Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

1 С Е Г О Д Н Я Д Е Н Ь У Ч И Т Е Л Я 1 Н аш сегодняшний выпуск, который подготовили члены внештатного отдела школ «Ленинского зна­ мени», посвящен Дню учителя. Классный руково­ дитель и мастер-воспитатель профтехучилища, учительница начальных классов и директор технику­ ма — все они, о ком с теплотой рассказывают ав­ торы, достойные представители многомиллионной армии наставников подрастающего поколения. Их повседневный кропотливый и самоотверженный труд направлен на главное, как подчеркнуто в ре­ шениях XXVI съезда партии,—на коммунистическое воспитание, формирование нового человека. УРОКИ —- Вот как? Значит ты счи-. таешь, в этой профессии ничего интересного нет... А вот пред­ ставь; случилась аварийная ситуация: цех остался без электричества. Погасли освети­ тельные приборы, замерли стан­ ки. А ты знаешь, во что обхо­ дится одна минута простоя цеха? В подобной ситуации главное лицо — электрик. Электричество — нерв совре­ менного производства. Иван Григорьевич отметил про себя, что глаза его собе­ седника, рослого парня с сов­ сем еще детским лицом, заж г­ лись интересом. Беседа про­ должалась долго. «Подумай, Володя, не слишком ли ты ра­ но разочаровался в выборе, — советовал Иван Григорьевич, — ведь ты еще и не попробо­ вал себя в электромонтерском деле. А в этой профессии нуж­ ны умелые, ловкие руки...». Сколько было таких вот бе­ сед у мастера Лцпецкого учи­ лища № 13 И, Г. Севостьянова за многие годы его работы. И всегда он не стесняется расска­ зывать своим питомцам о се­ бе. Он и его товарищи, дети войны, много лет назад с боль­ шим желанием пришли в ре­ месленное училище, чтобы по­ лучить рабочую специальность, стремились как можно быст­ рее встать на ноги, помогать взрослым. Сегодня его повседневная работа порою далека от роман­ тики. В училище пока еще редко приходят школьники с хорошими отметками и образ­ цовым поведением. Немало ребят из неблагополучных се­ мей. Севостьянов знает -эти трудности й преодолевает их, как наставник, по-своему, ис­ ходя и из знания тонкостей- профессии, и из собственного жизненного опыта. Те, кто знаком с работой профтехучилищ, знает, как не­ легко добиться сохранения сто­ процентного контингента уча­ щихся. Севостьяно-в выпускает’ ровно столько специалистов, сколько принимает учеников. Половина его ребят получают повышенные разряды. Это у него в группе учился стипен­ диат Ленинского комсомола. Это его парни за успехи в со­ циалистическом соревновании награждались бесплатными ту­ ристическими путевками в Вол­ гоград, Ригу, Москву. Не такт давно И. Г. Сева­ стьянову было присвоено зва­ ние заслуженного мастера про­ фессионально-технического об­ разования Р(/ФСР. Он теперь старший мастер, руководит ра­ ботой семнадцати своих кол­ лег. Это назначение не слу­ чайно. В нем выразилось при­ знание не только его профес­ сиональных качеств, но и уме­ ние воспитателя. Сложно бы­ вает найти подход к мальчиш­ кам, не избалованным лаской, вниманием. Виктор К. приехал в учили­ ще из соседней области. Учил­ ся без охоты, плохо. А однаж­ ды исчез. Как потом выясни­ лось, самовольно уехал домой. Иван Григорьевич не стал от­ читывать парня при всех. По­ просил остаться после занятий, помочь в оборудовании мас­ терской. Когда все сделали, спросил у подростка: «Может расскажешь, что дома случи­ лось?» Пряча глаза, Витя при­ знался в своей беде: отец ча­ сто выпивает, устраивает скан­ далы, оскорбляет мать. Вот не выдержал, поехал узнать, как Дома обстоят' дела. Севостьянов ЫЛ вечером за письмо в партийный комитет колхоза, обратился с просьбой, чтобы прислали отца в учили­ ще. Тот приехал: И, оставив все дела, Севостгнянов сначала долго водил его^Шо училищу, показывал, чем Занимается его сын в мастерских, оборудован­ ных самими учащимися, и толь­ ко потом переищу к главному... Севостьянов и сам побывал в семье в один из выходных дней. И, видимо, нашел-таки ту вер­ ную ногу, что заставила отца изменить свое поведение и отношение к семье. Они переписывались и потом уже, когда Виктор закончил учебу. «Спасибо тебе, Иван Григорьевич, если бы не оста­ новил ты меня тогда, Не знаю, куда бы я скатился, что стало бы с сыном»,.. Его руки не знают покоя. Знакомясь с оборудованием кабинетов училища, обращаешь внимание на пульты управле­ ния. Учителю, не отходя от своего стола, стоит нажать на кнопку, и в его распоряжении оказывается любой прибор—от кинопроектора дв магнитофо­ на,—приготовленных для рабо­ ты. Это экономит дорогие мину­ ты урока. Полуавтоматическую систему разработал и выпол­ нил со своими учениками Иван Григорьевич. 1 Гораздо удобнее стало про­ водить занятия в электромон­ тажной мастерской с дейст­ вующей моделью электромосто- вого крана, тоже сделанной руками мастера. Теперь он вместе с мальчишками мастерит дельтаплан. Свыше ста электромонтеров высокой квалификации подго­ товил Севостьянов только для базового предприятия. — Теперь вожу своих прак­ тикантов, — Иван Григорьевич улыбается, — к своим выпуск­ никам. Например, к Анатолию Загорскому в автоматный цех. Он электромонтер пятого раз­ ряда. В электросиловом •— к Саше Лихоперскому, Юре По­ пову, Юре Соловьеву, на инст­ рументальном заводе — к Сер­ гею Выставкину. Все работают неплохо. ...Суббота. Ученики и препо­ даватели разошлись. Тихо в училище. «Так и знал, Гри­ горьевич, что ты здесь, — за ­ глянул в кабинет сторож. — А я уж закрывать хотел». «Иду»,— машинально ответил Севостья­ нов, еще раз просматривая ма­ териалы к очередному «дню мастера». Он н раньше часто проводил по средам эти прак­ тические семинары, а теперь — за каждый ответственен. Тема следующего: «Организация за­ нятий с кадровыми рабочими- наставниками на базовом пред­ приятии»... Есть над чем поду­ мать. Учащийся ремесленного учи­ лища, рабочий, мастер-педагог, заслуженный мастер профтех­ образования РСФСР — вот ступени роста коммуниста И. Г. Севостьянова. Наверное, будут и новые в его судьбе. А, значит, будут и новые ученики. В. КАЛУЖИНА. З А С Л УЖ Е Н НЫ Й А В Т О Р И Т Е Т Большим авторитетом у кол­ лег пользуется учительница Казинекой средней школы Гря- зинского района Александра Фоминична Землянухина. И не только потому, что ее уро­ ки химии проходят всегда на высоком теоретическом и мето­ дическом уровне. Александра Фоминична, чуткий, отзывчи­ вый человек, не первый год возглавляет местный комитет школы. А последние пять лет А. Ф. Землянухина успешно руководит районным методическим объединением учителей химии. Рядом с ней, считают в школе, работать лег­ ко и интересно. м ы с Г О Д АМ И ВСЕ БО Л ЬШ Е Ц ЕН И М . Мы с годами Все больше ценим Их суровую Щедрость к нам , Он «зубрил» не терпел, Он оценок Им высоких Не ставил в журне.'; Был суровым, И даже слишком, Глаз уставит в тебя, Как в мишень... Только, помнится, Нам, мальчишкам, Та суровость Была по душе. Дверь — рывком, И почти с порога: — Значит, кажется, В прошлый раз... И дымилась, Пылила дорога — В плен с Безуховым Брел весь класс. Брел и падал Платон Каратаев, И французы Взводили курки. И Безухов, Забавно картавя, У Наташи Просил руки... И вставали Вопросы остро О любви, О коварстве зла, И стучалось в сердца Беспокойство За свои и чужие дела. И полней становилась Радость Столь привычного: Отчий дом. И осмысленно Строгое «надо» Вырастало В суровое «долг!»... Мы с годами Все больше цеж- То, что отдано Было нам... Он «зубрил» не терпел,' Он оценок Им высоких Не ставил в журнал. К. ВЫБОРОВ. В ОШЛА худенькая девоч­ ка. Остановилась у сто­ ла. Долго искала глаза­ ми точку опоры. Нашла — ок­ но. И застыла. Послышались сдержанные голоса: — Что же ты? Рассказы­ вай педсовету... В ответ — молчание. — Слушаем. Почему про­ пустила столько занятий? Или дома мешают? При слове «дома» девочка хотела кивнуть, но разду­ мала. Только глаза сузились, стали слезами наполняться. — Конечно, дома, — заявил кто-то авторитетно... — Я, ка­ жется, знаю эту семью, не все там благополучно. Наверное, надо привлечь обществен­ ность... — «Кажется», «наверное», — заговорил негромко и тороп­ ливо, скрывая раздражение, ди­ ректор техникума, который вел педсовет. — Иди, — сказал он де­ вочке и продолжал: — Зачем вызывать ее на педсовет, если вы ничего о ней не знаете? Страху нагнать? Так нельзя,—- посмотрел он. осуждающе в, сторону классного руководите­ ля. — В семье у нее давно на­ до побывать. Побеседовать с родителями, соседями. Во всем разобраться. Бояться нас не должны... И правда, Виктора Степано­ вича Мещерякова, директора Липецкого машиностроитель­ ного техникума, ребята не боят' ся. Даже на экзаменах, он с такой надеждой смотрит в ли­ цо «утопающего», что у того исчезает неуверенность, и вам собою находится ответ. Особенно он заботится о «трудных». Ведь приходят все они в техникум уже не подро­ стками, а со сложившимися характерами. У многих — пас­ порта. Такие парни, которым до «подвига» — один шаг, есть и з других группах. Так что же, ждать, когда они «дозреют» до проступка? И на одном из пед­ советов директор предлагает —- за всеми «трудными» закрепить коммунистов, лучших препода­ вателей техникума в качестве наставников. Они регулярно отчитываются на партийном бюро за своих подопечных. И сам Виктор Степанович при всякой возможности нахо­ дит время откровенно побесе­ довать с каждым подростком. Он хорошо знает и понимает этих ребят. Ведь и он рос сиротой, воспитывался в дет­ ском доме, где немало было вот таких же ребят, с трудными характерами и судьбами. Преподаватели 3. П. Богаты­ рева и М. Я. Луговских начи­ нают пристально смотреть вниз и смущенно покашливать. И всем хочется быть похожими на них. Или директор начинает ста­ вить задачи на завтра, не забы­ вая сделать подробный ретро­ спективный анализ. Техникум, Руководить педагогическим коллективом — дело посильное только опытному воспитателю. Нередко еще встречаются кол­ лективы, раздираемые изнутри мелочными противоречиями, где бывает вопросы воспита­ ния подменяются ссорами, из- за лишних часов или объема общественных нагрузок и т. д. Такого в коллективе препо­ давателей техникума не знают. Директор предоставляет почти все спорные или острые вопро­ сы решать самим педагогам. Распределением часов занима­ ются предметные ' комиссии. Их предложения учитываются потом на заседании месткома. Такое решение деликатного и щепетильного вопроса — зара­ ботной платы — устраивает всех. Предметные комиссии за­ нимаются и оформлением, обо­ рудованием кабинетов, подго­ товкой выстзвок технического творчества, разработкой экза­ менационных билетов. На совещаниях, заседаниях директор чутко прислушивается ко всем нюансам выступле­ ний. И если где-нибудь возникает опасность взрыва, он, как опытный минер, начинает осторожно действовать. Он ни­ когда не делает принародного разноса, а тактично прибегает к сравнениям: — Я вам советую,- сходите на урок- к Зинаиде Петровне: лирика, праздник для души... А Михаилу Яковлевичу не страш­ на никакая' министерская про­ верка. Блестяще ведет уроки... ' который в 1971 году возглавил Виктор Степанович Мещеряков, находился в нескольких двух­ этажных зданиях, тесных, не­ уютных. Производственные ма­ стерские были далеко от учеб­ ных корпусов. Общежития не было. Шесть лет назад в пятнад­ цатом микрорайоне появилось новое здание, потом — ма­ стерские, общежитие. Но сей­ час и этого недостаточно. Зна­ чит нужно расширяться. Техникум готовит специали­ стов для промышленных пред­ приятий области, страны. Сле­ довательно, все лаборатории необходимо «начинить» совре­ менным оборудованием, на­ учить пользоваться им учащих, ся. ''Все эти задачи необходимо решать, ведь техникум являет­ ся базовым для всех средних учебных заведений области, в течение учебного года препо­ даватели часто встречают у себя - многочисленных гостей, которые приезжают и на зо­ нальные, республиканские и даже всесоюзные совещания. В такой обстановке автори­ тет педагогического коллекти­ ва .— одна из главных забот руководителя техникума. Под­ час ему приходится воспиты­ вать воспитателей. Вот, на­ пример, начались летние отпуска, а надо подобрать хо­ рошего руководителя стройот­ ряда, и лучше — преподавате- ля-мужчину. Директор вызывает одного, второго, третьего. В ответ — вздохи, отговорки, медицинские справки, даже ссылки на тру­ довое законодательство. З а ­ ставлять? Нет. Директор уме­ ет убедить собеседника, зажечь предстоящим делом. И пре­ подаватели едут. За послед­ ние пять лет трижды выезжал Аркадий Васильевич Огородни­ ков, дважды—Иван Дмитриевич' Сорокин, Анатолий Иванович Клименко. Стройотряды техни­ кума «Ритм», «Машинострои­ тель» уже несколько лет . в соревновании комсомольско- молодежных коллективов обла­ сти занимают почетные призо­ вые места. Как-то в техникуме побывал представитель районного на­ родного контроля, все удив­ лялся: — За последние годы у вас ни одной письменной жалобы - не было? — Ни одной, — отвечает ди­ ректор. Да, коллектив учебного за­ ведения работает слаженно, целеустремленно. Особое вни­ мание он обращает на повы­ шение качества знаний уча­ щихся. Ни директор, ни его заместители Не нажимают на педагогов в стремлении повы­ сить процент успеваемости. По­ ка не вырос преподаватель, как мастер, рассуждают они, — надо ждать, присмотреться к организации его труда, если надо, помочь. Зато любой ус­ пех не остается незамеченным. Опыт изучается, обобщается и доводится до сведения всех на различных собраниях, сове­ щаниях. И успеваемость, и ка­ чество знаний растут, пусть незаметно по сравнению с прошлым годом, но зримо — через несколько лет. Так, если пять лет назад на «4» и «5» учились 40,4 процента учащих­ ся, то в прошлом учебном го­ ду — более половины. За заслуги в подготовке квя- лифицированных специ алистов для народного хозяйства Вик­ тору Степановичу Мещерякову присвоено почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР, а по итогам десятой пятилетки он награжден орде­ ном «Знак Почёта». А. МЕЛИХОВ. В липецком детском санато­ рии «Восход», который не так давно отметил свое тридцати­ летие, педагогика и медицина неразрывно связаны. Для дево­ чек и мальчиков, приезжающих сюда с Дальнего Востока или из северного Норильска, из Грузии или соседней Тамбов­ ской области созданы все ус­ ловия для лечения, и для того, чтобы ребята не отстали в учебе от своих сверстников. Учебным заведением передо­ вого опыта в республике явля­ ется и школа санатория. При­ ятно пройтись по ее кабинетам. Они прекрасно оснащены но­ вейшим оборудованием. В кабинете математики установ­ лены электровычислительные машины. Все это—заслуга как главного врача заслуженного врача РСФСР, кандидата ме­ дицинских наук В. К. Барба- шиной, так и заведующей педа­ гогической частью, заслужен­ ного учителя школы РСФСР А. А. Овсянниковой. Отлично трудятся в школе географ Т. Г. Малахова, учитель русского языка Р. И. Вострикова, вос­ питатель Н. Ф. Ненахова, ма­ тематик Т. Д. Суханова и дру­ гие. На снимке: учительница На­ талья Николаевна Батурина вместе с ребятами - старше­ классниками в оранжерее са­ натория. Фото * текст Ю. Клюева. В СЕЛ ЬСК И Х Ш К О Л А Х Когда рядом наставники Три года назад, закончив Елецкий педагогический .инсти­ тут, приехала по распределе­ нию в Архангельскую восьми­ летнюю школу Елецкого района молодая учительница-словесник Надежда Николаевна Селива­ нова. Робкими были ее первые самостоятельные шаги, но не от того, что слабо владела пред­ метом, а просто уверенности не хватало, опыта. Шефство над «новенькой» взял сам директор школы, тоже преподаватель русского языка и литературы, Сергей Николаевич Коновалов. Вместе подбирали дидактиче­ ский материал, планировали уроки, глубоко обсуждали уда­ чи и просчеты. Не замедлили сказаться ре­ зультаты доброго наставничест­ ва. Сейчас у Надежды Нико­ лаевны все ученики успевают, она умело применяет многие передовые приемы активизации, урока. Популярен в школе и кружок любителей родного языка, который она организо­ вала. К молодому учителю по­ степенно приходят профессио­ нальная зрелость и мастерство. Боевой вожак коммунистов Много наград у преподавате­ ля иностранного языка Болыие- Боевской средней школы Дол­ горуковского района Надежды Петровны Чемесовой. — грамо­ ты Министерства просвещения РСФСР, областного отдела на­ родного образования... А не так давно ей было присвоено по­ четнее звание заслуженного учителя школы РСФСР. Но внешне ничто в облике этой скромной женщины с тихим го лосом не напоминает об этих заслугах. Только, пожалуй, больше у нее, чем у других, отмечаешь деловитости/особой сосредоточенности. А на уро­ ках она преображается, увле кая любимым предметом I своих учеников,, и нередко при­ сутствующих тут же коллег Так же увлеченно ведет она большую работу с ребятами в школьном клубе интернацио­ нальной дружбы. Третий год Надежда Петров­ на возглавляет партийную ор­ ганизацию школы, которая районе является одной из луч­ ших. С т р о к и и з п и с е м ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ ...Нахожусь сейчас на службе в Советской Армии, и только здесь убедился, что нельзя быть сегодня настоящим сол­ датом, не имея среднего обра­ зования: настолько интенсивно развивается техника, настоль­ ко огромен поток разнообраз­ ной информации, необходи­ мой каждому воину. Четвертого октября советские учителя отмечают свой празд­ ник. От всей души хочется поздравить с праздником учительницу средней шко­ лы № 45 Любовь Константи­ новну Лаврову, которая впер­ вые «повела» меня и моих то­ варищей по страницам «Буква­ ря». Завуч этой же школы, ветеран Великой Отечественной войны, коммунист Тамара По- таповна Суровикина учила ме­ ня мастерству комсомольского организатора, раскрывала ту заботу, которую проявляет Коммунистическая партия о благе советских людей. Тамара Потаповна часто рассказывала о тяготах и ли­ шениях, которые пережил наш народ в годы Великой Отече­ ственной войны, о том, как беспредельно рады были люди победе. Все это она сравнивала с тем временем, в котором живем мы сейчас. Пренебрежение и гнев вызыва­ ли у нее люди, пасующие перед трудностями. Она заставляла нас думать, срав­ нивать, самостоятельно искать ответы на многие волновавшие пас вопросы. В день праздника хочется поздравить и тех, кто дал мне специальность. Это — препода­ ватели Липецкого машино­ строительного техникума Гали­ на Васильевна Комарова, Ва­ лентина Захаровна Шлягина, Ольга Ивановна Кузкжова, Василий Васильевич Печенкин, Михаил Яковлевич Луговских. Уже не один год они добросо­ вестно выполняют задачу, по­ ставленную партией, — гото- вят для народного хозяйства высококвалифицированных спе­ циалистов среднего звена. В. КОЧЕТЫГОВ, военнослужащий. СПАСИБО ВАМ ЗА НАШИХ ДЕТЕЙ! ..Месяц н^зад, когда про­ звенел первый звонок, на­ ших детей, теперь уже третьеклассников,' повела к дверям школы их новая учительница Светлана Ан­ дреевна Беляева. Прежняя Раиса Алексеевна Барзий — стала завучем. Проведя торжественную линейку, она погрузилась в новые хлопоты. А нам припомни­ лось, как два года назад в такой же солнечный осен­ ний день мы привели наших детей первый раз в школу и, волнуясь, оставили их на попечение Раисы Алек­ сеевны. 4 Два года она вела этот класс, и теперь можно ска­ зать1, что проделана ею большая работа, далеко вы­ ходящая за рамки школьной программы. Ребята научи­ лись не только читать, пи­ сать и считать, но и дружить, получили первые трудовые навыки, первые понятия о прекрасном. В зимнем дне они видят сказку, об осени говорят, что наступила лю­ бимая пора Пушкина... В них пробудилось чув­ ство прекрасного, они ощу­ тили и прелесть окружаю­ щей их природы, и завора­ живающую музыку поэти­ ческих стро^, и мудрость народной сказки. Эти пер­ вые шаги наших мальчишек и девчонок в мир добра и красоты помогла им еде лать Раиса Алексеевна, это плоды ее терпения, ду­ шевной теплоты, педагоги­ ческого мастерства. Как достигла этого Раиса Алексеевна? Это она пред­ ложила оформить в классе «уголок эстетики». С увле­ чением ребята вели альбом о городах-героях, готовили праздник «Золотая осень». Говоря о Вас, Раиса Алексеевна, мы часто упот ребляем слова «наша учи­ тельница». И всегда с бла­ годарностью — не только за помощь детям, но и нам, родителям. Родительские собрания всегда были со­ держательны и интересны Каждое непременно начина­ лось с сообщения о новом в воспитании, о чем Вы не­ давно услышали или прочи­ тали. Если хотите, Вы были дирижером в нашем боль­ шом и поначалу нескладном оркестре. Вы помогли нам лучше понять души ребят, приоткрыли нам «секреты» педагогики, искусства быть настоящим воспитателем. Эти уроки для нас очень важны и дороги. Мы уверены: все, что Вы дали нашим детям, долго будет помниться, оставит глубокий след в их жизни. С. ГУДКОВ, А. МОСЯКИНА, В. СМЕЛОВА, Ю. ЧЕРНЫШОВ, родители 3 «А» класса школы № 31 г. Липецка. Ш Е С Т Ь НЕЗА БЫВАЕМЫХ Л ЕТ 11 ’ЛОЭ" , ' 'И. . 1 Почти десять лет прошло с больно, потому что мы видели, тех пор. И .у меня уже За пде- как., больно и горько ей. чами техническое училище, пе- Кропотливо, с удивительной дагогический институт, не- настойчивостью^она добивалась сколько лет работы, тоже учи- нашего сплочения, атмосферы телем, но к тому светлому в дружеской, не на показ. Вм<?е- своей школьной поре я нет- те с Ниной Илларионовной мы нет, да и возвращаюсь па- ставим спектакль по сказке мятью... Бажова «Синюшкин колодец», ...Мы заканчивали четвертый мужскую роль поручаем Де- класс, но уже знали — в пя- вочке. С упоением сами шьем том нашу Александру Иванов- костюмы, готовим декорации, ну, к которой мы так привык- и все, в тайне от ребят. А на ли, заменит новая учительница, представление приглашаем все говорят «англичанка». В шко- соседние классы. И получается, ле она недавно, приехала от- что мальчишки оказываются куда-то из Сибири. Классный тоже у нас. в гостях. Им, ко- руководитель... Эти слова нечно, неловко, что девочки притягивали. Казалось, что справились, да еще так хоро- вместе с ним перед нами от- шо, без них, хотя они напуска- крывается небывало интересный ют на себя безразличный вид. мир старшеклассников. И, хо- с этого в а наши маль_ тя мы ничуть не хотели обидеть чдаи. постепенно меняются. Все своей забывчивостью Алек- чаще онн называют нас н€ по санДРУ Ивановну но все псх> фамйЛИ а по именам< д на ледние дни учебы особенно школьных вечерах ЯВЛЯК)‘ со. заглядывать в* учительскую а бой обРазец галантности и пре- потом шепотом обсуждали на ’ переменах, гадая, какой 0на бу- клаРсе/ Нина Илларионовна дет, наша новая наставница направляла тактично, искусно, строгой или доброй? . / ’ *И вот, Наконец, видно по- Мало читаем, нет своего няв наше нетерпение, Алек- к Р)Га чтения и Нина Ил- сандра Ивановна сама привела л аРионовна приходит с длин- к нам в класс гостью. Невысо- нюш-им_ списком лучших произ- кая, с короткой стрижкой, веДении мировой литературы, круглым подвижным лицом, на ■знакомит с ним, учитывая на- котором выделялись широкие ше большое самолюбие и уп- черные брови и веселые зеле- Рямство: «Если вы за десять ные глаза. Александра Иванов- лет прочитаете все, можете счи- На отошла к столу, а новая тать> что духовно сформиро- учительнипа встала у доски, вались> как люди». И мы одо- совсем по-детски развела рука- лвваем список. Каждую книгу ми: ничего, мол, ребята, не обсуждаем вместе, ищем в ней поделаешь, теперь у вас буду то’ что Д°лжно нас «сделать я, и широко улыбнулась: людьми». — Будем знакомиться. Меня , “ Ужно знакомиться с про­ зовут Нина Ил-ла-ри-о-нов-на л еп*лоМИ’ ^ и МЫ ндем на Петрушенко. Как ззали Куту- М3 наблюдаем плавку чу- зова? Правильно! Так вот и у г>на- Приходим в восторг, ви- меня отчество такое же. дя> как верстается свежий но- „ » мер газеты в типографии. Она кЛ т„0Тп„х™ 1™УТКИ ' хотым нас активными. 5 Д ° потеплело. Закладывается п а р к— и мы в Шесть незабываемых лат она часле первы1 сажРем дсрсз,1Я была с нами. Любили ли мы Строится д спорта ее? Думаю, что тогда вряд ли « з ^ дныВ, __ на сРуб. задумывались над х а р а к т е р о м .^ Убираем'картофель в ™ Т „ СТВа " ° п Г . “ 0РОГ ^ ; - рядом Нина Илла- шили, что нам повезло. Она ’ д. рионовна. соединяла в себе и строгого Встречаясь со СВ01ШЙ 0 учителя и друга, которому класснИикаМи сейчас, вижу что можно было доверять сокро- все по ЖИЗШ1 и’ * ™ венное, и наставника из тех, Большинство закончили вузы, “ Г идеи> С0В€Т0В- пРед- техникумы; В основном УВсё ложении. „ нашли свое счастье в семье, Поначалу мы доставляли ей уважаем забохливы к детям немало хлопот. Однажды, и в эт я счнтаю ■ есть * помню, растревоженные разго- Га нашей классной’ «мамы>. Ув ворами о «потрясающем» разговорах с ней в спорах 0 фильме, всем классом ушли в жизни> иЛК)бви> счастье/ рож_ кино, сорвав урок пения., Нина дался тот любимого Илларионовна пришла к нам человека который искали ио­ на следующий день такой, что том в жизни к мы, уже глядя на нее, устыди­ лись содеянного. Нет, она не Четверть века отдала школе кричала на нас, не выплескива- Нина Илларионовна Петрушен- Ла ярость. Маленькая, со сцеп- ко. В этом году она уходит на ленными руками, с затаившими пенсию. Что ж, жизнь идет сво- обиду глазами, она стояла по- им чередом. Но, я думаю, что среди класса и только тихо все, кто принимал ее опеку эти повторяла: «Что же это вы, а? долгие и счастливые школьные Да! У-би-ли!» И эта затянув- годы, благодарны своей клас- шаяся пауза, эта мертвая ти- спой «маме» и никогда не за- шина были для нас мучитель- будут ее. нее всяких слов. Она отозва- ж лась в нас стыдом и болью, ко- О. КОРШЕМЮК, торые мы, наверное, не ощути- учительница, ли бы так остро даже после выпускница 10 «б» самого сердитого «разноса» или Липецкой средней строгой нотации. Нам было школы № 40.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz