Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
1 0 я н в а р я 1 9 8 2 г ., № 8 ( 1 6 2 0 5 1 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 11Н11ГИ М Т ->3 В памяти навсегда студентов— сессия ^ Х р о н и к а культурной жизни К АК СОЗД АЕТСЯ сп ек так ль, к ак ое м есто зани мает в нем творчество худож ника? Об этом расск а зывает липчанам отк рывшаяся в к анун нового года в област ном выставочном зале новая экспозиция «Худож ник театра и кино». Она интересна тем, что практически знакомит зри телей со всеми ведущими ма стерами сцены М осквы, Ленин гр ада, сою зных республик , с разными поколениями и шк о лами этого удивительного вида иск усства. Художник сцены — это осо бая, весьма сложная по своей Выставки УХУДОЖНИКОВ ТЕАТРАИКИНО сути профессия. Она напоми нает творчество ар хитек тора, который планирует интерьер, строит города. Это — и ж иво писец, и гр афик , и ск ульптор. Это — со здатель особого пластического мира на сцене. Творческое к р едо худож ник а В. Рындина: «Театр — это вол шебство». Большую часть ж и з ни он отдал Большому театру. Эск изами к опере «Псковитян ка» представлен он на выстав ке. Удивительная красота ко лорита, динамика тревож ного освещения, велик олепные зна ния русск ого зодч ества, на родного творчества, тонкое понимание к расоты русск ой иконописи завораж иваю т и по к оряю т. Представитель мо ло до го по коления Большого театра — заслуж енный худож ник РСФСР Валерий Левенталь. Его эск изы к опере С. Прок офьева «Семен Котк о», Состоят из тр ех к омпо нентов: ж ивописная панорама меняю щего ся согласно м узык е неба, мощные пласты вздыб ленной земли и на первом пЛане весело расцвеченная, достоверная по быту горница, которая см еняется или бедн яц кой хатой, плетнем, стогом се на, березовой рощей, или др у гим фрагментарным обозначе нием к онк ретного места дей ствия. В своих работах В. Л е венталь утвер ж дает щедрость и богатство эк спрессии света, свободное и поэтическое ис толкование примет эпохи в сценическом костю ме (эскизы к опере «Отелло»), Две работы —7 к опере К. М олчанова «Зо ри здесь тихие». На полотнах полумгла окутывает горизонт. Контуры дер евьев, ветвей, ли стьев. Беглые блики в иглах сосен, на листьях бер ез и осин, др ож ащее в глубине ма рево и туманный воздух. При рода безмятеж на. Жесто к ая несовместимость мирной ж изни и войны, страш ное настоящее и прек расное прошлое — вот тема, над к о торой работает в этом сп ек так ле худож ник . В другой мир радуж ных лу бочных детск их снов, небыва лых цветов и к удрявых неви данных трав с кук ольным к ом фортом вводят зрителя работы А. Спешневой и Н. Сер ебр як о ва. «Ящик с игрушками» — ра бота к м узык альному детск ому спек таклю . Тонкий ю мор, за думчивая и добрая улыбка и наивно нравоучительный ха рактер просматриваю тся в оформлении. Худож ник Алина Спешнева работает в тесном со др уж естве с Сер геем Образцовым. «На стоящий мю зик л или Дон- Жуан-1976» — результат этого творч еского дуэта. Сатирич е ск ая, даж е обличительная ли ния, к оторая существует в ис к усстве Образцова, осмеяние обывательских вкусов и ж иву чих штампов на эстр аде, в те левидении или к инематографе — находит ж ивой отклик в творчестве худож ницы, н аде ленной тонкой иронической наблю дательностью . Эскизы Николая Сер еб р я кова вводят нас в др угой, не менее тонкий по психологиче ской трак товк е мир, мир че ховских героев в фильме «Сю ж ет для небольшого расск аза». Удивительны по гр афик е и композиции эскизы. Их роль в фильме так ж е своеобразна — они переносят события из одного временного пласта в др уго й, из реальности в вос поминания и обратно. Их ус ловность ок азалась очень важ ной для передачи многоплано вого и слож ного повествования о Чехове. Произведения народного ху дож ника СССР В. Рындина, стоящего у истоков о теч ест венной сценографии, худож ни ков Е. Енея, А. Борисова, А. Пархоменко и многих др у гих привлекут внимание зр и телей. М астерство и сво ео бр а зие индивидуальностей ск аж ут сами за себя, вызовут несом ненный интерес у липчан. Ж. ЧУРСИНА, архитектор, преподаватель Липецкого политехнического института. * ПОСЛЕД НИ Й ДЕНЬ ДЕТСТВА Говорят, что память ребенка — это тетрадь с чистыми страницами. Я не знаю войны, как ее знают те, кому сейчас за пятьдесят. На страницах моей памяти — только эпизоды... «Как живешь, мой Генка? Воевать-то нам осталось, — вот-вот и конец. Скоро твой папка обнимет тебя. Генка-Ген- ка, шкет голубоглазый! Так хочется подбросить тебя к по толку. Да ты, наверняка, потя желел, — как-никак за шестой годок перевалило... А знаешь? Подарок тебе берегу. Слышал такое? — гао- ко-лад?». Это строки из письма Гея- киного отца с фронта. „.Мама вытаскивает из печи закопченный чугунок, Я только прибежал с речки, и есть хо чется до смерти. Из чугунка взлетает к потолку облачко па ра. По запаху чувствую — борщ! Это — вкусный борщ. Он сварен из крапивы и щаве ля, а заправлен пережаренны ми лепестками желтого сала. Стучу ложкой по столу, тороп лю маму. Она наливает миску и ворчит, что опять опоздал к обеду, и что снова мои ноги в цыпках, и что весь исцарапан, штаны и рубашка измазаны. Молча хлебаю борщ, не оп равдываюсь: мама поворчит и перестанет. Она ведь хорошо знает, почему у меня цыпки и откуда на одежде грязь. Каж дое утро я лазаю под берегами речки, выдираю из тесных но рок колючих раков. В колхозе еще уборка, трудодни оплатят позднее, и мы на подножном корму; я добываю раков, мама варит борщи из разных трав, продала иа рынке папин пид жак, — и сало, купленное на вырученные деньги, поддержи вает нас. От стука дребезжит оконное стекло. К нему прижимается расплюснутый Генкин нос. Ген ка что-то кричит, делает мне какие-то знаки. — Явился, — ворчит мама. — Поесть спокойно не даст. Тихонечко выбираюсь из-за стола. — Фрицев гонют! — кричит Генка. Он возбужден, хватает меня за рукав, тащит к дороге. На улице, у плетней, стоят женщи ны. Почти все они в черных ко сынках, редко кого обошла по хоронная... По дороге змеится колонна одетых в зеленое людей. Плен ные... Бабы молчат. А я думаю, кто из них Степ- киного папку убил? Кто про стрелив грудь Димкиного бра та? Чей снаряд оторвал ноги У дяди Саши? Мне показалось, что камень сам собою прыгнул с дороги в руку. Заворачиваю его в лопух. Подбегаю — сую пленному. — О, малчик! Карашо! Кто-то вдруг бьет меня по плечу. Генка... — Ты что ему дал? — шеп чут бледные Генкины губы. Чувствую, что вот-вот он трахнет меня покрепче. Пово рачиваюсь и бегу к саду. Сза ди шлепают босые ноги: будет мне взбучка! Петляю по саду, прыгаю че рез канавы, ямы. Генка отста ет, и я шлепаюсь в жухлую траву за огромным кдмнем. Одна его сторона покрыта хо лодным мхом, разгоряченной спине приятно. По былинке ползет вверх божья коровка. Скосив глаза, вижу на ее кры. льях черные точки. Бабушка говорила, что божью коровку обижать нельзя и, коли заме тил ее, нужно посадить на ла донь и подбросить к небу: где- то там, возле солнца, ждут ее дети. Коровка ползет по паль цам, мне щекотно, тихо хихи каю, и в это время слышу Генкины шаги. Он переходит дорожку, вер тит головой, рассматривая ку сты, и, не заметив меня, снова ныряет в терновник. Там, знаю, вырыты землянки. Когда-то на ше село занимали фашисты, а мы на быках уезжали за Дон, прятались в камышах. От фри цев и остались разные канавы, блиндажи, землянки. Генка думает, конечно, что я там, где-нибудь в темной, сырой но ре. Голые ветки деревьев стучат друг о друга под ветром. Солнце прячется за тучу. Ста новится холодно, неуютно. Со бираюсь крикнуть Генке и вдруг сам слышу его голос. — Ленька! — кричит. — Да_ вай сюда... Ну, да! Так я тебя и послу шал. Генка ведь хитрый: вы манит из убежища, да нако стыляет по шее. Из терновника выглядывает Генкина голова. Ого, да он что-то нашел. Срываюсь с ме ста, бегу к Генке. Он тащит, прижимая- к животу, какую-то черную миску. — Вот! — говорит Генка. — В землянке нашел. Чур, моя! Мне завидно: раскопал же, хитрюга! — Что это? — притворяюсь равнодушным. — А видел у Матвеихи на стенке? Наверно, такая шту ка, радиом называется. — Ну да, непохожа. — Больно ты разбираешься! Генку распирает от удачи. Он стукает пяткой по находке. — Мне Степка говорил, что там внутри человечек сидит. Поищем? — Ну, и мастак ты, Генка, брехать. Таких маленьких че ловечков не бывает. Генка обижается: — Я постарше тебя, знаю... Он берет какую-то железку, садится возле находки. — Принеси-ка кирпич! Бегу по саду, глядя под но ги. Сзади — металлический стук. Кирпич попадается неско ро, прижимаю его к груди, не сусь как на крыльях. Вот и Генка. Еще три шага... Меня бросает на землю ту гим, горячим ударом. ...Когда очнулся, в глаза сквозь кроны деревьев смотре ло небо — выстиранный злым осенним дождем кусок голубой ткани. Внимательно разгляды ваю облака — заплаты на нем, боюсь шевельнуть даже бровью. Где-то в моем теле жжет, что-то теплое растекается по груди. Ощущение теплоты приятно. Кажется, что лежу в нашем для купания деревянном коры, те и будто бы Генка льет на меня из кружки горячую воду крохотными порциями. Струйки воды из круж ки, кажется, все горячее, — не понимаю, сон это или явь. С трудом удастся повернуть голову набок. Рядом с собой вижу что-то красное. Кричу от ужаса, потому что это — Ген кина рука. Сам Генка лежит чуть подальше, на груди у не го та самая железка. Рваная, покореженная. Генка нс шеве лится. День делается черным, в темноте прыгают фиолетовые искры.. Очнулся снова уже в нашей комнате. Чувствую, что губы опухли, грудь чем-то стянута, хочется пить. Кто_то льет в рот теплую воду, прикладыва ет ко лбу прохладную ладонь. И снова наступает черная ночь, видятся кошмары, я то просы паюсь, то засыпаю, провалива юсь в страшные пропасти. Наш добрый, старенький фикус, что мирно стоит в углу комнаты, вдруг начинает оживать. Он по- чему-то не зеленый, а черный, и не листья на нем, а лапы с узло. ватыми пальцами. Они тянутся ко мне, хватают за горло, ду шат. Я хриплю, задыхаюсь.. 4 Но вот однажды, то ли ран ним утром, то ли в вечерние сумерки чувствую себя креп ким, здоровым. Голова не бо лела, не было жара. В комна те пахло чебрецом, глиняный пол дышал прохладой. Рядом с кроватью, на трех стульях, покрытых одеялом, спала мама. Под глазами у нее залегли черные тени, и вся она была худенькой. Я не дышал, боясь разбудить ее. Но, видимо, мама даже во сне ждала моего пробуждения. Как только на чал разглядывать ее, она от крыла глаза: — Больно, сынок? Взяла мою руку, и вдруг за плакала, целуя ее. —А Генка придет?—спраши ваю. — Генки нет, сынок... ...«Маша, как же так? С Генкой-то нашим что? Генка, милый, сынок голубоглазый... Маша, ненавижу войну!» ...Эти письма с фронта дала мне недавно прочитать Генкина мать. Их писал Михаил Ивано вич, отец моего друга детства. Генку он пережил на два меся ца. Погиб в Берлине, в послед ний день войны. А Генка и писать еще не умел— Л. ВИННИКОВ. О ЛЕГ Петрович Околелов — моло дой ученый Липецкого пединститу та. Кандидатом физико-математи ческих наук от приехал в вуз сравни тельно недавно, но уже успел завоевать в коллективе преподавателей и студен тов авторитет. Был деканом факультета, затем — проректором. Сейчас О. П. Око_ лелов является секретарем партийного комитета института и одновременно возР главляет кафедру математического ана лиза. * Дел у вузовского парторга, конечно же, невпроворот, но два раза в год на ступает событие, которое требует и от не го особого внимания. Еще двенадцать лет назад в Липецком пединституте было всего два факультета. Затем вуз спра вил новоселье и открылось еще сразу три. Ныне в ЛГПИ девять факультетов, а общее число студентов и преподава телей на стационаре и заочном отделе нии приблизилось к пяти тысячам. Ясно, что столь стремительный рост старейшего высшего учебного заведения Липецка остро ставит вопросы качества обучения. И уровень его определяет эк заменационная сессия, „.«Идут экзамены!»... «У нас—зачет!». Такие и подобные им таблички, призы- ■ •• • ^ « В А Ш У З А Ч Е Т К У , К О Л Л Е Г А . . . » вающие к тишине, появились в эти дни на дверях многих кабинетов и аудито рий главного институтского корпуса. В длинных коридорах повсюду видим пар ней и девчат, нетерпеливо ожидающих вызова к экзаменаторам- Но вот группа людей, несколько отли чающаяся от молодежи. Своей степен ностью, а чаще—возрастом. — Наши заочники, — поясняет пар торг, — те самые, которые по традиции и открывают сессию зимой. Педагог-заочник.- В Липецком педа гогическом, где ныне насчитывается 2040 ■ студентов-заочников, к ним особо вни мательное отношение. На большинстве факультетов здесь организовано обуче ние учителей-практиков. Без отрыва от работы в школе они могут приобрести специальности учителей истории, русско го языка и литературы, математики, труда и т. д. В течение года для заоч ников даются различные консультации, устраиваются сентябрьская и весенняя промежуточные сессии.. Все это приносит свои результаты, — Как проходит сессия сейчас? — ин тересуемся у проректора по заочному обучению Ю. А. Гречишникова, подводя щего предварительные итоги. — Нормально, Большинство заочников .показывают прочные знания. Это приятно не только парторгу, но и всем преподавателям вуза, экзаменую щим в эти дни своих школьных кол лег. И надо видеть, с каким уваже нием в случае удачного ответа обраща ется экзаменатор к отвечающему: «Вашу зачетку, коллега...». Впрочем, коллегами, хотя и с оговор кой, «будущие» вузовские преподавате ли нередко называют также студентов стационара. Так обращаются они, разу меется, прежде всего, к тем своим пи томцам, кто уже является без пяти ми нут учителем — к выпускникам. Наш фотокорреспондент запечатлел символическую сценку. — Пять, — вскидывает ладонь кверху (см. снимок) выпускница Валентина Щеглова, выйдя из кабинета, где она только что сдала экзамен по истории русского литературного языка. Четверокурсницы филологического фа культета окружают подружку, поздрав ляют с успехом. Этот успех тем более значителен, не без основания считают они, что. профилирующую дисциплину у группы принимает сам. профессор Васи лий Васильевич Щеулин. Но и он, уже после экзамена, удовлетворенно замеча ет: — Выпускники подготовились солидно. Многие получили хорошие и отличные оценки. Думаю, в лице их в школу при дет достойное пополнение учителей, А декан филологического факультета Римма Михайловна Кобзева, тацже раз деляющая гордость преподавателей за лучших питомцев, добавляет: — К школе они готовятся постоянно— с первого дня пребывания в стенах пед института до последнего. Та же Валя Щеглова, помнится, приехала к нам из отдаленного ВоловскогО района, С увле чением взялась за учебу, приобщилась к научному поиску. И вот практика в шко ле показывает — уроки Щегловой инте ресны ребятам— Понятно, надо вызвать глубокий инте рес к предмету у самих будущих учите лей. Тут помогает возросшая квалифика ция преподавательских кадров вуза. На филологическом факультете из 23 пре подавателей 17 имеют ученую сте пень кандидата филологических наук, двое являются профессорами. Высок уровень научных кадров на биологическом, историческом, физико- математическом и других факультетах. А там, где такие наставники, естественно, выше и результаты студенческой сессии. На снимке слева внизу вы видите четве рокурсниц биолого - химического фа культета Татьяну Артемову и Светлану Сизых, Они пока не приступили к сдаче экзаменов, но готовятся к ним стара тельно. Неудивительно поэтому, что девушки-отличницы, а Таня к тому же Ленинская стипендиатка. Сегодня девушки еще в институте, а завтра у них — долгожданные канику лы. А каникулы — это и визит в родную школу, встречи с однокашниками, друзья ми. На биофаке уверены, что и на этот раз на встречах выпусков в своих шко лах (Таня — в липецкой средней № 44, а Светлана — в Колыбельской Чаплы- гинского района) порадуют бывших учи телей отличными успехами. Совсем недавно открылся художест венно-графический факультет, но и его воспитанники все увереннее заявляют о себе. На среднем фото — студент Сер гей Калашников готовится к зачету под руководством преподавателя Н. С. Ищук. Сессия набирает разбег. А парторг вуза уже говорит о завтрашнем дне: — Думаем, как лучше организовать каникулы. Одни студенты отправятся в научные командировки, другие в лыж ные агитпоходы—Интересно будет всем. Н. Л Е Д Е Н Е В . Фото Ю. Клюева. С ЛУКОШКОМ В ЗИМНИЙ ЛЕС С лукошком в зимний лес от правляются жители Алушты. Крымские горы еще увенчаны снежными шапками, а в доли нах дружно пошли в рост гри бы. Их «разбудили» после за сушливой осени обильные осад ки. Особенно радуют грибников ярко-оранжевые рыжики и тем_ ноголовые опята под хвойным ковром сосняков и ельников. А в лиственном мелколесье и на открытых полянах все чаще встречается горная белянка. Многие жители и гости Кры ма едут в эти дни в лес трол лейбусами по трассе Симферо поль — Ялта. И возвращаются домой с полными корзинами грибов. (ТАСС). В ЗРОСЛЫЕ ЧАСТО спо рят о детях. Все едино душно признают, что ребята взрослеют ныне на глазах, быстрее, чем мы в их годы, развиваются. Но, как из вестно, формирующийся человек требует к себе не покровительст. венно-сюсюкающего отношения, какое мы порой проявляем к подросткам, а настоящего ува жения. Вот тут-то и разгорает ся спор. Старшие подчас не хотят считаться с тем, что если под росток прав, то он имеет и пра во отстаивать свое мнение в споре с ними. Ведь элементар ная культура общения того, кто имеет богатый жизненный опыт, и того, кто только начи нает жить, подразумевает вза имное уважение. Пусть спорит юноша хотя бы потому, что при этом, как говорят, рожда ется истина. А ему же гово рят: «Да как ты смеешь мне возражать! Перестань!». Никто не вправе унижать человеческое достоинство дру гого. Иначе младший не толь ко перестанет уважать старше го, но и, что еще хуже, раз учится уважать себя, потеряет чувство собственного достоин ства. Разучившись обижаться на публичное снисходительное к себе отношение и безогово_ рочно признавая право сильно го, подросток может твердо ус воить одно: взрослым не очень- то можно доверять, ой начина ет скрывать поступки, настрое ние. ■ Прекрасный педагог Сухом- линский считал одной из,глав ных задач учителя, да и вооб ще каждого взрослого, воспи тание культуры человеческих отношений. Ну, а разве можно воспитать неинтеллигентными методами интеллигентное пове дение юных? / Мне на всю жизнь запомнил ся такой случай из школьной поры. На уроках математики наш старый учитель Николь ской средней школы Измалков- ркого района Иван Гаврилович Тимофеев поставил ученику по фамилии Малютин двойку. Класс одобрил действие педа гога. Направляясь к своей пар- ру, темпераменту, склонностям. Не учитывать этого учителю, воспитателю, допустим, началь нику цеха, куда приходит под росток, нельзя. К каждому ну жен свой подход, чтобы всех их сплотить в один единый, дружный, работоспособный коллектив, При неумелой воспитательной м ш ш 1111ш т п 111ш п 1ш 11111т 111п ап 111т 11п и т 1т ш ш |111111 жизни, побуждает юного чело века к полезной деятельности. Тогда он и учится, и работает напряжённо, и мыслит само стоятельно и зрело. И наоборот, климат недоброжелательности, отсутствие культуры взаимоот ношений приводят к трагедии. Недавно народным судом осуждена к лишению свободы 1Ш11П1Ш111Ш1111ЯП111Е111Ш1М1 В (ПРАВО НА УВАЖ ЕНИ Е ! § I ?<Ш 11 П 1 Ш 111 Ш 111 Е 1 т т Т 1111 Ш 111 П ^ К р у Г у С 6 М Ы 1 *И 1 ,,1 1 1 ,|1 ,|,,1 ,и ,,,1Ш ||,|,,1 ,,,,П 1 1 |5 те, Малютин, кинув недобрый взгляд на учителя, прошептал сквозь зубы грубое слово. В притихшем классе оно прозву чало громко и ясно. Мы замер ли оторопев, и каждый думал: «Г^ван Гаврилович очень строг, что же будет дальше?» И вдруг улыбнулся наш ста рый учитель и грустно сказал: — Вы правы, Малютин. Если я, ваш учитель, нс сумел на учить вас уважать достоинст во другого человека, то, выхо дит, грош мне цена... Малютин густо покраснел от стыда. И... извинился. И нам всем сидящим за партами, то же было стыдно за поступок товарища. И во сто крат воз росло наше уважение к Ивану Гавриловичу, преподавшему нам мудрый урок воспитанно сти, если хотите, чести. Прошло уже более сорока лет, а этот случай тИк и остался на всю жизнь в моей памяти. Согласитесь, что каждый подросток — это индивидуаль ность, личность. Нет ученика «вообще» — все они отличают ся друг от друга по уровню знаний, способностям, характс- работе подросток отчуждается от школы или трудового кол лектива, имеет контакты с та кими же «обиженными» или «неудачниками», включается в различные уличные, дворовые группы, где его, как ему кажет ся, понимают, где легче добить ся признания. В результате пропадает интерес и желание учиться или работать. Вот так подПас и появляются, так на зываемые «трудные», которые в конечном итоге оказываются не у дел, не учатся и не рабо тают, а отсюда один шаг и к преступлению. Индивидуальность в ребенке и подростке необходимо не только уважать, но и терпели во взврашивать, вдохновлять и поддерживать, чтобы она, ос меянная невеждами, не по гибла в самом зародыше. Не справедливость взрослого, как цепная реакция, продолжается в подростке и лишает его ра дости общения, разрушает культуру отношений. Добрый, оптимистичный, эмоциональ ный настрой, допустим, в се мье, создает взволнованное отношение к познанию наук, шестнадцатилетняя Г. Ивано ва. В столь юном возрасте и уже преступница? Как могло такое случиться? Учителя сред ней школы № 45 отзываются о ней. как об очень способной девушке, которая училась ров но, много читала, участвовала в общественной жизни школы. Однако постепенно девочка изменилась, стала равнодушнее к соклассникам, грубее. После окончания восьмого класса по ступила в техническое учили ще № 21, которое вскоре оста вила. Больше года нигде не работала. Начала курить, пить, неделями не бывала дома, ве ла аморальный образ жизни. Откуда это? Заглянем в семью. Глава ее пил, уходил из семьи, постоянно учинял се мейные ссоры, продолжитель ное время не работал... Такой микроклимат разрушительно действовал на детей. Да и се мьи как таковой, по сути, не было. Просто жили люди под одной крышей, каждый сам по себе, для себя, в атмосфере эгоизма, черствости, унижения элементарного человеческого достоинства. Годами складыва лась эта нездоровая обстанов ка, в результате которой семья разрушилась. Несправедливость порождает несправедливость, жестокость порождает жестокость, доброта порождает доброту. Недавно мне случилось быть свидетелем такого случая. На улице Совет ской, возле кинолектория, жен щина средних лет поскользну лась и упала. Видимо, сильно ушиблась, и не могла сразу встать. 'Это видели шедшие позади двое молодых людей в возрасте 17—19 лет. Один из них, что помоложе, быстро подошел к пострадавшей и заботливо, осторожно помог ей подняться. Парень спросил, куда она идет, и тихо сказал: «Я вам помогу дойти до трам вайной остановки». Взял ее под руку и тихо повел. Его на парник оставался безучастным ко всему происходившему. Двое молодых людей при од них и тех же обстоятельствах повели себя по-разному. Кто же воспитал во втором, стар шем парне черствость? Не будем кивать на школу. Воспитывает не только школа, но и среда, в которой враща ются ребята, и семья, ёде их лелеют, и та самая «улица», что приводит в испуг сердо больных мам. Вот и призаду маешься: школа умело приви вает детям знания. Об образо ванности сыновей и дочерей пекутся в семье, и этим можно объяснить, к примеру, широкое увлечение в последнее время домашним репетиторством. А вот о воспитании культуры от ношений между старшими и младшими и вообще между людьми, забота, скажем прямо, не такая активная. Н. УСИК, член областной комиссии по делам несовершеннолетних. Я НВАРЬ начавшегося года богат интересными га строльными выступле ниями. Два из них, без сомне ния станут заметным со бы тием в музык альной ж изни нашего города. 12 и 13 января в Липецке выступит прославленный со ветский певец Ермек Серк е- баев. Большинству лю бителей искусства в нашей стране хо- Музыкальный дневник К ОНЦЕ РТЫ В ЯНВАРЕ ливого к омпозитора Владими ра Захарова. С его именем в ж изни хора связана целая эпоха. Захаров учился у кори феев хора глубо к ом у, истин ному пониманию сути народ ного искусства и одновременно формировал новый репертуар, отраж ающий советск ую дей ст вительность. Именно песни Захарова, созданные вместе с М. Исаковским, определили рошо знаком неповторимый голос Серк ебаева — бар хат ный, мягк ий, исклю чительно ровный баритон, звучащий на полнение и вдохновенно. Д е сятки оперных партий спеты им в родном для него театре им. Абая. Обширен его к ам ер ный репертуар. Благодаря певцу весь мир узнал и полю бил прек расные народные на певы Казахстана. Великолепны в исполнении Серк ебаева пес ни советских к омпозиторов, из которых ему особенно по ду ше произведения гр аж дан ст венного, патриотического зву чания. И что бы ни пел Ермек Серк ебаев, сила воздействия его искусства огромна. Ведь его искусство отличает все то, что мы вкладываем в понятие «большой худож ник »: отличная школа, тонк ая музык альность, чуткое отношение к поэтиче ск ому сло ву... Певец, музык ант, худож ник , деп утат Верховного Совета СССР неск ольк их созывов, на родный артист СССР Ермек Серк ебаев сейчас находится в прекрасной творческой фо рм е, в зените мастерства и таланта. С 25 по 28 января гостем липчан станет прославленный русский народный хор имени Пятницкого. Ак адемией н ар о д ного искусства по праву назы ваю т этот замечательный к о л лектив, старейший в нашей стране. Вставший после смерти Пят ницкого во главе хора Петр Казьмин, осенью 1931 года привлек к музык альному р у ководству коллек тивом талант- в предвоенные, и особенно в военные годы, лицо хора, соз дали ем у всенародную славу. Хор объехал весь мир, во с хищая и пок оряя лю дей своим ж изнерадостным искусством. Из к амерных исполнителей, приезж аю щих на гастроли в Липецк, хотелось бы отметить пианиста Александра Бонду- рянск ого. Воспитанник М оск ов ской к онсерватории по к лассу профессор а Д . Башкирова, он хорошо известен не тольк о как отличный солист, но и как превосходный исполнитель камерно-ансамблевой музык и. Именно в составе трио, вместе с В. Ивановым и М . Уткиным, Бондурянск ий четыреж ды за воевывал первые премии на меж дународных к онк урсах в М ю нхене, Будапеште, Белграде, Бордо. Пианист выступит в на шем го р о де 15 января. Лю бителям скрипичной му зык и посоветуем послушать выступления Сергея Кравчен ко. Исполнитель получил об разование в М осковской к он серватории, удостоен премий на меж дунар о дных к онк урсах в Генуе, Париж е и Льеж е. 23 января гостем Липецка бу дет польский скрипач Хенрик Триетта. Хотим порадовать и люби телей дж аза: в Липецке высту пит лауреат джазовых фестива лей ансамбль «Аллегров. Кон церты состоятся, 26 м 27 янва- оя. И. РЕЗНИКОВ, искусствовед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz