Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 4 мая 1982 г., № 103 (16 ЗОН .м ^ ш < « м 1ш»ШИММЮИЮ№ЯШМ-а1 РОДНОЙЗЕИЛЕ-СЕРДЦДИРУННМОЛОДЫХ В самоотверж енном созидат ельном т руде на благо Родины ра скры вают ся лучш и е качест ва советских людей , Нет сомнения, что ты сячи ваш их сверстников по зо ву партии и велению сердца вольются в славны е р я ды труж еников села, найдут свое общественное призвание, обрет ут личное счастье . (Из приветствия Л. И. БРЕЖНЕВА участникам слета выпуск ников сельских средних школ Омской области). ПОСТИГАЯ СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА ГОТОВИТЬ ДОСТОЙНУЮ С М Е Н У Воспитать у каждого юноши и девушки такое отношение к труду, чтобы к моменту выпу ска из школы он смог правиль- но выбрать свою профессию, был готов отдать все силы и знания на благо обществу — вот цель, важная и трудная, Замечательным наставником стал для верхнеказинских школьников зоотехник Е. 3. Астапенков. Регулярно собира ет он в Доме животноводов семиклассников, проводит с ни ми теоретические занятия. Под его руководством ребята ис которая стоит сегодня перед следуют влияние микроэлемен школой. Особенно остра проб лема подготовки кадров на селе. Все напряженнее, слож нее становятся задачи, кото рые приходится решать полево дам и животноводам. Хозяйствам необходим по. стоянный приток молодежи. Это хорошо понимают педаго ги Долгоруковского района. Их усилиями, благодаря всесторон ней и систематической под держке партийных и советских органов, в школах за послед ние годы выработалась строй ная система трудового обуче. ния и воспитания учащихся. В основе ее лежит стремление тесно связать профессиональ ную ориентацию с задачами повседневной практики хо зяйств. Для обеспечения эф. фективности этой работы кол хозы и совхозы района в планы социально-экономического раз вития внесли немало мероприя тий, которые должны укре пить материальную базу школ, помочь педагогическим коллек тивам успешнее готовить мо лодое пополнение хозяйствам. Школы района уже получи, ли 19 тракторов, 18 автома шин, больше 40 единиц другой сельскохозяйственной техники. За ученическими бригадами за креплено более полутора тысяч гектаров земли. Нельзя не за метить, как эти отрадные пере, мены повлияли на деятельность школьных трудовых коллекти- вов — возросла ответствен ность ребят за технику, за ка чество работы, они проявляют инициативу', приобщаются к сельскохозяйственному труду с серьезным прицелом на буду, щее. Кроме ученических производ ственных бригад, в районе соз дано 23 звена животноводов. «Всесторонний подъем живот, новодства, дальнейшее увеличе ние производства кормов явля ется важнейшей хозяйственно, политической задачей, и наша замечательная молодежь долж на внести свой вклад в ее ус пешное решение». Это слова из приветствия Генерального сек ретаря ЦК КПСС, Председате ля Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Бреж нева к участникам слета вы пускников сельских средних школ Омской области, решив, ших посвятить свою жизнь тру. ду животновода. В приветст вии подчеркивается важ ность ценность патриотиче ской инициативы юных омичей, целесообразность ее широкого распространения. Возможно сти к тому есть и в Долгору ковском районе. Есть отдель ные мастера машинного дое ния, целые фермы с хорошо налаженным производством, стабильно работающие. Сло вом, есть с кого брать пример молодым, у кого перенимать опыт. Дело за педагогическими коллективами, которые должны помочь ребятам увидеть то лучшее, что накоплено в жи вотноводстве, те изменения, что произошли в последние годы. Надо отметить, что. шефствуя над животноводством, долго руковские школьники и сейчас делают уже немало. Из года в год помогают труженикам кол. хозов и совхозов заготавливать корма. Третий год осуществля ется шефство над молодняком — около 1600 телят находится под присмотром ребят. Ближе, понятнее школьнику становятся заботы сельского труженика, если на ферме он остается не один, если рядом всегда чуткий наставник. Та кой. например, как лауреат Государственной премии, опе. ратор по откорму крупного ро гатого скота совхоза «Екате- риновский» И. Ф. Шацких. В добром совете не откажет этот мастер, словом и делом помо жет. Любят общаться с ним ребята. тов на вес и развитие телят. В опытной группе 10 жи вотных, за ними и ухажива ют пионеры, одновременно на блюдая, как с каждой десяти дневкой меняются привесы телят. И, надо сказать, что среднесуточные привесы в опытной группе на 70 грам мов выше, чем в контрольной. Постановка опытов заметно повысила и углубила интерес школьников к делам на ферме Улучшилась дисциплина, юные животноводы стали работать в более четком ритме, соблю. дать все необходимые требо вания. Трудно переоценить воспита тельный эффект хорошо орга. низованного трудового обуче ния: когда ученические произ водственные бригады и звенья располагают всем необходимым для работы, если чувствуют се. бя не поденщиками, а хозяе вами. Здесь надо подчеркнуть важность организации кругло годичной деятельности учениче. ских бригад. Именно такую цель ставят перед школами и хозяйствами партийные и со ветские органы района. В пос ледние пять лет ими проделана большая организаторская ра бота: закреплены в качестве шефов за школами хозяйства, составлены и выполняются совместные планы по проф ориентации и закреплению мо лодежи, специалисты колхозов и совхозов учат ребят основам агрономии н зоотехнии. Настоящим трудовым сот рудничеством можно назвать взаимоотношения со школами совхоза «Больше-Боевский», колхоза имени Кирова, совхо за «Долгоруковский», колхоза «Путь к коммунизму» и ряда других. Руководители этих хо зяйств глубоко вникают в нужды педагогических коллек тивов, считая их заботы свои ми. Так, замечательный лагерь труда и отдыха — кстати, это одна из эффективных форм трудового воспитания — по строен в колхозе имени Киро ва. К услугам ребят спортив ный комплекс, столовая, ком ната отдыха, бытовые помеще ния. Педагоги Верхнеказинской школы хорошо наладили воспи. та тельную работу, в которой, кстати, принимают заметное участие и колхозные специа листы во главе с председателем А. Н. Кривоносовым. Все это позволило минувшим летом создать здесь районный лагерь юных мастеров машинного дое. ния. Конечно, в работе по трудо вому воспитанию учащихся мы встречаем и определенные трудности. Главная из них это кадры. Молодые педагоги не получают в вузах достаточ ной подготовки по методике трудового воспитания, органи. зации деятельности трудовых объединений школьников. На зрела необходимость также шире и обстоятельнее раскры вать передовой опыт сбвмест- ной работы школ и хозяйств. Нуждаются в научной разра ботке нормирование, учет оплата труда школьников, также мастеров производст венного обучения. Последовательно проводя в жизнь директивы партии и правительства по дальнейше му совершенствованию трудо вого обучения и профессио нальной ориентации школьни. ков, педагогические коллекти вы школ района приложат все силы и знания для того, что бы готовить достойную моло. дую смену. Ю. АЛЕКСЕЕВ, заведующий районным отделом народного образования. Есть такая проблема: из сел в города уезжают все больше девча та, ссылаясь на то, что. дома нет для них подходящего дела. Часто слышишь сетования на небогатый выбор женских профессий: свеклу тяпать да коров доить. Эту работу и без среднего образования мож но освоить, неинтересно... Обидно слушать. Наши матери десятки лет самоотверженно тру дятся на этом переднем крае сель ского хозяйства. И не потому, что на большее не способны. А потому, что любят свое дело, нашли в нем призвание. Около 340 мастеров машинного доения насчитывается сейчас в районе, и три четверти их работают в животноводстве более 20' лет. Это большей пастью уже немо лодые женщины, у многих дети взрослые, подрастают внуки. И что же знают дети о профессии своих матерен? Берусь утверж. дать: мало, крайне мало. С ранних лет. слышат разве что одно: гряз но на ферме, тяжело. Мальчики и девочки занимаются в учениче ских бригадах, но, как выясняется, часто не знают местные породы животных, не могут составить ра цион кормления, определить ка чество, чистоту молока, не знают последовательности разборки и сборки доильных аппаратов. Ре бята не знают эту профессию, что рождает неуверенность и, вполне естественно, нежелание трудиться самостоятельно. Вот и выходит, что самое близкое для наших де тей, то, с чем сталкиваются они с малых лет, стало чужим и далеким. Понимание этого и привело нас к мысли о необходимости создания районного сводного отряда^юных доярок. Вошли в него 22 девочки, представители 11 школ района. Как позже выяснилось, почти у всех мамы — доярки. Работали мы на базе колхоза имени Кирова, где создан отлич ный лагерь труда и отдыха, в ко тором мы жили. А трудились на Знаменской ферме. Девочки обслу. живали десять групп. С первых же дней мы почувствовали чуткое, доброе отношение мастеров ма шинного доения.зооветработников, руководителей колхоза. Нам по верили, а доверие обязывает. За 20 дней школьницы надоили 12672 килограмма молока, почти каждая отправила на завод по 16 бидонов продукции ■высокого качества. Много ли, мало — не это главное: нас радовал воспита тельный эффект коллективного труда. Помню, как весело, по-боевому взялись девочки за работу. В группе у Н. Журавлевой сразу надои были высокими, быстрее всех она и заканчивала дойку. На это обратили внимание члены нашего временного комитета ком сомола. Подсчитали: время ухода за одной коровой у Наташи со ставляет 4,5 минуты. Это резуль. тат мастера. У нее учились. Так же, как старались перенять сно ровку и ловкость Г. Усановой и В. Фокиной —- в группе у девушек было больше всех животных, рабо. тали они с четырьмя аппаратами. Первое место по итогам лагер ного соревнования заняли Люба и Галя Шеменевы из Вязовицкой школы. Одна из .них собирается стать ветврачом. Зоотехником — Н. Романова. Летом, пбеле лагеря, она опять пришла на ферму, смогла заменить ушедшую в от. пуск лаборантку: определяла ка чество молока, учитывала труд доярок. Ныне мы вновь собираемся от крыть лагерь юных доярок. Те перь их будет уже тридцать из всех школ района. В основу рабо. ты будет, положен опыт прошлого лета. Однако мы собираемся больше внимания уделять — ко- нечно, не в ущерб практике — теоретическим занятиям. Наде емся, что специалисты районного управления сельского хозяйства будут чаще бывать у нас. Поста раемся самостоятельно справиться и с организацией двухсменной ра. боты. Недавно в Большебоевской шко ле встретила Лену Архипову, тоже члена нашего отряда. Очень про сила девушка: «Сестру мою в л а герь, пожалуйста,- возьмите». И подумалось в очередной раз: нра вится девчатам и работать, и учить ся вместе. Лагерь подтвердил силу молодежного коллектива, до казавшего, что не так уж и плоха профессия доярки, как о ней еще говорят. Она интересна, открыва ет возможность учиться дальше, глубже постигать секреты мастер ства. На силу коллектива, думается, рассчитывали и в Омской обла сти, создавая комсомольско-моло. дежные коллективы животново дов. Дело это стоящее, надо бы и нам его перенять. Пришла пора создавать такие фермы у нас в районе. Н. РОЩУПКИНА, директор районной станции юных натуралистов, начальник штаба лагеря. П А Ш Н Я От снежных глыб освобождая грудь, Земля под солнечным разливом дышит. И трактор, обновив весенний путь, Стал, кажется, осанистей и выше. Спешит волна крутая страдая. за волной, В те годы в мае не было Агатом неподдельным весны, отливая, Трава горела, тлела И пашня засветилась предо молодая... мной, . Весенние напевы, распалясь, разбуженная, вечная, Пусть мирный ветер на поле С ВЯТ3 я. Она такой к нам приходила приносит. в сны, Земля, живой водой Осколочными ранами обогатясь, И моего тепла большого просит., Хочу сполна тепло души отдать, Хочу ей благодарно поклониться* И на ладони возношу опять Земли родимой кровную частицу. Е. КУЗИНА. На снимках: члены ученической производст венной бригады Большебоевской средней шко лы готовятся к севу. С Т А В Я Т О П Ы ТЫ Ученическая производствен, ная бригада Долгоруковской средней школы объединяет бо лее трехсот учащихся старших классов. Они занимаются в звеньях механизаторов, садово дов, овощеводов, животноводов и полеводов. Труд ребят хоро шо организован благодаря за ботливому отношению со сторо ны шефов совхоза «Долгору ковский». Так, недавно хозяйст во закрепило за' школой 124 гектара земли. Теперь на этом участке ребята выращивают овощи, кормовую свеклу. Школьники изучают влияние гербицидов на посевы кормо вой свеклы, выявляют лучшие агроприемы по выращиванию овощных культур. Все это по могает юным долгоруковцам добиваться хороших урожаев. 3. ПЕТРОВА. ЗОВЕТ ШКОЛЬНОЕ ПОЛЕ Стояла середина апреля. Мы сидели в учительской Больше боевской школы, говорили по началу о чем-то малозначи тельном. Д а тут обронил в разговоре кто-то слово «сев», и обстановка неуловимо измени лась: учителя стали заинтере сованно и . оживленно обсуж дать дела, которые, казалось, не имели к ним прямого отно шения. — В воскресенье, говорят, в «Маевке» уже сеяли. — Нам, пожалуй, рановато. Вчера совхоз вывел тракторы в поле — увязли... Понятно, школьный коллек тив — часть большой семьи села, оттого и в курсе хозяйст. венных забот педагоги. Не это удивило. Примечательно, с ка кой горячей заинтересованно стью, нс как сторонние наблю датели, говорили учителя о предстоящей посевной. А учи тель труда Б. А. Боев, что-то про себя прикинув* вслух ска зал: — Если дождя не будет, завтра и я с ребятами в поле выйду. Да, по весне и школьники торопятся выйти в поле. Уче ническая производственная бригада Большебоевской школы вот уже три года самостоя тельно хозяйствует на ста гек. тарах . земли. — Раньше, — рассказывает организатор внеклассной ра боты В. П. Боева,—мы хотя и назывались ученической произ водственной бригадой, и тру дились неплохо, да только больше напоминали поденщи ков, людей со стороны. По просит совхоз — отзовемся, прополем на совесть свеклу и убрать урожай поможем. Ре бятам это было,, признаться, не очень интересно. Другое де ло сейчас... Большебоевская ученическая производственная бригада те перь, кроме земельного участ ка, располагает всей необхо димой техникой. У нее два трактора Т-70 и ДТ-75, мало габаритный «Риони-2», автомо. биль ГАЗ-52, весь прицеп ной инвентарь. В прошлом го ду получили ,от совхоза новый свекловичный культиватор. И семенами хозяйство регулярно снабжает. Шефы у большебоез. ских школьников заботливые. Не оттого ли, чувствуя та кую постоянную поддержку, и смогли ребята под руководст вом учителей труда, школь ных биологов развернуть ин тересную работу? Вот уже де сять лет, как ученическая производственная бригада дей. сгвует круглогодично. В ней три звена. Юные полеводы и механизаторы разбили поле на три участка: один в прошлом году был отведен под кормо вую свеклу, другой — под ни Моргачева отец — опыт ный механизатор, комбайнер, бригадир. И парень сразу дал понять и сверстникам, и учите лю, что регулировка управле ния, установка зажигания и даже ремонт магнето — для него дело пустячное. И, прав да, машины он знал хорошо. однолетние травы, на третьем Прищлось учителю подыскивать посеяли яровую пшеницу. Уро жай собрали хороший, удзласв и свекла, и яровые, а нз одно летних получился солидный стог сена — добрая помощь в зимовку. Ныне трехпольный оборот сменится четырехполь-, ным — тридцать соток, по предложению Б. А. Боева, ре шили отвести под семена кор мовой свеклы. По предложению Б. А. Бое ва... Во многом успешное раз витие бригады последние годы объясняется присутствием в ней этого энергичного, опытно го педагога. Впрочем, педаго. гом-то он стал уже здесь, в школе. Раньше, лет двадцать назад, работал водителем в совхозе. А как решили в шко ле организовать ученическую бригаду, то в первую очередь о нем подумали: технику лю бит, ребятишки к нему льнут. Хлопотной и нелегкой оказа- лать работа в школе. Особен но, если учесть, что пришлось Борису Алексеевичу дело под нимать новое: бригада шла в рост на его глазах,- при его прямом участии. Над кабине том машиноведения «мудрил» вместе с совхозными специали стами, приходила техника — «выбивал» детали, узлы. Книж ки, журналы ребятам подыс кивал, чтобы глубоко, до тон костей знали сельские маши ны. Сам тоже, конечно, учился — читал необходимую литера туру по машиноведению, агро технике, по педагогике. Уже с четвертого класса он включает ребят в дело, помо гает освоить поначалу мало габаритный «Риони-2». А под растают — дает задания по сложнее. Большебоевские старшеклассники умело справ ляются со всем циклом сель скохозяйственных работ. Сейчас Е. Моргачев и В. По. летасв уже в десятом классе. И оба, по мнению учителя, станут отличными механизато рами, добрыми помощниками совхозу, в котором решили ра. ботать после школы. А ведь поначалу уровень знаний был у них далеко не одинаков. У Же- ему задания посложнее, чтобы не зазнался парень, научился; ответственнее относиться к се бе и технике. А у Васи Полетаева ро дители — животноводы. Его Борис Алексеевич терпеливо и долго знакомил с деталями, узлами машин, подбадривал, если что-то не получалось. Теперь оба десятиклассника уверенно идут к выпускным экзаменам. И хотя знают, что экзаменовать их будут сов хозные специалисты, народ придирчивый, строгий, все же для них теперь все страхи позади. ...А к выходу в поле гото вятся новые учащиеся. На школьном дворе у ДТ-75 и новенького «УСМК» оживлен но. Рядом со свекловичным культиватором — А. Гришин, С. Красиков и Н. Крюков. Им работать с этой машиной. Не страшновато ли? По-взрослому солидно и сдержанно отвеча ют ребята, что машину знают хорошо, участвовали в сборке ее зимой — за 15 дней справи. лись, укомплектовав полностью всем необходимым. Уже при ходилось им и культивировать почву, и бороновать, и сеять. Ребята благодарны и Б. А. Боеву,- и главному агроному совхоза А. И. Узумову, кото рый до тонкостей «проработал» с ними технологию возделы вания свеклы. Знают ребята, что работа в поле будет орга низована в две смены, знают и своих напарников, условия со ревнования. «Скорей бы в по ле», —• читается в их глазах. Тут рядом вдруг мощно взревел ДТ-75, оглядываемся — трактор скоро пошел школьным воротам. Это нс утерпел Коля Меркулов. Стро го наказал Борис Алексеевич паренька, нарушившего дисцип лину на уроке. Но, вижу, серд цем-то понял: стосковались ре. бячьи руки по машине, по на стоящей работе, к которой долго и упорно готовились всю зиму: зовет их поле, земля зо вет. Т. СПАССКАЯ. Н Е ОДНАЖДЫ при ходилось бывать в Тимирязевской средней школе. И всякий раз убежда ешься — отношения, сложив шиеся -около , десяти лет назад между нею и совхозом имени Тимирязева, становятся все бо лее деловыми, крепкими. Ус пешно, например, развивается ученическая производственная бригада. В свое время для нее была создана хорошая мате риальная база: оборудованы кабинеты механизации сельско го хозяйства, биологии, проф. ориентации, для начальных классов — кабинет трудового обучения. Это позволило в школе организовать широкую, всестороннюю учебу ребят. Зи. мой члены ученической бригады восьмого класса изучают сельскохозяйственную технику, седьмого — агроприемы выра щивания сельскохозяйственных культур. С ребятами занимают, ся ведущие специалисты. Чет. вертый год на базе школьного кабинета механизации рабо тают курсы трактористов. Их посещают и восьмиклассники. Недавно еще девять ребят сдали экзамен и получили пра. ва механизаторов. К девятому классу ребята уже могут самостоятельно ра ботать в поле. Они умело управляют тракторами, при цепным инвентарем, сев, как правило, проводят в сжатые сроки. Как всегда, этой весной сов. хоз прикрепил к ученической бригаде опытного наставника механизатора Н. С. Гамова. Школьники летом будут выра щивать кормовую свеклу, ку курузу на силос, многолетние травы, ухаживать за садом. Совет бригады еще зимой проанализировал итоги прош лого года, разработал новый режим труда и отдыха всех шести звеньев, составил и до кументацию — полевые журна лы, дневники наблюдений. Чув. ствуется, тимирязевцы не со бираются расставаться ео зва нием одной из лучших бригад района. Да, это одна из лучших бригад. И в том, как она организована, в каких условие ях работает, можно увидеть немало характерного для всех школьных бригад. Думается, объяснить это можно тем, что долгоруковцы в последние го ды смогли большую часть их вывести на один, и довольно высокий, уровень, смогли до биться определенной стабили. зацин их деятельности. Что под этим подразумевается? Самое главное достижение района то, что при всех сред них и восьмилетних, школах В УЧЕНИЧЕСКОЙ работают сейчас ученические производственные бригады. В прошлом году, например, все 339 выпускников десятых клас сов получили в них идейную и трудовую закалку. Из них 180 вручены права тракториста, 33 г - шофера, 53—аттестованы по специальности животновода, 47 — растениевода, 12 — садо. вода. Еще одна важная особен ность: долгоруковские бригады работают круглогодично, непо средственно, практическими де. лами участвуя в хозяйственной деятельности шефствующих колхозов и совхозов. Прицел взят верный. Такая ориентация обеспечивает тесное единство идейно-политического, нравст венного и трудового воспита. ния. Только за нынешнюю зиму старшеклассники, помогая хо зяйствам, отремонтировали 27 культиваторов, 93 бороны, 12 тракторов. Хорошо эта работа была организована в Больше боевской, Верхнеломовецкой и Верхнеказинской школах. Надо ли говорить, какой воспита тельный эффект имеет сам факт участия школьников в этой важной кампании! В последнее время заметно оживилась в бригадах работа животноводческих звеньев. Ле том идет активная заготовка кормов, зимой ребята ухажи вают за молодняком. Сейчас этим важным, очень иеобходи. мым делом занято уже 800 учащихся района. Хозяйства закрепили ребят за определен ными животноводческими кол. лектинами, определили доступ ные для их шефства нормы -поголовья, определили настав ников. Бывая на фермах, ви дишь аккуратно оформленные уголки юных животноводов, графики работы звеньев. И здесь мы подошли, по жалуй, к самому главному, что характерно для района, вы годно отличает его от других в плане трудового воспитания молодежи. Я имею в виду заин тересованность хозяйств в дс. лах подшефных школ. Ведь только этой . заинтересованно стью и можно объяснить столь быстрый рост числа учениче ских бригад, расширение сфе ры их участия в делах трудо вых коллективов, наконец, их успехи. _ Конечно, такое неравнодуш ное отношение к школьным делам не возникло само по се. бе. Оно воспитано той боль шой и многогранной. работой, которую на протяжении пос ледних лет ведут партийные и советские органы района, уме ло направляя в единое русло деятельность управления сель ского хозяйства,' отдела народ ного образования, райкома комсомола. Не вразнобой, а рука об руку действует этот «треугольник». В последнее время работа эта приобрела еще большую целенаправлен ность и системность благодаря организации районного совета по профориентации. Оператив но и глубоко рассматриваются на его заседаниях вопросы тру. дового воспитания и закрепле. ния молодежи, строго контро лируется выполнение решений. Есть и конкретные результаты: в прошлом году, например, из 339 выпускников около полови ны, решив остаться на родной земле, выбрали ту или иную сельскохозяйственную профес. сию, и более 60 юношей и де вушек пришли в хозяйства прямо со ’школьной скамьи. Беседуя с иными директора ми школ, нередко слышишь — пора бы подумать о переводе бригад на хозрасчет. .Смелая, многообещающая задумка. И нельзя не задаться вопросом: что же мешает сейчас ее осу ществлению? Да, есть у долго, руковских ребят прекрасные кабинеты для изучения расте ний, машин. Техники теперь в достатке. Но... Не до конца пока решен вопрос с земельны ми участками: только около половины всех школ района имеют постоянные площади. Да и в таком важном деле, как наставничество, немало упущений. Успех пока оп ределяет только Личная ини циатива мастеров-животново- дов, механизаторов. Вопрос этот нуждается в серьезном внимании руководителей хо зяйств и района. В школе, на полях, на фермйх рядом с ре бятами должны быть опытные, заинтересованные наставники —учителя и производственники. 3. АБРАМОВА, директор областной станции юных натуралистов. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz