разви­ тия народного, хозяйства Во­ ронежской области на 1946— 1950 годы. У заместителя председателя облисполкома в те годы было немало интересных встреч с выдающимися людьми. Однаж­ ды Воронеж посетил леген­ дарный герой, Маршал Совет­ ского Союза Семен Михайлович Буденный. Беседы с ним — од­ но из самых дорогих сердцу Зимина воспоминаний. При создании в 1954 году Липецкой области на работу в нее был направлен и Григорий Семенович. Его назначают председателем облплана, ,ос Григорий Семенович в те­ чение тридцати лет избирался депутатом и членом исполко­ мов Воронежского и Липецко­ го Областных Советов, одновре­ менно (и неоднократно) также депутатом городских Советов. Более шестидесяти раз был он делегатом различных партий­ ных конференций. За этими цифрами - - большая жизнь человека, всегда устремленного вперед, умелого организатора экономики. А надо было еще и учиться, иначе отстанешь от жизни... Педагогический институт, Выс­ шая партийная школа при ЦК КПСС, различные курсы. Работников плановых орга. нов нередко называют вперед­ смотрящими. Планы — это как бы ноты экономики, партитура всей хозяйственной жизни. Раз­ работка планов экономического и социального развития Воро­ нежской, а затем и Липецкой областей было делом жизни Г. С. Зимина. Знающие люди говорят, что составить областной народно­ хозяйственный План — все рав­ но, что покорить горную вер­ шину: надо рассчитывать каж­ дый шаг, хорошо знать, какие резервы у тебя есть или будут. Статистика не учитывает вол­ нения людей, работающих над составлением планов — эго ос­ тается, как говорится, за кад­ ром. И не все догадываются о бессонных ночах плановиков- экономистов. Не привыкли они жаловаться на нехвйтку рабо­ чего времени, на трудности стыковки граф плана и слож­ ности обеспечения всех его по­ казателей. Г. С. Зимин на протяжении многих лет готовил квалифици­ рованные кадры для различных отраслей народного хозяйст­ ва. Даже уйдя на заслужен­ ный отдых, он через три дня был уже в аудиториях факуль­ тета Всесоюзного заочного фи­ нансово-экономического ин­ ститута. Учил молодежь, щед­ ро передавал ей свои знания. Одновременно вел занятия в консультационном пункте Выс­ шей партийной школы, в уни­ верситете марксизма-лениниз­ ма, на областных курсах руко­ водящих работников... Он ос­ тавался в строю. Товарищи, присутствовавшие при вручении персональному пенсионеру союзного значения Григорию Семеновичу Зимину нагрудного знака «50 лет пре­ бывания в КПСС», с любовью и гордостью приветствовали его гкак человека, у которого и сейчас есть чему учиться. Пятиконечная звезда всегда звала коммуниста вперед. И он с готовностью принимал на се­ бя, говоря словами поэта, «все дела и заботы, всю радость и горечь земную». Л. БАШКУРОВ, член Союза журналистов СССР. П о эт и ч е с к а я р у б р и к а Спешит через поле дорога сквозная, Где зреет пшеница, где нива ржаная, И я окунусь в эту даль золотую, О ткрытую настежь, как в душу простую. Мне до ночи, поле, с тобой не расстаться, В пшеничном раздолье с зарей повстречаться, Наполниться духом ржаного цветенья И слушать овсов предвечернее пекье. Хлеба, доспевая, в поклоне особом Склониться готовы к ногам хлебороба. И жатвы горячей им слышится голос. И солнечно светится скошенный колос. Одарит не раз полновластное лето Малиновым жаром и чистым, рассветом. А там задымится на просеке осень Кострами седым-и средь сумрачных сосен, Остынут и росы, •— прохлада знакома. Л егко мне, Россия,— я дома, я дома!.., Е. КУЗИНА. * И с к у с с т в о братского на­ рода * С ч а с т ь е т р у д н ы х д о р о г * Культурный тонус города Г а ст р о л и Т у р к м е н с к о г о о р д е н а Т р у д о в о г о К р а с н о г о З н а м е н и т е а т р а о п е р ы и б а л е т а и м е н и М а х т у м к у л и ВСТРЕЧИ, НЕСУ Щ ИЕ Событием первостепенной важности в культурной жизни нашего города пред­ ставляются гастроли Туркменского орде, на Трудового Красного Знамени театра оперы и балета имени Махтумкули. В год 60-летий образования СССР они наглядно демонстрируют достижения культуры Туркменистана, могут быть оценены как еще один вклад в культур­ ное содружество братских народов. В гастрольной афише коллектива - - 17 названий музыкальных спектаклей. Основу репертуара составляет классика. Руководители коллектива стремяТся на основе постановки классических ше­ девров создать для своего молодого те­ атра ту прочную базу^ которая дает воз­ можность для дальнейших успешных ис­ каний. Я подробнее остановлюсь на несколь­ ких просмотренных спектаклях. «Иолан­ та» Чайковского... Сценическое вопло-ще. кие сложнейшего произведения таит 8 себе множество трудностей, поэтому По­ становка этой оперы представляется весьма показательной для определения состояния творческих сил театра. Стремление максимально следовать замыслу композитора, опора в первую очередь на партитуру оперы, последова­ тельное, полное, вдумчивое раскрытие музыкальной драматургий сочинения — вот Что в первую очередь привлекает в спектакле. Традиционный подход? Воз­ можно. Но эта традиция в лучшем смысле слова. Следует отметить высокое вокальное мастерство большинства ис­ полнителей, отличный ансамбль, полно­ кровное, стройное, Чистое звучание ор­ кестра, а также небольшого, но Компакт­ ного и слаженного хора. Все это — плоды большой работы музыкального руководителя постановки, народного ар­ тиста СССР Хадыра Алланурова. _ К сожалению, такого качества не всегда достает режиссуре спектакля. Сценический ансамбль неровен. Есть бес­ спорные удачи: прежде всего, это у И; Удаловой в заглавной партии. Силь­ ное, красивое сопрано, не оставляющее сомнений вокальное мастерство, превос­ ходная дикция, естественность сцениче­ ской манеры — все это помогло певице создать яркий, запоминающийся образ Иоланты. Отмечу и заслуженного арти­ ста ТССР Е. Королева. Вдумчивость, серьезность, внутренняя сосредоточен­ ность характеризуют исполнителя, наде- ленного высокой музыкальной культу­ рой. Воплощение им образа Эбн-Хакиа впечатляет. Работы же других, исполнителей трудно охарактеризовать однозначно. Например,. Ю. Удалов (Водемон) обая­ телен, лиричен. Его’ красивый тенор звучит мягко, ровно. Но исполнению его местами не хватает ейльц страсти, ду­ шевной наполненности....... Уверенно справляется с труднейшей партией Рене Г. Черноклннов. Его прек­ расные вокальные данные несомненны, И все же созданному им образу недо­ стает внутренней логики, завершенности. Эта недостаточная продуманность По­ рождает порой «Многословие» в жестах, некоторую пестроту средств выразитель­ ности, которые артист иногда ищет вне музыки. У певца есть все возможности совершенствовать, углублять этот образ. В этом убеждают нас другие работы Г. Черноклинова. В них он успешно про. являет себя как артист большого диа­ пазона. Это й Монтероне в «Риголетто», и Калхас в «Прекрасной Елене». Особенно интересен его Бартоло в «Севильском цирюльнике». Певца не пу­ гает схематичность персонажа: комиче­ ская характеристика подчеркивается не­ навязчиво, но точно. Сценический рису­ нок органичен, Причем, артист добивает, ся выразительности прежде всего во­ кальными средствами. Хорошее впечат­ ление производит и Ю. УдЗлов-Альма- вива: он поет гибко, отточенно. Вообще, в спектакле заметно стремление (в пол­ ном соответствии с господствующей в опере стихией сольного пения) раскрыть неповторимое обаяние мелодизма Росси­ ни. Царит его муЗыкй — блестящая, полная изящества и остроумия. Хочу сказать и о других исполните­ лях, несущих основную вокальную «на­ грузку». Отлично проводит свою вирту­ озную партию заслуженная артистка ТССР Роза Тураева. Ее исполнению при. сущи и блеск, и интонационная чистота, и богатство нюансировки. А скупые, но меткие штрихи драматической игры на­ полняют образ Розины, очарованием, грацией, шаловливым кокетством. Вели­ колепен в партии Фигаро Батыр Алиев. Удачно режиссерское решение М. Кепбанова: мастерски выстроенные мизансцены, множество интересных на­ ходок — и все в полном соответствии с музыкой. Постановка «Севильского цирюльника» в чем-то перекликается с другой отлич­ ной работой театра — «Прекрасной Еленой». Уверен; не популярность опе­ реточного жанра вообще, не погоня за кассовым успехом породили этот спек­ такль. Обращение к «Прекрасной Елене» — это, Прежде всего, обращение к музы­ ке Жака Оффенбаха, которую без пре­ увеличения мОЖИо назвать гениальной. Постановщики словно бы противопостав­ ляют все это псевдобпереТочной пош­ лости, мишуре, пустой развлекательно­ сти. В результате в спектакле очень сильной оказалась лирическая линия, великолепно переданная исполнителя­ ми главных партий — Л: Чекировой (Елена) и Б. Алиевым (Парис). Поста­ новка . получилась . веселой, нарядной. Артисты ведут свои партии легко, рас­ кованной В частности, очень хорош Н. Илламаиов (Менелай), на долю ко­ торого выпал большой успех. В Поста­ новке Туркменского театра шедевр Оф­ фенбаха оказался максимально прибли­ женным к обаятельной чистоте комиче­ ской оперы. И нельзя не увидеть здесь плоды завидного единомыслия режис­ сера Г. Барышева, музыкального ру­ ководителя М. Мередова и создавшего интересную сценографию К. Чарыевл. А о том, каких плодотворных резуль­ татов можно достичь при полном взаи­ мопонимании музыкального руководите­ ля и режиссера, лишний раз напомина­ ет успех оперы «Шасенем и Гариб» (о нем уже говорилось в нашей газете). Интерес липчан к национальному ис­ кусству Туркмении значителен. И очень отрадно, что знакомство это будет про­ должено: на очереди балет «Фирюза». Несколько слов о балете. Подкупает та бережность, с которой в театре под­ ходят к балетной классике. В своих спектаклях ашхабадцы стремятся возро- дйть классическую хореографию первых постановок. Так, в осно&е редакции «Ле­ бединого озера» — хореография М. Пе­ типа, «Жизели» — Ж. Перро. Отрадно, что театр располагает для этого перво­ классными артистами. Высокое мастер­ ство отличает исполнителей главных Партий в «Лебедином озере» заслужен­ ного артиста ТССР Г. Мусаеву (Одетта- ОдйЛия) и заслуженного артиста ТССР А. Пурсиянова (Зигфрид). А исполнение заглавной партии в балете «Жизель» артисткой Г. Хуммаевой — подлинное открытие. Ее отличной технической ос­ нащенности словно бы не замечаешь — настолько достоверна, естественна- бале­ рина в образе Жизель. С драматической силой являет она трансформацию своей героини: вначале девически нежной, доверчивой, затем — одухотворенной, наполненной любовью, потом — страдающей, вновь любящей. Под стать ей и Н. Ниязов — Альберт, исполнение которого особенно хочется отметить в дуэтных танцах, прежде всего в па-де-де первого акта. -Запом­ нился и С. Непесов (Ганс), наделенный большим актерским даром. Полагаю, именно создание таких полнокровных, глубоко жизненных образов приближает классический балет к современности, позволяет преодолевать мистические элементы, наивную фантастику, услов­ ность его сюжетов и выявлять в них об­ щечеловеческие, близкие нашему совре­ меннику категории. Прекрасно смотре­ лись, например, в «Лебедином озере» и сюита народных танцев третьего акта, и столь Любимые публикой танцы ле­ бедей. Заслуживает похвалы и хорошо подготовленный кордебалет. Не раз уже говорилось о том, что зачастую театральные оркестры поверх­ ностно, бездушно, неубедительно испол­ няют балетную музыку. Ничего подобно, го нет у наших гостей: партитуры клас­ сических г бдлетов интерпретируются вдумчиво, бдухотворенно, с полным по­ ниманием йх-симфонической природы. Таковы первые ^впечатления от выступ­ лений наших "гостей. -Показанные ими спектакли свидетельствуют о театре как о коллективе больших возможностей. И. РЕЗНИКОВ, музыковед. ЮБИЛЕЙ ПЕСНИ Горяч расплавленный чугун, прочна сталь, мужественны люди огненной профессии. А песни, которые они поют, — раз­ дольны, задушевны, красивы. Во Дворце культуры НЛМЗ есть русский народный хор но­ волипецких металлургов, недавно отметивший свое двадцати­ пятилетие. И если вы хотите услышать песню, увидеть пляску или хоровод, побывайте на концерте этого прославленного хора, народного не только по жанру, но и по своим заслугам. К своему юбилею коллектив подготовил вокально-хореографи­ ческую композицию «Ивушка» (Сказ о земле русской) с благо- •дарностью встреченную первыми слушателями и, зрителями. Музыку к этой композиции, как и многие песни,’ исполняемые хором, написал его бессменный руководитель заслуженный деятель искусств РСФСР Андрей Петрович Мистюков. Двад­ цать пять лет назад вместе с ныне покойным Григорием Ива­ новичем Галкиным он создал из учащихся профтехучилищ русский народный хор «Трудовые резервы». А когда участни­ ки хора окончили училища, стали рабочими завода, их певче­ ский коллектив стал русским народным хор-ом липецких ме­ таллургов. Четверть века прошло с тех пор, а по-прежнему молод и творчески активен прославленный коллектив, неоднократный лауреат и дипломант областных, республиканских, всесоюзных смотров и фестивалей. Его ядро составляют ветераны Алек­ сандра Печенкина (Емельянова), Мария Барбашина (Голю- кова), Нина Погонина (Аксенова), Михаил Тёскин, Владимир Гусев, Валентин Маркин и другие. Это хранители певческих народных традиций в хоре, а развивает и умножает их та­ лантливая молодежь, постоянно пополняющая его состав. Отличными помощниками руководителя, умелыми воспитате­ лями талантов стали хормейстер Раиса Халяпияа, концерт­ мейстер и руководитель ансамбля русских народных инстру­ ментов Владимир Киселев, руководитель танцевальной группы Алексей Шарапов. К своему юбилею хор показал большой концерт, прошед­ ший с большим успехом. 1 На снимке: фрагмент из вокально-хореографической компо­ зиции «Ивушка» (Сказ о земле русской). В роли Ивушки — Ирина Добрякова. И. ОСТАНКОВ. Фото Ю. Ардашева. В начале года в «Ленинском знамени» (№ 82) была опуб­ ликована статья директора Липецкой музыкальной школы № 5 В. Б. Вандышева «Неуютно музыке в городе». Автор своевременно поднял вопрос о недостатках в пропаганде классической музыки, указывал конкретные причины, приво­ дящие к снижению интереса к ней со стороны горожан. Сегодня мы публикуем ряд откликов, свидетельствующих о необходимости более пристального внимания к этому воп­ росу. ( местно с филармонией мог бы решить и вопрос создания в городе молодежного клуба лю­ бителей классической музыки. Подобные клубы существуют в ряде городов, их деятельность очень интересна и полезна. Аудитория может быть самой разнообразной; старшеклассни- (их, кстати, в городе не так много): оно не соответствует никаким нормам. Вряд ли можно говорить о серьезной работе, когда нашим артистам зачастую приходится играть на совершенно расстроенных фор­ тепиано. В статье В. Вандышева пра- Липецка роль филармонии — Одна из главных. Д. Б. Каба­ левский писал: «Каждый дол­ жен почувствовать, что эсте­ тическая культура — это силь­ нейший рычаг для воспитания высоконравственных людей, развитых интеллектуально и духовно». Рычаг ДЛЯ воспитания Б. ШНЕЙДЕР, директор областной филармонии. С автором статьи «Неуютно музыке в городе» трудно не согласиться; и мысль, выра­ женная в самом названии статьи, верна. Проблема эта для коллектива нашей филар­ монии отнюдь не нова. Как и вопросы музыкальной пропа­ ганды среди трудящихся горо­ да и области (а именно эту сторону своей деятельности мы считаем главной), она не раз становилась предметом заинте­ ресованного разговора в кол­ лективе. Но начнем с цифр. В минув­ шем году филармонией прове­ дено 1157 камерных концертов (из общего числа 3463), на ко­ торых побывало 187 тысяч слу­ шателей. Соотношение, и впрямь, не в пользу серьезной музыки. Конечно, В. Вандышев прав, утверждая, что филар­ мония далеко не полностью ис­ пользует собственные возмож­ ности для пропаганды лучших образцов классической музыки. с)то так. Если... рассматривать вопрос музыкально-эстетиче­ ского воспитания населения как обязанность лишь одной филармонии. Но с какими труд­ ностями мы сталкиваемся при организации камерно-филар­ монических концертов, цель которых как раз и есть созда­ ние устойчивых слушательских групп? Более 20 исполнителей для этого объединены в кон­ цертно-лекторские бригады.. Они выступают на предприя­ тиях, в учебных заведениях. И СНОВА О МУЗЫКЕ В о з в р а щ а я с ь к н а п е ч а т а н н о м у Но сколько же надо потратить сил, чтобы организовать кон­ церт-лекцию! Нередко люди, от которых непосредственно зави­ сит организация таких встреч, просто от них отмахиваются. Сейчас хорошие, деловые от­ ношения складываются у фи­ лармонии с управлением проф­ техобразования, Ежегодно мы заключаем с ним договор о ра­ боте филармонических групп в училищах. Это приносит взаим­ ную пользу. К сожалению, та­ кая работа ведется лишь в 15 училищах. С руководством остальных контакта найти не удалось, и большая группа бу­ дущих молодых рабочих нахо­ дится вне сферы музыкально­ эстетического воспитания. Музыкальный вкус, любовь к искусству закладываются с детства, и в этом смысле очень полезна деятельность клуба «До-ре-ми-фа-соль». Эта твор­ ческая группа филармонии ве­ дет работу с учениками млад­ ших классов 40 городских школ и 12 сельских. В ней — настоящие энтузиасты, хорошо понимающие важность возло­ женной на них задачи. Этого энтузиазма, помноженного на наши возможности, вполне хватило бы для подобной же работы и в средних, и старших классах. Но здесь нам не обойтись без помощи отделов народного образования, комсо­ мольских органов. Кстати, горком ВЛКСМ сов­ ки, студенты, молодые рабочие и служащие. А местом встреч мог бы стать зал одного из липецких вузов. К слову, вот где музыке действительно не> уютно! Серьезная, музыка сов­ сем не звучит в залах липец­ ких институтов, и это вызывает особую тревогу; выпускники вузов — завтрашнее пополне­ ние рядов нашей интеллиген­ ции. Особенно трудно понять равнодушие к камерным кон­ цертам студентов музыкально­ го училища. Солисты нашей филармонии нередко гастролируют по сгра­ не. И как приятно бывает уз­ нать, что выступления, напри­ мер, лауреата Международных конкурсов В. Карпия или на­ шего трио баянистов в круп­ ных городах проходят в боль­ ших концертных залах, соби­ рают много слушателей. К со­ жалению, приезжающим в Ли­ пецк гастролерам мы не можем ответить тем же. Критическое положение создалось в связи с закрытием концертного зала филармонии. Липецк, пожалуй, единственный областной центр РСФСР, где филармония не имеет собственного концертно­ го зала. Руководители же Дворцов культуры весьма не­ охотно предоставляют помеще­ ния для камерных концертов: им это невыгодно. Хочется сказать и о состоя­ ния клавишных инструментов вильно отмечено, что филармо­ ния располагает крепкими творческими кадрами. Но вот беда: добрая половина творче­ ских работников филармонии не имеет липецкой прописки. Надо ли говорить, что, живя в гостиницах или в общежитиях, они в лучшем случае считают Липецк местом своей работы, но никак не родным домом. От­ сюда — текучесть кадров, сни­ жение качества работы, допол­ нительные затраты на поста­ новку программ. По этой же причине филармония не может приглашать молодых артистов, пополнять творческий состав перспективными выпускниками музыкальных вузов. А в таком доукомплектовании мы остро нуждаемся; не хватает некото­ рых необходимых голосов, ин­ струменталистов. Давно вына­ шивается мысль о создании в филармонии камерного ан­ самбля, но осуществить ее не­ возможно по той же причине. В вопросе закрепления за на­ шим городом творческих ра­ ботников необходима помощь. Мне не хотелось, чтобы у читателей сложилось впечатле­ ние: все свои заботы филар­ мония пытается переложить на плечи других. Напротив. Не­ достатки, упущения (и нема­ лые) в нашей работе есть, кол­ лектив старается их преодо­ леть. Мы твердо сознаем, что в судьбе музыкальной жизни Нет своих исполнителей Э. ФОГЕЛЬГЕЗАНГ , читательница. Мне также хочется поде­ литься раздумьями, вызванны­ ми статьей В. Вандышева «Неуютно музыке в городе». Сейчас основным центром культуры нашего города яв­ ляется драматический театр. В нем профессионально сильный коллектив, который в своих творческих поисках достигает определенных вершин. Может не все удачно и что-то спорно, но в определенной мере театр— «властелин наших чувств». Но вот что странно: театр пока не стал любимцем горо­ жан. Создалась странная си­ туация: театр растет в своем мастерстве, а зритель как бы отяжелел. Есть в городе и филармония. Правда, В. Вандышев сожалеет о том, что нет у нее своего концертного зала. Но, думаю, это не главное: залов, пустую­ щих в вечернее время, в нашем городе предостаточно. Нужно только победить некоторое равнодушие определенной ча. с т й зрителей, особенно моло­ дежи. Жаль и другую часть наших горожан — знатоков, любите, лей музыки, начисто лишен­ ных возможности постоянного общения с ней. А разве можно бчитать нор­ мальным то обстоятельство, что артисты филармонии постоянно в разъездах? У них же нет сво­ их слушателей, а у нас *— сво­ их исполнителей. Как-то довелось отдыхать в санатории в Северной Осетии. Во время ужина образовалось что-то вроде торжественной суеты: люди заметно спешили, волновались. Как выяснилось, вернулся с гастролей их. нацио­ нальный ансамбль, и именно в этот вечер он давал отчетный творческий концерт о своей поездке. А кто знает музыкан. то© и певцов нашей филармо­ нии? Мало мы знаем о них и это незнание, в свою очередь, и порождает равнодушие. Не парадокс ли? Л. СОБОЛЕВА, читательница. Наверное, нет ни .одного сов- ременного вокальяо-инструмен. тального ансамбля, который бы не упрекали в обилии электро­ ники на сцене. Ну что ж, ви­ димо, в век НТР по-другому и быть не может. Но давайте вспомним, тот же концерт «Самоцветов». Где проходил их концерт? Во Двор, це спорта «Звездный», зал ко­ торого абсолютно не приспо­ соблен для подобных меро­ приятий. Если, сидя в партере, еще можно что-нибудь понять в музыке, то в секторах это невозможно. По-моему, уже давно назрел вопрос о строи­ тельстве в Липецке современ­ ного концертногр зала. Ну не парадокс ли,, что его лишены мы, жители города, в котором уже стал традиционным фести. валь советской музыки! А пока приходится липчанам вместо музыки слушать «грохот». «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz