Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
О ПРОДО ВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ СССР НА ПЕРИОД ДО 1990 ГОДА И МЕРАХ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ (Окончание. Начало на 1-й стр.). ловой продукции сельского хозяйства на душу населения вы. рос на 28 процентов. За пятнадцать лет душевое потребление мяса и мясопродуктов увеличилось на 41 процент, молока я молочных продуктов — на 25 процентов, яиц — почти в два раза, овощей — на 35 процентов, растительного масла — на 24, сахара — на 30 процентов. Так что, товарищи, аграрная политика партии, большие средства, вложенные в сельское хозяйство, усилия миллионов лкщей обеспечили существенное наращивание производства продуктов питания. (Аплодисменты). И тем не менее мы не можем довольствоваться достигнутым, не можем не видеть, что продовольственная проблема далеко еще не снята с пове стки дня. Если по общему уровню калорийности рацион пита ния советского человека соответствует физиологическим нор мам, то структура питания нуждается в улучшении. Не удов летворяется спрос н.а мясные и молочные изделия, недостает овощей и фруктов. В ряде районов имеют место перебои в торговле продовольственными товарами. В чем тут дело? Дело прежде всего в том, что спрос на продукты питания пока еще обгоняет производство продо вольствия, — хотя оно из года в год увеличивается. Это вы. звано ростом денежных доходов населения, что при стабиль ности государственных розничных цен на основные продоволь ственные товары приводит к увеличению их потребления. Это обусловлено также снижением численности людей, непосредст венно занятых в аграрном секторе экономики, ростом город ского населения. Это связано и с тем, что из года в год возрастают покупки продуктов питания в государственной тор говой сети самим сельским населением. Наконеп, сказывается здесь и недостаточно быстрый рост эффективности сельского хозяйства, всего агропромышленного комплекса. Учитывая все эти факторы, Политбюро КПСС сочло необходимым разработать специальную продовольственную программу на период до 1990 года. Подготовка и осуществле. ние такой программы — это принципиально новый шаг в си стеме нашего планирования, в управлении социалистической экономикой. Программа воплощает целевой, комплексный под ход к решению продовольственной проблемы. Важнейшая особенность такого подхода состоит в том. что. бы увязать, объединить работу как самого сельского хозяй ства. так и обслуживающих его отраслей промышленности, транспорта, торговли, подчинить всю их деятельность общей конечной цели — производству высококачественных продук тов- питания и доведению их до потребителя. Это тем более актуальная задача, что по ряду причин в развитии отраслей агропромышленного комплекса сложились определенные диспропорции. Накопились недостатки в области заготовок и хранения, транспортировки, переработки и торгов ли сельскохозяйственной продукцией. Следовательно, чтобы продвинуть вперед решение продовольственной проблемы, не обходимо усилить внимание ко всем звеньям той цепочки, по которой продукция сельского хозяйства доходит до потребите ля. И другое важнейшее требование, которое Политбюро ЦК КПСС ^считало необходимым заложить в программу, — это дальнейшее повышение эффективности работы как сельского хозяйства, так и связанных с ним отраслей промышленности, решительный переход на преимущественно интенсивные фак торы роста. Именно такой подход положен последними съез дами КПСС в основу экономической политики партии. Это — наиболее действенный и практически единственно возможный путь к решению и продовольственной проблемы. Мы уверенно идем по этому пути. Но работы впереди еще много. Известно ведь, что не во всех хозяйствах эффективно используется главное природное богатство — земля. Колхозы и совхозы недодают много продукции вследствие еще недоста точного уровня комплексной механизации сельскохозяйствен ного производства, плохой эксплуатация и низкого качества многих ви^рв сельскохозяйственной техники. Не хватает ми неральных удобрений и гербицидов, не везде обеспечиваются их надежное хранение и эффективное использование. Закупоч ные цены не соответствуют необходимым издержкам произ водства. Все это привело к.замедлению темпов прироста сель скохозяйственной продукции. ...... ... ____ Таким образом, товарищи, не сказанного вытекает, что сов ременный этап развития страны выдвигает перед сельским хо зяйством, перед всем аграрно-промышленным сектором нашей экономики новые задачи — задачи большие, сложные, ответ ственные. Необходимы действенные, крупномасштабные меры, направленные на устранение возникших трудностей и дис пропорций, повышение эффективности сельскохозяйственного производства, на удовлетворение растущих потребностей стра ны в продуктах питания. Такие меры разработаны, и их пред стоит обсудить на данном Пленуме ЦК КПСС. Ориентируя правительство на комплексное решение продо вольственной проблемы, Центральный Комитет КПСС, как я уже говорил, поставил задачу обеспечить устойчивое снабже ние населения всеми видами продовольствия, заметно повы сить потребление высококачественных продуктов, существен, но улучшить структуру питания. Внесенный Советом Минист ров СССР проект продовольственной программы отвечает этой задаче. Это и есть конкретная забота о людях, о совет, ском человеке. (Аплодисменты). • Данные о планируемой динамике сельскохозяйственного производства приведены в программе. Упомяну только неко торые цифры. Так, среднегодовое производство зерна предпо лагается довести в двенадцатой пятилетке до 250—255 мил лионов тонн, мяса — до 20—20,5 миллиона тонн, молока — до 104—«1.06 миллионов тонн, овощей — до 37—39 миллионов тонн, плодов и ягод — до 14—15 миллионов тонн. Уже в одиннадцатой пятилетке наряду с удовлетворением спроса населения на хлеб и широкий ассортимент хлебобу лочных изделий, картофель и сахар планируется обеспечить потребности в крупах, кондитерских изделиях, маргарине, яйцах и рыбе, а также улучшить снабжение мясом, молоком, растительным маслом и плодоовощной продукцией. В двенад цатой же пятилетке основной упор будет сделан на то, что бы поднять потребление мяса, растительного масла, основных видов овощей и фруктов. ПОТРЕБЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ (ка душу населения в год — килограммов) Мясо и мясопродукты Рыба и рыбопродукты Молоко и молокопродукты Яйца (штук) Сахар Растительное масло Овощи и бахчевые культуры Фрукты и ягоды «3 2 ч 2 58 70 17,6 19,0 314 330—340 239 260—266 44,4 45,5 8,8 13,2 97 126— 135 38 66—70 При этом, конечно, предполагается, что указанный в про грамме уровень потребления является средним по стране. В конкретных районах он будет складываться с учетом нацио нальных традиций, климатических условий и других особен ностей. Для достижения поставленных целей программа предусмат ривает взаимосвязанное, более сбалансированное развитие всего агропромышленного комплекса. В двенадцатой пятилет- ч ке он получит примерно треть от общего объема капитало вложений во все народное хозяйство. Программа продолжает линию партии на дальнейшее разви тие сельского хозяйства. И это правильно, так как именно оно представляет собой исходную базу кардинального решения продовольственной проблемы. Основные производственные фонды в сельском хозяйстве планируется увеличить примерно в 1,5 раза, энергетические мощности в колхозах и совхозах — в 1,6 раза, поставки селу минеральных удобрений — в 1,7 раза. В текущем десятилетии возрастет производство тракто ров, комбайнов и других машин для села, улучшатся их каче. ственные характеристики. Площадь орошаемых земель наме чено довести в 1990 году до 23—25 миллионов гектаров. Но указанные меры дадут нужную отдачу только в том случае, если мы научимся гораздо лучше, чем сейчас, исполь зовать машины и удобрения, все, чем располагает и будет располагать сельское хозяйство. У нас большие посевные пло. щади. У нас огромное поголовье скота. А урожайность и продуктивность растут явно недостаточно. Вполне понятно, особенно при наших нелегких климатиче ских условиях, стремление иметь возможно большие .площади посевов. Но главное сегодня, а тем более завтра — это повышение урожайности. Это означает выдвижение на передний план селекции и семеноводства. Это предполагает эффективное ис пользование всех видов удобрений. Это требует внедрения научно обоснованной, хорошо продуманной системы земледе лия, в полной мере учитывающей природно-экономические ус ловия каждой зоны и области, каждого района, каждого хо зяйства. Понятно и стремление иметь больше скота. Но и в живот новодстве главное в современных условиях — увеличить на дои молока на каждую корову и средний вес сдаваемого ско та. Это ставит во главу угла совершенствование качественно го состава поголовья, улучшение племенной работы, разведе ние животных высокопродуктивных пород. И, разумеется, значительный рост производства кормов, повышение их каче. ства и рациональное использование. Одним словом, ключ к эффективности сельского хозяйства — в интенсификации производства. И продовольственная про грамма нацеливает именно на такой путь. Отсюда — ответ ственные задачи, которые стоят и перед нашей наукой. Совет, ские ученые немало сделали для подъема сельского хозяйства. Но то, чем мы могли удовлетвориться вчера, уже явно недо статочно завтра и даже сегодня. Вот из этого и надо исхо дить науке. Курс на эффективность требует ускоренного развития свя занных с сельским хозяйством отраслей. Мы все чаще стал киваемся с таким положением, когда узким местом становится не производство, а хранение, переработка продукции, доведе ние ее до потребителя. Уже теперь, например, имея более развитую пищевую промышленность, мы могли бы произво дить много больше маргарина, макаронных и кондитерских изделий, продуктов детского питания, концентратов и других продуктов. Мне уже приходилось говорить о больших поте рях, связанных с тем, что мощности перерабатывающих от раслей не соответствуют объемам заготовок скота, птицы, молока. Или о потерях картофеля, овощей, фруктов при хра нении и переработке. Чтобы исправить положение, проект нацеливает на подъем пищевой и мясо-молочной промышленности, увеличиваются мощности холодильников и емкости элеваторов. Развивается тарное хозяйство. Однако в ходе выполнения программы здесь потребуется вносить определенные коррективы. Мы все пони маем, что возможности наши далеко не безграничны, тем бо лее в середине пятилетки. Но к 1990 году необходимо добить ся более полного обеспечения хранилищами картофеля я ово щей, более короткого срока переработки сахарной свеклы. Над всем этим следует дополнительно поработать. Максимум внимания должен быть уделен своевременному вводу в действие тех объектов агропромышленного комплекса, которые позволяют в короткий срок дать наибольший прирост продуктов питания. Порядка Пока тут нет. Планы ввода пред приятий сельскохозяйственного машиностроения и химиче ской промышленности, животноводческих комплексов, меха низированных складов для хранения минеральных удобре ний, силосных сооружений, тепличных1 комбинатов, фруктф- хранилищ, комбикормовых предприятий, а также объектов пищевой промышленности и торговли выполняются неудов летворительно. Партийным, советским и хозяйственным орга нам, профсоюзам и комсомолу следует решительно попра вить отношение к стройкам агропромышленного комплекса. Их надо рассматривать как ударные стройки страны. (Про должительные аплодисменты). у Органической частью продовольственной программы явля ются меры по социальному переустройству села. Имеется в виду строительство благоустроенного жилья, в основном уса дебного типа, с надворными постройками для личного под собного хозяйства. Расширится строительство школ, детских дошкольных учреждений, клубов. Улучшается медицинское, торговое и бытовое обслуживание сельского населения. Нет нужды доказывать, что чем энергичнее и основатель нее будем мы заниматься жилищным, культурно-бытовым, дорожным строительством на селе, тем^ производйт*елйнее бу дет крестьянский труд. Поэтому в 80-е урды на эти Цели намечается направить примерно 160 миллиардов рублей. Д а же по нашим масштабам — это большая цифра. Но это не только большая цифра. Это — большая политика, направ ленная на стирание социальных различий между городом и деревней. А значит — на претворение в жизнь одного из наших программных требований, научно обоснованных марк сизмом-ленинизмом. (Продолжительные аплодисменты). Тщательно проработан и такой аспект программы, как внешне-экономические связи. Участникам Пленума ЦК КПСС известно, что в последние годы, особенно из-за неурожаев, мы были вынуждены покупать за рубежом зерно, мясо и ряд других продуктов. Сделано это было в интересах народа. И в будущем мы отнюдь не намерены отказываться от того, что может дать внешняя торговля в целях пополнения ресурсов продовольствия, естественно, с учетом экономической целе сообразности. Поэтому вполне закономерно, что проект про граммы предусматривает сотрудничество с зарубежными странами, в первую очередь — социалистическими. Проект исходит из необходимости сократить импорт про довольствия из капиталистических стран. Интересы страны требуют, чтобы мы располагали достаточными собственны ми продовольственными и фуражными ресурсами, что гаран тировало бы нас от всяких случайностей. Вместе с тем, как вы знаете, руководство некоторых государств стремится превратить обычные коммерческие операции, такие, напри мер, как продажа зерна, в средство нажима на нашу стра ну, в орудие политического давления. С этйм мы никогда не мирились и мириться не собираемся. (Аплодисменты). Ду маю, что члены Центрального Комитета КПСС поддержат подобную постановку вопроса. (Продолжительные аплодис менты). Таким образом, товарищи, проект продовольственной про граммы соответствует решениям XXVI съезда КПСС, линии партии на повышение благосостояния народа. И мы можем его в основном одобрить. (Аплодисменты). Что касается конкретных показателей по производству тех или иных видов продовольствия, то их следует рассматри вать как минимальные. Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы их не только выполнить, но и перевыполнить. (Аплодисменты). При работе над проектом вносилось нема ло предложений об увеличении объема капитальных вложе ний и материально-технических ресурсов. Некоторые из них учтены. Другие признано целесообразным рассмотреть при разработке годовых планов и плана на двенадцатую пяти летку. Следовательно, Совету Министров СССР и Госплану предстоит продолжить работу, углубляя и конкретизируя программу, а в чем-то ее и совершенствуя, — с тем, чтобы мы твердо знали, что каждый год, каждый новый вложен ный миллиард приближает нас к цели, — и знали, насколь ко именно приближает. (Аплодисменты). Товарищи! Продовольственная программа выдвигает раз ные по срокам задачи — и долгосрочные, и среднесрочные, и срочные, неотложные. Мне кажется, что именно последние следует сейчас поставить в центр наших забот. Наверное, все мы единодушны в том, что свои первые плоды продовольственная программа должна дать уже в нынешнем году. Это предъявляет повышенные требования ко всему циклу работ в сельском хозяйстве, во всем агропро мышленном комплексе. В каждом районе, в каждой области, в каждой республи ке должна быть продумана и реализована четкая система мер по борьбе с потерями, бесперебойной работе заготови. тельных, транспортных и торговых организаций. Чем короче, чем проще будут связи между полем и магазином, тем луч ше для дела, для потребителя. Ньщешпин год должен, в ча стности, стать серьезным экзаменом для Министерства пло доовощного хозяйства. Касаясь борьбы с потерями, хотел бы заметить, что ее на до вести и в сфере потребления. Нечего греха таить, отхо ды в общественном питании, в санаториях и домах отдыха непомерно велики. Все эти учреждения, как известно, обес печиваются продуктами в первую очередь. Так и следует де лать. Но из-за плохого качества приготовления пищи, отсут ствия фасованных полуфабрикатов, а нередко из-за недобро совестности работников большие количества ценных продук тов питания идут в отходы или попадают не по назначению. Бережное отношение к продуктам, их экономия —> это приз нак высокой культуры потребления. Крупный вопрос, которому заслуженно уделяется внимание и в продовольственной программе, — личные подсобные хо зяйства и садово-огородные кооперативы. Как известно, их доля в производстве мяса, молока, птицы, а тем более кар тофеля, овощей и фруктов достаточно весома. Дальнейшее увеличение помощи этим хозяйствам со^стороны государства, местных Советов, колхозов и совхозов — а помощь эту нужно оказывать обязательно и систематически — может дать быструю и ощутимую отдачу. Многое должен сделать здесь и Центросоюз. Он призван, если можно так сказать, повернуться лицом к личным хозяйствам, способствовать их нормальной деятельности. Полнее можно было бы использовать и возможности под собных хозяйств предприятий. Каждое промышленное пред приятие, каждая организация, способные вести такие хозяй ства, должны, как правило, их иметь. В этих целях промыш ленным предприятиям и организациям надо выделять необ ходимые площади сельскохозяйственных угодий. Хороший эффект может дать также использование для производства рыбы водоемов, которые есть у многих предприятий. Решать такие вопросы надо срочно, смело и инициативно. Это может сразу же дать заметные результаты. Позвольте выразить уверенность в том, что труженики се ла, все работники агропромышленного комплекса ударным трудом ознаменуют первый год реализации продовольствен ной программы. (Аплодисменты). Товарищи! Одновременно с продовольственной программой нам предстоит обсудить и принять систему мер, направлен ных на улучшение управления агропромышленным комплек сом, на совершенствование экономического механизма. Связь между этими вопросами несомненна. Решение продовольственной проблемы предполагает даль нейшее развитие производительных сил сельского хозяйства, наращивание мощностей перерабатывающей промышленно сти. Но это одна сторона дела. Другая, не менее важная, —• совершенствование производственных отношений. Методы управления и планирования, способы стимулирования, ме ханизм хозяйствования должны создавать условия для вы сокопроизводительного труда. Именно из этих принципиаль ных установок исходят имеющиеся у вас постановления.4В чем, если говорить коротко, их суть? Впервые агропромышленный комплекс выделяется как са мостоятельный объект планирования и управления. Это по зволит лучше, эффективнее сочетать территориальное, отра слевое и программно-делевое. планирование. В основу по следнего кладется, повторяю, конечный результат — беспе ребойное снабжение страны продовольствием. Именно этому результату, этой цели подчиняется увязанная . в единое це лое система управления сельским хозяйством и связанными с ним отраслями, — как в центре, так и на местах. В районах, краях, областях и автономных республиках создаются агропромышленные объединения, а в союзных республиках и в центре — агропромышленные комиссии. Па раллельно будет упрощаться и удешевляться аппарат, что бы избавиться от излишних звеньев, обеспечить большую оперативность и эффективность Правления. Особое значение придается районному звену. Здесь фор мируется действительно полноправный и демократичный ор ган управления, способный в полной мере воздействовать на производство с учетом интересов колхозов и совхозов. Опыт, накопленный агропромышленными объединениями в ряде районов Российской Федерации, Украины, Грузии, Латвии, Эстонии, показывает, что это правильная, перспективная ме ра. Вместе с тем повышается ответственность республикан ских, краевых, областных партийных и советских органов, — ответственность и за формирование общесоюзного продо вольственного фонда, и за положение с продовольствием в своих регионах. Хотел бы также подчеркнуть роль и значение замыкающе го звена — агропромышленных комиссий. Они наделяются большими правами. На них возлагается ответственность за улучшение снабжения населения продуктами питания, коор динация работы всех входящих в агропромышленный ком плекс министерств и ведомств. Хорошо „известно, что' отличительной чертой сельского хо зяйства в йашей стране' является чрезвычайное разнообра- , зие производственных и природно-климатических условий, в которых ведется дело. Тут нет места для шаблонов, для то го, чтобы, как говорится, всех стричь под одну гребенку. Тут особенно нужны хозяйская сметка, самостоятельность в принятии решений, предприимчивость. Вот почему Централь ный Комитет КПСС исходил и исходит из необходимости всемерно укреплять колхозы и совхозы, повышать их орга низационно-хозяйственную самостоятельность. Наши кадры на селе неизмеримо выросли, им под силу решение больших сложных задач. Доверие к руководите лям, требовательный и заинтересованный подход к их дея тельности, поощрение инициативы и вместе с тем повыше ние персональной ответственности за порученное дело — та кова суть политики партии в этом вопросе. (Аплодисменты). Необходимо ^решительно избавляться от администрирова ния и мелочной опеки в отношении колхозов и совхозов, ко- торые с полным правом можно назвать фундаментом всего сельскохозяйственного производства. Нужно запретить кому оы то ни было требовать от них выполнения каких-либо за дании, не предусмотренных государственным планом, запра шивать информацию, кроме установленной государственной отчетностью. Следует на всех уровнях строго придержи—- ваться этого правила и не делать из него никаких исклю чении. Надеюсь, товарищи, все мы единодушны в том, на сколько это важно и насколько это нужно. (Аплодисменты). Подъем эффективности сельского хозяйства невозможен без устойчивых экономических условий для подлинного, нс фор мального хозрасчета. Сейчас, к сожалению, такие условия имеются далеко не везде. Многие колхозы и совхозы убыточ ны. С убытками для них реализуются мясо, молоко и другие виды животноводческой продукции. Причины такой ситуации разные. Но следствие одно -— цена, прибыль, кредит утрачи вают роль экономических рычагов, не стимулируют рост про изводства. Чтобы улучшить, оздоровить экономическую обстановку на селе, Политбюро^ ЦК КПСС считает необходимым осуществить ряд мероприятий. По своим масштабам, глубине воздействия на все без исключения колхозы и совхозы они представляют собой в совокупности крупнейшую хозяйственно-политическую акцию. С 1 января 1983 года повышаются закупочные цены на круп ный рогатый скот, свиней, овец, молоко, зерно, сахарную свек лу, картофель, овощи и некоторые другие продукты. Вводят ся также надбавки к ценам на продукцию, которая произво дится в худших условиях, в убыточных, низкорентабельных хо зяйствах. Расходы государства на эти цели составят 16 мил лиардов рублей в год. Другая важная мера — увеличение государственной помо щи на жилищное строительство, на строительство и содержа ние детских дошкольных учреждений, пионерских лагерей, клубов, других объектов культурно-бытового назначения, до рог в малорентабельных и убыточных колхозах. На эти цели предусматривается ежегодно выделять 3,3 миллиарда рублей. Это — солидное подспорье, и его следует использовать с наи большей отдачей. И, наконец, для улучшения финансового положения колхозов решено списать с них задолженность по ссудам банка в сум ме 9,7 миллиарда рублей и перенести на более поздние сроки погашение задолженности в размере более 11 миллиардов рублей. Это позволит колхозам направить высвободившиеся средства на дальнейшее расширение производства. Улучшается оплата труда в совхозах и колхозах. Главное состоит здесь в том, чтобы каждый трудящийся видел, осязал прямую, простую и понятную связь между тем, что он сде лал, и тем, что он заработал. Уже в этой пятилетке предусматривается широко внедрить в отраслях агропромышленного комплекса бригадный и кол лективный подряд, аккордно-премиальную систему. В оплате труда работников сельского хозяйства будут, как это имеет место в промышленности, ,в большей мере учитываться при родно-климатические условия. Во многих районах Сибири, Дальнего Востока, Казахстана вводятся районные коэффици енты. На работников животноводства в совхозах и других государственных предприятиях распространяются условия выплаты надбавок за непрерывный стаж работы; нм же предо ставляются ежегодно дополнительные оплачиваемые отпуска, В среднем на 30 процентов повышаются должностные окла ды руководящим работникам, специалистам и служащим сов хозов. За специалистами, перешедшими из органов управления в колхозы и совхозы, в течение трех лет (а при переходе в низкорентабельные и убыточные хозяйства — в течение пяти лет) сохраняется среднемесячный заработок, который они по лучали по прежнему месту работы; им выплачиваются также единовременные пособия в раз мере от трех- до пятимесяч ных окладов. Намечены и дополнительные льготы для моло дых специалистов. Во многих письмах, которые идут, в Центральный Комитет КПСС, отмечается, что в последние годы стало явно недо оцениваться значение натуральной оплаты. Это отрицательно сказывается на интересах колхозников и рабочих совхозов, ослабляет базу для развития личного подсобного хозяйства, сужает возможности колхозного рынка. Поэтому предусматривается расширить практику натураль ной оплаты. Так, рабочие бригад и звеньев, занятые выращива нием зерновых культур, будут бесплатно получать до 15 про центов зерна, выращенного сверх плана. В счет зарплаты предлагается выдавать зерно всем постоянным работникам, а также гражданам, привлеченным на уборку урожая. Работ никам Совхозов, а также другим гражданам, принимавшим участие в выращивании и уборке картофеля, овощей, плодов, ягод, винограда, бахчевых и кормовых культур, разрешено выдавать до 15 процентов продукции, полученной в пределах плана, а сверх плана — по усмотрению хозяйств. Такой же порядок рекомендовано применять и колхозам. И вообще, товарищи, необходимо поощрять активность кол хозников, усилить контроль за соблюдением демократических принципов управления производством. Ведь не секрет, что в ряде колхозов общие собрания, являющиеся, как известно, высшим органом управления колхоза, проводятся нерегулярно. Это снижает роль колхозников в решении вопросов внутри- колхозной жизни. Нельзя обходить, ограничивать демократи ческие процедуры, предусмотренные уставами колхозов. Жизнь, опыт требуют поднять роль внутриколхознои демо кратии. Ничего, кроме пользы, от этого не будет. (Аплодис- менты). Точно так же, только полезным будет совершенствование демократической системы участия в управлении рабочих и служащих совхозов. Резервы здесь большие. Их использова ние откроет новые возможности для подъема производства. Серьезные изменения вносятся в отношения между колхо зами и совхозами и обслуживающими их организациями — «Сельхозтехникой», строителями, мелиораторами, заготови телями. В основу оценки работы таких организаций, преми рования их руководителей и специалистов будут .положены— наряду с выполнением услуг — и результаты сельскохозяйст венного производства, выход продукции. Выросло производ ство зерна, мяса, молока, увеличились поставки продовольст вия — получай премии и высокую оплату. А если эти показа тели снижаются, то руководители и специалисты организаций, обслуживающих колхозы и совхозы, лишаются премий. И это будет справедливо. Что касается деятельности заготовительных организаций, то она будет оцениваться в прямой зависимости от выполнения государственных планов заготовок сельскохо зяйственной продукции. . _ И еще один важный момент. Чтобы полнее использовать выращенную продукцию, полностью ее сохранить и перерабо тать, намечено завершить в двенадцатой пятилетке переход к приемке скота, птицы, молока, картофеля, овощей, плодов п ягод непосредственно в колхозах и совхозах. Вывозиться эта продукция будет транспортом заготовительных организаций. На осуществление мероприятий, о которых я упоминал, — мероприятий по укреплению экономики колхозов и совхозов, закреплению кадров, стимулированию сельскохозяйственного производства, — в 1983 году будет дополнительно направлено свыше 30 миллиаодов рублей. Задача теперь в том, чтобы эти средства в ближайшее время обернулись весомым увеличением производства пподукции. И задача эта обязательно должна быть решена. (Аплодисменты). Товарищи! Выполнение продовольственной программы потре бует напряженного труда миллионов советских людей. Знания и организаторское искусство наших кадров, весь богатый опыт 'работы партии в массах — все должно быть пущено в ход. На селе шесть миллионов коммунистов — третья часть со става партии. При этом непосредственно в сельскохозяйствен ном производстве трудятся 2 миллиона 800 тысяч членов и кандидатов в члены партии, 4 миллиона комсомольцев. Имен но они, прежде всего они, должны показать пример самоот верженного труда, инициативы, воли и настойчивости. (Аплодисменты). В этой связи хочу особо сказать о первичных партийных организациях колхозов и совхозов. От их деятельности в ; решающей мере зависит морально-психологический климат в коллективах, уровень организованности и дисциплины, трудо вая отдача и, стало быть, конечные результаты. Важно, что бы парторганизации концентрировали свои усилия на главном. А главное —. это работа с людьми. Многое зависит и от руководителей сельскохозяйственного производства. Можно быть уверенным за тот участок, во главе которого находится человек, знающий дело, болеющий за дело, умеющий работать с людьми. О таких руководителях говорят — человек на своем месте. Вовремя заметить и вы двинуть способных, перспективных работников, помочь дм овладеть искусством руководства, хозяйствования и воспи тания — прямой долг райкомов и обкомов партии. Хорошо извести о, что высокие результаты в работе коллек тивов, как правило, достигаются при стабильном руководстве. Именно об этом говорит пример передовых хозяйств, К сожа лению, этот опыт не везде должным образом учитывается. В ряде областей неоправданно часто сменяются руководители колхозов и совхозов. Ясно, что при такой, с позволения ска зать, кадровой политике трудно поднимать колхозное и сов хозное производство на уровень современных требовании. Как и всегда, товарищи, основная ноша ляжет на плечи райкомов партии. Они накопили большой опыт организаторской и идейно-воспитательной работы в массах. Сейчас предстоит еще выше поднять ее уровень. Учитывая сложность и много образие задач, решаемых в районе, решено осуществить ряд мер по укреплению сельских райкомов партии и, в частности, создать в райкомах сельскохозяйственные отделы. Все мы убеждены в том, что выдвигаемая партией програм ма улучшения продовольственного дела в стране встретит единодушную поддержку советского народа, вызовет новый подъем социалистического соревнования. Прямая обязанность профсоюзор — способствовать тому, чтобы соревнование охва тило весь агропромышленный комплекс, стимулировало борьбу за качество и эффективность сельскохозяйственного производ ства, за высокие конечные результаты. Товарищи! Для того, чтобы наши созидательные планы были реализованы, нам нужно сохранить мир. Поэтому мы будем поддерживать на должном уровне обороноспособность страны, будем настойчиво и целеустремленно продолжать борьбу за разрядку международной напряженности разрядку и поли тическую, и военную. (Продолжительные аплодисменты). Но мы хорошо знаем и другое: успешное выполнение на ших п лан ов — в а ж н а я предпосылка укрепления дела мира. Труд советских людей — самая_ надежная основа укрепления могущества и процветания нашей Родины. Рассматриваемая нами продовольственная программа^ — это не только коренной поворот в подъеме сельского хозяйст ва и связанных с ним отраслей. По своему характеру, масш табности она призвана обеспечить прогресс всего народного хозяйства. Думаю, товарищи, мы можем выразить уверенность в том, что решения нашего Пленума окажут на жизнь страны, на ее экономику воздействие не меньше, чем в свое время реше ния мартовского (1965 года) Пленума ЦК КПСС, который ц' партия и народ по праву назвали историческим. (Продолжи тельные аплодисменты). Мы, коммунисты, пробиваем дорогу в будущее, идем впе ред неизведанными путями. Идем с поистине революцион ным размахом, штурмуя новые и новые рубежи, поднимаясь на новые высоты. Один из таких рубежей — задачи, которые поставят се годняшний Пленум. Задачи, как мы все понимаем, сложные ■ ответственные. Но у нас нет и не может быть сомнения, что и этот рубеж в строительстве коммунизма будет успешно взят1 ( Продолжительные аплодисменты).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz