Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

«Л у ч ш и й п о Комбинат питания ордена Ленина Липецкого тракторного завода систематически проводит конкурсы повышения мастерства молодых ра­ ботников общественного питания предприятия. На очередном конхурсе «Лучший по профес­ сии» победителями стали Людмила Гончарова — официантка кафе «Звездочка», Елена Боро­ дина — кондитер ресторана «Колос». Среди по­ варов первой была Наталья Шитова из столо­ вой № 28. На снимке: (слева направо) Л. Гончарова, Е. Бородина и Н. Шитова. Фото В. Финогина. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ А Л ЕК СЕЯ КУСТОВА К и н о В одном из интервью перед выходом на экраны художест­ венного фильма «Последний побег» (студия «Ленфильм») исполнитель главной роли из­ вестный советский киноактер, народный артист СССР Михаил Ульянов откровенно признался, что был счастлив встрече с таким «благодатным материа­ лом», какой ему дал киносце­ нарий Александра Галина. Бо­ лее того, он назвал его редким везением в своей профессио­ нальной деятельности в кино и театре. Сейчас, после знакомства с новой лентой понимаешь, на­ сколько глубоко затронула ак­ тера поднимаемая в ней тема, в решение которой он вложил', пусть не будет это преувеличе­ нием, всю свою «ульяновскую страстность», хорошо запом­ нившуюся зрителям еще по знаменитому «Председателю»; по «Освобождению» и «Блока­ де»... Возможно, кто-то скажет: ну, закономерно ли сравнивать киногероев таких разных мас­ штабов — председателя колхо­ за или маршала.с рядовым ра­ ботником колонии для «труд­ ных», руководителем духового оркестра Алексеем Ивановичем Кустовым? Там социально обобщенные образы, фигуры, выдвинутые иа первый план самой историей, жизнью стра­ ны, а тут... И все же надо признать, что актер, опираясь на зрелость ма­ стерства, сумел сделать эту ки­ нороль незаурядной вообще и в своем творчестве в частности, поднять ее до обобщений вре­ мени, вложить в нее мудрые раздумья человека, которому есть что сказать людям на по­ роге старости, как завет. М. Ульянов настолько ярко и убедительно живет в кадре, что фильм становится своеобраз­ ным монофильмом. Что ни говори, а нужны бы­ ли именно ульяновская твер­ дость, проницательность его взгляда, несгибаемые вера в человека и оптимизм, чтобы во всех выпавших на долю его героя испытаниях в итоге ока­ заться победителем. За ним остается непоколебимое ощу­ щение правильности, нужности, полезности поступков, какими бы ни казались они порой не­ ловкими или даже чуточку смешными. Надо отдать должное, что режиссер-постановщик Леонид Менакер мудро поступил, пол­ ностью доверяясь опытному ак­ теру, порою предоставляя ре­ шать ему самому, как выстро­ ить тот или иной эпизод. Это доверие рождает доверие зри­ теля. , А его, меж тем, легко было бы поколебать. Ведь то, о чем повествует фильм, — не откры­ тие. Было уже множество и других кинолент о «трудных» подростках, их становлении, ответственности за их судьбы старших. Необычность, правда, в том, что сюжет основан на повседневной жизни колонии для несовершеннолетних, но зрители и к этому скоро привы­ кают. Тут же не преступники-— обычные дети. И все обычно. Как, например, проходит школьный праздник? Гремит оркестр... Радостные педагоги прощаются со своими учениками. Они уезжают домой с родителями. Последние наста­ вления воспитателей: «Коля вел себя в школе хорошо, ве­ рим, что и впредь он оправдает наши надежды». Но это только внешне все привычно. Вот стоит лучший трубач школьного оркестра ко­ лонии Виктор Чернов, за кото­ рым из дома не приехали. Что там у него, на душе? Впрочем, об этом в радостной суматохе думать некому и некогда. Но вот приходит в кабинет пожилой, прихрамывающий, много лет проработавший в ко­ лонии руководитель оркестра Кустов, и все становится на свои места. Как можно считать то, что за подростком не при­ ехали, заурядным случа­ ем? Мальчишка сейчас, в эту минуту, чувствует, что ни­ кому на свете не нужен, и это нормально? И бывший фронтовик Кустов, любимая поговорка которого «Майские салюты еще не от­ гремели», идет в свой послед­ ний, мирный бой — за душу Витьки Чернова. А бой — это действие, а вовсе не слова, сколь, бы красивыми они ни были. И в бою никого вместо себя не подставишь. Ведь это он, Кустов, пробудил в Викторе любовь к музыке, он дал ему почувствовать светлую ноту надежды, радости, доброго от­ ношения к людям. И именно он не может допустить, чтобы эта нота смолкла. Повторяющийся кадр с высо­ ко поднятой поющей трубой в руке музыканта в этом фильме воспринимается как символ. Символ верности, преемствен­ ности поколений, ответствен­ ности старших за тех, кто идет следом. Да, Кустов порою выглядит чудаковатым. Это внешне. Ак­ тер великолепно лепит из от­ дельных деталей — походки, поговорок, ‘привычных жестов— облик человека не очень замет­ ного в жизни, но такого, на которого можно положиться, которому нельзя не поверить. О таких говорят: «На них зем­ ля держится». Такой и песню- то русскую, народную не про­ сто исполняет, а «душой поет». И закономерно, что этот чудак оказывается мудрее и прозор­ ливее многих. Хочется, кстати, отметить особенно, как достоинство и сценария, и фильма, что все, с кем приходится встречаться Кустову, люди ни в коей мере не шаржированные. Подчас по этому легкому пути идут авто­ ры, чтобы в более выгодном све­ те представить главного героя своего произведения. В фильме Кустов борется с обычными, в чем-то хорошими, в чем-то сла­ быми людьми. И от этого кар­ тина приобретает еще большую глубину анализа типичных яв - лений, обрушивая свой скры­ тый гнев против равнодушия и формализма, отношений между людьми внешне добропорядоч­ ных, но отнюдь не душевных. Вот обстановка дирекции ко­ лонии в день проводов воспи­ танников. Фамилии мальчиков педагоги называют разные, а характеристики звучат одни и ге же. Формальность! Вот мать Вити Кустова (Ирина Купченко). Внешне привлекательная, обаятельная женщина,'вероятнее всего, х о ­ рошая работница на производ­ стве и неплохая хозяйка дома. А до сына у нее в новой семье руки не доходят. Понять в чем- то, простить ее можно? Нет, рядом с таким, как Кустов, нельзя. Вот отец Витьки (Леонид Дьячков), неплохой, но слабо­ вольный человек. А Кустов, он-то имеет на это право, пря­ мо обвиняет отца Виктора в эгоизме, в таком недостатке, в котором тот сам себе никогда бы не признался. Много их в фильме, тех, с которыми борется Кустов, но все они в общем-то похожи: все жалуются на обстоятельст­ ва, на личное неустройство, а Виктор, между тем, остается в одиночестве, на пустыре, что позади благоустроенного мик­ рорайона. Некуда ему идти, разве что на соседний двор, к старым приятелям. И тогда приходит очень тре­ вожная мысль: если им, близ­ ким Витьке людям, подросток безразличен, так что бы было с ним, не случись в его судьбе «деда» Кустова? И что с ним станет, когда уже в финале фильма Кустов и в самом деле навсегда уходит из жизни мальчика? Незаменим в детстве каждо­ го, в каждом Детстве человек, в душе которого звучит верная, светлая нота радости жизни. И те, кто ее по как^м-либо причинам не слышит, должны, обязаны учиться распознавать такую ноту в повседневной суете — к этому призывает фильм. Ведь рядом с нами — дети, наше продолжение. Л. ДУБИНА. РАДОСТЬ П о эт и ч е с к а я р у б р и к а В. ЗОРИН, Ук ры лись жесткою травой. Не гони меня, радость пожаром, Я — с тобой. До конца О к онц а черные болота . О сокою об несены земная, В клуб, спеша, опаляют меня. своих дней! И смотрят в небо неохотно, Посидим на закате вдвоем. Нет1 Не отражая синевы. Вон какая заря разливная Ни к старости, ни на пороге ОСЕНЬ Вбираю сок земли веселой, Расплеснулась на весь окоем! Бездны той, где спасения Иду по просеке, грустя, И Воронежа быстрые струи, нет, Передо мной пьет лось Как ножом, разрезает куга, Не устанут усталые ноги Не перестану *■ удивляться, тяжелый И лещи на стремнине По росе торопиться Росу из чашечки груздя. жируют, в рассвет. Входя в осенние леса, Так было двести лет Бьются в тесные берега. Только птица кружится Хоть мне давным-давно и триста, Мне покойно в Тарбеевке беспечная, не двадцать — Я заколдован тишиной... старой. С высоты моя жизнь ей Гляжу на мир во все глаза. Но кто-то вдруг врубил Посидим же, молчанье видней— Вот королек на ветке тонкой транзистор: храня— Не гони меня, радость Раскачивается вниз головой, Двадцатый век дохнул Лишь девчата забытым извечная. Упруго-звонкие опенки ВОЙНОЙ. . ■' «Любовь — творец всего доброго,? возвышенного, силь. ного, теплого и светлого». Ф. Дзержинский. шивает женщина. — Д а ты знаешь его. тракторист из Пло- Л ОСНЯСЬ жирным ас­ фальтом, через село проходит большак. Мишка, У самой дороги —* большой тов. кирпичный дом. Над его две­ рью вывеска «Закусочная». Ближе в полудню здесь вы­ страиваются машины разных марок. Их хозяева, торопясь в ные>оа слезы горькие путь, наскоро обедают. В ком- Ей вспоминается тот нате — разговоры, смех, соле­ ные мужские ш уки . А у порога — мальчонка лет четырех-пяти стоит, гла­ зенками то к одному шоферу появился второй сын — во^ пристынет, то к другому... — Что нужно, малец? —Я папу ищу... •— Папу? Ребята, чей это ребенок? Мужчины оглядывают друг друга, пожимают плечами. —■Дома твой папа— Мальчик отступает за дверь, ходит у дышащих теплом ма­ шин. Видит женщину-, опускает глаза и шаркает ногой по ас­ фальту. — Ты снова здесь? Марш домой... Володя подрос, спросил мать, — Папка дал... почему «у Васи есть папа, а Марна, сердитая и нахмурен- у нас кет», и 'Мария сказала ная, разыскала Михаила, долге? ему, что их папа живет дале- отчитывала его. стыдила и уш­ ко, так, мол, нужно, и если он ла в надежде на то, что он все приедет, то ждать его нужно с понял. той стороны села, на большаке. На следующий вечер раздал- Няня прощается, уходит И Володька каждый день шел ся стук в дверь комнаты Сидо- домой. Женщина не спит до к «Закусочной». ровых. Вошел Михаил. Сму- утра. Не может уснуть, по- ...Утром, после разговора с тился, покраснел. Запинаясь, тому что думы ее нерадост- няней, Мария нашла в Плотах сказал, что скоро ^холода, а Михаила и сказала: пусть он вот дропишки-то у Марии »не не дразнит сына, потому что привезены, так вот зашел он мальчик может привыкнуть к помочь... нему и потом ему будет боль- Мария, чуть не плача, вы- но узнать, что Михаил для гнала его. Но Михаил пришел и него чужой человек. на следующий день. Михаил выслушал Марию А погой! — еше и еще. молча. Мария терялась, не знала, день, когда она вышла замуж за бравого моряка-механика. Вспоминаемся счастливое лицо мужа, когда на свет этот малыш Володька.* 1 ЕЩЕ РАЗ П Р О ЛЮБОВЬ И з б л о к н о т а ж у р н а л и с т а - Было ветрено, с моря тяцуло Дома она опять поплакала, что делать. В сельском магази- холодом. Муж говорил, что им посетовала на горькую свою не она как-то услышала разго- нужно уехать с Крайнего Севе- судьбину, а когда вытерла еле- вор старушек. Те чернили ее, ра, потому что климат здесь зы и вышла во Дйор, где говоря, что привораживает она суров для ребятишек, как бы не обычно играл сын, там его не к себе парня, хочет женить его, Мо, мама... > 1 же не нашел разболелись. было, куда-то убежал. «Неуж- а он, мол, слепой... ПВЛУ‘ Мужу в совхозе подыскали то снова на большак?» — екну- Слова обожгли Марию. личико дело по специальности, и он ло сердце. — Ну, что ты ходишь Жалкое, обиженное его трогает мать, у она слезою в голосе просит: — Обещай мне не прихо­ дить сюда. Обещаешь? Утром, когда он еще спит, мать наказывает няньке <не пускать Володю на большак. Старушка соглашается, >§ю разве уследишь за непосе­ дой! Время — за полдень.. Няня к потом пропадал на работе день-день- У «Закусочной» Володи не нам? — кричала ской, изредка приходил с за- оказалось. Мария пометалась Михаилу, пахом водки, говорил, что сме- по селу, зашла к соседям — Тот краснел, моргал черными на прошла удачно и как, мол, малыш исчез. глазами, а потом, когда она гут не выпить с друзьями. Ма- — Не ищи его, — сказал выплеснула боль и утихла, рия не сердилась. Она только старший сын. — Он на речке... сказал, что он давно ее любит в шутку предупреждала: не — Один? и будет хорошим отцом ее де- стань, мол, алкоголиком, а то Сын покраснел. Мария при- тям. ведь ладу в семье не бывать. крикнула на него и тогда он Это признание изумило Ма- И с мужем произошли не- сказал, что к ним заходил дядя рию: она уже давным-давно скрипитворотом доставая ожиДа»ные перемены: то ли то- Миша и вместе с Володькой решила доживать в одиночку. ’ сковал он без моря, то ли не Ушел на речку ловить раков. Так и сказала Михаилу: позд- выдержал трудностей. Запил. Мария побежала за село, ни- но’ мол> ея замуж... Во хмелю был буен, драчлив, кого не увидела, вернулась до- Свадьба состоялась через два скверно ругался при детях. мой и не находила себе места, года Пошли ссоры. В иных они пока в калитку не прошмыгнул -.Эту историю, вначале гру- ______ подчас и сами не могли разо- счастливый сынишка с сумоч- стную, а потом счастливую На лице—смущенная улыб^ браться, кто прав, а кто вино- кой, в которой копошились уса- не придумал. Недавно мне до­ ка, шагает неловко. Малыш ват- И чем дальше, тем хуже, чи-раки. велось побывать в селе, где жи- ликует. Семья разваливалась на глазах, С того дня и повелось. Сна- ВУТ Мария и Михаил, с которым — Папу нашел! Папу при- оба чувствовали, что любовь чала младший сын, а потом и я когда-то учился в одной шко вел! — кричит он няне из- уступает место неприязни. Соз- старший уходили с Михаилом ле- у них растет дочь, они далека. Старушка всплес- навая это, Мария пыталась то на речку, то в лес, то вози- счастливы и довольны друг кивает руками, ахает. быть то ласковой, то строгой, лись у трактора в бригаде Ми- Другом. Вечером, когда счастливый беспощадной или терпеливой, хайла. . - Мария сказала мне: Володька засыпает, няня го- Николай, казалось, не пони- Однажды притащили домой — Сыновья уже большие. Ми- ворит его матери: мал ее попыток наладить мир какую-то железку, что-то с ней хаил во всем Для них автори- •— У сына-то твоего «отец» в семье. Однажды, решив, види- делали, обтирали ее тряпкой, тет- Они и не знают, что он им появился. Ты бы сказала мо, что все потеряно, тайком мыли в горячей воде. Мария нс родной. Да, думаю, если этому «отцу»: не нужно ре- сложил рубашки в чемодан, спросила: узнают, — беды не будет. Он бенку жалости. • «проголосовал» на большаке и — Откуда у вас эта ужасная настоящий отец. — Кто же? — тихо спра- исчез из села. железяка? Л. ВИННИКОВ из колодца ведро воды. Во­ лодя бочком-бочком усколь­ зает за калитку. ...Однажды он приходит домой не один. За руку его держит молодой мужчина. С ЕРГЕЙ Николаевич Титов — сам по себе собеседник интерес­ ный, а когда начнешь разговор с ним о лошади, обычной кре­ стьянской лошади, он преобра­ жается... — Извели лошадь. А почему? Начнешь рассказывать — мно­ гим в диковинку: нам бы, мол, твои заботы... Зачем она сегод­ ня, лошадь-то? Вон даже в лег­ ковушке и то шестьдесят лоша­ дей. А трактор н один за це­ лый табун работает— Высказавшись, Сергей Нико­ лаевич сердито насупился и от­ вернулся. По всему было вид­ но: не согласен он с такими рассуждениями людей, скорых на руку, все забегающих впе­ ред, но неизменно отстающих. — Хлопочешь - хлопочешь, а все без толку. С каждым го­ дом коней все меньше остается. Сейчас вместе со стригунами тридцать голов... Боюсь, что скоро подчистую изведут. Кто бы мог подумать, что че­ рез каких-то 15—20 лет лошадь в селе станет редкостью? Из письма персонального пенсионера, жителя елецкого села Малая Суворовка П. П. Скворцова в редакцию «Ленин­ ского знамени»: «В нашем се­ ле от некогда большого табу­ на осталось всего три лошади. Если дело пойдет так и дальше, скоро совсем не услышишь на деревне лошадиного ржанья...» Из отчетов областного стати­ стического управления: «Чис­ ленность лошадей в колхозах и совхозах области составляла на 1 января 1971 года 32 тысячи, на ту же дату 1976 — 25,9, 1981 — 18,2 тысячи голов». Из рассказа директора сов­ хоза «Маяк» А. И. Шилова: «Столько мороки и неприятно­ стей с лошадьми — впору от­ казаться от них совсем. Пова­ дились подростки на конюшни. Запрут в сторожке конюха, вы­ ведут коней и всю ночь носят- «Партия, — пишет в своем письме уже известный нам П. П. Скворцов, — уделяет большое внимание развитию подсобного хозяйства крестья­ нина. Но как нам развивать его, когда не на чем привезти сено для коровы, вспахать ого­ род, вывезти из хлева навоз? Ведь трактор за каждой нуж­ дой не погонишь, да и не раз­ вернется он на приусадебном ДОМИК В САДУ Отцветают у крыльца позд- четкий чертеж. снабжен- ние астры, с каждым днем все ный размерами и точными рас- сильнее сквозит пустеющий сад. четами. Как видно* заказчик Кое-где еще светится на ябло- сведущий человек и легально нях янтарная антоновка* не все продумал. Теперь дело за срезаны тугие кочаны капусты, нашими мастерами, но огород уже темнеет веко- Так..бывает нередко вля­ панными грядками и все мень- делец садового участка сам ше требует хозяйской заботы, приносит эскиз будущего доми- А значит, в свободное время ка. Нам понятно стремление можно по-настоящему заняться людей украсить участок ори- домом- застеклить высокие ок- гинальной постройкой. Поэто- на, подправить рубанком све- му всегда идем навстречу же- жие, еще пахнущие смолой по- ланиям заказчика. За лето по­ ловицы, наклеить приготовлен- ставили три десятка дач, и сре- ные с лета цветастые обои. А Ди них не найдешь двух оди- вечером, сидя за чашкой чая наковых. Но заказчику совсем на просторной веранде, порас- и® обязательно приносить свои суждать о том, как еще укра- чертежи. Мы можем предло- сить садовый домик, чтобы был жить на выбор около двадцати он не временным пристанищем, типовых проектов садовых до- а хорошим местом семейного миков. Правда, их сметная сто- отдыха имость в пределах трех тысяч рублей. Естественно, не всех Филипп Маркович Фуров устраивает такая цена. Поэто- привык считать себя горожани- му к будущему сезону думаем ном. Много лет он отдал ке- разработать несколько проек- лег.кой армейской службе, сей- тов простых, недорогих садо- час преподает в Липецком ме- вых построек. Достаточно за- галлургическом техникуме. Но, казчику изменить какие-то До- как и у многих людей, живет тали, украсить домик по своему в нем необъяснимая тяга к вкусу, и он будет выглядеть земле, потребность в простой, нестандартно, но исполненной глубокого смы- Многие садоводы с удоволь- сла работе. В свободное время стзием ставят щитовые домики, любит он покопаться в саду, ^ сожалению, в продайте они поколдовать с черенками яб- бывают редко. Поэтому в уп- лонь. И потому, когда предста- равленин решено изготавливать вилась возможность получить гакие домики* а затем устанав участок, охотно вступил в ЛИвать их желающим, садоводческий к м п е р а т т Ме- Конетяо приобретение лли сто досталось хорошее у самой ' % связано , С° “ расходами. Сейчас член садо бора, где н о нее р Д - водческого кооператива может грибникам. По-хозяйски обос- цели кредит в повались здесь садоводы-люби- _______ , гг гели, с большой выдумкой и старанием оформляли свои Причем, начинать участки. А когда зацвели у ка- выплату нужи^ лиш'ь „ а размере 3 тысяч рублей. Пога­ шение кредита рассчитано на литок молодые вишни, первые всходы показались на ухожен­ ных грядках, настало время по­ год после того, как он получен Заказчик может поручить думать о домике, где можно мастерам «Облремстройбыта» укрыться от жары, спокойно не все работы,- а наиболее тр.у- отдохнуть. У семьи Фуровых До^мкие, требующие определен- особых хлопот со строительст- нов квалификации. Например вом не было. Домик поставили кирпичную кладку, устройство мастера управления «Облрем- всрха, столярные работы, стройбыт». В прошлом году Именно так поступает бо^ль- сделали фундамент. А весной шинство. садоводов. К сожале- Филипп Маркович пришел к ниюг порой исполнение заказа ним с новым заказом. Быстро затягивается. Беда в том, что поднялись стены, высокая, за- заказы поступают бессистемно тейлизая крыша. Теперь оста- яз различных кооперативов, лась отделка, которая под силу ^ т 0 ведет к распылению сил самим хозяевам. Да и садоводу накладно, если управление специально для не- В последнее время все боль- го одного вынуждено напрэв ше горожан вступает в садо- ЛЯть рабочих в Капитанщино, водческие товарищества. Пре- на Матырское водохранилище имущества коллективного садо- или другой участок. За год водства очевидны. Но не се- «Облреметройбыт» в состоянии крет, что до недавнего времени построит!! до 3 0 0 садовых до- многие испытывали большие миков. Целесообразно было бы трудности со строительством вести застройку комплексно дачных домиков. Непросто бы- сооружать в одном кооперати- ло раздобыть материалы, най- ве сразу несколько дач. Это ти хороших мастеров. Положе- позволит сократить транспорт ние изменилось, когда рабс^тни- ные расходы, ускорит строи ки «Облремстройбыта» взялись гельство, то есть будет выгод выполнять заказы садоводов, нее самим заказчикам-. Об этом пока еще новом виде услуг мы попросили рассказать Е. САВРОВА. заместителя начальника управ­ ления «Облремстройбыт» М. С, --------------------------- Марчукова. На снимке: в живописном — Передо мной небольшой месте, неподалеку от села Ка- карандашный набросок. Резная питанщино получили участки веранда, высокая двухскатная члены садоводческого коопера крыша. большие, открытые тива «Металлург-4». Многим солнцу окна... Сказочный тере- из них пришли на помощь ма­ мок, да и только. Но рисунок— стера «Облремстройбыта». Их непустая фантазия художника, руками построен и этот садо- Псреворачиваю листок и вижу вый домик. иных условиях потребовался бы трактор, грузовик, или лег­ ковой азтомобиль повышенной проходимости. А ведь дешевая тягловая сила — это не един­ ственное преимущество коне­ водства. Оно представляет из себя немаловажный резерв по­ полнения мясных ресурсов. Тот же совхоз «Маяк» ежегодно сдает десятки центнеров мяса, от чего имеет несколько тысяч потому и у нас лошади выпа­ дают из поля зрения. Каюсь, вот уже несколько лет не бы­ вал на конюшне... Разумеется, объяснение одно­ стороннее: стоит ли ждать при­ каза сверху, когда обстоятель­ ства и без того диктуют метод хозяйствования? И все-таки спрос, есть ли лошади в хозяй­ стве и как они используются, должен быть несомненно. ся верхом по окрестностям. Потом бросят их где-нибудь в другом хозяйстве или районе — ищи ветра в поле...» После этого невольно напра­ шивается вопрос: а может и впрямь в наш супертехниче­ ский век уже отпет сорокоуст живым коням, которых «заме­ нила стальная конница?» Замени гь-то заменила, да всегда ли с толком — вот воп­ рос. Десятки раз приходилось видеть, как мощный ДТ кру­ тится иа крохотном огородиш­ ке, выворачивая на горе хозяй­ ке огромные «чемоданы», ос­ тавляя там и сям недопахан- ные уголки и следы от гусениц. С такой пахотой хозяйке не легче, чем вскопать приусадеб­ ный участок лопатой. участке». О пользе лошадей свидетель­ ствуют и экономические дан­ ные. Вот как, в частности, об­ стоит дело в совхозе «Маяк», где пока сохранилось около се­ мидесяти лошадей. Содержание их, включая зарплату конюхов, обходится всего в двенадцать тысяч рублей (для сравнения скажем, что эта сумма пример­ но равна расходам на годич­ ную эксплуатацию двух трак­ торов). Использование рабочей лошади в течение дня обходи­ тся хозяйству всего... в один рубль сорок копеек, что в де­ сять -пятнадцать раз меньше стоимости машинной или трак­ торной смены. Причем, зача­ стую лошадь производит работу, для выполнения которой в рублей дохода. Хороший хозя­ ин и сегодня прикидывает, где выгоднее стального коня при­ менить, а где и лошадку зап­ рячь. А то ведь подвезти бидон молока от фермы к столовой — дай машину, заболел зуб у че­ ловека — по осенней распутице гонят К-700. Срабатывает привычка, на коня ,уже смотрят как на ана­ хронизм не только в хозяйстве, но и выше. Председатель кол­ хоза «Россия» В. Н. Шарандин так объяснил причину сокраще­ ния поголовья лошадей: — За коневодство никто с нас не спрашивает. О чем обыч­ но ведут речь на районных со­ вещаниях? О чем угодно, но только не о нем. Даже фор­ мального отчета не требуют. А Упорядочение отчетности, строгая плановая дисциплина, в свою очередь, благотворно скажутся на сохранности кон­ ского поголовья, поскольку каждый случай пропажи лоша­ дей — а они довольно нередки — будет представлять из себя чрезвычайное происшествие. А значит, и органы внутренних дел, суда, прокуратуры с боль­ шей ответственностью отнесу­ тся тогда к розыску и наказа­ нию тех, кто причинит ущерб хозяйству. Впрочем, только наказания­ ми многого не добьешься. Пре­ жде всего нужно изменить ус­ тановившееся в последнее вре­ мя отношение к лошади как х вспомогательной, или даже не­ нужной тягловой силе. Помимо всего прочего, лошадь — это ведь самый близкий к человеку представитель животного мира, природы родного края, с кото­ рым в нашем сознании связаны понятия о Родине, об истории страны. Так не разумнее ли не «воевать» с мальчишками, же­ лающими покататься на лоша­ дях, а широко открыть для них двери конюшен, создав для этого детские конно-спортив­ ные школы, возродив романти­ ческие поездки в ночное. Ведь вое эти хлопоты и затраты (весьма скромные, кстати) оку­ пились бы сторицей, так как воспитывали бы у молодежи привязанность к земле, жела­ ние украшать ее. Уже порядочно отъехав от конюшни, я оглянулся: на бе­ лом фоне каменной стены четко вырисовывалась фигура коню­ ха. Почему-то стало тревожно и грустно. Потом пришли спокойствие и удовлетворенность, как всегда бывает после встреч с хороши­ ми, непраздно живущими на земле людьми. Задумавшись, не сразу уви­ дел, как на дорогу перед маши­ ной поднялось из оврага стадо. Поторапливая коров, по­ зади крутились на невзрачных с виду, но бойких лошадках пастухи. Лошади исправно выполняли свою нелегкую работу-. А. КОЛ ЯДОВ, сов. корр. «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz