Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
* К ак р ож да ет ся сп ек так ль * Это было в Ельц е... * В до сье к р а еведа К 01 ДА в зале гаснет свет ли его серьезные, оперные уст- зитора и свое личное самобыт- и он выходит к оркестру ремления. Он любит работать ное видение его музыки — вот — стройный, элегантный, над опереттами с развитой, на- из чего складываются интер внимание з р и т е л е й , есте- сыщенной музыкальной драма- претации Хору ж ецко. И это та ственно, концентрируется на тургией, с тщательно и широко основа, на которой базируется нем. Но вот прозвуча- разработанными формами: наше содру ж ество», ла увертюра, и взоры об ращаются на сцену, а дири ж ер становится малозаметным. Но первое впечатление остается и заставляет нет-нет, да и пере вести взгляд на Хору ж енко: его ж есты необычайно пла стичны и в то ж е время четки, экономны: он собран и одно временно открыто эмоционален. И когда перед началом послед него акта^несколько зрителей у ж е о жидают дириж ера с буке тами в руках, и зал аплодирует ему — так было почти на всех спектаклях Краснодарского те атра оперетты в Липецке, —си дящие в зале у ж е отчетливо ариями, ансамблями, хоровыми Гаст роли ^ Краснодарского те а тр а о п е р е т т ы Д И Р И Почти через всю творческую вставные балетные сцены, кон- сознают, что Хору ж енко — го- сценами. Он счастлив, если му- жизнь Хоруж енко прошла цертные номера, раздо больше, не ж ели просто зыка несет большие настоящие большая любовь к творчеству «Этот человек — настоящий руководитель оркестра, столь чувства. И в органической не- Имре Кальмана. Дири ж ер от- худо жник, —- говорит зас лу- ощутимо крепко дер жит он в приязни Хору ж енко к пустой мечает в нем яркость мелодиче- ж енный артист РСФСР руках все нити спектакля. развлекательности, к махровым ского языка, тонкий психоло- Ю. Дро жняк . — И в моей жиз- Но и это все, как говорится, опереточным штампам — не гизм, наполненность музыки ни, и в жизни вс его нашего те- лишь надводная часть айсберга’ просто любовь к жанру, а борь- чувством, ум ение заглянуть в атра он занимает особое место. то, что могут увидеть зрители ба за его обновление, в театре. То ж е, чего они не душу человека. Заведующая С приходом Хору ж енко в теат- литературной ре по-настоящему зазвучала В своем 71РП0 О Н мяетеп Вы- . ш - п а и ш ш , осхову а. видят, — это ка ждодн евная с о к и й профессионализм Хору- частью театра И, Ю. Федорова музыка. У ж е первый спектакль, кропотливая работа. ж енко — прекрасная дири ж ер- Хозяйство главного дири ж ера ская техника, чуткое «ухо» огромно. Он своего рода му- большого музыканта, замеча- зыкальныи ре жисс ер: во многом тельная память и еще многое построение, ре жиссура, сцено- другое — заставляет его с вы- графия ка ждого нового спек- сокой мерой требовательности такля будет зависеть от того, относиться ко всему, что он как прочтена его музыкальная делает — с оркестром ли, с со вспоминает, как одна жды в гд е мне посчастливилось рабо- театре ее встретил взволнован- тать с Валерием Игнатьевичем, ный, сияющий Хору ж енко и с — это была «Баядера» Кальма- восторгом показал две только на, запомнился мне тем, что ди- что вышедшие книги о жизни риж ер буквально вдохнул Кальмана. «Он буквально зара- жизнь в эту старую и не во зил меня своей любовью, й, всем удачную нашу постановку: знакомясь с очень интересной наполнил ее настоящим чувст партитура, что дири ж ер (а за листами с хооом Вслед за Ду- ист0Рией жнзни ком позитора, я вом, большими эмоциями, ним актеры, музыканты) откро- у ппР1 ; „ , л „«««пи™ открыла для себя мно ж ество Валерии Игнатьевич неизмен- наевским, Хору ж енко, наверное, слова: ют в ней. Он педагог: уроки с мог бы повторить его артистами, оркестровые и хоро- « а п р пять легкую м у з ы к у “ ♦и>, я хочу делать ле кую музы, у эпизоды ёг0 биографий связаны подготовленным. «Вот, взгляни совершенно неизвестных фактов но приходит к актеру, к оркест в частности, то, что многие ру собранным, досконально вые репетиции. Дири ж ер — че ловек, от которого.в музыкаль ном театре зависит лицо теат- серьезными средствами...» При' этом он весьма далек от эстет ства, снобизма этакого «музы- с Россией, русскими людьми и те, — показывает Ю. Дро жняк, музыкантами» . — моя вокальная партия в ра, его эстетическая позиция, кального аоистокоата» Он пое- ^ ак Родился замысел новой «Дьявольском наезднике». В „ тгДДД оперетты, в основу которой бу- ней рукой Хору ж енко расстав ” дет поло ж ена биография лены все акценты, дыхания, И. Кальмана. Либретто пишут ферматы, кое-где заменен текст. И. Федорова и С. Ольгин, спек- Он всегда точно знает, чего хо- такль театр предполагает по- чет от нас, от себя, от музыки святить столетию со дня ро ж- С ним можно сог лашаться или есть уверен произве- ность — во всем, что он пред- творческий облик. красно знает и ценит советскую Когда Валерии Хору ж енко оперетту, с ее остросовремен- окончил факультет оперно-сим- ными ритмами „ гармониями, фонического дири жирования Достаточно лишь вспомнить, с „Одесской консерватории, он какой ясно выра ж енной лю- *был приглашен в один из опер- бовью к музыке композитора ления композитом ' Музыкаль- нет но всегда ных театров, где на редкость диои жиоу ет он прекрасной опе- де ия композитора, м узыкаль нет, но всегда у п - ш н п нячяпягк РГП яптигтиче- д и Ри™и руег он прекрасной НуЮ основу СОСТЭВЯТ ; удачно началась его артистиче- реттои В. Гроховского «Любовь п; ни_ гЯМп т И Кяльмяня нп л я г я рт н рт н и ч рг п случайного ская карьера: в двадцать три винпиятя» Дения самого и . Кальмана, но лагает, нет ничего случайною, года он успешно продири жиро- * и здесь роль Хору ж енко сугубо надуманного — все выношено, вал одной из сло жн ейших в ми- Хору ж енко — до мозга ко- творческая: он заново переор- выстрадано, пропущено через ровом репертуаре опер _«Пи- стей дири ж ер театральный. Не- кестровывает некоторые номе- себя». новой дамой». Тогда и не ду- давно, рассказывал мне глав- ра, пишет на основе тем ком- Честность перед музыкой мал об оперетте Опера была ный ре жисс ер театра Я. И. Со- позитора развитые драматиче- именно это, думается, главное его идеалом и стремлением Но нин: «Работая вместе над ские сцены, сочиняет танцы. С в облике Валерия Хору ж енко все ж е когда вдруг совершен- клавиром оперетты Кальмана композиторским творчеством талантливого дири ж ера, пре ло нео жиданно его..пригласили «Дьявольский наездник», кото- Хору ж енко связан у ж е давно, красного музыканта, человека, в оперетту — решил попробо- рук) готовит наш театр, я вновдП еще в ждн еерватории, где с ди- Э Д И ^Л о к и ^ профессиональный вать С тех пор Хору ж енко поразился не просто музыкаль- ри жировани ем постигал основы класс и большой талант свиде- прочно связал свою судьбу с ному чутью нашего дири ж ера, композиции. До сих пор в Одес- телветвуют об открывающихся, 'Опереточным театром Не сразу, а именно ярко-театральному ее . се исполняются написанные им едва еще ^сознаваемых воз исподволь, пришла и любовь к видению. Он раскрывал в му- на заре творческой деятельно- мо жностях сов етской оперетты, "этому жанру . зыке композитора такие черты стн произведения: оркестровые В формировании творческого и детали, которые ле жат в са- сочин ения, романсы, концерт < В. РЕЗНИКОВ, облика дири ж ера, позиции ху- мой глубине музыкального ма- для альта. Д а и в театре Хо- I . до жника бо льшую роль сыгра- териала. Верность духу компо- ру ж енко часто пишет музыку: На снимке: В. Хору ж енко. М . Ю . ЛЕРМОНТОВ И ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ 1827 г., — где я во второй раз полюбил 12-ти лет — и поныне люблю». Пребывание в Кропо тове позволило- поэту разо браться в семейной драме, по нять причины несчастной люб- вд родителей. Навещал Кропотово Лермон тов и поз ж е. Судя по стихотво рению «Эпитафия», поэт при сутствовал на погребении отца гт л и 1831 году. Возмо жно, приез- 140 лет назад перестало Пензенский краев д • • жа л в Кропотово Лермонтов и биться сердце великого русско- Вырыпаев и другие исследова- 83 * переговоров с го поэта М. Ю. Лермонтова, тели отмечают острый ум и А* А у ^ Его имя тесно связано с ли- благородные черты характера пецким краем. Ибо здесь, в отца поэта, Юрий Петрович родственниками о прода ж е сво ей части поместья. Цехановские, ставшие Соб- сельце Любашевке (Кропотово) горячо любил сына, бере жно ственни,ками Кропотова во вто рой половине XIX века, бере ж- жи л и умер его отец Юрий относился к его таланту Петрович, сюда несколько раз После смерти отца М. Ю. цо сохраняли все, что было приез жа л поэт. Лермонтову досталась половина связано с памятью о великом Сельцо Любашевка Ефремов- кропотовского Имения. Зало- поэте. В 1883 году К. М. Це- ского уезда Тульской губернии ж енная земля давала весьма хановская, внучка одной из те- (ныне деревня Кропотово- скромный доход и вскоре была ток поэта, передала в лермон- Лермонтово Становлянского продана родной тетке. Дом. так- товский музей альбом Марии района Липецкой области) бы- ж е перешел к теткам. Он был Михайловны, рисунки Лермон- ло приобретено дедом поэта деревянный, с мезонином, по- това, портреры его прадеда, после прода жи в 1791 году ро- крыт ж естью. Имел 12 комнат: деда, отца и матери, украшав- дового поместья Измайлова в восемь внизу, четыре в мезони- шие стены кропотовской гостн- Костромской губернии. К тому не. К дому вела аллея сереб- ной. времени род Лермонтовых обед- ристых тополей. Она разделяла По свидетельству старо жи лов, нел. усадьбу на две ^половины: в вплоть до Октябрьской револю- Ю. П, Лермонтов (1787 ■— одной был_ старый сад, в дру- ции в кропотовском барском 1831 ) учился в столице, затем гой, ю жной, — м олодой. Рядом доме оставались дальние род- слу жи л офицером в армии. В с домом, в западной части ственники М Ю. Лермонтова, отставку вышел по болезни, усадьбы, находились хозяйст- После их отъезда в нем разме- Поселившись в Кропотове вме- венные постройки и мастерские: щался медпункт. В то время сте с сестрами, Юрий Петро- кухня, ткацкая, конюшня, ка- с дома сняли мезонин, с усадь- вич занимался хозяйством. ретный сарай и два амбара, бы убрали хозяйственные по- Недалеко от Кропотова ле- срубленные из дубового леса, стройки. В пушкинском доме жа ло имение дворян Арсенье- Погреб, ледник и скотный са- в Ленинграде хранится фото- вых — село Васильевское рай были сло ж ены из местного графия этого дома, сделанная в Елецкого уезда Орловской гу- дикого камня. Крыши у всех 1927 г. На обороте карточки бернии (ныне село Васильевна этих построек были соломен- написано: «Крайнее правое ок- Краснинского района Липецкой ные. Чуть-чуть подальше рас- но — по преданию — Комната области). Здесь Юрий Петро- полагался выгон с гумном, Михаила Юрьевича, рядом два влч познакомился с Марией двумя плетневыми овинами, окна — спальня Юрия Петро- Михайловной Арсеньевой и ж е- Усадьбу окру жа л неглубокий вича, комната с балконом — нился на ней против воли ее ров, обса ж енный акациями и гостиная, три окна с левой сто аристократической родни. Жи« березами. Недалеко от дома роны—зал. По другую сторону ли молодые в Тарханах, пен- в двух прилегающих оврагах, дома через коридор—столовая зенском имении Арсеньевых. В были сделаны плотины для и две комнаты сестер Юрия 1814 году, в Москве, у них прудов. Петровича» (из письма И. Л. родился сын, будущий поэт. Мальчик Миша Лермонтов Андронникова к ребятам Лукь- Теша Юрия Петровича, Ели- встречался с отцом в Кропото- яновской средней школы Ста- завета Алексеевна Арсеньева, ве и Москве. Свидания о^ца с новлякского района), относилась к своему малосо- сыном вызывали резкое проти- В декабре 1941 г. в Кропо- стоятельному зятю недру ж е- водействие со стороны ревнивой тово ворвались фашисты. Че- любно, а порой и просто вра ж-„ Е. А. Арсеньевой. Но мальчик рез четыре дня они были вы- дебно Внука ж е своего она* неизменно тянулся к отцу, пи- биты из деревни. Но при от- горячо полюбила. Частые ссо- тал к нему самые теплые и ступлении фашистские варвары ры и размолвки в семье ока- не жны е чувства. со жг ли лермонтовский дом и зывали губительное влияние на Сохранились сведения о том. разрушили усадьбу, впечатлительную. романтиче- что поэт гостил у отца в де- В настоящее время от име- скую натуру Марии Михайлов- ревне летом 1827 года, когда ния сохранились парк, остатки ны. Она умерла рано, когда сы- ему шел тринадцатый год. Рас- сада, маленький пересохший ну ее не было е ^ е и трех лет. сказывали, что летом этого пруд с плотиной. Усадьба, где Маленького мальчика взяла на года, отдыхая в Кропотове, стояли барский дом и построй- в#спитание бабушка Е. А. Ар- М. Ю. Лермонтов вырезал на ки, представляет собой большой сеньева. Она совершенно пре- тополе, который рос возле до- пустырь. Аллеи парка едва за- небрегала чувствами отца, сра- ма, свой вензель «М. Ю. Л.» В метны, зу ж е после смерти ж ены уехав- доме отца он встретил незна- Данью памяти великого поэ- шего в Кропотово. Юрий Пет- комую нам девушку и полюбил та было бы восстановление кро- ровнч, удаленный от сына, вы- ее. В примечании к стихотворе- потовского парка и сада, прев- ну жд ен был смириться с этим, нию «К гению» он писал: ращение его взаповедный уго- так как не имел средств на «Напоминание о том, что было лок природы, обучение мальчика. в ефремовской деревне в В. ВАЖИНСКИЙ. И З Д А Н О В «СОВРЕМЕННИКЕ» Крупнейшее в Российской Федерации издательство ху до ж ественной литературы «Современник» отпраздновало свое десятилетие. Первой, изданной «Современ ником» книгой, был сборник произведений о Великой Отече ственной войне два жды Г ероя Социалистического Труда Ми хаила Шолохова. А сегодня в серии «Отрочество» пятисот тысячным тира жом выш ел роман писателя «Они сра ж а лись за Родину». Десять лет, разделяющих два события, это выпуск книг свыше двух тысяч ста названий общим тира жом сто пятнадцать мил лионов экземпляров, причем, ка жды е восемь из десяти книг новинки российской литера туры, первоиздания. Высока и худо ж ественная марка изда тельства. Заметное место в деятельно сти московских книгоиздателей занимает пропаганда творче ства поэтов и прозаиков раз личных областей России, в том числе — Липецкой. «Совре менник» дал путевку к много миллионной аудитории всесо юзного читателя книгам лип чан: «Избавление» Виталия Чернова, «Средь мореных хол мов» Николая Смольянинова, «Участие» Ивана Завра жина и других липчан. Многие из этих книг представлены в экспозиции юбилейной выставки «Современника» в Госкомизда те. Н. КОСЕНКОВА ПАМЯТИ ГЕРОЯ «Человек совершил п од- ' виг, и лю ди назвали его героем . Имя его стали п ов. торять с гордостью . Оно стало бессмертным . Имя ге р о я... Оно ок рыляет лю дей, зовет к муж еству во славу Родины и народа, оно спо собно сделать лю дей Выше, достойнее». Это слова эпигр афа стенда «Он сра ж ался за Родину». Стенд посвящен старшему м атр о . су Алек сандр у еам офало ву. Он родился в измалков- ском селе Панкратозк а. В 1943-м ушел на фронт. Мо тористом одного из полуг лиссеров Днепровск ой фло тилии участвовал в боях на Березине, Припяти, Буге, На- рове. Весной 1945-го, к огда наши войска добивали фа. шистск ого зверя в его ло гове, катер под номером 104 перевозил ч ерез рек у со лдат. Под сильным о гнем про тивника Алек сандр исправ ляет повреж дения, тушит пож ары. Убит командир. Старший матрос бамофало в принимает к омандование на себя, и быстроходный к о . раблик продолж ает выса ж ивать десантников на вра ж еский берег. 24 апреля, к огда Победа была так близка, отваж ный воин погиб. Родина вы соко оценила его подвиг. Ук азом Президиума Верхов ного Совета СССР старше му матр о су Самофало ву Алек сан др у Егоровичу по смертно присвоено звание Героя Со ветск ого Сою за. Его имя навечно занесено в списки части, в составе ко торой он сраж ался с вра гом. Левобереж ный райком к омсомола города Липецка учредил переходящий к убок имени героя- моряк а. Он те перь будет еж егодно вру чаться к оманде - победи тельнице в соревнованиях по гр ебле на морск их яли . ках. К дню соревнований в к лубе ю ных моряков Лево береж ья и сделан стенд «Он сраж ался за Родину». Накануне праздника юные моряки восемнадцати ко манд померялись силами. Занявшие п ервое три м е ста были награж дены гра мотами и подарк ами. Обла. дзтелям и к убк а стали уча щиеся 29-ой средней шко лы. М. КАЛ ИТ КИН, методист клуба юных моряков. Сегодня — День Военно-Морского Флота СССР В ГОСТЯХ У М ОРЯКОВ Коллектив народного ансамб ля песни и пляски учащихся Липецкого облуправления проф техобразования побывал у ж е во многих уголках страны и за рубе жом . А нынешним летом он по приглашению командова ния Черноморского' флота по ехал в основном составе в го род-герой Севастополь. За две недели пребывания участники ансамбля дали десятки концер- тЪв, выступая перед моряками- черноМорцами. А в канун Дня Военно-Мор ского Флгтта СССР в редакцию нашей газеты пришла телеграм ма, В ней сообщалось, что моряки-черноморцы тепло при нимают выступления юных липчан, благодарят их за доставленную радость. В. ГАМЕЕВА. Опыление без пчел мо жно осущ ествлять с помощью оригинального приспособления, созданного орловским ин ж енером-изо- бретателем И. Шекшуевым. Устройство просто: ча алюминиевую или деревян ную штангу натягивают по лотно из мягкой ткани. На ни жн ей его кромке —- бах рома. Штанга навешивается на машины для опрыскива ния посевов или крепится на трактор. При дви ж ении бах рома проникает внутрь со цветий, захватывает пыльцу с одних цветков и переносит на другие. Если посевы опы лять с помощью этого уст ройства, то уро жайность каждого г ектара гречихи, например, увеличивается на 25 процентов. (Корр. ТАСС). Поэтическая рубрика Л етн и й дож дь Стремительный дож дь Начинает атаку, И капли, как пули, Бросает в полет, И раненый день Не по капле — по маку Цветочную кровь На луга отдает. Такое сраж енье Лю бому по нраву — Хочу продолж ения боя И чтоб Увидеть стр ек о з Голубую ораву, Навстречу шрапнелью летящую в лоб. К ан и к улы Гроздь тополиного, пуха Ветер срываёт с ветвей.. Выйдешь на улицу — сухо, И, как от снега, белей. И от зари до заката С места, с разбега и вскачь Кедами лепят ребята Звонкий от радости мяч. Во к зал утр о м Ч е р н о м о р ц ы Наша страна — великая морская дер жава, им еющая современный Военно-Морской Флот. Перед военными моряками, как и перед всеми воинами Воору ж енных Сил СССР, стоит зада ча — наде жно об ерегать социалистическое Оте чество, быть в постоянной готовности, гаранти рующей немедленный отпор любому агрессору. Среди тех, кто сегодня совершенствует св,ое мастерство в дальних плаваниях и походах на наших просторах Мирового океана, немало земляков. На первом снимке корреспондент газеты «Флаг Родины» И. Никишов запечатлел ар- тйллеристов одного из кораблей Краснознамен ного Черноморского Флота. Старший матрос Александр Чистяков (крайний справа) до при зыва в армию работал трактористом в волов- ском колхозе имени Ленина. Беря высокие октавы, Гудк ами вспугивая сон, М ногосерийные составы Ш трихую т утренний перрон. Прощаясь рельсовым хоралом, М елькаю т мимо п оезда, А над светлею щим вок залом Блестит рассветная звезда. А. ФИСЕНКО. «22 ноября 1909 года Елецкое общество «Об разование» открыло свою деятельность лек цией Ю. Ф. Семенова «О воздухоплавании». Лек ция сопровождалась де монстрированием массы световых картин, дающих представление и о схе мах воздухоплавательных снарядов, и о самих сна рядах в их законченном виде. Кроме того, была показана модель аэро плана, но за недостатком места нельзя было пол ностью продемонстриро вать ее подъем на воз дух...». {Из городской хроники). «...Еще один из стаи смелых Погиб... Собрались торгаши, Волна суждений скороспелых, Учтены цель и барыши...». «На смерть авиатора Золотухина». Газета «Елецкая жизнь», 19 ав густа 1911 года). .Ранним утром по торговой улице Ельца прошел Ванька Кузьмин —- рассыльный город- ской управы. Ванька лепил на заборы яр кие бумаги, что-то выкрикивал прохо жим . Купец Аникин, воз дев золотые очки, прочитал бу магу — схватился за голову. Через минуту выскочил из своей лавки у ж е без фартука, в картузе, помчался по улице. Издатель «Елецкой жизни», не снимая Шляпы, в жаркой ти пографии спешно диктовал наборщику: Л4 и 15 августа в нашем городе состоятся два воздуш ных полета поручика Золотухи на, —т издатель глянул в бу ма жку, и продол жа л: — на двухместном моноплане «Бле рио» с 70-сильным «Гномом». Полеты будут происходить на беговом ипподроме с шести ча сов вечера... Наборщик ловко посылал ли теры в версталку. Часа через три «Елецкую жизнь» быстро раску пили. По разительная весть разнеслась по всему городу. * * * Его разбудил легкий стук. Золотухин повернулся на спи ну и несколько секунд ле жа л, не открывая глаз. Накануне он допоздна про верял свой аппарат и да ж е сейчас, после крепкбго сна, ощущал сильную усталость. По справедливости ему следовало бы хорошо отдохнуть, но воз душный антрепренер Кирилыч говорил, что все билеты у ж е проданы, а двое именитых лю дей города —- Кирилыч с поч тением назвал их фамилии: Певзнер и Савельев — по ж ела ли быть его пасса жирами и у платили за свое ж елание по 50 рублей, поэтому полеты отменять нельзя... Стук в дверь повторился. Так осторо жно и т ерпеливо могла стучать лишь мать, неизменная спутница во всех трудных по ездках авиатора. Она вошла стремительно, присела у кровати на плетеный стул. — Прошел до ждь, — сказа ла тихо и с ясной наде ждой по смотрела на сына. — Сильный, мама? — спро сил он, чтобы не молчать: за ранее знал, о чем будет раз говор. — Мстислав, — попросила она, — ты обычно не слушаешь меня, но сегодня уступи — болит сердце за те'бя. Посмотри# на улице ветер, слякоть. — Нельзя, мамочка! — Я прошу, сыночек! — и заплакала. Мстислав обнял ее за плечи: — Успокойся, мамуля... — Не могу. Страшно мне. Не хочу расстраивать тебя, но вот почитай исповедь зрелогр чело века, мо ж ет, это образумит... Мать протянула ему клочок бумаги — вырезку из какой-то газеты. «Я знаю, что рано или позд но мне придется погибнуть, — прочитал Мстислав. — Смерть незримо кру жит вокруг авиато ра с мом ента его взлета от земли... Ральф Д жонсон, ам ери канский летчик». О, Ральф... Золотухин не раз слышал об этом отва жном пилоте й помнил его слова о бу дущем аэронавтики: «Человек достигнет в устройстве лета тельных аппаратов таких усо вершенствований, что вид со временных аппаратов будет вы зывать улыбку». Мать смотрела на сына с наде ждой . Но, черт возьми, он ведь Пускается в гастроли по городам ♦России не для того, чтобы валяться на кроватях в душных номерах гостиниц. Как растолковать ей, что- он не мо ж ет не летать! Небо дарит ощущение свободы, чувство собственного могущества... Да и потом ему очень ну жны деньги — для той ж е матери, неустойку заплатит хозяину ип подрома? Мо ж ет, ты? Деньги, опять деньги^. — Хорошо, я полечу. Подал знак Лебедеву: — Готово у тебя? —. Д а. Тяга мотора, как всегда — 210 килограммов. — Ну, счастливо оставаться. Обнялись. Золотухин шагнул к аппарату — поскользнулся на мокрой траве. Лебедев поддерг ж а л его под локоть: — Не скользи в небе-то... В тысячеглазой тишине громко затарахтел мотор само лета. И смолк. Толпа не дыша ла. Лебедев поковырялся в ци линдре. И снова застрелял мотор. Аппарат оторвался от земли легко. Пилот развернул его по АТАКУЮЩИЙ ТВЕР для ж ены, для себя, чтобы под ниматься в небо на хороших аппаратах, а не в развалюхах, склеенных из планок и полотна. Ну жно летать и летать, ставить опыты—для того, чтобы когда- нибудь ка ждый человек, да ж е его мать-старушка, могли насладиться небом. Разве не ради этого будущего уни жа лся он перед царицынским миллио нером Ворониным, упрашивая его стать меценатом пилотов, купить хотя бы один «Блерио» и доверить аппарат ему, Мсти славу Золотухину, офицеру в отставке, выпускнику пари ж ской шко лы авиаторов... Прыгая на одной ноге, Мсти слав натянул тесный комбине зон, надел ко жаную куртку . МатВ молчала, вытирая платоч ком глаза, и он не мог покинуть ее, не утешив. — Мама, ты помнишь Рос сийского? Д а, конечно, мать помнила сильного, дерзкого парня — то варища сына по школе авиато ров. — Что с ним? Разбился? Мстислав рассмеялся: — Что ты, мамочка! При слал письмо. Скоро будет ле тать в Липецке, Ты хочешь видеть его? Мать рассеянно кивнула. Она понимала, что сын старается отвлечь ее от мрачных мыс лей. ...Аппарат был мокрым от до ждя . Парусина крыльев отя ж елела, провисла. Обычно ту гая, звонкая, она хлюпала на ветру. Рисковать при такой погоде не стоило — Мстислав это понимал, но в глубине души верил в благополучный исход полета. Механик Лебедев возился у мотора. Увидев Золотухина, махнул ему рукой. Тотчас к аппарату подбе жа л Певзнер— тот самый именитый, что по ж е лал быть пасса жиром «Б лерио». Ему, видимо, не терпелось по разить ельчан своей смелостью. — Скоро полеты? — спросил он, переводя дыхание. Лебедев молча подвешивал к аэроплану гирю. — Зачем это? — снова подал голос смельчак. Механик ответил: — Первый полет Мстислав Максимович делает в одиночку. Это пробный полет, испытатель ный. Но «Блерио» двухместный и для равновесия ну жна вот такая гиря . К Золотухину подошел Ки рилыч, процедил сквозь зу бы: — Много думаете, сударь. Лететь надо. Публика жд ет-с! Авиатор возразил: — Очень опасно — ветер. Кирилыч скривил губы в усмешке: — Непонятно, Золотухин. Ты сяча людей. Именитые гости... И вдруг — боязнь твоя. А кто = Страницы прошлого кругу, и брезент крыльев за трепетал от скорости ветра, ж е стко натянув ремни креплений. Минуту Золотухин летел по прямой, набирая высоту. Толпа внизу рукоплескала. И вдруг-. Аппарат рухнул в воздушную яму. Золотухин резко поло жи л его на правое крыло, чтобы, сделав поворот, приземлиться, И в этот момент мотор заглох. Толпа внизу ахнула. Лебедев закрыл лицо руками, простонал; —■Бо ж е мой, бо ж е». Золотухин отчетливо слышал, как разбиваются об его шлем редкие капли слабого до ждя . Падая, он увидел на зеленом поле ипподрома черную точку, которая стремительно росла в глазах и, наконец, закрыла свет. В темноте засверкали голубые искры, потухли— Люди сломали изгородь ип подрома, окру жи ли место па дения. Золотухин ле жа л лицом вниз. Равнодушно и громко тикали на его руке часы с выдавленными на циферблате фигурками богов Олимпа. Кирилыч вытирал жирным платком обильный пот на лице. Крестилась какая-то ста рушка. Страшно молчала мать... Механик накрыл тело куском парусины. Это случилось 15 августа 1911 года. ...Я долго разыскивал дру зей отва жного летчика или хотя бы свидетелей его гибели... И вот одна жды мн е пришло письмо от заслу ж енного пилота — авиатора СССР Бориса Илиодоровича Российского, Он писал: «Золотухин говорил мне, что хочет показать полеты своим землякам-ельчанам. Вскоре ста ло мне известно, что на его полеты собрался весь город, но зрителям пришлось видеть только взлет самолета и гибель авиатора. Я совершал полеты в Ельце 25 и 27 мая 1912 вода. Конеч но, народ, пере живший трагич е скую гибель своего земляка, был настроен мрачно, некото рые заранее предсказывали мне смерть, что, разумеется, застав ляло меня нервничать. Но, я летал удачно... Прошло семь лет, н мне сно ва довелось летать над Ель цом — в поисках конницы Мамонтова. Вылетая из города Богородицка, я очень волно вался, прибли жаясь к Е льцу. Мне вспомнились былые време на заро жд ения'авиации, когда да ж е минутные полеты волно вали, удивляли народ. Мне вспомнился герой Золотухин, отдавший свою молодую жизнь при покорении воздушной сти хии, и много таких ж е героев... Это они прокладывали первую дорогу героям космоса. Слава им, смельчакам». Л . ВИННИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz