Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
*тяв~ Ц Ц ^ В 7 часов 35 минут к про ходной Липецкого завода пусковых двигателей по. дошла большая группа старше, классников. Вахтеры пропусти ли их, как старых знакомых. Весело переговариваясь, они направились в один из цехов. Там я и познакомилась с ни ми. Пока ребята привычно го. товились к работе, МЫ разгово- рились. Оказалось, что это девятиклассники липецкой . средней школы № 41. Каждый понедельник у них на заводе — производственная практика. И этого дня они ждут с не терпением. Что же привлекает их здесь? Прежде чем ответить на этот вопрос, вернемся немного, при мерно года на два, назад. За* вод пусковых двигателей и раньше поддерживал непло хие связи с подшефными школами Правобережного и Советского районов. Выража лась она в привычных фор мах: предприятие помогало в укреплении учебио-матсриалъ. ной базы школ, в ремонте зда ний, никогда не отказывало в организации экскурсий учащих ся, встреч со знатными людьми предприятия и т. д. ■ Но эти формы совместной воспитательной работы не удовлетворяли и педагогиче ские коллективы, и шефов. И те, п другие хорошо знали, что в ряде городов страны уже давно есть иной опыт трудово го. воспитания учащихся. Поль зуются спросом, например, изделия московского завода «Чайка» — детские электриче ские моторчики, игрушки, а также фотоаппараты и кино камеры ленинградского объе динения «Ломо», которые изго товлены руками старшеклассни ков или выполнены с их участи ем — на производственных участках или в цехах, органи зованных на базовых пред приятиях. Почему бы не применить по добный опыт и яа заводе пус качей. Пусть ребята учатся специальностям слесаря-сбор, щика, токаря и фрезеровщика непосредственно на настоящем производстве. В областном центре есть свой межшкольный учебно-производственный ком. бинат. Но пока он и оборудо ван не очень новыми станками, и квалифицированных кадров для обучения там недостает, а главное, ребята не всегда видят конкретную пользу своего труда. На заводе все эти воп росы решить легче: все под ру. кой, все наглядно. Специалисты выделили от дельные производственные операции, нс требующие высо кой квалификации рабочих, максимально безопасные. Так в механическом цехе № 1 по явился участок поршня, где под руководством опытных на. ставников стали работать уча щиеся нескольких подшефных школ Правобережного района №№3,28,41. Изготовление из делий оказалось под силу и старшеклассницам. Небольшие учебные участки были органи зованы и в других цехах. На заводе ребята бывают шесть академических часов (по 45 минут). Четыре из них про водят непосредственно в цехах, у станков, два—отведены н изучение теории. Производст венная практика проводится ежедневно (каждая школа имеет свой «рабочий» день) две смены — в зависимости от школьных занятий. В этом году на предприятии ее проходят 268 старшеклассников. Виктор Вениаминович Долгих и Валерий Чеславович Бербаш знакомят с организацией труда ребят. Оба мастера не так давно закончили индустри ально-педагогический факуль тет Липецкого пединститута. До вуза сами успели порабо тать на заводе. Теперь их Знания конкретного дела и пе дагогики пришлись на пред приятии как нельзя кстати. С удовольствием они показали учебные участки, хорошо обо рудованный теоретический класс. У каждого накопились уже и какие-то свои педагоги ческие наблюдения в процессе работы и воспитания ребят. ( В заводском журнале «успева емости» большинство отличных оценок. Мастера объясняют это отнюдь не собственной снис ходительностью. ют они, здесь, ощутив дыха ние настоящего пройзводства,, ребята подтягиваются, стара ясь быть на уровне серьезных требований к ним. Встречаются мастера и с «трудными» подро стками, но такими считают они не тех, кто плохо себя ведет, как обычно принято. На учеб ном участке мастера-педагоги подчас замечают то, чего не видно на привычных уроках: некоторые старшеклассники, весьма «благополучные» в школе, явно пренебрежительно относятся к труду рабочего. Они считают его как бы ниже своего достоинства, готовя се бя к более «возвышенным» це лям, часто прогуливают, а если и посещают практику, то только из-за оценки в атте стате зрелости. С такими осо бенно необходимо вести инди видуальную воспитательную работу уже вместе с учителя ми школы. Помимо мастеров, школьни ков обучают конкретному де лу еще около ста опытных кад- наладке холодильных устано- ровых рабочих. Понимая, как вок. Возможно, тоже поступлю в важно в воспитательном про- это училище». цессе поощрение, администра ция, общественные организа ции предприятия в конце каж дого учебного года подводят итоги работы учащихся на об щезаводском вечере. Всех вы пускников школ торжественно награждают ценными памятны ми подарками. На эти целй в минувшем году было израсхо довано две тысячи рублей. Лучшим старшеклассникам вру чают удостоверения третьего рабочего разряда. В том, что ребятам по душе работа на заводе, меня убеди ли многие беседы с ними. Гена Романов, девятиклассник СШ № 41: «Мне здесь нравит ся, ощущаешь себя самостоя тельным, сознаешь, что дела ешь полезное, нужное дело. Какую специальность выберу? Пока не знаю, но точно — ра бочую. У меня учится друг в ТУ № 12, будет мастером по* Миша Хороших из той же школы: «Работы на заводе те перь, после нашей практики, не боюсь. Возможно, пойду в училище, где учат профессии металлурга. На Новолипецком металлургическом работает мой отец. А возможно — поступлю и сюда, на завод. Ведь у ме*ц будет рабочая специальность».’ Прошло не так много време ни, но и предприятие уже ощу щает полезную отдачу нового дела. Заметно возросло число выпускников, которые после окончания школы пришли на завод. Я встретилась и с неко торыми из тех, кто пришел в его цеха три года назад. Роман Ходырев окончил липецкую школу № 51. Специальность приобрел на заводе пусковых двигателей в 9 и 10 классах. Кончил школу, получил удо стоверение токаря второго раз ряда и пришел на «свое» пред приятие. Работой доволен, за работной платой тоже: она со ставляет 170 рублей в месяц. Игорь Борзенков после деся тилетки поступал в институт. Не прошел по конкурсу. Но растерянности, как он сказал, не испытал: у него был вто рой рабочий разряд токаря, и он стал трудиться в первом ме ханическом цехе. Мечту о ву зе не бросил,- будет, конечно, учиться, но теперь чувствует себя иначе, чем сразу после школы: увереннее, знает цену времени, заработанному рублю, с большим уважением отно сится к профессии рабочего. Ощущает теперь завод и по мощь своих питомцев в жар кое, отпускное, время. По жела нию ребят и договору с район ным отделом народного обра зования завод предоставляет старшеклассникам, имеющим разряд, работу в цехах на лю бой срок школьных летних ка никул. Минувшим летом в ка никулы на предприятии рабо тали 137 учащихся от двух не дель до месяца. Смена была сокращенной, норма соответст вовала квалификации. Средний заработок составил более 80 рублей. «Ребята нам очень помогли, большое им спасибо!» — ска зал в беседе со мной директор завода М. Г. Антропов. На верное, эти слова руководителя предприятия можно считать хорошей оценкой и доброй инициативе предприятия, со дружеству школ и завода. О. БОРОВСКИХ. Надежда Алексеевна Лунева — опытный токарь первого це ха Липецкого завода пусковых двигателей. Недаром ей дове рено ответственное дело — воспитание молодежи на произ водстве. Она—наставник уча щихся 9—10-х классов из сред них школ №№ 3, 28, 41, кото рые проходят здесь практику. На снимке: Надежда Алек сеевна Лунева (в центре) со своими учениками—десятиклас сницами СШ № 41 Любовью Ушковой (слева) и Ольгой Се ливерстовой. Фото Ю. Клюева. РАБОЧИЙ -ПЕДАГОГ После восьми классов Воло дя Чулков решил идти рабо тать. Но какой завод выбрать, на какой профессии остановить ся? Он предпочел Грязинский завод гидрооборудования и по просился в бригаду токарей И. А. Мухортова. Встретили его доброжелательно, а Иван Антонович до сих пор помога ет Володе во всем. Оттого и полюбил паренек новую про фессию, старается выполнять рабочие нормы. Так же начинал в этой мо лодежной бригаде под присмот ром И. А. Мухортова и Алек сей Бородин. Был токарем, те перь — наладчик. А рядом тру дятся Сергей Фролов, Елена Волкова, Виктор Ольшаков и другие ребята — ^оже недав ние школьники. Всего у Ивана Антоновича как у наставника сейчас 22 подшефных. Трудятся они хорошо. Достойную смену растит рабочий-педагог. Л. ПАШКОВА. Когда р я дом н аст авник Имя токаря основного ремонтно-механического цеха НЛМЗ Ивана Дмитриевича Бунеева хорошо известно на заводе. Кадровый рабочий, он выполняет сложные операции с высо ким качеством, щедро делится своим богатым, опытом и уме нием с молодежью. Его воспитанники, пришедшие к нему, как к наставнику, из школ и училищ, трудятся сегодня во многих цехах предприятия. На снимке: наставник молодых рабочих И. Д. Бунеев. Фото Н. Ткаченко. Ю Б И Л Е Й Н Ы Й С М О Т Р ЛЕНИНГРАД, 19. Смотр на лучшую сохран ность учебников и библиотечных книг начался сегодня в школах города на Неве. Организова ли его педагоги, активисты общества книголю бов, библиотекари. Итоги этого конкурса, по священного 60-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, будут под ведены в конце учебного года. Победителям присваивается звание «друзей книги», они на граждаются библиотечками, переходящими вымпелами. (ТАСС). МОЛО ДЫЕ ГВ АР Д ЕЙ ЦЫ П Я Т И Л Е Т К И За п оследние пять лет на предприятия и стройки Д ан кова, на поля и фер мы района пришли свыше пятисот выпуск ников средних и восьмилетних школ. Один из них — м ехани затор совхоза имени Ленина Николай Панин. Потомствен ный хлебороб, он с первых шагов показал себя грамот ным, отлично знающим дело специалистом, В рук ах Нико лая и мощный «Кировец», и высокопроизводительный к ом байн к аж дый год даю т высок ую выработку. Ем у еще не было и двадцати, к огда за успехи в к ар тофелево дстве и п роизвод стве кормов Панин был н аграж ден медалью «За тр удо вую до блесть». Был он отмечен знаками Центрального Комите та ВЛКСМ «М олодой гвардеец пятилетки» и «Золотой к олос». А около двух лет назад, в мае 1980 года, на пятом фести ва ле др уж бы молодеж и СССР и ГДР, проходившем в городе Карл М арк с-штадте, защищая честь советских м еханизато ров, Николай показал лучшие результаты по ск орости и к а честву пахоты на К-700, был увенчан лентой чемпиона, при вез от немецких др узей мно ж ество подарк ов. Три года, как Н. И. Панин в партии, а недавно он избран к андидатом в члены горк ома КПСС. „ .В совхозе имени Ленина много славных молодых тр уж е ников. Не так 'давн о принят в члены партии Виктор Кораблин. Совхозные коммунисты по до стоинству оценили заслуги о д ного из лучших водителей «Ки ровца». Отслуж ив в армии, вернулся в хозяйство и Анатолий М ала хов. Когда' совхоз получил мощную самоходную сенок о силк у СК-100, руководители и специалисты решили доверить новинку М алахову. И не ошиблись: Анатолий хорошо наладил агр егат и минувшим летом в короткий срок снял по два ук о са лю церны и к ле вера, успешно выполнив усло вия областного соревнования на заголовке кормов, Н. Панин, В. Кораблин, А. М алахов и др уги е парни, возвратившиеся в родные села, добросовестно тр удятся на различных участк ах производ ства. Постоянно ощущаю т они внимание и заботу р ук о во дите лей совхоза. Каж дый из них мож ет р асск азать, как тепло провож али его в армию , как интересовались односельчане его солдатск ими буднями, как торж ественно встречали после служ бы. Вернувшись в родное хозяйство, спешат бывшие вои ны посетить «свою » аллею , где, ухо дя на служ бу, посадил каж дый из них по тоненькому дер евц у. По весне весело шелестит в Баловнево неж ной зеленью бер езо к и лип, к ле нов и тополей эта «аллея при зывников». Вошло в правило здесь ч ест вовать молодых за ударный тр уд: на вечерах тор ж ествен но, принародно вручаю т по дарк и, клю чи от новых к вар тир. Потому ц хватает в селе рабочих р ук , потому и не «ста рею т» совхозные к адры, а хо зяйство успешно справляется со всеми работами. Имея боль шое дойное стадо и свиновод ческий к омплек с, совхоз дает стране отличную ж ивотновод ческ ую продук цию . Да разве тольк о Баловнево отмечено отрадными п ер ем е нами? В Березовке вам назо вут имя Николая Калинкина. Он два года подряд держит пер венство среди молодых ком байнеров района по намолоту, награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Золотой колос». Такими же наградами отме чены кудрявщинский механиза тор Василий Глухов и Вячеслав Кретов из совхоза «Возрожде ние». Не отстаю т от своих селЪ- ских сверстников и молодые труж еник и городск их п р ед приятий. Получили специаль ность аппаратчика в п р офтех училище и пришли на химиче ский завод Лидия Рассолова, Владимир М атю хин, Ольга За харова — ими не нахвалятся заводчане. Доск онально изучи ли профессию элек трослесаря- киповца Виктор Бушнев и Алек сан др Сальников. На до ломитовом комбинате ударным тр удом прославился автокра новщик Василий Дымов. Ор де ном «Знак Почета» награж дена швея-мотористк а филиала мо сковской швейной фабрики «Космос» Валентина Дек ина, делегат XV III съезда к ом сомо ла. На заводе ж елезобетонных изделий № 6 на Д о ск е почета — электрик Алек сан др Егоров А Виктор Астапов пошел е СУ -8 треста «Промстрой» монтаж ником и очень скоро его назначили бригадиром ... Мы назвали лишь малую часть замечательных молодых труж еник ов. Однак о те ж е по хвальные слова мож но по пра ву адресовать многим выпуск никам школ, самоотверж енным тр удо в умнож ающим успехи своих коллективов. И. АНДРЕЕВ. ПО СЕМЕЙНОЙ ТРАДИЦИИ Десять лет назад пришел после окончания средней школы в усманский колхоз «Ленинский путь» А. Брыкин. С той поры жизнь его крепко связана с этим хозяйством, где, кстати, трудятся механизаторами и оба его брата. Постоянно А. Брыкин добивается высоких производствен ных показателей. Вот и в минувшем году на тракторе К-701 он вспахал более тысячи гектаров зяби. За успехи в работе награжден медалью «За трудов ую доблесть» и знаком ЦК ВЛКСМ «Золотой колос». Не так давно коммунисты хозяйства приняли передового механизато ра в члены КПСС. Н. ПЕТРОВ. В нашей газете в статье «Есть у школы шефы» уже подни мался вопрос об уровне взаимоотношений школы и произ водства, о том, как распределяются между ними обязанно сти по воспитанию подрастающего поколения. Сегодня мы возвращаемся к этой теме на примере шефства коллективов ЛПЦ-1 и коксохимпроизводства над школой № 4 городе Липецка. О СОБОЕ значение при. обретает с каждым годом содружество школы и производства. Та кой шефской работе уделяют большое внимание комсомоль цы Новолипецкого металлурги ческого завода. Молодые ра бочие стремятся передать школьникам любовь к своему предприятию, к труду, к про фессии. «Нелегко это, — гово- заместителъ секретаря Владимир Дмитриевич Леде нев, так зовут этого молодого человека, стал, по сути, обще ственным тренером. Всей ду шой привязались к нему пи томцы. Владимир —- формов щик в РСУ «Центрметаллург- ремонт», имеет первый разряда по футболу, Ведет большую? общественную работу по раз витию физкультуры в своем/ коллективе. Готовится к поступ. лению в физкультурный тех- " М БЫТ Ь СОД РУЖ ЕСТ ВУ? к т о в ы , МО И УЧЕНИКИ? Кто вы, мои ученики? Ученые? Врачи? Шахтеры? Геологи и моряки? Да и о том ли разговоры! Не разучились ли мечтать? Не растеряли знаний школьных? Как вы ум еете решать Задачи ж изненных контрольных? Душевное тепло и свет, Даренные учителями, Вы сохранили с ю ных лет? И лю дям их несете сами? Где вы, мои ученики? Сего дня вам пятерк и, тройки Поставят в ваши дневники Поля, заводы, новостройки С. БРЕЙ ЗМ А Н , учительница. заводского комитета комсомо ла Т. Осипова. — Втакой рабо те особенно важны конкрет ность, индивидуальный подход к ребятам. Не всегда это по лучается». И все же посоветовала она побывать в средней школе № 4, над которой шефствуют сразу два цеха — первый лис топрокатный и коксовый. Действительно, шефство здесь имеет свои многолетние традиции. Шефы помогают ремонтировать школу, обору довать кабинеты, приобретать технические средства обуче ния. А 3 последнее время ста ли проходить и совместные партийные и комсомольские собрания. На одном из них решили реконструировать школьную спортплощадку. Разработали педагоги с про изводственниками и план сов местных действий по различ ным аспектам воспитания. Шефы помогли организовать поездку на родину молодо гвардейцев. А недавно вместе отмечали сорокалетие битвы под Москвой. Принимают уча стие рабочие и в военно-спор тивной игре «Зарница». А сколько было экскурсий! Ребя та выходят с рабочими на суб. ботинки, бывают в детском са ду № 4, над которым шефст вует коллектив ЛПЦ-1. Недавно школа тепло чество вала одного из своих ветера нов, заслуженного учителя школы РСФСР А. Г . Безрукав- никову. Поздравить ее при шли не только нынешние уче ники, но и представители заво да, те, кто учился у нее рус скому языку, постигал пре красный мир литературы. Такой совместный вечер состоялся впервые. А мне подумалось: хорошо, если бы стали они традиционными. Ведь так же чествовать можно и многих родителей. Пусть знают об их трудовых заслугах дети. Часто же бывает иначе: принесет отец или мать Почетную гра моту или даже более высокую награду, да в лучшем случае просто покажет детям, а то и вовсе спрячет из-за ложной скромности—И в самом деле, как о себе расскажешь? Надо, чтобы вручение наград прохо дило на людях, да непременно, чтобы и школьники были здесь же. Или взять работу производ ственников вожатыми. В на званной школе вся ра бота вожатого сводится к его участию в классных часах, к культпоходу в кино, музей, зоопарк. Отдача при этом не велика: скучно ребятам, неин тересно молодым рабочим. Правда, есть в четвертой школе и иные примеры. Так, в прошлом году пришел к ди ректору молодой человек и попросил... разрешить ему ор ганизовать секцию футбола. И уже через несколько месяцев его команда завоевала призо вое место в областных сорев нованиях на приз «Кожаный мяч». Сейчас мальчишки 3—5 классов на равных играют с учениками детско-юношеских спортивных школ. нмкум. У него семья, растет дочкЬ. А тут еще школа—Это не сделало его жизнь брлее лег кой. Пять раз в неделю трени ровки, штудирование учебни ков по ночам. Бывает он и у родителей, так что знаком с семьей каждого из тридцати своих ребят. Может •возникнуть вопрос: почему этот человек взвалил на себя столь нелегкую ношу? Ведь за это ему не платят, за ниматься с детьми его никто не обязывал. — Когда после травмы пе рестал играть, — рассказывает Владимир Дмитриевич, — че го-то стало не хватать—А од нажды увидел, как мальчишка во дворе бьется над мячом. Один он был. Подошел, раз говорились, и я подумал: доме, го же они бывают одинокими, наши мальчишки. Очень им нужна наша помощь. И он помогает. Учит маль чишек не только увлекатель ной спортивной игре. Ему уда лось создать коллектив, в ко тором интересно каждому и» его воспитанников. Нетипичный пример? А если приглядеться к окружающим? Разве мало людей увлеченных хотя бы среди тех же вожа тых? Но школа пока больше внимания уделяет массовым мероприятиям. Безусловно, и они нужны. Вот только тропим ку «к сердцу каждого», о чем говорила Татьяна Осипова, «массовым» методом не оты щешь. Пытались, правда, комсо мольцы из коксохимпроизвод ства организовать в прошлом году кружки рукоделия, тех нического творчества, ио дело не пошло. В школе отнеслись с одобре нием, но по принципу: «Если хотите — организуйте». Класс ные руководители, конечно, никогда не оставят вожатого наедине с классом, помогут провести беседу и т. д., ио вот чтобы вместе выбрать интерес ную форму работы, создать объединения по интересам, разработать пионерские марш руты для каждого отряда, до такой углубленной работы пе дагоги не дошли. Лучших людей посылает комсомолия завода в школу. Среди них — Олег Воробьев из ЛПЦ-1, Татья на Новичкова, ' Наташа Красных, Надежда Хромова, Николай Финошкин, Юрий Хо перский — из коксохимпроиэ- водства и другие. А отдачи, к сожалению, мало. Елена Сергеевна Яковлеве, организатор внеклассной и внешкольной работы, посето вала, что часто вожатые быва ют беспомощны, их якобы никто не готовит к роли вос питателя. Но кому же, как не педагогическому коллективу, стать наставником вожатых- производственников. Есть с кем посоветоваться. Несколько лет в нашем городе работает ла боратория «Свободное время школьников» Академии пед- наук СССР, созданная при кафедре педагогики и психо логии ЛГПИ. В. КАЛУЖИНА. ШКОЛА ХЛЕБОРОБА Недавно в Хлевном подво дились итоги работы учениче ских производственных бригад. Первое место в соревновании заняли ребята из Фомино-Не- гачевской средней школы, ко- дого из них по 300 центнеров. ' Многие старшеклассники вместе с опытными комбайнера, ми принимали участие в уборке урожая. Старшие товарищи по. могали им освоить управление торым и вручили переходящий комбайном. Успешно справились вымпел, Почетную грамоту и подарок — радиолу «Стерео». Поздравляя юных односель чан, их наставник, главный агроном совхоза «Негачевский» Владимир Васильевич Виньков, сказал: — В школьной бригаде мы с обязанностями штурвальных Вячеслав Астахов, Игорь Се- мынин, Петр Вязников, Вяче слав Кретинин. Сказалась хо рошая профессиональная под готовка, которую ребята про. шли в школе. Вот уже три года в школе растим для себя кадры. Почти организовано производственное половина выпускников, познав вкус хлеборобского дела, ос тается работать в хозяйстве. Ученическая бригада в Фо- мино-Негачевке, действительно, стала настоящей школой хле боробов. Взять, например, прошлый год. Во время летних каникул ребята жили и рабо тали в школьном лагере «Про метей». По договору с совхо зом они организовали уход за кормовой свеклой на 23 гекта рах, и осенью собрали с каж- обучение по специальности тракториста. Теоретическую часть учащиеся 9—10-х глассов усваивают в кабинете механи зации; а . практику проходят в совхозной мастерской под присмотром опытных специали стов. Многим такие условия помогают легче определиться при выборе профессии. Из прошлогоднего выпуска оста лись работать в совхозе Алек сандр Корчагин, Сергей Кост- рикин, Виктор Вязников, Вик тор Пустовалов и другие. А за последние три года на различ. ные участки пришло свыше 20 выпускников. Сейчас в совхозе многие специалисты — агроном В. В. Виньков, зоотехник А. Е. Черкасов, экономист И. Е. Се- мынин, бухгалтер В. Е. Семы- нина — питомцы школы. По направлению совхоза 12 чело век обучаются в средних и высших учебных заведениях. Последовательная ориентация на сельскохозяйственные про фессия ведется и в других школах района. Потому и пол. нится большая семья механиза. торов и животноводов. Л. СУВОРОВ. Страница подготовлена внештатным отделом школ «Ленинского знамени»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz