Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Хроника идеологической работы Лу чшая в совхозе Закончилась вечерняя дойка коров, и животно* воды Малиникского от­ деления совхоза «Елец- Лозовский» собираются в красном уголке, обме- ■ ниваются мнениями. Совет до яр ок информи­ рует о качестве молок а, о соблю дении распорядк а дня, о санитарном со сто я­ нии летнего лагер я, об ито­ гах соревнования за день. А по истечении дек ады в красном уго лк е, в присут­ ствии всех ж ивотноводов, бригадир М . С. Стуров рас­ ск азывает, ск ольк о получено и сдано продук ции го су­ дар ству, кто добился наи­ лучших р езультато в, а кто отстает, и почему чаще все­ го флаг Трудовой славы поднимается в честь до яр ­ ки Анны Кирилловны Сту- ровой. Заботливо, со вк усом оборудованный в полевом вагончике красный уголок стал центром массово-по­ литической работы с ж и­ вотноводами о тделения. Плакаты напоминаю т им о социалистическ их о бяза­ тельствах на год и на паст­ бищный пеоиод, а эстафе­ ты, стенд «Кто сего дня впе­ реди» сообщаю т, как они выполняю тся. Об этом идет речь и на совете до яр ок , и в беседе агитаторов. О трудовых успехах до яр ок , пастухов сообщаю т «боевые листки». Недаром ферма М алининского отделения — лучшая в хозяйстве. День ОТКРЫТОГО письма I Районная газета «Дон­ ск ая правда» недавно провела день открытого письма. В течение полутора м еся­ цев на страницах газеты публиковались письма чи­ тателей из До нск о го . Авто ­ ры их, отмечая отрадные перемены в селе, выск азы­ вали свои пож елания и к ри­ тические замечания, боль­ шинство к оторых к асалось неудовлетворительной ор­ ганизации торговли на селе. Разговор на страницах газе­ ты завершился встречей со­ трудников редак ции с чи­ тателями в селе До нск ом , на к оторой присутствовали рук оводители сельского- Совета, местного тор гового предп риятия, райпо и др у­ гих организаций. Они отве­ тили на вопросы п р исутст­ вующих. День отк рытого письма—- хорошая инициатива р едак ­ ции задонск ой районной газеты, помогаю щая не тольк о вскрывать недостат­ ки в сфер е обслуж ивания населения, но и учитывать и обобщать замечания, предлож ения тр удящи хся, принимать по ним необхо­ димые меры. В родные края В Воловскэм район­ ном Доме культуры со­ стоялась встреча бывших воинов Советской Ар­ мии. ныне вернувшихся в свои родные села, с руководителями колхо­ зов и совхозов, партий­ ными и советскими ра­ ботниками. Возвратившихся после :луж бы в арми и занявших *есто в тр удо вых к оллек ти- }ах молодых хлеборобов приветствовал первый се- <ретарь райкома партии П. Е. Бояк ов. Он расск азал э решениях XXVI съезда < ПСС, о том , как всловцы эсуществляю т планы пер­ вого года одиннадцатой пя­ тилетки, о перспективах развития района. От имени вернувшихся в оодные села со служ бы в армии выступил Алек сан др Назаров из к олхоза «Сво­ бода». На встреч е руководители многих хозяйств вручили демобилизованным в запас воинам сбер егательные книж ки, на к оторые, пока шла служ ба, хозяйства от­ числяли часть их заработк а. Подводят итоги Партийные организа­ ции Усманского района анализируют итоги ми­ нувшего учебного года в системе политического и экономического обра­ зования, развертывают подготовку к новому ГО­ ДУ- Ценный опыт активных форм занятий накоплен в семинарах техникума-ин­ терната, совхоза-техник у­ ма, Д р язгинск о й опытной станции, совхоза «Удар ник », в эк ономическ ом всеобуче районного объединения «Сельхозтехник а», швейной фабрик и, колхозов «1 М ая», «Путь Ленина». СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Р ЕЗ ЕРВЫ В ЗА И М О Д ЕЙ СТ ВИ Я У тв ерждают, что руководи­ тели крупных современных предприятий занимаются транс­ портными проблемами не ме­ нее трети своего рабочего вре­ мени. Значит, вопросы эти сто­ ят весьма остро. На наш взгляд, сложность проблем во многом определяет­ ся еще и тем, что наука не разработала пока четких и яс­ ных принципов эксплуатации промышленных железных до­ рог. Существует теория маги­ стрального транспорта, но у нее нет тесной связи с произ­ водством, а, значит, не разра­ батывались в должной мере основы наилучшего взаимодей­ ствия по линии «транспорт — предприятие». А как показыва­ ет анализ, именно четкое взаи­ модействие партнеров является резервом повышения эффектив­ ности работы и транспорта, и промышленности. Хорошее взаимодействие. Что это такое? Вот, представим себе, что живут, три посторон­ них человека в трехкомнатной квартире. Несмотря на то, что места много,— им тесно. Когда один запланировал стирку, у другого гости. А’ третий в это время решил отдохнуть. И все они друг другу мешают. Это пример плохого взаимодейст­ вия. А если в той же кварти­ ре живут члены одной друж ­ ной семьи, то им будет весьма просторно и удобно. В чем же отличие? А в том, что дейст­ вия жильцов в первом случае не согласованы. Выражаясь языком науки, от одного к другому идет неуправляемый, случайный поток действий. Вот так и совместная работа маги­ стрального, промышленного транспорта и производства иногда бывает похожа на со­ существование чужих людей под одной крышей. Основным количественным показателем промышленного транспорта считаются «переве­ зенные тонны», а качественным —- среднее время оборота ваго­ нов. Поговорите с диспетчера­ ми железнодорожного цеха НЛМЗ. Они скажут, что иног­ да работы много, а по показа­ телям получается мало. Быва­ ет и наоборот. Почему? А по­ тому, что тонна тонне— рознь. Если известно, что «перевезе­ на одная тонна», то этим еще очень мало сказано. Предполо­ жим, что нам сообщили: «До­ быта одна тонна полезных ис­ копаемых». Ну и что? Может, это железная руда, а, может, золото. Значит, и работа в каждом из этих случаев была проделана разная. Так и с «пе­ ревезенными тоннами». Тесная связь с производст­ вом предполагает необходи­ мость срочных перевозок. Полное и своевременное обес­ печение трудовых фронтов ва­ гонами с необходимыми груза­ ми и порожняком — закон для транспорта. Но срочные пере­ возки требуют значительно больших затрат, ведь сбивают­ ся налаженные ритмы, возни­ кают всякого рода перестройки организации работы, поезда идут неполносоставными... Но странно, это нигде не учиты­ вается! В ателье срочный по­ шив стоит дороже. Дороже би­ леты на скорые поезда. Везде срочность учитывается, а здесь ■— нет! Вот и получается, что иногда транспорт, образно вы­ ражаясь, добывает железную руду, а иногда — золото. А учитывается 'все в тоннах по- ' лезных ископаемых. Как показывает анализ, очень часто появляется «сроч­ ность» искусственная. Произ­ водственники вовремя не за ­ планировали перевозки, свое­ временно не сообщили о них железнодорожникам — и вот результат: срыв плана реали­ зации. Необходимо поставить этому заслон, пора научиться счи­ тать государственные средства и здесь. Надо подсчитать, сколько стоят срочные пере­ возки в действительности, и пусть производственные цеха несут за них ответственность. Конечно, в «авральных» пере­ возках может быть повинен и сам транспорт. Тогда разговор другой. Особенно часто срочные пе­ ревозки возникают, когда необ­ ходимо обеспечить транспорт­ ную связь между двумя не­ ритмично работающими произ­ водствами. В этом случае транспорт выполняет роль д е­ мпфера между ними. Возьмем для примера перевозки агло­ мерата на Новолииецком заво­ де. Была разработана техноло­ гия пропуска кольцевых «вер­ тушек» по маршруту «станция Агломератная —• станция Бун­ керная» и обратно. Но на стан­ ции Бункерной не все бункера исправны. В результате «вер­ тушки» стали делиться для вы­ грузки на части, время выгруз­ ки увеличилось и стало случай­ ным. А ведь на аглофабрику «вертушки» должны приходить по графику! Вот еще пример. Исследова­ ния, проведенные в этом году, показали, что зачастую ритмы работы доменных и конвертор­ ных цехов также не совпада­ ют. Поэтому возникают допол­ нительные резервы ковшей и локомотивов. А так как по­ движной состав обращается по замкнутой схеме, то резервы эти не используются. Об издержках взаимодейст­ вия мо^но говорить много. Скажем, производственный цех грузит на десять направлений по 12 вагонов в сутки. Он мо­ жет погрузить по одному ва­ гону на все направления, затем снова по одному вагону и т. д. Это неуправляемое взаимо­ действие. Оно требует „ с от железнодорожников боль шой сортировочной рабо­ ты. А можно погрузить 12 вагонов на одно направление, затем 12 на другое и т. д. Т а­ кая погрузка весьма удобна для транспортников. И ерли хорошенько поискать, можно найти много возможностей для улучшения взаимодействия, а, значит, для заметного сокра щения лишних резервов. Так почему же это не делается в должной мере? Нам представляется, что во многом! тормозит этот процесс неправильное понимание роли промышленного транспорта, а следовательно, и учет его ра­ боты. При современном: поло женин целевые функции (то есть основные задачи по пока­ зателям) производственных це­ хов и транспорта слишком рас­ ходятся. Необходимо их сбли зить, чтобы они действительно работали как подсистемы од­ ной системы. А для этого не­ обходимо научиться учитывать потери от неправильного взаи­ модействия. На кафедре про­ мышленного транспорта Липец­ кого политехнического институ­ та разработаны некоторые ас­ пекты рационального взаимо­ действия, в том числе предло­ жен способ отображения рабо­ ты промышленного транспорта с учетом срочности перевозок и потерь взаимодействия. Однако предстоит еще много потру­ диться совместно с производст­ венниками. Но уже в на­ стоящее время можно опреде­ ленно утверждать — резервы взаимодействия есть,4 и значи­ тельные. Необходимо их искать и использовать. п. козлов, доцент Липецкого политехнического института, член научно-методиче­ ского совета по промыш­ ленному тоанспорту пои Минвузе СССР. К А Ж Д О М У П О Л Ю — ВЫСОКОЕ ПЛОДОРОДИЕ -Ш 83- Циф ры показывают: первые — вторые — произвестковано почв вывезено . органических (в процентах к заданию). удобрений, Лебедянский 69 55 Воловский 41 50 Чаплыгинский 56 50 Становлянский 37 53 Елецкий 55 26 Задойский 37 20 Усманский 51 60 Добринский 37 30 Хлевенский 48 60 Липецкий 36 42 Измалковский 45 40 Тербунский 35 30 Долгоруковский 44 33 Добровский 34 56 Грязинский 43 26 Л-Толстовский 34 50 Данковский 41 53 Красин некий 23 50 Сводку комментирует заместитель председателя областного объединения «Сельхозхимия»В. С. Виноградов. Позади первая половина об­ ластного ударного двухмесяч­ ника по повышению плодоро­ дия почв. В ряде районов эта важная работа проходит ус­ пешно. Хорошую организован­ ность проявляют в Лебедян­ ском, Елецком, Чаплыгннском и Усманском районах, где за ­ дание по вывозке органических удобрений выполнено на 51— 64 процента. С перевыполнением задания трудятся коллективы ряда районных объединений «Сель- хозхимия». Так, Лебедянское райобъединение за последний месяц доставило на поля 82,1 тысячи тонн навоза, Чаплыгин- ское—59,1 тысячи тонн. Елец­ кое и Усманское—по 45 тысяч тонн. Коллективы этих объеди­ нений добиваются рекордных выработок, вывозя в отдельные дни по 4—5 тысяч тонн органи­ ки. Сказывается и то, что в самих хозяйствах организованы мехотряды по вывозке и вне­ сению органических удобрений, которые выполнили задание на 57—62 процента. Хорошо ра­ ботают мехотряды в совхозах «Авангард» «Воронецкий», «Елецкий», «Колыбелрский», колхозе «Звезда» Чаплыгинско- го района, которые доставляют на поля в день по 200 — 400 тонн перегноя. Совершенно иное отношение к улучшению почв в Краснин- ском, Добринском, Грязанском, Добровском и Становлянском районах. Колхозы и совхозы Краснянского и Добринского районов, например, своими си­ лами не вывезли ни одной тонны органики, а в Грязин- ском, Становлянском и Доб­ ровском районах задание вы­ полнено лишь на 22—24 про­ цента. Это тем более недопустимо, что во всех перечисленных районах, за исключением лишь Добринского, почвы уже ис­ тощены. Большинство из них имеют низкое содержание азо­ та и фосфора. Поэтому-то и непонятно отношение спе­ циалистов и руководителей хозяйств указанных районов к повышению плодородия полей. Задание по известкованию кислых почв выполнено пока на 40 процентов. Хорошо нала­ жена эта работа в Лебедян­ ском, Усманском и ЧапльШин- ском райобъединениях «Сель- хозхимия», которые произвест­ ковали за месяц по 1000 гек­ таров полей. А тон задают в Данковском районе, где за месяц уже произвестковано 1,5 тысячи гектаров. В области насчитывается 85. процентов в различной степе­ ни закисленных почв. Известно, что повышение кислотности оборачивается недобором 2—3 центнеров хлеба с гектара. Тем не менее, в ряде районов борьба с кислотностью ведется низкими темпами. Так, в З а ­ донском районе произвесткова­ но всего 200 гектаров, в Гря- зинском — 300, в Елецком, Долгоруковском, Измалковском и Краснянском — по 400 гек­ таров полей. Немало нареканий вызывает пока и работа автотранспорт­ ников. В целом по области автотранспортное управление вывезло 21 тысячу тонн удоб­ рений из плана 111 тысяч тонн, а областное объединение «Сельхозтехника» — 22 тысячи тонн из плана 147 тысяч тонн. Задание выполнено соответст­ венно на 19 и 15 процентов. Неудовлетворительно ведет­ ся отгрузка извести железно­ дорожным транспортом с ка­ рьеров. К примеру, Елецкий карьер план первого полугодия выполнил только на 60 про­ центов. Руководству сельскохозяйст­ венных служб указанных райо­ нов следует пересмотреть свое отношение к земле, потребо­ вать безусловного выполнения задания от районных объедине­ ний «Сельхозхпмия» и авто­ транспортных предприятий. На этом снимке — передо­ вые электромонтажники Ли­ пецкого станкозавода А. Ка- вин, Н. Бондарь и Н. Пашков. Фото В. Ельшасва. ВСТРЕЧ АЮ Т ПОПОЛНЕНИ Е —■ Кем хотите стать — слесар ем, фр езер о вщик ом , ток арем?— с такого вопро­ са начинается разговор с юношами и девушк ами в о тделе кадров Чаплыгинско- го завода агрегатов. В о с­ новном это выпускники средних школ нынешнего года. Получен аттестат зр е­ лости, пришла пора выбора ж изненного пути. Оп ределить свою ск лон­ ность к той или иной рабо­ чей п рофессии не ' просто. Поэтому на заводе-щришли на помощь новичкам. Их сначала знак омят с про­ изводством, с работой его цехов и участк ов. Такж е проводится цикл бесед. Десятк и новичков, при­ шедших в эти дни на п ред­ приятие, зак реплены за опытными мастерами-на- ставниками. С. АЧКАСОВ. ч ерн о з ем ь е : п р о б л ем ы , РЕЗЕРВЫ, ОПЫТ н Е ПОНИМАЮ тех хо­ зяйственников и специа­ листов, которые, из го­ да в год получая скупые уро­ жаи зерновых и других культур, пытаются обвинить во всех неудачах погоду: то им мешает засуха, то мо­ розы, то затяжные дожди. Послушать иного, так выхо­ дит, что в нашей зоне гаранти­ рованно вести земледелие и вовсе невозможно: по данным науки, Центральное Черно­ земье раз в 3 — 4 года под­ вергается засухе и почти столь­ ко же—повышенным осадкам. А если учесть, что «небесная канцелярия», не считаясь с нуждами поля, проявляет свой норов в самое неподходящее время — в сев, в период обра­ ботки всходов и уборки, то можно и вовсе впасть в уны­ ние: стихия неуправляема. Но так ли это? Минувший год по погодным условиям благополучным ни­ как не назовешь. Начиная с весны, вплоть до 'ноябрьских■ заморозков шли ливневые дожди. По й о й причине кое- где не удалось убрать даже то, что было выращено. В совхозе «Боринский», к при­ меру, на круг с гектара полу­ чили по 12,7 центнеров зерна, в целом по области — 11,5, а в совхозе «Красный колос», который расположен на той же, липецкой земле, вышло по 27,3 центнера. Что ни сезон, высока отдача полей в доб- ринских хозяйствах. За пос­ леднее десятилетие в среднем по району ежегодно собирают с гектара по 24 центнера зёр­ на, 185 — сахарной свеклы, в передовом совхозе «Петров­ ский» — соответственно 30 и 260 центнеров — вдвое боль­ ше, чем по области. А ведь и десятилетка в целом погодой не баловала: три года были засушливыми, один —■ избы­ точно увлажненным. Выходит, не стихия виновата? Что же? В народе говорят: «Не жди дождя и грома, жди хорошего агронома». Противостоять не­ погоде удается там, где четко налажена работа агрономиче­ ских служб, где весь комплекс ТРОИТЕЛИ1 Сдадим новоселам в 1981 го­ ду 186 квартир!». — этот призыв встречает каж ­ дого, кто сегодня заходит в Елецкий райком КПСС. Здесь регулярно проводятся совеща­ ния с колхозными и совхозны­ ми мастерами, прорабами, а также с ответственными работ, никами, занимающимися строи­ тельством жилья и объектов соцкультбыта на селе. В вести­ бюле первого этажа установ­ лен большой красочно оформ­ ленный стенд районного пар­ тийного штаба. На нем — фо­ тографии сельских строек, ин­ формационные бюллетени об­ ластного и районного пресс- центров, «молнии», «треноги», итоги соревнования строителей. Одна из «молний» сообщает, что успешно ведется строитель­ ство в совхозах «Искра», «Ма­ як», на птицефабрике «Светлый путь»... Вместе со вторым секретарем Елецкого райкома КПСС, чле­ ном партийного штаба по строи­ тельству жилья на селе А. В. Антиповым направляемся в первые два хозяйства, отмечен, ные в «молнии». Дорогой Ана­ толий Васильевич рассказал, что все 186 квартир находятся сегодня в стадии строительства. На большинстве из них пол­ ностью выполнена кирпичная кладка стен и перегородок. Всего в районе в первом по­ лугодии сданы «под ключ» 53 квартиры. В «Искре» нас встретил сек­ ретарь парткома совхоза А. Я. Дятлов. —• В нынешнем году, —-• го­ ворит Алексей Яковлевич, нам запланировано построить собственными силами одиннад­ цать квартир. И еще две квар. тиры соорудят шефы— коллек­ тив завода медицинского обо­ рудования. (Всего же промыш­ ленные предприятия Ельца обя­ зались построить в хозяйствах района 23 квартиры). Едем на улицу Совхозную. Здесь местная бригада строи­ телей под руководством прора­ ба Валентина Сергеевича Ряб- цева подготовила к заселению первый в этом году двухквар­ тирный дом. На днях сюда все­ лятся автокрановщик Алек­ сандр Иванович Куреев и глав­ ный инженер совхоза Юрий Николаевич Черных со своими семьями. С окончанием строи­ тельства этого дома улица Сов­ хозная приняла законченный вид. Все квартиры получились удобные, светлые, просторные, с большими кухнями, верандами. Словом, совхозные строители постарались на славу. А через дорогу, за плотной стеной лесополосы, широко рас. кинулась строительная площад­ ка нового совхозного микро­ района. Большинство домов уже венчают шиферные крыши, сра­ зу в шести квартирах ведутся отделочные работы. Из рабочего паспорта объек­ та видно, что все квартиры бу­ дут сданы досрочно, к 7 октяб­ ря. —Но у нас есть все возмож­ ности приблизить ЭТОТ СПОК, — говорит парторг А. Я. Дятлов. СЕЛЬСКИЙ л , ЖИЛСТРОЙ * ПЯ ТЬДЕСЯТ ТРИ Н ОВОСЕЛ ЬЯ Строители обязались подгото­ вить дома к заселению уже в августе. И вместо одиннадцати квартир они решили сделать пятнадцать. Таким образом, все работники совхоза, нуждаю ­ щиеся сегодня в жилье, будут удовлетворены полностью. Ско­ ро улучшат жилищные условия семьи оператора по откорму крупного рогатого скота Алек­ сея Даниловича Щекина, пере­ дового механизатора Виталия Николаевича Рябцева и семья его брата — Анатолия Никола­ евича, который является не только первоклассным шофе- Н а проверке — Елецкий район ром, но и отличным комбайне­ ром. Таких специалистов в на­ шем! совхозе ценят высоко. Мы стараемся создать для них все условия. Например, за­ боту об их детях взял на себя совхоз. У нас есть боль­ шой детский комбинат. Для молодежи села • мы начали строить Дом культуры с кино­ концертным залом на 300 мест и просторным спортзалом. Кстати, этот объект мы также возводим собственными силами. Заметим, что в совхозе «Искра» давно практикуется кр углогодичное строительство. Все материалы завозятся забла­ говременно. В хозяйстве имеет­ ся свой автокран. Сегодня сов. хозная стройка полностью обес­ печена всеми необходимыми материалами, а шифером — даже с запасом. Не отстают от местных строителей и шефы. Посланцы завода медоборудования на своем двухквартирном доме за ­ канчивают кровельные работы. На днях приступят к чистовой отделке квартир, ключи от ко­ торых обязались передать сво­ им подшефным до конца июля. Наступила пора новоселий и в совхозе «Маяк». Недавно здесь заселено семь квартир. Довольны качеством работы совхозных строителей семьи механизаторов Юрия Алек- сандоовича Черных, Владими­ ра Семеновича Анисимова и других специалистов, которые переехали в новые, просторные квартиры. В «Маяке», как итв «Искре» строительство ведется круглый год. ,3а последние .^несколько лет неузнаваемо преобразилась центральная усадьба совхоза. Выросли двухэтажный Дом культуры со спортзалом, новое здание совхозной конторы, об­ щежитие, столовая, здание средней школы, возводится тор­ говый центр, где разместятся продовольственный и промто­ варный магазины. Следует от. метить, что все строительство здесь ведется хозяйственным способом. —• Без своей комплексной бригады, —• рассказывает сек­ ретарь парткома совхоза «Ма­ як» Н. Е. Макеев, — справить­ ся с такими объемами нам было бы нелегко. В бригаде 34 человека. И работает она по методу Злобина: от «нуля» до передачи ключей от квартир новоселам. Руководят друж ­ ным коллективом наши мест­ ные специалисты — мастер- строитель Петр Михайлович Го- ловкин и прораб Василий Сте­ панович Морозов. Неплохо по­ могают нам материалами и н а­ ши шефы — коллектив Елецко, го элементного завода. ...Ровная асфальтированная дорога приводит нас на новую совхозную улицу. Кстати, в «Маяке» прижилась хорошая практика': не начинать строи­ тельство до тех пор, пока к объекту не будет подведена добротная дорога. На этой улице до конца го­ да будет построено хозспосо­ бом еще девять квартир. Вез­ де уже закончена кирпичная кладка и смонтированы плиты перекрытия. Звено плотников под руководством Алексея Ми хайловича Пискунова на сов­ хозном стройдворе готовит стропила и обрешетку. Оттуда уже почти готовые крышы до. ставляются на стройплощадку По-ударному ведется также строительство жилья в совхо­ зах «Воронецкий», «Прогресс» и других хозяйствах, где чет­ ко отлажен строительный кон­ вейер. Однако есть примет»! и иного свойства. Совхозы «Аван­ гард», «Маевка» и «Талипкий» пока замыкают районную свод ку. Темпы строительства в этих хозяйствах по-прежнему оста ются низкими. С начала года в этих хозяйствах не сдано ни одной квартиры, построенной собственными силами. Районному партийному шта­ бу по строительству жилья на селе необходимо повысить тре. бовательность к руководителям отстающих хозяйств, строже спрашивать .за срыв графиков. В. АЛЕКСЕЕВ. ПОЧЕТНЫЕ З В А Н И Я За заслуги в области строи­ тельства Президиум; гЭерховно- го Совета РСФСР <>( присвоил почетное звание «Заслуженный строитель РСФСР» ^ Алехину Петру Ивановичу — бригади­ ру слесарей - монтажников первого Липецкого монтажно­ го управления треста «Метал- лургпрокатмонтаж». За заслуги в Области народ­ ного образования Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил почетное звание « З а­ служенный учитель школы РСФСР» Клапцовой Лидии В а­ сильевне — директору средней общеобразовательной школы № 53 станции Грязи Юго-Во­ сточной железной дороги. агроприемов приведен в систе­ му и осуществляется с учетом перспективы. А это немысли­ мо без научно обоснованного ведения земледелия. Требова­ ния ее специалистам известны. Это — системы полевых, кор­ мовых и специальных сево­ оборотов, обработки почв, вне­ сения удобрений, сортового семеноводства, борьбы с эро­ зией, засухой, сорняками, вре- рожь, как плохие предшествен­ ники, должны быть при этом исключены, так как снижают урожай на 8—10 центнеров с гектара и зачастую приводят к гибели их. Между тем сплошь и рядом в хозяйствах севообороты нарушаются, ве. лико пестрополье, озимые раз­ мешают по ячменю и озимым, свеклу — по свекле и яро­ вым зерновым. Это повышает засоренность полей, ухудшает их санитарное состояние, ска­ зывается на производительно, сти машин, а в конечном счете - и на урожае, В свою оче­ редь, без соблюдения севообо. других агроприемфв? Словом, сетуя на засуху, эрозию и другие напасти стихии, специа­ листы своим бездействием их только усугубляют. Стоит ли удивляться, что последние 15 лет урожаи всех без исключе­ ния культур в области не толь­ ко не растут, но и стали сни­ жаться. Только в десятой пяти­ летке по сравнению с восьмой, сборы зерна с гектара умень­ шились с 17,9 до 14,3 центне­ ра, сахарной свеклы — со 161 до 107 центнеров. С этим ми­ риться нельзя. Жизнь требует кардинально перестроить си­ стему ведения растениеводства, А Г Р О Н О М А АТТЕСТУЕТ УРОЖАЙ днтелями и болезнями расте­ ний. Стремясь поскорее и с наибольшим эффектом продви­ нуть её на поля, ученые не прекращают поиск новых, бо­ лее оптимальных вариантов, разработали дифференцирован­ ные рекомендации, где учтены почвенно-климатические особен­ ности каждой зоны и района. В частности, науЧно-производ. ственным совещанием, которое состоялось прошлой весной в Воронеже, и недавним облает, ным агрономическим совеща­ нием предложено на липецких землях применять преимущест­ венно плодосменную систему земледелия. Это значит, что в хозяйствах, разрабатывая структуру посевов, 50 процен­ тов пашни должны отводить колосовым, 8—10 — бобовым, 3—5—крупяным, 14—техниче. ским, 23—25—кормовым куль­ турам, 5—8—чистым и какой- то процент—занятым парам. Причем, учитывая влияние за . нятых паров на урожай ози­ мых, их рекомендовано рас­ полагать в последовательно­ сти: клевер или эспарцет на один укос, озимая рожь на зе­ леный корм, кукуруза на зеле­ ный корм, вико-овсяная смесь на зеленый корм и сено, горох на зерно. Стерневые культуры: ячмень, озимая пшеница, ротов затруднено и выполнение комплекса других звеньев прогрессивной технологии. На полях области давно «прописалась» водная эрозия. Достаточно сказать,' что эро- зированных; то есть смытых почв, свыше 581 тысячи гекта­ ров, или треть пашни, да еще оврагами занята 181 тысяча гектаров. Это приносит убыток до 16 миллионов рублей в год. И эрозия продолжает ра­ сти. К началу года в области было свыше двук тыёяч овра­ гов. Разрастаясь, они разру­ шают около Ю00 гектаров плодородных черноземов в гол, а в перспективе будет еше больше. Надо срочно прини­ мать лесомелиоративные, агро, технические и гидротехниче­ ские меры. Но для этого в хозяйствах должны внедрить почвозащитные севообороты. Они не сложны и предусматри. вают примерно такое чередо­ вание культур: 1 —* яровые зерновые с подсевом смеси многолетних трав, 2. 3, 4 — многолетние травы, 5 — ози­ мая пшеница. Но до почвоза­ щитных ли севооборотов, ког­ да даже полевые и кормовые, как следует, не освоены, ког­ да пашня и та страдает от грубейших нарушений системы обработки, внесения удобрений, повсеместно в хозяиствах пе­ рейти на научный метод хо­ зяйствования. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы н на период, до 1990 года подчеркивается, что в зем­ леделии важнейшей задачей является всемерное повышение плодородия почв и урожайно­ сти, дальнейший рост производства зерна, кор­ мов и другой продукции на основе применения зональ­ ных научно обоснованных си. стем ведения хозяйства. Имен­ но за счет внедрения достиже­ ний науки и передовой прак. тики сегодня можно рассчиты­ вать на то, чтобы земледелец перестал быть рабом обстоя­ тельств, приумножить 'СИЛЫ земли. И учиться тут нужно у тех же добринпев. Агрономи­ ческой службой здесь для каж ­ дого хозяйства, для каждого подразделения разработаны перспективные планы повыше­ ния плодородия почв, избрана и постоянно совершенствуется оптимальная, с учетом почв и рельефа местности структу­ ра посевов. Полностью освое­ ны и севообороты. Для каждо­ го из них разработаны свои системы обработки почв и внесения удобрений, меры борьбы с сорняками и эрозией. В 8—10-польных севооборотах, в соответствии с наукой, име­ ется два поля озимой пшени­ цы, одно из которых размеща. ют по чистому или занятому пару, а другое — по гороху. Д ля этого соответственно рас. ширены посевы бобовых, при­ ведены в соответствие со структурой посевов площади чистого пара. Севообороты разработаны с учетом специа­ лизации хозяйств, трудно­ транспортабельные культуры — кукуруза на силос, корнеплоды — размещаются вблизи ферм, что позволяет не только со­ кратить транспортные рас. ходы, но и сполна и своевременно заправлять паш ­ ню навозом. В свеклосеющих хозяйствах применяются пло­ досменные зерносвекловичные севообороты. Так, к примеру, в отделениях «Васильевское» и «Дружба» совхоза «Петррн- ский» таким севооборотам пре. дусмотрена схема: I — з а н |- тый пар, 2 — озимая пшеница, 3 — сахарная свекла, 4 —• яровая пшеница с подсевом многолетней травосмеси, 5, 6— многолетние травы, 7 — ози­ мые, 8 — сахарная свекла, 9 — горох, 10 — озимые, 11 — яровые зерновые. И земле­ дельцы на стихию не жалуют­ ся: в течение ротации поля стабильно сохраняют плодо­ родие, в любой год гарантиро. ванно высоки урожаи всех культур. В целом же по рай­ ону в десятой пятилетке уро­ жаи зерновых и сахарной свек. лы превысили среднеобластные в два раза. Так же стабильно вести от­ расль можно в каждом районе, в каждом хозяйстве. Ведь на вооружении земледельцев — современные мощные машины, нет недостатка в удобрениях и других средствах химизации. При разумном хозяйствова­ нии наши земли могут в любой год давать с каждого гектара по 25—30 центнеров зерна, 250—300 центнеров сахарной свеклы. Надо только, чтобы земледельцы, и в первую оче­ редь — агрономы, вели отрасль творчески, опираясь на науку, без скидок на непогоду. Крите­ рий должен быть один—урожай. И. БЕСКОВ, кандидат сельско­ хозяйственных наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz