Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

! сентября 198! г., № 203 (16100 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я в д О Б Р Ь 1 И П У Т Ь П О С Т Р А Н Е З Н А Н М И ! П е д а го ги ч е с к и е р а зд ум ь я И ВСЕ, КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ «Овод», С. Дангулова «Тро­ па» и другие. Эрудиция помо- * ' гает школьникам свободно обобщать, анализировать, сопо­ ставлять. На уроках внеклас- С РЕДИ МНОГИХ проб* ям, хорошо знают классике- сного чтения они обсуждали, лем, которые реша- скую русскую и современную например, доклады на такие ет сегодня каждый советскую поэзию. Откуда у темы: «Нравственные силы учитель, есть одна, наиболее ребят такая отменная эруди- добра», «Образ Родины в со- злободневная, — как нужно ция, как удается Галине Ива- временной советской поэзии», работать, чтобы твои ученики новне «втиснуть» в обычный «Тема войны и мира в совре- шли на урок с радостью, с урок столь много? менной прозе», «Образ молодо- удовольствием?И каждый в Оказалось, что чудо сущест- го рабочего в советской лите- меру своих творческих сил и вл ет, но оно, как считает сама ратуре». педаго 1 ических способностей I алина Ивановна, доступно Галина Ивановна, стремясь решает ее по-своему. каждому. Секрет ее именно в расширить кругозор ребят, до- Но по многолетнему пеДа* интересно организованной вне- бивается того, что они начи— гогическому опыту я знаю, классной работе с детьми. Вот нают ценить собственное сво- что авторитет школьного учи- лишь несколько примеров. ‘ бодное время, учатся содер- тсля напрямую связан не Наш областной центр и край жательно наполнять его. Так только с профессиональными богаты возможностями для получается, что ее девятиклас- знаниями, но и широтой его учителей в их работе по эсте- сники оказываются впереди интересов, с увлечением, ко- тическому, нравственному вое- почти во.всех школьных олим- торому он отдает свое свобод- питанию учащихся. Но все же диадах, смотрах, конкурсах, ное время, который заражает еще далеко не каждый учи- Более двадцати учеников уча- ребят, и не только на уроках, тель, даже классный руково- ствовали в конкурсе на лун­ но и во внеклассной работе, дитель их использует. Питом- ший рисунок — восемнадцать Часто еще порой можно слы- цы Галины Ивановны побыва- премированы, В школьной Ма- шать жалобы и сетования пе- ли во всех экскурсиях по Ли- лой Третьяковке ребята ведут дагогов на то, что ныне уче- пецку, в областном краевед- свои темы: «Революция в жи- ники их «не слушают», «не ____________ ___________________________________________ _ хотят разговаривать», «безраз- :—~ — ---- 1■■"• ■ ; , .......... ..................... , , ,-т^= личны к замечаниям». А при- ....................... чина может быть как раз кроется в том, что воспитатель и воспитусмый ’ общаются только в формальной ' обста­ новке, которая не может обес­ печить задушевный контакт. ЭДйб хочется рассказать се­ годня об учителе, ’успех рабо­ ты которого зависит именно от его умения, а, возможно, та­ ланта—своей увлеченностью ув­ лечь ребят. Это — учительниц ца русского языка я литера­ туры Липецкой средней школы № 51, клаесный руководитель девятого «А» Галина Иванов­ на Кулак. Ее педагогический стаж более . двадцати лет. Можно было бы многое рас­ сказать о Галине Иванович;, как активной общественнице в педагогическом коллективе школы. Она и лектор, и руко­ водитель методического объ­ единения русского языка и ли­ тературы, и участница худо­ жественной самодеятельности — отлично читает стихи, поет в хоре учителей. у, Я не раз бывал у нее на уроках и скажу, что это боль­ шой мастер своего дела. От­ точенность, яркая образность языка, исключительная добро­ желательность и такт в обра­ щении с учащимися. Галина Ивановна умело использует наглядные пособия, техниче­ ские средства, кинофильмы. По ее предметам учащиеся имеют стабильные, прочные знания. Но на ее уроках, особенно литературы, я увидел гораздо больше, чем просто хорошего педагога. Сначала - обратил внимание на то, что ребята часто в ответах используют факты из истории родного края, области. Потом с удо­ вольствием отметил про се­ бя, что ребята обращаются к непрограммным произведени- В О ВРЕМЯ летних ка­ никул около шести тысяч школьников седьмых-восьмых классов Липецка побывали в летних лагерях труда и отдыха, В ЛАГЕРЯХ ТРУДА И ОТДЫХА расположенных в подшеф­ ных хозяйствах или район­ ных центрах области. Они помогали в заготовке кор­ мов, уходе за посевами кормовой и сахарной свек­ лы, уборке овощей. Только в совхозе «Липец­ кий» школьники пропололи около 340 гектаров, заня­ тых овощами, собрали свы­ ше 130 тонн лука, помидо­ ров^ огурцов. А. ИВАНОВА. ческом музее.,.; р Доме-музее Г. В. Плеханова, в клубе «Парус» средней школы № 41. В зимние и летние каникулы они познакомились с музеями Л. Н. Толстого на станции Лев Толстой, краеведческими музеями городов Данкова и Воронежа. . Ребята хорошо знают и трудовую жизнь родного го­ рода, так как знакомятся с рабочими профессиями не по­ наслышке, а в непосредствен­ ных экскурсиях на * заводы «Центролиг», резино-пластмас­ совых'изделий, в автоколонну № 1415 и совхоз «Дружба» Грязанского района. Вот почему, когда в школе комсомольская организация готовит какой-либо тематиче­ ский вечер и требуются лек-. торы, политинформаторы, то выбирают старшеклассников Галины Ивановны. В их девя­ том «А» всегда самые живые и интересные политинформа­ ции по темам: «По нашей об­ ласти», «Трудовые' подарки липчан XXVI съезду партии», «Наш город». Ее ребята много читают по­ тому, что читают коллективно, всем классом. А потом также вместе обсуждают прочитан­ ные произведения. Так за учебный год они «осилили» свыше двадцати книг. Среди них М. Шагинян «Четыре уро­ ка у Ленина», Э. Войнич вописи», «Герои гражданской войны в творчестве советских художников». В подшефном втором классе они показали литературно-музыкалвный мон­ таж, а в смотре школьной ху­ дожественной самодеятельно­ сти заняли первое место... В разносторонней, творче­ ской внеклассной работе с уча­ щимися Галине Ивановне хо­ рошо помогают родители. Мо­ жет быть, поэтому она успе­ вает так много сделать. Га­ лина Ивановна знает каждого из родителей своих учеников: где работает, чем интересует­ ся, что может дать ребятам в свободное время, не в об­ щественную нагрузку, а от ду­ ши, чтобы самому было инте­ ресно. Так и получается, что с мамами ребята отправляют­ ся в театр или на новую ху­ дожественную выставку, с па­ пами — в лес или на речку, Кто-нибудь может подумать, что Галине Ивановне просто повезло — такие уж ей ак­ тивные родители достались. Вовсе нет. Просто она и с ни­ ми работает так же кропотли­ во, как со школьниками. Каж­ дое ее очередное родительское собрание — тематическое: «Ва­ ши организаторские способно­ сти в семье», «Методы воспи­ тания и моральные принципы», «Как помочь ребенку учиться», «Трудный возраст», «Воспита­ ние детей в семье Ульяновых». Ее заинтересованное отноше­ ние к каждому школьнику вы­ зывает такое же живое жела­ ние родителей помочь учителю. — Идем в школу на собра­ ния с большой охотой, знаем, что всегда услышим откровен­ ное и доброжелательное мне­ ние о своем ребенке. А это вызывает стремление во всем быть единодушным с учите­ лем, — так сказали в разго­ воре со мной родители 3. С. и И. П. Гарковенко. ...Я хорошо представляю се­ бе, каким будет сегодня, пер­ вого сентября, ее рабочий день. Будет радостное волне­ ние, когда прозвучит привыч­ ный школьный звонок. Будут цветы, которые охапками пре­ поднесут ей ребята. Но самое главное — . будет та минута, когда — в какой уже раз! — она откроет двери класса и шагнет навстречу сияющим взглядам своих питомцев. «Здравствуйте, ребята1 Позд­ равляю вас с началом нового учебного года! Садитесь, на­ чинаем наш первый урок». И все начнется как будто в первый раз. п. ПЛОХИХ, педагог, член внештатного отдела школ «Ленинского знамени». На снимке: Г. И. Кулак ве­ дет родительское собрание. Фото В. Базылева. О ДНОЙ из лучших в Ли­ пецком районе считается ученическая производ­ ственная бригада Лубновской средней школы. В нее входит около ста старшеклассников. Нынешним летом они занимав РАСТУТ ТРУД , лись видовой прополкой на по- На участке в двадцать лях совхоза «Дмитровский», гектаров ,35 лубновских щколь- заготавливали корма для ско- ников нынче выращивают са- та. харную свеклу. ПТУ — ш кола р а б о ч и х к а д р о в «ВЫБИРАЮ СЛУЖБУ БЫТА» Более 1300 юношей и деву­ шек приступят сегодня к за­ нятиям в Липецком среднем городском профессионально- техническом училище № 28, вступающем в свой юбилей­ ный, деейтый учебный год. За это время здесь подготовлено уже около четырех тысяч специалистов для предприятий сферы обслуживания — порт­ ных, вязальщиц, мастеров по ремонту и пошиву обуви, ча­ совщиков, фотографов, сле- сарей-электриков, телерадио­ механиков, столяров-красноде- ревщиков. Одновременно с професси­ ей ребята получают и свиде­ тельства о среднем! образова­ нии, так что каждый из них имеет " возможность продол­ жить учебу в техникумах __и вузах. И многие выпускники училища воспользовались этим правом. Например, отличница учебы ‘прошлого года Елена Дятчина, >— а дипломы с от­ личием, кстати, вручены в том выпуске пятнадцати выпуск­ никам, —■' успешно сдав один экзамен по профилирующему ■предмету, вне конкурса за­ числена в Московский техно­ логический институт легкой промышленности. Многие вы­ пускники ГПТУ-28, стали ны­ нешним летом студентами срсдне-спейиальных и высших учебных заведений. . Пятнадцать новых групп укомплектовано в этом году в училище. — А ведь раньше ребята шли к нам с опаской, не сразу решались скупить на не­ легкую стезю работника сфе­ ры бытового обслуживания, — рассказывает директор учили­ ща В. И. Черников. — Сегод­ ня же желающих у нас учи­ ться столько, что впору устраивать конкурсный отбор. Как заметили преподаватели училища, особенно популярны среди молодежи такие про­ фессии, как портной по по­ шиву женской верхней и лет­ ней одежды, вязальщица, сле­ сарь-электрик по ремонту сложной бытовой техники и телерадиомеханйк. На обуче­ ние по последней из этих спе­ циальностей принимаются юноши со средним образова­ нием и, в основном, уже от­ служившие в армии. В ос­ тальные группы ребята при­ ходят после окончания восьми классов и курс средней школы осваивают в училище одновре­ менно с занятиями по избран­ ной профессии. В учебном заведении отлич­ ная учёбно-материальная ба­ за. Функционируют более двадцати кабинетов общеобра­ зовательных и специальных дисциплин. Имеется около полутора де­ сятков цехов-мастерских для практических занятий. Для обучения будущих портных приобретены шестьдесят швей­ ных машин, для вязальщиц— специальное оборудование но­ вейшей конструкции. Коллек­ ция часов всех без исключе­ ния отечественных марок собрана в учебном цехе груп­ пы часовщиков. На специаль­ ном тренажере ребята учат­ ся определять любые неисправности в телевизорах и другой аппаратуре. Фото­ кабинет также оснащен со­ вершеннейшей оптической тех­ никой. Обучение и воспитание бу­ дущих специалистов службы быта доверено в училище дружному, опытному коллек­ тиву преподавателей общеоб­ разовательных дисциплин и мастеров производственного обучения. Шестеро из них удостоены знака «Отличник профессионально - техническо­ го образования». Хорошую подготовку получают учащие­ ся в группах мастеров Р. Н. Савиной, В. Т. Волох, Г. Н. Анохина, Г. Н. Герасимовой. В нынешнем учебном году учащихся ГПТУ-28 ожидайт, как и прежде, интересные ме­ роприятия в общественной жизни коллектива. Это и ве­ чера . «Моя профессия», и встре­ чи с передовыми работниками предприятий бытового обслу­ живания города, занятия в кружках художественной са­ модеятельности, в спортивных секциях. Г. СОЛОВЬЕВ. П О Д А РО К СО ВХ О ЗА Благоустраивается и хорош Негачевка. Вырос новый Дом ма. А теперь среди новостро этажная, просторная, светлая, валами — спортивным и акто дарком местным ребятишкам Подарок этот приготовил еет хлевенское село Фомино- культуры, строятся жилые до­ ек и средняя школа. Двух- со множеством кабинетов, аым, она стала оьличным по- к новому учебному году, совхоз кНегачевский». Н. ИНОЗЕМЦЕВА. В специальных выпусках «Семья и школа» наша га­ зета неоднократно подни­ мала отдельные актуальные вопросы семейного воспи­ тания, проблемы взаимоот­ ношений педагогов и роди­ телей. К этой теме редак­ ция намерена еще не раз вернуться, а сегодня мы попросили поделиться опы­ том работы с родителями учителе Н. Г. Герасину. Н АДОЛГО запомнила я слова замечатель­ ного советского пе­ дагога А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Пору­ читься за то, Что семья воспи­ тывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может вос­ питывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организо­ вать семейное воспитание...». Так просто сказано и как трудно осуществимо. В самом деле, роль семьи нег *'можно переоценить, она закладывает основы воспитания личности: в ней ребенок усваивает нор­ мы морали, навыки совместной работы, здесь формируются его жизненные идеалы. А ведь у каждой семьи все по-своему — отличный от других уро­ вень нрайстйёйности родителей, опыт социального общения, иные идеалы. Не со всем можно согласиться, но вот игнорировать ничего -мы не имеем права. Ведь все это имеет решающее значение в воспитании - детей. Вот и ищешь к каждой семье свою тропинку, ищешь с первых дней знакомства с классом. Класс, в котором работаю сейчас, четыре года назад я приняла от учительницы Оль­ ги. Павловны Дедовой. На пер­ вых порах мы с ней часто бе­ седовали об индивидуальных особенностях ребят, их семьях. Потом состоялось более близ­ кое знакомство с родителями. Меня интересовало все — ус- Шумят тополя Давняя дружба связывает школьников Липецкой срод­ ней школы № 14 с трудовы­ ми коллективами совхоза «Тепличный» Липецкого райо­ на и сельскохозяйственной опытной станции. Ребята не только помогают в уборке урожая зерновых и овощей, но и по заданиям специали­ стов проводят опыты на при­ школьном участке в пять гек­ таров. А члены ученической про­ изводственной бригады ны­ нешним летом занимались выращиванием гречихи и кар­ тофеля. Часть собранного урожая будет использована в школьной столовой. Много внимания уделяется озелене­ нию территории вокруг учеб­ ного заведения — заложены фруктовый сад, аллеи бере­ зок и пирамидальных тополей, п ш и н ш ш п ш ш т и ш п ш и ВЕСТ И И З Ш К О Л и 1 ПП 1 !! 1111 Ш 111 Ц 1111 ииШП 11 дендрарий, в котором ребята под руководством заслужен­ ной учительницы школы РСФСР дйректора школы А. И. Сарафановой решили собрать .образцы растений родного края. ловия и характер воспитания в семье, отношения между ро­ дителями, какие'.'., обязанности- выгюлнЯет по дому их- ребе­ нок, Эта информация ложится в основу моих взаимоотноше­ ний с родителями. Я сравни­ ваю семьи, пытаюсь , глубже разобраться в причинах пове­ дения. каждого своего воспи­ танника. Сразу бросилось мне в глаза, что Слава Г, часто по пустякам нервничает, чувство­ валось, глубоко переживает Из-за чего-то. Ничто поначалу, Не встревожило меня в его доме. Квартира благоустроен­ ная, хорошо обставленная. Ме­ ня встретили внимательная ма­ ма, сдержанный отец. Можно было бы со спокойным серд­ цем уйти — мол, пустяки,- пройдет это у мальчика. Од­ нако что-то едва заметное, в отношениях родителей насто­ рожило. Подозвала как-то Славу, наедине мы поговори­ ли откровенно и выяснилось: очень любит мальчик маму, с ней чаще, чем с отцом, обща­ ется, но... С мамой творится неладное, выпивает, часто не бывает дома. Долго тянулась эта история — маму направляли по наше­ му настоянию лечиться, но дело до сих пор не исправи­ лось. Мальчик,- -чувствую, вое больше замыкается, меняется в худшую^ сторону; А ведь-, он честен, трудолюбив, справед­ лив — как сохранить эти ка­ чества? Отец мне не помощ­ ник. Хотя и обещали на ра­ боте поговорить с ним, да разве это воспитание — по принуждению? Слава сейчас под, особым моим наблюдени­ ем», . А вот отец Иры С. понра­ вился мне сразу. Оц регуляр­ но посещает родительские со­ брания, любит порассуждать о воспитании дочери, совету­ ется. Однако, лучше познако­ мившись е семьей, я узнала отца моей ученицы совсем с другой стороны, очень непри­ глядной. Он унижал жену на глазах дочери, почти совсем нс помогал материально, Час­ то беседовала с обоими роди­ телями, семье этой школа ока­ зала материальную помощь, а учитслей-предметнидов я по­ просила о более чутком и вни­ мательном подходе к Ирине. Эго только два примера, а ведь у меня, как и у боль­ шинства классных руководите­ лей, свыше тридцати учеников. Столько же, выходит, на моем учительском попечении и се­ мей. У каждой — свои проб­ лемы... Очень важен дружелюбный настрой во взаимоотношениях с семьями. Строишь его тоже в зависимости от ' их особен­ ностей; Но есть и ббщие пра­ вила. Например, собираясь к родителям, стараюсь заранее продумать свой рйзговор с "ни­ ми. Если оцениваю работу Дх ребенка в школе, то делаю это по возможности объектив­ но и. непременно доброжела­ тельно. В результате . таких доверительных бесед нередко приобретаешь и. союзников, некоторые папы и мамы помо­ гают строить внеклассную ра­ боту. Н. ГЕРАСИНА, учительница. Т ретья среди юннатов Славится хорошим при­ школьным участком Липецкая средняя школа N2 51. Вместе с учительницей биологии Е. П, Лозенковой учащиеся выра­ щивают цветы, проводят раз­ личные опыты. Юннаты при­ няли в этом году участие во Всесоюзном слете членов об­ щества охраны природы. Со­ ревнования были нелегкими — ведь на слет приехали представители ста школ стра­ ны, Но липчане не подкачали, показали хорошие результа­ ты. А учащаяся СШ № 51 Оля Дергунова заняла среди юннатов третье место. В Фонд мира На августовском школьном педсовете в Липецкой сред­ ней школе № 1 по предло­ жению учительницы историй и обществоведения комму­ ниста В. Ф. Кабанковой пе­ дагогический коллектив еди­ нодушно принял решение внести свой вклад в Фонд мира. Заработная плата учи­ телей за сегодняшний, пер­ восентябрьский день будет перечислена в Советский фонд мира. -3 В ' каждом учебном заведении первого сентября будут звучать рассказы о минув­ шем трудовом лете. Школьники, учащиеся ПТУ и техникумов, студенты отлично рабо­ тали в ученических производственных брига­ дах, лагерях труда и отдыха, студенческих строительных отрядах. А вот группа учащихся Липецкого машм- ----------------------------------------------------- 0 ©- ностроительного техникума в дни летних каникул получила необычное задание. Доб­ ровольцев нашлось больше, чем надо. А о том, как они трудились, рассказывает се­ годня командир отряда, преподаватель А. Попов. Это не корреспонденция, а свое­ образный дневник воспитателя. СО- ках вскоре убедились, ему не было покоя и от ребят. Ни разу мы нс видели его одно­ го. , ' А работал он хорошо. СЕНОКОС! Идем с ребятами к участ­ ку, где надо' сгребать сено. Расставляем с Малышевым три звена на одном конце, не особенно рвутся: кому охо­ та лезть в болото, под кома­ риную тучу? Но ошибся: у каждой косы образовалась очёредь, каждому хотелось косить. Но вот раздался звон, и одна коса «полетела». Идем с ней в лагерь, где у нас все инструменты. Один налажива­ ет — пятеро смотрят. Через ДОБРОВОЛЬЦЫ ЕСТЬ! В техникуме вдет отбор добровольцев. — Поеду! Не имеете права не взять! ' У второкурсника Карнаухо­ ва на глазах слезы. Накануне преподаватели получили приказ: надо по­ мочь подшефному совхозу «Двуреченокий» в заготовке кормов, организовать отряды косарей из учащихся. Набра­ ли полсотни человек. А нуж­ но не более тридцати. С одной стороны приятно: парни рвутся помочь селу. А с другой — подозрительно: от души ли порыв? Или это стремление вырваться на волю и порезвиться на лоне приро­ ды? Кого взять? Все хотят ехать! Решили: поедут ребя­ та из двух отделений, те, у кого не было никаких дис­ циплинарных взысканий в техникуме. Перед отправкой руководи­ тели учебного заведения стро­ го напутствовали: — За любое нарушение — Отчислять из отряда! Но мы с коллегой, Валерием Викторовичем Малышевым, в душе надеялись — не должно быть «ЧП», ведь мы из доб­ ровольцев отобрали наиболее надежных. ДЬЯКОНОВ И ДРУГИЕ Разместились в семи разно­ цветных палатках. Вечером сидели у костра. Внизу чер­ ным глянцем сверкала река Воронеж. За ней, на противо­ положном берегу, в легком тумане проступали луга. ПОРА СПЕЮЩЕГО К ОЛОСА И з д н е вн и к а учителя Прямо из тьмы надвигались на нас призрачными фигурами кустарники, деревья, прони­ занные комариным гулом. Потрескивают сучья, гру­ стит гитара. Задумчивые пар­ ни смотрят в огонь. С Вале­ рием Викторовичем радуемся: — Не косари приехали, а поэты! . ' Ночью мы с ним долго не спали:. то в одной, то в дру­ гой палатке вспыхивал смех, доносились громкие голоса, треньканье гитары. Мы не сердились, а рассуждали так: ребята на новом месте, они не устали. И решили — утром выговаривать за шум не бу­ дем, будем: добрыми. Ребята оценят это и ответят благо­ дарностью. Днем отряд сгребал, коп­ нил, стоговал сено с азартом, прибаутками. Мы с Малыше­ вым были счастливы. А к ве­ черу на территории лагеря раздался рев мотоциклов. Двое наших парней, оседлав их, гонялись друг за другом. Надо же, когда только ус­ пели съездить домой? Но поздно вечером, когда мы опять сидели у костра, случи­ лось «ЧП», на которое глаза закрывать уже было нельзя. Заметили, что второкурсник Дьяконов необычно оживлен. Громче всех хохочет. Раз­ махивает руками. Пытается встать... и не может. — Да он пьян! — ужасну­ лись мы. — Ребята, уведите его в палатку. Завтра разбе­ ремся и примем меры. Всем спать! В лагере сразу установилась тишина. ^ Только в палатке, где жил Дьяконов, яростно шептались: —• Расхлебывай теперь за тебя! В эту ночь мы с Малыше­ вым сделали вывод: доброта — добротой, а разгильдяйства не потерпим. Утром на линей­ ке зачитали приказ: «... отчис­ лить из отряда. Просить ад­ министрацию техникума ли­ шить стипендии сроком на шесть месяцев...» Дьяконов сгорбился, молчал. Мы поспешили приказ во­ плотить в жизнь. В лагерь приехал заведующий отделе­ нием Владимир Григорьевич Роленко. Ребята поняли: до­ ложат ему о «ЧП», и распла­ та неминуема. Но ведь это пятно и на весь отряд. То по одному, то группами парни подходили к нам: «Оставьте его с нами...» Снова выстроили всех. Учитывая просьбы ребят, мы с Малышевым сказали ребятам, что отдаем провинившегося иа поруки отряду. Конечно, мы сами не спу­ скали с Дьяконова глаз. Но три —- на другом. Наблюда­ ем. Но вскоре 'понимаем, что толку от работы мало: одни сгребают, другие от комаров отбиваются. Как взбодрить? Тут окриком ничего не сде­ лаешь. Выход нашли сами ребята. Тем, кто трудился хо­ рошо, надоело смотреть на лентяев. — Александр Иваныч, так дело не пойдет, — подошли ко мне Михаил М.илованов и Сергей Горбунов. — А что предлагаете? — Это поле мы со звеньевы­ ми вместе разобьем на от­ дельные участки. И каждому звену дадим свой. Кто быст­ рей управится — свободен. Все с предложением согла­ сились. Замерили поле, вста­ ли по местам. И откуда что взялось? Подтянув загорелые животы, зашевелились, задви­ гались, засуетились и чуть ли не побежали. И то, что было рассчитано на целый день, — сделали до обеда. Вспоминаю еще один день. Вышли косить осоку, метро­ вую, жесткую, как камыш. По нынешнему засушливому лету и она в корм скоту пойдет. На** тридцать три парня — одиннадцать кос. Не густо. Выбрали наиболее опытных. Я решил, что до новичков дело не дойдет: опытные справятся. Да, наверное, и салуг ребята полчаса испортилась и другая коса. История повторилась. — Это не работа, — гово­ рит опять Сергей Горбунов. — Надо косу закрепить за каждым, конкретно. И пусть он за нее отвечает. А другие будут ворошить, сушить,-выта­ скивать осоку из воды... И это предложение приня­ ли. И снова работа залади­ лась, а косы перестали ло­ маться. ЛИДЕРЫ Среди косарей выделился второкурсник Геннадий Кар­ ташов, невысокий, коренастый, молчаливый. От его фигуры так и веяло спокойствием. Даже комары его не кусали! Кому делать первый , прокос? — Гене! — говорили ребя­ та. Кому завершать стога? — Гене! Кому разжечь костер на ветру? Вся ответственная ра­ бота падала на загоревшие плечи Геннадия.» А он только посмеивался, привычно и лов­ ко справлялся со всем. Его ребята уважали. Как же мы с Малышевым, воспитатели, проглядели спо­ собности Гены? В техникуме он был другим: незаметным, даже робким, всегда на вто­ ром плане, хотя учился хо­ рошо. Не отставали от Геннадия Игорь Пихунов и Володя Сушков, скромные ребята,- ко­ торым ■ другие, любившие больше поболтать, уступили свои косы. А они ведь тоже в техникуме на виду не были. Здееь же, когда пришлось трудиться на совесть, их ли­ дерство признали бесспорным. Это •-и нам, педагогам, непло­ хой урок. ОНИ И МЫ Учитель... Работа его дале­ ка от романтики. Эти десять дней показались нам вечно­ стью: опасная река Вс^ронеж, опасные орудия производства косы, вилы. Неурядицы с бы­ том: не очень-то были готовы в совхозе к нашему приезду. И все же не забывается... Я решил искупаться. Плыву, Пробую нырять. Меня с бе­ рега строго и серьезно пре­ дупреждают: «Осторожнее!» А я-то- думал, что меня ник­ то не видит. Анатолий Драчев, отбивая косу, порезал палец. Я взял его косу и сказал ему: —■ Давай, я этот участок докошу, а тЫ отдохни. Не усидел и пяти минут: — В се" в порядке! Сам справлюсь. А вы отдохните, вам тяжело. — Это намек на мой вес и возраст. Дневальные кормят ребят. Остается мясо. — Это вам, — говорят, -и бесполезно хлопать по живо­ ту, убеждая в том, что нам с коллегой мясо вредно. Каждое утро сторож Алек­ сей Денисович Мещеряков привозит свежее молоко. Пер­ вая кружка — нам. ...Все кончается, как и этот ответственный трудовой «де­ сант». Расстались с ребятами сердечно. Почти .каждый вто­ рой из них был награжден Почетной грамотой совхоза «Двуреченский». А приказ об отчислении из отряда Дьяконов выпросил у меня... «на долгую память...». А. ПОПОВ, преподаватель Липецкого машиностроительного техникума.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz