Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

! 8-января ТО! г. , № Т5 (15912)' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ * И долг , и при­ звание* Творч ес­ тво самодеятель­ ных художников * Заметки с пре­ мьеры ТРУЖЕНИКАМ СЕЛА ПОСВЯЩАЕТСЯ В доме к у л ьт у ры совхоза «Вперед» Г ря зи нс ко го района открылась выставка картин художника В. К. Комолова. В экспозиции представлено около 20 работ живописца, большинство из которых по­ священо жизни села, Особре внимание зрителей привлекают картоны «Хлеба убрали», ; «На ферме», «Бригадир», в которых автор с высоким художест­ венным ' мастерством воспе­ вает рабочие будни сельских тружеников. С интересом зна­ комятся посетители и с серией портретов передовиков произ­ водства, а тайнее деятелей нау­ ки. Выставка работ В. К. Комо­ лова пользуется большой попу­ лярностью у жителей совхоза. И. НИКОЛАЕВ. СМОТР АГИТБРИГАД В Задонске состоялся зо­ нальный смотр агитбригад, В нем примяли участие самодея­ тельные коллективы 4Ко®ь- Колодезского совхоз а-технику­ ма, Xлевенского Дома культу­ ры, Ксизовского сельского Д о ма культуры Задонского рай­ она, Задонского Дома культу­ ры. Самым ярким было выступ­ ление хозяев смотра — задон- пев. Лучшие коллективы завое­ вали право на участие в обла­ стном конкурсе агитбригад. Э н т у з и а с т ы и д е о л о ги ч е с к о й работы н а всю жизнь Директор совхоза «Пятилет­ ка» ушел в отпуск. Пополнять обязанности руководителя хо­ зяйства поручил главному зоо­ технику А. А. Иванову. У Александра Андреевича своих дел невпроворот и вдруг —- такая нагрузка. Трудностей Александр Андреевич не боит­ ся. Вот только годы дают о себе знать. В семьдесят вось­ мом собрался было уходить на пенсию, но как уйдешь, когда нош» как говорится, еще но­ сят и люди на каждом шагу обращаются с различными воп­ росами. Один о кормах, о ра­ ционе речь заводит, другому надо помочь уголь завезти, третьему совет дай, куда сына на учебу определить... Нередко заходит разговор и о между­ народном положении. И это не случайно. Уже семнадцать лет А. А. Иванов является пропа­ гандистом, руководит занятия­ ми в школе основ марксизма- ленинизма в Центральном отделении. Недели через две после ухо­ да директора в отпуск Алек­ сандр Андреевич попросил сек­ ретаря парткома Д. М, Бори­ сова: — Скоро очередное занятие в школе. Времени не хватает как следует подготовиться к нему. Не смогли бы найти замену? — Т ру д н о заменить тебя Андреич, — улыбнулся секре­ тарь. — Слушатели к тебе при­ выкли. Ну да ладно, попробую сам. В тот день Александр Андре­ евич ездил по отделениям, но про занятие -все время думал. Будет обсуждаться., проект ЦК КПСС к XXVI съезду пар­ тии. Как бы начал занятие, на чем заострил внимание? Встретился трактор с саня­ ми, груженными соломой. Тракторист затянул воз слабо, и солома цеплялась за ветки придорожных деревьев,, густо покрывала заснеженную доро­ гу. П рито р м о зив м ашину, Алек­ сандр Андреевич дал знак трактористу остановиться. Ос­ тановился, поглядел на дорогу, понял, в чем дело. *— ЗавФей^Кой просил скорее, вот и спешу;;. — Какая же в этой спешке польза? Ты же целый центнер соломы по дороге разбросал. Вечером не выдержал и пришел на занятие школы ос­ нов марксизма-ленинизма. Присел, $тал слушать. Секре­ тарь парткома подготовился к выступлению обстоятельно. Тему раскрыл глубоко. Затем слушатели п ри с т у п и л и к об­ суждению проекта ЦК КПСС, Александр Андреевич тоже взял слово. — Вот какие слова хочу на­ помнить вам из проекта, В восьмидесятые годы Коммуни­ стическая партия будет после», довательно продолжать осуще­ ствление своей экономической стратегии, высшая цель кото­ рой — неуклонный подъем ма­ териального благосостояния и культурного у ро вн я народа, Александр Андреевич оты- скал глазами тракториста, с которым повстречался на дороге и продолжал: - А м ы с вами должны, где бы ни работали, экономить в большом и в малом. Бережно относиться к каждой гайке, к каждому клочку еоломы. И надо, чтобы это было в крови не только у вас, но и V тех людей, которые работают ря­ дом с вами, Говорил он ясно и Убеди­ тельно, логически связывая положения проекта с делами хлеборобов совхоза. Разо­ шлись слушатели, а секретарь парткома с улыбкой сказал: —- По-моему, Александр Андреевич. сегодня занятие вел ты. а не я... Иванов шел домой и думал О ТОМ, «ПО ( 11 ХШАГаидиетсчз я работ* ьач-то »е?:«мет«о стала частью «то жизни. А,- д о л г а * годы он ва*чц.5ся соединять работу зоотехника е поручени­ ем парткома, увязывать изу­ чаемые на занятиях темы е т- гущнымя делами. Идет, например, (разговор о роли партийного руководства хозяйственной деятельностью, и основную часть занятий пропагандист строит на мест­ ном материале. Как-то упомя­ нул об успехе коммунистов Ан­ ненского отделения в борьбе за досрочное выполнение зада­ ния по производству и прода­ же молока. А на следующее занятие пригласил с Анненской фермы людей, которые поде­ лились опытом, После одного из занятий к Александру Андреевичу подо­ шла доярка В. В, Красненкова, —• Хочу посоветоваться, —» сказала она, ■—- На последнем совещания передовиков со­ стоялся у меня разговор с дояркой совхоза «Казин- ский» В. В .Полтевой. Предло­ жила она соревноваться. От­ крытое письмо вот через район­ ную газету мне написала. Ду­ маю принять вызов.., — Что ж. Полгева хорошая доярка. — сказал пропаган­ дист, — да и ты, Васильевна, не из последнего десятка... На ферме мы проведем собра­ ние. Надо чтобы все доярки поддержали тебя. У Иванова давно стало правилом шикать в заботы каждого слушателя. Поэтому приходится решать разные аопросы: с бригадиром второй фермы Л . Н, Лобановой пла­ нирует очередной рейд группы народного контроля, звенье­ вому по возделыванию сахар­ ной свеклы помогает подобрать специальную литературу, с де­ путатом райсовета дояркой М. М. Сапрыкиной думает над тем, как улучшить работу депутатского поста на ферме. Ца занятиях, в тесном об­ щении со слушателями А. А. Иванов многому учится и сам. Как-то зашла речь по поводу неравномерной работы свино­ фермы. Александр Андреевич до­ копался до сути. Оказалось, подводила туровая система ведения свиноводства. Опоросы проходили только два раза в год зимой а летом. Пораз­ мыслив. предложил поточную систему. Была проделана не­ малая работа, И планы стали выполнять регулярно. Многое изменилось за пос­ леднюю пятилетку и в молоч­ ном производстве. Совхоз досрочно справился с задани­ ем по продаже мяса и молока государству. За годы работы в «Пятилет­ ке» А. А. Иванова животно­ водство хозяйства шагнуло да­ леко вперед. З а счет этой от­ расли совхоз ежегодно полу­ чает полумиллионные, поибы- ли. Растет и отдача той работы Александра Андреевича, ко­ торую не измеришь центнера­ ми и рублями. Все лучше тру­ дятся его слушатели. В. В. Красненкова в завершающем году десятой пятилетки на­ доила от каждой коровы сво­ ей гру п пы около 3000 кило­ граммов молока. Ударниками коммунистического труда стали звеньевой свекловодов Ю, С. Некрасов и доярка М. М. Сапрыкина. Уверенно руководит бригадой животно­ водов Л, Н. Лобанова. Во многом им помогает учеба в школе основ марксизма-лени­ низма. По примеру отца стала про­ пагандистом и младшая дочь Александра Андреевича — Людмила. Она работает стар­ шим экономистом в МПМК, руководит там школой комму­ нистического труда. Когда на одном из занятий слушатели чествовали своего пропагандиста в связи с при­ суждением ему почетного зва­ ния «Заслуженный зоотехник РСФСР», он сказал: — Считаю, что это оценка не только моего профессиональ­ ного мастерства, но и вашего труда,, всего того дела, кото­ рым мы с вами занимаемся. А, РОЩУПКИН. Теобунский район. ВОЗВРАЩЕНИЕ КУРАН ТОВ Любимое места отдыха ОРенбуржиев — бульвар на бе-. регу Урала — с к а т и л о с ь но­ вой дэегопримечзт^чьяоетью! на с таринном з и я т ц после полувекового герсоцва езовь установлены уур»нты. Горож-ао ь<овь сгущают мелодичный звон, раздающийся с башни старинного здания, где помешается Филиал краеведче­ ского музея. И входа в него — скульптура А. С. Пушкина. Примечательно: осенью 1833 года на этом же бульваре поэт слушал бой тогдашних куран­ тов, В. ШИРЯЕВ, корр, ТАСС. Оренбург К АЖДАЯ выставка работ самодеятельных худож­ ников области вызывает самый живой интерес зрите­ лей. Ни часа не пустует зал: приходят школьники, студен­ ты вузов, рабочие семьями. Смотрят, обсуждают, нередко удивляются, восхищаются. Живопись, скульптура, гра­ фика, прикладное искусство художников-дюбителей. Более трехсот работ, около ста ав­ торов. Что же привлекает нас в произведениях тех, кто не имеет специальной подготов­ ки, того, что принято называть «школой?». Ведь в их сюжет­ ных картинах порой встречают­ ся и неточности, пейзажи, под­ час слишком фотографично подробны, имеют погрешности, в цветовом решении. И тем не менее стоя у той или иной картины худож ника-люби теля, даже профессионал твердо го­ ворит, что она очень интереоца', В чем же секрет? Почему всегда, а в последние годы особенно, велик интерес к са­ модеятельному творчеству? Яркая образность, вырази-- тельная индивидуальность и искренность художника — вот то главное, что составляет обаяние творчества любите­ лей, без чего нет искусства. Можно вспомнить немала прославленных имен художяя- ков-самоучек, творчество ко­ торых сейчас занимает видное место среди всемирно признан­ ных авторитетов. Но вернемся к нашей вы­ ставке. Среди уже знакомых липчанам самодеятельных ху­ дожников хочется о Т метИ Т ь Ин­ тересные работы слесаря НЛМЗ В. А, Плакушева. Егол картина «Коксохим» (Ночная смена) оставляет ощущение живого организма завода. Просторная панорама корпусов, окутанных паром, ярким- жел­ тым светом под черным купо­ лом неба. Мы будто чувству­ ем гулкое дыханце рабочих цехов, неустанный трудовой ритм. Стропальщик В. И. Толчеев, удачно выступивший на прош­ лой выставке два года назад. браженными на полотне. Портретные работы шофера В. М, Дворядкина отмече­ ны среди наиболее инте­ ресных произведений еще на прошлой областной выставке. И на нынешней он порадовал зрителей новыми, выполненны­ ми с тонкой наблюдательно­ стью. Среди, них портреты пен­ сионера, школьников, авто­ портрет. Несколько менее заметно, к ченко, Е. Н. Сивцевич, В. В. Маркин, П. Т. Хромых. Оригинально решен авто­ портрет П. Т. Хромых. Она изобразила слегка повернутую голову женщины, обрамленную густыми завитками волос на темном нейтральном фоне. Ли­ цо и фон написаны одним ; цветом, что создает, ассоциацию со старой фотографией. Внизу картины на первом плане изо­ бражены маленький дерезен- Ъыставки И СК РЕННОСТ Ь И САМОБЫТ НОСТ Ь и на этот раз-'представтгл но­ вые,- различной тематики' по­ лотна.- Наиболее выразителен «Портрет Нины». Молодая женщина с длинными распу­ щенными волосами, облокотись рукой на стол, сидит, прямо глядя на зрителя. Фигура по­ мещена в пейзаже. Образ по­ лон достоинства, спокойствия И пленительного обаяния. Лиричен сельский мотив пей­ зажа «Майским утром У зарос­ шего пруда», Изумрудная зе­ лень травы, листвы, забор и домики невдалеке, фигура женщины и вереница гусей — все окутано мягким голубова­ тым туманом. В стиле лубочной картинки выполнена работа «Семья ху­ дожника». Характерная про­ стота н наивность ц.построении и сюжете дополняют мягкость и теплоту домашнего уюта и сожалению, на нынешней вы- ский домих н современный ста'вке представлено т.ворче- многоэтажный дом, подъемный ство самодеятельного .живо­ писца, участника и областных, и республиканской, и всесоюз­ ной экспозиций Д. И. Толчееза. Сами по себе его новые пей», зажи привлекают взимание, но в них недостает эмоциональ­ ности и психологической со­ держательности, как это было ранее. Наиболее удачны из показанных им произведений — «Автопортрет», «Натюр­ морт». В экспозиции немало картин художников, которых нельзя в полной мере расценивать как любителей. Они работают оформителями и имеют опреде- кран и палитра с кистями — мир художника. Такой прием, показ внутреннего душевного состояния и образа мыслей че­ рез определенный подбор пред­ метов, открыт в искусстве уже давно. Но он редко применяет­ ся художниками в силу боль­ шой трудности найти убеди­ тельное средство, доказываю­ щее внутреннюю н внешнюю связь Предметов с основным изображением, выражающее точно и емко мысль художни­ ка. П. Т. Хромых нашла убе­ дительный вариант. Но. пожалуй, самое яркое впечатление оставляют живо- ленную подготовку, навыки в .. ггисные произведения М. А. изобразительном искусстве. , РЖанникова, инженера по И среди них есть немало Щ5^. .СЖЦиалшости. С удивительной стеров кисти с ярко выражен- простотой и выразительностью, ной индивидуальной манерой и; • присущей народной картине, мышлением. Э то— В. И. Шее- лубку выполнены пейзаж «Слобода на р. Ч у с о в о й » а сю­ жетная картинка «Молодые». Все в пейзаже: неколебимо спокойное зеркало реки», и до­ мики .е огородами, о к ру жениы-, ми забором, и белая церковь с голубыми куполами и, нако­ нец, светло-голубой куцол не­ ба — полно спокойного вели­ чия, сосредоточенной внутрен­ ней жизни и пронизано искрен­ ней любовью художника. Разнообразно представлено в экспозиции прикладное ис­ кусство, С замечательным - чувством цвета и композиции сделан войлочный ковер Ю. А. Вишня­ ковой. Вязаные кружевные скатерти, салфетки, дорожки близки по мотиву орнамента к елецким кружевам. Эти ра­ боты показали на выставке Э. Д. Слогана, Е. И. Зубче- нок, Г. А. Пашдащева. Столяр из Задонска И. М. Пономарев, представил мебель и вазы, выполненные из дере­ ва. Причем, главную сложность и особенность в работе состав­ ляет то, что автор использует часть пня и корневище. Значительно вырос художест­ венный уровень произведений художникотз-любителей по сравнению с предыдущей вы* ставкой. Радует знакомство с новыми именами. Щире стали интересы самодеятельных ма­ стеров, разнообразнее тема­ тика их картин. Хочется поже­ лать и.м создавать новые про­ изведения без подражательно­ сти, без оглядки на авторите­ ты профессионалов. Сила само­ деятельного художника в ис­ кренности и самобытности творчества. , Н. ПРЯМКОВА, искусствовед. Н А СЦЕН Е — Р А Б О Ч И Е Уже более двадцати лет ра­ ботает в Доме к у л ь т у ры заво­ да «Свободный сокол» народ­ ный театр, объединяющий лю­ бителей сценического искусст­ ва -~ в основном, рабочих и служащих предприятия. Инже­ нер Т. И. Желеэнякова, слесарь С. В. Клоков, бригадир желез­ нодорожного цеха Е. И. Бога­ чев, монтер цеха диспетчериза­ ции В. М. Мельник и многие другие с увлечением отдают самодеятельной сцене свое свободное время. Неизменным успехом поль­ зуются у зрителей спектакли народного театра по пьесам М. Шатрова «Именем револю­ ции», С. Михалкова «К ру г лый стрл с о с тры ми углами», Л. Толстого «Власть тьмы» и другие. Сейчас творческий кол­ лектив готовится к участию во втором Всесоюзном смотре самодеятельного художествен­ ного творчества трудящихся, посвященном XXVI съезду партии. Он работает над новой постановкой спектакля по пьесе А. Иващенко «Поставьте мальчику тройку». ПОЭТИЧЕСКАЯ РУБРИКА отношении между людьми, изо- ■ 1111 |д 1111111111111111 П 1111111111111111 Ш 1111 Ш 11 Ш 11111 ШШ 1 Ш 1 Ш 1 ШШ 11 П 111111 Ш 11 К 111111111 Ш 11 Ш 111 Ш 111 ШИ 1 ПП 111 Ш 1111111111 П 11111111111111111111 П 1 Ш 11111 Ш 11 Ш | 1 и и ! 11 Ш Молодые работники трудятся в столовой № 16 г. Грязи. Эта столовая расположена на территории завода гидрообо­ рудования. Труженики предприятия с благодарностью отзы­ ваются о работе Любови Меркуловой, Людмилы Дулиной, Ирины Чединовой и Любови Юровой, которых вы видите на снимке, . г Фото В. Ел ьша ева. Николай КАТКОВ. С Т А Н Ц И Я Д О Б Р И Н К А Ско лько здесь дорог и стежек пройдено! Без меня —- взросла рябин семья. Родина хлебов и солнца — Добринка, — И любовь, и родина моя! Сколько раз я, стоя на перроне, Провожал, тая в душе тоску, Поезда на Грязи и Воронеж, Иа Саратов, Волгоград, Москву. Запах мяты. Клумбы синеглазые. К элеватору — машин поток. Помнят, доживая век, пакгаузы Горького задумчивый басок. Там теперь звенит под солнцем жатва. Каждый год я в хлебную страду Из столицы с грустью провожаю Поезда, что в Добринку идут... ПРАЗДНИК НА ЧИНАЕТСЯ С Б УДНЕЙ В 17.00 ребята выстроились в шеренгу. На несколько минут в огромном спортзале Дворца культуры установилась тиши­ на. Вдоль линии медленно шел Валерий Александрович, Не­ сколько негромких слов каж­ дому, в ответ — кивок: ясно. С первыми звука мк музыки началась разминка. Карпов мечтал стать цирко­ вым артистом. Родилась эта мечта давно — лет десять ему тогда было. Годы шли, а мечта крепла. Много, упорно зани­ мался Валерий в цирковой сту­ дии Новолипецкого металлур­ гического завода. Одной репе­ тиции — перед уроками в школе — было ему мало, и вечером он спешил на вторую, в клуб трубного завода. Руко­ водил обеими студиями Ми­ хаил Степанович Титов. Были в судьбе Карпова сча­ стливые повороты: казалось, вот он и на пороге осущест­ вления мечты. Стал лауреатом Всесоюзного фестиваля худо­ жественной самодеятельности рабочей молодежи, — пол- пути в профессиональный цирк было пройдено. И эта половица была самой трудной. Вторую, заключительную, ему предстоя­ ло одолеть после службы в ар­ мии. К месту прохождения служ­ бы Валерий прибыл с необыч­ ным багажом, невольно при­ влекающим внимание. Строгий подполковник, встречающий на аэродроме новобранцев, уди­ вился: «Это что у вас за коле­ со?». «Моноцикл»,—- объяснил Карпов. «Циркач, значит? — подполковник улыбнулся, — Это хорошо». И эквилибрист на моноцикле Карпов стал обязательным участником всех концертов в части. Ритм сменяется ритмом. По всему залу — группы ребят. Взлетают высоко и возвраща­ ются в р у к и жонглеров разно­ цветные булавы. Самодельные, пояснит Валерий Александро­ вич, из игрушечных кеглей. Это тренировочные. Концерт­ ные — тоже сами мастерили из фанеры, бинтовали и покрыва­ ли серебрянкой. С цирковым реквизитом трудно пока. „.Мелькают красные мячики, непослушно рассылаются по полу. Не беда, попробуем еще раз! И еще... Девочки на матах повто­ ряют упрямо «шпагат», «мо­ стик», вновь «шпагат» и опять — «мостик». На высоком крес­ ле, которое называется трын­ кой готовит номер «антипод» восьмиклассница Надя Чер­ нышова: тяжела «сигара», на :пол падает —- гул ,по~ .всему залуадет. . Неутомимо кру ж и т . д а моно» цицле Галя Р у з ц н а , ,. ,,,. Карпов не стал профессио­ нальным артистом. Он стал воспитателем, руководителем цирковой студии Дворца куль­ туры тракторостроителей. Сту­ дии, которой не везло с руко­ водителями: за четыре года не раз менялись. Очередной дли­ тельный перерыв закончился год с небольшим назад, когда во Дворец пригласили Валерия Александровича, вернувшегося из армии. И объявлений-то громких не было о возобновления репети­ ций, а ребята шли и шли «за­ писываться в цирк». Принимал Карпов с испытательным сро­ ком: показывал несколько уп­ ражнений и через месяц про­ верял, как получается. Этот немудреный способ отбора мно­ гое ему о ребятах рассказы* вал. Главным, определяющим успех, он считает желание за­ ниматься и трудолюбие. А та­ лант? Валерий Александрович рассказывает ребятам р своем товарище по студиц НЛМЗ — Сергее Чалых. Сегодня Сергей профес­ сионал. А несколько лет назад предугадать это было трудно. Единственное, чем «блистал», — невероятное, удивительное упорство. В «Прометее», где отдыхали ребята из заводской цирковой студии, перерыв в тренировках он делал только на завтрак, обед и ужин. Лег­ кие мячики в кровь сбивали пальцы жонглера... Минувшим летом студийцам выделили туристические путев­ ки. В путешествие по городам Прибалтики отправились самые трудолюбивые. Тоненькая малышка в чер­ ном трико трудится на мате: растяжка, «мостик», сальто... Большой розовый бант слетает на пол. Это Лена Буева. Ей шесть лет. Вместе с подружка­ ми из соседнего детсада она каждый день вечером приходит на репетиция. Домой самых Маленьких артисток ведет Валерий Александрович. Зо­ вут. Лену в художественную гимнастику — уж очень ловка и понятлива, а она тихонько отказывается: «Я на сцене вьь. ступать хочу». Спросила я Ле­ ну: какой жанр ей больше по душе? «Что зададут, то и буду делать», — ответила. А шестнадцатилетнему Толе Колычеву из ПТУ № 13, бу­ дущему сварщику, уже по пле­ чу самые сложные трюки. Он велофигурист, не раз выступал на сцене. Но как мало похож Толя с новогоднего утренника — нарядный, улыбающийся со сцены зрителя-м. — на. сегод­ няшнего Толю. Он присажи­ вается на минутку рядом' и Рассказывает о том, как любят цирк, и о том, как не может пропустить ни одной репети­ ции, а капельки пота, одна за­ другой, катятся со лба. и Ко­ лычев просто не обращает на них внимания... Их — пятьдесят, больших и маленьких, любящих цирк. Де­ сятки пришли и ушли, но Кар­ пов не жалеет об этом. Он знает: те, кто остался, понячи, что цирк — это не только чу­ десный праздник. Этр и труд большой, Вера й терпение. ...Подходит К концу В ТО РОЙ час репетиции: ни одного стро­ гого выговора от Карпова, на однбго приказа голосом «с металлом». Каждый выполнял задание, полученное пеоед раз­ минкой, И помогал товарищу, что занимался рядом. Устали ребята, только музыка бодра, как и вначале. Но. не упуская и м и н у т к и , к ру ж и т и к ру ж и т на одном колесе Галя Рудина, соскакивает на миг, откидывает с мокрого лба челку, и вновь — к ру г за кругом... Право на участие в,праздни­ ке надо заслужить. . ' Г. КА ЧЕВА. « К Л Ю Ч И К » Помните, с чего начинается известная сказка А. Толстого «Золотой ключик»? С малень­ кого чуда — рождения Бура- тино. «Был поленом, стал мальчишкой»... Новый спектакль областного драматического театра, нося­ щий то же название, начинает­ ся с показа иного чуда. ...Ударил невидимый коло­ кол, возвещающий начало представления, свет в зале по­ гас, погрузилась в темноту сиена только на краю ее «брошенный» сверху лу ч света выхватил мальчишку с непо­ мерно длинным носом. Бурати- но?1 Да, это он — узнают ре­ бята, Рядом с ним, в глубине сцены, — Пьеро и Мальвина, Паяц, Арлекин. Коломбина. Стоят недвижно. Они — куклы, куклы-артисты. Стать такими же и прославиться на весь мир мечтает и Буратино, Он подходит к одной. ДРУГОЙ кукле — всматривается в лица, оглядывает костюмы, о с т о ро ж ­ но касается ■ их рукой. Какие они — артисты? И что это (за штука такая, удивительная и загадочная, — театр?... Так, с первых минут спек­ такля зрителю дают понять, что речь пойдет о чудесной, волшебной силе театра, Не­ движные куклы — его обрад, Они оживут вскоре, развернут перед нами представление одно из представлений бродя­ чей труппы Карабаса Барабаса, — станут участниками при­ ключений Буратино... Итак, театр решил рассказать о себе. Причем,; рассказать самым евоим маленьким зрителям, до­ школятам и младшим школьни­ кам.:;. .••• За основу взята инсцениров­ ка, . сделанная в свое время главным режиссером Рижского ТЮЗа А. Щапиро. Осуществил ее приглашенный в Липецк .режиссер Г, Эджибиа, художе­ ственное оформление О. Сая- дянца. Что касается пьесы, следует сказать, что она сю- жетно опирается на материал сказки А. Толстого. Сохранена последовательность событий, та же. расстановка сил. Вместе С те,м, --- что и привлекло к ней наш театр — инсценировка выглядит более емко, она изо- ■ билует стихами (которые, как предполагал автор, должны бы стать веселыми, песнями), ясна по мысли. Доходчива. От постановщика требова­ лось найти такое сценическое решение, которое позволило бы главную, на наш взгляд, мысль о театре, как о чуде, волшебстве, о великой и нео­ долимой его силе,- донести до сердца .каждого маленького зрителя,., пришедшего на спек­ такль с хорошо известным на­ званием «Золотой ключик». Сказка,.давным-давно напи­ санная талантливой ру к о й рус­ ского писателя, прочно владеет сердцами мальчишек н девчо­ нок не одного поколения. Гру­ стный Пьеро, нежная и стро­ гая Мальвина, жестокий Кара- бас, «благородный пудель» А р - темон и, конечно. — Бурати­ но, веселый непоседа, любо­ пытный маленький деревянный человечек. Этих героев сказки, таких, какими их изобразил А. Толстой, любят и современ­ ные дети. А уж, что любимо, то — в сердце. А что в серд­ це, то попробуй-ка, замени! И все-таки театр бесстрашно предложил свою версию поста­ новки. Мы уже говорили о том, что несколько претерпела изменения его главная тема. Однако режиссер пошел даль­ ше. Форма, в которую он об­ лек действие, выглядит ново и заманчиво. И музыка, и худо, жествеиное оформление под­ черкивают, что события проис­ ходят в Италии, а действую­ щие лица — бродячие арти­ сты. При этом постановщик решил использовать в спек­ такле отдельные музыкальные моменты из «Севильского ци­ рюльника», воспроизводимые в записи. Если принять во внимание к тому же эффекты световые (на наш взгляд, удачно най­ денные и попользованные), следует сказать, что все это дало определенный результат. Спектакль подучился ярким и зрелищным, Но вспомним о главной теме: театр —■ ч у д о , мечта Бурдтино. Так вот поэтичный образ его возник в начале спектакля, а потом не­ заметно Исчез. Действие приоб­ ретает все большую о с т ро т у , динамичность, но — за счет поэзии. Более того, включае­ мые время от времени фоно­ граммы все заметнее придают спектаклю... сатирическую ок­ раску. Иными уже в такой ат­ мосфере выглядят и г о ро й » Причем, главным образом — Буратино (арт. А. Тихий). От традиционной цаивдостн у ж о нет и следа. Ее сменил скепти­ ческий п ри щ у р глаз, уверенная походка, ирония, как способ об­ щения. Возможно, постанов­ щик и исполнитель хотели из­ бежать умиленйости. излишней сентиментальности, хотели стать ближе к зрителям — современным мальчишкам и девчонкам, но. думается, впа­ ли при этом в другую край­ ность, обеднили образ краска­ ми, лишив его былой трога­ тельной доверчивости, безза­ щитности, идущей от детски- светлого, безоблачного вос­ приятия мира. Это прочтение основного образа логично «тянет» за собой цепочку превращений, происходящих с другими дей­ ствующими липами. Ну, какой мог увидеть Мальвину этот Буратино? Конечно, излишне вздорной и взбалмошной. А Пьеро — смешным в своей наивной влюбленности чуда- ком-поэтом. Вспомним, как не­ лепо выглядит Мальвина в окружении к у чи чемоданов, с которыми она никак не может расстаться даже под страхом встречи с Карабасом. На глазах распадается воз­ никшая было поэтичная тканы спектакля. Оказалось, мало привлекательного в артистах бродячей т ру п п ы , которых хо­ рошо узнал Буратино. Где он — театр его мечты? Постанов­ щик словно ждал этого вопро­ са, поэтому предлагает свой финал. Новый театр — там, за потайной дверью, золотой клю­ чик от которой, в руках Б у - ратино. К ней, к этой заветной двери устремляются наши ге­ рои. Их ждет Театр. Трудно говорить о новой работе театра однозначно. Бе­ зусловно, мы имеем дело с оригинальным прочтением из­ вестной сказки» с поиском не­ традиционной формы ее воп­ лощения на сцене. Само по се­ бе это похвально, тем более, что в таком трудном деле, как поиск, участвуют в основ­ ном молодые артисты, недавно пришедшие на профессиональ­ ную сиену. Для многих роли в «Золотом ключике» и совсем первые. Молодой режиссер, мо­ лодые исполнители — это при­ дает постановке дух студийно­ сти. Исполнители свободно держатся на сцене, раскованны, легко идут на импровизации. Но этого мало. Многим из них хотелось бы пожелать столь же тщательной отделки роли, как то получилось у Т. Павло­ вой (Лиса). Постановщику —• большей тонкости, точности и последовательности в осуще­ ствлении замысла. Например, нам совершенно ясно, что ге­ роев А. Толстого хотели пока­ зать несколько иными. В неко­ торых случаях это удалось — скажем, с Буратино, Артемо- ном, Карабасом. Остальные Персонажи несут традиционную с м ы с л о в у ю нагрузку. Такая неясность в акцентах не спо­ собствует полному раскрытию авторского замысла. И еще одно соображение. Думается, адресат постановки — совсем не те малыши до четвертого класса, как это может понача­ лу показаться. И тема, и язык, которым она изложена, пред­ полагают, на наш взгляд, бо­ лее в зро с л о г о , эстетически бо- лёе подготовленного зрителя. Т. СПАССКАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz