Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)

ЗЕЛЕН ЫЙ н а р я д В корреспонденции «Не заглядывая в завтра», опубликован, ной в нашей газете 1 ноября прошлого года, и некоторых других материалах, поднимались вопросы озеленения обла­ стного центра, и, в частности, говорилось о нуждах питомни­ ка участка «Зеленстроя» городского управления коммуналь­ ного хозяйства и пассажирского транспорта. Начальник уп­ равления А. И. Гайдаш рассказывает о том, что сделано в десятой пятилетке и что намечается для улучшения и рас­ ширения зеленого наряда областного центра в нынешнем пятилетии. З ЕЛЕНОЕ строитель­ ство в Липецке осуще­ ствляется ' до пер­ спективному плану, разрабо­ танному Московским институ­ том «Гиирокоммужтрой» и утвержденному .решением гор­ исполкома. За Десятую пяти­ летку в городе высажено 300 тысяч деревьев. '600 тысяч ку­ старников, разбило 1760 тысяч квадратных, метров газонов и цветников. Значительно повы­ сился агроте*шщский уровень содержания, зеленых насажде­ ний. . 1л, „ Произведена у ^конструкция старой территории Центрально­ го парка культуры и отдыха, (она очищена от-сухостоя, по­ рубочных остатков, осушены заболоченные участки, восста­ новлены газоны)', продолжа­ ются работы по освоению но­ вого участка. Площадь зеленых насаждений парка увеличена на 70 гектаров и составляет теперь 110 гектаров. В юго-западной части горо­ д а силами обществеиности и комбинатом благоустройства. Советского района заложен парк имени 30-летия Победы, Его площадь 50 гектаров.' Ра­ боты по его благоустройству продолжаются, В Левобереж­ ном районе на 5,7 гектара увеличилась площадь парка «Металлург», в пойме реки Воронеж Новолипецким метал­ лургическим заводом заложен микропарк на 5 гектарах. Заложены скверы у дворца спорта «Звездный», админист­ ративного здания НЛМЗ. пемзавода, завода «Цент,ро­ дит» и в одиннадцатом микро-* районе. В Липецке сооружается цве­ точный комбинат. Первая оче­ редь его введена в эксплуата­ цию. Работы по строительству комбината продолжаются. Ин­ ститут «Л ипецгагражд а«проект» ведет разработку документа­ ции лесопарковой зоны отдыха трудящихся на территории госфонда Ленинского лесниче­ ства в районе ЛТЗ, Скоро будет выдан прЬект санитарно-защитной зоны трубного завода (включая ©чистку привокзальных прудов я благоустройство прилегаю­ щей территории! с последую­ щим созданием на этой терри­ тории парка культуры и отды­ ха. Имеются проекты санитар­ но-защитных зон Новолипецко­ го металлургического и цемент­ ного заводов. Коллектив цем- завода приступил к освоению проекта. Из сметной стоимости 43,3 тысячи рублей освоено почти 30 тысяч. Зеленые на­ саждения появились на 6,5 гектара. Однако новолипецкие металлурги мало что делают для создания однокиломет 1 ро- вой санитарно-защитной золы предприятия. Выделяемые на эти цели средства на протяже­ нии рада лет не осваиваются. Воспроизводство вырубленного леса под расширение про­ мышленных объектов ве про­ изводится. Увеличились площади зеле­ ных насаждений вокруг водо­ заборов, очистных сооружений, вокруг АЗС, в микрорайонах и межкварчальных территори­ ях. В результате проделанной работы площадь зеленых на­ саждений общего пользования в городе доведена до 15,6 квадратных метра на одного жителя против 4,5 квадратных метра, имевшихся в 1975 -году, На одиннадцатую пятилетку, намечена большая программа работ по озеленению города. Достаточно сказать, что зеле­ ные насаждения общего поль­ зования будут доведены до 570 гектаров. В частности, будут продолжаться работы по осво­ ению новых площадей Цент­ рального парка культуры я от­ дыха, благоустройству парка в Советском районе. Только при­ ведение в порядок привок­ зальных прудов увеличит зеле­ ные насаждения города на 15 гектаров. Намечено разбить скверы на въездах в город и у развилок дорог, у общест­ венных и административны* зданий. Появятся бульвары но Московскому и Воронежскому шоссе, улице Циолковского, окружной дороге Орел —* Тамбов. Значительно увеличат­ ся насаждения вдоль городских улиц, во дворах жилых домов и вокруг общественных зда­ ний, на территории промыш­ ленных предприятий. Близятся к завершению про­ ект санитарно-защитной зоны металлургического завода «Свободный сокол». Закончена рекультивация земель внеш­ них отвалов пустых пород Студеновокого рудоуправле­ ния. Эти земли будут переданы областному управлению лесно­ го хозяйства, Вокруг Липецка появится новое звено зеленого защитного пояса. Студенов- ский лесопарк будет занимать 120 гектаров. Чтобы осуществить намечен­ ное, нужен посадочный мате­ риал. Площадь декоративного питомника доведена до 200 гектаров, Правда, его террито­ рия разобщена. Он занимает три обособленных участка. Эти участки осваиваются. В конце года намечено заложить еще один участок декоративно­ го питомника участка «Зелен- строй» в районе с. Ново-Нико- лаевка. А. ГАЙДАШ, начальник управления коммунального хозяйства и пассажирского транспорта Липецкого горисполкома. РЕЗОНАН Читатели предлагают , одобряют , возражают П О Ч ЕМ У В « Ч А С П И К » ? В минувшем году «Ленинское знамя» осо- боевчимание уделяло вопросам благо­ устройства областного центра. Поднимались проблемы совершенствование работы го­ родского коммунального хозяйства в целом -и отдельных его служб, создания техниче­ ской базы трамвайно-троллейбусного управ­ ления, специализированного участка «Зелен- строй», работы парков и т. д. На обсуждение читателей выносились воп­ росы, связанные с застройкой отдельных районов города, с работой общественного транспорта, охраной природы, / состоянием дорог и другие. Одно из заседаний «круглого стола» «Ленинском» знамени» было посвяще­ но теме благоустройства Липецка и сорев­ нованию под девизом «Мой город — моя гордость». Редакционная почта свидетеяьстяует о том, что эти вопросы волнуют липчан. Они про­ должают начатый разговор, высказывают кри­ тические замечания, вносят предложения, как быстрее сделать свой город городом вы­ сокой культуры. На традиционной полосе «Резонанс» на этот раз вниманию читателей предлагаются статьи, отклики на заметит ставившие вопросы го­ родской жизни. С каждым годом меняется облик Липецка. Реконструиру­ ются его улицы, поднимаются новые комплексы обществен­ ных и культурных зданий, жилые массивы. Липецк растет ввысь и вширь, наступает новыми микрорайонами на юго- запад. Давно привычными стали силуэты многоэтажной за­ стройки новых районов. На глазах меняются и старые его улицы, площади. В нынешней улице Советской трудно узнать ее прежний облик. Она стала широкой, просторной. Украси­ лась современными многоэтажными домами. На снимке: уголок улицы Советской. Фото Ю. Ардашева. В КОМПЛЕКСЕ организа­ ционных мероприятий по охране природы — защи­ та почвы от загрязнений зани­ мает не меньшее место, чем чистота водоемов и атмосфер­ ного воздуха, И если строи­ тельство очистных сооружений, улучшающих биологическое состояние рек и воздушного бассейна, требует определен­ ного времени н значительных затрат, то предупреждение за­ грязнения почвы в городе—дело несложное, легко осуществи­ мое. Ведь речь идет об орга­ низации систематической убор­ ки уличных и дворовых тер­ риторий. Казалось бы, чего проще, — всем должностным лицам, ве­ дающим этими вопросами, от­ носиться к выполнению своих обязанностей с должной ответ­ ственностью. Такое отношение мы, санитарные врачи, видим V многих работников ЖКУ, ЖКО, ЖЭКов, домоуправле­ ний Липецка. Однако, сегодня речь не о них, а о тех, кто превращает участки города в свалки, раз­ водит грязь, засоряет почву. В таком большом городе, как Липецк, уборка отходов, конеч­ но, механизируется. В боль­ шинстве коммунальных дворов расставлены контейнеры для сбора бытового мусора и пи­ щевых отходов. И если бы эти емкости всегда были исправны и точно по графику заменялись, то не возникало бы ослож­ нений. Но работники специали­ зированного АТХ, в чьем ве­ дении находятся контейнеры, недостаточно уделяют внима­ ния санитарно-техническому состоянию контейнеров, не­ своевременно их ремонтируют, замесят. Поэтому часто можно видеть возле домов контейнеры без крышек, а то и вообше ды­ рявые, разбитые. Далеко не всегда специализированное АТХ соблюдает график их вы­ возки. В некоторых ЖЭКах, домоуправлениях не спешат с устройством площадок с твер­ дым покрытием под контейне­ ры. Особенно неудовлетвори­ тельно содержатся отдельные Н Е З А Г Р Я З Н Я Т Ь П О Ч В У ! дворовые территории старого жилого фонда. принадлежа­ щего ЖЭК-1 и ЖЭК-2 гор- жилуиравления. В некоторых дворах на улицах Фрунзе, Коммунальная, Советская, Ли- повская уже свыклись со свал­ ками залежалого бытового мусора, который не убирается месяцами. Могут сказать, что стоило ли упоминать эти уча­ стки, ведь дома-то там чуть не вековой давности и не сегодня- завтра будут снесены. Дойдет, разумеется, очередь и до этих старинных домиков, и люди из них переедут в но­ вые квартиры. А пока им-то как раз и нужна помощь ЖЭКов и домоуправлений. От­ сюда больше всего нареканий жителей. * В санэпидстанции города и его районов в 1980 году по­ ступило рколо ста писем, заяв­ лений и жалоб трудящихся на отсутствие должного санитар­ ного порядка во дворах. Возмущение вызывают «стихий­ ные» свалки мусора, которые нередко образуются во дворах домоуправления сельскохозяй­ ственной опытной станции, ЖКО трубного завода, ЖЭК-3 и ЖЭК-6 объединенного уп­ равления быта и жилищно- коммунального хозяйства Главлипецкстроя. Очевидно, и заместитель директора опытной станции И. С.ДОавин, и началь­ ник ЖКО трубного завода М. М. Зотов, и начальники ЖЭК-3 и 6 ЖКУ Главлипецк­ строя И. П. Сильченко и И. Е. Суркова тоже свыклись со свалками. Загрязняются мусо­ ром и всякого рода отходами лесные массивы улиц Зои Кос­ модемьянской, Боровой, Бере­ зовой, Студенческой. Севасто­ польской и других. Но особенно волнует липчан состояние Каменного лога. По­ мимо захламления строитель­ ными отходами и бытовым му* сором, расположенные возле предприятия — фабрика «Обл- химчистка», завод «Метиз», фабрика «Облр ембьгшебель», мясоперерабатывающий цех Липецкого мясокомбината — сбрасывают в него сточные во­ ды, промышленные отходы. А ведь Каменный лог является зоной второго пояса водозабо­ ра и загрязненные воды через известняки угрожают попасть в водоносный горизонт. Так безответственность некоторых руководителей промышленных предприятий приводит к за­ грязнению не только почвы, но и подземных водоисточни­ ков, А ведь мы имели печаль­ ный опыт, когда в свое время отходами производства НЛМЗ был выведен полностью из строя водозабор ЛТЗ и частич­ но водозабор самого НЛМЗ. Дорого обошлось это городу. Урок, видимо, не всем пошел впрок. Могут сказать и часто гово­ рят, а куда же смотрят работ­ ники санэпидстанций. Органы санитарного надзора выявляют нарушения, не остаются без­ участными к тревожным сигна­ лам трудящихся. В каждом случае мы проводим тщатель­ ные проверки, даем предписа­ ния об устранении отмеченных недостатков работникам ком­ мунального ведомства, строго контролируем, как они выпол­ няются. В отдельных случаях приходится применять штраф­ ные санкции. Разбирая жалобы трудя­ щихся. приходишь к выводу, что часто они возникают из-за равнодушия. бюрократизма, служебной недисциплиниро­ ванности руководителей домо­ управлений и ЖЭКов. В июле 1980 года группа жильцов до­ ма № 35 на улице Плеханова пожаловалась в городскую сан­ эпидстанцию на то, что кон­ тейнеры ставят очень близко от окон. Трижды пришлось работникам Правобережной санэпидстанции предупреждать начальника ЖЭК-6 Р. П. Кузьмичеву, составлять прото­ колы о санитарном нарушении, штрафовать. В четвертый раз санитарная служба передала дело в административную ко­ миссию Правобережного рай­ исполкома и одновременно на­ правила письмо руководству Главлипецкстроя о служебном несоответствии Р. П. Кузьмиче­ вой. Ее освободили от работы. Вопросы дальнейшего улуч­ шения санитарного состояния города и его благоустройства постоянно находятся в центре внимания общественности, пар­ тийных, советских органов Ли­ пецка. В «Ленинском знамени» разговор об этом шел и при обсуждении «за круг­ лым столом» вопросов «Мой город — моя гордость». В ча­ стности. там раздавались голо­ са — об ответственности ми­ лиции. Нужно признать, что отделы милиции райисполкомов учли эти замечания и заметно активизировали свою деятель­ ность по контролю за санитар­ ным состоянием территорий. Например, сотрудники Со­ ветского РОВД в 1980 году передали на рассмотрение ад­ министративной комиссии райисполкома 363 протокола о санитарных нарушениях. Но, думается, для поддержа­ ния устойчивого санитарного состояния территорий, кроме активности органов милиции и санитарной службы, необходи­ мо решить вопрос с утилизаци­ ей бытового мусора и промыш­ ленных отходов. Для этого надо строить мусороперераба­ тывающие заводы и сооруже­ ния для утилизации отходов промышленных предприятий. Г. ТИЩЕНКО, заведующий отделением коммунальной гигиены Липецкой горсанэпид- станции. ЗАГУБЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ Сколько эа последнее время загублено деревьев и кустар­ ников в поселке Матирский! Ломают их чаще всего води­ тели. Неужели нельзя поло­ жить конец этому? Надо штра­ фовать шоферов, активизиро­ вать работу уличных комите­ тов, депутатов, милиции. И еще следует запретить ставить ма­ шины под окнами домов, да еще с работающими моторами. Группа жителей поселка Матырский. Полностью присоединяюсь к голосам 39 пассажиров, ожи­ дающих «свой» долгожданный трамвай, который постоянно где-то, по каким-то причинам б задерживается. (Об этом писа­ лось в заметке- «Почему мы опаздываем?» в «Л.З.» за 21 ноября 198(1 года). Могу уте­ шить авторов лишь тем, что они не одиноки. Еще большое количество пассажиров еже­ дневно стоят и ждут «своих» трамваев на других остановках Липецка. Утром, в восьмом ча­ су, например, площадь перед остановкой «Кольцо трубного завода» буквально • забита людьми. Спешим вовремя по­ пасть на работу. Но очень ча­ сто злополучные «девятки» (маршрут № 9) задерживают­ ся. У них будто бы и нет рас­ писания движения. То подхо­ дят одна за другой, то ждёшь по 20 минут и больше. И что удивительно: в одни дни де­ вятки идут нормально, в дру­ гие—их вообще нет. А тут еще почему-то, начиная с 7.30 утра они заходят на запасной путь ж выстаивают там какое-то время. Почему это делается в часы «пик»?! Большинство людей, поль­ зующихся этим маршрутом до­ езжает до остановки «Цент­ ральный рынок». Дальше ва­ гон идёт относительно разгру-л женным. Нельзя ли открыть дополнительный маршрут от кольца трубного завода до рынка? На него потребуется всего один-два трамвая, но зато значительно разгрузится маршрут № 9, Большое скопление людей наблюдается на остановке «Улица М. Горького» после семи-десяти часов, но теперь уже трамваи № 9 идут один за другим в обратную сторону, вниз, то есть навстречу основ­ ному потоку пассажиров и аб­ солютно пустые. Это лишь несколько приме­ ров неразберихи в движении трамвая. Работникам трам­ вайного управления надо не уповать на будущее, не искать объективных причин, объясня­ ющих трудности, а находить пути лучшего обслуживания населения, А. МЕШКОВА, рабочая НЛМЗ. П РОЧИТАВ в «Ленин­ ском знамени» за 4 янва­ ря заметку, «Выстрел в парке», я задумался не о вол­ ке, а о собаках, спущенных с поводка. И где? В парке, куда люди ходят отдохнуть, поту- НЕ В У Щ ЕРБ лять, А тут оказываются соба­ ки без поводков. Сколько уже пишут об этом, а толку нет, У нас в Липецке плохо борют­ ся с беспризорными собаками. Сколько их бездомных бегает по улицам. Таких «собачьих» мест немало в районе галанте­ рейной фабрики, возле базы утиль-сырья, возле СУ «Фун- даментстрой». Рабочие с опас­ кой проходят мимо них. И почему соответствую­ щие службы не тревожит та­ кое положение? Да и в домах далеко не все владельцы жи­ вотных соблюдают установлен­ ные правила. Выпуская собак из квартиры, не заботятся о соседях. А ведь содержание собак в домах не должно ид­ ти в ущерб окружающим- И. ПАНИН. Г АЗЕТА не раз писала о судьбе Каменного лога, об этой «жемчужине» Ли­ пецка. О скоростном трамвае и удобных пешеходных мостках, о плотине и водоемах. Здорово, не правда ли! Но до полной реконструкции этого уголка, до осуществления заманчивой мечты архитекторов, видимо, пройдет еще немало времени. А пока? Сколько людей еже­ дневно переходят через этот са- НЕОБХОДИМЫ ПЕРЕХОДЫ мый лог из Ш-го и 12-го мик­ рорайонов в пятнадцатый и обратно. Утром и вечером пе­ ребираются взрослые, пожилые люди, дети через ручей и бо­ лото. Разве нельзя сейчас сде­ лать временный, но удобный и безопасный переход?! В не­ скольких местах положить ка­ кие-нибудь, пусть бракованные, железобетонные плиты. И бу­ дут ходить люди, сокращая свой путь на работу, разгру­ жая транспорт. Предлагаю на­ шим хозяйственникам, не от­ кладывая в долгий ящик, по­ строить хоть два перехода. Люди им будут очень призна­ тельны. И. ЕВСИКОВ. ДВА О ТВЕТА, А К Т У А Л Ь Н Ы Й В О П Р О С Статья С. Шумова «Пробки на магистралях города», («Ле­ нинское знамя» № 211 за 1980 год) обсуждалась архитектора­ ми института «Липецкграждан- проект». Хотя не все в ней приемлемо, а кое-что спорно, статья поднимает очень акту­ альные, важные вопросы. В сложившемся городе труд­ но, а порой невозможно рас­ ширять проезжую часть ули­ цы, к тому же пробки создают не сами улицы, а узлы пере­ сечений магистралей. В проекте транспортной схемы эти проб­ лемы решаются путем разгруз­ ки основных магистралей о*г грузового и транзитного тран­ спорта, для чего предусматри­ ваются объездные дороги, па­ раллельные и дублирующие проезды, пересечения дорог в двух уровнях и другие реше­ ния. К сожалению, проектные нден медленно претворяются в жизнь. Затянулось строитель­ ство объездной дороги с раз­ вязками в двух направлениях на Лебедянском и Елецком шоссе. Медленно идет соору­ жение дороги от 19 микрорай­ она до второго мостового пе­ рехода. Институт «Липоцкграждаи- рроект» разработал предложе­ ния по реконструкции площа­ ди Победы. Предусмотрено расширение самой площади, что улучшит транспортную развязку. В проекте заложены два подземных перехода. Это ликвидирует светофоры н вы­ нужденные остановки тран­ спорта. Рядом с цехом мясо­ комбината запроектирована крупная стоянка автомашин. Сейчас в институте обрабаты ­ ваются проекты торгового центра и крытого рынка. Что касается строительства тоннеля поД площадью, пред­ лагаемого автором статьи, то он намечался в одном из ва­ риантов, предложенных инсти­ тутом «Ленгипрогор». Однако это сооружение дорогое и тех­ нически сложное, поэтому в ближайшем будущем проек­ тирование его не предусматри­ вается. В нашем институте разрабо­ тан проект протяженного жи­ лого дома, состоящего из трех 9-этажных корпусов, соединен­ ных жилыми вставками, кото­ рый разместится по проспекту Победы. Проект получил одоб­ рение градостроительного со­ вета и Госстроя РСФСР. Что касается размещения автовокзала рядом с железно­ дорожным, то такое сочетание имеет ряд преимуществ перед другими вариантами. Сейчас наш институт рабо­ тает над проектом застройки шестого жилого района, со­ стоящего из четырех микро­ районов №№ 20—23. Конечно, основные транспортные артерии района намного шире старых улиц города, они выполнены по последним градостроитель­ ным нормам. В микрорайонах, как н предлагает автор, будет много зелени, площадки для остановок я стоянок автотран­ спорта, подземные гаражи. М. МОРДУХОВИЧ, главный архитектор инсти­ тута «Липецкгражданпроект». ОТНОШЕНИЯ С У Д И Т Ь — ЛИШЬ СПЕЦИАЛИСТАМ Проблема транспорта в го­ роде, как и другие проблемы градостроительства, очень сложна. Однозначно, с раз­ вязкой на площади Победы, расширением улицы или уст­ ройством разделительной по­ лосы, ее не решить. Архитекто­ ры работают над кардиналь­ ной проблемой: как уменьшить количество транспорта в го­ роде, как избавить город от шума, газов и пыли, и поэтому предложения, сделанные това­ рищем Шумовым, неприемле­ мы. Проблема должна решать­ ся другими путями. Главный из них — вынос грузового и транзитного транспорта с го­ родских улиц за пределы жи­ лых районов. Что касается ошибок в гра­ достроительстве, то я считаю, что об этом могут судить толь­ ко специалисты и только после глубокого изучения проблем. Архитектура — это зеркало экономики, а деятельность ар­ хитектора — это государствен­ ное дело, и решение любых вопросов должно происходить С учетом возможностей обще­ ства. Архитекторы должны фантазировать, но при этом не должны отрываться от зем­ ли. Решение устроить тоннель под площадью Победы было в свое время предложено «Лен- гипрогором». который проекти­ ровал генплан Липецка. Одна­ ко нами такое предложение было отвергнуто. При решении транспортной схемы города предусматриваются объезд­ ные магистрали вокруг города. Церва я очередь — объездная магистраль от Елецкого на­ правления до Чашгыгинского и далее по Тамбовской дороге и дамбе Матырского водохра­ нилища — уже заканчивается. В 1981 году будет закончена связь второго мостового пере­ хода с Елецкой дорогой в Рай­ оне 19 микрорайона и строяще­ гося политехнического институ­ та. Это уже позволит макси­ мально снять грузовые и тран­ зитные потоки, которые сегод­ ня все идут через площадь По­ беды. Для уменьшения потоков грузового транспорта по ули­ це Неделина, площади Побе­ ды, улицам Космонавтов и Га­ гарина строится дорога в рай­ оне Нижнего парка, которая является вынужденным вре­ менным решением, так как в будущем в соответствии с транспортной схемой по лево­ му берегу реки Воронеж прой­ дет магистраль, которая на­ правит транспорт на четвертый мост в районе завода «Свобод­ ный сокол», и дорога по Ниж­ нему парку будет обслуживать только парк й общественный транспорт. Московский про­ спект строится с учетом того, что грузового транспорта там не будет. Так архитекторы решают эту проблему. Что касается сроков строительства, то это новая проблема, но уже экономиче­ ская. А. ИВАННИКОВ, главный инженер управ­ ления главного архитектора Липецка. От р е д а к ц и и Д ва ответа. Два отношения к м нению автора статьи «Проб­ ки» на транспортных магистра­ лях города». В первом чув­ ствуется заинтересованность специалиста, уважение к мне­ нию человека, которого взять­ ся за перо побудило не только желание быть наблюдате­ лем того, что происходит в родном городе, а стремление поделиться своими долголет­ ними раздумьями и выводами. На примере застройки про­ спекта Победы С. И. Шумов говорил о некоторых просче­ тах в градостроительстве. Главный архитектор инсти­ тута «Липецкгражданпроект» М . В. Мордухович, соглашаясь с одними положениями автора и возражая против других, сообщает о конкретных рабо­ тах, которые выполняет инсти­ тут по реконструкции площади Победы, улучшению тран­ спортной развязки, одновре­ менно говорит о проектах за­ стройки новых микрорайонов с учетом новых требований. Ответ же главного инженера управления главного архитек­ тора Липецка А. Ф. Иваннико­ ва, мягко говоря, вызывает удивление снисходительным отношением к тем, кто посмел вторгнуться в святая святых — вопросы архитектуры — и су­ дить об ошибках в градострои­ тельстве. Это, де, дело только специалистов. Читая его ответ, мы вспом­ нили высказывание известного советского архитектора А. Руб­ цова: «Только учитывая са­ мым серьезным образом вку­ сы, конкретные предложения и даже эскизы жителей, архи­ тектор получит возможность проектировать, опираясь на вполне реальную и конкрет­ ную ситуацию, а не на собст­ венный произвол, стимулиру­ ющий требования реальной жизни. Архитекторы и социо­ логи должны найти средства вступить в непосредственный контакт с горожанами...», И вот когда проявлена та­ кая попытка создать контакт, она пренебрежительно оборва­ на. А между тем руководите­ лям управления главного архи­ тектора Липецка явно не хва­ тает активной позиции в осу­ ществлении последовательной целенаправленной политики градостроительства, и в част­ ности, в решении очень обост­ рившейся проблемы создания современных транспортных магистралей, развязок и т. д. Более десяти лет строится та самая дорога в районе Нижнего парка, на которую ссылается А. Ф. Иванников. Сначала ее стооили быстро. Теперь почти законсервирова­ ли. Оказалось завершение за­ труднено в связи с большим сносом старых домов. А разве, проектируя эту дорогу, опре­ деляя ее место, архитекторы не предполагали, не видели этого? Или возьмем Московский проспект, который тоже упоми­ нается в ответе А. Ф. Иванни­ кова. По проекту он должен иметь приятные для глаза, значительно снижающие шум, способствующие безопасности движения разделительные зе­ леные полосы. Но при испол­ нении проекта они почему-то исчезли. А где же архитектур­ ный надзор? Почему Москов­ скому проспекту не быть по­ хожим на лучшие современ­ ные магистрали страны?! Если уж говорить о «фанта­ зиях», которые «не должны от­ рываться от земли» и об «ар­ хитектуре, как зеркале эконо­ мики», то здесь еще больше можно предъявить справедли­ вых претензий липецким архи­ текторам. Непринципиальность их позиции не раз дорого об­ ходилась городу. Стоит вспом­ нить многолетнее проектиро­ вание в разных местах авто­ вокзала и в какую копеечку влетели «колебания» и споры с выбором места для Дворца пионеров, которого, видимо, еще долго придется ждать на­ шим детям. Кстати сказать, и генераль­ ная транспортная схема города утверждена всего какой-то ме­ сяц назад. А до этого обхо­ дились без нее. Как без такого важного документа можно бы­ ло грамотно, продуманно ре­ шать транспортные узлы и развязки? Зато предложение по площади Победы архитек­ тора «Ленгипрогора» Ю. П. Шплеты, чей проект деталь­ ной планировки центра Липец­ ка победил на конкурсе и чье решение транспортной оаз- вязки в двух уровнях на пло­ щади Победы было одобрено в Госстрое СССР, как пишет А. Ф. Иванников без всяких объяснений, «было отвергну­ то». К сожалению, не убедитель­ ны, не аргументированы до­ воды, приведенные против п'оложений статьи С. И. Шу­ мова. А о некоторых затрону­ тых им проблемах вообще умалчивается. Создается впе­ чатление, что главный инженер управления главного архитек­ тора предпочел укрыться за щитом профессиональной ам­ биции. Г. ШЕВЧЕНКО-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz