Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
20 с е н т я б р я 1981 г., № 219 (.16 116) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я кш<шаий Сегодня — День работника леса Л Е С еще дремал за се рым пологом тумана, не слышно было веселой переклички грибников, когда Алексей Федорович Ланин двинулся в свой привычный обход. Тропинка разбухла от обильных дождей, на лесных полянах стояли лужи. Но Алексей Федорович знал, что и сегодня на дальних делянках будут работать его товарищи, вести осенние посадки. А ког да землю прихватит морозцем м закружит первая поземка, посадки закончатся, и новая сотня гектаров молодой порос ли будет рбозначена на карте Ленинского лесхоза. Лес будет расти, набирать силу, нр пройдут десятилетия, прежде кем пушистые сажен цы превратятся в могучие ели. А пока нужно оберегать их от вредителей, от огня и недоб рых рук, вырубаль часть де ревьев, мешающих другим раз виваться. И все это — заботы работников лесного хозяйства. Их ежедневный, кропотливый труд помогает сохранить здо ровье старинному бору, воз родить былые перелески и дубравы. Ежегодно работники лесхозов сажают деревья на сотнях гектаров. Кроме того, поднимаются полезащитные приовражные лесополосы на землях колхозов и совхозов. Нива лесная все теснее сосед ствует с нивой хлебной, помо гает ей стать щедрее на уро жай. Е. ЛЕОНИДОВА. На снимке: хорошее настрое ние сегодня у лесничего Ле нинского лесхоза А. Ф. Ланина. Его большое хозяйство в пол ном порядке. Фото В. Ельшаева. ХО ЗЯИН ЯНТАРНОГО КЛА ДА Ранним утром в сосновном бо ру стояла удивительная тиши на, лишь только где-то в глу бине лесной чащобы раздава лось ритмичное пощелкивание... Нет, это был не дятел. Это вздымщик—сборщик живицы В. Е. Кочетов специальным ин струментом делал насечки на стволах в виде стрел, заострен ных вниз. Деревья, заживляя раны, выделяют смолистый сок •— живицу. Утренние часы особенето до роги Василию Егоровичу: имен но утром п-ахучая смола стекает наиболее интенсивно. Янтарные капли соснового сока медлен но стекают в специальные под вешенные к стволам воронки, наполняя лесной воздух ядре ным запахом смолы. Кварталы леса, где мы встре тились с В. Е. Кочетовым, рас положены на территории Доб- ровского химлесоучастка. Васи лий Егорович с удовольствием показал нам сосны-рекордсмен ки, которые за сезон дают до четырех килограммов живицы. С давних пор Василий Его рович собирает данные об ис пользовании живицы в народ ном хозяйстве. По его подсче там, она находит применение в семидесяти отраслях современ ной промышленности: сосновая живица — ценное сырье для органического синтеза, продук ты ее переработки необходимы при изготовлении синтетическо го каучука, бумаги, картона, камфары, лаков, красок и т. д. Василий Егорович с увлече нием говорит о лесе, о своей профессии, о том, что вздым щик — специальность тонкая, требующая умения и любви к «зеленому другу». Свое годо вое задание он выполнил 15 июля, на три месяца раньше окончания сезона. Соревнуясь за достойную встречу Дня ра ботника леса, В. Е. Кочетов добыл 10 тонн живицы при плане б тонн. За успехи, достигнутые в де сятой пятилетке, В. Е. Кочетов награжден орденом Трудовой Славы III степенй. Н. ЧЕРНЫШОВ. «люди ИЗ ЛЕГЕНД» Давно ждал я выхода на экран этого фильма: ведь дилогия «От Буга до Вислы» является продолжением кинотрилогии «Дума о Ков паке», и мне, как бывшему партизану, близки и понят ны события, отраженные в фильме. Сам я всю войну провел в партизанском от ряде, в Черниговско-Волын- ском соединении дважды Героя Советского Союза Федорова, где и познако мился с С. А. Ковпаком и П. П. Вершигорой. А юный народный мститель Вася Коробко, о котором пишет ГК П. Вершигора, был моим воспитанником, которого я учил премудростям под рывного дела еще в пер вый трудный год войны. Петра Вершигору я встре чал и после войны, знал, что он готовит киносцена рий «Люди с чистой со вестью». Это была его меч та — поставить фильм о ковпаковцах. И вот долгожданная премьера. Действия легендарных ковпаковцев захватили зри телей. Зал затихал в траги ческих моментах фильма и дружным смехом взрывался в моменты комических пе рипетий героев фильма Большая заслуга в этом и сценаристов И. Болгарина и В. Смирнова и режиссера- постановщика Т. Левчука. Великолепно играют свои роли артисты Л. Сердюк, А. Денисов, И. Гаврелюк, 3. Капианидзе и другие. Роль Вершигоры — бес спорная удача Михаила Во- лонтира. Я не хочу переска зывать содержание фильма. Скажу одно, описываемые в дилогии события соответст вуют действительным делам ковпаковской дивизии. О них рассказывается убеди тельно, без прикрас. Хороший патриотический фильм. Жаль только, что он демонстрируется в един ственном кинотеатре «За ря», да еще в малом зале. Ведь все сеансы идут с ан шлагом. А. САДИЛ ЕНКО. ВЕЧЕР ПОЭЗИИ В Чаплыгинской районной библиотеке часто проходят литературные вечера, посвященные творчеству писателей-земляков. Недавно в читальном зале собрались те, кто лю бит поэзию. Вечер был посвящен знакомству читателей с творчеством местных авторов. Его открыл член Союза журналистов СССР В. Я. Кузнецов. Он представил слушателям членов литературного клуба «Росинка», соз данного при районной газете. В этот вечер читали свои стихи молодые ли тераторы: учитель Анатолий Ситников, сту дентка Светлана Агапова, журналист Алексей Кузнецов, детский врач Галина Григоренко и другие. г ■ ' - : ~ ........... Я. ТАНИНА. СЛАВЯ ГЕРОИКУ БОРЬБЫ И ТРУДА В Липецке открыта вы ставка работ советских ху дожников из фондов Мини стерства культуры СССР. Она не имеет конкретного назва ния. Вместе с тем экспониру ющиеся произведения объеди нены единым стремлением по казать, насколько это возмож но, сегодняшний день совет ского трудового народа. Ста вилась и другая цель, нераз рывно связанная с первой, показать нынешнюю художе ственную жизнь страны: ду ховные искания советских ху дожников, проблемы, которые они ставят перед собой, пути и формы их решения. В первом зале липчане уви дят произведения, посвящен ные героическому прошлому советского народа:, полотна грузинского ” художника Цхон- дия «Накануне», ленинград ского живописца Константидк- са «Марафон», белорусского мастера Казакова «О первом трактористе», латышского ху дожника Вецезолса «Партиза ны. Зима военная». Тема войны очень ответст венна для любого художника, но особенно — для молодого, который, естественно, не мо жет показать, «как это было», поэтому, осмысливая тему, не редко прибегает к метафоре, символике, либо монументали- зирует образ, как это, ска жем, делает Вецезолс. Вот работа белорусского ху дожника Казакова. В белорус ской живописи сейчас замет но влияние на молодых таких мастеров, как Громыко, Дан циг и, конечно же, замечатель ного художника, автора непов торимых, талантливых работ Михаила Савицкого. Может сложиться впечатление, что. Казаков подражает стилю Са вицкого. Совсем нет: он берет лишь некоторые, чисто фор мальные моменты творчества известного земляка, но дает свое понятие образа, в резуль тате чего получаются сильные, убедительные полотна. В следующем зале обраща ют на себя внимание картины Штраниха, Греку, Мелконяна, Орлова. Холсты Штраниха — старо го московского мастера — как всегда, покоряют молодостью творческого темперамента, оп тимистичным мироощущени ем. А знаменитый .молдав ский художник Греку на этой выставке представлен работой «Молдавские колхозники», не совсем для него характерной. Тяжелые краски, используе мые им и создающие впечатле ние чуть ли не рельефа,— ха рактерный признак прибалтий ской школы живописи послед него времени. Но если у неко торых последователей этого стиля сам стиль является са моцелью, желанием создать некий необычный живописно цветовой эффект, то здесь цель сугубо реалистическая: показать щедрость молдавской осени — налитые золотым со ком кисти винограда, спелую пшеницу, молдавских кресть ян, заботливо взрастивших да ры земли. Среднеазиатские мастера представлены работами Бабае- Выставки ва из Ташкента «Жизнь дере ва», Сангова «Комсомолка», Табиева «Беседа», Арктыкбае- ва «Мечта весенняя» и други ми. Художники Кавказа, всегда радующие зрителя колоритны ми полотнами, представлены на этот раз мастерами. Это То- ндзе, Нармания, Тордия, Або- вян и другими. К сожалению, из прекрасного триптиха Тор дия «Утро, день, вечер» мож но увидеть лишь две работы «Утро» и «Вечер», так как центральная композиция нахо дится в реставрации. Из мастеров московской школы представлены Никич, Стожаров, Филатчев, Зайцев, Решетникова, Хабаров и дру гие. Все они очень отличаются друг от друга. В газетной корреспонденции сказать о каждом подробно трудно, и все же хотелось бы отметить работу Хабарова «Портрет Шатова, главного хранителя музея Бородино». На первый взгляд, обычная работа, вы полнена в традициях реализ ма XIX века, даже с некото рыми натуралистическими эле ментами. В то же время рабо та эта непроста, затрагивает немало творческих проблем, связанных с исканиями ны нешних художников. Есть мастера, которые име ют необычайно высокий тех нический уровень, отточившие свое мастерство до такой сте пени, что формальную сторону их работ (лучше сказать, зна ние техники и способность ее реализовать) можно, пожалуй, приравнять к уровню старых мастеров. Но ведь всем нам хорошо известна истина, что талантливое рождается только в том случае, если труд опло дотворен талантом. Так вот, в творчестве Хабарова как раз органично сочетаются освоен ный им тип живописной тех ники с теми образами, кото рые взяты им из жизни или рождены его воображением. В его полотнах—подлинная гар мония, достигнутая той тон кой мерой, что одна она и спо собна вызвать ощущение пре красного. Бывая на выставках, иногда слышишь от неиску шенных: «Вот наконец-то нор мальная, хорошая работа. Смотрит на тебя персонаж, как живой. А то показывают мазню — в глазах рябит». К сожалению, есть худож ники, которые играют на по требности уставшего от «аван гардистских» полотен зрите ля. И'появляются, мягко го воря, не очень интересные ра боты, но зато в них «все, как живое». Но живопись — не развлекающие картинки, не копии природных форм, а пе реживание мастера, воплоща ющееся в выстраданные фор мы. И зритель непременно должен сопереживать с ху дожником, заставить работать свое воображение, К сожалению, нет возмож нбсти более подробно осветить все проблемы, которые подни мают своим творчеством ма стера, представленные в ны нешней экспозиции. Поэтому очень коротко — о скульптур ном цикле. Это «Портрет Юрия Гагарина» Ханаева, «Портрет А. Блока» Терентье вой, «Мальчик с раненой пти цей» Чернова, «Портрет Сарь- яна» Никогосяна. Несколько ироничен, но с искренней лю бовью к человеку труда вы полнен «Бочар» московского скульптора Воскресенской, трогательна прелестная сцен ка «Расставание» Гацаевой... ...Как показали пе{>вые дни выставки, зритель в Липецке внимательный, заинтересован ный, с ярко выраженной тя гой к художественному твор честву и критическим отноше нием к современному искусст ву. Это очень отрадно. И это послужит дальнейшим стиму лом для организаторов «пере движек», которые, думается, будут комплектовать очеред ные выставки с учетом запро сов и творческих интересов жителей вашего города. С. ПАСТУШКОВ, художник отдела организации выставок Московского художественно- производственного комбината. ПОИСК ЮНЫХ КРАЕВЕДОВ Интересную поисковую работу ведут юные краеведы Двуреченской средней школы Грязинского района. Они собрали об ширный материал о прош лом и настоящем совхоза «Двуреченский», о героях- земляках, истории родного села. Ребята ведут перепи ску со знатными земляками, организуют с ними встречи. В школе открыт музей Боевой славы. 4 ЧТОБЫ Ш У М |Л ЗЕ- ЛЕНЫЙ БОР... Д АВТОРИТЕТ ОДНОЙ ПРОФЕССИИ. Д ХРОНИКА КУЛЬТУР НОЙ ЖИЗНИ . В МАГАЗИНЕ «Фрукты— овощи» покупатели инте ресуются: — Не поступала ли антонов ка? Рановато, говорите?.. Да нет, время подходит.' Жаль только, мало этих яблок. А ведь правда; чудо-яблоко, антоновка!.. Ни духовитее, ни полезнее его нет. Впрочем, и директор Липецкого горплодо- овощторга Н. А. Асламов воз дает должное популярному сор ту: — Особые питательные свой ства обусловливают повышен ный спрос на антоновские ябло ки. Стараемся побольше заво зить их. По мере возможности, конечно... Но в том-то й дело, что воз можности эти постепенно сужа ются. Лет двадцать назад во второй половине сентября го лова могла закружиться в сов хозном саду от разлившегося аромата спелой антоновки. Нынче осенние запахи скром нее. И не потому, что мало плодов, нет, урожай неплохой. Стареют «кварталы антоновки», отсюда и отдача с них не та. А вместо антоновки сажают такие сорта, как «победа», «суворовец»... И, видимо, пра вильно: эти хорта высокоуро жайны, плоды дольше хранятся. Так что же: антоновка не перспективна? — Я бы назвал антоновку капризной, — размышляет ста рейший работник объетннения «Липецкплодопром» Н. М. Щербаков, — да авторитет ее не позволяет. А потому скажу так: яблони эти требуют тща тельного, а, главное, своевре менного ухода, а плоды весьма осторожного съема и транспор тировки. Ведь что получается. Если крону антоновского дере ва своевременно, технически грамотно не обрабатывать, си стематически не омолаживать сад, урожайность будет падать на глазах. А отправьте плоды с видимыми пятнышками на зимнее хранение — они и до нового года не долежат... Выходит, одна из причин не добора антоновки в необеспе ченности надлежащего ухода за садами? Н. М. Щербаков не спешит с ответом. Известно ведь, с каким старанием тру дятся липецкие садоводы, сколь многогр достигли они за пос ледние годы. Иное дело — при стальнее взглянуть на возмож ности специализированных хо зяйств. И тут «капризная антоновка» — весьма поучительный при мер. Вместе с «пепином шаф ранным», кстати сказать, тоже пользующимся репутацией «трудного яблока», она зани мает значительные площади. Как повысить отдачу такбго сада? Ясно, что надо улучшить уход, поставить его на научный уровень. Для этого необходим достаток квалифицированных садоводов. Такие кадры для плодосовхоэов призваны гото вить сельские профтехучилища, в частности, в Ельце и Лебе дяни. Но если эти СПТУ и в прежние годы недодавали от расли сотни маетеров-.плодо- овощеводов, До нынче в Ельце и вовсе вынуждены были прек ратить подготовку соответст вующих специалистов. В Лебе дяни набрали чуть более Поло вины планового количества учащихся. у Что это, потеря престижа про фессии? Но даже беглое зна комство с положением дел в ее. Заведующий мастерской А. М. Носков доволен: — Парни у нас быстро «на ходят себя». Владимир Носов работал в хозяйстве электри ком. А заглянул как-то в сад — самому захотелось обрабаты вать на тракторе участки. Под учился, доверили ему специ альный садовый трактор «Бол гар». Сейчас Владимир — в числе лучших.. В садах «Пролетария» внед ряется механическая обрезка деревьев, контейнерная пере возка плодов... Масса новых отпевать учебные программы в Труппах садоводов, —? предпо лагает первый заместитель ди ректора объединения «Липедк- плодоовощхоз» В. М. Полетаев. — Глубже заинтересовать ре бят предметом. — Стоит, видимо, лучше при нимать ребят в хозяйствах полнее показывать прекрасные возможности избранной про фессии, — считает заместитель начальника облуправления прбфтехобрАзоаания И. А. Б о рисов. Правы, очевидно, оба. Что и :Р о д н о й з е м л е — с е р д ц а и р у к и м о л о д ы х А Р О М А X таких экономически крепких, типичных для «Плодопрома» хозяйствах, как «Агроном», имени 15-летия Октября, имени Мичурина, убеждает: эти кол лективы не из малолюдных. Они стабильны, имеют свои трудовые традиции, лучших лю дей. Однако поинтересуйтесь в любом из этих совхозов, при мут ли на работу умелого са довода, и вам ответят: «С рас простертыми объятиями!». Ха рактерная беседа в этом отно шении была с директором сов хоза «Пролетарий» А. А, Мура шовым. — Сейчас для нас главное, — говорит Алексей Андреевич, - - культура садоводства. А. А. Мурашов — кандидат экономических наук, хозяйст венник с большим стажем. Ди ректор приводит такой пример: — Положим, две бригады заняты на съеме яблок. Одна — кадровые садоводы, другая — просто помощники со стороны. Добросовестные, трудолюбивые помощники! И сад один, и яб локи те же. Но у с.адоводов идет урожай сортом выше. Что тут сказывается? Конечно же, профессиональные навыки. И в совхозе многое делается для того, чтобы постоянно по вышать квалификацию рабочих, всячески закреплять кадры. Это достигается, прежде всего, развитием у людей интереса к профессии садовода, механиза цией трудоемких операций, перспективой профессиональ ного, роста. Зайди на машин ный двор Центрального отделе ния—убедишься, как возросла ныне энерговооруженность са довода: к его услугам десятки современных машин. Молодежь тянется к технике, осваивает для села специальностей по явилась с открытием своего плодоперерабатывающего комп лекса. А как изменился облик центральной усадьбы! По суще ству, это утопан, щий в зелени поселок городского типа. И ос тается молодежь в селе! В сов хозе уже 115 человек в возра сте до тридцати лет. Помогает ли подобная кар тина профориентации ребят? Конечно. Но надо, чтобы сель ские школьники и сами испыта ли всю красоту этой профес сии. Между тем. все лето в Измалковском районе прособиг рались с открытием именно в совхозе «Пролетарий» лагеря труда и отдыха. Уже в августе довелось встретить в совхозе работников Измалковского рай кома ВЛКСМ и районо. Они все еще решали: открывать ли в садах лагерь? Не потому ли и не едут ребята из Измал ковского района учиться на са доводов в СПТУ? Разумеется, профориентация —г процесс многоплановый, В представлении некоторой части школьников сегодня профес сии делятся на престижные и рядовые. «Престижные» — это не только или даже не столько те, что сулят хороший зарабо ток, а прежде всего те, кото рые позволяют человеку полнее раскрыть свои возможности, «выразить себя». Стремление, думается, хорошее. И сколько воспитанников тех же сельских профтехучилищ стали подлин ными мастерами своего дела. Механизаторами, строителями, пчеловодами... Отменными садоводами тоже многие стали. Но их должно быть неизмеримо больше. —- Наверное, надо усовершен- как надо *поправить — это дело специалистов. Важно чет ко дополнять квалифицирован ными кадрами липецкие сады — красу Центрального Черно земья. А тут нужна система, нужен высокий авторитет про фессии садовода. Такой, какой поддерживается, к примеру, в лебедянском совхозе имени 15-лет.ия Октября. В местной Троекуровской средней шкоде ребят исподволь готовят занять место рядом с матерью, от цом. Совхоз и школа действуют в полном контакте. Как-то один из уроков для троекуровских ребят начался сообщением: — Нашу школу — участницу ВДНХ — за умелую работу юных садоводов наградили «Москвичом*. В награду — автомобиль! Это уже многое для детского воображения. А ведь все-начи нается именно с него. Вот и видится, скажем, такая беседа с ребятами какого-то села: — Видел ли кто из вас ябло ко сорта «апорт»? Вер но, большое и вкусное. Яблоко южное, лучше всего наливается под Алма-Атой. Завезли это дерево и к нам, на липецкую землю, высадили. И знаете, ре бята, какие в здешних совхозах вызревали яблоки «апорта»? Размером с дыню! На больших участках вызревают эти плоды и теперь, но помельче. А знае те. почему?.. И рассказать примерно то, что мы уже знаем об анто новке. И увлечь перспективой ребят. И убедить, как нужен всем нам современный садо вод. Н. ЛЕДЕНЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени». В ТОТ ВЕЧЕР Саш кин отец впервые не пришел домой. Не возвратился он и наутро. А по дороге из школы Сашку ок ликнул соседский парень: — Ты что, ничего не зна ешь? Отца твоего машиной за давило— Лицо мальчика мгновенно побелело. Портфель с учебни ками выскользнул из рук в лужу на мостовой. — Жив хоть?.. Где он?! — В райбольницу отвезли. Сашка побежал в сторону райцентра. Запыхался, от тре воги и усталости подкашива лись ноги. Завидев мальчика, притормозил водитель какого- то самосвала. Узнав о не счастье, он подъехал прямо к больнице. Одного мальчонку не отпустил: — Пойдем, провожу... В приемном покое он уз нал, что Сашкин отец достав лен в тяжелом состоянии после серьезной производственной травмы, что врачи пытаются спасти его, и вот уже пятый час длится операция. Потяну лись томительные минуты ожи дания. — Держись, малыш! — под бадривал Сашку шофер. — Наконец, в приемный по кой вышел усталый немолодой хирург. При виде мальчика его взгляд потеплел: — Ну, вот и подмога при шла. Теперь уж точно — вы стоим. Знаешь, когда твой отец пришел в себя, он сразу попросил: «Мне бы сына пови дать, Саньку!»... Долгие месяцы продолжа лась борьба за жизнь Сашкино го отца. Смерть отступила. И заслуга в этом была не толь ко врачей. Ежедневно в боль ничной палате у койки отца был сын, как умел, ухаживал за отцом, рассказывал о школьных делах. Случалось, засиживался допоздна и засы пал тут же на стуле. И в не легкие минуты отчаяния, когда отец понимал, что уже не смо жет ходить, целебным бальза мом для него была эта сы новья забота. Нелегкую ношу взял на себя одиннадцатилет ний мальчонка. А разделить ее было не с кем. Сашина мать от мужа-инвалида отвернулась. Наступил день, когда ^маль- чик должен был сделать свой выбор. Отца выписывали из больницы. Он твердо решил развестись с женой и спросил сына. — С кем останешься, Санек? И, скрывая волнение, отвер нулся к окну. Саша долго мол чал. Что он мог ответить? Он любил и мать, и отца. Оба близки, дороги, оба нужны. ' •— Папа, ты не обидишься? Я старая нянечка словно невзна чай заговорила о своем муже: «Мой-то с фронта без ног при шел. Ничего, выдюжили...». Не оставили в беде Сашкиного от ца товарищи по работе. По хо датайству коллектива, партий ной организации, ему вне вся кой очереди выделили отдель ную двухкомнатную квартиру. В то время это было непросто. Прошло лето... А к осени в доме появилась тетя Ната, ~111111111111111111111111Ш1Ш11ГП11П111111ГП111111ГТШ1)1М1111111111~ В Ы Б О Р г;н 1111 Ш 11 а|« 1 х Н а т е м ы м о р а л и ипшшити^ хочу сначала поговорить с ма мой. - Взгляд отца на долю секун ды напрягся. / — Не волнуйся, папа, я ми гом. Но отец напрасно прождал его весь вечер. Мать не выпу стила парнишку из дома. Убеж дала: — Я твоя мать! Я тебя вы кормила, выходила. А ты что надумал? Что толку теперь от такого отца? Так возникло первое Сашки но судебное дело. Суд должен был решить, с кем из родите лей останется мальчик. Саша был уже в таком возрасте,, когда учитывают и мнение ре бенка. А он твердо заявил: — Останусь с отцом. Маму я тоже люблю, буду приходить к ней. Но папе без меня труднее будет... Выбор был сознательным. Чувство сострадания, естествен ная тяга к отцу, молчаливое осуждение предательства ма тери — вот что определило его. Немаловажно и то, как отнеслись к случившемуся взрослые — незнакомый шо фер, врачи, учителя. Все они увидели в мальчике опору для отца в постигшем его несчастье. И, как могли, помогали ему. Конечно, никто не уговаривал парнишку остаться с тяжело больным отцом, не давал ему советов. Но он помнит, как женщина пятидесяти с лиш ним лет, мать двоих взрослых сыновей. — Она будет заниматься уборкой, стирать, готовить... Словом, домработница, •— объ яснил ее появление отец, У Натальи Фароновой была своя цель. «Мужик долго не протянет, — рассуждала она. — Вотрусь в доверие, а там и оженю. Значит, квартира моя». Для таких все просто. Из всех правил они признают лишь те, что выгодны им. Именно такой философией выгоды и питается современный потреби тель, рвач, готовый резать по живому безжалостной, алчной рукой... Тем временем Сашин <?тец слабел. Клятвенные заверения шептала у его постели На талья: — Нет у меня иной мечты, как служить тебе до последне го дня. А случись что, сын твой со мной как за каменной стеной будет... Прошла зима, и Наталья за регистрировала брак с Саши ным отцом. — Теперь мы с отцом на рав ных, Санек. Он помирает, да и я не в силе. Сдадим тебя в школу-интернат, будешь иногда приходить... И Сашу перевели в интернат. Тогда я впервые узнал о не легком детстве мальчика. По звонила директор интерната: — Сашин отец умер. Мачеха его теперь в дом не пускает. Надо помочь мальчишке! — А как родная мать на это смотрит? — Ребенок вернулся к ней. . — Что ж... Предъявим иск о вселении ребенка, а потом о принудительном обмене жилья. Не забыть встречи в суде с Натальей Фароновой. — Иск не признаю! — бук вально прорычала она. — Не для того я с инвалидом мучи лась, чтоб пасынок здесь жил. — Глаза сузились, скулы по багровели. Короткие пальцы все время теребили юбку. — У меня своих двое! — Они что, при жизни по койного жили с вами? — с тру дом . скрывая брезгливость,' спросила помощник прокурора Майя Павловна Глебова. — Разве квартира выдавалась не на ребенка? Фаронова прищла в суд не с пустыми руками, она «подко валась» юридически: — Так он же в школе-интер нате место имеет! Напрасны были ее старания. За Сашей, как за временно от сутствующим в связи с уче бой, жилая площадь сохрани лась. Поскольку он из интерна та выбыл, то он вправе был вселиться в квартиру. Суд иск удовлетворил... Но Сашины хождения по су дебным инстанциям не закон чились. Фарогова вновь вызва ла его с матерью на суд. — Я требую принудительного обмена! Обмен состоялся- Но не та кой, какой хотела Фаронова. Саша получил комнату в цент ре города. Поселился здесь с матерью, окончил школу, полу чил специальность. Женился, теперь сам отец двоих детей, живет в новой просторной квартире. В его семье бережно хранят память об отце. С Фароновой Саша никогда яе встречается. А вот мне пришлось однажды столкнуться с ней в коридоре суда. — Ох, тяжко мне! — причи тала она. — Невестка со мной жить не желает, из дому го нит. А сын родной заступиться не хочет... Вот уж поистине — каждый сам себе судьбу готовит... С. БАСИС. КОНЦЕРТЫ ВИОЛОНЧЕЛИСТА ИЗ ЛАТВИИ В конце сентября в Ли пецке и Ельце состоятся концерты народного ар тиста Латвийской ССР Эрне ста Бертовскиса. Его испол нительская деятельность началась еще в 1947 году. Талант, напряженный\ труд выдвинули молодого ис полнителя в ряды интерес нейших артистов республи ки. С большим успехом проходили его гастроли за рубежом: в Финляндии, ГДР, США, Канаде. Сейчас Эрнест Бертов- скис — педагог консервато рии — воспитатель молодых кадров виолончелистов. В это/л отношении показа тельны последние годы: два из них он провел в Дамаске, где был профес сором местной консервато рии. Обширный репертуар виолончелиста включает все основополагающие произ ведения для этого инстру мента. Он является первым исполнителем большинства произведений для виолон чели, написанных компози торами Советской Латвии. В рецензиях на концертные выступления Бертовскиса отмечается его «бархати сты* виолончельный тон, благородство и сдержан ность эмоциональной гам мы, идеальная чистота ин тонации, зрелость и глуби на интерпретаций». В концертах в Липецке и Ельце прозвучат произве дения Д. Экклса, А. Ви вальди, Дж . Фрескобальди, Я. Медыньша, Д. Шостако вича, Э. Гранадоса. Партию фортепиано исполнит кон цертмейстер Латвийской филармонии Гунта Лаукма- не. А. ИВАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz