Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

В ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Р о ж д е н о с о р е в н о в а н и е м | Партийное бюро Рож- дественского карьера организовало действен* ное соревнование гор­ няков за досрочное вы­ полнение планов и со­ циалистических обяза­ тельств нынешнего года. Совместно с профсоюз­ ной организацией парт­ бюро ежедневно подводит итоги трудового соперни­ чества участков и бригад. Эти итоги, как правило, вы­ носятся на обсуждение ра­ бочих. Передовику торже­ ственно вручают переходя­ щий красный вымпел. О результатах работы каж­ дого сообщается в эстафе­ тах соревнования. Вопросы совершенствова­ ния соревнования, более полного и правильного со­ четания морального и ма­ териального стимулирова­ ния неоднократно об­ суждались на заседаниях партийного бюро и собра­ ниях. Практикует партбюро и заслушивание отчетов руководителей участков о создании соревнующимся необходимых условий тру­ да и быта. Высокий накал соревно­ вания способствовал тому, что задание девяти меся­ цев по добыче технологи­ ческого камня и строитель­ ного щебня коллектив ка­ рьера выполнил на три недели раньше срока и до конца квартала Выдал продукции сверх плана почти на 40 тысяч рублей. Достигнут трехпроцентный рост производительности труда по сравнению с пла­ новой, и каждым рабочим в среднем произведено продукции на 200 рублей больше задания. Н. МАТВЕЕВ. В н и м а н и е н а р о д н о м у к о н т р о л ю В тресте «Елецтяж- строй» совершенствует­ ся партийное руковод­ ство органами народно­ го контроля. Вопросы дальнейшего улучшения руководства группами и постами на­ родного контроля регуляр­ но обсуждаются в партий­ ной организации. Так, на очередном заседании парт­ кома треста Состоялся де­ ловой, взыскательный раз­ говор о деятельности го­ ловной группы дозорных. Коммунисты отметили, что группа целенаправленно ве­ дет борьбу за экономию и бережливость топливно- энергетических ресурсов, материалов, добивает­ ся укрепления трудо­ вой дисциплины, эффектив­ ного использования на стройках автотранспорта и механизмов, строго следит за качеством работ на пус­ ковых объектах. Арсенал средств и форм контроль­ ной работы пополнился ре­ гулярно проводимыми рей­ дами с участием активи­ стов, представителей об­ щественных организаций, смотром резервов эконо­ мии, объявленным в тресте по инициативе группы на­ родного контроля. Все це­ ховые группы дозорных выпускают сатирические листки. Дважды группа комтролеров отмечалась в числе лучших городских групп. Однако партком обратил внимание на то, что в от­ личие от головной группы контролеров дозорные уп­ равления не отличаются инициативностью и принци­ пиальностью <нв борьбе с недостатками. Поэтому коммунисты разработали мероприятия по повыше­ нию боевитости низо­ вых органов народного контроля: предусмотрено оказать им помощь в пла­ нировании работы, оформ­ лении средств гласности, улучшить обучение в шко­ ле народных контролеров. М. МИХАЙЛОВ. В о с п и т а н и е п о р у ч е н и е м Для повышения дис­ циплины и исполнитель­ ности партийная орга­ низация колхоза «Вос­ ход» Измалковского рай­ она использует постоян­ ные и временные по­ ручения членам и канди­ датам в члены КПСС. Здесь каждый коммунист имеет партийное поруче­ ние- и регулярно отчиты­ вается о его выполнении на собраниях. С кандида­ тами в члены партии про­ водятся индивидуальные собеседования. Коммунист Н. П. Самой­ лов, например, возглавляет партийную группу на убор­ ке сахарной свеклы. Уме­ лая деятельность группы, личный пример коммуни­ стов способствуют высоким темпам копки свеклы и доставки ее на приемные пункты. Многие члены пар­ тии добросовестно выпол­ няют обязанности агитато­ ра, политинформатора, на­ родного контролера. И. ПЕТРОВ. О БР ИГАДНОМ методе организации труда на Хмелинецком карьере Минпищепрома РСФСР на­ чали поговаривать еще зимой. И однажды рабо­ чие обратились за разъяснени­ ями к директору карьера Ни­ колаю Сергеевичу Воронову. Тот достал из стола несколько брошюр, предложил познако­ миться к ними, а от себя до­ бавил: —- Здесь изложена теория. Но вся работа предстоит там, —- он кивнул за окно, где вда­ ли высились припорошенные снегом терриконы щебня.— Внедрение новшества надо на­ чинать основательно подгото­ вившись... Начали с расчета экономи­ ческой выгоды. Будет она, эта выгода, не оплошаем ли?—за­ давались вопросом и рабочие, и специалисты. Кое-кто и не­ доумение высказывал: мол, зачем нам эти эксперименты, когда и так планы выполняем. Действительно, предприятие было на хорошем счету. Но не устраивало людей это благо­ получие. Потому что в кол­ лективе одинаково хорошо чувствовали себя и тот, кто напряженно трудился, и тот, кто любил прохлаждаться. А в конце квартала или года, ког­ да решался вопрос о премиях, действовали по принципу — всем сестрам по серьгам. Оби­ жать никого не/хотелось. Так что премии получали и те, ко­ му выдавать их не надо было бы. Отстающие, как выразил­ ся секретарь партбюро карье­ ра Г. В. Фетисов, не очснь-то переживали за свое отстава­ ние. И к этому, к сожалению, стали привыкать. Получалось, что люди ориентировались уже не на передовиков, а на «се­ редняков», у которых жизнь была более чем безмятежной. Вот это и не устраивало... И еще Одно обстоятельство заставило людей голосовать за бригадный метод — посто­ янный дефицит рабочих рук. А ведь при работе по-новому нехватка кадров, до разумных пределов, конечно, станови­ лась для рабочих выгодной. В этом скоро убедились работни­ ки карьера. Сейчас здесь три бригады. В каждой не хватает от трех до пяти человек. Рань­ ше фонд зарплаты распреде­ лялся по фактической числен­ ности коллектива. Эти три- пять вакансий и давали эконо­ мию фонда зарплаты, но рабо­ чие получали согласно разряду плюс премиальные. Теперь вся сумма заработка планируется на списочный состав бригады, то есть на то количество лю­ дей, которое должно быть. И этим фондом распоряжается бригада, разумеется, при усло­ вии стопроцентного выполне­ ния заданий. Как это осущест­ вляется практически? Для примера возьмем брига­ ду Р. С. Редичкиной. Вместо запланированных 16 здесь 12 человек. Но плановый объем работы они выполняют. Об­ разно говоря, четверо отсутст­ вующих за месяц «зарабатыва­ ют» 459 рублей. .Эти деньги и были распределены (кроме ос* ра приходилось расплачивать­ ся тридцатью, а то и сорока рублями. Эти деньги получали те рабочие, которые выполняли данное задание. В одном из протоколов засе­ дания совета бригады, где ру­ ководителем В. Е. Тюрин, чи­ таем: «За прогул снизить ко­ эффициент трудового участия транспортерщице Чернышевой на единицу». Поскольку еди­ ница — средний показатель Бригада —- главное звено ФАК ТОРЫ АК ТИ ВНОСТИ новной зарплаты и премиаль­ ных) на всех с учетом коэф­ фициента трудового участия. В соседней бригаде В. Е. Тюрина доплата в том же ме­ сяце составила 431 рубль, М. М. Чесноковой — 580. Но эти цифры абсолютные. В са­ мих бригадах люди получают по-разному, причем рабочий с более низким разрядом может заработать гораздо больше то­ го, у кого он выше. Что при­ нимается здесь во внимание? Учтены так называемые повы­ шающие и понижающие факто­ ры. К первым, например, отно­ сятся такие, как проявление инициативы по предотвраще­ нию возможных простоев, эф­ фективность использования ра­ бочего времени, активное уча­ стие во внедрении новой тех­ ники и прочее. Коэффициент трудового участия снижается за невыполнение производст­ венных заданий, конкретных распоряжений мастера, брига­ дира, нарушение трудовой дис­ циплины и общественного по­ рядка. Короче говоря, бригад­ ный метод помогает рабочему быть более инициатйвным, от­ даваться делу без остатка. Не все поначалу приняли новшества. Бывало, отдает бри­ гадир команду, а подчиненный ему: «Подумаешь, начальник нашелся». И не выполнял за­ дание. Бригадир, используя предоставленные ему полномо­ чия, делал в своем блокноте соответствующую запись. Ре­ зультат для нарушителя ока­ зывался плачевным: за отказ выполнить поручение бригади- коэффициента трудового уча­ стия (КТУ), нарушитель тру­ довой дисциплины был факти­ чески лишен доплаты: рабочая могла, но не получила 56 руб­ лей. Из этих инцидентов извлек­ ли урок все. Теперь уже рабо­ чие не затевают дискуссию — кому и когда убирать, напри­ мер, конвейер от просыпёй. И уже не бегает мастер к на- чальсГву: «Плац «горит», по­ могите людьми», а ищет ре­ зервы на месте, умнее органи­ зует дело. Вскоре обнаружилось, что бригадный метод — нож ост­ рый для любителей поволы- нить. И, наоборот, для людей работающих — лишний шанс выделиться (в хорошем, разу­ меется, толковании этого сло­ ва), принести в дом лишний рубль. Впрочем, «рубль» —< понятие достаточно условное. Члены бригады получают те­ перь, кроме зарплаты и преми­ альных, дополнительно 40—60 рублей. А те, кто не имеет этого, понимают: оби­ жаться не на кого, сами вино­ ваты. Ведь зарплату и преми­ альные, как и прежде, каждый получает полностью. А что касается доплаты по КТУ — то тут совету бригады виднее, кому она полагается. Кстати, в самом начале эксперимента на общем собрании директор карьера объявил: «С жалоба­ ми на оплату ко мне не хо­ дить, тут я вам не началь­ ник. Есть совет бригады, вы его сами выбрали, он все и решит. Ни рудничный комитет, ни администрация отменить его решение не могут». И не ходят. В одном только случае люди проявляют теперь недо­ вольство: когда нет фронта работ. А это заставляет быст­ рее поворачиваться специали­ стов, искать оптимальные ва­ рианты организации труда. Здесь, думается, к месту будет рассказать о метамор­ фозе, которая произошла со сменой И. И. Маркова. Имен­ но этот коллектив первым ощутил на себе силу бригад­ ного метода. Однажды кол­ лектив не получил премиаль­ ных: не было дисциплины, да и план еле-еле выполнили. Но раньше-то при тех же услови­ ях получали премии! Значит, виноват во всем мастер! Вскоре поняли, что хоть от мастера и многое зависит, да не все. Надо каждому на сво­ ем месте лучше работать. Раньше, случись что на дро­ бильно-сортировочной фабрике, механика или электрика иска­ ли часами, теперь найдут в считанные минуты. Трудно в карьере с транспортом, но те­ перь возле машины люди рас­ куривать папиросы не будут. И вот смена, где тон задает бригада М. М. Чесно­ ковой, вышла в лидеры социа­ листического соревнования. И никто уже не вспоминает ис­ торию с невыплаченной пре­ мией.., Может быть, и вздыхали тогда, зимой, экономисты: мол, фонд зарплаты теперь будет расходоваться без остатка. Но зато сегодня ясно всем: ме­ тод положительно действует на экономику предприятия. Только за три месяца работы по-новому производство вало­ вой продукции по сравнению с тем же периодом прошлого года возросло на 21,3 процен­ та, выработка на одного ра­ ботающего — на 28 процен­ тов. И это при том, что числен­ ность работающих в нынешнем году несколько снизилась. Таковы первые итоги. А что дальше? Недавно к директору карье­ ра пришел машинист экскава­ тора А. А. Петунии, а за ним и другие его товарищи — предложили создать бригаду. Завтра придут бульдозеристы. И директор им скажет: «Пра­ вильно решили. В бригаде все ',на' виду, значит быстрее успе­ х а ! добьетесь». А. КОСЯКИН, * заместитель редактора районной газеты «Донская правда». У С П Е Х ВАЛЬЦОВЩИКА Красочная «молния» извести­ ла коллектив второго листо­ прокатного цеха НЛМЗ о тру­ довом успехе вальцовщика ре­ версивного стана Евгения Ива­ новича Корякина. Тонну трансформаторной стали сверх задания прока­ тывает ежедневно на стане Е. И. Корякин. Работая с та­ ким опережением, он с начала года выпустил сверх плана 406 тони высококачественной про­ дукции. К празднику Октября Е. И. Корякин дал слово уве­ личить личный сверхплановый счет еще на 24 тонны. Партийный комитет, коллек­ тив цеха тепло поздравили передовика соревнования. М. МИХАЙЛОВ. ЛЕКТОР И АУДИТОРИЯ СЛАГАЕМЫЕ МАСТЕРСТВА Нередко замечал: в зале, где идет лекция, стоит вежливая тишина, прерываемая осторож. ным шелестом газет. Люди чуть ли не зевают... А в перерыве, где-нибудь в курилке, — спор до хрипоты. Лектору, несмотря на просьбы,.— ни одного во­ проса, а тут — десятки мнений и суждений. Думаешь: что же мешало людям высказаться там, в зале? Ведь объективно мы ощущаем дефицит живого общения, нам часто необходим умный, доказательный коммен­ тарий к тому, что ранее узна­ ли, о чем прочитали или услы­ шали. Лектор, казалось бы, и стремился к этому, а разговора не получилось. Почему? Если театр, как говорят, на­ чинается с вешалки, то лекция — с определения ее темы. Тема лекции — это реклама устнрго выступления, его визитная кар­ точка. И как умелый образец рекламы, так и тема лекции всегда должна быть точной и образной, интересной и содер­ жательной. Мне, как лектору, чаше при­ ходится выступать в детской и юношеской аудиториях, пе­ ред родителями. Заметил: если тема лекции не отвечает кон­ кретным, социальным или лич­ ным, профессиональным или возрастным запросам слушате/* лей, она не вызывает их инте­ реса. Так же, впрочем, как и «казенная», дежурная ее фор­ мулировка (типа «О дружбе и товариществе», «О воспита. нии») или стандартная, десят­ ки раз повторенная («Береги честь смолоду», - «В человеке должно быть все прекрасно»). На такие лекции чаше всего нс идут. И, по-моему, потому, что формулировка их тем неточна. Раскрывает ли, например, со­ держание лекций такое назва­ ние — «О воспитании»? По за ­ казам районных организаций общества «Знание» я выступал на эту тему десятки раз. И почти всегда — в полупустых залах. Сфера коммунистического воспитания охватывает огром­ ный круг вопросов, а следова­ тельно, и тем для выступлений Из них и нужно первичным организациям выбирать какую- то одну. Конкретную, четко сформулированную. Выбор этот зависит от состава аудитории. Нельзя, по-моему, как мы не­ редко делаем, ориентироваться в выборе темы на аудиторию вообще, без учета ее характера. Кого-то привлекает тема «Карманные деньги ваших де­ тей», других — «Ребе­ нок учится тому, что видит у себя дома»... Существует хорошо извест­ ный многим лекторам феномен: слушателям одинаково не инте­ ресны и абсолютно знакомая и совсем неизвестная темы. Но зато люди охотно идут-на лек­ цию по вопросу, в котором они в какой-то мере разбираются. Поэтому, думается, тема выступления должна иметь та­ кую формулировку, чтобы в ней «прочитывалась» новая оценка того, что уже известно слушателям. Новизна лекции — гарантия ее успеха. Остро сформулированная те­ ма, круг уточняющих ее вопро. сов, которые можно заранее довести до слушателей, гото­ вя^ таким образом, аудиторию к восприятию лекции. Но ее нужно, как показывает опыт, еще и организовать. Я, напри­ мер, при подготовке аудитории к выступлению стараюсь так­ тично пригласить людей на лек. цию, создать у них хорошее эмоциональное настроение. При этом важно учитывать некото­ рые особенности. Если люди попали в зал случайно, они, как правило, рассаживаются в зад­ них рядах. Иногда слушателей мало, а зал велик. Если тема лекции может вызвать дискус­ сию, следует расположить слу­ шателей так, чтобы они видели друг друга. Современная лек. ция требует наглядности, зна­ чит в зале должны быть доска, мел, средства светбзвукоТехни- ки, место для демонстрации плакатов, таблиц, диаграмм и т. д. Все это не мелочи, а Важ­ ные условия доходчивости ело. ва. Публичная речь всегда — творчество. Лектор в ней про­ являет не только свой круго­ зор, но и демонстрирует умение влиять на аудиторию посредст­ вом собственных убеждений, логики, выразительности слов и - нешаблонности формы свое, го выступления. Возьмем, к примеру, начало лекции. Это — как бы «одежка», по которой встречают. - Общение с челове­ ком, имеющим право убеждать, всегда надежда. Надежда на что-то новое, интересное, ори­ гинальное. И вдруг оратор на­ чинает свою речь с затертых, много раз слышанных слов и положений. Он боиТСя мыслить нешаблонно, боится отступить от якобы принятых норм и традиций публичной речи. Так появляется еще одна лекция, в которой что ни слово — то канцеляризм. Порою встре­ чаешь лекторов, которые свою речь начинают, на первый взгляд, с доверительных слов: «Знаю, что вы устали, но я долго вас не задержу»... Так, что называется, с ходу лектор унижает и себя, и свою лекцию. Он дает людям понять, что, мол, и рад бы не выступать, да обязали... Лучшие лекторы нашей обла­ сти, такие, как профессор Н. В. Литовченко, кандидаты наук В. П. Антонова, И. Д. Андреев и другие разработали много эффективных приемов для начала интересного раз­ говора с аудиторией. Это и приглашение к совместному творческому решению вопроса, и краткое сообщение о су­ ществе дела, и описание ярко­ го факта, относящегося к глав­ ной мысли лекции, и поучитель­ ный экскурс в историю, апел­ ляция к интересам слушателей, прием сопереживания и т. д, Нередко они начинают лекцию, знакомя аудиторию с отрыв­ ками из рассказа или статьи, с сообщения о каком-то случае. Суть интересного нача­ ла, кстати, состоит и в том. чтобы «отключить» старые связи слушателей, установить с ними контакт, подготовить почву для восприятия лекции. Не всегда мы. к сожалению, обращаем внимание и на дру­ гой «край» лекции—на ее за­ ключение. Тут уместно вспом­ нить вторую часть пословицы, которую я приводил, — «...провожают по уму». Досад­ но, когда лектор не выдержи­ вает регламента и под шум аудитории комкает мысли, не­ уклюже «закругляется». Заклю ­ чение выступления, как пока­ зывает опыт, должно быть яр­ ким, с итогами, выводами, от­ ветами на вопросы, важно, когда оно носит агитационный, призывной характер. Все плохие Лекторы, как за­ мечено, похожи друг на друга. У них, как правило, устарев­ шая информация, невырази­ тельная форма изложения, бо­ язнь аудитории, нет живой мысли. Зато каждый хороший лектор хорош по-своему. Слу­ шателям по Душе лекции, кото­ рые носят дискуссионный ха­ рактер, ставят и решают слож­ ные задачи. Импонируют лек­ ции, в которых ярко проявля­ ется уважение к аудитории. Это значит, что лектор учиты­ вает профессиональные и воз­ растные особенности людей, ис­ пользует хорошо проверенную информацию о жизни данного трудового коллектива, не пута­ ет фактов и фамилий, думает не о впечатлении, которое он производит, а о деле* которое ему поручено. В этом и про­ является истинное мастерство лектора. С. ШМАКОВ, председатель научно- методического совета теории и методики лекционной пропаганды областной организации общества «Знание». Тысячи тонн чугуна выплавляет каждую смену коллектив первого доменного цеха. Здесь трудится немало опытных металлургов, настоящих мастеров своего дела. Один* из них — ветеран доменного производства! газовщик пятой печи В. С. Ситников (на снимке). Три десятка лет работает он в первом цехе. Начинал с послевоенного пуска первой домны, а сейчас трудится на самой большой в цехе пятой печи Новолипецкого металлургичес кого завода. Заслуги Валентина Степановича отмечены высокой награ­ дой Родины — орденом Трудового Красного Знамени. Фото А. Шурова. А КАК ВЫ ВНЕДРЯЕТЕ ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ? НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕЗЕРВЫ Д ИРЕКТОР усманского совхоза «Никольский» И. И. Моренко взволно­ ванно докладывал райкому: — У нас — «ЧП»: сломался силосоуборочный комбайн КСК-100. Накошенной куку­ рузы мало, скот недокармли­ ваем... Очевидно, в райкоме партии обещали помочь, и директор, облегченно вздохнув, положил трубку. Настораживало то, что ни И. И. Моренко, ни его собеседник на другом конце провода, похоже, не смуща­ лись, что в ранг чрезвычайно­ го происшествия возведена по­ ломка одного-единственного комбайна. Правда, он мощнее всех имеющихся косилок, и все же... На откормочных площадках совхоза сосредоточено 3,6 ты ­ сячи бычков. Поставлены они сюда хозяйствами-пайщиками и по технологии должны кор­ миться вволю, чтобы быстро набрать сдаточный вес, а «Ни­ кольскому» и его партнерам принести прибыль. Собственно, это — главная и единственная забота никольцев. Ради этого в объединении «Скотопром» пять лет назад от колхоза «Маяк коммунизма» отрезали 1,3 тысячи гектаров пашни и создали откормсовхоз. Ныне это настоящая фабрика мяса с десятком надежных корпу­ сов, административным цент­ ром, откормочными площадка­ ми, на строительство которых затрачены большие средства. И вот оказывается, весь тех­ нологический процесс в этих надежных корпусах настолько зыбок и ненадежен, что такая мелочь, как выход из строя комбайна, дезорганизует всю работу комплекса. — А что поделаешь?— со­ крушается И. И. Моренко.— Машинный парк невелик, ре­ зервной техники нет. Тот же КСК-100, к примеру,, стал, а заменить его нечем. Вместо 140 тонн вынуждены скармли­ вать скоту 80 тонн «зеленки» в сутки. Вот так и идет: то од­ но сломается, то другое... В «Никольском», как, впро­ чем, и в других спецхозах «Скотопрома», знают об опы­ те совхоза «Екатериновский». Опыт этот успешно внедрен в откормсовхозах '«Липецкий» и «Куликовский», в совхозе «Сто- рожевский». Откорм поголовья здесь ведется ритмично, ис­ ключены сбои в привесах и сдаче скота на мясокомбина­ ты. И достигается это за счет разумного, зоотехнически обо­ снованного кормления. Для каждой группы скота — будь это молодняк или полутораго­ довалые бычки заключительно­ го откорма — имеются и по­ стоянно совершенствуются ра­ ционы, в соответствии с этим организована работа кормоце­ хов. Нет срывов и штурмов­ щины, потому что круглый год кормление не меняется. ■Жи­ вотноводы готовят кормосмеси и мешанки, куда, в зависимо­ сти от сезона, включаются со­ лома, концентраты, силос или «зеленка», обогащают их азо­ тистыми добавками и солями. Компоненты постоянны, поэто­ му запасают их загодя и пла­ номерно скармливают. Скот всегда сыт, и благодаря пре­ имуществам кормоприготовле- ния. удается экономить зернофураж. Технология екатериновцев обстоя­ тельно изучена этой вес­ ной на областном семинаре специалистов откормсовхозов, А семинар проходил не где-нн- будь, а в совхозе - «Николь­ ский». Почему же здесь и по­ ныне кормят скот «с колес»? — Такая практика склады­ валась годами,— говорят спе­ циалисты.— Нелегко ее поло­ мать. Это верно. Нелегко живот­ новодам отказаться от при­ вычного. Надо отдать долж­ ное И. И. Моренко: за послед­ ний год сделано немало. По­ строен и начал работать мощ­ ный кормоцех. Его оснастили четырьмя смесителями и бун­ кером-накопителем для зер­ нофуража, мельницей, связали системой транспортеров с со- ломоизмельчителем. Конструк­ ция такова, что можно одно­ временно дробить зерно, пода­ вать его вместе с соломой в запаривающие емкости, а в кормораздатчики выгружать готовую смесь. И выигрыш на­ лицо: затраты кормов на про­ изводство центнера привеса уменьшились с 12 до 9,6 цент­ нера кормовых единиц, в том числе зернофуража — с 3,8 до 2,9 центнера. Случись кор­ моцеху на день-два выйти из строя, как вдвое возрастает расход «зеленки», падают при­ весы. И это при условии, что кормосмеси составляют лишь пятую часть кормов. А ведь выход их можно, как минимум, удвоить: сейчас за смену го­ товят до 27 тонн, но, если цех укомплектовать операторами для двухсменной работы, мож­ но приготовлять 50 тонн. Но нередко специалистов подводит старый взгляд на проблему. Взять хотя бы за ­ грузку в кормоцех. Сейчас три человека вручную снимают тю­ ки с машин, носят их к транс­ портерам, загружают в соло­ морезку, хотя в двух шагах установлен предназначенный для этого агрегат ИРТ-165. За него заплатили около ше­ сти тысяч рублей, но второй год не удосужатся пустить. И дело-то за малым — надо ус­ тановить транспортерную лен­ ту. Усовершенствования тре­ бует и головной транспортер кормосмесей. Если его заме­ нить типовым ТСМ-2Б, то ис­ ключаются поломки, не нужно будет держать лишних слеса­ рей. Словом, найти четыре- пять человек в кормоцех, от работы которого по сути дела зависит экономика совхоза, можно. Беда в другом. Чтобы кормоцех работал круглосуточно, нужно сырье. Много сырья. А его даже при нынешних объемах не хвата­ ет . В объединении «Ското­ пром» ориентируют хозяйства делать упор на собственные корма. Й это правильно. Но на деле получается иначе. Го­ товясь к областному семина­ ру, в совхозе «Анненский» пу­ стили кормоцех, который до этого бездействовал. Не про­ шло после семинара и недели, как его вновь остановили: мол, нечего перерабатывать, и все тут! Теперь сырье есть, но че­ тыре из пяти КУТов опять не у дел: рабочие вручную разби­ вают тюки соломы, грузят: их в тележки и в таком виде да­ ют животным. А вызвано это тем, что в хозяйстве вообще не отработана четкая система кормления. С весны до глубо­ кой осени скот перебивается в основном на том, что дает по­ ле, и надобности в кормоцехе нет. Когда же начинают посту­ пать концентраты и солома, все идет по накатанной колее: отчасти — по инерции, а в большей степени — из-за не­ ритмичности поставок, кормов, львиная доля которых закупа­ ется на стороне. То же харак­ терно и для «Никольского». С начала года здесь заку­ пили? свыше 1,9 тысячи тонн кормовых единиц — почти 60 процентов К общему количест­ ву. Правда, 857 тонн прихо­ дится на жом, использование которого предусмотрено техно­ логией. Но совхозу удалось бы резко снизить закупки кон­ центратов, упорядочить от­ корм скота, используй он как следует собственные ресурсы. Несмотря на жестокую засу­ ху, совхоз взял со своей паш­ ни свыше 8800 центнеров кор­ мовых единиц. Заготовка кор­ мов продолжается, и, по рас­ четам экономистов, получат еще 3200 центнеров. В общей сложности это в два с лишним раза больше, чем год назад. А ведь кукурузы на силос по­ лучено только по 170 центне­ ров с гектара, 270-гектарный массив вико-овсяной смеси почти ничего не дал. Неэффек­ тивно используются и 234 оро­ шаемых гектара. Полив был организован плохо, и за пер­ вый укос собрали лишь по 10,6 центнера кормовых еди­ ниц с гектара, хотя можно было взять и по 30 центнеров. Резерв солидный. Но и это не все. Резко повысить отдачу земли можно, если упорядо­ чить сроки и организацию уборки урожая. Как поступа­ ют в «Екатериновском»? Тра­ вы, к примеру, косят при до­ стижении урожайности^ зеленой массы 150—200 центнеров с гектара. Выход массы', „высок, поэтому стравливается не бо­ лее 3—4 гектаров в дёнь. А никольцы, едва травы зазеле­ неют,—уже в поле. Выкашива­ ют до 20—25 гектаров, а от­ дачи мало. Если кормов в обрез, не по­ может никакая, даже самая совершенная технология. Ком­ плекс рассчитан на 4300 голов скота, а содержится всего 3600. Секретарь партийной организации совхоза — эконо­ мист по образованию — В. Ф. Борисов убеждает: — Больше в районе не набе­ решь. Плохо удовлетворяя потреб­ ность в собственных кормах, в совхозе главный крен делают на жом. А он хорош лишь на заключительной стадии от­ корма. Не мудрено, что вместо 17 месяцев часть бычков на­ бирает сдаточный вес лишь к двум годам. — Тем не менее план заго­ товок выполняется,— говорит И. И. Моренко.— Даже имеем кое-какую прибыль... Добавим: до поры, до вре­ мени. В нынешней обстановке мало делать упор на количе­ ственный фактор, на старинку. Нужен коренной, качественный перелом по всем позициям от­ расли. Тогда не будет ника­ ких «ЧП»... Ю. ДЮКАРЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени». Усманский район. ПО М АТЕРИ / 1 ЛАМ *ЛЕНИ некого 3 НАМ1 «ГДЕ ВЫ, ПОСЛЕДОВАТЕЛИ П А Ш И АНГЕЛИНОЙ?» Так называлось выступление трактористки совхоза «Улья­ новский» Задонского района Л. Куляевой, опубликованное в «Ленинском знамени» 31 июля 1981 года. В нем шла речь о проблемах, с которыми сталкиваются женщины, рабо­ тающие механизаторами. Как сообщил редакции пер­ вый секретарь райкома КПСС Н. Г. Наумов, материал об­ суждался на заседании бюро районного комитета партии с приглашением секретарей пар­ тийных организаций, руково­ дителей колхозов и совхозов, специалистов районного объ­ единения «Сельхозтехника» и управления сельского хозяйст­ ва. Руководителям хозяйств указано на необходимость бо­ лее внимательного отношения к женщинам-механизаторам, создания им всех условий для высокопроизводительного тру­ да, своевременного обеспече­ ния новой техникой и сельхоз- инвентарём. В частности, ме­ ханизаторам совхоза «Улья­ новский» Л. Куляевой и Н. Ле- ликовой при первом же по­ ступлении будут выделены но­ вые колесные тракторы. На заседании бюро райкома КПСС были подвергнуты рез­ кой критике руководители и специалисты районного объ­ единения «Сельхозтехника» за низкое качество ремонта сель­ скохозяйственной техники и узлов к ней. Секретарю пар­ тийного бюро объединения В. И. Артемову указано на ос­ лабление контроля за качест­ вом и темпами ремонта, обес­ печением колхозов и совхозов района запасными частями, правильностью их распределе­ ния между хозяйствами. Бюро райкома КПСС обяза­ ло первичные партийные орга­ низации принять> необходимые меры по устранению недостат­ ков, отмеченных в выступле­ нии газеты, рассмотреть воз­ можность создания в хозяйст­ вах женских механизирован­ ных звеньев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz