Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
!Лектор иаудитория П РОЧНА ЛИ СВ ЯЗ Ь? М НОГИМ из тех, кто по стоянно бывает на лек циях, знакома такая кар тина. Зал полон, люди с нетер пением ожидают лектора. Он, наконец, выходит к трибуне и... начинает сыпать общие, стан дартные фразы. В зале — шу мок, шелест газет. Люди в не доумении: кому и зачем нуж на лекция, не учитывающая ин тересов аудитории и положе ния дел в данном коллективе? В такие моменты думаешь: что помешало лектору приехать в этот цех или колхоз, заранее поговорить с людьми, изучить вопрос? Сила инерции или ле ность мысли? Может, неумение интересно, доходчиво, откро венно говорить с аудиторией? Или боязнь сказать чего-то «лишнего»? В адрес лекторов, активных проводников политики паотии, с трибуны XXVI съезда КПСС прозвучали весомые слова при знательности. Похвала заслу женная, справедливая. Нас, лекторов, она обязывает не только не снижать уровня лек ционной пропаганды, но и ак тивно искать новые, более эф фективные пути и формы своей работы. Эти требования, как известно, вытекают из самой жизни. Усложняются стоящие перед нашим обществом соци ально-экономические задачи, обостряется идеологическая борьба с миром капитализма. Вот почему необходимость со вершенствования лекционной пропаганды заставляет нас еще и еще раз проследить проч ность установившихся связей между лектором и аудиторией. Нельзя не задуматься над таким вопросом: каждый ли образованный человек может быть сегодня лектором? На этот счет существуют разные мне ния. По убеждению одних, ни чего хитрого в лекторском деле нет. Был бы диплом, да при вычка к публичным выступле ниям. Другие. — и их большин ство — придерживаются про тивоположной точки зрения. Они утверждают: искусство лектора — это призвание, та лант, Нужно поэтому искать тгшГнтливых людей, растить их, бережно учить и воспиты вать. В самом деле, в услови ях, когда наша страна превра тилась в страну высокой обра зованности населения, когда каждая семья имеет надежные каналы повседневной инфор мации — радио, телевидение, газеты и журналы, — со всей определенностью следует ска зать, что лектором может быть далеко не каждый человек с вузовским дипломом. Еше не давно —• мог, а сегодня — нет. Стоит лектору лишь дуб лировать с трибуны то, что че ловек прочитал в газете или услышал по радио, — и инте рес аудитории к его выступле нию сразу пропадает. И вот некоторые наши коллеги, не умеющие перестроиться, встать на уровень требований аудито рии и выше этих требований, уходят с поприща лекционной пропаганды. По результатам общественно-политической ат тестации. проведенной в янва ре—декабре прошлого гола в областной организации общест ва «Знание», из 16111 лекторов не подтвеодили свое высокое звание 234 человека. Еще 102 •— выбыли из рядов общества в ходе кампании по обмену членских билетов. Процесс отсева лекторских кадров, думается, следует рас сматривать с двух точек зре ния. Ушел . плохой лектор — значит «ушли» вместе с ним и серые, мало приносящие пользы выступления. Выступления ра ди формы, ради отчета. Но, с другой стороны, утечка кадров может привести к тому, что жи вым словом устной пропаган ды не будут охвачены некото рые коллективы и категории трудящихся. Значит, следует укреплять связь лектора и аудитории. И для того, чтобы эта связь была прочной, дей ственной, необходимо решить ряд проблем, связанных с под бором и воспитанием лектор ских кадров. В СОВРЕМЕННОМ пред ставлении лектор — это высококвалифициров а н- ный специалист, обладающий широкой научной эрудицией, знающий законы педагогики, психологии, владеющий оратор ским искусством. Следователь но, определенный критерий в том, кто может быть лектором, имеется. Другое дело, есть ли у нас система привлечения та ких специалистов к устной про паганде., система их воспитания и роста? Посмотрим, например, как морально стимулируется труд лектора. Много ли, скажем, наших лекторов, в том числе и умелых, с именем, поощряется на предприятиях области по четными грамотами? Многие ли из них удостоены чести быть занесенными на Доски по чета заводов, колхозов и сов хозов, районов? К сожалению, единицы. Существенно может поднять авторитет мастеров устной пропаганды проведе ние смотра-конкурса на звание «Лучший лектор года». Нуждается в улучшении и система подготовки и повы шения квалификация лектор ских кадров. У нас в области нередки случаи, когда не выг полняются учебные планы действующих на местах школ лекторов. Так было нынче . в Задонском и Добровском рай онах. Планы там не осуществ лены и по объему материала, который необходимо было изу чить в школах, и по количеству занятий. В Краснинском и Панковском районах не были включены в систему повышения квалификации отдельные кате гории лекторов. Мы мало еще занимаемся ростом мастерства лекторов по экономическим во просам, лекторов-атеистов и некоторых других. Сохранению преемственности лучших до стижений лекторского искусст ва могли бы помочь олимпиады молодых лекторов, дальнейшее развитие наставничества опыт ных мастеров слова над моло дыми и начинающими. Забота об учебе кадров, о повышении эффективности работы школ лекторов должна быть постоян ной заботой городских и рай онных, а также и областной организаций общества «Зна ние». Вместе с тем заметим, что хорошего лектора «делает» не только и не столько школа или курсы, а собственная работа над собой. Иными словами, каждому из нас следует само стоятельно учиться. Изучать методику лекторского мастерст ва, организаторское искусство, наконец, нужно просто не от ставать от жизни. Не в том ли беда иных наших коллег, что они, вооружившись опреде. ленным запасом знаний, не по полняют его — на их, мол, век хватит. В чем беда таких горе- лекторов? В том, прежде все го, что выступление для них — самоцель. Главное — прочи тать лекцию, а каков ее эф фект — дело десятое. Прослеживая пути роста ква* лификацин лекторских кадров, следует подчеркнуть, что ма стера устной пропаганды вос питывает и сама аудитория. Особый настрой чувствуешь, когда люди во время выступле ния находятся в обстановке ду шевного подъема, глубокого интереса. И, наоборот, КПД лектора резко падает, если знаешь, что люди пришли в зал только потому, что их обяза ли. Не интерес к теме привел, а начальник цеха или предсе датель завкома. Такое нередко бывает на липецких трубном и радиаторном заводах. Реклами рование предстоящих лекций здесь поставлено плохо, инте ресы аудитории не изучаются. Вот и бегают руководители пе ред лекцией, собирают людей. Невозможно передать слова ми состояние лектора, когда контакта со слушателями у него не получается по причине срыва лекции. Чего греха та ить, такое бывает сплошь и ря дом. Недавно, например, на Ле бедянском заводе строительно отделочных машин была запла нирована лекция «Трудовые ресурсы в условиях интенсифи кации общественного произ водства». Тема, можно сказать, насущная для коллектива. На предприятии большая текучесть кадров, нередки нарушения трудовой дисциплины. Завод не выполняет обязательств, при нятых на 1981 год. Казалось бы, лектора, который, кстати, хорошо подго товился к встрече, должны бы ли встретить в коллективе с распростертыми объятиями. Но лекция не состоялась. Ее сор вали. Причины срыва не могли выяснить ни секретарь партко ма, ни директор завода, ни председатель первичной органи зации общества «Знание». Помимо того, что срывы лек ций влияют на психологическое состояние лекторов, они и аудиторию лишают возможно сти думать, анализировать со стояние дел в коллективе, на страиваться на преодоление недостатков. За первое полу годие 1981 года в нашей обла- сти из-за простоев, прогу лов и неявок с разрешения ад министрация недодано продук ции больше чем на 10 млн. рублей. Рабочего времени, по предварительным данным, по теряно ПО тысяч человеко дней. И это при том, что на каждом предприятия имеется четкое представление о цене каждой рабочей минуты. Поче му же руководители партий ных организаций допускают срывы лекций на важные темы экономии и бережливости? По чему очень редко включают в тем-атику лекционной пропаган ды вопросы борьбы за береж ное отношение к рабочему вре мени наши заводские организа ции общества «Знание»? По чему, наконец, эти лекция, прямо скажем, собирают мало численную аудиторию и, следо вательно, не достигают целя? Думается, недоработки в си стеме планирования и проведе ния лекций, в подготовке ауди торий можно без труда испра вить. Почему бы не ввести в практику месячники обществен но-политических чтений или не дель науки? Почему на каждом предприятии, в колхозе и сов хозе не разработать долгосроч ную, с указанием точных дат и тематики, программу лекци онной пропаганды? Это откроет возможность своевременно фор мировать специальный «порт фель» заказов на широкий спектр социально-экономиче ских, политических и других лекций и в соответствии с ним готовить аудиторию. ...Горячее^ умное слово лек тора должно заставлять людей думать, искать, мобилизовы вать на творческий, высокопро изводительный труд. Ради до стижения этой цели нам, лек торам, следует настойчиво ук реплять связи с аудиторией. В. БОЙКО, ответственный секретарь правления областной организации общества «Знание»; В. РАДЧЕНКО, кандидат экономических наук. ОТ РЕДА КЦ ИИ: Печатая статью «Пр оч на ли с в язь!», редак ц ия о б ращается с п р о сьб ой к п артийным раб о т никам, лект о рам, мастерам устн ой п р оп аганды, к о все м читателям в ыска зать с в о е мнение по существу затр о нутых в ней в оп р о с о в. Речь, к ак п редста вл яется, д о лж на идти о п ут ях дальнейшег о раз в ития лек ц и о нн ой п р оп аганды, по в ышения ее ур о в ня и дейст ве нн о ст и, укре п ле ния с в язи с жизнью и с задачами, ко торые поставил перед идеологическими работниками XXVI съезд КП СС. и д е й н ы е в о ж а к и И ВОСПИТАТЕЛИ С совещания учителей-коммунистов Левобережного района Учителя-коммунисты. , Что сегодня определяет их облик? Какие качества выделяют среди товарищей по труду, несущих ответственную вахту на ниве просвещения? Часто убежда ешься, что в большинстве это люди, не только отлично вла деющие своим предметом, но и широкообразованные, 'осве домленные о последних дости жениях педагогической мысли. Это позволяет им успешно сов мещать творческий труд с большой общественной работой. Для них характерны глубокое чувство сопричастности делам коллектива и высокая мера от ветственности. Иными словами, учителя- коммунисты — это боевой аван гард каждого коллектива пе дагогов, обладающий огромным мобилизующим и воспитатель ным потенциалом. Использовать его как можно более эффектив но и полно — задача школьной первичной Партийной организд- ции. В Левобережном районе Липецка насчитывается сейчас 21 первичная школьная пар тийная организация, то есть каждый третий учитель — коммунист. Немалая сила. Как же используется этот большой отряд в решении задач, по ставленных партией? Чтобы от ветить на этот вопрос, и соб рались коммунисты школ Ле вобережья перед большим ав густовским педсоветом,в канун первого учебного года одиннад цатой пятилетки. Свое выступление перед соб равшимися первый секретарь райкома партии В. В. Голоща пов начал со слов благодарно сти в адрес учителей. Для это го были все основания: благо даря их самоотверженному труду улучшилась успевае мость (в шести школах она составила сто процентов), со кратился отсев учащихся, ок репла материальная база школ. В районе наметилась устойчи вая тенденция к снижению числа правонарушений. Но не все в достигнутом удовлетворяет районнук) пар тийную организацию. Большое, например, беспокойство вызы вает невысокая общественно- политическая активность пе дагогов. В связи' с этим перед первичными организациями бы ла поставлена задача улучше ния воспитательной работы с коллективами учителей, осу ществлять которую следует че рез систему партийной учебы, а также с помощью партийных собраний. Велико воспитательное значе ние собрания коммунистов, ес ли, конечно, оно хорошо орга низовано, отличается четко стью цели и актуальностью поднимаемых вопросов. Вот тогда оно — и средство повы шения общественно * политиче ской активности, и мощный рычаг в совершенствовании учебно-воспитательного процес са. .Именно такие собрания стали проводиться в последнее вре мя в школе № 4. Откровенно и заинтересованно говорят на них о всех своих проблемах учителя: как укрепить мате риальную базу школы, повы сить качество урока, внеклас сных мероприятий, чем по мочь органам ученического са моуправления. На собраниях анализируется опыт педагогов, вскрываются резервы их труда. Иными словами, идет неустан ный, творческий поиск улучше ния всей работы коллектива. Такую же роль воспитателя и организатора выполняют собрания школ №№ К), 38 и 54, где первичные парторгани зации возглавляют В. А. Мер курьев, И. М. Черненилова и А. А. Белькова. Та же первич ная организация школы № 4 умело использует и предостав ленное ей право контроля дея тельности администрации, спра ведливо усматривая в таком контроле возможность оказать реальную помощь в организа ции дела, руководстве коллек тивом. Не как ревизор или инспектор выступает тут партийная организа ция, а как идейный вожак и воспитатель. Свои наблюде ния, свою точку зрения она делает предметом гласности, обсуждения, концентрируя внимание коммунистов и на конкретном опыте, и на отста ющих звеньях. Высказывает в адрес администрации свои ре комендации, определяя при этом собственные задачи, меры усиления организаторской, по литико-воспитательной работы в коллективе. Важную роль в этом играет взаимно-принци пиальная позиция секретаря партийной.организации В. П. Варвариной и директора шко лы В. А. Демченко. Оттого и высок авторитет обоих. Раз вивать в коллективах критику и самокритику, активно вме шиваться во все дела школы, проявлять при этом подлинную принципиальность — необходи мость этого подчеркивалась на совещании. С большим интересом слуша ли участники совещания вы ступление директора школы № 25 3. И. Фурсовой. Кол лектив, который она возглав ляет, закончил минувший год со стопроцентной успеваемо стью, и за последние пять лет никто из его учеников не со вершил правонарушения. 3. И. Фурсова с большой теплотой говорила о коллегах, чьими усилиями крепнет материальная база школы, повышается ка чество обучения и воспитания ребят. И здесь опять видны результаты совместных усилий администрации и партийной организации — стимулируется творческая актнзность каждого учителя, распространяется пе редовой опыт, ведется большая работа с молодыми учителями. Но на совещании . приводи лись и другие примеры. Так, в школе № 7 урок труда в од ном из седьмых классов был посвящен сборке деталей стан ка. Однако не только самого станка нет в мастерских,но да же таблиц, плакатов, о нем рассказывающих. Мало проку от таких уроков. Но это, ви димо, не беспокоит партий ную организацию. Контроль за учебно-воспитательным про цессом здесь считают уделом лишь администрации. По той же причине на совещании были подвергнуты критике партийные организации школ №№ 11 и 29. Многие выступавшие откро венно признавались в просчетах в работе по профессиональной ориентации учащихся — к си стематическому ее осуществле нию школы только подступают. Инициатива здесь должна ис ходить от коммунистов — надо укреплять базу трудового обу чения, теснее работать с пред приятиями и профтехучилища ми. Особо встает проблема досу- та, о которой говорили и док ладчик, и выступивший затем секретарь парторганизации школы № 10 В. А. Меркурьев. Следует всемерно развивать и художественную самодеятель ность, и детское техническое творчество через кружки — в школах, по месту жительства. Итак, задуманный по инициативе райкома партии разговор состоялся. Он послу жит хорошим стимулом всей дальнейшей работы первичных партийных организаций района, всех его педагогических кол лективов. Основные направле ния работы совещания отра жены в обращении ко всем педагогам и общественности района. С. ТАТЬЯНИНА. На снимке: один из лучших рабочих Липецкого завода специнструмента и техоснастки Н. А. Кузовкин. Фото В. Ельшаеза. С О В Х О З « к л ю ч ж и з н и » ОБНОВЛЕНИЕ С Т А Д А 9 6 Т Е Л Я Т — О Т С Т А К О Р О В Одно из условий воспроизводства дойного стада, увеличения поголовья и повышения продуктивности — это получение от коров здорового потомства, отличающегося высоки* ми молочными качествами. Большой опыт в этом отношении накопили животноводы сов хоза «Ключ жизни», где от каждых ста коров получили в прошлом году 96 телят, а в целом за пятилетку — по 91 теленку от ста коров. Это позволило коллективу успешно выполнить задания по производству и заготовкам животноводческой продукции, создать условия для дальнейшего повышения эффективности отрасли в одиннадцатой пятилетке. О слагаемых успеха животноводов совхоза «Ключ жизни» рассказывается сегодня в на шей газете. , ---------------------------------------------------© Ш --------------------------------------------------- Коллектив тепло проводил на пенсию вете- рок, ветеринарных и зоотехнических работни- рана совхоза техника-осеменатора М. И. Ан ти по в а. Мн оги м о бязан этому человеку сов хоз. Добросовестный, живо интересовавший ся всем новым, что внедрялось в практику общественного животноводства, он основа тельно изучил все, что связано с его спе циальностью. И не только изучил, но и до бился хороших практических результатов. В последние годы постоянно получал по 100— 102 теленка от каждой сотни коров. Естест в ен но, приемы работы Михаила Ива новича стали настоящей школой передового опыта для животноводов совхоза. Часто бы вая на ферме, где он работал техником, при сматриваясь к организации труда, они извлек ли для себя много полезного. И недаром один из них — А. Б. Кузьмин получил недавно квалификацию техника-осеменатора первого класса, стал победителем в районном сорев. новании среди представителей этой профес- ков на фермах. В холодное время года в обязательном порядке обеспечиваем подо грев клеток с телятами. Под строгий контроль зоотехнической служ бы и руководителей ферм поставлен процесс выпойки телят. На эти цели в течение 55 дней отпускаем по 220 килограммов молока — примерно столько же, как и в других хозяй ствах Елецкого района. Недостаток молока компенсируем за счет его заменителей. Так, начиная с месячного возраста, телятам даем овсяный отвар из расчета два килограмма на голову. Как показывает опыт, отвар благо творно влияет на развитие молодняка: телята растут крепкими, быстро прибавляют в весе. В рацион включаем также обрат, искусствен ное молоко, сено Все работники ферм, как и техники-осеме наторы, материально заинтересованы в высо ком выходе и сохранении молодняка. Если сии. На глазах растет мастерство О. Н. Австри- доярка без потерь передаст телятницам весь евских и других техников хозяйства. Руководство совхоза делает все, чтобы ус ловия их работы были максимально благо приятными. Пункты искусственного осемене ния оснащены современным оборудованием. Разработаны действенные, условия матери ального поощрения техников-осеменаторов за перевыполнение плановых заданий. На. пример, тем, кто добился получе- полученный молодняк, она получит сто руб лей премии и теленка. При сохранности в 95 процентов премия уменьшается до семидеся ти пяти рублей. Если выход молодняка ме нее 90 процентов, доярка теряет право на премию. Многие доярки полностью сохраня ют полученное поголовье. Располагая таким большим количеством молодняка, ежегодно обновляя стадо на ния 95 телят от ста коров, выплачивается по 17—20 процентов, мы добились неплохих ре итогам года сто рублей премии, а также бесплатно выдается теленок. Чуть меньше премия — осеменаторам, получившим по 90 телят. Это заставляет людей работать с пре дельной ответственностью, не допускать про- колоста коров, некачественного осеменения. Придавая столь большое значение эффек тивности работы техников-осеменаторов, мы, разумеется, не забываем и о других факто рах, влияющих на получение и высокую со хранность молодняка, его продуктивность. В совхозе четко отлажен зоотехнический учет. Прослеживается родословная каждой коровы на протяжении многих поколений. Учитыва ются удои, сроки запуска и растела, жизнег стойкость полученного потомства. Благодаря этому зоотехническая служба получает воз можность вести целенаправленную селекци онную работу, вовремя Выбраковывать мало продуктивных, ослабленных животных и по полнять стадо здоровым, отобранным от луч. ших коров молодняком. В итоге достигнут не только значительный рост молочного пого ловья, но и улучшился его качественный со став. Сейчас из семисот коров около 550 — чистопородные, а остальные — четвертого поколения. Высокие племенные качества ма точного поголовья во многом облегчают борьбу за максимальную сохранность полу ченного приплода. Ее мы начинаем задолго до растела. При мерно за два месяца до него исключаем из рациона сочные и жидкие корма (силос, бар ду), а вместо них вводим концентраты, сено, его ежегодно заготавливаем 600—700 тонн — в среднем по тонне на корову. Перед оте лом организуем постоянное дежурство доя- зультатов в повышении эффективности мо лочного скотоводства. Средние удои по цент ральной ферме, где бригадиром опытный специалист В. И. Новикова, около трех тысяч килограммов молока в год. Всего на триста килограммов меньше надои в целом по сов хозу. Это позволило сверх плана десятой пя гилетки продать государству 97 тонн молока. Хорошо поставленные воспроизводство стада, селекционная работа позволяют выра щивать племенных бычков и телочек на про дажу, В прошлом году, к примеру, мы реали зовали другим хозяйствам 68 голов племенно го молодняка. Сегодня имеем реальную воз можность продать племенного скота в два раза больше. По расчетам, прибыль от его реализации составит десятки тысяч рублей Засушливое лето заметно сказалось на продуктивности кормовых угодий. Тем не менее, для нужд молочного стада мы за пасли около 550 тонн высококачественного сена. Ведем заготовку травяной муки из ди корастущих трав, позже намерены заготовить витаминную муку из яблочного жома. Все это позволит на зиму обеспечить молодняк полноценными кормами. Сейчас весь он, как и дойное стадо, содер жится в летних лагерях. Телятам регулярно подвозим травяную резку, обрат, включаем в рационы различные добавки. По наметкам, выход молодняка в этом году обеспечим почти на таком же уровне, как и в прошлом К. ТВЕРИТНЕВ, директор совхоза «Ключ жизни». X. МЕРЕТУКОВ, главный зоотехник совхоза. КРАСНОЕ. (Соб. корр. «Ле нинского знамени»). На 700 с лишним гектарах выращивают здесь сахарную свеклу по ин дустриальной технологии. Все звенья вооружены тракторами Т-150 и широкозахватными аг регатами, что позволяет прово дить агротехнические меропри ятия по уходу за посевами в сжатые сроки и с отличным качеством. В будущем году число звеньев, работающих с наименьшими затратами труда, удвоится. До полутора тысяч гектаров возрастут закреплен ные за ними площади. Это 55 процентов всех свекловичных З В Е Н Ь Е ВЫ Е У Ч А Т СЯ плантаций района. Заботиться о будущем урожае здесь начи нают уже сейчас. Под свеклу отведены лучшие предшествен ники, на каждый гектар вно сят 15 центнеров минеральных удобрений. Поля перед взме том зяби обрабатывают дис ковыми лущильниками. Подлинной школой проверки готовности механизаторов к работе по-новому стал район ный конкурс звеньевых по па хоте зяби. Учитывались глуби на вспашки, качество заделки стерни, выровненность почвы и другие требования. Лучше других справились с ними Н. К Якунин из совхоза «Половнев ский», Е. Д. Усачев из колхо за «Заветы Ленина» и В. И Потапов из колхоза имени Ва вилова. В настоящее время все участки, отведенные под свеклу, обработаны в соответствии с прогрессивной технологией. Профсоюзная жизнь СИ Л А РАБ ОЧЕГО СЛ ОВА Вроде и дела идут в нашем цехе хорошо — за прошедшие десять лет тринадцать раз во Всесоюзном соревновании цех удостаивался призовых мест. но соберемся, чтобы обсу дить какой-нибудь вопрос, и непременно завязывается го рячий разговор. От одного Анд рея Дмитриевича Цуканова, возглавляющего первую брига ду прокатчиков, услышишь не одно критическое замечание в адрес профсоюзного комитета, на которые, как говорится, и возразить нечего. , Мы убедились, что, рабочие собрания — хорошая школа. И мы придаем им особое зна чение, готовим их заблаговре менно, тщательно и продуман но. Именно на собрании рабо чих члены цехкома профсоюза завели речь о прокатке слябов с минусовыми допусками. Те перь позади немалый путь, и успехи достигнуты заметные: за счет минусовых допусков только за последние пять лет завод выдал дополнительно стали на 33 миллиона рублей. Держаться на гребне социа листического соревнования по могает нам внедрение новой технологии, тесная связь с родственными предприятиями, научными учреждениями и, конечно, постоянный хвор окий поиск. Герой Социалист’, . Ско- го Труда Андрей Дмитриевич Цуканов, Юрий Тимофеевич Штепа — сторонники всего нового, передового. Но особен но горячо берется за внедре ние новшеств Николай Ивано вич Безрядин, мастер четвертой бригады прокатчиков. Это по его инициативе началось со ревнование под девизом: «Вы сокое качество продукции — честь предприятия». Сейчас брак в цехе составляет всего 0,18 процента, что в несколько раз меньше допустимого. Эта же бригада первой раз вернула борьбу за отличное выполнение заказов в срок. Широкое распространение полу* чил у нас почин знатного ста левара завода «Азовсталь» Героя Социалистического Труда Г. Я. Горбаня, предложившего соревноваться под девизом «От стали высокого качества к прокату по заказам с почетным пятиугольником». Сейчас мы маркируем государственным Знаком качества треть нашей продукции, то есть два миллио на тонн проката в год. В нашем цехе висит плакат: «Из проката, выработанного в стране за одну минуту, можно Произвести 70 автобухов, 80 грузовых или 300 легковых автомобилей». Цифры впечат ляющие. На одном из профсо юзных собраний именно об этих минутах и пошел разго вор. Как теряется время, в чем причины? Многие отмечали плохую стыковку смен. Быва ет, что иная бригада печется лишь о своем успехе, пренеб-» регая интересами сменщиков. Тогда неизбежен общий проиг рыш. Есть потери из-за несоб людения четкого ритма в борь бе за «горячий» час. Перепады в температурном режиме приво дят к потере этих самых дра гоценных минут. И еще одна беда — дефицит валков. Как-то в самый разгар смены выкрошился рабочий валок восьмой клети. И кусок- то отпал величиной с пятак, но он мог вызвать коробление по лосы. Агрегаты остановили, хотя и понимали, что можем потерять много дефицитного стального листа. Заменить ва лок было нечем. На ноги подняли всю инженерную службу не только цеха, но и завода. Пришлось в срочном порядке налаживать в цехе шлифовку старых вал ков. После этого случая проф союзные активисты стали прак тиковать рейды по контролю за темпами и качеством шли фовки, особенно в ночное вре мя. В итоге удалось значитель но ускорить замену валков, когда в том возникала необхо димость. Анализируя ход социалисти ческого соревнования, рабочие цеха на собраниях не раз указывали на несовершенство некоторых технологических операций. Эти замечания учте ны. С помощью ученых совер шенствуется процесс прокатки. Вводится, например, установка валков с помощью гидравлики, позволяющая почти вдвое со кратить время на эту операцию. Прокатка тончайшего профиля автолиста, которая осваивается у нас впервые в стране, тре бует хорошего разогрева сля бов. Поэтому занялись подбо ром такого режима охлаждения валков, который бы позволил не застуживать полосу. Снима. ем давление воды при оконча тельном гидросмыве окалины. Это положительно сказалось и на ряде смежных операций — значительно реже стала за стревать полоса в клети, уменьшились поломкй валков. Совершенствуем и внедрен ную у нас львовскую систему управления качеством труда и продукции, связывая ее с ка лужским методом. Внедрение этого метода несколько услож нило работу нормировщиков, экономистов, зато теперь пока затели каждого человека как на ладони, и полностью ликви дированы обезличка и уравни ловца. Каждый вторник у нас счи тается днем профсоюза. В этот день подводим итоги со ревнования, рассматриваем предложения рабочих, разра батываем рекомендации. Важ ное значение при этом придаем оперативной информации о со ревновании, с которой перед началом каждой смены опера торы диспетчерской знакомят коллектив. Делается это тоже по предложениям, внесенным на рабочем собрании. Не снимаем, с повестки дня н вопросы быта, здоровья и отдыха прокатчиков. У нас каждый день после ночной сме ны не менее 80 человек отправ ляются на цеховую базу отды ха. Желающие могут отдохнуть и в «Сухоборье». За год мы получаем более двух тысяч путевок, да еще его — для тех, кто нуждается в курортном ле чении. Сейчас мы готовимся котчет но-выборной кампании, к пред стоящему съезду профсоюзов. Стараемся еще выше поднять трудовую активность людей, улучшить условия труда и от дыха с тем, чтобы добиться выполнения повышенных со циалистических обязательств на одиннадцатую пятилетку. В. СОРОКИН, председатель цехкома проф союза ЛПЦ-3 Новолипец кого металлургического завода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz