Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

ВС Е К РАСК И ПРАЗД НИК А Э СТРАД А- Ж А НР НЕ ВТОРОСОРТ НЫЙ ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ Сегодня в нашем очеред. ном выпуске, освещающем ход третьего фестиваля со­ ветской музыки «Компози­ торы России — трудящимся ордена Ленина Липецкой области», читатель найдет сообщения о творческих встречах наших гостей с труж ениками колхозов и совхозов области. Около тридцати концер­ тов, на которых побывали тысячи зрителей, дали уж е в Домах культуры районных центров и сельских учреж ­ дениях культуры участники фестиваля — советские Ком­ позиторы, солисты, музы­ кальные коллективы. И сегодня, 16 июля, они снова в пути. Три творче­ ских группы отправились в Грязинский, Елецкий и Липецкий районы, а еще од­ на проведет концерты в до­ ме отдыха новолипецких ме­ таллургов «Сухоборье» и пионерском лагере «Проме­ тей». Как всегда, большие кон­ церты состоятся в «Звезд­ ном». Э страдно-симфонич ескому ор­ кестру Всесоюзного радио и Центрального телевидения бо­ лее тридцати пяти лет. И все эти годы его бессменный дири­ жер ,— Юрий Васильевич Си­ лантьев, замечательный мастер эстрадной музыки. Плодо­ творная деятельность на радио и телевидении принесла Ю. Си­ лантьеву известность как ком­ позитору и дирижеру. Это му­ зыкант тонкого вкуса и высо­ кого мастерства. В один из первых дней фе­ стиваля советской музыки в Липецкой области наш вне­ штатный корреспондент А. Мар­ тынов встретился с Ю. В. Си­ лантьевым. — В юности я много зани­ мался музыкой, получил про­ фессиональное музыкальное об­ разование — окончил консерва­ торию как солист-скрипач. А затем началась работа в эст­ радном оркестре Гостелерадио... Как видите, на долгие годы. За этими скупыми словами Ю. В. Силантьева скрыт тита­ нический труд исполнителя, ди­ рижера, композитора, педагога и гражданина. Творческий путь, пройденный им с замечатель­ ным коллективом, предельно насыщен, плодотворен. Без пре­ увеличения можно сказать, что биография этого оркестра — это биография советской песни за последнюю четверть века. Именно при его активнейшем участии рождались многие песни Новикова, Соловьева-Се- дого, Мурадели, Блантера, Френкеля, Петрова, Фрадкина. Как дирижер Силантьев нс замыкается в рамках легкой, эстрадной музыки. Оркестр ис­ полняет симфонические произ­ ведения, балетную и оперную музыку. Именно Силантьевым были открыты для эстрады та ­ кие имена как Мурад Кажлаев и Богдан Троцюк. Благодаря усилиям Юрия Васильевича в 1968 году была возрождена (считавшаяся уте­ рянной) оратория Дмитрия Шостаковича «Моя Отчизна». А его любовь к оперным сочи­ нениям! Именно «силантьев- ский» оркестр открыл совет­ ским слушателям оперу немец­ кого композитора Пауля Д ес­ сау «Осуждение Лукулла» (по мотивам одноимённой пьесы Бертольда Брехта). Миллионы слушателей счита­ ют оркестр Силантьева своим другом. Не случайно он был в числе ведущих коллективов на всех всесоюзных и междуна­ родных фестивалях комсомоль­ ской и молодежной песни. Вы­ соко оценили его исполнитель­ ское мастерство на междуна­ родных фестивалях в Праге й Лейпциге, Варшаве й Бухаре­ сте, а также на IX и X 'В се­ мирных фестивалях мблодежи и студентов. Блестяще коллектив провел международные форумы политической песни в Сочи в 1967—1969 и в 1975 годах. Оркестр Силантьева — это своеобразная музыкальная л а­ боратория, где музыканты по­ стоянно экспериментируют в области аранжировки, подачи музыкального материала. Изу­ чаются формы взаимодействия эстрадной и классической му­ зыки, джазовой и симфониче­ ской. Сейчас в репертуаре коллек- А - типа более шести тысяч, произ­ ведений. только советских ком­ позиторов. Среди них и круп­ ные произведения , самого Ю. Силантьева.. Это оратория «Ленин—Партия» на слова В. Маяковского, симфонические сюиты, камерные инструмен­ тальные сочинения и представ­ ленные на суд липецких слуша­ телей «Комсомольская симфо­ ния», концертный вальс, рапсо­ дия для эстрадно-симфониче­ ского оркестра. В конце беседы наш коррес­ пондент попросил Ю. В. Силан­ тьева высказать свое мнение о проблемах эстрадной музыки. И вот что он ответил: — К сожалению, многие ав­ торы смотрят на эстраду, как на жанр второсортный, может быть, потому что некоторые оркестры скомпрометировали себя низким уровнем исполне­ ния. Но ведь сам жанр не ви­ новат. Если бы талантливые авторы работали больше для эстрады, здесь не было бы ме­ ста безвкусице и халтуре. Постоянная творческая лю­ бознательность, поиск новых форм выражения, радость об­ щения со слушателем — все это, я уверен, будет привле­ кать и приобщать к прекрас­ ному миру музыки широкие круги слушателей. К В А Р Т Е Т Ч Этот ансамбль молод. Не прошло еще и трех лет с того дня, когда ведущие солисты — трубачи разных столичных ор­ кестров — заслуженный артист республики, лауреат всесоюз­ ного и международного конкур­ сов Лев Володин (Государст­ венный симфонический оркестр СССР), Александр Молостов (ансамбль им. Александрова), Вячеслав Прокопов (оркестр Большого театра) и Александр Дитяткин (эстрадно-симфони­ ческий оркестр Гостелерадио) начали выступать вместе. Но уже сегодня московский квар­ тет труб •широко известен в нашей стране, да и за рубе­ жом. Квартет зарекомендовал себя как коллектив с ярким, само­ бытным творческим почерком. Ансамбль — частый гость Все­ союзного Дома композиторов. Он участвовал в культурной программе Московской Олимпи­ ады, выступал на торжествен­ ном концерте для делегатов XXVI съезда КПСС в Крем­ левском Дворце съездов, на VI съезде советских композито­ ров, на юбилее Государствен­ ного духового оркестра РСФСР. Он неизменно встречал горячий прием слушателей, вы­ сокую оценку специалистов. Так, например, статью об этом коллективе недавно поместил швейцарский журнал «Брасс- бюллетень», освещающий во­ просы духового исполнитель­ ства. Вот что рассказывает Алек­ сандр Дитяткин: — В симфоническом оркестре трубе отведена вполне опреде­ ленная роль. В нашем же квартете каждый из музыкан­ тов может полнее проявить свою индивидуальность и пока­ зать, на что он способен. Тех­ нические и выразительные воз- можкости инструмента огром­ ны, хотя используются они д а ­ леко не всегда. Между тем, наше искусство знает подлин­ ных виртуозов, замечательных мастеров. Игра в нашем квар­ тете позволяет музыкантам проявить себя и в качестве со­ листов, и в качестве участников ансамбля. Мне кажется, что создание такого коллектива-^- важный шаг на пути к тому, чтобы труба прочно заняла по праву принадлежащее ей место среди солирующих инструмен­ тов, наравне, например, со струнными. Возрождая старинную музы­ ку, мы ищем новые формы ис­ полнительства. Очень отрадно, что создание коллектива вы­ звало интерес у ряда советских композиторов. Специально для нас написаны оригинальные сочинения С. Тубайдулиной, Гевиксманом. Очень интересны вариации в стиле фламенко Василевского, «кончерто грос- со» с органом Янченко. Соз­ дание оригинального репертуа­ ра — залог его жизнеспособно­ сти, творческого роста квар­ тета. Кроме того, это прекрасный стимул для молодых исполните­ лей, в частности, студентов му­ зыкальных вузов. Ведь трое из нас занимаются педагогической работой: В. Прокопов — в ин­ ституте, а Л. Володин и я — в Московской консерватории. Огромные возможности квар­ тета были наглядно продемон­ стрированы уже на первом фе­ стивальном концерте в Липец­ ке, где коллектив исполнил дьесу Ботярова «Наигрыши». ;Исполнил с подлинным блес­ ком, тонко, на редкость музы­ кально. Возможности инстру­ мента раскрывались многосто­ ронне, а подчас и весьма не­ ожиданно. Нет сомнений, что благода­ ря музыкальному празднику в Липецке число поклонников коллектива умножится. Кстати, уже здесь, на фестивале, на­ родный артист РСФСР, про­ фессор А. Нестеров, один из ведущих советских композито­ ров, восхищенный игрой..квар­ тета, выразил желание -" напи­ сать для него новое произведе­ ние. Это лишний раз убежда­ ет, что существование кварте­ та труб переросло рамки экс­ перимента, стало важным и перспективным явлением сов­ ременного искусства. Замечательный советский трубач, народный артист РСФСР, профессор Т. Докши цер (двое из исполнителей в квартете, кстати,— его учени­ ки) так отозвался об этом ан самбле: «Это очень большое и разумное начинание. Музыкан ты квартета — настоящие эн­ тузиасты и патриоты нашего дела». Уверен, что дальнейшая творческая жизнь этого под­ линно уникального (в мире сейчас нет подобного) ансамб ля не только принесет ему но­ вые удачи и признание слуша телей, но и даст толчок для создания новых коллективов такого плана. И. РЕЗНИКОВ. На снимке: участники ква р­ тета труб: (слева направо) В. Прокопов, Л. Володин; А. Молостов, А. Дитяткин. МАСТЕРА ИСКУССТВ ( Х Л Е Б О Р О Б А М ЧАПЛЫГИН- . .«Хлебом-со­ лью», приветственной песней встречали Д91?.Ш^^.-гостей на границе своего района участни­ ки художественной самодея­ тельности, старейшего в обла­ сти фольклорного коллектива, Колыбельского Дома культуры. В составе творческой группы были в этот день советские композиторы народный артист РСФСР А. А. Нестеров, заслу­ женный деятель искусств Баш ­ кирской АССР Р. М. Хасанов, солисты, фольклорный моло- . . ж |ы й коллегию «Каникулы». Мастеров ибкусств приветство­ вали секретарь райкома партии А П. Зайцева, заместитель райисполкома Н. А. Коротков, заведующий отделом пропаган­ ды и агйтацйи райкома партии М. Б. Кочкин. Насыщенным было пребыва­ ние участников фестиваля в районе. Первый секретарь рай­ кома партии И. Т. Третьяков рассказал им об экономике и культуре района. Они побыва­ ли в пионерском лагере «Ор­ бита» в совхозе «Колыбель- ский», познакомились с горо­ дом Чаплыгин и его про­ мышленными предприятиями. А вечером районном Доме культуры они дали два концер­ та, которые были тепло приня­ ты слушателями. ДОБРИНКА . На концерт в районный Дом культуры в этот день спешили и стар, и млад. Еще бы, ведь в гости приехали известные композиторы, чье творчество хорошо знают доб- ринцы. Песни заслуженного деятеля искусств РСФСР Б. Терентьева «Вот кто-то с( горочки спустился», «Девушка в шинели», «Гвардейская поль­ ка» — простые и сердечные — поет уже не одно поколение. А самым маленьким слуша­ телям нравятся песни заслу­ женного деятеля искусств РСФСР, лауреата премии Л е­ нинского комсомола Ю. Чичко- ва. На этот раз композитор приехал не один — вместе с поэтом П. Синявским, в содру­ жестве с которым он создал немало произведений для де­ тей. Солисты Р. Глушкова, Н. Охлопкова, А. Безверхий, И. Иванова исполнили песни композиторов. А затем гости отправились в одно из лучших хозяйств райо­ на совхоз «Отрада», позна­ комилась с его достижениями и делами сельских тружени­ ков. Вечером в сельском Доме культуры был дан большой концерт. ДОЛГОРУКОВО. С боль­ шим интересом знакомились гости с филиалом Липецкого областного краеведческого му­ зея в районном центре. Экскур­ сию провел директор музея И. А. Христенко. Особое вни­ мание привлекли экспонаты, посвященные успехам хозяйств,, а также связанные с культу-’ рой края. Долгоруковская зем­ ля — родина многих известных писателей, композиторов. В их числе братья Жемчужниковы, композитор заслуженный ар тист РСФСР и Узбекской ССР С. Н. Василенко. Заслуженный деятель искусств РСФСР, на родный артист Дагестанской АССР Ш. Чалаев заинтересо­ вался автографом, который прислал долгоруковским следо пытам Герой Социалистическо­ го Труда народный поэт Д аге­ стана Расул Гамзатов. Самые теплые отзывы оставили гости в книге музея. В районном Доме культуры и колхозе «Путь к коммуниз му» состоялись концерты, 1 которых было представлено творчество композиторов Ш. Чалаева и И. Арсеева. На встрече в сельском Доме куль­ туры побывали многочислен­ ные зрители из соседних хо­ зяйств — колхозов «Верный путь» и «Память Ленина». ; ^ ------------ КОМ П О ЗИ ТО Р И З ГО Р Ь К О ГО Характерная черта третьего фестиваля советской музыки в Липецкой области заключается в-том, что в нем широко пред­ ставлено творчество советских композиторов. Вся творческая жизнь на­ родного артиста РСФСР, про­ фессора Горьковской консерва­ тории, секретаря правления Союза композиторов РСФСР А. Нестерова связана с горо­ дом Горьким. В числе его наи­ более значительных сочине-. ний оперы «Козьма Минин», «Летят журавли», балет «Ти­ мур и его команда», отразив­ шие тему Великой Отечествен­ ной войны, две симфонии, сим- фонические поэмы, концерты для трубы, хоры, романсы, пес­ ни. Многие из этих произведе­ ний получили большую извест­ ность и за рубежом. В творчестве А. Нестерова привлекает глубокая, органиче­ ская связь его музыки с народ­ ными истоками: свыше двухсот песен Горьковской области об­ работал и переложил компози. тор для солистов и хора. В концертах на липецкой земле композитор вместе с со листами Горьковской филармо нии исполняет народные песни записанные в селах своей об ласти, а также песни о родном крае. 1 В тесной связи с жизнью— сила кинематографа, самого массового из искусств. Эта творческая заповедь, очень близкая демократическому ду­ ху московского международно­ го киносмотра, отражена в са­ мой его программе. По тради­ ции она раздвигает рамки фе­ стивального экрана, позволяет мастерам мирового кино позна­ комиться с различными сторо­ нами жизни советских людей. Фестивальный марафон прео­ долел первую половину дистан, ции, и хотя до финиша еше далеко, некоторые особенности московского кииосмотра про­ слеживаются отчетливо. Боль­ шинство демонстрировавшихся Э К Р А Н И Ж И З Н Ь МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ фильмов, разных по тематике, уровню художественного ма­ стерства и творческой манере, отличают пристальный интерес к актуальным проблемам совре­ менности, стремление осмыслить уроки истории, так тесно свя­ занной с нашим сегодняшним днем. В год 40-летия нападения фа­ шистской Германии на Совет­ ский Союз с особым волнени­ ем смотрятся фильмы, воскре­ шающие события второй миро­ вой войны. Таких лент — худо­ жественных документов эпохи — немало в фестивальной афи­ ше. Стремление рассказать о проблемах современной жизни народа Камеруна характерно для фильма «Наша дочь», ко­ торым дебютировала на Мо­ сковском фестивале молодая кинематография этой страны. Растлевающая власть денег, волчьи законы, по которым жи. вет мир капиталистического бизнеса, — тема индийского фильма «Наша эра». — Обращение к острым со­ циальным проблемам т - приме­ чательная особенность нынеш­ него этапа развития индийско­ го киноискусства, — сказал ре­ жиссер этой ленты Шьям Бен- гал. — лучшие наши мастера стремятся уйти от коммерче­ ского кино с его псевдоэкзоти-, кой, нескончаемыми танцами и песнями, Мы не собираемся порывать с лучшими традициями нашего искусства, в том числе с бо­ гатствами музыкального фольк. лора Индии, но перед зпите- лями крупным планом должен представать с экрана в первую ПЛАЦДАРМ ИМПЕРИАЛИЗМА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ очередь мир подлинных, очень непростых забот, которыми мы живем сегодня. Очень важно для нас, про должал режиссер, сотрудниче ство с советскими коллегами Сейчас мы начинаем работу над совместным документаль­ ным фильмом о жизни Джава- харлала Неру, на очереди — лента о замечательном русском художнике Святославе Рерихе, Окрепшая творческая друж ­ ба мастеров экрана разных стран и континентов — таков, наверное, один из главных предварительных итогов XII Московского кинофестиваля. (ТАСС). КАИР, 15 июля. (ТАСС). События последних дней неоп­ ровержимо доказывают сущест­ вование совместного американо- израильского плана, направлен, ного против суверенитета и независимости Ливана, пишет Катарская газета «Аль-араб». Она указывает в этой связи, что резкая активизация агрес­ сивных действий Тель-Авива, совпадающая по времени с пребыванием в Израиле спе­ циального представителя прези­ дента США Хабиба, преследу­ ет цель оказать давление на правительство Ливана и сор­ вать усилия арабских стран по нормализации обстановки в этой стране. Возрастающая наглость сио­ нистов является непосредствен­ ным результатом поддержки, которую оказывают Тель-Авиву США и другие страны Запада, превратившие Израиль в плац­ дарм империализма на Ближ ­ нем Востоке, указывает в свою очередь другая катарская газе­ та «Ар-райя». Западные держ а­ вы, отмечает она, стремились и продолжают стремиться к обес­ печению военного превосходст­ ва Тель-Авива над арабскими странами. Вашингтон и его союзники видят в Израиле ближневосточного жандарма, оберегающего их интересы в регионе путем подавления араб­ ского национально - освободи­ тельного движения, подчеркива­ ет газета. Белград В Югославии торж ественно отмечен день восстания народа Черногории. 40 лет на­ зад черногорцы, откликнув­ шись на решение Политбюро ЦК Компартии Югославии на­ чать вооруж енное восстание, со в е к « придется оплатить ТЯПКИ НЬЮ-ЙОРК, 15 июля. (ТАСС). Газета «Нью-Йорк тайме» опубликовала фельетон Рассела Бейкера, который вы­ смеивает политику нынешней администрации, направленную на увеличение продажи амери­ канского оружия: Конечно, мне было известно, что администрация Рейгана от. крыла широкую торговлю ору­ жием. Тем не менее, я был очень удивлен, когда, проснувшись, увидел перед своим домом танк. В полусне я подписал неразборчиво написанный до­ кумент, оказавшийся распиской в получении танка, который я и не думал заказывать. Через час я был разбужен полицией: что за дурацкая идея перегораживать улицу танком—-спросил полицейский. — Предъявите разрешение на владение пушкой. (Естественно у танка была пушка). — Наверное, это какая-то шутка, — сказал я. — Разберемся, — ответили они, и наложили на танк арест. Счет на нелепо- большую сумму я выбросил в мусорную корзину. Через пару дней я получил письмо следующего со­ держания: «Поздравляем Вас, вы стали владельцем самого отличного танка, когда-либо производимого в Америке. От- нако, дорогой друг, не думай­ те, что одним танком можно защитить свои границы от нападения «красных». В допол. нение к танку мы предлагаем Вам -приобрести нзбор -ре-акт тивных самолетов,^ зенитных ракет и подводных лодок, име­ ющихся на нашем складе в большом ассортименте...». Письмо, как и несколько на­ поминаний, пришедших позже, были также выброшены в кор­ зину. Но вот через неделю, в 5 ча­ сов утра зазвонил телефон: «Послушайте, вы, когда' вы со­ бираетесь платить за свой танк?...». Тут уж я не выдер жал и написал письмо в Белый дом, госдепартамент и мини­ стерство обороны: «На танк, который ваша идиотская компьютерная система по ошибке поставила мне, полиция наложила арест. Предлагаю вам уплатить штраф и стой мость хранения и вернуть этот танк себе, а потом вновь пу стить его в продажу». Вскоре пришел ответ: «Ваша угроза применить вышеуказан ный танк для нападения на правительственный склад ору­ жия в период летней распрода­ жи, когда на складе особенно много людей, представляет со­ бой явное нарушение условий, на которых мы продаем свое оружие. Так как из наших до­ кументов явствует, что ей не являетесь государством Изра иль, подобное нарушение- мо­ жет привести в ярость конгресс, что будет иметь для вас самые серьезные последствия...». Не будучи уверенным в аг­ рессивных замыслах красных, я, тем не менее, прихожу к выво ду, на основании событий пос ледних дней, что в нашем ми­ ре, где все готовы даиддишИйуг .-друга, очень не поташзвР==? думать о безопасности собст­ венных границ. Видимо все-та­ ки придется оплатить танк. выступили с оруж ием в руках против фашистских захватчи ков. По случаю праздника в горо дах и селах республики состоя* лись многолюдные митинги, собрания, встречи с ветерана­ ми освободительного движе ния. Эль-Джазаир Здесь завершились перегово ры между президентом АНДР Шадли Бендж едидом и нахо дившимся в Алж ире с двух­ дневным визитом президентом Сирии Хафезом Асадом. В ходе переговоров были рассмотрены вопросы, касаю щиеся обстановки на Ближнем Востоке. В заявлении для печати X. Асад отметил совпадение взглядов сторон по обсуждав шимся вопросам, имеющим важное значение для стран членов национального фронта стойкости и противодействия, для всех арабских народов. Важнейшим из них президент САР назвал оказание противо­ действия империалистическому наступлению. Манагуа Сотрудники органов беэопас ности Никарагуа провели ус пешную операцию по обезвре живанию банды контрреволю ционеров в департаменте Нуэва-Сеговия. В ходе пере стрелки были убиты два банди­ та, тайно пробравшихся в Ни карагуа с территории Гонду раса, еще двое взяты в плен М|ныия. этой шайки т е р д а ^ зирбвали местное населШшр грабили крестьян, поджигали их дома, угоняли скот. (ТАСС). ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН ДОЛЖЕН СТАТЬ ЗОНОЙ МИРА С инициативой превратить лись и участники совещания Индийский океан в зону мира министров иностранных дел не. неприсоединившиеся страны ре- присоединившихся стран, про- гиона, в том числе Индия, вы- ходившего в феврале в Дели, ступили в конце 60-х годов. В Специальный комитет ООН тот период усилилась милита- по подготовке конференции по ризация океана, началось стро- Индийскому океану, в состав ительство американской воен- которого входят 46 стран, уже ной базы на острове Диего- провел четыре заседания в про- Гарсия, возросло военное при- шлом году, а сейчас в Нью- сутствие великих держав. Йорке проходит пятое заседа- Советский Союз поддержал ние комитета. Борьба за пре­ идею превращения Индийского вращение Индийского океана океана в зону мира и заявил о в зону мира приобрела в пос- своей готовности сотрудничать леднее время особую важность, со всеми миролюбивыми сила- Сейчас она ведется в основном ми в ее реализации. В 1971 го- вокруг вопроса о созыве меж­ ду эта идея получила одобре- дународной конференции до ние со стороны Организации конца этого года. США и их Объединенных Наций, при ко- союзники делают все возмож- торой был создан специальный ное, чтобы воспрепятствовать комитет. этому. Они заявляют, что ны- Три года назад появилась нешняя обстановка в Индий- небольшая надежда сдвинуть ском океане не благоприятству- вопрос о создании зоны мира ет проведению конференции, в Индийском океане с мертвой Этот аргумент звучит весьма точки. Тогда Соединенные Шта- неубедительно. Скорее наобо- ты согласились провести раунд рот. Ситуация в регионе в на- переговоров с Советским Сою- стоящее время такова, что зом об ограничении и сокраще- конференцию следует созвать нии военной активности в ре- безотлагательно. «Афганский гионе. Однако беспокойство кризис» едва ли является пре- Вашингтона о мире в Индий- пятствием, ском океане было далеко не ский Союз искренним. США были вынуж поскольку Совет­ уже заявлял со всей ясностью, что он не воз- дены сесть за стол перегово- ражает против обсуждения ров с Советским Союзом под международных аспектов этой давлением афро-азиатских проблемы в увязке с вопросами стран. На самом же деле они безопасности Персидского за- намеревались осуществить свои лива. В афро-азиатских стра- замыслы об установлении кон- нах положительный отклик на- троля над Индийским океаном шла программа из пяти пунк- с помощью шахского Ирана, тов обеспечения мира и безо- После падения шахского режи- пасиости в зоне Персидского ма в Иране, который подобно залива, сформулированная Израилю и Саудовской Аравии Л. И. Брежневым в выступле- был одним из столпов агрес- нии перед индийскими парла- сивной стратегии США в За- ментариями 10 декабря 1980 падной Азии, обстановка пол- года. Индира Ганди назвала ностью изменилась. Соединен- ее «конструктивной» и рекомен- ным Штатам нужен был пред- довала отнестись к ней с «осо- лог для того, чтобы прервать бым вниманием». Президент переговоры с Советским Сою- Объединенных Арабских Эми- зом и приступить к наращива- ратов шейх Заид бен Султан нию своего военного присутст* аль-Нахаиан также дал поло­ вин в Индийском океане. В ка- жительную оценку советской честве такого предлога ва- инициативе и призвал не под- шингтонские стратеги избрали даваться западной пропаган- события вокруг Афганистана, де, раздувающей шумиху во- По сути дела, если бы не бы- круг присутствия ограниченного ло «афганского кризиса», они контингента советских войск в бы изобрели еще какой-нибудь Афганистане, предлог. Общественность стран регио- _ В соответствии с решением на отчетливо сознает, что на- Генеральной Ассамблеи ООН в ращивание здесь американского конце 1981 года в Коломбо военного присутствия, разме- должна быть созвана междуна- щение стратегических бомбар- родная конференция по Индий- дировщиков «В-52» на Диего- скому океану. За созыв наме- Гарсия и «сил быстрого раз- ченной конференции высказа- вертывания» в районе Персид­ ского залива далеко не служат целям предотвращения несу­ ществующей «советской угро­ зы», а направлены против их свободы и независимости. Стратегические планы США заключаются вовсе не в том, чтобы обезопасить пути транс­ портировки нефти на Запад, а в том, чтобы поставить под свой контроль нефтяные и дру­ гие природные ресурсы стран Персидского залива и юга Аф­ рики. Угроза миру в Индий­ ском океане исходит не от Со­ ветского Союза, а от Соеди­ ненных Штатов и их союзни­ ков, которые контролируют че­ тыре основных выхода в Ин­ дийский океан, т. е. Суэцкий канал, Малаккский пролив, мыс Доброй Надежды и западное побережье Австралии. К этому еще необходимо добавить цепь военных баз, которые Соеди­ ненные Штаты имеют на чужих территориях — Рас Банас в Египте, Кокберн-саунд и Перт в Австралии, Саймонстаун в ЮАР, Бербера в Сомали, Мом­ баса в Кении, Масира у побе­ режья Омана и пресловутая база на острове Диего-Гарсия в самом центре Индийского океана. Силы, мира и национального освобождения должны активи­ зировать свои усилия с целью нейтрализовать пропагандист­ скую кампанию, которую ведут США и их союзники против создания зоны мира в Индий­ ском океане, в целом н про­ тив созыва конференции в ча­ стности. Идея «сбалансирован­ ного присутствия» иностранных держав, с которой выступили Австралия и Сингапур, являет­ ся не чем иным, как попыткой оправдать милитаризацию Ин­ дийского океана, осуществля­ емую Соединенными Штатами, и .воспрепятствовать лревра щению этого региона в зону мира. Необходимо такж е д а ­ вать решительный отпор по пыткам представить развитие событий в Индийском океане как результат «соперничества сверхдержав»,1 поскольку такая концепция ставит знак равен­ ства между постоянным воен ным присутствием США в аг­ рессивных целях и неизменно стабилизирующей ролью Со ветского Союза в этом регио­ не. Д. КАУШИК, профессор Делийского университета им. Дж . Неру. (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz