Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
«Л у ч ш и й п о Комбинат питания ордена Ленина Липецкого тракторного завода систематически проводит конкурсы повышения мастерства молодых ра ботников общественного питания предприятия. На очередном конхурсе «Лучший по профес сии» победителями стали Людмила Гончарова — официантка кафе «Звездочка», Елена Боро дина — кондитер ресторана «Колос». Среди по варов первой была Наталья Шитова из столо вой № 28. На снимке: (слева направо) Л. Гончарова, Е. Бородина и Н. Шитова. Фото В. Финогина. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ А Л ЕК СЕЯ КУСТОВА К и н о В одном из интервью перед выходом на экраны художест венного фильма «Последний побег» (студия «Ленфильм») исполнитель главной роли из вестный советский киноактер, народный артист СССР Михаил Ульянов откровенно признался, что был счастлив встрече с таким «благодатным материа лом», какой ему дал киносце нарий Александра Галина. Бо лее того, он назвал его редким везением в своей профессио нальной деятельности в кино и театре. Сейчас, после знакомства с новой лентой понимаешь, на сколько глубоко затронула ак тера поднимаемая в ней тема, в решение которой он вложил', пусть не будет это преувеличе нием, всю свою «ульяновскую страстность», хорошо запом нившуюся зрителям еще по знаменитому «Председателю»; по «Освобождению» и «Блока де»... Возможно, кто-то скажет: ну, закономерно ли сравнивать киногероев таких разных мас штабов — председателя колхо за или маршала.с рядовым ра ботником колонии для «труд ных», руководителем духового оркестра Алексеем Ивановичем Кустовым? Там социально обобщенные образы, фигуры, выдвинутые иа первый план самой историей, жизнью стра ны, а тут... И все же надо признать, что актер, опираясь на зрелость ма стерства, сумел сделать эту ки нороль незаурядной вообще и в своем творчестве в частности, поднять ее до обобщений вре мени, вложить в нее мудрые раздумья человека, которому есть что сказать людям на по роге старости, как завет. М. Ульянов настолько ярко и убедительно живет в кадре, что фильм становится своеобраз ным монофильмом. Что ни говори, а нужны бы ли именно ульяновская твер дость, проницательность его взгляда, несгибаемые вера в человека и оптимизм, чтобы во всех выпавших на долю его героя испытаниях в итоге ока заться победителем. За ним остается непоколебимое ощу щение правильности, нужности, полезности поступков, какими бы ни казались они порой не ловкими или даже чуточку смешными. Надо отдать должное, что режиссер-постановщик Леонид Менакер мудро поступил, пол ностью доверяясь опытному ак теру, порою предоставляя ре шать ему самому, как выстро ить тот или иной эпизод. Это доверие рождает доверие зри теля. , А его, меж тем, легко было бы поколебать. Ведь то, о чем повествует фильм, — не откры тие. Было уже множество и других кинолент о «трудных» подростках, их становлении, ответственности за их судьбы старших. Необычность, правда, в том, что сюжет основан на повседневной жизни колонии для несовершеннолетних, но зрители и к этому скоро привы кают. Тут же не преступники-— обычные дети. И все обычно. Как, например, проходит школьный праздник? Гремит оркестр... Радостные педагоги прощаются со своими учениками. Они уезжают домой с родителями. Последние наста вления воспитателей: «Коля вел себя в школе хорошо, ве рим, что и впредь он оправдает наши надежды». Но это только внешне все привычно. Вот стоит лучший трубач школьного оркестра ко лонии Виктор Чернов, за кото рым из дома не приехали. Что там у него, на душе? Впрочем, об этом в радостной суматохе думать некому и некогда. Но вот приходит в кабинет пожилой, прихрамывающий, много лет проработавший в ко лонии руководитель оркестра Кустов, и все становится на свои места. Как можно считать то, что за подростком не при ехали, заурядным случа ем? Мальчишка сейчас, в эту минуту, чувствует, что ни кому на свете не нужен, и это нормально? И бывший фронтовик Кустов, любимая поговорка которого «Майские салюты еще не от гремели», идет в свой послед ний, мирный бой — за душу Витьки Чернова. А бой — это действие, а вовсе не слова, сколь, бы красивыми они ни были. И в бою никого вместо себя не подставишь. Ведь это он, Кустов, пробудил в Викторе любовь к музыке, он дал ему почувствовать светлую ноту надежды, радости, доброго от ношения к людям. И именно он не может допустить, чтобы эта нота смолкла. Повторяющийся кадр с высо ко поднятой поющей трубой в руке музыканта в этом фильме воспринимается как символ. Символ верности, преемствен ности поколений, ответствен ности старших за тех, кто идет следом. Да, Кустов порою выглядит чудаковатым. Это внешне. Ак тер великолепно лепит из от дельных деталей — походки, поговорок, ‘привычных жестов— облик человека не очень замет ного в жизни, но такого, на которого можно положиться, которому нельзя не поверить. О таких говорят: «На них зем ля держится». Такой и песню- то русскую, народную не про сто исполняет, а «душой поет». И закономерно, что этот чудак оказывается мудрее и прозор ливее многих. Хочется, кстати, отметить особенно, как достоинство и сценария, и фильма, что все, с кем приходится встречаться Кустову, люди ни в коей мере не шаржированные. Подчас по этому легкому пути идут авто ры, чтобы в более выгодном све те представить главного героя своего произведения. В фильме Кустов борется с обычными, в чем-то хорошими, в чем-то сла быми людьми. И от этого кар тина приобретает еще большую глубину анализа типичных яв - лений, обрушивая свой скры тый гнев против равнодушия и формализма, отношений между людьми внешне добропорядоч ных, но отнюдь не душевных. Вот обстановка дирекции ко лонии в день проводов воспи танников. Фамилии мальчиков педагоги называют разные, а характеристики звучат одни и ге же. Формальность! Вот мать Вити Кустова (Ирина Купченко). Внешне привлекательная, обаятельная женщина,'вероятнее всего, х о рошая работница на производ стве и неплохая хозяйка дома. А до сына у нее в новой семье руки не доходят. Понять в чем- то, простить ее можно? Нет, рядом с таким, как Кустов, нельзя. Вот отец Витьки (Леонид Дьячков), неплохой, но слабо вольный человек. А Кустов, он-то имеет на это право, пря мо обвиняет отца Виктора в эгоизме, в таком недостатке, в котором тот сам себе никогда бы не признался. Много их в фильме, тех, с которыми борется Кустов, но все они в общем-то похожи: все жалуются на обстоятельст ва, на личное неустройство, а Виктор, между тем, остается в одиночестве, на пустыре, что позади благоустроенного мик рорайона. Некуда ему идти, разве что на соседний двор, к старым приятелям. И тогда приходит очень тре вожная мысль: если им, близ ким Витьке людям, подросток безразличен, так что бы было с ним, не случись в его судьбе «деда» Кустова? И что с ним станет, когда уже в финале фильма Кустов и в самом деле навсегда уходит из жизни мальчика? Незаменим в детстве каждо го, в каждом Детстве человек, в душе которого звучит верная, светлая нота радости жизни. И те, кто ее по как^м-либо причинам не слышит, должны, обязаны учиться распознавать такую ноту в повседневной суете — к этому призывает фильм. Ведь рядом с нами — дети, наше продолжение. Л. ДУБИНА. РАДОСТЬ П о эт и ч е с к а я р у б р и к а В. ЗОРИН, Ук ры лись жесткою травой. Не гони меня, радость пожаром, Я — с тобой. До конца О к онц а черные болота . О сокою об несены земная, В клуб, спеша, опаляют меня. своих дней! И смотрят в небо неохотно, Посидим на закате вдвоем. Нет1 Не отражая синевы. Вон какая заря разливная Ни к старости, ни на пороге ОСЕНЬ Вбираю сок земли веселой, Расплеснулась на весь окоем! Бездны той, где спасения Иду по просеке, грустя, И Воронежа быстрые струи, нет, Передо мной пьет лось Как ножом, разрезает куга, Не устанут усталые ноги Не перестану *■ удивляться, тяжелый И лещи на стремнине По росе торопиться Росу из чашечки груздя. жируют, в рассвет. Входя в осенние леса, Так было двести лет Бьются в тесные берега. Только птица кружится Хоть мне давным-давно и триста, Мне покойно в Тарбеевке беспечная, не двадцать — Я заколдован тишиной... старой. С высоты моя жизнь ей Гляжу на мир во все глаза. Но кто-то вдруг врубил Посидим же, молчанье видней— Вот королек на ветке тонкой транзистор: храня— Не гони меня, радость Раскачивается вниз головой, Двадцатый век дохнул Лишь девчата забытым извечная. Упруго-звонкие опенки ВОЙНОЙ. . ■' «Любовь — творец всего доброго,? возвышенного, силь. ного, теплого и светлого». Ф. Дзержинский. шивает женщина. — Д а ты знаешь его. тракторист из Пло- Л ОСНЯСЬ жирным ас фальтом, через село проходит большак. Мишка, У самой дороги —* большой тов. кирпичный дом. Над его две рью вывеска «Закусочная». Ближе в полудню здесь вы страиваются машины разных марок. Их хозяева, торопясь в ные>оа слезы горькие путь, наскоро обедают. В ком- Ей вспоминается тот нате — разговоры, смех, соле ные мужские ш уки . А у порога — мальчонка лет четырех-пяти стоит, гла зенками то к одному шоферу появился второй сын — во^ пристынет, то к другому... — Что нужно, малец? —Я папу ищу... •— Папу? Ребята, чей это ребенок? Мужчины оглядывают друг друга, пожимают плечами. —■Дома твой папа— Мальчик отступает за дверь, ходит у дышащих теплом ма шин. Видит женщину-, опускает глаза и шаркает ногой по ас фальту. — Ты снова здесь? Марш домой... Володя подрос, спросил мать, — Папка дал... почему «у Васи есть папа, а Марна, сердитая и нахмурен- у нас кет», и 'Мария сказала ная, разыскала Михаила, долге? ему, что их папа живет дале- отчитывала его. стыдила и уш ко, так, мол, нужно, и если он ла в надежде на то, что он все приедет, то ждать его нужно с понял. той стороны села, на большаке. На следующий вечер раздал- Няня прощается, уходит И Володька каждый день шел ся стук в дверь комнаты Сидо- домой. Женщина не спит до к «Закусочной». ровых. Вошел Михаил. Сму- утра. Не может уснуть, по- ...Утром, после разговора с тился, покраснел. Запинаясь, тому что думы ее нерадост- няней, Мария нашла в Плотах сказал, что скоро ^холода, а Михаила и сказала: пусть он вот дропишки-то у Марии »не не дразнит сына, потому что привезены, так вот зашел он мальчик может привыкнуть к помочь... нему и потом ему будет боль- Мария, чуть не плача, вы- но узнать, что Михаил для гнала его. Но Михаил пришел и него чужой человек. на следующий день. Михаил выслушал Марию А погой! — еше и еще. молча. Мария терялась, не знала, день, когда она вышла замуж за бравого моряка-механика. Вспоминаемся счастливое лицо мужа, когда на свет этот малыш Володька.* 1 ЕЩЕ РАЗ П Р О ЛЮБОВЬ И з б л о к н о т а ж у р н а л и с т а - Было ветрено, с моря тяцуло Дома она опять поплакала, что делать. В сельском магази- холодом. Муж говорил, что им посетовала на горькую свою не она как-то услышала разго- нужно уехать с Крайнего Севе- судьбину, а когда вытерла еле- вор старушек. Те чернили ее, ра, потому что климат здесь зы и вышла во Дйор, где говоря, что привораживает она суров для ребятишек, как бы не обычно играл сын, там его не к себе парня, хочет женить его, Мо, мама... > 1 же не нашел разболелись. было, куда-то убежал. «Неуж- а он, мол, слепой... ПВЛУ‘ Мужу в совхозе подыскали то снова на большак?» — екну- Слова обожгли Марию. личико дело по специальности, и он ло сердце. — Ну, что ты ходишь Жалкое, обиженное его трогает мать, у она слезою в голосе просит: — Обещай мне не прихо дить сюда. Обещаешь? Утром, когда он еще спит, мать наказывает няньке <не пускать Володю на большак. Старушка соглашается, >§ю разве уследишь за непосе дой! Время — за полдень.. Няня к потом пропадал на работе день-день- У «Закусочной» Володи не нам? — кричала ской, изредка приходил с за- оказалось. Мария пометалась Михаилу, пахом водки, говорил, что сме- по селу, зашла к соседям — Тот краснел, моргал черными на прошла удачно и как, мол, малыш исчез. глазами, а потом, когда она гут не выпить с друзьями. Ма- — Не ищи его, — сказал выплеснула боль и утихла, рия не сердилась. Она только старший сын. — Он на речке... сказал, что он давно ее любит в шутку предупреждала: не — Один? и будет хорошим отцом ее де- стань, мол, алкоголиком, а то Сын покраснел. Мария при- тям. ведь ладу в семье не бывать. крикнула на него и тогда он Это признание изумило Ма- И с мужем произошли не- сказал, что к ним заходил дядя рию: она уже давным-давно скрипитворотом доставая ожиДа»ные перемены: то ли то- Миша и вместе с Володькой решила доживать в одиночку. ’ сковал он без моря, то ли не Ушел на речку ловить раков. Так и сказала Михаилу: позд- выдержал трудностей. Запил. Мария побежала за село, ни- но’ мол> ея замуж... Во хмелю был буен, драчлив, кого не увидела, вернулась до- Свадьба состоялась через два скверно ругался при детях. мой и не находила себе места, года Пошли ссоры. В иных они пока в калитку не прошмыгнул -.Эту историю, вначале гру- ______ подчас и сами не могли разо- счастливый сынишка с сумоч- стную, а потом счастливую На лице—смущенная улыб^ браться, кто прав, а кто вино- кой, в которой копошились уса- не придумал. Недавно мне до ка, шагает неловко. Малыш ват- И чем дальше, тем хуже, чи-раки. велось побывать в селе, где жи- ликует. Семья разваливалась на глазах, С того дня и повелось. Сна- ВУТ Мария и Михаил, с которым — Папу нашел! Папу при- оба чувствовали, что любовь чала младший сын, а потом и я когда-то учился в одной шко вел! — кричит он няне из- уступает место неприязни. Соз- старший уходили с Михаилом ле- у них растет дочь, они далека. Старушка всплес- навая это, Мария пыталась то на речку, то в лес, то вози- счастливы и довольны друг кивает руками, ахает. быть то ласковой, то строгой, лись у трактора в бригаде Ми- Другом. Вечером, когда счастливый беспощадной или терпеливой, хайла. . - Мария сказала мне: Володька засыпает, няня го- Николай, казалось, не пони- Однажды притащили домой — Сыновья уже большие. Ми- ворит его матери: мал ее попыток наладить мир какую-то железку, что-то с ней хаил во всем Для них автори- •— У сына-то твоего «отец» в семье. Однажды, решив, види- делали, обтирали ее тряпкой, тет- Они и не знают, что он им появился. Ты бы сказала мо, что все потеряно, тайком мыли в горячей воде. Мария нс родной. Да, думаю, если этому «отцу»: не нужно ре- сложил рубашки в чемодан, спросила: узнают, — беды не будет. Он бенку жалости. • «проголосовал» на большаке и — Откуда у вас эта ужасная настоящий отец. — Кто же? — тихо спра- исчез из села. железяка? Л. ВИННИКОВ из колодца ведро воды. Во лодя бочком-бочком усколь зает за калитку. ...Однажды он приходит домой не один. За руку его держит молодой мужчина. С ЕРГЕЙ Николаевич Титов — сам по себе собеседник интерес ный, а когда начнешь разговор с ним о лошади, обычной кре стьянской лошади, он преобра жается... — Извели лошадь. А почему? Начнешь рассказывать — мно гим в диковинку: нам бы, мол, твои заботы... Зачем она сегод ня, лошадь-то? Вон даже в лег ковушке и то шестьдесят лоша дей. А трактор н один за це лый табун работает— Высказавшись, Сергей Нико лаевич сердито насупился и от вернулся. По всему было вид но: не согласен он с такими рассуждениями людей, скорых на руку, все забегающих впе ред, но неизменно отстающих. — Хлопочешь - хлопочешь, а все без толку. С каждым го дом коней все меньше остается. Сейчас вместе со стригунами тридцать голов... Боюсь, что скоро подчистую изведут. Кто бы мог подумать, что че рез каких-то 15—20 лет лошадь в селе станет редкостью? Из письма персонального пенсионера, жителя елецкого села Малая Суворовка П. П. Скворцова в редакцию «Ленин ского знамени»: «В нашем се ле от некогда большого табу на осталось всего три лошади. Если дело пойдет так и дальше, скоро совсем не услышишь на деревне лошадиного ржанья...» Из отчетов областного стати стического управления: «Чис ленность лошадей в колхозах и совхозах области составляла на 1 января 1971 года 32 тысячи, на ту же дату 1976 — 25,9, 1981 — 18,2 тысячи голов». Из рассказа директора сов хоза «Маяк» А. И. Шилова: «Столько мороки и неприятно стей с лошадьми — впору от казаться от них совсем. Пова дились подростки на конюшни. Запрут в сторожке конюха, вы ведут коней и всю ночь носят- «Партия, — пишет в своем письме уже известный нам П. П. Скворцов, — уделяет большое внимание развитию подсобного хозяйства крестья нина. Но как нам развивать его, когда не на чем привезти сено для коровы, вспахать ого род, вывезти из хлева навоз? Ведь трактор за каждой нуж дой не погонишь, да и не раз вернется он на приусадебном ДОМИК В САДУ Отцветают у крыльца позд- четкий чертеж. снабжен- ние астры, с каждым днем все ный размерами и точными рас- сильнее сквозит пустеющий сад. четами. Как видно* заказчик Кое-где еще светится на ябло- сведущий человек и легально нях янтарная антоновка* не все продумал. Теперь дело за срезаны тугие кочаны капусты, нашими мастерами, но огород уже темнеет веко- Так..бывает нередко вля панными грядками и все мень- делец садового участка сам ше требует хозяйской заботы, приносит эскиз будущего доми- А значит, в свободное время ка. Нам понятно стремление можно по-настоящему заняться людей украсить участок ори- домом- застеклить высокие ок- гинальной постройкой. Поэто- на, подправить рубанком све- му всегда идем навстречу же- жие, еще пахнущие смолой по- ланиям заказчика. За лето по ловицы, наклеить приготовлен- ставили три десятка дач, и сре- ные с лета цветастые обои. А Ди них не найдешь двух оди- вечером, сидя за чашкой чая наковых. Но заказчику совсем на просторной веранде, порас- и® обязательно приносить свои суждать о том, как еще укра- чертежи. Мы можем предло- сить садовый домик, чтобы был жить на выбор около двадцати он не временным пристанищем, типовых проектов садовых до- а хорошим местом семейного миков. Правда, их сметная сто- отдыха имость в пределах трех тысяч рублей. Естественно, не всех Филипп Маркович Фуров устраивает такая цена. Поэто- привык считать себя горожани- му к будущему сезону думаем ном. Много лет он отдал ке- разработать несколько проек- лег.кой армейской службе, сей- тов простых, недорогих садо- час преподает в Липецком ме- вых построек. Достаточно за- галлургическом техникуме. Но, казчику изменить какие-то До- как и у многих людей, живет тали, украсить домик по своему в нем необъяснимая тяга к вкусу, и он будет выглядеть земле, потребность в простой, нестандартно, но исполненной глубокого смы- Многие садоводы с удоволь- сла работе. В свободное время стзием ставят щитовые домики, любит он покопаться в саду, ^ сожалению, в продайте они поколдовать с черенками яб- бывают редко. Поэтому в уп- лонь. И потому, когда предста- равленин решено изготавливать вилась возможность получить гакие домики* а затем устанав участок, охотно вступил в ЛИвать их желающим, садоводческий к м п е р а т т Ме- Конетяо приобретение лли сто досталось хорошее у самой ' % связано , С° “ расходами. Сейчас член садо бора, где н о нее р Д - водческого кооператива может грибникам. По-хозяйски обос- цели кредит в повались здесь садоводы-люби- _______ , гг гели, с большой выдумкой и старанием оформляли свои Причем, начинать участки. А когда зацвели у ка- выплату нужи^ лиш'ь „ а размере 3 тысяч рублей. Пога шение кредита рассчитано на литок молодые вишни, первые всходы показались на ухожен ных грядках, настало время по год после того, как он получен Заказчик может поручить думать о домике, где можно мастерам «Облремстройбыта» укрыться от жары, спокойно не все работы,- а наиболее тр.у- отдохнуть. У семьи Фуровых До^мкие, требующие определен- особых хлопот со строительст- нов квалификации. Например вом не было. Домик поставили кирпичную кладку, устройство мастера управления «Облрем- всрха, столярные работы, стройбыт». В прошлом году Именно так поступает бо^ль- сделали фундамент. А весной шинство. садоводов. К сожале- Филипп Маркович пришел к ниюг порой исполнение заказа ним с новым заказом. Быстро затягивается. Беда в том, что поднялись стены, высокая, за- заказы поступают бессистемно тейлизая крыша. Теперь оста- яз различных кооперативов, лась отделка, которая под силу ^ т 0 ведет к распылению сил самим хозяевам. Да и садоводу накладно, если управление специально для не- В последнее время все боль- го одного вынуждено напрэв ше горожан вступает в садо- ЛЯть рабочих в Капитанщино, водческие товарищества. Пре- на Матырское водохранилище имущества коллективного садо- или другой участок. За год водства очевидны. Но не се- «Облреметройбыт» в состоянии крет, что до недавнего времени построит!! до 3 0 0 садовых до- многие испытывали большие миков. Целесообразно было бы трудности со строительством вести застройку комплексно дачных домиков. Непросто бы- сооружать в одном кооперати- ло раздобыть материалы, най- ве сразу несколько дач. Это ти хороших мастеров. Положе- позволит сократить транспорт ние изменилось, когда рабс^тни- ные расходы, ускорит строи ки «Облремстройбыта» взялись гельство, то есть будет выгод выполнять заказы садоводов, нее самим заказчикам-. Об этом пока еще новом виде услуг мы попросили рассказать Е. САВРОВА. заместителя начальника управ ления «Облремстройбыт» М. С, --------------------------- Марчукова. На снимке: в живописном — Передо мной небольшой месте, неподалеку от села Ка- карандашный набросок. Резная питанщино получили участки веранда, высокая двухскатная члены садоводческого коопера крыша. большие, открытые тива «Металлург-4». Многим солнцу окна... Сказочный тере- из них пришли на помощь ма мок, да и только. Но рисунок— стера «Облремстройбыта». Их непустая фантазия художника, руками построен и этот садо- Псреворачиваю листок и вижу вый домик. иных условиях потребовался бы трактор, грузовик, или лег ковой азтомобиль повышенной проходимости. А ведь дешевая тягловая сила — это не един ственное преимущество коне водства. Оно представляет из себя немаловажный резерв по полнения мясных ресурсов. Тот же совхоз «Маяк» ежегодно сдает десятки центнеров мяса, от чего имеет несколько тысяч потому и у нас лошади выпа дают из поля зрения. Каюсь, вот уже несколько лет не бы вал на конюшне... Разумеется, объяснение одно стороннее: стоит ли ждать при каза сверху, когда обстоятель ства и без того диктуют метод хозяйствования? И все-таки спрос, есть ли лошади в хозяй стве и как они используются, должен быть несомненно. ся верхом по окрестностям. Потом бросят их где-нибудь в другом хозяйстве или районе — ищи ветра в поле...» После этого невольно напра шивается вопрос: а может и впрямь в наш супертехниче ский век уже отпет сорокоуст живым коням, которых «заме нила стальная конница?» Замени гь-то заменила, да всегда ли с толком — вот воп рос. Десятки раз приходилось видеть, как мощный ДТ кру тится иа крохотном огородиш ке, выворачивая на горе хозяй ке огромные «чемоданы», ос тавляя там и сям недопахан- ные уголки и следы от гусениц. С такой пахотой хозяйке не легче, чем вскопать приусадеб ный участок лопатой. участке». О пользе лошадей свидетель ствуют и экономические дан ные. Вот как, в частности, об стоит дело в совхозе «Маяк», где пока сохранилось около се мидесяти лошадей. Содержание их, включая зарплату конюхов, обходится всего в двенадцать тысяч рублей (для сравнения скажем, что эта сумма пример но равна расходам на годич ную эксплуатацию двух трак торов). Использование рабочей лошади в течение дня обходи тся хозяйству всего... в один рубль сорок копеек, что в де сять -пятнадцать раз меньше стоимости машинной или трак торной смены. Причем, зача стую лошадь производит работу, для выполнения которой в рублей дохода. Хороший хозя ин и сегодня прикидывает, где выгоднее стального коня при менить, а где и лошадку зап рячь. А то ведь подвезти бидон молока от фермы к столовой — дай машину, заболел зуб у че ловека — по осенней распутице гонят К-700. Срабатывает привычка, на коня ,уже смотрят как на ана хронизм не только в хозяйстве, но и выше. Председатель кол хоза «Россия» В. Н. Шарандин так объяснил причину сокраще ния поголовья лошадей: — За коневодство никто с нас не спрашивает. О чем обыч но ведут речь на районных со вещаниях? О чем угодно, но только не о нем. Даже фор мального отчета не требуют. А Упорядочение отчетности, строгая плановая дисциплина, в свою очередь, благотворно скажутся на сохранности кон ского поголовья, поскольку каждый случай пропажи лоша дей — а они довольно нередки — будет представлять из себя чрезвычайное происшествие. А значит, и органы внутренних дел, суда, прокуратуры с боль шей ответственностью отнесу тся тогда к розыску и наказа нию тех, кто причинит ущерб хозяйству. Впрочем, только наказания ми многого не добьешься. Пре жде всего нужно изменить ус тановившееся в последнее вре мя отношение к лошади как х вспомогательной, или даже не нужной тягловой силе. Помимо всего прочего, лошадь — это ведь самый близкий к человеку представитель животного мира, природы родного края, с кото рым в нашем сознании связаны понятия о Родине, об истории страны. Так не разумнее ли не «воевать» с мальчишками, же лающими покататься на лоша дях, а широко открыть для них двери конюшен, создав для этого детские конно-спортив ные школы, возродив романти ческие поездки в ночное. Ведь вое эти хлопоты и затраты (весьма скромные, кстати) оку пились бы сторицей, так как воспитывали бы у молодежи привязанность к земле, жела ние украшать ее. Уже порядочно отъехав от конюшни, я оглянулся: на бе лом фоне каменной стены четко вырисовывалась фигура коню ха. Почему-то стало тревожно и грустно. Потом пришли спокойствие и удовлетворенность, как всегда бывает после встреч с хороши ми, непраздно живущими на земле людьми. Задумавшись, не сразу уви дел, как на дорогу перед маши ной поднялось из оврага стадо. Поторапливая коров, по зади крутились на невзрачных с виду, но бойких лошадках пастухи. Лошади исправно выполняли свою нелегкую работу-. А. КОЛ ЯДОВ, сов. корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz