Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

„НАУЧИТЬ ТАЛАНТУ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ ..." вать со де ржание пов е с т и, кото рую, бе зус­ ловно, уж е п р очитали многи е п едаг оги* об­ ласти . О ее сюж ете ,главных «бол е вых» воп р осах жизни школы, о г е р о ях в д оста­ точн ой ст е п е ни глубоко скаж ет и выступл е ­ ни е, к ото р о е мы публику е м с е го д н я в вы ­ пуск е , — в ете ран а п е даг огич е с кого т руда, члена вн ешт атного от дела ш кол п ри редак­ ции «Ленинск о е зн ам я » у ч ит е л я П . С. П л о­ хи х. Гла вно е ж е внимани е с об ра вшихс я было об ращен о на ан али з, насколько это п р ои зв е ­ д ение ти пично от ражает жи зн ь с е го д н яшн е й ш колы, учит е ль с кого т руда, наск олько полно дает отв ет на п р обл е мы воспитани я по д растающе го покол е ни я . т от де нь в большом зал е го р о д с кого Дома пион е р ов соб рали с ь п редста вит е л и п е даг огич е с ких колл е ктивов школ Лип ец ка по н е с овс е м п ри вычному пово ду — н е на оч е редн о е итогово е с ов е щани е или конф е ­ ренцию, не н а дел ово й т е матич е с ки й с е ми­ на р . П о инициатив е го рк ома па ртии, го р оно и го рк ома п р офсоюза раб отников п р осв е щ е ­ ни я, высш е й ш колы и научных уч реждени й \ з д е с ь с осто ялось колл е ктивно е обсуж де ни е о д ного и з посл е д них актуальных п р ои зв е ­ де ни й о п р обл е мах сов ре м е нно й ш колы — пов е с т и В . Яким е нко «Сочин е ни е » , опубли­ кованно й в № 10 жу рн ал а «Юн ость» за 1&31 го д . ' Н ет н е обхо д имости по д р обно п е реска зы- Каки е кач е с т ва ха рактери ­ зуют сов ре м е нную моло дежь? Ка ки е они, с е го д н яшни е уч а­ щи е с я? Л е гч е или т руднее, и в ч е м им е нно, раб отать с ни­ ми учит е лю , воспитат е лю , н аставни ку? С этого и н ачал­ с я ра згово р на к онф е ренции . Н. С. Ш инковска я, в ете ­ ран п е даг огич е с кого т руда : — Я п р ишл а в ш кол у в 1945 году, отдал а ей 36 лет жизни, совсем недавно ушла на пенсию. З а многие годы педагогического труда пере­ до мной прошли всяки е ре­ бята. Конечно, другим было время. В послевоенные годы, бывало, приходили на урок голодными, плохо одетыми, но с большой жаждой зн а­ ний, желани ем учиться. Да, сегодня дети другие. Они во многом информиро­ ваннее. Они сыты, отлично одеты. Однако, будем откро­ венны, благополучное «бы ­ ти е» привнесло и свои слож­ ности в воспитательную р а­ боту. Среди ребят есть и «трудн ы е», с ярко выражен ­ ным негативным отношением к учебе, коллекти ву, товари ­ щам. Этому подчас «способ­ ствует» и семья. Но р азве не бывает так, что и мы, учителя, озабоче­ ны больше не тем, как до­ стучаться до души ребенка, сколько тем, чтобы он свои­ ми двойками не снижал об­ щий процент успеваемости ? Обучение, а 'н е воспитание порой больше волнует и со­ временных пап и мам. Как в повести В. Якименко: роди­ тель пришел в школу не сомнениями поделиться, не за советом, а чтобы сказать: «Ч то вы сделали с моим сы ­ ном, он стал учи ться на тройки ?» Не только учить, но и вос­ питывать — н аша зад ач а, а мы нередко на этом «фрон ­ те» терпим поражение. II . В . П от е мкина, завуч с редне й ш колы № 17 : — Глубоко солидарна с Н. С. Шинковской. Каждый и з н ас зн ает, что в ребячьем коллекти ве нередки такие, как Демьянов 4 в повести, силой подчиняющие себе • сверстников. Цорой за ними тян утся даже те, кто растет совсем не в «трудн ой » семье. Почему? Д а потому,— пусть н ам, учителям, это и прозвучит в упрек, — что в том или ином классе ребя­ та не видят других лидеров, за которыми они хотели бы идти. Невольно н апраши вает­ ся мысль: а всегда ли д оста­ точно автори тетны в гл азах ребят те, кого мы, педагоги, считаем активи стами, об­ щественниками. В . В . Юш ков, д и рект о р средне й ш колы № 15 : — Хочу продолжить эту мысль. Д авай те задумаемся, почему в среде мальчишек так ценится си ла? Ничего в этом противоестественного нет. Сила всегда была в цене во все времен а в воспи­ тании молодежи, начиная еще с древней Спарты. Но воспи тывает только так ая си­ ла, которая н аправлен а . на добро. В нашей, современной школе надо всячески совер­ шен ствовать спортивную р а­ боту, соединять духовность с физическим разви тцем ре­ бят. Тогда такие, как Д емья­ нов, потеряют былой автори ­ тет в гл азах ребят, наоборот, мы, педагоги, сумеем пробу­ дить душу в них. -Надо об­ щими усилиями форми ровать лидера в добром деле, чтобы он был нам ж е помощни­ ком. В . П . Г о ряе ва, учит е ль ни­ ца с редне й ш колы № 53 : — Все почему-то больше говорят о «трудн ы х». Но ведь есть среди наших уче­ ников и другие, с кем нам приходится не менее сложно. Трудные — они на виду. А в повести выведен и та­ кой образ, как Макс. Маль - чик и з обеспеченной семьи, Из чересчур обеспеченной, где всяки е идеалы замен ены погоней за вещами . А меж тем модно «экипированный» Макс — плохой друг, он эгоист, сосредоточен только на своем «я ». А вспомните, какими р аз­ одетыми приходят ребята на школьный вечер. Прав ав­ тор — это скорее «п арад роди телей ». Каждый ста­ рается приобрести для сво­ его ребенка то, что моднее и богаче. Вещи зм, процветаю­ щий в отдельных семьях, не менее важн ая проблема вос­ питательной работы учителя. Р азгово р о том, каки е они, сов ре м е нны е дет и, н е ­ вольно вылилс я в д ру го е русл о — о том, каким быть самому учит е лю . О. В . Л яхо ва, учит е ль ница школы раб оч е й моло деж и № 1: — Очень хорошо, что по­ явилось еще одно интерес­ ное литературное прои зведе­ ние о школе, показывающее ее не с парадной стороны. Эта книга заставл я ет зад у­ маться нас об учительском автори тете. Еще В. Г. Белинский го­ ворил: «...Н е надо обращать внимание только на и стребле­ ние недостатков и пороков, а надо наполнять . любовью свои поступки и дать свой и деал ». Важн о не только то, ч е му мы учим, но и как* к а­ кими средствами . Всегда ли наши воспитательные меро­ приятия воспи тывают? Од­ нажды в одной и з школ ре­ шили «бороться с длинново­ лосыми ». И что ж е? Дирек­ тор и завуч сами встали у входа в школу и выпроважи ­ вали всех провинившихся в п ари кмахерскую... Порой мы забы ваем , что воспитание — очень тонкий процесс, идем по пути, что «протоптанней и легче». В . И . Ба й рачны й, д и рек­ т о р средне й ш колы № 60 : — Думаю, что н аша беда в вольном или невольном желании видеть ученика все - ' го лишь послушным, ак к у­ ратно выполняющим все, что ему скажут. Многие из п е ­ дагогов, наверное, просто убегут и з школы, если перед* ними будут сорок разных ин­ дивидуальностей на каждом уроке. Да и в семье родите­ лей устраи вают больше про­ сто послушные дети — сн и ­ ми меньше хлопот. Мы добросовестно зан и ма­ емся с ребятами на уроках. А много ли видим их во внеурочное время? Времени нет, чтобы вести кружковую работу? Да, учитель очень и очень загружен . Но бывает и так, что он в школе — толь­ ко предметник. Предложат Марии Ивановне, учительни­ це ли тературы , сходить с ребятами в театр, а_ она от­ вечает: «А кто мне "за эти часы платить будет?». И так ведь бывает. Н . Д. Башкатова, д и рек - т о р средне й ш колы № 44 : — Есть в повести очень важн ая проблема — класс и классный руководитель. Вот где проявляются иной р аз ярко наши просчеты. У н ас в школе недавно прошел удивительный клас­ сный час, посвященный хл е­ бу. Хорошо прошел, всем, в общем, понравилось. Но по­ чему на другой день к л ас­ сн ая руководительница... пла­ кал а? При зн алась: «Я так готовилась, ведь все сдела­ л а — и оформила класс, и пригласила интересных го­ стей. А ребята, когда стали расходи ться по домам, пред­ ставьте себе, бросили кусоч­ ки хлеба на пол. Это после такого-то важного разговора! В чем же моя оши бка?». Она и не замети ла, что са­ ма ж е ответила на свой воп­ рос. Вед ь она все для клас­ сного часа сделала с воими руками. А ребя та? Они так и остались лишь потре­ бителями готового, важный разговор не дошел до их сер ­ дец. Так бывает нередко: слиш­ ком много мы все делаем за ребят сами, чрезмерно опекаем их вместо того, чтобы воспи тывать их в н а­ стоящем и самостоятельном деле. В . А. К от е ль ников, зав е ­ дующ и й Лип ец ким го р оно : — Воспи тывать в се­ бе личность, которую у ва­ жали бы дети. Только к такому учителю, искренне их любящему, внимательно - му, тян утся ребята. И такой учи тель никогда не бывает одинок, у него есть свой ак ­ тив, его н адежн ая опора. Только с н астоящим акти ­ вом и самоуправлени ем учи­ тель может работать не с одним или несколькими уче­ никами, а, как уже говорили здесь, с сорока индивидуаль­ ностями в классе. Индиви­ дуальностями репохожими, неповторимыми, * зачастую сложными. Но это те слож ­ ности, которые и делают н а­ шу работу тоже неповтори - мой, радостной. Это и есть призвание — учить тал ан ту человечности. Л . ДУБИНА, I П е д аг о г и ч е с к и й в с е о б у ч ЕСТЬ ТАКОЙ ФАКУЛЬТЕТ Помимо обязательных дел у Раи сы Ивановны Кулешо­ вой, завуч а Краснинской средней школы , есть еще и общественн ая обязанность: она руководит педагогиче­ ским факультетом народного университета. Иначе говоря, вместе со своими коллегами Р аи са Ивановна помогает родителям осваи вать нелег­ кую науку семейной педаго­ гики. А их,у-пап и мам, р а­ ботающих в бли злежащих хозяй ствах, более шестисот человек. Все распределены по секциям: в одной зани ­ маются родители учащи хся 1— 3-х классов, в другой — 4— 7-х, в третьей— 8— 10-х. Педагогический факультет двухгодичный, йто при по­ стоянном составе слушате­ лей помогает системно и разн ообразн о строить рабо­ ту. Программа занятий не­ сколько отличается от тех, которые и спользуются в других школах. Декан ф а­ кул ьтета Р . И. Кулешова и ее коллеги выбрали своеоб­ разный путь. Все формы обучения, и в первую оче­ редь лекции, нацелены на решение одной большой проблемы. Так, в последние два года здесь изучали воп­ росы, связанные с н равст­ венным воспитанием детей в семье. «Эоспи тай человека» — так н азвали эту объемную тему, которой было посвя­ щено семь занятий. В этом учебном году по­ ставлен а новая проблема — трудовое воспитание уч а­ щихся. Тщательн о продуман план, разработан а тематика лекций. Но чтобы яснее представи ть всю эту сер ьез­ ную и нелегкую работу, рас­ скажем об одной из секций, о той, которую посещают ро­ дители учащи хся 4— 7-х классов. В середине- октября состо­ ялось организационное за ­ нятие. Р. И. Кулешова по­ знакомила слушателей с пла­ ном. Второй завуч 3. Р. Ко­ ротких выступила с- лекци* ей «Н . К. Крупская о тру­ довом воспитании». В зак ­ лючение ученики 5 «а » клас­ са показали небольшой кон­ церт «В семье единой». Следующее зан яти е — \ в ноябре. Тема: «Ученическая производственная бригада — важн ая форма подготовки учащи хся к труду». С лекци­ ей выступила биолог Р. В. Ж урютина. В декабре запланировано зан яти е на тему «Р ели ги я и труд », в ян варе 1983 года — «Мир и труд — основа народного сч астья », в ф ев­ рале — «Ч ел овек красив и славен трудом», в марте — «При умн ожать общественное достояние — зад ач а каждо­ го советского чел овека», в апреле — «Воспи ты вать у молодежи бережное отноше­ ние к хл ебу». В мае н аме­ чено провести конференцию на тему: «Р асти м будущую смен у». Как видим, тематика весьма злободневная. Про­ думана уже и методика. Как правило, к каждому и з зан я ­ тий библиотекарь готовит письменные обзоры ли терату­ ры. Популярностью у слуша­ телей пользуются брошюры серии «Би бли отечка для ро­ дителей», журн ал «Семья и школа». Поинтересовался я у Р а­ исы Ивановны, насколько же популярны зан яти я в уни верситете? Она не без гордости ответила: — Посещаемость роди­ телями младши х школьни­ ков почти стопроцентная, в других группах — 8 5— 95 процентов. Побеседовал я и с неко­ торыми слушателями . Б ух­ галтер Р. И. Коротеева считает, что учеба на ф а­ культете помогла ей по-ино­ му взглян уть на воспитание дочери. Девочка сейчас от­ личается трудолюбием, ис­ полнительностью, хорошо учится. В . А. В а рченк о, раб отни­ ца пожарной охраны, тоже довольна занятиями. Все, что она получает на них, старается и спользовать в об­ щении с детьми. С малых лет они приучены к труду. Старшая дочь, ученица Краснинской школы , неодно­ кратно завоевы вал а при зо­ вые места в соревновани ях по полеводству. Большой популярностью у слушателей пользуется так н азываемый устный журнал. Состоит он из трех страниц. Вот один из номеров. Тема его — «Эти профессии нуж­ ны для сел а». Сн ачала бы­ ла лекция: «Р ол ь семьи в подготовке детей к выбору профессии». Затем биолог школы И. А. Куликов, он же заведующий кабинетом профориентации, р асск азал о профессиях, нужных селу, о том, где их можно полу­ чить. При сутствующие на этом занятии директора сов­ хозов «Красн ян ски й » и «Во ­ сток », председатель колхоза «З ар я коммуни зма» говори­ ли о потребностях своих хо­ зяй ств в кадрах, о том, что в этом направлении делает­ ся. Все они сошли сь во мне­ нии, что надо больше рабо­ тать со школьниками, лучше готовить их к сельскохозяй ­ ственному труду. Третья страничка этого номера журн ала была отве­ дена под литературно-худо­ жественную композицию «Хл еб — всему голова». В расск азе о работе педа­ гогического факул ьтета ни­ как н ельзя обойти молчани­ ем и опыт семейного воспи­ тания. Р асск азать о нем по­ может оформленный по инициативе Р. И. Кулешовой школьный уголок для роди­ телей. Мое внимание при влек опыт воспитания детей в семье Клевцовых. Нина Фе ­ доровна и ее муж Николай Федорович — рядовые тру­ женики—жи вут в совхозе «Красн ян ский ». В семье трое детей, все хорошо уч ат­ ся. Старшая дочь Алевтина закончила школу с золотой медалью, двое мальчиков. — хорошисты. Дети — - самые ближайшие помощники у родителей. На вопрос, как Клевцовы добиваются таких успехов в воспитании, Нина Федоровн а отвечает: — Главное — воспитать в детях честность, приучать их с малолетства к труду, чтобы в доме каждый зн ал свои обязанности, отвечал за порученное дело. Нехи трая педагогика, а сколько сил и труда требу­ ется, чтобы эти советы ста­ ли правилом жизни. И ко­ нечно же, Клевцовым и дру­ гим родителям помогают те педагогические знания, кото­ рые ‘ получают они, общаясь с учителями, слушая лекции в народном университете. Хотелось бы ск азать еще об одном, что характери зует деятельность университета. В Краснинской средней шко­ ле занимаются дети, прожи-' вающи е на территории пяти хозяй ств района. Естествен ­ но, посещать зан яти я в рай ­ центре их родители не мо­ гут. Для жителей отдален­ ных сел учителя организу­ ют выездные занятия. Но пришло время ск азать и об итогах этой работы. А они заключаются и в том, что все большее число роди­ телей Краснинской школы начинает понимать: воспита­ ние — это наука, которую необходимо глубоко и серь­ езно и зучать. Вот и идут па­ пы и мамы в свою родную школу за советом и по­ мощью, за знаниями. И пусть удостоверение, кото­ рое они получают, прослу­ шав двухгодичный цикл лекций по педагогике, не по­ хоже на институтский дип­ лом, все же оно особую щену имеет, практическую. Ф . Р ОМАННИКОВ, м ет о д ист областного от деле ни я п е даг огич е ­ с кого общ е с т ва Р СФСР . Большой популярностью у липчан пользуются концер­ ты, с которыми выступает л ауреат премии имени В. Скороходова Липецкого обкома комсомола — обр аз­ цово-показательный пионер­ ский ан самбль танца «Р од ­ ничок» Дворца культуры профсоюзов имени 50-летия Октября. Концерты юных ар ­ тистов всегда проходят, как говорится, с полным аншл а­ гом. Так было и на днях, когда «Родн и чок» показал зри те­ лям свою новую хореографи ­ ческую программу, посвя­ щенную 60-летию образова­ ния Союза ССР . Ярк ая, к р а­ сочная, она была составлена и з национальных танцев братских социалистических республик нашей страны. Р азудал ую русскую пляску сменяли спокойные танцы прибалтийских республик, за­ дорную, солнечную «Молда- вен яску» — белорусская «Л я вон и ха», темпераментные ритмы Грузии ... ТАНЦУЕТ «РОДНИЧОК» Особый успех выпал на хо­ реографическую сюиту, где свыше двухсот участников ан самбля языком танца рас­ крыли харак тер многонаци­ онального советского народа. Поставила танцы художест­ венный руководитель и гл ав­ ный балетмей стер «Родн и ч­ к а», заслуж е нны й работник культуры Р СФСР Галина Павловн а Шелякин а. Все сборы от этого концер­ та были н аправлены в Со­ ветский Фонд мира. Кстати , это уже четвертое безвоз­ мездное выступление «Р од ­ ничка». На днях Советский Фонд мира н аградил коллек­ тив Дворца культу ры проф­ с оюзов им . 50 -л ет и я О кт яб ря пам ятным вымп е л ом и По­ ч ет но й г ра мото й з а ак ти в­ ную раб оту по п р опаган де задач с т о р онников ми ра и бла го р о д ных ц е л е й Со в ет ­ с кого Фон да ми ра . А. В ЛА С ОВ, ко ррес пон де нт газ ет ы «Г олос ст р ои т е л я » . Н а сн имка* танцу ет «Р о д ­ ничок» : посл е д ни е н аставл е ­ н ия уч астникам дает х у д ож е ­ с т в е нны й рук ово д ит е ль ан­ самбл я, з аслуж е нны й раб от­ ник культу ры Р СФСР Г . П. Шелякина. Фото М. Носо ва . ОСТАНОВИТЬСЯ.. С БОЛЬШИМ инте­ ресом я прочел по­ весть Владимира Якименко «Сочин ени е», опубликованную в журн але «Юн ость». Прочел и зад у­ мался. Школа. Родители. Ученики. В н астоящее время нет такой семьи, такого кол­ лекти ва, где бы не обсужда­ лись проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Но порой многое сводится к взаимным обви­ нениям, претензиям, требо­ вани ям... Но Сколько бы мы друг другу претензий не предъ­ являли , от вопросов, выдви­ нутых самой жизнью, не уй­ ти. Решени я их необходимо более упорно, настойчиво ис­ кать. Автор повести, сам ког­ да-то работавший учителем, словно решил «вы пл есн уть» все накипевшее в нем. Сме­ ло и резко раскрыл он кар­ тину жизни обычной школы. Сюжет повести основан на ан али зе отношений — ро­ дителей к детям, учителей к тем и другим, учащи хся друг с другом. ...Как случилось, что в классе, к азал ось бы, благо­ получном, берет верх над большинством грубая и же­ стокая сила такого учащего­ ся, как Ви ктор Д емьянов? Многие ребята угодничают перед ним, беспрекословно выполняют его «поручени я». Он даже сочинение за себя заставл я ет писать. И р азы ­ грывается скрытая драма подавлени я личности подро­ стка. В чем же причина того, что подчас и учителя, и дети, и родители р азобще­ ны9 Автор повести вскрывает ее. Это — равнодуши е и формали зм, подчас процве­ тающи е в школе. Мне, педа- гогу-ветерану, хорошо знакомы острые вопросы жизни педагогического и ре­ бячьего коллекти вов. Учите­ ля, родители порой далеки от внутреннего мира детей, подростков. А между тем, и это мы видим в повести, они такие разные. Внешне как будто их поведение не вы зы вает особых тревог, но в душе у каждого — свой глубокий психологический процесс, связанный с перио­ дом взрослени я, когда так важны и личный автори тет, и взаимопонимание друзей. Должен, обязан помочь разобраться в этих трудных вопросах учитель. Но он, что греха таи ть, не всегда ока­ зы вается на высоте. На уро­ ках, как правило, основное внимание уделяется сл а­ бым ученикам, причем в их число входят не только от­ ставши е По состоянию здо­ ровья, но и лентяи, лодыри. А добросовестные ученики остаются на втором плане, они скучают на уроках, по­ степенно охладевают к уче­ бе. Не потому ли в школах, как правило, отличников — единицы? В н екоторых педагогиче - ских коллекти вах за «труд ­ ными» закрепляют общест­ венников — ветеран ов труда, членов родительского коми­ тета. Хорошо, если такой н аставник добросовестен и у него есть желание, время, да и умение зан яться с по­ допечным. Но чаще таки х условий и возможностей нет. А классный руководитель уже успокоился: ответствен ­ ность возл ожен а на других. Бы вает и так. Ученик со­ вершил проступок, а школа, классный руководитель у з­ нают об этом от работников милиции, но не от учеников или родителей. И главное — не всегда каждый такой слу­ чай бескомпромиссно обсуж­ дается, особенно среди ро­ дителей класса, школы. Кстати , учитель, классный руководи тель не всегда име­ ют возможность откровенно, доверительно поговорить с родителями ученика в шко­ ле. Специальных комнат для таки х бесед нет, разговоры ведутся на ходу, в коридо­ рах, учительской, часто — стоя, беседа прерывается звонком н а урок... Так мать или отец и уходят, не р азр е­ ши в н аболевшего вопроса. В повести В. Якименко об­ нажены и типичные недо­ статки воспитания в некото­ рых семьях. Чувствуется, что автор негодует против родителей, забывающи х о своих обязанностях по отно­ шению к детям. С горечью обращает он внимание пап и мам на пагубность равн о­ душия к пытливой, разнооб­ разной , интересной жизни собственных сыновей и до­ черей.' Одна из проблем, подни­ маемых автором, либера­ ли зм в отношениях с уч а­ щимися. Вот эта боязн ь по засл у ­ гам оценить знани я и пове­ дение ученика, на мой взгляд, укоренилась в прак­ тике школьной жизни. При­ чем, образовался замкнутый круг, из которого учителя никак не могут выйти. Давно уже осуждена процентома­ ЗА ДУМАТЬСЯ. ния, но фактически ова н е только не и счезает, но и усили вается. Не исключение, что скры ­ вать, и школы города Ли­ пецка. Мне часто приходит­ ся по роду общественной деятельности зн акоми ться с итогами их работы. И не­ редко уди вляешься — в от­ дельных и з них, не блещу­ щих постановкой учебно-во­ спитательной работы , в от­ четах зн ачи тся чуть ли не стопроцентная успеваемость. Откуда! такие цифры? Не обходится без явного давл е­ ния директоров школ на классных руководителей, а тех, в свою очередь, на учи­ телей — и все из-за стрем­ ления выглядеть «н е хуже други х». Эта порочная система при­ водит к моральным и здерж ­ кам в воспитательной рабо­ те. . Лентяй-ученик зн ает, что тройку ему все равно поставят. Тот, у кого одна тройка, зн ает, что его могут «вы тян уть в хороши сты». Приходит пора, и уже выпу­ скник школы , ран ее не пре­ тендующий на медаль, вдруг все-таки ее получает. Как это ни странно, об этих ф ак ­ тах зн ают все, однако про­ центомания процветает. Это большая беда нашей шко­ лы, которая больно отзы ва­ ется на учителях. Недавно один из опытных педагогов липецкой школы откровенно поделйлся со мной: «Я долго держался, не завышал оценок. И что же? Меня, имеющего за плечами десят­ ки лет педагогического ста­ жа, стали склонять во всех инстанциях, тогда как мо­ ло ды х у ч ит е л е й х валили : у них вс е у с п е вают . Т е п е р ь т рети й го д я ст авлю т р о й­ ки т е м, кто заслужи ва ет дв о е к . И м е н я ост авили в поко е » . , Я далек от мысли, что по­ добные порочные явления бытуют во всех школах, но они есть. Либерали зм п а­ губно отраж ается на уча­ щихся, они подражают та­ ким учителям в школьной жизни, а затем и за ' е е по­ рогом. В повести показаны р аз­ ные учителя. Кл ара Ви кто­ ровн а представляет собой типичный образ классного руководителя. В ее лице мы узн аем учителей, хорошо зн ающи х свой предмет, лю­ бящих профессию и детей. Они первыми приходят в школу и последними уходят. Они бывают суровы и не­ примиримы к н едостаткам в поведении учащи хся, но и слишком доверчивы к ним, не замеч ают обмана с их стороны, не зн ают о ф актах плохого поведения отдель­ ных учащи хся. С роди теля­ ми такой учитель разобщен . И в итоге терпит неудачу. Думаю, что автор пове­ сти не столько стави л своей целью преподать рецепты воспитания, сколько пригла­ сил останови ться, заду­ маться и о смысле нашего педагогического труда, при­ звал непримиримо, настой­ чиво бороться с тем, что еще мешает воспитанию под­ растающего поколения. п . ПЛОХИХ, чл е н вн ешт атного от­ дела ш кол «Л е нинского зн ам е ни» . РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ РЕШИЛО В жизнь школы наш е го с е ­ л а все настойчивее входит труд. Конечно, и в т о время, когда в ней учились мы, ны­ нешние родители, такж е су­ ществовали уроки труда, и мы работали на совхозных полях. Но тогда н е было ре­ чи о производственной прак­ тике, где ребята работают совсем по-взрослому. Можно с полным правом утверж ­ дать, что школа сейчас луч­ ше и учит, и готовит своих питомцев к самостоятельн ой жизни. Приведу лишь несколько примеров. Каждое лето старшеклассни ки нашей шко­ лы вы езжают в совхоз «П л е­ хановский» на заготовку кормов, затем участвуют в уборке свеклы. Трудятся ре­ бята н аравн е со взрослыми , и их усердие не проходит не­ замеченным, постоянно по­ ощряется и рабочкомом, и дирекцией хозяй ства. Не менее важн а и работа на пришкольном опытном участке. Стремясь внести свой вклад в выполнение Продовольственной програм­ мы, школа расширила его площадь с тем, чтобы пол­ ностью обеспечить овощами свою столовую. Отрадно, что в трудовом воспитании школьников не остаются в стороне от забот педагогического коллекти ва и родители. Вот, например, как н ачался нынешний учеб­ ный год. Удачно прошло об­ щешкольное родительское собрание. Мы не только по­ знакомились с программой работы родительского акти ­ ва, но и получили ответы на те вопросы, которые неиз­ бежно возникают с началом занятий. Говорили о том, что пока мало разви ваем в н а­ ших детях такую важную черту, как бережливость. Тут же продумали програм­ му воспитания хозяй ского от­ ношения к народному добру. Перво-наперво организо­ вали встречу с тружениками села. Р азговор начали с хле-. ба, и мне кажется, это п ра­ вильно. Это собрание мы н азвали «Урок о хл ебе». При сутствовали трактори ­ сты, комбайнеры, доярки, хлеборобы. Наши учителя обратили внимание на то, что в школьной столовой ре­ бята небрежно относятся к хлебу, подчеркивали, что неэкономное его расхо­ дование приводит к большим матери альным и нравствен ­ ным потерям. Хлеб ■— всей жизни голова. Об этом гово­ рили хлеборобы А. С. Ше- метова! В. А. Колыхалов, М. С. З аева, Л. Д. Соломен- цев, С. П. Шеметов. Родительский акти в — добрый помощник педагоги­ ческого коллекти ва школы. В течение многих лет его возглавляет участник Вели ­ кой Отечественной войны И. А. Соломенцев. Есть здесь и хозяй ственн ая ко­ миссия, в которую входят учительница ли тературы Р . И. Милованова, учитель­ ница природоведения Л. И. Сарычева, учитель труда В. И. Милованов. Их цель — общими усилиями воспи­ тывать у учащи хся органи­ зованность и культуру тру­ да, разви вать инициативу и коллекти визм, расширять знания о сельских професси­ ях — уверенно претворяется в жизнь. П. КО Л ЫХ АЛ ОВ, с. Сселки. СЧАСТЛИ ВЫХ МАМ ...Молодая мама с ново­ рожденным на рук ах входит в специально оборудованную комнату выписки родильного отделения больницы завода «Свободный сокол». Начи­ н ается торжественн ая проце­ дура регистрации малыша. Эта комн ата выписки, от­ крытая на днях- после капи­ тального ремон та родильного ДЛЯ отделения заводской боль­ ницы, у ж е зн акома многим родственникам, друзьям и зн акомым, пришедшим встрети ть и поздрави ть сча­ стли вых мам. Она краси во оформлен а и обставлен а сов­ ременной н ебелые. Ее у к р а­ шают зеркал ьн а,, стена, ков ры, вазы с живыми цветами. Реги стрирует новорожден­ ных представи тель ЗАГСа. Р аботает в комнате выписки и фотограф , который может сделать снимок на память, п . П ОЛЯНСКИЙ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz