Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

ТЮАНИПА г V А 41 В П О И С К А Х ЗРЕЛОГО СЛОВА Э та майская литературная страница посвящена творчеству молодых и явится как бы первым словом, прозвучавшим на традиционном, теперь уже седьмом, областном семинаре молодых писателей, который пройдет 27-^28 мая» Занятия семинаров прозы и поэзии бу­ дут вести писатели из Москвы, Воронежа и Липецка. Отобра. ны для обсуждения рукописи, и лучшие из них станут осно­ вой первых книг наших моло­ дых собратьев по перу. Забота о талантливой лите­ ратурной молодежи — тради­ ционный писательский долг. Эта работа, и раньше зани­ мавшая заметное место в жиз­ ни писательской организации, после постановления ЦК КПСС «О работе с творческой моло­ дежью» приобрела большую организованность и глубину. Нынешние молодые входят в литературу, окруженные при. стальным вниманием, встречае­ мые дружелюбно и сочувст­ венно. Но это — строгое, тре­ бовательное внимание, и оно не может быть иным, ибо про. диктовано самой природой ли­ тературного творчества. И ре­ альных успехов можно ожи­ дать только от глубокого, му­ жественного и, разумеется, одаренного человека, у кото­ рого это повышенное внимание вызовет не ощущение «льго. ты», не чувство упоения от «причастности» к литературе, а осознание долга и ответст­ венности. В последние годы нашей пи­ сательской организацией заме, чен и поддержан целый ряд интересных молодых литерато­ ров. Уровень их работы — при всей зыбкости прогнозов в этой области — позволяет го­ ворить о них, как о людях одаренных и перспективных. На обдастных, зональных, рес. публиканских и всесоюзных семинарах и совещаниях наи­ более талантливые из них ус­ пешно прошли обсуждения, ощутили высокую требователь. ность и добрую заботу боль­ ших мастеров советской лите­ ратуры. 7 Нелегко, но надежно скла­ дывается творческая судьба прозаика Александра Титова из села Красное. Вызывает уважение его постоянный при­ стальный интерес к неодно­ значным, непростым характе. рам с виду будто бы простых людей, его сознательное стремление обеспечить надеж­ ность слова реальным запасом жизненного опыта. А. Титов — автор двух книг. Рукопись его недавно вышедшего сборника «Деревенский асфальт» отме­ чена дипломом Всесоюзного литературного конкурса имени Н. Островского. Вышедший в Центрально. Черноземном книжном изда­ тельстве сборник стихов Люд­ милы Парщиковой «Только жизнь...» подтверждает ее яр. кую одаренность, отмеченную на VII Всесоюзном совещании молодых писателей. Тема благородства души трудового человека интересно раскрыта в сборнике стихотво­ рений Ивана Харина «Не оску­ деет жизнь земная». В плане редподготовки зонального из­ дательства — рукопись его второй книги. Читательским вниманием и доброй оценкой в печати встречены сборники стихотво­ рений Александры Тамбовской и Владимира Репина. Рекомендованы Центрально­ черноземному книжному изда. гельству рукописи прозы Б. Капусты, А. Климова, В. Петрова, литературоведче­ ская работа В. Славецкого «Любовь и радость бытия» о поэзии И. А. Бунина. Сатирические и юмористиче­ ские рассказы А. Адпостенко* ва, А. Климова, М. Коноплева, В. Коршикова вышли в коллек­ тивном сборнике зонального издательства «Возьмите на за­ метку». Этих молодых авто, ров уже «взял • на заметку» читатель по их многочисленным публикациям в областной и центральной печати. Это же можно сказать и о литера"|р- ном пародисте И. Безбородо, ве, участнике II Всероссийского семинара молодых сатириков и юмористов. На предстоящий областной литературный семинар стобра. ны рукописи прозы И. Али­ мовой, В. Бурякова, Ё. Добря- ковой, Е. Нечаевой, Г. Рязанце, ва, В. Сахарова, Г, Чаплыгиной. Интересная деталь — пятеро из них, людей самых разных профессий, — студенты-заоч­ ники литературного института имени А. М. Горького. Думает, ся, это характеризует уровень нашего семинара. Удачный дебют молодых ли­ пецких прозаиков и поэтов — лишь начало их литературной судьбы. Чтобы она состоялась — необходим громадный труд, нужны время, опыт, пе. режитый сердцем, оплаченный трудом души. Глубина мысли сама по себе не рождается. Источник ее один — степень понимания жизни, мера про. никновения в нее. Прежде чем стать писателем, надо стать человеком и гражданином, сформировать в себе личность, соизмерить уровень своей ра­ боты с масштабом дел обще­ ства, с тем, что ожидают ус­ лышать от тебя люди. Талант — редкость, явление природное, и он не может быть кем-то искусственно соз­ дан. Но помощь таланту в его гражданской ориентации, в творческом мужании — труд необходимый, серьезный и благородный. Нельзя не ска. зать добрых слов о липецких писателях старшего и средне­ го поколений, с большой ду­ шевной щедростью передаю, щих свой опыт молодежи —- о С. Т. Ваймане, руководителе «Литературной мастерской» при писательской организа­ ции, о Ю. Я. Шифриной, В. М. Чернове, С. В. Мекшен, А. А. Владимирове. В дни работы литературного семинара состоится отчетно- выборное собрание областной писательской организации. Весь круг ее дел и забот — пред, мет особого разговора» Ска­ жем только, что за отчетный период- в различных издатель­ ствах страны вышло двадцать книг липецких писателей. Про. ведены сотни творческих встреч в рабочих коллективах. Впереди — новые встречи, дни литературы в районах области, посвященные 60-ле­ тию образования СССР. И ко­ нечно же, впереди — каждо­ дневная работа над чистым листом бумаги, наедине с гражданской совестью. И. ЗАВРАЖИН, ответственный секретарь Липецкой писательской организации. На реке Битюг. „ т ж Фото Г. Костылева. Л ю д м и л а П а р щ и к о в а « в о т т о л ь к о БЫ СЕРДЦА ХВАТИЛО ...» Овраг за лесом, поле, да река... Уж я ли вам себя не подарила! Уж я ли в тех веселых ивняках любимым о любви не говорила. Не мой ли сын под Этим небом рос? Не мой ли след пролег по трактам пыльным? Уж я ли здесь не сдерживала слез над кустиком, над холмиком могильным! Уж я ли не бросалась в мятежи, , когда душа в бездомности. дичала. У& я ли не благрславляла Жизнь! Уж я ли здесь о смерти не , 1 молчала. * * * И что же с того, что удача опять сбэшла стороной. Удача! Да что она значит в немерянной жизни земной! Да что эти скалы и мели, невзятые мной рубежи... Мне хватит того, что имею на долгую-долгую жизнь. Вот только беда б не скрутила, не сбила нечаянно с ног. Вот только бы сердца - 1 хватило на скупо отпущенный срок. И в а н Х а р и н « И З Р А Н Е Н Н Ы Е Я Б Л О Н И Ц В Е Л И » . . . (П О С Л Е В О Е Н Н О Е ) Наполнилась дубрава птичьим свистом. А у Егора нынче торжество: он стал на вспашке поля — рекордистом, гость из района чествовал его. Потрогав галстук и расправив плечи, аогна? старушек в дремоту и сон, гость, наконец-то, после долгой речи — вручил Егору новый патефон. И вот сидим мы, оттопырив уши, вспотевшие, у красного стола и грустный голос слушаем Катюши, которая военного ждала. И многие в тот вечер делегаты без слез дослушать песню не смогли: у нас самих, почти у каждой хаты, израненные яблони цвели. * * * Прилетели птицы на гнездовья. Снова в нашей роще — шум и гам... И бежит, запыхавшись, Прасковья с поля — по лощинам и буграм. В суматохе жаркого апреля — вырядившись словно на парад — ей спешит навстречу из аллеи демобилизованный солдат. Как ручьи слились в одно теченье -*■ над притихшей, <• сочною травой... Все, что есть, отдашь бе* сожаленья, лишь бы видеть Родину такой. В а л е н ти н а К о з а к « К У Д А Н И ГЛ ЯН Ь - ЗЕЛ ЕН Ы Е М И РЫ » В одном из ближайших но­ меров журнала «Подъем», по­ священном 60-летию образо. вания СССР, под рубрикой «Дружба, народов — дружба . 1* 1 Л Л П ту литератур» будет опубликова- А а АЯ^Г Д на большая подборка стихо­ творений украинских поэтов, представителей соревную­ щейся с нами Винницкой об­ ласти, в переводах липецких литераторов. Сегодня мы публикуем пере, веденные молодой липецкой поэтессой Александрой Там­ бовской стихи винничанки Ва­ лентины Козак, участвовавшей в Днях советской литературы в Липецкой области, прошедших минувшей осенью. Дождь все напел, наколдовал, озвучил, Всем над землею хочется привстать, Травой пахнуло, и желанье ; мучит Растить, любить, и пестовать и ждать, Бунтуют соки в ;; сердцевине - - дерева. Куда ни глянь т зеленые МИРЫ, Дожди весны Доверчиво и бережно Нбсут земле несметные дары. КОЛЫБЕЛЫЦИК Плел дедуля крепко люльки- детские, Изо всех своих старался -<^сил, Чтобы на заре в дсмв“' соседские Ребятишек аист приносил. Пусть висят те люльки, не ломаются, Небесам и музыке сродни. И детей качает вечный маятник, Щедро им отсчитывая дни. Выросли мальцы, как им завещано, Их теперь дедуле не узнать. / А они вот помнят колыбзльщика, Коль пришли на свадьбу приглашать. В и к то р Б у р я к о в Виктор Буряков — инженер совхоза «Куликовский», сту­ дент 3-го курса заочного отделения литературного институ­ та—пробует свои силы в прозе. «Четвертый ключ»— первая публикация автора в нашей газете. Она проснулась рано. \1асы рядом, на столе, были еле раз­ личимы, угадывались ,лишь по размеренному звуку, мелодич­ ному и приятному. Вспомни­ лось о маме, о городе, где все было так привычно: подруги, всевозможные выставки, род­ ное художественное училище... День там захватывает с перво­ го часа, едва раскрываешь гла­ за, и закрутит, понесет в об­ щем потоке дел, забот, жела. ний.. Все это было словно вче. ра и в то же время так давно, что, казалось, возврата к прошлому нет... В деревню, куда мужа на­ правили работать главным аг­ рономом, вела от железнодо­ рожного полустанка отличная дорога. Директор совхоза, встретивший их в тот зимний вечер, внимательно посмотрел на Таню и, подавая третий ключ от нового дома, шутливо еказал: —- А это вашему сыну. Таня смутилась и, хотя меч­ тала о дочери, благодарно спросила: — Мне-то работа найдется? — Найдется, — улыбнулся директор. — Скоро у вас такие заботы начнутся, что некогда и оглянуться будет. ...Таня открыла форточку. За окном еще гулял холодный ве­ тер, оставшийся от недавних зимних дней. А желанное теп­ ло затерялось там, где по вес­ не вспыхивают на буграх жел­ тые и красные огоньки тюль­ панов. Скрипнула промокшая от дождей калитка. «Наверное, Миша», — подумала Таня, то­ ропливо накинула мягкий пу­ ховый платок, .подарок матери. Невольно вспомнились мамины теплые слова: «Это, дочла, те., бе, чтобы не простудилась. Где еще жить-то будете, кто зна­ ет?». Открыла Танк входную дверь, выбежала, но никого не встретила, лишь в почтовом ящике на заборе торчали два журнала и районная 'газета. Вернувшись, опять задумалась. Однажды однокурсница в по. рыве откровенности рассказа­ ла ей в пустом кабинете, ус­ тавленном гипсовыми фигу­ рами: — Вроде, знала его, как се­ бя! Но наш медовый месяц оказался горьким: учиться не отпускал, все удивлялся: «За­ чем тебе это? Пора уж детей иметь!». И Таня ждала от Михаила чего-то подобного. Но прошло полгода после свадьбы, а он оставался таким же любящим, верным и понимающим. Отложив в сторону новые журналы «Творчество» и «Де­ коративное искусство», Таня бегло просмотрела газету, в которой говорилось о подго­ товке к севу, приглашали на работу, перечисляя всевозмож­ ные льготы, давали объявле­ ния... Невольно поймала себя на мысли, что и ей стали бли­ же дела и заботы района и своего села, все, что еще недав­ но казалось далеким и чужим. Таня сознавала, что это ре­ зультат теплого, участливого отношения люден, живущих и работающих здесь, хлебосоль­ ных, добрых, отзывчивых на чужую беду и трудолюбивых. 'Взять хотя бы соседа-старика Беляева, живущего с рыжим внуком Васькой. С ними Таня подружилась два месяца назад, когда праздновали .новоселье. Вышел небольшой конфуз: все по-уличному звали старика Горелым, а она думала* что такая.у него фамилия, и уди­ вилась, почему это .. .прилипла к нему такая кличка. Дед смутился: — А-а... Стоит ли вспоми­ нать, дочка. Выручил директор совхоза... — А почему не стоит, Дмит. рий Петрович? — подошел он к старику.—С тебя, можно ска­ зать, и совхоз наш начался. — И, обращаясь к Тане, пояснил: - Он в тридцатые годы амбар с семенами спас. Кулаки по­ дожгли... Петрович поднял всех мужиков на пожар и сам чуть не сгорел с последним меш­ ком.... Помедлив, директор поднял бокал, продолжил уже громче для всех: •— Так выпьем же за Петро­ вича, за тех людей, благодаря которым поднялось и окрепло наше хозяйство. Теперь-то мы одной прибыли даем полтора миллиона рублей в год, а? Не. плохо, Петрович? — Зазря. Павел, — перебил его дед, потирая рукой вспо­ тевший лоб. — Хватит уж ста­ рые заслуги вспоминать. Те­ перь вы, молодые, страну дви­ гаете. Лучше за молодежь. Он повернулся в сторону Тани и Михаила. С тех пор и зачастил Дмит­ рий Петрович в их дом вместе с шедро конопатым Васькой. Васькины родители погибли в геологической партии при горном обвале, и как ни про­ сили себе мальчонку их дру­ зья, дел не соглашался. Гово­ рил: «Он у меня один остался». Из всех пластинок, которые Таня захватила с собой, деду Н о в ы е к н и г и ШШШ Б И О ГР АФИ Я . Х АР АК Т Е Р . СУД Ь Б А . уже четвертая М« Новая книга стихов Светланы екшен «Среди ясного дня» в полной мере даст возможность судить о том, что в биографии авто­ ра, конечно, переплавленной и переосмысленной в «биографии* лирической героини, были р с шающие, судьбоносные впечат­ ления и в раннем детстве, и в юности. Детство — послевоен­ ное («только привкус войны на губах...»), юность — пери, од серьезных исторических пе­ ремен на рубеже 50—60-х го­ дов. Стихи, восходящие к детст. ву, тревожат душу своими кон­ кретными и подчас весьма дра­ матическими подробностями. Они интересны как изначаль­ ные впечатления, ставшие фун­ даментом, легшим в основу личности поэтессы и ее герои-- ни. Начиная со «Стихов о моем рождении», повествующих об «ухабистом» пути, с которого начиналась жизнь: ...Во власти бессилья, пленница — металась в санях роженица. — Не плачь. На сосульку, умница. Жаль, в девочках спроса нет. Возница на жалость скуп — Под речь разъездную, хлесткую соломиной желтой, жесткою тебе перевяжет пуп. Не менее драматичны воспо­ минания о выпавших на дет­ ство тяжёлых лишениях, о тру. де ради заработка на чужом огороде, о неразменной трех­ рублевке, составлявшей весь неприкосновенный запас семьи, взваленной на слабые плечи матери. С годами, бывает, вос­ поминания о прошлом нередко идеализируются, но здесь, что и говорить, — впечатления не­ веселые. Ведь нужно было не просто жить, но Драться за жизнь для того, чтобы выжить. Само слово «выжить» то и де­ ло всплывает в стихах, обра­ щенных к детству: «Коль вы­ живешь — не помрешь», «мы выжили, мы выплыли, судьбу не подкупили». Но дорого то, что, несмотря на все это, не обмелела и не зачерствела ду­ ша человеческая, окрепла и стала сильнее чувствовать и переживать. В человеке, который вырос в обстановке неприметной ра­ бочей улицы, выработался свой круг интересов, критериев, цен­ ностей. Среди которых одна из важнейших — глубокое уваже­ ние к труду и людям труда. Ав. тор зорко подмечает основа­ тельность и степенность рабо­ чего человека, сочетающиеся с внутренним задором, Не таясь,' любуется этими ' мастерами своего дела: У нас в героях состоял весь арсенал соседей: Кузьмич — С прищуром глаз, столяр; Прасковья — нарасхват маляр и паровозчик Федя. На той барачной улице, в те трудные послевоенные годы сложились очень важные ка­ чества лирической героини: презрение к фальши, недоверие к компромиссам, духовная сила и стойкость. Самостоя­ тельность и .независимость ста. ли важнейшими характерными чертами ее сверстников, о ко­ торых говорится в стихотворе­ нии «Мое поколение», откры­ вающем сборник: То поколение уже стеснялось Обносков и объедочных Даров, но говорило громко, вслух1 смеялось и вслушивалось в смысл бесспорных слов. И спрашивать, и отвечать умело, не озираясь на сверлящий взгляд. И песни те же, дедовские, пело, но пело их на свой, на новый лад. Этих строчек, во многом про. граммных, нельзя упускать из виду, если мы хотим понять истоки той особой жесткой си­ лы, внутренней крепости и в то же время дерзости характе­ ра лирической героини С. Мек- шен. Она, человек рано повзрос­ левший и потому независимый, не робеет назвать себя и сво­ их сверстников прямолинейны­ ми. и самоуверенными, готова ответить и за себя, и за дру­ гих, не требуя награды («Не. из слабости, а из гордости пред собой держу ответ»). Мы имеем дело с человеком, не склонным к чрезмерной идеали. зации жизни, но это идет не от недоверия к людям, а от недо­ верия к пустым словам и сом­ нительным пристрастиям. Требовательность к себе и людям, внутренний нравствен­ ный императив стали не только темой, проблематикой, но и приметой стиля, то есть совер­ шенно неотъемлемой, органи­ ческой чертой творчества поэ­ та, обнаруживаемой то и дело, нередко даже в совершенно, ка­ залось бы, «нейтральном» кон­ тексте. Не случайно в стихах С. Мекшен так много строк, в которых она то побуждает, то призывает, то просит, то на­ ставляет: «Умейте радоваться мигу», «Лишних слов не го­ вори», «Не бойся в жизни шатких лестниц», «Давайте же станем собой», «Попробуй с ней все сызнова начать»... Интересно, что внутренний волевой напор, стремление убе­ дить питателя, я бы даже ска­ зал, — перевоспитать его, пе. ределать, переломить на свой -вкус не выливается в легкий, гладкий, бойкий стих, но, на­ против, сочетается .со своеоб­ разной его затрудненностью. Поэтесса любит труднозвуча- шее слово, иногда «прозаич­ ное», иногда усложнению мета­ форическое («Пока' еще.не., бьет весна чешуйчатым х„врст.ом»)/ Автор вообще не только не ' склонен убаюкивать читателя, но предпочитает гладить его «против шерсти», тревожить, будоражить. Ведь вот и весна, то Здесь с «чешуйчатым хво­ стом» — что-то шершавое, ко­ лючее, царапающее, не вызы- вающее обычных приятных ас­ социаций, связанных с весной. Да и было бы, пожалуй, странно, если бы эта ершистая, «колючая», «вздыбленная», «задиристая» героиня издавала бы сладостные песнопения. К Л Ю Ч полюбился «Реквием» Керуби­ ни. «Какие молодцы», — лю­ бовно говорил Петрович, вниг мательно рассматривая фото, графин мальчиков литовского хора. Повернувшись к Ваське, который прятался за его спи­ ной, дед пристально глядел на него, вслушиваясь в тонкие мальчишеские голоса, в печаль­ ные, звуки органа, потом спра. шивал: «Ты, Васек. , хотел бы так петь?». «Нет», — тихо шептал мальчик. — Я худож­ ником буду, как тетя Таня». Таню так взволновали эти бесхитростные слова, что она долго не могла успокоиться. Много думала, наконец, решила организовать изостудию для деревенской детворы. То, что она ждала ребенка, ничуть не смущало ее. Приняв решение, она сразу принялась рыться в конспектах и книжках: у нее была неплохая библиотека. Михаил чрезмерно оберегавший жену, поначалу воспротивился. — Это же лишние волнения! Если тебе нужны деньги, сни­ ми со сберкнижки. Ты же зна. ешь, что они в твоем распоря­ жении. В стройотрядах я ведь неплохо заработал! Таня понимала его, привык­ шего добиваться всего в жизни своим трудом, поэтому сказа­ ла как можно мягче: — Дело не в деньгах, Ми­ ша. Я просто обязана ребятам рассказать то, что знаю, на­ учить их тому, чему меня учи. ли. То, что во мне сейчас мертвым грузом лежит, может, в ком-то прорастет цветком, разбудит радость творчества. Понимаешь? Таня договорилась с дирек­ тором школы и стала вести занятия кружка после уроков. Она не требовала копирования предметов, представляла ребя. там полную свободу в рисун­ ке, объясняла, что такое вооб­ ражение... Чем больше непо­ средственности, считала Таня; тем лучше. Рядом с ней за мольбертом, любовно сделан­ ным дедом, пыхтел обычно рыжий Васька. Тихий и мол­ чаливый, он преображался, когда видел белый лист ватма. на. Ребятам и постарше нра­ вились нарисованные Васькой кораблики, танки, машины, ве­ селое лохматое солнце с боль­ шими глазами, мохнатыми рес­ ницами, забавным квадратным ртом, щедро утыканным по­ лукруглыми зубами... Рисуя, Васька весело напевал... И тут Таня вспомнила, что Васька не пришел на послед, нее занятие изостудии. Внезап­ но болезненное предчувствие охватило ее. Таня торопливо оделась и побежала к Беляе­ вым. Дед лежал в постели, по. станывая и держа руку на сердце. —- Замучило, проклятое, до­ ченька, — тихо пожаловался он. В уголках его глаз сверка­ ли маленькие серебристые кап. ли. Васька сосредоточенно во­ зился у топящейся печки, что- то помешивая в кастрюле. — Не волнуйся, дедушка, я буду помогать вам. Что-ни­ будь принести? — спросила Таня и прикусила губу. — Ничем ты мне уже не по­ можешь. — глухо сказал дед. -г- Жаль Васька, пропадет он без меня... — Ну, почему же? — тороп­ ливо возразила Таня. — Разве сейчас голод, холод? Даже в годы войны выживали, мне мама рассказывала, как люди последним куском хлеба дели, лись, детей в первую очередь спасали... Дмитрий Петрович посмот. рел на нее внимательно, через силу улыбнулся: — Спасибо дочка на добром слове. В людях я никогда нс сомневался. — Помолчал. И словно сам себе, совсем тихо: — Загадал я нынче, кто пер­ вый придет ко мне в этот тяж . кий день, значит, у того самое чуткое сердце... • * В весенний день, когда поч­ ки раскрыли настеж коричне­ вые створки, а солнечные лучи обласкали зеленые еще мятые листочки, Дмитрия Петровича не стало... Таня по-прежнему готови­ лась к ежедневным встречам с ребятами, торопилась успеть провести выставку, чтобы по­ казать родителям, на что спо­ собны их дети. По вечерам с мужем и Васькой, который признавал теперь только ее, слушали сказки, ставили «Рек. вием» Керубини, любимую пла­ стинку деда, наклеивали Дет­ ские рисунки на ватман, над­ писывали цветными фломасте­ рами. 'Весна дразнила позабытыми за долгие зимние дни запахами тополей, нежной зеленью ото­ гретой земли. И Таня с Вась­ кой, боясь упустить эти бур­ ные весенние дни, зачастили в лес на прогулки. Как-то среди мелкого кус­ тарника Васек нашел желудь и протянул его Тане. Держа на ладони маленький, чуть трес­ нувший от ростка кусочек жиз. ни, она подумала: «Допустим, не поднял бы... И росток, брав­ ший силы от весенней влаги, накопленной в земле, скоро бы завял. Или зверь лесной вда­ вил бы его в землю. Или ручей Спасительная способность видеть несовершенство, ощу­ щать конфликтность жизни проявляется в том, ЧТО стихи С. Мекшен нередко острополе­ мичны, обретают характер ли­ рической публицистики. 'Внима­ ние автора привлекают слож. ные, противоречивые человече­ ские отношения. Спор — есте­ ственное состояние ее души и творчества. Стихи С. Мекшен постоянно спорят с благоду­ шием, усредненностью, со все. ми проявлениями подлажйва- ния и выжидательства. За эти. ми произведениями человек не­ ординарный, поэтому нередко он «нелюбим то этими, то те­ ми», однако «там, где нет его, все разом меркнет вдруг...». Сытость, лицемерие, скудоумие, приспособленчество, потреби­ тельское отношение к жизни вызывают резкую реакцию поэ­ тессы. Как, например, некий Пинчук, который «притерся» к жене погибшего офицера, к его шинели, подвигам и ранам. Как в стихотворении «Послед­ няя весна», в котором речь идет о том, что жизнь не была бы горькой, когда б не стал певцом . торжеств парадных тот, кто в большой грозе был безголос; когда бы избежавший бед блокадных себя теперь в герои не занес. Ощущение человеческих от. ношений как постоянного столкновения характеров про­ является и в стихах, разви­ вающих так называемые ин­ тимные мотивы. Выражение «мужественная женщина» впол. не подходит к лирической ге­ роине С. Мекшен, но тем более важно видеть в ее стихах жен­ щину, не заслоненную этим эпитетом, заимствованным у другого пола. Женщину, меч. тающую о любви, но и гор. дую, независимую, с трудной судьбой и сложным характе­ ром. Слишком хорошо эта жен­ щина знает, как трудна жизнь, чтобы легко поверить, что про. сто так, с неба, за красивые глазки, может свалиться сча­ стье. Вот и раздваивается она, рефлектирует по поводу своих чувств: И к той зиме бесстрастной, как судья, во мне заговорит другая «я», с которой не сойтись, не помириться- ( Попробуй с ней все сызнова начать, как зиму с летом тайно обвенчать, чтоб оттепелью целый год * гордиться;.,,, А все этот сильный характер, все эта ,гордость, которой ге-г роиня подчас и казнится, да ничего не может с собой поде­ лать. Таковы приметы биографии, характера, судьбы поэтессы н ее героини, какими они мне видятся в последней книге. Биография трудная. Харак. тер сильный и сложный. Судь­ ба непростая, но по-своему и счастливая: ведь при такой-то судьбе острее чувствуется под. линное, настоящее и в людях, и в собственной душе. В. СЛАВЕЦКИЙ. от первых дождей перенес бы его в лог, а там он продолжил свою жизнь. Велика мудрость природы. И я никогда не умру Я буду жить вечно. Как живут во мне вековые судьбы пред­ ков». Таня лозинкой сделала взем ле небольшую лунку, но перед тем, как посадить желудь, дала его подержать Васе. Он вдруг заволновался, прикоснулся к потемневшей от времени кожу­ ре, и, вспомнив о чем-то своем, заплакал. А Таня, услышав легкое шевеление под сердцем* задохнулась от сложного чув ства радости, тревоги и жало­ сти. Не ощущая слез Васьки, она поцеловала его в щеку, круглый лобик, вгляделась в яркие карие глаза... - — Сыночек, — прошептала Таня. — Какой сыночек? — всхли. пывая спросил он. Я хочу, чтобы девочка была... — Сыночек, повторила она, утверждаясь всем созна­ нием в правильности внезапно принятого решения. — Ты мой сыночек, Васенька! Первые капли дождя пута­ лись в ее шелковистых воло сах, перемешиваясь с Васьки- ными слезами, падали на то место в земле, где был поса­ жен желудь. Пройдет время, и маленький росточек вымах. нет в могучий дуб. И жить ему века. • ...Когда шли домой, укрыва­ ясь зонтиком, Таня мысленно представила, как решительно заявит мужу, что намерена усыновить Васю. Но никакого отпора со стороны Михаила ие встретила. Он только сказал: «Надо быстрее документы оформить». «Мужчина й есть мужчина», — подумала Таня. Ей было так радостно, что Михаил по­ чувствовал всю важность мо мента, подошел к ним, промок­ шим от дождя, обнял: Ну, что ж. Закажу в ма­ стерской четвертый ключ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz