Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

ОТЧЕТ ЦЕНТРАЛЬНО ГО КОМИТЕТА ВЛКСМ I Доклад первого секретаря ЦК ВЛКСМ Б. Н. ПАСТУХОВА Вся жизнь нашего Комму­ нистического Союза Молоде­ жи, его славная история от первых революционных боев до сегодняшних свершений в борьбе за коммунизм, сказал Б. Н. Пастухов, озарены ле­ нинским вниманием партии, требовательным и мудрым ру. ководством. Мы начинаем нашу работу окрыленные вдохновляющей речью Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Пре­ зидиума Верховного Совета СССР товарища Леонида Иль­ ича Брежнева. Каждое ее сло­ во проникнуто любовью и за­ ботой партии о молодом по­ колении, верой в силы ком­ сомола, надеждой на то, что советская молодежь будет свято хранить и умножать бесценное достояние — пер­ вое в мире государство побе­ дившего социализма, общест- вог строящее коммунизм. Речь товарища Л. И. Бреж­ нева, приветствие ЦК КПСС XIX съезду ВЛКСМ — доку­ менты огромной мобилизую­ щей силы, которые будут способствовать еще более активному участию миллионов юношей и девушек в работе по практическому осуществле­ нию исторических решений XXVI съезда КПСС. Это — боевая программа деятельно­ сти Ленинского комсомола, отеческое напутствие молоде­ жи 80-х. У коммунистов-ленинцев, у Леонида Ильича Брежнева учится комсомол бороться и побеждать. Обращаясь сегодня к Лео­ ниду Ильичу Брежневу, вы­ дающемуся политическому и государственному деятелю сов­ ременности, пламенному борцу за мир и коммунизм, замеча­ тельному, мудрому наставнику молодежи, комсомольцы, юно­ ши и девушки говорят: «Спа­ сибо Вам, дорогой Леонид Ильич, за мир и счастье со­ ветских людей! Спасибо за Вашу отеческую заботу о юном поколении, за счастье учиться у Вас революционно­ му горению, большевистской, несгибаемой стойкости, пла­ менному патриотизму и про­ летарскому, социалистическо­ му интернационализму!». Комсомольцы, советская мо­ лодёжь единодушно одобря­ ют, горячо и безраздельно поддерживают внутреннюю и внешнюю политику нашей партии, плодотворную дея­ тельность ее боевого штаба — ленинского Центрального Ко­ митета КПСС, Политбюро ЦК во главе с товарищем Л. И. Брежневым. Комсомол будет неутомимо, самоотверженно боротьсяг за выполнение задач, поставлен­ ных в приветствии ЦК КПСС нашему съезду, выдвинутых Л. И. Брежневым. Мы' знаем, что задачи эти — не из лег­ ких, они потребуют макси­ мального напряжения сил, ор­ ганизованности и дисциплины. Но комсомол, воспитанный партией, никогда не искал легких путей. Его девиз — только вперед, только на линию огня, через трудности к победе. XXVI съезд КПСС уделил большое внимание проблемам коммунистического воспита­ ния детей и молодежи, делам Ленинского комсомола. Высо­ кая и взыскательная оценка деятельности ВЛКСМ, дан­ ная Л. И. Брежневым, вдох­ новляет, заставляет нас принципиально, требовательно, критически оценить сделанное. Позвольте заверить ЦК КПСС, Вас, дорогой Леонид Ильич, в том, что мы сдела­ ем все, чтобы более чем соро- каоднамиллионная армия ком­ сомола проявила самый упорный, самый трудный ге­ роизм массовой будничной работы, чтобы передовой ли­ нией борьбы за осуществле­ ние задач, выдвинутых парти­ ей, был каждый участок, где есть комсомольцы. В народном хозяйстве ныне работают более половины всех членов ВЛКСМ, отме­ тил докладчик. Отношение молодежи к труду — показа­ тель ее политической созна­ тельности, нравственной зре­ лости и гражданственности. На рубежах пятилетки мужа­ ет юность страны, крепнет трудовая слава комсомола. XXVI съезд КПСС опреде­ лил перевод экономики на ин­ тенсивный путь развития как магистральное направление повышения эффективности и улучшения качества всей ра­ боты. Живой отклик в серд­ цах молодых нашел призыв партии: работать лучше, рабо­ тать эффективнее, удвоить, ут­ роить наши созидательные уси­ лия. Ширится патриотическое движение «Одиннадцатой пяти­ летке — ударный труд, зна­ ния, инициативу и творчество молодых!». Два миллиона молодых гвардейцев труда, 40 тысяч комсомольско - молодежных коллективов, соревнуясь в честь XIX съезда ВЛКСМ, уже выполнили задания двух лет пятилетки! Задача комитетов комсомо­ ла «— добиваться, чтобы соци­ алистическое соревнование крепло на каждом заводе, в каждом колхозе и совхозе, на каждой стройке, активно влияло на воспитание работа­ ющей молодежи. Важно, что­ бы каждый молодой произ­ водственник упорно овладевал опытом передовиков и новато- Публикуется с сокращени­ ями. их достижения комсомольской ров, чтобы становились нормой. За пять лет во всесоюзной школе Героя Социалистиче­ ского Труда Н. А. Злобина овладели высотами мастерст­ ва, организации труда свыше полутора тысяч руководите­ лей комсомольско-молодежных строительных бригад. Это еще полторы тысячи последо­ вателей и пропагандистов бригадного подряда, хорошо подготовленных воспитателей молодежи. Широко распахну­ ты для юношей и девушек школы передового опыта знатного шахтера Г. Н. Смир­ нова, известного механизато­ ра А. В. Гиталова и другие. Надо, чтобы таких рабочих академий становилось больше во всех отраслях народного хозяйства. Подчеркнув значение для молодежи коллективных форм организации труда, докладчик отметил, что сегодня в на­ родном хозяйстве более . 600 тысяч комсомольско-молодеж­ ных производственных коллек­ тивов. Задача комитетов ком­ сомола состоит в том, чтобы их число росло на всех от­ ветственных участках произ­ водства. Исключительно важно, что­ бы рядом с молодыми произ­ водственниками всегда были опытные кадровые работники — наставники молодежи. Три миллиона рабочих-педаго- гов передают юношам и де­ вушкам свое трудовое мас­ терство, богатый жизненный опыт. Наставничество должно еще шире развиваться во всех отраслях народного хозяйст­ ва. Работать лучше, работать эффективнее — значит повы­ шать и качество выпускаемых изделий. Однако многим ко­ митетам комсомола еще не хватает конкретности, настой­ чивости в этой работе. Решающим в борьбе за вы­ сокую эффективность народ­ ного хозяйства является про­ изводительность труда. Ком­ сомольцы, молодежь должны активнее участвовать во внед­ рении нового, передового. Ост­ рая проблема, например, — ликвидация ручного, малоква­ лифицированного и тяжелого физического труда. Перело­ жить его на плечи машин и механизмов — значит сделать труд не только более произ­ водительным, но и содержа­ тельным, интересным, творче­ ским. Комсомольские органи­ зации должны найти точки приложения сил в решении этой задачи. Далее докладчик остановил­ ся на вопросах участия ком­ сомольских организаций в ус­ корении; научно-технического прогресса, интеграции науки и производства. Эффективной формой реализации энергии, творческих дерзании молодых ученых, специалистов, произ­ водственников стали комплекс­ ные творческие молодежные коллективы — КТМК. Их уси­ лия направлены на решение важнейших научно-техниче­ ских и производственных проблем. В стране более 12 тысяч таких коллективов. Мы уверены, что в творче­ ских коллективах вырастут новые талантливые ученые и инженеры, которые прославят нашу Родину. Главные магистрали научно­ го и технического прогресса связаны сегодня с разработ­ кой 170 государственных ком­ плексных научно-технических программ. В их осуществление должны энергично и деловито включиться комсомольские ор­ ганизации, советы молодых ученых и специалистов. Вклад молодых в научно- технический прогресс мог быть более весомым, если бы каждое полезное предложе­ ние непременно внедрялось в производство. Добиться это­ го — главная цель операции «Внедрение». Последовательно осущест­ вляя ленинскую аграрную по­ литику, партия добивается не­ уклонного подъема сельского хозяйства. Новым свидетель­ ством ее заботы о благе на­ рода является разработка по инициативе товарища Л. И. Брежнева продовольственной программы. Одним из основных слагае­ мых мощи нашего государст­ ва, его бесценным богатством был и остается хлеб. Уверен­ но продолжают эстафету пер­ воцелинников молодые хлебо­ робы Казахстана. Остановившись на вопросах подготовки механизаторов, до­ кладчик отметил, что только . в ходе всесоюзного смотра в 1980—1981 гг. около 3 мил­ лионов юношей и девушек овладели этими специально­ стями, повысили свое мастер­ ство. Однако в ряде районов ощущается острый недостаток механизаторских кадров. В одиннадцатой пятилетке пред­ стоит обучить массовым сель­ скохозяйственным професси­ ям всю сельскую молодежь. Ударный фронт на селе — животноводство. За период после XVIII съезда ВЛКСМ свыше 500 тысяч юношей и девушек направлено в .эту отрасль по общественному призыву. Однако число ком- сомольцев-жнвотноводов в це­ лом по стране растет еше медленно. Не все комсомоль­ ские организации проявляют должную настойчивость и де­ ловитость в улучшении рабо­ ты на каждой ферме и ком­ плексе. Недостаточная забота об условиях и организации труда, быта приводит к теку­ чести кадров. Коренной вопрос — увели­ чение производства кормов. По примеру комсомольских организаций Белоруссии, Ку­ бани, Саратовской и других областей следует активнее шефствовать над выращивани­ ем кормовых культур, созда­ вать ударные отряды, брига­ ды и звенья по их заготовке. Сделать животноводство ударным фронтом молодежи — значит по-ударному тру­ диться на каждом участке от­ расли, улучшать культуру производства. Активно участ­ вовать в механизации и авто­ матизации трудоемких про­ цессов, строительстве и ре­ конструкции ферм, благоуст­ ройстве территорий, внедрять прогрессивную технологию и режим работы. Продовольственная про­ грамма призвана связаЛь в один агропромышленный ком­ плекс производство, заготов­ ку, транспортировку, хране­ ние, переработку и реализа­ цию сельскохозяйственной продукции. На всех этих уча­ стках занято немало молоде­ жи, и продовольственный кон­ вейер страны должен стать конвейером комсомольской инициативы, рачительности, самоотверженности. Докладчик подробно оста­ новился на участии комсо­ мольских организаций в реа­ лизации комплексной про* граммы развития Нечерно­ земной зоны РСФСР. По ком­ сомольским путевкам сюда уже направлено более 150 тысяч молодых добровольцев. Вве­ дено в строй свыше 300 круп­ ных сельских и мёлиоратив- ных объектов —: ударных строек комсомола. Комсомольский вклад в раз­ витие Нечерноземья мог быть более значительным, если бы удалось лучше организовать труд молодых строителей и мелиораторов, сполна обеспе­ чить стройки техникой и ма­ териалами, создать более бла­ гоприятные жилищно-быто­ вые условия. В отчетный период продол­ жалось, набирало новый опыт шефство Ленинского комсомо­ ла над капитальным строи­ тельством. Только на всесо­ юзных ударных комсомоль­ ских стройках введено более 1000 крупных народнохозяй­ ственных объектов. За четыре, года сюда прибыли по путев­ кам комсомола почти полмил­ лиона юношей и девушек. Из этого кремлевского зала уходили первые комсомоль­ ские отряды на сооружение БАМа. За ними шли новые и новые добровольцы. Доклады­ ваем делегатам: решения XVIII съезда комсомола ус­ пешно выполняются. На трас­ се работает сплоченный много, национальный коллектив, ядро которого составляют посланцы Ленинского комсомола. Уложе­ но 2360 километров стального пути. Построены десятки но­ вых городов и поселков, про­ мышленных объектов. Усилия комсомольских ор­ ганизаций должны быть те­ перь направлены не только на завершение прокладки трассы и подготовку к открытию сквозного движения, йо и на ускоренное промышленное освоение зоны БАМа, его аг­ рарного пояса, строительство в Сибири и на Дальнем Вос­ токе новых городов, заводов и фабрик. Сегодня на карте Родины — 135 всесоюзных, около че­ тырех тысяч республикан­ ских, краевых, областных ударных комсомольских стро­ ек. Объектами шефства стали крупные территориально-про­ изводственные комплексы. В 1982—1985 годах на все: союзные ударные стройки предстоит направить 350 ты­ сяч молодых добровольцев. Однако в организации обще­ ственного призыва молодежи приходится сталкиваться и с трудностями. ЦК ВЛКСМ про­ сит Совет Министров СССР принять специальный доку­ мент, регламентирующий по­ рядок и финансово-материаль­ ное обеспечение общественно­ го призыва молодежи в мас­ штабах страны. Партия подчеркивает: без­ условная предпосылка реше­ ния всех народнохозяйствен­ ных задач — и производ­ ственных, и социальных — развитие тяжелой индустрии, в первую очередь, топливно- энергетической базы. На территории в миллион квадратных километров раз­ вернулась гигантская строи­ тельная площадка — тюмен­ ское созвездие 16 комсомоль­ ских строек. Каждый четвер­ тый строитель Западной Си­ бири — посланец ,ВЛКСМ, каждая третья бригада, уча­ сток, строительно-монтажное управление — комсомольско- молодежный коллектив. Уча­ стие в борьбе за освоение бо­ гатств края стало боевым де­ лом всех отрядов Ленинского комсомола. Более активным стало уча­ стие комсомола в борьбе за уголь. На основе долгосроч­ ных программ осуществляется шефство над крупнейшим Канско-Ачинским топливно- энергетическим комплексом. Павлодар-Экибастузскнм. Юж- но-Як\тским территориально- производственными комплек­ сами. Старейшая отрасль за­ метно помолодела. И все-та­ ки молодежи в шахтах, угольных разрезах еше недо­ статочно. Комсомольские ор­ ганизации призваны усилить шефство над отраслью. Докладчик проанализировал участие комсомола в развитии энергетики, металлургии и ма­ шиностроения, транспорта и других отраслей народного хозяйства, остановился на вопросах шефства над произ­ водством товаров народного потребления, организацией торговли. и сферы обслужива­ ния. , Стержнем экономической политики, подчеркивалось на XXVI съезде КПСС, становит­ ся дело, казалось бы, прос­ тое и очень будничное — хо­ зяйское отношение к общест­ венному добру. Экономика должна быть экономной. Эта установка пар­ тии заключает в себе нё только программу борьбы за более высокие рубежи нашего народного хозяйства. Это и программа воспитания нового человека. Комсомольские ор­ ганизации должны формиро­ вать у юношей и девушек ка­ чества хозяев социалистиче­ ского производства, высокую ответственность за результаты своего труда. Надо вести строгий комсо­ мольский счет экономии мате­ риальных ресурсов, сбереже­ ния народного добра. Формы этой работы должны быть живыми, интересными, дейст­ венными. Главное здесь, как подчеркнул сегодня Л. И. Брежнев, — это конечные ре­ зультаты, их точный учет. Предлагается открыть всесо­ юзный комсомольский счет экономии и бережливости в одиннадцатой пятилетке. Ли­ цевые счета экономии, книж­ ки бережливости должны иметь комсомольцы, юноши и девушки, каждая комсомоль­ ская организация. Говоря о бережливости, нельзя упускать из виду и бе­ режное отношение к рабоче­ му времени. ЦК ВЛКСМ, комитеты комсомола должны еще энергичнее направлять усилия комсомольских орга­ низаций на выполнение поста­ новления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокра­ щении текучести кадров в народном хозяйстве». Миллионы юношей и деву­ шек, продолжал первый сек­ ретарь ЦК ВЛКСМ, учатся коммунизму в рядах нашего Союза молодежи, целеустрем­ ленно осваивают опыт стар­ ших поколений революционных борцов, их проверенную деся­ тилетиями убежденность в правоте марксизма-ленинизма,. кательными „гл ав н о е воспитывают в себе стойкость, были нашими нуждами; мы мечтали о светлом будущем для всего человечества, шуме­ ли, спорили, влюблялись, чи­ тали и сами сочиняли стихи, — пишет Леонид Ильич в «Воспоминаниях». — Знатока­ ми поэзии мы себя не счита­ ли, превыше всего ставили актуальность, политическую направленность стихов. И по­ эты были у нас свои, комсо­ мольские». Время сохранило тронутый желтизной лйсток курской губернской молодежной газе­ ты «Комсомолец» от 1 января 1924 года. Каким ярким на­ калом революционных страс­ тей, каким бурлящим кипени­ ем комсомольской романтики наполнен он! Среди лозунгов и призывов крепить комсо­ мольские ряды, умножать усилия в борьбе с разрухой, изучать историю РКСМ и КИМа небольшое стихотворе­ ние «Германскому комсомолу»: Смело, вперед! Разорвите окббы, Сбросьте кровавые цёйи царей, Юным порывом, огнистой волною, К новому счастью —смелей! К жизни, к прекрасному солнцу свободы, К светлым идеям великих творцов, Смело шагайте же, юные взводы, Помня заветы отцов!.. Как взволнованно звучат эти строки, сколько в них искренности и живого уча­ стия в судьбе своих далеких немецких собратьев. Под сти­ хотворением подпись: Л. Бреж­ нев. мужество, преданность комму­ нистическим идеалам, нравст­ венную чистоту, патриотизм и интернационализм. Непрехо­ дящее значение имеет для нас выдвинутая В. И. Лениным задача: учиться коммунизму, воспитать из себя коммуни­ стов. В выступлении на нашем съезде товарищ Л. И. Бреж­ нев изложил требования, ко­ торые предъявляются сегодня к формированию всесторонне развитой личности. Коммуни­ стическое сознание,, высокая политическая культура совет­ ской молодежи формируются всем укладом жизни общества развитого социализма и преж­ де всего целенаправленной идейно-воспитательной рабо­ той. Важнейшая задача — изу­ чение марксистско-ленинской теории. В отчетный период, выполняя постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улуч­ шении идеологической, поли­ тико-воспитательной работы», комитеты комсомола стреми­ лись, чтобы каждый молодой человек глубоко и системати­ чески изучал революционную науку, становился активным политическим бойцом, способ­ ным на деле проводить поли­ тику партии. За эти годы почти йа два миллиона увеличилось количе­ ство молодых тружеников, за­ нимающихся в системе комсо­ мольской политучебы. В лек­ ториях, народных университе­ тах занимаются около трех миллионов юношей и деву­ шек. Углубилось политиче­ ское информирование, нала­ живается система изучения общественного мнения молоде­ жи. Новая структура комсо­ мольской политучебы, как по­ казывает практика, открывает широкие возможности для по­ следовательного и непрерыв­ ного овладения наукой рево­ люционного действия, система­ тического изучения трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, документов КПСС, работ Л. И. Брежнева. Зада­ ча комитетов комсомола — строить изучение, марксистско- ленинской теории так, чтобы оно органически сливалось с практическими делами комсо­ мольцев, с их собственной жизнью. Комсомольские организации должны всем содержанием своей работы формировать у каждого комсомольца, моло­ дого человека активную жиз­ ненную позицию. открывать для него мир большой обще­ ственной жизни, мир борьбы за судьбы человеческом циви­ лизации. за коммунизм, вво­ дить его в этот мир не бес­ страстным наблюдателем. а личностью активной, действую­ щей. Все бури мира врывались в жизнь ячейки, в которой про­ ходила боевая комсомольская юность Леонида Ильича Брежнева. «Нужды страны Причастность ко всему, что происходит в мире, — одна из ярчайших черт характера революционного борца. Разве могло спокойно биться сердце комсомольца Брежнева, ког­ да в далекой Германии начи­ нал вить свое коварное гнез­ до фашизм! Разве может спо­ койно биться сердце коммуни­ ста Л. И. Брежнева, когда на земле еще существуют не­ справедливость и угнетение, когда существует угроза ми- ру! И сегодня комсомольцы, юноши и девушки страны чут­ ко прислушиваются к пульсу планеты. Ежедневный разговор с мо­ лодежью ведет многочислен­ ная армия лекторов, полит­ информаторов, агитаторов. Важно и впредь совершенст­ вовать политическую инфор­ мацию, лекционную пропаган­ ду, делать их живыми, увле- до- казательными. Докладчик остановился на вопросах атеистического вос­ питания молодежи, борьбы с чуждой нашему обществу идеологией и моралью, воспи­ тания у юношей и девушек острого классового чутья, сознательности, политической бдительности. Задача идейно-политическо­ го воспитания — вдохнуть в каждое юное сердце возвы­ шенные идеалы коммунизма, глубокую убежденность в его неизбежной победе. Молодежь должна четко представлять себе величие и сложность за­ дач, стоящих перед нашей страной, которая первой про­ кладывает путь в коммуни­ стическое завтра, стремится всеми силами приближать это завтра, бороться за него. В нынешнем году исполня­ ется 60 леД со дня образова­ ния Союза Советских Социа­ листических Республик. По­ становление ЦК КПСС в свя­ зи с этим событием , обязыва­ ет комсомольские организации усилить патриотическое и ин­ тернациональное воспитание молодежи. Комитетам комсо­ мола следует убедительнее раскрывать роль героического рабочего класса, Коммунисти­ ческой партии в интернацио­ нальном сплочении трудящих­ ся, в 'осуществлении ленинской национальной политики, ут­ верждать в сознании юношей и девушек советский патрио­ тизм, ярко показывать, что достижения каждой республи­ ки, края, области, трудового коллектива — это результат совместных усилий всех наро­ дов страны. В канун юбилея СССР в каждой комсомольской орга­ низации пройдет ленинский урок «Союз нерушимый рес­ публик свободных», в горо­ дах и районах — всесоюз­ ные общественно-политиче­ ские чтения «Мы дружбой ле­ нинской сильны», трудовые вахты, посвященные братским союзным республикам, фести­ вали дружбы, праздники на­ родного творчества. 60-летию СССР посвящается X Всесо­ юзный слет победителей похо­ да по местам революционной, боевой и трудовой славы со­ ветского народа и Коммуни­ стической партии. Шестьдесят миллионов участников этого патриотического движения идут маршрутами подвига, приобщаются к бессмертным традициям партии и народа. В комсомольских организаци­ ях началась Всесоюзная по­ исковая экспедиция «Летопись Великой Отечественной». Воспитание патриотизма — это и воспитание мужествен­ ного воина, защитника От­ чизны, беспощадного к ее врагам. Необходимо активнее разъяснять юношам и девуш­ кам агрессивную сущность империализма, усилить мо­ рально-политическую, психо­ логическую и военно-техни­ ческую подготовку молодежи к службе в рядах Вооружен­ ных Сил. Комсомольцы Вооруженных Сил СССР —- боевой отряд Ленинского комсомола. Каж­ дый третий из них встретил XIX съезд ВЛКСМ отлични­ ком боевой и политической подготовки, каждый второй — высококлассным специали­ стом. Комсомольские органи­ зации Армии и Флота под ру­ ководством политорганов и партийных организаций долж­ ны и впредь обеспечивать личную примерность воинов- комсомольпев в решении учебно-боевых задач, мастер­ ском владении оружием и тех­ никой, безупречном выполне­ нии воинского долга. В числе важнейших задач Воспитания, отметил далее первый секретарь ЦК ВЛКСМ, — нравственное ста­ новление личности, духовное развитие подрастающего поко­ ления. Это процесс сложный, многогранный, он происходит везде, где работает, учится, служит Отчизне советская мо­ лодежь. Немеркнущий нравствен­ ный идеал для всех поколе­ ний советских людей — Вла­ димир Ильич Ленин. Поистине учебниками жизни стали для комсомольцев, всей советской молодежи замеча­ тельные «Воспоминания» Лео­ нида Ильича Брежнева. Каж ­ дая их глава питает юношей и девушек неиссякаемой си­ лой революционных, боевых и трудовых традиций партии и народа, воспитывает верность ленинским заветам, коммуни­ стическую идейность, социаль­ ную активность, лучшие чер­ ты советского характера. Задача комитетов комсомо­ ла — усилить пропаганду со­ ветского Образа жизни, ис­ тинных человеческих ценно­ стей, решительно выступать против любых рецидивов ме­ щанской, потребительской пси­ хологии, против таких чуждых нашей морали проявлений, как стяжательство, протекционизм, формировать у молодежи вы­ сокие духовные потребности. Работа эта обращена к глу­ бинам внутреннего мира че­ ловека. В ней проявляется зрелость комсомольской орга­ низации, умение действительно дойти до каждого. В отчетный период комите­ ты комсомола активнее содей­ ствовали охране общественно- ного порядка. Дальнейшее развитие получило индивиду­ альное шефство над «трудны­ ми» подростками, лучшая мо­ лодежь направлялась по ком­ сомольским путевкам в орга­ ны внутренних дел. Однако профилактической работе ком­ сомольских организаций еше недостает конкретности, после­ довательности, индивидуаль­ ной направленности. Еще мед­ ленно снижается количество правонарушений среди моло­ дежи и несовершеннолетних. Задача комитетов комсомола — шире привлекать молодежь к работе добровольных на­ родных дружин, комсомоль­ ских оперативных отрядов дружинников. Каждый ком- *сомолец должен активно уча­ ствовать в укреплении право­ порядка, пропаганде право­ вых знаний. Необходимо уси­ лить работу по месту жи­ тельства. Большое внимание доклад­ чик уделил роли литературы, * искусства в идейном, нрав­ ственном воспитании молоде­ жи, развитии ее духовного мира. Подробно говорил оратор об участии комсомола в даль­ нейшем подъеме массовости физической культуры и спор­ та. Ежегодно на старты ГТО выходят около 50 миллионов человек. Стали хорошей тра­ дицией комсомольско-моло­ дежные легкоатлетические и лыжные кроссы, спартакиады ударных строек, состязания на призы клубов ЦК ВЛКСМ. Однако для многих ю ношей и девушек спорт все еше оста­ ется только зрелищем. До сих пор в стороне от регулярных занятий физкультурой и спор­ том остаются почти две трети молодых производственников. Большое число студентов, школьников, учащихся ПТУ и техникумов не справляются с нормами ГТО. За это прямо отвечают комитеты комсомо­ ла. Необходимо также актив­ нее развивать физическую культуру и спорт на селе. Далее Б. Н. Пастухов оста­ новился на задачах комсомо­ ла по подготовке поколения людей, владеющих современ­ ными знаниями, любящих труд и умеющих работать. В школах, ПТУ, техникумах, ву­ зах, сказал он, ныне занима­ ются более 50 миллионов че­ ловек. Для них главный труд и гражданская обязанность — учеба, борьба за глубокие и прочные знания, идейная закалка, подготовка к жизни, общественно полезному труду. Комитеты комсомола в отчет­ ный период стремились повы­ шать роль комсомольских ор­ ганизаций в коммунистиче­ ском воспитании учащейся и студенческой молодёжи. Ак­ тивно содействовать выполне­ нию выработанной партией программы народного образо­ вания. Окреп, обогатился новым содержанием деловой, творче­ ский союз комсомола и шко­ лы, усилилось внимание к ней всех отрядов ВЛКСМ. Совер­ шенствовались деятельность школьных комсомольских ор­ ганизаций, идёйно-политиче- ское, трудовое и нравственное воспитание учащихся. Около 10 миллионов школьников ежегодно участвуют в работе трудовых объединений. Более предметной стала забота о детских домах и школах-ин­ тернатах. Утвердили себя комсомольские педагогические отряды. Десять лет назад впервые по всей стране прозвучали позывные летней трудовой четверти. Прочно вошли в жизнь лагеря труда и отдыха, трудовые отряды городских школьников. Много перспек­ тивного появилось и в работе ученических производствен­ ных бригад. На их основе со­ здаются механизированные уборочные отряды, комплекс­ ные животноводческие звенья. Задача комитетов комсомо­ ла — совершенствовать орга­ низацию летней трудовой чет­ верти. Сегодня лишь каждый пятый лагерь труда и отдыха имеет стационарную базу, обеспечен необходимым обору­ дованием. Назрела необходи­ мость дополнить и уточнить правовые основы деятельности трудовых объединений школь­ ников, разработать типовой хозяйственный договор. Сле­ довало бы наладить выпуск сельскохозяйственной техни-, ки, простейшего инвентаря, специально предназначенного для подростков и детей, для домашнего труда. Необходимо с юных лет прививать человеку любовь и вкус к труду, стремление стать в ряды славного рабо­ чего класса, колхозного крестьянства. С замечатель­ ной инициативой выступили выпускники сельских школ Омской области, которые ре­ шили идти работать в живот­ новодство — ударный фронт на селе, связать свою судьбу с судьбой родного колхоза, совхоза. Молодых омичей . те#к> и сердечно напутство- _ ^ _ вал Л. И. (Брежнев. Эта ини- общественно полезного труда. мольских организаций училищ — повышение ответственности юношей и девушек за овладе­ ние знаниями, избранной спе­ циальностью, воспитание ком­ мунистического отношения к труду. Пристального внима­ ния требуют сельские ПТУ. Многие из них оснащены уста­ ревшими оборудованием, на­ глядными пособиями, более 300 вообще не имеют учебных хозяйств. Мало еще; здесь го­ товится кадров для животно­ водства. Важное место в системе коммунистического воспитания молодежи отведено советской высшей и средней специаль­ ной школе. Более 10 миллио­ нов специалистов будет подго­ товлено в вузах и техникумах страны в нынешней пятилетке. Учиться на совесть, с полной отдачей сил, уже в студенче­ ские годы приносить реальную пользу обществу — вот граж­ данская позиция советского студента, формирование кото­ рой является важнейшей за­ дачей вузовского комсомола. Необходимо решительно повы­ сить требовательность к тем, кто безответственно относится 1к учебе. Среди всех учебных предметов мы обязаны особо выделять общественные дис­ циплины. Свыше 80 процентов буду­ щих специалистов участвуют в научной работе. Перед на­ ми стоит . задача — сделать студенческое научное творче- . ство таким же массовым и эффективным, жак движение строительных отрядов. Органической составной ча­ стью учебно-воспитательного процесса стал третий трудо­ вой семестр. Комитетам ком­ сомола необходимо активно развивать перспективные фор­ мы коллективного труда и творчества студентов, лучшие традиции патриотического дви­ жения, формы безвозмездного циатива должна быть широко поддержана — так же, как в свое время был подхвачен по­ чин костромских школьников. Завтра комсомол, школа, вся наша страна торжествен­ но отметят 60-летие Всесоюз­ ной пионерской организации имени В. И. Ленина, которая объединяет 20 миллионов де­ тей и подростков. Богата и разнообразна жизнь пионерских отрядов и дружин. Пионеры участвуют в пятилетке ударных трудовых дел: охране природы, в эк­ спедиции «Моя Родина — СССР», шефствуют над ок­ тябрятами, ведут поисковую, тимуровскую работу, играют в «Зарницу», идут маршрутами народного подвига, проводят геологические походы. Впереди пионерских колонн — 82 тысячи старших вожа­ тых. Много они делают хоро­ шего, но надо делать еще больше. Комитеты комсомола совместно с органами народ­ ного образования должны си­ стематически вести подготовку и переподготовку вожатых, вооружать их знаниями. Пер­ вый секретарь ПК ВЛКСМ обратился к Министерству просвещения СССР с предло­ жением ввести в педагогиче­ ских училищах специальность вожатого-воспитателя. Особой заботой комсомола должны' быть окружены пер­ вые помощники семьи в вос­ питании ребенка — детские дошкольные учреждения. На прошедших отчетно-выборных конференциях вносились пред, ложения — объявить их стро­ ительство комсомольскими стройками. На наш взгляд, правильные предложения. Большое внимание было уделено в докладе развитию комсомольского шефства над системой профессионально- технического образования. Се- годня в профтехучилищах страны обучаются 4 миллиона юношей и девушек. В отчет­ ный период на учебу направ­ лено по комсомольским Пу­ тевкам 2 миллиона человек. По призыву комсомола более 40 тысяч передовиков произ­ водства пришли на работу в систему профтехобразования. Среди мастеров и преподава­ телей ПТУ каждый третий — член ВЛКСМ. Между комсо­ молом и органами профтехоб­ разования установилось проч­ ное, деловое, творческое со­ трудничество. Пример образцовой работы показывают ленинградцы. В городе и области создана со­ временная учебно-материаль­ ная база, подготовлены высо­ коквалифицированные ниже- нерно-педагогические кадры. По велёнию сердца в училища пришли десятки Героев Со­ циалистического Труда и на­ родных депутатов, сотни знат­ ных рабочих, передовиков и новаторов производства. За годы двух последних пятиле­ ток ленинградские профтех­ училища подготовили свыше полумиллиона рабочих высо­ кой квалификации. Полностью завершен переход на подго­ товку рабочих со средним об­ разованием. Высокую оценку этим достижениям ленинград­ цев дал товарищ Л. И. Бреж­ нев в своем приветствии уча­ стникам торжественного со­ брания выпускников школ Ле­ нинграда и Ленинградской об­ ласти, изъявивших желание учиться в профтехучилищах. В одиннадцатой пятилетке в учебных заведениях профтех­ образования предстоит подго­ товить 13 миллионов квалифи­ цированных рабочих. Задача масштабная, сложная. Главное в работе комсо- Остановившись на вопросах совершенствования организа­ ционной работы, докладчик отметил, что в период после XVIII съезда ВЛКСМ продол­ жала возрастать роль Ленин­ ского комсомола как активно­ го помощника и боевого ре­ зерва партии, масштабнее ста­ ла его практическая деятель­ ность, усилилось участие в управлении государственными н общественными делами. ВЛКСМ — подлинно массо­ вая организация всей совет­ ской молодежи. В его рядах 41,7 миллиона юношей и де­ вушек. Большинство комсо­ мольцев трудятся в различных сферах народного хозяйства,, культуры и социального уп­ равления. За период между XVIII и XIX съездами ВЛКСМ в комсомольские ря­ ды принято Почти 20' миллио­ нов юношей и девушек. В ВЛКСМ 450 тысяч пер­ вичных организаций. Необхо­ димо проявлять постоянную заботу об их укреплении. «Речь идет о том,— подчерки­ валось на XXVI съезде КПСС, —чтобы в каждой комсомоль­ ской организации была созда­ на живая, творческая атмо­ сфера». В этой яркой, емкой формуле выражено главное— комсомольская жизнь должна быть насыщенной политиче­ ски, наполненной общественно полезными делами, интересной и динамичной, отмеченной стремлением во всем проявить «свою инициативу, свой по­ чин». XIX съезду ВЛКСМ пред­ шествовали отчеты и выборы в комсомольских организациях страны. Они прошли при ог­ ромном внимании ЦК КПСС, местных партийных органов и стали взыскательным смотром комсомольских рядов. На со­ браниях было высказано не­ мало замечаний и конкретных предложений по совершенство­ ванию комсомольской работы. Важно, чтобы все они, как и решения отчетно-выборных со­ браний, конференций, съездов, последовательно проводились в жизнь. Оратор остановился на во­ просах совершенствования контроля и проверки исполне­ ния, подбора, расстановки и воспитания кадров и актива. За последние четыре года, от­ метил он, отряд молодых коммунистов, работающих в комсомоле, увеличился на треть. Партийное ядро в ком­ сомоле — это почти полтора миллиона коммунистов, безза­ ветно преданных своему делу вожаков молодежи, способных словом и делом, личным при­ мером увлечь юношей и деву­ шек. Члены и кандидаты в члены КПСС возглавляют ны­ не около половины первичных комсомольских организаций. С неослабным, истинно оте­ ческим вниманием, взыскатель­ но, требовательно пестуют ком­ мунисты свою молодую смену. Ленинской заботой о будущем нашей Родины, молодом поко­ лении, делах комсомола прони­ зана вся многогранная титани­ ческая деятельность боевого штаба нашей партии — Цент­ рального Комитета КПСС. Воп­ росы работы с молодежью, пар­ тийного руководства комсомо­ лом постоянно в поле зрения ЦК компартий союзных рес­ публик, краевых, областных, городских и районных комите­ тов партии, первичных партор­ ганизаций. Ленинский комсомол уделя# постоянно большое вйиманщ подготовке из молодежи ново­ го партийного пополнения. Зр. (Окончание на 3-й стр.). •Ч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz