Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
16 июня 1981 г-, № 139 (16036) Л Е НИНСКОЕ ЗНАМЯ ПОМОЧЬ ВЫБРАТЬ П Р О Ф Е С С ИЮ «Любое улучшение условий жизни может быть добыто только напряженным трудом самих советских людей»,—ска зал в речи на заключительном заседании XXVI съезда КПСС Л. И. Брежнев. Этот призыв трудиться лучше, на совесть, глубоко восприняли все комму* нисты, все трудящиеся. Новы, ми, замечательными делами от* вечает на него наше промыш ленное Левобережье. Но нам бы хотелось, чтобы вот так же лично воспринимала эти сЛова партии и наша юная смена, тё тысячи юношей и девушек, что сидят пока за школьными пар тами. Как до сознаний каждо го из них довести эту мысль о социальной значимости личного трудового вклада? И не просто довести, а сделать так, чтобы стала она жизненным Прави л ом , убеждением, чтобы каж дый выпускник, в кратчайший срок обучившись той или иной специальности, стал бы полез ным для советского общества человеком. Трудовое воспитание молоде жи — Один из Важных участ ков в работе партийной орга низации района. Большая роль в нем отведена ( системе про фессионально-технического об разования. Только в стенах училища, под мудрым настав ничеством зрелого, опытного мастера может быть воспитан сегодня настоящий рабочий, отлично владеющий професси ей, имеющий четкие и прочные нравственные ориентиры. Училища района — объект постоянного внимания партий ных и советских органов. Ус пех их работы зависит глав ным образом оТ того, насколь ко крепки связи ГПТУ с про изводством. ' И педагоги учи лищ стараются крепить эти связи: проводят встречи с ве теранами труда, наставниками, спортивные и культурные ме роприятия, группы и бригады шефов заключают договоры о соревновании. Планируем обсу дить и работу партийных ор ганизаций НЛМЗ и ТУ-27 по выполнению единого комплекс ного плана трудового воспи тания учащихся и другие про блемы. Очень результативны и по лезны встречи руководителей базовых предприятий с руко водством и преподавателями профтехучилищ, которые про водит райком партии. На Та ких встречах обсуждаются во просы улучшения учебно-мате риальной базы, воспитательной работы, развития технического творчества. Такие встречи про шли в ГПТУ-13 с директором тракторного завода Н. Г. З а горским, в Седьмом и восьмом училищах — с руководителями строительных и монтажных трестов, в десятом ТУ—с пред ставителями администрации Новолипецкого металлургиче ского завода. Появились и новые интерес ные формы этого сотрудниче ства. Так, все вопросы совер шенствования методики обуче ния учащихся в ГПТУ-10 и ТУ-27 рассматриваются учебно методическим Советом, в кото рый входят и представители НЛМЗ. Составлен совместный пятилетний план работы учи лищ и завода по подготовке молодой смены рабочего класса. У училищ должна быть креп кая материальная база, хоро шо оборудованные лаборато рии, мастерские, кабинеты, на конец, они должны выглядеть привлекательно! Эти Вопросы заботят нас еще и потому, что они в Высшей степени важны для профориентаций школьни ков. Нам наДо добиться, чтобы как можно раньше начиналось глубокое знакомство школьни ков с жизнью училищ. Как известно, в Левобереж ном районе пока что не создан учебно-производственный ком бинат, и мы вынуждены искать другие формы трудового вос питания и профориентации Ш КО ЛЬН И КОВ. Ежегодно около 400 старше классников Левобережья ос ваивают рабочие профессий в построенном на заводе учеб ном цехе, который недавно по полнился еще двумя классами, новым оборудованием для ка бинета электротехники. Во Всех цехах Новолипецкого завода созданы бюро по про фессиональным консультациям. Они подчиняются общезавод скому совету по профессиональ ной ориентации. Эту работу в каждой общеобразовательной школе контролируют четыре мастера ИЗ учебного цеха заво да. В отделе технического обу чения создан методический кабинет по профориентации, оборудованный стендами, схе мами и йагляДйо-информацион- ным материалом, имеются кино, установка и фильмы о заводе. Руководители производства, его передовики, представители общественных организаций не редко бывают в школах, рас сказывают о перспективах раз вития завода, новейших цехах, оснащенных уникальным обору дованием, о том, сколько ра бочих й каких специальностей нужно сегодня, потребуется че рез год-два. К этой работе подключены базовые Техниче ские училища. Делается в районе как-будто немало. И Все-таки не удовлет воряют нас результаты, кото рые дает осуществление всего комплекса мер. Особенно яейо мы это осознали, когда позна комились с итогами анкетного опроса, проведенного в январе райкомом комсомола. Следом за этим в феврале в райкоме партии состоялся откровенный разговор с комсоргами вось мых-десятых классов. Вывод, напрашивался один — необходима стройная систе ма трудового воспитания. Пер вым делом надо бы в школах пересмотреть отношение к уро кам труда, и з‘ второстепенных они должны перейти в разряд основных, нести в себе большой силы воспитательный заряд. Очень полезной может быть и ранняя дружба школ н техНИ ческих училищ. Причем здесь важна совместная жизнь, вклю чающая спортивные соревнова ния и производственные кон курсы, участие в самодеятель ности. Именно так дружат ГПТУ ФА 13 и школы тракторо заводского поселка. Их опыт нам необходимо развивать И совершенствовать. Хороший эффект в воспита нии трудовых навыков дают ребятам занятия в технических клубах и кружках технического творчества. Первый такой клуб на базе школы № 38 и райко ма ДОСААФ мы создали. Пла нируем открыть еще два. Ра боты предстоит много: будем совершенствовать достигнутое, искать новые эффективные средства воспитания, чтобы с раннего детства наши ребята, как говорится, своими руками коснулись, ощутили многие спе циальности и к выпуску йз школы не опасались ни стан ка, ни стройплощадки, безошй бочно выбрали каждый свою профессию. В. ГОЛОЩАПОВ, первый секретарь Левобережного райкома КПСС г. Липецка. ДРУЖИМ С ТЕАТРОМ Мы давно ждали этой встре чи, и вот она состоялась. В гости к моим семиклассникам пришли артисты облдрамтеатра А. Магдалинин и Э. Муниров. Они исполнили литературно- музыкальную композицию- «Строки любви». А потом по шел доверительный разговоров искусстве театра, о мастерстве актера. В классе были не толь ко мои ученики, но И их роди тели. После задушевной бесе ды ребята отбросили смущение и тоже начали читать стихи. И и родительница И. В. Кук лина прочитала стихи соб ственного сочинения. На дру гой день я получила несколько писем-сочинений От учащихся и взволнованное письмо от роди тельницы Э. Г. Крюковой. Она благодарит актеров за встречу ■ и надеется, что семейные вече ра в нашем классе станут тра диционными. В нашей школе систематиче ской работой по Театру зани маются учитель рисования Н. А. Бойкова и учитель литературы В. М. Блаунштейн, Они —■ участники всёх семинаров, ор ганизованных театром. Блаун Штейн со старшими классами побывал на премьере «Возвра щение на круги своя» И. Дру* цэ, потом эти ребята написали отзывы о спектакле. Сейчас на чались репетиций в драмкруж ке старшеклассников, руково димом Владимиром МойССеви чём. Ребята читают детские пьесы, которые берут в театре, с Работники театра — наши добрые помощники. Они прини мали участие в репетициях пушкинского вечера, в празднй- ке, посвященном Междуиарод ному Дню театра. Е. ПОЗНАНСКАЯ, учитель средней Школы № 5 Липецка. Нам пишут СНОВА О РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ Ува ж аемая редакция! Прочитала в газете статью «Приглашаем на родительское собрание» и захотелось поде литься своими личными впечат лениями. Мой сын учится в 4 одной из школ Липецка. 4 апреля меня пригласили на родительское собрание. Снача ла оно было общешкольным, ч на Нём от всего педагогиче ского коллектива присутство вал лишь директор школы. За полчаса охарактеризовав успе ваемость но всей школе и рас сказав о результатах сбора ма кулатуры, он пригласил роди телей летом принять участие в ремонте школы. Затем было сказано, что нас ж дут классные руководи тели. Однако пап и мам, чьи дети учатся в 4 «В» классе, никто не ждал, тщетно искали мы классного руководителя, его не было. В учительской мы нашли математика. Побеседо вав, двинулись на поиски пре подавателя русского языка Педагог в это время находи лась на уроке. Мы попроси ли ее уделить нам Немного времени. Беседа проходила в коридоре. К концу ее пришла наш классный руководитель. Тут ж§, в коридоре, буквально на хб ду, сообщила, с к о л ь к о уроков пропустил каждый ученик, как Всегда разделила детей на «плохих» и «хороших» и... по просила приходить родителей почаще. Позж е, побеседовав с сыном, я узнала, чтб классные часы в 4 «В» проходят по понедельни кам в спортивном зале. На уроках физкультуры (классный руководитель ведет этот пред мет) мимоходом разрешаются многие ребячьи проблемы. И еыце. Нас обычно на соб рания приглашают к ,14 или 15 часам. А ведь в это время пе дагоги заняты на уроках, по этому вынуждены вести беседы с нами на ходу. Думается, это не приносит удовлетворения нй родйтелям, ни педагогам. Р. СВИРИДОВА. Т р у д о в о е в о с п и т а н и е ч т о б ы с ы н РАБОЧИМ СТАЛ... СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ: а п у т и - д о р о г и ВЫБ ИРАЯ А ч и т а т е л ь п р о д о л ж а е т РАЗГО ВОР А«СЕКРЕТЫ» Д О М АШНЕЙ ПЕДАГО- Эти ребята из Ламской средней школы Становляиского рай она проводят свои каникулы в лагере труда и отдыха. Шко ла, в которой они учатся, выступила с инициативой: помочь земледельцам вырастить богатый урожай кормовой свеклы. Руководство колхоза имени XXН партсъезда выделило уча щимся орошаемую плантацию в 14 гектаров. И школьники обязались с каждого из них собрать не менее 350 центнеров, свеклы. Слово ребят — а здесь, в лагере, всего двадцать учащихся 8—9 классов — не расходится с делом. Работают они » с удовольствием. Первую обработку плантаций планировали Завершить за 11 дней, а закончили за 10. Начали вторую — и опять трудятся по-ударному: при норме *3,5 сотки на человека в день обрабатывают вдвое больше. Но, разумеется, ламские старщеклассники умеют не толь ко отлично работать. Лагерь их не зря ведь называется—ла герем труда и отдыха. Отдыхают они тоже хорошо, весело. На все хватает времени: и вдоволь накупаться, и посидеть у костра, и почитать книгу, и подготовить к очередному выступ лению агитбригаду, которая, кстати, уже успела дать два кон церта для механизаторов колхоза. Можно не сомневаться: каникулы этого года ребятам за помнятся надолго. Они и отдохнут хорошо, и окрепнут, и попробуют себя в серьезном, ответственном, «взрослом» деле. И кто знает: не Повлияет ли нынешнее лето на выбор буду щей профессии многих из них, не поможет ли найти свое место в родном колхозе, на родной земле? На снимках: восьмиклассник Коля Архипов — звеньевой, он доволен: работают ребяТа Хорошо; вот они, хозяева лагеря труда и отдыха. Фото А. Козина. < 1 « 1 « 1111111 П 11 П 11 « 111 кППк 1 к 111 (П 1 а 111111111111 П т 111 ШН 111 ( 1111111 П т 1 С 11 Ш 11111 к 1111111 П 11 Ш 11 П 1111111 Ш| 111 И 11 | 1111 Ш 11 т 1111111 т 1111 а 1 Володя Брык нынешним летом заканчивает восемь классов первой липецкой средней школы и хоЧет подавать заявление в профессионально-техническое училище. Решил получить ра бочую профессию. Несколькими годами раньше ту же школу закончил его, старший брат. Сергей. И тоже пошел в рабо чие. Что определило их выбор профессии! Почему слово «ра бочий» братья Брык произносят гордо и с большим уваже нием! Догадки долго строить не Пришлось. Достаточно было в разговоре с младшим из братьев коснуться имени отца, как глаза его засветились благодарностью и восхищением. «Отец научил, помог, посоветовал...». Так мы узнали о боль шом авторитете отца в этой семье. Арсентий Петрович Брык трудится на Новолипецком заводе. Модельщик высокой квалификации, неоднократный победи тель социалистического соревнования, он не раз награждался почетными грамотами, а недавно, был удостоен медали «За трудовое отличие». Мы попросили Арсентия Петровича по делиться с читателями «секретами» домашнего воспитания сыновей... К АКИЕ могут быть «сек реты»? Живем, как все. Самая обычная семья. Обычно все и начиналось. Как многие молодож ены, мы очень ждали первенца. Родил ся сын, Сергей. И нам хоте лось сделать все, чтобы он был счастлив, чтобы не довелось • му испытать даж е доли тех лишений, что выпали мне еще мальчишкой, оставшемуся си ротой. Иной раз, бывало, после ра боты, занимаясь с сыном, нач ну ворошить прошлое, деда вспомню и то, как нас, внуков своих, он сызмальства в рабо ту втягивал: то грядки пошлет копать, то рубанок даст в ру ки. И все без назиданий, без окриков. Нам, ребятишкам, ве село было трудиться рядом с ним. А то припомнится эпизод на Херсонском судостроитель ном заводе, куда я пошел, за кончив училище водного тран спорта. До сих пор перед гла зами стоит пожилой, уж е убе ленный сединами, рабочий. Рубки, помню, он рулевые ма стерил, Так мастерил, что за висть брала! И работал краси во, с настроением! Буквально завораживали движения его ловких рук. Теперь понимаю: посчастливилось мне наблю дать работу настоящего масте ра. Известно: что запало в мо лодые годы в душу, то —• на всю жизнь. Поэтому до сих пор помню своего веселого, хоть и вечно в трудах, затейника- деда, его сердечную располо ж енность к детям, и того хер сонского рабочего, мастера своего дела. Стараюсь похо дить на них. Мне каж ется, оба они были счастливыми людьми. Вот и Подошли мы к главно му. Думаю, вне труда чело век не мож ет быть счастлив. Да и уважать себя он смож ет только сознавая, что делом своим хорошо владеет, видит его необходимость, умеет вы полнить его так, чтобы и себе, и людям Доставить радость. По-моему, уваж ение к себе, чузство достоинства — тож е составные человеческого счастья. Только такого счастья я всегда и хотел для своих сыновей. Пусть не посчитает кто-то преувеличением, но едва за два года перевалило нашему первенцу, как смастерил я ему игрушку-— маленький деревян ный молоточек. Гвоздиков не больших подобрал и рядом по садил. Тогда еще в своем до ме жили, забот хватало: что-то починить, подтесать... Работал я, а Сереж а рядом стучит. Так у нас с ним потихоньку дело и пошло. С возрастом Ме нялись игрушки сына: то пи столет вместе мастерим, т о самокат. Непоседой он рос, Замечал я иногда, что хоте лось все побыстрее сде лать да кое-как. Наставлять приходилось: мол, привыкай трудиться по совести, чтоб после не пришлось стыдиться своей работы. Понятно, Одними словами многОго не добьешься. Для де тей, и особенно для мальчи шек, пример взрослого важен. А на кого же равняться сыну, как не на отца? Вместе мы лю бую работу по дому справля ли: и дрова кололи, и воду но сили, и полы мыли. Мож ет быть, Мелочь, но уж е во вто ром классе мой Сергей брюки гладить матери не Позволял, сам их утюжил. Мы с женсъй не возраж али: доверие — так уж до конца, самостоятельность— так полная. Признаюсь, особенно радо вало меня, что с деревом Сер гей охотно работает, Втайне думалось: вдруг да и станет модельщиком? Какому же от цу не приятна мЫсль, что сы ну по душе его профессия? А я свою люблю. Трудная она, но Необыкновенно интересная. Модели холодильных плит для домей мы делаем, корпуса на сосов, ж елоба, модели излож ниц... И всякий раз все начи наешь заново: сложный чер теж уметь «прочесть» надо, увидеть будущую модель го товой, точно исполнить ее. Станки у нас есть — фрезер ные, токарные. Но главный все-таки «инструмент»— голова. Редкая, трудная эта профес сия —* модельщик. Много вы пускников училищ перебывало у нас на участке, да немногие задерж ались. Обо всем этом я и расска зываю сыновьям. Подрастая, они особенно стали прислуши ваться к нашим, родительским, словам. Как-то так повелось, встречаемся мы обычно за ужином, а за чаем и беседу ется легче. Честно говоря, полюбил я Зти часы. Что бы ни случилось в цехе-—радость Ли, неудача, обо всем привык огкровенно выкладывать сы новьям. Заметил, поделишься вот так, и легче становит ся, словно камень с души свалил. Да и им, надо думать, полезно все знать о жизни, к которой мы с матерью иХ го товим. После десятого класса Сер гей сказал, что пойдет в мо дельщики, Порадовался я, но й опасался: как бы не ошибся сын. В цех сводил, станки, ли тейное производство показал Смотрю, стоит мой парень на своем. Так пошел он в учили ще. Во время практики со мною рядом работал. Случа лось, помогал ему. Но и заме чал, что другие ребята нет-нет да окруж ат Сергея: хорошо у него получалось. А ушел на пенсию один из наших рабо чих, и верстак Сергею пере дал. Предлагал я: «Давай еме сте, за одним верстаком. Ин струмента на двоих хватит» «Нет, — отвечает. — Я хочу свой верстак иметь». Наблю дал я, как к инструменту сын относится: береж но, любовно. Оно и правильно, содерж и всегда инструмент в порядке — самому приятно будет ра ботать. Словом, за Сергея я спокоен. Сейчас он в армии служит. Пишет, что вернется на завод. Володя тож е не раз был в моем цехе, Да хоть и нравит ся ему тут, но, вижу, душа больше к радиотехнике тянет ся. Увлекался он авиамоделиз мом, теперь постоянно что-то разбирает, паяет в своей ком нате. Будет, видимо, посту пать в училище на отделение КИП и автоматики. Что ж, мы с женой Не против. Лишь бы любил работу, да на совесть трудился. А умелые руки вез де нужны. А. БРЫК. АШИ дети очень загружены», — се туют современные родители. Не будем верить нм на слово, попробуем сделать простые арифметические расче ты и обнаружим, что при всей занятости школьник имеет в день 4—5 свободных часов. Большинство взрослых обыч но тоже жалуются, что им «не хватает суток». И опять же не будем спешить соглашаться с ними: досуг всегда есть у каж дого человека , и вопрос лишь в том, чем он заполняется. Свободное время, как опре деляют его социологи, это та точка, в которой скрещиваются проблемы социального развития всего общества и практические каждодневные интересы семьи. Посмотрите, умеют ли ваши дети отдыхать? Интересно ли, с пользой они используют свой досуг? И какова 6 этом за слуга родителей? —Неужели детей И отдыхать еще надо учить? — предвижу вопрос иных пац и мам. Да, и отдыхать! И это едва ли не самое главное в нашей родительской заботе. Как ни странно, но мы очень мало интересуемся «неделовы ми» занятиями детей. Такова, к сожалению, традиция: нас от дыхать не учили, и мы не учим. Школа тут чаще всего цели ком полагается на семью, а семья не всегда знает, что и как Делать. Наблюдения показывают, что если досуг в семье прово дится примитивно, это сказы вается и на ребенке. Проявит ся не Сразу, быть может, че рез несколько лет, но обяза тельно проявится. ...Довольно часто я встречаю в нашем дворе Валерия С. Это внешне интересный молодой че ловек. Природа наградила его хорошей осанкой и незауряд ным лицом с живыми глазами. Но все чаще вижу парня не опрятным, опустившимся, не редко — «навеселе». Насколько это возможно по-соседски, я знаю, как он рос, жил, учил ся. Способности Валерия Приз навали все учителя. Однако он без сожаления растрачивал их на сомнительные увеселения в компаний подростков, свобод ное время которых так же, как и время Валерия, ие контроли ровалось. Дом, где рос маль чик, — полная чаша. Родители ни в чем не отказывали сыну. Без особого энтузиазма, но все же мама нередко посеща ла школу. Нежелание Валерия учиться огорчало ее, йо силь нее тревожило поведение. С седьмого класса — драка в общественном месте, выпивки, приводы в милицию. Ей думалось: закончит сын десятилетку, будет учиться или работать — все образуется. Но вот и школа окончена. Вале рия зачислили в училище. А прежние замашки не изжиты. Не стали реже туманиться пьяной бессмыслицей глаза пар. ня. Когда же и почему пришло такое несчастье в семью? ...В нетерпении Валерий про сиживал школьные часы. Пос ледний звонок — бегом доМой. Дома портфель в угол —- и за велосипед. Катался до позДне- го часа. Дома нет радости: мать читает нотации за неьы-. ученные уроки в перерыве меж ду отповедью за такое же Позд нее появление отца. Были ли совместные дела у мужчин этой семьи? Нет, ника, ких. Приходили ли товарищи в начале учебного года в зна комом мне первом классе сек цию гимнастики посещали не сколько девочек. О занятиях восторженно рассказывали учи телю, ребятам. А к третьей чет верти умолкли: оказалось, чтЪ родителям надоело возить их на занятия. А жаль! Даже не сколько месяцев заня тий гимнастикой не прошли ДЛ'я девочек бесследно: прямее. МЫ И ДЕТИ В ЧАСЫ ДОСУГА сына в дом? Иногда' бывали, нО ЛучШе бы не было эти х По сещений: страдали ковры, ро дителя опасались за полировку мебели, за хрусталь. Мама с папой на собственной машине посещали базар, «барахолку». Брали иногда и сына, чтоб примерить, что над© для него купить, но ни разу они не пригласили друзей Валерия в поездку за город: чего, мол, ра ди, пусть о них родители пе кутся. Были ли увлечения у сына, мама не припомнит. Впрочем, когда-то занимался выпилива нием, но это мешало занятиям — и потом — столько мусора! — и мама вскоре выкинула все эти лобзики и фанерки. Родители не знают, где мог сын пристраститься к выпивке. Дома его этому «не учили». Вместе с тем отец выпивает частенько: за обедом, после очередной получки. Но в семье считалось, что отец не пьет, или выпивает «как все». Этот разговор не происходил точно в таком виде, как пере дан здесь. Он собран по кру пицам, по разговорам в учи тельской, по некоторым мыс лям, высказанным мамой, по немногим словам самого Вале рия. Думаю, что такой разго вор не будет откровением й в некоторых других семьях. Как-то в первом классе од ной из школ города была про ведена беседа с малышами*. «Мой выходной день». Из 38 ребят, к сожалению, почти ни кто не назвал общего любимого дела взрослых и детей. Обыч ным же своим досугом школь ники считают просмотр Телепе редач и игры на улице. Каждую четверть Классные руководители й учителя на чальных классов отчитываются, сколько Детей занято в круж ках технического творчества, музыкальных школах, спортив ных секциях. К сожалению, эти цифры не всегда составля ют в сумме количество уча щихся в классе. Наиболее ста бильно дети посещают музы кальную школу, с перерывами — кружки, сведения о посеще нии спортивных секций Неред ко формальны и неточны. Так, других они сидят за партой, у них . грациознее походка, оста лась привычка делать по ут рам зарядку. Девочки поЧувст- вбвалй вкус к разумному спор тивному досугу, зачем же ли шать их этого удовольствий? В беседе с отцом одного вто роклассника — а разговор шел о том, как Трудно порой за ставить мальчика тщательно го. товить уроки, быть усидчивым — папа посетовал На то, Что ребенок ничем нё увлекается. Его даже не интересует радио техника. «Не знаю, что из не го получится» — -сказал Папа. Я посоветовала ему не спешить с выводами, особенно в присутствии сына* а попробо вать Проанализировать, не просмотрел ли он момент про явления интереса ребенка. ...Однажды, заглянув к сво ей знакомой, я застала такую картину. За столом, застелен ным рабочей клеенкой, сидели трое «мужчин»: папа й двое сыновей, шести и двух лет. Они сосредоточенно трудились. В руках у отца был паяльник, у старшего сына кусачки, а у малыша плоскогубцы. Трудно судить 0 продуктивности такой работы, но вйдйо было, что всем она доставляет Истинное удовольствие. Когда я спро сила приятельницу, не жалко ли ей сТола и порядка в КоМт нате, она ответила: «Что тЫ? Они сами за собой все потом уберут». Уборка квартиры, кухня, множество других домашних дел съедают львиную долю сво бодного времени у мам, если им не помогают другие члены семьи. Но там, где Порядок, блеск посуды, ковров возводит ся в культ, все меньше остает ся места для подрастающего ребенка, все менее желатель ными становятся посещения его друзей, все чаще он оказыва ется на улице. А в эток-то н таится опасность: там мы, ро дители, уже не Можем просле дить его свйзй, Занятия, пове дение. У наших детей около двух тысяч свободных часов в год, а подсчитайте, какая их часть тратится на помощь семье. К сожалению, с юных лет совре менные дети привыкают к удов летворению своих все расту щих запросов за счет родите лей, да и, достигнув совершен нолетия, не забывают этой удобной привычки. Дорогие дЖйнсы, сапоги, мотоцикл — потребности обширны. И роди тели покупают, не хочется, что бы сын или дочь были одеты хуже сверстников... А если не спешить удовлет ворять эти запросы, дать воз можность заработать деньги самим детям? Ведь 14—16 лет — это не старческое бессилие, эго юность, здоровье, сила. Предложите им помочь пенсио- нерке-бабушке или родственни це, работающей по совмести тельству дворником или поч тальоном по разноске теле грамм. Немаловажная роль в ис пользовании свободного време ни для нравственного совершен ствования ребенка отводится чтению 'книг. Во многих семь ях есть хорошие библиотеки. С каждым годом растут в нашей стране тиражи книг, но вме сте с тем как-то совсем неза метно книга стала в некоторых квартирах почти декоративной вещью, деталью интерьера. Взрослые порою красиво, по цвету корешков, устанавлива ют тома, даже не раскрыв их после магазина. Однажды я спросила у одной мамы, Для кого она так заботливо соби рает книги. «Для сына!» — Последовал ответ. Меж тем мальчику уже тринадцать лет, но к книгам доступ ему не разрешен. К счастью, такое наблюдает ся не во всех семьях. В семье Ш. любят читать. С раннего возраста детям прививается бе режное отношение к книгам. Сначала к своим — детским, а затем я к взрослым. В их биб лиотеке и художественная ли тература, и интересные издания об искусстве. Друзья детей частые гости в этой семье. Им разре шается не только снять с пол ки заинтересовавшую книгу, но и прочитать ее, высказать свое мнение, поспорить. Нередки ве чера чай, музыки. Об одном таком вечере я услышала от Восьмиклассников. К нему ни кто Не готовился, просто ребята как-то зашли вместе к Ш, сели рассматривать Книги. Случайно спор разгорелся о музыке Ба ха и современной. Он привлек родителей. В доказательство своих утверждений садилйсь за пианино, слушали грамзаписи, спорйлй, читали. Просидели до позднего вечера. Можно уЖе сейчас полагать, что детй в этой семье, став В зр осл ее, никогда не скажут, Что им скучно, потому что не чем себя занять. Они вырастут людьми интересными для дру гих, полезными обществу, имеющими ясную цель в жиз ни. О. КОРШЕМЮК, учитель. Страница подготовлена внештатным ШКОЛ «Ленинского знаме нй». отделом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz