Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ГАС ТРОЛИ КАЛУЖСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ А. В. ЛУНАЧАРСКОГО ИЗ ЖИЗНИ 13 ЭПИЗОДОВ ПРИТВОРЩИКОВ Когда-то пьесы, сочиненные дуэтом Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова, игрались на сцене как легкие водевили. Быстрый ритм. Остроумные, перелетающие от партнера к партнеру, как теннисные шари­ ки, реплики. Забавные, неве­ роятные, только на театраль­ ных подмостках возможные недоразумения. И —маленькая, куцая, элементарная мораль: надо же все-таки придать хоть к-зкой-то вес в смысл этому симпатичному, но необремени­ тельному для ума и сердца зрелищу. И тогда сам Рязанов решил преподнести наглядный урок театрам!. Решил доказать, что в этих кажущихся легкими, легчайшими, невесомыми, спо­ собными вызывать исключи­ тельно жизнерадостный смех и наращивать кассовые сборы комедиях заложено, говоря его же словами, «нечто более серь­ езное». Он ставит по двум широко прошедшим на теат­ ральных подмостках пьесам прелестные смешные, грустные, умные, всем полюбившиеся фильмы — «Иронию судьбы» и «Служебный роман»... Так . разъяснился главный секрет, который придает всем, сценическим произведениям Брагинского и Рязанова особое обаяние и человечность. Да, фабула вырастает из анекдота. Да, с героями происходят со­ бытия, за документальную точность которых трудновато поручиться. Но дело-то все в том, что в анекдотических си­ туациях, в насквозь водевиль­ ном, условном мире действуют отнюдь не анекдотические пер­ сонажи, а — живые, «безус­ ловные» люди. У них не мас­ ки, а лица — добрые, иногда усталые, печальные. Им явно тесно в рамках жанровых ам­ плуа; они ведут себя в откро­ венно придуманных по всем законам водевильной драматур­ гии обстоятельствах так же, как вели бы себя на их месте и мы с вами. Плоскост­ ность, двухмерность жан­ ра скрадывается, пре­ ображается подлинностью, объемностью, человеческой не­ однозначностью характеров н переживаний. И эта подлин­ ность в обрисовке героев пре­ восходно поддерживается в фильмах Рязанова достовер­ ностью, узнаваемостью, плот­ ностью предметной среды. Рязановский пример не про­ шел даром для театра. Пола­ гаю, показанный на липецкой сцене нашими гостями из Калу­ ги спектакль по сравнительно недавней гц>есе Брагинского и Рязанова «Притворщики» вполне убедительно демонстри. рует это. Режиссер В. Якунин и худож­ ник В. Толщин стараются, чтобы мы с первых секунд ощутили обыденность, привыч­ ность, почти рутинность той жизни, кажою живут их герои — актеры и другие лица, так или иначе связанные с дубля­ жем зарубежных фильмов. На сей раз «таинственный, маня­ щий» мир кино лишен всякого намека на таинственность, блеск, выделенность в ряду иных человеческих занятий. Мы еще не. успели рассесть­ ся по своим местам, «а на сце­ не,- изображающей павильон звукозаписи, уже появились какие-то люди. Кто-то пытал­ ся позвонить по телефону, кто- то торопливо допивал кофе, кто-то «врубил» стоящий на просцениуме магнитофон. И, наконец, едва прозвенел тре­ тий звонок, не дожидаясь, по­ ка погаснет свет в зале, актеры произнесли первые реплики... И дальше создатели «При­ творщиков» будут также на­ стойчиво убеждать нас, что ни­ чего исключительного не проис­ ходит. Режиссер дубляжа Ев­ гения Борисовна Тихомирова (Т. Е. Глеклер) сердится на «автора русского текста итало- французского фильма» Балаки­ ну (Э. П. Овчинникова) за слишком дословную передачу темпераментных диалогов Мар­ челло Мастрояни и Софи Ло­ рен; Балакина, не переставая вязать кофточку, на ходу пе­ ределывает текст; молоденькая актриса Алла (Е. Г. Соколо­ ва) в перерывах между запи­ сью оживленно делится под-' робностями, связанными с пе­ реселением в новую квартиру, а ее коллега Лукин (О. Н. Мо­ гилев) то и дело убегает в со­ седние павильоны киностудии на пробы — он мечтает полу­ чить хоть маленькую роль в «нормальной» картине... А потом появится Вася Тю­ рин, главный герой этой исто­ рии, и встретится со Светла­ ной Никольской, которая четы­ ре года назад была его женой, но предпочла незнаменитому, не очень-то приспособленному •к жизни актеру преуспеваю­ щего, солидного чиновника из «Внешторга» Александра Его­ ровича Усачева... И начнутся, в общем-то, традиционные для Брагинского .и Рязанова лю­ бовно-водевильные перипетии. Светлана опять потянется к Тюрину, а Тюрин — к Свет­ лане, но они будут упорно врать друг другу, что каждый из них счастлив, что у каждого новая семья и дом — полная чаша... И зазвучит острый диа­ лог. И завяжутся узелки недо­ разумений. И будет вращаться на сцене позоротный круг, по­ деленный на секторы выго­ родок, — вот павильон звуко­ записи, вот холл гостиницы, вот квартира Светланы... И защелкает, «отбивая» эпизод от эпизода, хлопушка, при­ званная напоминать, что мы с вами смотрим спектакль «про жизнь» киноактеров... На мой взгляд, хорошо по­ нимая, почему «Притворщики», подобно «Иронии судьбы», «Служебному роману» или «Аморальной истории», отно­ сятся к разряду комедий «с грустным лицом» (помните книгу Рязанова, которую он так и назвал: «Грустное лицо комедии»?), — так вот, пони­ мая это, режиссер все же бо­ лее последовательно осуществ­ лял установку «на подлин­ ность». когда формировал об­ щую атмосферу спектакля, не­ жели когда разрабатывал те или иные линии, взаимоотноше­ ния, образы. Там. где ему уда­ лось соединить обе «ипостаси» подлинности — достоверность обстановки и правду в раскры­ тии душевных движений, и находятся высшие точки спек­ такля. Там рамки водевиля как бы раздвигаются, их пере­ стаешь замечать, увлеченный неводевильной сутью чувств, мыслей авторов и героев. А там, где этого не случилось, дает о себе знать рецидив «го­ лой водевильности», «невза- правдошности». Добросовест­ но обставленные «настоящими вещами» — столами, холодиль­ ником, телефонами и т. д. — интерьеры от этого, увы, не уберегают. В общем и целом удались сцены в тонпавильоне. Есть в них, как мне кажется, свойст­ венное пьесе сочетание ува­ жения к людям, занятым не­ простым, требующим подлин­ ной самоотдачи, но не принося­ щим пышных лавров трудом, и — мягкой иронии, незлой ус­ мешки над их человеческими слабостями. Над честолюбивы­ ми мечтами. Над всей этой чуть бестолковой «киношной» суетой. Подчеркну, однако, еще раз: ирония незлая. Даже хан­ жеская доза Тихомировой, упорно требующей выбросить из диалога дублируемой ленты любое вольное выражение,, да­ бы не «испортить» нашего зри­ теля, даже усталый конфор­ мизм Балакиной, умудреняо и горько объявляющей после очередного подобного требова­ ния; «Нет проблемы», — даже это не становится объектом сатирического порицания. По­ чему? Не потому ли, что, по убеждению и драматургов, и режиссера, эти люди,^ пусть не лишенные недостатков, тем не менее, добры и бескорыстны, преданно любят — каждый на свой лад — дело, которому служат?.. 'Вместе с тем в этих сценах, в этих судьбах надо бы от­ четливее, пожалуй, да и жестче акцентировать вот ка­ кую мысль. Актеры играют чуг жую драму, произносят чужие слова, парадоксально пытаясь через это «чужое» самоосущест­ виться. Стать до конца самими собой, раскрыться полнее, бо­ гаче. И теагр или кино,* где они не будут оставаться «за кадром», а по праву войдут в него, притягивает их, прежде всего как возможность такой вот максимальной, целостной самореализации, а не как Кратчайший путь к лаврам и славе. Хотелось бы большей, что ли, заостренности этой за­ ложенной в пьесе метафоры: через актерство, через лицедей­ ство, через «притворство» — к себе самому. К главному в жизни, судьбе, творчестве... Оставляют неплохое впе­ чатление и центральные «семей­ ные» сцены Тюрина и Светла­ ны. В них не все безупречно, но есть то, что имеет в данном случае решающее значение: В. С. Логвйновский и Н. В. Ефременко сумели сыграть сильное, искреннее чувство. Оба до поры до времени пря­ чут его, злят: друг Друга, злят­ ся друг на друга, стараются побольнее задеть партнера... и в то же время даже в этих колкостях, в этом взаимном раздражении «зашифровано» признание в любви. , Особо надо сказать о Свет­ лане. Я думаю, режиссер В. Якунин и актриса правы, не торопясь даже намекать нам на то, что она все-таки не останется с Тюриным, что Уса­ чев (заел. арт. РСФСР В. И. Романовский), которого она не любит и не уважает, сманит е? обещанием райской жизни во время длительной поездки по Австралии. Уверясь в искрен­ ности Светланы, надеясь, что теперь-то Тюрин найдет с нею свое счастье, мы тем сильнее сопереживаем его утрате, его разочарованию, нам передается его горечь, когда такая любя­ щая, ласковая и совсем недав­ но нетерпеливо ожидавшая его женщина — предает его... Наверное, все это получилось бы еще интереснее, если бы Усачев, коий является третьим углом нашего не совсем обыч­ ного любовного треугольника, был бы сыгран тоньше и точнее. Признаться, я не очень-то «уз­ нал», почувствовал в нем вальяжного чиновник.!, черес­ чур сытого, уверенного в том, что его зарплата и заграничные командировки дают ему неос­ поримые “преимущества перед «актеришкой». Нет в этом Уса­ чеве ни достаточного сатири­ ческого заряда, ни той челозе"- ческой сложности, какая была, допустимее Ипполите в филь­ ме «Ирония судьбы...» В спектакле Усачев оказался несколько функциональной, фигурой. Этот грех, приходит­ ся признать, не чужд и некото­ рым другим 'персонажам. Не­ достает, по-моему, каких-то мгновений, когда за комиче­ ской оболочкой поступков, слов, за броней «притворства» проступает истинное, глубокое, непритворно душевное и на­ стоящее, второй паре спектак­ ля — Раисе и Виталию, хотя актеры Г. В. Козакова и В. П. Щербаков играют их увлечен­ но. В этом отношении и Тюрин у В. С. Логвиновского подчас небезупречен. Мне бы хотелось, чтобы за привычной для него маской весельчака не.терялись человеческая. незаурядность, беззащитность л мудрое, му­ жество Тюрина,, которые обна­ руживаем в своем герое актер в наиболее примечательных сценах. 13 эпизодов из жизни при­ творщиков. 1,3 раз щелкает упомянутая «хлопушка». Впро­ чем — не 13, а больше, потОг му что последняя сцена не «пронумерована». Просто обо­ значено число — дата, когда Светлане предстоит решить, поедет ли она с Усачевым в Австралию; дата, когда Тихо­ мирова и ее актеры завершают работу над дубляжем филь­ ма... Финал, по-моему, эмоцио­ нально точно решен режиссе­ ром. В нем звучат, перепле­ таясь, те самые две мелодии, которые так привлекают у дра­ матургов: Веселая, утверждаю­ щая добро — в жизни,, в ду­ шах, в отношениях между людьми, и просветленно-груст­ ная — что делать, добро ведь нелегко утверждает себя, не­ легко побеждает... Но они эти актеры — верны ему. Они будут играть, пусть и оставаясь за кадром. Вопреки бытовым неурядицам, вопреки неудачам, потерям, обидам и душевной неустроенности, "они не изменят себе... И. НЕВЕРОВ. В КНИЖНЫЕ магазины облкниготерга и кооп- книготорга поступили различные тематические планы, в том числе изда­ тельства «Колос». Большое ме­ сто в них отведено литерату­ ре, пропагандирующей передо, вой опыт в сельском хозяйст­ ве. Так, авторы КЗ. Аванесов и другие в своей книге «Уборка сахарной свеклы в сложных условиях» описывают наиболее интересные приспособления и механизмы, предложенные сельскими рационализаторами 11111Н11ПН111Н1ПВШНШН ПРЕДЛАГАЕТ ИЗДАТЕЛЬСТВО «КОЛОС» 1И11!Ш1111Ш1»иГ;1Ш11»1ПШ1! для облегчения уборки корне­ плодов при неблагоприятной погоде. В библиотечке овощевода выйдет в свет книга А, Анси- на «Два урожая овощей в год в Нечерноземной зоне*. Осве­ щены основные вопросы сис­ темы удобрений, возделывания, а также экономические основы рентабельного производства капусты в издании Г. Бооса и других, которое называется «Выращивание белокочанной капусты в Нечерноземной зоне РСФСР». В серии «Массовая и научно, популярная литература» выхо­ дят такие книги, как «Лечит ультразвук» В. Акопяна. Цель книги «Тракторист-машинист» Ю. Грачева — пробудить у молодежи интерес к механи­ заторской профессии, пока­ зать, какую большую роль иг­ рает специалист в жизни сов­ ременного села, раскрыть ему «секреты» механизаторского мастерства. История развития сельского хозяйства в нашей стране, на­ чиная с XVI века до настояще­ го времени, отражена в книге А. Морозова «Тысяча нитей». О нетрадиционных способах ведения земледелия и живот­ новодства, а также об освое­ нии новых источников продук­ тов питания повествует книга Ю. Новикова «Можно ли на­ кормить человечество?» В серии «Животноводство» выйдут пособия о заготовке сенажа и силоса, о кормле­ нии лошадей, о выводе пчели­ ных маток, об овцеводстве кормлении птиц. В них обобща­ ется отечественный и зарубеж. ный опыт. Во второй части тематиче­ ского плана «Колоса» объявле­ ны издания, которые принима­ ются у заказчиков по под­ писке. Следует подчеркнуть, что подписка очень удобная фор. ма, позволяющая специалистам получить необходимые им из Дания. В. КУПАрЫХ. с т р а н и ц а ВСТРЕЧА С ДЕТЬМИ К - I А-7 ВЫПУСКНИКОВ Ка. I У лабинской средней школы Задонско­ го района по примеру елец­ ких школьников решили свя­ зать свою жизнь с сельским хозяйством. Они будут растить хлеб, ПО ПРИМЕРУ ОТЦОВ производить молоко и мясо, родить мощные тракторы и комбайны по полям, где рабо­ тают их отцы. Это дети про­ славленных механизаторов: Николай Руднев, Петр Сигсв, Александр и Сергей Федоро­ вы и другие. Зоя Безногих будет работать на овцекомплексе в совхозе и учиться в институте на зоо­ техника. Совхоз дает ей на­ правление. Марина Ролдугиьа станет трактористкой, как и ее сестра Людмила, которая возглавляет трактэоную брига­ ду в совхозе «Долгоруков­ ский». Всем выпускникам, кто оста­ ется работать в родном сэвхо. зе, вручены комсомольские путевки. Л. АЛЕХИНА. ДЛЯ УДОБСТВА СТРОИТЕЛЕЙ 650 строителей заняты на сооружении сельскохозяйст­ венных объектов и жилых до­ мов в совхозах Елецкого рай­ она. Чтобы создать для строите­ лей хорошие бытовые усло­ вия, местные кооператоры ре­ шили постоянно обеспечивать их всеми необходимыми про­ дуктами питания, доставляя их в совхозные столовые. По ре­ шению правления райпо него, средственно на строительные площадки по утвержденному графику и маршоуту движения прибывает автомагазин. А. СЛУКИН. ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО ПИОНЕРСКОЕ! И. И. 030ЛИНА СОТРУДНИКИ ФИЛИАЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ Л. Н. ТОЛСТОГО НА СТАНЦИИ ЛЕВ ТОЛ­ СТОЙ ПРОДОЛЖАЮТ ПОИСКИ МАТЕРИАЛОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОСЛЕДНИМИ ДНЯМИ ЖИЗНИ ВЕ­ ЛИКОГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ. ФОНД ФИЛИАЛА ПОПОЛНЯЕТСЯ НОВЫМИ ЦЕННЫМИ ЭКСПОНАТА­ МИ ■Ш Ш 1Ш 11Ш тН И И тП И ИШ тП Ш иИ П Ш 1П П *Я !Ш 11 В ЗВИЛИСЬ на мачтах алые флаги «ирасногал- стучных республик» в жи­ вописном сосновом бору, рас­ положенном на берегу Матыр- ского водохранилища. Тысячи девчонок и мальчишек из раз­ ных мест области съехалась сюда на свои летние каникулы. Принял юных хозяез и пионер­ ский лагерь обкома, профсоюза медицинских работников «Елочка». Лишь только смолкли звуки горна, многолетний, зеленый бор ожил, наполнившись звонкими голосами. Загоревшие на теплом, летнем солнце школьники выстраиваются в ровные шеренги. По команде физрука взмывают вверх сот­ ни детских рук. Ребята подтя­ гиваются на перекладинах, при­ седают. отжимаются, бегают по дорожкам стадиона. Затем, разрумянившиеся от 'полученного заряда бодрости, они станками направляются в столовую. На отсутствие ап­ петита во время завтрака ни­ кто не жалуется. Стараются повара приготовить блюда по­ вкусней, да и пребывание де­ тей на свежем воздухе сказы­ вается. После завтрака отряды заня­ лись последними приготовле­ ниями к торжественному от­ крытию лагеря. Приводили в порядок аллеи, пионерскую ли­ нейку, разучивали песни. Каж­ дый старался отличиться в этот торжественный день. На одной из площадок лаге­ ря мы встретились со школь­ никами, которым было поруче­ но открывать праздничную ли­ нейку. Знакомимся с ними: ба­ рабанщик 'Вова Козлов из Дан­ кова и липчанин Сергей Кор­ нев, горнисты Саша Абрамов и Андрей Науменко из Липецка. Все они одного возраста, и с нового учебного года будут учиться в шестом классе. Встретились ребята в «Елоч­ ке» впервые, и, объединенные общим увлечением — игрой на музыкальных инструментах —- сразу же подружились. Им здесь очень нравится. Взрослые хорошо позаботи­ лись о том, чтобы 320 пионеров первой смены нашли в лагере занятия по душе, хорошо от­ дохнули. Сияют чистотой шесть корпусов «Елочки», есть клуб со своей киноустановкой, хоро­ шо оборудованы спортивные площадки, футбольное поле. В распоряжении школьников кружки мягкой игрушки, тех­ нического творчества, художе­ ственной самодеятельности. Ре­ бята также примут участие в трудовых десантах, в увлека­ тельных туристических похо­ дах, сдадут нормы комплекса ГТО, выступят в соревнованиях по баскетболу, волейболу, фут­ болу, шахматам. ...Объявляется большой сбор, означающий открытие первой смены. Отряды пионеров вы­ страиваются на линейке. Командиры отрядов «Алые па­ руса», «Дельфин», «Тимуров­ цы», «Искра» сдают рапорты председателю совета дружины. У каждого отряда — свой де­ виз, устав, песня. Зачитывается приказ об от­ крытии смены. Под звуки Го­ сударственного гимна СССР поднимается флаг нашей .Ро­ дины. Затем, ребята дружно поют песню «Взвейтесь кост­ рами». К открытию лагеря школь­ ники подготовили праздничный концерт, который состоялся в клубе. До отбоя звучали в ти­ ши соснового бора песни, стихи в исполнении юных самодея тельных артистов. И. ЛИСЕЦКИЙ. Фото автора. Письмо было желанным и все-таки неожиданным. Долгие годы работники филиала Го­ сударственного музея Л. Н. Толстого на станции Лев Тол­ стой разыскивали членов семьи начальника станции Астапово Ивана Ивановича Озолина, ко­ торый холодной октябрьской ночью 1910 года приютил у се­ бя больного Л. Н. Толстого. Озолин совершил мужествен­ ный гражданский поступок. Грамотный человек, любивший и почитавший книгу, он, ко­ нечно, не мог не знать, с какой ненавистью относилось царское правительство к гениальному писателю, беспощадному обли­ чителю всех пороков и язв тог­ дашнего общества, Л. Н. Тол­ стой был отлучен от церкви, священнослужители предавали его анафеме, . как еретика и безбожника, газеты, близкие к правительственным н церков­ ным кругам, называли писателя «растлителем дв.ух поколе­ ний», что он, мол, «долго слу­ жил сатане», и .договаривались даже до того, что-де пребыва­ ние Толстого на свободе опас­ но. Повторяем» зная об этом, Озолин не отказал в приеме сошедшему с поезда больному Л. Н. Толстому и . сопровож­ давшему его доктору Мако- вицкому. ' 31 октября Толстой записал в дневник: «Ехали хорошо, но в 5-м часу стало знобить, по­ том температура 40. Останови­ лись в Астапове. Любезный начальник. станции дал пре­ красные две комнаты». В них и прошли последние семь дней жизни великого пи­ сателя. Отсюда железнодорож­ ники, служащие станции, кре­ стьяне окрестных -сел со слеза­ ми на глазах проводили Л. Н. Толстого в последний путь. Озолин заслужил слова благодарности не только тяже­ ло больного писателя, членов его семьи, но любовь и ува­ жение всех честных людей России. Александра ЛьвОбна Толстая писала в своих воспо­ минаниях «Об уходе и смерти Л. Н. Толстого», что «началь­ ник станции. Иван Иванович Озолин, милейший человек, по­ мощь, доброту и сердечную отзывчивость которого я никог­ да не забуду, все время меж­ ду своими служебными обязан­ ностями помогал . нам. Своих трех маленьких детей Озолин поместил в одну крошечную комнатку, что, впрочем, мало огорчало их». Иван Иванович Озолин был человеком не только, большой душевной- доброты,.но удиви­ тельной скромности и честно­ сти. Сразу, как только стало известно о пребывании Толсто­ го в его доме, известнейшие газеты России предложили ему крупные гонорары за публика­ цию сообщений о дальнейших событиях.Семья Озолина жила небогато, но публиковать та­ кие сообщения он наотрез от­ казался, т. к. Толстой просил его «никаких сведений о кем не печатать». И поступить воп­ реки просьбе больного челове­ ка для Ивана Ивановича было равносильно потере чести. Сразу же после смерти Тол­ стого передовые люди России обратились к царскому пра­ вительству с просьббй сделать этот дом на станции Астапово национальной святыней, со­ хранить его для истории. Но царизм остался глух к голосу народных масс. Мертвый Тол­ стой ему был не менее стра­ шен, чем живой. То, чего не сделало прави­ тельство, сделали простые рус­ ские люди, свято чтившие па­ мять писателя. Рабочие и слу­ жащие безвестной тогда ма­ ленькой станции взяли под опе­ ку и защиту домик, где Тол­ стой провел предсмертные дни. И. И. Озолин имел большую семью (семь детей), и любая комната в .доме была не лиш­ ней, однако в день смерти Тол­ стого он дал клятву, что «оста­ вит комнату! где жил Толстой, в том виде, как была в момент смерти». 10 ноября 1910 года желез­ нодорожники устлнезкли ка домике мемориальную доску с надписью: - «Здесь скончался Лев Николаевич Толстой. 7 но­ ября 1910 года», изготовленную своими руками. В 1918 году станция Астапо­ во в память о Л. Н. Толстом была названа его именем. До­ стопримечательностью ее стали часы старинной работы, всегда показывающие одно и то же время — б.Оо, время смерти Толстого'. ! Но вернемся к И. И. Озоли- ну. Царское правительство не простило его поступка. Припом­ нилось ему и то, что в 1905 году Озолин горячо сочувство­ вал' бастовавшим железнодо­ рожникам. И. И. Озолин был понижен в должности. ’ Забо­ лев, он с семьей переехал в Саратов, где умер 15 января 1913 года, когда ему не было еще 40 лет. Работники филиала музея решили разыск-згь членов се­ мьи Озолина. Из Саратова было получено письмо препо­ давателя Саратовского поли­ технического института Георгия Михайловича Полякова. Он сообщил, что в городе прожи­ вают трое детей И. И. Озоли­ на. Заведующая ' филиалом М. А. Глаголева и научный сотрудник Л. В. Мартынова собрались в путь-дорогу. ...Саратов. Бревенчатый дО- мик № 80 на второй Садовой улице. В нем живет дочь И. И. Озолина — Елена Ивановна Богатырева. Она прожила большую и красивую жизнь. Ей 74 года. Конечно, Елен& Ивановна не помнит тех тра­ гических событий (ей было два года), но знает о них по рас­ сказам матери — Анны Федо­ ровны. Однако сохранились свидетельства современников о том, что это именно ее звонкий голосочек слышал больной Л. Н. Толстой. Со смертью отца семья оста­ лась без средств к существова­ нию. И трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая судьба Озолиных, если не по­ мощь друзей и соратников Толстого. Старшие сестры Эль­ вира и Валерия получили выс­ шее образование. Елена после окончания школы поступила в медицинский, институт. Работа­ ла вр'ачом-терапевтом в Тюмен­ ской и Тульской областях. Муж погиб во время,Великой Отечественной войны. На руках у нее остался сын Лев, наз­ ванный так в честь великого писателя. Сейчас он кандидат наук, имеет свои печатные тру­ ды. Сын И. И. Озолина — Артур Иванович, трудится в Сара­ товском университете на ка­ федре истории средних веков, автор ряда интересных работ по движению гуситов, профес­ сор. Филиал Государственного музея Л. Н. Толстого на стан­ ции Лев Толстой пополнился новыми ценными экспонатами, подаренными детьми Озолина, — фотографиями, книгами, письмами. Сотрудники филиала про­ должают сейчас сбор мате­ риалов для стенда, который расскажет о судьбе И. И. Озо­ лина и его семье, о железно­ дорожниках станции, сберег­ ших и сохранивших националь­ ную святыню русского народа — дом, где провел последние дни .своей жизни великий писа­ тель земли русской — Лев Ни­ колаевич Толстой. А. СУТОРМИН. ГОВОРИТ Л И П Е Ц К (НА ВОЛНЕ 4,51 МЕТРА) 13 июня. 8.15 — Обзор га­ зеты «Ленинское знамя». 8.20 — Радиогазета «Будь готов!». 18.00 — Встречи для вас. ПОКАЗЫВАЕТ МОСКВА , 12 ИЮНЯ. Первая программа. 11.45 — Концерт. 12.15 — «Час мужества Николая Кацюбы». Гел, очерк. 12.30 — Альманах «Поэзия». Пушкину посвяща­ ется... 14.00 — Премьера тел. док. фильма. «Третья орбита космонавта Филипченко». 14.45 — Впервые на экране ЦТ. Ху. дожественный фильм для де­ тей «Ветер странствий». 16,05 —«Человек, спаси планету Зем­ ля». Док. фильм, 16.35 — В мире животных. 17.35 — Бесе­ да политического обозревате­ ля Л. А. Вознесенского. 18.05 — Премьера тел. док. фильма «Мурад Кажлаев. Ритмы и го­ ды». 19.10 — Мультфильмы. 19.35 — Премьера тел. худ. фильма «Мой друг Мегрэ», 21.00 — Время. 21.35 — «Голу­ бой огонек». (Повторение от 1 Мая). 23.15 — Международ­ ные соревнования по легкой атлетике памяти братьев Зна­ менских. По окончании (23.45) — Новости. Вторая программа. 9.00 — «Мелодия на два голо­ са». Тел. худ. фильм. 1-я се­ рия. 10.15 — Музыкальная программа «Утренняя почта». 10.45 — Веселые старты. 11.30 — Победители* Клуб фронто. вых друзей. 13.00 — «Легенда о Робин Гудеъ. Мультфильм. 13.45 — Театр и время. 15.00 — Программа Саратовской студии телевидения. 16.15 — «Бернардо Белотто». Тел. док. фильм. 16.50 — Международ­ ное обозрение. 17.05 — Мо­ лодежный , вечер в Концерт­ ной студии Останкино. 18.45 — Здоровье. 19.30 — Музыкаль. ный киоск. 20.00 — «Спокой­ ной ночи, малыши!». 20.15 — «Сепычевские свадьбы». Док. фильм. 20.30 — Чемпионат СССР по гребле на байдарках и каноэ. 21.00 — Время. 21.45 — «Здравствуй, это я». Худ. фильм. Синоптики сообщают: сегодня ожидается переменная облачность, без осадков. Ветер западный, 7— 12 метров в секунду. Температура воздуха в Липецке 13—15, по об­ ласти 12—17 градусов тепла. В последующие двое , суток: небольшой дождь, ветер за­ падный, 6—11 метров в секунду. Температура воздуха ночью 6—11, днем 17—22 градуса тепла. Редактор В- М . КОБЗЕВ © связи с испытаниями и профилактическим ре­ монтом тепловых сетей на территории НЛМЗ. подача горячей воды Но­ волипецкому поселку в период с 13 по 18 июня 1982 года будет прекра­ щена. Тепловые сети РЭУ «Липецкэнерго». «ТРУБНИК» - ТОВАРИЩЕСТВО С А Д О В О Д Ч Е С К О Е Для рабочих и инженерно- технических работников про­ изводственного объединений «Липецксантехника» создано садоводческое товарищество «Трубник» в поселке Венера. Владельцами земельных уча­ стков стали более 600 завод­ чан. Решение об организации са­ доводческого товарищества внесено одним из пунктов в коллективный договор админи. страции с трудовым коллек­ тивом объединения. Идя на­ встречу пожеланиям трудящих­ ся, профсоюзный комитет «Ли- пецкеантехники» провел боль­ шую организационную и под­ готовительную работу. Согни заводчан получили прекрас­ ную ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ 1ЛОДО- творного и полезного отдыха на свежем воздухе. В постановлении собрания садоводов-любителзй отме­ чено, что своим трудом на зы. деленных земельных участках заводчане внесут конкортный вклад в дело реализации при­ нятой майским (1982 г.) Плену­ мом ЦК КПСС Продовольст­ венной программы. С. ФЕДОРОВ. В Т Е А Т Р Е И К И Н О ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. •Л . Н. ТОЛСТОГО. Гастроли Калужского ордена Трудового Красного Знамени драматиче- ского театра им. А. В. Луна­ чарского. А. Касона. Дикарь— 19.00. «КОСМОС». Двенадцать месяцев— 10.00. ' Шляпа — 11.45,13.35 ■(удлиненный), 16.00, 17.50, 19 40 21.30. «ОКТЯБРЬ». Меланхоличная ма­ лышка — 10.00, 13.30 (удлинен­ ный), 16.00, 17.40, 19.20, 21.00 (удлиненный). Осенние коло­ кола — 11..40. ■ «ЗАРЯ». Оленья охота — 10.00, 12.00. 14.00 (удлиненный), 17.00, 19.00. 21.00. Малый зал. Чин­ гачгук — Большой змей—11.00 14.00. Это Пеле — 17.00, 19.00,’ 21.00. «МЕТАЛЛУРГ». Малуала — 18.00 (удлиненный), 21.00. Выдра по имени Тарка — 10.00, 14.00. В начале игры — 12.00, 16.00. «СПУТНИК». Алешкина охота — 12.00. В 3.10 на Юму — 10.00, 14.00. 16.00, 18.00 (удлиненный), 21.00. «УРАН». Утренние всадники (две серии) — 14,00, 17.00, -20.00. «ЛУЧ». Останусь с вами — 17.00, 18.45, 20.30 (удлиненный). «КОМСОМОЛЕЦ». Ну, погоди! (12 выпусков) — 14.00. Коро­ лева чардаша — 16.30, 19.00. «МАЯК». Горо — 8.30, 10.30, 12.30, 14.30, 16.30, 18.30, 20.30. Дет­ ский зал. Путешествие за улыбку — 11.30, 14.30. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ТРАКТОР­ НОГО ЗАВОДА. Дорожное происшествие — 18.00, 20.00 ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ НОВОЛИ­ ПЕЦКИХ МЕТАЛЛУРГОВ. Куда он денется!— 16.00, 18.00, 20.00 (удлиненный). ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ПРОФСОЮ­ ЗОВ ИМ. 50-ЛЕТИЯ ОКТЯБ­ РЯ. Командировка в санато­ рий — 17.00. ДОМ КУЛЬТУРЫ СТРОИТЕЛЕЙ. Операция «Ы» и другие при­ ключения Шурика — 16 00 18.00, 20.00. ДОМ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНОВ- СКОГО РУДОУПРАВЛЕНИЯ. Февральский ветер — 18 00, 20.00. ДОМ КУЛЬТУРЫ ТРУБНОГО ЗА­ ВОДА. Праздники детства —. 16,00, 18,00, 20.00.____ I* Администрация, партий­ ная организация и местный комитет Липецкого горпром- торга с глубоким прискор­ бием извещают о безвре­ менной смерти директора магазина № 11 «Культтова­ ры». члена КПСС, участни­ ка Великой Отечественной ппйни КОМАНДИНОЙ Марии Тихоновны и выражают искреннее со­ болезнование родным и близким покойной. Коллектив сотрудников Липецкого обкома профсо­ юза рабочих местной про- I ммшленности и коммуналь­ но-бытовых предприятий выражает глубокое соболез­ нование председателю об­ кома Долгову Александру Николаевичу по поводу смерти его матери СТЕПАНИДЫ ВАСИЛЬЕВНЫ. а 8 р е с . 398000 . Липецк, пл. Плеханова. 1. РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ». ТЕЛЕФОНЫ: приемной редактора — 4-48-50, зам. редактора — 4-64-90 в 4-47-17, отв*т секретаря — 4-0 3-90, зам. ответ, секретаря — 4-64-08. ОТДЕЛОВ! партийной жизни — 4-48-17. пропаганды — 4-64-59, промышленности и транспорта — 4-04-94. строительства — 4-04-68. сельского хозяйства — 4-64-93. 4-63-87. советского строите льства н быта — 4-64-78, культуры, искусства и народного образования — 4-63-77; информации — 4-64-76 и 4-63-18, иллюстрации — 4-62-39. писем трудящихся и мае совой работы — 4-62-29 и 4-62-19, общественной приемной — 4-48-24. Директор издательства — 2-42-08. Бухгалтерия I— 2-35-30. Прием объявлений — 2-36-4*. АЭ 24451 Типография издательства сЛенинское знамя», 398000, Липецк, Коммунальная площадь, 44 Зак. № 4013 526021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz