Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

16 июня 1981 г-, № 139 (16036) Л Е НИНСКОЕ ЗНАМЯ ПОМОЧЬ ВЫБРАТЬ П Р О Ф Е С С ИЮ «Любое улучшение условий жизни может быть добыто только напряженным трудом самих советских людей»,—ска­ зал в речи на заключительном заседании XXVI съезда КПСС Л. И. Брежнев. Этот призыв трудиться лучше, на совесть, глубоко восприняли все комму* нисты, все трудящиеся. Новы, ми, замечательными делами от* вечает на него наше промыш­ ленное Левобережье. Но нам бы хотелось, чтобы вот так же лично воспринимала эти сЛова партии и наша юная смена, тё тысячи юношей и девушек, что сидят пока за школьными пар­ тами. Как до сознаний каждо­ го из них довести эту мысль о социальной значимости личного трудового вклада? И не просто довести, а сделать так, чтобы стала она жизненным Прави­ л ом , убеждением, чтобы каж­ дый выпускник, в кратчайший срок обучившись той или иной специальности, стал бы полез­ ным для советского общества человеком. Трудовое воспитание молоде­ жи — Один из Важных участ­ ков в работе партийной орга­ низации района. Большая роль в нем отведена ( системе про­ фессионально-технического об­ разования. Только в стенах училища, под мудрым настав­ ничеством зрелого, опытного мастера может быть воспитан сегодня настоящий рабочий, отлично владеющий професси­ ей, имеющий четкие и прочные нравственные ориентиры. Училища района — объект постоянного внимания партий­ ных и советских органов. Ус­ пех их работы зависит глав­ ным образом оТ того, насколь­ ко крепки связи ГПТУ с про­ изводством. ' И педагоги учи­ лищ стараются крепить эти связи: проводят встречи с ве­ теранами труда, наставниками, спортивные и культурные ме­ роприятия, группы и бригады шефов заключают договоры о соревновании. Планируем обсу­ дить и работу партийных ор­ ганизаций НЛМЗ и ТУ-27 по выполнению единого комплекс­ ного плана трудового воспи­ тания учащихся и другие про­ блемы. Очень результативны и по­ лезны встречи руководителей базовых предприятий с руко­ водством и преподавателями профтехучилищ, которые про­ водит райком партии. На Та­ ких встречах обсуждаются во­ просы улучшения учебно-мате­ риальной базы, воспитательной работы, развития технического творчества. Такие встречи про­ шли в ГПТУ-13 с директором тракторного завода Н. Г. З а ­ горским, в Седьмом и восьмом училищах — с руководителями строительных и монтажных трестов, в десятом ТУ—с пред­ ставителями администрации Новолипецкого металлургиче­ ского завода. Появились и новые интерес­ ные формы этого сотрудниче­ ства. Так, все вопросы совер­ шенствования методики обуче­ ния учащихся в ГПТУ-10 и ТУ-27 рассматриваются учебно­ методическим Советом, в кото­ рый входят и представители НЛМЗ. Составлен совместный пятилетний план работы учи­ лищ и завода по подготовке молодой смены рабочего класса. У училищ должна быть креп­ кая материальная база, хоро­ шо оборудованные лаборато­ рии, мастерские, кабинеты, на­ конец, они должны выглядеть привлекательно! Эти Вопросы заботят нас еще и потому, что они в Высшей степени важны для профориентаций школьни­ ков. Нам наДо добиться, чтобы как можно раньше начиналось глубокое знакомство школьни­ ков с жизнью училищ. Как известно, в Левобереж­ ном районе пока что не создан учебно-производственный ком­ бинат, и мы вынуждены искать другие формы трудового вос­ питания и профориентации Ш КО ЛЬН И КОВ. Ежегодно около 400 старше­ классников Левобережья ос­ ваивают рабочие профессий в построенном на заводе учеб­ ном цехе, который недавно по­ полнился еще двумя классами, новым оборудованием для ка­ бинета электротехники. Во Всех цехах Новолипецкого завода созданы бюро по про­ фессиональным консультациям. Они подчиняются общезавод­ скому совету по профессиональ­ ной ориентации. Эту работу в каждой общеобразовательной школе контролируют четыре мастера ИЗ учебного цеха заво­ да. В отделе технического обу­ чения создан методический кабинет по профориентации, оборудованный стендами, схе­ мами и йагляДйо-информацион- ным материалом, имеются кино, установка и фильмы о заводе. Руководители производства, его передовики, представители общественных организаций не­ редко бывают в школах, рас­ сказывают о перспективах раз­ вития завода, новейших цехах, оснащенных уникальным обору­ дованием, о том, сколько ра­ бочих й каких специальностей нужно сегодня, потребуется че­ рез год-два. К этой работе подключены базовые Техниче­ ские училища. Делается в районе как-будто немало. И Все-таки не удовлет­ воряют нас результаты, кото­ рые дает осуществление всего комплекса мер. Особенно яейо мы это осознали, когда позна­ комились с итогами анкетного опроса, проведенного в январе райкомом комсомола. Следом за этим в феврале в райкоме партии состоялся откровенный разговор с комсоргами вось­ мых-десятых классов. Вывод, напрашивался один — необходима стройная систе­ ма трудового воспитания. Пер­ вым делом надо бы в школах пересмотреть отношение к уро­ кам труда, и з‘ второстепенных они должны перейти в разряд основных, нести в себе большой силы воспитательный заряд. Очень полезной может быть и ранняя дружба школ н техНИ ческих училищ. Причем здесь важна совместная жизнь, вклю­ чающая спортивные соревнова­ ния и производственные кон­ курсы, участие в самодеятель­ ности. Именно так дружат ГПТУ ФА 13 и школы тракторо­ заводского поселка. Их опыт нам необходимо развивать И совершенствовать. Хороший эффект в воспита­ нии трудовых навыков дают ребятам занятия в технических клубах и кружках технического творчества. Первый такой клуб на базе школы № 38 и райко­ ма ДОСААФ мы создали. Пла­ нируем открыть еще два. Ра­ боты предстоит много: будем совершенствовать достигнутое, искать новые эффективные средства воспитания, чтобы с раннего детства наши ребята, как говорится, своими руками коснулись, ощутили многие спе­ циальности и к выпуску йз школы не опасались ни стан ка, ни стройплощадки, безошй бочно выбрали каждый свою профессию. В. ГОЛОЩАПОВ, первый секретарь Левобережного райкома КПСС г. Липецка. ДРУЖИМ С ТЕАТРОМ Мы давно ждали этой встре­ чи, и вот она состоялась. В гости к моим семиклассникам пришли артисты облдрамтеатра А. Магдалинин и Э. Муниров. Они исполнили литературно- музыкальную композицию- «Строки любви». А потом по­ шел доверительный разговоров искусстве театра, о мастерстве актера. В классе были не толь­ ко мои ученики, но И их роди­ тели. После задушевной бесе­ ды ребята отбросили смущение и тоже начали читать стихи. И и родительница И. В. Кук­ лина прочитала стихи соб­ ственного сочинения. На дру­ гой день я получила несколько писем-сочинений От учащихся и взволнованное письмо от роди­ тельницы Э. Г. Крюковой. Она благодарит актеров за встречу ■ и надеется, что семейные вече­ ра в нашем классе станут тра­ диционными. В нашей школе систематиче­ ской работой по Театру зани­ маются учитель рисования Н. А. Бойкова и учитель литературы В. М. Блаунштейн, Они —■ участники всёх семинаров, ор­ ганизованных театром. Блаун Штейн со старшими классами побывал на премьере «Возвра­ щение на круги своя» И. Дру* цэ, потом эти ребята написали отзывы о спектакле. Сейчас на­ чались репетиций в драмкруж ке старшеклассников, руково димом Владимиром МойССеви чём. Ребята читают детские пьесы, которые берут в театре, с Работники театра — наши добрые помощники. Они прини­ мали участие в репетициях пушкинского вечера, в празднй- ке, посвященном Междуиарод ному Дню театра. Е. ПОЗНАНСКАЯ, учитель средней Школы № 5 Липецка. Нам пишут СНОВА О РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ Ува ж аемая редакция! Прочитала в газете статью «Приглашаем на родительское собрание» и захотелось поде­ литься своими личными впечат лениями. Мой сын учится в 4 одной из школ Липецка. 4 апреля меня пригласили на родительское собрание. Снача­ ла оно было общешкольным, ч на Нём от всего педагогиче ского коллектива присутство­ вал лишь директор школы. За полчаса охарактеризовав успе ваемость но всей школе и рас­ сказав о результатах сбора ма­ кулатуры, он пригласил роди телей летом принять участие в ремонте школы. Затем было сказано, что нас ж дут классные руководи тели. Однако пап и мам, чьи дети учатся в 4 «В» классе, никто не ждал, тщетно искали мы классного руководителя, его не было. В учительской мы нашли математика. Побеседо­ вав, двинулись на поиски пре­ подавателя русского языка Педагог в это время находи­ лась на уроке. Мы попроси­ ли ее уделить нам Немного времени. Беседа проходила в коридоре. К концу ее пришла наш классный руководитель. Тут ж§, в коридоре, буквально на хб ду, сообщила, с к о л ь к о уроков пропустил каждый ученик, как Всегда разделила детей на «плохих» и «хороших» и... по­ просила приходить родителей почаще. Позж е, побеседовав с сыном, я узнала, чтб классные часы в 4 «В» проходят по понедельни­ кам в спортивном зале. На уроках физкультуры (классный руководитель ведет этот пред­ мет) мимоходом разрешаются многие ребячьи проблемы. И еыце. Нас обычно на соб­ рания приглашают к ,14 или 15 часам. А ведь в это время пе­ дагоги заняты на уроках, по­ этому вынуждены вести беседы с нами на ходу. Думается, это не приносит удовлетворения нй родйтелям, ни педагогам. Р. СВИРИДОВА. Т р у д о в о е в о с п и т а н и е ч т о б ы с ы н РАБОЧИМ СТАЛ... СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ: а п у т и - д о р о г и ВЫБ ИРАЯ А ч и т а т е л ь п р о ­ д о л ж а е т РАЗГО­ ВОР А«СЕКРЕТЫ» Д О ­ М АШНЕЙ ПЕДАГО- Эти ребята из Ламской средней школы Становляиского рай­ она проводят свои каникулы в лагере труда и отдыха. Шко­ ла, в которой они учатся, выступила с инициативой: помочь земледельцам вырастить богатый урожай кормовой свеклы. Руководство колхоза имени XXН партсъезда выделило уча­ щимся орошаемую плантацию в 14 гектаров. И школьники обязались с каждого из них собрать не менее 350 центнеров, свеклы. Слово ребят — а здесь, в лагере, всего двадцать учащихся 8—9 классов — не расходится с делом. Работают они » с удовольствием. Первую обработку плантаций планировали Завершить за 11 дней, а закончили за 10. Начали вторую — и опять трудятся по-ударному: при норме *3,5 сотки на человека в день обрабатывают вдвое больше. Но, разумеется, ламские старщеклассники умеют не толь­ ко отлично работать. Лагерь их не зря ведь называется—ла­ герем труда и отдыха. Отдыхают они тоже хорошо, весело. На все хватает времени: и вдоволь накупаться, и посидеть у костра, и почитать книгу, и подготовить к очередному выступ­ лению агитбригаду, которая, кстати, уже успела дать два кон­ церта для механизаторов колхоза. Можно не сомневаться: каникулы этого года ребятам за­ помнятся надолго. Они и отдохнут хорошо, и окрепнут, и попробуют себя в серьезном, ответственном, «взрослом» деле. И кто знает: не Повлияет ли нынешнее лето на выбор буду­ щей профессии многих из них, не поможет ли найти свое место в родном колхозе, на родной земле? На снимках: восьмиклассник Коля Архипов — звеньевой, он доволен: работают ребяТа Хорошо; вот они, хозяева лагеря труда и отдыха. Фото А. Козина. < 1 « 1 « 1111111 П 11 П 11 « 111 кППк 1 к 111 (П 1 а 111111111111 П т 111 ШН 111 ( 1111111 П т 1 С 11 Ш 11111 к 1111111 П 11 Ш 11 П 1111111 Ш| 111 И 11 | 1111 Ш 11 т 1111111 т 1111 а 1 Володя Брык нынешним летом заканчивает восемь классов первой липецкой средней школы и хоЧет подавать заявление в профессионально-техническое училище. Решил получить ра­ бочую профессию. Несколькими годами раньше ту же школу закончил его, старший брат. Сергей. И тоже пошел в рабо­ чие. Что определило их выбор профессии! Почему слово «ра­ бочий» братья Брык произносят гордо и с большим уваже­ нием! Догадки долго строить не Пришлось. Достаточно было в разговоре с младшим из братьев коснуться имени отца, как глаза его засветились благодарностью и восхищением. «Отец научил, помог, посоветовал...». Так мы узнали о боль­ шом авторитете отца в этой семье. Арсентий Петрович Брык трудится на Новолипецком заводе. Модельщик высокой квалификации, неоднократный победи­ тель социалистического соревнования, он не раз награждался почетными грамотами, а недавно, был удостоен медали «За трудовое отличие». Мы попросили Арсентия Петровича по­ делиться с читателями «секретами» домашнего воспитания сыновей... К АКИЕ могут быть «сек­ реты»? Живем, как все. Самая обычная семья. Обычно все и начиналось. Как многие молодож ены, мы очень ждали первенца. Родил­ ся сын, Сергей. И нам хоте­ лось сделать все, чтобы он был счастлив, чтобы не довелось • му испытать даж е доли тех лишений, что выпали мне еще мальчишкой, оставшемуся си­ ротой. Иной раз, бывало, после ра­ боты, занимаясь с сыном, нач­ ну ворошить прошлое, деда вспомню и то, как нас, внуков своих, он сызмальства в рабо­ ту втягивал: то грядки пошлет копать, то рубанок даст в ру­ ки. И все без назиданий, без окриков. Нам, ребятишкам, ве­ село было трудиться рядом с ним. А то припомнится эпизод на Херсонском судостроитель­ ном заводе, куда я пошел, за­ кончив училище водного тран­ спорта. До сих пор перед гла­ зами стоит пожилой, уж е убе­ ленный сединами, рабочий. Рубки, помню, он рулевые ма­ стерил, Так мастерил, что за­ висть брала! И работал краси­ во, с настроением! Буквально завораживали движения его ловких рук. Теперь понимаю: посчастливилось мне наблю­ дать работу настоящего масте­ ра. Известно: что запало в мо­ лодые годы в душу, то —• на всю жизнь. Поэтому до сих пор помню своего веселого, хоть и вечно в трудах, затейника- деда, его сердечную располо­ ж енность к детям, и того хер­ сонского рабочего, мастера своего дела. Стараюсь похо­ дить на них. Мне каж ется, оба они были счастливыми людьми. Вот и Подошли мы к главно­ му. Думаю, вне труда чело­ век не мож ет быть счастлив. Да и уважать себя он смож ет только сознавая, что делом своим хорошо владеет, видит его необходимость, умеет вы­ полнить его так, чтобы и себе, и людям Доставить радость. По-моему, уваж ение к себе, чузство достоинства — тож е составные человеческого счастья. Только такого счастья я всегда и хотел для своих сыновей. Пусть не посчитает кто-то преувеличением, но едва за два года перевалило нашему первенцу, как смастерил я ему игрушку-— маленький деревян­ ный молоточек. Гвоздиков не­ больших подобрал и рядом по­ садил. Тогда еще в своем до­ ме жили, забот хватало: что-то починить, подтесать... Работал я, а Сереж а рядом стучит. Так у нас с ним потихоньку дело и пошло. С возрастом Ме­ нялись игрушки сына: то пи­ столет вместе мастерим, т о самокат. Непоседой он рос, Замечал я иногда, что хоте­ лось все побыстрее сде­ лать да кое-как. Наставлять приходилось: мол, привыкай трудиться по совести, чтоб после не пришлось стыдиться своей работы. Понятно, Одними словами многОго не добьешься. Для де­ тей, и особенно для мальчи­ шек, пример взрослого важен. А на кого же равняться сыну, как не на отца? Вместе мы лю­ бую работу по дому справля­ ли: и дрова кололи, и воду но­ сили, и полы мыли. Мож ет быть, Мелочь, но уж е во вто­ ром классе мой Сергей брюки гладить матери не Позволял, сам их утюжил. Мы с женсъй не возраж али: доверие — так уж до конца, самостоятельность— так полная. Признаюсь, особенно радо­ вало меня, что с деревом Сер­ гей охотно работает, Втайне думалось: вдруг да и станет модельщиком? Какому же от­ цу не приятна мЫсль, что сы­ ну по душе его профессия? А я свою люблю. Трудная она, но Необыкновенно интересная. Модели холодильных плит для домей мы делаем, корпуса на­ сосов, ж елоба, модели излож ­ ниц... И всякий раз все начи­ наешь заново: сложный чер­ теж уметь «прочесть» надо, увидеть будущую модель го­ товой, точно исполнить ее. Станки у нас есть — фрезер­ ные, токарные. Но главный все-таки «инструмент»— голова. Редкая, трудная эта профес­ сия —* модельщик. Много вы­ пускников училищ перебывало у нас на участке, да немногие задерж ались. Обо всем этом я и расска­ зываю сыновьям. Подрастая, они особенно стали прислуши­ ваться к нашим, родительским, словам. Как-то так повелось, встречаемся мы обычно за ужином, а за чаем и беседу­ ется легче. Честно говоря, полюбил я Зти часы. Что бы ни случилось в цехе-—радость Ли, неудача, обо всем привык огкровенно выкладывать сы новьям. Заметил, поделишься вот так, и легче становит­ ся, словно камень с души свалил. Да и им, надо думать, полезно все знать о жизни, к которой мы с матерью иХ го товим. После десятого класса Сер гей сказал, что пойдет в мо­ дельщики, Порадовался я, но й опасался: как бы не ошибся сын. В цех сводил, станки, ли­ тейное производство показал Смотрю, стоит мой парень на своем. Так пошел он в учили ще. Во время практики со мною рядом работал. Случа лось, помогал ему. Но и заме­ чал, что другие ребята нет-нет да окруж ат Сергея: хорошо у него получалось. А ушел на пенсию один из наших рабо­ чих, и верстак Сергею пере­ дал. Предлагал я: «Давай еме сте, за одним верстаком. Ин­ струмента на двоих хватит» «Нет, — отвечает. — Я хочу свой верстак иметь». Наблю дал я, как к инструменту сын относится: береж но, любовно. Оно и правильно, содерж и всегда инструмент в порядке — самому приятно будет ра­ ботать. Словом, за Сергея я спокоен. Сейчас он в армии служит. Пишет, что вернется на завод. Володя тож е не раз был в моем цехе, Да хоть и нравит­ ся ему тут, но, вижу, душа больше к радиотехнике тянет­ ся. Увлекался он авиамоделиз­ мом, теперь постоянно что-то разбирает, паяет в своей ком­ нате. Будет, видимо, посту­ пать в училище на отделение КИП и автоматики. Что ж, мы с женой Не против. Лишь бы любил работу, да на совесть трудился. А умелые руки вез де нужны. А. БРЫК. АШИ дети очень загружены», — се­ туют современные родители. Не будем верить нм на слово, попробуем сделать простые арифметические расче­ ты и обнаружим, что при всей занятости школьник имеет в день 4—5 свободных часов. Большинство взрослых обыч­ но тоже жалуются, что им «не хватает суток». И опять же не будем спешить соглашаться с ними: досуг всегда есть у каж­ дого человека , и вопрос лишь в том, чем он заполняется. Свободное время, как опре­ деляют его социологи, это та точка, в которой скрещиваются проблемы социального развития всего общества и практические каждодневные интересы семьи. Посмотрите, умеют ли ваши дети отдыхать? Интересно ли, с пользой они используют свой досуг? И какова 6 этом за­ слуга родителей? —Неужели детей И отдыхать еще надо учить? — предвижу вопрос иных пац и мам. Да, и отдыхать! И это едва ли не самое главное в нашей родительской заботе. Как ни странно, но мы очень мало интересуемся «неделовы­ ми» занятиями детей. Такова, к сожалению, традиция: нас от­ дыхать не учили, и мы не учим. Школа тут чаще всего цели­ ком полагается на семью, а семья не всегда знает, что и как Делать. Наблюдения показывают, что если досуг в семье прово­ дится примитивно, это сказы­ вается и на ребенке. Проявит­ ся не Сразу, быть может, че­ рез несколько лет, но обяза­ тельно проявится. ...Довольно часто я встречаю в нашем дворе Валерия С. Это внешне интересный молодой че­ ловек. Природа наградила его хорошей осанкой и незауряд­ ным лицом с живыми глазами. Но все чаще вижу парня не­ опрятным, опустившимся, не­ редко — «навеселе». Насколько это возможно по-соседски, я знаю, как он рос, жил, учил­ ся. Способности Валерия Приз­ навали все учителя. Однако он без сожаления растрачивал их на сомнительные увеселения в компаний подростков, свобод­ ное время которых так же, как и время Валерия, ие контроли­ ровалось. Дом, где рос маль­ чик, — полная чаша. Родители ни в чем не отказывали сыну. Без особого энтузиазма, но все же мама нередко посеща­ ла школу. Нежелание Валерия учиться огорчало ее, йо силь­ нее тревожило поведение. С седьмого класса — драка в общественном месте, выпивки, приводы в милицию. Ей думалось: закончит сын десятилетку, будет учиться или работать — все образуется. Но вот и школа окончена. Вале­ рия зачислили в училище. А прежние замашки не изжиты. Не стали реже туманиться пьяной бессмыслицей глаза пар. ня. Когда же и почему пришло такое несчастье в семью? ...В нетерпении Валерий про­ сиживал школьные часы. Пос­ ледний звонок — бегом доМой. Дома портфель в угол —- и за велосипед. Катался до позДне- го часа. Дома нет радости: мать читает нотации за неьы-. ученные уроки в перерыве меж­ ду отповедью за такое же Позд­ нее появление отца. Были ли совместные дела у мужчин этой семьи? Нет, ника, ких. Приходили ли товарищи в начале учебного года в зна­ комом мне первом классе сек­ цию гимнастики посещали не­ сколько девочек. О занятиях восторженно рассказывали учи­ телю, ребятам. А к третьей чет­ верти умолкли: оказалось, чтЪ родителям надоело возить их на занятия. А жаль! Даже не­ сколько месяцев заня­ тий гимнастикой не прошли ДЛ'я девочек бесследно: прямее. МЫ И ДЕТИ В ЧАСЫ ДОСУГА сына в дом? Иногда' бывали, нО ЛучШе бы не было эти х По­ сещений: страдали ковры, ро­ дителя опасались за полировку мебели, за хрусталь. Мама с папой на собственной машине посещали базар, «барахолку». Брали иногда и сына, чтоб примерить, что над© для него купить, но ни разу они не пригласили друзей Валерия в поездку за город: чего, мол, ра­ ди, пусть о них родители пе­ кутся. Были ли увлечения у сына, мама не припомнит. Впрочем, когда-то занимался выпилива­ нием, но это мешало занятиям — и потом — столько мусора! — и мама вскоре выкинула все эти лобзики и фанерки. Родители не знают, где мог сын пристраститься к выпивке. Дома его этому «не учили». Вместе с тем отец выпивает частенько: за обедом, после очередной получки. Но в семье считалось, что отец не пьет, или выпивает «как все». Этот разговор не происходил точно в таком виде, как пере­ дан здесь. Он собран по кру­ пицам, по разговорам в учи­ тельской, по некоторым мыс­ лям, высказанным мамой, по немногим словам самого Вале­ рия. Думаю, что такой разго­ вор не будет откровением й в некоторых других семьях. Как-то в первом классе од ­ ной из школ города была про­ ведена беседа с малышами*. «Мой выходной день». Из 38 ребят, к сожалению, почти ни­ кто не назвал общего любимого дела взрослых и детей. Обыч­ ным же своим досугом школь­ ники считают просмотр Телепе­ редач и игры на улице. Каждую четверть Классные руководители й учителя на­ чальных классов отчитываются, сколько Детей занято в круж­ ках технического творчества, музыкальных школах, спортив­ ных секциях. К сожалению, эти цифры не всегда составля­ ют в сумме количество уча­ щихся в классе. Наиболее ста­ бильно дети посещают музы­ кальную школу, с перерывами — кружки, сведения о посеще­ нии спортивных секций Неред­ ко формальны и неточны. Так, других они сидят за партой, у них . грациознее походка, оста­ лась привычка делать по ут­ рам зарядку. Девочки поЧувст- вбвалй вкус к разумному спор­ тивному досугу, зачем же ли­ шать их этого удовольствий? В беседе с отцом одного вто­ роклассника — а разговор шел о том, как Трудно порой за­ ставить мальчика тщательно го. товить уроки, быть усидчивым — папа посетовал На то, Что ребенок ничем нё увлекается. Его даже не интересует радио­ техника. «Не знаю, что из не­ го получится» — -сказал Папа. Я посоветовала ему не спешить с выводами, особенно в присутствии сына* а попробо­ вать Проанализировать, не просмотрел ли он момент про­ явления интереса ребенка. ...Однажды, заглянув к сво­ ей знакомой, я застала такую картину. За столом, застелен­ ным рабочей клеенкой, сидели трое «мужчин»: папа й двое сыновей, шести и двух лет. Они сосредоточенно трудились. В руках у отца был паяльник, у старшего сына кусачки, а у малыша плоскогубцы. Трудно судить 0 продуктивности такой работы, но вйдйо было, что всем она доставляет Истинное удовольствие. Когда я спро­ сила приятельницу, не жалко ли ей сТола и порядка в КоМт нате, она ответила: «Что тЫ? Они сами за собой все потом уберут». Уборка квартиры, кухня, множество других домашних дел съедают львиную долю сво­ бодного времени у мам, если им не помогают другие члены семьи. Но там, где Порядок, блеск посуды, ковров возводит­ ся в культ, все меньше остает­ ся места для подрастающего ребенка, все менее желатель­ ными становятся посещения его друзей, все чаще он оказыва­ ется на улице. А в эток-то н таится опасность: там мы, ро­ дители, уже не Можем просле­ дить его свйзй, Занятия, пове­ дение. У наших детей около двух тысяч свободных часов в год, а подсчитайте, какая их часть тратится на помощь семье. К сожалению, с юных лет совре­ менные дети привыкают к удов­ летворению своих все расту­ щих запросов за счет родите­ лей, да и, достигнув совершен­ нолетия, не забывают этой удобной привычки. Дорогие дЖйнсы, сапоги, мотоцикл — потребности обширны. И роди­ тели покупают, не хочется, что­ бы сын или дочь были одеты хуже сверстников... А если не спешить удовлет­ ворять эти запросы, дать воз­ можность заработать деньги самим детям? Ведь 14—16 лет — это не старческое бессилие, эго юность, здоровье, сила. Предложите им помочь пенсио- нерке-бабушке или родственни­ це, работающей по совмести­ тельству дворником или поч­ тальоном по разноске теле­ грамм. Немаловажная роль в ис­ пользовании свободного време­ ни для нравственного совершен­ ствования ребенка отводится чтению 'книг. Во многих семь­ ях есть хорошие библиотеки. С каждым годом растут в нашей стране тиражи книг, но вме­ сте с тем как-то совсем неза­ метно книга стала в некоторых квартирах почти декоративной вещью, деталью интерьера. Взрослые порою красиво, по цвету корешков, устанавлива­ ют тома, даже не раскрыв их после магазина. Однажды я спросила у одной мамы, Для кого она так заботливо соби­ рает книги. «Для сына!» — Последовал ответ. Меж тем мальчику уже тринадцать лет, но к книгам доступ ему не разрешен. К счастью, такое наблюдает­ ся не во всех семьях. В семье Ш. любят читать. С раннего возраста детям прививается бе­ режное отношение к книгам. Сначала к своим — детским, а затем я к взрослым. В их биб­ лиотеке и художественная ли­ тература, и интересные издания об искусстве. Друзья детей частые гости в этой семье. Им разре­ шается не только снять с пол­ ки заинтересовавшую книгу, но и прочитать ее, высказать свое мнение, поспорить. Нередки ве­ чера чай, музыки. Об одном таком вечере я услышала от Восьмиклассников. К нему ни­ кто Не готовился, просто ребята как-то зашли вместе к Ш, сели рассматривать Книги. Случайно спор разгорелся о музыке Ба­ ха и современной. Он привлек родителей. В доказательство своих утверждений садилйсь за пианино, слушали грамзаписи, спорйлй, читали. Просидели до позднего вечера. Можно уЖе сейчас полагать, что детй в этой семье, став В зр осл ее, никогда не скажут, Что им скучно, потому что не­ чем себя занять. Они вырастут людьми интересными для дру­ гих, полезными обществу, имеющими ясную цель в жиз­ ни. О. КОРШЕМЮК, учитель. Страница подготовлена внештатным ШКОЛ «Ленинского знаме нй». отделом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz