Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
! 8-января ТО! г. , № Т5 (15912)' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ * И долг , и при звание* Творч ес тво самодеятель ных художников * Заметки с пре мьеры ТРУЖЕНИКАМ СЕЛА ПОСВЯЩАЕТСЯ В доме к у л ьт у ры совхоза «Вперед» Г ря зи нс ко го района открылась выставка картин художника В. К. Комолова. В экспозиции представлено около 20 работ живописца, большинство из которых по священо жизни села, Особре внимание зрителей привлекают картоны «Хлеба убрали», ; «На ферме», «Бригадир», в которых автор с высоким художест венным ' мастерством воспе вает рабочие будни сельских тружеников. С интересом зна комятся посетители и с серией портретов передовиков произ водства, а тайнее деятелей нау ки. Выставка работ В. К. Комо лова пользуется большой попу лярностью у жителей совхоза. И. НИКОЛАЕВ. СМОТР АГИТБРИГАД В Задонске состоялся зо нальный смотр агитбригад, В нем примяли участие самодея тельные коллективы 4Ко®ь- Колодезского совхоз а-технику ма, Xлевенского Дома культу ры, Ксизовского сельского Д о ма культуры Задонского рай она, Задонского Дома культу ры. Самым ярким было выступ ление хозяев смотра — задон- пев. Лучшие коллективы завое вали право на участие в обла стном конкурсе агитбригад. Э н т у з и а с т ы и д е о л о ги ч е с к о й работы н а всю жизнь Директор совхоза «Пятилет ка» ушел в отпуск. Пополнять обязанности руководителя хо зяйства поручил главному зоо технику А. А. Иванову. У Александра Андреевича своих дел невпроворот и вдруг —- такая нагрузка. Трудностей Александр Андреевич не боит ся. Вот только годы дают о себе знать. В семьдесят вось мом собрался было уходить на пенсию, но как уйдешь, когда нош» как говорится, еще но сят и люди на каждом шагу обращаются с различными воп росами. Один о кормах, о ра ционе речь заводит, другому надо помочь уголь завезти, третьему совет дай, куда сына на учебу определить... Нередко заходит разговор и о между народном положении. И это не случайно. Уже семнадцать лет А. А. Иванов является пропа гандистом, руководит занятия ми в школе основ марксизма- ленинизма в Центральном отделении. Недели через две после ухо да директора в отпуск Алек сандр Андреевич попросил сек ретаря парткома Д. М, Бори сова: — Скоро очередное занятие в школе. Времени не хватает как следует подготовиться к нему. Не смогли бы найти замену? — Т ру д н о заменить тебя Андреич, — улыбнулся секре тарь. — Слушатели к тебе при выкли. Ну да ладно, попробую сам. В тот день Александр Андре евич ездил по отделениям, но про занятие -все время думал. Будет обсуждаться., проект ЦК КПСС к XXVI съезду пар тии. Как бы начал занятие, на чем заострил внимание? Встретился трактор с саня ми, груженными соломой. Тракторист затянул воз слабо, и солома цеплялась за ветки придорожных деревьев,, густо покрывала заснеженную доро гу. П рито р м о зив м ашину, Алек сандр Андреевич дал знак трактористу остановиться. Ос тановился, поглядел на дорогу, понял, в чем дело. *— ЗавФей^Кой просил скорее, вот и спешу;;. — Какая же в этой спешке польза? Ты же целый центнер соломы по дороге разбросал. Вечером не выдержал и пришел на занятие школы ос нов марксизма-ленинизма. Присел, $тал слушать. Секре тарь парткома подготовился к выступлению обстоятельно. Тему раскрыл глубоко. Затем слушатели п ри с т у п и л и к об суждению проекта ЦК КПСС, Александр Андреевич тоже взял слово. — Вот какие слова хочу на помнить вам из проекта, В восьмидесятые годы Коммуни стическая партия будет после», довательно продолжать осуще ствление своей экономической стратегии, высшая цель кото рой — неуклонный подъем ма териального благосостояния и культурного у ро вн я народа, Александр Андреевич оты- скал глазами тракториста, с которым повстречался на дороге и продолжал: - А м ы с вами должны, где бы ни работали, экономить в большом и в малом. Бережно относиться к каждой гайке, к каждому клочку еоломы. И надо, чтобы это было в крови не только у вас, но и V тех людей, которые работают ря дом с вами, Говорил он ясно и Убеди тельно, логически связывая положения проекта с делами хлеборобов совхоза. Разо шлись слушатели, а секретарь парткома с улыбкой сказал: —- По-моему, Александр Андреевич. сегодня занятие вел ты. а не я... Иванов шел домой и думал О ТОМ, «ПО ( 11 ХШАГаидиетсчз я работ* ьач-то »е?:«мет«о стала частью «то жизни. А,- д о л г а * годы он ва*чц.5ся соединять работу зоотехника е поручени ем парткома, увязывать изу чаемые на занятиях темы е т- гущнымя делами. Идет, например, (разговор о роли партийного руководства хозяйственной деятельностью, и основную часть занятий пропагандист строит на мест ном материале. Как-то упомя нул об успехе коммунистов Ан ненского отделения в борьбе за досрочное выполнение зада ния по производству и прода же молока. А на следующее занятие пригласил с Анненской фермы людей, которые поде лились опытом, После одного из занятий к Александру Андреевичу подо шла доярка В. В, Красненкова, —• Хочу посоветоваться, —» сказала она, ■—- На последнем совещания передовиков со стоялся у меня разговор с дояркой совхоза «Казин- ский» В. В .Полтевой. Предло жила она соревноваться. От крытое письмо вот через район ную газету мне написала. Ду маю принять вызов.., — Что ж. Полгева хорошая доярка. — сказал пропаган дист, — да и ты, Васильевна, не из последнего десятка... На ферме мы проведем собра ние. Надо чтобы все доярки поддержали тебя. У Иванова давно стало правилом шикать в заботы каждого слушателя. Поэтому приходится решать разные аопросы: с бригадиром второй фермы Л . Н, Лобановой пла нирует очередной рейд группы народного контроля, звенье вому по возделыванию сахар ной свеклы помогает подобрать специальную литературу, с де путатом райсовета дояркой М. М. Сапрыкиной думает над тем, как улучшить работу депутатского поста на ферме. Ца занятиях, в тесном об щении со слушателями А. А. Иванов многому учится и сам. Как-то зашла речь по поводу неравномерной работы свино фермы. Александр Андреевич до копался до сути. Оказалось, подводила туровая система ведения свиноводства. Опоросы проходили только два раза в год зимой а летом. Пораз мыслив. предложил поточную систему. Была проделана не малая работа, И планы стали выполнять регулярно. Многое изменилось за пос леднюю пятилетку и в молоч ном производстве. Совхоз досрочно справился с задани ем по продаже мяса и молока государству. За годы работы в «Пятилет ке» А. А. Иванова животно водство хозяйства шагнуло да леко вперед. З а счет этой от расли совхоз ежегодно полу чает полумиллионные, поибы- ли. Растет и отдача той работы Александра Андреевича, ко торую не измеришь центнера ми и рублями. Все лучше тру дятся его слушатели. В. В. Красненкова в завершающем году десятой пятилетки на доила от каждой коровы сво ей гру п пы около 3000 кило граммов молока. Ударниками коммунистического труда стали звеньевой свекловодов Ю, С. Некрасов и доярка М. М. Сапрыкина. Уверенно руководит бригадой животно водов Л, Н. Лобанова. Во многом им помогает учеба в школе основ марксизма-лени низма. По примеру отца стала про пагандистом и младшая дочь Александра Андреевича — Людмила. Она работает стар шим экономистом в МПМК, руководит там школой комму нистического труда. Когда на одном из занятий слушатели чествовали своего пропагандиста в связи с при суждением ему почетного зва ния «Заслуженный зоотехник РСФСР», он сказал: — Считаю, что это оценка не только моего профессиональ ного мастерства, но и вашего труда,, всего того дела, кото рым мы с вами занимаемся. А, РОЩУПКИН. Теобунский район. ВОЗВРАЩЕНИЕ КУРАН ТОВ Любимое места отдыха ОРенбуржиев — бульвар на бе-. регу Урала — с к а т и л о с ь но вой дэегопримечзт^чьяоетью! на с таринном з и я т ц после полувекового герсоцва езовь установлены уур»нты. Горож-ао ь<овь сгущают мелодичный звон, раздающийся с башни старинного здания, где помешается Филиал краеведче ского музея. И входа в него — скульптура А. С. Пушкина. Примечательно: осенью 1833 года на этом же бульваре поэт слушал бой тогдашних куран тов, В. ШИРЯЕВ, корр, ТАСС. Оренбург К АЖДАЯ выставка работ самодеятельных худож ников области вызывает самый живой интерес зрите лей. Ни часа не пустует зал: приходят школьники, студен ты вузов, рабочие семьями. Смотрят, обсуждают, нередко удивляются, восхищаются. Живопись, скульптура, гра фика, прикладное искусство художников-дюбителей. Более трехсот работ, около ста ав торов. Что же привлекает нас в произведениях тех, кто не имеет специальной подготов ки, того, что принято называть «школой?». Ведь в их сюжет ных картинах порой встречают ся и неточности, пейзажи, под час слишком фотографично подробны, имеют погрешности, в цветовом решении. И тем не менее стоя у той или иной картины худож ника-люби теля, даже профессионал твердо го ворит, что она очень интереоца', В чем же секрет? Почему всегда, а в последние годы особенно, велик интерес к са модеятельному творчеству? Яркая образность, вырази-- тельная индивидуальность и искренность художника — вот то главное, что составляет обаяние творчества любите лей, без чего нет искусства. Можно вспомнить немала прославленных имен художяя- ков-самоучек, творчество ко торых сейчас занимает видное место среди всемирно признан ных авторитетов. Но вернемся к нашей вы ставке. Среди уже знакомых липчанам самодеятельных ху дожников хочется о Т метИ Т ь Ин тересные работы слесаря НЛМЗ В. А, Плакушева. Егол картина «Коксохим» (Ночная смена) оставляет ощущение живого организма завода. Просторная панорама корпусов, окутанных паром, ярким- жел тым светом под черным купо лом неба. Мы будто чувству ем гулкое дыханце рабочих цехов, неустанный трудовой ритм. Стропальщик В. И. Толчеев, удачно выступивший на прош лой выставке два года назад. браженными на полотне. Портретные работы шофера В. М, Дворядкина отмече ны среди наиболее инте ресных произведений еще на прошлой областной выставке. И на нынешней он порадовал зрителей новыми, выполненны ми с тонкой наблюдательно стью. Среди, них портреты пен сионера, школьников, авто портрет. Несколько менее заметно, к ченко, Е. Н. Сивцевич, В. В. Маркин, П. Т. Хромых. Оригинально решен авто портрет П. Т. Хромых. Она изобразила слегка повернутую голову женщины, обрамленную густыми завитками волос на темном нейтральном фоне. Ли цо и фон написаны одним ; цветом, что создает, ассоциацию со старой фотографией. Внизу картины на первом плане изо бражены маленький дерезен- Ъыставки И СК РЕННОСТ Ь И САМОБЫТ НОСТ Ь и на этот раз-'представтгл но вые,- различной тематики' по лотна.- Наиболее выразителен «Портрет Нины». Молодая женщина с длинными распу щенными волосами, облокотись рукой на стол, сидит, прямо глядя на зрителя. Фигура по мещена в пейзаже. Образ по лон достоинства, спокойствия И пленительного обаяния. Лиричен сельский мотив пей зажа «Майским утром У зарос шего пруда», Изумрудная зе лень травы, листвы, забор и домики невдалеке, фигура женщины и вереница гусей — все окутано мягким голубова тым туманом. В стиле лубочной картинки выполнена работа «Семья ху дожника». Характерная про стота н наивность ц.построении и сюжете дополняют мягкость и теплоту домашнего уюта и сожалению, на нынешней вы- ский домих н современный ста'вке представлено т.ворче- многоэтажный дом, подъемный ство самодеятельного .живо писца, участника и областных, и республиканской, и всесоюз ной экспозиций Д. И. Толчееза. Сами по себе его новые пей», зажи привлекают взимание, но в них недостает эмоциональ ности и психологической со держательности, как это было ранее. Наиболее удачны из показанных им произведений — «Автопортрет», «Натюр морт». В экспозиции немало картин художников, которых нельзя в полной мере расценивать как любителей. Они работают оформителями и имеют опреде- кран и палитра с кистями — мир художника. Такой прием, показ внутреннего душевного состояния и образа мыслей че рез определенный подбор пред метов, открыт в искусстве уже давно. Но он редко применяет ся художниками в силу боль шой трудности найти убеди тельное средство, доказываю щее внутреннюю н внешнюю связь Предметов с основным изображением, выражающее точно и емко мысль художни ка. П. Т. Хромых нашла убе дительный вариант. Но. пожалуй, самое яркое впечатление оставляют живо- ленную подготовку, навыки в .. ггисные произведения М. А. изобразительном искусстве. , РЖанникова, инженера по И среди них есть немало Щ5^. .СЖЦиалшости. С удивительной стеров кисти с ярко выражен- простотой и выразительностью, ной индивидуальной манерой и; • присущей народной картине, мышлением. Э то— В. И. Шее- лубку выполнены пейзаж «Слобода на р. Ч у с о в о й » а сю жетная картинка «Молодые». Все в пейзаже: неколебимо спокойное зеркало реки», и до мики .е огородами, о к ру жениы-, ми забором, и белая церковь с голубыми куполами и, нако нец, светло-голубой куцол не ба — полно спокойного вели чия, сосредоточенной внутрен ней жизни и пронизано искрен ней любовью художника. Разнообразно представлено в экспозиции прикладное ис кусство, С замечательным - чувством цвета и композиции сделан войлочный ковер Ю. А. Вишня ковой. Вязаные кружевные скатерти, салфетки, дорожки близки по мотиву орнамента к елецким кружевам. Эти ра боты показали на выставке Э. Д. Слогана, Е. И. Зубче- нок, Г. А. Пашдащева. Столяр из Задонска И. М. Пономарев, представил мебель и вазы, выполненные из дере ва. Причем, главную сложность и особенность в работе состав ляет то, что автор использует часть пня и корневище. Значительно вырос художест венный уровень произведений художникотз-любителей по сравнению с предыдущей вы* ставкой. Радует знакомство с новыми именами. Щире стали интересы самодеятельных ма стеров, разнообразнее тема тика их картин. Хочется поже лать и.м создавать новые про изведения без подражательно сти, без оглядки на авторите ты профессионалов. Сила само деятельного художника в ис кренности и самобытности творчества. , Н. ПРЯМКОВА, искусствовед. Н А СЦЕН Е — Р А Б О Ч И Е Уже более двадцати лет ра ботает в Доме к у л ь т у ры заво да «Свободный сокол» народ ный театр, объединяющий лю бителей сценического искусст ва -~ в основном, рабочих и служащих предприятия. Инже нер Т. И. Желеэнякова, слесарь С. В. Клоков, бригадир желез нодорожного цеха Е. И. Бога чев, монтер цеха диспетчериза ции В. М. Мельник и многие другие с увлечением отдают самодеятельной сцене свое свободное время. Неизменным успехом поль зуются у зрителей спектакли народного театра по пьесам М. Шатрова «Именем револю ции», С. Михалкова «К ру г лый стрл с о с тры ми углами», Л. Толстого «Власть тьмы» и другие. Сейчас творческий кол лектив готовится к участию во втором Всесоюзном смотре самодеятельного художествен ного творчества трудящихся, посвященном XXVI съезду партии. Он работает над новой постановкой спектакля по пьесе А. Иващенко «Поставьте мальчику тройку». ПОЭТИЧЕСКАЯ РУБРИКА отношении между людьми, изо- ■ 1111 |д 1111111111111111 П 1111111111111111 Ш 1111 Ш 11 Ш 11111 ШШ 1 Ш 1 Ш 1 ШШ 11 П 111111 Ш 11 К 111111111 Ш 11 Ш 111 Ш 111 ШИ 1 ПП 111 Ш 1111111111 П 11111111111111111111 П 1 Ш 11111 Ш 11 Ш | 1 и и ! 11 Ш Молодые работники трудятся в столовой № 16 г. Грязи. Эта столовая расположена на территории завода гидрообо рудования. Труженики предприятия с благодарностью отзы ваются о работе Любови Меркуловой, Людмилы Дулиной, Ирины Чединовой и Любови Юровой, которых вы видите на снимке, . г Фото В. Ел ьша ева. Николай КАТКОВ. С Т А Н Ц И Я Д О Б Р И Н К А Ско лько здесь дорог и стежек пройдено! Без меня —- взросла рябин семья. Родина хлебов и солнца — Добринка, — И любовь, и родина моя! Сколько раз я, стоя на перроне, Провожал, тая в душе тоску, Поезда на Грязи и Воронеж, Иа Саратов, Волгоград, Москву. Запах мяты. Клумбы синеглазые. К элеватору — машин поток. Помнят, доживая век, пакгаузы Горького задумчивый басок. Там теперь звенит под солнцем жатва. Каждый год я в хлебную страду Из столицы с грустью провожаю Поезда, что в Добринку идут... ПРАЗДНИК НА ЧИНАЕТСЯ С Б УДНЕЙ В 17.00 ребята выстроились в шеренгу. На несколько минут в огромном спортзале Дворца культуры установилась тиши на. Вдоль линии медленно шел Валерий Александрович, Не сколько негромких слов каж дому, в ответ — кивок: ясно. С первыми звука мк музыки началась разминка. Карпов мечтал стать цирко вым артистом. Родилась эта мечта давно — лет десять ему тогда было. Годы шли, а мечта крепла. Много, упорно зани мался Валерий в цирковой сту дии Новолипецкого металлур гического завода. Одной репе тиции — перед уроками в школе — было ему мало, и вечером он спешил на вторую, в клуб трубного завода. Руко водил обеими студиями Ми хаил Степанович Титов. Были в судьбе Карпова сча стливые повороты: казалось, вот он и на пороге осущест вления мечты. Стал лауреатом Всесоюзного фестиваля худо жественной самодеятельности рабочей молодежи, — пол- пути в профессиональный цирк было пройдено. И эта половица была самой трудной. Вторую, заключительную, ему предстоя ло одолеть после службы в ар мии. К месту прохождения служ бы Валерий прибыл с необыч ным багажом, невольно при влекающим внимание. Строгий подполковник, встречающий на аэродроме новобранцев, уди вился: «Это что у вас за коле со?». «Моноцикл»,—- объяснил Карпов. «Циркач, значит? — подполковник улыбнулся, — Это хорошо». И эквилибрист на моноцикле Карпов стал обязательным участником всех концертов в части. Ритм сменяется ритмом. По всему залу — группы ребят. Взлетают высоко и возвраща ются в р у к и жонглеров разно цветные булавы. Самодельные, пояснит Валерий Александро вич, из игрушечных кеглей. Это тренировочные. Концерт ные — тоже сами мастерили из фанеры, бинтовали и покрыва ли серебрянкой. С цирковым реквизитом трудно пока. „.Мелькают красные мячики, непослушно рассылаются по полу. Не беда, попробуем еще раз! И еще... Девочки на матах повто ряют упрямо «шпагат», «мо стик», вновь «шпагат» и опять — «мостик». На высоком крес ле, которое называется трын кой готовит номер «антипод» восьмиклассница Надя Чер нышова: тяжела «сигара», на :пол падает —- гул ,по~ .всему залуадет. . Неутомимо кру ж и т . д а моно» цицле Галя Р у з ц н а , ,. ,,,. Карпов не стал профессио нальным артистом. Он стал воспитателем, руководителем цирковой студии Дворца куль туры тракторостроителей. Сту дии, которой не везло с руко водителями: за четыре года не раз менялись. Очередной дли тельный перерыв закончился год с небольшим назад, когда во Дворец пригласили Валерия Александровича, вернувшегося из армии. И объявлений-то громких не было о возобновления репети ций, а ребята шли и шли «за писываться в цирк». Принимал Карпов с испытательным сро ком: показывал несколько уп ражнений и через месяц про верял, как получается. Этот немудреный способ отбора мно гое ему о ребятах рассказы* вал. Главным, определяющим успех, он считает желание за ниматься и трудолюбие. А та лант? Валерий Александрович рассказывает ребятам р своем товарище по студиц НЛМЗ — Сергее Чалых. Сегодня Сергей профес сионал. А несколько лет назад предугадать это было трудно. Единственное, чем «блистал», — невероятное, удивительное упорство. В «Прометее», где отдыхали ребята из заводской цирковой студии, перерыв в тренировках он делал только на завтрак, обед и ужин. Лег кие мячики в кровь сбивали пальцы жонглера... Минувшим летом студийцам выделили туристические путев ки. В путешествие по городам Прибалтики отправились самые трудолюбивые. Тоненькая малышка в чер ном трико трудится на мате: растяжка, «мостик», сальто... Большой розовый бант слетает на пол. Это Лена Буева. Ей шесть лет. Вместе с подружка ми из соседнего детсада она каждый день вечером приходит на репетиция. Домой самых Маленьких артисток ведет Валерий Александрович. Зо вут. Лену в художественную гимнастику — уж очень ловка и понятлива, а она тихонько отказывается: «Я на сцене вьь. ступать хочу». Спросила я Ле ну: какой жанр ей больше по душе? «Что зададут, то и буду делать», — ответила. А шестнадцатилетнему Толе Колычеву из ПТУ № 13, бу дущему сварщику, уже по пле чу самые сложные трюки. Он велофигурист, не раз выступал на сцене. Но как мало похож Толя с новогоднего утренника — нарядный, улыбающийся со сцены зрителя-м. — на. сегод няшнего Толю. Он присажи вается на минутку рядом' и Рассказывает о том, как любят цирк, и о том, как не может пропустить ни одной репети ции, а капельки пота, одна за другой, катятся со лба. и Ко лычев просто не обращает на них внимания... Их — пятьдесят, больших и маленьких, любящих цирк. Де сятки пришли и ушли, но Кар пов не жалеет об этом. Он знает: те, кто остался, понячи, что цирк — это не только чу десный праздник. Этр и труд большой, Вера й терпение. ...Подходит К концу В ТО РОЙ час репетиции: ни одного стро гого выговора от Карпова, на однбго приказа голосом «с металлом». Каждый выполнял задание, полученное пеоед раз минкой, И помогал товарищу, что занимался рядом. Устали ребята, только музыка бодра, как и вначале. Но. не упуская и м и н у т к и , к ру ж и т и к ру ж и т на одном колесе Галя Рудина, соскакивает на миг, откидывает с мокрого лба челку, и вновь — к ру г за кругом... Право на участие в,праздни ке надо заслужить. . ' Г. КА ЧЕВА. « К Л Ю Ч И К » Помните, с чего начинается известная сказка А. Толстого «Золотой ключик»? С малень кого чуда — рождения Бура- тино. «Был поленом, стал мальчишкой»... Новый спектакль областного драматического театра, нося щий то же название, начинает ся с показа иного чуда. ...Ударил невидимый коло кол, возвещающий начало представления, свет в зале по гас, погрузилась в темноту сиена только на краю ее «брошенный» сверху лу ч света выхватил мальчишку с непо мерно длинным носом. Бурати- но?1 Да, это он — узнают ре бята, Рядом с ним, в глубине сцены, — Пьеро и Мальвина, Паяц, Арлекин. Коломбина. Стоят недвижно. Они — куклы, куклы-артисты. Стать такими же и прославиться на весь мир мечтает и Буратино, Он подходит к одной. ДРУГОЙ кукле — всматривается в лица, оглядывает костюмы, о с т о ро ж но касается ■ их рукой. Какие они — артисты? И что это (за штука такая, удивительная и загадочная, — театр?... Так, с первых минут спек такля зрителю дают понять, что речь пойдет о чудесной, волшебной силе театра, Не движные куклы — его обрад, Они оживут вскоре, развернут перед нами представление одно из представлений бродя чей труппы Карабаса Барабаса, — станут участниками при ключений Буратино... Итак, театр решил рассказать о себе. Причем,; рассказать самым евоим маленьким зрителям, до школятам и младшим школьни кам.:;. .••• За основу взята инсцениров ка, . сделанная в свое время главным режиссером Рижского ТЮЗа А. Щапиро. Осуществил ее приглашенный в Липецк .режиссер Г, Эджибиа, художе ственное оформление О. Сая- дянца. Что касается пьесы, следует сказать, что она сю- жетно опирается на материал сказки А. Толстого. Сохранена последовательность событий, та же. расстановка сил. Вместе С те,м, --- что и привлекло к ней наш театр — инсценировка выглядит более емко, она изо- ■ билует стихами (которые, как предполагал автор, должны бы стать веселыми, песнями), ясна по мысли. Доходчива. От постановщика требова лось найти такое сценическое решение, которое позволило бы главную, на наш взгляд, мысль о театре, как о чуде, волшебстве, о великой и нео долимой его силе,- донести до сердца .каждого маленького зрителя,., пришедшего на спек такль с хорошо известным на званием «Золотой ключик». Сказка,.давным-давно напи санная талантливой ру к о й рус ского писателя, прочно владеет сердцами мальчишек н девчо нок не одного поколения. Гру стный Пьеро, нежная и стро гая Мальвина, жестокий Кара- бас, «благородный пудель» А р - темон и, конечно. — Бурати но, веселый непоседа, любо пытный маленький деревянный человечек. Этих героев сказки, таких, какими их изобразил А. Толстой, любят и современ ные дети. А уж, что любимо, то — в сердце. А что в серд це, то попробуй-ка, замени! И все-таки театр бесстрашно предложил свою версию поста новки. Мы уже говорили о том, что несколько претерпела изменения его главная тема. Однако режиссер пошел даль ше. Форма, в которую он об лек действие, выглядит ново и заманчиво. И музыка, и худо, жествеиное оформление под черкивают, что события проис ходят в Италии, а действую щие лица — бродячие арти сты. При этом постановщик решил использовать в спек такле отдельные музыкальные моменты из «Севильского ци рюльника», воспроизводимые в записи. Если принять во внимание к тому же эффекты световые (на наш взгляд, удачно най денные и попользованные), следует сказать, что все это дало определенный результат. Спектакль подучился ярким и зрелищным, Но вспомним о главной теме: театр —■ ч у д о , мечта Бурдтино. Так вот поэтичный образ его возник в начале спектакля, а потом не заметно Исчез. Действие приоб ретает все большую о с т ро т у , динамичность, но — за счет поэзии. Более того, включае мые время от времени фоно граммы все заметнее придают спектаклю... сатирическую ок раску. Иными уже в такой ат мосфере выглядят и г о ро й » Причем, главным образом — Буратино (арт. А. Тихий). От традиционной цаивдостн у ж о нет и следа. Ее сменил скепти ческий п ри щ у р глаз, уверенная походка, ирония, как способ об щения. Возможно, постанов щик и исполнитель хотели из бежать умиленйости. излишней сентиментальности, хотели стать ближе к зрителям — современным мальчишкам и девчонкам, но. думается, впа ли при этом в другую край ность, обеднили образ краска ми, лишив его былой трога тельной доверчивости, безза щитности, идущей от детски- светлого, безоблачного вос приятия мира. Это прочтение основного образа логично «тянет» за собой цепочку превращений, происходящих с другими дей ствующими липами. Ну, какой мог увидеть Мальвину этот Буратино? Конечно, излишне вздорной и взбалмошной. А Пьеро — смешным в своей наивной влюбленности чуда- ком-поэтом. Вспомним, как не лепо выглядит Мальвина в окружении к у чи чемоданов, с которыми она никак не может расстаться даже под страхом встречи с Карабасом. На глазах распадается воз никшая было поэтичная тканы спектакля. Оказалось, мало привлекательного в артистах бродячей т ру п п ы , которых хо рошо узнал Буратино. Где он — театр его мечты? Постанов щик словно ждал этого вопро са, поэтому предлагает свой финал. Новый театр — там, за потайной дверью, золотой клю чик от которой, в руках Б у - ратино. К ней, к этой заветной двери устремляются наши ге рои. Их ждет Театр. Трудно говорить о новой работе театра однозначно. Бе зусловно, мы имеем дело с оригинальным прочтением из вестной сказки» с поиском не традиционной формы ее воп лощения на сцене. Само по се бе это похвально, тем более, что в таком трудном деле, как поиск, участвуют в основ ном молодые артисты, недавно пришедшие на профессиональ ную сиену. Для многих роли в «Золотом ключике» и совсем первые. Молодой режиссер, мо лодые исполнители — это при дает постановке дух студийно сти. Исполнители свободно держатся на сцене, раскованны, легко идут на импровизации. Но этого мало. Многим из них хотелось бы пожелать столь же тщательной отделки роли, как то получилось у Т. Павло вой (Лиса). Постановщику —• большей тонкости, точности и последовательности в осуще ствлении замысла. Например, нам совершенно ясно, что ге роев А. Толстого хотели пока зать несколько иными. В неко торых случаях это удалось — скажем, с Буратино, Артемо- ном, Карабасом. Остальные Персонажи несут традиционную с м ы с л о в у ю нагрузку. Такая неясность в акцентах не спо собствует полному раскрытию авторского замысла. И еще одно соображение. Думается, адресат постановки — совсем не те малыши до четвертого класса, как это может понача лу показаться. И тема, и язык, которым она изложена, пред полагают, на наш взгляд, бо лее в зро с л о г о , эстетически бо- лёе подготовленного зрителя. Т. СПАССКАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz