Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

1 0 я н в а р я 1 9 8 2 г ., № 8 ( 1 6 2 0 5 1 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 11Н11ГИ М Т ->3 В памяти навсегда студентов— сессия ^ Х р о н и к а культурной жизни К АК СОЗД АЕТСЯ сп ек ­ так ль, к ак ое м есто зани­ мает в нем творчество худож ника? Об этом расск а­ зывает липчанам отк рывшаяся в к анун нового года в област­ ном выставочном зале новая экспозиция «Худож ник театра и кино». Она интересна тем, что практически знакомит зри­ телей со всеми ведущими ма­ стерами сцены М осквы, Ленин­ гр ада, сою зных республик , с разными поколениями и шк о­ лами этого удивительного вида иск усства. Художник сцены — это осо­ бая, весьма сложная по своей Выставки УХУДОЖНИКОВ ТЕАТРАИКИНО сути профессия. Она напоми­ нает творчество ар хитек тора, который планирует интерьер, строит города. Это — и ж иво­ писец, и гр афик , и ск ульптор. Это — со здатель особого пластического мира на сцене. Творческое к р едо худож ник а В. Рындина: «Театр — это вол­ шебство». Большую часть ж и з­ ни он отдал Большому театру. Эск изами к опере «Псковитян­ ка» представлен он на выстав­ ке. Удивительная красота ко­ лорита, динамика тревож ного освещения, велик олепные зна­ ния русск ого зодч ества, на­ родного творчества, тонкое понимание к расоты русск ой иконописи завораж иваю т и по­ к оряю т. Представитель мо ло до го по­ коления Большого театра — заслуж енный худож ник РСФСР Валерий Левенталь. Его эск изы к опере С. Прок офьева «Семен Котк о», Состоят из тр ех к омпо­ нентов: ж ивописная панорама меняю щего ся согласно м узык е неба, мощные пласты вздыб­ ленной земли и на первом пЛане весело расцвеченная, достоверная по быту горница, которая см еняется или бедн яц ­ кой хатой, плетнем, стогом се­ на, березовой рощей, или др у­ гим фрагментарным обозначе­ нием к онк ретного места дей ­ ствия. В своих работах В. Л е­ венталь утвер ж дает щедрость и богатство эк спрессии света, свободное и поэтическое ис­ толкование примет эпохи в сценическом костю ме (эскизы к опере «Отелло»), Две работы —7 к опере К. М олчанова «Зо­ ри здесь тихие». На полотнах полумгла окутывает горизонт. Контуры дер евьев, ветвей, ли­ стьев. Беглые блики в иглах сосен, на листьях бер ез и осин, др ож ащее в глубине ма­ рево и туманный воздух. При­ рода безмятеж на. Жесто к ая несовместимость мирной ж изни и войны, страш­ ное настоящее и прек расное прошлое — вот тема, над к о ­ торой работает в этом сп ек ­ так ле худож ник . В другой мир радуж ных лу­ бочных детск их снов, небыва­ лых цветов и к удрявых неви­ данных трав с кук ольным к ом ­ фортом вводят зрителя работы А. Спешневой и Н. Сер ебр як о ­ ва. «Ящик с игрушками» — ра­ бота к м узык альному детск ому спек таклю . Тонкий ю мор, за­ думчивая и добрая улыбка и наивно нравоучительный ха­ рактер просматриваю тся в оформлении. Худож ник Алина Спешнева работает в тесном со др уж естве с Сер геем Образцовым. «На­ стоящий мю зик л или Дон- Жуан-1976» — результат этого творч еского дуэта. Сатирич е­ ск ая, даж е обличительная ли ­ ния, к оторая существует в ис­ к усстве Образцова, осмеяние обывательских вкусов и ж иву­ чих штампов на эстр аде, в те­ левидении или к инематографе — находит ж ивой отклик в творчестве худож ницы, н аде­ ленной тонкой иронической наблю дательностью . Эскизы Николая Сер еб р я­ кова вводят нас в др угой, не менее тонкий по психологиче­ ской трак товк е мир, мир че­ ховских героев в фильме «Сю ­ ж ет для небольшого расск аза». Удивительны по гр афик е и композиции эскизы. Их роль в фильме так ж е своеобразна — они переносят события из одного временного пласта в др уго й, из реальности в вос­ поминания и обратно. Их ус­ ловность ок азалась очень важ ­ ной для передачи многоплано­ вого и слож ного повествования о Чехове. Произведения народного ху­ дож ника СССР В. Рындина, стоящего у истоков о теч ест­ венной сценографии, худож ни­ ков Е. Енея, А. Борисова, А. Пархоменко и многих др у­ гих привлекут внимание зр и ­ телей. М астерство и сво ео бр а­ зие индивидуальностей ск аж ут сами за себя, вызовут несом ­ ненный интерес у липчан. Ж. ЧУРСИНА, архитектор, преподаватель Липецкого политехнического института. * ПОСЛЕД НИ Й ДЕНЬ ДЕТСТВА Говорят, что память ребенка — это тетрадь с чистыми страницами. Я не знаю войны, как ее знают те, кому сейчас за пятьдесят. На страницах моей памяти — только эпизоды... «Как живешь, мой Генка? Воевать-то нам осталось, — вот-вот и конец. Скоро твой папка обнимет тебя. Генка-Ген- ка, шкет голубоглазый! Так хочется подбросить тебя к по­ толку. Да ты, наверняка, потя­ желел, — как-никак за шестой годок перевалило... А знаешь? Подарок тебе берегу. Слышал такое? — гао- ко-лад?». Это строки из письма Гея- киного отца с фронта. „.Мама вытаскивает из печи закопченный чугунок, Я только прибежал с речки, и есть хо­ чется до смерти. Из чугунка взлетает к потолку облачко па­ ра. По запаху чувствую — борщ! Это — вкусный борщ. Он сварен из крапивы и щаве­ ля, а заправлен пережаренны­ ми лепестками желтого сала. Стучу ложкой по столу, тороп­ лю маму. Она наливает миску и ворчит, что опять опоздал к обеду, и что снова мои ноги в цыпках, и что весь исцарапан, штаны и рубашка измазаны. Молча хлебаю борщ, не оп­ равдываюсь: мама поворчит и перестанет. Она ведь хорошо знает, почему у меня цыпки и откуда на одежде грязь. Каж­ дое утро я лазаю под берегами речки, выдираю из тесных но­ рок колючих раков. В колхозе еще уборка, трудодни оплатят позднее, и мы на подножном корму; я добываю раков, мама варит борщи из разных трав, продала иа рынке папин пид­ жак, — и сало, купленное на вырученные деньги, поддержи­ вает нас. От стука дребезжит оконное стекло. К нему прижимается расплюснутый Генкин нос. Ген­ ка что-то кричит, делает мне какие-то знаки. — Явился, — ворчит мама. — Поесть спокойно не даст. Тихонечко выбираюсь из-за стола. — Фрицев гонют! — кричит Генка. Он возбужден, хватает меня за рукав, тащит к дороге. На улице, у плетней, стоят женщи­ ны. Почти все они в черных ко­ сынках, редко кого обошла по­ хоронная... По дороге змеится колонна одетых в зеленое людей. Плен­ ные... Бабы молчат. А я думаю, кто из них Степ- киного папку убил? Кто про­ стрелив грудь Димкиного бра­ та? Чей снаряд оторвал ноги У дяди Саши? Мне показалось, что камень сам собою прыгнул с дороги в руку. Заворачиваю его в лопух. Подбегаю — сую пленному. — О, малчик! Карашо! Кто-то вдруг бьет меня по плечу. Генка... — Ты что ему дал? — шеп­ чут бледные Генкины губы. Чувствую, что вот-вот он трахнет меня покрепче. Пово­ рачиваюсь и бегу к саду. Сза­ ди шлепают босые ноги: будет мне взбучка! Петляю по саду, прыгаю че­ рез канавы, ямы. Генка отста­ ет, и я шлепаюсь в жухлую траву за огромным кдмнем. Одна его сторона покрыта хо­ лодным мхом, разгоряченной спине приятно. По былинке ползет вверх божья коровка. Скосив глаза, вижу на ее кры. льях черные точки. Бабушка говорила, что божью коровку обижать нельзя и, коли заме­ тил ее, нужно посадить на ла­ донь и подбросить к небу: где- то там, возле солнца, ждут ее дети. Коровка ползет по паль­ цам, мне щекотно, тихо хихи­ каю, и в это время слышу Генкины шаги. Он переходит дорожку, вер­ тит головой, рассматривая ку­ сты, и, не заметив меня, снова ныряет в терновник. Там, знаю, вырыты землянки. Когда-то на­ ше село занимали фашисты, а мы на быках уезжали за Дон, прятались в камышах. От фри­ цев и остались разные канавы, блиндажи, землянки. Генка думает, конечно, что я там, где-нибудь в темной, сырой но­ ре. Голые ветки деревьев стучат друг о друга под ветром. Солнце прячется за тучу. Ста­ новится холодно, неуютно. Со­ бираюсь крикнуть Генке и вдруг сам слышу его голос. — Ленька! — кричит. — Да_ вай сюда... Ну, да! Так я тебя и послу­ шал. Генка ведь хитрый: вы­ манит из убежища, да нако­ стыляет по шее. Из терновника выглядывает Генкина голова. Ого, да он что-то нашел. Срываюсь с ме­ ста, бегу к Генке. Он тащит, прижимая- к животу, какую-то черную миску. — Вот! — говорит Генка. — В землянке нашел. Чур, моя! Мне завидно: раскопал же, хитрюга! — Что это? — притворяюсь равнодушным. — А видел у Матвеихи на стенке? Наверно, такая шту­ ка, радиом называется. — Ну да, непохожа. — Больно ты разбираешься! Генку распирает от удачи. Он стукает пяткой по находке. — Мне Степка говорил, что там внутри человечек сидит. Поищем? — Ну, и мастак ты, Генка, брехать. Таких маленьких че­ ловечков не бывает. Генка обижается: — Я постарше тебя, знаю... Он берет какую-то железку, садится возле находки. — Принеси-ка кирпич! Бегу по саду, глядя под но­ ги. Сзади — металлический стук. Кирпич попадается неско­ ро, прижимаю его к груди, не­ сусь как на крыльях. Вот и Генка. Еще три шага... Меня бросает на землю ту­ гим, горячим ударом. ...Когда очнулся, в глаза сквозь кроны деревьев смотре­ ло небо — выстиранный злым осенним дождем кусок голубой ткани. Внимательно разгляды­ ваю облака — заплаты на нем, боюсь шевельнуть даже бровью. Где-то в моем теле жжет, что-то теплое растекается по груди. Ощущение теплоты приятно. Кажется, что лежу в нашем для купания деревянном коры, те и будто бы Генка льет на меня из кружки горячую воду крохотными порциями. Струйки воды из круж­ ки, кажется, все горячее, — не понимаю, сон это или явь. С трудом удастся повернуть голову набок. Рядом с собой вижу что-то красное. Кричу от ужаса, потому что это — Ген­ кина рука. Сам Генка лежит чуть подальше, на груди у не­ го та самая железка. Рваная, покореженная. Генка нс шеве­ лится. День делается черным, в темноте прыгают фиолетовые искры.. Очнулся снова уже в нашей комнате. Чувствую, что губы опухли, грудь чем-то стянута, хочется пить. Кто_то льет в рот теплую воду, прикладыва­ ет ко лбу прохладную ладонь. И снова наступает черная ночь, видятся кошмары, я то просы­ паюсь, то засыпаю, провалива­ юсь в страшные пропасти. Наш добрый, старенький фикус, что мирно стоит в углу комнаты, вдруг начинает оживать. Он по- чему-то не зеленый, а черный, и не листья на нем, а лапы с узло. ватыми пальцами. Они тянутся ко мне, хватают за горло, ду­ шат. Я хриплю, задыхаюсь.. 4 Но вот однажды, то ли ран­ ним утром, то ли в вечерние сумерки чувствую себя креп­ ким, здоровым. Голова не бо­ лела, не было жара. В комна­ те пахло чебрецом, глиняный пол дышал прохладой. Рядом с кроватью, на трех стульях, покрытых одеялом, спала мама. Под глазами у нее залегли черные тени, и вся она была худенькой. Я не дышал, боясь разбудить ее. Но, видимо, мама даже во сне ждала моего пробуждения. Как только на­ чал разглядывать ее, она от­ крыла глаза: — Больно, сынок? Взяла мою руку, и вдруг за­ плакала, целуя ее. —А Генка придет?—спраши­ ваю. — Генки нет, сынок... ...«Маша, как же так? С Генкой-то нашим что? Генка, милый, сынок голубоглазый... Маша, ненавижу войну!» ...Эти письма с фронта дала мне недавно прочитать Генкина мать. Их писал Михаил Ивано­ вич, отец моего друга детства. Генку он пережил на два меся­ ца. Погиб в Берлине, в послед­ ний день войны. А Генка и писать еще не умел— Л. ВИННИКОВ. О ЛЕГ Петрович Околелов — моло­ дой ученый Липецкого пединститу­ та. Кандидатом физико-математи­ ческих наук от приехал в вуз сравни­ тельно недавно, но уже успел завоевать в коллективе преподавателей и студен­ тов авторитет. Был деканом факультета, затем — проректором. Сейчас О. П. Око_ лелов является секретарем партийного комитета института и одновременно возР главляет кафедру математического ана­ лиза. * Дел у вузовского парторга, конечно же, невпроворот, но два раза в год на­ ступает событие, которое требует и от не­ го особого внимания. Еще двенадцать лет назад в Липецком пединституте было всего два факультета. Затем вуз спра­ вил новоселье и открылось еще сразу три. Ныне в ЛГПИ девять факультетов, а общее число студентов и преподава­ телей на стационаре и заочном отделе­ нии приблизилось к пяти тысячам. Ясно, что столь стремительный рост старейшего высшего учебного заведения Липецка остро ставит вопросы качества обучения. И уровень его определяет эк­ заменационная сессия, „.«Идут экзамены!»... «У нас—зачет!». Такие и подобные им таблички, призы- ■ •• • ^ « В А Ш У З А Ч Е Т К У , К О Л Л Е Г А . . . » вающие к тишине, появились в эти дни на дверях многих кабинетов и аудито­ рий главного институтского корпуса. В длинных коридорах повсюду видим пар­ ней и девчат, нетерпеливо ожидающих вызова к экзаменаторам- Но вот группа людей, несколько отли­ чающаяся от молодежи. Своей степен­ ностью, а чаще—возрастом. — Наши заочники, — поясняет пар­ торг, — те самые, которые по традиции и открывают сессию зимой. Педагог-заочник.- В Липецком педа­ гогическом, где ныне насчитывается 2040 ■ студентов-заочников, к ним особо вни­ мательное отношение. На большинстве факультетов здесь организовано обуче­ ние учителей-практиков. Без отрыва от работы в школе они могут приобрести специальности учителей истории, русско­ го языка и литературы, математики, труда и т. д. В течение года для заоч­ ников даются различные консультации, устраиваются сентябрьская и весенняя промежуточные сессии.. Все это приносит свои результаты, — Как проходит сессия сейчас? — ин­ тересуемся у проректора по заочному обучению Ю. А. Гречишникова, подводя­ щего предварительные итоги. — Нормально, Большинство заочников .показывают прочные знания. Это приятно не только парторгу, но и всем преподавателям вуза, экзаменую­ щим в эти дни своих школьных кол­ лег. И надо видеть, с каким уваже­ нием в случае удачного ответа обраща­ ется экзаменатор к отвечающему: «Вашу зачетку, коллега...». Впрочем, коллегами, хотя и с оговор­ кой, «будущие» вузовские преподавате­ ли нередко называют также студентов стационара. Так обращаются они, разу­ меется, прежде всего, к тем своим пи­ томцам, кто уже является без пяти ми­ нут учителем — к выпускникам. Наш фотокорреспондент запечатлел символическую сценку. — Пять, — вскидывает ладонь кверху (см. снимок) выпускница Валентина Щеглова, выйдя из кабинета, где она только что сдала экзамен по истории русского литературного языка. Четверокурсницы филологического фа­ культета окружают подружку, поздрав­ ляют с успехом. Этот успех тем более значителен, не без основания считают они, что. профилирующую дисциплину у группы принимает сам. профессор Васи­ лий Васильевич Щеулин. Но и он, уже после экзамена, удовлетворенно замеча­ ет: — Выпускники подготовились солидно. Многие получили хорошие и отличные оценки. Думаю, в лице их в школу при­ дет достойное пополнение учителей, А декан филологического факультета Римма Михайловна Кобзева, тацже раз­ деляющая гордость преподавателей за лучших питомцев, добавляет: — К школе они готовятся постоянно— с первого дня пребывания в стенах пед­ института до последнего. Та же Валя Щеглова, помнится, приехала к нам из отдаленного ВоловскогО района, С увле­ чением взялась за учебу, приобщилась к научному поиску. И вот практика в шко­ ле показывает — уроки Щегловой инте­ ресны ребятам— Понятно, надо вызвать глубокий инте­ рес к предмету у самих будущих учите­ лей. Тут помогает возросшая квалифика­ ция преподавательских кадров вуза. На филологическом факультете из 23 пре­ подавателей 17 имеют ученую сте­ пень кандидата филологических наук, двое являются профессорами. Высок уровень научных кадров на биологическом, историческом, физико- математическом и других факультетах. А там, где такие наставники, естественно, выше и результаты студенческой сессии. На снимке слева внизу вы видите четве­ рокурсниц биолого - химического фа­ культета Татьяну Артемову и Светлану Сизых, Они пока не приступили к сдаче экзаменов, но готовятся к ним стара­ тельно. Неудивительно поэтому, что девушки-отличницы, а Таня к тому же Ленинская стипендиатка. Сегодня девушки еще в институте, а завтра у них — долгожданные канику­ лы. А каникулы — это и визит в родную школу, встречи с однокашниками, друзья­ ми. На биофаке уверены, что и на этот раз на встречах выпусков в своих шко­ лах (Таня — в липецкой средней № 44, а Светлана — в Колыбельской Чаплы- гинского района) порадуют бывших учи­ телей отличными успехами. Совсем недавно открылся художест­ венно-графический факультет, но и его воспитанники все увереннее заявляют о себе. На среднем фото — студент Сер­ гей Калашников готовится к зачету под руководством преподавателя Н. С. Ищук. Сессия набирает разбег. А парторг вуза уже говорит о завтрашнем дне: — Думаем, как лучше организовать каникулы. Одни студенты отправятся в научные командировки, другие в лыж­ ные агитпоходы—Интересно будет всем. Н. Л Е Д Е Н Е В . Фото Ю. Клюева. С ЛУКОШКОМ В ЗИМНИЙ ЛЕС С лукошком в зимний лес от­ правляются жители Алушты. Крымские горы еще увенчаны снежными шапками, а в доли­ нах дружно пошли в рост гри­ бы. Их «разбудили» после за­ сушливой осени обильные осад­ ки. Особенно радуют грибников ярко-оранжевые рыжики и тем_ ноголовые опята под хвойным ковром сосняков и ельников. А в лиственном мелколесье и на открытых полянах все чаще встречается горная белянка. Многие жители и гости Кры­ ма едут в эти дни в лес трол­ лейбусами по трассе Симферо­ поль — Ялта. И возвращаются домой с полными корзинами грибов. (ТАСС). В ЗРОСЛЫЕ ЧАСТО спо­ рят о детях. Все едино­ душно признают, что ребята взрослеют ныне на глазах, быстрее, чем мы в их годы, развиваются. Но, как из­ вестно, формирующийся человек требует к себе не покровительст. венно-сюсюкающего отношения, какое мы порой проявляем к подросткам, а настоящего ува­ жения. Вот тут-то и разгорает­ ся спор. Старшие подчас не хотят считаться с тем, что если под­ росток прав, то он имеет и пра­ во отстаивать свое мнение в споре с ними. Ведь элементар­ ная культура общения того, кто имеет богатый жизненный опыт, и того, кто только начи­ нает жить, подразумевает вза­ имное уважение. Пусть спорит юноша хотя бы потому, что при этом, как говорят, рожда­ ется истина. А ему же гово­ рят: «Да как ты смеешь мне возражать! Перестань!». Никто не вправе унижать человеческое достоинство дру­ гого. Иначе младший не толь­ ко перестанет уважать старше­ го, но и, что еще хуже, раз­ учится уважать себя, потеряет чувство собственного достоин­ ства. Разучившись обижаться на публичное снисходительное к себе отношение и безогово_ рочно признавая право сильно­ го, подросток может твердо ус­ воить одно: взрослым не очень- то можно доверять, ой начина­ ет скрывать поступки, настрое­ ние. ■ Прекрасный педагог Сухом- линский считал одной из,глав­ ных задач учителя, да и вооб­ ще каждого взрослого, воспи­ тание культуры человеческих отношений. Ну, а разве можно воспитать неинтеллигентными методами интеллигентное пове­ дение юных? / Мне на всю жизнь запомнил­ ся такой случай из школьной поры. На уроках математики наш старый учитель Николь­ ской средней школы Измалков- ркого района Иван Гаврилович Тимофеев поставил ученику по фамилии Малютин двойку. Класс одобрил действие педа­ гога. Направляясь к своей пар- ру, темпераменту, склонностям. Не учитывать этого учителю, воспитателю, допустим, началь­ нику цеха, куда приходит под­ росток, нельзя. К каждому ну­ жен свой подход, чтобы всех их сплотить в один единый, дружный, работоспособный коллектив, При неумелой воспитательной м ш ш 1111ш т п 111ш п 1ш 11111т 111п ап 111т 11п и т 1т ш ш |111111 жизни, побуждает юного чело­ века к полезной деятельности. Тогда он и учится, и работает напряжённо, и мыслит само­ стоятельно и зрело. И наоборот, климат недоброжелательности, отсутствие культуры взаимоот­ ношений приводят к трагедии. Недавно народным судом осуждена к лишению свободы 1Ш11П1Ш111Ш1111ЯП111Е111Ш1М1 В (ПРАВО НА УВАЖ ЕНИ Е ! § I ?<Ш 11 П 1 Ш 111 Ш 111 Е 1 т т Т 1111 Ш 111 П ^ К р у Г у С 6 М Ы 1 *И 1 ,,1 1 1 ,|1 ,|,,1 ,и ,,,1Ш ||,|,,1 ,,,,П 1 1 |5 те, Малютин, кинув недобрый взгляд на учителя, прошептал сквозь зубы грубое слово. В притихшем классе оно прозву­ чало громко и ясно. Мы замер­ ли оторопев, и каждый думал: «Г^ван Гаврилович очень строг, что же будет дальше?» И вдруг улыбнулся наш ста­ рый учитель и грустно сказал: — Вы правы, Малютин. Если я, ваш учитель, нс сумел на­ учить вас уважать достоинст­ во другого человека, то, выхо­ дит, грош мне цена... Малютин густо покраснел от стыда. И... извинился. И нам всем сидящим за партами, то­ же было стыдно за поступок товарища. И во сто крат воз­ росло наше уважение к Ивану Гавриловичу, преподавшему нам мудрый урок воспитанно­ сти, если хотите, чести. Прошло уже более сорока лет, а этот случай тИк и остался на всю жизнь в моей памяти. Согласитесь, что каждый подросток — это индивидуаль­ ность, личность. Нет ученика «вообще» — все они отличают­ ся друг от друга по уровню знаний, способностям, характс- работе подросток отчуждается от школы или трудового кол­ лектива, имеет контакты с та­ кими же «обиженными» или «неудачниками», включается в различные уличные, дворовые группы, где его, как ему кажет­ ся, понимают, где легче добить­ ся признания. В результате пропадает интерес и желание учиться или работать. Вот так подПас и появляются, так на­ зываемые «трудные», которые в конечном итоге оказываются не у дел, не учатся и не рабо­ тают, а отсюда один шаг и к преступлению. Индивидуальность в ребенке и подростке необходимо не только уважать, но и терпели­ во взврашивать, вдохновлять и поддерживать, чтобы она, ос­ меянная невеждами, не по­ гибла в самом зародыше. Не­ справедливость взрослого, как цепная реакция, продолжается в подростке и лишает его ра­ дости общения, разрушает культуру отношений. Добрый, оптимистичный, эмоциональ­ ный настрой, допустим, в се­ мье, создает взволнованное отношение к познанию наук, шестнадцатилетняя Г. Ивано­ ва. В столь юном возрасте и уже преступница? Как могло такое случиться? Учителя сред­ ней школы № 45 отзываются о ней. как об очень способной девушке, которая училась ров­ но, много читала, участвовала в общественной жизни школы. Однако постепенно девочка изменилась, стала равнодушнее к соклассникам, грубее. После окончания восьмого класса по­ ступила в техническое учили­ ще № 21, которое вскоре оста­ вила. Больше года нигде не работала. Начала курить, пить, неделями не бывала дома, ве­ ла аморальный образ жизни. Откуда это? Заглянем в семью. Глава ее пил, уходил из семьи, постоянно учинял се­ мейные ссоры, продолжитель­ ное время не работал... Такой микроклимат разрушительно действовал на детей. Да и се­ мьи как таковой, по сути, не было. Просто жили люди под одной крышей, каждый сам по себе, для себя, в атмосфере эгоизма, черствости, унижения элементарного человеческого достоинства. Годами складыва­ лась эта нездоровая обстанов­ ка, в результате которой семья разрушилась. Несправедливость порождает несправедливость, жестокость порождает жестокость, доброта порождает доброту. Недавно мне случилось быть свидетелем такого случая. На улице Совет­ ской, возле кинолектория, жен­ щина средних лет поскользну­ лась и упала. Видимо, сильно ушиблась, и не могла сразу встать. 'Это видели шедшие позади двое молодых людей в возрасте 17—19 лет. Один из них, что помоложе, быстро подошел к пострадавшей и заботливо, осторожно помог ей подняться. Парень спросил, куда она идет, и тихо сказал: «Я вам помогу дойти до трам­ вайной остановки». Взял ее под руку и тихо повел. Его на­ парник оставался безучастным ко всему происходившему. Двое молодых людей при од­ них и тех же обстоятельствах повели себя по-разному. Кто же воспитал во втором, стар­ шем парне черствость? Не будем кивать на школу. Воспитывает не только школа, но и среда, в которой враща­ ются ребята, и семья, ёде их лелеют, и та самая «улица», что приводит в испуг сердо­ больных мам. Вот и призаду­ маешься: школа умело приви­ вает детям знания. Об образо­ ванности сыновей и дочерей пекутся в семье, и этим можно объяснить, к примеру, широкое увлечение в последнее время домашним репетиторством. А вот о воспитании культуры от ношений между старшими и младшими и вообще между людьми, забота, скажем прямо, не такая активная. Н. УСИК, член областной комиссии по делам несовершеннолетних. Я НВАРЬ начавшегося года богат интересными га­ строльными выступле­ ниями. Два из них, без сомне­ ния станут заметным со бы­ тием в музык альной ж изни нашего города. 12 и 13 января в Липецке выступит прославленный со­ ветский певец Ермек Серк е- баев. Большинству лю бителей искусства в нашей стране хо- Музыкальный дневник К ОНЦЕ РТЫ В ЯНВАРЕ ливого к омпозитора Владими­ ра Захарова. С его именем в ж изни хора связана целая эпоха. Захаров учился у кори­ феев хора глубо к ом у, истин­ ному пониманию сути народ­ ного искусства и одновременно формировал новый репертуар, отраж ающий советск ую дей ст­ вительность. Именно песни Захарова, созданные вместе с М. Исаковским, определили рошо знаком неповторимый голос Серк ебаева — бар хат­ ный, мягк ий, исклю чительно ровный баритон, звучащий на­ полнение и вдохновенно. Д е­ сятки оперных партий спеты им в родном для него театре им. Абая. Обширен его к ам ер ­ ный репертуар. Благодаря певцу весь мир узнал и полю ­ бил прек расные народные на­ певы Казахстана. Великолепны в исполнении Серк ебаева пес­ ни советских к омпозиторов, из которых ему особенно по ду­ ше произведения гр аж дан ст­ венного, патриотического зву­ чания. И что бы ни пел Ермек Серк ебаев, сила воздействия его искусства огромна. Ведь его искусство отличает все то, что мы вкладываем в понятие «большой худож ник »: отличная школа, тонк ая музык альность, чуткое отношение к поэтиче­ ск ому сло ву... Певец, музык ант, худож ник , деп утат Верховного Совета СССР неск ольк их созывов, на­ родный артист СССР Ермек Серк ебаев сейчас находится в прекрасной творческой фо рм е, в зените мастерства и таланта. С 25 по 28 января гостем липчан станет прославленный русский народный хор имени Пятницкого. Ак адемией н ар о д­ ного искусства по праву назы­ ваю т этот замечательный к о л­ лектив, старейший в нашей стране. Вставший после смерти Пят­ ницкого во главе хора Петр Казьмин, осенью 1931 года привлек к музык альному р у­ ководству коллек тивом талант- в предвоенные, и особенно в военные годы, лицо хора, соз­ дали ем у всенародную славу. Хор объехал весь мир, во с­ хищая и пок оряя лю дей своим ж изнерадостным искусством. Из к амерных исполнителей, приезж аю щих на гастроли в Липецк, хотелось бы отметить пианиста Александра Бонду- рянск ого. Воспитанник М оск ов­ ской к онсерватории по к лассу профессор а Д . Башкирова, он хорошо известен не тольк о как отличный солист, но и как превосходный исполнитель камерно-ансамблевой музык и. Именно в составе трио, вместе с В. Ивановым и М . Уткиным, Бондурянск ий четыреж ды за­ воевывал первые премии на меж дународных к онк урсах в М ю нхене, Будапеште, Белграде, Бордо. Пианист выступит в на­ шем го р о де 15 января. Лю бителям скрипичной му­ зык и посоветуем послушать выступления Сергея Кравчен­ ко. Исполнитель получил об­ разование в М осковской к он­ серватории, удостоен премий на меж дунар о дных к онк урсах в Генуе, Париж е и Льеж е. 23 января гостем Липецка бу­ дет польский скрипач Хенрик Триетта. Хотим порадовать и люби­ телей дж аза: в Липецке высту­ пит лауреат джазовых фестива­ лей ансамбль «Аллегров. Кон­ церты состоятся, 26 м 27 янва- оя. И. РЕЗНИКОВ, искусствовед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz