Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

20 с е н т я б р я 1981 г., № 219 (.16 116) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я кш<шаий Сегодня — День работника леса Л Е С еще дремал за се­ рым пологом тумана, не слышно было веселой переклички грибников, когда Алексей Федорович Ланин двинулся в свой привычный обход. Тропинка разбухла от обильных дождей, на лесных полянах стояли лужи. Но Алексей Федорович знал, что и сегодня на дальних делянках будут работать его товарищи, вести осенние посадки. А ког­ да землю прихватит морозцем м закружит первая поземка, посадки закончатся, и новая сотня гектаров молодой порос­ ли будет рбозначена на карте Ленинского лесхоза. Лес будет расти, набирать силу, нр пройдут десятилетия, прежде кем пушистые сажен­ цы превратятся в могучие ели. А пока нужно оберегать их от вредителей, от огня и недоб­ рых рук, вырубаль часть де­ ревьев, мешающих другим раз­ виваться. И все это — заботы работников лесного хозяйства. Их ежедневный, кропотливый труд помогает сохранить здо­ ровье старинному бору, воз­ родить былые перелески и дубравы. Ежегодно работники лесхозов сажают деревья на сотнях гектаров. Кроме того, поднимаются полезащитные приовражные лесополосы на землях колхозов и совхозов. Нива лесная все теснее сосед­ ствует с нивой хлебной, помо­ гает ей стать щедрее на уро­ жай. Е. ЛЕОНИДОВА. На снимке: хорошее настрое­ ние сегодня у лесничего Ле­ нинского лесхоза А. Ф. Ланина. Его большое хозяйство в пол­ ном порядке. Фото В. Ельшаева. ХО ЗЯИН ЯНТАРНОГО КЛА ДА Ранним утром в сосновном бо­ ру стояла удивительная тиши­ на, лишь только где-то в глу­ бине лесной чащобы раздава­ лось ритмичное пощелкивание... Нет, это был не дятел. Это вздымщик—сборщик живицы В. Е. Кочетов специальным ин­ струментом делал насечки на стволах в виде стрел, заострен­ ных вниз. Деревья, заживляя раны, выделяют смолистый сок •— живицу. Утренние часы особенето до­ роги Василию Егоровичу: имен­ но утром п-ахучая смола стекает наиболее интенсивно. Янтарные капли соснового сока медлен­ но стекают в специальные под­ вешенные к стволам воронки, наполняя лесной воздух ядре­ ным запахом смолы. Кварталы леса, где мы встре­ тились с В. Е. Кочетовым, рас­ положены на территории Доб- ровского химлесоучастка. Васи­ лий Егорович с удовольствием показал нам сосны-рекордсмен­ ки, которые за сезон дают до четырех килограммов живицы. С давних пор Василий Его­ рович собирает данные об ис­ пользовании живицы в народ­ ном хозяйстве. По его подсче­ там, она находит применение в семидесяти отраслях современ­ ной промышленности: сосновая живица — ценное сырье для органического синтеза, продук­ ты ее переработки необходимы при изготовлении синтетическо­ го каучука, бумаги, картона, камфары, лаков, красок и т. д. Василий Егорович с увлече­ нием говорит о лесе, о своей профессии, о том, что вздым­ щик — специальность тонкая, требующая умения и любви к «зеленому другу». Свое годо­ вое задание он выполнил 15 июля, на три месяца раньше окончания сезона. Соревнуясь за достойную встречу Дня ра­ ботника леса, В. Е. Кочетов добыл 10 тонн живицы при плане б тонн. За успехи, достигнутые в де­ сятой пятилетке, В. Е. Кочетов награжден орденом Трудовой Славы III степенй. Н. ЧЕРНЫШОВ. «люди ИЗ ЛЕГЕНД» Давно ждал я выхода на экран этого фильма: ведь дилогия «От Буга до Вислы» является продолжением кинотрилогии «Дума о Ков­ паке», и мне, как бывшему партизану, близки и понят­ ны события, отраженные в фильме. Сам я всю войну провел в партизанском от­ ряде, в Черниговско-Волын- ском соединении дважды Героя Советского Союза Федорова, где и познако­ мился с С. А. Ковпаком и П. П. Вершигорой. А юный народный мститель Вася Коробко, о котором пишет ГК П. Вершигора, был моим воспитанником, которого я учил премудростям под­ рывного дела еще в пер­ вый трудный год войны. Петра Вершигору я встре­ чал и после войны, знал, что он готовит киносцена­ рий «Люди с чистой со­ вестью». Это была его меч­ та — поставить фильм о ковпаковцах. И вот долгожданная премьера. Действия легендарных ковпаковцев захватили зри­ телей. Зал затихал в траги­ ческих моментах фильма и дружным смехом взрывался в моменты комических пе­ рипетий героев фильма Большая заслуга в этом и сценаристов И. Болгарина и В. Смирнова и режиссера- постановщика Т. Левчука. Великолепно играют свои роли артисты Л. Сердюк, А. Денисов, И. Гаврелюк, 3. Капианидзе и другие. Роль Вершигоры — бес­ спорная удача Михаила Во- лонтира. Я не хочу переска­ зывать содержание фильма. Скажу одно, описываемые в дилогии события соответст­ вуют действительным делам ковпаковской дивизии. О них рассказывается убеди­ тельно, без прикрас. Хороший патриотический фильм. Жаль только, что он демонстрируется в един­ ственном кинотеатре «За­ ря», да еще в малом зале. Ведь все сеансы идут с ан­ шлагом. А. САДИЛ ЕНКО. ВЕЧЕР ПОЭЗИИ В Чаплыгинской районной библиотеке часто проходят литературные вечера, посвященные творчеству писателей-земляков. Недавно в читальном зале собрались те, кто лю­ бит поэзию. Вечер был посвящен знакомству читателей с творчеством местных авторов. Его открыл член Союза журналистов СССР В. Я. Кузнецов. Он представил слушателям членов литературного клуба «Росинка», соз­ данного при районной газете. В этот вечер читали свои стихи молодые ли­ тераторы: учитель Анатолий Ситников, сту­ дентка Светлана Агапова, журналист Алексей Кузнецов, детский врач Галина Григоренко и другие. г ■ ' - : ~ ........... Я. ТАНИНА. СЛАВЯ ГЕРОИКУ БОРЬБЫ И ТРУДА В Липецке открыта вы­ ставка работ советских ху­ дожников из фондов Мини­ стерства культуры СССР. Она не имеет конкретного назва­ ния. Вместе с тем экспониру­ ющиеся произведения объеди­ нены единым стремлением по­ казать, насколько это возмож­ но, сегодняшний день совет­ ского трудового народа. Ста­ вилась и другая цель, нераз­ рывно связанная с первой, показать нынешнюю художе­ ственную жизнь страны: ду­ ховные искания советских ху­ дожников, проблемы, которые они ставят перед собой, пути и формы их решения. В первом зале липчане уви­ дят произведения, посвящен­ ные героическому прошлому советского народа:, полотна грузинского ” художника Цхон- дия «Накануне», ленинград­ ского живописца Константидк- са «Марафон», белорусского мастера Казакова «О первом трактористе», латышского ху­ дожника Вецезолса «Партиза­ ны. Зима военная». Тема войны очень ответст­ венна для любого художника, но особенно — для молодого, который, естественно, не мо­ жет показать, «как это было», поэтому, осмысливая тему, не­ редко прибегает к метафоре, символике, либо монументали- зирует образ, как это, ска­ жем, делает Вецезолс. Вот работа белорусского ху­ дожника Казакова. В белорус­ ской живописи сейчас замет­ но влияние на молодых таких мастеров, как Громыко, Дан­ циг и, конечно же, замечатель­ ного художника, автора непов­ торимых, талантливых работ Михаила Савицкого. Может сложиться впечатление, что. Казаков подражает стилю Са­ вицкого. Совсем нет: он берет лишь некоторые, чисто фор­ мальные моменты творчества известного земляка, но дает свое понятие образа, в резуль­ тате чего получаются сильные, убедительные полотна. В следующем зале обраща­ ют на себя внимание картины Штраниха, Греку, Мелконяна, Орлова. Холсты Штраниха — старо­ го московского мастера — как всегда, покоряют молодостью творческого темперамента, оп­ тимистичным мироощущени­ ем. А знаменитый .молдав­ ский художник Греку на этой выставке представлен работой «Молдавские колхозники», не совсем для него характерной. Тяжелые краски, используе­ мые им и создающие впечатле­ ние чуть ли не рельефа,— ха­ рактерный признак прибалтий­ ской школы живописи послед­ него времени. Но если у неко­ торых последователей этого стиля сам стиль является са­ моцелью, желанием создать некий необычный живописно­ цветовой эффект, то здесь цель сугубо реалистическая: показать щедрость молдавской осени — налитые золотым со­ ком кисти винограда, спелую пшеницу, молдавских кресть­ ян, заботливо взрастивших да­ ры земли. Среднеазиатские мастера представлены работами Бабае- Выставки ва из Ташкента «Жизнь дере­ ва», Сангова «Комсомолка», Табиева «Беседа», Арктыкбае- ва «Мечта весенняя» и други­ ми. Художники Кавказа, всегда радующие зрителя колоритны­ ми полотнами, представлены на этот раз мастерами. Это То- ндзе, Нармания, Тордия, Або- вян и другими. К сожалению, из прекрасного триптиха Тор­ дия «Утро, день, вечер» мож­ но увидеть лишь две работы «Утро» и «Вечер», так как центральная композиция нахо­ дится в реставрации. Из мастеров московской школы представлены Никич, Стожаров, Филатчев, Зайцев, Решетникова, Хабаров и дру­ гие. Все они очень отличаются друг от друга. В газетной корреспонденции сказать о каждом подробно трудно, и все же хотелось бы отметить работу Хабарова «Портрет Шатова, главного хранителя музея Бородино». На первый взгляд, обычная работа, вы­ полнена в традициях реализ­ ма XIX века, даже с некото­ рыми натуралистическими эле­ ментами. В то же время рабо­ та эта непроста, затрагивает немало творческих проблем, связанных с исканиями ны­ нешних художников. Есть мастера, которые име­ ют необычайно высокий тех­ нический уровень, отточившие свое мастерство до такой сте­ пени, что формальную сторону их работ (лучше сказать, зна­ ние техники и способность ее реализовать) можно, пожалуй, приравнять к уровню старых мастеров. Но ведь всем нам хорошо известна истина, что талантливое рождается только в том случае, если труд опло­ дотворен талантом. Так вот, в творчестве Хабарова как раз органично сочетаются освоен­ ный им тип живописной тех­ ники с теми образами, кото­ рые взяты им из жизни или рождены его воображением. В его полотнах—подлинная гар­ мония, достигнутая той тон­ кой мерой, что одна она и спо­ собна вызвать ощущение пре­ красного. Бывая на выставках, иногда слышишь от неиску­ шенных: «Вот наконец-то нор­ мальная, хорошая работа. Смотрит на тебя персонаж, как живой. А то показывают мазню — в глазах рябит». К сожалению, есть худож­ ники, которые играют на по­ требности уставшего от «аван­ гардистских» полотен зрите­ ля. И'появляются, мягко го­ воря, не очень интересные ра­ боты, но зато в них «все, как живое». Но живопись — не развлекающие картинки, не копии природных форм, а пе­ реживание мастера, воплоща­ ющееся в выстраданные фор­ мы. И зритель непременно должен сопереживать с ху­ дожником, заставить работать свое воображение, К сожалению, нет возмож нбсти более подробно осветить все проблемы, которые подни­ мают своим творчеством ма­ стера, представленные в ны­ нешней экспозиции. Поэтому очень коротко — о скульптур ном цикле. Это «Портрет Юрия Гагарина» Ханаева, «Портрет А. Блока» Терентье­ вой, «Мальчик с раненой пти­ цей» Чернова, «Портрет Сарь- яна» Никогосяна. Несколько ироничен, но с искренней лю­ бовью к человеку труда вы­ полнен «Бочар» московского скульптора Воскресенской, трогательна прелестная сцен­ ка «Расставание» Гацаевой... ...Как показали пе{>вые дни выставки, зритель в Липецке внимательный, заинтересован­ ный, с ярко выраженной тя­ гой к художественному твор­ честву и критическим отноше­ нием к современному искусст ву. Это очень отрадно. И это послужит дальнейшим стиму лом для организаторов «пере­ движек», которые, думается, будут комплектовать очеред­ ные выставки с учетом запро­ сов и творческих интересов жителей вашего города. С. ПАСТУШКОВ, художник отдела организации выставок Московского художественно- производственного комбината. ПОИСК ЮНЫХ КРАЕВЕДОВ Интересную поисковую работу ведут юные краеведы Двуреченской средней школы Грязинского района. Они собрали об­ ширный материал о прош­ лом и настоящем совхоза «Двуреченский», о героях- земляках, истории родного села. Ребята ведут перепи­ ску со знатными земляками, организуют с ними встречи. В школе открыт музей Боевой славы. 4 ЧТОБЫ Ш У М |Л ЗЕ- ЛЕНЫЙ БОР... Д АВТОРИТЕТ ОДНОЙ ПРОФЕССИИ. Д ХРОНИКА КУЛЬТУР­ НОЙ ЖИЗНИ . В МАГАЗИНЕ «Фрукты— овощи» покупатели инте­ ресуются: — Не поступала ли антонов­ ка? Рановато, говорите?.. Да нет, время подходит.' Жаль только, мало этих яблок. А ведь правда; чудо-яблоко, антоновка!.. Ни духовитее, ни полезнее его нет. Впрочем, и директор Липецкого горплодо- овощторга Н. А. Асламов воз­ дает должное популярному сор­ ту: — Особые питательные свой­ ства обусловливают повышен­ ный спрос на антоновские ябло­ ки. Стараемся побольше заво­ зить их. По мере возможности, конечно... Но в том-то й дело, что воз­ можности эти постепенно сужа­ ются. Лет двадцать назад во второй половине сентября го­ лова могла закружиться в сов­ хозном саду от разлившегося аромата спелой антоновки. Нынче осенние запахи скром­ нее. И не потому, что мало плодов, нет, урожай неплохой. Стареют «кварталы антоновки», отсюда и отдача с них не та. А вместо антоновки сажают такие сорта, как «победа», «суворовец»... И, видимо, пра­ вильно: эти хорта высокоуро­ жайны, плоды дольше хранятся. Так что же: антоновка не­ перспективна? — Я бы назвал антоновку капризной, — размышляет ста­ рейший работник объетннения «Липецкплодопром» Н. М. Щербаков, — да авторитет ее не позволяет. А потому скажу так: яблони эти требуют тща­ тельного, а, главное, своевре­ менного ухода, а плоды весьма осторожного съема и транспор­ тировки. Ведь что получается. Если крону антоновского дере­ ва своевременно, технически грамотно не обрабатывать, си­ стематически не омолаживать сад, урожайность будет падать на глазах. А отправьте плоды с видимыми пятнышками на зимнее хранение — они и до нового года не долежат... Выходит, одна из причин не­ добора антоновки в необеспе­ ченности надлежащего ухода за садами? Н. М. Щербаков не спешит с ответом. Известно ведь, с каким старанием тру­ дятся липецкие садоводы, сколь многогр достигли они за пос­ ледние годы. Иное дело — при­ стальнее взглянуть на возмож­ ности специализированных хо­ зяйств. И тут «капризная антоновка» — весьма поучительный при­ мер. Вместе с «пепином шаф­ ранным», кстати сказать, тоже пользующимся репутацией «трудного яблока», она зани­ мает значительные площади. Как повысить отдачу такбго сада? Ясно, что надо улучшить уход, поставить его на научный уровень. Для этого необходим достаток квалифицированных садоводов. Такие кадры для плодосовхоэов призваны гото­ вить сельские профтехучилища, в частности, в Ельце и Лебе­ дяни. Но если эти СПТУ и в прежние годы недодавали от­ расли сотни маетеров-.плодо- овощеводов, До нынче в Ельце и вовсе вынуждены были прек­ ратить подготовку соответст­ вующих специалистов. В Лебе­ дяни набрали чуть более Поло­ вины планового количества учащихся. у Что это, потеря престижа про­ фессии? Но даже беглое зна­ комство с положением дел в ее. Заведующий мастерской А. М. Носков доволен: — Парни у нас быстро «на­ ходят себя». Владимир Носов работал в хозяйстве электри­ ком. А заглянул как-то в сад — самому захотелось обрабаты­ вать на тракторе участки. Под­ учился, доверили ему специ­ альный садовый трактор «Бол­ гар». Сейчас Владимир — в числе лучших.. В садах «Пролетария» внед­ ряется механическая обрезка деревьев, контейнерная пере­ возка плодов... Масса новых отпевать учебные программы в Труппах садоводов, —? предпо­ лагает первый заместитель ди­ ректора объединения «Липедк- плодоовощхоз» В. М. Полетаев. — Глубже заинтересовать ре­ бят предметом. — Стоит, видимо, лучше при­ нимать ребят в хозяйствах полнее показывать прекрасные возможности избранной про­ фессии, — считает заместитель начальника облуправления прбфтехобрАзоаания И. А. Б о ­ рисов. Правы, очевидно, оба. Что и :Р о д н о й з е м л е — с е р д ц а и р у к и м о л о д ы х А Р О М А X таких экономически крепких, типичных для «Плодопрома» хозяйствах, как «Агроном», имени 15-летия Октября, имени Мичурина, убеждает: эти кол­ лективы не из малолюдных. Они стабильны, имеют свои трудовые традиции, лучших лю­ дей. Однако поинтересуйтесь в любом из этих совхозов, при­ мут ли на работу умелого са­ довода, и вам ответят: «С рас­ простертыми объятиями!». Ха­ рактерная беседа в этом отно­ шении была с директором сов­ хоза «Пролетарий» А. А, Мура­ шовым. — Сейчас для нас главное, — говорит Алексей Андреевич, - - культура садоводства. А. А. Мурашов — кандидат экономических наук, хозяйст­ венник с большим стажем. Ди­ ректор приводит такой пример: — Положим, две бригады заняты на съеме яблок. Одна — кадровые садоводы, другая — просто помощники со стороны. Добросовестные, трудолюбивые помощники! И сад один, и яб­ локи те же. Но у с.адоводов идет урожай сортом выше. Что тут сказывается? Конечно же, профессиональные навыки. И в совхозе многое делается для того, чтобы постоянно по­ вышать квалификацию рабочих, всячески закреплять кадры. Это достигается, прежде всего, развитием у людей интереса к профессии садовода, механиза­ цией трудоемких операций, перспективой профессиональ­ ного, роста. Зайди на машин­ ный двор Центрального отделе­ ния—убедишься, как возросла ныне энерговооруженность са­ довода: к его услугам десятки современных машин. Молодежь тянется к технике, осваивает для села специальностей по­ явилась с открытием своего плодоперерабатывающего комп­ лекса. А как изменился облик центральной усадьбы! По суще­ ству, это утопан, щий в зелени поселок городского типа. И ос­ тается молодежь в селе! В сов­ хозе уже 115 человек в возра­ сте до тридцати лет. Помогает ли подобная кар­ тина профориентации ребят? Конечно. Но надо, чтобы сель­ ские школьники и сами испыта­ ли всю красоту этой профес­ сии. Между тем. все лето в Измалковском районе прособиг рались с открытием именно в совхозе «Пролетарий» лагеря труда и отдыха. Уже в августе довелось встретить в совхозе работников Измалковского рай­ кома ВЛКСМ и районо. Они все еще решали: открывать ли в садах лагерь? Не потому ли и не едут ребята из Измал­ ковского района учиться на са­ доводов в СПТУ? Разумеется, профориентация —г процесс многоплановый, В представлении некоторой части школьников сегодня профес­ сии делятся на престижные и рядовые. «Престижные» — это не только или даже не столько те, что сулят хороший зарабо­ ток, а прежде всего те, кото­ рые позволяют человеку полнее раскрыть свои возможности, «выразить себя». Стремление, думается, хорошее. И сколько воспитанников тех же сельских профтехучилищ стали подлин­ ными мастерами своего дела. Механизаторами, строителями, пчеловодами... Отменными садоводами тоже многие стали. Но их должно быть неизмеримо больше. —- Наверное, надо усовершен- как надо *поправить — это дело специалистов. Важно чет­ ко дополнять квалифицирован­ ными кадрами липецкие сады — красу Центрального Черно­ земья. А тут нужна система, нужен высокий авторитет про­ фессии садовода. Такой, какой поддерживается, к примеру, в лебедянском совхозе имени 15-лет.ия Октября. В местной Троекуровской средней шкоде ребят исподволь готовят занять место рядом с матерью, от­ цом. Совхоз и школа действуют в полном контакте. Как-то один из уроков для троекуровских ребят начался сообщением: — Нашу школу — участницу ВДНХ — за умелую работу юных садоводов наградили «Москвичом*. В награду — автомобиль! Это уже многое для детского воображения. А ведь все-начи­ нается именно с него. Вот и видится, скажем, такая беседа с ребятами какого-то села: — Видел ли кто из вас ябло­ ко сорта «апорт»? Вер­ но, большое и вкусное. Яблоко южное, лучше всего наливается под Алма-Атой. Завезли это дерево и к нам, на липецкую землю, высадили. И знаете, ре­ бята, какие в здешних совхозах вызревали яблоки «апорта»? Размером с дыню! На больших участках вызревают эти плоды и теперь, но помельче. А знае­ те. почему?.. И рассказать примерно то, что мы уже знаем об анто­ новке. И увлечь перспективой ребят. И убедить, как нужен всем нам современный садо­ вод. Н. ЛЕДЕНЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени». В ТОТ ВЕЧЕР Саш­ кин отец впервые не пришел домой. Не возвратился он и наутро. А по дороге из школы Сашку ок­ ликнул соседский парень: — Ты что, ничего не зна­ ешь? Отца твоего машиной за­ давило— Лицо мальчика мгновенно побелело. Портфель с учебни­ ками выскользнул из рук в лужу на мостовой. — Жив хоть?.. Где он?! — В райбольницу отвезли. Сашка побежал в сторону райцентра. Запыхался, от тре­ воги и усталости подкашива­ лись ноги. Завидев мальчика, притормозил водитель какого- то самосвала. Узнав о не­ счастье, он подъехал прямо к больнице. Одного мальчонку не отпустил: — Пойдем, провожу... В приемном покое он уз­ нал, что Сашкин отец достав­ лен в тяжелом состоянии после серьезной производственной травмы, что врачи пытаются спасти его, и вот уже пятый час длится операция. Потяну­ лись томительные минуты ожи­ дания. — Держись, малыш! — под­ бадривал Сашку шофер. — Наконец, в приемный по­ кой вышел усталый немолодой хирург. При виде мальчика его взгляд потеплел: — Ну, вот и подмога при­ шла. Теперь уж точно — вы­ стоим. Знаешь, когда твой отец пришел в себя, он сразу попросил: «Мне бы сына пови­ дать, Саньку!»... Долгие месяцы продолжа­ лась борьба за жизнь Сашкино­ го отца. Смерть отступила. И заслуга в этом была не толь­ ко врачей. Ежедневно в боль­ ничной палате у койки отца был сын, как умел, ухаживал за отцом, рассказывал о школьных делах. Случалось, засиживался допоздна и засы­ пал тут же на стуле. И в не­ легкие минуты отчаяния, когда отец понимал, что уже не смо­ жет ходить, целебным бальза­ мом для него была эта сы­ новья забота. Нелегкую ношу взял на себя одиннадцатилет­ ний мальчонка. А разделить ее было не с кем. Сашина мать от мужа-инвалида отвернулась. Наступил день, когда ^маль- чик должен был сделать свой выбор. Отца выписывали из больницы. Он твердо решил развестись с женой и спросил сына. — С кем останешься, Санек? И, скрывая волнение, отвер­ нулся к окну. Саша долго мол­ чал. Что он мог ответить? Он любил и мать, и отца. Оба близки, дороги, оба нужны. ' •— Папа, ты не обидишься? Я старая нянечка словно невзна­ чай заговорила о своем муже: «Мой-то с фронта без ног при­ шел. Ничего, выдюжили...». Не оставили в беде Сашкиного от­ ца товарищи по работе. По хо­ датайству коллектива, партий­ ной организации, ему вне вся­ кой очереди выделили отдель­ ную двухкомнатную квартиру. В то время это было непросто. Прошло лето... А к осени в доме появилась тетя Ната, ~111111111111111111111111Ш1Ш11ГП11П111111ГП111111ГТШ1)1М1111111111~ В Ы Б О Р г;н 1111 Ш 11 а|« 1 х Н а т е м ы м о р а л и ипшшити^ хочу сначала поговорить с ма­ мой. - Взгляд отца на долю секун­ ды напрягся. / — Не волнуйся, папа, я ми­ гом. Но отец напрасно прождал его весь вечер. Мать не выпу­ стила парнишку из дома. Убеж­ дала: — Я твоя мать! Я тебя вы­ кормила, выходила. А ты что надумал? Что толку теперь от такого отца? Так возникло первое Сашки­ но судебное дело. Суд должен был решить, с кем из родите­ лей останется мальчик. Саша был уже в таком возрасте,, когда учитывают и мнение ре­ бенка. А он твердо заявил: — Останусь с отцом. Маму я тоже люблю, буду приходить к ней. Но папе без меня труднее будет... Выбор был сознательным. Чувство сострадания, естествен­ ная тяга к отцу, молчаливое осуждение предательства ма­ тери — вот что определило его. Немаловажно и то, как отнеслись к случившемуся взрослые — незнакомый шо­ фер, врачи, учителя. Все они увидели в мальчике опору для отца в постигшем его несчастье. И, как могли, помогали ему. Конечно, никто не уговаривал парнишку остаться с тяжело­ больным отцом, не давал ему советов. Но он помнит, как женщина пятидесяти с лиш­ ним лет, мать двоих взрослых сыновей. — Она будет заниматься уборкой, стирать, готовить... Словом, домработница, •— объ­ яснил ее появление отец, У Натальи Фароновой была своя цель. «Мужик долго не протянет, — рассуждала она. — Вотрусь в доверие, а там и оженю. Значит, квартира моя». Для таких все просто. Из всех правил они признают лишь те, что выгодны им. Именно такой философией выгоды и питается современный потреби­ тель, рвач, готовый резать по живому безжалостной, алчной рукой... Тем временем Сашин <?тец слабел. Клятвенные заверения шептала у его постели На­ талья: — Нет у меня иной мечты, как служить тебе до последне­ го дня. А случись что, сын твой со мной как за каменной стеной будет... Прошла зима, и Наталья за­ регистрировала брак с Саши­ ным отцом. — Теперь мы с отцом на рав­ ных, Санек. Он помирает, да и я не в силе. Сдадим тебя в школу-интернат, будешь иногда приходить... И Сашу перевели в интернат. Тогда я впервые узнал о не­ легком детстве мальчика. По­ звонила директор интерната: — Сашин отец умер. Мачеха его теперь в дом не пускает. Надо помочь мальчишке! — А как родная мать на это смотрит? — Ребенок вернулся к ней. . — Что ж... Предъявим иск о вселении ребенка, а потом о принудительном обмене жилья. Не забыть встречи в суде с Натальей Фароновой. — Иск не признаю! — бук­ вально прорычала она. — Не для того я с инвалидом мучи­ лась, чтоб пасынок здесь жил. — Глаза сузились, скулы по­ багровели. Короткие пальцы все время теребили юбку. — У меня своих двое! — Они что, при жизни по­ койного жили с вами? — с тру­ дом . скрывая брезгливость,' спросила помощник прокурора Майя Павловна Глебова. — Разве квартира выдавалась не на ребенка? Фаронова прищла в суд не с пустыми руками, она «подко­ валась» юридически: — Так он же в школе-интер­ нате место имеет! Напрасны были ее старания. За Сашей, как за временно от­ сутствующим в связи с уче­ бой, жилая площадь сохрани­ лась. Поскольку он из интерна­ та выбыл, то он вправе был вселиться в квартиру. Суд иск удовлетворил... Но Сашины хождения по су­ дебным инстанциям не закон­ чились. Фарогова вновь вызва­ ла его с матерью на суд. — Я требую принудительного обмена! Обмен состоялся- Но не та­ кой, какой хотела Фаронова. Саша получил комнату в цент­ ре города. Поселился здесь с матерью, окончил школу, полу­ чил специальность. Женился, теперь сам отец двоих детей, живет в новой просторной квартире. В его семье бережно хранят память об отце. С Фароновой Саша никогда яе встречается. А вот мне пришлось однажды столкнуться с ней в коридоре суда. — Ох, тяжко мне! — причи­ тала она. — Невестка со мной жить не желает, из дому го­ нит. А сын родной заступиться не хочет... Вот уж поистине — каждый сам себе судьбу готовит... С. БАСИС. КОНЦЕРТЫ ВИОЛОНЧЕЛИСТА ИЗ ЛАТВИИ В конце сентября в Ли­ пецке и Ельце состоятся концерты народного ар­ тиста Латвийской ССР Эрне­ ста Бертовскиса. Его испол­ нительская деятельность началась еще в 1947 году. Талант, напряженный\ труд выдвинули молодого ис­ полнителя в ряды интерес­ нейших артистов республи­ ки. С большим успехом проходили его гастроли за рубежом: в Финляндии, ГДР, США, Канаде. Сейчас Эрнест Бертов- скис — педагог консервато­ рии — воспитатель молодых кадров виолончелистов. В это/л отношении показа­ тельны последние годы: два из них он провел в Дамаске, где был профес­ сором местной консервато­ рии. Обширный репертуар виолончелиста включает все основополагающие произ­ ведения для этого инстру­ мента. Он является первым исполнителем большинства произведений для виолон­ чели, написанных компози­ торами Советской Латвии. В рецензиях на концертные выступления Бертовскиса отмечается его «бархати­ сты* виолончельный тон, благородство и сдержан­ ность эмоциональной гам­ мы, идеальная чистота ин­ тонации, зрелость и глуби­ на интерпретаций». В концертах в Липецке и Ельце прозвучат произве­ дения Д. Экклса, А. Ви­ вальди, Дж . Фрескобальди, Я. Медыньша, Д. Шостако­ вича, Э. Гранадоса. Партию фортепиано исполнит кон­ цертмейстер Латвийской филармонии Гунта Лаукма- не. А. ИВАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz