Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

*тяв~ Ц Ц ^ В 7 часов 35 минут к про­ ходной Липецкого завода пусковых двигателей по. дошла большая группа старше, классников. Вахтеры пропусти­ ли их, как старых знакомых. Весело переговариваясь, они направились в один из цехов. Там я и познакомилась с ни­ ми. Пока ребята привычно го. товились к работе, МЫ разгово- рились. Оказалось, что это девятиклассники липецкой . средней школы № 41. Каждый понедельник у них на заводе — производственная практика. И этого дня они ждут с не­ терпением. Что же привлекает их здесь? Прежде чем ответить на этот вопрос, вернемся немного, при­ мерно года на два, назад. За* вод пусковых двигателей и раньше поддерживал непло­ хие связи с подшефными школами Правобережного и Советского районов. Выража­ лась она в привычных фор­ мах: предприятие помогало в укреплении учебио-матсриалъ. ной базы школ, в ремонте зда­ ний, никогда не отказывало в организации экскурсий учащих­ ся, встреч со знатными людьми предприятия и т. д. ■ Но эти формы совместной воспитательной работы не удовлетворяли и педагогиче­ ские коллективы, и шефов. И те, п другие хорошо знали, что в ряде городов страны уже давно есть иной опыт трудово­ го. воспитания учащихся. Поль­ зуются спросом, например, изделия московского завода «Чайка» — детские электриче­ ские моторчики, игрушки, а также фотоаппараты и кино­ камеры ленинградского объе­ динения «Ломо», которые изго­ товлены руками старшеклассни­ ков или выполнены с их участи­ ем — на производственных участках или в цехах, органи­ зованных на базовых пред­ приятиях. Почему бы не применить по­ добный опыт и яа заводе пус­ качей. Пусть ребята учатся специальностям слесаря-сбор, щика, токаря и фрезеровщика непосредственно на настоящем производстве. В областном центре есть свой межшкольный учебно-производственный ком. бинат. Но пока он и оборудо­ ван не очень новыми станками, и квалифицированных кадров для обучения там недостает, а главное, ребята не всегда видят конкретную пользу своего труда. На заводе все эти воп­ росы решить легче: все под ру. кой, все наглядно. Специалисты выделили от­ дельные производственные операции, нс требующие высо­ кой квалификации рабочих, максимально безопасные. Так в механическом цехе № 1 по­ явился участок поршня, где под руководством опытных на. ставников стали работать уча­ щиеся нескольких подшефных школ Правобережного района №№3,28,41. Изготовление из­ делий оказалось под силу и старшеклассницам. Небольшие учебные участки были органи­ зованы и в других цехах. На заводе ребята бывают шесть академических часов (по 45 минут). Четыре из них про­ водят непосредственно в цехах, у станков, два—отведены н изучение теории. Производст­ венная практика проводится ежедневно (каждая школа имеет свой «рабочий» день) две смены — в зависимости от школьных занятий. В этом году на предприятии ее проходят 268 старшеклассников. Виктор Вениаминович Долгих и Валерий Чеславович Бербаш знакомят с организацией труда ребят. Оба мастера не так давно закончили индустри­ ально-педагогический факуль­ тет Липецкого пединститута. До вуза сами успели порабо­ тать на заводе. Теперь их Знания конкретного дела и пе­ дагогики пришлись на пред приятии как нельзя кстати. С удовольствием они показали учебные участки, хорошо обо­ рудованный теоретический класс. У каждого накопились уже и какие-то свои педагоги­ ческие наблюдения в процессе работы и воспитания ребят. ( В заводском журнале «успева­ емости» большинство отличных оценок. Мастера объясняют это отнюдь не собственной снис­ ходительностью. ют они, здесь, ощутив дыха­ ние настоящего пройзводства,, ребята подтягиваются, стара­ ясь быть на уровне серьезных требований к ним. Встречаются мастера и с «трудными» подро­ стками, но такими считают они не тех, кто плохо себя ведет, как обычно принято. На учеб­ ном участке мастера-педагоги подчас замечают то, чего не видно на привычных уроках: некоторые старшеклассники, весьма «благополучные» в школе, явно пренебрежительно относятся к труду рабочего. Они считают его как бы ниже своего достоинства, готовя се­ бя к более «возвышенным» це­ лям, часто прогуливают, а если и посещают практику, то только из-за оценки в атте­ стате зрелости. С такими осо­ бенно необходимо вести инди­ видуальную воспитательную работу уже вместе с учителя­ ми школы. Помимо мастеров, школьни­ ков обучают конкретному де­ лу еще около ста опытных кад- наладке холодильных устано- ровых рабочих. Понимая, как вок. Возможно, тоже поступлю в важно в воспитательном про- это училище». цессе поощрение, администра­ ция, общественные организа­ ции предприятия в конце каж­ дого учебного года подводят итоги работы учащихся на об­ щезаводском вечере. Всех вы­ пускников школ торжественно награждают ценными памятны­ ми подарками. На эти целй в минувшем году было израсхо­ довано две тысячи рублей. Лучшим старшеклассникам вру­ чают удостоверения третьего рабочего разряда. В том, что ребятам по душе работа на заводе, меня убеди­ ли многие беседы с ними. Гена Романов, девятиклассник СШ № 41: «Мне здесь нравит­ ся, ощущаешь себя самостоя­ тельным, сознаешь, что дела­ ешь полезное, нужное дело. Какую специальность выберу? Пока не знаю, но точно — ра­ бочую. У меня учится друг в ТУ № 12, будет мастером по* Миша Хороших из той же школы: «Работы на заводе те­ перь, после нашей практики, не боюсь. Возможно, пойду в училище, где учат профессии металлурга. На Новолипецком металлургическом работает мой отец. А возможно — поступлю и сюда, на завод. Ведь у ме*ц будет рабочая специальность».’ Прошло не так много време­ ни, но и предприятие уже ощу­ щает полезную отдачу нового дела. Заметно возросло число выпускников, которые после окончания школы пришли на завод. Я встретилась и с неко­ торыми из тех, кто пришел в его цеха три года назад. Роман Ходырев окончил липецкую школу № 51. Специальность приобрел на заводе пусковых двигателей в 9 и 10 классах. Кончил школу, получил удо­ стоверение токаря второго раз­ ряда и пришел на «свое» пред­ приятие. Работой доволен, за­ работной платой тоже: она со­ ставляет 170 рублей в месяц. Игорь Борзенков после деся­ тилетки поступал в институт. Не прошел по конкурсу. Но растерянности, как он сказал, не испытал: у него был вто­ рой рабочий разряд токаря, и он стал трудиться в первом ме­ ханическом цехе. Мечту о ву­ зе не бросил,- будет, конечно, учиться, но теперь чувствует себя иначе, чем сразу после школы: увереннее, знает цену времени, заработанному рублю, с большим уважением отно­ сится к профессии рабочего. Ощущает теперь завод и по­ мощь своих питомцев в жар­ кое, отпускное, время. По жела­ нию ребят и договору с район­ ным отделом народного обра­ зования завод предоставляет старшеклассникам, имеющим разряд, работу в цехах на лю­ бой срок школьных летних ка­ никул. Минувшим летом в ка­ никулы на предприятии рабо­ тали 137 учащихся от двух не­ дель до месяца. Смена была сокращенной, норма соответст­ вовала квалификации. Средний заработок составил более 80 рублей. «Ребята нам очень помогли, большое им спасибо!» — ска­ зал в беседе со мной директор завода М. Г. Антропов. На­ верное, эти слова руководителя предприятия можно считать хорошей оценкой и доброй инициативе предприятия, со­ дружеству школ и завода. О. БОРОВСКИХ. Надежда Алексеевна Лунева — опытный токарь первого це­ ха Липецкого завода пусковых двигателей. Недаром ей дове­ рено ответственное дело — воспитание молодежи на произ­ водстве. Она—наставник уча­ щихся 9—10-х классов из сред­ них школ №№ 3, 28, 41, кото­ рые проходят здесь практику. На снимке: Надежда Алек­ сеевна Лунева (в центре) со своими учениками—десятиклас сницами СШ № 41 Любовью Ушковой (слева) и Ольгой Се ливерстовой. Фото Ю. Клюева. РАБОЧИЙ -ПЕДАГОГ После восьми классов Воло­ дя Чулков решил идти рабо­ тать. Но какой завод выбрать, на какой профессии остановить­ ся? Он предпочел Грязинский завод гидрооборудования и по­ просился в бригаду токарей И. А. Мухортова. Встретили его доброжелательно, а Иван Антонович до сих пор помога­ ет Володе во всем. Оттого и полюбил паренек новую про­ фессию, старается выполнять рабочие нормы. Так же начинал в этой мо­ лодежной бригаде под присмот­ ром И. А. Мухортова и Алек­ сей Бородин. Был токарем, те­ перь — наладчик. А рядом тру­ дятся Сергей Фролов, Елена Волкова, Виктор Ольшаков и другие ребята — ^оже недав­ ние школьники. Всего у Ивана Антоновича как у наставника сейчас 22 подшефных. Трудятся они хорошо. Достойную смену растит рабочий-педагог. Л. ПАШКОВА. Когда р я дом н аст авник Имя токаря основного ремонтно-механического цеха НЛМЗ Ивана Дмитриевича Бунеева хорошо известно на заводе. Кадровый рабочий, он выполняет сложные операции с высо­ ким качеством, щедро делится своим богатым, опытом и уме­ нием с молодежью. Его воспитанники, пришедшие к нему, как к наставнику, из школ и училищ, трудятся сегодня во многих цехах предприятия. На снимке: наставник молодых рабочих И. Д. Бунеев. Фото Н. Ткаченко. Ю Б И Л Е Й Н Ы Й С М О Т Р ЛЕНИНГРАД, 19. Смотр на лучшую сохран­ ность учебников и библиотечных книг начался сегодня в школах города на Неве. Организова­ ли его педагоги, активисты общества книголю­ бов, библиотекари. Итоги этого конкурса, по­ священного 60-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, будут под­ ведены в конце учебного года. Победителям присваивается звание «друзей книги», они на­ граждаются библиотечками, переходящими вымпелами. (ТАСС). МОЛО ДЫЕ ГВ АР Д ЕЙ ЦЫ П Я Т И Л Е Т К И За п оследние пять лет на предприятия и стройки Д ан ­ кова, на поля и фер мы района пришли свыше пятисот выпуск ­ ников средних и восьмилетних школ. Один из них — м ехани­ затор совхоза имени Ленина Николай Панин. Потомствен­ ный хлебороб, он с первых шагов показал себя грамот­ ным, отлично знающим дело специалистом, В рук ах Нико­ лая и мощный «Кировец», и высокопроизводительный к ом ­ байн к аж дый год даю т высок ую выработку. Ем у еще не было и двадцати, к огда за успехи в к ар тофелево дстве и п роизвод­ стве кормов Панин был н аграж ­ ден медалью «За тр удо вую до блесть». Был он отмечен знаками Центрального Комите­ та ВЛКСМ «М олодой гвардеец пятилетки» и «Золотой к олос». А около двух лет назад, в мае 1980 года, на пятом фести ва­ ле др уж бы молодеж и СССР и ГДР, проходившем в городе Карл М арк с-штадте, защищая честь советских м еханизато ­ ров, Николай показал лучшие результаты по ск орости и к а­ честву пахоты на К-700, был увенчан лентой чемпиона, при­ вез от немецких др узей мно­ ж ество подарк ов. Три года, как Н. И. Панин в партии, а недавно он избран к андидатом в члены горк ома КПСС. „ .В совхозе имени Ленина много славных молодых тр уж е­ ников. Не так 'давн о принят в члены партии Виктор Кораблин. Совхозные коммунисты по до ­ стоинству оценили заслуги о д­ ного из лучших водителей «Ки­ ровца». Отслуж ив в армии, вернулся в хозяйство и Анатолий М ала­ хов. Когда' совхоз получил мощную самоходную сенок о­ силк у СК-100, руководители и специалисты решили доверить новинку М алахову. И не ошиблись: Анатолий хорошо наладил агр егат и минувшим летом в короткий срок снял по два ук о са лю церны и к ле­ вера, успешно выполнив усло ­ вия областного соревнования на заголовке кормов, Н. Панин, В. Кораблин, А. М алахов и др уги е парни, возвратившиеся в родные села, добросовестно тр удятся на различных участк ах производ­ ства. Постоянно ощущаю т они внимание и заботу р ук о во дите­ лей совхоза. Каж дый из них мож ет р асск азать, как тепло провож али его в армию , как интересовались односельчане его солдатск ими буднями, как торж ественно встречали после служ бы. Вернувшись в родное хозяйство, спешат бывшие вои­ ны посетить «свою » аллею , где, ухо дя на служ бу, посадил каж дый из них по тоненькому дер евц у. По весне весело шелестит в Баловнево неж ной зеленью бер езо к и лип, к ле­ нов и тополей эта «аллея при­ зывников». Вошло в правило здесь ч ест­ вовать молодых за ударный тр уд: на вечерах тор ж ествен ­ но, принародно вручаю т по­ дарк и, клю чи от новых к вар­ тир. Потому ц хватает в селе рабочих р ук , потому и не «ста­ рею т» совхозные к адры, а хо ­ зяйство успешно справляется со всеми работами. Имея боль­ шое дойное стадо и свиновод­ ческий к омплек с, совхоз дает стране отличную ж ивотновод­ ческ ую продук цию . Да разве тольк о Баловнево отмечено отрадными п ер ем е­ нами? В Березовке вам назо­ вут имя Николая Калинкина. Он два года подряд держит пер­ венство среди молодых ком­ байнеров района по намолоту, награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Золотой колос». Такими же наградами отме чены кудрявщинский механиза­ тор Василий Глухов и Вячеслав Кретов из совхоза «Возрожде­ ние». Не отстаю т от своих селЪ- ских сверстников и молодые труж еник и городск их п р ед­ приятий. Получили специаль­ ность аппаратчика в п р офтех­ училище и пришли на химиче­ ский завод Лидия Рассолова, Владимир М атю хин, Ольга За­ харова — ими не нахвалятся заводчане. Доск онально изучи­ ли профессию элек трослесаря- киповца Виктор Бушнев и Алек сан др Сальников. На до ­ ломитовом комбинате ударным тр удом прославился автокра­ новщик Василий Дымов. Ор де ном «Знак Почета» награж дена швея-мотористк а филиала мо­ сковской швейной фабрики «Космос» Валентина Дек ина, делегат XV III съезда к ом сомо ­ ла. На заводе ж елезобетонных изделий № 6 на Д о ск е почета — электрик Алек сан др Егоров А Виктор Астапов пошел е СУ -8 треста «Промстрой» монтаж ником и очень скоро его назначили бригадиром ... Мы назвали лишь малую часть замечательных молодых труж еник ов. Однак о те ж е по хвальные слова мож но по пра­ ву адресовать многим выпуск ­ никам школ, самоотверж енным тр удо в умнож ающим успехи своих коллективов. И. АНДРЕЕВ. ПО СЕМЕЙНОЙ ТРАДИЦИИ Десять лет назад пришел после окончания средней школы в усманский колхоз «Ленинский путь» А. Брыкин. С той поры жизнь его крепко связана с этим хозяйством, где, кстати, трудятся механизаторами и оба его брата. Постоянно А. Брыкин добивается высоких производствен­ ных показателей. Вот и в минувшем году на тракторе К-701 он вспахал более тысячи гектаров зяби. За успехи в работе награжден медалью «За трудов ую доблесть» и знаком ЦК ВЛКСМ «Золотой колос». Не так давно коммунисты хозяйства приняли передового механизато ра в члены КПСС. Н. ПЕТРОВ. В нашей газете в статье «Есть у школы шефы» уже подни­ мался вопрос об уровне взаимоотношений школы и произ­ водства, о том, как распределяются между ними обязанно­ сти по воспитанию подрастающего поколения. Сегодня мы возвращаемся к этой теме на примере шефства коллективов ЛПЦ-1 и коксохимпроизводства над школой № 4 городе Липецка. О СОБОЕ значение при. обретает с каждым годом содружество школы и производства. Та­ кой шефской работе уделяют большое внимание комсомоль­ цы Новолипецкого металлурги­ ческого завода. Молодые ра­ бочие стремятся передать школьникам любовь к своему предприятию, к труду, к про­ фессии. «Нелегко это, — гово- заместителъ секретаря Владимир Дмитриевич Леде­ нев, так зовут этого молодого человека, стал, по сути, обще­ ственным тренером. Всей ду­ шой привязались к нему пи­ томцы. Владимир —- формов­ щик в РСУ «Центрметаллург- ремонт», имеет первый разряда по футболу, Ведет большую? общественную работу по раз­ витию физкультуры в своем/ коллективе. Готовится к поступ. лению в физкультурный тех- " М БЫТ Ь СОД РУЖ ЕСТ ВУ? к т о в ы , МО И УЧЕНИКИ? Кто вы, мои ученики? Ученые? Врачи? Шахтеры? Геологи и моряки? Да и о том ли разговоры! Не разучились ли мечтать? Не растеряли знаний школьных? Как вы ум еете решать Задачи ж изненных контрольных? Душевное тепло и свет, Даренные учителями, Вы сохранили с ю ных лет? И лю дям их несете сами? Где вы, мои ученики? Сего дня вам пятерк и, тройки Поставят в ваши дневники Поля, заводы, новостройки С. БРЕЙ ЗМ А Н , учительница. заводского комитета комсомо­ ла Т. Осипова. — Втакой рабо­ те особенно важны конкрет­ ность, индивидуальный подход к ребятам. Не всегда это по­ лучается». И все же посоветовала она побывать в средней школе № 4, над которой шефствуют сразу два цеха — первый лис­ топрокатный и коксовый. Действительно, шефство здесь имеет свои многолетние традиции. Шефы помогают ремонтировать школу, обору­ довать кабинеты, приобретать технические средства обуче­ ния. А 3 последнее время ста­ ли проходить и совместные партийные и комсомольские собрания. На одном из них решили реконструировать школьную спортплощадку. Разработали педагоги с про­ изводственниками и план сов­ местных действий по различ­ ным аспектам воспитания. Шефы помогли организовать поездку на родину молодо­ гвардейцев. А недавно вместе отмечали сорокалетие битвы под Москвой. Принимают уча­ стие рабочие и в военно-спор­ тивной игре «Зарница». А сколько было экскурсий! Ребя­ та выходят с рабочими на суб. ботинки, бывают в детском са­ ду № 4, над которым шефст­ вует коллектив ЛПЦ-1. Недавно школа тепло чество­ вала одного из своих ветера­ нов, заслуженного учителя школы РСФСР А. Г . Безрукав- никову. Поздравить ее при­ шли не только нынешние уче­ ники, но и представители заво­ да, те, кто учился у нее рус­ скому языку, постигал пре­ красный мир литературы. Такой совместный вечер состоялся впервые. А мне подумалось: хорошо, если бы стали они традиционными. Ведь так же чествовать можно и многих родителей. Пусть знают об их трудовых заслугах дети. Часто же бывает иначе: принесет отец или мать Почетную гра­ моту или даже более высокую награду, да в лучшем случае просто покажет детям, а то и вовсе спрячет из-за ложной скромности—И в самом деле, как о себе расскажешь? Надо, чтобы вручение наград прохо­ дило на людях, да непременно, чтобы и школьники были здесь же. Или взять работу производ­ ственников вожатыми. В на­ званной школе вся ра­ бота вожатого сводится к его участию в классных часах, к культпоходу в кино, музей, зоопарк. Отдача при этом не­ велика: скучно ребятам, неин­ тересно молодым рабочим. Правда, есть в четвертой школе и иные примеры. Так, в прошлом году пришел к ди­ ректору молодой человек и попросил... разрешить ему ор­ ганизовать секцию футбола. И уже через несколько месяцев его команда завоевала призо­ вое место в областных сорев­ нованиях на приз «Кожаный мяч». Сейчас мальчишки 3—5 классов на равных играют с учениками детско-юношеских спортивных школ. нмкум. У него семья, растет дочкЬ. А тут еще школа—Это не сделало его жизнь брлее лег­ кой. Пять раз в неделю трени­ ровки, штудирование учебни­ ков по ночам. Бывает он и у родителей, так что знаком с семьей каждого из тридцати своих ребят. Может •возникнуть вопрос: почему этот человек взвалил на себя столь нелегкую ношу? Ведь за это ему не платят, за­ ниматься с детьми его никто не обязывал. — Когда после травмы пе­ рестал играть, — рассказывает Владимир Дмитриевич, — че­ го-то стало не хватать—А од­ нажды увидел, как мальчишка во дворе бьется над мячом. Один он был. Подошел, раз­ говорились, и я подумал: доме, го же они бывают одинокими, наши мальчишки. Очень им нужна наша помощь. И он помогает. Учит маль­ чишек не только увлекатель­ ной спортивной игре. Ему уда­ лось создать коллектив, в ко­ тором интересно каждому и» его воспитанников. Нетипичный пример? А если приглядеться к окружающим? Разве мало людей увлеченных хотя бы среди тех же вожа­ тых? Но школа пока больше внимания уделяет массовым мероприятиям. Безусловно, и они нужны. Вот только тропим ку «к сердцу каждого», о чем говорила Татьяна Осипова, «массовым» методом не оты­ щешь. Пытались, правда, комсо­ мольцы из коксохимпроизвод­ ства организовать в прошлом году кружки рукоделия, тех­ нического творчества, ио дело не пошло. В школе отнеслись с одобре­ нием, но по принципу: «Если хотите — организуйте». Класс­ ные руководители, конечно, никогда не оставят вожатого наедине с классом, помогут провести беседу и т. д., ио вот чтобы вместе выбрать интерес­ ную форму работы, создать объединения по интересам, разработать пионерские марш­ руты для каждого отряда, до такой углубленной работы пе­ дагоги не дошли. Лучших людей посылает комсомолия завода в школу. Среди них — Олег Воробьев из ЛПЦ-1, Татья­ на Новичкова, ' Наташа Красных, Надежда Хромова, Николай Финошкин, Юрий Хо­ перский — из коксохимпроиэ- водства и другие. А отдачи, к сожалению, мало. Елена Сергеевна Яковлеве, организатор внеклассной и внешкольной работы, посето­ вала, что часто вожатые быва­ ют беспомощны, их якобы никто не готовит к роли вос­ питателя. Но кому же, как не педагогическому коллективу, стать наставником вожатых- производственников. Есть с кем посоветоваться. Несколько лет в нашем городе работает ла­ боратория «Свободное время школьников» Академии пед- наук СССР, созданная при кафедре педагогики и психо­ логии ЛГПИ. В. КАЛУЖИНА. ШКОЛА ХЛЕБОРОБА Недавно в Хлевном подво­ дились итоги работы учениче­ ских производственных бригад. Первое место в соревновании заняли ребята из Фомино-Не- гачевской средней школы, ко- дого из них по 300 центнеров. ' Многие старшеклассники вместе с опытными комбайнера, ми принимали участие в уборке урожая. Старшие товарищи по. могали им освоить управление торым и вручили переходящий комбайном. Успешно справились вымпел, Почетную грамоту и подарок — радиолу «Стерео». Поздравляя юных односель­ чан, их наставник, главный агроном совхоза «Негачевский» Владимир Васильевич Виньков, сказал: — В школьной бригаде мы с обязанностями штурвальных Вячеслав Астахов, Игорь Се- мынин, Петр Вязников, Вяче­ слав Кретинин. Сказалась хо­ рошая профессиональная под­ готовка, которую ребята про. шли в школе. Вот уже три года в школе растим для себя кадры. Почти организовано производственное половина выпускников, познав вкус хлеборобского дела, ос­ тается работать в хозяйстве. Ученическая бригада в Фо- мино-Негачевке, действительно, стала настоящей школой хле­ боробов. Взять, например, прошлый год. Во время летних каникул ребята жили и рабо­ тали в школьном лагере «Про­ метей». По договору с совхо­ зом они организовали уход за кормовой свеклой на 23 гекта­ рах, и осенью собрали с каж- обучение по специальности тракториста. Теоретическую часть учащиеся 9—10-х глассов усваивают в кабинете механи­ зации; а . практику проходят в совхозной мастерской под присмотром опытных специали­ стов. Многим такие условия помогают легче определиться при выборе профессии. Из прошлогоднего выпуска оста­ лись работать в совхозе Алек­ сандр Корчагин, Сергей Кост- рикин, Виктор Вязников, Вик­ тор Пустовалов и другие. А за последние три года на различ. ные участки пришло свыше 20 выпускников. Сейчас в совхозе многие специалисты — агроном В. В. Виньков, зоотехник А. Е. Черкасов, экономист И. Е. Се- мынин, бухгалтер В. Е. Семы- нина — питомцы школы. По направлению совхоза 12 чело­ век обучаются в средних и высших учебных заведениях. Последовательная ориентация на сельскохозяйственные про­ фессия ведется и в других школах района. Потому и пол. нится большая семья механиза. торов и животноводов. Л. СУВОРОВ. Страница подготовлена внештатным отделом школ «Ленинского знамени»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz