Ленинское знамя. 1982 г. (г. Липецк)
5 декабря 1982 г., № 281 (16 478) Л ЕН И Н СКО Е ЗНАМЯ 3 ★ НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО РУБ ЕЖИ БЕССМЕРТИЯ П Рассве т ба гровый мы встречали * * * Казалось нам, что хор печальный Под грохот пушек роковой. Звучал над полем мертвым тем. Пожары в селах бушевали, ...Над полем — реквиема звуки. И дым висел над головой. Склонились травы до земли. • В окопах бой. Огонь прицельный И помнят дети, помнят внуки, Помехой стал... Стрельба в упор! Как мю тогда в атаку шли... Штыки в ходу. Мы в час смертельный Верши^л суровый приговор. Н. БУБЕНЦОВ, ...Умолкло все. В тиши прощальной, участник боев за высоту «194». Политый солнцем, снег блестел. с. Тамбов. З ТОТ обелиск Славы за щитникам Родины возве ден из бетона и металла руками монтажников из брига ды заслуженного строителя РСФСР Л. И. Костина из вто рого управления треста «Ли- пецкметаллургстрой». Он уста новлен в воловском селе Ло мигоры на высоте, которую в дни Великой Отечественной войны называли: отметка <194». Местные старожилы уве ряют, что с этой высоты в яс ную летнюю погоду местность просматривается на 40 кило метров. Значит, пятиконечная звезда обелиска видна жите лям прилегающих сел и дере вень трех областей — Липец кой, Курской и Орловской. В 1942 году в междуречье Олыма и Кшени шли ожесто ченные бои с фашистскими ок купантами. Особенно упорны ми они были близ села Ломи- горы за ту самую высоту «194», господствующую над местностью. Темнело небо от дыма, дрожала земля от взрывов. Солдаты—-сыны Рос сии, Украины, Кавказа и Сред ней Азии — плечом к плеч у вели сражение с фашистами. Враг так и не сумел взять этот рубеж. Многие его защит ники пали. У всех у них было право жить, но воины не ща дили себя, чтобы отстоять свою землю, завоевать мирную и счастливую жизнь для гря дущих поколений. И вот прошло 40 лет. Кол хозники - колхоЗа имени Вл а димира Ильича Воловского района, где находится село Ломигоры, решили воздвиг нуть обелиск Славы в память о героях. За помощью они об ратились к шефам — второму управлению треста «Липецкме- таллургстрой». И тогда его начальник О. И. Мазур пригла сил к себе Л. И. Костина: —■Есть особое задание, Лео нид Иванович: надо изготовить и смонтировать обелиск боевой славы защитникам Родины. Дорогу в Ломигоры знаешь? Вот и хорошо. Поезжай с бригадой, посмотри там на месте, как и что... Монтажники бригады Л. И. Костина не подвели. Они вы полнили порученное дело к установленному сроку. Недале ко от села, на земле, на которой и сейчас заметны незажившие раны войны — полузасыпанные окопы и ходы сообщений, во ронки от взрывов бомб и сна рядов, — вырастал обелиск. К монтажникам зачастил из села пожилой человек — уча стник боевых сражений на этой земле. Подолгу смотрел он, как ведут работу липчане. Его имя — И. Д. Нестеров. Он приходил регулярно, словно по графику, в любую погоду. «Я солдат и холод мне не поме ха»,— с улыбкой говорил он монтажникам. И вот наступил волнующий день. В минувшее воскресенье состоялось торжественное от крытие обелиска Славы за щитникам Родины.' Открывая митинг, посвящен ный этому событию, второй секретарь Воловского райкома партии Г. А. Башкатова побла годарила ветеранов войны, участников боев из Липецкой, Курской, Орловской, Воронеж ской областей, всех собравших ся за участие в торжестве. Право открыть обелиск Славы в память о погибших воинах предоставлено ветеранам вой ны А. А. Ртищеву, .Н. П. Кла дову, А. Л. Мерману, И. М. Коняеву. ...Перерезана алая лента. застыл по стойке «смирно» по четный караул из пионеров и воинов Липецкого гарнизона. К подножию ложатся живые цве ты, многочисленные венки и гирлянды славы. На митинге выступили вете ран 13-й краснознаменной ар мии, участник боев за высоту «194» А. Л. Мерман, военком Воловского района А. И. Па- шинов, секретарь комитета ВЛКСМ Курского механиче ского завода В. А. Тихомиров, начальник второго управления треста «Липецкметаллург- строй» О. И. Мазур, предсе датель колхоза имени Влади мира Ильича В. И. Писарев. Защита Родины — дело все народное. Все выступавшие и участники митинга горячо одо брили слова'Генерального се кретаря ЦК КПСС Ю. В. Ан дропова, прозвучавшие па вне очередном Пленуме ЦК КПСС: «Мы хорошо знаем, что мир у империалистов не выпросишь. Его можно отстоять, только Заканчивается торжество. И снова к подножию обелиска ложатся цветы и венки от по сланцев из соседних колхозов, различных организаций и уч реждений, от однополчан. С помощью краеведов, юных сле допытов и участников боевых Событий уже установлено бо лее 600 имен погибших воинов. Благодарная память народа будет хранить их вечно. Мемо риальные таблички с фамилия ми всех воинов, павших смер тью храбрых в боях за высо ту «194», вскоре будут укреп лены на постаменте обелиска' Славы. А поиск героев продол жается. ;..3вучит Гимн Советского Союза. Гремят залпы оружей ного салюта, в небо взлетают ракеты. И взоры участников многолюдного митинга обра щаются к алой пятиконечной звезде на обелиске Славы. Над воловскбй зем'леи, политой кровью советских людей в го опираясь на несокрушимую ды войны, она будет светить мощь Советских Вооруженных всегда, олицетворяя победу Сил». Советские люди видят жизни над смертью, разума свой долг в том, чтобы удар- > над безумием, добра над злом, ным трудом крепить мощь Ро- Звучит торжественная музыка, дины. ЛАХОВ. П1Н1111111Н1111111Н11111|||||||||1П11111П11и11111Н1111НП|1Итт111П111т|11111111111П111Ш1111Ш11Т111Я1Н1111||т||||||1Ш1111111|111Ш1111111Ш1Ш1111Ш1||1111т1||Ш||11Ш1 Наши зем л я к и "■ ^— В м а с те р с к о й х у д о жн и к а ДОРОГОЙ п ри з ван и я Мастерские эти располагают ся на шестом этаже одного из жилых домов в Липецке. Мансарды — так романтично, с легкой руки хозяев-художни- ков, зовут их. В такой мансар де предстояло встретиться с Александром Вагнером, моло дым скульптором, членом Сою за художников СССР, участни ком многих республиканских и всесоюзных выставок, недавно ставшим лауреатом премии имени В, СкОроходова, учреж. денной липецкой комсомолией. товых тём, решений. Вагнер уже на первом курсе предло жил на студенческий конкурс композицию «Металлурги». По лучил за нее вторую премию; Через два года на такой же конкурс он выставит работу «Медные, трубы»: группа крас ноармейцев, плененных бело гвардейцами и встречающих смерть исполнением «Интерна ционала». Эта композиция от мечена первой премией. «...С РОДИОН ВЫКРЕПИЛ СВЯЗЬ» К 5 0 - л е т и ю с о дн я р ож д ен и я п о э т а А д о л ь ф а Б е л я е в а А «Его зарыли в шар земной...» (Сергей Орлов); «...Прожить бы мне эти полмига, а там я сто лет проживу!». (Павел Шубин). А вот о погибшем связисте: «Он с жизнью остался . без связи, Но с Родиной выкрепил связь». Эти две строки роднят липец кого поэта Адольфа Беляева, не являвшегося, по молодости лет, участником войны, с поэ тами военного поколения,стро ки стихов которых стали клас сикой фронтовой лирики. Адольф Беляев... Сегодня он отметил бы свое пятидесяти летие... Родился в цент ре Черноземья. Здесь, в Хворостинке Добринского рай она, его детские и юношеские годы — трагические и светлые •— тесно переплелись с биог рафией страны. Отец, ^ агроном по профессии, погиб в 41-м, за. щищая Сталинград. Глубинные раздумья о Родине определи ли судьбу будущего поэта со своим взглядом на мир, яр ким художественным почер ком, с публицистическим на калом строк. Еше раз обратимся к стихо творению «Связист»: «Он кровь свою красную пролил, чтоб нам ощущать до конца прямой и торжественный провод, иду щий сквозь наши сердца». Эта сквозная патриотическая мысль живет и в его «Ветре», являясь и предупреждением тем, кто ныне бредит завоева- тельством: Я до горечи помню Обожженный лесок, И придонскую пойму, И придонский песок. В редкой клеверной кашке С той свинцовой весны Похоронены в касках Иностранные сны... Но, безжалостней лезвий И по-своему рьян, Сквозь пробоины лезе: Равнодушный бурьян. По-российскому светел И сердит — не сердит, Поймой пойманный ветер В этих касках гудит... Но гудит он не марши, Не торжественный гимн — Он бурьяном тем машет В назиданье другим, Чтоб, под солнцем багряным, Взвесить Против и за, Чтоб Российским бурьяном Не кололо глаза. Такая «скромная» концовка берет начало в русской народ ной мудрости: «Пялишь зави дущие зенки на чужое — быть без глаз». Да, емкие слова поэт добы вал со дна кладезя русской словесности, самые нужные. И умел вовремя поставить точку. Посмотрите, как завершил он поэму, в которой по велению царя сжигаются крылья, на коих русский мужик слетел с колокольни: Толпа от слез и стужи слепла... А смерд, Стоявший впереди, Поймал ладонью хлопья пепла * И молча спрятал на груди. Историзм мышления — ха рактерная особенность А. Бе ляева. О чем бы ни писал, он мыслил историей, он был «вер ный древнему чутью». Его ело. ва «Это предков кровь во мне грохочет, то ее бунтарская струя...» не были простой дек ларацией. Таков Беляев-поэт. А Бе- ляев-человск был скромнее скромного. Об этом поведают бывшие его ученики — он был школьным учителем истории, немецкого языка и литературы в дальневосточном Охотске и алтайском Змеиногорске, в ли пецкой Хворостинке и самом Липецке; о его чистой, без внешней оболочки, натуре рас скажут журналисты, с которы ми он работал. Эту примеча тельную черту характера зна ют литераторы и издатели. При жизни у поэтй вышло в свет всего лишь два небольших сборника стихов — «Крылья» и «Звездочет». Когда поэта не стало, вышла его третья книга «Атлантида». Не трудно предвидеть, что Адольф Беляев мог бы оста вить солидное Творческое нас ледие, он был талантлив и молод, хотя и работал неспеш но, основательно. Но и тому, что оставил нам поэт, уготова на долгая жизнь. В альманахе «Поэзия» за 1969 год боль шой мастер стиха Владимир Туркин сказал: «Книга Адоль фа Беляева «Звездочет», по существу, первая книга его сти хов. Но поэт сделал этой кни гой серьезную заявку». В. Тур кин видит в нем человека-ху. дожника, глубоко эрудирован ного и тонко чувствующего слово, силу поэзии. С. ПАНЮШКИН. ВКЛУБЕ КНИГОЛЮБОВ В читальном зале Центральной межсоюзной библиотеки Дворца культуры профсоюзов состоялось очередное занятие клуба «В ми ре книг». Его тема: «Советская литература — верность правде жизни». Заместитель дирек тора библиотеки, руководитель клуба Марта-, рита Егоровна Лебедева рассказала о дости жениях литературы социалистического реа лизма за последние годы. Затем на вопросы читателей ответил председатель областного общества «Знание» Владимир Дмитриевич Бойко. А. ФИСЕНКО. П вот встреча: мастерская— Две узкие, небольшие комнаты, ярко освещенные. Станок пока пуст, чуть позже хозяин по ставит на него одну фигурку из пластилина, другую, расска зывая о ближайших планах. Рядом мольберт, и на нем за жат деревянными тисками эскиз будущего рельефа. Но мольберт, как известно, рабо чее место живописца, отнюдь не скульптора. . - Мольберт остался от отца, он был . .художником. Возмож но, этим, во многом определи-^ вода, лось будущее призвание? Как знать... Но сколько помнит се бя в детстве Саша — всегда любил что-то лепить. Впре-1м, слово «любил» не-.может в дан. ном случае до конца объяснить состояние, овладевавшее под ростком, когда он брал в руки пластилин, Лепил самозабвен но и радостно. Сохранились, фотографии . этих работ, бережно, сделанные в ту пору отцом. • На них — в невеселых думах могучий Стенька Разин, пребывающие в вечном споре Фауст и Ме фистофель... Сильные, яркие ха рактеры. Можно, конечно, го ворить о несовершенстве этих работ, но они подкупают от четливо выраженным интере сом к Характеру, стремлением точно передать свое к нему от ношение. 4* <М Л» Студенческие работы — де ло вроде бы прошлое. Но хо телось остановиться на них особо, поскольку ими начина ются двё важные темы, которые определяют сегодня направле ние творческого поиска Алек сандра Вагнера. «Металлурги» - — первый опыт самостоятельного освое ния действительности. Значи тельными, красиво исполняю щими свое трудное дело —• предстали эти люди перед юно. шей в одном из цехо® Новоли пецкого металлургического за- Характер, индивидуаль ные особенности каждого из них еще не имели для начи нающего художника решающе, го значения, важнее было соз дать обобщенный образ чело века труда. Намерение, до кон ца не осуществленное. Д а это . и понятно. Работа родилась под влиянием первых/ несжоль-. кб поверхностных влечатдений. ; К ней он еще не раз “Вернется, разработка темы буДёД ‘~про должена и новыми композиция, ми. Так, на последнем году обу чения в качестве дипломной ра боты будет показан «Строи тель». Сильный торс, мускули стые руки, грубо дыбится ро ба, а лицо удивительно вдох новенное. Как объяснил Алек сандр, с трех человек лепил он этот образ./Что же искал? Из откровенных бесед то~строи- Недетски. отнфдёб- ™лями выяснил очень"-длв.Щё- ние к увле'нениШ -'.--'..-Л может быть, просто тот самый, не часто встречающийся, случай, когда человек рано определил, ся в призвании? Во всяком случае и годы отрочества, . н юношеские, проведенные в ху дожественном институте имени В. И.. Сурикова, воспринима ются молодым скульптором сейчас как счастливейшая йб* ра все новых и .новых малень ких, открытий в Долгом про цессе постепенного срастания с главным своим делом. В институте Александр был определен в мастерскую народ ного художника СССР, акаде мика Л. Е. Кербеля, учившего своих питомцев азам будуще го ремесла, никак не навязы вая им своих пристрастий, го- бя существенное: труд их срод ни труду скульптора, имеет под собой ту же творческую осно ву. Захотелось и с другими по делиться своим открытием, вы лепив портрет не просто рабо чего человека, а человека-твор- ца. То' же стремление выявить степень духовности в человехб заметно и в портрете «Волей болист», в портретах рабочих ЖБИ-4 й в совсем недавней композиции «Рабочая смена». В побледней А. Вагнер до вольно близко подошел к ре шению сложной задачи —. соз дания образа молодого совре менника. Но, как мы уже упомянули, этой темой не ограничен диапа зон творческих исканий скуль птора. Не случайно, говоря о планах, Александр нет-нет, да и вспомнит о студенческой мечте создать памятник крас- ноармейцамтмузыкантам —там, где довелось им погибнуть, в Сибири. Нередко они, словно живые, встают перед глазами: барабанщик и три трубача —• горДЫе, не сломленные, на краю оврага, у кромки смер ти.» Здесь'обозначена еще од на тема, которой и сейчас ве рен художник, — тема подви га. Она продолжена в компози ции, еще не имеющей точного названия и выполненной пока в пластилине: солдат,, вернув шийся с войны в родное село, режет хлеб, первого мирного, урожая хлеб. —, Хотелось бы, — говорит. Александр, — чтобы памятник этот стоял на месте, где шли бои и гибли когда-то люди. И чтобы место это располагалось в низине, пусть бы стекались к памятнику люди, ребятишки бегали.. Возможно, необходим тут целый архитектурный/ком плекс... С удовольствием А. Вагнер взялся выполнить и зак аз; жи телей села Хворостянка . Доб ринского района, решивших увековечить память погибших односельчан, Эта работа — по ка еще в рисунках-набросках, которые художник делает обычно в альбоме: «Он для меня, как записная книжка ■— заношу сюда свои мысли: одни со временем уходят, другие «оживают» в пластилине, в гипсе. Тема трудового и ратнбго подвига человека — главное, но не единственное в творчест ве А. Вагнера. Как у всякого доброжелательного, общитель. ного человека,.: у молодого скульптора немало друзей, хо роших знакомых. Наблюдатель ность художника позволяет определять среди них интерес- ные. .характеры, не всегда сразу бросающиеся в глаза в суете и мелочах повседневности. Он бе рется рассказать о них. Не обыкновенно трудно это — рассказать о человеке, которо го хорошо знаешь, но он' вся кий раз увлекается, начинает новый портрет, . новую компо зицию. «Семья», «Аня», «Тре нер», «Женский портрет».,. — что-то уже было показано на одной из выставок, а что-то по ка находится здесь, в его ра бочей мастерской, ждет.своего часа... . ...... Т. СПАССКАЯ. На снимке: скульптор Алек сандр Евгеньевич Вагнер. Фото В. Базылева. С ЕГОДНЯ мы отправим ся на северо-запад на шей страны, на острова и озера Карелии. На этот раз вместе с нами пойдет груп па липчан-туристов. З а хватывающе интересно пу тешествие по лесам и островам уникальной северной земли, на считывающей 42 тысячи озер. Каменистые берега многочис ленных речек покрыты хвойны ми лесами, валуны и скалы в свое время были отшлифованы ледниками. Их здесь называют «бараньими лбами». Не одного меня заворажи ва ли летние белые ночи, впервые увиденные здесь, когда можно без напряжения читать книгу. О природе Карелии написано множество книг, сложены пес ни, сочинены стихи. Земля эта славится памятными местами, связанными с историей нашей Родины. Среди памятников старины —постройки, сохранившиеся на месте одного из первых рус ских курортов «Марциальные воды», основанного по указу Петра 1. Бывший курорт — филиал Государственного музея Карельской АССР. В комплекс входит и Петропав ловская церковь, построенная по плану, сделанному Пет ром 1 в 1721 году, и два па вильона над источником мине ральной воды. Мне дорог и памятен сувенир — подарок карельских коллег — небольшая книжечка «Мар циальные воды». Продукция издательства «Карелия» сла вится на всю страну. Отличная полиграфическая база позво ляет выпускать прекрасно оформленные книги, подароч ные издания, альбомы и моно графии. На титульном листе книжки- сувенира читаем: «Объявление о марциальных водах на Олон це. Правила докторские, как при оных водах поступать. Указ на докторские правила. Опубликованы были Высочай шим указом 20. марта 1719 го да». Листки Правил не сбро шюрованы, а собраны шнур ком, кониы которого скрепле ны «печатью государя». «Понеже оныя воды исцеля ют различныя жестсжкя бо лезни, а именно: цинготную, ипохондрию, желчь, безеильет- во желудка...», «...Ежели пе сок или малые камни, и оные из почек гонят». Много любо пытного в этих «Правилах», а для нас в особенности: ведь и наши, «липецкие, воды» в ка кой-то степени обязаны тоже всеобъемлющей деятельности русской сказки. Это не остро вок, затерявшийся на Онеге. Тоймо, студент Петрозавод ского университета, родился и вырос на берегах Онежского озера. Может быть, поэтическое создание старинных мастеров и натолкнуло его на изучение истории родного края. 1650 островов (!) на Онеге. И каж дый из них легенда и загадка. Я читаю дневник наших ху же — вдруг разрушится сказ ка! Почти все, кто здесь побы вал, слышали историю о не обыкновенной мастере Нестере, Рассказал ее мне и Тоймо. ...Долго трудились плотники. Придирчиво отбирали бревна для стен, щепу для куполов заготавливали. И однажды воз несся рукотворный храм к под небесью, /и /не- поверили масте ра, что сами они сотворили это сущное. Изба, изгородь,' сани, соха, прялка, лапти,’ ложка, кадка, ткацкий станок, веник, деготь, пряничная доска—все это делалось с выдумкой, доб ротно, с той грубоватой проч ностью, которая обеспечивала вещам долгую жизнь. Мужчи нам — топоры и ножи. Ж ен щинам — иглы, ткацкие стан ки. На огненных полотнах ма стерицы вышивали белым там. ^Ш1Ш111Ш111111|||11111Ш11111Ш11111111111111111111ШиШ111Ш111Ш11П111111111111111Ш1111111111111и11*Н1111111и111111111111т11П11ШШ1Ш~ + ИЗ БЛОКНОТА ПИСАТЕЛЯ = Наша Родина — СССР В СТРАНЕ ОЗЕР Петра I. Сейчас под Олонцом работает бальнеологический и грязевый санаторий. Правда, он по количеству мест значи тельно уступает липецкой ле чебнице. Еще одна достопримечатель ность Карелин — русская де ревянная архитектура: Киж ский ансамбль культового зод чества. Сюда относятся: двад цатидвуглавый Преображен ский храм (1714 г.), десятигла. вая Покровская церковь (1764 г.), Успенская церковь в Кондопоге и Успенский собор в Кеми, множество церквушек и часовенок во всех уголках края и, конечно, затейливая резьба по дереву, украшающая жилые дома и постройки. Лес для жителей Карелии не просто лес. Это и будущая земля для посевов, это и жилье, это и крепость, защи- щаюшая от врагов. Герой эпо са «Калевала» старый Вяйня- мейнен утешает знаменитую карельскую березу: «Ты не плачь, моя березка, не горюй, дружок зеленый пояс белый, не печалься!... Ты от радости за плачешь, зазвучишь от нас лажденья». Мастер в дерево вдохнул новую жизнь. Он сде лал кантеле (прообраз скрип ки), и полились волшебные ру ны по земле Карелии. Из дере, ва можно сотворит^ все: и пес ню, и сказку. Кижи и есть мир дожников - туристов — что ни абзац, то восхищение карель ской природой. Недаром же се верным местам посвящены кар тины Нестерова, Писахова. Угадывается графика Рокуэла Кента, вспоминается Рерих. Тоймо ведет лодку по ка ким-то одному ему известным протокам, потом пробираемся по скошенным лугам острова. День выдался хмурым, того ч гляди, из туч посыплется мел кий дождь. И вдруг на сплош ном лиловом фоне неба вы- сверкнулн купола Кижского по. госта. Резче запахли провяленные травы, повеяло свежестью с озера, а главки маленькие, средние, побольше парили, ка залось, над землей, и на мгно вение почудилась светлая, еле уловимая музыка, льющая ся сверху. Две многоглавые церкви с колокольней посере дине — деревянный Преобра женский собор! Все из дерева! Все-таки удивительный мате риал — осина. Тайну ее зн а ли плотники - зодчие. Купола покрыты лемехами — резными пластинками из осины. И чем дольше они омываются дождя, ми, овеваются ветрами, прогре ваются не очень щедрым се верным солнцем, тем становят ся больше похожи на золотую чеканку. Видение в заонежской дали! Боязно и подходить бли- чудо. И тогда поДЬшел к озеру Главный плотник Нестер, поце ловал свой топор. А топора такого не сыскать на свете! Заколдованный вроде был. Р аз махнулся Нестер и кинул свой «золотой» топор в Онегу. Ах нули плотники: с ума сошел! Медленно отошел от воды ма стер, усмехнулся и молвил: «Чудо сотворили мы, братия, какого не было и больше не бу дет. Посему и лежать моему топору на дне море-озера!» На самом Дёле собор — па мятник русской воинской Сла вы, когда войска Петра I ста ли одолевать шведских захват чиков в Северной войне. И з бавление от опустошительных набегов врагов на Русский Се вер — радостное событие для местного населений. И оно от мечено — ликующим обликом Преображенского собора. Народное зодчество ярко проявляется в крестьянских из бах и амбарах: подзоры, рез ные кружева, наличники, ста. веньки. И все — из дерева. С лесом человек не расставался всю жизнь, начиная от лубя ной зыбки и резной игрушки и кончая вечной «домовиной» и прочно сработанным крестом. Бережно собраны в Петроза водском краеведческом музее изделия крестьян. Зеленый друг давал их быту самое на- буром сказочные цветы, зве рей и птиц. Многие языческие орнаменты до сих пор не раз гаданы. Самое сложное и не постижимое—вышивание белым по белому. На ажурную сетку белой льняной нитью наноси лись виноградные лозы, дико винные южные растения. — Откуда? Тоймо рассказал мне, что ос нователи монастыря в Солов ках Зосимй и Савватий создали богатейшее хозяйство на Бе лом море. В оранжереях даже персики разводили... ...Железнодорожная маги страль проложена по побе режью Онежского озера, Онеж ской губы, Кандалакшской гу бы Белого моря на протяжении 750 километров. Еще три же лезнодорожные линии пересе кают Карелию: Беломорск — Обозерская; Петрозаводск — Сортавала — Ленинград . и ветка на Юшкозеро. Вдоль всего Беломорского побережья проходят линии морского пароходства, а по ре. кам Неве и Свири, Ладожско му и Онежскому озерам и Бе ломорско-Балтийскому каналу — линии речного пароходства. На крупных озерах ходят кате ра местной линии, почти у к аж . дого жителя есть своя лодка с мотором. Автомобили . ле совозы повышенной проходи мости, трелевочные тракторы, карьеры по добыче карельского камня ,1 оснащенные современ ной техникой, •— характерные приметы наших дней. На тер ритории республики зверовод ческие совхозы / выращивают черную и белую норку, песцов, чернобурых лисиц. «Мягкое зо лото» Карелии. известно во многих странах мира. Мы расстаемся с Тоймо и возвращаемся к маршруту ту- ристов-липчан. Так уж устроен человек. Приходит отпуск, и йосле напряженного ритма работы, городских забот захочется уединения. . Я, наверное, не ошибусь, что и наши путешест венники в полную меру по чувствовали всю прелесть ак тивного отдыха на озерах и островах Карелии. Были «во. локи», когда приходилось пе ретаскивать плот и з, одного озера в другое, была первая щука, первая утка, первый туе сок клюквы/. Походы неизмен но сопряжены с трудностями, но они не угнетают, а наобо рот, придают упорство. Конец сентября"принес с собой и пер вые заморозки — оставленную в котелке воду приходилось растапливать на костре, да и палатка иной раз тесноватой оказывалась... Но все это мелочи в сравнении с тем заря дом, который получает человек, оказавшись наедине с приро дой. За двухнедельный яоход. ребята встретили немало доб рых, отзывчивых людей. Они с удовольствием рассказывали о гостеприимном путевом об-, ходчике, о местных рыбаках^ охотниках, о председателе ры боловецкого колхоза имени Ка линина на Колежме и о мест ном шофёре Иване Буйком, как его зовут в поселке... Жаль, они не встретили мо его старого друга Тойму. Они и не могли его встретить, пото му что он в это время, воору жившись магнитофоном, запи сывал северные песни и руны с голосов самых старых жите лей Карелии. В. ЗОРИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz