Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
1 С Е Г О Д Н Я Д Е Н Ь У Ч И Т Е Л Я 1 Н аш сегодняшний выпуск, который подготовили члены внештатного отдела школ «Ленинского зна мени», посвящен Дню учителя. Классный руково дитель и мастер-воспитатель профтехучилища, учительница начальных классов и директор технику ма — все они, о ком с теплотой рассказывают ав торы, достойные представители многомиллионной армии наставников подрастающего поколения. Их повседневный кропотливый и самоотверженный труд направлен на главное, как подчеркнуто в ре шениях XXVI съезда партии,—на коммунистическое воспитание, формирование нового человека. УРОКИ —- Вот как? Значит ты счи-. таешь, в этой профессии ничего интересного нет... А вот пред ставь; случилась аварийная ситуация: цех остался без электричества. Погасли освети тельные приборы, замерли стан ки. А ты знаешь, во что обхо дится одна минута простоя цеха? В подобной ситуации главное лицо — электрик. Электричество — нерв совре менного производства. Иван Григорьевич отметил про себя, что глаза его собе седника, рослого парня с сов сем еще детским лицом, заж г лись интересом. Беседа про должалась долго. «Подумай, Володя, не слишком ли ты ра но разочаровался в выборе, — советовал Иван Григорьевич, — ведь ты еще и не попробо вал себя в электромонтерском деле. А в этой профессии нуж ны умелые, ловкие руки...». Сколько было таких вот бе сед у мастера Лцпецкого учи лища № 13 И, Г. Севостьянова за многие годы его работы. И всегда он не стесняется расска зывать своим питомцам о се бе. Он и его товарищи, дети войны, много лет назад с боль шим желанием пришли в ре месленное училище, чтобы по лучить рабочую специальность, стремились как можно быст рее встать на ноги, помогать взрослым. Сегодня его повседневная работа порою далека от роман тики. В училище пока еще редко приходят школьники с хорошими отметками и образ цовым поведением. Немало ребят из неблагополучных се мей. Севостьянов знает -эти трудности й преодолевает их, как наставник, по-своему, ис ходя и из знания тонкостей- профессии, и из собственного жизненного опыта. Те, кто знаком с работой профтехучилищ, знает, как не легко добиться сохранения сто процентного контингента уча щихся. Севостьяно-в выпускает’ ровно столько специалистов, сколько принимает учеников. Половина его ребят получают повышенные разряды. Это у него в группе учился стипен диат Ленинского комсомола. Это его парни за успехи в со циалистическом соревновании награждались бесплатными ту ристическими путевками в Вол гоград, Ригу, Москву. Не такт давно И. Г. Сева стьянову было присвоено зва ние заслуженного мастера про фессионально-технического об разования Р(/ФСР. Он теперь старший мастер, руководит ра ботой семнадцати своих кол лег. Это назначение не слу чайно. В нем выразилось при знание не только его профес сиональных качеств, но и уме ние воспитателя. Сложно бы вает найти подход к мальчиш кам, не избалованным лаской, вниманием. Виктор К. приехал в учили ще из соседней области. Учил ся без охоты, плохо. А однаж ды исчез. Как потом выясни лось, самовольно уехал домой. Иван Григорьевич не стал от читывать парня при всех. По просил остаться после занятий, помочь в оборудовании мас терской. Когда все сделали, спросил у подростка: «Может расскажешь, что дома случи лось?» Пряча глаза, Витя при знался в своей беде: отец ча сто выпивает, устраивает скан далы, оскорбляет мать. Вот не выдержал, поехал узнать, как Дома обстоят' дела. Севостьянов ЫЛ вечером за письмо в партийный комитет колхоза, обратился с просьбой, чтобы прислали отца в учили ще. Тот приехал: И, оставив все дела, Севостгнянов сначала долго водил его^Шо училищу, показывал, чем Занимается его сын в мастерских, оборудован ных самими учащимися, и толь ко потом переищу к главному... Севостьянов и сам побывал в семье в один из выходных дней. И, видимо, нашел-таки ту вер ную ногу, что заставила отца изменить свое поведение и отношение к семье. Они переписывались и потом уже, когда Виктор закончил учебу. «Спасибо тебе, Иван Григорьевич, если бы не оста новил ты меня тогда, Не знаю, куда бы я скатился, что стало бы с сыном»,.. Его руки не знают покоя. Знакомясь с оборудованием кабинетов училища, обращаешь внимание на пульты управле ния. Учителю, не отходя от своего стола, стоит нажать на кнопку, и в его распоряжении оказывается любой прибор—от кинопроектора дв магнитофо на,—приготовленных для рабо ты. Это экономит дорогие мину ты урока. Полуавтоматическую систему разработал и выпол нил со своими учениками Иван Григорьевич. 1 Гораздо удобнее стало про водить занятия в электромон тажной мастерской с дейст вующей моделью электромосто- вого крана, тоже сделанной руками мастера. Теперь он вместе с мальчишками мастерит дельтаплан. Свыше ста электромонтеров высокой квалификации подго товил Севостьянов только для базового предприятия. — Теперь вожу своих прак тикантов, — Иван Григорьевич улыбается, — к своим выпуск никам. Например, к Анатолию Загорскому в автоматный цех. Он электромонтер пятого раз ряда. В электросиловом •— к Саше Лихоперскому, Юре По пову, Юре Соловьеву, на инст рументальном заводе — к Сер гею Выставкину. Все работают неплохо. ...Суббота. Ученики и препо даватели разошлись. Тихо в училище. «Так и знал, Гри горьевич, что ты здесь, — за глянул в кабинет сторож. — А я уж закрывать хотел». «Иду»,— машинально ответил Севостья нов, еще раз просматривая ма териалы к очередному «дню мастера». Он н раньше часто проводил по средам эти прак тические семинары, а теперь — за каждый ответственен. Тема следующего: «Организация за нятий с кадровыми рабочими- наставниками на базовом пред приятии»... Есть над чем поду мать. Учащийся ремесленного учи лища, рабочий, мастер-педагог, заслуженный мастер профтех образования РСФСР — вот ступени роста коммуниста И. Г. Севостьянова. Наверное, будут и новые в его судьбе. А, значит, будут и новые ученики. В. КАЛУЖИНА. З А С Л УЖ Е Н НЫ Й А В Т О Р И Т Е Т Большим авторитетом у кол лег пользуется учительница Казинекой средней школы Гря- зинского района Александра Фоминична Землянухина. И не только потому, что ее уро ки химии проходят всегда на высоком теоретическом и мето дическом уровне. Александра Фоминична, чуткий, отзывчи вый человек, не первый год возглавляет местный комитет школы. А последние пять лет А. Ф. Землянухина успешно руководит районным методическим объединением учителей химии. Рядом с ней, считают в школе, работать лег ко и интересно. м ы с Г О Д АМ И ВСЕ БО Л ЬШ Е Ц ЕН И М . Мы с годами Все больше ценим Их суровую Щедрость к нам , Он «зубрил» не терпел, Он оценок Им высоких Не ставил в журне.'; Был суровым, И даже слишком, Глаз уставит в тебя, Как в мишень... Только, помнится, Нам, мальчишкам, Та суровость Была по душе. Дверь — рывком, И почти с порога: — Значит, кажется, В прошлый раз... И дымилась, Пылила дорога — В плен с Безуховым Брел весь класс. Брел и падал Платон Каратаев, И французы Взводили курки. И Безухов, Забавно картавя, У Наташи Просил руки... И вставали Вопросы остро О любви, О коварстве зла, И стучалось в сердца Беспокойство За свои и чужие дела. И полней становилась Радость Столь привычного: Отчий дом. И осмысленно Строгое «надо» Вырастало В суровое «долг!»... Мы с годами Все больше цеж- То, что отдано Было нам... Он «зубрил» не терпел,' Он оценок Им высоких Не ставил в журнал. К. ВЫБОРОВ. В ОШЛА худенькая девоч ка. Остановилась у сто ла. Долго искала глаза ми точку опоры. Нашла — ок но. И застыла. Послышались сдержанные голоса: — Что же ты? Рассказы вай педсовету... В ответ — молчание. — Слушаем. Почему про пустила столько занятий? Или дома мешают? При слове «дома» девочка хотела кивнуть, но разду мала. Только глаза сузились, стали слезами наполняться. — Конечно, дома, — заявил кто-то авторитетно... — Я, ка жется, знаю эту семью, не все там благополучно. Наверное, надо привлечь обществен ность... — «Кажется», «наверное», — заговорил негромко и тороп ливо, скрывая раздражение, ди ректор техникума, который вел педсовет. — Иди, — сказал он де вочке и продолжал: — Зачем вызывать ее на педсовет, если вы ничего о ней не знаете? Страху нагнать? Так нельзя,—- посмотрел он. осуждающе в, сторону классного руководите ля. — В семье у нее давно на до побывать. Побеседовать с родителями, соседями. Во всем разобраться. Бояться нас не должны... И правда, Виктора Степано вича Мещерякова, директора Липецкого машиностроитель ного техникума, ребята не боят' ся. Даже на экзаменах, он с такой надеждой смотрит в ли цо «утопающего», что у того исчезает неуверенность, и вам собою находится ответ. Особенно он заботится о «трудных». Ведь приходят все они в техникум уже не подро стками, а со сложившимися характерами. У многих — пас порта. Такие парни, которым до «подвига» — один шаг, есть и з других группах. Так что же, ждать, когда они «дозреют» до проступка? И на одном из пед советов директор предлагает —- за всеми «трудными» закрепить коммунистов, лучших препода вателей техникума в качестве наставников. Они регулярно отчитываются на партийном бюро за своих подопечных. И сам Виктор Степанович при всякой возможности нахо дит время откровенно побесе довать с каждым подростком. Он хорошо знает и понимает этих ребят. Ведь и он рос сиротой, воспитывался в дет ском доме, где немало было вот таких же ребят, с трудными характерами и судьбами. Преподаватели 3. П. Богаты рева и М. Я. Луговских начи нают пристально смотреть вниз и смущенно покашливать. И всем хочется быть похожими на них. Или директор начинает ста вить задачи на завтра, не забы вая сделать подробный ретро спективный анализ. Техникум, Руководить педагогическим коллективом — дело посильное только опытному воспитателю. Нередко еще встречаются кол лективы, раздираемые изнутри мелочными противоречиями, где бывает вопросы воспита ния подменяются ссорами, из- за лишних часов или объема общественных нагрузок и т. д. Такого в коллективе препо давателей техникума не знают. Директор предоставляет почти все спорные или острые вопро сы решать самим педагогам. Распределением часов занима ются предметные ' комиссии. Их предложения учитываются потом на заседании месткома. Такое решение деликатного и щепетильного вопроса — зара ботной платы — устраивает всех. Предметные комиссии за нимаются и оформлением, обо рудованием кабинетов, подго товкой выстзвок технического творчества, разработкой экза менационных билетов. На совещаниях, заседаниях директор чутко прислушивается ко всем нюансам выступле ний. И если где-нибудь возникает опасность взрыва, он, как опытный минер, начинает осторожно действовать. Он ни когда не делает принародного разноса, а тактично прибегает к сравнениям: — Я вам советую,- сходите на урок- к Зинаиде Петровне: лирика, праздник для души... А Михаилу Яковлевичу не страш на никакая' министерская про верка. Блестяще ведет уроки... ' который в 1971 году возглавил Виктор Степанович Мещеряков, находился в нескольких двух этажных зданиях, тесных, не уютных. Производственные ма стерские были далеко от учеб ных корпусов. Общежития не было. Шесть лет назад в пятнад цатом микрорайоне появилось новое здание, потом — ма стерские, общежитие. Но сей час и этого недостаточно. Зна чит нужно расширяться. Техникум готовит специали стов для промышленных пред приятий области, страны. Сле довательно, все лаборатории необходимо «начинить» совре менным оборудованием, на учить пользоваться им учащих, ся. ''Все эти задачи необходимо решать, ведь техникум являет ся базовым для всех средних учебных заведений области, в течение учебного года препо даватели часто встречают у себя - многочисленных гостей, которые приезжают и на зо нальные, республиканские и даже всесоюзные совещания. В такой обстановке автори тет педагогического коллекти ва .— одна из главных забот руководителя техникума. Под час ему приходится воспиты вать воспитателей. Вот, на пример, начались летние отпуска, а надо подобрать хо рошего руководителя стройот ряда, и лучше — преподавате- ля-мужчину. Директор вызывает одного, второго, третьего. В ответ — вздохи, отговорки, медицинские справки, даже ссылки на тру довое законодательство. З а ставлять? Нет. Директор уме ет убедить собеседника, зажечь предстоящим делом. И пре подаватели едут. За послед ние пять лет трижды выезжал Аркадий Васильевич Огородни ков, дважды—Иван Дмитриевич' Сорокин, Анатолий Иванович Клименко. Стройотряды техни кума «Ритм», «Машинострои тель» уже несколько лет . в соревновании комсомольско- молодежных коллективов обла сти занимают почетные призо вые места. Как-то в техникуме побывал представитель районного на родного контроля, все удив лялся: — За последние годы у вас ни одной письменной жалобы - не было? — Ни одной, — отвечает ди ректор. Да, коллектив учебного за ведения работает слаженно, целеустремленно. Особое вни мание он обращает на повы шение качества знаний уча щихся. Ни директор, ни его заместители Не нажимают на педагогов в стремлении повы сить процент успеваемости. По ка не вырос преподаватель, как мастер, рассуждают они, — надо ждать, присмотреться к организации его труда, если надо, помочь. Зато любой ус пех не остается незамеченным. Опыт изучается, обобщается и доводится до сведения всех на различных собраниях, сове щаниях. И успеваемость, и ка чество знаний растут, пусть незаметно по сравнению с прошлым годом, но зримо — через несколько лет. Так, если пять лет назад на «4» и «5» учились 40,4 процента учащих ся, то в прошлом учебном го ду — более половины. За заслуги в подготовке квя- лифицированных специ алистов для народного хозяйства Вик тору Степановичу Мещерякову присвоено почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР, а по итогам десятой пятилетки он награжден орде ном «Знак Почёта». А. МЕЛИХОВ. В липецком детском санато рии «Восход», который не так давно отметил свое тридцати летие, педагогика и медицина неразрывно связаны. Для дево чек и мальчиков, приезжающих сюда с Дальнего Востока или из северного Норильска, из Грузии или соседней Тамбов ской области созданы все ус ловия для лечения, и для того, чтобы ребята не отстали в учебе от своих сверстников. Учебным заведением передо вого опыта в республике явля ется и школа санатория. При ятно пройтись по ее кабинетам. Они прекрасно оснащены но вейшим оборудованием. В кабинете математики установ лены электровычислительные машины. Все это—заслуга как главного врача заслуженного врача РСФСР, кандидата ме дицинских наук В. К. Барба- шиной, так и заведующей педа гогической частью, заслужен ного учителя школы РСФСР А. А. Овсянниковой. Отлично трудятся в школе географ Т. Г. Малахова, учитель русского языка Р. И. Вострикова, вос питатель Н. Ф. Ненахова, ма тематик Т. Д. Суханова и дру гие. На снимке: учительница На талья Николаевна Батурина вместе с ребятами - старше классниками в оранжерее са натория. Фото * текст Ю. Клюева. В СЕЛ ЬСК И Х Ш К О Л А Х Когда рядом наставники Три года назад, закончив Елецкий педагогический .инсти тут, приехала по распределе нию в Архангельскую восьми летнюю школу Елецкого района молодая учительница-словесник Надежда Николаевна Селива нова. Робкими были ее первые самостоятельные шаги, но не от того, что слабо владела пред метом, а просто уверенности не хватало, опыта. Шефство над «новенькой» взял сам директор школы, тоже преподаватель русского языка и литературы, Сергей Николаевич Коновалов. Вместе подбирали дидактиче ский материал, планировали уроки, глубоко обсуждали уда чи и просчеты. Не замедлили сказаться ре зультаты доброго наставничест ва. Сейчас у Надежды Нико лаевны все ученики успевают, она умело применяет многие передовые приемы активизации, урока. Популярен в школе и кружок любителей родного языка, который она организо вала. К молодому учителю по степенно приходят профессио нальная зрелость и мастерство. Боевой вожак коммунистов Много наград у преподавате ля иностранного языка Болыие- Боевской средней школы Дол горуковского района Надежды Петровны Чемесовой. — грамо ты Министерства просвещения РСФСР, областного отдела на родного образования... А не так давно ей было присвоено по четнее звание заслуженного учителя школы РСФСР. Но внешне ничто в облике этой скромной женщины с тихим го лосом не напоминает об этих заслугах. Только, пожалуй, больше у нее, чем у других, отмечаешь деловитости/особой сосредоточенности. А на уро ках она преображается, увле кая любимым предметом I своих учеников,, и нередко при сутствующих тут же коллег Так же увлеченно ведет она большую работу с ребятами в школьном клубе интернацио нальной дружбы. Третий год Надежда Петров на возглавляет партийную ор ганизацию школы, которая районе является одной из луч ших. С т р о к и и з п и с е м ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ ...Нахожусь сейчас на службе в Советской Армии, и только здесь убедился, что нельзя быть сегодня настоящим сол датом, не имея среднего обра зования: настолько интенсивно развивается техника, настоль ко огромен поток разнообраз ной информации, необходи мой каждому воину. Четвертого октября советские учителя отмечают свой празд ник. От всей души хочется поздравить с праздником учительницу средней шко лы № 45 Любовь Константи новну Лаврову, которая впер вые «повела» меня и моих то варищей по страницам «Буква ря». Завуч этой же школы, ветеран Великой Отечественной войны, коммунист Тамара По- таповна Суровикина учила ме ня мастерству комсомольского организатора, раскрывала ту заботу, которую проявляет Коммунистическая партия о благе советских людей. Тамара Потаповна часто рассказывала о тяготах и ли шениях, которые пережил наш народ в годы Великой Отече ственной войны, о том, как беспредельно рады были люди победе. Все это она сравнивала с тем временем, в котором живем мы сейчас. Пренебрежение и гнев вызыва ли у нее люди, пасующие перед трудностями. Она заставляла нас думать, срав нивать, самостоятельно искать ответы на многие волновавшие пас вопросы. В день праздника хочется поздравить и тех, кто дал мне специальность. Это — препода ватели Липецкого машино строительного техникума Гали на Васильевна Комарова, Ва лентина Захаровна Шлягина, Ольга Ивановна Кузкжова, Василий Васильевич Печенкин, Михаил Яковлевич Луговских. Уже не один год они добросо вестно выполняют задачу, по ставленную партией, — гото- вят для народного хозяйства высококвалифицированных спе циалистов среднего звена. В. КОЧЕТЫГОВ, военнослужащий. СПАСИБО ВАМ ЗА НАШИХ ДЕТЕЙ! ..Месяц н^зад, когда про звенел первый звонок, на ших детей, теперь уже третьеклассников,' повела к дверям школы их новая учительница Светлана Ан дреевна Беляева. Прежняя Раиса Алексеевна Барзий — стала завучем. Проведя торжественную линейку, она погрузилась в новые хлопоты. А нам припомни лось, как два года назад в такой же солнечный осен ний день мы привели наших детей первый раз в школу и, волнуясь, оставили их на попечение Раисы Алек сеевны. 4 Два года она вела этот класс, и теперь можно ска зать1, что проделана ею большая работа, далеко вы ходящая за рамки школьной программы. Ребята научи лись не только читать, пи сать и считать, но и дружить, получили первые трудовые навыки, первые понятия о прекрасном. В зимнем дне они видят сказку, об осени говорят, что наступила лю бимая пора Пушкина... В них пробудилось чув ство прекрасного, они ощу тили и прелесть окружаю щей их природы, и завора живающую музыку поэти ческих стро^, и мудрость народной сказки. Эти пер вые шаги наших мальчишек и девчонок в мир добра и красоты помогла им еде лать Раиса Алексеевна, это плоды ее терпения, ду шевной теплоты, педагоги ческого мастерства. Как достигла этого Раиса Алексеевна? Это она пред ложила оформить в классе «уголок эстетики». С увле чением ребята вели альбом о городах-героях, готовили праздник «Золотая осень». Говоря о Вас, Раиса Алексеевна, мы часто упот ребляем слова «наша учи тельница». И всегда с бла годарностью — не только за помощь детям, но и нам, родителям. Родительские собрания всегда были со держательны и интересны Каждое непременно начина лось с сообщения о новом в воспитании, о чем Вы не давно услышали или прочи тали. Если хотите, Вы были дирижером в нашем боль шом и поначалу нескладном оркестре. Вы помогли нам лучше понять души ребят, приоткрыли нам «секреты» педагогики, искусства быть настоящим воспитателем. Эти уроки для нас очень важны и дороги. Мы уверены: все, что Вы дали нашим детям, долго будет помниться, оставит глубокий след в их жизни. С. ГУДКОВ, А. МОСЯКИНА, В. СМЕЛОВА, Ю. ЧЕРНЫШОВ, родители 3 «А» класса школы № 31 г. Липецка. Ш Е С Т Ь НЕЗА БЫВАЕМЫХ Л ЕТ 11 ’ЛОЭ" , ' 'И. . 1 Почти десять лет прошло с больно, потому что мы видели, тех пор. И .у меня уже За пде- как., больно и горько ей. чами техническое училище, пе- Кропотливо, с удивительной дагогический институт, не- настойчивостью^она добивалась сколько лет работы, тоже учи- нашего сплочения, атмосферы телем, но к тому светлому в дружеской, не на показ. Вм<?е- своей школьной поре я нет- те с Ниной Илларионовной мы нет, да и возвращаюсь па- ставим спектакль по сказке мятью... Бажова «Синюшкин колодец», ...Мы заканчивали четвертый мужскую роль поручаем Де- класс, но уже знали — в пя- вочке. С упоением сами шьем том нашу Александру Иванов- костюмы, готовим декорации, ну, к которой мы так привык- и все, в тайне от ребят. А на ли, заменит новая учительница, представление приглашаем все говорят «англичанка». В шко- соседние классы. И получается, ле она недавно, приехала от- что мальчишки оказываются куда-то из Сибири. Классный тоже у нас. в гостях. Им, ко- руководитель... Эти слова нечно, неловко, что девочки притягивали. Казалось, что справились, да еще так хоро- вместе с ним перед нами от- шо, без них, хотя они напуска- крывается небывало интересный ют на себя безразличный вид. мир старшеклассников. И, хо- с этого в а наши маль_ тя мы ничуть не хотели обидеть чдаи. постепенно меняются. Все своей забывчивостью Алек- чаще онн называют нас н€ по санДРУ Ивановну но все псх> фамйЛИ а по именам< д на ледние дни учебы особенно школьных вечерах ЯВЛЯК)‘ со. заглядывать в* учительскую а бой обРазец галантности и пре- потом шепотом обсуждали на ’ переменах, гадая, какой 0на бу- клаРсе/ Нина Илларионовна дет, наша новая наставница направляла тактично, искусно, строгой или доброй? . / ’ *И вот, Наконец, видно по- Мало читаем, нет своего няв наше нетерпение, Алек- к Р)Га чтения и Нина Ил- сандра Ивановна сама привела л аРионовна приходит с длин- к нам в класс гостью. Невысо- нюш-им_ списком лучших произ- кая, с короткой стрижкой, веДении мировой литературы, круглым подвижным лицом, на ■знакомит с ним, учитывая на- котором выделялись широкие ше большое самолюбие и уп- черные брови и веселые зеле- Рямство: «Если вы за десять ные глаза. Александра Иванов- лет прочитаете все, можете счи- На отошла к столу, а новая тать> что духовно сформиро- учительнипа встала у доски, вались> как люди». И мы одо- совсем по-детски развела рука- лвваем список. Каждую книгу ми: ничего, мол, ребята, не обсуждаем вместе, ищем в ней поделаешь, теперь у вас буду то’ что Д°лжно нас «сделать я, и широко улыбнулась: людьми». — Будем знакомиться. Меня , “ Ужно знакомиться с про зовут Нина Ил-ла-ри-о-нов-на л еп*лоМИ’ ^ и МЫ ндем на Петрушенко. Как ззали Куту- М3 наблюдаем плавку чу- зова? Правильно! Так вот и у г>на- Приходим в восторг, ви- меня отчество такое же. дя> как верстается свежий но- „ » мер газеты в типографии. Она кЛ т„0Тп„х™ 1™УТКИ ' хотым нас активными. 5 Д ° потеплело. Закладывается п а р к— и мы в Шесть незабываемых лат она часле первы1 сажРем дсрсз,1Я была с нами. Любили ли мы Строится д спорта ее? Думаю, что тогда вряд ли « з ^ дныВ, __ на сРуб. задумывались над х а р а к т е р о м .^ Убираем'картофель в ™ Т „ СТВа " ° п Г . “ 0РОГ ^ ; - рядом Нина Илла- шили, что нам повезло. Она ’ д. рионовна. соединяла в себе и строгого Встречаясь со СВ01ШЙ 0 учителя и друга, которому класснИикаМи сейчас, вижу что можно было доверять сокро- все по ЖИЗШ1 и’ * ™ венное, и наставника из тех, Большинство закончили вузы, “ Г идеи> С0В€Т0В- пРед- техникумы; В основном УВсё ложении. „ нашли свое счастье в семье, Поначалу мы доставляли ей уважаем забохливы к детям немало хлопот. Однажды, и в эт я счнтаю ■ есть * помню, растревоженные разго- Га нашей классной’ «мамы>. Ув ворами о «потрясающем» разговорах с ней в спорах 0 фильме, всем классом ушли в жизни> иЛК)бви> счастье/ рож_ кино, сорвав урок пения., Нина дался тот любимого Илларионовна пришла к нам человека который искали ио на следующий день такой, что том в жизни к мы, уже глядя на нее, устыди лись содеянного. Нет, она не Четверть века отдала школе кричала на нас, не выплескива- Нина Илларионовна Петрушен- Ла ярость. Маленькая, со сцеп- ко. В этом году она уходит на ленными руками, с затаившими пенсию. Что ж, жизнь идет сво- обиду глазами, она стояла по- им чередом. Но, я думаю, что среди класса и только тихо все, кто принимал ее опеку эти повторяла: «Что же это вы, а? долгие и счастливые школьные Да! У-би-ли!» И эта затянув- годы, благодарны своей клас- шаяся пауза, эта мертвая ти- спой «маме» и никогда не за- шина были для нас мучитель- будут ее. нее всяких слов. Она отозва- ж лась в нас стыдом и болью, ко- О. КОРШЕМЮК, торые мы, наверное, не ощути- учительница, ли бы так остро даже после выпускница 10 «б» самого сердитого «разноса» или Липецкой средней строгой нотации. Нам было школы № 40.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz