Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Партийная жизнь: отчеты и выборы; ДЕЛОВОГО РАЗГОВОРА НЕ П О Л У Ч И Л О С Ь Накануне отчетно-выборно­ го партийного собрания мы беседовали с начальником пе­ редвижной механизированной колонны треста «Спецстрой» А. Т. Подстрешным о делах и заботах коллектива. И как только заходила речь о вы­ полнении планов, Александр Терентьевич хмурился. Понять его можно: в минувшем году из плановых 1660 тысяч руб­ лей мехколонна освоила чуть больше половины. Не лучшим образом складывается и в ны­ нешнем году. В первом полу­ годии задание выполнено на 68,9 процента, немногим более 76 "Процентов от плановой со­ ставила выработка на каждо­ го рабочего. Пытаемся уяснить причины столь неблагополучной работы коллектива, и А. Т. Подстреш- ный охотно выкладывает их. Главная, по его мнению, кро­ ется в большой разбросанно­ сти объектов: ПМК ведет со­ оружение тепловых, водопро­ водных и канализационных се­ тей, выполняет земляные и автодорожные работы в пяти районах области. Вследствие этого зачастую трудно пере­ бросить технику, доставить лю­ дей, организовать и проконтро­ лировать их работу. Беды до­ полняются еще и тем, что трест «Липецкстройтранс» по­ стоянно не выделяет нужного количества автомашин. Сло­ вом, «дыр» много, т.олько по­ спевай их латать. А. Т. Подстрешнего поддер­ жали секретарь партбюро ПМК А. Д. Дмитриев, секретарь парткома треста «Спецстрой» II. Ф. Кобзев. Выходит, в та­ ких условиях работы ПМК не избежать срыва плана, или все же есть возможности по­ править положение? Думалось, что коммунисты мехколонны на своем собрании глубоко и принципиально об­ судят состояние дел, дадут верную оценку, наметят пути устранения недостатков. Ведь отчеты и выборы предполага­ ют не только анализ деятель­ ности партийной организации за минувший период. Отчетно- выборное собрание не случай­ но считается главным в жизни коммунистов; ведь вырабаты­ вается четкая программа на перспективу, определяется ме­ сто и роль каждого члена пар­ тии в повышении боевитости парторганизации. Разумеется, в этом русле начался разго­ вор и на собрании в ПМК, но вылился он в поверхностное обсуждение важнейших сторон деятельности парторганиза­ ции, всего коллектива ^ехко- лонны. Тон такому обсуждению за­ дал докладчик — секретарь партбюро А. Д. Дмитриев. Двадцатиминутный доклад, в котором приличную долю за­ няла вводная часть, лишь об­ ратил внимание участников собрания на имеющиеся в ПМК проблемы. Говоря о хро­ ническом невыполнении планов, А. Д. Дмитриев вновь сослал­ ся на , упомянутые выше при­ чины, и вскользь заметил, что в ПМК неудовлетворительно организуется труд строителей, им не создаются необходимые бытовые условия, по месту ра­ боты, низка дисциплина, боль­ шая текучесть кадров. Общие слова докладчика выступив­ шие на собрании только «про­ иллюстрировали» фактами. Скажем, в прошлом году из-за прогулов было потеряно 115 рабочих дней, в нынешнем — 120 дней. Из ПМК ушло 11 .человек. Техническое обслужи­ вание бульдозеров, экскавато­ ров ведется из рук вон плохо. Машинист экскаватора В. Ф. Григорьев сказал, что из-за незначительной поломки мощ­ ная машина обычно простаива­ ет два-три дня. И не мудре­ но: не только на площадке, но и на центральной базе ПМК отсутствует запас «ходовых» деталей. Главный инженер О. М. Степанов повел речь о низком качестве проектной до­ кументации, предоставляемой заказчиками, о слабой матепи- ально-техннческой базе ПМК. Много времени теряется на дорогу до дальних объектов. Если в Грязях на строительст­ ве культиваторного завода су­ мели оборудовать бытовой го­ родок. то в других районах их нет. Линейные мастера, прора­ бы плохо контролируют рабо­ ту строителей, не занимаются воспитанием людей. Называ­ лись на собрании и другие упущения, но о главном, как ликвидировать «прорехи», го­ ворилось мельком. Почему? Думается, причина тут нс столько в подготовке отчетно- выборного собрания, хотя и при проведении его не обо­ шлось без накладок, сколько в уровне партийного руководст­ ва производством. Мы гово­ рим: какова партийная органи­ зация — таков в конечном сче­ те и трудовой коллектив. Ес­ ли боевита она, смело решает возникающие проблемы, то это как бы прибавляет людям сил, благотворно влияет на атмосферу в коллективе. К сожалению, в отчетном периоде наступательностью, инициативностью партийная ор­ ганизация ПМК не отличалась. Партийное бюро смирилось с инерцией, с застоем, а это, ко­ нечно же, не могло не отра- зиться-ла каждом коммунисте и на коллективе в целом. Пом­ нится, сооружая вместе с дру­ гими строительными организа­ циями Добринский сахарный завод, шестую домну Липецкой Магнитки, рабочие ПМК отли­ чались ударным трудом, дис­ циплинированностью. Теперь об этом вспоминают, как о да леком прошлом. Вовсе не из-за распыленно­ сти объектов утратила ПМК доброе имя, а от того, что партийная организация спасо­ вала перед трудностями, осла­ била организационную и вос­ питательную работу. Взять проблему. доставки людей на объекты. Действи­ тельно, на птицефабрику в За донском районе, например, приходится их везти не мень­ ше двух часов летом и четы­ рех — зимой. Понятно, что после этого трудно рассчиты­ вать на высокую производи­ тельность труда. К тому же строители нередко по дороге «прикладываются к рюмке». Но, оказывается, возможна вахтенная организация работы. Скажем, одну вахту строите­ лей -после определенного вре­ мени сменяет другая,что,кста­ ти, раньше в ПМК и практи­ ковалось. Теперь же о ней и речи не ведут. Слов нет, трест «Липецк­ стройтранс» подводит ПМК. А как используется выделяемый автотранспорт? Случается, по распоряжению мастера или прораба участка мощный КАМаз везет тонну-полторы раствора или щебня, а порой из-за организационных неуря­ диц автомашины и вовсе про­ стаивают. Партийному бюро следовало бы строже спрашивать с ру­ ководителей участков, с нару­ шителей дисциплины, но отче­ ты, как действенная. форма воспитания людей, повышения их ответственности, почти не практикуются-. Хуже того, пар­ тийные собрания проводятся от случая к случаю, за. год со­ стоялось только четыре засе­ дания партийного бюро. Соревнование строителей организовано формально, и не случайно на отчетно-выборном собрании о нем не сказали ни слова. Много промахов допу­ скается и в массово-политиче­ ской работе, в организации партийной и экономической учебы. В ПМК есть передовики, та­ кие, как экскаваторщики Н. А. Дружинин, Е. М. Трусов, буль­ дозеристы В. И. Шацких и А. И. Коновалов и другие, опыт работы которых Следова­ ло бы обобщить и распростра­ нить. Но секреты их мастерст­ ва так и не стали достоянием всех. Одним словом, многие воп­ росы жизни коллектива ПМК упускает партийная организа- пия. Недостает ей пока боеви­ тости, инициативы, а значит и кбмпетентностй в руководстве производством. Поэтому вскользь и говорилось на соб­ рании о главном: как выйти из прорыва. М. ШИРКОВ, спец. корр. «Ленинского знамени». 25 августа в «Ленинском знамени» была напечатана статья лекция подрывает авторитет «Прочна ли связь!». Ее авторы — зам. председателя устной пропаганды, порождает правления областной организации общества «Знание» В. Бой- пассивность аудитории. А у ко и кандидат экономических наук В. Радченко рассмотре- организаторов лекции появл»- ли в ней ряд важных проблем, - связанных с повышением ется стремление и следующую эффективности лекционной пропаганды. В ответ на статью «провернуть» как можно бы- в редакцию поступили отклики лекторов, партийных работ­ ников. Сегодня мы публикуем письмо члена общества «Зна­ ние», лектора-общественника Г. М. Щелокова. К Лектор и аудитория П У Т Ь СЕРДЦ АМ стрее. В одном из хозяйств Липец­ кого района мне рассказывали о «методе» проведения лекций С БОЛЬШИМ огорчением свои силы! Но как редко вме- одним областным работником, узнал из статьи «Проч- сте с молодым в аудиторию Позвонит по телефону: «Собе- на ли связь?» о том, приходит и опытный лектор... рите людей...» Из машины — что 102 лектора выбыли из Нам следует шире развивать прямо в зал. Прочитает по рядов общества «Знание» наставничество. Ведь лектора бумажке — и снова в машину, в ходе обмена членских би- легче потерять, чем найти. На Мероприятие, так сказать, вы­ летов и еще 234 — не под- мой взгляд, пока лишь неко- полнено, а какова отдача? твердили при аттестации сво­ его высокого звания маете- ра устной пропаганды. Среди этих людей, несомненно, есть и такие, кто не успел найти се­ бя, не, смог освоиться в нелег­ ком деле общения с аудитори­ ей. Сам собой возникает воп­ рос: а все ли было сделано для того, чтобы избежать не­ нужного отсева кадров? Ведь лектором, как давным-давно известно, не рождаются. Им человек становится в процес­ се работы над собой, в ходе упорной учебы, а также пов­ седневной помощи опытных лекторов-наставников. Не могу в связи с этим не вспомнить начала своей рабо­ ты. Было это больше сорока лет назад. Мне, молодому офицеру, впервые поручили прочитать лекцию перед свои­ ми товарищами. Как сейчас помню, сочинил я конспект — общую тетрадь исписал, вы­ учил его почти наизусть. А вы­ шел к трибуне — два слова вначале не мог связать. Да вдобавок заметил, что в зале появился начальник политот­ дела. «Ну, думаю, позор на мою голову!». В конспект так и не глянул — строчки рас­ плывались. Но говорил горячо, хотя, как теперь представляю, и сумбурно. Думал, на этом и закончу свою лекторскую карьеру. Но в перерыве подо­ шел ко мне политработник. Положил руку на плечо: — Что ты так волнуешься? Будь смелее — у тебя хорошо получается... Теплые отеческие слова слов­ но пелену с глаз сняли. З а­ метил я, что меня слушают. Вспомнил о своем конспекте. Стал говорить спокойно, ло­ гично... Думаю об этом случае вся­ кий раз, когда слушаю выступ­ ление молодого лектора. Труд­ но ему приходится. Ободрить бы его, внушить уверенность в торые мастера устной пропа­ ганды имеют своих учеников. Они есть у профессора В. М. Важинского, у препода­ вателя пединститута С. А. Шмакова, доктора техниче­ ских наук Н. В. Литовченкои некоторых других. Но это скорее исключение, чем пра­ вило. Думается, что в деле воспитания молодых кадров Не сказали своего слова и по­ стоянно - действующие семи­ нары городских и районных организаций общества «Зна­ ние». Лекторов-то они собира­ ют, а вот проблемами повыше­ ния их методического мастер­ ства занимаются недостаточно активно. Я не случайно начал свое письмо с вопроса о преемст­ венности лекторского искусст­ ва. На мой взгляд, и лекторы нуждаются в четкой системе воспитания. Нужно, например, с первых шагов на этом уча­ стке общественной работы, при­ вивать им высокую ответствен­ ность за свое важное дело. Что греха таить, для некото­ рых из них выступить перед аудиторией — все равно, что на легкую прогулку перед сном выйти. А ведь неудачная лек­ ция, прямо скажем, касается не только лично человека, ко­ торый ее проводил. Неудачная «Лучше бы он к нам не при­ езжал!»—говорят в хозяйстве. Это, конечно, единичный слу­ чай. Но в разных вариантах он «живет» во многих местах. Однажды я читал лекцию в совхозе «Агроном». Пе­ ред ее началом ор­ ганизатор мероприятия, при­ выкший, видимо, к скорого­ ворке иных лекторов, сообщил, что я могу располагать для выступления временем в 20—25 минут. Но прошло пол­ часа, а затем и более часа, а слушатели не хотели отпускать лектора. Выступление продол­ жалось 1 час 20 минут. Не хочу сказать этим, что мои лекции содержательнее, чем у иных мастеров слова. Хочу только подчеркнуть, что ус­ пех выступления в большинст­ ве случаев зависит от лектора, чувства его ответственности. Хочешь установить прочную связь с аудиторией — готовь­ ся к лекции, думай о ее со­ держании, воспитывай в себе умение говорить простым, до­ ходчивым языком. Нужно глубоко знать проблему, о которой рассказываешь, умело анализировать факты, делать 113 НИХ ВЫВОДЫ. В связи с этим мне пред­ ставляется неверным мнение о том, что плоха та лекция, в «Советский народ доверил агроному заботу о земле — главном средстве производства в сельском хозяйстве, важ­ нейшем источнике общественного богатства. И нет у агроно­ ма более ответственного дела, чем сохранение и бережное нспользование каждого гектара пашни, лугов, пасубищ, повы­ шение их плодородной силы». (Из приветствия Л. И. Брежнева участникам Всесоюзно­ го агрономического совещания). Всем понятно, каким выдался нынче апрель. Пришла пора се­ ять, а от дождей просвета не было. Когда же, наконец, про­ яснило, Александра Ивановна поначалу порадовалась, а по­ том забеспокоилась: ведро яв­ но не к добру затягивалось. И вот тут из района распоряди­ лись занять травами часть чи- ведения земледелия. Скажем, агрохимики то удобрения не доставят в срок и в нужном объеме и ассортименте, то вне­ сут их спустя рукава — где густо, а где пусто. Как-то за­ глянула Александра Ивановна на паровое поле, на котором поработали агрохимики, и ах­ нула: вСе в полосах: так хими- С КОЛЬ КО наберется уро­ жайных лет на памяти Александры Ивановны Ко­ ротких за долгие годы работы агрономом в Дмитряшевке? От силы пять-десять, а обычно то засушит, как ньгнче, то все лето и осень льют проливные дожди. Тем не менее Александра Ива­ новна, как впрочем, и другие многоопытные технологи полей, твердо убеждена: к любой по­ годе можно" приноровиться, всегда оставаться в выигрыше. Но что же мешает этому? Го­ ворят: агроном—законодатель на поле. Но всегда ли А. И. Коротких чувствовала себя здесь, на совхозных полях, полновластным хозяином и главным технологом? Агрономом она начала рабо­ тать сразу после войны. И, как ни тяжко приходилось, а с благодарностью вспоминает то время. Усталости не знала, и не потому, что молода была: окрыляло доверие, ощущение полноты власти над землей. А. И. Коротких неустанно шли­ фовала карту полей, принорав­ ливалась к каждому из них. Слово ее было законом. Только за счет освоения правильных севооборотов, считает А. И. Коротких, вкруговую на дмит- ряшевскнх землях удавалось со­ бирать до 20 центнеров хлеба. Но вот совхоз специализиро­ вали на свиноводстве, и из района последовало указание: две трети пашни отвести под ячмень. Пыталась Александра Ивановна протестовать, доказы­ вать, что таким образом ру­ шатся все с трудом отработан­ ные севообороты, что ради еди­ новременной выгоды нельзя подрубать под корень научные принципы земледелия, но слу­ шать ее не стали, а у самой настойчивости и упорства ус­ тоять под нажимом сверху не хватило. Конечно, недешево это обошлось хозяйству, и долго так продолжаться не могло... После того, как было решено взяться за разработку и внед­ рение научной системы земле­ делия, Александра Ивановна воспрянула духом. Срочно за­ казала новый проект внутрихо­ зяйственного землеустройства, заново принялась нарезать се­ вообороты: два полевых и один кормовой, положив в основу многолетние травы и чистые пары. Чтобы лучше размещать ч е р н о з е м ь е : п р о б л е м ы , РЕЗЕРВЫ, ОПЫТ В ДОЛГУ ПЕРЕД ПОЛЕМ культуры в севооборотах, уб­ рать лишние проселки, предо­ ставить простор для нынешней мощной техники, размеры полей увеличила с 250 до 320 гекта­ ров. Словом, все возвращается на круги своя. И Александра Ивановна этому рада. Соби­ ралась было на пенсию, а те­ перь решила отложить года на два-три, пока не вернется из института сын, чтобы передать в его руки -дело своей жизни. Со многими агрономами до­ водилось встречаться нынешним летом. В глаза бросалась та же добрая перемена, что у А. И. Коротких. И все-таки полного удовлетворения не было. В. А. Бабкин из грязинского совхоза «Вперед» говорил, что научную систему земледелия разработал, а толк какой? Не развернуться на полях, с сево­ оборотами дело не вяжется. Теснит, де, сахдрная свекла. Привычная Жалоба. Иные аг­ рономы ратуют за сокращение площадей под сахарной свек­ лой не потому, что другого вы­ хода нет, а потому что не хотят искать его, а заодно желают и избавиться хоть частично от хлопотной культуры. Или взять кормовой клин. В добровских хозяйствах, где особенно часто жалуются на то, что малы его размеры, в среднем на корову, включая естественные сенокосы и пастбища, приходится около трех гектаров кормовых уго­ дий. На такой площади можно содержать не только корову, а еще двух-трех подтелков, но для этого надо по-хозяйски использовать землю. Агроном А. И. Коротких предлагает начинать составле­ ние. структуры посевов в рай­ оне с хозяйств. Тогда лучше учитывались бы возможности каждого колхоза и совхоза. А как сейчас обстоит дело? стых паров: засуха, мол, как бы без кормов не оказаться. Это один из примеров того, как по укоренившейся привычке и сегодня еще вмешиваются в дела агрономов, будто бы спе­ циалист не видит сам, что засу­ ха, и не заботится об отдаче кормового клина. Видимо, не надо объяснять, что в хлеборобских делах пер­ вое слово — за агрономом. Ему и никому другому в хозяйстве принадлежит право выбора оп­ тимальных программ для каж ­ дого года, каждого поля и культуры. У нас же еще не пе­ ревелись любители навязывать волевые решения, специалисты хозяйств не пользуются доста­ точной самостоятельностью, не до конца изжита меЛочная опека, хотя партия давно осу­ дила подобный, стиль работы. И особенно вредна такая практика для молодых специа­ листов, которых с первых же дней не приучают руковод­ ствоваться положениями науки. О такой технике, таких кад­ рах, как сегодня, в прошлые годы Александра Ивановна только мечтала: есть в хозяй­ стве мощные тракторы, да и агрохимики, мелиораторы, «Сельхозтехника» помогают. Но всегда ли эта помощь до­ статочно эффективна? «Заложит», к примеру, та же А. И. Коротких трактор в тех­ нологическую карту, а он по­ ходил день-другой, как это не­ редко случается после ремонта в «Сельхозтехнике»,— и на прикол. Составят рекламацию, разберутся, кто прав, кто вино­ ват, но сроки ушли, осталось белое пятно в> программе поле­ вых работ, значит — мину­ суй немалую часть урожая. Не в ладах помощники хлебо­ робов с научными принципами ки «химичили», гектары на­ матывали, а о качестве не поду­ мали. - Служб, призванных работать на урожай, нынче немало. И все нужные, важные. Да беда в том, что урожай для них не является критерием оценки ра­ боты, от него их достаток не зависит. Взять такой вопрос. Агроном с инженером должны действовать в одной упряжке. На практике такого содружест­ ва зачастую нет. Не потому ли нередки грубые нарушения технологической дисциплины, медленно приживаются про­ грессивные приемы возделыва­ ния различных культур? ...У агронома рабочее место— поле, и пока мы ждали Алек­ сандру Ивановну, оглядели ее кабинет. В одном углу — полу­ пустая этажерка, на которой одиноко высится влагомер, в другом — специальный посох. Агрохимические почвенные кар­ ты свалены в шкафу. Вот, по­ жалуй, и все вооружение тех­ нолога полей. Не бедновато ли? Агроно­ мам уже не обойтись де­ довским методом контроля за состоянием объектов произ­ водства, основанным на про­ стом, визуальном наблюдении. Нужно соответствующее ос­ нащение. Правда, у них и тут.есть помощники: данные представ­ ляют агрохимическая служба, служба защиты растений, контрольно-семенные лабора­ тории. И все же этого явно мало. На земле обстановка ме­ няется быстро, причем по-раз­ ному на разных участках, по­ мощники же, как правило, в силу своей отдаленности от хозяйств, да и маломощности не поспевают за изменением ситуации. Агрохимические кар­ тограммы, например, составля­ ют на пять Л€Т* Между тем, содержание подвижного фосфо­ ра, калия, других компонентов в почве специалист должен знать в любой момент. Чтобы в быстро меняющейся обстановке находить оптималь­ ное решение, агроному постоян­ но приходится учитывать мас­ су факторов, влияющих на урожай, а с «голыми» руками таких объективных данных не получишь. Нужны лаборатории, портативный инструмент, про­ стейшие метеостанции. Обзаве­ стись же необходимым оборудо­ ванием сложно. А. И. Коротких, например, дважды заказывала его в соответствующих органи­ зациях, но безрезультатно. Всякий уважающий себя тех­ нолог полей обязательно имеет опытные делянки, эксперимен­ тирует, ищет. Е. В. Озеров из совхоза «Долгоруковский», свя­ завшись с различными селек­ ционными центрами страны, испытывает новые сорта зер­ новых. И. К- Дементьев из «Пятилетки» пробует возделы­ вать у себя сою. В письме в редакцию агрономы из совхоза имени 15-летня Октября А. Н. Монахин и С. В. Поярко де­ лятся наблюдениями над приме­ нением поверхностной обработ­ ки почвы. В ногу со временем идет и А. И. Коротких. До сих пор в науке считалось, что на развитии растений сказы­ ваются пять факторов: питание, влага, воздух, температура, свет. Теперь же, говорят, еще и пространство. Как влияет пространство на урожай? Это и решила изучить Александра Ивановна. В прошлом году за­ сеяла клочок ячменем с пони­ женной нормой высева семян. На большом совхозном поле из-за недостатка тепла и све­ та зерно «стекло», или, как го­ ворят, сжурилорь, а на опыт­ ных делянках оно выдалось полновесным, в пересчете на гектар вышло по 27 центнеров. Разумеется, это еще не зна­ чит. что результаты экспери­ ментов специалистов можно сразу пускать в дело. И все же значение массового опытниче­ ства трудно переоценить. Оно обогащает и самих специали-> стов, совершенствует мастерст­ во, приучает мыслить творче­ ски, , нешаблонно. Вне этого трудно представить современ­ ного высококвалифицированно­ го агронома. ...В области трудится боль­ шая армия агрономов. Потен­ циал законодателей полей до­ статочно высок, и в том, что он зачастую реализуется не пол­ ностью, в значительной мере по­ винны наши сельскохозяйствен­ ные органы. И. ЛЕСНИКОВ. С уважением отзываются молодые рабочие малярно-упа­ ковочного цеха Грязинского завода гидрооборудования о своей наставнице — маляре Валентине Никаноровне Соко­ ловой (на снимке). Она в со­ вершенстве владеет секретами профессии и охотно передает богатый опыт ученикам. Ва­ лентина Никаноровна неодно­ кратно становилась победите­ лем социалистического сорев­ нования. Фото В. Ельшаева. ' '-~"4 |% .4, ■'..•До ' • .Л'- . которой не сообщается чего-то нового, оригинального по сравнению с услышанным по радио, прочитанным в газете. Лектор не всегда имеет воз­ можность быть очевидцем ка­ ких-то событий, получать ин­ формацию о них из первых уст. Но зато он имеет возмож­ ность обобщать факты, рассмат­ ривать их с точки зрения марксистско - ленинского уче­ ния, вызывать у слушателей стремление размышлять над ними. Это — преимущество лектора. И следует помнить о нем. А то ведь так бывает: выступление состоялось, а слушателям и подумать не над чем. Я часто читаю лекции. И не­ редко прихожу к выводу, что успех выступления зависит так­ же от характера отношения к лектору, заботы о благоприят­ ном психологическом климате для его работы. Хорошо, на­ пример, бывают организованы выступления лекторов област­ ного центра в Долгоруковском, Лебедянском и Хлевенском районах. В какой бы коллек­ тив там не пришел — он готов к восприятию лекций. Они рек­ ламируются, готовятся вопро­ сы к лектору и т. д. Встречается и другое отно­ шение к делу. Как-то в одном из хозяйств Липецкого района я услышал, что лекции там бы­ вает редко потому, что с ра­ ботой не управились. «Вот закончим уборку, — говорил мне руководитель хозяйства,— и возьмемся за лекции...». Выходит, что работа и 1лек­ ционная пропаганда, — это явления, которые начисто исключают друг друга. Нуж­ но ли говорить, как отрица­ тельно сказывается на делах коллектива такое противопо­ ставление производственных дел и форм идеологической ра­ боты? Таким образом, факторы, ко­ торые влияют на тесный кон­ такт лектора и аудитории, кон­ такт, который способствует по­ вышению эффективности поли­ тического, нравственного и трудового воспитания, много­ образны. Высокая профессио­ нальная подготовка лектора и создание хорошей психологи­ ческой атмосферы для его вы­ ступлений, — это те пути, ко­ торые при организации устной пропаганды ведут к сердцам слушателей. Г. ЩЕЛОКОВ, лектор-общественник. г. Липецк. СВЕКЛОВОДЫ СОВЕТУЮТСЯ В елецком совхозе «Искра» состоялся районный семинар руководителей и специалистов хозяйства, на котором изуче­ ны прогрессивные приемы1 уборки и погрузки сахарной свеклы, приготовления силоса из свекольной ботвы и соломы. Участники семинара побыва­ ли на свекловичной плантации, познакомились с работой убо- рочно - транспортных и звень­ ев технического и культурно- бытового обеспечения. Уборку сахарной свеклы ре­ шено провести во всех хозяй­ ствах района прогрессивным поточно - перевалочным мето­ дом, с одновременным силосо­ ванием отходов плантаций. В. ДЕМИН. ПО ТРУДУ И ПОЧЕТ В партийной организации Чаплыгинского завода агрега­ тов немало достойных уваже­ ния коммунистов, которые сво­ им трудом показывают при­ мер товарищам. Взять хотя бы Генриха Александровича Орга- нова. Более четверти века от­ дал он заводу и своему ин­ струментальному цеху. Высо­ коквалифицированный токарь- расточник работает с большим старанием и ответственностью, детали, сошедшие с его стан­ ка, всегда имеют отличное ка­ чество и служат долгие годы. Соревнуясь с токарем-расточ- ником В. М. Веревкиным, Ген­ рих Александрович обязался план первого года пятилетки выполнить к 7 ноября. За успехи в труде Г. А. Ор­ ганов награжден орденом Трудового Красного Знамени, признан передовиком социали­ стического соревнования Ми­ нистерства тракторного и сель­ скохозяйственного машино­ строения СССР. С. АЧКАСОВ. ПО МАТЕРИАЛАМ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ* « З А Б Ы Т А Я Д В У Х С М Е Н Н А » Под тФким заголовком была опубликована корреспонден­ ция в «Ленинском знамени» 6 июня с. г., в которой критико­ валась организация труда в животноводстве совхоза «Искра». Как сообщил редакции первый секретарь Елецкого райкома КПСС П. Т. Горлов, материал обсужден на расширенном за­ седании парткома хозяйства с приглашением работников ферм. Разработан комплекс мероприятий по улучшению организа­ ции труда на молочном комплексе и усилению воспитатель­ ной работы среди молодежи. Принимаются меры по направ­ лению комсомольцев на работу в животноводство. Осуществ­ ление этих мероприятий позволит в ближайшее время орга­ низовать двухсменную работу доярок совхоз». Н айди с в о й р е з е р в Р А Д И О БЩ Е ГО Д Е Л А Об одном из наладчиков в цехе сказали: — Уйдет, как в воду канет •— ни на участке, ни в бытов­ ке его нет. Вот и приходится «загорать» нам. А это отра­ жается и на производительно­ сти, и на нашем заработке. А как же сам наладчик объясняет свое поведение? — Я повременщик. У меня план не горит. Станки настро­ ил и можно подышать в пар­ ке свежим воздухом. Вот, оказывается, как все просто. Потому что равноду­ шен парень к делу. Есть и иной тип равнодуш­ ных. Их не встретишь в ра­ бочее время в проходной или в заводском буфете — они у станка. Формально у них со­ весть чиста—соблюдают пре­ дусмотренные нормы и прави­ ла «от» и «до». Ни на минуту раньше не уйдут со смены, но и не задержатся в цехе ни на одну минуту, как бы этого ни требовали интересы дела. Ес­ ли у соседа что-то не ладит­ ся — не подойдут, нс подска­ жут. Лишь когда маячит пе­ ред ними реальная выгода — в виде премии или двойной оплаты за сверхурочные — они готовы бороться и за опе­ режение сроков и повышение качества. А вот Федор Матвеевич Свечнев, о котором я хочу рассказать, вполсилы работать не может: совесть не позволя­ ет. Почти пятьдесят лет тру­ дится ветеран в общественном производстве. С дипломом тех­ ника много лет проработал наладчиком оборудования на Челябинском тракторном заво­ де. Потом были Алтайский и Липецкий тракторные... В 1960 году Федор Матвеевич посту­ пил на завод пусковых двига­ телей мастером-наладчиком. Восемь лет назад, получив пенсию по возрасту, он не ушел на заслуженный отдых, остался верен своему делу. — Хороший мастер, надеж­ ный человек. На него можно положиться во всем, как на себя,—так отзывается о Свеч- неве исполняющий обязанно­ сти начальника цеха № 1 Ю. М. Реутов. В цехе нет такого оборудо­ вания, которое не было бы подвластно Свечневу, которо­ го не смог бы он отрегулиро­ вать, настроить, отладить, а если нужно, то и работать на нем. Не было случая, чтобы по вине Федора Матвеевича оборудование простаивало. Станки отрегулирует всегда по высшему классу точности. И это в немалой степени спо­ собствует успеху коллектива. Пожалуй, никому в цехе не довелось видеть, чтобы; Свеч­ нев сидел сложа руки. Он всегда занят, у него всегда есть дела. Нс по годам в свои шестьдесят восемь подвижный, он вечно в работе. Его можно встретить не только на своем рабочем месте — в зоне об­ служивания станков, и ч не только за своим «штатным» занятием. Зачастую Федор Матвеевич ‘ занимается рабо­ той, о которой другие гово­ рят: «Мне это делать не по­ ложено... За это мне не пла­ тят». Закончив наладку станков, он не ждет подсказки сменно­ го мастера, а сам находит се­ бе занятие. Увидит, что нови­ чок неумело, робко действует за станком — поспешит на помощь, расскажет и покажет, как нужно работать быстро и без брака. И не отступится, пока не убедится, что чело-» век освоился, приобрел уве­ ренность, сноровку. Как-то в обеденный пере­ рыв увидел Свечнева вместе с молодым, незнакомым мне ра­ бочим. — Стажирую товарища,— пояснил Федор Матвеевич.— Наладчиком будет... После обеда Свечнев уже стоял за токарным станком. Я видел, как рядом росла гор* ка изделий. А затем, выклю­ чив мотор, он направился в обход по своему участку, по­ беседовал со своим подопеч­ ным, стажером и, дав ему задание, снова включил ста­ нок. Чуть позже я поинтересовал­ ся: почему он, наладчик, встал за станок? —• Приболел станочник, не вышел на смену, а оборудова­ ние стоит. У меня же появи­ лось свободное время. Почему бы не использовать его с тол­ ком, ради общего дела?— от­ ветил Свечнев. «Ради общего дела». В этих словах выражена его жизнен­ ная позиция, суть его отно­ шения к труду. В них — внут­ реннее понимание обществен­ ных интересов, главные побу­ дительные мотивы всех по­ ступков, высокой трудовой ак­ тивности. Рядом с Федором Матвеевичем работает немало молодежи. И пример Свечнева зовет молодых заводчан ак­ тивнее использовать самый главный человеческий резерв — совесть. А он есть в каж ­ дом из нас... М. ТАМАНИН, ветеран труда. Липецкий завод пусковых двигателей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz