Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
РУЧН ОЙ ТРУД - НА П ЛЕЧИ МАШ ИН Р ЕЗЕРВЫ М Е Х А Н И З А Ц И И XXVI съезд КПСС в качестве одной из главных задач один надцатой пятилетки выдвинул повышение эффективности про изводства на основе интенсификации и ускорения научно-тех нического прогресса, замены ручного труда машинным. «Ны нешняя демографическая ситуация, — подчеркнул Л. И. Брежнев на ноябрьском (1981 г.) Пленуме ЦК КПСС,— требует лучше использовать трудовые ресурсы... Корень зла — медленное сокращение ручного труда. В целом по промышленности им занято около 40 процентов рабочих, а в строительстве, в сфере обслуживания — и того больше». Основной путь решения этой проблемы — техническое пере вооружение действующего про изводства, механизация и ав томатизация производственных процессов. За десятую пятилет ку в промышленности области было внедрено 350 механизиро ванных и автоматизированных линий, комплексно механизиро вано более 200 цехов и участ ков, внедрено 1800 передовых технологических процессов. В 1981 году на предприятиях об ласти выполнено почти 2 тыся чи мероприятий по механизации труда, что позволило высвобо дить 1830 человек с ручных ра бот, в том числе 190 занятых на тяжелых работах, облегчен труд 3850 человек. Все это позволи ло успешно выполнить про мышленности области планы 1981 года и пяти месяцев теку щего года. К сожалению, доля ручного труда сокращается медленно. Сегодня на наших предприяти ях она составляет 32,4 процен та. А на елецких заводах эле ментном, «Прожекторные уг ли», медицинского оборудова ния, липецком «Центролите», Лебедянском строительноотде лочных машин, Грязинском ма шиностроительном—еще выше. ■Всего в промышленности руч ными работами заняты 41.7 тысячи человек, в том числе на тяжелых работах — более трех тысяч человек. Вот почему по иск путей более эффективного использования трудовых ресур сов занимает важное место в работе партийных, советских и профсоюзных организаций об ласти. В прошлом году бюро обкома КПСС одобрило инициативу Новолипецкого металлургиче ского завода, елецкого завода «Гидропривод», Липецкого за вода пусковых двигателей, ко торые решили работать в один надцатой пятилетке под деви зом «Ручной труд — на плечи машин», и предложило всем коллективам поддержать эту инициативу. Новолипчане разработали комплексную программу по механизации и автоматизации производства, направленную на повышение производительно сти и улучшение условий тру да, повышение качества выпу скаемой продукции.. Работа ве дется заводскими инженерами в тесном сотрудничестве со мно гими проектными и научно-ис следовательскими институтами; В настоящее время доля ручно го труда на НЛМЗ составляет 24,4 процента, что значительно ниже, чем в целом но отрасли. Многое сделано на Липецком заводе пусковых двигателей. Здесь был проведен тщательный анализ всех процессов, выявле ны наиболее трудоемкие. Про вели также паспортизацию ра бочих мест, что позволило оп ределить операции с большим процентом ручного труда. Наиболее трудоемкими на за воде' были погрузочно-разгру зочные и транспортно-склад ские работы, сборочное н тер могальваническое производст во, окраска, консервация, пере работка стружки. Но вот, при менив спецтару и спецподдоны, внедрив механизированные склады, конвейеры на межцехо вых и межоперационных пере дачах, манипуляторы, штабеле- ры, здесь сумели довести удель ный вес работ, выполняемых машинами и механизмами, на погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских операци ях, до 85 процентов. Использо вание шнековых транспортеров, стружкодробилок и элеваторов дозволило механизировать уборку стружки непосоедствен- но от рабочих мест. В сбороч ном производстве были внедре ны несколько конвейеров с применением многошпнндель- ных завертывающих, гидравли ческих, прессующих установок, автоматических кантователей и манипуляторов. Внедрение этих и других ме роприятий позволило довести степень охвата рабочих механи зированным трудом в целом по заводу до 85 процентов. В на стоящее время завод осуществ ляет второй этап технического перевооружения, направленный на автоматизацию производст венных процессов. Положительных результатов по механизации труда добились коллективы липецких заводов «Свободный сокол» и станкост роительного, Грязинского гид рооборудования, Чаплыгинско- го завода агрегатов, Лебедян ского машиностроительного, елецких «Эльта», «Гидропри вод», тракторных гидроагрега тов. На некоторых предприятиях области взяли направление чд роботизацию. Так, на елецком заводе «Эльта» в прошлом го ду внедрено в производство во семь роботов. К 1985 году их планируется внедрить 40, а к 1990 году — 135. К сожалению, на многих заводах не стремят ся использовать манипуляторы, считают, что это слишком до рогое дело. А ведь именно ро боты и автоматические линии берут на себя тяжелые и не привлекательные работы, осво бождают людей для творческо го труда. л • Вызывает озабоченность и тот факт, что образовался большой разрыв в уровнях механизации основных и вспомогательных производств. Удельный вес основных операций, выполняе мых механизированным спосо бом, составляет 52,5 процента, а вспомогательных — лишь 42,7. На вспомогательных рабо тах занято ручным трудом свы ше 15 тысяч человек. Между тем, известно, что хороший ин струментальный цех, развитая ремонтная служба, четко дейст вующее транспортное хозяйст во — залог ритмичной работы всего заводского механизма. Несмотря на возросшую тех ническую вооруженность, в промышленности области еще много предприятий, на которых нет механизированных поточ ных и автоматических линий, участков и цехов. Да и сущест вующие средства механизации и автоматизации используются пока неудовлетворительно. К примеру, на Липецком трак торном заводе из 107 механи зированных поточных линий каждая пятая используется лишь на 65 процентов. Из ше сти автоматических линий три используются на 70 процентов, а три — всего лишь на 40. На липецком заводе «Центролит» ни одна из тридцати механизи рованных поточных и автомати ческих линий не работала на полную проектную мощность. Одними из самых трудоемких являются погрузочно - разгру» зочные и транспортно-склад ские работы, где занято более 18 тысяч человек. В настоящее время грузопоток значительно увеличился и составляет 242 миллиона тонн в год. Растет в целом и уровень механизации подъемно - транспортных ра бот в промышленности. Вместе с тем, в мцнувшем году на промышленных предприятиях выполнено вручную более 43 процентов всех подъемно-тран спортных работ. Надо заметить; только из-за этого примерно на два процента снижается произ водительность труда в целом по промышленности области. Большинство предприятий недостаточно оснащены средст вами механизации для выполне ния погрузочно-разгрузочных работ. Если доля подъемио- транспортного оборудования в общей стоимости производст венных фондов на Чаплыгин- ском заводе агрегатов, «Сво бодном соколе» равна 9 про центам, липецком заводе «Центролит» — 10, Грязинском культиваторном — 11, на за воде пусковых двигателей — 16 процентам, то на Елецком машиностроительном заводе она составляет 2,7' процента, элементном — 3, трактопных гидроагрегатов — 3,3, Лебе дянском инструментальном — 2,2, Грязинском гидрооборудо вания — 2,3 процента. Одной из причин этого явля ется отставание в механизации складского хозяйства. Удель ный вес механизированных и автоматизированных складов в области остался на уровне 1975 года. Полностью механизирова ны склады лишь на Чаплыгич- ском заводе агрегатов, на «Центролите», Елецком мед- оборудования, а на пятой ча сти предприятий, в том числе на елецких заводах «Прожектор ные угли», элементном, энерго механическом и других они во все отсутствуют. Погрузочно - разгрузочные и транспортно - складские рабо ты самые трудоемкие. Здесь скрыты большие резервы повы шения производительности труда. И механизировать их— первостепенная задача. Интенсивный путь развития отраслей промышленности не совместим с применением руч ного и физически тяжелого тру да. Главный фактор экономиче ского роста — повышение про изводительности труда. А рост выработки невозможен там, где существуют физически тяже лые, ручные операции, где боль шая часть рабочих затфта на погрузочно-разгруз о ч н ы х , транспортных, складских и подобных работах. Партийные и профсоюзные организации, хозяйственные ру ководители промышленных предприятий должны взять под неослабный контроль выполне ние планов технического пере вооружения, внедрение меро- приятий, направленных на сок ращение ручных и физически -тяжелых работ, постоянно уде лять внимание распростране нию передового опыта. Необхо димо приложить максимум уси лий, чтобы поднять уровень ме ханизации как основных, так и вспомогательных работ, разви вать творческую активность ин женерно - технических работ ников, активизировать социали стическое соревнование инжене ров на основе личных творче ских планов. Механизацию и автоматизацию производствен ных процессов надо поставить во главу угла всей хозяйствен ной деятельности. Это позволит значительно повысить произво дительность труда, будет спо собствовать успешному выпол нению планов и обязательств 1982 года и одиннадцатой пя тилетки в целом. П. СМИРНОВ, заведующий промышленг,^- транспортным отделом обкома КПСС. Наши кандидаты СЧАСТЬЕ ГАЛИНЫ ВОРОНИНОЙ Тихая зимняя ночь загляды вает в окна лучистыми синими звездами. Только деревья по скрипывают в палисадниках, да кое-где еще, словно елоч ные фонарики, светятся неяр кие огоньки. Любит Галина Воронина в такие минуты поси деть над книгой: и думается легко, и мечтается всласть... Той ночью в домашний уют вдруг врезался торопливый, тревожный стук в дверь. Чей- то испуганный и растерянный голос: — Доктор, сын мой, ребе нок погибает!.. Быстрее... Беда и сейчас шляется по свету. Набрела она на дом Маликовых, что живут в Ма- ховище, небольшой деревце в стороне от большака. Саша, сын совхозного шофера, ро дился всего несколько недель назад, и его постигла болезнь, при которой такие крошки выживают не часто. Галина только много часов спустя узнает, что она броси лась к машине, забыв наки нуть пальто и платок. А сейчас перед нею на белоснежной простыне, беспомощно раски нув ручонки, лежал малень кий человек, горевший как в огне. И ничего иного вокруг не было. Только много часов спустя Галина осознает, что она была счастливой судьбой Саши Ма ликова, самой светлой надеж дой его отца и матери. А сей час она, детский врач, навер ное, как никто другой, пони мала: ребенок умирает. Не знаю, полагается ли врачу плакать над больным. Но ме дицинские сестры Анастасия Слепокурова и Евгения Смо родина тогда заметили слезы на глазах доктора. Далеко за полночь неожи данно потребовалась немед ленная консультация опытно го детского хирурга. Галина бежит к телефону, лихорадоч но вспоминая адрес Бориса Михайловича Горбунова. Это именно тот человек, который сейчас нужен. Многому на учил он ее, когда проходила практику в больнице Новоли пецкого металлуогического завода. Добрый, бесконечно влюбленный в свою профес сию, Борис Михайлович ста рался передать студентам все, что никопил за многие годы. Для молодого врача он стал настоящим идеалом. Конечно, он обязательно подскажет, выручит. И тут Воронина с ужасом ловит себя на мысли: она запамятовала его теле фон. Не вчера была та прак тика. Теперь, вспоминая этот мо мент, Галина говорит: — Странное дело, я тогда почему-то услышала стук часов на руке. Они, понимаете, би ли, как колокол. Через несколько минут о происходящем в больнице уз нала телефонистка Боринской телефонной станции Валенти на Павловна Храмченко. Мать двоих детей, она сразу поня ла, что дела плохи, и от того, как сработает, может быть, зависит, жить или не жить ма лышу. — Не волнуйтесь, Галина Владимировна,— как можно спокойнее сказала она.— Найду я вашего доктора, только потерпите чуточку. А колокол бил все громче. Воронина слышала в трубке, как телефонистка не переста вала просить липецких связи сток, искавших телефонный номер Горбунова: — Девоньки, милые, ну по торопитесь... И вот в трубке зарокотал знакомый голос. — Только уж без этого, без «простите». Слушайте меня внимательно... Те, кто дежурил в ту ночь в детском отделении Борин ской больницы, не заметили, как взошло солнце. Под утро выпал снежок. Он ослепитель но искоился, переливался ми риадами блесток. Но никто не обрадовался этой красоте. Малышу, хоть и становилось лучше, но он все еще оста вался на той зыбкой грани, за которой в любую минуту могла наступить трагическая развязка. Теперь нужна была кровь, и только первой группы. При бежали работники других от делений, не усидела дома и жена главного врача В. П. Огурецкого Валентина Гри горьевна, не имеющая отно шения к медицине. У нее и взяли кровь. Болезнь отступала медлен но. Галина целую неделю не отходила от ребенка, как мог ла успокаивала родителей. Не раз ей приходилось вот так, лицом к лицу, встречаться с жестокой бедой. И всегда воспринимала она ее, как свою беду. Может быть, кто- нибудь из медиков и привы кает к чужой боли. Она при выкнуть не может. Наверное, тот и есть настоящий врач, для кого на всю жизнь чу жая боль — его боль. Сейчас Саше Маликов здо ров. Так бывает в бурю. Не заслони молодое деревце, и его сломает ветром. Конечно, такие случаи, какой произо шел с ним, в практике дет ского врача довольно редки. Больше Воронина занимается профилактикой. Создала шко лу молодой матери и молодо го отца. Охотно ходят Туда не только те, кто недавно создал семью, но и уже опытные мамы и папы. В домах сельчан она частый и желанный гость. Малыши к ней тянутся с ра достью. Я разговаривал со многими людьми, и у всех мнение одно: добрый она че ловек, душевный. После окончания медицин ского института молодой пе диатр могла остаться работать в областном центре: было место в большой, хорошо ос нащенной больнице. Но по смотрела она на своих свер стниц, уже ставших удивитель но уверенными в себе, и по думала: если кто-нибудь из них завтра по какому-то слу чаю не придет в больницу, то вряд ли что изменится: де ло сделает другой врач. А есть места, где ее ждут, где без нее не обойтись. И уеха ла в село. У Галины теперь уже улег лась романтика, превратив шись в обычный повседнев ный труд. Но она еще глуб же поняла, какое большое счастье быть нужной людям. Жители села выдвинули ее кандидатом в депутаты Ли пецкого районного Совета. Знают, доверие оправдает. А. ЗАМЯТИН, спец. корр. «Ленинского знамени». На снимке: Г. В. Воронина. Фото автора. «КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС» У водителей, как известно, жизнь кочевая. Лишь до на чала смены собираются они в гаражах. Коротки эти минуты общения, когда можешь пере броситься словом с товари щем, ощутить тревоги и забо ты большого коллектива, А там в рейс... И до конца сме ны один на один с дорогой и неторопливыми думами. Мель кают перекрестки, летят на встречу улицы, а за стеклом в салоне волнуются о чем-то своем вечно спешащие пасса жиры. Татьяна Неделяева — води тель троллейбуса, из того первого отряда водителей, что открывали новые маршруты в начале семидесятых и осваи вали необычную для города профессию в Воронеже. У нас еще некому было учить это му. С этой поры троллейбус для нас стал привычным и удобным транспортом. Татья на в свои тридцать лет уже считается ветераном трамвай но-троллейбусного управле ния. Немало молодых водите лей отправила она в само стоятельный рейс. Наставни ком быть совсем не просто, ведь за стажера нужно отве чать, как за себя самого. И мало таких, кто соглашается и способен обучать новичков вождению. Татьяна охотно приняла шефство, благодарно расплачиваясь за собствен ные долги перед учителями. С одним из первых настав ников Неделяевой, И. В. Па новым, мы встретились в де по. — Вот вы познакомитесь с нашей Татьяной, и, наверное, подумаете, что она по своей натуре медлительна. Верно, ока даже говорит не спеша. Но за этим видится ее осно вательность, умение ценить слово, которое она не броса-1 ет на ветер. Если уж высту пит на собрании, то обяза тельно по существу, принци пиально. Она в свое время ратовала за бесчяссовое об служивание пассажиров. И в салоне у Татьяны всегда по рядок. — Татьяна настоящий ас,—> с восторгом говорила о по друге водитель Оксана Старо дубцева.— Не зря же она по лучила значок «Сто тысяч ки лометров без аварий». Пред ставляете: целый космический рейс! Когда я узнала, что Татьяна прежде работала на швейной фирме и даже ходила в пере довиках, то не смогла удер жаться от вопроса: — Почему вы сменили чис то женскую профессию швеи на нелегкую специальность водителя троллейбуса? Оказалось, отец Татьяны — шофер, братишка тоже клас сный водитель, и она с детства мечтала управлять сначала трамваем, а потом троллейбу сом. Знакомые отговаривали: мол, не женское это дело. Так и попала на швейную фабрику. Но потом все-таки стала водителем. И вот уже много лет водит машины по улицам родного Липецка. Сей час она водитель первого класса. Готовится поступать в автодорожный техникум. — Мой маршрут пролегает по всему Советскому району, — рассказывает Таня.— Едешь по улицам, и каждой раз ду ша радуется: там вырос новый красавец-дом, здесь открылся магазин, столовая, школа, дет ский сад... Иногда хочется подсчитать все, но нельзя оторваться от «баранки»... М. ИВАНОВА. От Новой Деревин -до Верх ней Матренкн — центральной усадьбы добринского колхоза имени Фрунзе—несколько кило метров. Зимой Лена Перова, Таня Астанкова, Оля Дмитри ева и Галя Вострикова жили в интернате. Вместе учили уро ки. вместе мечтали о будушем. А как только оживали дороги — чуть ли не каждый день спешили девочки после уроков домой. Ведь весной на селе столько хлопот — непременно надо помочь родителям. Тани на мама — Полина Михайлов на Астанкова — бригадир ком плексной бригады, депутат Верховного Совета СССР, па па — механизатор. Таня с дет ства в курсе всех хлебороб ских дел, она даже пробовала пахать на тракторе. У Лены и Гали мамы доярки, и девочки все каникулы вместе со взрос лыми работали на ферме, что на л у г у за селом. Трудолюбивые, работящие лети растут в крестьянских семьях. Шепот спелых колось ев, дружный рокот тракторов под осенним небом, постоян ные разговоры старших — эта атмосфера с ранних лет рождает стремление попробо вать себя в родительском ре месле. В классе, где учились четы ре неразлучные подружки из Новой Деревни, в первые дни сентября конца не было раз говорам. кто чем занимался летом. Михаил Черноусов — признанный авторитет в зна нии техники, колхоз уже не . однажды доверял ему зерно уборочный комбайн. Виктор Кядинов тоже не раз участво- Р о д н о й з е м л е — с е р д ц а и р у к и м о л о д ы х 1 Ш 0 ЛНЕНЙЁ вал в уборке, Алексей Беляев пас коров... Потом эти разгово ры продолжались на классном часе, комсомольских собрани ях, на встречах с руководите лями, передовыми людьми кол хоза. Школа, ее педагоги уме ло и ненавязчиво развивают и закрепляют ребячий интерес к колхозной жизни, исподволь подводят подростков к реше нию вопроса «кем быть?». На школьном поле ежегодно вы ращиваются отменные урожаи кормовой свеклы, она очень нужна фермам. Каждого стар шеклассника учат водить трактор, а скоро закончится оборудование многочисленных кабинетов школьного «проф техучилища», и тогда каждый выпускник будет иметь права механизатора широкого про филя. Руководители колхоза бы вают в школе, пожалуй, не реже, чем в любой своей бригаде. Им есть чем увлечь мальчишек н девчонок. Хочешь быть механизатором—обучим у себя в хозяйстве или по шлем за счет колхоза в ОПТУ, дадим новый трактор. Уйдешь в армию — колхоз обешает по возвращении выдать солидную сумму на обзаведение. А к свадьбе будут и ключи от но вой квартиры. И это не все. Заботясь о своем будущем, колхоз имени Фрунзе большое внимание уделяет благоуст ройству села. Под стать любо му городскому уголку центр Верхней Матренки: комплекс многоэтажных зданий — прав ление колхоза, школа, дом культуры, гостиница, заботли во ухоженный сквер, недавно открыт колхозный краеведче ский музей. Расширяется больница, строится баня, бе жит все дальше, в «глубинку» асфальт... — Коллективные усилия не пропадают даром,—• с гордо стью объясняет председатель колхоза. Герой Социалистиче ского Труда А. Ф. Астанков.— Хозяйство крепнет людьми и молодеет. Ежегодно посвяща ем в колхозники до сорока и более молодых людей. Или та кая цифра: в вузах, технику мах, училищах за счет колхо за учатся 26 человек. Но нельзя считать, что кадровую проблему можно решить раз и навсегда, она требует к се бе внимания постоянно. ...В десятом «Б» шло ком сомольское собрание. Обсуж далось приветствие Л. И. Брежнева омским школьникам, решившим связать свою даль нейшую жизнь с животновод ством. На собрании, как это нередко бывает, присутствовал секретарь колхозной партор ганизации А. С. Невейкин. — Такого же решения мы ждем и от вас, — сказал он.— Скажу прямо: животноводов в колхозе пока хватает. Но это пока. На очереди пуск молоч ного комплекса на 1200 коров, расширение свинокомплекса до 15 тысяч ювиней. И нужны нам здесь будут профессии са мые разные: операторы ма шинного доения, операторы котельной, лаборанты, санита ры, слесари, электросварщи ки... Сейчас у верхнематренских школьников выпускные экза мены. Для многих из них во прос «кем быть?» решен уже давно: только колхоз, только родное село. Социальный за каз колхоза — пойти в живот новоды — не остается без внимания. В школе мне показали стенд, рассказывающий о за креплении выпускников на селе. С каждым годом цифры растут. Из прошлогодних де сятиклассников, например, в колхозе осталось сорок про центов. — А нынче колхозниками станет половина наших вы пускников,— с гордостью го ворит директор школы В. А. Хлуднева. Твердо решили остаться в родном колхозе и четыре не разлучные подружки из Но вой Деревни. Этому молодому пополнению большой семьи жить и трудиться в осо бое время — время корен ных преобразований на селе, определенных Продовольст венной программой СССР. * С. БРОВАШОВ. И. Н. Феклин — газорезчик второго управления треста «Металлургпрокатмонтаж». Он трудится на строительстве Елецкой газокомпрессорной станции. Фото А. Кудрявцева НАГРАДА ПО ЗАСЛУГАМ В течение трех кварталов подряд коллектив авторемонт ного завода треста «Липецкстройтракс» удерживает перехо дящее Красное знамя Левобережного райкома КПСС и рай исполкома. О том, что авторемонтники прочно занимают первенство в социалистическом соревнова нии родственных предприятий района, говорят и итоги рабо ты за пять месяцев текуще го года. План по нормативно- чистой продукции коллектив завода выполнил на 104 про цента. Почти на 5 процентов перевыполнены планы по реа лизации, по выпуску товарной продукции и по росту произ водительности труда. За эти ми процентами — десятки от ремонтированных сверх зада ния двигателей для больше грузных автомобилей МАЗ и КрАЗ, другие важные агрега ты и узлы. Продукцию завода, кроме автобаз треста «Ли- пецкстройтранс», получают по требители в Курске, Белгоро де, Ростове-на-Дону, Волго граде, Владимире и других го родах. — Наши ремонтники трудят ся сегодня особенно старатель но, — рассказывает секретарь партийного бюро авторемонт ного завода А. Н. Наливкин. — В год 60-летия образования СССР все бригады и станоч ники дали слово выполнять сменные задания досрочно, вы пускать продукцию только вы сокого качества. Не подводят наши двигатели автомобили стов. Уже по итогам первого квартала определились пере довики производства — В. В. Шишов, Н. И. Рыжков, В. В. Ситников, В. А. Семин, галь ваник А. Д. Соломонов и мно гие другие. Их трудбвые ус пехи стали ориентиром для всего коллектива завода. А автослесари В. В. Зыков я С. А. Симаков успели за 4 месяца выполнить личные по лугодовые планы — на их трудовом календаре уже ав густ. Близка к выполнению плана первого полугодия и бригада слесарей-сборщиков, которой руководит И. И. Ломакин. Сам бригадир недавно воз главил этот дружный коллек тив, занятый сборкой коробок перемены передач и раздаточ ных коробок для КрАЗов. За дело взялся серьезно. Бригада перешла на оплату труда по единому наряду. Что измени лось в связи с переходом на прогрессивную форму органи зации работы? — Прежде всего, в людях укрепилось чувство взаим ной выручки, сплоченности, — говорит И. И. Ломагин. —* Исчезли простой. В свободную минуту мы сами находим се бе подходящую работу, если вдруг случается задержка с поставкой нужных запчастей... Такое бывает. Нам иногда не успевают подавать на сборку восстановленные детали. Опыт работы бригады И. И. Ломакина помогает готовиться к переходу на работу по еди ному наряду и остальным бригадам слесарей-сборщиков завода. Ни на минуту не забывают здесь и о шефской помощи труженикам совхоза «Докуча- евскнй» Измалковского рай она. Для коровников изготов лены лотки, завезен сборный железобетон. По первой просьбе совхозу выделяется автотранспорт. На посевных работах в майские дни хоро шо поработали в поле водите ли А. В. Леденев и Е. И. Сит ников. Неделю в подшефном хозяйстве находился электро сварщик Л. А. Пикалин: он выполнял все необходимые работы для села с большим старанием. ...И снова равномерно гудят станки в цехах авторемонтно го завода. Слышатся преду предительные сигналы подъем ны х механизмов. Из ворот, блестя серебристой краской, потоком вывозятся отремонти рованные двигатели больше грузных автомобилей. Ударная вахта юбилейного года про должается. Ю. ПРОХОРОВ. УТРО ПАСТУХА До полуночи Василий Ро манович не слезал с коня, сле дил, чтобы коровы не шли на посевы. Животные так и но ровят забрести на поле, хотя для них и в балке травы до статочно., Лишь в полночь на ступил покой. Значит, и пас тух может отдохнуть. Сегодня Василий Романович Сериков один — напарник за болел. Впрочем, с делом справляется, потому как уже три десятка лет пасет колхоз ных коров. Скоро исполнится 68, а в седле держится уве ренно, может несколько часов подряд работать скребком или вилами. И все это с одной рукой... Стадо улеглось. Расстелив на росистой траве брезентовый плащ, пожилой человек при сел» задремал. Сами собой за крываются морщинистые ве ки. Не впервой коротает ночь под открытым небом Василий Романович, но без напарника скучно, не с кем словом пере молвиться, поэтому невольно вспоминается прожитая жизнь. ...Когда умер отец, ему бы ло четырнадцать лет. Приш лось заменить кормильца — нужно было помогать матери растить шестерых сестренок и братишек. Василий выполнял всю крестьянскую работу: па хал, сеял, убирал хлеб, уха живал за скотиной. Только косить тогда еще не мог, си ленок было маловато. Страна в ту пору держала курс на всеобщую грамот ность. Вечерами Василий си дел за грубо сколоченным сто лом в деревенской школе лик беза, учился читать и писать, Многие сельские парни и де вушки приобрели тогда не только знания, но и профес сии. Сериков выучился на тракториста, работал в МТС. И даже права шофера полу чил, только не пришлось кру тить баранку — на всю МТС был один автомобиль. Незадолго до войны Васи лий был призван в армию. Служил на Дальнем Востоке, побывал на Камчатке, на Ку рильских островах. Многое было в диковинку сельскому пареньку: видел извержение вулкана, выходил вместе с ры баками в открытое море, по падал в штормы и ураганы, участвовал в войне с Япони ей, за что был награжден медалью. После войны Сериков ока зался во Владивостоке. Ему предложили работать кранов щиком в порту. Предложение было заманчивое. Василий Ро манович почти согласился, но потянуло в родные края. Очень соскучился по деревне, по близким людям, которых не видел 9 лет. Дома встретили с радостью. Вернулся живой, здоровый. Семье подмога. В послевоенные годы случи-, лась беда — попал левой ру кой в молотилку... Руку ампу тировали. Горько и досадно было менять руль трактора на кнут, да ничего не поделаешь. Сначала пас коров, затем при способился орудовать и лопа той, и вилами, стал полноцен ным работником. Незаметно пролетели три десятка лет. Выросли дети. Сын Сергей работает спарщи- ком на Новолипецком заводе, дочь Нина выучилась на про давца. Несмотря на возраст, Василий Романович бодр, здо ров, много работает и на фер ме, н по дому. Зимой подвозит убирает навоз, летом пасет стадо. Доярки им до вольны. Ценят Василия Рома новича и руководители колхо за. Труд Серикова отмечен медалями ВДНХ, Ленинской юбилейной медалью, другими наградами. Неоднократно по ощрялся денежными премия ми, получал ценные подарки. Заработок скотника в кол хозе «Заря коммунизма» за висит от надоев, а надои на Каменской молочнотоварной ферме, которой руководит Ге рой Социалистического Труда А. А. Жеребцова, всегда вы сокие. Получает Сериков хо рошо, всем обеспечен. ,Живет в добротном доме на краю се-, ла, неподалеку от живописно го пруда. Имеет в хозяйстве корову, сам накашивает для нее сено. Приспособился ко сить одной рукой. Пора сено коса только наступает, а у Василия Романовича давно уже приготовлены коса и граб ли. ...Край неба посветлел. На чался быстрый летний рассвет. Василий Романович посмотрел па именные часы, подаренные колхозбм. Стрелки показывали половину четвертого. Одна за другой начали подниматься коровы. Пожилой пастух вернулся к стаду. А. ТИТОВ. Краснннский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz