Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 4 мая 1982 г., № 103 (16 ЗОН .м ^ ш < « м 1ш»ШИММЮИЮ№ЯШМ-а1 РОДНОЙЗЕИЛЕ-СЕРДЦДИРУННМОЛОДЫХ В самоотверж енном созидат ельном т руде на благо Родины ра скры вают ся лучш и е качест ва советских людей , Нет сомнения, что ты сячи ваш их сверстников по зо ву партии и велению сердца вольются в славны е р я ды труж еников села, найдут свое общественное призвание, обрет ут личное счастье . (Из приветствия Л. И. БРЕЖНЕВА участникам слета выпуск ников сельских средних школ Омской области). ПОСТИГАЯ СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА ГОТОВИТЬ ДОСТОЙНУЮ С М Е Н У Воспитать у каждого юноши и девушки такое отношение к труду, чтобы к моменту выпу­ ска из школы он смог правиль- но выбрать свою профессию, был готов отдать все силы и знания на благо обществу — вот цель, важная и трудная, Замечательным наставником стал для верхнеказинских школьников зоотехник Е. 3. Астапенков. Регулярно собира­ ет он в Доме животноводов семиклассников, проводит с ни ми теоретические занятия. Под его руководством ребята ис которая стоит сегодня перед следуют влияние микроэлемен школой. Особенно остра проб­ лема подготовки кадров на селе. Все напряженнее, слож­ нее становятся задачи, кото­ рые приходится решать полево­ дам и животноводам. Хозяйствам необходим по. стоянный приток молодежи. Это хорошо понимают педаго­ ги Долгоруковского района. Их усилиями, благодаря всесторон­ ней и систематической под­ держке партийных и советских органов, в школах за послед­ ние годы выработалась строй­ ная система трудового обуче. ния и воспитания учащихся. В основе ее лежит стремление тесно связать профессиональ­ ную ориентацию с задачами повседневной практики хо­ зяйств. Для обеспечения эф. фективности этой работы кол­ хозы и совхозы района в планы социально-экономического раз­ вития внесли немало мероприя­ тий, которые должны укре­ пить материальную базу школ, помочь педагогическим коллек­ тивам успешнее готовить мо­ лодое пополнение хозяйствам. Школы района уже получи, ли 19 тракторов, 18 автома­ шин, больше 40 единиц другой сельскохозяйственной техники. За ученическими бригадами за­ креплено более полутора тысяч гектаров земли. Нельзя не за­ метить, как эти отрадные пере, мены повлияли на деятельность школьных трудовых коллекти- вов — возросла ответствен­ ность ребят за технику, за ка­ чество работы, они проявляют инициативу', приобщаются к сельскохозяйственному труду с серьезным прицелом на буду, щее. Кроме ученических производ­ ственных бригад, в районе соз­ дано 23 звена животноводов. «Всесторонний подъем живот, новодства, дальнейшее увеличе­ ние производства кормов явля­ ется важнейшей хозяйственно, политической задачей, и наша замечательная молодежь долж­ на внести свой вклад в ее ус­ пешное решение». Это слова из приветствия Генерального сек­ ретаря ЦК КПСС, Председате­ ля Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Бреж­ нева к участникам слета вы­ пускников сельских средних школ Омской области, решив, ших посвятить свою жизнь тру. ду животновода. В приветст­ вии подчеркивается важ ­ ность ценность патриотиче­ ской инициативы юных омичей, целесообразность ее широкого распространения. Возможно­ сти к тому есть и в Долгору­ ковском районе. Есть отдель­ ные мастера машинного дое­ ния, целые фермы с хорошо налаженным производством, стабильно работающие. Сло­ вом, есть с кого брать пример молодым, у кого перенимать опыт. Дело за педагогическими коллективами, которые должны помочь ребятам увидеть то лучшее, что накоплено в жи­ вотноводстве, те изменения, что произошли в последние годы. Надо отметить, что. шефствуя над животноводством, долго­ руковские школьники и сейчас делают уже немало. Из года в год помогают труженикам кол. хозов и совхозов заготавливать корма. Третий год осуществля­ ется шефство над молодняком — около 1600 телят находится под присмотром ребят. Ближе, понятнее школьнику становятся заботы сельского труженика, если на ферме он остается не один, если рядом всегда чуткий наставник. Та­ кой. например, как лауреат Государственной премии, опе. ратор по откорму крупного ро­ гатого скота совхоза «Екате- риновский» И. Ф. Шацких. В добром совете не откажет этот мастер, словом и делом помо­ жет. Любят общаться с ним ребята. тов на вес и развитие телят. В опытной группе 10 жи­ вотных, за ними и ухажива ют пионеры, одновременно на блюдая, как с каждой десяти­ дневкой меняются привесы телят. И, надо сказать, что среднесуточные привесы в опытной группе на 70 грам мов выше, чем в контрольной. Постановка опытов заметно повысила и углубила интерес школьников к делам на ферме Улучшилась дисциплина, юные животноводы стали работать в более четком ритме, соблю. дать все необходимые требо­ вания. Трудно переоценить воспита тельный эффект хорошо орга. низованного трудового обуче ния: когда ученические произ водственные бригады и звенья располагают всем необходимым для работы, если чувствуют се. бя не поденщиками, а хозяе­ вами. Здесь надо подчеркнуть важность организации кругло­ годичной деятельности учениче. ских бригад. Именно такую цель ставят перед школами и хозяйствами партийные и со­ ветские органы района. В пос ледние пять лет ими проделана большая организаторская ра бота: закреплены в качестве шефов за школами хозяйства, составлены и выполняются совместные планы по проф­ ориентации и закреплению мо­ лодежи, специалисты колхозов и совхозов учат ребят основам агрономии н зоотехнии. Настоящим трудовым сот­ рудничеством можно назвать взаимоотношения со школами совхоза «Больше-Боевский», колхоза имени Кирова, совхо за «Долгоруковский», колхоза «Путь к коммунизму» и ряда других. Руководители этих хо­ зяйств глубоко вникают в нужды педагогических коллек тивов, считая их заботы свои­ ми. Так, замечательный лагерь труда и отдыха — кстати, это одна из эффективных форм трудового воспитания — по строен в колхозе имени Киро­ ва. К услугам ребят спортив­ ный комплекс, столовая, ком­ ната отдыха, бытовые помеще­ ния. Педагоги Верхнеказинской школы хорошо наладили воспи. та тельную работу, в которой, кстати, принимают заметное участие и колхозные специа­ листы во главе с председателем А. Н. Кривоносовым. Все это позволило минувшим летом создать здесь районный лагерь юных мастеров машинного дое. ния. Конечно, в работе по трудо вому воспитанию учащихся мы встречаем и определенные трудности. Главная из них это кадры. Молодые педагоги не получают в вузах достаточ­ ной подготовки по методике трудового воспитания, органи. зации деятельности трудовых объединений школьников. На­ зрела необходимость также шире и обстоятельнее раскры­ вать передовой опыт сбвмест- ной работы школ и хозяйств. Нуждаются в научной разра­ ботке нормирование, учет оплата труда школьников, также мастеров производст венного обучения. Последовательно проводя в жизнь директивы партии и правительства по дальнейше му совершенствованию трудо­ вого обучения и профессио­ нальной ориентации школьни. ков, педагогические коллекти­ вы школ района приложат все силы и знания для того, что­ бы готовить достойную моло. дую смену. Ю. АЛЕКСЕЕВ, заведующий районным отделом народного образования. Есть такая проблема: из сел в города уезжают все больше девча­ та, ссылаясь на то, что. дома нет для них подходящего дела. Часто слышишь сетования на небогатый выбор женских профессий: свеклу тяпать да коров доить. Эту работу и без среднего образования мож­ но освоить, неинтересно... Обидно слушать. Наши матери десятки лет самоотверженно тру­ дятся на этом переднем крае сель­ ского хозяйства. И не потому, что на большее не способны. А потому, что любят свое дело, нашли в нем призвание. Около 340 мастеров машинного доения насчитывается сейчас в районе, и три четверти их работают в животноводстве более 20' лет. Это большей пастью уже немо­ лодые женщины, у многих дети взрослые, подрастают внуки. И что же знают дети о профессии своих матерен? Берусь утверж. дать: мало, крайне мало. С ранних лет. слышат разве что одно: гряз­ но на ферме, тяжело. Мальчики и девочки занимаются в учениче­ ских бригадах, но, как выясняется, часто не знают местные породы животных, не могут составить ра­ цион кормления, определить ка­ чество, чистоту молока, не знают последовательности разборки и сборки доильных аппаратов. Ре­ бята не знают эту профессию, что рождает неуверенность и, вполне естественно, нежелание трудиться самостоятельно. Вот и выходит, что самое близкое для наших де­ тей, то, с чем сталкиваются они с малых лет, стало чужим и далеким. Понимание этого и привело нас к мысли о необходимости создания районного сводного отряда^юных доярок. Вошли в него 22 девочки, представители 11 школ района. Как позже выяснилось, почти у всех мамы — доярки. Работали мы на базе колхоза имени Кирова, где создан отлич­ ный лагерь труда и отдыха, в ко­ тором мы жили. А трудились на Знаменской ферме. Девочки обслу. живали десять групп. С первых же дней мы почувствовали чуткое, доброе отношение мастеров ма­ шинного доения.зооветработников, руководителей колхоза. Нам по­ верили, а доверие обязывает. За 20 дней школьницы надоили 12672 килограмма молока, почти каждая отправила на завод по 16 бидонов продукции ■высокого качества. Много ли, мало — не это главное: нас радовал воспита­ тельный эффект коллективного труда. Помню, как весело, по-боевому взялись девочки за работу. В группе у Н. Журавлевой сразу надои были высокими, быстрее всех она и заканчивала дойку. На это обратили внимание члены нашего временного комитета ком­ сомола. Подсчитали: время ухода за одной коровой у Наташи со­ ставляет 4,5 минуты. Это резуль. тат мастера. У нее учились. Так же, как старались перенять сно­ ровку и ловкость Г. Усановой и В. Фокиной —- в группе у девушек было больше всех животных, рабо. тали они с четырьмя аппаратами. Первое место по итогам лагер­ ного соревнования заняли Люба и Галя Шеменевы из Вязовицкой школы. Одна из .них собирается стать ветврачом. Зоотехником — Н. Романова. Летом, пбеле лагеря, она опять пришла на ферму, смогла заменить ушедшую в от. пуск лаборантку: определяла ка­ чество молока, учитывала труд доярок. Ныне мы вновь собираемся от­ крыть лагерь юных доярок. Те­ перь их будет уже тридцать из всех школ района. В основу рабо. ты будет, положен опыт прошлого лета. Однако мы собираемся больше внимания уделять — ко- нечно, не в ущерб практике — теоретическим занятиям. Наде­ емся, что специалисты районного управления сельского хозяйства будут чаще бывать у нас. Поста­ раемся самостоятельно справиться и с организацией двухсменной ра. боты. Недавно в Большебоевской шко­ ле встретила Лену Архипову, тоже члена нашего отряда. Очень про­ сила девушка: «Сестру мою в л а­ герь, пожалуйста,- возьмите». И подумалось в очередной раз: нра­ вится девчатам и работать, и учить­ ся вместе. Лагерь подтвердил силу молодежного коллектива, до­ казавшего, что не так уж и плоха профессия доярки, как о ней еще говорят. Она интересна, открыва­ ет возможность учиться дальше, глубже постигать секреты мастер­ ства. На силу коллектива, думается, рассчитывали и в Омской обла­ сти, создавая комсомольско-моло. дежные коллективы животново­ дов. Дело это стоящее, надо бы и нам его перенять. Пришла пора создавать такие фермы у нас в районе. Н. РОЩУПКИНА, директор районной станции юных натуралистов, начальник штаба лагеря. П А Ш Н Я От снежных глыб освобождая грудь, Земля под солнечным разливом дышит. И трактор, обновив весенний путь, Стал, кажется, осанистей и выше. Спешит волна крутая страдая. за волной, В те годы в мае не было Агатом неподдельным весны, отливая, Трава горела, тлела И пашня засветилась предо молодая... мной, . Весенние напевы, распалясь, разбуженная, вечная, Пусть мирный ветер на поле С ВЯТ3 я. Она такой к нам приходила приносит. в сны, Земля, живой водой Осколочными ранами обогатясь, И моего тепла большого просит., Хочу сполна тепло души отдать, Хочу ей благодарно поклониться* И на ладони возношу опять Земли родимой кровную частицу. Е. КУЗИНА. На снимках: члены ученической производст­ венной бригады Большебоевской средней шко­ лы готовятся к севу. С Т А В Я Т О П Ы ТЫ Ученическая производствен, ная бригада Долгоруковской средней школы объединяет бо­ лее трехсот учащихся старших классов. Они занимаются в звеньях механизаторов, садово­ дов, овощеводов, животноводов и полеводов. Труд ребят хоро­ шо организован благодаря за­ ботливому отношению со сторо­ ны шефов совхоза «Долгору­ ковский». Так, недавно хозяйст­ во закрепило за' школой 124 гектара земли. Теперь на этом участке ребята выращивают овощи, кормовую свеклу. Школьники изучают влияние гербицидов на посевы кормо­ вой свеклы, выявляют лучшие агроприемы по выращиванию овощных культур. Все это по­ могает юным долгоруковцам добиваться хороших урожаев. 3. ПЕТРОВА. ЗОВЕТ ШКОЛЬНОЕ ПОЛЕ Стояла середина апреля. Мы сидели в учительской Больше­ боевской школы, говорили по­ началу о чем-то малозначи­ тельном. Д а тут обронил в разговоре кто-то слово «сев», и обстановка неуловимо измени­ лась: учителя стали заинтере­ сованно и . оживленно обсуж­ дать дела, которые, казалось, не имели к ним прямого отно­ шения. — В воскресенье, говорят, в «Маевке» уже сеяли. — Нам, пожалуй, рановато. Вчера совхоз вывел тракторы в поле — увязли... Понятно, школьный коллек­ тив — часть большой семьи села, оттого и в курсе хозяйст. венных забот педагоги. Не это удивило. Примечательно, с ка­ кой горячей заинтересованно­ стью, нс как сторонние наблю­ датели, говорили учителя о предстоящей посевной. А учи­ тель труда Б. А. Боев, что-то про себя прикинув* вслух ска­ зал: — Если дождя не будет, завтра и я с ребятами в поле выйду. Да, по весне и школьники торопятся выйти в поле. Уче­ ническая производственная бригада Большебоевской школы вот уже три года самостоя­ тельно хозяйствует на ста гек. тарах . земли. — Раньше, — рассказывает организатор внеклассной ра­ боты В. П. Боева,—мы хотя и назывались ученической произ­ водственной бригадой, и тру­ дились неплохо, да только больше напоминали поденщи­ ков, людей со стороны. По­ просит совхоз — отзовемся, прополем на совесть свеклу и убрать урожай поможем. Ре­ бятам это было,, признаться, не очень интересно. Другое де­ ло сейчас... Большебоевская ученическая производственная бригада те­ перь, кроме земельного участ­ ка, располагает всей необхо­ димой техникой. У нее два трактора Т-70 и ДТ-75, мало­ габаритный «Риони-2», автомо. биль ГАЗ-52, весь прицеп­ ной инвентарь. В прошлом го­ ду получили ,от совхоза новый свекловичный культиватор. И семенами хозяйство регулярно снабжает. Шефы у большебоез. ских школьников заботливые. Не оттого ли, чувствуя та­ кую постоянную поддержку, и смогли ребята под руководст­ вом учителей труда, школь­ ных биологов развернуть ин­ тересную работу? Вот уже де­ сять лет, как ученическая производственная бригада дей. сгвует круглогодично. В ней три звена. Юные полеводы и механизаторы разбили поле на три участка: один в прошлом году был отведен под кормо­ вую свеклу, другой — под ни Моргачева отец — опыт­ ный механизатор, комбайнер, бригадир. И парень сразу дал понять и сверстникам, и учите­ лю, что регулировка управле­ ния, установка зажигания и даже ремонт магнето — для него дело пустячное. И, прав­ да, машины он знал хорошо. однолетние травы, на третьем Прищлось учителю подыскивать посеяли яровую пшеницу. Уро­ жай собрали хороший, удзласв и свекла, и яровые, а нз одно­ летних получился солидный стог сена — добрая помощь в зимовку. Ныне трехпольный оборот сменится четырехполь-, ным — тридцать соток, по предложению Б. А. Боева, ре­ шили отвести под семена кор­ мовой свеклы. По предложению Б. А. Бое­ ва... Во многом успешное раз­ витие бригады последние годы объясняется присутствием в ней этого энергичного, опытно­ го педагога. Впрочем, педаго. гом-то он стал уже здесь, в школе. Раньше, лет двадцать назад, работал водителем в совхозе. А как решили в шко­ ле организовать ученическую бригаду, то в первую очередь о нем подумали: технику лю­ бит, ребятишки к нему льнут. Хлопотной и нелегкой оказа- лать работа в школе. Особен­ но, если учесть, что пришлось Борису Алексеевичу дело под­ нимать новое: бригада шла в рост на его глазах,- при его прямом участии. Над кабине­ том машиноведения «мудрил» вместе с совхозными специали­ стами, приходила техника — «выбивал» детали, узлы. Книж­ ки, журналы ребятам подыс­ кивал, чтобы глубоко, до тон­ костей знали сельские маши­ ны. Сам тоже, конечно, учился — читал необходимую литера­ туру по машиноведению, агро­ технике, по педагогике. Уже с четвертого класса он включает ребят в дело, помо­ гает освоить поначалу мало­ габаритный «Риони-2». А под­ растают — дает задания по­ сложнее. Большебоевские старшеклассники умело справ­ ляются со всем циклом сель­ скохозяйственных работ. Сейчас Е. Моргачев и В. По. летасв уже в десятом классе. И оба, по мнению учителя, станут отличными механизато­ рами, добрыми помощниками совхозу, в котором решили ра. ботать после школы. А ведь поначалу уровень знаний был у них далеко не одинаков. У Же- ему задания посложнее, чтобы не зазнался парень, научился; ответственнее относиться к се­ бе и технике. А у Васи Полетаева ро­ дители — животноводы. Его Борис Алексеевич терпеливо и долго знакомил с деталями, узлами машин, подбадривал, если что-то не получалось. Теперь оба десятиклассника уверенно идут к выпускным экзаменам. И хотя знают, что экзаменовать их будут сов­ хозные специалисты, народ придирчивый, строгий, все же для них теперь все страхи позади. ...А к выходу в поле гото­ вятся новые учащиеся. На школьном дворе у ДТ-75 и новенького «УСМК» оживлен­ но. Рядом со свекловичным культиватором — А. Гришин, С. Красиков и Н. Крюков. Им работать с этой машиной. Не страшновато ли? По-взрослому солидно и сдержанно отвеча­ ют ребята, что машину знают хорошо, участвовали в сборке ее зимой — за 15 дней справи. лись, укомплектовав полностью всем необходимым. Уже при­ ходилось им и культивировать почву, и бороновать, и сеять. Ребята благодарны и Б. А. Боеву,- и главному агроному совхоза А. И. Узумову, кото рый до тонкостей «проработал» с ними технологию возделы­ вания свеклы. Знают ребята, что работа в поле будет орга­ низована в две смены, знают и своих напарников, условия со­ ревнования. «Скорей бы в по­ ле», —• читается в их глазах. Тут рядом вдруг мощно взревел ДТ-75, оглядываемся — трактор скоро пошел школьным воротам. Это нс утерпел Коля Меркулов. Стро­ го наказал Борис Алексеевич паренька, нарушившего дисцип­ лину на уроке. Но, вижу, серд цем-то понял: стосковались ре. бячьи руки по машине, по на стоящей работе, к которой долго и упорно готовились всю зиму: зовет их поле, земля зо вет. Т. СПАССКАЯ. Н Е ОДНАЖДЫ при­ ходилось бывать в Тимирязевской средней школе. И всякий раз убежда­ ешься — отношения, сложив­ шиеся -около , десяти лет назад между нею и совхозом имени Тимирязева, становятся все бо­ лее деловыми, крепкими. Ус­ пешно, например, развивается ученическая производственная бригада. В свое время для нее была создана хорошая мате­ риальная база: оборудованы кабинеты механизации сельско­ го хозяйства, биологии, проф. ориентации, для начальных классов — кабинет трудового обучения. Это позволило в школе организовать широкую, всестороннюю учебу ребят. Зи. мой члены ученической бригады восьмого класса изучают сельскохозяйственную технику, седьмого — агроприемы выра­ щивания сельскохозяйственных культур. С ребятами занимают, ся ведущие специалисты. Чет. вертый год на базе школьного кабинета механизации рабо­ тают курсы трактористов. Их посещают и восьмиклассники. Недавно еще девять ребят сдали экзамен и получили пра. ва механизаторов. К девятому классу ребята уже могут самостоятельно ра­ ботать в поле. Они умело управляют тракторами, при­ цепным инвентарем, сев, как правило, проводят в сжатые сроки. Как всегда, этой весной сов. хоз прикрепил к ученической бригаде опытного наставника механизатора Н. С. Гамова. Школьники летом будут выра­ щивать кормовую свеклу, ку­ курузу на силос, многолетние травы, ухаживать за садом. Совет бригады еще зимой проанализировал итоги прош­ лого года, разработал новый режим труда и отдыха всех шести звеньев, составил и до­ кументацию — полевые журна­ лы, дневники наблюдений. Чув. ствуется, тимирязевцы не со­ бираются расставаться ео зва­ нием одной из лучших бригад района. Да, это одна из лучших бригад. И в том, как она организована, в каких условие ях работает, можно увидеть немало характерного для всех школьных бригад. Думается, объяснить это можно тем, что долгоруковцы в последние го­ ды смогли большую часть их вывести на один, и довольно высокий, уровень, смогли до­ биться определенной стабили. зацин их деятельности. Что под этим подразумевается? Самое главное достижение района то, что при всех сред­ них и восьмилетних, школах В УЧЕНИЧЕСКОЙ работают сейчас ученические производственные бригады. В прошлом году, например, все 339 выпускников десятых клас­ сов получили в них идейную и трудовую закалку. Из них 180 вручены права тракториста, 33 г - шофера, 53—аттестованы по специальности животновода, 47 — растениевода, 12 — садо. вода. Еще одна важная особен­ ность: долгоруковские бригады работают круглогодично, непо­ средственно, практическими де. лами участвуя в хозяйственной деятельности шефствующих колхозов и совхозов. Прицел взят верный. Такая ориентация обеспечивает тесное единство идейно-политического, нравст­ венного и трудового воспита. ния. Только за нынешнюю зиму старшеклассники, помогая хо­ зяйствам, отремонтировали 27 культиваторов, 93 бороны, 12 тракторов. Хорошо эта работа была организована в Больше­ боевской, Верхнеломовецкой и Верхнеказинской школах. Надо ли говорить, какой воспита­ тельный эффект имеет сам факт участия школьников в этой важной кампании! В последнее время заметно оживилась в бригадах работа животноводческих звеньев. Ле­ том идет активная заготовка кормов, зимой ребята ухажи­ вают за молодняком. Сейчас этим важным, очень иеобходи. мым делом занято уже 800 учащихся района. Хозяйства закрепили ребят за определен­ ными животноводческими кол. лектинами, определили доступ­ ные для их шефства нормы -поголовья, определили настав­ ников. Бывая на фермах, ви­ дишь аккуратно оформленные уголки юных животноводов, графики работы звеньев. И здесь мы подошли, по­ жалуй, к самому главному, что характерно для района, вы­ годно отличает его от других в плане трудового воспитания молодежи. Я имею в виду заин­ тересованность хозяйств в дс. лах подшефных школ. Ведь только этой . заинтересованно­ стью и можно объяснить столь быстрый рост числа учениче­ ских бригад, расширение сфе­ ры их участия в делах трудо­ вых коллективов, наконец, их успехи. _ Конечно, такое неравнодуш­ ное отношение к школьным делам не возникло само по се. бе. Оно воспитано той боль­ шой и многогранной. работой, которую на протяжении пос­ ледних лет ведут партийные и советские органы района, уме­ ло направляя в единое русло деятельность управления сель­ ского хозяйства,' отдела народ­ ного образования, райкома комсомола. Не вразнобой, а рука об руку действует этот «треугольник». В последнее время работа эта приобрела еще большую целенаправлен­ ность и системность благодаря организации районного совета по профориентации. Оператив­ но и глубоко рассматриваются на его заседаниях вопросы тру. дового воспитания и закрепле. ния молодежи, строго контро­ лируется выполнение решений. Есть и конкретные результаты: в прошлом году, например, из 339 выпускников около полови­ ны, решив остаться на родной земле, выбрали ту или иную сельскохозяйственную профес. сию, и более 60 юношей и де­ вушек пришли в хозяйства прямо со ’школьной скамьи. Беседуя с иными директора­ ми школ, нередко слышишь — пора бы подумать о переводе бригад на хозрасчет. .Смелая, многообещающая задумка. И нельзя не задаться вопросом: что же мешает сейчас ее осу­ ществлению? Да, есть у долго, руковских ребят прекрасные кабинеты для изучения расте­ ний, машин. Техники теперь в достатке. Но... Не до конца пока решен вопрос с земельны­ ми участками: только около половины всех школ района имеют постоянные площади. Да и в таком важном деле, как наставничество, немало упущений. Успех пока оп­ ределяет только Личная ини­ циатива мастеров-животново- дов, механизаторов. Вопрос этот нуждается в серьезном внимании руководителей хо­ зяйств и района. В школе, на полях, на фермйх рядом с ре­ бятами должны быть опытные, заинтересованные наставники —учителя и производственники. 3. АБРАМОВА, директор областной станции юных натуралистов. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz