Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

* К ак р ож да ет­ ся сп ек так ль * Это было в Ельц е... * В до сье к р а­ еведа К 01 ДА в зале гаснет свет ли его серьезные, оперные уст- зитора и свое личное самобыт- и он выходит к оркестру ремления. Он любит работать ное видение его музыки — вот — стройный, элегантный, над опереттами с развитой, на- из чего складываются интер­ внимание з р и т е л е й , есте- сыщенной музыкальной драма- претации Хору ж ецко. И это та ственно, концентрируется на тургией, с тщательно и широко основа, на которой базируется нем. Но вот прозвуча- разработанными формами: наше содру ж ество», ла увертюра, и взоры об­ ращаются на сцену, а дири ж ер становится малозаметным. Но первое впечатление остается и заставляет нет-нет, да и пере­ вести взгляд на Хору ж енко: его ж есты необычайно пла­ стичны и в то ж е время четки, экономны: он собран и одно­ временно открыто эмоционален. И когда перед началом послед­ него акта^несколько зрителей у ж е о жидают дириж ера с буке­ тами в руках, и зал аплодирует ему — так было почти на всех спектаклях Краснодарского те­ атра оперетты в Липецке, —си­ дящие в зале у ж е отчетливо ариями, ансамблями, хоровыми Гаст роли ^ Краснодарского те а тр а о п е р е т т ы Д И Р И Почти через всю творческую вставные балетные сцены, кон- сознают, что Хору ж енко — го- сценами. Он счастлив, если му- жизнь Хоруж енко прошла цертные номера, раздо больше, не ж ели просто зыка несет большие настоящие большая любовь к творчеству «Этот человек — настоящий руководитель оркестра, столь чувства. И в органической не- Имре Кальмана. Дири ж ер от- худо жник, —- говорит зас лу- ощутимо крепко дер жит он в приязни Хору ж енко к пустой мечает в нем яркость мелодиче- ж енный артист РСФСР руках все нити спектакля. развлекательности, к махровым ского языка, тонкий психоло- Ю. Дро жняк . — И в моей жиз- Но и это все, как говорится, опереточным штампам — не гизм, наполненность музыки ни, и в жизни вс его нашего те- лишь надводная часть айсберга’ просто любовь к жанру, а борь- чувством, ум ение заглянуть в атра он занимает особое место. то, что могут увидеть зрители ба за его обновление, в театре. То ж е, чего они не душу человека. Заведующая С приходом Хору ж енко в теат- литературной ре по-настоящему зазвучала В своем 71РП0 О Н мяетеп Вы- . ш - п а и ш ш , осхову а. видят, — это ка ждодн евная с о к и й профессионализм Хору- частью театра И, Ю. Федорова музыка. У ж е первый спектакль, кропотливая работа. ж енко — прекрасная дири ж ер- Хозяйство главного дири ж ера ская техника, чуткое «ухо» огромно. Он своего рода му- большого музыканта, замеча- зыкальныи ре жисс ер: во многом тельная память и еще многое построение, ре жиссура, сцено- другое — заставляет его с вы- графия ка ждого нового спек- сокой мерой требовательности такля будет зависеть от того, относиться ко всему, что он как прочтена его музыкальная делает — с оркестром ли, с со вспоминает, как одна жды в гд е мне посчастливилось рабо- театре ее встретил взволнован- тать с Валерием Игнатьевичем, ный, сияющий Хору ж енко и с — это была «Баядера» Кальма- восторгом показал две только на, запомнился мне тем, что ди- что вышедшие книги о жизни риж ер буквально вдохнул Кальмана. «Он буквально зара- жизнь в эту старую и не во зил меня своей любовью, й, всем удачную нашу постановку: знакомясь с очень интересной наполнил ее настоящим чувст партитура, что дири ж ер (а за листами с хооом Вслед за Ду- ист0Рией жнзни ком позитора, я вом, большими эмоциями, ним актеры, музыканты) откро- у ппР1 ; „ , л „«««пи™ открыла для себя мно ж ество Валерии Игнатьевич неизмен- наевским, Хору ж енко, наверное, слова: ют в ней. Он педагог: уроки с мог бы повторить его артистами, оркестровые и хоро- « а п р пять легкую м у з ы к у “ ♦и>, я хочу делать ле кую музы, у эпизоды ёг0 биографий связаны подготовленным. «Вот, взгляни совершенно неизвестных фактов но приходит к актеру, к оркест в частности, то, что многие ру собранным, досконально вые репетиции. Дири ж ер — че­ ловек, от которого.в музыкаль­ ном театре зависит лицо теат- серьезными средствами...» При' этом он весьма далек от эстет­ ства, снобизма этакого «музы- с Россией, русскими людьми и те, — показывает Ю. Дро жняк, музыкантами» . — моя вокальная партия в ра, его эстетическая позиция, кального аоистокоата» Он пое- ^ ак Родился замысел новой «Дьявольском наезднике». В „ тгДДД оперетты, в основу которой бу- ней рукой Хору ж енко расстав ” дет поло ж ена биография лены все акценты, дыхания, И. Кальмана. Либретто пишут ферматы, кое-где заменен текст. И. Федорова и С. Ольгин, спек- Он всегда точно знает, чего хо- такль театр предполагает по- чет от нас, от себя, от музыки святить столетию со дня ро ж- С ним можно сог лашаться или есть уверен произве- ность — во всем, что он пред- творческий облик. красно знает и ценит советскую Когда Валерии Хору ж енко оперетту, с ее остросовремен- окончил факультет оперно-сим- ными ритмами „ гармониями, фонического дири жирования Достаточно лишь вспомнить, с „Одесской консерватории, он какой ясно выра ж енной лю- *был приглашен в один из опер- бовью к музыке композитора ления композитом ' Музыкаль- нет но всегда ных театров, где на редкость диои жиоу ет он прекрасной опе- де ия композитора, м узыкаль нет, но всегда у п - ш н п нячяпягк РГП яптигтиче- д и Ри™и руег он прекрасной НуЮ основу СОСТЭВЯТ ; удачно началась его артистиче- реттои В. Гроховского «Любовь п; ни_ гЯМп т И Кяльмяня нп л я г я рт н рт н и ч рг п случайного ская карьера: в двадцать три винпиятя» Дения самого и . Кальмана, но лагает, нет ничего случайною, года он успешно продири жиро- * и здесь роль Хору ж енко сугубо надуманного — все выношено, вал одной из сло жн ейших в ми- Хору ж енко — до мозга ко- творческая: он заново переор- выстрадано, пропущено через ровом репертуаре опер _«Пи- стей дири ж ер театральный. Не- кестровывает некоторые номе- себя». новой дамой». Тогда и не ду- давно, рассказывал мне глав- ра, пишет на основе тем ком- Честность перед музыкой мал об оперетте Опера была ный ре жисс ер театра Я. И. Со- позитора развитые драматиче- именно это, думается, главное его идеалом и стремлением Но нин: «Работая вместе над ские сцены, сочиняет танцы. С в облике Валерия Хору ж енко все ж е когда вдруг совершен- клавиром оперетты Кальмана композиторским творчеством талантливого дири ж ера, пре­ ло нео жиданно его..пригласили «Дьявольский наездник», кото- Хору ж енко связан у ж е давно, красного музыканта, человека, в оперетту — решил попробо- рук) готовит наш театр, я вновдП еще в ждн еерватории, где с ди- Э Д И ^Л о к и ^ профессиональный вать С тех пор Хору ж енко поразился не просто музыкаль- ри жировани ем постигал основы класс и большой талант свиде- прочно связал свою судьбу с ному чутью нашего дири ж ера, композиции. До сих пор в Одес- телветвуют об открывающихся, 'Опереточным театром Не сразу, а именно ярко-театральному ее . се исполняются написанные им едва еще ^сознаваемых воз исподволь, пришла и любовь к видению. Он раскрывал в му- на заре творческой деятельно- мо жностях сов етской оперетты, "этому жанру . зыке композитора такие черты стн произведения: оркестровые В формировании творческого и детали, которые ле жат в са- сочин ения, романсы, концерт < В. РЕЗНИКОВ, облика дири ж ера, позиции ху- мой глубине музыкального ма- для альта. Д а и в театре Хо- I . до жника бо льшую роль сыгра- териала. Верность духу компо- ру ж енко часто пишет музыку: На снимке: В. Хору ж енко. М . Ю . ЛЕРМОНТОВ И ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ 1827 г., — где я во второй раз полюбил 12-ти лет — и поныне люблю». Пребывание в Кропо­ тове позволило- поэту разо­ браться в семейной драме, по­ нять причины несчастной люб- вд родителей. Навещал Кропотово Лермон­ тов и поз ж е. Судя по стихотво­ рению «Эпитафия», поэт при­ сутствовал на погребении отца гт л и 1831 году. Возмо жно, приез- 140 лет назад перестало Пензенский краев д • • жа л в Кропотово Лермонтов и биться сердце великого русско- Вырыпаев и другие исследова- 83 * переговоров с го поэта М. Ю. Лермонтова, тели отмечают острый ум и А* А у ^ Его имя тесно связано с ли- благородные черты характера пецким краем. Ибо здесь, в отца поэта, Юрий Петрович родственниками о прода ж е сво­ ей части поместья. Цехановские, ставшие Соб- сельце Любашевке (Кропотово) горячо любил сына, бере жно ственни,ками Кропотова во вто­ рой половине XIX века, бере ж- жи л и умер его отец Юрий относился к его таланту Петрович, сюда несколько раз После смерти отца М. Ю. цо сохраняли все, что было приез жа л поэт. Лермонтову досталась половина связано с памятью о великом Сельцо Любашевка Ефремов- кропотовского Имения. Зало- поэте. В 1883 году К. М. Це- ского уезда Тульской губернии ж енная земля давала весьма хановская, внучка одной из те- (ныне деревня Кропотово- скромный доход и вскоре была ток поэта, передала в лермон- Лермонтово Становлянского продана родной тетке. Дом. так- товский музей альбом Марии района Липецкой области) бы- ж е перешел к теткам. Он был Михайловны, рисунки Лермон- ло приобретено дедом поэта деревянный, с мезонином, по- това, портреры его прадеда, после прода жи в 1791 году ро- крыт ж естью. Имел 12 комнат: деда, отца и матери, украшав- дового поместья Измайлова в восемь внизу, четыре в мезони- шие стены кропотовской гостн- Костромской губернии. К тому не. К дому вела аллея сереб- ной. времени род Лермонтовых обед- ристых тополей. Она разделяла По свидетельству старо жи лов, нел. усадьбу на две ^половины: в вплоть до Октябрьской револю- Ю. П, Лермонтов (1787 ■— одной был_ старый сад, в дру- ции в кропотовском барском 1831 ) учился в столице, затем гой, ю жной, — м олодой. Рядом доме оставались дальние род- слу жи л офицером в армии. В с домом, в западной части ственники М Ю. Лермонтова, отставку вышел по болезни, усадьбы, находились хозяйст- После их отъезда в нем разме- Поселившись в Кропотове вме- венные постройки и мастерские: щался медпункт. В то время сте с сестрами, Юрий Петро- кухня, ткацкая, конюшня, ка- с дома сняли мезонин, с усадь- вич занимался хозяйством. ретный сарай и два амбара, бы убрали хозяйственные по- Недалеко от Кропотова ле- срубленные из дубового леса, стройки. В пушкинском доме жа ло имение дворян Арсенье- Погреб, ледник и скотный са- в Ленинграде хранится фото- вых — село Васильевское рай были сло ж ены из местного графия этого дома, сделанная в Елецкого уезда Орловской гу- дикого камня. Крыши у всех 1927 г. На обороте карточки бернии (ныне село Васильевна этих построек были соломен- написано: «Крайнее правое ок- Краснинского района Липецкой ные. Чуть-чуть подальше рас- но — по преданию — Комната области). Здесь Юрий Петро- полагался выгон с гумном, Михаила Юрьевича, рядом два влч познакомился с Марией двумя плетневыми овинами, окна — спальня Юрия Петро- Михайловной Арсеньевой и ж е- Усадьбу окру жа л неглубокий вича, комната с балконом — нился на ней против воли ее ров, обса ж енный акациями и гостиная, три окна с левой сто­ аристократической родни. Жи« березами. Недалеко от дома роны—зал. По другую сторону ли молодые в Тарханах, пен- в двух прилегающих оврагах, дома через коридор—столовая зенском имении Арсеньевых. В были сделаны плотины для и две комнаты сестер Юрия 1814 году, в Москве, у них прудов. Петровича» (из письма И. Л. родился сын, будущий поэт. Мальчик Миша Лермонтов Андронникова к ребятам Лукь- Теша Юрия Петровича, Ели- встречался с отцом в Кропото- яновской средней школы Ста- завета Алексеевна Арсеньева, ве и Москве. Свидания о^ца с новлякского района), относилась к своему малосо- сыном вызывали резкое проти- В декабре 1941 г. в Кропо- стоятельному зятю недру ж е- водействие со стороны ревнивой тово ворвались фашисты. Че- любно, а порой и просто вра ж-„ Е. А. Арсеньевой. Но мальчик рез четыре дня они были вы- дебно Внука ж е своего она* неизменно тянулся к отцу, пи- биты из деревни. Но при от- горячо полюбила. Частые ссо- тал к нему самые теплые и ступлении фашистские варвары ры и размолвки в семье ока- не жны е чувства. со жг ли лермонтовский дом и зывали губительное влияние на Сохранились сведения о том. разрушили усадьбу, впечатлительную. романтиче- что поэт гостил у отца в де- В настоящее время от име- скую натуру Марии Михайлов- ревне летом 1827 года, когда ния сохранились парк, остатки ны. Она умерла рано, когда сы- ему шел тринадцатый год. Рас- сада, маленький пересохший ну ее не было е ^ е и трех лет. сказывали, что летом этого пруд с плотиной. Усадьба, где Маленького мальчика взяла на года, отдыхая в Кропотове, стояли барский дом и построй- в#спитание бабушка Е. А. Ар- М. Ю. Лермонтов вырезал на ки, представляет собой большой сеньева. Она совершенно пре- тополе, который рос возле до- пустырь. Аллеи парка едва за- небрегала чувствами отца, сра- ма, свой вензель «М. Ю. Л.» В метны, зу ж е после смерти ж ены уехав- доме отца он встретил незна- Данью памяти великого поэ- шего в Кропотово. Юрий Пет- комую нам девушку и полюбил та было бы восстановление кро- ровнч, удаленный от сына, вы- ее. В примечании к стихотворе- потовского парка и сада, прев- ну жд ен был смириться с этим, нию «К гению» он писал: ращение его взаповедный уго- так как не имел средств на «Напоминание о том, что было лок природы, обучение мальчика. в ефремовской деревне в В. ВАЖИНСКИЙ. И З Д А Н О В «СОВРЕМЕННИКЕ» Крупнейшее в Российской Федерации издательство ху­ до ж ественной литературы «Современник» отпраздновало свое десятилетие. Первой, изданной «Современ­ ником» книгой, был сборник произведений о Великой Отече­ ственной войне два жды Г ероя Социалистического Труда Ми­ хаила Шолохова. А сегодня в серии «Отрочество» пятисот­ тысячным тира жом выш ел роман писателя «Они сра ж а­ лись за Родину». Десять лет, разделяющих два события, это выпуск книг свыше двух тысяч ста названий общим тира жом сто пятнадцать мил­ лионов экземпляров, причем, ка жды е восемь из десяти книг новинки российской литера­ туры, первоиздания. Высока и худо ж ественная марка изда­ тельства. Заметное место в деятельно­ сти московских книгоиздателей занимает пропаганда творче ства поэтов и прозаиков раз­ личных областей России, в том числе — Липецкой. «Совре менник» дал путевку к много­ миллионной аудитории всесо­ юзного читателя книгам лип чан: «Избавление» Виталия Чернова, «Средь мореных хол­ мов» Николая Смольянинова, «Участие» Ивана Завра жина и других липчан. Многие из этих книг представлены в экспозиции юбилейной выставки «Современника» в Госкомизда­ те. Н. КОСЕНКОВА ПАМЯТИ ГЕРОЯ «Человек совершил п од- ' виг, и лю ди назвали его героем . Имя его стали п ов. торять с гордостью . Оно стало бессмертным . Имя ге­ р о я... Оно ок рыляет лю дей, зовет к муж еству во славу Родины и народа, оно спо­ собно сделать лю дей Выше, достойнее». Это слова эпигр афа стенда «Он сра­ ж ался за Родину». Стенд посвящен старшему м атр о . су Алек сандр у еам офало ву. Он родился в измалков- ском селе Панкратозк а. В 1943-м ушел на фронт. Мо­ тористом одного из полуг­ лиссеров Днепровск ой фло ­ тилии участвовал в боях на Березине, Припяти, Буге, На- рове. Весной 1945-го, к огда наши войска добивали фа. шистск ого зверя в его ло ­ гове, катер под номером 104 перевозил ч ерез рек у со лдат. Под сильным о гнем про­ тивника Алек сандр исправ­ ляет повреж дения, тушит пож ары. Убит командир. Старший матрос бамофало в принимает к омандование на себя, и быстроходный к о . раблик продолж ает выса­ ж ивать десантников на вра­ ж еский берег. 24 апреля, к огда Победа была так близка, отваж ный воин погиб. Родина вы­ соко оценила его подвиг. Ук азом Президиума Верхов­ ного Совета СССР старше­ му матр о су Самофало ву Алек сан др у Егоровичу по­ смертно присвоено звание Героя Со ветск ого Сою за. Его имя навечно занесено в списки части, в составе ко­ торой он сраж ался с вра­ гом. Левобереж ный райком к омсомола города Липецка учредил переходящий к убок имени героя- моряк а. Он те­ перь будет еж егодно вру­ чаться к оманде - победи­ тельнице в соревнованиях по гр ебле на морск их яли . ках. К дню соревнований в к лубе ю ных моряков Лево­ береж ья и сделан стенд «Он сраж ался за Родину». Накануне праздника юные моряки восемнадцати ко­ манд померялись силами. Занявшие п ервое три м е­ ста были награж дены гра­ мотами и подарк ами. Обла. дзтелям и к убк а стали уча­ щиеся 29-ой средней шко­ лы. М. КАЛ ИТ КИН, методист клуба юных моряков. Сегодня — День Военно-Морского Флота СССР В ГОСТЯХ У М ОРЯКОВ Коллектив народного ансамб­ ля песни и пляски учащихся Липецкого облуправления проф­ техобразования побывал у ж е во многих уголках страны и за рубе жом . А нынешним летом он по приглашению командова­ ния Черноморского' флота по­ ехал в основном составе в го­ род-герой Севастополь. За две недели пребывания участники ансамбля дали десятки концер- тЪв, выступая перед моряками- черноМорцами. А в канун Дня Военно-Мор­ ского Флгтта СССР в редакцию нашей газеты пришла телеграм­ ма, В ней сообщалось, что моряки-черноморцы тепло при­ нимают выступления юных липчан, благодарят их за доставленную радость. В. ГАМЕЕВА. Опыление без пчел мо жно осущ ествлять с помощью оригинального приспособления, созданного орловским ин ж енером-изо- бретателем И. Шекшуевым. Устройство просто: ча алюминиевую или деревян­ ную штангу натягивают по­ лотно из мягкой ткани. На ни жн ей его кромке —- бах­ рома. Штанга навешивается на машины для опрыскива­ ния посевов или крепится на трактор. При дви ж ении бах­ рома проникает внутрь со­ цветий, захватывает пыльцу с одних цветков и переносит на другие. Если посевы опы­ лять с помощью этого уст­ ройства, то уро жайность каждого г ектара гречихи, например, увеличивается на 25 процентов. (Корр. ТАСС). Поэтическая рубрика Л етн и й дож дь Стремительный дож дь Начинает атаку, И капли, как пули, Бросает в полет, И раненый день Не по капле — по маку Цветочную кровь На луга отдает. Такое сраж енье Лю бому по нраву — Хочу продолж ения боя И чтоб Увидеть стр ек о з Голубую ораву, Навстречу шрапнелью летящую в лоб. К ан и к улы Гроздь тополиного, пуха Ветер срываёт с ветвей.. Выйдешь на улицу — сухо, И, как от снега, белей. И от зари до заката С места, с разбега и вскачь Кедами лепят ребята Звонкий от радости мяч. Во к зал утр о м Ч е р н о м о р ц ы Наша страна — великая морская дер жава, им еющая современный Военно-Морской Флот. Перед военными моряками, как и перед всеми воинами Воору ж енных Сил СССР, стоит зада­ ча — наде жно об ерегать социалистическое Оте­ чество, быть в постоянной готовности, гаранти­ рующей немедленный отпор любому агрессору. Среди тех, кто сегодня совершенствует св,ое мастерство в дальних плаваниях и походах на наших просторах Мирового океана, немало земляков. На первом снимке корреспондент газеты «Флаг Родины» И. Никишов запечатлел ар- тйллеристов одного из кораблей Краснознамен­ ного Черноморского Флота. Старший матрос Александр Чистяков (крайний справа) до при­ зыва в армию работал трактористом в волов- ском колхозе имени Ленина. Беря высокие октавы, Гудк ами вспугивая сон, М ногосерийные составы Ш трихую т утренний перрон. Прощаясь рельсовым хоралом, М елькаю т мимо п оезда, А над светлею щим вок залом Блестит рассветная звезда. А. ФИСЕНКО. «22 ноября 1909 года Елецкое общество «Об­ разование» открыло свою деятельность лек­ цией Ю. Ф. Семенова «О воздухоплавании». Лек­ ция сопровождалась де­ монстрированием массы световых картин, дающих представление и о схе­ мах воздухоплавательных снарядов, и о самих сна­ рядах в их законченном виде. Кроме того, была показана модель аэро­ плана, но за недостатком места нельзя было пол­ ностью продемонстриро­ вать ее подъем на воз­ дух...». {Из городской хроники). «...Еще один из стаи смелых Погиб... Собрались торгаши, Волна суждений скороспелых, Учтены цель и барыши...». «На смерть авиатора Золотухина». Газета «Елецкая жизнь», 19 ав­ густа 1911 года). .Ранним утром по торговой улице Ельца прошел Ванька Кузьмин —- рассыльный город- ской управы. Ванька лепил на заборы яр­ кие бумаги, что-то выкрикивал прохо жим . Купец Аникин, воз­ дев золотые очки, прочитал бу­ магу — схватился за голову. Через минуту выскочил из своей лавки у ж е без фартука, в картузе, помчался по улице. Издатель «Елецкой жизни», не снимая Шляпы, в жаркой ти пографии спешно диктовал наборщику: Л4 и 15 августа в нашем городе состоятся два воздуш­ ных полета поручика Золотухи­ на, —т издатель глянул в бу­ ма жку, и продол жа л: — на двухместном моноплане «Бле­ рио» с 70-сильным «Гномом». Полеты будут происходить на беговом ипподроме с шести ча­ сов вечера... Наборщик ловко посылал ли­ теры в версталку. Часа через три «Елецкую жизнь» быстро раску пили. По­ разительная весть разнеслась по всему городу. * * * Его разбудил легкий стук. Золотухин повернулся на спи­ ну и несколько секунд ле жа л, не открывая глаз. Накануне он допоздна про­ верял свой аппарат и да ж е сейчас, после крепкбго сна, ощущал сильную усталость. По справедливости ему следовало бы хорошо отдохнуть, но воз­ душный антрепренер Кирилыч говорил, что все билеты у ж е проданы, а двое именитых лю­ дей города —- Кирилыч с поч­ тением назвал их фамилии: Певзнер и Савельев — по ж ела­ ли быть его пасса жирами и у платили за свое ж елание по 50 рублей, поэтому полеты отменять нельзя... Стук в дверь повторился. Так осторо жно и т ерпеливо могла стучать лишь мать, неизменная спутница во всех трудных по­ ездках авиатора. Она вошла стремительно, присела у кровати на плетеный стул. — Прошел до ждь, — сказа ла тихо и с ясной наде ждой по­ смотрела на сына. — Сильный, мама? — спро­ сил он, чтобы не молчать: за­ ранее знал, о чем будет раз­ говор. — Мстислав, — попросила она, — ты обычно не слушаешь меня, но сегодня уступи — болит сердце за те'бя. Посмотри# на улице ветер, слякоть. — Нельзя, мамочка! — Я прошу, сыночек! — и заплакала. Мстислав обнял ее за плечи: — Успокойся, мамуля... — Не могу. Страшно мне. Не хочу расстраивать тебя, но вот почитай исповедь зрелогр чело­ века, мо ж ет, это образумит... Мать протянула ему клочок бумаги — вырезку из какой-то газеты. «Я знаю, что рано или позд­ но мне придется погибнуть, — прочитал Мстислав. — Смерть незримо кру жит вокруг авиато­ ра с мом ента его взлета от земли... Ральф Д жонсон, ам ери­ канский летчик». О, Ральф... Золотухин не раз слышал об этом отва жном пилоте й помнил его слова о бу­ дущем аэронавтики: «Человек достигнет в устройстве лета­ тельных аппаратов таких усо­ вершенствований, что вид со­ временных аппаратов будет вы­ зывать улыбку». Мать смотрела на сына с наде ждой . Но, черт возьми, он ведь Пускается в гастроли по городам ♦России не для того, чтобы валяться на кроватях в душных номерах гостиниц. Как растолковать ей, что- он не мо ж ет не летать! Небо дарит ощущение свободы, чувство собственного могущества... Да и потом ему очень ну жны деньги — для той ж е матери, неустойку заплатит хозяину ип­ подрома? Мо ж ет, ты? Деньги, опять деньги^. — Хорошо, я полечу. Подал знак Лебедеву: — Готово у тебя? —. Д а. Тяга мотора, как всегда — 210 килограммов. — Ну, счастливо оставаться. Обнялись. Золотухин шагнул к аппарату — поскользнулся на мокрой траве. Лебедев поддерг ж а л его под локоть: — Не скользи в небе-то... В тысячеглазой тишине громко затарахтел мотор само­ лета. И смолк. Толпа не дыша­ ла. Лебедев поковырялся в ци­ линдре. И снова застрелял мотор. Аппарат оторвался от земли легко. Пилот развернул его по АТАКУЮЩИЙ ТВЕР для ж ены, для себя, чтобы под­ ниматься в небо на хороших аппаратах, а не в развалюхах, склеенных из планок и полотна. Ну жно летать и летать, ставить опыты—для того, чтобы когда- нибудь ка ждый человек, да ж е его мать-старушка, могли насладиться небом. Разве не ради этого будущего уни жа лся он перед царицынским миллио­ нером Ворониным, упрашивая его стать меценатом пилотов, купить хотя бы один «Блерио» и доверить аппарат ему, Мсти­ славу Золотухину, офицеру в отставке, выпускнику пари ж­ ской шко лы авиаторов... Прыгая на одной ноге, Мсти­ слав натянул тесный комбине­ зон, надел ко жаную куртку . МатВ молчала, вытирая платоч­ ком глаза, и он не мог покинуть ее, не утешив. — Мама, ты помнишь Рос­ сийского? Д а, конечно, мать помнила сильного, дерзкого парня — то­ варища сына по школе авиато­ ров. — Что с ним? Разбился? Мстислав рассмеялся: — Что ты, мамочка! При­ слал письмо. Скоро будет ле­ тать в Липецке, Ты хочешь видеть его? Мать рассеянно кивнула. Она понимала, что сын старается отвлечь ее от мрачных мыс­ лей. ...Аппарат был мокрым от до ждя . Парусина крыльев отя­ ж елела, провисла. Обычно ту­ гая, звонкая, она хлюпала на ветру. Рисковать при такой погоде не стоило — Мстислав это понимал, но в глубине души верил в благополучный исход полета. Механик Лебедев возился у мотора. Увидев Золотухина, махнул ему рукой. Тотчас к аппарату подбе жа л Певзнер— тот самый именитый, что по ж е­ лал быть пасса жиром «Б лерио». Ему, видимо, не терпелось по­ разить ельчан своей смелостью. — Скоро полеты? — спросил он, переводя дыхание. Лебедев молча подвешивал к аэроплану гирю. — Зачем это? — снова подал голос смельчак. Механик ответил: — Первый полет Мстислав Максимович делает в одиночку. Это пробный полет, испытатель­ ный. Но «Блерио» двухместный и для равновесия ну жна вот такая гиря . К Золотухину подошел Ки­ рилыч, процедил сквозь зу­ бы: — Много думаете, сударь. Лететь надо. Публика жд ет-с! Авиатор возразил: — Очень опасно — ветер. Кирилыч скривил губы в усмешке: — Непонятно, Золотухин. Ты­ сяча людей. Именитые гости... И вдруг — боязнь твоя. А кто = Страницы прошлого кругу, и брезент крыльев за­ трепетал от скорости ветра, ж е­ стко натянув ремни креплений. Минуту Золотухин летел по прямой, набирая высоту. Толпа внизу рукоплескала. И вдруг-. Аппарат рухнул в воздушную яму. Золотухин резко поло жи л его на правое крыло, чтобы, сделав поворот, приземлиться, И в этот момент мотор заглох. Толпа внизу ахнула. Лебедев закрыл лицо руками, простонал; —■Бо ж е мой, бо ж е». Золотухин отчетливо слышал, как разбиваются об его шлем редкие капли слабого до ждя . Падая, он увидел на зеленом поле ипподрома черную точку, которая стремительно росла в глазах и, наконец, закрыла свет. В темноте засверкали голубые искры, потухли— Люди сломали изгородь ип­ подрома, окру жи ли место па­ дения. Золотухин ле жа л лицом вниз. Равнодушно и громко тикали на его руке часы с выдавленными на циферблате фигурками богов Олимпа. Кирилыч вытирал жирным платком обильный пот на лице. Крестилась какая-то ста­ рушка. Страшно молчала мать... Механик накрыл тело куском парусины. Это случилось 15 августа 1911 года. ...Я долго разыскивал дру­ зей отва жного летчика или хотя бы свидетелей его гибели... И вот одна жды мн е пришло письмо от заслу ж енного пилота — авиатора СССР Бориса Илиодоровича Российского, Он писал: «Золотухин говорил мне, что хочет показать полеты своим землякам-ельчанам. Вскоре ста­ ло мне известно, что на его полеты собрался весь город, но зрителям пришлось видеть только взлет самолета и гибель авиатора. Я совершал полеты в Ельце 25 и 27 мая 1912 вода. Конеч­ но, народ, пере живший трагич е­ скую гибель своего земляка, был настроен мрачно, некото­ рые заранее предсказывали мне смерть, что, разумеется, застав­ ляло меня нервничать. Но, я летал удачно... Прошло семь лет, н мне сно­ ва довелось летать над Ель­ цом — в поисках конницы Мамонтова. Вылетая из города Богородицка, я очень волно­ вался, прибли жаясь к Е льцу. Мне вспомнились былые време­ на заро жд ения'авиации, когда да ж е минутные полеты волно­ вали, удивляли народ. Мне вспомнился герой Золотухин, отдавший свою молодую жизнь при покорении воздушной сти­ хии, и много таких ж е героев... Это они прокладывали первую дорогу героям космоса. Слава им, смельчакам». Л . ВИННИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz