Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
„НАУЧИТЬ ТАЛАНТУ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ ..." вать со де ржание пов е с т и, кото рую, бе зус ловно, уж е п р очитали многи е п едаг оги* об ласти . О ее сюж ете ,главных «бол е вых» воп р осах жизни школы, о г е р о ях в д оста точн ой ст е п е ни глубоко скаж ет и выступл е ни е, к ото р о е мы публику е м с е го д н я в вы пуск е , — в ете ран а п е даг огич е с кого т руда, члена вн ешт атного от дела ш кол п ри редак ции «Ленинск о е зн ам я » у ч ит е л я П . С. П л о хи х. Гла вно е ж е внимани е с об ра вшихс я было об ращен о на ан али з, насколько это п р ои зв е д ение ти пично от ражает жи зн ь с е го д н яшн е й ш колы, учит е ль с кого т руда, наск олько полно дает отв ет на п р обл е мы воспитани я по д растающе го покол е ни я . т от де нь в большом зал е го р о д с кого Дома пион е р ов соб рали с ь п редста вит е л и п е даг огич е с ких колл е ктивов школ Лип ец ка по н е с овс е м п ри вычному пово ду — н е на оч е редн о е итогово е с ов е щани е или конф е ренцию, не н а дел ово й т е матич е с ки й с е ми на р . П о инициатив е го рк ома па ртии, го р оно и го рк ома п р офсоюза раб отников п р осв е щ е ни я, высш е й ш колы и научных уч реждени й \ з д е с ь с осто ялось колл е ктивно е обсуж де ни е о д ного и з посл е д них актуальных п р ои зв е де ни й о п р обл е мах сов ре м е нно й ш колы — пов е с т и В . Яким е нко «Сочин е ни е » , опубли кованно й в № 10 жу рн ал а «Юн ость» за 1&31 го д . ' Н ет н е обхо д имости по д р обно п е реска зы- Каки е кач е с т ва ха рактери зуют сов ре м е нную моло дежь? Ка ки е они, с е го д н яшни е уч а щи е с я? Л е гч е или т руднее, и в ч е м им е нно, раб отать с ни ми учит е лю , воспитат е лю , н аставни ку? С этого и н ачал с я ра згово р на к онф е ренции . Н. С. Ш инковска я, в ете ран п е даг огич е с кого т руда : — Я п р ишл а в ш кол у в 1945 году, отдал а ей 36 лет жизни, совсем недавно ушла на пенсию. З а многие годы педагогического труда пере до мной прошли всяки е ре бята. Конечно, другим было время. В послевоенные годы, бывало, приходили на урок голодными, плохо одетыми, но с большой жаждой зн а ний, желани ем учиться. Да, сегодня дети другие. Они во многом информиро ваннее. Они сыты, отлично одеты. Однако, будем откро венны, благополучное «бы ти е» привнесло и свои слож ности в воспитательную р а боту. Среди ребят есть и «трудн ы е», с ярко выражен ным негативным отношением к учебе, коллекти ву, товари щам. Этому подчас «способ ствует» и семья. Но р азве не бывает так, что и мы, учителя, озабоче ны больше не тем, как до стучаться до души ребенка, сколько тем, чтобы он свои ми двойками не снижал об щий процент успеваемости ? Обучение, а 'н е воспитание порой больше волнует и со временных пап и мам. Как в повести В. Якименко: роди тель пришел в школу не сомнениями поделиться, не за советом, а чтобы сказать: «Ч то вы сделали с моим сы ном, он стал учи ться на тройки ?» Не только учить, но и вос питывать — н аша зад ач а, а мы нередко на этом «фрон те» терпим поражение. II . В . П от е мкина, завуч с редне й ш колы № 17 : — Глубоко солидарна с Н. С. Шинковской. Каждый и з н ас зн ает, что в ребячьем коллекти ве нередки такие, как Демьянов 4 в повести, силой подчиняющие себе • сверстников. Цорой за ними тян утся даже те, кто растет совсем не в «трудн ой » семье. Почему? Д а потому,— пусть н ам, учителям, это и прозвучит в упрек, — что в том или ином классе ребя та не видят других лидеров, за которыми они хотели бы идти. Невольно н апраши вает ся мысль: а всегда ли д оста точно автори тетны в гл азах ребят те, кого мы, педагоги, считаем активи стами, об щественниками. В . В . Юш ков, д и рект о р средне й ш колы № 15 : — Хочу продолжить эту мысль. Д авай те задумаемся, почему в среде мальчишек так ценится си ла? Ничего в этом противоестественного нет. Сила всегда была в цене во все времен а в воспи тании молодежи, начиная еще с древней Спарты. Но воспи тывает только так ая си ла, которая н аправлен а . на добро. В нашей, современной школе надо всячески совер шен ствовать спортивную р а боту, соединять духовность с физическим разви тцем ре бят. Тогда такие, как Д емья нов, потеряют былой автори тет в гл азах ребят, наоборот, мы, педагоги, сумеем пробу дить душу в них. -Надо об щими усилиями форми ровать лидера в добром деле, чтобы он был нам ж е помощни ком. В . П . Г о ряе ва, учит е ль ни ца с редне й ш колы № 53 : — Все почему-то больше говорят о «трудн ы х». Но ведь есть среди наших уче ников и другие, с кем нам приходится не менее сложно. Трудные — они на виду. А в повести выведен и та кой образ, как Макс. Маль - чик и з обеспеченной семьи, Из чересчур обеспеченной, где всяки е идеалы замен ены погоней за вещами . А меж тем модно «экипированный» Макс — плохой друг, он эгоист, сосредоточен только на своем «я ». А вспомните, какими р аз одетыми приходят ребята на школьный вечер. Прав ав тор — это скорее «п арад роди телей ». Каждый ста рается приобрести для сво его ребенка то, что моднее и богаче. Вещи зм, процветаю щий в отдельных семьях, не менее важн ая проблема вос питательной работы учителя. Р азгово р о том, каки е они, сов ре м е нны е дет и, н е вольно вылилс я в д ру го е русл о — о том, каким быть самому учит е лю . О. В . Л яхо ва, учит е ль ница школы раб оч е й моло деж и № 1: — Очень хорошо, что по явилось еще одно интерес ное литературное прои зведе ние о школе, показывающее ее не с парадной стороны. Эта книга заставл я ет зад у маться нас об учительском автори тете. Еще В. Г. Белинский го ворил: «...Н е надо обращать внимание только на и стребле ние недостатков и пороков, а надо наполнять . любовью свои поступки и дать свой и деал ». Важн о не только то, ч е му мы учим, но и как* к а кими средствами . Всегда ли наши воспитательные меро приятия воспи тывают? Од нажды в одной и з школ ре шили «бороться с длинново лосыми ». И что ж е? Дирек тор и завуч сами встали у входа в школу и выпроважи вали всех провинившихся в п ари кмахерскую... Порой мы забы ваем , что воспитание — очень тонкий процесс, идем по пути, что «протоптанней и легче». В . И . Ба й рачны й, д и рек т о р средне й ш колы № 60 : — Думаю, что н аша беда в вольном или невольном желании видеть ученика все - ' го лишь послушным, ак к у ратно выполняющим все, что ему скажут. Многие из п е дагогов, наверное, просто убегут и з школы, если перед* ними будут сорок разных ин дивидуальностей на каждом уроке. Да и в семье родите лей устраи вают больше про сто послушные дети — сн и ми меньше хлопот. Мы добросовестно зан и ма емся с ребятами на уроках. А много ли видим их во внеурочное время? Времени нет, чтобы вести кружковую работу? Да, учитель очень и очень загружен . Но бывает и так, что он в школе — толь ко предметник. Предложат Марии Ивановне, учительни це ли тературы , сходить с ребятами в театр, а_ она от вечает: «А кто мне "за эти часы платить будет?». И так ведь бывает. Н . Д. Башкатова, д и рек - т о р средне й ш колы № 44 : — Есть в повести очень важн ая проблема — класс и классный руководитель. Вот где проявляются иной р аз ярко наши просчеты. У н ас в школе недавно прошел удивительный клас сный час, посвященный хл е бу. Хорошо прошел, всем, в общем, понравилось. Но по чему на другой день к л ас сн ая руководительница... пла кал а? При зн алась: «Я так готовилась, ведь все сдела л а — и оформила класс, и пригласила интересных го стей. А ребята, когда стали расходи ться по домам, пред ставьте себе, бросили кусоч ки хлеба на пол. Это после такого-то важного разговора! В чем же моя оши бка?». Она и не замети ла, что са ма ж е ответила на свой воп рос. Вед ь она все для клас сного часа сделала с воими руками. А ребя та? Они так и остались лишь потре бителями готового, важный разговор не дошел до их сер дец. Так бывает нередко: слиш ком много мы все делаем за ребят сами, чрезмерно опекаем их вместо того, чтобы воспи тывать их в н а стоящем и самостоятельном деле. В . А. К от е ль ников, зав е дующ и й Лип ец ким го р оно : — Воспи тывать в се бе личность, которую у ва жали бы дети. Только к такому учителю, искренне их любящему, внимательно - му, тян утся ребята. И такой учи тель никогда не бывает одинок, у него есть свой ак тив, его н адежн ая опора. Только с н астоящим акти вом и самоуправлени ем учи тель может работать не с одним или несколькими уче никами, а, как уже говорили здесь, с сорока индивидуаль ностями в классе. Индиви дуальностями репохожими, неповторимыми, * зачастую сложными. Но это те слож ности, которые и делают н а шу работу тоже неповтори - мой, радостной. Это и есть призвание — учить тал ан ту человечности. Л . ДУБИНА, I П е д аг о г и ч е с к и й в с е о б у ч ЕСТЬ ТАКОЙ ФАКУЛЬТЕТ Помимо обязательных дел у Раи сы Ивановны Кулешо вой, завуч а Краснинской средней школы , есть еще и общественн ая обязанность: она руководит педагогиче ским факультетом народного университета. Иначе говоря, вместе со своими коллегами Р аи са Ивановна помогает родителям осваи вать нелег кую науку семейной педаго гики. А их,у-пап и мам, р а ботающих в бли злежащих хозяй ствах, более шестисот человек. Все распределены по секциям: в одной зани маются родители учащи хся 1— 3-х классов, в другой — 4— 7-х, в третьей— 8— 10-х. Педагогический факультет двухгодичный, йто при по стоянном составе слушате лей помогает системно и разн ообразн о строить рабо ту. Программа занятий не сколько отличается от тех, которые и спользуются в других школах. Декан ф а кул ьтета Р . И. Кулешова и ее коллеги выбрали своеоб разный путь. Все формы обучения, и в первую оче редь лекции, нацелены на решение одной большой проблемы. Так, в последние два года здесь изучали воп росы, связанные с н равст венным воспитанием детей в семье. «Эоспи тай человека» — так н азвали эту объемную тему, которой было посвя щено семь занятий. В этом учебном году по ставлен а новая проблема — трудовое воспитание уч а щихся. Тщательн о продуман план, разработан а тематика лекций. Но чтобы яснее представи ть всю эту сер ьез ную и нелегкую работу, рас скажем об одной из секций, о той, которую посещают ро дители учащи хся 4— 7-х классов. В середине- октября состо ялось организационное за нятие. Р. И. Кулешова по знакомила слушателей с пла ном. Второй завуч 3. Р. Ко ротких выступила с- лекци* ей «Н . К. Крупская о тру довом воспитании». В зак лючение ученики 5 «а » клас са показали небольшой кон церт «В семье единой». Следующее зан яти е — \ в ноябре. Тема: «Ученическая производственная бригада — важн ая форма подготовки учащи хся к труду». С лекци ей выступила биолог Р. В. Ж урютина. В декабре запланировано зан яти е на тему «Р ели ги я и труд », в ян варе 1983 года — «Мир и труд — основа народного сч астья », в ф ев рале — «Ч ел овек красив и славен трудом», в марте — «При умн ожать общественное достояние — зад ач а каждо го советского чел овека», в апреле — «Воспи ты вать у молодежи бережное отноше ние к хл ебу». В мае н аме чено провести конференцию на тему: «Р асти м будущую смен у». Как видим, тематика весьма злободневная. Про думана уже и методика. Как правило, к каждому и з зан я тий библиотекарь готовит письменные обзоры ли терату ры. Популярностью у слуша телей пользуются брошюры серии «Би бли отечка для ро дителей», журн ал «Семья и школа». Поинтересовался я у Р а исы Ивановны, насколько же популярны зан яти я в уни верситете? Она не без гордости ответила: — Посещаемость роди телями младши х школьни ков почти стопроцентная, в других группах — 8 5— 95 процентов. Побеседовал я и с неко торыми слушателями . Б ух галтер Р. И. Коротеева считает, что учеба на ф а культете помогла ей по-ино му взглян уть на воспитание дочери. Девочка сейчас от личается трудолюбием, ис полнительностью, хорошо учится. В . А. В а рченк о, раб отни ца пожарной охраны, тоже довольна занятиями. Все, что она получает на них, старается и спользовать в об щении с детьми. С малых лет они приучены к труду. Старшая дочь, ученица Краснинской школы , неодно кратно завоевы вал а при зо вые места в соревновани ях по полеводству. Большой популярностью у слушателей пользуется так н азываемый устный журнал. Состоит он из трех страниц. Вот один из номеров. Тема его — «Эти профессии нуж ны для сел а». Сн ачала бы ла лекция: «Р ол ь семьи в подготовке детей к выбору профессии». Затем биолог школы И. А. Куликов, он же заведующий кабинетом профориентации, р асск азал о профессиях, нужных селу, о том, где их можно полу чить. При сутствующие на этом занятии директора сов хозов «Красн ян ски й » и «Во сток », председатель колхоза «З ар я коммуни зма» говори ли о потребностях своих хо зяй ств в кадрах, о том, что в этом направлении делает ся. Все они сошли сь во мне нии, что надо больше рабо тать со школьниками, лучше готовить их к сельскохозяй ственному труду. Третья страничка этого номера журн ала была отве дена под литературно-худо жественную композицию «Хл еб — всему голова». В расск азе о работе педа гогического факул ьтета ни как н ельзя обойти молчани ем и опыт семейного воспи тания. Р асск азать о нем по может оформленный по инициативе Р. И. Кулешовой школьный уголок для роди телей. Мое внимание при влек опыт воспитания детей в семье Клевцовых. Нина Фе доровна и ее муж Николай Федорович — рядовые тру женики—жи вут в совхозе «Красн ян ский ». В семье трое детей, все хорошо уч ат ся. Старшая дочь Алевтина закончила школу с золотой медалью, двое мальчиков. — хорошисты. Дети — - самые ближайшие помощники у родителей. На вопрос, как Клевцовы добиваются таких успехов в воспитании, Нина Федоровн а отвечает: — Главное — воспитать в детях честность, приучать их с малолетства к труду, чтобы в доме каждый зн ал свои обязанности, отвечал за порученное дело. Нехи трая педагогика, а сколько сил и труда требу ется, чтобы эти советы ста ли правилом жизни. И ко нечно же, Клевцовым и дру гим родителям помогают те педагогические знания, кото рые ‘ получают они, общаясь с учителями, слушая лекции в народном университете. Хотелось бы ск азать еще об одном, что характери зует деятельность университета. В Краснинской средней шко ле занимаются дети, прожи-' вающи е на территории пяти хозяй ств района. Естествен но, посещать зан яти я в рай центре их родители не мо гут. Для жителей отдален ных сел учителя организу ют выездные занятия. Но пришло время ск азать и об итогах этой работы. А они заключаются и в том, что все большее число роди телей Краснинской школы начинает понимать: воспита ние — это наука, которую необходимо глубоко и серь езно и зучать. Вот и идут па пы и мамы в свою родную школу за советом и по мощью, за знаниями. И пусть удостоверение, кото рое они получают, прослу шав двухгодичный цикл лекций по педагогике, не по хоже на институтский дип лом, все же оно особую щену имеет, практическую. Ф . Р ОМАННИКОВ, м ет о д ист областного от деле ни я п е даг огич е с кого общ е с т ва Р СФСР . Большой популярностью у липчан пользуются концер ты, с которыми выступает л ауреат премии имени В. Скороходова Липецкого обкома комсомола — обр аз цово-показательный пионер ский ан самбль танца «Р од ничок» Дворца культуры профсоюзов имени 50-летия Октября. Концерты юных ар тистов всегда проходят, как говорится, с полным аншл а гом. Так было и на днях, когда «Родн и чок» показал зри те лям свою новую хореографи ческую программу, посвя щенную 60-летию образова ния Союза ССР . Ярк ая, к р а сочная, она была составлена и з национальных танцев братских социалистических республик нашей страны. Р азудал ую русскую пляску сменяли спокойные танцы прибалтийских республик, за дорную, солнечную «Молда- вен яску» — белорусская «Л я вон и ха», темпераментные ритмы Грузии ... ТАНЦУЕТ «РОДНИЧОК» Особый успех выпал на хо реографическую сюиту, где свыше двухсот участников ан самбля языком танца рас крыли харак тер многонаци онального советского народа. Поставила танцы художест венный руководитель и гл ав ный балетмей стер «Родн и ч к а», заслуж е нны й работник культуры Р СФСР Галина Павловн а Шелякин а. Все сборы от этого концер та были н аправлены в Со ветский Фонд мира. Кстати , это уже четвертое безвоз мездное выступление «Р од ничка». На днях Советский Фонд мира н аградил коллек тив Дворца культу ры проф с оюзов им . 50 -л ет и я О кт яб ря пам ятным вымп е л ом и По ч ет но й г ра мото й з а ак ти в ную раб оту по п р опаган де задач с т о р онников ми ра и бла го р о д ных ц е л е й Со в ет с кого Фон да ми ра . А. В ЛА С ОВ, ко ррес пон де нт газ ет ы «Г олос ст р ои т е л я » . Н а сн имка* танцу ет «Р о д ничок» : посл е д ни е н аставл е н ия уч астникам дает х у д ож е с т в е нны й рук ово д ит е ль ан самбл я, з аслуж е нны й раб от ник культу ры Р СФСР Г . П. Шелякина. Фото М. Носо ва . ОСТАНОВИТЬСЯ.. С БОЛЬШИМ инте ресом я прочел по весть Владимира Якименко «Сочин ени е», опубликованную в журн але «Юн ость». Прочел и зад у мался. Школа. Родители. Ученики. В н астоящее время нет такой семьи, такого кол лекти ва, где бы не обсужда лись проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Но порой многое сводится к взаимным обви нениям, претензиям, требо вани ям... Но Сколько бы мы друг другу претензий не предъ являли , от вопросов, выдви нутых самой жизнью, не уй ти. Решени я их необходимо более упорно, настойчиво ис кать. Автор повести, сам ког да-то работавший учителем, словно решил «вы пл есн уть» все накипевшее в нем. Сме ло и резко раскрыл он кар тину жизни обычной школы. Сюжет повести основан на ан али зе отношений — ро дителей к детям, учителей к тем и другим, учащи хся друг с другом. ...Как случилось, что в классе, к азал ось бы, благо получном, берет верх над большинством грубая и же стокая сила такого учащего ся, как Ви ктор Д емьянов? Многие ребята угодничают перед ним, беспрекословно выполняют его «поручени я». Он даже сочинение за себя заставл я ет писать. И р азы грывается скрытая драма подавлени я личности подро стка. В чем же причина того, что подчас и учителя, и дети, и родители р азобще ны9 Автор повести вскрывает ее. Это — равнодуши е и формали зм, подчас процве тающи е в школе. Мне, педа- гогу-ветерану, хорошо знакомы острые вопросы жизни педагогического и ре бячьего коллекти вов. Учите ля, родители порой далеки от внутреннего мира детей, подростков. А между тем, и это мы видим в повести, они такие разные. Внешне как будто их поведение не вы зы вает особых тревог, но в душе у каждого — свой глубокий психологический процесс, связанный с перио дом взрослени я, когда так важны и личный автори тет, и взаимопонимание друзей. Должен, обязан помочь разобраться в этих трудных вопросах учитель. Но он, что греха таи ть, не всегда ока зы вается на высоте. На уро ках, как правило, основное внимание уделяется сл а бым ученикам, причем в их число входят не только от ставши е По состоянию здо ровья, но и лентяи, лодыри. А добросовестные ученики остаются на втором плане, они скучают на уроках, по степенно охладевают к уче бе. Не потому ли в школах, как правило, отличников — единицы? В н екоторых педагогиче - ских коллекти вах за «труд ными» закрепляют общест венников — ветеран ов труда, членов родительского коми тета. Хорошо, если такой н аставник добросовестен и у него есть желание, время, да и умение зан яться с по допечным. Но чаще таки х условий и возможностей нет. А классный руководитель уже успокоился: ответствен ность возл ожен а на других. Бы вает и так. Ученик со вершил проступок, а школа, классный руководитель у з нают об этом от работников милиции, но не от учеников или родителей. И главное — не всегда каждый такой слу чай бескомпромиссно обсуж дается, особенно среди ро дителей класса, школы. Кстати , учитель, классный руководи тель не всегда име ют возможность откровенно, доверительно поговорить с родителями ученика в шко ле. Специальных комнат для таки х бесед нет, разговоры ведутся на ходу, в коридо рах, учительской, часто — стоя, беседа прерывается звонком н а урок... Так мать или отец и уходят, не р азр е ши в н аболевшего вопроса. В повести В. Якименко об нажены и типичные недо статки воспитания в некото рых семьях. Чувствуется, что автор негодует против родителей, забывающи х о своих обязанностях по отно шению к детям. С горечью обращает он внимание пап и мам на пагубность равн о душия к пытливой, разнооб разной , интересной жизни собственных сыновей и до черей.' Одна из проблем, подни маемых автором, либера ли зм в отношениях с уч а щимися. Вот эта боязн ь по засл у гам оценить знани я и пове дение ученика, на мой взгляд, укоренилась в прак тике школьной жизни. При чем, образовался замкнутый круг, из которого учителя никак не могут выйти. Давно уже осуждена процентома ЗА ДУМАТЬСЯ. ния, но фактически ова н е только не и счезает, но и усили вается. Не исключение, что скры вать, и школы города Ли пецка. Мне часто приходит ся по роду общественной деятельности зн акоми ться с итогами их работы. И не редко уди вляешься — в от дельных и з них, не блещу щих постановкой учебно-во спитательной работы , в от четах зн ачи тся чуть ли не стопроцентная успеваемость. Откуда! такие цифры? Не обходится без явного давл е ния директоров школ на классных руководителей, а тех, в свою очередь, на учи телей — и все из-за стрем ления выглядеть «н е хуже други х». Эта порочная система при водит к моральным и здерж кам в воспитательной рабо те. . Лентяй-ученик зн ает, что тройку ему все равно поставят. Тот, у кого одна тройка, зн ает, что его могут «вы тян уть в хороши сты». Приходит пора, и уже выпу скник школы , ран ее не пре тендующий на медаль, вдруг все-таки ее получает. Как это ни странно, об этих ф ак тах зн ают все, однако про центомания процветает. Это большая беда нашей шко лы, которая больно отзы ва ется на учителях. Недавно один из опытных педагогов липецкой школы откровенно поделйлся со мной: «Я долго держался, не завышал оценок. И что же? Меня, имеющего за плечами десят ки лет педагогического ста жа, стали склонять во всех инстанциях, тогда как мо ло ды х у ч ит е л е й х валили : у них вс е у с п е вают . Т е п е р ь т рети й го д я ст авлю т р о й ки т е м, кто заслужи ва ет дв о е к . И м е н я ост авили в поко е » . , Я далек от мысли, что по добные порочные явления бытуют во всех школах, но они есть. Либерали зм п а губно отраж ается на уча щихся, они подражают та ким учителям в школьной жизни, а затем и за ' е е по рогом. В повести показаны р аз ные учителя. Кл ара Ви кто ровн а представляет собой типичный образ классного руководителя. В ее лице мы узн аем учителей, хорошо зн ающи х свой предмет, лю бящих профессию и детей. Они первыми приходят в школу и последними уходят. Они бывают суровы и не примиримы к н едостаткам в поведении учащи хся, но и слишком доверчивы к ним, не замеч ают обмана с их стороны, не зн ают о ф актах плохого поведения отдель ных учащи хся. С роди теля ми такой учитель разобщен . И в итоге терпит неудачу. Думаю, что автор пове сти не столько стави л своей целью преподать рецепты воспитания, сколько пригла сил останови ться, заду маться и о смысле нашего педагогического труда, при звал непримиримо, настой чиво бороться с тем, что еще мешает воспитанию под растающего поколения. п . ПЛОХИХ, чл е н вн ешт атного от дела ш кол «Л е нинского зн ам е ни» . РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ РЕШИЛО В жизнь школы наш е го с е л а все настойчивее входит труд. Конечно, и в т о время, когда в ней учились мы, ны нешние родители, такж е су ществовали уроки труда, и мы работали на совхозных полях. Но тогда н е было ре чи о производственной прак тике, где ребята работают совсем по-взрослому. Можно с полным правом утверж дать, что школа сейчас луч ше и учит, и готовит своих питомцев к самостоятельн ой жизни. Приведу лишь несколько примеров. Каждое лето старшеклассни ки нашей шко лы вы езжают в совхоз «П л е хановский» на заготовку кормов, затем участвуют в уборке свеклы. Трудятся ре бята н аравн е со взрослыми , и их усердие не проходит не замеченным, постоянно по ощряется и рабочкомом, и дирекцией хозяй ства. Не менее важн а и работа на пришкольном опытном участке. Стремясь внести свой вклад в выполнение Продовольственной програм мы, школа расширила его площадь с тем, чтобы пол ностью обеспечить овощами свою столовую. Отрадно, что в трудовом воспитании школьников не остаются в стороне от забот педагогического коллекти ва и родители. Вот, например, как н ачался нынешний учеб ный год. Удачно прошло об щешкольное родительское собрание. Мы не только по знакомились с программой работы родительского акти ва, но и получили ответы на те вопросы, которые неиз бежно возникают с началом занятий. Говорили о том, что пока мало разви ваем в н а ших детях такую важную черту, как бережливость. Тут же продумали програм му воспитания хозяй ского от ношения к народному добру. Перво-наперво организо вали встречу с тружениками села. Р азговор начали с хле-. ба, и мне кажется, это п ра вильно. Это собрание мы н азвали «Урок о хл ебе». При сутствовали трактори сты, комбайнеры, доярки, хлеборобы. Наши учителя обратили внимание на то, что в школьной столовой ре бята небрежно относятся к хлебу, подчеркивали, что неэкономное его расхо дование приводит к большим матери альным и нравствен ным потерям. Хлеб ■— всей жизни голова. Об этом гово рили хлеборобы А. С. Ше- метова! В. А. Колыхалов, М. С. З аева, Л. Д. Соломен- цев, С. П. Шеметов. Родительский акти в — добрый помощник педагоги ческого коллекти ва школы. В течение многих лет его возглавляет участник Вели кой Отечественной войны И. А. Соломенцев. Есть здесь и хозяй ственн ая ко миссия, в которую входят учительница ли тературы Р . И. Милованова, учитель ница природоведения Л. И. Сарычева, учитель труда В. И. Милованов. Их цель — общими усилиями воспи тывать у учащи хся органи зованность и культуру тру да, разви вать инициативу и коллекти визм, расширять знания о сельских професси ях — уверенно претворяется в жизнь. П. КО Л ЫХ АЛ ОВ, с. Сселки. СЧАСТЛИ ВЫХ МАМ ...Молодая мама с ново рожденным на рук ах входит в специально оборудованную комнату выписки родильного отделения больницы завода «Свободный сокол». Начи н ается торжественн ая проце дура регистрации малыша. Эта комн ата выписки, от крытая на днях- после капи тального ремон та родильного ДЛЯ отделения заводской боль ницы, у ж е зн акома многим родственникам, друзьям и зн акомым, пришедшим встрети ть и поздрави ть сча стли вых мам. Она краси во оформлен а и обставлен а сов ременной н ебелые. Ее у к р а шают зеркал ьн а,, стена, ков ры, вазы с живыми цветами. Реги стрирует новорожден ных представи тель ЗАГСа. Р аботает в комнате выписки и фотограф , который может сделать снимок на память, п . П ОЛЯНСКИЙ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz