Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
ВС Е К РАСК И ПРАЗД НИК А Э СТРАД А- Ж А НР НЕ ВТОРОСОРТ НЫЙ ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ Сегодня в нашем очеред. ном выпуске, освещающем ход третьего фестиваля со ветской музыки «Компози торы России — трудящимся ордена Ленина Липецкой области», читатель найдет сообщения о творческих встречах наших гостей с труж ениками колхозов и совхозов области. Около тридцати концер тов, на которых побывали тысячи зрителей, дали уж е в Домах культуры районных центров и сельских учреж дениях культуры участники фестиваля — советские Ком позиторы, солисты, музы кальные коллективы. И сегодня, 16 июля, они снова в пути. Три творче ских группы отправились в Грязинский, Елецкий и Липецкий районы, а еще од на проведет концерты в до ме отдыха новолипецких ме таллургов «Сухоборье» и пионерском лагере «Проме тей». Как всегда, большие кон церты состоятся в «Звезд ном». Э страдно-симфонич ескому ор кестру Всесоюзного радио и Центрального телевидения бо лее тридцати пяти лет. И все эти годы его бессменный дири жер ,— Юрий Васильевич Си лантьев, замечательный мастер эстрадной музыки. Плодо творная деятельность на радио и телевидении принесла Ю. Си лантьеву известность как ком позитору и дирижеру. Это му зыкант тонкого вкуса и высо кого мастерства. В один из первых дней фе стиваля советской музыки в Липецкой области наш вне штатный корреспондент А. Мар тынов встретился с Ю. В. Си лантьевым. — В юности я много зани мался музыкой, получил про фессиональное музыкальное об разование — окончил консерва торию как солист-скрипач. А затем началась работа в эст радном оркестре Гостелерадио... Как видите, на долгие годы. За этими скупыми словами Ю. В. Силантьева скрыт тита нический труд исполнителя, ди рижера, композитора, педагога и гражданина. Творческий путь, пройденный им с замечатель ным коллективом, предельно насыщен, плодотворен. Без пре увеличения можно сказать, что биография этого оркестра — это биография советской песни за последнюю четверть века. Именно при его активнейшем участии рождались многие песни Новикова, Соловьева-Се- дого, Мурадели, Блантера, Френкеля, Петрова, Фрадкина. Как дирижер Силантьев нс замыкается в рамках легкой, эстрадной музыки. Оркестр ис полняет симфонические произ ведения, балетную и оперную музыку. Именно Силантьевым были открыты для эстрады та кие имена как Мурад Кажлаев и Богдан Троцюк. Благодаря усилиям Юрия Васильевича в 1968 году была возрождена (считавшаяся уте рянной) оратория Дмитрия Шостаковича «Моя Отчизна». А его любовь к оперным сочи нениям! Именно «силантьев- ский» оркестр открыл совет ским слушателям оперу немец кого композитора Пауля Д ес сау «Осуждение Лукулла» (по мотивам одноимённой пьесы Бертольда Брехта). Миллионы слушателей счита ют оркестр Силантьева своим другом. Не случайно он был в числе ведущих коллективов на всех всесоюзных и междуна родных фестивалях комсомоль ской и молодежной песни. Вы соко оценили его исполнитель ское мастерство на междуна родных фестивалях в Праге й Лейпциге, Варшаве й Бухаре сте, а также на IX и X 'В се мирных фестивалях мблодежи и студентов. Блестяще коллектив провел международные форумы политической песни в Сочи в 1967—1969 и в 1975 годах. Оркестр Силантьева — это своеобразная музыкальная л а боратория, где музыканты по стоянно экспериментируют в области аранжировки, подачи музыкального материала. Изу чаются формы взаимодействия эстрадной и классической му зыки, джазовой и симфониче ской. Сейчас в репертуаре коллек- А - типа более шести тысяч, произ ведений. только советских ком позиторов. Среди них и круп ные произведения , самого Ю. Силантьева.. Это оратория «Ленин—Партия» на слова В. Маяковского, симфонические сюиты, камерные инструмен тальные сочинения и представ ленные на суд липецких слуша телей «Комсомольская симфо ния», концертный вальс, рапсо дия для эстрадно-симфониче ского оркестра. В конце беседы наш коррес пондент попросил Ю. В. Силан тьева высказать свое мнение о проблемах эстрадной музыки. И вот что он ответил: — К сожалению, многие ав торы смотрят на эстраду, как на жанр второсортный, может быть, потому что некоторые оркестры скомпрометировали себя низким уровнем исполне ния. Но ведь сам жанр не ви новат. Если бы талантливые авторы работали больше для эстрады, здесь не было бы ме ста безвкусице и халтуре. Постоянная творческая лю бознательность, поиск новых форм выражения, радость об щения со слушателем — все это, я уверен, будет привле кать и приобщать к прекрас ному миру музыки широкие круги слушателей. К В А Р Т Е Т Ч Этот ансамбль молод. Не прошло еще и трех лет с того дня, когда ведущие солисты — трубачи разных столичных ор кестров — заслуженный артист республики, лауреат всесоюз ного и международного конкур сов Лев Володин (Государст венный симфонический оркестр СССР), Александр Молостов (ансамбль им. Александрова), Вячеслав Прокопов (оркестр Большого театра) и Александр Дитяткин (эстрадно-симфони ческий оркестр Гостелерадио) начали выступать вместе. Но уже сегодня московский квар тет труб •широко известен в нашей стране, да и за рубе жом. Квартет зарекомендовал себя как коллектив с ярким, само бытным творческим почерком. Ансамбль — частый гость Все союзного Дома композиторов. Он участвовал в культурной программе Московской Олимпи ады, выступал на торжествен ном концерте для делегатов XXVI съезда КПСС в Крем левском Дворце съездов, на VI съезде советских композито ров, на юбилее Государствен ного духового оркестра РСФСР. Он неизменно встречал горячий прием слушателей, вы сокую оценку специалистов. Так, например, статью об этом коллективе недавно поместил швейцарский журнал «Брасс- бюллетень», освещающий во просы духового исполнитель ства. Вот что рассказывает Алек сандр Дитяткин: — В симфоническом оркестре трубе отведена вполне опреде ленная роль. В нашем же квартете каждый из музыкан тов может полнее проявить свою индивидуальность и пока зать, на что он способен. Тех нические и выразительные воз- можкости инструмента огром ны, хотя используются они д а леко не всегда. Между тем, наше искусство знает подлин ных виртуозов, замечательных мастеров. Игра в нашем квар тете позволяет музыкантам проявить себя и в качестве со листов, и в качестве участников ансамбля. Мне кажется, что создание такого коллектива-^- важный шаг на пути к тому, чтобы труба прочно заняла по праву принадлежащее ей место среди солирующих инструмен тов, наравне, например, со струнными. Возрождая старинную музы ку, мы ищем новые формы ис полнительства. Очень отрадно, что создание коллектива вы звало интерес у ряда советских композиторов. Специально для нас написаны оригинальные сочинения С. Тубайдулиной, Гевиксманом. Очень интересны вариации в стиле фламенко Василевского, «кончерто грос- со» с органом Янченко. Соз дание оригинального репертуа ра — залог его жизнеспособно сти, творческого роста квар тета. Кроме того, это прекрасный стимул для молодых исполните лей, в частности, студентов му зыкальных вузов. Ведь трое из нас занимаются педагогической работой: В. Прокопов — в ин ституте, а Л. Володин и я — в Московской консерватории. Огромные возможности квар тета были наглядно продемон стрированы уже на первом фе стивальном концерте в Липец ке, где коллектив исполнил дьесу Ботярова «Наигрыши». ;Исполнил с подлинным блес ком, тонко, на редкость музы кально. Возможности инстру мента раскрывались многосто ронне, а подчас и весьма не ожиданно. Нет сомнений, что благода ря музыкальному празднику в Липецке число поклонников коллектива умножится. Кстати, уже здесь, на фестивале, на родный артист РСФСР, про фессор А. Нестеров, один из ведущих советских композито ров, восхищенный игрой..квар тета, выразил желание -" напи сать для него новое произведе ние. Это лишний раз убежда ет, что существование кварте та труб переросло рамки экс перимента, стало важным и перспективным явлением сов ременного искусства. Замечательный советский трубач, народный артист РСФСР, профессор Т. Докши цер (двое из исполнителей в квартете, кстати,— его учени ки) так отозвался об этом ан самбле: «Это очень большое и разумное начинание. Музыкан ты квартета — настоящие эн тузиасты и патриоты нашего дела». Уверен, что дальнейшая творческая жизнь этого под линно уникального (в мире сейчас нет подобного) ансамб ля не только принесет ему но вые удачи и признание слуша телей, но и даст толчок для создания новых коллективов такого плана. И. РЕЗНИКОВ. На снимке: участники ква р тета труб: (слева направо) В. Прокопов, Л. Володин; А. Молостов, А. Дитяткин. МАСТЕРА ИСКУССТВ ( Х Л Е Б О Р О Б А М ЧАПЛЫГИН- . .«Хлебом-со лью», приветственной песней встречали Д91?.Ш^^.-гостей на границе своего района участни ки художественной самодея тельности, старейшего в обла сти фольклорного коллектива, Колыбельского Дома культуры. В составе творческой группы были в этот день советские композиторы народный артист РСФСР А. А. Нестеров, заслу женный деятель искусств Баш кирской АССР Р. М. Хасанов, солисты, фольклорный моло- . . ж |ы й коллегию «Каникулы». Мастеров ибкусств приветство вали секретарь райкома партии А П. Зайцева, заместитель райисполкома Н. А. Коротков, заведующий отделом пропаган ды и агйтацйи райкома партии М. Б. Кочкин. Насыщенным было пребыва ние участников фестиваля в районе. Первый секретарь рай кома партии И. Т. Третьяков рассказал им об экономике и культуре района. Они побыва ли в пионерском лагере «Ор бита» в совхозе «Колыбель- ский», познакомились с горо дом Чаплыгин и его про мышленными предприятиями. А вечером районном Доме культуры они дали два концер та, которые были тепло приня ты слушателями. ДОБРИНКА . На концерт в районный Дом культуры в этот день спешили и стар, и млад. Еще бы, ведь в гости приехали известные композиторы, чье творчество хорошо знают доб- ринцы. Песни заслуженного деятеля искусств РСФСР Б. Терентьева «Вот кто-то с( горочки спустился», «Девушка в шинели», «Гвардейская поль ка» — простые и сердечные — поет уже не одно поколение. А самым маленьким слуша телям нравятся песни заслу женного деятеля искусств РСФСР, лауреата премии Л е нинского комсомола Ю. Чичко- ва. На этот раз композитор приехал не один — вместе с поэтом П. Синявским, в содру жестве с которым он создал немало произведений для де тей. Солисты Р. Глушкова, Н. Охлопкова, А. Безверхий, И. Иванова исполнили песни композиторов. А затем гости отправились в одно из лучших хозяйств райо на совхоз «Отрада», позна комилась с его достижениями и делами сельских тружени ков. Вечером в сельском Доме культуры был дан большой концерт. ДОЛГОРУКОВО. С боль шим интересом знакомились гости с филиалом Липецкого областного краеведческого му зея в районном центре. Экскур сию провел директор музея И. А. Христенко. Особое вни мание привлекли экспонаты, посвященные успехам хозяйств,, а также связанные с культу-’ рой края. Долгоруковская зем ля — родина многих известных писателей, композиторов. В их числе братья Жемчужниковы, композитор заслуженный ар тист РСФСР и Узбекской ССР С. Н. Василенко. Заслуженный деятель искусств РСФСР, на родный артист Дагестанской АССР Ш. Чалаев заинтересо вался автографом, который прислал долгоруковским следо пытам Герой Социалистическо го Труда народный поэт Д аге стана Расул Гамзатов. Самые теплые отзывы оставили гости в книге музея. В районном Доме культуры и колхозе «Путь к коммуниз му» состоялись концерты, 1 которых было представлено творчество композиторов Ш. Чалаева и И. Арсеева. На встрече в сельском Доме куль туры побывали многочислен ные зрители из соседних хо зяйств — колхозов «Верный путь» и «Память Ленина». ; ^ ------------ КОМ П О ЗИ ТО Р И З ГО Р Ь К О ГО Характерная черта третьего фестиваля советской музыки в Липецкой области заключается в-том, что в нем широко пред ставлено творчество советских композиторов. Вся творческая жизнь на родного артиста РСФСР, про фессора Горьковской консерва тории, секретаря правления Союза композиторов РСФСР А. Нестерова связана с горо дом Горьким. В числе его наи более значительных сочине-. ний оперы «Козьма Минин», «Летят журавли», балет «Ти мур и его команда», отразив шие тему Великой Отечествен ной войны, две симфонии, сим- фонические поэмы, концерты для трубы, хоры, романсы, пес ни. Многие из этих произведе ний получили большую извест ность и за рубежом. В творчестве А. Нестерова привлекает глубокая, органиче ская связь его музыки с народ ными истоками: свыше двухсот песен Горьковской области об работал и переложил компози. тор для солистов и хора. В концертах на липецкой земле композитор вместе с со листами Горьковской филармо нии исполняет народные песни записанные в селах своей об ласти, а также песни о родном крае. 1 В тесной связи с жизнью— сила кинематографа, самого массового из искусств. Эта творческая заповедь, очень близкая демократическому ду ху московского международно го киносмотра, отражена в са мой его программе. По тради ции она раздвигает рамки фе стивального экрана, позволяет мастерам мирового кино позна комиться с различными сторо нами жизни советских людей. Фестивальный марафон прео долел первую половину дистан, ции, и хотя до финиша еше далеко, некоторые особенности московского кииосмотра про слеживаются отчетливо. Боль шинство демонстрировавшихся Э К Р А Н И Ж И З Н Ь МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ фильмов, разных по тематике, уровню художественного ма стерства и творческой манере, отличают пристальный интерес к актуальным проблемам совре менности, стремление осмыслить уроки истории, так тесно свя занной с нашим сегодняшним днем. В год 40-летия нападения фа шистской Германии на Совет ский Союз с особым волнени ем смотрятся фильмы, воскре шающие события второй миро вой войны. Таких лент — худо жественных документов эпохи — немало в фестивальной афи ше. Стремление рассказать о проблемах современной жизни народа Камеруна характерно для фильма «Наша дочь», ко торым дебютировала на Мо сковском фестивале молодая кинематография этой страны. Растлевающая власть денег, волчьи законы, по которым жи. вет мир капиталистического бизнеса, — тема индийского фильма «Наша эра». — Обращение к острым со циальным проблемам т - приме чательная особенность нынеш него этапа развития индийско го киноискусства, — сказал ре жиссер этой ленты Шьям Бен- гал. — лучшие наши мастера стремятся уйти от коммерче ского кино с его псевдоэкзоти-, кой, нескончаемыми танцами и песнями, Мы не собираемся порывать с лучшими традициями нашего искусства, в том числе с бо гатствами музыкального фольк. лора Индии, но перед зпите- лями крупным планом должен представать с экрана в первую ПЛАЦДАРМ ИМПЕРИАЛИЗМА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ очередь мир подлинных, очень непростых забот, которыми мы живем сегодня. Очень важно для нас, про должал режиссер, сотрудниче ство с советскими коллегами Сейчас мы начинаем работу над совместным документаль ным фильмом о жизни Джава- харлала Неру, на очереди — лента о замечательном русском художнике Святославе Рерихе, Окрепшая творческая друж ба мастеров экрана разных стран и континентов — таков, наверное, один из главных предварительных итогов XII Московского кинофестиваля. (ТАСС). КАИР, 15 июля. (ТАСС). События последних дней неоп ровержимо доказывают сущест вование совместного американо- израильского плана, направлен, ного против суверенитета и независимости Ливана, пишет Катарская газета «Аль-араб». Она указывает в этой связи, что резкая активизация агрес сивных действий Тель-Авива, совпадающая по времени с пребыванием в Израиле спе циального представителя прези дента США Хабиба, преследу ет цель оказать давление на правительство Ливана и сор вать усилия арабских стран по нормализации обстановки в этой стране. Возрастающая наглость сио нистов является непосредствен ным результатом поддержки, которую оказывают Тель-Авиву США и другие страны Запада, превратившие Израиль в плац дарм империализма на Ближ нем Востоке, указывает в свою очередь другая катарская газе та «Ар-райя». Западные держ а вы, отмечает она, стремились и продолжают стремиться к обес печению военного превосходст ва Тель-Авива над арабскими странами. Вашингтон и его союзники видят в Израиле ближневосточного жандарма, оберегающего их интересы в регионе путем подавления араб ского национально - освободи тельного движения, подчеркива ет газета. Белград В Югославии торж ественно отмечен день восстания народа Черногории. 40 лет на зад черногорцы, откликнув шись на решение Политбюро ЦК Компартии Югославии на чать вооруж енное восстание, со в е к « придется оплатить ТЯПКИ НЬЮ-ЙОРК, 15 июля. (ТАСС). Газета «Нью-Йорк тайме» опубликовала фельетон Рассела Бейкера, который вы смеивает политику нынешней администрации, направленную на увеличение продажи амери канского оружия: Конечно, мне было известно, что администрация Рейгана от. крыла широкую торговлю ору жием. Тем не менее, я был очень удивлен, когда, проснувшись, увидел перед своим домом танк. В полусне я подписал неразборчиво написанный до кумент, оказавшийся распиской в получении танка, который я и не думал заказывать. Через час я был разбужен полицией: что за дурацкая идея перегораживать улицу танком—-спросил полицейский. — Предъявите разрешение на владение пушкой. (Естественно у танка была пушка). — Наверное, это какая-то шутка, — сказал я. — Разберемся, — ответили они, и наложили на танк арест. Счет на нелепо- большую сумму я выбросил в мусорную корзину. Через пару дней я получил письмо следующего со держания: «Поздравляем Вас, вы стали владельцем самого отличного танка, когда-либо производимого в Америке. От- нако, дорогой друг, не думай те, что одним танком можно защитить свои границы от нападения «красных». В допол. нение к танку мы предлагаем Вам -приобрести нзбор -ре-акт тивных самолетов,^ зенитных ракет и подводных лодок, име ющихся на нашем складе в большом ассортименте...». Письмо, как и несколько на поминаний, пришедших позже, были также выброшены в кор зину. Но вот через неделю, в 5 ча сов утра зазвонил телефон: «Послушайте, вы, когда' вы со бираетесь платить за свой танк?...». Тут уж я не выдер жал и написал письмо в Белый дом, госдепартамент и мини стерство обороны: «На танк, который ваша идиотская компьютерная система по ошибке поставила мне, полиция наложила арест. Предлагаю вам уплатить штраф и стой мость хранения и вернуть этот танк себе, а потом вновь пу стить его в продажу». Вскоре пришел ответ: «Ваша угроза применить вышеуказан ный танк для нападения на правительственный склад ору жия в период летней распрода жи, когда на складе особенно много людей, представляет со бой явное нарушение условий, на которых мы продаем свое оружие. Так как из наших до кументов явствует, что ей не являетесь государством Изра иль, подобное нарушение- мо жет привести в ярость конгресс, что будет иметь для вас самые серьезные последствия...». Не будучи уверенным в аг рессивных замыслах красных, я, тем не менее, прихожу к выво ду, на основании событий пос ледних дней, что в нашем ми ре, где все готовы даиддишИйуг .-друга, очень не поташзвР==? думать о безопасности собст венных границ. Видимо все-та ки придется оплатить танк. выступили с оруж ием в руках против фашистских захватчи ков. По случаю праздника в горо дах и селах республики состоя* лись многолюдные митинги, собрания, встречи с ветерана ми освободительного движе ния. Эль-Джазаир Здесь завершились перегово ры между президентом АНДР Шадли Бендж едидом и нахо дившимся в Алж ире с двух дневным визитом президентом Сирии Хафезом Асадом. В ходе переговоров были рассмотрены вопросы, касаю щиеся обстановки на Ближнем Востоке. В заявлении для печати X. Асад отметил совпадение взглядов сторон по обсуждав шимся вопросам, имеющим важное значение для стран членов национального фронта стойкости и противодействия, для всех арабских народов. Важнейшим из них президент САР назвал оказание противо действия империалистическому наступлению. Манагуа Сотрудники органов беэопас ности Никарагуа провели ус пешную операцию по обезвре живанию банды контрреволю ционеров в департаменте Нуэва-Сеговия. В ходе пере стрелки были убиты два банди та, тайно пробравшихся в Ни карагуа с территории Гонду раса, еще двое взяты в плен М|ныия. этой шайки т е р д а ^ зирбвали местное населШшр грабили крестьян, поджигали их дома, угоняли скот. (ТАСС). ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН ДОЛЖЕН СТАТЬ ЗОНОЙ МИРА С инициативой превратить лись и участники совещания Индийский океан в зону мира министров иностранных дел не. неприсоединившиеся страны ре- присоединившихся стран, про- гиона, в том числе Индия, вы- ходившего в феврале в Дели, ступили в конце 60-х годов. В Специальный комитет ООН тот период усилилась милита- по подготовке конференции по ризация океана, началось стро- Индийскому океану, в состав ительство американской воен- которого входят 46 стран, уже ной базы на острове Диего- провел четыре заседания в про- Гарсия, возросло военное при- шлом году, а сейчас в Нью- сутствие великих держав. Йорке проходит пятое заседа- Советский Союз поддержал ние комитета. Борьба за пре идею превращения Индийского вращение Индийского океана океана в зону мира и заявил о в зону мира приобрела в пос- своей готовности сотрудничать леднее время особую важность, со всеми миролюбивыми сила- Сейчас она ведется в основном ми в ее реализации. В 1971 го- вокруг вопроса о созыве меж ду эта идея получила одобре- дународной конференции до ние со стороны Организации конца этого года. США и их Объединенных Наций, при ко- союзники делают все возмож- торой был создан специальный ное, чтобы воспрепятствовать комитет. этому. Они заявляют, что ны- Три года назад появилась нешняя обстановка в Индий- небольшая надежда сдвинуть ском океане не благоприятству- вопрос о создании зоны мира ет проведению конференции, в Индийском океане с мертвой Этот аргумент звучит весьма точки. Тогда Соединенные Шта- неубедительно. Скорее наобо- ты согласились провести раунд рот. Ситуация в регионе в на- переговоров с Советским Сою- стоящее время такова, что зом об ограничении и сокраще- конференцию следует созвать нии военной активности в ре- безотлагательно. «Афганский гионе. Однако беспокойство кризис» едва ли является пре- Вашингтона о мире в Индий- пятствием, ском океане было далеко не ский Союз искренним. США были вынуж поскольку Совет уже заявлял со всей ясностью, что он не воз- дены сесть за стол перегово- ражает против обсуждения ров с Советским Союзом под международных аспектов этой давлением афро-азиатских проблемы в увязке с вопросами стран. На самом же деле они безопасности Персидского за- намеревались осуществить свои лива. В афро-азиатских стра- замыслы об установлении кон- нах положительный отклик на- троля над Индийским океаном шла программа из пяти пунк- с помощью шахского Ирана, тов обеспечения мира и безо- После падения шахского режи- пасиости в зоне Персидского ма в Иране, который подобно залива, сформулированная Израилю и Саудовской Аравии Л. И. Брежневым в выступле- был одним из столпов агрес- нии перед индийскими парла- сивной стратегии США в За- ментариями 10 декабря 1980 падной Азии, обстановка пол- года. Индира Ганди назвала ностью изменилась. Соединен- ее «конструктивной» и рекомен- ным Штатам нужен был пред- довала отнестись к ней с «осо- лог для того, чтобы прервать бым вниманием». Президент переговоры с Советским Сою- Объединенных Арабских Эми- зом и приступить к наращива- ратов шейх Заид бен Султан нию своего военного присутст* аль-Нахаиан также дал поло вин в Индийском океане. В ка- жительную оценку советской честве такого предлога ва- инициативе и призвал не под- шингтонские стратеги избрали даваться западной пропаган- события вокруг Афганистана, де, раздувающей шумиху во- По сути дела, если бы не бы- круг присутствия ограниченного ло «афганского кризиса», они контингента советских войск в бы изобрели еще какой-нибудь Афганистане, предлог. Общественность стран регио- _ В соответствии с решением на отчетливо сознает, что на- Генеральной Ассамблеи ООН в ращивание здесь американского конце 1981 года в Коломбо военного присутствия, разме- должна быть созвана междуна- щение стратегических бомбар- родная конференция по Индий- дировщиков «В-52» на Диего- скому океану. За созыв наме- Гарсия и «сил быстрого раз- ченной конференции высказа- вертывания» в районе Персид ского залива далеко не служат целям предотвращения несу ществующей «советской угро зы», а направлены против их свободы и независимости. Стратегические планы США заключаются вовсе не в том, чтобы обезопасить пути транс портировки нефти на Запад, а в том, чтобы поставить под свой контроль нефтяные и дру гие природные ресурсы стран Персидского залива и юга Аф рики. Угроза миру в Индий ском океане исходит не от Со ветского Союза, а от Соеди ненных Штатов и их союзни ков, которые контролируют че тыре основных выхода в Ин дийский океан, т. е. Суэцкий канал, Малаккский пролив, мыс Доброй Надежды и западное побережье Австралии. К этому еще необходимо добавить цепь военных баз, которые Соеди ненные Штаты имеют на чужих территориях — Рас Банас в Египте, Кокберн-саунд и Перт в Австралии, Саймонстаун в ЮАР, Бербера в Сомали, Мом баса в Кении, Масира у побе режья Омана и пресловутая база на острове Диего-Гарсия в самом центре Индийского океана. Силы, мира и национального освобождения должны активи зировать свои усилия с целью нейтрализовать пропагандист скую кампанию, которую ведут США и их союзники против создания зоны мира в Индий ском океане, в целом н про тив созыва конференции в ча стности. Идея «сбалансирован ного присутствия» иностранных держав, с которой выступили Австралия и Сингапур, являет ся не чем иным, как попыткой оправдать милитаризацию Ин дийского океана, осуществля емую Соединенными Штатами, и .воспрепятствовать лревра щению этого региона в зону мира. Необходимо такж е д а вать решительный отпор по пыткам представить развитие событий в Индийском океане как результат «соперничества сверхдержав»,1 поскольку такая концепция ставит знак равен ства между постоянным воен ным присутствием США в аг рессивных целях и неизменно стабилизирующей ролью Со ветского Союза в этом регио не. Д. КАУШИК, профессор Делийского университета им. Дж . Неру. (АПН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz