Ленинское знамя. 1981 г. (г. Липецк)
ХРОНИ КА ТРУДОВОГО ПОДВ ИГА 22 ДЕКАБРЯ 1 9 4 3 г. Н а завод продолжает по ступать различное обору дование, материалы, ин струмент, станки. Прибыло три паровоза. Все они бу дут использованы для ото пительных целей в основ ных производственных це хах. 9 АПРЕЛЯ 1 9 4 4 г. Согласно решению обще заводской конференции по рабочему снабжению во всех цехах и отделах за вода началась перерегист рация хлебных и продукто вых карточек. 8 А П Р ЕЛ Я 1 9 4 5 г. В ^оволитейном цехе бы ло проведено опробование бессемеровского конвер тора. Выдана первая плав ка стали. Ее анализ дал положительные результаты. 5 ИЮ Л Я 1 9 4 5 г. Коллектив стройучастка полностью закончил все строительно - монтажные работы в здании под новый инструментальный цех. За кончена также и отделка бытовых помещений в но вокузнечном цехе. Я Н В А Р Ь 1 9 4 6 г. В канун Нового года в клубе завода состоялось вручение медалей «За по беду над Гермамией в Ве ликой Отечественной войне 1941 — 1945 г.г.». Медали бы ли вручены 200 инвалидам Отечественной войны и демобилизованным воинам Красной Армии. 9 ДЕКАБРЯ 1947 г. Токари ремонтно-меха нического цеха Павел Ива нович ПодугольникОв и комсомолец Николай Меще ряков добились блестящих результатов в своей рабо те — в течение 22 меся цев они выполнили свои пятилетние нормы и сей час приступили к выполне нию второй пятилетки. 1 2 ИЮНЯ 1 9 4 8 г. Главный конструктор за вода т. Архангельский, кон структоры т.т. Матюхов и Ткачезский создали новый тип трактора, предназна ченного для обработки пропашных культур. Изготовленный на заводе экспериментальный обра зец трактора прошел 60-ча совую обкатку и направлен на испытание в полевых ус ловиях. 2 4 ИЮ Л Я 1 9 4 8 г. Работники заводского ра диоузла ро главе с т. Гон чаровым провели большую работу по радиофикации новых улиц поселка. В те чение недели было прове дено 2 километра новой радиолинии и установлены десятки радиоточек в квар тирах тракторостроителей. Все заявки на установку ра диоточек удовлетворены. 2 5 АП Р ЕЛ Я 1 9 5 0 г. В литейном цехе из-за завала тоннелей стержнями и плитами остановились го ризонтальное сушило. Это грозило срывом графика в стержневом отделении. Температура з тоннелях чрезвычайно высокая. Что бы освободиться от завала, нужно было по инструкции охлаждать сушило в тече ние двух суток. Слесарь службы механи ка комсомолец Михаил Зало мов изъявил желание очи стить тоннели немедленно. Он надел спецодежду, пере вязал лицо, его облили во дой. Комсомолец работал при 300-градусной жаре. Через 40 минут тоннели были очищены. 1 Д Е К А Б Р Я 1 9 6 2 г. С заводского двора в ад рес Болгарской Народной Республики отгружена оче редная партия новых трак торов. Л И П Е Ц К ИЙ Т Р А Н ТОР : РАБОЧАЯ С Е М Ь Я Как-то дела привели меня на завод рано утром, едва рассвело. Подошел я к про ходной — и вдруг поймал се бя на мысли: чего-то не хва тает мне. Д аж е остановился, помню, пытаясь разгадать это внезапно появившееся чувство. И вдруг понял: площадь у проходной пуста! Никого не было здесь в ранний час. Так это непривычно^.* В ту мину ту, признаюсь, с какой-то пронзительной ясностью ощу тил я себя частицей единого целого — нашего коллектива. Зримо увидел себя в одном ряду с товарищами — это их я встречаю каждый день у проходной, в цехах и отделах, на улицах жилого района. Все вместе мы и есть Липецкий тракторный... ...Удивительная биография у нашего завода! Рожденный в трудные военные годы, он не измеримо вырос и возмужал. Вот только итоги минувшей пятилетки. Задания по объему производства и росту произво дительности труда выполнены досрочно, 19 декабря 1980 го да. Дополнительно изготовлено продукции на пять с половиной миллионов рублей. Производи тельность труда возросла бо лее чем на 24 процента. Полу чено сверхплановой прибыли 3,7 миллиона рублей. Выпуск товаров народного потребления увеличился почти на полтора миллиона рублей. Успехами этими можно гор диться. Но всего важнее для нас — закрепить их, продол жить. И в новой пятилетке не сбавляем мы темпов. З а ми нувшие четыре месяца допол нительно произведено продук ции почти на полтора миллио на рублей. С конвейера заво да сошли 135 сверхплановых тракторов, на 20 0 тысяч руб лей сверх плана изготовлено запасных частей. Финиш, говорят, от старта зависит. Старт новой пятилет ки удался. Но и финиш ведь будет зависеть от нас, нашего старания. Успешно решаются на заводе и социальные вопросы. Еж е годно вводится в эксплуатацию . 10 — 12 тысяч квадратных мет ров жилья. Сейчас общий по лезный жилищный фонд со ставляет более 400 тысяч квадратных метров. В жилом районе тракторостроителей — Дворец культуры, широкоэкран ный кинотеатр «Маяк», спортив ный комплекс, где есть отлич ный зал, плавательный бассейн, футбольное поле и игровые площадки. Большой популярностью у заводчан пользуется санаторий- профилакторий. З а городом, на берегу реки Воронеж, построе ны пионерский лагерь и база от дыха. Полностью удовлетворе ны потребности в детских до школьных учреждениях... Вот такая она, статистика созидания. Я не поскупился на цифры: думаю, никому не покажутся они скучными. Ведь наши трудовые достижения — это взнос в общенародные ре зультаты, это, в конечном ито ге, достаток и могущество страны. А что такое красивые, добротные дома в жилом по селке, уютный детский сад, просторный стадион? Прежде всего, хорошее настроение лю дей, их душевная приподня тость. И все это — добрый помощник в жизни, ценность большой общественной значи мости. Теперь давайте вдумаемся: можно ли было столько соз дать и столько построить, если бы не сообща — всем коллек тивом — решать поставленные задачи? Нет, конечно. Верно ведь говорят: одна рука и в море себя не вымоет. Именно коллективность, единство цели, духовная бли зость стали коренной, неотъем лемой чертой наших людей. И совсем не случайно одна из примечательных особенностей нынешнего дня — растущая социальная активность рабочих, их все больший интерес к воп росам и проблемам, которые в недавнее время решали лишь командиры производства. Коллектив — могучая Конечно, притягательное чение яркого поступка, ресного характера всегда будет велико. И все ж е решающая роль в трудовых наших буд нях, в делах наших и сверше ниях по праву принадлежит коллективу. И в первую оче редь, его ядру — партийной организации. С нас, коммунистов, осо бый спрос. Мы призваны не только хорошо выполнять свои профессиональные обязанности. Мы в ответе и за то, какими вырастут наши последователи, какой запас нравственной проч ности, какой крепости убежде ния получат они от нас в на- сила. зна- инте- следет во. И эта забота —глав ная. В десятой пятилетке коллек тив завода неоднократно при знавался победителем во Все союзном социалистическом со ревновании среди родственных заводов страны. З а высокие трудовые достижения липецким тракторостроителям 16 раз присуждались классные места во внутриотраслевом сорев новании и в том числе 12 — с вручением переходящего Красного знамени Министерст ва и ЦК профсоюза. Большими достижениями в труде встретил коллектив з а вода XXVI съезд КПСС. Вы ступив в области инициатором соревнования под девизом: «XXVI съезду КПСС — 26 не дель ударного труда», трак торостроители изготовили к открытию съезда сверх плана 530 пропашных тракторов. Среди правофланговых со циалистического соревнования •—коллектив участка пластмасс тракторного сцеха № 4, возглав ляемый старшим мастером А. И. Пятницких, слесарь тракторосборочного цеха, Ге рой Социашистического Труда Г. В. Демедкж, токарь-расточ ник, делегат XXV съезда КПСС И. Т. Болотов, сталевары Б. А. Ха-нин, П. С. Сафронов, лау реат премии Ленинского ком сомола шлифовщица Л. Рыж кова, кузнец Н. И. Поляков, шлифовщица Н. С. Комова и многие другие. Большие задачи стоят перед трудящимися завода в одиннадцатой пятилетке. Завод принял и уже успешно претворяет в жизнь новые повышенные социалисти ческие обязательства. Преду смотрено дать народному хо зяйству в 1981 году сверх пла на 300 пропашных тракторов и^ на 10 0 тысяч рублей запас ных частей и изделий по коо перации. ...Завод уверенно смотрит в будущее. Решения XXVI съез да партии открывают перед нами новые перспективы. При ступив к реализации задач, определенных съездом, кол лектив готовится поставить на конвейер трактор Т-60. Про ведена большая работа по созданию конструкции перспек тивного 150-сильного универ сального трактора ЛТЗ-145. Он будет прекрасным, завтрашний день завода. З ало гом тому — наш опыт, наше мастерство, друж ба наша. З а логом тому — замечательные люди, которые трудятся на Липецком тракторном. По ним, по своим товарищам и друзь ям, оцениваю сегодня свою судьбу. И я счастлив, что оказался с ними в одном строю. А. АВДЕЕВ, секретарь парткома ЛТЗ. В ОТ уже десятый год каждый день гостеприимно рас- материал хрупкий. Вдруг не ла вытоптана посетителями на пахиваются двери заводского музея, И каждый день выдержит? Но все прошло территории павильона, где сотни людей приходят сюда. Пионеры проводят здесь благополучно — трактор взоб* экспонировалась сельскохо- торжественные сборы и принимают в свои ряды октябрят, рался на эстакаду, и речи, зву- зяйственная техника производ- Учащиеся профессионально-технических училищ получают павшие на том памятном ми- ства многих заводов нашей дипломы. Молодым гражданам страны здесь вручают пас- тинге, сопровождались уверен- страны. Желающих взглянуть порта. Часто заходят в музей ветераны — вспоминают бы- ньш рокотом его мотора. на советские машины было не- лое, трудные годы войны и послевоенного строительства. Позже, когда на заводе ос- мало. Особенно людно было здесь в последние дни, когда Ли- воили стальное литье, первый ,_ Выставка «Эльмця-65» пецкий тракторный готовился к выпуску юбилейной машины: трактор «переобули» вкреп- вызвала большой интерес у накануне знаменательного события в жизни завода интерес кие стальные гусеницы и шведов __ вспоминает В. Ф. к его истории был необычайно высок. отправили в совхозы Крыма и Войтенков, начальник конст'рук- Давайте и мы побываем в музее, пройдем вдоль стендов Кавказа. торского бюро надежности и с пожелтевшими от времени документами и фотографиями, А в заводском музее до сих авторского надзора. __ Поль- познакомимся с экспонатами. Каждый из них — словно ве- пор хранится фотография той 30,вался популярностью и наш ха славного пути, пройденного заводом. машины... - - Строительный мастерок —• Товарищи! Н а Тракторо- строй приехал из Москвы м а стер стахановских методов то варищ Редкоусов. Завтра он поделится своим опытом, н а учит нас передовым приемам работы. В общежитии — длинном бараке, вдоль стен которого в два яруса стояли грубо ско лоченные нары,—раздался гул голосов. Строители один за два> а то и в три раза В Е Х И С Л А В Н О Г О П У Т И РЕПОРТАЖ ИЗ ЗАВОДСКОГО МУЗЕЯ; липецкий Т-40А, впервые де монстрировавшийся в Швеция. Собственно, благодаря этой вы ставке он и получил прочную прописку в скандинавских странах. А добиться этой прописки было непростое предваритель- ф но трактор должен был пройти тщательную проверку на коро левской испытательной стан ции. Липецкая машина сдала экзамен успешно, хотя он был не из легких. Достаточно ска зать, что в ходе полутораго дичных испытаний по швед ской национальной программе к тракторам, по мнению спе циалистов, предъявляются с а мые жесткие требования в Щ Победитель конкурса Зуборезчица В. И. Волочае- ва — одна из лучших работниц Липецкого тракторного завода. В числе других победителей конкурса "профессионального мастерства, который, проводил, ся в честь выпуска миллионно го трактора, Валентина Ива новна завоевала право уча ствовать в сборке юбилейной машины. Фото А. Драбкина. _____ — . Их В тяжелые послевоенные го- мире> Вместе с тем машина, другим потянулись в середину пример воодушевил других ра- ды техники на селе было очень вь1державшая такие испытания, помещения — туда, где слабая бочих, у девушек появилось мало, и_ липецкие тракторы бы- уЖе не нуждалась в какой-ли- лампочка отбрасывала на зем- немало соперников. Стаханов- ли крайне нужны колхозам и рекламе — авторитетным ляной пол неяркое пятно све- ское движение на стройке ста- совхозам. Простые и надеж - свидехельств0,м надежности та. И вот уже девушки, в л о массовым. ные, они сразу ж е полюби- СЛуЖИЛ выданный королевской большинстве вчерашние школь- _ один год трудились А. А. лись механизаторам, поэтому комиссией сертификат, удосто- ницы, сгрудились вокруг сек- Попова и Н. О. Филимонова на заявки на машины шли на веряющий ее высокие зкеплуа- ретаря партбюро стройки и объектах Тракторостроя. Воз- завод со всех концов страны. хацИошше качества, приезжего мастера. Редкоусов водили кузнечный, инструмен- Предприятие быстрыми тем- взглянул на собравшихся вок- тальный цехи, жилые дома для пами наращивало мощности, с ~ Еще до начала испыта- руг него девушек и твердо тракторостроителей. Сегодня каждым годом выпуская все ний, прямо на выставке, один сказал: * * ■ Акулина Афанасьевна и На- больше продукции. Тракторы из тракторов купил фермер __ Эдне нужны помощники_ талья Осиповна находятся на марки КД-35 обрабатывали по- из центральной части Швеции, каменщики * хооошо знающие заслуженном отдыхе. Они по- ля И в южных республиках, и — продолжает рассказ Ваде- свое дето Кого предложите^ прежнему живут в тракторо- в центре России. Наиболее рий Федорович. — Сделал он Девушки выбирали недолго: заводском районе. А совсем подходящими оказались они и это на свой страх и риск, ведь все знали кто лучшие каменщи- Ряд °м с их домами возвыша- для работы в условиях Край- о машине ему ничего не было цы Это Акулина Попова и ются громады корпусов Липец- него Севера. Поэтому в пяти- известно. Я, как представитель Н аташ а Филимонова кого тракторного, в строитель- десятых годах неоколько трак- завода, объяснил покупателю Н азавтра день выдался сол- с т в 0 которого они вложили все торов были направлены на устройство тракторов, познако- нечный но мооозный Н аташе свои силы в трудные военные дрейфующие станции «Север- мил с техническими характе- и Акулине вместе с мастером годы- И как Реликвия тех лет ный полюс-2» и «Северный по- ” то! Х ! ? поеястояло за лень выложить хранится в заводском музее лк>с -3». Полярники по досто- трактор на свою ферму. Вско- стену м аз у т охпанилиша Пол- невзрачный с виду, истончив- инству оценили липецкие ма- ре подошел , к концу срок мо- несли необходимый запас кир- шийся от Долгого употребле- шины. Свидетельство тому - ей к о и я и д ^ ™ . и я возвра- пича и р а с т в о р а_и закипела ния стР°нтельныи мастерок — .хранящаяся в музее телеграм- тился в Липецк. А через во работа. Руки мастера действовали, словно четко отлаженный ме ханизм — ни одного лишнего движения, ни минуты, потра ченной напрасно. Вроде бы и не спеша работал Редкоусов— а иоди-ка, угонись! И все же девушки не отставали. Чтобы было удобнее, скинули ватни ки. Ну, а мороза работа давала почувствовать - ветру только щеки порозовели. Посмотреть, как трудятся эти Фотография первенца память о людях, скоторых на- ма одной из экспедиций со семь лет, во время очередной чинался завод. словами благодарности трак- поездки в Швецию, вновь со- торостроителям за их отлич- стоялась встреча с тем пер- ный труд. вым клиентом: фермер прямо Уже давно не выпускает Ли- на т РактоРе прикатил на на- пецкий завод трактор марки ^ станцию техобслуживания. КД-35—на смену ему пришли Мы узнали друг друга’ тепло современные, мощные машины. по' 3 Д°ровались, а затем • я „ . Но старые механизаторы иом- спросил>, чтож е случилось с Первое июня 1944 года. Бои нят этот тра,кхор> вед/ он вер. машиной. не 3 с т Г н ы и в 3 стран ах? Евро- но служил им в самые труд‘ “ Ничего не случилось, — на щеи страны и в странах ьвро нь1е годы. отвечает мой старый знакомый. - В далеком от Липецка —Приехал на всякий случай— ................. ...... ................ длинные очереди за хлебом крымском совхозе «Золотая все-таки восемь лет работает трое, приходили люди с дру- ^ балка» есть необычный памят- трактор. Посмотрите, пожалуй- гих участков. Восхищались: ' ^ а "р „„„„ ник- На высоком каменном по- ста, все ли в порядке? «Это действительно по-ста- лета сород четвертого лица схаменте установлен КД-35 вы- „ хановски!» А девушки только заводчан бв1ЛИ радостны и ве- п 19 4 7 г Эхо _ дань После осмотра выяснилось, улыбались в ответ, смахивая глубокого уважения земледель- « о в з ^ е т е н у ж д а л ^ л и ш ь набегавшие капелыки пота. невзгоды' войны С в а ш е г о ут- Ц6В К ТРУДУ -И таланту трак‘ несколько деталеи’ а ® осталь К вечеру кладка стены была Д Д Д Д Д Д Д " Д Р1™ * ? о т о р о с т р о и т е л е й . закончена ра атмосФеРа праздника цари- Д ‘ ла на предприятии: тракторо- Ну, мастерицы! Ну, мо- строители жили ожиданием лодцы! — довольно говорил торжественного события—вы- Редкоусов, оглядывая подняв- пуска первой машины, шуюся за один день огромную и вот на заводской площа- стену. — Если у вас здесь все ди> у специально построенной так работают, значит, будет эстакады, на которую должен завод! б-ыл ВЪехать первенец, собра- В тот день Редкоусов, По- лась огромная толпа рабочих. Золотые м е д а л и - ___ - . г _____ __ г ____ .... На следующий день после пова и Филимрнова выполнили Кого здесь только нет: станоч- открытия выставки в швед- Скандинавским А ном трактор был, как новый! Когда я сказал об этом, то услышал в ответ: — Ваша машина — одна из лучших, с какими мне прихо дилось иметь дело... Подобных отзывов довелось услышать немало и в Дании, и в Норвегии, и в Швеции, 1—• заканчивает В. Ф. Войтенков.—- крестьянам норму на 300 процентов! Ники, кузнецы, литейщики, ском городе Енчепинг в «Ав- липецкий трактор пришелся по потом было общее собрание, строители... Смех, шутки. То тенбладет» — одной из веду- д У ш е1 на котором за стахановский хам> то зДесь над толпой взви- щих газет страны — появилась В настоящее время трактор Пруд им Вручили премии; вается песня. заметка под заголовком «А Т-40А импортируют в десят- мастеру — отрез на пальто, а Вдруг все замерло: послы- трава вся вытоптана»... Темой ки стран мира. Н а трех меж девушкам туфли. Пусть тот шалея рокот мотора, а затем, для выступления послужила не дународных выставках он удо- кусок оунсна был не лучшего лязгая гусеницами, из сбороч- проблема охраны окружающей сгоен золотых медалей. А это качества, а туфлн сшиты ^ из иого д еХа выехал трактор, среды, как могло показаться является ярким свидетельством парусины в годы войны Медленно и, казалось, осто- после беглого взгляда на за- международного признания этим скромным подаркам ра- рожно он двигался к эстака- головок. Журналист рассказы- больших творческих успехов довались безмерно. А девушки де. вал... о советских тракторах. А конструкторов и рабочих заво- дорожитш ими вдвойне: ведь — Конструкторы и инжене- что касается земли — она бы- да. это была их первая премия за ры пережили тогда несколько время работы на стройке. очень напряженных минут, — Вскоре Редкоусов уехал в вспоминает бывший замести- другой город, но урок его не тель главного конструктора прошел даром: с тех пор не было А. С. Балаев. — Дело в том, такого дня, чтобы подруги-ка- что траки и катки первой ма- менщицы Попова и Филимоно- шины были изготовлены из ва не перевыполнили норму в чугуна. А это, как известно, Вот и закончилась наша короткая экскурсия по заводско му музею. Мы задержались лишь у трех экспонатов, но и они рассказали о многом. Ведь за каждым из них — годы трудной, кропотливой работы конструкторов, технологов, ра бочих. Той подчас незаметной работы, без которой невоз можен был бы сегодняшний праздник... О. СОКОЛОВ. К а к ж и в е ш ь , ...К ОГДА слова попро сил Василий Ивани- щев, зал сразу же притих: его выступление жда ли. На трибуну поднялся под тянутый, коренастый паренек. Достал было из кармана пид жака свернутый вчетверо лист бумаги, но тут же отложил его, рассказывать начал про сто, доверительно. — Марфуша Савченко и Катя Кравцова — самые молодые в нашей комсомольско-молодеж ной бригаде. Они пришли на завод в конце декабря прош лого года. «Мы из села, пер вый раз видим завод». «Ниче го, научим!»— ободрили мы их, И мы рассказали новичкам о днях восстановления заво да, о первых заводских стан ках, установпенных нами. Ведь наша бригада в возрождении завода принимала самое не посредственное участие — это было нашим боевым креще нием. Работали и учились. Сам я в 1941 году окончил при заводе школу ФЗО и свой производственный путь начал с токаря... Сердцу было больно, когда нашему заводу пришлось эвакуироваться. Я никуда не ушел, остался ох ранять опустевшие здания и ждать возрождения предприя тия. Зато с каким жаром взял ся за дело, когда завод за работал вновь! Руки стоскова- КОМСОМОЛЬСК АЯ, ФРОНТОВАЯ лись по родным станкам! «Ма ло одной специальности, — сказал я себе тогда. — Изучу как следует слесарное дело— пригодится». А теперь вот стал монтажником. Три про фессии. А ведь это очень важ но, чтобы каждый моло дой человек больше и лучше делал для фронта! И вся моя бригада, и Марфуша Савченко, и Катя Кравцова — все девчата отлично справля ются с такелажными работами, с установкой и сборкой стан ков... Не было дня, чтоб ^моя бригада дала выполнение пла на меньше чем на двести про центов... Было это в феврале сорок четвертого: на тракторном за воде проходила первая кон ференция комсомольско-моло дежных бригад. Тесным ока зался зал. Пришли со своими товарищами Николай Леонов, Василий Долгов, Георгий Ля- жейко и другие. В то время на заводе насчитывалось уже око ло пятидесяти молодежных коллективов. Но в центре вни мания все же оставалась бри гада Иванищева: она была первой. ...Теперь это — история. О ней рассказывают в заводском музее. А тогда... Тогда никого не удивило неожиданное пред ложение Василия Иванищева. Зашел он как-то в комитет комсомола, а там обсуждают вопрос о трудовой вахте в честь 25-летия ВЛКСМ. И Ва ся прямо с порога: — А что если я организую из новичков комсомольско- молодежную бригаду? Встанем на вахту, и задание перевы полним не ниже чем вдвое. Так родилась на заводе первая комсомольская. А че рез, несколько месяцев дирек тор утверждал условия со циалистического соревнования, в котором участвовали уже десятки бригад. Лучшим из них было решено присуждать звание фронтовых. А точнее, только тем, где все выполня ют суточную норму не менее чем на 150 процентов. — Не подкачаем, девчата?— в бригаде Иванищева эти сло ва восприняли как приказ. Да он мог, наверное, и не спра шивать. Девушки приехали с оккупированной территории, и они знали, какую разруху ос тавили после себя фашисты, понимали, как это важно— по строить тракторный. Ответом была ударная ра бота. Как-то всей бригадой раз гружали вагоны с поступив шим на завод оборудованием. Надо было спешить, чтобы скорее отправить эшелон. Не теряя ни минуты, один за другим переносили на плат форму ящики, аккуратными горками складывали инстру мент. У девчонок — мозоли кровавые, усталость с ног ва лит, а виду не подают. Сколь ко раз предлагал бригадир от дохнуть, только хмурились, упрямо подставляя под ящи ки худенькие плечи. Наконец, закончили работу. Собрались было домой — Марфа Сав ченко вдруг куда-то запропа ла. Подождали немного, и тут кто-то увидел: спит Марфуша. Прямо на земле, прислонив шись спиной к только что вы груженному станку, а на ще ках— слезы... Вот тогда и о времени вспомнили: шли уже вторые сутки работы... Они не жалели себя. Поли на Фирсова, Маша Королева, Зина Петрина, Клава Боровко ва... Дело бригаде доверили ответственное — монтаж обо рудования. По всем нормам выходило, что больше двух станков в день не собрать. Бригада Иванищева нередко монтировала пять, а то и шесть. Стоило это неимовер ных усилий: детали станков весили сотни килограммов. Грузоподъемников не хватало, и выручала зачастую только Васина смекалка — он умел «что-нибудь придумать». Во всем помогал бригадир дев чатам. Одного только не мог — уберечь от холода, когда работали зимой под открытым небом, в недостроенных це хах. Какая же сила помогала им? Какая сила так крепко под держивала их — девятнадца тилетнего бригадира и его ровесниц? А вот какая: они работали не только за себя, но и за тех, кто сражался на фронте. Жестоко испытывала воен ная година. Ни выходных не знали, ни отпусков. Жили 8 неустроенных бараках. Сухому ломтю хлеба были рады. Они и сейчас не могут забыть, с каким волнением читали строч ки приказа, подписанного лич но директором: «За большие успехи в работе выдать каж дому члену бригады овощей по 20 кг и бобовых — по 3 кг...». Несколько метров сатина, пара обуви — это тоже была награда за ударный труд. I ...Первенец ЛТЗ — трактор К-35 был изготовлен 1 июня 1944 года. Настоящим празд ником стал для заводчан этот день. А назавтра снова не легкие будни, напряженный труд. Во имя будущего, во имя победы. Бригада Иванищева не сда вала темпов. А бригадир за явил однажды: «Есть в нашей работе недостатки. Мы вре менами забываем, что от нас, от комсомольской, фронтовой, требуется больше, чем от других бригад...» Кто-то из девушек даже обиделся тогда: — Как работаем, и вдруг, — недостатки! Ты уж растол куй, что к чему... Растолковал Иванищев. Все, сказал, людям остается. И де ла наши, и чувства. Но всегда служит людям лишь то, что сделано от души, щедро, до конца. Вот такое было его понимание. С этим высоким понимани ем долга и прошли они свои крутые дороги. Василий Иванович Иванищев до сих пор работает на заво де. Члены его бригады в большинстве на отдыхе уже. Но все так же собираются по праздникам вместе — «своей бригадой». Комсомольская, фронтовая... Посчитать бы сегодня, сколь ко станков, прессоз, молотов собрано их руками. Вспомнить бы, сколько добрых уроков дали они своим ученикам. Все осталось людям... Седина на висках. Внуки уже растут. Но молод взгляд, все т^к же беспокойно серд це. Им не пристало жить вче рашним днем. И потому, за кончив смену, не спешит Ва силий Иванович домой. В со седний цех'сворачивает: здесь новые бригады сейчас работа ют. Может, посоветовать что нужно... Рады гостю в четвертом тракторном. На все участки приглашают. Решил заглянуть к Анатолию Провоторову- — Ну, как живешь, бригада! ив
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz