Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)

5 декабря 1982 г., № 281 (16 478) Л ЕН И Н СКО Е ЗНАМЯ 3 ★ НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО РУБ ЕЖИ БЕССМЕРТИЯ П Рассве т ба гровый мы встречали * * * Казалось нам, что хор печальный Под грохот пушек роковой. Звучал над полем мертвым тем. Пожары в селах бушевали, ...Над полем — реквиема звуки. И дым висел над головой. Склонились травы до земли. • В окопах бой. Огонь прицельный И помнят дети, помнят внуки, Помехой стал... Стрельба в упор! Как мю тогда в атаку шли... Штыки в ходу. Мы в час смертельный Верши^л суровый приговор. Н. БУБЕНЦОВ, ...Умолкло все. В тиши прощальной, участник боев за высоту «194». Политый солнцем, снег блестел. с. Тамбов. З ТОТ обелиск Славы за ­ щитникам Родины возве­ ден из бетона и металла руками монтажников из брига­ ды заслуженного строителя РСФСР Л. И. Костина из вто­ рого управления треста «Ли- пецкметаллургстрой». Он уста­ новлен в воловском селе Ло­ мигоры на высоте, которую в дни Великой Отечественной войны называли: отметка <194». Местные старожилы уве­ ряют, что с этой высоты в яс­ ную летнюю погоду местность просматривается на 40 кило­ метров. Значит, пятиконечная звезда обелиска видна жите­ лям прилегающих сел и дере­ вень трех областей — Липец­ кой, Курской и Орловской. В 1942 году в междуречье Олыма и Кшени шли ожесто­ ченные бои с фашистскими ок­ купантами. Особенно упорны­ ми они были близ села Ломи- горы за ту самую высоту «194», господствующую над местностью. Темнело небо от дыма, дрожала земля от взрывов. Солдаты—-сыны Рос­ сии, Украины, Кавказа и Сред­ ней Азии — плечом к плеч у вели сражение с фашистами. Враг так и не сумел взять этот рубеж. Многие его защит­ ники пали. У всех у них было право жить, но воины не ща­ дили себя, чтобы отстоять свою землю, завоевать мирную и счастливую жизнь для гря­ дущих поколений. И вот прошло 40 лет. Кол­ хозники - колхоЗа имени Вл а­ димира Ильича Воловского района, где находится село Ломигоры, решили воздвиг­ нуть обелиск Славы в память о героях. За помощью они об­ ратились к шефам — второму управлению треста «Липецкме- таллургстрой». И тогда его начальник О. И. Мазур пригла­ сил к себе Л. И. Костина: —■Есть особое задание, Лео­ нид Иванович: надо изготовить и смонтировать обелиск боевой славы защитникам Родины. Дорогу в Ломигоры знаешь? Вот и хорошо. Поезжай с бригадой, посмотри там на месте, как и что... Монтажники бригады Л. И. Костина не подвели. Они вы­ полнили порученное дело к установленному сроку. Недале­ ко от села, на земле, на которой и сейчас заметны незажившие раны войны — полузасыпанные окопы и ходы сообщений, во­ ронки от взрывов бомб и сна­ рядов, — вырастал обелиск. К монтажникам зачастил из села пожилой человек — уча­ стник боевых сражений на этой земле. Подолгу смотрел он, как ведут работу липчане. Его имя — И. Д. Нестеров. Он приходил регулярно, словно по графику, в любую погоду. «Я солдат и холод мне не поме­ ха»,— с улыбкой говорил он монтажникам. И вот наступил волнующий день. В минувшее воскресенье состоялось торжественное от­ крытие обелиска Славы за­ щитникам Родины.' Открывая митинг, посвящен­ ный этому событию, второй секретарь Воловского райкома партии Г. А. Башкатова побла­ годарила ветеранов войны, участников боев из Липецкой, Курской, Орловской, Воронеж­ ской областей, всех собравших­ ся за участие в торжестве. Право открыть обелиск Славы в память о погибших воинах предоставлено ветеранам вой­ ны А. А. Ртищеву, .Н. П. Кла­ дову, А. Л. Мерману, И. М. Коняеву. ...Перерезана алая лента. застыл по стойке «смирно» по­ четный караул из пионеров и воинов Липецкого гарнизона. К подножию ложатся живые цве­ ты, многочисленные венки и гирлянды славы. На митинге выступили вете­ ран 13-й краснознаменной ар­ мии, участник боев за высоту «194» А. Л. Мерман, военком Воловского района А. И. Па- шинов, секретарь комитета ВЛКСМ Курского механиче­ ского завода В. А. Тихомиров, начальник второго управления треста «Липецкметаллург- строй» О. И. Мазур, предсе­ датель колхоза имени Влади­ мира Ильича В. И. Писарев. Защита Родины — дело все­ народное. Все выступавшие и участники митинга горячо одо­ брили слова'Генерального се­ кретаря ЦК КПСС Ю. В. Ан­ дропова, прозвучавшие па вне­ очередном Пленуме ЦК КПСС: «Мы хорошо знаем, что мир у империалистов не выпросишь. Его можно отстоять, только Заканчивается торжество. И снова к подножию обелиска ложатся цветы и венки от по­ сланцев из соседних колхозов, различных организаций и уч­ реждений, от однополчан. С помощью краеведов, юных сле­ допытов и участников боевых Событий уже установлено бо­ лее 600 имен погибших воинов. Благодарная память народа будет хранить их вечно. Мемо­ риальные таблички с фамилия­ ми всех воинов, павших смер­ тью храбрых в боях за высо­ ту «194», вскоре будут укреп­ лены на постаменте обелиска' Славы. А поиск героев продол­ жается. ;..3вучит Гимн Советского Союза. Гремят залпы оружей­ ного салюта, в небо взлетают ракеты. И взоры участников многолюдного митинга обра­ щаются к алой пятиконечной звезде на обелиске Славы. Над воловскбй зем'леи, политой кровью советских людей в го опираясь на несокрушимую ды войны, она будет светить мощь Советских Вооруженных всегда, олицетворяя победу Сил». Советские люди видят жизни над смертью, разума свой долг в том, чтобы удар- > над безумием, добра над злом, ным трудом крепить мощь Ро- Звучит торжественная музыка, дины. ЛАХОВ. П1Н1111111Н1111111Н11111|||||||||1П11111П11и11111Н1111НП|1Итт111П111т|11111111111П111Ш1111Ш11Т111Я1Н1111||т||||||1Ш1111111|111Ш1111111Ш1Ш1111Ш1||1111т1||Ш||11Ш1 Наши зем л я к и "■ ^— В м а с те р с к о й х у д о жн и к а ДОРОГОЙ п ри з ван и я Мастерские эти располагают­ ся на шестом этаже одного из жилых домов в Липецке. Мансарды — так романтично, с легкой руки хозяев-художни- ков, зовут их. В такой мансар­ де предстояло встретиться с Александром Вагнером, моло­ дым скульптором, членом Сою­ за художников СССР, участни­ ком многих республиканских и всесоюзных выставок, недавно ставшим лауреатом премии имени В, СкОроходова, учреж. денной липецкой комсомолией. товых тём, решений. Вагнер уже на первом курсе предло­ жил на студенческий конкурс композицию «Металлурги». По­ лучил за нее вторую премию; Через два года на такой же конкурс он выставит работу «Медные, трубы»: группа крас­ ноармейцев, плененных бело­ гвардейцами и встречающих смерть исполнением «Интерна­ ционала». Эта композиция от­ мечена первой премией. «...С РОДИОН ВЫКРЕПИЛ СВЯЗЬ» К 5 0 - л е т и ю с о дн я р ож д ен и я п о э т а А д о л ь ф а Б е л я е в а А «Его зарыли в шар земной...» (Сергей Орлов); «...Прожить бы мне эти полмига, а там я сто лет проживу!». (Павел Шубин). А вот о погибшем связисте: «Он с жизнью остался . без связи, Но с Родиной выкрепил связь». Эти две строки роднят липец­ кого поэта Адольфа Беляева, не являвшегося, по молодости лет, участником войны, с поэ­ тами военного поколения,стро­ ки стихов которых стали клас­ сикой фронтовой лирики. Адольф Беляев... Сегодня он отметил бы свое пятидесяти­ летие... Родился в цент­ ре Черноземья. Здесь, в Хворостинке Добринского рай­ она, его детские и юношеские годы — трагические и светлые •— тесно переплелись с биог­ рафией страны. Отец, ^ агроном по профессии, погиб в 41-м, за. щищая Сталинград. Глубинные раздумья о Родине определи­ ли судьбу будущего поэта со своим взглядом на мир, яр­ ким художественным почер­ ком, с публицистическим на­ калом строк. Еше раз обратимся к стихо­ творению «Связист»: «Он кровь свою красную пролил, чтоб нам ощущать до конца прямой и торжественный провод, иду­ щий сквозь наши сердца». Эта сквозная патриотическая мысль живет и в его «Ветре», являясь и предупреждением тем, кто ныне бредит завоева- тельством: Я до горечи помню Обожженный лесок, И придонскую пойму, И придонский песок. В редкой клеверной кашке С той свинцовой весны Похоронены в касках Иностранные сны... Но, безжалостней лезвий И по-своему рьян, Сквозь пробоины лезе: Равнодушный бурьян. По-российскому светел И сердит — не сердит, Поймой пойманный ветер В этих касках гудит... Но гудит он не марши, Не торжественный гимн — Он бурьяном тем машет В назиданье другим, Чтоб, под солнцем багряным, Взвесить Против и за, Чтоб Российским бурьяном Не кололо глаза. Такая «скромная» концовка берет начало в русской народ­ ной мудрости: «Пялишь зави ­ дущие зенки на чужое — быть без глаз». Да, емкие слова поэт добы­ вал со дна кладезя русской словесности, самые нужные. И умел вовремя поставить точку. Посмотрите, как завершил он поэму, в которой по велению царя сжигаются крылья, на коих русский мужик слетел с колокольни: Толпа от слез и стужи слепла... А смерд, Стоявший впереди, Поймал ладонью хлопья пепла * И молча спрятал на груди. Историзм мышления — ха­ рактерная особенность А. Бе­ ляева. О чем бы ни писал, он мыслил историей, он был «вер­ ный древнему чутью». Его ело. ва «Это предков кровь во мне грохочет, то ее бунтарская струя...» не были простой дек­ ларацией. Таков Беляев-поэт. А Бе- ляев-человск был скромнее скромного. Об этом поведают бывшие его ученики — он был школьным учителем истории, немецкого языка и литературы в дальневосточном Охотске и алтайском Змеиногорске, в ли­ пецкой Хворостинке и самом Липецке; о его чистой, без внешней оболочки, натуре рас­ скажут журналисты, с которы­ ми он работал. Эту примеча­ тельную черту характера зна­ ют литераторы и издатели. При жизни у поэтй вышло в свет всего лишь два небольших сборника стихов — «Крылья» и «Звездочет». Когда поэта не стало, вышла его третья книга «Атлантида». Не трудно предвидеть, что Адольф Беляев мог бы оста­ вить солидное Творческое нас­ ледие, он был талантлив и молод, хотя и работал неспеш­ но, основательно. Но и тому, что оставил нам поэт, уготова­ на долгая жизнь. В альманахе «Поэзия» за 1969 год боль­ шой мастер стиха Владимир Туркин сказал: «Книга Адоль­ фа Беляева «Звездочет», по существу, первая книга его сти­ хов. Но поэт сделал этой кни­ гой серьезную заявку». В. Тур­ кин видит в нем человека-ху. дожника, глубоко эрудирован­ ного и тонко чувствующего слово, силу поэзии. С. ПАНЮШКИН. ВКЛУБЕ КНИГОЛЮБОВ В читальном зале Центральной межсоюзной библиотеки Дворца культуры профсоюзов состоялось очередное занятие клуба «В ми­ ре книг». Его тема: «Советская литература — верность правде жизни». Заместитель дирек­ тора библиотеки, руководитель клуба Марта-, рита Егоровна Лебедева рассказала о дости­ жениях литературы социалистического реа­ лизма за последние годы. Затем на вопросы читателей ответил председатель областного общества «Знание» Владимир Дмитриевич Бойко. А. ФИСЕНКО. П вот встреча: мастерская— Две узкие, небольшие комнаты, ярко освещенные. Станок пока пуст, чуть позже хозяин по­ ставит на него одну фигурку из пластилина, другую, расска­ зывая о ближайших планах. Рядом мольберт, и на нем за ­ жат деревянными тисками эскиз будущего рельефа. Но мольберт, как известно, рабо­ чее место живописца, отнюдь не скульптора. . - Мольберт остался от отца, он был . .художником. Возмож­ но, этим, во многом определи-^ вода, лось будущее призвание? Как знать... Но сколько помнит се­ бя в детстве Саша — всегда любил что-то лепить. Впре-1м, слово «любил» не-.может в дан. ном случае до конца объяснить состояние, овладевавшее под­ ростком, когда он брал в руки пластилин, Лепил самозабвен­ но и радостно. Сохранились, фотографии . этих работ, бережно, сделанные в ту пору отцом. • На них — в невеселых думах могучий Стенька Разин, пребывающие в вечном споре Фауст и Ме­ фистофель... Сильные, яркие ха­ рактеры. Можно, конечно, го­ ворить о несовершенстве этих работ, но они подкупают от­ четливо выраженным интере­ сом к Характеру, стремлением точно передать свое к нему от­ ношение. 4* <М Л» Студенческие работы — де­ ло вроде бы прошлое. Но хо­ телось остановиться на них особо, поскольку ими начина­ ются двё важные темы, которые определяют сегодня направле­ ние творческого поиска Алек­ сандра Вагнера. «Металлурги» - — первый опыт самостоятельного освое­ ния действительности. Значи­ тельными, красиво исполняю­ щими свое трудное дело —• предстали эти люди перед юно. шей в одном из цехо® Новоли­ пецкого металлургического за- Характер, индивидуаль­ ные особенности каждого из них еще не имели для начи­ нающего художника решающе, го значения, важнее было соз­ дать обобщенный образ чело­ века труда. Намерение, до кон­ ца не осуществленное. Д а это . и понятно. Работа родилась под влиянием первых/ несжоль-. кб поверхностных влечатдений. ; К ней он еще не раз “Вернется, разработка темы буДёД ‘~про­ должена и новыми композиция, ми. Так, на последнем году обу­ чения в качестве дипломной ра­ боты будет показан «Строи­ тель». Сильный торс, мускули­ стые руки, грубо дыбится ро­ ба, а лицо удивительно вдох­ новенное. Как объяснил Алек­ сандр, с трех человек лепил он этот образ./Что же искал? Из откровенных бесед то~строи- Недетски. отнфдёб- ™лями выяснил очень"-длв.Щё- ние к увле'нениШ -'.--'..-Л может быть, просто тот самый, не­ часто встречающийся, случай, когда человек рано определил, ся в призвании? Во всяком случае и годы отрочества, . н юношеские, проведенные в ху­ дожественном институте имени В. И.. Сурикова, воспринима­ ются молодым скульптором сейчас как счастливейшая йб* ра все новых и .новых малень­ ких, открытий в Долгом про­ цессе постепенного срастания с главным своим делом. В институте Александр был определен в мастерскую народ­ ного художника СССР, акаде­ мика Л. Е. Кербеля, учившего своих питомцев азам будуще­ го ремесла, никак не навязы­ вая им своих пристрастий, го- бя существенное: труд их срод­ ни труду скульптора, имеет под собой ту же творческую осно­ ву. Захотелось и с другими по­ делиться своим открытием, вы­ лепив портрет не просто рабо­ чего человека, а человека-твор- ца. То' же стремление выявить степень духовности в человехб заметно и в портрете «Волей­ болист», в портретах рабочих ЖБИ-4 й в совсем недавней композиции «Рабочая смена». В побледней А. Вагнер до­ вольно близко подошел к ре­ шению сложной задачи —. соз­ дания образа молодого совре­ менника. Но, как мы уже упомянули, этой темой не ограничен диапа­ зон творческих исканий скуль­ птора. Не случайно, говоря о планах, Александр нет-нет, да и вспомнит о студенческой мечте создать памятник крас- ноармейцамтмузыкантам —там, где довелось им погибнуть, в Сибири. Нередко они, словно живые, встают перед глазами: барабанщик и три трубача —• горДЫе, не сломленные, на краю оврага, у кромки смер­ ти.» Здесь'обозначена еще од­ на тема, которой и сейчас ве­ рен художник, — тема подви­ га. Она продолжена в компози­ ции, еще не имеющей точного названия и выполненной пока в пластилине: солдат,, вернув­ шийся с войны в родное село, режет хлеб, первого мирного, урожая хлеб. —, Хотелось бы, — говорит. Александр, — чтобы памятник этот стоял на месте, где шли бои и гибли когда-то люди. И чтобы место это располагалось в низине, пусть бы стекались к памятнику люди, ребятишки бегали.. Возможно, необходим тут целый архитектурный/ком­ плекс... С удовольствием А. Вагнер взялся выполнить и зак аз; жи­ телей села Хворостянка . Доб­ ринского района, решивших увековечить память погибших односельчан, Эта работа — по­ ка еще в рисунках-набросках, которые художник делает обычно в альбоме: «Он для меня, как записная книжка ■— заношу сюда свои мысли: одни со временем уходят, другие «оживают» в пластилине, в гипсе. Тема трудового и ратнбго подвига человека — главное, но не единственное в творчест­ ве А. Вагнера. Как у всякого доброжелательного, общитель. ного человека,.: у молодого скульптора немало друзей, хо­ роших знакомых. Наблюдатель­ ность художника позволяет определять среди них интерес- ные. .характеры, не всегда сразу бросающиеся в глаза в суете и мелочах повседневности. Он бе­ рется рассказать о них. Не­ обыкновенно трудно это — рассказать о человеке, которо­ го хорошо знаешь, но он' вся­ кий раз увлекается, начинает новый портрет, . новую компо­ зицию. «Семья», «Аня», «Тре­ нер», «Женский портрет».,. — что-то уже было показано на одной из выставок, а что-то по­ ка находится здесь, в его ра­ бочей мастерской, ждет.своего часа... . ...... Т. СПАССКАЯ. На снимке: скульптор Алек­ сандр Евгеньевич Вагнер. Фото В. Базылева. С ЕГОДНЯ мы отправим­ ся на северо-запад на­ шей страны, на острова и озера Карелии. На этот раз вместе с нами пойдет груп­ па липчан-туристов. З а­ хватывающе интересно пу­ тешествие по лесам и островам уникальной северной земли, на­ считывающей 42 тысячи озер. Каменистые берега многочис­ ленных речек покрыты хвойны­ ми лесами, валуны и скалы в свое время были отшлифованы ледниками. Их здесь называют «бараньими лбами». Не одного меня заворажи ва­ ли летние белые ночи, впервые увиденные здесь, когда можно без напряжения читать книгу. О природе Карелии написано множество книг, сложены пес­ ни, сочинены стихи. Земля эта славится памятными местами, связанными с историей нашей Родины. Среди памятников старины —постройки, сохранившиеся на месте одного из первых рус­ ских курортов «Марциальные воды», основанного по указу Петра 1. Бывший курорт — филиал Государственного музея Карельской АССР. В комплекс входит и Петропав­ ловская церковь, построенная по плану, сделанному Пет­ ром 1 в 1721 году, и два па­ вильона над источником мине­ ральной воды. Мне дорог и памятен сувенир — подарок карельских коллег — небольшая книжечка «Мар­ циальные воды». Продукция издательства «Карелия» сла­ вится на всю страну. Отличная полиграфическая база позво­ ляет выпускать прекрасно оформленные книги, подароч­ ные издания, альбомы и моно­ графии. На титульном листе книжки- сувенира читаем: «Объявление о марциальных водах на Олон­ це. Правила докторские, как при оных водах поступать. Указ на докторские правила. Опубликованы были Высочай­ шим указом 20. марта 1719 го­ да». Листки Правил не сбро­ шюрованы, а собраны шнур­ ком, кониы которого скрепле­ ны «печатью государя». «Понеже оныя воды исцеля­ ют различныя жестсжкя бо­ лезни, а именно: цинготную, ипохондрию, желчь, безеильет- во желудка...», «...Ежели пе­ сок или малые камни, и оные из почек гонят». Много любо­ пытного в этих «Правилах», а для нас в особенности: ведь и наши, «липецкие, воды» в ка­ кой-то степени обязаны тоже всеобъемлющей деятельности русской сказки. Это не остро­ вок, затерявшийся на Онеге. Тоймо, студент Петрозавод­ ского университета, родился и вырос на берегах Онежского озера. Может быть, поэтическое создание старинных мастеров и натолкнуло его на изучение истории родного края. 1650 островов (!) на Онеге. И каж ­ дый из них легенда и загадка. Я читаю дневник наших ху­ же — вдруг разрушится сказ­ ка! Почти все, кто здесь побы­ вал, слышали историю о не­ обыкновенной мастере Нестере, Рассказал ее мне и Тоймо. ...Долго трудились плотники. Придирчиво отбирали бревна для стен, щепу для куполов заготавливали. И однажды воз­ несся рукотворный храм к под­ небесью, /и /не- поверили масте­ ра, что сами они сотворили это сущное. Изба, изгородь,' сани, соха, прялка, лапти,’ ложка, кадка, ткацкий станок, веник, деготь, пряничная доска—все это делалось с выдумкой, доб­ ротно, с той грубоватой проч­ ностью, которая обеспечивала вещам долгую жизнь. Мужчи­ нам — топоры и ножи. Ж ен­ щинам — иглы, ткацкие стан­ ки. На огненных полотнах ма­ стерицы вышивали белым там. ^Ш1Ш111Ш111111|||11111Ш11111Ш11111111111111111111ШиШ111Ш111Ш11П111111111111111Ш1111111111111и11*Н1111111и111111111111т11П11ШШ1Ш~ + ИЗ БЛОКНОТА ПИСАТЕЛЯ = Наша Родина — СССР В СТРАНЕ ОЗЕР Петра I. Сейчас под Олонцом работает бальнеологический и грязевый санаторий. Правда, он по количеству мест значи­ тельно уступает липецкой ле­ чебнице. Еще одна достопримечатель­ ность Карелин — русская де­ ревянная архитектура: Киж­ ский ансамбль культового зод­ чества. Сюда относятся: двад­ цатидвуглавый Преображен­ ский храм (1714 г.), десятигла. вая Покровская церковь (1764 г.), Успенская церковь в Кондопоге и Успенский собор в Кеми, множество церквушек и часовенок во всех уголках края и, конечно, затейливая резьба по дереву, украшающая жилые дома и постройки. Лес для жителей Карелии не просто лес. Это и будущая земля для посевов, это и жилье, это и крепость, защи- щаюшая от врагов. Герой эпо­ са «Калевала» старый Вяйня- мейнен утешает знаменитую карельскую березу: «Ты не плачь, моя березка, не горюй, дружок зеленый пояс белый, не печалься!... Ты от радости за ­ плачешь, зазвучишь от нас­ лажденья». Мастер в дерево вдохнул новую жизнь. Он сде­ лал кантеле (прообраз скрип­ ки), и полились волшебные ру­ ны по земле Карелии. Из дере, ва можно сотворит^ все: и пес­ ню, и сказку. Кижи и есть мир дожников - туристов — что ни абзац, то восхищение карель­ ской природой. Недаром же се­ верным местам посвящены кар­ тины Нестерова, Писахова. Угадывается графика Рокуэла Кента, вспоминается Рерих. Тоймо ведет лодку по ка­ ким-то одному ему известным протокам, потом пробираемся по скошенным лугам острова. День выдался хмурым, того ч гляди, из туч посыплется мел­ кий дождь. И вдруг на сплош­ ном лиловом фоне неба вы- сверкнулн купола Кижского по. госта. Резче запахли провяленные травы, повеяло свежестью с озера, а главки маленькие, средние, побольше парили, ка­ залось, над землей, и на мгно­ вение почудилась светлая, еле уловимая музыка, льющая­ ся сверху. Две многоглавые церкви с колокольней посере­ дине — деревянный Преобра­ женский собор! Все из дерева! Все-таки удивительный мате­ риал — осина. Тайну ее зн а­ ли плотники - зодчие. Купола покрыты лемехами — резными пластинками из осины. И чем дольше они омываются дождя, ми, овеваются ветрами, прогре­ ваются не очень щедрым се­ верным солнцем, тем становят­ ся больше похожи на золотую чеканку. Видение в заонежской дали! Боязно и подходить бли- чудо. И тогда поДЬшел к озеру Главный плотник Нестер, поце­ ловал свой топор. А топора такого не сыскать на свете! Заколдованный вроде был. Р аз­ махнулся Нестер и кинул свой «золотой» топор в Онегу. Ах­ нули плотники: с ума сошел! Медленно отошел от воды ма­ стер, усмехнулся и молвил: «Чудо сотворили мы, братия, какого не было и больше не бу­ дет. Посему и лежать моему топору на дне море-озера!» На самом Дёле собор — па­ мятник русской воинской Сла­ вы, когда войска Петра I ста­ ли одолевать шведских захват­ чиков в Северной войне. И з­ бавление от опустошительных набегов врагов на Русский Се­ вер — радостное событие для местного населений. И оно от­ мечено — ликующим обликом Преображенского собора. Народное зодчество ярко проявляется в крестьянских из­ бах и амбарах: подзоры, рез­ ные кружева, наличники, ста. веньки. И все — из дерева. С лесом человек не расставался всю жизнь, начиная от лубя­ ной зыбки и резной игрушки и кончая вечной «домовиной» и прочно сработанным крестом. Бережно собраны в Петроза­ водском краеведческом музее изделия крестьян. Зеленый друг давал их быту самое на- буром сказочные цветы, зве­ рей и птиц. Многие языческие орнаменты до сих пор не раз­ гаданы. Самое сложное и не­ постижимое—вышивание белым по белому. На ажурную сетку белой льняной нитью наноси­ лись виноградные лозы, дико­ винные южные растения. — Откуда? Тоймо рассказал мне, что ос­ нователи монастыря в Солов­ ках Зосимй и Савватий создали богатейшее хозяйство на Бе­ лом море. В оранжереях даже персики разводили... ...Железнодорожная маги­ страль проложена по побе­ режью Онежского озера, Онеж­ ской губы, Кандалакшской гу­ бы Белого моря на протяжении 750 километров. Еще три же­ лезнодорожные линии пересе­ кают Карелию: Беломорск — Обозерская; Петрозаводск — Сортавала — Ленинград . и ветка на Юшкозеро. Вдоль всего Беломорского побережья проходят линии морского пароходства, а по ре. кам Неве и Свири, Ладожско­ му и Онежскому озерам и Бе­ ломорско-Балтийскому каналу — линии речного пароходства. На крупных озерах ходят кате­ ра местной линии, почти у к аж . дого жителя есть своя лодка с мотором. Автомобили . ле­ совозы повышенной проходи­ мости, трелевочные тракторы, карьеры по добыче карельского камня ,1 оснащенные современ­ ной техникой, •— характерные приметы наших дней. На тер­ ритории республики зверовод­ ческие совхозы / выращивают черную и белую норку, песцов, чернобурых лисиц. «Мягкое зо­ лото» Карелии. известно во многих странах мира. Мы расстаемся с Тоймо и возвращаемся к маршруту ту- ристов-липчан. Так уж устроен человек. Приходит отпуск, и йосле напряженного ритма работы, городских забот захочется уединения. . Я, наверное, не ошибусь, что и наши путешест­ венники в полную меру по­ чувствовали всю прелесть ак­ тивного отдыха на озерах и островах Карелии. Были «во. локи», когда приходилось пе­ ретаскивать плот и з, одного озера в другое, была первая щука, первая утка, первый туе­ сок клюквы/. Походы неизмен­ но сопряжены с трудностями, но они не угнетают, а наобо­ рот, придают упорство. Конец сентября"принес с собой и пер­ вые заморозки — оставленную в котелке воду приходилось растапливать на костре, да и палатка иной раз тесноватой оказывалась... Но все это мелочи в сравнении с тем заря­ дом, который получает человек, оказавшись наедине с приро­ дой. За двухнедельный яоход. ребята встретили немало доб­ рых, отзывчивых людей. Они с удовольствием рассказывали о гостеприимном путевом об-, ходчике, о местных рыбаках^ охотниках, о председателе ры­ боловецкого колхоза имени Ка­ линина на Колежме и о мест­ ном шофёре Иване Буйком, как его зовут в поселке... Жаль, они не встретили мо­ его старого друга Тойму. Они и не могли его встретить, пото­ му что он в это время, воору­ жившись магнитофоном, запи­ сывал северные песни и руны с голосов самых старых жите­ лей Карелии. В. ЗОРИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz