Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
! сентября 198! г., № 203 (16100 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я в д О Б Р Ь 1 И П У Т Ь П О С Т Р А Н Е З Н А Н М И ! П е д а го ги ч е с к и е р а зд ум ь я И ВСЕ, КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ «Овод», С. Дангулова «Тро па» и другие. Эрудиция помо- * ' гает школьникам свободно обобщать, анализировать, сопо ставлять. На уроках внеклас- С РЕДИ МНОГИХ проб* ям, хорошо знают классике- сного чтения они обсуждали, лем, которые реша- скую русскую и современную например, доклады на такие ет сегодня каждый советскую поэзию. Откуда у темы: «Нравственные силы учитель, есть одна, наиболее ребят такая отменная эруди- добра», «Образ Родины в со- злободневная, — как нужно ция, как удается Галине Ива- временной советской поэзии», работать, чтобы твои ученики новне «втиснуть» в обычный «Тема войны и мира в совре- шли на урок с радостью, с урок столь много? менной прозе», «Образ молодо- удовольствием?И каждый в Оказалось, что чудо сущест- го рабочего в советской лите- меру своих творческих сил и вл ет, но оно, как считает сама ратуре». педаго 1 ических способностей I алина Ивановна, доступно Галина Ивановна, стремясь решает ее по-своему. каждому. Секрет ее именно в расширить кругозор ребят, до- Но по многолетнему пеДа* интересно организованной вне- бивается того, что они начи— гогическому опыту я знаю, классной работе с детьми. Вот нают ценить собственное сво- что авторитет школьного учи- лишь несколько примеров. ‘ бодное время, учатся содер- тсля напрямую связан не Наш областной центр и край жательно наполнять его. Так только с профессиональными богаты возможностями для получается, что ее девятиклас- знаниями, но и широтой его учителей в их работе по эсте- сники оказываются впереди интересов, с увлечением, ко- тическому, нравственному вое- почти во.всех школьных олим- торому он отдает свое свобод- питанию учащихся. Но все же диадах, смотрах, конкурсах, ное время, который заражает еще далеко не каждый учи- Более двадцати учеников уча- ребят, и не только на уроках, тель, даже классный руково- ствовали в конкурсе на лун но и во внеклассной работе, дитель их использует. Питом- ший рисунок — восемнадцать Часто еще порой можно слы- цы Галины Ивановны побыва- премированы, В школьной Ма- шать жалобы и сетования пе- ли во всех экскурсиях по Ли- лой Третьяковке ребята ведут дагогов на то, что ныне уче- пецку, в областном краевед- свои темы: «Революция в жи- ники их «не слушают», «не ____________ ___________________________________________ _ хотят разговаривать», «безраз- :—~ — ---- 1■■"• ■ ; , .......... ..................... , , ,-т^= личны к замечаниям». А при- ....................... чина может быть как раз кроется в том, что воспитатель и воспитусмый ’ общаются только в формальной ' обста новке, которая не может обес печить задушевный контакт. ЭДйб хочется рассказать се годня об учителе, ’успех рабо ты которого зависит именно от его умения, а, возможно, та ланта—своей увлеченностью ув лечь ребят. Это — учительниц ца русского языка я литера туры Липецкой средней школы № 51, клаесный руководитель девятого «А» Галина Иванов на Кулак. Ее педагогический стаж более . двадцати лет. Можно было бы многое рас сказать о Галине Иванович;, как активной общественнице в педагогическом коллективе школы. Она и лектор, и руко водитель методического объ единения русского языка и ли тературы, и участница худо жественной самодеятельности — отлично читает стихи, поет в хоре учителей. у, Я не раз бывал у нее на уроках и скажу, что это боль шой мастер своего дела. От точенность, яркая образность языка, исключительная добро желательность и такт в обра щении с учащимися. Галина Ивановна умело использует наглядные пособия, техниче ские средства, кинофильмы. По ее предметам учащиеся имеют стабильные, прочные знания. Но на ее уроках, особенно литературы, я увидел гораздо больше, чем просто хорошего педагога. Сначала - обратил внимание на то, что ребята часто в ответах используют факты из истории родного края, области. Потом с удо вольствием отметил про се бя, что ребята обращаются к непрограммным произведени- В О ВРЕМЯ летних ка никул около шести тысяч школьников седьмых-восьмых классов Липецка побывали в летних лагерях труда и отдыха, В ЛАГЕРЯХ ТРУДА И ОТДЫХА расположенных в подшеф ных хозяйствах или район ных центрах области. Они помогали в заготовке кор мов, уходе за посевами кормовой и сахарной свек лы, уборке овощей. Только в совхозе «Липец кий» школьники пропололи около 340 гектаров, заня тых овощами, собрали свы ше 130 тонн лука, помидо ров^ огурцов. А. ИВАНОВА. ческом музее.,.; р Доме-музее Г. В. Плеханова, в клубе «Парус» средней школы № 41. В зимние и летние каникулы они познакомились с музеями Л. Н. Толстого на станции Лев Толстой, краеведческими музеями городов Данкова и Воронежа. . Ребята хорошо знают и трудовую жизнь родного го рода, так как знакомятся с рабочими профессиями не по наслышке, а в непосредствен ных экскурсиях на * заводы «Центролиг», резино-пластмас совых'изделий, в автоколонну № 1415 и совхоз «Дружба» Грязанского района. Вот почему, когда в школе комсомольская организация готовит какой-либо тематиче ский вечер и требуются лек-. торы, политинформаторы, то выбирают старшеклассников Галины Ивановны. В их девя том «А» всегда самые живые и интересные политинформа ции по темам: «По нашей об ласти», «Трудовые' подарки липчан XXVI съезду партии», «Наш город». Ее ребята много читают по тому, что читают коллективно, всем классом. А потом также вместе обсуждают прочитан ные произведения. Так за учебный год они «осилили» свыше двадцати книг. Среди них М. Шагинян «Четыре уро ка у Ленина», Э. Войнич вописи», «Герои гражданской войны в творчестве советских художников». В подшефном втором классе они показали литературно-музыкалвный мон таж, а в смотре школьной ху дожественной самодеятельно сти заняли первое место... В разносторонней, творче ской внеклассной работе с уча щимися Галине Ивановне хо рошо помогают родители. Мо жет быть, поэтому она успе вает так много сделать. Га лина Ивановна знает каждого из родителей своих учеников: где работает, чем интересует ся, что может дать ребятам в свободное время, не в об щественную нагрузку, а от ду ши, чтобы самому было инте ресно. Так и получается, что с мамами ребята отправляют ся в театр или на новую ху дожественную выставку, с па пами — в лес или на речку, Кто-нибудь может подумать, что Галине Ивановне просто повезло — такие уж ей ак тивные родители достались. Вовсе нет. Просто она и с ни ми работает так же кропотли во, как со школьниками. Каж дое ее очередное родительское собрание — тематическое: «Ва ши организаторские способно сти в семье», «Методы воспи тания и моральные принципы», «Как помочь ребенку учиться», «Трудный возраст», «Воспита ние детей в семье Ульяновых». Ее заинтересованное отноше ние к каждому школьнику вы зывает такое же живое жела ние родителей помочь учителю. — Идем в школу на собра ния с большой охотой, знаем, что всегда услышим откровен ное и доброжелательное мне ние о своем ребенке. А это вызывает стремление во всем быть единодушным с учите лем, — так сказали в разго воре со мной родители 3. С. и И. П. Гарковенко. ...Я хорошо представляю се бе, каким будет сегодня, пер вого сентября, ее рабочий день. Будет радостное волне ние, когда прозвучит привыч ный школьный звонок. Будут цветы, которые охапками пре поднесут ей ребята. Но самое главное — . будет та минута, когда — в какой уже раз! — она откроет двери класса и шагнет навстречу сияющим взглядам своих питомцев. «Здравствуйте, ребята1 Позд равляю вас с началом нового учебного года! Садитесь, на чинаем наш первый урок». И все начнется как будто в первый раз. п. ПЛОХИХ, педагог, член внештатного отдела школ «Ленинского знамени». На снимке: Г. И. Кулак ве дет родительское собрание. Фото В. Базылева. О ДНОЙ из лучших в Ли пецком районе считается ученическая производ ственная бригада Лубновской средней школы. В нее входит около ста старшеклассников. Нынешним летом они занимав РАСТУТ ТРУД , лись видовой прополкой на по- На участке в двадцать лях совхоза «Дмитровский», гектаров ,35 лубновских щколь- заготавливали корма для ско- ников нынче выращивают са- та. харную свеклу. ПТУ — ш кола р а б о ч и х к а д р о в «ВЫБИРАЮ СЛУЖБУ БЫТА» Более 1300 юношей и деву шек приступят сегодня к за нятиям в Липецком среднем городском профессионально- техническом училище № 28, вступающем в свой юбилей ный, деейтый учебный год. За это время здесь подготовлено уже около четырех тысяч специалистов для предприятий сферы обслуживания — порт ных, вязальщиц, мастеров по ремонту и пошиву обуви, ча совщиков, фотографов, сле- сарей-электриков, телерадио механиков, столяров-красноде- ревщиков. Одновременно с професси ей ребята получают и свиде тельства о среднем! образова нии, так что каждый из них имеет " возможность продол жить учебу в техникумах __и вузах. И многие выпускники училища воспользовались этим правом. Например, отличница учебы ‘прошлого года Елена Дятчина, >— а дипломы с от личием, кстати, вручены в том выпуске пятнадцати выпуск никам, —■' успешно сдав один экзамен по профилирующему ■предмету, вне конкурса за числена в Московский техно логический институт легкой промышленности. Многие вы пускники ГПТУ-28, стали ны нешним летом студентами срсдне-спейиальных и высших учебных заведений. . Пятнадцать новых групп укомплектовано в этом году в училище. — А ведь раньше ребята шли к нам с опаской, не сразу решались скупить на не легкую стезю работника сфе ры бытового обслуживания, — рассказывает директор учили ща В. И. Черников. — Сегод ня же желающих у нас учи ться столько, что впору устраивать конкурсный отбор. Как заметили преподаватели училища, особенно популярны среди молодежи такие про фессии, как портной по по шиву женской верхней и лет ней одежды, вязальщица, сле сарь-электрик по ремонту сложной бытовой техники и телерадиомеханйк. На обуче ние по последней из этих спе циальностей принимаются юноши со средним образова нием и, в основном, уже от служившие в армии. В ос тальные группы ребята при ходят после окончания восьми классов и курс средней школы осваивают в училище одновре менно с занятиями по избран ной профессии. В учебном заведении отлич ная учёбно-материальная ба за. Функционируют более двадцати кабинетов общеобра зовательных и специальных дисциплин. Имеется около полутора де сятков цехов-мастерских для практических занятий. Для обучения будущих портных приобретены шестьдесят швей ных машин, для вязальщиц— специальное оборудование но вейшей конструкции. Коллек ция часов всех без исключе ния отечественных марок собрана в учебном цехе груп пы часовщиков. На специаль ном тренажере ребята учат ся определять любые неисправности в телевизорах и другой аппаратуре. Фото кабинет также оснащен со вершеннейшей оптической тех никой. Обучение и воспитание бу дущих специалистов службы быта доверено в училище дружному, опытному коллек тиву преподавателей общеоб разовательных дисциплин и мастеров производственного обучения. Шестеро из них удостоены знака «Отличник профессионально - техническо го образования». Хорошую подготовку получают учащие ся в группах мастеров Р. Н. Савиной, В. Т. Волох, Г. Н. Анохина, Г. Н. Герасимовой. В нынешнем учебном году учащихся ГПТУ-28 ожидайт, как и прежде, интересные ме роприятия в общественной жизни коллектива. Это и ве чера . «Моя профессия», и встре чи с передовыми работниками предприятий бытового обслу живания города, занятия в кружках художественной са модеятельности, в спортивных секциях. Г. СОЛОВЬЕВ. П О Д А РО К СО ВХ О ЗА Благоустраивается и хорош Негачевка. Вырос новый Дом ма. А теперь среди новостро этажная, просторная, светлая, валами — спортивным и акто дарком местным ребятишкам Подарок этот приготовил еет хлевенское село Фомино- культуры, строятся жилые до ек и средняя школа. Двух- со множеством кабинетов, аым, она стала оьличным по- к новому учебному году, совхоз кНегачевский». Н. ИНОЗЕМЦЕВА. В специальных выпусках «Семья и школа» наша га зета неоднократно подни мала отдельные актуальные вопросы семейного воспи тания, проблемы взаимоот ношений педагогов и роди телей. К этой теме редак ция намерена еще не раз вернуться, а сегодня мы попросили поделиться опы том работы с родителями учителе Н. Г. Герасину. Н АДОЛГО запомнила я слова замечатель ного советского пе дагога А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Пору читься за то, Что семья воспи тывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может вос питывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организо вать семейное воспитание...». Так просто сказано и как трудно осуществимо. В самом деле, роль семьи нег *'можно переоценить, она закладывает основы воспитания личности: в ней ребенок усваивает нор мы морали, навыки совместной работы, здесь формируются его жизненные идеалы. А ведь у каждой семьи все по-своему — отличный от других уро вень нрайстйёйности родителей, опыт социального общения, иные идеалы. Не со всем можно согласиться, но вот игнорировать ничего -мы не имеем права. Ведь все это имеет решающее значение в воспитании - детей. Вот и ищешь к каждой семье свою тропинку, ищешь с первых дней знакомства с классом. Класс, в котором работаю сейчас, четыре года назад я приняла от учительницы Оль ги. Павловны Дедовой. На пер вых порах мы с ней часто бе седовали об индивидуальных особенностях ребят, их семьях. Потом состоялось более близ кое знакомство с родителями. Меня интересовало все — ус- Шумят тополя Давняя дружба связывает школьников Липецкой срод ней школы № 14 с трудовы ми коллективами совхоза «Тепличный» Липецкого райо на и сельскохозяйственной опытной станции. Ребята не только помогают в уборке урожая зерновых и овощей, но и по заданиям специали стов проводят опыты на при школьном участке в пять гек таров. А члены ученической про изводственной бригады ны нешним летом занимались выращиванием гречихи и кар тофеля. Часть собранного урожая будет использована в школьной столовой. Много внимания уделяется озелене нию территории вокруг учеб ного заведения — заложены фруктовый сад, аллеи бере зок и пирамидальных тополей, п ш и н ш ш п ш ш т и ш п ш и ВЕСТ И И З Ш К О Л и 1 ПП 1 !! 1111 Ш 111 Ц 1111 ииШП 11 дендрарий, в котором ребята под руководством заслужен ной учительницы школы РСФСР дйректора школы А. И. Сарафановой решили собрать .образцы растений родного края. ловия и характер воспитания в семье, отношения между ро дителями, какие'.'., обязанности- выгюлнЯет по дому их- ребе нок, Эта информация ложится в основу моих взаимоотноше ний с родителями. Я сравни ваю семьи, пытаюсь , глубже разобраться в причинах пове дения. каждого своего воспи танника. Сразу бросилось мне в глаза, что Слава Г, часто по пустякам нервничает, чувство валось, глубоко переживает Из-за чего-то. Ничто поначалу, Не встревожило меня в его доме. Квартира благоустроен ная, хорошо обставленная. Ме ня встретили внимательная ма ма, сдержанный отец. Можно было бы со спокойным серд цем уйти — мол, пустяки,- пройдет это у мальчика. Од нако что-то едва заметное, в отношениях родителей насто рожило. Подозвала как-то Славу, наедине мы поговори ли откровенно и выяснилось: очень любит мальчик маму, с ней чаще, чем с отцом, обща ется, но... С мамой творится неладное, выпивает, часто не бывает дома. Долго тянулась эта история — маму направляли по наше му настоянию лечиться, но дело до сих пор не исправи лось. Мальчик,- -чувствую, вое больше замыкается, меняется в худшую^ сторону; А ведь-, он честен, трудолюбив, справед лив — как сохранить эти ка чества? Отец мне не помощ ник. Хотя и обещали на ра боте поговорить с ним, да разве это воспитание — по принуждению? Слава сейчас под, особым моим наблюдени ем», . А вот отец Иры С. понра вился мне сразу. Оц регуляр но посещает родительские со брания, любит порассуждать о воспитании дочери, совету ется. Однако, лучше познако мившись е семьей, я узнала отца моей ученицы совсем с другой стороны, очень непри глядной. Он унижал жену на глазах дочери, почти совсем нс помогал материально, Час то беседовала с обоими роди телями, семье этой школа ока зала материальную помощь, а учитслей-предметнидов я по просила о более чутком и вни мательном подходе к Ирине. Эго только два примера, а ведь у меня, как и у боль шинства классных руководите лей, свыше тридцати учеников. Столько же, выходит, на моем учительском попечении и се мей. У каждой — свои проб лемы... Очень важен дружелюбный настрой во взаимоотношениях с семьями. Строишь его тоже в зависимости от ' их особен ностей; Но есть и ббщие пра вила. Например, собираясь к родителям, стараюсь заранее продумать свой рйзговор с "ни ми. Если оцениваю работу Дх ребенка в школе, то делаю это по возможности объектив но и. непременно доброжела тельно. В результате . таких доверительных бесед нередко приобретаешь и. союзников, некоторые папы и мамы помо гают строить внеклассную ра боту. Н. ГЕРАСИНА, учительница. Т ретья среди юннатов Славится хорошим при школьным участком Липецкая средняя школа N2 51. Вместе с учительницей биологии Е. П, Лозенковой учащиеся выра щивают цветы, проводят раз личные опыты. Юннаты при няли в этом году участие во Всесоюзном слете членов об щества охраны природы. Со ревнования были нелегкими — ведь на слет приехали представители ста школ стра ны, Но липчане не подкачали, показали хорошие результа ты. А учащаяся СШ № 51 Оля Дергунова заняла среди юннатов третье место. В Фонд мира На августовском школьном педсовете в Липецкой сред ней школе № 1 по предло жению учительницы историй и обществоведения комму ниста В. Ф. Кабанковой пе дагогический коллектив еди нодушно принял решение внести свой вклад в Фонд мира. Заработная плата учи телей за сегодняшний, пер восентябрьский день будет перечислена в Советский фонд мира. -3 В ' каждом учебном заведении первого сентября будут звучать рассказы о минув шем трудовом лете. Школьники, учащиеся ПТУ и техникумов, студенты отлично рабо тали в ученических производственных брига дах, лагерях труда и отдыха, студенческих строительных отрядах. А вот группа учащихся Липецкого машм- ----------------------------------------------------- 0 ©- ностроительного техникума в дни летних каникул получила необычное задание. Доб ровольцев нашлось больше, чем надо. А о том, как они трудились, рассказывает се годня командир отряда, преподаватель А. Попов. Это не корреспонденция, а свое образный дневник воспитателя. СО- ках вскоре убедились, ему не было покоя и от ребят. Ни разу мы нс видели его одно го. , ' А работал он хорошо. СЕНОКОС! Идем с ребятами к участ ку, где надо' сгребать сено. Расставляем с Малышевым три звена на одном конце, не особенно рвутся: кому охо та лезть в болото, под кома риную тучу? Но ошибся: у каждой косы образовалась очёредь, каждому хотелось косить. Но вот раздался звон, и одна коса «полетела». Идем с ней в лагерь, где у нас все инструменты. Один налажива ет — пятеро смотрят. Через ДОБРОВОЛЬЦЫ ЕСТЬ! В техникуме вдет отбор добровольцев. — Поеду! Не имеете права не взять! ' У второкурсника Карнаухо ва на глазах слезы. Накануне преподаватели получили приказ: надо по мочь подшефному совхозу «Двуреченокий» в заготовке кормов, организовать отряды косарей из учащихся. Набра ли полсотни человек. А нуж но не более тридцати. С одной стороны приятно: парни рвутся помочь селу. А с другой — подозрительно: от души ли порыв? Или это стремление вырваться на волю и порезвиться на лоне приро ды? Кого взять? Все хотят ехать! Решили: поедут ребя та из двух отделений, те, у кого не было никаких дис циплинарных взысканий в техникуме. Перед отправкой руководи тели учебного заведения стро го напутствовали: — За любое нарушение — Отчислять из отряда! Но мы с коллегой, Валерием Викторовичем Малышевым, в душе надеялись — не должно быть «ЧП», ведь мы из доб ровольцев отобрали наиболее надежных. ДЬЯКОНОВ И ДРУГИЕ Разместились в семи разно цветных палатках. Вечером сидели у костра. Внизу чер ным глянцем сверкала река Воронеж. За ней, на противо положном берегу, в легком тумане проступали луга. ПОРА СПЕЮЩЕГО К ОЛОСА И з д н е вн и к а учителя Прямо из тьмы надвигались на нас призрачными фигурами кустарники, деревья, прони занные комариным гулом. Потрескивают сучья, гру стит гитара. Задумчивые пар ни смотрят в огонь. С Вале рием Викторовичем радуемся: — Не косари приехали, а поэты! . ' Ночью мы с ним долго не спали:. то в одной, то в дру гой палатке вспыхивал смех, доносились громкие голоса, треньканье гитары. Мы не сердились, а рассуждали так: ребята на новом месте, они не устали. И решили — утром выговаривать за шум не бу дем, будем: добрыми. Ребята оценят это и ответят благо дарностью. Днем отряд сгребал, коп нил, стоговал сено с азартом, прибаутками. Мы с Малыше вым были счастливы. А к ве черу на территории лагеря раздался рев мотоциклов. Двое наших парней, оседлав их, гонялись друг за другом. Надо же, когда только ус пели съездить домой? Но поздно вечером, когда мы опять сидели у костра, случи лось «ЧП», на которое глаза закрывать уже было нельзя. Заметили, что второкурсник Дьяконов необычно оживлен. Громче всех хохочет. Раз махивает руками. Пытается встать... и не может. — Да он пьян! — ужасну лись мы. — Ребята, уведите его в палатку. Завтра разбе ремся и примем меры. Всем спать! В лагере сразу установилась тишина. ^ Только в палатке, где жил Дьяконов, яростно шептались: —• Расхлебывай теперь за тебя! В эту ночь мы с Малыше вым сделали вывод: доброта — добротой, а разгильдяйства не потерпим. Утром на линей ке зачитали приказ: «... отчис лить из отряда. Просить ад министрацию техникума ли шить стипендии сроком на шесть месяцев...» Дьяконов сгорбился, молчал. Мы поспешили приказ во плотить в жизнь. В лагерь приехал заведующий отделе нием Владимир Григорьевич Роленко. Ребята поняли: до ложат ему о «ЧП», и распла та неминуема. Но ведь это пятно и на весь отряд. То по одному, то группами парни подходили к нам: «Оставьте его с нами...» Снова выстроили всех. Учитывая просьбы ребят, мы с Малышевым сказали ребятам, что отдаем провинившегося иа поруки отряду. Конечно, мы сами не спу скали с Дьяконова глаз. Но три —- на другом. Наблюда ем. Но вскоре 'понимаем, что толку от работы мало: одни сгребают, другие от комаров отбиваются. Как взбодрить? Тут окриком ничего не сде лаешь. Выход нашли сами ребята. Тем, кто трудился хо рошо, надоело смотреть на лентяев. — Александр Иваныч, так дело не пойдет, — подошли ко мне Михаил М.илованов и Сергей Горбунов. — А что предлагаете? — Это поле мы со звеньевы ми вместе разобьем на от дельные участки. И каждому звену дадим свой. Кто быст рей управится — свободен. Все с предложением согла сились. Замерили поле, вста ли по местам. И откуда что взялось? Подтянув загорелые животы, зашевелились, задви гались, засуетились и чуть ли не побежали. И то, что было рассчитано на целый день, — сделали до обеда. Вспоминаю еще один день. Вышли косить осоку, метро вую, жесткую, как камыш. По нынешнему засушливому лету и она в корм скоту пойдет. На** тридцать три парня — одиннадцать кос. Не густо. Выбрали наиболее опытных. Я решил, что до новичков дело не дойдет: опытные справятся. Да, наверное, и салуг ребята полчаса испортилась и другая коса. История повторилась. — Это не работа, — гово рит опять Сергей Горбунов. — Надо косу закрепить за каждым, конкретно. И пусть он за нее отвечает. А другие будут ворошить, сушить,-выта скивать осоку из воды... И это предложение приня ли. И снова работа залади лась, а косы перестали ло маться. ЛИДЕРЫ Среди косарей выделился второкурсник Геннадий Кар ташов, невысокий, коренастый, молчаливый. От его фигуры так и веяло спокойствием. Даже комары его не кусали! Кому делать первый , прокос? — Гене! — говорили ребя та. Кому завершать стога? — Гене! Кому разжечь костер на ветру? Вся ответственная ра бота падала на загоревшие плечи Геннадия.» А он только посмеивался, привычно и лов ко справлялся со всем. Его ребята уважали. Как же мы с Малышевым, воспитатели, проглядели спо собности Гены? В техникуме он был другим: незаметным, даже робким, всегда на вто ром плане, хотя учился хо рошо. Не отставали от Геннадия Игорь Пихунов и Володя Сушков, скромные ребята,- ко торым ■ другие, любившие больше поболтать, уступили свои косы. А они ведь тоже в техникуме на виду не были. Здееь же, когда пришлось трудиться на совесть, их ли дерство признали бесспорным. Это •-и нам, педагогам, непло хой урок. ОНИ И МЫ Учитель... Работа его дале ка от романтики. Эти десять дней показались нам вечно стью: опасная река Вс^ронеж, опасные орудия производства косы, вилы. Неурядицы с бы том: не очень-то были готовы в совхозе к нашему приезду. И все же не забывается... Я решил искупаться. Плыву, Пробую нырять. Меня с бе рега строго и серьезно пре дупреждают: «Осторожнее!» А я-то- думал, что меня ник то не видит. Анатолий Драчев, отбивая косу, порезал палец. Я взял его косу и сказал ему: —■ Давай, я этот участок докошу, а тЫ отдохни. Не усидел и пяти минут: — В се" в порядке! Сам справлюсь. А вы отдохните, вам тяжело. — Это намек на мой вес и возраст. Дневальные кормят ребят. Остается мясо. — Это вам, — говорят, -и бесполезно хлопать по живо ту, убеждая в том, что нам с коллегой мясо вредно. Каждое утро сторож Алек сей Денисович Мещеряков привозит свежее молоко. Пер вая кружка — нам. ...Все кончается, как и этот ответственный трудовой «де сант». Расстались с ребятами сердечно. Почти .каждый вто рой из них был награжден Почетной грамотой совхоза «Двуреченский». А приказ об отчислении из отряда Дьяконов выпросил у меня... «на долгую память...». А. ПОПОВ, преподаватель Липецкого машиностроительного техникума.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz